Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Барбазюк, Татьяна Олеговна

  • Барбазюк, Татьяна Олеговна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 247
Барбазюк, Татьяна Олеговна. Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 2008. 247 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Барбазюк, Татьяна Олеговна

Введение

Глава 1. ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОЬРА- 12 ЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

§ 1. Проблемы и идеи оптимизации начального образования музыкантов (вторая половина XIX — начало XX веков).

§ 2. Приоритеты в начальном образовании периода музыкального строительства 20-х — 80-х годов прошлого столетия.

§ 3. Музыкальная школа в зеркале научных и конкретносоциологических исследований.

§ 4. Музыкальная школа в новых социально-культурных условиях конца XX — начала XXI веков.

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ 1. Социокультурные основы функционирования музыкальной школы.

§ 2. Эстетические, психологические и педагогические факторы оптимизации процесса начальной подготовки музыкантов.

Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБ- 112 РАЗОВАНИЯ

§ 1. Достижения отечественного музыкознания и содержание образования в музыкальной школе.

§ 2. К разработке современной концепции музыкальной школы: системно-функциональный подход.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания»

Искусство органически связано с потребностью человека к выражению собственной духовной сущности. Многообразие видов и форм его художественно-творческой деятельности соединяет духовное начало с Природой, Космосом и самим Человеком. Множество функций (коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, познавательная, гедонистическая и др.) делают феномен Искусства ничем не заменимым компонентом воспитания подрастающих поколений.

Музыка в семье искусств занимает особое положение. Обусловленная глубинной реакцией человеческого организма на многообразие звуковых импульсов, присущих всему живому, она стремится воссоздавать ускользающую гармонию видимого и ощущаемого мира благодаря ритмически и мелодически организованному сочетанию звуковых образов, сообщающих о нескончаемом богатстве духовной жизни Человека, скрытых чаяниях его души.

Однако веками создававшееся музыкальное искусство высокой духовной направленности ныне оказалось в сложном, противоречивом положении. Современное развитие социума, как отмечают ученые — культурологи и социологи, искусствоведы и музыковеды, столкнулось с проблемой утраты его традиционных основ как «единого тонуса и речи и музыки» (Б.В.Асафьев). Это приводит к повсеместному снижению значимости сложившегося в музыкальной практике особого - интонационного — языка и, в итоге, к положению, при котором музыка начинает утрачивать доселе присущий ей культурный статус. В значительной мере она становится, с одной стороны, лишь звуковым фоном других видов деятельности и шире — повседневного бытия, а с другой, предметом бездуховного досуга, что, приводит к неуклонному снижению уровня музыкальной компетентности современного общества [1].

В данной ситуации значительно возрастает роль академического музыкального образования молодых поколений, осуществляемого в России по двум каналам: 1) в рамках соответствующего предмета общеобразовательной школы; 2) в русле специальной образовательной системы, начальный этап которой должен служить фундаментом подготовки и профессиональных музыкантов и музыкантов-любителей, призванных составлять в обществе особый слой образованных потребителей (слушателей) музыкальных произведений, их истинных ценителей и активных (в том числе музицирующих) пропагандистов. В этой связи насущной потребностью становится научный поиск оптимального подхода, содержания и методов музыкального образования, используемых в деятельности соответствующих учреждений.

Между тем, если исследовательская работа в области преподавания музыки в массовой школе ведется с давних пор в рамках деятельности специальных научных институтов и вузов, то профессиональное музыкальное образование, в частности, его фундамент — начальный этап воспитания-обучения музыкантов фактически крайне мало изучен. Его традиционное содержание и используемые методики складывались в исторической ретроспективе чисто эмпирически. Следовательно, ныне остро недостает научных исследований фундамента единой функциональной системы, нацеленного на воспроизводство столь необходимых социуму музыкантов — профессиональных исполнителей, преподавателей, менеджеров, аналитиков, проч. и образованных любителей серьезной музыки, совместно создающих музыкальную культуру общества.

Таким образом, проясняется социально важная потребность научной разработки методологических и теоретических основ, концептуальных линий развития, содержания и функций начального музыкального образования, осуществляемого в России в широко распространенном социально-культурном институте — детских музыкальных школах (ДМШ) [2]. Хотя последние, как известно, во всем мире общепризнанны уникальными образовательными учреждениями во многом благодаря изначальной опоре на гуманистические идеи выдающихся русских музыкантов, а также государственной поддержке, в современной российской действительности они утрачивают значение основополагающего социального института формирования в обществе элитарного культурного слоя профессиональных музыкантов и компетентных ценителей музыкального искусства высокого художественно-эстетического содержания.

Тем более ныне увеличивается давно существующая необходимость научного обоснования путей совершенствования детской музыкальной школы как фундамента развития музыкальной культуры российского общества.

Однако ранее проведенные исследования, осуществленные, главным образом, с позиций соответствия музыкальной школы современным общепедагогическим и дидактическим требованиям, недостаточно вскрывали и разрабатывали ее роль в широком распространении адекватного восприятия и понимания музыки, развитии музыкального мышления и художественной эрудиции, создании в социуме музыкально компетентного слоя потребителей академической музыки и базы допрофессиональной подготовки специалистов музыкального искусства (в их взаимосвязи).

В единственном исследовании музыковедческого характера, проведенном в русле проблематики расширения пространства музыкальной культуры, обсуждались лишь вопросы увеличения контингента музыкальных школ за счет учреждений хоровых отделений и так называемых отделений общего эстетического образования.

Между тем, научная разработка проблем дальнейшего развития начального музыкального образования в России представляет собой весьма сложную и ответственную задачу ввиду не только множественности его специфически музыкальных детерминант, но и существования разветвленных связей с психологическими, психофизиологическими, эстетическими, эргономическими и многими другими факторами.

Следовательно, научное обоснование путей совершенствования начального музыкального образовния в музыкальных школах может быть разработано лишь в результате современного многоаспектного музыковедческого исследования, направленного на развитие в социуме понимания художественно-образной содержательности музыки, ее специфического языка, закономерностей смены исторических стилей и связей с культурным контекстом эпохи — в конечном счете, ее особой роли в культуре общества.

В свете сказанного актуальность настоящей диссертационной работы определена объективной потребностью обновления начального музыкального образования и необходимостью создания адекватной концепции детской музыкальной школы России.

Цель исследования — разработка научных основ совершенствования начального музыкального образования как фундамента развития музыкальной культуры современного российского общества.

Объект исследования — содержание и целенаправленность начального образования в музыкальной школе.

Предмет исследования —■ методологические предпосылки, теоретические основы и пути совершенствования начального музыкального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) проанализировать идеи и пути совершенствования, предлагавшиеся на различных исторических этапах развития в России начального музыкального образования;

2) рассмотреть фундаментальные положения социологии и эстетики музыки, музыкальной психологии и педагогики в качестве методологических основ обновления начального этапа российского музыкального образования;

3) ввести фундаментальные понятия и положения современного отечественного музыкознания в разработку функций и содержания начального музыкального образования;

4) разработать теоретические основы создания концепции обновления начального музыкального образования, отвечающего современным потребностям развития художественной культуры российского общества.

В работе использованы следующие исследовательские методы:

- анализ и обобщение данных специальной литературы по музыкознанию, искусствоведению, культурологии, эстетике, общей и музыкальной психологии, педагогике, а также некоторых других наук применительно к проблематике настоящего исследования;

- изучение архивных источников, теоретических и методических трудов выдающихся музыкантов—педагогов;

- наблюдение и критический анализ различных видов и форм, а также результатов деятельности музыкальных школ;

- обобщение данных социологических исследований состояния российского начального музыкального образования и результатов функционирования музыкальных школ;

- моделирование системы функций музыкальной школы и построения концепции обновления начального этапа музыкального образования в России.

