Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Никитина, Наталья Ивановна

  • Никитина, Наталья Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 159
Никитина, Наталья Ивановна. Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Санкт-Петербург. 1997. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никитина, Наталья Ивановна

Введение.

Глава 1. Предпосылки возникновения теории естественного права как методологической основы решения проблем права на образование.

1.1. Научные подходы к анализу понятия "право на образование" как историко-педагогического явления.

1.2. Теоретические предпосылки возникновения теории естественного права.

1.3. Практические предпосылки возникновения теории естественного права.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Генезис идеи "право на образование" как историко-педагогического явления.

2.1, Взаимосвязь педагогических и правовых идей в творчестве Д.Локка.

2.2. Теория "естественного человека" Ж.-Ж.Руссо и пути его воспитания. "

2.3. Развитие идеи права на образование в работах французских материалистов.

2.4, Новый этап становления теории прав человека и способов их реализации в рамках идеи культуросообразности. 126 Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века»

Актуальность исследования проблемы развития идеи права на образование на современном этапе общественного развития определяется следующими обстоятельствами:

- все большей ориентацией общества на общечеловеческие ценности, формированием единого мирового и европейского общеобразовательного пространства, усилением образовательных связей;

- более глубоким и всесторонним изучением человека, изменением понимания его природы и сущности;

- изменяющейся социальной ситуацией, препятствующей реализации прав ребенка;

- современной образовательной ситуацией, характеризующейся сменой парадигмальных оснований в педагогической науке и практике, но в которой, тем не менее, право ребенка на образование не реализуется в полной мере.

Принятие ООН Конвенции о правах ребенка и ряда других документов привлекло внимание широких слоев общества к этой проблеме во всем мире.

Изменение политического и экономического курса России резко обострило проблему детства: в стране огромное число беспризорных; около 3 млн. детей никогда не посещали школу, резко увеличилось число детей -социальных сирот. Экономические трудности, которые переживает система образования в целом, слабая социальная защита всех работников образования; так называемые "платные образовательные услуги"; недоступность для большей части детей обучения в инновационных, как правило, элитарных учебных заведениях привели к тому, что часть детей лишена права на полноценное образование. Поэтому, проблема защиты прав ребенка, обеспечение его права на образование становится все более значимой у нас в стране. Совершенно очевидно, что без создания условий для реализации права на образование невозможно поступательное движение вперед.

Проблема "Человек и права человека" является одной из глобальных проблем современности." Решение её возможно только на основе гуманистических ценностей сегодняшнего мира. Между тем, анализ изученной литературы показывает, что пока мало работ, в которых отдельные права человека были бы осмыслены с учетом современной ситуации, элементов международного глобального и этнического воспитания. Поэтому, возникла необходимость рассмотреть как развивалась идея "права на образование".

Идея права на образование гуманистична по своей сути. Она, провозглашая равное право каждого на получение образования, формирует отношение к образованию как ценности. Развиваясь в русле теории естественного права, которое воплощает в себе разум и вечную справедливость, педагогическая идея права на образование опосредованно способствовала осознанию того, что все люди - равны, каждый человек - личность, ребенок -существо, требующее специальной заботы и защиты.

Обращение к историко-культурному анализу, видение целостной картины развития идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы позволяет определить научную базу, выделить основные ценностно-смысловые ориентиры: понимание человека в различные эпохи Западной цивилизации, естественно-правовые представления, на которых можно строить защиту. Это необходимо также и для того, чтобы создать условия для реализациии права на образование сегодня.

Историко-культурный анализ показывает, что понятие "право на образование" было в центре внимания философов, правоведов, педагогов ( Платон, Аристотель, А.Аврелий, Ф.Аквинский, Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Я.А.Коменский, ЖЖРуссо, К.Гельвеций, Ж.А.Кондорсе и др.). Однако нет целостной картины того, как право на образование защищалось в рамках самой педагогической теории того или педагога. Анализ целого ряда работ по истории педагогики, в которых представлен анализ педагогических теорий и систем (Демков МЛ, Веймер Г., Золотарев С.А., Модзалевский К.Н., Монро П.,

Рубиштейн M.M., Соколов П.,Шмидт К., Жураковский Г.Е., Богуславский А.В., Корнетов Г.Б. и др.), показывает, что развитие идеи права на образование не стало пока еще предметом самостоятельного исследования. Необходимо заметить, что отдельные стороны этого феномена нашли отражение в трудах историков педагогики: всеобщность обучения ( Рубинштейн М.М., Соколов П.); обязательность обучения (Гессен С.И.); становление системы юридических норм, обеспечивающих развитие школьного образования ( Веймер Г., Паульсен Ф., Салимова К.И., Безрогов В.Г., Джуринский А.Н.); оценка понимания и осмысления феномена той или иной яркой, неординарной личностью (Рубинштейн М.М., Корнетов Г.Б.). Интерес к проблеме обнаруживает себя в современных исследованиях по истории и праву ( М. Н. Лазутова. Права человека в обучении.М, 1993г.; а также диссертационное исследование М.В.Гршценко "К, Д. Ушинский о воспитательных функциях права". Спб,1995г.

