Работа с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири в конце XX - начале XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.03, кандидат исторических наук Сидорова, Оксана Владимировна

Диссертация и автореферат на тему «Работа с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири в конце XX - начале XXI века». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 471391
Год: 
2012
Автор научной работы: 
Сидорова, Оксана Владимировна
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Барнаул
Код cпециальности ВАК: 
24.00.03
Специальность: 
Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Количество cтраниц: 
247

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сидорова, Оксана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Семейная аудитория в культурно-образовательном пространстве музеев Западной Сибири.

1.1 Музей в сфере современной семейной политики в России.

1.2 Семейная аудитория как объект музейно-педагогической деятельности.

1.3 Формообразующие факторы в работе с семьёй в музеях Западной Сибири.

1.4 Историко-культурные характеристики работы с семьёй в музеях Западной Сибири.

Глава 2. Музейно-педагогические проекты как фактор социокультурного развития семейной аудитории.

2.1 Музейный праздник как актуальная форма работы с семьёй на ранней стадии её становления

2.2 Авторские музейно-педагогические проекты для будущих родителей как форма семейной арт-терапии.

2.3 Музейно-педагогические программы как средство социокультурного развития ребёнка в условиях совместного досуга семьи.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Работа с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири в конце XX - начале XXI века"

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью укрепления семьи в Российской Федерации. Семья - важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, моральных ценностей. Семейная культура обеспечивает историческую преемственность опыта воспроизводства как индивидуальной человеческой жизни, так и социального организма в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, содержание которых должно отвечать потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Современное российское общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье семьи -это здоровье нации в целом.

Укрепление семьи особенно важно в эпоху перехода к рыночной экономике и демократии, когда происходит разрушение традиционных и поиск новых ценностных ориентиров, в том числе в сфере семейных отношений, для которых характерно распространение утилитарных принципов человеческого бытия, таких как расчет, соперничество. Поколение семей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалио ических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали.

Ценностный кризис института семьи негативно сказывается на стабильности социальной структуры российского общества. Социальное сиротство, дезадаптация, девиантное поведение, подростковые суициды, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность - это неполный перечень негативных явлений в жизни современного общества, происхождение которых обусловлено разрушением традиционных семейных отношений. Существует необходимость безотлагательного и эффективного решения семейного вопроса.

Поиск путей преодоления кризиса семейных отношений -приоритетная область государственной политики России. В течение последних лет правительством Российской Федерации был принят ряд правовых актов и целевых программ, направленных на стабилизацию института семьи. Особо следует отметить Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., созданную на основе соответствующего Указа Президента РФ. Одной из главных задач названного документа является «формирование системы общественных и личностных ценностей» ориентированных на семью.

Процесс возрождения семейных ценностей предполагает участие различных социокультурных институтов. Особое место среди них отводится музею, который призван формировать и популяризировать национально-государственную идею, обладает высоким культуросозидающим и воспитательным потенциалом, способностью к решению кардинальных задач духовного развития социума.

В связи с этим существует потребность разработки данного вопроса в области музеологии. Предлагаемое исследование дополняет теорию и методику коммуникативной деятельности музея новыми сведениями в сфере работы с отдельными группами музейной аудитории. Наряду с этим, диссертация аккумулирует и структурирует опыт взаимодействия с семьёй, накопленный в практике музеев Западной Сибири.

Участие музея в реализации практических задач, стоящих перед государством в области семейной политики, требует поиска эффективных музейно-педагогических методик, способных заинтересовать семью. Вместе с тем, как показывает обращение к теории музейного дела в России, наиболее изученным аспектом культурно-образовательной деятельности большинства современных музеев, является работа со школьной и студенческой аудиторией, составляющей до 70% от общего количества посетителей 4 большинства музеев. При этом другим группам зрителей, важнейшее положение среди которых занимает семья, отводится второстепенное место, что противоречит требованиям к реализации коммуникативной функции современного музея и снижает его конкурентоспособность в сфере семейного досуга.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения и обобщения опыта работы с семьёй в культурно-образовательном пространстве современного музея.

Степень научной разработанности темы

Историографический обзор свидетельствует, что избранная тема диссертационного исследования до сих пор не являлась предметом специального рассмотрения, поскольку в конце XX - начале XXI века в отечественном музейном деле происходил процесс выработки самой теории и практики работы с семейной аудиторией.

Первые публикации, освещавшие опыт работы с семейными посетителями в музеях России, появились во второй половине 1980-х годов. Статьи В.М. Ананьиной, Е.Г. Вансловой, М.Б. Гнедовского, А.Н. Давыдова, Т.И. Вороновой, Т.В. Зелениной, Б.К. Кравчунас, И.М. Коссовой, И.Г. Кузнецовой, А.Т. Москаленко, Н.Д. Рева, В.А. Шемякиной свидетельствовали об актуализации мероприятий для семьи в деятельности как центральных (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей), так и региональных музеев (Архангельский музей изобразительных искусств, Дальневосточный художественный музей, Дом-музей A.M. Герасимова, Национальный музей Республики Татарстан, Магнитогорский государственный художественный музей, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Тюменская областная картинная галерея). Работы имели различную степень информативности.

Материал, представленный в трудах Е.Г. Вансловой1, М.Б. Гнедовского2,

A.Н. Давыдова3, А.Т. Москаленко4, содержал обзорную информацию о формах работы с семьёй, описание которых носило фрагментарный характер. Статьи В.М. Ананьиной и Т.В. Зелениной3, Т.И. Вороновой6, Б.К. Кравчунас7, И.Г. Кузнецовой8, Н.Д. Рева9, Л.Г. Сушко10,

B.А.Шемякиной11 освещали мероприятия для семьи в практике отдельно взятых российских, в том числе западносибирских музеев. Организация семейного досуга рассматривалась авторами как новая сфера деятельности музея, развивавшаяся главным образом в контексте работы с детьми.

