Психолого-педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе решения многозначных физических задач тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Черемных, Виктория Юльевна

  • Черемных, Виктория Юльевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Саратов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 193
Черемных, Виктория Юльевна. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе решения многозначных физических задач: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Саратов. 2002. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Черемных, Виктория Юльевна

Введение.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей учащихся.

1.1 Сущность и структура творческих способностей. 1.2 Развитие творческих способностей ребенка и их диагностика

1.3 Анализ опыта организации процесса развития творческих способностей учащихся в различных педагогических системах.

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей учащихся.

2.1 Организация констатирующего эксперимента.

2.2 Описание формирующего эксперимента.

2.3 Оценка эффективности результатов эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе решения многозначных физических задач»

Как отмечается в концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества [88]. В быстро И меняющихся экономических условиях только человек с разносторонними знаниями, способностью варьировать их, применять в нестандартных ситуациях может быть социально защищенным, конкурентно способным на рынке труда. Согласно Л. Маслоу, мы переживаем сейчас совершенно особый исторический момент, связанный с тем, что жизнь ускорилась как никогда. Настала пора человека, способного жить в постоянно изменяющемся, постоянно движущемся мире [106]. Развитие творческих способностей позволяет решать задачу адаптации в новых условиях, дает возможность Ф личности в трудовой деятельности, в обычных бытовых ситуациях, в общении найти различные способы взаимодействия со своим окружением, решить возникающие проблемы, обнаружить выход из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций. Чем более сложной оказывается среда, в которой человеку приходится действовать, тем чаще от него требуется проявление творческих способностей. Именно с этим связана актуальность развития таких способностей для современного человека.

Об объективной потребности общества в активной, творческой личности * свидетельствует анализ объявлений в сети интернет о приеме на работу в

Москве: в 70% объявлений обязательным качеством претендента называются творческие способности, или креативность. Аналогичные тенденции наблюдаются во всем мире: например, во Франции при опросе лучших менеджеров 46% из них самым важным для хорошего менеджера назвали креативность [85].

Творческая деятельность специалистов-профессионалов становится неотъемлемым условием социального прогресса общества. Новый подход к взаимодействию науки и производства предполагает необходимость качественного переосмысления сущности учебного процесса, предъявляет новые требования к содержанию образования, которое должно способствовать развитию творческой, культурной личности. Особую значимость приобретают такие компоненты содержания образования, как выработка опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру.

В истории педагогики проблема становления способности к творчеству всегда вызывала множество споров и сегодня характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения.

Процесс формирования творческой личности исследовали В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Г. Вяткин, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.Г Разумовский, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, М.П. Эрдниев. В исследованиях В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, Л.Г. Вяткина, З.И. Калмыковой отмечается важная роль школьного образования для формирования творческих способностей, так как именно детский возраст является сензитив-ным периодом для их развития.

Закономерности учебно-творческой деятельности выявлены В. И. Андреевым, Т. В. Кудрявцевым, Ю.Н. Кулюткиным, В. Г. Разумовским, А. И. Матюшкиным, М. И. Махмутовым.

В работах Ю. Н. Кулюткина, Я. А. Пономарева, О. К. Тихонова обосновывается, что успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-логических, сколько от эвристических, интуитивных процедур интеллектуальной деятельности. Один из важнейших признаков учебно-творческой деятельности - появление в результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений, творческих способностей личности.

Проблемы творческого мышления исследуются в работах A.B. Бруш-линского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, C.J1. Рубинштейна.

Т.В. Кудрявцева, А. Матюшкин, А.Я. Пономарев, А.Ф. Эскулов обосновывают необходимость разработки педагогики творчества как самостоятельной науки.

Если проследить историю становления и развития отечественной педагогики творчества, то можно отметить возрастание интереса к проблеме развития творческих способностей в следующие периоды:

• дореволюционный период - достаточно частое применение метода «сократического диалога» в учебно-воспитательном процессе.

• 20-30-е годы - активное использование исследовательского метода (бригадно-лабораторный метод, метод проектов, целевых заданий и другие) при фактическом отсутствии теоретического обоснования.

• 60-80-е годы - теоретическое и практическое обоснование проблемного обучения. В педагогических исследованиях обосновывается необходимость формировать в процессе обучения способы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Однако эти умения относятся к разряду особых способностей.

