Проза крупных форм И.С. Шмелева конца 1920-х-1930-х годов: эволюция нравственно-эстетического идеала в свете православного вероучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Репина, Татьяна Сергеевна

  • Репина, Татьяна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 252
Репина, Татьяна Сергеевна. Проза крупных форм И.С. Шмелева конца 1920-х-1930-х годов: эволюция нравственно-эстетического идеала в свете православного вероучения: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2005. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Репина, Татьяна Сергеевна

Введение.

Глава I. Роман «История любовная»: противостояние духовного й греховного начал земной жизни.

Глава II. Народное восприятие православного вероучения (романы «Няня из Москвы», «Солдаты»).

II - 1. Историческое и общечеловеческое в романе «Няня из Москвы».

II - 2. «Святое чувство» в народном мироощущении.

II - 3. Роман «Солдаты»: нравственные устои русского воинства.

Глава III. Православные основы авторской концепции мира (роман «Лето Господне», повесть «Богомолье»).

III - 1. Истоки нравственных ориентиров. Трудовой год по православному календарю.

III - 2. Постижение духовных ценностей бытия.

III - 3. Повесть «Богомолье» - самоценная и органическая часть духовной автобиографии писателя.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза крупных форм И.С. Шмелева конца 1920-х-1930-х годов: эволюция нравственно-эстетического идеала в свете православного вероучения»

Создание и публикация большей части сочинений И.С. Шмелева пришлись на время его жизни за пределами России. Личность и творчество писателя вызывали устойчивый и глубокий интерес в эмигрантской среде. Каждое опубликованное произведение получало живой отклик профессиональной критики, собратьев по перу, деятелей культуры, читателей. Творчеству Шмелева дали оценку Г. Адамович, Ю. Айхенвальд, А. Амфитеатров, К. Бальмонт, Н. Бережанский, Ив. Бунин, М. Вишняк, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, В. Зеелер, И. Ильин, А. Карташев, Н. Кульман, К. Мочульский, П. Пильский, Г. Струве, многие другие. Этот материал привлечен и рассмотрен с точки зрения избранной темы в настоящей диссертации.

Первым и самым глубоким исследованием творчества И.С. Шмелева среди современников-эмигрантов стала работа И.А. Ильина «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов - Шмелев» (1959) (1), в которой критику удалось верно представить авторскую концепцию - с позиций православной нравственности.

В последнее время наследие художника находится в центре внимания российских исследователей литературы и историков культуры Русского зарубежья. Пристальное изучение их трудов позволило прояснить многие направления предпринятого нами осмысления нравственно-эстетических идеалов писателя в их истоках и развитии.

Одной из первых работ о жизни и творчестве И.С. Шмелева стала монография О.Н. Сорокиной (США) «Московиана» (2), в которой автор успешно реализовал поставленную перед собой цель - проследить творческую эволюцию писателя, изменение проблематики его произведений. В книгу включены многочисленные сведения из зарубежных архивов, переписки Шмелева, а история создания сочинений тесно связана с событиями его жизни.

Наиболее полной, обстоятельной и обобщающей достижения художника стала первая в России книга А.П. Черникова «Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека» (3), где «на большом фактическом материале, в том числе архивном, рассматривается своеобразие идейно-эстетических и духовных исканий писателя, его творческая эволюция и место в литературном процессе» (3, 2). Эту монографию отличает детальный анализ всего творчества Шмелева с опорой на его нравственную позицию и эстетическую концепцию, основанные на истинах православного вероучения. Ученый средствами глубокого проникновения в художественные тексты раскрыл значимость, плодотворность убеждений писателя, среди них - ключевого: «"Когда я говорю о новой-то эстетике, <. .> я это так и понимаю: надо обожить искусство. Уяснить, что искусство, как и религия, из одного - божественного - источника"» (3, 248). А.П. Черников убедительно и ярко, на богатом материале всей прозы Шмелева осуществил ее постижение в том русле, которое было определено И.А. Ильиным в его книге «О тьме и просветлении», доказательно обосновал высказанный в 1955 году Г.В. Адамовичем взгляд на судьбы словесного искусства Русского зарубежья: «эмигрантская литература сделала свое дело потому, что осталась литературой христианской» (4, 27).

Ряд уточнений в исследования такой направленности внес И.А. Есаулов, соответственно избранной им теме: «Категория соборности в русской литературе» (5). Здесь на локальном пространстве, главным образом романа «Лето Господне», было установлено место Шмелева среди авторов произведений, содержащих так называемый «православный код русской национальной культуры» (5, 45), т.е всецело отражающих «своеобразие православного образа мира, православного менталитета» (5, 6). Спорность некоторых высказанных Есауловым положений открывает возможность конкретизации смысла и терминологического обозначения важных явлений литературы.

М.М. Дунаев посвятил жизни и творчеству Шмелева часть докторской диссертации, целый ряд статей и отдельную главу в его шеститомном труде «Православие и русская литература» (6). Этим названием определен подход исследователя к истории русской словесности, в том числе к наследию Шмелева. Оно толкуется как разрешение «задачи наитруднейшей: передать своим искусством Господень Свет в человеке. Но не в святом — в обыденном человеке» (6, 577). Исследование писательского интереса к последнему венчается справедливым и перспективным выводом: «<.> Поиск духовных основ бытия был связан не со стремлением укрыться от непривлекательных сторон жизни, но желанием исправить жизнь, убрать скопившееся в ней зло, найти пути переустройства общества. В этом его коренное отличие от многих литераторов, превративших религиозно-мистические искания в самоцель» (6, 591). С этой высоты освещена эволюция религиозных воззрений Шмелева, воплощенная в его художественной прозе.