Для того, чтобы понять, какими возможностями обладает современная педагогика для выработки механизмов реализации права ребенка на образование, необходимо обратиться к истории этого вопроса и рассмотреть этапы и логику развития понятия "права человека", в том числе и "права на образование", а также оценить те подходы к реализации права на образование, которые вырабатывались великими педагогами.

Наиболее значимым этапом в развитии прав человека является этап становления и развития теории естественного права, в которой впервые был заострен вопрос о праве человека, праве ребенка на образование в связи с особым пониманием его сущности как природного существа. Мы полагаем, что анализ педагогических идей, ориентированных на реализацию естественных прав человека, в том числе и права на образование, может оказаться важным для разработки педагогического аспекта теории прав человека в настоящее время.

Вместе с тем, современное состояние развития общества ориентирует нас на всесторонний анализ социального аспекта права на образование, так как сегодня, социокультурная ситуация в стране не позволяет создать условия для реализации права на образование определенной группы детей. Поэтому, важным для нашего исследования, является и тот этап общественного развития, в котором складывается представление о человеке как культурном, то есть социальном существе (I пол. XIX в.).

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило цель, задачи, объект и предмет исследования.

Тема исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII - XIX веков.

Объект исследования: идея права на образование в педагогических теориях Западной Европы в V в. до н.э. - ХУШ в.

Предмет исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы в границах теории естественного права.

Цель исследования: рассмотреть идею, права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории естественного права.

Задачи исследования: раскрыл, сущностные характеристики человека на разных этапах развития Западной цивилиации; выявить зависимости, возникающие между педагогическими и правовыми идеями эпохи и представлениями о человеке; найти интегрирующее звено, обозначить связи между этими идеями в педагогических теориях; раскрыть с этих позиций теорию естественного права как методологическую основу решения проблемы права на образование.

Хронологические рамки исследования:

XVII - период становления и развития теории естественного права - I пол. XIX века - период выдвижения гипотез и поиска решений вопросов обязательного образования в различных странах Западной Европы. Но, исследуя предпосылки развития идеи права на образование, мы обращаемся к более ранним периодам истории Западной цивилизации. Поскольку рассматривается несколько общественно-экономических формаций, то возникла необходимость выделить определенные периоды. Они частично совпадают с формациями, но поскольку сама идея может возникать задолго и продолжать существовать после - то границы периода не всегда совпадают с границами формации. Каждый из периодов характеризуется своими представлениями о человеке, педагогическими и правовыми идеями. В каждом из периодов в педагогических теориях предлагается свой механизм реализации права на образование.

Источники исследования:

- историко-философская и общенаучная литература, помогающая шире и глубже раскрыть и понять изучаемую проблему ( В.Ф.Асмус, Д.Антисери, В.С.Библер, Б.М.Бим-Бад, А.С.Богомолов, М.В.Богуславский, А.Б.Венгеров, И.Е.Верцман, В.П.Волгин, С.И.Гессен, П.С.Гуревич, А.В.Гулыга, А.Т.Дворцов, Т.Б.Длугач, Г.А.Заиченко, В.Н.Кузнецов, Т.А.Коломиец, И.С.Кон, Т.Кун, В.Б.Миронов, М.Мид, Б.Л.Назаров, П.Наторп, С.Д.Поляков, В.Рабинович, СА.Расчетина, Н.С.Розов, М.А.Силин, В.С.Степин, Г.С.Сухобская и др.);

- труды зарубежных философов и педагогов, в которых отражены историко-культурные представления об этом феномене - связи образования и права ( Аристотель, Платон, А.Аврелий, Ф.Аквинский, Э.Ротгердамский,

Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ж.А.Кондорсе, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, И.Ф.Гербарт);

- работы историков, в которых характеризуется мировоззрение эпохи, анализируются правовые, культурологические, педагогические идеи эпохи ( Т.В.Блаватская, М.Блок, М.С.Бобкова, Л.Винничук, П.Гиро, А.Я.Гуревич,

A.И.Зайцев, С.Я.Лурье, В.С.Нерсесянц, Н.И.Николаева, НВ.Ревякина, Плутарх , В .И.Шамшурин и другие );