• 80-90-е годы - теоретическое обоснование системы развивающего обучения, основной задачей которой является формирование логических умений как очередных общих умений, при этом приоритетным является развитие творческих способностей.

В современных исследованиях развитие творческих способностей связывается с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению, необходимость которого обосновывали В.В. Давыдов, В.И. Звягинцев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.С. Якиманская. В разрабатываемой сегодня концепции личностно-ориентированного развивающего обучения делается акцент на воспитание личности, развитие индивидуальных качеств человека. При таком подходе процесс личностного развития выступает как ведущее звено образовательного процесса. Обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель. Образовательный процесс ориентируется на максимальное развитие индивидуальности учащегося и строится на принципе творческого сотрудничества преподавателей и школьников, приоритете творческих методов и стиля работы.

Развитие творческой личности в отечественной педагогике сегодня рассматривается как приоритетное направление. Существует несколько инновационных педагогических технологий, ориентированных на развитие творческих качеств личности - технология эвристического обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); школа творчества И.П.Волкова; теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера. Активно ведется разработка других путей развития творческих способностей посредством раннего включения учащихся в научный поиск.

Процесс формирования и развития творческих способностей, как и любой другой стороны личности, происходит в деятельности. В исследованиях Л.Г.Вяткина обосновывается, что важным средством развития творческих способностей учащихся является раннее их включение в лично и социально значимую творческую деятельность. Следовательно, чтобы содействовать развитию способности к творчеству школьников, педагог должен создавать условия для их собственной творческой деятельности. Эффект деятельности для формирования творческих способностей учащихся зависит от педагогически правильной организации, использования объективных условий и внутренних возможностей личности ученика [37].

В исследованиях многих философов, психологов, педагогов, методистов подтверждается зависимость проявления и развития у детей способности к творчеству от позиции взрослых (Н.А. Бердяев, Н.В. Кузнецова, А. Менегетти, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова). Общие установки преподавателя, нацеливающие учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, играют большую роль в развитии творческого мышления учащихся. Представление учащимся возможности собственного развития, собственного стремления к деятельности, поддержка творческого самовыражения является источником развития личности ребенка.

Творчество - одна из ведущих характеристик одаренного ребенка. Большинство педагогов и психологов рассматривают способность к творчеству как один из важнейших факторов одаренности. Многие образовательные программы для одаренных детей ориентированы на стимуляцию творческих способностей.

Необходимость индивидуализации учебного процесса, развития творческих способностей учащихся привели к появлению нового направления в педагогике - креативного обучения (A.B. Хуторской).

В зарубежной педагогической науке имеется большое число школ и научных направлений, использующих разные подходы к проблеме творчества. Проблемы продуктивного творческого мышления исследовали М. Вертгеймер, Д. Гилфорд, К. Дункер, В. Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Н. Майер, Л. Секей, П. Торренс. Часть исследований ведется в направлении установления соотношения между творческими способностями и интеллектом. Многие зарубежные ученые проблему творчества разрабатывают преимущественно как проблему развития креативных способностей. Разные подходы к понятиям творчества и креативных способностей можно найти у С. Штейна, А.Осборна, А. Ротенберга, С. Парне и других. Наиболее существенные компоненты творческих способностей личности по-разному определяются в исследованиях Дж. Гилфорда, П. Торренса, А. Маслоу, А. Осборна, Т. Рибо, А. Кестлера, Р. Стенберга и М. Любарта.

Большинство зарубежных ученых (С. Парне, А. Осборн, А. Кестлер, Б. Олмо, Дж.Гилфорд) утверждают, что творческое мышление необходимо развивать у человека в школьном возрасте. А. Бодо, Ж. Берре, Ж. Дрюэль,

А. Древель, А. Моль разработали специальные методы развития творческих способностей - метод мозгового штурма, синектики, деловые игры, конференции.

Современная наука трактует педагогические задачи в развитии творческих способностей очень широко (развитие интеллектуальных качеств, нравственных, эстетических качеств, развитие научного мировоззрения, развитие коммуникативных способностей и пр.) и их решение остается недостаточно разработанным. Нет единой теории творчества и развития творческих способностей. В понятие творческие способности разными исследователями вкладывается различный смысл. Как основные компоненты творческих способностей чаще всего называются гибкость ума (Т.В. Кос-ма, E.H. Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, А.З. Редько); устойчивость ума (Т.В. Егорова, А.Я. Пономарев, И.С. Якиманская); глубина ума (Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов); самостоятельность (A.A. Смирнов, Д.Б. Богоявленская).