Научная достоверность диссертации определяется опорой на системный подход, широкое использование фундаментальных трудов отечественных и некоторых зарубежных исследователей музыкального искусства, исполнительства и образования, достижений смежных наук, а также собственного многолетнего опыта наблюдений и практической деятельности в сфере начального музыкального образования.

Методологическую и теоретическую основу, источниковую базу работы составили: основополагающие в отечественной музыкальной науке труды Б.В. Асафьева и Б.Л. Яворского, современные фундаментальные исследования Д.К. Кирнарской, В.В. Медушевского, Е.В. Назаикинского, В.Н. Холопо-вой, а также концептуальные положения других авторов (М.Г. Арановский, Д. Кук, Л.А. Мазель, М.П. Папуш, В.А. Цуккерман, Л.Н. Шаймухаметова и др-); прогрессивные идеи и концепции музыкального образования (А.Д. Алексеев, Б.В. Асафьев, М.А. Балакирев, М.М. Берлянчик, В.П. Гутор,

A.B. Луначарский, Г.П. Прокофьев, O.E. Шелудякова, Б.Л. Яворский, А.Н. Якупов и др.); исследования в области исполнительского музыкознания (Л.А. Ба-ренбойм, М.М. Берлянчик, В.Ю. Григорьев, О.Ф. Шульпяков и др.); теоретические разработки отечественных психологов (Л.Л. Бочка-рев, Л.С. Выготский, А.Л.Готсдинер, A.A. Мелик-Пашаев, A.B. Торопова,

B.Г. Ражников, Б.М. Теплов и др.); исторические труды в области музыки, музыкальной науки и критики, a maKDice работы в области истории развития музыкального образования в России (П.Л. Волк, Д.Д. Локшин, В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, E.H. Федорович, Б.П. Хавторин, Е.П. Макуренкова и др.); труды в области социологии музыки и музыкального образования (А. Моль, Б.Ф. Смирнов, А.Н. Сохор, B.C. Цукерман, А.Н. Якупов и др.); эстетические и культурологические исследования (Н.И. Киященко, Т.А. Рыжкова-Дудонова, P.A. Тельчарова-Куренкова, Б.П. Юсов и др.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что начальный — наиболее сложный и ответственный — этап музыкального образования впервые в отечественной научной литературе становится объектом многоаспектного и междисциплинарного музыковедческого исследования.

Практическая значимость диссертации. Результаты и материалы исследования могут быть широко и многопланово использованы: в ходе изучения и реализации современной концепции развития начального музыкального образования, в процессе подготовки и дополнительного образования преподавателей в высших и средних образовательных учреждениях музыкального искусства, в том числе при подготовке курсовых и дипломных работ, а также для обновления учебных программ по соответствующим дисциплинам начального, среднего и высшего музыкального образования.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования неоднократно были доложены на научно-практических конференциях музыкантов педагогов в Оренбурге (2003, 2004), Бузулуке (2005), на курсах повышения квалификации преподавателей музыкальных школ Оренбургской области (2003, 2004, 2005, 2006, 2007). Отдельные главы работы и диссертация в целом обсуждались на заседаниях кафедры истории, теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (2005, 2006, 2007), где была рекомендована к защите. Выводы и основные положения исследования представлены в семи публикациях объемом 2 печатных листа.

Построение работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, включающих восемь разделов, Заключения, списка литературы и Приложения, в котором даны примечания к основному тексту, графические модели содержания и структуры базовой подготовки учащихся музыкальных школ, а также публикуется авторский проект „Концепции развития начального музыкального образования в России".

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Барбазюк, Татьяна Олеговна

Выводы

1. Современное состояние музыкознания в целом и его основные достижения — теория интонации, учение о музыкальном ритме, исследования жанровой специфики и семантики музыки, двойственности музыкальной формы и ее направленности на слушателя, интерпретология и др. — позволяют ставить вопрос о необходимости обновления принципов и традиционного содержания практической и теоретической подготовки музыкантов в направлении оптимизации понимания неограниченных возможностей и богатства средств воплощения многообразных духовных потребностей человека в академической музыке.

2. Разработанные в настоящем разделе функциональные модели подготовки музыканта-любителя и будущего музыканта-специалиста, сопоставление их содержательных структур, основанные на этом функции и теоретические положения, которые предназначены определять деятельность и пути развития детской музыкальной школы, показали, что концепция начального музыкального образования должна в совокупности отражать современное состояние музыкознания, а также учитывать данные смежных наук — социологии и эстетики, искусствознания и культурологии, психологии и педагогики, осмысленные в предшествующих разделах диссертации.

При этом концептуальную научную разработку стратегии развития начального музыкального образования нужно ориентировать на преодоление кризисных явлений в культуре российского общества, усилившихся в период перехода к жизни в условиях новой политической и социально-экономической формации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование, продиктованное социальной потребностью сохранения, упрочения и развития культуры российского общества, посвящено научной разработке актуальной проблемы соответствия начального музыкального образования задачам развития музыкальной культуры и совершенствования в этом плане деятельности музыкальных школ. При этом был определен широкий музыковедческий ракурс изучения обозначенной проблемы, позволивший рассмотреть содержание начальных этапов подготовки музыкантов с точки зрения их адекватности достижениям отечественного музыкознания, а также сопряженных с ним наук — эстетики и культурологии, социологии музыки, психологии и музыкальной педагогики.

Таким образом, определилась междисциплинарная направленность исследования, в центр которого были поставлены прогрессивные музыковедческие концепции о сущности музыкального искусства, его предназначении в жизни общества, интонационной природе музыкального языка и речи как особом средстве коммуникации в социуме, об особенностях воплощения в музыке художественно-образного содержания, наконец, ее особом месте в ряду искусств и феноменологическом значении в культуре.

Согласно исходной посылке настоящей работы, начальное музыкальное образование, осуществляемое в России в широко распространенном социально-культурном институте — детских музыкальных школах — призвано формировать в социуме необходимый слой истинных почитателей академической музыки, ее компетентных ценителей и активных пропагандистов, то есть образованных музыкантов-любителей и потенциальных музыкантов-специалистов.

Соответственно было построено содержание диссертации, определены задачи ее отдельных глав и разделов. В первой главе ретроспективно прослежен процесс становления музыкального образования в России, выявлены его исходные демократические тенденции, попытки осмыслить и ввести в практику широкий, сущностный подход к определению содержания и методов начальной подготовки музыкантов — не только будущих специалистов, но и музицирующих любителей. С различных сторон рассмотрена историческая практика создания и распространения музыкальных школ, проанализированы неоднозначные определения их приоритетных задач, обсуждены трудности, возникавшие на пути их решения.

Анализ материалов, содержащихся в данной главе, в целом показал, что начальное музыкальное образование в России поначалу отличалось выраженными демократическими и просветительскими тенденциями, стимулировавшими выдвижение ценных, научно обоснованных, идей его дальнейшего развития. Однако с 20-х годов прошлого столетия оно развивалось в условиях значительных противоречий, вызванных частой сменой идеологических установок. В культурной политике преобладал количественный, а не качественный подход, в результате чего рост сети музыкальных школ, училищ и вузов не был обеспечен соответствующей подготовкой музыкантов-педагогов. Критика музыкальной общественностью существенных упущений в содержании и методах музыкального образования, утвердившегося здесь эмпирико-прагматического подхода, исключавшего постижение эстетической сущности и духовной значимости музыкального искусства, идеи научной разработки концепции музыкальной школы как фундамента его развития игнорировались. В результате волюнтаристских мер, продиктованных конъюнктурными соображениями, в целевые установки музыкальных школ стихийно вносились научно необоснованные изменения. С этой позиции критически оценены недавние попытки внести изменения в структуру школ в отрыве от необходимого обновления принципов, содержания и методов их деятельности с учетом важности, прежде всего, сохранения всемирно признанных достоинств российской трехзвенной системы музыкального образования.