Сходный путь к осмыслению творческой индивидуальности Шмелева избрал A.M. Любомудров в работе «Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев» (7). Но материалом изучения стали здесь такие сочинения Шмелева, как «На скалах Валаама», «Старый Валаам», «Пути небесные», лишь отчасти «Богомолье» и «Лето Господне», которые сосредоточили в себе целостную концепцию православного мироощущения. На этой основе построена характеристика «духовного реализма» Шмелева - теоретического понятия, впервые введенного и осмысленного А.П. Черниковым, поддержанного М.М. Дунаевым, A.M. Любомудровым, установившим два типа такого реализма на примере произведений И. Шмелева и Б. Зайцева.

Е.А. Осьминина в своих научных изысканиях (кандидатская диссертация «Проблемы творческой эволюции И.С. Шмелева» - 8, предисловия к книгам 8-томного собрания сочинений Шмелева - 9) отметила процесс нарастания светлого начала в творчестве Шмелева. Высшие достижения в этой области были выявлены в повести «Богомолье», романе «Лето Господне». Их рассмотрение привело Осьминину к заключению, в котором убедительно представлено православное вероучение как главный источник русской духовной жизни, но, думается, не совсем справедливо подчеркивается «мистический» характер этих произведений: «Это свет <.> веры православной. Шмелев описывает чудеса, исцеления, явления святых -знаки мира иного; которые ему внятны. <.> Также описывается быт и уклад православной семьи, рисуются портреты родственников героя-рассказчика. Но в этих портретах больше рассказа, нежели показа, герои обрисованы проще, а быт — оцерковлен значительно больше. Описываются, например, не все кушанья, а только куличи, пасхи и яйца. Праздник Пасхи показан не ради самого праздника, а для того, чтобы подчеркнуть событие, произошедшее в разговины, придать ему мистический, вневременной смысл: дядя мальчика, материалист и безбожник, опамятовался, уверовал и похристосовался со всеми на Пасху» (10, 9).

Подъем за последние годы литературоведческой мысли, обращенной к православной основе творческих завоеваний Шмелева, - закономерен. Ныне Россия переживает возрождение своих духовных традиций. С этим процессом Патриарх Московский и всея Руси Алексий II связал судьбу наследия писателя: «Полвека минуло со дня кончины Ивана Сергеевича Шмелева, но лишь десятилетие назад его талантливые, честные, глубоко православные книги пришли в Россию и стали неотъемлемой частью духовного возрождения нашего общества» (11, 34). Эти слова прозвучали в речи Алексия II на церемонии перезахоронения праха И.С. Шмелева в некрополе Донского монастыря 30 мая 2000 года. 29 мая 2000 года был открыт памятник писателю в Москве; памятную доску поместили и на доме, где он жил до отъезда в эмиграцию. С 25 мая по 2 июня 2000 года прошли Дни памяти Шмелева, в том числе многочисленная и представительная международная научная конференция - «Иван Шмелев - мыслитель, художник и человек», приуроченная к 50-летию со дня его смерти. Материалы конференции были опубликованы в книге «Венок Шмелеву» (2001). Этим торжественным событиям предшествовал поистине бесценный дар Российскому Фонду Культуры - передача в апреле 2000 года архива писателя, сохраненного внучатым племянником (по жене) Шмелева Ивестио-ном Жантийомом.

Богатство собранных здесь материалов, несомненно, активизировало деятельность исследователей наследия И.С. Шмелева. Участники переговоров с г. Жантийомом передали свое впечатление от полученных рукописей: «В архиве оказались бесценные документы — такие, как неизвестные письма Ивану Ильину, ныне введенные в научный обиход в составе уже изданной (2000 - Т.Р.) в России переписки "двух Иванов" - И.С. Шмелева и И.А. Ильина. Поразил нас и никогда не публиковавшийся дневник Ивана Сергеевича - "Сны о Сереже", посвященный сыну писателя, расстрелянному в Крыму вместе с тысячами не захотевших покидать Родину и добровольно сдавшихся белых офицеров и солдат» (11, 12). На итоговой конференции, посвященной Шмелеву, было сообщено «о новых документальных материалах: это и записные книжки — дневники Шмелева, и очерк Бальмонта о нем, и переписка Шмелева с различными русскими и иностранными корреспондентами - с Буниным и Зайцевым, с О.А. Бредиус-Субботиной, Н. Телешовым, В.Ф. Зеелером и многими другими» (11, 15). Ныне книга «И.С. Шмелев и О.А. Бредиус-Субботина. Роман в письмах» уже издана в двух томах (12); а письма Раисы и Людмилы Земмеринг опубликованы в «Новом мире» (13). Наконец возвратившиеся на родину документы многообразно раскрывают нравственно-эстетические убеждения Шмелева, среди них едва ли не главным стал взгляд на подлинную позицию создателей отечественной духовной культуры: «Для сего надо быть не только с Богом в сердце, но и (если Бога нет в душе) большим художником-критиком. <. .> Подлинный писатель поймет, ибо подлинный-то - всегда религиозен (пусть не церковно)» (14).