Второй период теоретического осмысления коммуникации музея и семьи пришёлся на 1990-е гг. Содержание публикаций этого времени не только свидетельствовало об увеличении числа музеев, работавших с семьёй (мероприятия для семьи стали проводиться в Государственном музее истории г. Санкт-Петербурга, Государственном Дарвиновском музее, Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева, Политехническом музее, Семейном музее ремёсел г. Калуги, Детском музее г. Ноябрьска), но и фиксировало важные изменения в семейной политике российских музеев. Так, если в статье А Т. Москаленко12 в качестве

I Ванслова Е Г Музейный всеобуч науч -практ рекомендации / М-во культуры РСФСР, Академия наук СССР, Науч - исслед ин-т кучьтуры М , 1989 С 80-82

2Гнедовский М Б Музейная аудитория//Советский музей 1986 №4 С 38-40

3 Давыдов А Эффект сопереживания//Советский музей 1984 № 4 С 29

4 Москаленко А Т Роль художественного музея в эстетическом воспитании детей и молодежи на современном этапе//Художественный музей и город Новые формы деятельности М,1988 Т П-Ш С 209229

5 Ананьина В М Зеленина Т В Опыт проведения массовых мероприятий архангельским музеем изобразительных искусств//Там же С 117-121

6 Воронова Т И Научно-просветительская работа среди учащихся школ города Мичуринска (тезисы) // Там же С 182-186

7 Кравчунас Б К Коллективное творчество семьи в театрализованном празднике музея//Там же С 161163

8 Кузнецова И Г Музей и дети (из опыта Новосибирской картинной галереи) // Там же С 204-208

9 Рева Н Д Путеводитель как одна из форм работы художественного музея с детьми младшего возраста // Там же С 152

10 Сушко Л Г Художественный музей и новые формы организации досуга Музей и массовые зрелища // Там же С 176-181

II Шемякина В А Художественный музей в современном городе // Там же С 154-157

Коссова И М Культурно-образовательная деятельность музеев Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев сб трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Ин-т переподготовки работников искусства культуры и туризма Рос Федерации М , 1997 С 39-52 основных мероприятий для семейных посетителей назывались тематические экскурсии и лекции, то в публикациях И.М. Коссовой1 говорится о разработке специальных программ, организации клубов для семьи, что указывает на стремление музея к систематическому и комплексному взаимодействию с семейной аудиторией. Кроме того, анализ музееведческой литературы этого времени выявляет трансформацию представлений музея о семье. В частности, в статье И.М. Коссовой «Культурно-образовательная деятельность музеев. Тенденции и перспективы» в ряду мероприятий для взрослой аудитории в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» -«Русский Парнас» назван клуб для молодых семей «Гармония», появление которого свидетельствует о расширении понятия семьи и появлении новых категорий семейной аудитории в музее.

Особое место в рамках второго периода отводится публикациям музейных педагогов-практиков, таких как Т.А. Чумак (Государственный музей истории г. Санкт-Петербурга), E.H. Михеечева, И.В. Поликарпова (Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева), С.М. Терехова, Е.М Белицкая (Политехнический музей), содержащим богатый фактологический материал, который позволил получить комплексную картину становления и развития вопроса в отечественном музееведении, дал возможность проследить динамику образа семьи в восприятии музея. Издания этой группы во многом носят событийно-описательный характер, вместе с тем демонстрируют методику, результаты и перспективы работы с семьёй на примере конкретного музея. Следует также отметить, что многие из вышеназванных авторов успешно занимаются организацией семейного досуга—на протяжение длительного времени, поэтому изучение их опыта представляет несомненный интерес в связи с необходимостью выработки эффективных механизмов взаимодействия с семьёй в культурно-образовательном пространстве современного музея.

1 Коссова И.М. Музей и образование взрослых // Там же. С 39-52 7

Отдельную группу образуют издания, посвященные работе с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири, таких как Детский музей г. Ноябрьска (Н.П. Макарова, И.А. Франчук), Тюменский областной музей изобразительных искусств (H.A. Паромова, В. А. Шемякина), ООМИИ им. М.А. Врубеля и Государственный областной художественный музей «Либеров-центр» (А.П. Пластун). Публикации позволяют частично реконструировать историю развития работы с семьёй в музеях данного региона. Это тем более важно, что многие из описанных форм к моменту начала исследования уже не фиксировались, утратив своё значение или получив развитие в ином виде. Вместе с тем указанные статьи не дают целостного представления о проблеме, так как разделены большими временными интервалами и освещают лишь некоторые аспекты музейной коммуникации в работе с семьёй в Западной Сибири.

Особое место в ряду названных авторов принадлежит А.П. Пластун, публикации которой свидетельствуют о значительном омоложении семейной аудитории в музеях Западной Сибири и знакомят со спецификой мероприятий для родителей с детьми раннего возраста. На примере собственной методики раннего развития детей в условиях музейной студии, наиболее полное описание которой представлено в научном сборнике «Декабрьские диалоги» за 1998 г., А.П. Пластун излагает предпосылки, основные принципы и методы работы с данной категорией семей, исключительная значимость в числе которых отводится художественному творчеству детей и взрослых. Следует отметить, что несомненным достоинством этой публикации, выгодно отличающим её от других изданий региональной тематики, является попытка методологического обоснования собственной музейно-педагогической программы раннего развития.

Третий этап в историографии вопроса приходится на 2000-е годы, характеризующиеся актуализацией профильной дифференциации музеев в работе с семьёй, наибольшую освещённость среди которых получили исторические и комплексные музеи, такие как Музеи Московского Кремля 8

И.В. Фаизова), Государственный исторический музей (И.Б. Алексеева), музей-заповедник «Царицыно» (И.Н. Фролова), Центральный военно-морской музей (И.И. Слесаревский), Красноярский краевой краеведческий музей (A.A. Фурсова), Тверской Государственный объединённый музей (Е.А. Полозова), Саратовский областной музей краеведения (З.А. Горюнова), Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (В. А. Новожилова), Владимиро-Суздальский музей-заповедник (А.Е. Лебедева). Значительный интерес также представляют публикации, посвященные мероприятиям для семейной аудитории в практике художественных, таких как Государственная Третьяковская галерея (В.В. Донец), естественнонаучных музеев, таких как Государственный Дарвиновский музей (Е.Ю. Баранова, Н.Е. Бобровская, Е.П. Дубровская, А.И. Клюкина).

Наибольший вклад в исследование работы с семьёй в музеях Западной Сибири в 2000-е годы внесли такие специалисты, как Т.А. Боровцова, О.П. Дьякова, O.A. Жмурко, М.В. Новак, А.П. Пластун. Особое место среди них занимает статья А.П. Пластун «Самые маленькие в музее», вышедшая в марте 2003 г. в научно-публицистическом журнале «Ассоциированные школы Юнеско в Сибири». Опираясь на результаты работы с родителями и детьми раннего возраста в ООМИИ им. М.А. Врубеля и ГОХМ «Либеров-центр», автор делает вывод о целесообразности практических занятий по изобразительному искусству для семей с детьми; указывает на необходимость комплексного развития детей средствами живописи и музыки; обращает внимание на значимость общения с подлинными произведениями искусства в процессе эстетического развития детей и взрослых; демонстрирует специфику работы с семейной аудиторией в условиях художественного музея.

Значительный вклад в изучение форм работы с семьёй в музеях

Западной Сибири внесла O.A. Жмурко, публикация которой «Первые итоги работы Воскресного Семейного клуба в Омском государственном историко9 краеведческом музее» содержит обобщение опыта работы с семьёй в ОГИК музее за 1996-2007 гг. Анализируя деятельность экспериментальных проектов «Воскресный Семейный клуб и Творческая мастерская «Прекрасное создаём своими руками», «Всей семьёй - в музей», автор указывает на необходимость дифференциации музейных мероприятий соответственно возрасту детей, демонстрирует особенности взаимодействия с семьёй в культурно-образовательном пространстве историко-краеведческого музея. Следует подчеркнуть, что в своих выводах O.A. Жмурко опирается не только на собственные наблюдения, но и результаты социологических исследований.