- теоретические труды исследователей по истории педагогики и истории образования ( М.И.Демков, Г.Веймер, Б.Л.Вульфсон, Ф.Ге, А.Н.Джуринский,

B.Ф.Дерюжинский, Г.Е.Жураковский, В.Ф.Залеский, С.А.Золотарев, Г.Б.Корнетов, О.Е.Кошелева, М.Лекиерк, HI. Летурно,М.И.Меньшиков, П.Монро, Ф.Паульсен, М.М.Рубинштейн, К.И.Салимова, П.Соколов, Ф.Хофман и др.);

- ряд критических работ и статей, которые с разных позиций трактуют проблему;

- работы, которые сегодня посвящены правовой идее педагогики ( М.Н.Лазутова, М.В.Гршценко).

Методы исследования:

1. Анализ, синтез и историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках.

2. Сравнительно-исторический, позволивший осуществить сравнительный анализ педагогических теорий, в которых рассматривается ( прямо или косвенно ) идея права на образование, начиная с истоков Западной цивилизации.

3. Сравнительно-педагогический, позволивший выявить общее и особенное в педагогических взглядах и педагогических теориях определенной эпохи, реализующих в той или иной степени право на образование.

Диссертационное исследование- опирается на идеи: социокультурной обусловленности правовых и педагогических теорий, ориентирующих общество на прогрессивные тенденции развития социума и выступающих как идеал, определяющий будущее; закономерного возникновения и развития теории естественного права, выступающей важной теоретической предпосьшкой для развития педагогических теорий; существования определенной мыслительной парадигмы эпохи, которая . позволяет в едином ключе исследовать многие идеи, связанные с пониманием

Щ> человека и его прав, в том числе, права на образование.

Исследование проводилось на основе цившшзацййнного, формаций нного, культурологического подходов к изучению историко^педагогического процесса, совокупность которых обеспечила целостное видение идеи связи образования и права.

На защиту выносятся следующие положения:

Философское понимание сущности человека на разных этапах, развития Западной цивилизации выступало методологической основой, обеспечивающей развитие гуманитарных наук, в том числе5 педагогической и правовой науки,

Представления о человеке как природном существе, развиваемые в разных гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.

Наиболее полно эта связь представлена в трудах Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, энциклопедистов, развивающих новое представление о человеке и в произведениях которых теория "естественного человека" повлияла на теоретическое обоснование " права на образование". ф — Мы защищаем сам логический путь исследования.

Развитие идеи права на образование в истории Западной цивилизации мы можем проследить через анализ педагогических идей и теорий, формирующихся в границах теории естественного права. Однако в диссертации мы рассматриваем и предыдущий и последующий периоды Западной цивилизации, чтобы просмотреть развитие идеи в цепочке прошлое - настоящее - будущее.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования!

1. Дан теоретико-методологический анализ педагогического феномена -связи образования и права на образование как историко-культурного явления. ф 2. Охарактеризованы теоретические и практические предпосылки возникновения теории естественного права, как основы развития права на образование.

3. Показано развитие идеи права на образование в историко-педагогическом процессе Западной цивилизации.

4. Раскрыта обусловленность идеи права на образование в педагогических теориях пониманием человека как природного и социального существа.

5. Выявлена обусловленность идеи права на образование существованием нормативной базы, имеющейся в государстве. м Результаты исследования имеют значение лшт понимания закономерности историко=педагогического процесса, для анализа современных педагогических теорий с точки зрения защищенности в них ребенка; дяя осмысления возможных путей развития образования в системе общечеловеческих ценностей,

Практическая значимость исследования связана о возможностью использования его материалов для: обоснования подходов к решению проблем современного образовательного процесса; лекционной работы, разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам истории образования, сравнительной педагогики.

Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантском семинаре, при чтении лекций на факультете философии человека, факультете коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, на заседаниях проблемной лаборатории при кафедре педагогики. Отдельные материалы обсуждались на научно-практических конференциях Санкт-Петербург (1995, 1997), Новгород

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав (семь параграфов), заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Никитина, Наталья Ивановна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рассмотрев генезис идеи «право на образование» как историко-педагогического явления Западной цивилизации XVH - ХУШ веков, мы отмечаем ее последовательное развитие. Оно было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, более высоким уровнем развития социально-экономических отношений.

Во-вторых, развитием идей естественного права, которые послужили основой естественно-правовых и договорных теорий. Философы, носители этих идей, занимали несколько разное место в социуме, и, потому, каждый придавал их развитию некое своеобразие. Естественно-правовые и договорные теории были неоднородны и противоречивы. Но каждая их них подчеркивала уважение к человеку, закону, неоспоримость естественных прав граждан.