Хлынувшие в течение последних лет широким потоком публикации архивных документов подтверждают актуальность изучения «духовного реализма» Шмелева, предпринятого А.П. Черниковым, М.М. Дунаевым, A.M. Любомудровым и др. Избранная для настоящей диссертации тема предполагает продолжение этого направления исследований и, по нашему мнению, обладает научной значимостью в плане углубления в творческую индивидуальность писателя с точки зрения определения ее роли в литературном процессе эпохи. Следует, видимо, установить и различие между принципами анализа, освоенными в данной работе и в непосредственно предшествующих ей диссертациях конца 1990-х - начала 2000-х годов, - в целях уточнения выдвинутого нами, своеобразного подхода к осмыслению наследия писателя.

На настоящий момент защищено около двух десятков диссертаций, посвященных творчеству И.С. Шмелева (15). Среди них наиболее близкими нам, кроме вышеназванных теоретически важных трудов Черникова, Дунаева, Любомудрова, представляются три: Л.Е. Зайцевой «Религиозные мотивы в позднем творчестве И.С. Шмелева, 1927 - 1947 гг.» (1998), Т.А. Таяновой «Творчество Ивана Шмелева как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века» (2000), Д.В. Макарова «Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И.С. Шмелева» (2001). Все авторы внесли некоторый вклад в избранную область изысканий. Л.Е. Зайцева выявила жанровые и стилевые особенности, общие для сочинений Шмелева и древнерусской литературы. В романе «Няня из Москвы» установлены признаки таких структур, как Житие (Святых), сказ, хожение; в зрелой прозе Шмелева доказано наличие так называемых «внутренних» композиций, обусловленных религиозной тематикой. Д.В. Макаров особое внимание уделил христианской трактовке смерти, образу старца Гефсиманского, противопоставлению Востока - Запада, расхождению между двумя ветвями христианства - православием и католичеством. Во всех трех работах рассмотрено бытование в поздних сочинениях Шмелева общехристианских образов, сюжетов, мотивов, интерпретация писателем Радости, Света (Светозарно-сти) и противостоящих им Тьмы, Греха; наконец, - возрождения личности, чудесного ее преображения, Промысла Божия. Тем не менее, на наш взгляд, эти работы отличает обобщающий характер в осмыслении отдельных явлений, процессов.

Во-первых, при обращении к ведущим для православного вероучения духовным ценностям они нередко освещаются как сами собой разумеющиеся величины, вне изучения их истоков, подлинного наполнения, внутренних связей с человеческой природой, вне всего того, что было обосновано в Евангелии, поучениях Святых Отцов, других священных откровениях. В результате не только конкретные мотивы повествования, но целостные сложные произведения Шмелева представлены в схематической трактовке, а мудрость православных заветов - недопустимо обедненной.

Во-вторых, религиозная концепция писателя представлена только по линии глобальных духовных процессов. Не учтено в художественных текстах множество построчных мыслеемких образов, ассоциаций, привносящих массу на редкость важных акцентов, оттенков в христианское мировосприятие автора, его любимых персонажей, а также в развенчание низменных побуждений «антигероев» в повестях и романах Шмелева.

Наследие проникновенного художника рассмотрено JI.E. Зайцевой, Т.А. Таяновой, Д.В. Макаровым выборочно. Не затронутыми оказались «История любовная», «Солдаты», где не было найдено достойных мотивов, подтверждающих религиозное сознание Шмелева, а роман «Няня из Москвы» получил незначительную, поверхностную оценку.

В настоящей диссертации предпринята попытка преодолеть ставший в последнее время, к сожалению, весьма распространенным ограниченный подход к одному из самых неординарных и весомых проявлений «духовного реализма» И.С. Шмелева. Стремление проследить эволюцию его достижений в этой сфере составляет основу концепции и определяет научную значимость нашей работы.

Объектом научного осмысления диссертанта стали пять произведений И.С. Шмелева, написанные в эмиграции в период конца 1920-х - 30-е годы: «История любовная», «Солдаты», «Няня из Москвы», «Богомолье»,

Лето Господне», а так же их истолкование критикой Русского зарубежья тех лет и современным литературоведением. Не меньшее внимание обращено на публицистику, эпистолярий писателя. В многочисленных статьях, заметках Шмелев открыто высказывал свое отношение к тем вопросам, которые оказались в центре нашего исследования. А письма, по верному наблюдению Д. Шеварова, «были продолжением творчества. Шмелевская проза и шмелевские письма - одна художественная ткань» (13). Значимыми являются письма к О.А. Бредиус-Субботиной (12), в которых раскрылись характерные черты творческой лаборатории писателя. Еще более важна переписка И.С. Шмелева с И.А. Ильиным, опубликованная в собрании сочинений философа в виде трех дополнительных томов (16). Здесь получили разрешение многие сложные философско-эстетические проблемы. Наконец, важной сферой исследования стали многочисленные выступления религиозных мыслителей, Святых Отцов Православной Церкви: изучение их трудов позволило выработать методологические основы настоящей работы.

Целью диссертационного исследования является изучение прозы крупных форм, созданной Шмелевым в конце 1920-х - 30-е годы как целостной нравственно-эстетической системы; выявление в отдельно взятом художественном сочинении тем, мотивов, образов в их конкретной связи с заветами и прогнозами православного вероучения, которое предопределяет и обосновывает сущность этой системы, проясняя феномен раскрытого писателем народного религиозного сознания.

