Развитие читательского воображения учащихся 5-6 классов якутских школ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Санникова, Инна Иннокентьевна

  • Санникова, Инна Иннокентьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 273
Санникова, Инна Иннокентьевна. Развитие читательского воображения учащихся 5-6 классов якутских школ: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2004. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Санникова, Инна Иннокентьевна

Введение.

Глава I. Проблема воображения в концепциях гуманитарных наук.

1.1. Роль воображения в жизнедеятельности личности (философия, психология и педагогика).

1.2. Художественное воображение как эстетическая проблема.

1.3. Способы развития читательского воображения в методике преподавания литературы.

Глава И. Особенности читательского воображения учащихся якутских школ.

2.1. Роль читательского воображения нерусских школьников в процессе восприятия инонационального литературного произведения.

2.2. Особенности читательского воображения учащихся в период «наивного реализма».

2.3. Этнопсихологические особенности читательского воображения якутских школьников.

Глава III. Развитие читательского воображения учащихся 5-6 классов якутских школ.

3.1. Содержание курса русской литературы в якутской школе.

3.2. Развитие читательского воображения в процессе восприятия эпического произведения.

3.3. Развитие читательского воображения в процессе восприятия лирического произведения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие читательского воображения учащихся 5-6 классов якутских школ»

Предмет «литература» - особый в ряду остальных учебных предметов. Известно определение школьного предмета литературы как «человековедения». В связи с этим широко возрастает роль литературного образования в воспитании подрастающего поколения. Как справедливо утверждает Н.Д. Молдавская, «за время обучения в средней школе человек должен приобрести необходимый уровень художественного (и в частности литературного) развития для общения с искусством слова, для овладения теми богатствами мысли и чувства, которые составляют содержание великого гуманистического искусства, сделать их принадлежностью своего духовного опыта» (138,3).

Однако плодотворное приобщение к искусству слова возможно только при условии полноценного восприятия детьми художественного произведения. Процесс восприятия литературных произведений является очень сложным. Методисты выделяют в нем следующие стороны: эмоциональную реакцию, активность воображения и его адекватность тексту, осмысление содержания произведения и восприятие художественной формы.

Воображение является важной составляющей процесса чтения. С одной стороны, развитое читательское воображение помогает ребенку «вжиться», «вчувствоваться» в литературное произведение. Как отмечает Е.В. Квятковский, «реальные жизненные отношения, типизированные в художественном произведении, только тогда становятся доступными, побуждают «жить» в созданной творческим воображением писателя ситуации, активно решать поставленные общественные задачи, если читатель эмоционально чувственно, зримо, на слух воспринимает изображенные в стихотворении, поэме, рассказе, романе картины. Л это станет возможным при условии всемерного развития воспроизводящего воображения учащихся на всех этапах работы с литературным произведением» (82, 11). Слабо развитое читательское воображение влияет на другие стороны читательского восприятия. Без развитого воображения невозможно эмоциональное восприятие литературного произведения, что отмечает психолог Л.Г. Жабицкая: «Воображение помогает перенестись в атмосферу произведения, вжиться в особый художественный мир, одновременно как бы существующий и не существующий для читателя» (62, 41). Слабая работа читательского воображения препятствует и осмыслению содержания произведения. По мнению О.й. Никифоровой, «само собой разумеется, что несовершенный процесс непосредственного восприятия приводит к искаженному воссозданию образов произведения, а это в свою очередь ведет к неверному пониманию его идей» (146, 159). С другой стороны, на уроках Л1ггературы дети знакомятся с произведениями искусства слова, созданными творческим воображением величайших поэтов и писателей. Учащиеся, читая художественные произведения, развивают свои творческие способности, становятся эмоционально-одухотворенными людьми, приобщаются к мировым ценностям.

Проблема развития читательского воображения издавна волновала психологов и методистов. О необходимости развития воображения говорили В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон, Н.М. Соколов, М.А. Рыбникова, Е.В. Квятковский и др.

Большой интерес к этой проблеме возник среди психологов (О.И. Никифорова, Л.Г. Жабицкая) и методистов (Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Р.В. Глинтерщик, Л.И. Коновалова) со второй половины 20-го века в связи с возрастанием интереса к проблеме читательского восприятия. Была выявлена особая роль читательского воображения в процессе восприятия литературного произведения, охарактеризовано читательское воображение учащихся в различные периоды их литературного развития, рассмотрена работа читательского воображения при восприятии произведений разных литературных родов, выявлены и экспериментально подтверждены приемы, наиболее способствующие развитию читательского воображения.

Таким образом, в методике преподавания литературы в русской школе проблема читательского воображения достаточно разработана, чего нельзя сказать о методике преподавания русской литературы в национальной школе. Остаются актуальными слова, сказанные Л.А. Шейманом в 1989 году: «Педагогическая организация чтения русской литературы в национальных школах .проходит в условиях крайне осложненных. Ведь это чтение на втором, осваиваемом языке, в большинстве республик страны на языке, не родственном языку учащихся. И к тому же это чтение литературы народа, культура которого во многом отличается от родной ученикам культуры, литературы, вводящей в новый художественный мир, знакомящей с необычной во многом словесно-художественной национальной картиной действительности» (133, 25). В этих условиях крайне затруднено восприятие иноязычного и инонационального произведения.

В методике преподавания русской литературы в национальной школе много говорится о важности полноценного восприятия художественных произведений инонациональной литературы. Но до сих пор мало изучен психологический механизм восприятия инонациональной литературы учащимися национальных школ, и, соответственно, не исследована работа читательского воображения учащихся. Исследования показывают, что произведение не становится доступным и близким для ребенка именно потому, что он не может представить себе те или иные образы, созданные поэтами и писателями другого народа. На наш взгляд, из всех сторон читательского восприятия при чтении инонационального литературного произведения в особом внимании нуждается именно воображение.

Многочисленные ошибки, возникающие при восприятии произведений инонациональной литературы, заставили нас задуматься над актуальной проблемой развития воображения читателя-школьника в национальной школе. Предмет «русская литература» является тем предметом, на котором дети знакомятся с сокровищами не только русской, но и мировой литературы. Личный опыт учащихся национальных школ, в частности учащихся- якутов, достаточно далек от мира, описываемого в произведениях инонациональной литературы. Слабо развитое читательское воображение обедняет процесс восприятия этих произведений.

Актуальность проблемы и ее неразработанность в методике преподавания русской литературы в национальной школе побудили сделать объектом нашего исследования процесс развитая читательского воображения учащихся-якутов.