В-третьих, подчеркнутое внимание к человеку как «естественному существу», повлекло за собой осознание особой природы и особой ценности детства. Это способствовало тому, что философы, политические деятели, педагоги стали говорить не только о правах человека, но и о правах ребенка. Право на образование - важнейшее из прав, функционирование которого обязано обеспечить государство, для защиты права ребенка на жизнь, для становления последнего гражданином, полноценным членом социума.

Эпоха Просвещения вложила в понятие «естества» смысл ценного, разумного, сущности и т.д. и противопоставила естественное как неизменное, исторически возникшему. Идея естественной педагогики настолько вытекала из общего уклада духовной жизни ХУЛ века, что голос ее слышится в педагогических идеях Я.А.Коменского, она проходит через учение Д.Локка, но полное выражение находит у Ж.Ж.Руссо.

И' Локк, и Руссо рассматривали идею свободы. Она была продиктована всей общей гуманистической атмосферой и верой в естество, природу ребенка, которой нужно только дать простор выявиться. Но мысли Локка и Руссо о возбуждении и мягком направлении естественной любознательности ребенка как главном стержне обучения реализуются пока лишь для элиты, для массового образования этим идеям суждено играть рол далеких ориентиров.

Осознание французскими материалистами (Гельвеций, Дидро и другие) огромной социальной значимости государственной постановки образования, сослужило весомую службу для революционной идеологии. Их идеи способствовали все более широкому осознанию необходимости образования для каждого, создавали условия для действительного становления права на образование как законодательно регламентируемого явления в странах Западной Европы в исследуемый период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Настоящее исследование посвящено изучению развития идеи права на образование в истории Западной цивилизации с XVII в. по XIX в. Цель исследования состояла в том, чтобы рассмотреть идею права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории естественного права.

Определяя планируемый результат исследования как получение нового научного знания по исследуемой проблеме, мы исходили из возможности анализа и сопоставления педагогических теорий, философских и правовых идей зарубежных философов, педагогов, правоведов, в которых отражены прямо или опосредованно историко-культурные представления об идее "право на образование".

Для реализации поставленной цели . использовались теоретико-методологические основы цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса, который позволяет проследить зарождение и развитие идеи "права на образование" в истории Западной цивилизации; формационного подхода, который дает ключ к осмыслению взаимоотношений человека и общества, к пониманию сущности человека в различные исторические эпохи; культурологического подхода, который подчеркивает уникальность человека, ценностное к нему отношение.

Идея права на образование развивалась в рамках теории естественного права, окончательное оформление которой происходит в XVH веке. В исследовании выделены и подробно проанализированы группы теоретических и практических предпосылок, сложившихся в предшествующие эпохи и послуживших основой становления теории естественного права.

Наиболее остро проблема человека и его прав обозначает себя в периоды социальных кризисов и потрясений. Новое видение человека, его прав и свобод обусловливает поиск путей воспитания и обучения. Из множества педагогических теорий мы выбрали для более глубокого осмысления теорию воспитания джентльмена Д.Локка, теорию воспитания естественного человека Ж.Ж,Руссо, теорию воспитания к свободе ИХербарта.

Прежде всего, следует отметить, что каждой исторической эпохе Западной цивилизации соответствует своя парадигмальная идея о сущности человека. Эта идея обусловливает развитие всего гуманитарного знания в целом, правовых и педагогических идей в том числе.

Представления о человеке, развиваемые в гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.

Мы констатируем, что идея права на образование всегда существовала в теориях педагогов Западной цивилизации прямо или опосредованно. В наиболее острые моменты истории цивилизации идея проявлялась особенно ярко. Качественное своеобразие идеи права на образование было обусловлено социокультурной ситуацией конкретной эпохи. Однако, развитие идеи и, особенно, ее реализация невозможны без определенной нормативной базы государства. К пониманию этого люди приходят не сразу, в течение долгих веков.

В рассмотренных нами педагогических теориях XVTI - XIX веков в явной или опосредованной форме содержится противоречие между индивидуальным и социальным, которое педагоги пытаются решить, с одной стороны, развивая идеи естественного права, а с другой, предлагая обществу найденный ими механизм реализации права на образование.