Отсюда вытекают конкретные задачи:

- провести детальный текстологический анализ означенных романов, повести Шмелева, проследить их устойчивую ориентацию на священные для отечественной религии источники;

- исследовать характерные для эмигрантского творчества Шмелева христианские темы и мотивы (греха, покаяния, духовного возрождения личности, обретения веры, духовного учительства и водительства, смирения, вечной жизни, смерти.), раскрыв их цель и оригинальность образного запечатления в прозе писателя избранного периода;

- рассмотреть способы и формы выражения Шмелевым категории соборности как одной из ведущих в православном вероучении;

- выявить сущность и поэтику воплощения (на текстологическом уровне) авторской концепции человека и мира как православной концепции духовного бытия;

- установить эволюцию обогащения этой концепции от романа «История любовная» до романа «Лето Господне».

Целью и задачами обусловлено комплексное использование следующих методов исследования: структурно-аналитического, историко-функционального, сравнительно-типологического, аксиологического, биографического.

Методологическую основу настоящей диссертации помогли определить суждения самого Шмелева и работы о его жизни в эмиграции. Круг людей, среди которых оказался Шмелев на чужбине, доставил ему многие часы приятного личного общения. О. Сорокина, работавшая в разных зарубежных архивах, немало конкретизировала этот факт: «Дружба с Кульманом, историком литературы, и Карташевым, профессором Духовной академии в Париже, развивалась на базе серьезных литературно-философских интересов. <.> Дружба с Кульманом подкреплялась и общением с его сыном, ставшим впоследствии епископом Мефодием. <.> Надо сказать, что Шмелев популяризировал Капбретон среди своих соотечественников-эмигрантов. По его рекомендации там отдыхали Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, С.Н. Булгаков, Н.К. Кульман и М.В. Вишняк. В Капбретоне также произошла встреча Шмелева с Бальмонтом» (2, 161). Нет сомнения в том, что мысли, высказанные его собеседниками по разным вопросам, в том числе и по богословским, были писателем живо восприняты и хорошо усвоены. Подчас он письменно отзывался на новые труды философов. Среди его публицистических работ есть, например, статья-рецензия «Крушение кумиров» (1924) на одноименную книгу C.JI. Франка, в которой Шмелев воодушевлено обозначил близкие себе главные идеи мыслителя. Нередко Шмелев прямо заявлял: «У Булг<акова> в его «Автобиогр<афических> Заметках» - прочитайте, сто-ит! - как че-лов<еческий> докум<ент> - дано, верно, точь-в-точь, мое» (17, 108). Иван Сергеевич, по воспоминаниям современников и его собственным отдельным замечаниям, предстает тонким знатоком православного вероучения, трепетным исполнителем его канонов. В одном из писем Шмелев приоткрыл свое внутреннее состояние: «В час отдыха вбираю кое-что из славных писем Феофана-Затворника. и - внимаю, и. - нахожу своим!». Всю свою сознательную жизнь писатель неутомимо призывал окружающих: «Надо больше, чаще читать Евангелие - размышляя, уходя туда, где творилось Оно. Это - великая сладостность» (18, 317).

Теоретико-методологическая база настоящего исследования обладает многоуровневой структурой. Работа создавалась в результате изучения Библии, особенно - Евангелия, святоотеческой традиции, текстуально закрепленной в различных богослужебных книгах (Молитвослов, Акафи-стник, проч.), поучений и наставлений Святых Отцов (привлекались труды Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Оптинских Старцев, Феофана Затворника, Антония Сурожского, многих других), житий Святых, описаний богослужений, христианской символики, текстов православных молитв. Литературоведческую основу диссертации определили труды В.Я. Проппа, А.Н. Веселовского, Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.М. Жирмунского. Максимально были освоены воспоминания, отзывы, статьи, книги представителей русской эмиграции, современников И.С. Шмелева: Г.В. Адамовича, А.В. Амфитеатрова, Б.К. Зайцева, В.Ф. Зеелера, И.А. Ильина, А.В. Карташева, Г.П. Струве, др. Последовательно были осознаны достижения религиозной философии XX века: Вл.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского. Глубоко осмыслены и многократно привлечены к анализу творчества Шмелева монографии современных исследователей Русского зарубежья:, О.Н. Сорокиной, А.П. Черникова, М.М. Дунаева, A.M. Любомудрова, ряда других.

Научная новизна работы обусловлена неисследованностью ряда анализируемых в ней произведений И.С. Шмелева («История любовная», «Солдаты», «Няня из Москвы»), недостаточной изученностью эволюции религиозно-философской концепции писателя, обогащения ее сущности, образного воплощения от произведения к произведению. Для разрешения столь важной задачи впервые выдвинуты принципы изучения художественных текстов, их целостного звучания, отдельных мотивов и «построчных» акцентов — в тесных связях с каноническими и агиографическими памятниками православного вероучения. Такой подход к прозе Шмелева позволил обнаружить доселе не освещенные особенности его творческой индивидуальности: раскрытие современного автору мира как своеобразной «реализации» священных заветов и прогнозов христианства, а в человеческом их восприятии отражение сложной типологии - от шаткого, интуитивного к осознанному личностью и самобытной трактовке в народном сознании. В результате подобной направленности анализа в настоящей диссертации рассмотрены ранее не учтенные формы проявления авторского начала в повествовании, а так же проблемы психологического, композиционного мастерства художника.

Теоретическая значимость диссертации состоит в литературоведческой интерпретации по преимуществу богословских тем, мотивов, отдельных понятий (например, веры, покаяния, смирения, креста, милостыни), их функционального значения в конкретных текстах, шире, творчестве И.С. Шмелева.