Несмотря на существующую в теории ориентацию на развитие творческого потенциала личности, современная общеобразовательная школа готовит хороших специалистов лишь для репродуктивной деятельности. В рамках традиционной системы обучения, как показывает опыт преподавательской деятельности, преобладает метод обучения на основе шаблонных действий, формального усвоения не всегда полного и необходимого объема научной информации. Формированием специальных творческих способностей (музыкальных, литературных, актерских и др.) занимаются в основном учреждения дополнительного образования, а на сегодняшний день наблюдается тенденция к увеличению числа учащихся, нигде, помимо школы, не обучающихся. В реальной практике обучения в общеобразовательной школе отсутствуют методики развития интуиции, воображения, фантазии, что отрицательно сказывается на развитии способности к творчеству школьников.

Консерватизм и репродуктивность школьного образования формирует у учащихся соответствующие виды деятельности. Например, по данным социологов 68% старшеклассников предпочитают пассивные виды деятельности (читать, смотреть, слушать) и лишь 15% учеников - активно-творческие виды деятельности [47].

По полученным экспериментальным данным 75% школьников владеют умениями действовать в знакомой ситуации, то есть действуют только по образцу или делают выбор способов деятельности из известных методом проб и ошибок. Учащиеся, владеющие умениями действовать в незнакомой ситуации, составляют в школах 25%.

Опираясь на выводы современных психолого-педагогических исследований, можно утверждать, что полученные данные вызваны не врожденным отсутствием способностей, а существенными недостатками современного обучения в школе. К таким недостаткам относится, в первую очередь, отсутствие развивающего и интеллектуального воздействия на творческий потенциал учащихся, применение непродуктивных способов учебной деятельности.

Так, многие педагоги считают, что вначале надо сформировать глубокие и прочные знания, а уж затем решать творческие задачи, хотя возможности для творчества учащихся можно найти на любом этапе учебно-воспитательного процесса. По результатам проведенного нами опроса, выбирая характеристики «идеального ученика», 90% учителей называют такие качества, как «послушный», «дисциплинированный», «выполняющий указания учителя». Только 10% учителей называли такие качества, как «находчивый», «своеобразный», «отстаивает свое мнение». Соответственно, в школе не поощряются самостоятельность и творчество. Учителя ориентируются на усредненного ученика, не способного на оригинальное решение проблем. Более того, известно, что до шести лет до 40% детей потенциально талантливы, однако обучение, построенное на основе традиционной дидактики, резко снижает их творческий потенциал. Творчество и активная самоорганизация не являются характерными для большинства выпускников общеобразовательных школ. Инертность мышления проявляется во всех областях деятельности школьников и приводит к образованию шаблонов мысли, к стереотипности действий. Все это свидетельствует о наличии противоречия между возрастающими потребностями общества в творчески мыслящих специалистах и отсутствием должных педагогических условий для развития творческих способностей школьников в реальной практике обучения и воспитания.

Анализ теоретических психолого-педагогических исследований показывает, что в настоящее время выдвинут ряд интересных и продуктивных идей по проблеме развития творческих способностей школьников, сделаны серьезные шаги в освоении этой темы. Существует достаточно обширный методический и теоретический базис для дальнейших исследований. Однако отсутствие специальных исследований, обобщающих отдельные теоретические и практические выводы, затрудняет полноценное решение проблемы.

Большинство теоретических исследований направлено на обоснование закономерностей формирования творческих способностей либо в специально организуемых учебных заведениях, либо средствами «творческих» специальностей - музыка, архитектура и т.п. Вместе с тем очень мало педагогических работ, в которых рассматриваются возможности развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных средних школах, в которых исследуются психолого-педагогические условия, способствующие раскрытию творческих способностей школьников. Только в единичных работах исследуется возможность развития интуиции, воображения, фантазии учащихся в процессе обучения.

Таким образом, в изучении проблемы развития творческих способностей школьников выявились характерные недостатки. Суть их в следующем:

• не обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие оптимальное развитие творческих способностей школьников;

• не разработаны методики диагностики творческих способностей учащихся, позволяющие педагогам иметь достаточно надежную и объективную информацию об уровнях их развития;

• не разработаны методы и средства развития творческих способностей учащихся, позволяющие осуществлять этот процесс практически;

• не разработана система практических рекомендаций для учителей школ.