Так, Локк, рассматривая человека не только как природное существо, но и как существо, которое целиком зависит от системы воспитания, направленной на развитие всех сторон личности, выдвигает целый ряд педагогических и правовых идей. Он, концептуально оформив естественно-правовые идеи эпохи, одним из первых осмыслил право как естественное. Локк предложил путь реализации естественного права человека на жизнь, здоровье, свободу и собственность на основе разработанного им варианта воспитания юного джентльмена. В этом варианте предлагается формирование особого характера, обладая которым человек сможет пользоваться данными ему от природы «естественными правами».

Руссо углубляет парадигмальную идею эпохи, называя природу человека естественной и связывая её со свободой. Идея свободы разрабатывается им широко, многоаспектно. Выделение новой грани человека - человек — свободное существо — вносит новое содержание в представления о правах человека; право на образование начинает рассматриваться им как право на свободный поиск истины. Идея свободы выступает главным механизмом связи юридической и педагогической идей и определяющим условием формирования «естественного человека».

Французские материалисты углубляют и развивают представление о человеке как природном существе. Они обогащают идею природного равенства людей, обуславливая им требования политического и юридического равноправия, особо подчеркивая при этом, право каждого человека на образование. Они предлагают целый ряд вариантов реализации права на образование в практике жизни. Их идеи нашли отражение в документах Французской революции, провозгласившей право на образование «естественным; правом человека».

Развитие представлений о человеке в немецкой классической философии II пол.ХУШ - 1пол.Х1Х века обусловливает формирование новой мыслительной парадигмы эпохи - человек - культурное существо. Идея культуры в понимании человека оказала влияние на пересмотр понятий «право» и «образование». Право начинает рассматриваться как некая нравственная ценность, как справедливость; нравственная идея становится ведущей идеей образования, теорий различных педагогов. Наиболее яркое выражение идеи немецкой классической философии получили в педагогической теории И.Гербарта. Его работы можно рассматривать как вариант поиска механизма универсального нравственного закона. Он предлагает организовать самостоятельный поиск категорического императива, так как только это способствует саморазвитию, самовоспитанию, само детерминации человека.

Изучение развития идеи права на образование позволяет глубже понять современный процесс формирования и осознания в нашей стране общечеловеческих ценностей в области образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никитина, Наталья Ивановна, 1997 год

1. Авдеева К.Д. Джон Локк о физическом и нравственном воспитании // Традиции образования и воспитания в Европе X1.- XVII веков. Сб. статей и материалов. Отв. ред. Н.В.Ревякина. - Иваново, 1995. - 204 с.

2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов пед. вузов. — В 2 ч. / Под ред. М.Н.Певзнера и С.АРасчетиной. Новгород, 1994. - 302 с.

3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах // Сост. В.Г.Безрогов, О.И.Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - т.1 - 400 е.; т.2 -352с.

4. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. М.: Мысль, 1975. — т.1. - 550 е., т.2 -687с., т.З - 613 е., т.4 - 830 с.

5. Аршот П.Ф. Призрение бедных в Англии. — Спб, 1901. 616 с.

6. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М.: знание, 1962. - 47 с.

7. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М.: МГУ. 1969.

8. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. -Кемерово: «Алеф», 1993. 170 с.

9. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1988. -1375 с.ю. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства. М., 1995. - 70 с.и. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994. - 48 с.

10. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации -7 Педагогика. 1996. - № 1. - с.3 - 5.

11. Биншток В.И. Общественное призрение за границей и в России. СПб, 1898.-58 с.

12. Блаватская Т.В. К вопросу об источниках по судебным реалиям афинской демократии // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Наука, 1988. - 210 с.

13. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986.

14. Бобкова М.С. Жизнь и деятельность Жана Бодена в контексте культурных, религиозных и правовых течений во Франции XVI // Возрождение: гуманизм, образование, искусство // сб.науч.тр./ отв. ред. Н.В.Ревякина. Иваново, 1994. -139 с.

15. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 368 с.

16. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т. 1. —М., 1994. с. 113 - 137.

17. Большая Советская Энциклопедия / под ред. А.М.Прохорова. М.: Советская Энциклопедия, 1970. - т. 37.

18. Бондарев П.Б. «Русская идея» в философском образовании // Философские исследования. 1993. - № 2. - с. 50 - 58.

19. Боришанская М.М. Ведущие тенденции развития школы в странах Западной Европы в ХШ XIV веках // Западно-европейская средневековая школа и педагогическая мысль: Сб.науч.тр. - Вып.1 - ч.1 / Под ред. Салимовой К.И., Безрогова В.Г. -М., 1989. - 136 с.

20. Боришанская М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы Х1П -XIV веков // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. Сб.науч.тр./Под ред. К.И.Салимовой В.Г.Безоргова. -М., 1990.-с. 5-21.

21. Брагина JI.M. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. - 254 с.