Необходимо указать, что историографический анализ литературы по теме исследования выявил два разных подхода относительно работы с семьёй в музее. Согласно первому из них - главным объектом музейной коммуникации являются дети, взаимодействие с родителями которых носит опосредованный характер. Такой точки зрения, в частности, придерживаются

12 3

И.Г. Кузнецова , М.В. Новак , H.A. Паромова , свидетельствующие о том, что методы и содержание мероприятий для семей с детьми в большей степени должны ориентироваться на детскую аудиторию и не предусматривать активного участия родителей.

Иной взгляд на проблему предполагает, что мероприятия для родителей с детьми прежде всего нацелены на организацию совместного досуга семьи в музее. Этой позиции придерживаются В.А. Шемякина, Н.П. Макарова, И.А. Франчук, О.П. Дьякова, А.П. Пластун, O.A. Жмурко. На примере отдельных проектов, таких как «Программа выходного дня» в ТОМИИ (1988 г.), «Всей семьёй в музей», «Воскресный Семейный клуб» в

1 Кузнецова И.Г. Музей и дети: из опыта Новосибирской картинной галереи // Художественный музей и город. Новые формы деятельности. М., 1988. Т. II-III. С. 204-208. Новак М.В. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями в Томском областном художественном музее // Теория и практика развития в художественных музея Сибири: материалы регион, науч.-практ. конф. Томск, 2005г. С. 212-216.

J Паромова H.A. Первые шаги в искусстве : опыт работы детских абонементов в Тюменском Областном музее изобразительных искусств // Конференция «Музей и общество», 8-10 ноября 2006 г.: тез. докл. M.: ГТГ, 2006. С. 57-58.

ОГИК музее (1996-1999 гг.; с 2006 г.), «Барби XXI века» в Детском музее г. Ноябрьска (1997 г.), студия «Эксперимент» в ООМИИ им. М.А. Врубеля (1996-1999 гг.), авторы демонстрируют особые интерактивные методы и формы работы с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири. Среди них - театрализованная экскурсия, семейная викторина, путеводитель (лист активности, маршрутный лист, игра-путешествие, игра-лабиринт), мастер-класс, праздник. Исследователи подчёркивают, что многие из названных форм, получивших широкое распространение в культурно-образовательной практике современного музея, первоначально были адресованы семье.

В целом, анализ работ, затрагивающих тему диссертации, свидетельствует об интересе исследователей к проблеме взаимодействия музея и семьи в условиях современного общества. Вместе с тем историографический обзор указывает на преобладание статейного материала и отсутствие фундаментальных трудов, обобщающих опыт взаимодействия музеев с семейной аудиторией. В большинстве случаев эта сфера деятельности освещается локально, без учёта аналогичной практики других музеев западносибирского региона или России в целом. Степень изученности форм работы с различными категориями семей в культурно-образовательном пространстве музея неодинакова: достаточно полно представлены только музейные мероприятия для семей с детьми. Всё это свидетельствует о недостаточной разработанности темы исследования и её новизне. Семья в музее, как таковая, не была прежде предметом специального научного анализа, хотя отдельным её аспектам уделялось внимание в ряде работ.

Объектом исследования является семейная аудитория в культурно-образовательном пространстве современных российских музеев.

Предметом исследования выступают музейные практики в работе с семьей в западносибирском регионе в последней четверти XX - начале XXI века.

Цель исследования - раскрыть потенциал современного музея в сфере государственной семейной политики посредством анализа и систематизации

11 опыта работы с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири. Достижение вышеназванной цели предполагает постановку и решение следующих задач: ч

• проследить влияние государственной семейной политики на развитие социокультурной деятельности современного музея;

• дифференцировать семейную аудиторию музеев Западной Сибири и представить её социокультурные характеристики;

• установить факторы, обуславливающие содержание и формы музейной коммуникации с семьёй в условиях Западной Сибири;

• показать историю развития форм работы с семейными посетителями в музеях Западной Сибири;

• охарактеризовать коммуникативные технологии работы музеев с основными категориями семейной аудитории (будущие супруги, новобрачные, супруги со стажем семейной жизни, семьи с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного, подросткового и юношеского возраста) и выявить среди них наиболее эффективные.

Теория и методология исследования

В качестве теоретической базы исследования использовались научные разработки российских и зарубежных ученых в области музееведения, а также возрастной и семейной психологии, семейной педагогики.

В сфере музееведения были востребованы труды таких учёных, как Е.М. Акулич, М.Е. Каулен, И.М. Коссова, (терминология музееведения, социокультурные функции музея); H.A. Никишин, JI.M. Шляхтина, М.Ю. Юхневич (структура и механизмы различных видов музейной коммуникации, теория культурно-образовательной деятельности музея); Н.Ю. Жвитиашвили, Л.П. Михеева, Б.А. Столяров (педагогика художественного музея, арт-терапия).

В области психологии особую значимость для исследования имели идеи Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, Ж. Пиаже (периодизация жизненного цикла человека, высшие психические функции и их развитие в детском

12 возрасте); А.И. Захарова, М.Л. Лазарева, А.Г. Юсфина (методики психологической коррекции).

В сфере семейной педагогики автором были востребованы концептуально значимые идеи домашнего воспитания и раннего развития, изложенные в трудах В.М. Бехтерева, Ф. Дольто, Б.М. Спока, М. Монтессори, Г. Домана, Б.П. и Л.А. Никитиных.

При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами: эмпирическими и теоретическими. К первым из них относятся: наблюдение и фиксация практического опыта (метод включённого наблюдения, стенографирование, фотосъёмка), устный и письменный опросы. В рамках исследования была разработана анкета и проведён сбор данных путём опроса. Целью опроса было получение социально-демографического портрета семейных посетителей, выявление предпочтений семейной аудитории в культурно-образовательном пространстве музеев Западной Сибири. В числе теоретических автором были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, математической статистики, описания, давшие возможность определить характерные свойства и признаки объекта и предмета исследования, обобщить полученные данные.

Логика и направленность диссертационной работы обусловили также употребление специальных методов исторического познания. Применение историко-генетического метода позволило рассмотреть коммуникативные технологии в работе с семьёй в музеях Западной Сибири в историческом движении. Использование историко-сравнительного метода выявило временную трансформацию термина «семейная аудитория музея», способствовало установлению специфики работы с семьёй в музеях различного профиля. Обращение к методу периодизации дало возможность выделить основные этапы в истории работы с семьёй в российских музеях.