Противоречия между существующей в теории ориентации на развитие творческих способностей личности и практикой обучения, в которой фактически отсутствуют формы и методы развития таких способностей учащихся, является стимулом для дальнейших исследований.

Многолетний опыт работы в общеобразовательной школе убеждает, что имеются существенные недостатки в процессе обучения основам физической науки:

• содержание образования недостаточно проанализировано в плане развития творческих способностей школьников, и его потенциальные возможности зачастую не используются эффективно;

• учебники и учебные пособия не предполагают в текстах и упражнениях целенаправленной, систематической работы по развитию творческих способностей учащихся;

• у школьников не формируются умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Простое владение фактическим материалом не способствует развитию творческих способностей учащихся. Это показывает актуальность такого подхода к обучению, при котором создаются условия для их целенаправленного развития.

Объективная потребность общества в творчески мыслящих специалистах и недостаточная теоретическая разработка эффективной системы развития творческих способностей учащихся определила тему исследования: «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе решения многозначных физических задач».

Цель исследования - теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности комплекса психолого-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в процессе решения многозначных физических задач.

Объект исследования - процесс развивающего обучения в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования - развитие творческих способностей школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития творческих способностей учащихся будет успешным, если:

• при организации и проведении учебно-воспитательного процесса создавать оптимальные условия для их развития;

• своевременно проводить диагностику творческих способностей учащихся;

• использовать системы многозначных задач в процессе преподавания учебных дисциплин.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи исследования:

• уточнить сущность, раскрыть структуру творческих способностей школьников, определить критерии и уровни их развития;

• разработать методы диагностики творческих способностей учащихся;

• определить психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся;

• разработать систему многозначных задач и экспериментально проверить педагогическую эффективность ее использования;

• обосновать организационно - методические рекомендации для учителей средней школы.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

• концепция структуры и содержания общего среднего образования;

• концепция целостного (системного) подхода к изучению природы педагогического процесса;

• теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, JI.H. Анциферова, A.A. Бодалев и другие);

• концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондарев-ская, Л.Г. Вяткин, М.Н. Кларин, В.В. Сериков и другие);

• теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Д.Б. Эль-конин, И.С. Якиманская);

• деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев Г. С. Костюк).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы по проблеме исследования; анализ содержания физического образования с точки зрения возможности формирования творческих способностей; педагогическое наблюдение; анкетирование, тестирование, интервьюирование; констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент; систематический анализ личного опыта практической работы в школе; методы математической статистики в обработке экспериментальных данных.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №73 г. Саратова в течение пяти лет с 1996 г. по 2001 г. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (1996 - 1998 г.г.) изучалась и анализировалась научная, теоретическая и методическая литература по теме; современные психолого-педагогические подходы, осуществлялся сбор эмпирического материала, формировались методические и теоретические основы исследования, была выдвинута первоначальная гипотеза, разрабатывалась программа ее опытной проверки.

Первый этап исследования осуществлялся на базе констатирующего эксперимента, целью которого было исследовать уровень развития творческих способностей школьников разного возраста и определить педагогические условия, в наибольшей мере способствующие развитию таких способностей. С этой целью было проведено комплексное изучение особенностей развития творческих способностей учащихся 3-х - 11-х классов общеобразовательной школы. Проведенная серия экспериментов позволила уточнить структуру творческих способностей школьников, определить критерии и уровни их развития. Был проведен анализ полученных данных и определены причины возникновения психологических «барьеров» раскрытия творческих способностей. В ходе такой деятельности определилась теоретическая модель педагогической технологии, способствующей оптимальному обучению и развитию творческих способностей учащихся.

На втором этапе (1998 - 2000 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, основной целью которой являлась организация процесса обучения, обеспечивающего развитие творческих способностей учащихся. Основываясь на выводах, полученных при проведении констатирующего эксперимента, были определены педагогические условия, способствующие актуализации творческих способностей школьников. Экспериментальное исследование проводилось в виде естественного обучающего эксперимента на базе седьмого класса в 1998-2001 г.г. Диагностика исходного уровня развития выявила, что большинство учащихся показали низкий и средний уровень развития творческих способностей (65% и 30% соответственно). Высокий уровень обнаружили всего 5% от общего числа учащихся.