22. Булкин А.П. Региональные проблемы с позиций философии образования // Образование средство развития региона: сб.ст./под ред. В.М.Егорова. - М., 1994.-153 с.

23. Бушуева В., Борисова О.А. Философия ХЕК века. Теоретический курс авторизованного изложения. -М.: Изд. МЭГУ, 1994. 270 с.

24. Веймер Г. История педагогики. СПб, 1913.-135 с.

25. Венгеров А.Б. Теория государства и права: ч.П. Теория права,- М.: Юристъ, 1996.-168 с.

26. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М.: Худож.лит., 1976. 310 с.

27. Вильман Отто. Дидактика, как теория образования. Т.2. -М., 1908,- 670 с.

28. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К.Ронина. М.: Высшая школа, 1988. - 420 с.

29. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М.: Наука, 1977. - 370 с.

30. Вульфсон Б.Л. Великая французская революция и народное образование // Советская педагогика. -1989.-№6.-с.135—141.

31. Ганелин Ш.И., Голанг Е.Я. История педагогики. М., 1940. - 407 с.

32. Ганзен П.Г. Охрана детства в Англии. Пг, 1916. - 163 с.

33. Ге Ф. История образования и воспитания. М,, 1912. - 657 с.

34. Гельвеций К. А. Сочинения: В 2-х тт. М., 1974.

35. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / под ред. Г.П.Вейсберга. М.: Учпедгиз, 1940,- т. 1 - 292 с.

36. Гессен С.И. Основы педагогики / введение в прикладную философию /. — М.: Школа Пресс, 1995. - 447 с.

37. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Репринт с изд. 1913 1914 гг. -М.: Ладомир, 1994. 470 с.

38. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы,- СПб, 1995. -104с. .

39. Горфункель А.Х. Филосифия эпохи Возрождения. М,, 1980.

40. Греки / пер. с англ. -М.: «Росмэн», 1994. 95 с.

41. Гршценко М.В. К.Д.Ушинский о воспитательных функциях права. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. С-Пб, 1995. - 23 с.

42. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994.

43. Гулыга А.В. Шеллинг. М,: Соратник, 1994. - 220 с.

44. Гуманитарная сфера и права человека / Сборник документов // сост. В. А. Корнилов. М.: Просвещение, 1992. - с. 18 - 69.

45. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.-М.: Искусство, 1989.

46. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. -М.: Искусство, 1990.

47. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. -М.; Вестник, 1997.-448 с.

48. Гурлитг Л. О воспитании. М.: изд-во «Школы и жизни», 1911,-172 с.

49. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980. - 112 с.

50. Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.- 497 с.

51. Демков М.И. Курс педагогики. Ч. П.- М., 1918. 366 с.

52. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.

53. Дерюжинский В.Ф. Призрение бедных в Англии.- СПб, 1906. 49 с.

54. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность / Учеб.пособие. М., 1992. - 177 с.

55. Дидро Дени. Собр.сочинений: В 10 тт. т. 10 - М.: Худож.литература,1947. -567 с.

56. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / под ред. Е.Н.Медьшского.- М.: Учпедгиз, 1956. 373 с.

57. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М.: Мысль, 1986. - 190 с.

58. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности. -М.: Наука, 1995. 221 с.

59. Европейская педагогика от Античности до Нового времени // Исследования и материалы: сб.науч.тр./ Под ред. В.Г.Безрогова и Л.В.Мошковой. ч.1.- М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993. - 245 с.

60. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики- М.Д963,-510с.

61. ЗаиченкоГЛ. Джон Локк. М.: Мысль, 1988,- 199 с.

62. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIET V вв. до н.э. — Л.: ЛГУ, 1985.-208 с.

63. Залеский В.Ф. Системы призрения бедных в законодательстве и практике главнейших западно-европейских государств. Казань, 1912. - 310 с.

64. Золотарев С.А. Очерки истории педагогии на Западе и в России. СПб, 1910,-287 с.

65. Информация о ходе выполнения Федеральной программы развития образования в части дошкольного, общего и начального профессионального образования//Педагогика.-1997. № 1.- с.З -6.

66. Ионов Н.Н. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. -1991,- № 6. -сЛ7 -36.

67. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией чл.-кор. РАН В.СЛерсесянца. -М.Д995. 700 с.

68. Карлов Н.В. Путь познания, или дорогу осилит идущий // Вопросы философии. 1996. - № 5, - с.З - 20.

69. Кей Э. Век ребенка. СПб, 1905. - 293 с.

70. Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие. Пер.с фр. СПб, 1866.-313 с.