Практическое значение данной диссертации связано с возможностью использования полученных в ходе анализа художественных текстов выводов в лекциях по курсу «Литература Русского зарубежья», в организации и проведении спецкурсов и спецсеминаров для студентов-филологов, а также в школьной практике преподавания литературы.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета, на аспирантских объединениях. Важные положения работы изложены в докладах на конференциях: «Словесное искусство Серебряного века и развитие литературы» (Москва, 2001), «Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии» (Армавир, 2002), «Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века» (Москва, 2003), «Русская литература XX века: проблемы жанра и стиля» (Тверь, 2004). Основные наблюдения и обобщения, к которым пришел диссертант, освещены в шести публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обозначаются: цель, задачи, научное значение и научная новизна работы. Название глав определяет их содержание: I - «Роман «История любовная»: противостояние духовного и греховного начал земной жизни»; II — «Народное восприятие православного вероучения (романы «Няня из Москвы», «Солдаты»)»; III - «Православные основы авторской концепции мира (роман «Лето Господне», повесть «Богомолье»)». В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Библиография, состоящая из семи разделов, насчитывает 232 названия изученных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Репина, Татьяна Сергеевна

Заключение

1. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека. -Калуга: Калуж. обл. ин-тусоверш. учителей, 1995.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Репина, Татьяна Сергеевна, 2005 год

1. Художественные тексты

2. Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. (с 3 доп. томами) /Сост., предисл. Е.А. Осьмининой. М.: Русская книга, 1998 2000.

3. Шмелев И.С. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Вече, 2001.

4. Шмелев И.С. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Литература, 1999.

5. Шмелев И.С. Сочинения: В 2 т. -М.: Худож. лит., 1989.

6. Шмелев И.С. Лето Господне. М.: Олимп, 2000.

7. Шмелев И.С. Куликово поле / С предисл. И.А. Ильина. М.: Рарогъ, 1999.-94 с.

8. Шмелев И.С. Лето Господне. М.: Синергия, 1998. - 446 с.

9. Шмелев И.С. Лето Господне. -М.: Срет. монастырь, 1998. 623 с.

10. Шмелев И.С. Богомолье. М.: Срет. монастырь, 1998. - 511 с.

11. Ю.Шмелев И.С. Богомолье. Лето Господне. М.: Известия, 1996.490 с.

12. П.Шмелев И.С. Няня из Москвы // Роман-газета. 1996. - № 8.

13. Светлая страница: Сборник. Калуга: Калуж. обл. ин-т усоверш. учителей, 1995. - 648 с.

14. З.Шмелев И.С. История любовная. Няня из Москвы. М.: Москва, 1995.-416 с.

15. Шмелев И.С. Богомолье. М.: Моск. рабочий, 1994. - 269 с.

16. Шмелев И.С. Пути небесные. Избранные произведения. М.: Сов. писатель, 1991. - 588 с.

17. Шмелев И.С. Лето Господне. Богомолье. Рассказы. М.: Мол. гвардия, 1991.-653 с.

18. Шмелев И.С. Лето Господне. Богомолье. Статьи о Москве. М.: Моск. рабочий, 1990.

19. Шмелев И.С. Избранное. М.: Правда, 1989.

20. Шмелев И.С. Лето Господне. М.: Сов. Россия, 1988.

21. Шмелев И.С. Повести и рассказы. -М.: Худож. лит., 1966.

22. Шмелев И.С. Повести и рассказы. -М., 1960.

23. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Лето Господне. СПб, 1955.

24. Куприн А.И. Сочинения в 3-х т. Т. 3. Романы. - Е.: ИПП Уральский рабочий, 1995.-432 с.

25. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т. Т. XV, XXI, XXII. -М.: Худож. лит., 1982 - 1985.1.. Религиозно-философская литература

26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2004. — 1337 с.

27. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988.- №9.

28. Антихрист (Из истории отечественной духовности). Антология. -М.: Высш. шк., 1995.-415 с.

29. Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2003. - 278 с.31 .Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск: Святой остров (Фонд культуры Карелии), 1992. - 575 с.

30. Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем: В 2 т. М.: Лепта, 2002. - Т. 1 - 944 е.; Т. 2 - 832 с.

31. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. -383 с.

32. Булгаков С. Агнец Божий. Париж: YMCA, 1932.

33. Булгаков С. О Православии. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. -528 с.

34. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-368 с.

35. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2002. - 191 с.

36. Гусляров Е.Н. Христос в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, исторических версий. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 735 с.

37. Добротолюбие. М.: ООО Изд-во ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 528 с.

38. Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев/ В 2т. -Изд-е Введенской Оптиной Пустыни, 2003. Т. 1 - 687 е.; Т. 2 -591 с.

39. Душеполезные поучения Святителя Феофана Затворника. Изд-е Введенской Оптиной Пустыни, 2003. - 576 с.

40. Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Сов. Россия, 1991. -368 с.

41. Иоанн Златоуст. Избранные поучения: Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001.-608 с.

42. Иоанн Кронштадтский. Путь к Богу. М.: Патриот, 1992.

43. История религии: В 2 т. // Учебник / Под общей ред. И.Н. Яблокова. -М.: Высш. шк., 2002.

44. Карпов А.Ю. Православные святые и чудотворцы. М.: Вече, 2005. -304 с.

45. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2 т. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. - Т.1 - 718 е.; Т. 2 - 590 с.

46. Книга апокрифов. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004. - 432 с.