Дидактические цели эксперимента предполагали актуализацию личностной значимости для учеников изучаемого материала, активизацию мышления учащихся и побуждение их к творческой деятельности, а также развитие сопряженных умений и навыков - гностических, конструктивных и коммуникативных. Основу технологии развития творческих способностей учащихся составляло использование в процессе обучения разработанной в ходе практической деятельности системы многозначных задач. Было определено понятие «многозначная задача», предложены способы классификации, принципы и методы решения таких задач. В проводимом эксперименте система многозначных задач охватывала все виды учебной деятельности. В ходе решения многозначных задач, когда прежние знания или известные алгоритмы решения оказываются недостаточными, возникает творческий процесс. Возникновение творческого процесса вызывается несколькими факторами: мотивация учащихся на начальном этапе; неопределенность и противоречивость данных, оптимальный уровень сложности, достаточный гностический уровень развития учащихся, условия обучения, способствующие актуализации творческих способностей учащихся.

Для реализации поставленной цели в процессе обучения также обеспечивалось выполнение следующих условий: предоставление каждому ученику возможности самоутвердиться, раскрыть свои индивидуальные качества и способности; овладение системой научных взглядов, методов научного поиска; создание в процессе обучения благоприятной атмосферы для творчества; развитие умений самостоятельной деятельности учащихся; развитие фантазии.

Используемая в эксперименте система многозначных задач являлась основой для лонгитюдной диагностики уровня развития творческих способностей учащихся. Итоги проведенного формирующего эксперимента показали значительное развитие творческих способностей учащихся экспериментального класса: большинство учащихся достигли среднего (64%) и высокого (24%) уровней и только 12% учащихся показали низкий уровень развития творческих способностей. Проведенный эксперимент позволил выделить этапы процесса развития творческих способностей учащихся, которые соответствуют различным способам организации учебного процесса, и выступают как ступени, ведущие к дальнейшему развитию.

На третьем этапе (2000 - 2001 г.г.) проводилось теоретическое обобщение и обработка накопленного экспериментального материала, разрабатывались практические рекомендации по развитию творческих способностей школьников. Был проведен контрольный эксперимент, основная задача которого состояла в проверке достоверности выводов предыдущих этапов исследования. Для определения эффективности разработанной технологии проводилась повторная диагностика творческих способностей учащихся. Анализ и обработка данных эксперимента позволили сформулировать теоретические выводы, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы и констатирующие эффективность решения поставленных в исследовании задач.

Проведенное исследование подтвердило теоретические представления о специальных психолого-педагогических условиях, необходимых для развития творческих способностей учащихся и дало основания для составления некоторых практических рекомендаций для школьных методистов и педагогов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

• определены психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся; определены критерии и уровни развития творческих способностей;

• разработаны методы диагностики творческих способностей учащихся;

• теоретически обоснована технология развития творческих способностей учащихся, основанная на использовании в учебном процессе системы многозначных задач; экспериментально подтверждена эффективность ее использования;

• разработаны организационно - методические рекомендации для учителей и методистов средней школы.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

• разработана и внедрена в практику система многозначных физических задач, использование которой в процессе обучения способствует эффективному развитию творческих способностей учащихся;

• разработаны методические рекомендации по развитию креативного мышления школьников, что позволяет практически осуществлять этот процесс преподавателям средних общеобразовательных школ;

• научные результаты исследования могут быть использованы и уже используются в практике работы учителей, методистов, преподавателей ИПК работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, системным подходом к исследованию проблемы, реализацией методов количественного и качественного анализа материалов, использованием на практике результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплекс психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьников, включающий в себя: использование в процессе обучения системы многозначных задач; использование в процессе обучения надежной диагностики творческих способностей; овладение учащимися системой научных взглядов, методов научного поиска; создание в процессе обучения благоприятной атмосферы для творчества; развитие умений самостоятельной деятельности учащихся; развитие фантазии, интуиции, воображения в процессе обучения.

2. Методика оценивания творческих способностей учащихся, основанная на принципе единства диагностики и развития личности, позволяющая выявить уровни развития творческих способностей учащихся.

3. Технология развития творческих способностей учащихся, основанная на использовании в процессе обучения системы многозначных задач.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Черемных, Виктория Юльевна

Заключение

В соответствии с поставленной целью в проведенном исследовании была осуществлена теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии развития творческих способностей учащихся в процессе их обучения физике. Проведенное исследование позволило сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации относительно путей развития творческих способностей школьников.