При помощи историко-системного метода была раскрыта тесная взаимосвязь изучаемого явления с социокультурной жизнью страны. Одним из главных методологических принципов в данной работе стал аксиологический,

13 позволивший рассматривать взаимодействие музея и семьи в контексте социальных ценностей.

Хронологические рамки исследования - последняя четверть XX -первое десятилетие XXI века. Нижняя временная граница обусловлена временем начала целенаправленной работы с семьёй в музеях России, а верхняя - современным периодом, фактически продолжающимся до настоящего времени.

Территориальные рамки исследования включают Западную Сибирь, в том числе Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую, Тюменскую области, где ведётся интенсивная работа с семейной аудиторией.

Источниковую базу настоящего исследования составили письменные, изобразительные, вещественные материалы.

Письменные источники по теме исследования подразделяются на неопубликованные и опубликованные. Неопубликованные источники представлены материалами официально-документального и личного характера, содержащимися в фондах Государственного архива Новосибирской области: Ф. Р-1813 «Новосибирский Областной краеведческий музей», Ф. Р-233 «Новосибирская картинная галерея»; Исторического архива Омской области: Ф. Р-1076 «Омский областной историко-краеведческий музей»; Государственного архива Алтайского края: Ф. Р-1265 «Государственный художественный музей Алтайского края», Ф. Р-288 «Алтайский государственный краеведческий музей»; архивов: Алейского историко-краеведческого музея (АИКМ); Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки (БКМ им. В.В. Бианки); Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК); Государственного областного художественного музея «Либеров-центр» (ГОХМ «Либеров-центр»); Картинной галереи им. В.В. Тихонова г. Рубцовска, Краеведческого музея г. Рубцовска, Кемеровского областного краеведческого музея (КОКМ);

Музея истории г. Томска, музея-заповедника «Красная горка» г. Кемерово;

14

Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ); Новосибирского государственного художественного музея (НГХМ); Новокузнецкого художественного музея (НХМ), Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (ООМИИ им. М.А. Врубеля); Томского областного краеведческого музея (ТОКМ); Томского областного художественного музея (ТОХМ); из личных архивов О.В. Сидоровой, А.П. Пластун, Ю.Б. Лопаткиной.

Все изученные автором архивные материалы можно разделить на следующие виды источников: делопроизводственные, материалы социологических исследований, источники личного происхождения.

Самой многочисленной группой делопроизводственных источников являются текстовые отчёты музеев: за полугодие, за квартал, за год, статистические отчёты по форме 8-НК «Сведения о деятельности музея» (ГАНО, архивы: ГХМАК, ООМИИ им. М.А. Врубеля, ТОКМ, ТОХМ, НХМ, НГКМ), адресующиеся органам местного самоуправления в сфере культуры. Изучение отчётной документации позволяет составить общее представление о музее, даёт возможность охарактеризовать приоритетные направления его культурно-образовательной деятельности. Материалы отчётов содержат такие значимые для исследования показатели, как количество и тематика экскурсий, лекций, массовых мероприятий. Здесь же обозначаются основные категории музейной аудитории, в том числе семьи с детьми.

Отчётная документация музеев имеет различную степень информативности. Например, статистические отчёты музеев по форме 8-НК содержат краткую характеристику научно-просветительной, выставочной деятельности музея, текстовые отчёты знакомят с конкретными формами культурно-образовательной деятельности музеев.

Значимость текстовых музейных отчётов за разные годы также неодинакова. Так, отчёты ГОХМ «Либеров-центр» за 2001-2004 гг. (архив

ГОХМ «Либеров-центр») удостоверяют, что в музее работает студия раннего эстетического развития для родителей с детьми от 2,5 до 3 лет. В то же время

15 отчётная документация музеев за 1990-е годы в большинстве своём не содержит прямых свидетельств о существовании форм работы с семьёй. В частности, программа студии эстетического развития детей раннего возраста в отчётах ООМИИ им. М.А. Врубеля за 1998-2000 гг. рассматривается в контексте работы с детьми в музее (архив ООМИИ им. М.А. Врубеля). Очевидно, что использование данного материала требует дальнейшей конкретизации. Вместе с тем несомненным достоинством отчётной документации является наличие сроков проведения мероприятий и числа посетителей, что позволяет судить об уровне их востребованности. В то же время изучение данного вида источников не даёт представления о сущности события, целях и методах его реализации.

Такого рода факты в большей степени содержатся в информационных справках, отчётах, освещающих отдельные направления культурно-образовательной деятельности музея. Так, отчёт о работе с семейной аудиторией Государственного художественного музея Алтайского края в 2006 г. (архив ГХМАК) не только включает тематику и сроки проведения мероприятий, но и фиксирует основные категории семей-участников, передаёт сюжетную канву события.

Следующую по значимости группу делопроизводственной документации составляют планы деятельности таких музеев, как Алейский историко-краеведческий музей (архив АИКМ), Государственный художественный музей Алтайского края (архив ГХМАК), ГОХМ «Либеров-центр» (архив ГОХМ «Либеров-центр»), Новосибирский областной краеведческий музей (ГАНО)1, Новосибирская областная картинная галерея (ГАНО) , Томский областной краеведческий музей (архив ТОКМ). Данные материалы обогащают историю взаимодействия с семьёй в музеях Западной Сибири новыми сведениями, позволяют выявить предпосылки и условия

1 Новосибирский областной краеведческий музей (НОКМ), с 2001 г - Новосибирский государственный краеведческий музей Новосибирская областная картинная галерея (НОКГ), с 2004 г - Новосибирский государственный художественный музей возникновения отдельных форм работы с семьёй. Например, перспективный план развития Томского государственного историко-архитектурного музея1 на 1997 г. (архив ТОКМ) свидетельствует о необходимости разработки образовательных музейно-экскурсионных программ для индивидуального и семейного посещения музея. План ТОКМ и его филиалов на 1999 год предусматривает проведение тематических вечеров для семейных пар в Нарымском музее политической ссылки (архив ТОКМ). Плановая документация Томского областного краеведческого музея за 2005 год демонстрирует возможность появления новой формы работы музея с семьями молодожёнов, вниманию которых сотрудники музея намеревались предложить праздничную программу «Марш Мендельсона под созвездием Большой Медведицы» (архив ТОКМ). Материалы этой группы также образуют основу для дальнейшего поиска, поскольку информация, представленная в плановой документации музеев, имеет сослагательный характер. В частности, автором исследования было выявлено, что из трёх упомянутых выше мероприятий в культурно-образовательной практике ТОКМ реализованы были только два - музейно-экскурсионные программы для семейных посетителей и тематические вечера для семейных пар.