47. Лопухин А.П. Библейская история: В 3 т. СПб., 1895.

48. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.51 .Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М.: СП Интербук, 1991.

49. Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2001.-384 с.

50. Митрополит Сурожский Антоний. Жизнь. Болезнь. Смерть. Минск: Виноград, 1998.

51. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М.: СП Интербук, 1991.

52. Николай Чудотворец. Житие и чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 191 с.

53. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб.: Сатисъ, 2003. -495 с.

54. Православие и Западное Христианство / Учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. М.: Изд-во храма св. муч. Та-тианы, 1999.- 176 с.

55. Православная Церковь. Современные ереси и секты в России. Рязань, 1996.-240 с.

56. Православное учение о человеке (Избранные статьи). Москва -Клин: Синодальная Богословская Комиссия. Изд-во «Христианская жизнь», 2004. - 432 с.

57. Праздники православной церкви с подробным объяснением. М., 2000.-256 с.

58. Протопресвитер Александр Шмеман. Сретенье // Он же. Воскресные беседы. М.: Паломник, 1993.

59. Православный молитвослов. Наставления для подготовки к исповеди. СПб.: Сатисъ, 1993. - 320 с.

60. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. 368 с.

61. Преподобный Сергий Радонежский: Житие, чудотворения, молитвы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 208 с.

62. Розанов В.В. Религия и культура. М.: ООО Изд-во ACT, Харьков: Фолио, 2001.-640 с.

63. Розанов В.В. О вере русских // Русская литература. 1991. - № 1.

64. Русские иконы / Автор-составитель Наталия Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

65. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. -М.: Иерусалим, 1994.

66. Святитель Иннокентий Пензенский. Деятельное богословие: Божественное правоведение. Христианское нравоучение. Письма. — М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 302 с.

67. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2002. - 149 с.

68. Соловьев Вл.С. Духовные основы жизни // Фототипическое издание. М.: Изд-во «Жизнь с Богом», 1982. - 144 с.

69. Соловьев Вл.С. О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. -336 с.

70. Соловьев Вл.С. Спор о справедливости: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 864 с.

71. Соловьев Вл.С. Смысл любви. С. Троицкий. Христианская философия брака. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак в Православии. -М.: Путь, 2003.-236 с.

72. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: В 4 т. 3-е изд., испр. и доп. - М.: ООО Изд-во Астрель; Изд-во ACT, 2004.

73. Старообрядчество в России (XVII XX вв.): Сб. науч. трудов / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. - М.: Языки русской культуры, 1999. -456 с.

74. Толковая Библия: В 9 т. Пб. 1912.

75. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ООО Изд-во ACT; Харьков: Фолио, 2000. - 656 с.

76. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. 2-е изд. - М.: Лепта-Пресс, 2003.-320 с.

77. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. - 797 с.

78. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: ООО Изд-во ACT, Харьков: Фолио, 2001. - 672 с.

79. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

80. Франк С.Л. Реальность и человек. -М.: Республика, 1997. -479 с.

81. Фроловский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж, 1931.

82. Фроловский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1988.

83. Шполянский М. Чудо. Богословский взгляд и личный опыт. М.: Отчий дом, 2003. - 126 с.

84. Щеголева Е. Православный храм. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -239 с.

85. I. Книги и монографии о Шмелеве и его творчестве

86. Aschenbrenner М. Iwan Schmeljow. Leben und Schaffen des gropen rus-sischen Schriftstellers. Konigsberg - Berlin, 1937.

87. Дунаев M.M. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. V. М.: Христианская литература, 1999. - 736 с.

88. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - 288 с.

89. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. // О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов -Шмелев. — М.: Русская книга, 1996. - 560 с.

90. Кутырина Ю.А. Иван Сергеевич Шмелев. Париж, 1960.

91. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. -272 с.

92. Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. -2-е изд., доп. М.: Моск. Рабочий, 2000. - 408 с.

93. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека. -Калуга: Калуж. обл. ин-т усоверш. учителей, 1995. — 344 с.

94. Черников А.П. Лики жизни: Калужские страницы творческой биографии И.С. Шмелева. Калуга: Гриф, 2002. - 152 с.

95. Шешунова С.В. Образ мира в романе И.С. Шмелева «Няня из

96. Москвы». Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2002. - 99 с.

97. Адамович Г.В. Литературные беседы: Шмелев Ирина Одоевцева -Давид Кнут// Звено. - 1928. -№ 6.

98. Адамович Г.В. «История любовная» И. Шмелева // Иллюстрированная Россия. 1929. - № 23.

99. Адамович Г.В. «Солдаты» И. Шмелева // Последние новости. -1930.- 15 мая.

100. Адамович Г.В. О русской литературе в эмиграции // Современные записки. 1934. - № 50.

101. Адамович Г.В. И. Шмелев. «Няня из Москвы» // Последние новости. 1934.-24 мая.

102. Юб.Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002. -476 с.

103. Айхенвальд Ю.И. Литературные заметки. 30-я книга «Современных записок». «История любовная» // Руль. 1927. - 2 февраля.

104. Амфитеатров А.В. Святая простота // Возрождение. 1937. - 20 марта.

105. Амфитеатров А.В. Тоска по Богу // Возрождение. 1938. - 14 января.

106. Архиепископ Серафим Чикагский и Детройтский. Бытописатель русского благочестия // Русское воскресение. 1960. - 25 июня.

107. П.Бальмонт К.Д. Четыре облика // Сегодня. — 1927. — 2 октября.