В ходе теоретического анализа были определены содержательные и функциональные компоненты понятия «творческие способности», и исследованы психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьника.

Творческие способности - особенности личности, проявляющиеся в способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, и обусловливающие уровень результативности творческой деятельности. Учебно-творческая деятельность —это один из видов учебной деятельности, направленный на самостоятельное решение учебно-творческих задач. Результатом такой деятельности является развитие личности ученика, его творческих способностей.

Уровень развития творческих способностей личности определяется природными задатками и индивидуальными особенностями; социальной средой; типом деятельности, осуществляемой человеком. Недостаточная способность к творческому мышлению у школьников может быть связана с врожденными особенностями нервной системы. Однако намного чаще система традиционного обучения, использующая однообразные методы обучения; задачи, имеющие заданный набор элементов и единственное правильное решение приводит к формированию репродуктивного стиля мышления.

Были выделены следующие компоненты творческих способностей личности: чувствительность к новому, способность видеть и ставить проблемы; способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; беглость мышления; гибкость мышления; способность к фантазии, интуиции и воображению; критичность мышления.

В теоретическом исследовании рассмотрен вопрос о критериях и показателях степени развитости творческих способностей. Показано, что для диагностики творческих способностей личности необходимо сочетать тестовые методики с формирующими. Разработана и научно обоснована методика диагностики творческих способностей учащихся.

Методологической основой практики диагностирования являлся принцип единства диагностики и развития личности. Предложенная методика диагностики творческих способностей являлась составной частью процессов обучения, воспитания и развития личности.

Основой методики оценивания творческих способностей учащихся являлось использование в процессе обучения многозначных задач. Данным термином были обозначены специальные задачи на многогранность подхода к явлению. Процесс решения подобных задач предполагает способность к одновременному улавливанию сразу нескольких связей между предметами, умение анализировать, видеть проблему со всех сторон, находить альтернативные способы решения, синтезировать ответ, наличие дивергентного мышления учащихся. Оценка творческих способностей учащихся производилась на основе решения серии задач различного предметного содержания, в процессе общения педагога и учащихся. Каждый критерий творческих способностей оценивался по двум параметрам в интервале от 0 до 4 баллов, сумма баллов определяла общую оценку творческих способностей в интервале от 0 до 24 баллов. Серия проведенных экспериментов позволила определить суммарный показатель творческих способностей учащихся - эффективное самостоятельное решение многозначных задач. Он рассчитывался по количеству самостоятельно верно решенных многозначных задач.

Для получения комплексной оценки творческих способностей учащихся использовались также следующие методы:

• тесты креативности (некоторые методики Южно - Калифорнийских тестов АИР и тестов Торренса);

• методики оценки гибкости мышления, ассоциативности, оригинальности, памяти, внимания, познавательной потребности и мотивации (Е.И. Рогова, Л.М. Фридмана)

• анкеты, вопросники для учителей и родителей, вопросник самооценки. Основываясь на предложенную методику оценивания, были выделены уровни развития творческих способностей, являющиеся также ступенями их развития.

Низкий уровень характеризуется преобладанием репродуктивной деятельности, инертностью мышления, боязнью самостоятельности, использованием шаблонов, неумением оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Учащиеся со средним уровнем развития творческих способностей отличаются стремлением к самостоятельности, гибкостью мышления, преобладанием деятельности частично - поискового характера, обобщенностью мыслительных операций. Полученные результаты деятельности они стремятся оценить и дополнить новыми элементами.

Для высокого уровня характерно преобладание творческой деятельности, развитая гибкость мышления, оригинальность и нестандартность продуктов деятельности. Ученики с высоким уровнем развития творческих способностей легко и быстро переходят от прямых связей к обратным, опираются в рассуждениях на многочисленные ассоциации, учитывают дополнительные условия, оценивают и видоизменяют результат деятельности.

Исследовано влияние возраста, времени и педагогических условий на развитие творческих способностей, определены возрастные и индивидуальные особенности их проявления.