Предметом исследования является методическая система активизации читательского воображения учащихся 5-6 классов якутской школы как средство литературного развития читателей-школьников. В период «наивного реализма», когда формируются важнейшие читательские качества, читательское воображение учащихся требует особого внимания. Воображение учащихся 5-6 классов национальной школы нуждается в систематическом развитии, иначе читательское воображение, не развиваемое на уроках литературы, имеет тенденцию к угасанию, что, в свою очередь, ведет к неполноценному восприятию литературных произведений, а в конечном итоге к падению интереса к литературе.

Цель исследования заключается в выявлении специфики читательского воображения учащихся- якутов и в разработке на этой основе методической системы по развитию читательского воображения учащихся 5-6 классов якутской школы.

Гипотеза работы состоит в следующем. Полноценное, личностно значимое восприятие учащимися произведений иноязычной и инонациональной литературы осуществимо только в том случае, когда развито читательское воображение учащихся. Развитие же читательского воображения в 5-6 классах якутской школы эффективно при следующих условиях:

-если происходит сближение ассоциаций читателя с ассоциациями писателя, т.е. если преподавание курса русской литературы будет вестись с учетом этнических особенностей якутских учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия родной литературы;

-если осуществляется создание установки на работу воображения с помощью приемов, находящихся на стыке литературы с другими видами искусства, восприятие которых не ограничено «языковым» барьером, таких как словесное рисование, иллюстрирование (живопись), инсценирование (театр), составление киносценария (кино), выразительное чтение (музыка);

-если учитывается специфичность методических способов развития воображения в зависимости от литературного рода;

-если ведется усиленная работа по развитию элементов творческого воображения, в преобладании которых над элементами воссоздающего воображения мы видим способ преодоления «наивного реализма» учащихся.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

1) рассмотреть и проанализировать методические традиции в решении проблемы развития читательского воображения в русской школе;

2) определить экспериментальным путем особенности читательского воображения учащихся якутской школы, установить соотношение элементов воссоздающего и творческого воображения в сознании учащихся-якутов в период «наивного реализма»; выявить круг произведений, в которых особенно заметно торможение работы читательского воображения;

4) опираясь на достижения методики преподавания русской литературы в русской школе и учитывая специфику читательского воображения учащихся-якутов, разработать систему усложняющихся заданий и упражнений по развитию воображения учащихся 5-6 классов якутской школы;

5) экспериментально проверить выработанную методическую систему, проанализировать результаты ее применения и подтвердить ее эффективность.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы научного исследования:

-теоретический (изучение философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, литературоведческой, методической литературы по теме диссертации);

-социолого-педагогический (анализ учебных программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, анализ творческих работ учащихся, наблюдение над работой словесников и школьников в процессе экспериментального обучения, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование системы обучения, помогающей решению поставленной проблемы, методическая и психологическая интерпретация результатов эксперимента);

-экспериментальный (констатирующий и обучающий эксперименты и сопоставление их результатов для доказательства эффективности предлагаемой методической системы);

-количественный анализ результатов эксперимента. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в -в выявлении этнопсихологических особенностей учащихся 5-6 классов якутских учащихся;

-в раскрытии методических способов преодоления барьеров между учащимися национальной школы 5-6 классов и художественными текстами;

-в создании вариативной системы развития читательского воображения школьников 5-6 классов в зависимости от литературного рода литературного произведения (эпос, лирика).

Практическая значимость работы состоит:

-в создании и экспериментальной проверке методической системы развития читательского воображения учащихся якутских школ от 5 к 6 классу;

-в составлении программы по русской литературе для учащихся 5-6 классов якутских школ;

-в разработке методических рекомендаций по взаимосвязанному изучению произведений якутской, русской и зарубежной литератур.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Разработанная и экспериментально апробированная методика развития читательского воображения учащихся 5-6 классов может быть использована непосредственно в школьной практике. Результаты исследования могут стать основой при разработке лекций, спецкурсов и спецсеминаров для студентов и слушателей курсов повышения квалификации работников образования. Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы при создании учебных хрестоматий, методических пособий по курсу 5 и 6 классов.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1) Выявлена определяющая роль читательского воображения в процессе восприятия инонационального литературного произведения;

2) впервые выявлены этнопсихологические особенности читательского воображения учащихся 5-6 классов якутских школ в зависимости от родовой специфики воспринимаемых художественных произведений;

3) разработана программа по русской литературе для 5-6 классов якутских школ, учитывающая этнопсихологические особенности якутских школьников;

4) теоретически обоснована и практически воплощена методическая система по развитию воссоздающего и творческого воображения читателей-учащихся якутских школ от 5 к 6 классу;

5) предложены пути взаимосвязанного изучения тем, еще не рассмотренных в методике преподавания русской литературы в якутской школе (взаимосвязанное изучение мифов якутского народа и мифов Древней Греции о богах, басен якутского поэта Кюн Джирибинэ и И. А. Крылова).

Апробация и внедрение результатов. Положения диссертации были изложены в выступлениях на международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории» (Санкт-Петербург, апрель 2002 года), на П и Ш научно-практических конференциях «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 2001, 2002 гг.), на IV, V, VI республиканских научно-методических конференциях учителей «Алексеевские чтения» (Якутск, 2000, 2001, 2002 гг.), на республиканских проблемных курсах «Конструирование образовательной среды, развивающей интеллектуальные способности личности» на базе Намского улуса (октябрь 2002 года), на улусных и региональных педагогических чтениях, на методических семинарах и совещаниях учителей русской и якутской литературы. Основные теоретические и практические материалы публиковались в виде тезисов и статей, опубликованные материалы используются в работе учителями. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на кафедре методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе Якутского государственного университета.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов и результатов обеспечены методологической обоснованностью основных теоретических положений, а также статистически обработанными экспериментальными данными констатирующего и обучающего экспериментов, охвативших значительное количество школ Якутии. Выводы делались на основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной в 5-6 классах Намской средней школы № 1, Намской улусной гимназии, Хамагаттинской саха -французской ассоциированной школы (якутские школы), Намской средней школы № 2, средней школы № 10 города Якутска и средней школе № 397 Кировского района города Санкт-Петербурга (русские школы). В эксперименте принимали участие учителя: Кириллина Т.Г., Охлопкова И.Д., Маркова JI.M, Эверстова Д.Е., Сидорова М.П., Максимова В.И., Лугинова Н.Г., Рыкунова М.Н., Эверстова З.М., Софронова Е.С., Евсеева А.Д., Андреева А.А., Находкина М.А., отличники народного образования Республики Саха Прокопьева Е.П., Гуляева М.М. Всего участвовало в констатирующем эксперименте - 455, в обучающем - 385 учащихся.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2000-го по 2003-й год и состояло из двух этапов.