Осуществленный во второй главе подробный анализ фундаментальных положений музыкальной эстетики, общей психологии и психологии музыкальной деятельности, музыкальной педагогики, высветил их концептуальную значимость в качестве методологических предпосылок разработки основополагающих теоретических принципов обновления содержания и методов начального музыкального образования.

Обращение к современным данным этих наук позволило осмыслить роль важнейших факторов, которые могут существенно повысить эффективность начального образования в музыкальной школе. В их числе: понимание сущности музыки как феномена, наиболее глубоко и тонко выражающего духовную природу человека и занимающего поэтому особое место в ряду искусств; развитие общих художественных способностей и их ядра —- широко трактуемого эстетического отношения — путем внедрения элементов полихудожественного воспитания; полнота основополагающих ориентировок при освоении сложной структуры музыкальной деятельности разного рода (особенно основных компонентов исполнительства). Внедрение этих положений в теорию и практику начальной подготовки музыкантов имеет целью реальное выполнение музыкальной школой ее социально-культурных задач в части образования потенциальных слушателей и ценителей академической музыки.

Между тем, в результате выполненного в работе анализа различных типологических структур слушателей, разработанных социологами и культурологами, обнаружилось, что среди выявленного ими состава слушательской аудитории отсутствует категория воспитанных в музыкальных школах компетентных ценителей серьезной музыки, имеющих музыкальное образование (прежде всего, начальное) и обладающих, соответственно, воспитанным комплексом личностных художественно-музыкальных отношений, сформированное художественное сознание и эстетическую культуру. Этот факт не случаен: он свидетельствует, что при односторонней направленности на сольно-концертное обучение своих питомцев музыкальная школа теряет свои истинные социально-культурные ориентации.

Разработанная в третьей главе научная идея состоит в том, что создание концепции начального музыкального образования, методологически проработанной в свете достижений современной музыкальной науки и ее выше обозначенных ответвлений, с одной стороны, поможет существенно обновить содержание, формы и методы начальной подготовки музыкантов, с другой, будет способствовать сохранению, упрочению и развитию признанных во всем мире традиций отечественного музыкального образования как единой системы, сцементированной устоявшимися преемственными связями и на всех уровнях отвечающей потребностям развития отечественной музыкальной культуры.

Представленная в диссертации соответствующая система функций детской музыкальной школы и теоретических положений, определяющих обновленное содержание и построение ее деятельности, является научным обоснованием создания современной практико-ориентированной концепции начального музыкального образования, которая может быть положена в основу необходимого совершенствования работы музыкальных школ.

По мнению диссертанта, приложенный к работе проект „Концепции развития начального музыкального образования в России □ может быть последовательно реализован путем: кардинального пересмотра сложившейся малоэффективной практики педагогической подготовки в средних и высших образовательных учреждениях музыкального искусства, создания целостной, практически целесообразной системы обучения и воспитания современно мыслящих, теоретически и практически оснащенных преподавателей музыки и различных видов музыкальной деятельности, разносторонне подготовленных к работе в разных типах учебных заведений, к занятиям с учащимися разного возраста в различных территориальных, социально-экономических и культурных условиях и т.д.; осуществления массовой целенаправленной переподготовки действующего состава преподавателей детских музыкальных школ по специально разработанным программам; создания нового поколения учебников и учебных пособий по всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена, где должны быть отражены концептуальные достижения современного музыкознания и раскрыто их значение в развитии музыкальной культуры личности и общества; ориентации воспитательной и внеучебной работы профессиональных образовательных учреждений музыкального искусства на формирование у студентов потребностей и интересов, личностных качеств, ценных в педагогической деятельности; совершенствования практики аттестации преподавателей и учреждений начального музыкального образования с учетом положений „Концепции", определения соответствующих требований.

Дальнейшая разработка рассмотренной в диссертации проблематики может состоять в проведении методолого-теоретических и научно-методических исследований, конкретизирующих пути и методы реализации проанализированных в работе фундаментальных концепций музыкознания и других наук применительно к практике преподавания отдельных дисциплин в музыкальной школе; научно обоснованной корректировке действующих образовательных программ музыкальных школ, а также училищ по теоретическим и исполнительским дисциплинам; методологической и научно-методической разработке новых программ переподготовки преподавательского корпуса музыкальных школ, средних и высших образовательных учреждений музыкального искусства; научном обосновании необходимости принципиально нового подхода к профессиональной подготовке универсально ориентированных музыкантов—педагогов.

В заключение подчеркнем, что осуществление разработанных в настоящем диссертационном исследовании теоретических направлений и выводов, как и реализация предложенной „Концепции развития начального музыкального образования в России □ потребует согласованных усилий управленцев, ученых и педагогов-практиков, совместная деятельность которых должна быть направлена на решение обширного круга проблем развития отечественного музыкального образования, музыкального искусства, музыкальной культуры в их широком понимании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Барбазюк, Татьяна Олеговна, 2008 год

1. Авербух, Л. А. Б.Л. Яворский в Первом Московском музыкальном техникуме / Л.А. Авербух // Б.Л.Яворский: Статьи. Воспоминания. Переписка. — М.: Сов. композитор, 1972. — Т.1. — С. 133-148.

2. Авратинер, В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: учеб. пособие по курсу педагогики для муз. вузов / В.И.Авратинер; Гос. муз.-пед. ин-т им.Гнесиных. — М., 1981. — 80 с.

3. Алексеев. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: пособие для препод, и студ. муз. вузов и училищ / А.Д. Алексеев. — Изд. 2-е, доп. — М.,: Музыка, 1978. —230 с.

4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. — М.: Дом Амонашвили, 1995. — 496 с.

5. Анохин, П.К. Функциональная система — основа физиологической архитектуры поведенческого акта / П.К. Анохин // Системные механизмы высшей нервной деятельности: избр. труды. — М.: Наука, 1979. — С. 3-99.

6. Арановский, М.Г. Интонация, знак и новые методы / М.Г. Ара-новский // Сов. музыка. — 1980. — № 10. — С. 101-102.

7. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. статей / сост. и ред. М.Г. Арановский. — М.: Музыка, 1974. — С. 90-128.

8. Арановский, М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. статей / сост. и ред. М.Г. Арановский. — М.: Музыка, 1974. —С. 252-271.

9. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. —М.: Просвещение, 1984. — 111 с.

10. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: сб. статей / Б.В. Асафьев. — Изд. 2-е. — JL: Музыка, 1973. — 144 с.

11. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. — Изд. 2-е. Кн.2 — Интонация. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

12. Асафьев, Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев; под ред. Е.М. Орловой. — М.-Л.: Музыка, 1965. — 136 с.

13. Асафьев, Б.В. Слух Глинки. Интонационная культура Глинки: самовоспитание слуха, его рост и питание / Б.В.Асафьев // Избр. труды: в 5 т. — Т.1. — М.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 289-325.

14. Баевский, В. Миросозерцание Яворского и некоторые тенденции современной культуры / В.Баевский // Советская музыкальная культура, история,традиции, современность: сб. ст. / ред.-сост. Д.Г. Дараган. — М.: Музыка, 1980. — 206 с.

15. Базиков, A.C. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России / A.C. Базиков. — Тамбов: Изд.-во ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, 1999. — 42 с.