108. Бальмонт К.Д. Написавшему книгу «Лето Господне» И.С. Шмелеву // Россия и славянство. Париж. - 1933. - 1 декабря.

109. Бальмонт К.Д. Письма К.Д. Бальмонта к И.С. Шмелеву (1926 1931 гг.) / Вступ. ст., примеч. и публ. К.М. Азадовского и Г.М. Бонгард-Левина // Наше наследие. - 2002. - № 61.

110. Белоусов И.А. Ушедшая Москва: Воспоминания. М.: Русская книга, 2002.-512 с.

111. Бережанский Н. «История любовная» // Возрождение. 1927. - 14 января.

112. Пб.Бронская Л.И. Религиозно-философская концепция И.С. Шмелева / Вестн. Ставроп. ун-та. 2000. - Вып. 24.

113. Бунин И.А., Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. / Сост. М. Грин, с предисл. Ю. Мальцева. М.: Посев, 2005. - Т. 1. — 304 е.; Т. 2 - 432 с.

114. Венок Шмелеву // Сб-к науч. трудов. М., 2001. - 353 с.

115. И9.Вишняк М.В. Годы эмиграции 1919 1969. Париж - Нью-Йорк

116. Воспоминания). СПб.: ФормаТ, 2005. - 480 с.

117. Возвращение Ивана Шмелева (К 50-летию со дня смерти писателя). Шмелевы / Т. Грико; Мой дядя Ваня Шмелев в повседневной жизни / И. Жантийом / Предисл. Е. Осьмининой // Москва. 2000. -№6.

118. Деникина К.В. Иван Сергеевич Шмелев // Шмелев И.С. Душа Родины: Избранная проза. М.: Паломник, 2003. - 560 с.

119. Дудина Л.Н. Образ красоты в повести И.С. Шмелева «Богомолье» // Русская речь. 1991. -№ 4.

120. Дунаев М.М. Своеобразие творчества И.С. Шмелева (К проблеме бытовизма в произведениях писателя) // Русская литература. -1978.-№1.

121. Дьяченко М. У Шмелева в Севре // Русская мысль. 1930. - 13 октября.

122. Еременко Л.И. Мотивы пустынножительства и общежительства в книге И.С. Шмелева «Богомолье» / Л.И. Еременко, Г.И. Карпова // Вестн. Кемер. ун-та. 2002. - Вып. 4.

123. Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби. Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. - № 10.

124. Иван Шмелев "Я всегда жил сердцем." Письма Раисе и Людмиле Земмеринг / Подгот. текста Н.В. Петрашовой, Д.Г. Шеварова, О.Н. Шохиной. Вступ. ст. Д.Г. Шеварова // Новый мир. - 2004. -№ 11.

125. Ильин И.А. Искусство Шмелева // Возрождение. — 1933. 28 июля.

126. Ильин И.А. Творчество Шмелева // Возрождение. 1933. - 4 августа.

127. Ильин И.А. Православная Русь. «Лето Господне. Праздники» И.С. Шмелева // Возрождение. 1935. - 18 апреля.

128. Ильин И.А. Святая Русь: «Богомолье» Шмелева // Возрождение. -1935.-2 мая.

129. Ильин И. А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов. М.: Русская книга, 2000.

130. Калугин В.В. Исповедь земле у Ивана Шмелева // Русская речь. -2000.-№4.

131. Карташев А.В. Певец Святой Руси // Возрождение. 1950. — № 10.

132. Карташев А.В. Религиозный путь И.С. Шмелева // Шмелев И.С. Душа Родины: Рассказы и воспоминания. М.: Паломникъ, 2003. -560 с.

133. Компанеец В.В. Проза И.С. Шмелева периода эмиграции как социокультурный и эстетический феномен // Гуманитар, исслед. -2003.-№6.

134. Куприна К.А. Куприн мой отец. -М.: Худож. лит., 1979.

135. Кузичева А. Лето Господне благоприятное // Книжное обозрение. -1989.- 13 октября.143 .Кульман Н.К. «История любовная» // Возрождение. 1927. - 26 мая.

136. Кульман Н.К. «Лето Господне», «Праздники» // Россия и славянство. 1933. - 1 июня.

137. Кульман Н.К. И. Шмелев. Богомолье // Современные записки. -1935.-№57.

138. Нб.Кутырина Ю.А. Трагедия Шмелева // Возрождение. — 1956. № 56, 66, 70.

139. Кутырина Ю.А. Из личных воспоминаний // Русское воскресение. -1960.-25 июня.

140. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918 1940 / Т. 3. Книги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.-712 с.

141. Лукаш И.С. «Солнце мертвых» // Слово. Рига, 1926. - № 343.

142. Львов-Рогачевский В.Л. И. Шмелев. Рассказы // Современный мир. 1912. -№ 5.

143. Львов-Рогачевский В.Л. Художник обездоленных // Современный мир. 1912. -№ 11.

144. Манн Т. Об Иване Шмелеве // Возрождение. 1927. - 12 мая.

145. Мартьянова С.А. Образ простого человека в романе И.С. Шмелева «Няня из Москвы»: традиции и новаторство // Вестн. Владимир, пед. ун-та. 2003. - Вып. 8.

146. Михайлов О.М. Страницы русского реализма (Заметки о русской литературе XX века) // Горожанин-почвенник. М.: Современник, 1982.-288 с.