На первом этапе (2000-2001 гг.) были определены предмет, объект, цель и задачи исследования, его рабочая гипотеза, изучалась научная и методическая литература по проблеме; проводился констатирующий эксперимент в школах Санкт-Петербурга и Республики Саха (Якутия).

На втором этапе (2002-2004 гг.) отрабатывалась методика обучения, проверялась предложенная система использования оптимальных методов и приемов развития читательского воображения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Работа по развитию читательского воображения способствует преодолению барьеров (языкового, национально-субъективного, психологического), возникающих в процессе восприятия иноязычного и инонационального литературного произведения;

2. Работа читательского воображения учащихся якутских школ в процессе восприятия инонациональной литературы будет существенно активизирована, если преподавание литературы будет вестись с учетом их этнопсихологических и этнокультурных особенностей;

3. В работе читательского воображения учащихся якутских школ преобладают элементы воссоздающего воображения. Целенаправленная работа по развитию читательского воображения способствует развитию элементов творческого воображения, в преобладании которых над элементами воссоздающего воображения мы видим способ преодоления «наивного реализма» якутских учащихся;

4. В развитии читательского воображения необходимо учитывать родовую специфику изучаемых произведений. Результаты констатирующего эксперимента показали, что якутскими учащимися легче воспринимаются эпические произведения, нежели лирические, поскольку в процессе восприятия эпического произведения более заметна работа воссоздающего воображения, тогда как в процессе восприятия лирических произведений необходима работа творческого воображения, которое, как упоминалось выше, слабо развито у якутских учащихся, что приводит порой к неточному, неадекватному восприятию текста;

5. Одним из эффективных путей развития читательского воображения учащихся якутских школ является взаимосвязанное изучение произведений русской и якутской, зарубежной и якутской литератур, что существенно форсирует работу читательского воображения учащихся-якутов и способствует более глубокому проникновению в мир изучаемой литературы;

6. Работа читательского воображения значительно инициируется, если при изучении иноязычного и инонационального литературного произведения мы привлекаем произведения других видов искусства, восприятие которых не ограничено «языковым барьером», таких как живопись, музыка, кино и др.;

7. Введение приемов развития читательского воображения связано с логикой восприятия тех или иных видов искусства: наиболее доступными для якутских учащихся являются изобразительные искусства, поэтому целесообразнее начинать работу по развитию читательского воображения с приемов иллюстрирования и словесного рисования; затем музыка - выразительное чтение, составление партитуры чувств; театр - чтение по ролям, инсценирование и кино -составление киносценария и режиссерское комментирование.

Объем и структура работы. В первой главе «Проблема воображения в концепциях гуманитарных наук» проделан анализ философской, психологопедагогической, искусствоведческой, литературоведческой, а также методической литературы по теме исследования, выявлены методические традиции в решении проблемы читательского воображения.

Во второй главе «Особенности читательского воображения учащихся 5-6 классов якутской школы» определена роль читательского воображения учащихся национальных школ в процессе восприятия произведений инонациональной литературы, экспериментальным путем выявлены особенности читательского воображения учащихся якутских школ в период «наивного реализма».

В третьей главе «Развитие читательского воображения учащихся якутской школы» изложены проверенные в ходе обучающего эксперимента методы и приемы работы по развитию читательского воображения учащихся 5-6 классов якутской школы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы с приложениями составляет 270 страниц. Список литературы включает 228 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Санникова, Инна Иннокентьевна

Выводы по третьей главе:

Восприятие того или иного литературного произведения различно у разных народов. Именно поэтому не оправдывают себя универсальные программы для национальных школ. Мы попытались составить программу по русской и зарубежной литературе для 5-6 классов якутских школ. В программе учитываются взаимосвязи якутской и русской, якутской и зарубежной литератур. Кроме того, мы старались включить в программу произведения, которые, на наш взгляд, близки и понятны якутским учащимся и тематически сходны с произведениями родного фольклора и литературы, изучаемыми в 5-6 классах. Именно этим можно объяснить включение в программу произведений, объединенных в циклы «Природа и человек» и «Мир детства».

Проведение в якутских школах уроков по включенным в программу произведениям свидетельствует о том, что они близки и понятны учащимся, что они находят отклик в душе ребенка-якута.

Обучающий эксперимент показал, что активизация воображения на всех этапах изучения литературного произведения способствует сотворчеству читателя, более глубинному пониманию произведения. Работа по развитию читательского воображения при восприятии эпического инонационального литературного произведения помогает постижению смысла, основной концепции произведения. Задания и упражнения, направленные на развитие воображения при восприятии лирических произведений, воздействуют на чувства учащихся, способствуют более эмоциональному восприятию стихотворения.

Данные обучающего эксперимента служат достаточным основанием для вывода: развитие читательского воображения происходит эффективно при следующих условиях.

1. Если изучение произведения строится с учетом первичного восприятия литературного произведения. Вопросы на все сферы читательского восприятия помогают учителю, особенно в национальной школе, проверить, насколько прочувствовано и понято было учащимися то или иное произведение и на основе этого строить его анализ.

2. Если создана установка на восприятие литературного произведения с помощью различных опережающих заданий. Это может быть опора на личные впечатления учащихся. Таким образом происходит сближение ассоциаций читателя и писателя или поэта. Особенно актуально это в национальной школе, где личный опыт учащихся далек от мира, описываемого в произведениях инонациональной литературы.

3. В развитии читательского воображения большую роль играют связи литературы с другими видами искусства. Учащимся якутских школ в период «наивного реализма» в силу недостаточного владения языком ближе и доступнее живопись и музыка.

4. В развитии читательского воображения в процессе восприятия инонационального литературного произведения особое значение имеет установление взаимосвязей между родной и инонациональной литературами. Произведение инонациональной литературы становится ближе и понятнее при сопоставлении с произведениями родной литературы и фольклора.

5. В 5-6 классах якутских школ преобладают в читательском воображении элементы воссоздающего воображения, но даже и оно бывает затруднено незнанием языка и недостаточным опытом учащихся. Именно поэтому в 5 классе преобладающим должно быть развитие воссоздающего воображения. В 6 классе мы делаем упор на развитии творческого воображения. Вопросы и задания, ориентированные на работу творческого воображения, позволяют уже в 6 классе более творчески подходить к произведениям, самим становиться на роль соавтора.