16. Базиков, A.C. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям: На материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах: автореф. дис. канд. пед. наук. — M., 1997. — 25 с.

17. Бакланова, Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведения (на материале обучения игре на фортепиано в детской музыкальной школе): автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1975. — 24 с.

18. Балакирев, М.А. Переписка с Н.Г. Рубинштейном и с М.П. Беляевым / М.А. Балакирев. — М.: Музгиз, 1956. — 103 с.

19. Баренбойм JI.A. За полвека: очерки, статьи, материалы / JI.A. Барен-бойм. —JT.: Сов. композитор, 1984. — 368 с.

20. Баренбойм, JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство / JI.A. Баренбойм. — JL: Музыка, 1974. — 336 с.

21. Баренбойм, JI.A. Путь к музицированию: исследование / JT.A. Баренбойм. — 2-е изд., доп. — Л.: Сов. композитор, 1979. — 352 с.

22. Басин, Е.Я. Художественное творчество и воображение / Е.Я. Басин // Искусство. Психология: сб. статей / отв. ред. Н.И. Киященко. — М.: Век книги, 2003. —С. 21-55.

23. Бассин, Ф.В., Прангишвили, A.C., Шерозия, А.Е. Об отношении активности бессознательного к художественному творчеству и художественному восприятию / Ф.В. Басин, A.C. Прангишвили, А.Е. Шерозия //

24. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: труды в 4-х тт. — Т.2. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — С. 477-791.

25. Бахтин, В.В. Художественный анализ как средство интерпретации музыкального образа / В.В.Бахтин // Проблемы профессионального становления музыканта-педагога: сб. науч. статей / под ред. Т.А. Шипилкина — Пенза, 2002. — С. 20-29.

26. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет/М.М. Бахтин. — М.: Худож. лит-ра, 1975. — 503 с.

27. Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление. Технология. Творчество: учеб. пособие / М.М. Берлянчик. — СПб.: Лань, 2000. — 256 с.

28. Берлянчик, М.М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: дис. д-ра. искусствоведения. — Магнитогорск, 1995. —386 с.

29. Берлянчик, М.М. О развитии интонационного слуха исполнителя: К проблеме межпредметных связей / М.М. Берлянчик // Вопросы воспитания музыкального слуха: труды Ленингр. консерватории — Л., 1987. — С. 20-43.

30. Берлянчик, М.М. Культура мелодического интонирования и воспитания скрипача (вопросы методологии и теории): автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Ленинград, 1983. — 19 с.

31. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.

32. Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / В.М. Бехтерев. — М.: Типо-литогр. т-ва И.Н.Кушнеревъ и К0, 1916 — 13 с.

33. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.

34. Бодина, Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1992.— 31 с.

35. Бонфелъд, М.Ш. Введение в музыкознание: учебн. пособие для студ. вузов / М.Ш. Бонфенльд — М.: Гуманит. изд. центр „ВЛАДОС", 2001. — 224 с.

36. Бонфелъд, М.Ш. Музыка начинается там, где кончается слово: книга для учителя / М.Ш. Бонфельд, П.С. Волкова и др. — Астрахань-Москва: НТЦ „Консерватория", 1995. — 458 с.

37. Бочкарев, JJ.JJ. Исследование структуры музыкальности в современной психологии: обзор литературы / Л.Л. Бочкарев // Психологический журнал. — 1986. — Т.7. — № 4. — С. 138-147.

38. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности: монография / Л.А. Бочкарев. — М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 1997. — 352 с.

39. Брон, 3., Нечипорук, А. Об интенсификации процесса обучения скрипача / 3. Брон, А. Нечипорук // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз): межвуз. сб. трудов. — Новосибирск: изд.-во НТК, 1984. — С. 113-119.

40. Бронфин, Е.Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия 1917—1922: исследование. — Л.: Сов. композитор, 1984.—216 с.

41. Брюсова, Н.Я. Музыка в школе / Н.Я. Брюсова // Материалы по общему музыкальному образованию в школе / под общ. ред. муз. секции Отдела Единой Трудовой Школы. — М.: Госуд. изд-во, 1921. — 53 с.

42. Булыго, КМ. Повышение эффективности проблемных ситуаций в учебной деятельности музыканта: автореф. дис. канд. пед. наук. —М.: 1983—■ 16 с.

43. Булычев, Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования: дис. .канд. пед. наук. — Н. Новгород, 1998. — 182 с.

44. В первые годы советского музыкального строительства: сб. статей. — Л.: Музгиз, 1959. — 287 с.

45. Валк-Фалк, М. Адаптация метода Кодая к задачам фортепианного обучения и данные сравнительного статистического анализа структуры мелодики / М. Валк-Фалк // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: труды ГМПИ им. Гнесиных. — М, 1983. — С.139-155.

46. Вебер, К.Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. — М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. — 124 с.

47. Внемузыкальные компоненты композиторского текста: межвуз. сб. статей / отв. ред.-сост. и науч. ред. JT.H. Шаймухаметова. — Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. — 120 с.

48. Волк, П.Д. Феномен государственной системы музыкального образования в контексте культурной политики России советского периода: дис. . канд. культурологии. — Кемерово, 2000. — 189 с.

49. Володин, A.A. О восприятии переходных процессов музыкальных звуков / A.A. Володин // Вопр. психологии. — 1972. —№ 4.— С. 51-60.

50. Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. / ред.-сост. В.А. Натансон; вып. 1. — М.: Музыка, 1979. — 159 с.

51. Вопросы методики начального музыкального образования: сб. статей / ред.-сост. В.Натансон, В.И. .Руденко. — М.: Музыка, 1981. — 231 с.

52. Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст./ сост. В.И. Руденко, Ю.А. Усов, С.П. Понятовский. — М.: Музыка, 1980. — Вып.2. — 160 с. — 1983. — Вып.4. — 128 с. — 1986. — Вып.7. — 159 с. — 1987. — Вып.8. — 136 с.

53. Вопросы подготовки музыканта-педагога: межвуз. сб. статей; вып. 2 / сост. А.Н. Якупов, М.М. Берлянчик. — Магнитогорск: Изд-во МаГК, 1997. —456 с.

54. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: межвуз. сб. статей / ред.-сост. A.A. Глазунов. — Магнитогорск: Изд-во МаГК, 2000. — 252 с.

55. Восприятие музыки: сб статей / ред.-сост. В.Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. —256 с.

56. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя / JT.C. Выготский. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991 —93 с.

57. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский // Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 1999. — С. 321-373.

58. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. —3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.

59. Гайдамович, Т. Диалоги с Н.Н. Шаховской: Из „Записных книжек педа-гогаП / Т. Гайдамович // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: сб. статей / сост. Т. Гайдамович. — М.: Музыка, 1991. — С. 7589.

60. Гальперин, П.Я. Ориентировочная деятельность как предмет психологии / П.Я. Гальперин // Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. —С. 58-102.

61. Гарипова, Н.М. Интонационное восприятие в системе музыкально-эстетических категорий / Н.М. Гарипова // Аксиосфера музыкальной педагогики: сб. науч. статей / отв. ред. Э.Б. Абдуллин. — Стерлитамак, 2002. — С. 104125.

62. Готсдинер, А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. дисс. . д-ра психол. наук. —М., 1989. — 45 с.

63. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. — М.: NB Магистр, 1993. — 190 с.

64. Гофман, Иосиф. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. —М.: Гос. муз. изд-во, 1961. —224 с.

65. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев. — М.; Магнитогорск, 1998. — 156 с.

66. Григорьев, В.Ю. Никколо Паганини. Жизнь и творчество / В.Ю. Григорьев. —М.: Музыка, 1987. — 140 с.