Делопроизводственная документация музеев представлена также протоколами заседаний: методического совета Томского областного художественного музея за 1998, 2001 годы (архив ТОХМ); научно-методического совета Государственного художественного музея Алтайского края за 2000-2011 годы (архив ГХМАК); научно-методического совета Новосибирского областного краеведческого музея за 1991-1995 годы (ГАНО), заседаний учёного совета НОКМ за 1990-1995 годы (ГАНО). Данные материалы значительно расширяют представление о формах работы с семьёй в музеях Западной Сибири в разное время. Так, выписка из протокола № 2 заседания методического совета ТОКМ от 09.04.1998 г.

1 Томский государственный историко-архитектурный музей (ТГОИАМ), с 1998 г. -краеведческий музей.

Томский областной обосновывает задачи, порядок, условия и сроки проведения игровой семейной программы «Зоологический лабиринт», характеризует целевую аудиторию мероприятия.

К делопроизводственной документации музеев относятся методические материалы, разработанные сотрудниками Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки (архив БКМ им. В.В. Бианки), Государственного художественного музея Алтайского края (архив ГХМАК), Государственного областного художественного музея «Либеров-центр» (архив ГОХМ «Либеров-центр»), Новосибирского государственного художественного музея (архив НГХМ), Новокузнецкого художественного музея (архив НХМ), Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (архив ООМИИ им. М.А. Врубеля), Томского областного краеведческого музея (архив ТОКМ). Это тексты экскурсий, тематических мероприятий для семейной аудитории, содержание которых знакомит с различными методиками работы с семьёй в музеях Западной Сибири.

Материалы социологических исследований семейной аудитории проведённых среди участников студии раннего развития «Эксперимент» в ООМИИ им. М.А. Врубеля в 1996-1999 гг. (автор и исполнитель А.П. Пластун); посетителей «Семейного клуба» и «Творческой мастерской» ОГИК музея в 2006 г. (автор и исполнитель O.A. Жмурко); аудитории интерактивных выставок в ОГИК музее в 2006-2007 гг. (авторы O.A. Жмурко, В.А. Сидорова, исполнитель В.А. Сидорова); участниц проекта «В поисках гармонии: ребёнок до рождения» в ГХМАК в 2003-2009 гг. (автор и исполнитель О.В. Сидорова); семейной аудитории ГХМАК в 2009 г., 2010-2011 гг. (автор и исполнитель О.В.Сидорова) содержат статистику посещаемости музеев различными категориями семей, возрастные и социокультурные характеристики семейной аудитории.

Отдельную группу неопубликованных источников образуют документы личного происхождения, к числу которых относятся материалы личного архива автора (экспертные интервью (33), стенограммы занятий в

18 студии раннего эстетического развития A.A. Царегородцевой в ООМИИ им. М.А. Врубеля (22.12.2007 г.), переписка со специалистами научно-просветительских служб НГХМ (Е. Уваровской), ОГИК музея (O.A. Жмурко), соавтором арт-терапевтического проекта «Красоту познаём до рождения» в Государственном Русском музее (М.Е. Комовой)), личных архивов Ю.Б. Лопаткиной, А.П. Пластун (опросные листы, отзывы участников студии раннего эстетического развития «Эксперимент»).

Экспертные интервью проводились среди сотрудников и руководителей различных структурных подразделений музея, наиболее значимые группы которых представлены специалистами по работе с семейной аудиторией и начальниками просветительских служб. В общей сложности автором диссертации были осуществлено 33 однократных и многократных (панельных) интервью в таких музеях, как Алейский историко-краеведческий музей, Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки, Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина с. Сростки, ГОХМ «Либеров-центр», историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница», Картинная галерея им. В.В. Тихонова и Краеведческий музей г. Рубцовска, КОКМ, музей-заповедник «Красная горка», Музей истории г. Томска, НХМ, НГХМ, НГКМ, ОГИК музей, ООМИИ им. М.А. Врубеля, Таврический художественный музей, ТОХМ, ТОКМ.

Полученные в ходе опроса данные позволили дополнить и уточнить качественные характеристики семейной аудитории в музеях Западной Сибири, реконструировать ряд утраченных форм работы с семьёй, выявить отношение экспертов к решению проблемы музейного досуга семьи на уровне региона и России в целом, определить специфику его организации в условиях конкретного музея.

К опубликованным источникам, использованным автором диссертационного исследования, относятся законодательно-нормативные документы, музеографические издания, статистические и периодические материалы в печатной и электронной форме, другие электронные материалы.

Законодательно-правовую базу исследования составили нормативные акты, такие как Федеральный закон РФ № 143-Ф3 от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Указ Президента РФ № 775 от 13 мая 2008 г. «Об учреждении ордена «Родительская слава», Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года и Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, Постановление Совета депутатов Новосибирской области № 85-ОСД от 19 декабря 2002 г. «О наградах Новосибирской области», Постановления администрации Алтайского края № 404 от 15 сентября 2010 г. об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края» на 2010-2015 годы, № 599 от 21 октября 2011 г. «О создании Краевого совета отцов при администрации Алтайского края».

Среди музеографических изданий, использованных автором исследования, присутствуют рекламно-информационные буклеты, содержащие информацию об услугах, формах просветительской деятельности музея; каталоги выставок, адресованных семейной аудитории; путеводители по музею для родителей с детьми.

К статистическим материалам относится аналитический отчёт Всероссийского центра изучения общественного мнения по теме «Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев», обзоры демографической ситуации на официальных сайтах государственных служб статистики РФ.

Материалы периодики представлены печатными изданиями

Кузнецкий рабочий», «Франт» (г. Новокузнецк), «Бийский рабочий»

Вестник Сибирь», «Секреты красоты» (г. Бийск); интернет-газетами и журналами, бюллетенями информационных интернет-агентств, электронными версиями печатных' публикаций центральной и региональной прессы («Комсомольская правда», «Молодёжная газета», «Тюменские

20 известия», «Северный комсомолец», «Кузбасс»), содержащими заметки событийно-описательного характера о работе с семьёй в музее.

Различные мероприятия для семьи освещаются также прочими источниками удаленного доступа, среди которых особую значимость имеют сайты Президента и Правительства РФ, органов местного самоуправления, музеев и учреждений культуры, имеющих непосредственное отношение к музеям.

Изобразительные источники включают рисунки участников конкурсов семейного творчества, семейных студий, фотографии мероприятий для семейной аудитории в таких музеях, как ГХМАК, ООМИИ им. М.А. Врубеля, ОГИК музей, ТОХМ, ТОКМ, Музей истории г. Томска, ГОХМ «Либеров-центр», Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».

Вещественные источники представлены интерактивными наглядными пособиями (копии подлинников, тематические игры), адресованными семейной аудитории на выставках «Урок в старой школе», «Славянская писанка» в ОГИК музее.

В целом многообразие использованной информации, полученной из разных источников, не только позволило автору работы сопоставить и откорректировать материал в сторону наибольшей достоверности, но и дало возможность рассмотреть различные аспекты заданной проблемы.