147. Морозов Н.Г. Значение традиций русской классической литературы XIX века в прозе И.А. Бунина и И.С. Шмелева // Вестн. Костром, ун-та им. Некрасова. 2000. - № 3.

148. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне»// Литература в школе. 2000. - №3.

149. Мочульский К.В. О Шмелеве // Звено. 1927. - 22 мая.

150. Пак Н.И. Пути обретения России в произведениях Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева // Литература в школе. 2000. - № 2.165 .Переписка И. Шмелева с П. Струве и Б. Зайцевым // Мосты. 1958. -№ 1.

151. Пильский П.М. К 30-летию литературной деятельности И. Шмелева // Россия и славянство. 1931. - 16 апреля.

152. Попова Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала». Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003.- № 7.

153. Примочкина Н.Н. Детство в произведениях «Лето Господне» И.С. Шмелева и «Детство» A.M. Горького // Литература в школе. 2003. -№ 7.

154. Слоним М. Русские парижане // Новое рус. слово. 1944. - 5 ноября.

155. Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. -М.: МГУ, 1991.

156. Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956.

157. Труайя А. Иван Шмелев // Русская мысль. 1952. - № 491.

158. Чумакевич Э.В. Христианство и И.С. Шмелев // Классическое наследие. Тезисы докладов научной конференции. Минск, 1992.

159. Чумакевич Э.В. Тема преемственности поколений в «Лете Господнем» И. Шмелева // Славянские литературы в контексте мировой. Материалы конференции. Минск, 1993.

160. Шмелев И.С. и Бредиус-Субботина О.А.: Роман в письмах: В 2 т. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003 -2005. Т. 1 - 760 е.; Т. 2 - 856 с.

161. Шмелев И.С. О творчестве и о себе / Вступ. зам., публ. и коммент. А. Голубковой, О. Лексиной, Л. Хачатурян // Вопросы литературы. 2004. - Сентябрь - октябрь.

162. Шмелев И.С. Мир ушедший мир грядущий: Тез. докл. II Крым. Междунар. науч. конф., 21-25 сент. 1993 г. - Алушта, 1993. - 59 с.

163. Шмелев И.С. и русская литература XX века: III Крымские Шмелев-ские чтения: Тез. докл. науч. конф. 19-25 сент. 1994 г. Алушта, 1994.-86 с.

164. Шмелев И.С. в контексте славянской культуры: VIII Крымские Междунар. Шмелевские чтения / Сб. материалов Междунар. науч. конференции. Алушта, 1999. -208 с.

165. V. Труды по теории литературы181 .Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000. - 346 с.

166. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.-541 с.

167. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2 изд. - М.: Искусство, 1986.-444 с.

168. Бахтин М.М. Автор и герой. СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

169. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 300 с.

170. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -404 с.

171. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. СПб.: Наука, 2002. - 211 с.

172. Вейдле В.В. Умирание искусства. М.: Республика, 2001. - 447 с.

173. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. -360 с.

174. Власенко Т.Д. Литература как форма авторского сознания. М.: Логос, 1995.-197 с.

175. Гинзбург Л .Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999. - 415 с.

176. Гусев В.И. Искусство прозы. Статьи о главном. М.: Изд-во Лит. ин-та им. A.M. Горького, 1999. - 157 с.

177. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.-438 с.

178. Жирмунский В.М. Язык. Литература. Эпос. СПб., 2001.

179. Кожинов В.В. Размышления об Искусстве, Литературе и Истории. -М.: Согласие, 2001. 815 с.

180. Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. М.: Отчий Дом, 2002. - 736 с.

181. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд., доп. - М.: Сов. Россия, 1984.-62 с.

182. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: Алетейя, 1997.-508 с.

183. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -2 изд., доп. СПб.: БЛИЦ, 1999. - 190 с.

184. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

185. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд. - М., 1995.

186. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992.

187. Лотман Ю.М. О русской литературе: Ст. и исслед. (1958 1993): История рус. прозы. Теория лит. - СПб.: Искусство-СПб., 1997. -845 с.

188. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб., 1998. - 702 с. 205 .Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: Академия,2003.-256 с.206.0всяннико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. -М.: Худож. лит., 1989.

189. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1986. - 478 с.

190. Потебня А.А. Эстетика и поэтика: Сборник. М.: Искусство, 1976. -614с.

191. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990. -342 с.

192. Ю.Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999. -636 с.

193. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. М.: Лабиринт, 2001. - 367 с.

194. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 268 с.

195. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та. Куйбышев, фил., 1990. - 252 с.

196. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славян, культуры, 2004.-294 с.

197. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999.-333 с.

198. Тюпа В.И. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

199. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. - 445 с.

200. Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. для студ. вузов. 3 изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 436 с.

201. VI. Книги по истории, психологии, мифологии

202. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян: В 3 т. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002.

203. Вейнингер О. Пол и характер. Спб., 1909. - 310 с.

204. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. - 624 с.

205. Любимов И.М. Малознакомая Москва. — М.: Гелиос АРВ, 2003. -280 с.

206. VII. Словари, справочники, энциклопедии

207. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Соврем, литератор, 2001. -1312 с.

208. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: ТЕРРА, 1995.

209. Даль В.И. Пословицы русского народа: В 3-х т. СПб.: ТОО Диамант, 1996.

210. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК Интелвак, 2003. - 1600 стб.

211. Сад демонов: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М.: INTRADA, 1998. - 320 с.

212. Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с.

213. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-700 с.

214. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т. / Под ред. С.С. Аверинцева М., 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.