67. Григорьев, В.Ю. Скрытые возможности психики и инструментальная педагогика / В.Ю. Григорьев // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — Вып. 1. —С. 26-32.

68. Гринберг, М, Пронин, В. В классе П.С. Столярского / М. Гринберг, В. Пронин // Музыкальное исполнительство. — М.: Музыка, 1970. — Вып.6.1. С. 162-193.

69. Гродзенскал, Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская.

70. М.: Просвещение, 1969. — 77 с.74а. Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) / Е.Г. Гуренко. —Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.

71. Гутор, В.П. В ожидании реформы: Мысли о задачах музыкального образования / В.П. Гутор. — С.-Петербург, 1891. — 56 с.

72. Ежова, Л.А. Слушание музыки в истории отечественной музыкальной педагогики (музыкальное воспитание старшеклассников и подростков): учеб. пособие / Л.А. Ежова. — Кострома: Изд-во КГПИ, 1998. — 189 с.

73. Ефремова, Н.И. Особенности становления ритмической культуры музыканта: Начальный этап профессиональной подготовки: автореф. . канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 2002. — 22 с.

74. Жак-Далъкроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз.— М.: Классика XXI, 2001. —248 с.

75. Закон Российской Федерации „Об образовании". — М.: Ось — 89, 2003,—48 с.

76. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды: науч. издание / Л.В. Занков. — М.: Новая школа, 1996. — 432 с.

77. Зись, А.Я. В поисках художественного смысла: Избранные работы / А.Я. Зись. — М.: Искусство, 1991. — 350 с.

78. Зись, А.Я. На подступах к общей теории искусства / А.Я. Зись. — М.: Изд-во ГИТИС, 1995. — 296 с.

79. Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов 1917-1927 / сост. Л.А. Баренбойм. — Л.: Музыка, 1969. — 306 с.

80. Из истории строительства советской культуры. Москва. 1917—1918. Документы и воспоминания. — М.: Искусство, 1964. — 383 с.

81. Изард Кэррол, Э. Психология эмоций / перев. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.

82. Интерпретация: статья // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., 2-е русское изд., исп. и доп. — М.: Практика, 2007. — С. 354.

83. Интонация: статья // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 214.

84. Исполнительское искусство на рубеже веков: музыка, театр, хореография: тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции 7-9 декабря 2004 г. — Тольятти: изд.-во ТИИ, 2004. — 215 с.

85. История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных / общ. ред. М.Э. Риттих. — М.: Музыка, 1981. — 221 с.

86. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: избр. статьи и докл. / Д.Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.

87. Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1984. — 206 е., ил.

88. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.

89. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган — СПб.: иТ., 1996. — 232 с.

90. Казанцева, Л.П. Анализ музыкального содержания: метод, пособие / Л.П. Казанцева. — Астрахань: Изд-во АГК, 2002. ■— 128 с.

91. Карасева М.В. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха: автореф. . д-ра искусствоведения. — М., 2000. — 49 с.

92. Как преподавать сольфеджио в XXI веке: мастер-класс / сост. О.Л. Берак, М.В. Карасева. — М.: — Изд. дом „Классика XXI", 2006. — 224 с.

93. Каратыгин, В. О слушании музыки / В. Каратыгин // Музыка в единой Трудовой Школе. — Петроград: Типография „Тогблат", 1919. — С. 1617.

94. Кирнарская, Д.К Музыкальное восприятие: монография / Д.К. Кир-нарская. — М.: Изд-во Кимос-Ард, 1997. — 157 с.

95. Кирнарская, Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке / Д.К. Кирнарская // Культура. Искусство. Образование. — 2003. — № 3 (7). —С. 19-27.

96. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Д.Н. Кирнарская. — М.: Таланты XXI век, 2004. — 496 с.

97. Киященко, Н.И. Психологический срез современной художественной культуры / Н.И.Киященко // Искусство. Психология. — М.: Век книги.2003. —С. 84-99.

98. Ковш, Н. Музыкальные школы для учащихся / Н. Ковин // Музыка в Единой Трудовой школе. Вып. 1-й. — Петроград, 1919. — С. 32 -35.

99. Коган, Г.М. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения / Г.М. Коган // Сов. музыка. — 1975. — № 11. — С. 94 -96.

100. Коган, Г.М. Парадоксы об исполнительстве: сб. ст. // О музыке. Проблемы анализа. — М.: Сов. композитор, 1974. — С. 344-365.

101. Козъменко, О.П. Музыкальное образование в системе культурной политики России: монография / О.П. Козьменко. — М.: ЭКОН-ИНФОРМ,2004.-238 с.

102. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка / М.М.Кольцова. — М.: Педагогика, 1973. — 143 с.

103. Концепция художественного образования в Российской Федерации// Культура. Искусство. Образование. — 2002. — № 1 (1). — С. 6-11.

104. Корабелъникова, JI.3. Музыкальное образование / J1.3. Корабельникова // История русской музыки: В 10-ти тт. — Т.8. — М.: Музыка, 1994. — С. 408443.

105. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике / Н.П. Корыхалова. — JL: Музыка, 1979. — 207 с.

106. Кременштейн, Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза / Б.Л.Кременштейн. — М.: Музыка, 1984. — 89 с.

107. Кроо, Д. Письмо редактору американского журнала "Music Educators Journal" / Д.Кроо // Музыкальное воспитание в Венгрии / общ. ред. Л.А. Баренбойма. —М.: Сов. композитор, 1983. — С. 181-186.

108. Крупник, Е.П. Роль творческого воображения в интегрировании художественного сознания личности / Е.П. Крупник // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. — Магнитогорск; Новосибирск, 1992. — С. 68-75.

109. Кубасов, И.А. Князь Владимир Федорович Одоевский: биографический очерк. — СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1903. — 116 с.

110. Курбатов, М.Н. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано / М.Н.Курбатов. — М.: тип. Вильде, 1899. — 83 с.

111. Курт, Э. Романтическая гармония и ее кризис в „Тристане" Вагнера / Э. Курт. — М.: Музыка, 1975. — 550 с.

112. Лахмостова, Л.В. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской детской музыкальной школе на современном этапе: дис. . канд. пед. наук. —М., 1997. — 138 с.

113. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1971. — 277 с.

114. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.

115. М.: Смысл; Изд. центр „Академия", 2004. — 352 с.

116. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев.

117. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 111 с.

118. Лнберман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е.Я. Либерман.— М.: Музыка, 1988. —234 с.

119. Локшин, Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе / Д.Л. Локшин. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 296 с.

120. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики / А.Ф. Лосев. — М.: Правда, 1990. —С. 193-390.

121. Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. — М.: Знание, — 1982. — 176 с.

122. Луначарский, A.B. В мире музыки: статьи и речи / A.B. Луначарский.

123. М.: Сов. композитор, 1971. — 539 с.

124. Люси, Матис. Теория музыкального выражения: Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной / М. Люси. — СПб.: изд-во Бессель и К, 1888. — 186 с.

125. Львов, А.Ф. Советы начинающему играть на скрипке / И.М. >1мпольски и // Русское скрипичное искусство: Приложение. — М., Л., 1951. — С. 362367.

126. Мазелъ, Л. Статьи по теории и анализу музыки / Л.А. Мазель. — М.: Сов. композитор, 1982. — 328 с.

127. Мазелъ, Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики: / Л.А. Мазель. — М.: Сов. композитор, 1978.351 е.

128. Мазелъ, Л.А. О мелодии / Л.А. Мазель. — М.: Госуд. музык. изд-во, 1952 — 300 с.

129. Мазель, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм: учебник спец. курса для муз. вузов / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. — М.: Музыка, 1967. — 752 с.