Научная новизна исследования

1. Раскрыта взаимосвязь между государственной политикой в сфере семейного строительства и развитием социокультурной деятельности современного музея.

2. Впервые предложена дифференциация семейной аудитории с учётом качественных характеристик и выявлены социокультурные потребности основных её категорий (будущие супруги, новобрачные, супруги со стажем семейной жизни, семьи с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного, подросткового и юношеского возраста).

21

3. Определены факторы, обусловившие содержание и развитие коммуникационных процессов между музеем и семейной аудиторий в условиях Западной Сибири.

4. Воссоздана история, выявлены основные этапы работы с семейной аудиторией в музеях западносибирского региона на протяжение последней четверти ХХ-начала XXI века.

5. Проанализирован комплекс коммуникативных технологий, адресованных различным категориям семейной аудитории (будущие супруги, новобрачные, супруги со стажем семейной жизни, семьи с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного, подросткового и юношеского возраста), установлена наибольшая эффективность конкретных инновационных авторских программ по социальной адаптации, развитию творческого потенциала, организации семейного отдыха.

6. Введены в научный оборот ранее не изученные источники, раскрывающие широкий круг вопросов по теме исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Государственная семейная политика в России в последней четверти XX - начале XXI века, обусловленная духовно-демографическим кризисом современного общества, привела к выделению семьи в самостоятельный объект культурно-образовательной деятельности музея.

2. Семья в пространстве музея обладает комплексом специфических характеристик, отличающих её от прочих категорий музейной аудитории, и дифференцируется на две основные группы: семью без детей и семью с детьми. Первую из них составляют будущие супруги, новобрачные и супруги со стажем семейной жизни. Вторая представлена семьями с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Мероприятия для каждой из названных категорией семей имеют свои особенности.

3. Факторами, обусловившими характер коммуникации между музеем и семейной аудиторий, являются профильная принадлежность музея,

22 целеполагающие установки конкретных категорий семейной аудитории (формирование традиции совместного досуга для будущих супругов и молодожёнов; необходимость гармонизации эмоционального состояния матери и ребёнка для будущих родителей; интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка для семей с детьми), культурно-образовательная политика, определявшаяся традициями, сложившимися в практике отдельно взятого музея.

4. Становление форм работы с семьёй в музеях Западной Сибири прошло три основных этапа:

• 1980-е гг. - понятие «семьи» включало детско-родительскую аудиторию, работа с которой осуществлялась в контексте взаимодействия с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста;

• 1990-е гг. - произошло омоложение рассматриваемой аудитории, понятие «семья» расширилось за счёт появления новых категорий: будущие родители, родители с детьми, начиная с раннего возраста (от 1,5 до 3 лет);

• 2000-х гг. - смысловое поле термина «семья» в музее предусматривало выделение в самостоятельную категорию семьи без детей: будущие супруги и молодожёны.

5. Самыми востребованными коммуникативными технологиями, адресованными семейной аудитории, в музеях Западной Сибири являются: музейный праздник для будущих супругов и молодожёнов, арттерапевтические программы для будущих родителей, студии раннего развития для родителей с детьми раннего и дошкольного возраста, студии семейного творчества и рекреационные программы различной направленности для родителей с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, тематические конкурсы и викторины для родителей с детьми среднего и старшего школьного возраста. Наиболее эффективными из них являются инновационные авторские программы по социальной адаптации (воскресная художественная школа для детей и родителей из общества инвалидов «Радуга» в ТОХМ, арт-терапевтическая программа «В

23 поисках гармонии: ребёнок до рождения» в ГХМАК), развитию творческого потенциала (студии раннего развития в ООМИИ им. М.А. Врубеля, ГОХМ «Либеров-центр», «Мастерские в дни школьных каникул» в НХМ, семейный абонемент «В гостях у муз» в ООМИИ им. М.А. Врубеля), организации семейного отдыха («программы выходного дня» в БЭСМ, НГХМ, ОГИК музее; игровой маршрут «Зоолабиринт» в ТОКМ; праздник «Свадьба» в КОКМ; интерактивная экскурсия «К тайне камня прикоснись» в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки) в условиях музея.

Научная значимость исследования состоит в обобщении, анализе и систематизации материалов, раскрывающих специфику и значение музея в процессе формирования национально-государственной идеологии семейного строительства, оптимизации института семьи в России. Сведения, содержащиеся в диссертации, способствуют углублению общетеоретических знаний в области культурологии, истории музейного дела, музейной педагогики, социологии. Исследование взаимодействия музея и семьи в Западной Сибири дополняет историю, теорию музейной коммуникации новыми сведениями, усиливает значимость её ценностного аспекта, вводит в научный оборот новые методики работы с семейной аудиторией. Наряду с этим автором выявлены коммуникационные возможности современного музея в решении проблем социальной адаптации семьи посредством арт-терапии.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования. В частности, арт-терапевтическая программа «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», разработанная автором, успешно реализуется в Государственном художественном музее Алтайского края с 2003 года.

Практическая значимость работы заключается и в том, что исследование расширяет представление о возможностях современного музея в сфере организации семейного досуга. Материал диссертации, демонстрирующий многообразие эффективных музейно-педагогических

24 методик, адресованных различным категориям семейной аудитории, позволяет усовершенствовать культурно-образовательную деятельность музеев и прочих учреждений культуры, ориентированных на семью. В связи с тем, что диссертация вводит в научный оборот материал по ранее не изучавшейся проблеме, исследование также может быть востребовано при разработке учебных курсов в профильных ВУЗах.

Апробация результатов исследования проходила в выступлениях на международных и всероссийских конференциях, изданных научных статьях и тезисах, содержащих данные о работе с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири. По теме исследования автором опубликовано 17 работ, включая 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

Важнейшие результаты исследования докладывались автором и получили одобрение на общероссийской научно-практической конференции в ГХМАК (Барнаул, 2004); на Международном форуме при участии ICOM Юнеско, ICOFOM Sib, Западно-Сибирского вузовского округа художественного образования «Культурное наследие и современность» (Барнаул, 2005); X научно-практической конференции в ГХМАК (Барнаул, 2006); Всероссийских научных конференциях «Декабрьские диалоги» памяти Ф.В. Мелёхина в ООМИИ им. М.А. Врубеля (Омск, 2006, 2007, 2008); круглом столе «Учебные заведения, храмы, музеи: культурные локусы соприкосновения» в АлтГАКИ (Барнаул, 2007); международной научной конференции «Культура как предмет международных исследований» в ТГУ (Томск, 2008); научно-практической конференции «Дьяконовские чтения» в Национальном музее Республики Татарстан (Казань, 2008), юбилейной научно-практической конференции «Современный музей в культурном пространстве Сибири», посвящённой 50-летию НГХМ (Новосибирск, 2008); круглом столе «Как отзовется Слово.» в АлтГАКИ (Барнаул, 2009); второй межрегиональной научно-практической конференции «Современный музей в культурном пространстве Сибири» (Новосибирск, 2011).