Полученные экспериментальные данные показали индивидуальное своеобразие проявления творческих способностей, возрастное изменение структурных компонентов творческих способностей. С возрастом повышается продуктивность мыслительной деятельности, самостоятельность, но падает количество выдвигаемых идей, оригинальность решений. К моменту окончания школы наблюдается снижение уровня развития творческих способностей. Анализ экспериментальных данных показал отсутствие взаимосвязи развития творческих способностей и успеваемости учащихся

Процесс развития творческих способностей имеет те же закономерности, что и процесс развития личности в целом. Изучение творческих способностей учащихся и динамики их развития показало, что на развитие способностей влияет в большей степени не возраст, а индивидуальность школьника, то есть виды деятельности, опыт творческой деятельности, общение, семейные условия. Поэтому большая роль в развитии творческих способностей ребенка принадлежит школе.

Проведенный теоретический анализ показал, что развитие творческих способностей учащихся возможно в рамках систем развивающего, проблемного, эвристического обучения и в наиболее полной мере этому способствует использование технологий личностно-ориентированного обучения, которые предоставляют каждому ребенку возможность самоутвердиться, раскрыть свои индивидуальные качества и способности.

Однако представленные экспериментальные данные свидетельствуют, что в современной школе зачастую не создаются условия для развития творческих способностей учащихся. Были определены причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие творческих способностей учащихся.

В ходе проведения опытно - экспериментальной работы были определены и научно обоснованы данные об условиях обучения, необходимых для развития творческих способностей школьников. Актуализации творческих способностей способствуют следующие педагогические условия:

• использование в процессе обучения системы специальных заданий и задач, способствующих развитию творческих способностей учащихся;

• использование в процессе обучения надежной диагностики творческих способностей, позволяющей целостно представить их развитие;

• развитие умений самостоятельной деятельности учащихся;

• переход от традиционного поэтапного обучения фактам и понятиям к построению системы научных взглядов, методов научного поиска;

• создание в образовательном процессе благоприятной атмосферы для свободной коммуникации, гуманистическая ориентация педагога;

• развитие фантазии, воображения в процессе обучения. Проведенная опытно - экспериментальная работа показала, что для эффективного развития творческих способностей необходимо целенаправленное педагогическое воздействие.

В соответствии с теоретическими представлениями была разработана и опробована технология развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Разработанная технология развития творческих способностей основывается на фундаментальном положении педагогики, что способности формируются в деятельности (Л.Г. Вяткин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В соответствии с этим положением в разработанной технологии сочетаются методы предметно-познавательной деятельности с методами активизации творческой деятельности учащихся. Основу технологии развития творческих способностей учащихся составляет использование в процессе обучения системы многозначных задач, формирование у школьников представлений о способах решения таких задач.

В исследовании определено понятие «многозначная задача», предложены способы классификации, принципы и методы решения таких задач. Показано, что в ходе решения многозначных задач, когда прежние знания или известные алгоритмы решения оказываются недостаточными, возникает творческий процесс. Возникновение творческого процесса вызывается следующими факторами:

• мотивация учащихся на начальном этапе;

• неопределенность и противоречивость информации;

• сложность;

• достаточный гностический уровень развития учащихся;

• условия обучения, способствующие актуализации творческих способностей учащихся.

Многозначные задачи в учебно-воспитательном процессе могут быть использованы не только с целью развития творческих способностей учащихся, но и для овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях; овладения умственными и практическими умениями; диагностики творческих способностей; контроля и актуализации знаний и умений школьников.

Практическое применение разработанной технологии показало значительный рост творческих способностей учащихся экспериментального класса - большинство учащихся экспериментального класса достигли среднего (64%) и высокого (24%) уровней и только 12% учащихся показали низкий уровень развития творческих способностей.

В ходе опытно - экспериментальной работы были определены задачи процесса обучения физике, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

• формирование понятия о многопричинности явлений, умение видеть ассоциации, умение отличать причину от условий;

• формирование понятия взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, умение отождествлять и различать объекты (процессы), умение применять общие законы в частных конкретных ситуациях;

• формирование умений рассматривать каждое физическое явление с разных сторон и в разных условиях, выделять физические системы, рассматривать понятие в его развитии;

• формирование представлений о способах творческой деятельности. Проведенное исследование показало важность процесса саморазвития личности для эффективного развития творческих способностей учащихся. Результаты проведенного исследования подтвердили основные положения гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Творческие способности личности можно целенаправленно развивать, и их развитие вносит существенный вклад в общее развитие личности.