130. Макуренкова, Е. О педагогическом наследии В.П. Гутора / Е.П. Ма-куренкова // Вопросы фортепианного искусства: труды Гос. муз.-пед. и-та им.Гнесиных. Вып.Х1. —М., 1973. —С. 115-131.

131. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. —М.: Педагогика, 1972. —208 с.

132. Медушевский, В.В. Интонациональная форма музыки. Исследование. / В.В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993. — 268 с.

133. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский — М.: Музыка, 1976. — 253 с.

134. Медушевский, В.В. О содержании понятия „адекватное восприятие" / В.В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В.Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. — С. 141-155.

135. Медушевский, В.В. Углублять концепцию музыкального образования / В.В. Медушевский / Советская музыка. — 1981. — № 9. — С. 52-58.

136. Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Б.С. Мейлах. —М.: Искусство, 1985. —318 с.

137. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

138. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / A.A. Ме-лик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 15-23.

139. Методические рекомендации по внедрению „Целевой программы совершенствования преемственности подготовки кадров в системе музыкального образования (школа-училище-вуз)". —Новосибирск, 1987. — 60 с.

140. Милкис, Я. О жизни, музыке и музыкантах / Я. Милкис / Общественный благотворительный фонд „Русское исполнительское искусство"/ под. ред. М.М. Берлянчика. — Торонто; Москва. — 2007. — 152 с.

141. Милыитейн, Я.И. Константин Николаевич Игумнов / Я.И. Миль-штейн. — М.: Музыка, 1975. — 471 с.

142. Минор, H.H. Н.Я. Брюсова и ее школа музыкального образования / H.H. Минор. — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1994. — 140 с.

143. Миронова, H.A. Реформа музыкального образования как проблема музыковедческого исследования: автореф. дис. . канд. искусствоведения. — М., 1991. —26 с.

144. Московское отделение Русского Музыкального общества: Очерк деятельности за пятидесятилетие 1860-1910 / сост. проф . Н.Д. Кашкиным. — М.: Т-во „Печатня С.П. Яковлева", 1910. — 69 с.

145. Музыкальное воспитание в Венгрии: сб. ст. / сост. и общ. ред. ЛА.Барен-бойма. —М.: Сов. композитор, 1983. — 400 е., с нот. ил.

146. Музыкальное воспитание в СССР: сб. ст. / сост. JI.A. Баренбойм; вып. 1.— М.: Сов. композитор, 1978. — 488 е.; вып.2 / сост. J1.A. Баренбойм. — М.: Сов. композитор, 1985. — 272 с.

147. Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования: сб. ст. / сост. Л.И. Дыс. — Ки1в: Музична Укра'ша, 1989. — 178 с.

148. Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: материалы Рос. научно-практ. конф. 17-18 дек. 1998 г. — Оренбург: изд-во ОГПУ, 1998 — 136 с.

149. Музыкальное содержание: метод, пособие для педагогов детских муз. школ и детских школ искусств / В.Н. Холопова и др. — М., 2005. — 67 с.

150. Музыкальное содержание: наука и педагогика // Материалы I Российской научно-практ. конф. 4-5 дек. 2000 / отв. ред.- сост. В.Н. Холопова. — Москва-Уфа: РЩ УГИИ, 2002. — 146 с.

151. Музыканту-педагогу: сб. статей / под ред. Г. Прокофьева; Вып. 2-й (1933-1936 гг.). — М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1939. — 231 с.

152. Мясищев, В, Готсдинер, А. Что есть музыкальность? / В. Мясищев, А. Готсдинер // Сов. музыка. — 1975. — № 2. — С. 81-85.

153. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е.В. На-зайкинский. —М.: Музыка, 1972. — 383 с.

154. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки: исследование / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.

155. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В.Назайкинский // Восприятие музыки.: сб. ст. / ред.-сост. В.Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. — С. 91-111.

156. Назаров, И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования / И.Т.Назаров. — JL: Музыка, 1969. — 134 с.

157. Науменко, С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И. Науменко // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. — С. 85-93.

158. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г.Г. Нейгауз. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1967. — 309 с.

159. Нейгауз, Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г.Г. Нейгауз. — М.: Сов. композитор, 1975. — 528 с.

160. Неменский, Е.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: книга для учителя. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987, —255 с.

161. Орлова, Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность: / Е.М. Орлова. — М.: Музыка, 1984. — 302 с.

162. Орф, К. Шульверк. Итоги и задачи / К.Орф // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: сб. ст. / сост. и общ. ред.Л.А. Баренбойма. — М.: Сов. композитор, 1978. — С. 51-64.

163. Осъкина, С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес. — 2 изд., испр. и доп. — М.: изд-во „ООО ACT", 2001. — 79 с.

164. Папуш, М. К анализу понятия мелодии / М.Папуш // Музыкальное искусство и наука: сб. ст. / сост. Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. — Вып. 2. —С. 135-174.

165. Папуш, М. Элементы учения о мелодии /М.Папуш // Музыкальное искусство и наука: сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978.— Вып.З. — С. 145-167.

166. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студ. средних и высших муз. учеб. заведений и преподавателей. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1997. — 384 с.

167. О педологических извращениях в системе Наркомпросов: постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. / Газета „Правда". — 1936. — № 183. — 5 июля.

168. Прасолов, E.H. О значении культурологических и полихудожественных тенденций в музыкальном образовании / Е.Н.Просолов // Вопросы подготовки музыканта-педагога: межвуз. сб. статей / сост. А.Н. Якупов,

169. М.М. Берлянчик. Вып. 2. — Магнитогорск: изд-во МаГК, 1997. — С. 400404.

170. Прасолов, E.H. Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя (вопросы методологии и теории): автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 2000. — 27 с.

171. Прасолов, E.H. Проблема преемственности в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: монография / E.H. Прасолов. — Тольятти, 2007. — 274 с.

172. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз): межвуз. сб. трудов. — Новосибирск: изд.-во НТК им. М.И. Глинки, 1984. — 152 с.

173. Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост и ред. М.Г Ара-новского. — М.: Музыка, 1974. — 336 с.

174. Проблемы музыкального ритма: сб. ст. / сост.В.Н. Холопова — М.: Музыка, 1978. —293 с.

175. Прокофьев, Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем / Г.П. Прокофьев // Вопросы психологии. — 1959. — № 5. — С. 5970.

176. Прокофьев, Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста/ Г.П. Прокофьев. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. — 480 с.

177. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: межвуз. сб. ст. — Новосибирск: изд-во НТК им. М.И. Глинки, 1986. — 152 с.

178. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высших, учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко и др. — М.: Изд. центр „Академия", 2003. — 368 с.

179. Рагс, Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства: автореф. дис. . д-ра искусствоведения. — М., 1998. — 78 с.

180. Рагс, Ю.Н. О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии: дис. . канд. искусствоведения. — М., 1970. — 423 с.

181. Рагс, Ю.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху — квантитативные пути сближения: исследование / Ю.Н. Рагс. — М.: Науч. мир, 1999. — 245 с.

182. Ражников, В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1993. — 70 с.

183. Рапацкая, JT.H. Формирование художественной культуры учителя музыки / JI.A. Рапацкая. — М.: Прометей, 1981. — 138 с.

184. Ренне, C.B. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры: автореф. канд. искусствоведения. — СПб., 2005. — 24 с.

185. Римский-Корсаков, H.A. и музыкальное образование: статьи и материалы / H.A. Римский-Корсаков. — JL: Музгиз, 1959. — 327 с.

186. Ротенберг, B.C. Две стороны одного мозга и творчество / B.C. Ротен-берг // Интуиция — логика — творчество: сб. ст. — М.: Наука, 1987. — С. 36-54.