Апробация результатов диссертационного исследования также осуществлялась в ходе реализации комплексной краевой программы «Семья» в Государственном художественном музее Алтайского края.

Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы (441 наименование). Общий объём работы - 247 страниц печатного текста.

Заключение диссертации по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов", Сидорова, Оксана Владимировна

Заключение

Исследование опыта музейной работы с семейной аудиторией в Западной Сибири показало, что музей как социокультурный институт играет особую роль в сфере государственной семейной политики последней четверти XX - начала XXI века.

Различные социально-политические и социально-экономические процессы, происходящие в России в указанный период, привели к кризису духовной сферы общества. Среди прочих показателей, таких как коммерциализация, рост преступности и насилия, упадок морали и др., были и свидетельствующие о девальвации традиционных семейных ценностей: детская проституция и наркомания, подростковый суицид, рост беспризорности и безнадзорности, падение рождаемости, увеличение количества абортов. В свете этого Правительством РФ был принят ряд мер, направленных на поднятие престижа семьи в Российском обществе. Итогом этого стала Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., предусматривающая комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию института семьи.

Субъектами РФ в рамках обозначенных Концепцией задач был разработан комплекс мер материального поощрения и идеологической пропаганды, в рамках которых важное место отводилось социокультурным институтам. Музей, как особое учреждение, призванное формировать и популяризировать национально-государственную идею, обладающее высоким культуросозидающим и воспитательным потенциалом, способностью к решению кардинальных задач духовного развития социума, занял активную позицию в решении семейного вопроса. В 1980-е годы в культурно-образовательном пространстве музея происходит выделение семьи в самостоятельную категорию целевой аудитории, первыми представителями которой стали родители с детьми.

Работа с семьёй изменила сферу музейной коммуникации, что выразилось в актуализации рекреационной функции музея, модификации

190 традиционных форм музейной коммуникации, таких, как экспозиционно-выставочная, эксурсионно-лекционная. Актуальными стали социально-значимые проекты, нацеленные на популяризацию семейных ценностей, формирование привлекательного образа многодетной семьи. Усовершенствованная модель взаимоотношений с аудиторией привела к появлению таких интерактивных методов как игра, театрализация, способствовавших росту конкурентоспособности музея в сфере организации семейного досуга в социокультурном пространстве города, региона.

Отсутствие в современной науке общепринятого термина «семейная аудитория в музее» вызвало необходимость сопоставления существующих трактовок и проведения социологических исследований, что позволило определить «семейную аудиторию музея» как реальных и потенциальных посетителей музея, связанных супружескими или родственными отношениями разной степени близости, дифференцирующихся на две основные группы: семью без детей и семью с детьми. Первая из них представлена будущими супругами, новобрачными и супругами со стажем семейной жизни. Вторая, являющаяся наиболее многочисленной, состоит из семей с детьми, начиная с раннего возраста. Инициаторами посещения музея в первой группе семей выступают мужья, во второй - матери средних лет, бабушки пенсионного возраста и учащиеся младших и средних классов общеобразовательной школы.

Мотивация проведения совместного семейного досуга в музее обуславливается потребностью в общении, рекреации, обучении в условиях особой позитивной эмоциональной атмосферы.

Исследование мотивационной сферы второй группы семей выявило разницу в основаниях посещения музея детьми и взрослыми. Предпочтение родителей отдавалось экспозициям и выставкам из фондов музея, детей -передвижным выставкам зрелищно-развлекательного характера (восковые персоны, живые экспонаты). В связи с этим обозначилась потребность в воспитании ценностных основ мировоззрения подрастающего поколения в процессе организации совместного досуга семьи в музее.

Взаимодействие с семьёй в музеях Западной Сибири имеет множество форм, содержание которых определяется тремя основными факторами. Первый из них - профильная принадлежность музеев, в наибольшей степени повлиявшая на характер мероприятий для семьи в музеях художественной и краеведческой направленности. При наличии таких общих видов музейной коммуникации, как экскурсия, лекция, встреча с интересным человеком, игра, конкурс/викторина, праздник с семьёй, существовали специфичные. В художественных музеях, обладающих уникальными адаптационными возможностями, развивающим потенциалом, особыми мероприятиями для семьи стали арт-терапевтические программы, студии раннего развития и семейного творчества. В краеведческих музеях, аккумулировавших историко-культурное, природное наследие региона, наибольшее распространение получил семейный клуб.

Вторым формообразующим фактором стали целевые установки семейной аудитории, разнообразный состав которой обусловил процесс разработки конкретных форм музейно-педагогической деятельности. Появление семьи без детей в пространстве музея обусловлено потребностью поиска совместных интересов в процессе общего досуга супругов. Необходимость решения возрастных задач развития ребёнка определила вовлечение в процесс музейной коммуникации семьи с детьми.

Третьим формообразующим фактором явилась специфика взаимодействия с семьёй и традиции культурно-образовательной деятельности конкретного музея.

Коммуникативная деятельность музеев Западной Сибири, находившаяся в зависимости от политической и социокультурной ситуации в стране, обусловила разницу в составе семейной аудитории и выборе приоритетных направлений и форм работы с семьёй, что привело к выделению в музейной практике трёх основных этапов. В 1980-е годы (I

192 этап) расширение сферы музейного влияния за счёт новых категорий музейной аудитории способствовало вовлечению родителей с детьми в культурно-образовательное пространство музея. Сочетание качественных характеристик информативной и коммуникативной моделей музея на данном этапе определило содержание работы с семьёй, основными направлениями которой стали обучение и развитие творчества.

В 1990-е годы (II этап), характеризующиеся утратой социальных ориентиров, понижением уровня духовности общества, появились специализированные адаптационные, в том числе арт-терапевтические программы для семейной аудитории, представленной будущими родителями и семьями с детьми, начиная с раннего возраста.

В 2000-е годы (III этап) концептуальной идеей коммуникативной деятельности музея стало «обучение через развлечение», актуализировавшее такие направления организации семейного досуга, как развитие творчества, отдых и способствовавшее расширению состава семейной аудитории за счет будущих супругов и молодожёнов.

Развитие форм культурно-образовательной деятельности в музеях Западной Сибири осуществлялось под влиянием общероссийской тенденции к проведению широкомасштабных массовых мероприятий с привлечением большого количества участников, представленных разными категориями аудитории, в том числе родителями с детьми. Их тематическая направленность зависела от профильной принадлежности музея. В краеведческих музеях региона проводились первые фольклорные праздники для семейной аудитории, в художественных - разрабатывались проекты для семей с детьми раннего возраста, программы социальной адаптации и арт-терапии, впервые была осуществлена такая широкомасштабная акция, как «Музейная ночь», реализована новая форма выставочной работы -экспозиционный перформанс. Накопленный в ходе трёх этапов опыт работы с семьёй значительно расширил сферу коммуникации западносибирских музеев.