6. На наш взгляд, развитие читательского воображения должно выражаться прежде всего в интерпретировании произведения, т.е. ребенок должен идти от первоначального восприятия произведения к интерпретации его в качестве художника, актера, режиссера. Последовательность освоения приемов в 5-6 классах зависит от доступности того или иного вида искусства учащимся данного возраста: сначала изобразительные искусства (иллюстрирование, словесное рисование), затем музыка (выразительное чтение) и театр (чтение по ролям, инсценирование). В 6 классе вводим приемы, связанные с кино (составление киносценария, режиссерский комментарий).

А) Что касается приемов развития воображения, то наиболее популярными в 5-6 классах якутских школ является иллюстрирование. Это можно объяснить несколькими причинами: во-первых, рисование -характерное для этого возраста средство выражения воссозданных в воображении образов, во-вторых, учащиеся еще слабо владеют русским языком. Однако в 6 классе этот прием теряет свою популярность, поскольку дети стесняются показывать и обсуждать свои работы, тогда как прием эффективен только в том случае, когда мы можем обсудить рисунки учащихся. Адекватным приемом является прием словесного рисования. Обучающий эксперимент показал, что якутские учащиеся предпочитают письменное словесное рисование устному. Недостатком этих приемов является то, что они ориентированы в основном на работу воссоздающего воображения и могут применяться преимущественно при восприятии эпических произведений;

Б) Вторая по популярности группа приемов - приемы игровые: выразительное чтение (чтение по ролям, составление партитуры чувств) и инсценирование. Учащимся этого возраста близки приемы с игровой направленностью, им нравится изображать героев произведений;

В) Третья группа приемов - приемы, которые условно можно назвать интерпретаторскими. Это приемы составления киносценария и режиссерское комментирование. Использование этих приемов требует длительной подготовительной работы. Данные обучающего эксперимента свидетельствуют, что в пятом классе эти приемы вызывают у учащихся якутских школ затруднения, поэтому целесообразнее начинать их использование в 6 классе.

7. Сравнение восприятия якутскими детьми эпических и лирических произведений показало, что работа по развитию читательского воображения неодинакова при восприятии различных родов литературы. Отсюда следует, что приемы по развитию воображения должны меняться в зависимости от рода литературы. Если при изучении эпических произведений - это приемы иллюстрирования и словесного рисования, составления киносценария и режиссерского комментирования, то при изучении лирических и лироэпических произведений - это приемы выразительного чтения, составления киносценария, инсценирования.

8. В ходе эксперимента выявлено, что проделанная нами работа по развитию читательского воображения влияет и на восприятие родной литературы. Приемы, ориентированные на развитие читательского воображения, примененные на уроках русской литературы, способствуют тому, что учащиеся начинают более творчески относиться к изучению произведений родной литературы.

Заключение.

Неотъемлемым компонентом творческой личности является развитое воображение. Вследствие этого очень важным становится процесс развития воображения детей. Воображение ребенка, выражаемое первоначально в игре, затем воплощается в художественном творчестве. Следовательно, важную роль в развитии воображения школьников играют предметы эстетического цикла. Однако в современной школе утвердился приоритет научного мышления над художественным, поэтому предметам эстетического цикла, таким как музыка и изобразительное искусство, уделяется недостаточно внимания. Исключение составляет предмет «Литература». Следовательно, в процесс преподавания литературы важно привлекать произведения других видов искусств. Однако необходимо учитывать то, что работа воображения неодинакова при восприятии произведений разных видов искусства. С одной стороны, воображение более сковано в изобразительных искусствах, чем, например, в литературе; с другой стороны, воображение воспринимающего более произвольно в музыке и в изобразительных искусствах и более зависимо в литературе, театре, кино, т.к. этим видам искусств присущ аналитический элемент. Кроме того, работа воображения неодинакова и при восприятии разных родов литературы. В процессе восприятия эпического произведения воображение контролируется рамками текста, в процессе восприятия лирического произведения - более произвольно и активно. Наиболее трудна работа читательского воображения при восприятии драмы, поскольку в драматических произведениях отсутствует оценка происходящего автором, и читателю приходится многое домысливать самому.

Что касается воображения подростков, то, по мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст является периодом расцвета воображения. Средством выражения образов воображения является литературное творчество. Младшие подростки, учащиеся 5-6 классов, являются «наивными реалистами»: для них характерны безудержность чтения, увлеченность сюжетной стороной произведения, игнорирование авторской позиции, крайняя степень сопереживания. В читательском воображении учащихся этого возраста присутствуют элементы воссоздающего и творческого воображения. Работа воссоздающего воображения в период «наивного реализма» затруднена слабым развитием речи и ограниченным жизненным и эстетическим опытом. Еще более слаба работа творческого воображения.

В национальной школе восприятие инонационального и иноязычного литературного произведения затруднено тремя факторами: «языковым барьером», «национальным субъективизмом» и «психологическим барьером». На наш взгляд, целенаправленная работа по развитию читательского воображения способствует преодолению всех этих барьеров.

Но при этом надо учитывать то, что воображение представителя той или иной национальности по-своему специфично. С целью выявления этнопсихологических особенностей воображения учащихся якутских школ нами был проведен констатирующий эксперимент. На основании полученных данных мы можем сформулировать следующие выводы:

1. Соотношение сторон читательского восприятия совпадает с литературным развитием учащихся русских школ. Самой сильной стороной восприятия на протяжении школьного курса является эмоциональная реакция, самой слабой - понимание формы произведения. Читательское воображение затруднено слабым владением языком и ограниченным эстетическим опытом ученика; в нем преобладают элементы воссоздающего воображения, мало элементов воображения творческого.

2. Дети воссоздают в своем воображении образы произведения, но им очень трудно выразить воссозданные образы словесно. Большое влияние на читательское воображение имеют изобразительные, кинематографические трактовки произведения.

3. Сравнение работы воображения читателя при восприятии поэтического и прозаического текстов показало, что работа воссоздающего воображения сильнее в ответах по прозаическому тексту элементы творческого воображения более заметны в работах по поэтическому произведению. Больше ошибочных образов в работах якутских учащихся при восприятии стихотворения.

4. Сравнение работы читательского воображения при восприятии произведений родной и инонациональной литературы показало, что детям ближе произведение родной литературы. То, что хорошо знакомо детям, рождает творчество. При восприятии литературного произведения, в котором описывается незнакомое явление, учащиеся затрачивают силы только на воссоздание.