71. Козлова А.Г. Что такое зтнопедагогика. Что такое народная педагогика // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Выпуск II. СПб.: Образование, 1995. - с.9 - 23.

72. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995.- № 6. - с.84 - 89.

73. Коломиец Т.А. Концепция человека во французском материализме XVIII века.-Киев, 1978.- 136 с.

74. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.

75. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И. «Педагогическое наследие». -М.: Педагогика, 1987.

76. Кон Й.С. Ребенок и общество. М., 1983.

77. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика.- 1991.- № 10. с.З -18.

78. Конвенция о правах ребенка (справочные материалы). Сост. Трухачева Т.В.-С-Пб, 1994.-63 с.

79. Кондорсе Ж.А. Доклад об общей организации народного образования // Хрестоматия по истории педагогики: Учеб.пособие / сост.А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

80. Корнетов Г.Б. Мудрость Сократа//Магистр. 1992.- №1 - с.44-48.

81. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: ИТПИМПО, 1993. 135 с.

82. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса.- М.: ИТПИМПО, 1994. 265 с.

83. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. - № 3. - с. 23 - 29.

84. Кошелева О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии // Педагогика. 1996.-№ 3. - с.81 - 87.

85. Кошкина B.C., Расчетина С.А. Региональная программа развития образования,- СПб, 1994.-31 с.

86. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд.группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994,- 567 с.

87. Кривушин JI.T. Проблема государства и общества в домарсистской мысли. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 214 с.

88. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981. -303с.

89. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно европейская философия XVHI века. - М.: Высшая школа, 1986. - 400 с.

90. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988. - 210 с.

91. Куликов М.И. Мир на пороге XXI столетия: Учеб.пособие: НовГУ. -Новгород, 1995. 159 с.

92. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977. 298 с.

93. Лаззтова М.Н. Права человека в обучении (педагогический аспект).- М., 1993.-95 с.

94. Лазутова М.Н. История формирования и развития прав личности в сфере образования. Автор. докт.ист.наук. -М., 1993.-42 с.i

95. Лайзанс П. Этика Канта и современность. Рига: Авотс, 1989.- 225 с.

96. Леклерк М. Воспитание и общество в Англии. СПб, 1899. -341 с.

97. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623 с.юо. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. СПб, 1900.-499 с.

98. Локк Джон. Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. -СПб, 1892.-77 с.

99. Локк Д. Избранные философские произведения в 2-х томах. М., 1960. юз. Локк Дж. Сочинения: В 3-х тт./ Пер. с англ. и лат. -М.: Мысль, 1988.

100. Локк Джон. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. - 315 с.

101. Лурье С.Я. История Греции.- СПб: Изд-во СПУ, 1993. 320 с.

102. Лушников A.M. История педагогики: Учеб.пособие / Екатеринбург, 1994,368 с.

103. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.: Мысль, 1989.-432 с.

104. Меньшиков В.М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Автор. докт.пед.наук,- М.,1996.- 32 с.

105. Меньшиков В.М. К.Д.Ушинский и русская школа. М., 1994. - 96 с. но. Миронов В.Б. Век образования. -М., 1990. - 175 с.ш. Мир философии: Книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. - ч.1 - 672с., 4.2-624 с.

106. Модзалевский К.Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших времен. 4.2.-СПб, 1877.-346 с.пз. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. М.: Мысль, 1983.-447 с.

107. Монро П. История педагогики: в 2-х частях / Пер.с англ. М., 1911.- 1ч.-325 е., 2 ч.- 372 с.

108. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия. М.: Правда, 1989.

109. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 436 с.

110. Музыченко А.Ф. Иоганн Фридрих Гербарт и его школа // Очерки по истории педагогических учений. М.: Польза, 1911. - с. 146 - 170.lis. Назаров Б.Л. Права человека. Уч.пособие. М., 1994. - 232 с.

111. Натрп П. Философия как основа педагогики. М., 1910. - 106 с.

112. Наторп П. Социальная педагогика. СПб, 1911. — 360 с.

113. Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.

114. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека-М.: МП «Новая школа»,1993,-120с

115. Николаева Н.Н. Гуманистическая школа Внтторино да Фелтре // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени // сб.науч.тр. под ред. Салимовой К.И., Безрогова В.Г.- М., 1990. с.48 - 58.

116. Образование средство развития региона : сб.статей под ред. В.М.Егорова,- М.,1994. - 125 с.

117. О человеческом в человеке / под ред. И.Т.Фролова.- М., 1991. 543 с.

118. Очерки по истории педагогики / под ред. Н.А.Константинова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. - 754 с.