Коммуникативные возможности современного музея, отвечающие потребности общества в возрождении брачно-семейных ценностей среди российской молодёжи, определили необходимость разработки в 2000-е годы специальных мероприятий, адресованных будущим супругам и новобрачным. Самой актуальной формой работы с семьёй на ранней стадии её становления явился музейный праздник, направленный на популяризацию и укрепление авторитета семьи, формирование традиции совместного культурного досуга. Тематика праздников для названных категорий различна и определяется разницей в ожиданиях аудитории от посещения музея. Наибольшую востребованность среди будущих супругов в западносибирских музеях получили День Святого Валентина и День Святых Петра и Февронии, у новобрачных - свадьба в музее.

Универсальный характер форм и методов музейной работы, обогащённый в Западной Сибири за счет традиций, получивших распространение на территории региона, способствовал вариативности содержания мероприятий и росту привлекательности музея среди местного сообщества.

Новым уникальным опытом работы с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири стали авторские программы для будущих родителей. Достижения в области таких наук, как медицина, психология, педагогика способствовали появлению методик арт-терапевтического характера которые с 1990-х стали применяться в музее. На начальном этапе мероприятия (экскурсия/лекция, мастер-класс, конкурс, концерт, встреча с интересным человеком) для будущих родителей не имели регулярного характера и постоянной аудитории, что определило их низкую результативность. Начиная с 1996 года в музеях Западной Сибири (ООМИИ им. М.А. Врубеля, ГХМАК) появились комплексные долгосрочные программы арт-терапевтического характера.

Специфика музейно-педагогических программ для будущих родителей в Западной Сибири заключается в концентрации внимания посетителей на

194 общении с подлинными произведениями изобразительного искусства, осознании их самоценности в процессе гармонизации личности. Целью мероприятий является не только гармонизация эмоциональной сферы, но и эстетическое воспитание, оказывающее влияние на выбор ценностных ориентиров в формировании личности ребёнка. Доказательством результативности арт-терапевтических мероприятий стало возвращение родителей к занятиям в музее во время следующей беременности и появление такой категории посетителей, как «родители с новорождёнными детьми».

Развитие музея как коммуникативного института обусловило дифференциацию детско-родительской аудитории музея и привело к появлению множества методик, имевших узкую категориальную направленность в соответствии с возрастными характеристиками ребёнка. В Западной Сибири наполняемость музейно-педагогических программ для каждой категории детско-родительской аудитории отличается разнообразием форм. Студии раннего развития, аудитория которых была представлена семьями с детьми раннего и среднего дошкольного возраста, получили распространение в деятельности ООМИИ им. М.А. Врубеля, ГОХМ «Либеров-центр». Программы выходного дня, имевшие форму семейного фольклорного абонемента, семейного клуба, комплексных экскурсионно-творческих занятий, студии семейного творчества предлагались вниманию семей с детьми старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста в таких музеях, как ГХМАК, ОГИК музей, НХМ, НГХМ, ТОМИИ, КОКМ, НХМ. Конкурсные программы и викторины различной тематической направленности проводились для семей с детьми среднего и старшего школьного возраста в ГХМАК, Краеведческом музее г. Рубцовска, ОГИК музее. Таким образом, в западносибирском регионе музейно-педагогическая деятельность преимущественно ориентирована на семью с детьми старшего дошкольного, младшего и среднего возраста в силу особенностей интеллектуально-эмоционального развития ребёнка и потребностей семьи на разных стадиях её жизненного цикла.

Большинство названных мероприятий подразумевало сочетание теории и практики. Распространенной формой практической деятельности стало изобразительное творчество, как наиболее оптимальный способ освоения музейной информации и социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе организации совместного досуга семьи.

Подводя итоги вышесказанному, следует констатировать, что в музеях Западной Сибири работа с семьёй характеризуется высоким темпом динамики, существенно расширяя культурно-образовательную среду современного музея и развиваясь по пути дальнейшей дифференциации семейной аудитории. Последнее обуславливает усовершенствование традиционных, появление новых форм музейно-педагогической деятельности, использование инновационных методов и технологий в культурно-образовательном пространстве музея. Таким образом, музей как социальный институт, обладающий высоким культуротворческим потенциалом, становится эффективным инструментом государства и общества в сфере стабилизации семейной политики в России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сидорова, Оксана Владимировна, 2012 год

1. Письменные неопубликованные источники Делопроизводственные материалы

2. Государственный архив Алтайского края (ГААК)

3. Ф. 1265. Государственный художественный музей Алтайского края. -Оп 1.-Д. 107, 109, 110.

4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО)

5. Ф. 233. Новосибирская картинная галерея. - Оп.1. - Д. 224, 238, 257, 270, 279, 854,314.

6. Ф. 1830. Новосибирский областной краеведческий музей. - Оп.1. -Д. 854, 1044.

7. Исторический архив Омской области (ИАОО)

8. Ф. 1076. Омский государственный историко-краеведческий музей. -Оп. 1.-Д. 897, 913, 930.

9. Ф. 288. Алтайский государственный краеведческий музей. - Оп. 2. -Д. 281, 109, 161, 288, 197.

10. Архив Новосибирского государственного художественного музея (НГХМ)

11. Ф. 233.-Оп.1.-Д. 332, 343, 374.

12. Текущая документация Новосибирского государственного художественного музея (НГХМ)

13. Отчёт о работе отдела эстетического воспитания детей за 1990 г.

14. Отчёт педагога изостудии «Зазеркалье» М. Я. Кувшиновой за 2006 г.

15. Программа занятий учащихся школы-студии при Новосибирской картинной галерее, 1990.

16. Работа с детьми в Новосибирской картинной галерее в 1981-1987 гг.

17. Цикл занятий О. Г. Куржуковой для детей старшего дошкольного,младшего школьного возраста «Первые шаги в искусстве», 2006.197

18. Архив Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ)

19. Ф. 1813.-Он. 1.-Д. 1072, 1092, 1210.

20. Текущая документация Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ)

21. Отчёты об основной деятельности музея в 2004-2006 годы.

22. Архив Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (ООМИИ им. М. А. Врубеля)

23. Ф. 2132. Оп. 03-05. - Д. 881, 917, 937.

24. Текущая документация Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (ООМИИ им. М. А. Врубеля)

25. Отчёты о работе музея за 1997-2000, 2002, 2005 годы.

26. Отчет отдела научной пропаганды изобразительного искусства и музейной педагогики за 2005 год.

27. Отчёт отдела просвещения и музейной педагогики ООМИИ им. М. А. Врубеля за первое полугодие 2006 года.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 471391