Учитывая методические традиции решения проблемы развития читательского воображения в русской школе и этнопсихологические особенности читательского воображения якутских учащихся мы постарались разработать методическую систему развития воображения-читателя в якутской школе с 5 по 6 класс.

Для того чтобы развитие читательского воображения учащихся 5-6 классов происходило эффективно, необходимы следующие условия:

1. Должно происходить сближение ассоциаций читателя и писателя, то есть преподавание литературы должно вестись с учетом этнопсихологических и этнокультурных особенностей якутских учащихся. В связи с этим нами была создана программа по литературе (5-6 класс), построенная с учетом традиций родного фольклора и литературы.

2. Изучение произведения должно строиться с учетом первичного восприятия литературного произведения.

3. Должна происходить установка на восприятие литературного произведения с помощью различных опережающих заданий.

4. Учащимся 5-6 классов в силу недостаточного владения русским языком доступнее другие виды искусства, такие как живопись и музыка. Именно поэтому важно привлекать в процесс восприятия литературного произведения тематически близкие музыкальные и художественные произведения.

5. Для того чтобы произведение инонациональной литературы стало ближе и понятнее учащимся, целесообразно сопоставлять их с тематически сходными произведениями родного фольклора и литературы.

6. Преобладающим в развитии воображения читателя-учащегося 5 класса якутской школы должно быть развитие воссоздающего воображения. Однако в 6 классе основное внимание должно быть уделено развитию творческого воображения, так как в преобладании элементов творческого воображения над элементами воссоздающего воображения мы видим способ преодоления способ «наивного реализма».

7. Развитие воображения учащихся 5-6 классов якутских школ должно вестись с помощью приемов, находящихся на стыке литературы с другими видами искусства, восприятие которых не ограничено «языковым барьером», таких как художественное иллюстрирование и словесное рисование (живопись), выразительное чтение (музыка), чтение по ролям, инсценирование (театр), составление киносценария и режиссерское комментирование (кино).

8. Работа читательского воображения неодинакова при восприятии лирических и эпических произведений. Отсюда следует, что приемы по развитию воображения должны варьироваться в зависимости от литературного рода произведений, если при изучении эпических произведений мы изберем приемы иллюстрирования, словесного рисования, составления киносценария и режиссерского комментирования, то при изучении лирических и лироэпических произведений - выразительного чтения (чтения по ролям и составления партитуры чувств), инсценирования и составления киносценария.

Анализ учебных хрестоматий по русской литературе для 5-6 классов русских школ показал, что развитие воображения происходит эффективно в том случае, когда выстроена усложняющаяся система заданий по развитию не только воссоздающего (хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, М.А. Снежневской и О.М. Хреновой), но и творческого воображения (хрестоматия под редакцией В.Г. Маранцмана). В учебных хрестоматиях для национальных школ, на наш взгляд, работа по развитию читательского воображения проводится непоследовательно. Комплект учебных хрестоматий для национальных школ предназначен для всех республик России, а, следовательно, унифицирован. На наш взгляд, воображение читателя - представителя того или иного народа по-своему самобытно. Именно поэтому необходимо создание отдельных хрестоматий для каждой республики, в которых происходит сближение ассоциаций нерусских читателей с произведениями русских поэтов и писателей.

В наши планы входит создание учебных хрестоматий, в которые вошли бы произведения русской и зарубежной литературы, близкие якутским учащимся по особенностям характер, по фольклорным традициям, по произведениям родной литературы.

Кроме того, будет продолжена работа по составлению программы для якутских школ, учитывающей этнопсихологические и этнокультурные особенности учащихся - якутов.

К тому же нам хотелось бы апробировать предложенную методическую систему по развитию читательского воображения при изучении драматического произведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Санникова, Инна Иннокентьевна, 2004 год

1. Абакумов С.И. Творческое чтение. Л.: Брокгауз-Эфрон, 1925. - 136 с.

2. Адрианова М.Е. Басни Крылова в начальной школе. М.: Изд-во АПН СССР, 1949.- 120 с.

3. Актуальные вопросы преподавания русской литературы в национальной школе (Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. конф. (Москва, март 1982).- М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-91 с.

4. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. -654 с.

5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. М.: Просвещение, 2000. - 207 с.

6. Асмус В. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. - № 2.-С. 36-46.

7. Аудерская М.Н. От устного рисования к иллюстрации// Литература в школе. 1965.-№ 1.-С. 48-54.

8. Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования. Автореф. дис. доктора пед. наук. СПб., 2000. - 36 с.

9. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение. М.: тип. Вильде, 1913. - 299 с. Ю.Балталон Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. - М.:

10. Изд. книгоизд. «Сотрудникъ школъ» А.К. Залесской, 1914.-230 с. П.Белов В. Весна, которая всегда с нами // Дошкольное воспитание. 1973. -№4.-С. 88-95.

11. Беркенблинт М.В., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Изд. полит, лит-ры, 1968. - 128 с.

12. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. М.: Прометей, 1989. -165 с.

13. Бражкина Н.А. Формирование понятия о мифе в 5-6 классах. Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2002. - 24 с.

14. Брушлинский А.В. Воображение и познание// Вопросы философии. 1967. -№ 11.-С. 80-85.

15. Вартанов Ан. Время завершает спор (О соотношении литературы и изобразительного искусства). // Вопросы литературы. 1964. - № 3. - С. 98125.

16. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск, Якутское книжное издательство, 1965. - 126 с.

17. Васильева JI.A. Лирическое и эпическое в творчестве И.А. Бунина (соотношение и взаимодействие). Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1979.-20 с.

18. Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе. -Якутск: Изд-во АН РС(Я), 1995.- 182 с.

19. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3 т. Том 3. Л.: изд-во ЛГУ, 1981. -326 с.

20. Вдовина О.А. Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. - 16 с.

21. Взаимодействие и взаимообогащение языков народов СССР (Сборник статей) М.: Наука, 1969. - 280 с.

22. Взаимодействие и синтез искусств (Сборник статей АН СССР). / Под ред. Д.Д. Благого. Л.: Наука., 1978. - 270 с.

23. Вильчек В.М. Искусство и аудитория. М.: Знание, 1978. - 48 с.

24. Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск: Бичик, 1994. - 142 с.

25. В мире литературы. 5 класс. Учебная хрестоматия общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. / Авт сост.: А.Г. Кутузов и др. - М.: Дрофа, 2001.-215/ 344 с.

26. В мире литературы. 6 класс. Учебная хрестоматия общеобразовательных учебных заведений. / Авт сост.: А.Г. Кутузов и др. - М.: Дрофа, 2001. - 465 с.

27. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.-474 с.

28. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

29. Вопросы преподавания русской литературы в национальных школах. / Под редакцией JI.B. Тодорова Л.: Просвещение, 1981. - 296 с.

30. Вопросы психологии познавательной деятельности. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1974.- 191 с.

31. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством (Сборник научных трудов АПН СССР). / Под ред. Б.П. Юсова. -М.: НИИОП, 1981. 159 с.

32. Вундт В. Фантазия как основа искусств. СПб. - М.: Изд-во тов-ва М.О. Вольф, 1914. - 146 с.

33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-91 с.

34. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.-500 с.

36. Выходцев П.С. Секрет Михаила Пришвина // Литература в школе. 1984. -№4.-С. 10-18.

37. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: AcademiA, 1998. - 432 с.

38. Гачев Г.Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. -432 с.

39. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. В 4 т. Т.1. М.: Искусство, 1968. - 312 с.

40. Глинтерщик Р.В. Формирование образного видения и мышления учащихся на уроках литературы в средней школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Л., 1967.-23 с.

41. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе. Черкесск, 1996. - 150 с.

42. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении. М.: Детская литература, 1989. - 222 с.

43. Григоренко В.А. Комментированное чтение басни Крылова «Волк и Ягненок» // Русский язык в национальной школе. 1989. - № 1. - С. 31-34.

44. Григорьева Л.Ф. Взаимосвязанное изучение русской, родной и зарубежной сказки в 5 классе якутских школ. Автореф. дис. канд. пед. наук. Я.: 2003. -16 с.

45. Гринфельд Зингурс Т.Я. Чувство природы в творчестве М.М. Пришвина. -Автореф. дис. доктора фил. наук. - Екатеринбург, 1992. - 44 с.

46. Гришина Л.Я. Развитие воссоздающего воображения четвероклассников. //Литература в школе. 1975. - № 5. - С. 38-46.

47. Гуйс И.Н. Стимулирование и объективация читательских интерпретаций (56 классы). Автореф. дис. канд пед. наук. СПб, 1992. - 12 с.

48. Гуковский Г.А Изучение литературного произведения в школе. Тула: Автограф, 2000. - 224 с.

49. Гуламова Т.А. И.А. Крылов в туркменской школе. Ашхабад, ТГПУ им. Горького, 1969. - 58 с.

50. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.

51. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.

52. Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника. Автореф. дис.канд. пед. наук. - СПб, 2000. - 24 с.

53. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969. - 94 с.

54. Душевная жизнь детей. Очерки по педагогической психологии. / Под ред. А.Ф. Лазурского и проф. А.П. Нечаева М.: «Польза», 1910 - 283 с.

55. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. -М.: Лабиринт, 1999. 186 с.

56. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: МО и ПК ПИ РАО, 1996,- 197 с.

57. Емельянов Н.В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Айыы Тойона» и «Баай Барылаах дух - хозяин черного леса» // Мифология народов Якутии. Я.: Якут, филиал СО АН СССР, 1980. - 98 с. С. 12-25.

58. Ефимова Г., Новлянская' З.Н. Почему дети фантазируют?// Популярная психология. Учеб. пособие для студ. пединст-в. / Сост. В.В. Мироненко. -М.: Просвещение, 1990. 399 с. - С. 275-279.

59. Ефремова В.В., Бакеева М.М., Обернихина Г.А. Преподавание русской литературы в 6-7 классах национальных школ РСФСР. Л.: Просвещение, 1985.-286 с.

60. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. -Кишинев: Штиинца, 1974. 134 с.

61. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). М.: Просвещение, 1992. - 238 с.

62. Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку. Якутск, 1993 . - 24 с.65.3абадаев С.Т. Особенности изучения произведения русской литературы в 46 классах бурятской школы. Улан-Удэ, 1982.-113 с

63. Изучение литературы в 5 классе. Методические рекомендации для учителя. / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: Спецлит, 2000 - 236 с.

64. Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя. / Сост. Н.М. Свирина. / Под ред. В.Г. Маранцмана М.: Классик-Стиль, 2002. - 448 с.

65. Изучение литературы в 6 классе. Методическое пособие для учителя. / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: Спецлит, 1998. - 246 с.

66. Ильенков Э.В. О воображении// Народное образование. 1968. - № 3. - С. 29-36.

67. Ионин Г.Н. Взаимосвязь литературоведения и школьного изучения литературы. Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1992 - 56 с.

68. Ионин Г. Н. Школьное литературоведение. Д., 1986. - 72 с.

69. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. - 365 с.

70. Каплан И.Е. Анализ языка художественных произведений. СПб.: Просвещение, 1982. - 158 с.

71. Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

72. Касиян В.И. Правда жизни и творческое воображение. //О композиции (Сборник статей) -М.: Изд-во АХ СССР, 1959. 151 с. - С. 29-36.

73. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988 - 176 с.

74. Квятковский Е.В. Первоначальное ознакомление учащихся вечерних школ с текстами художественных произведений. М.: Просвещение, 1964. - 104 с.

75. Кейра Ф. Воображение и различные формы его у ребенка. СПб. : Тип. В.А. Смирнова, 1912. - 104 с.

76. Клюшников В. Певец природы и человека // Народное образование. 1973. -№ 2. - С.87-88.

77. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. - 526 с.

78. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 136 с.

79. Коган Л.В., Ханова О.В. Культура в условиях НТР. Саратов: Изд-во СГУ, 1987.- 153 с.

80. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М.: Просвещение, 1986. 80 с.

81. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. Киев, Радяньска школа, 1991.-206 с.

82. Коновалова Л.И. Развитие воображения читателя школьника в процессе изучения литературного произведения (4 класс). Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1981.-23 с.

83. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников (5-8 классы). Дис. докт. пед. наук. -М.,1994.

84. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников. Чита, ЧПГИ им. Н.Г. Чернышевского, 1992.-184 с.

85. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Глав. ред. вост. лит-ры, 1972. - 496 с.

86. Костина И.Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5-8 классах. Автореф. канд. пед. наук. СПб., 1998. -24 с.

87. Костина Н.С. Национально-региональный компонент программы по литературе. Якутск: Полиграфист, 1993. - 18 с.

88. Краковский А.П. О подростках. -М.: Педагогика, 1970.-272 с.

89. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-316 с.

90. Крыловский вечер в школе. М.: Дет. лит-ра, 1969. - 144 с.

91. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.:1. Просвещение, 1981. 190 с.