119. Паульсен Ф. Образование. Пер. с нем. -М., 1900. 41 с.

120. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908.-333 с.

121. Педагогическая энциклопедия в 4-х т., под ред. Каирова И.А. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 столб.

122. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. -М.: Новая школа, 1996.-160 с.

123. Плутарх. Избранные жизнеописания. Минск, 1995. - 543 с.

124. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVDI начала XIX века. - М.: АПН, 1960. - 200 с.

125. Платон. Диалоги. -М., 1986. -437 с.

126. Права человека. История, теория, практика: Учеб.пособие / отв.ред. Б.Л.Назаров. М.: Русслит, 1995. - 300 с.

127. Проблема человека в западной философии М.: Прогресс, 1988.

128. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

129. Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. -М.:Книга, 1991.-437 о.

130. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. -М., 1981. 560 с.

131. Радина К.Д. Методологические основы педагогики // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып.П.- СПб: Образование, 1995. — с. 111 —119. .

132. Расчетина С.А. Современная социокультурная ситуация и стандарт образования // Образовательные стандарты. Материалы Международного семинара,- СПб: Образование, 1995,- с. 65 71.

133. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. -ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.- т.1 336 е., т.2 - 368 е., т.З - 736 с.

134. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме Ппол.ХГУ -Ьгол.ХУ в. М, 1977. - 272 с.

135. Ревякина Н.В. Гуманистическая культура Падуи и университет в XV в. // Традиции образования и воспитания в Европе XI -XVII веков. Иваново, 1995.-с.56-67.

136. Рейснер Л.Н. Цивилизации и способ общения. М.: Наука, 1993. - 308 с.

137. Рогозина Г.М. Этнография детства. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып.П. СПб: Образование, 1995,- с.65 - 82.

138. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.,1992,- 154 с.

139. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. -М.,1993. 194 с.

140. Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в ХУШ веке, 1715 1789 гг. СПб, 1902. - 340 с.

141. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. -М., 1916.-380 с.

142. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993, т. 1. - 607 с.

143. Руссо Ж.Ж. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1981. 656 с.

144. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969ю - 703 с.

145. Салимова К.И., Безрогов В.Г. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. В 3-х частях. -М.: НЙИОП, 1988.

146. Семеновский Е.К. Сравнение педагогики Локка с педагогиками Аристотеля и Руссо // Вопросы Педагогики, № 1 / Под ред. Боброва Е.А. Варшава, 1912.

147. Силин М.А. Кол Адриан Гельвеций выдающийся французский материалист XVIII века. - М., 1958.-96 с.

148. Соколов П. А. История педагогических систем. СПб, 1913. - 612 с.

149. Социально философские проблемы образования. - М., 1992. - 200 с.

150. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. - № 10. - с. 3 - 18.

151. Сухобская Г.С. Современная гуманистическая психология и школа. Метод, рекомендации. СПб, 1995. - 49 с.

152. Тетерская Т.Н. Европейская художественная культура и проблема гуманизации педагогики. СПб: Знание, 1995. - 103 с.

153. Тойнби А.Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. - 730 с.

154. Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991. - 264 с.

155. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. — М.,1987. 60 с.

156. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. М„: Наука, 1994. - 720 с.

157. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

158. Фортунатов А.А. Возникновение средневековой школы // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль: Сб.науч.тр. Вып I. - М.: Изд. АПН СССР, 1990. - 143 с.

159. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Пер.с нем. М.: Педагогика, 1979. -160 с.

160. Хрестоматия по истории Древней Греции. М.: Мысль, 1964,- 437 с.

161. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.

162. Цели образования и право на образование. Сб.материалов. М.: Мирос, 1993.-90 с.

163. Чанышев А.Н. Аристотель. -М.: Мысль, 1981. 200 с.

164. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. / Сост. П.С.Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

165. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Редкол.: И.Т.Фролов (отв.ред.) и др. М.: Республика, 1995. - 528 с.

166. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.

167. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 1990. - № 6. - с. 132 — 140.

168. Шварцман К.А. и др. Воспитание: новые подходы к вечной теме: философия и этика воспитания. -М.: Луч, 1993. 120 с.

169. Шиянов Б.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону, 1995. - 230 с.

170. Шмидт К. История педагогики, изложенная во всемирно- историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов. Соч. в 4-х т. -М„ 1879-1881.

171. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. -Псков, 1995.-112 с.

172. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1987. - 349 с.

173. Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб 1898.-тт. 25, 26, 48.

174. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т.: Пер.с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

175. Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII -XIX вв.). СПб, 1996,-163 с.

176. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учеб. Пособие. -М., 1995. 416 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.