187. Рубинштейн, А.Г. О музыке в России / А.Г. Рубинштейн: литератур. наследие: В З-хтт-Т.1.—М.: Музыка, 1983. — С. 46-53.

188. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: ПитерКом, 1998. —705 с.

189. Ручъевская, Е.А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования/ Е. А. Ручьевская // Сов. музыка. — 1975. — № 5. — С. 129-134.

190. Рыбкина, Т. Пластическое моделирование на уроках музыкальной литературы / Т. Рыбкина // Как преподавать музыкальную литературу: сб. ст.

191. М.: изд. дом „Классика XXI", 2007. — С. 61-94.

192. Рыжкова-Дудонова, М.А. Музыка в контексте культурной картины мира: автореф. дис. . канд. культурологических наук. —М., 2005. — 16 с.

193. Савшинский, С.И. Детская фортепианная педагогика / С.И. Савшин-ский // Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В.А. Натансон. — М.: Музыка, 1976.— Вып. 4. — С. 3-20.

194. Семиницкий, А. Бедная родственница. Музыкальная литература в детской музыкальной школе: О программе курса и многом другом / А.Семиницкий // Музыкальная академия. — 2004. — № 1. — С. 133-136.

195. Серов, А.Н. Курс музыкальной техники: статьи о музыке: в семи выпусках / А.Н. Серов; вып. второй А., 1854-1856 гг. — М.: Музыка, 1985.1. С. 290-312.

196. Серов, А.Н. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей: статьи о музыке: в семи выпусках / А.Н. Серов; вып. третий, 1857-1858 гг. — М.: Музыка, 1987. — С. 209-218.

197. Серов, А.Н. Залоги истинного музыкального образования в С.Петербурге: статьи о музыке: в семи выпусках / А.Н. Серов; вып. пятый, 1863-1866 гг. — М.: Музыка, 1989. — С. 258-264.

198. Серов, А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика: статьи о музыке: в семи выпусках / А.Н.Серов; вып. шестой, 1863—1866 гг. — М.: Музыка, 1989. —С. 176-211.

199. Сигал, П.М. Выявление музыкальных и профессиональных данных на приемных испытаниях / П.М.Сигал // Опыт проведения приемных испытаний: сб. ст. —Л.: Музгиз, 1959. —с. 33-44.

200. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: сб. ст. / под ред. Л.А. Баренбойма. — Л.: Музыка, 1979. — 160 с.

201. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. — М.: Музыка, 1973. — 447 с.

202. Смирнов, Б.Ф. Начальное музыкальное образование: Ретроспективный взгляд на некоторые проблемы: (по материалам социологических исследований в Челябинской области): монография / Б.Ф. Смирнов. — Челябинск, 2006. —252 с.

203. Советская музыкальная культура. История. Традиции. Современность: сб. ст. / ред.-сост. Д.Г. Дараган. —М.: Музыка, 1980 — 206 с.

204. Сондецкис, С. Из опыта работы со школьным оркестром // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. — М., 1985. — С. 130-179.

205. Сохор, А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: статьи и исследования / ред.-сост. Д. Дараган. Вып. 3. — Л.: Сов. композитор, 1983, — С. 72-93.

206. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура / А.Н. Сохор. —■ М.: Сов. композитор, 1975. — 201 с.

207. Срадэ/сев, В.П. Актуальные проблемы современного музыкального образования: // Исполнительное искусство на рубеже веков: музыка, театр, хореография: тезисы докл. и сооб. / отв. ред. М.М. Берлянчик. — Тольятти: изд.-во ТИИ, 2004. — С.10-13.

208. Старчеус, М. Слух музыканта / М. Старчеус. — М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003. — 640 с.

209. Стасов, В.В. Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы. / В.В. Стасов. —М.: Гос. муз. изд-во, 1953. — 55 с.

210. Струве, Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. Этюд из области музыкальной педагогики: учеб.-метод, пособие для студ. консерв., муз. училищ, педаг. дет. муз. школ / Б.А. Струве. — 2-е изд. — М., Музгиз, 1952. — 228 с.

211. Талызина, Н.Ф. Методика составления обучающих программ: учеб. пособие / Н.Ф. Талызина. — М.: изд-во МГУ, 1998. — 47 с.

212. Тараканов, М.Е. Советская музыка вчера и сегодня: Новый взгляд на историю и проблемы сегодняшнего дня / М.Е. Тараканов / Новое в жизни, науке, технике. — сер. „Искусство". — М., 1989. — Вып.5. — 110 с.

213. Тарасов, Г. С. Психология музыкального восприятия школьников / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 14-20.

214. Тарасов, Г.С. Психология музыкальной потребности (на материале классического музыкального искусства): автореф. дис. д-ра искусствоведения.—М., 1991. —47 с.

215. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. —- М.: Педагогика, 1988. — 174 с.

216. Телъчарова, P.A. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя: из опыта работы / P.A. Тельчарова. — М.: Просвещение, 1991. — 156 с.

217. Теплое, Б.М. Психология музыкальных способностей: избр. труды: В 2-хтт. -Т.1./Б.М. Теплов. —М.: Педагогика, 1985. — 328 с.

218. Торопова, A.B. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике: к началам музыкально-психологической антропологии / A.B. Торопова. — М.: Прометей, 1997. — 106 с.

219. Третьяченко, В.Ф. Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача: сб. статей / В.Ф. Третьяченко // Вопросы муз. педагогики; Вып. 7/ сост. В.И. Руденко. — М.: Музыка, 1986. — С.97-122.

220. Турчанинова, Г. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача: Из опыта работы / Г. Турчанинова // Вопросы музыкальной педагогики. — М.: Музыка, 1980. — Вып. 2. — С. 79-90.

221. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. — СПб: Питер, 2001, — 416 с.

222. Управляемое формирование психических процессов / под ред. П.Я. Галь-перина. — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1977. — 110 с.

223. Устав Императорскаго Русскаго Музыкального Общества — Спб: Типография Э. Арнгольда, 1873. — 20 с.

224. Устав консерваторий Императорскаго Русскаго Музыкального Общества. — Спб: Типо-литография Р. Голике, 1886. — 25 с.

225. Фарбштейн, A.A. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики / A.A. Фарбштейн. — Л.: Музыка, 1973. — 143 с.

226. Федорович, E.H. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: автореф. . д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2001. — 32 с.

227. Федорович, E.H. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века): учеб. пособие / E.H. Федорович. — Екатеринбург, 2001. — 140 с.

228. Федорович, E.H. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: учеб. пособие / E.H. Федорович. — Екатеринбург: УрГПУ,1998. — 80 с.

229. Фейиберг, С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. — М.: Музыка, 1965. — 516 с.

230. Финдейзеи, Н.Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859—1909). — Спб.: Типография Главного управления Уделов, 1909. — 119 с.

231. Хавтории, Б.П. Династия Федотовых-Ростроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в XX столетии (образование, творчество, исполнительство): автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Магнитогорск,1999. — 18с.

232. Хавтории, Б.П. История музыкальной культуры Оренбургского края (ХУШ-ХХ вв.): / Б.П. Хавторин. — Оренбург: ФГУП „ИПК „Южный Урал", 2004. — 630 с.

233. Хавторин, Б.П. Музыкальная культура Оренбуржья: история и современность: автореф. дис. . д-ра искусствоведения. — Магнитогорск, 2006.45 с.

234. Халабузаръ, П., Попов, В., Добровольская, Н. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие для муз. уч-щ и уч-щ искусств / П. Халабузарь., В. Попов, Н. Добровольская. — М.: Музыка, 1990. — 173 с.