92. Кузьмина Л.Я. Формирование читательских интересов учащихся 5-6 классов в процессе изучения русской литературы. Автореф. дис.канд. пед. наук. Якутск, 2000. - 20 с.

93. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: ЯКИ, 1979. - 484 с.

94. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 5 класс. Мет. рек. для учителя. М.: «Дрофа», 2001. - 108 с.

95. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс. Мет. рек. для учителя. М.: «Дрофа», 2000. - 90 с.

96. Кязимов X. У. Специфика изучения русской лирики в национальной (азербайджанской) школе,-Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986. 17с.

97. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. - 424 с.

98. Лейбсон В.И. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внеклассной работе. М.: АПН СССР, 1984.- 103 с.

99. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. - 519 с.

100. Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт. сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова. - М.: Мнемозина, 2001. - 296/318 с.

101. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт. сост. О.М. Хренова, М.А. Снежневская. -М.: Мнемозина, 2001. - 302/318 с.

102. Литература. Программно-методические матер иалы. 5-11 классы. Составитель Т.А. Калганова. М.: Дрофа, 2001. - 320 с.

103. Литература. 5 класс. Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. / Авт. сост. О.Н. Зайцева и др. Под ред. М.Б. Ладыгина. В 2 ч. - М.: Дрофа, 2001. - 284/296 с.

104. Литература. 6 класс. Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. / Авт. сост. О.Н. Зайцева и др. Под ред. М.Б. Ладыгина. - М.: Дрофа, 2000. - 463 с.

105. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. / Авт. сост. Т.Ф. Курдюмова. -М.: Дрофа, 2001. -283/319 с.

106. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. / Авт. сост. Т.Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2001. - 398 с.

107. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт. сост. В.Я. Коровина - М.: Просвещение, 2002. -253/270 с.

108. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт. сост. В.П. Полухина. - М.: Просвещение, 2000. -254/253 с.

109. Литература. Учебная хрестоматия для 5 классов национальной школы. / Авт. сост. М.Г. Ахметзянов, Л.С. Багаутдинова, Н.Н. Вербовая и др. / Под ред. К.М. Нартова. В 2 ч. - СПб.: Просвещение, 2001. - 350/366 с.

110. Литература. Учебная хрестоматия для 6 классов национальной школы. / Авт. сост. Н.С. Русина и др. / Под ред. К.М. Нартова. В 2 ч. - СПб.: Просвещение, 2001. -238/296 с.

111. Литература. Учебник-хрестоматия для 5 классов средних общеобразовательных школ. / Под ред. В.Г. Маранцмана и М.А. Мирзоян. -СПб.: Спецлит, 1997. 600 с.

112. Литература. Учебник-хрестоматия для 6 классов общеобразовательных школ. / Под общ. ред. члена-корр. РАО, проф. В.Г. Маранцмана. СПб.: Спецлит, 2000. - 464 с.

113. Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. - 208 с.

114. Ломова Т.И. И.А. Бунин «Детство», «Сказка». Урок литературы в 5 классе. // Литература в школе. 1996. - № 2. - С. 94-96.

115. Лосев А.Ф. Теория творческой фантазии в античной эстетике // Литература и искусство в системе культур. (Сборник АН СССР). М.: Наука, 1988. - 502 с. - С. 17-23.

116. Луначарский А.В. О детской литературе, детском и юношеском чтении. М.: Детская литература, 1985. - 223 с.

117. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.,1984. -22 с.

118. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М.:Просвещение,1979. 96 с.

119. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., J И'НИ им. А.И. Герцена, 1974. - 176 с.

120. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 206 с.

121. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М.: Просвещение, 1985. -208 с.

122. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Часть I. Физическое и духовное развитие детей. М.: Изд-во тов-ва «МИРЪ»,1914. -660 с.

123. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1995. - 144 с.

124. Методика преподавания литературы в школе. / Под редакцией О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. В 2 т. М.: Владос, 1995. - 288 / 288 с.

125. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. / Под редакцией М.В. Черкезовой и А.Д. Жижиной. СПб.: Просвещение, 1992. -415с.

126. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на урокахлитературы в 6-7 классах.- М.: Просвещение, 1984. 159 с.

127. Мирзоян М.А. Пятый класс как этап литературного развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2001. - 22 с.

128. Мифология. Большой энциклопедический словарь. / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1998. 736 с.

129. Михайлова Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия). Якутск, Изд-во Департамента НИ СПО МО РС(Я), 1999. - 152 с.

130. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1976. 224 с.

131. Молдавская Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника. // Литература в школе. 1973. - № 3. - С. 20-34.

132. Мосесов А. Певцы родной природы // Дошкольное воспитание. -1980. -№ 6,-С. 40-43.

133. Мосунова Л.А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в 5-7 классах. Киров, Изд-во ВГПУ, 1999. - 88 с.

134. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

135. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, Мецниереба, 1972. - 184 с.

136. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Владос, 2000. - 606 с.

137. Неустроев Н.Д., Саввинова Т.Т. Особенности организации воспитательной работы в сельской малокомплектной национальной школе. -Якутск.: Изд-во ЯГУ, 1992. 67 с.

138. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. -М.: Учпедгиз, 1959. 206 с.

139. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972.-156 с.

140. Никифорова О.И. К вопросу о воображении// Вопросы психологии. 1972. - №2. -С. 61- 76.

141. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы -М.: Книга, 1972.- 152 с.

142. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: Инст. прак. псих., 1997. -136 с. С. 71-72.

143. Пашкевич О.И. Проблема национального менталитета в литературе народов Якутии. Автореф. дис. канд. фил. наук. Якутск, 2002. - 22 с.

144. Паустовский К.Г. Золотая роза. М.: Советский писатель, 1983.- 368 с.

145. Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной и зарубежной литератур в якутской школе. Автореф. дис.доктора пед. наук. -М., 1996.-35 с.

146. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961.-48 с.

147. Поликарпова Е.М. Выразительное чтение как средство понимания и освоения произведений родной литературы в 4-6 классах якутской школы. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1986. - 18 с.

148. Поликарпова Е.М. Специфика методики изучения родной литературы в якутской школе. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1999. - 37 с.

149. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. -М.: Просвещение, 1990. 256 с.

150. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа кут-сюр. Я.: Изд-во ЯГУ, 1994.-76с.

151. Преподавание русской литературы в школах народов РСФСР (Сборник научных трудов). / Под ред. JI.B. Тодорова. М.: НИИ нац. школ, 1979.- 128 с.

152. Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе (Сборник статей). / Под редакцией А.А. Волкова, И.Х. Майоровой. М.: Педагогика, 1976. - 104 с.