2. Для реализации цели развития творческих способностей в процессе обучения необходимо создание педагогических условий: использование в процессе обучения системы многозначных задач; овладение системой научных взглядов, методов научного поиска; создание в процессе обучения благоприятной атмосферы для творчества; развитие умений самостоятельной деятельности учащихся; развитие фантазии, интуиции, воображения.

3. На развитие творческих способностей школьников основное влияние оказывает учебная деятельность, организуемая учителем на уроках. Использование в процессе обучения системы многозначных задач способствует значительному росту творческих способностей учащихся.

4. Развитию творческих способностей учащихся способствует своевременная их диагностика, включающая как констатирующие методы (тесты), так и формирующие (система задач).

5. Практическое применение авторской технологии обучения способствует развитию творческих способностей учащихся, росту качества усвоения традиционных образовательных стандартов без увеличения временной нагрузки.

Наряду с теоретическими следствиями, проведенное исследование дало основания для составления некоторых практических рекомендаций для школьных методистов и педагогов.

Проведенное исследование наметило ряд проблем, требующих дальнейшего изучения:

• проектирование результатов данного исследования на другие учебные предметы и на процесс обучения в целом;

• разработка других путей формирования и развития творческих способностей учащихся;

• более детальное изучение возможности развития творческих способностей ребенка средствами не только педагогического, но и социального и психологического инструментария исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Черемных, Виктория Юльевна, 2002 год

1. АвдеевВ.И. Становление культуры мышления как проблема. - Воронеж, 1992.

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972.

3. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., Знание, 1992.

4. Акинфиева Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. 1998. - №4.

5. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., Радио, 1979.

6. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968.

7. Ананьев Б.Г\ О соотношении способности и одарённости // сб: Проблемы способностей. М, 1962

8. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. - М., Педагогика, 1982.

9. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2. - М., Педагогика, 1982.

10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань, 1988.

11. Андреев В.И. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань, 1989.

12. Анциферова,Л.А., Чеснокова И.И. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. // Педагогика. / Под ред. Косей ко веки А. Киша X., Розеифсльдп Г. М Педагогика, 1981.

13. Артемьев Т.И. Методологические аспекты проблемы способностей. -М., Наука, 1977.

14. Атутов П.В., Скаткин М.Н., Трубовский Н.С. Методологические проблемы развития педагогической науки. М., Педагогика, 1985.

15. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности:методическое пособие. M., 1998.

16. Белошистая A.B. Индивидуальная работа с ребёнком как условие развития его личности // Вопросы психологии. 2000. -№4.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологий. М., Педагогика, 1989.

18. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., Просвещение, 1964.

19. Богоявленская Д.Б. Методы исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. -№1.

20. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М., Молодая гвардия, 1997,

21. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., Знание, 1981.

22. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества. // Вопросы психологии. 1999. -№2.

23. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. - 1998. - №3.

24. Бодалев A.A. Личность и общение. М., Педагогика, 1983.

25. Большой энциклопедический словарь / под ред. Прохорова A.M. M., БРЭ, 1997.

26. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999.

27. Бонько В.К., Кулик С.П. Мышление человека и проблемы компьютеризации. Минск, 1992.

28. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971.

29. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М., Знание, 1983.

30. Буданов В.Г. Междисциплинарные технологии и принципы синергетики: проблемы и перспективы // Синергетика. Труды семинара, выпуск 1.-М., МГУ, 1998.

31. Буш Г.Я. Проблемы эвристики. М., Научно-техническое творчество, 1987.

32. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., Прогресс, 1990.

33. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., Прогресс, 1987.

34. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.,1. Мысль, 1989.

35. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

36. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.

37. Вяткин Л.Г. Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов, 1994.

38. Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на ре* зультаты исследования креативной личности. // Методы психологической диагностики, выпуск 2. М., ИП РАН, 1995.

39. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» М., 1965.

40. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // сб: Психология мышления / пер. с англ. / Под ред. А.М.Матюшкина М., Прогресс, 1966.

41. Гильбух Ю.З. Внимание одарённые дети. М., Знание, 1991.

42. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1988. * 43. Гиргинов Г. Наука и творчество. - М., 1979.

43. Голубева Э.А. Способности и склонности. М., Педагогика, 1989.

44. Гольдентрих С.С., Коршунов A.M. Диалектика и теория творчества. -М., МГУ, 1987.

45. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., Искусство, 1991.

46. Грановская P.M. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. С.-Петербург, Иматон, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.