235. Халабузарь, П.В. Актуальные проблемы и формы массового музыкально-эстетического воспитания детей: автореф. дис. канд. искусствоведения.1. М., 1972. —16 с.

236. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В.Н. Хо-лопова. — СПб.: изд-во „Лань", 2000. — 320 с.

237. Холопова, В.Н. Музыкальный ритм: очерк / В.Н. Холопова.— М.: Музыка, 1980. —71 с.

238. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: межвуз. сб. трудов / сост. и отв. ред. М.М. Берлянчик. — Новосибирск, 1989. — 243 с.

239. Художественное образование. Учебные планы музыкальных и художественных вузов (с объяснительной запиской), выпуск XII, XIII. — М.: Глав-профобр, 1927. — 17 с.

240. Целевая программа совершенствования преемственности подготовки кадров в системе музыкального образования (школа—училище—вуз) / авт. кол.: М.М. Берлянчик, А.Г. Михайленко, В.М. Никифорова и др. — Новосибирск, 1986. — 112 с.

241. Цукерман, B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования /B.C. Цукерман.— М.: Музыка, 1982. — 204 с.

242. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В.А. Цу-ккерман. —М.: Сов. композитор, 1970. — 558 с.

243. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В.А. Цуккерман. — М.: Музыка, 1964. — 159 с.

244. Цьгпин, Г.М. Человек. Талант. Труд. Музыкант в современном мире. Книга для учителя / Г.М. Цыпин. — М.: Просвещение, 1992. — 240 с.

245. Чередниченко, Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке / Т.В. Чередниченко.—М.: Музыка, 1989. —223 с.

246. Шаймухаметова, Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / JI.H. Шаймухаметова. — М., 1998. —265 с.

247. Шаймухаметова, JI.H. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: исследование / JI.H. Шаймухаметова.— М.: Гос. ин-т искусствознания МК РФ, 1999. — 311 с.

248. Шаймухаметова, Л. Семантические процессы в музыкальной теме: автореф. дис. . д-ра искусствоведения. — Москва, 2000. — 44 с.

249. Шахназарова, Н. О трех аспектах реализма ( к анализу интонационной теории Б.В. Асафьева) / Н. Шахназарова // Советская музыка. — 1979. — № 5. — С.5-15.

250. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В.А. Цуккерман. — М.: Музыка, 1964. — 159 с.

251. Цыпин, Г.М. Человек. Талант. Труд. Музыкант в современном мире. Книга для учителя / Г.М. Цыпин. — М.: Просвещение, 1992. — 240 с.

252. Чередниченко, Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке / Т.В. Чередниченко.—М.: Музыка, 1989. — 223 с.

253. Шаймухаметова, JI.H. Семантический анализ музыкальной темы: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / JI.H. Шаймухаметова. — М., 1998,—265 с.

254. Шаймухаметова, JI.H. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: исследование / JI.H. Шаймухаметова.— М.: Гос. ин-т искусствознания МК РФ, 1999. — 311 с.

255. Шаймухаметова, JI. Семантические процессы в музыкальной теме: автореф. дис. . д-ра искусствоведения. — Москва, 2000. — 44 с.

256. Шахназарова, Н. О трех аспектах реализма ( к анализу интонационной теории Б.В. Асафьева) / Н. Шахназарова // Советская музыка. — 1979. — № 5. — С.5-15.

257. Шостакович, Д.Б. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью / Д.Б. Шостакович. —М.: Молодая гвардия, 1958. — 15 с.

258. Шулъпяков, О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. — JL: Музыка, 1986. — 124 с.

259. Шулъпяков, О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя / О.Ф.Шульпяков. — СПб.: Композитор, 2005. — 36 с.

260. Шуман, Р. Жизненные правила и советы молодым музыкантам / пер. с нем. П.И. Чайковского / Р. Шуман. —М.: Муз. сектор Госиздата. 1926. — 16 с.

261. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман / пер. с нем. — М., 1956.—400 с.

262. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: сб. ст. / сост. и общ. ред. JT.A. Баренбойма. — М.: Сов. композитор, 1978. — 366 с.

263. Яворский, Б. Статьи, воспоминания, переписка: сборник. В 2-х Т. / Б.Л. Яворский. Т.1. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Сов.композитор, 1972. — 711 с.

264. Яворский, Б.Л. Музыкальное мышление: Рукопись / ГЦММК им. М.И. Глинки. Фонд 146, ед. хр. 353. — 1941-1942.

265. Яворский, Б.Л. Текст и музыка // Музыка. — 1914. -— № 163. — С.8-14. — № 166. —С.88-93. —№ 169. —С. 151-156.

266. Якиманская, КС. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. — 144 с.

267. Якубовская, В. А. Слух как многоуровневая система: К обоснованию методов обучения в скрипичном классе / В.А. Якубовская // Вопросы смычкового искусства / Тр. ГМПИ им.Гнесиных — М.: 1980. — С. 80-88.

268. Якупов, А.Н. Музыкальная коммуникация: история, теория и практика управления: автореф. дис. . .д-ра искусствоведения. — М., 1995. — 48 с.

269. Якупов, А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации / А.Н. Якупов. — М., Магнитогорск, 1994. — 288 с.

270. Якупова, O.A. Аспекты творчества Альфреда Корто. Исполнительство, педагогика, редакторская деятельность: автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 1998. — 21 с.

271. Янчук, H.A. Князь В.Ф. Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки (По случаю 100-летия его рождения) / H.A. Янчук. — М.: Типография K.JI. Меньшова, 1906. — 19 с.

272. Arias Е.А. Music as projection of the Kinetic Sense // Music Review, 1989. Vol. 50. — № 1. —P. 1-33.

273. CookD. The Language of Music. — London: Oxf. Univ. Press, 1962. — 448 p.

274. Feltz Eberhard. Zur Rolls der Sprache bei der Entwicklung von Interessen im Anfangsunterricht fur Violine // Musicpädagogik: Probteme-Analysen Ergebnisse: Band 1. — Berlin, 1980. — S. 27-74.

275. Joachim J., und Moser A. Violinschule in 3 Banden. — Berlin, 1905.

276. Karnes M., Shwedel A., Linnemer S. The young gifted / Talented child: Programm at the Universiti Illinois // The Elementary School Journal. — 19821983. —P. 195-214.

277. Mozart Leopold. Grundliche Violinschule. — Augsburg: Johan Jacob Votter und Sohn, 1787. — S. 268.

278. Michel Paul. Über musikalische Fähigkeiten und Fertigkeiten: Ein Beitrag zur Musikpsychologie // Musikwiss: Einzeldarstellungen. Heft 2. — Leipzig, 1960. Heft 2. — 130 s.

279. The Suzuki Concept: an introduction to a successful method for early music education / By Ch. Suzuki and others. — Berkeley and San Franzisko, 1973.

280. Suzuki Shinichi. Erziehugn ist Liebe. — Hallar: Verlag "NieuWmolen" , 1975. — 131 s.

281. Starr William. Die Suzuki-Violin-Methode: Ein Handbuch fur Lehrer, Eltern und Studenten. — Regensburg: Gustav Bosse Verlag, 1984. — 184 s.1. ПРИМЕЧАНИЯ К Введению

282. Так, согласно данным Абрахама Моля, французского исследователя проблем музыкальной коммуникации в обществе, классическую музыку, то есть произведения высокого духовно-художественного содержания слушают не более 3,5% из числа опрошенных.

283. За период с 1945 по 1960 гг. число детских музыкальных школ в РСФСР увеличилось по сравнению с довоенным периодом почти в 10 раз (таблица 1)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.