153. Проблемы преподавания русской литературы. / Под редакцией М.В. Черкезовой и И.В. Андреевой. Л.: Просвещение, 1989. - 206 с.

154. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. / Под ред. В .Г. Маранцмана. СПб.: Спецлит, 2000. - 201 с.

155. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. / Сост.Т.А. Калганова. -М.: Дрофа, 2001. 320 с.

156. Развитие воображения ученика читателя в школе (Методические рекомендации). Ленин, отд-е пед. общ-ва РСФСР. (Сост. Коновалова Л.И.). -Л.-.Б.и., 1988.-32 с.

157. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе. Л.: Просвещение, 1968. - 175 с.

158. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: Владос, 1999. 128 с.

159. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб.: Изд-во Пантелеева, 1901. - 232 с.

160. Родари Д. Грамматика фантазии. М.:Прогресс,1978. - 212 с.

161. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: Университетское, 1991. -339 с.

162. Розов А.И. Фантазия и творчество // Вопросы философии. 1966. - № 9. - С. 112-116.

163. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. -720 с.

164. Русская литература. 5 класс. Учебная хрестоматия для национальных школ. Под ред. М.В. Черкезовой. / Авт. сост. Н.Н. Вербовая и др. - М.: Дрофа, 2001.-318 с.

165. Русская литература. 6 класс. Учебная хрестоматия для национальных школ. / Под ред. М.В. Черкезовой. М.: Дрофа, 2001. - 320 с.

166. Русская литература. 5 класс. Учебная хрестоматия для татарской средней общеобразовательной школы. / Под ред. М.Г. Ахметзянова. — Казань.: Магариф, 2000. 335 с.

167. Русская литература. 6 класс. Учебная хрестоматия для татарской средней общеобразовательной школы. / Под ред. М.Г. Ахметзянова. -Казань.: Магариф, 2000. 302 с.

168. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966. - 203 с.

169. Рыбакова М.М. Начальные формы творческого воображения детй дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1952. - 15 с.

170. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

171. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л.: ЛГИУУ, 1947.-80 с.

172. Самсонов Н.В. Развитие воображения у детей. М.: Т-во «В.В. Думнов, наел. бр. Салаевых», 1923. - 116 с.

173. Сарнов Б.М. Страна нашего детства. М.: Детская литература, 1965. -248 с.

174. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы. СПб.: «Глагол» «Лита», 1999. - 152 с.

175. Свирина Н.М. Литературное образование как способ вхождения школьников в художественную культуру. Автореф. дис. докт. пед. наук. -СПб, 1999.-38 е.

176. Седых М.Н. Исследование представлений старших школьников о литературных персонажах: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1962. 18 с.

177. Селли Д. Очерки по психологии детства. М.: «К.И. Тихомиров», 1901.-456 с.

178. Сигаева Т.Ф. Взаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника. Автореф. дис.канд. пед. наук.-Л, 1984.- 18 с

179. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. СПб.: Союз, 2001.-116 с.

180. Смелкова З.С. Слово в художественном тексте. М.: Педагогика, 1980. -160 с.

181. Смоляков В.Г. Особенности восприятия и изучения русской классической лирики в узбекской школе. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Л.,1980,- 18 с.

182. Соколов Н.М. Изучение литературного произведения в школе. М.: ГИЗ, тип. им. Бухарина, 1928. - 162 с.

183. Соловей Т.Г. «Как прекрасен этот мир». 8 класс. // Уроки литературы. 2003. -№ 3. - С. 4-10.

184. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. — 479 с.

185. Страхов И.В. Психология воображения. Саратов: Изд-во СГПИ, 1971.-78 с.

186. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов: Изд-во СГПИД968. -80 с.

187. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2 кн. Кн I. Л.: Искусство, 1984. -304 с.

188. Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальных школах РСФСР. Автореф. дис.доктора пед. наук. - М., 1988. - 36 с.

189. Утяшева Л.А. Эстетическое воспитание учащихся национальных школ средствами русской литературы как искусства слова. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.: 1990. 17 с.

190. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990. - 526 с.

191. Федин К.А. Писатель, искусство, время. М.: Советский писатель,1980.-592 с.

192. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Я.: Изд-во ИПКРОД997. - 103 с.

193. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992. -255 с.

194. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. - 400с.

195. Художественное восприятие. / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука,1981.-388 с.

196. Художественное и научное творчество (Сборник статей). / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972. - 336 с.

197. Художественное творчество в системе социалистической культуры. -Киев: «Наукова дума», 1986. 277 с.

198. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. проф. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

199. Хозратова P.O. Взаимосвязанное изучение творчества И.А. Крылова и туркменского баснописца Ата Салыха в национальной (туркменской) школе. -Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1993. 17 с.

200. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. В 15 т. Т.2. -М.,1949 944 с.

201. Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. - 271 с.

202. Чубарьян О.С. Человек и книга (социальные проблемы чтения). М.: Наука, 1978.- 111 с.

203. Чуковский К.И От двух до пяти. Киев: Детиздат, 1958. - 368 с.

204. Шевлякова Е.Д. Чтение басен И.А. Крылова в начальной школе. -Магадан: МКИ, 1967. 64 с.

205. Шелестова З.А., Шелестова О.С. Выразительное чтение басен // Литература в школе. 2002. - № 1. - С.26-29.

206. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

207. Шибинская Е.П. Изучение советской поэзии в 4-7 классах адыгейской школы. М.: НИИ НШ РСФСР, 1986. 106 с.

208. Шишмаренкова Г.Я. Формирование у школьников коммунистического отношения к труду на уроках литературы // Совершенствование преподавания литературы в школе. М.: Просвещение, 1986. - 192 с. - С. 59-68.

209. Шульман Л. Путь, ведущий к счастью. // Литературная учеба. 1987. -№ 1. - С. 220-223.

210. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: В лад ос, 1999 - 359 с.

211. Эстетическое воспитание в школе (Сборник статей из опыта работы). Л.: Учпедгиз, 1962. - 376 с.

212. Юм Д. Трактат о человеческой природе. В 2 т. М.: Канон, 1995. — 396 /412 с.

213. Ягункова В.П. О развитии литературных способностей школьников. // Вопросы психологии 1966. - № 3. - С. 142-152.

214. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л.: Госучпедгиз, 1963. - 400 с.

215. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

216. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.

217. Яцикевичюс А.И. Психология формирования многоязычия. -Автореф. дис.доктора псих. наук. Вильнюс, 1970. - 54 с.256

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.