Развитие познавательного интереса студентов педагогического колледжа в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Герасимова, Марина Анатольевна

  • Герасимова, Марина Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 192
Герасимова, Марина Анатольевна. Развитие познавательного интереса студентов педагогического колледжа в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2008. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Герасимова, Марина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы развития познавательного интереса студентов средствами искусства в процессе профессиональной под- 12 готовки

1.1. Методологические подходы к освоению дисциплин художественно-эстетического цикла

1.2. Психолого-педагогический анализ познавательного интереса 34 студентов в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов

1.3. Искусство как средство развития познавательного интереса 60 студентов педагогического колледжа: теоретическая модель

1.4. Методическая модель развития познавательного интереса 80 студентов педагогического колледжа средствами искусства

ГЛАВА II. Опытно-поисковая работа по развитию познавательного интереса студентов в образовательном процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла

2.1. Диагностика развития познавательного интереса студентов в 106 образовательном процессе

2 2. Реализация педагогической модели развития познавательного 130 интереса студентов средствами искусства в педагогическом колледже

2.3. Динамика развития познавательного интереса студентов в 153 образовательном процессе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие познавательного интереса студентов педагогического колледжа в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла»

Актуальность исследования. В современных условиях быстрой смены ценностных парадигм общества, приращения информации очень важным становится развитие познавательной сферы личности. Современному человеку, осоi бенно педагогу, необходимо ориентироваться в мозаичном поле культуры. Искусство оказывает комплексное воздействие на личность, в том числе на ее познавательную сферу, развивая в человеке личностные качества, ценностные ориентации, способствующие познанию мира и самопознанию.

В профессиональной подготовке современного педагога важное место занимают дисциплины художественно-эстетического цикла. Их содержание составляют особые дидактические единицы - художественные явления, — те явления культуры, которые интегрируют духовные достижения человечества, выражают общечеловеческие духовные ценности и являются носителями специфически выраженной информации о мире и человеке в виде художественных образов. На основе современных требований к педагогу необходимо встать на позиции многостороннего и динамического развития познавательного интереса студентов как профессионального личностного качества. Очень важно в начале профессионального пути педагога развить в нем личностные качества, ценностные ориентации, которые определят его дальнейшее профессиональное становление. Одним из них является познавательный интерес как «ядро» профессионально-педагогической культуры студента - будущего педагога.

Однако анализ состояния процесса профессиональной подготовки в педагогических колледжах показывает, что сегодня в недостаточной мере используется общеразвивающий и познавательный потенциал художественной культуры и искусства. Познавательный интерес, мотивация к познанию мира и человека посредством познания художественных явлений не становятся качеством педагогической деятельности выпускников - молодых педагогов - и, как следствие, стимулирующим фактором развития их профессионально-педагогической культуры.

Отмеченные проблемы развития познавательного интереса студентов педагогического колледжа и использования в процессе его развития познавательного потенциала дисциплин художественно-эстетического цикла позволяют выявить противоречия, которые определяют направление нашего исследования: >

- между необходимостью использования объективного развивающего потенциала художественной культуры и искусства в развитии ценностных ориен-таций будущего педагога, необходимых для его профессиональной деятельности, и ограниченностью его применения в практике педагогического колледжа;

- между необходимостью в педагогически разработанной методологии развития познавательного интереса студента средствами искусства и недостаточностью исследовательского внимания к этой проблеме в образовании;

- между необходимостью изучения художественных явлений и произведений искусства в педагогическом колледже и недостаточной разработанностью методического обеспечения учебных дисциплин художественно-эстетического цикла, реализующих этот процесс.

Обнаруженные противоречия определяют проблему педагогического исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении путей развития познавательного интереса студентов педагогического колледжа как личностного качества в процессе изучения искусства. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблеме развития познавательного интереса студентов средствами дисциплин художественно-эстетического цикла уделено недостаточно внимания. Большинство исследований посвящено таким темам, как активизация обучения, познавательная самостоятельность, познавательная активность. Однако совершенно очевидно, что в связи с качественными изменениями в системе профессионального образования процесс формирования и развития познавательного интереса будущих педагогов требует дальнейшего совершенствования. Выявленные противоречия и проблема определили тему исследования: «Развитие познавательного интереса студентов педагогического колледжа в процессе освоения дисциплин художественноэстетического цикла».

Цель исследования: теоретически обосновать и в ходе опытно-поисковой работы проверить педагогическую модель развития познавательного интереса студентов педагогического колледжа в образовательном процессе по освоению дисциплин художественно-эстетического цикла. I

Объект исследования: процесс освоения студентами дисциплин художественно-эстетического цикла.

Предмет исследования: педагогическая модель развития познавательного интереса студентов средствами искусства в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла.

В основу исследования в соответствии с выделенным объектом и предметом исследования положена следующая гипотеза. Развитие познавательного интереса студентов педагогического колледжа средствами искусства будет продуктивным, если: процесс освоения дисциплин художественно-эстетического цикла основан на интеграции культурологического, аксиологического и контекстного подходов, позволяющих объединить профессиональное и художественное образование, профессиональное и личностное развитие, познавательную и художественную деятельность студентов; образовательный процесс построен на оптимальном использовании познавательного потенциала художественных образов в различных видах искусства и их стимулирующем действии на развитие ценностных ориентаций; в освоение художественных образов включается процесс интериориза-ции важных педагогических духовных ценностей: ценностей познания, ценностей творчества, ценностей общения.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом диссертационного исследования, были поставлены следующие задачи.

1. Выявить сущность познавательного интереса на основе анализа психолого-педагогических исследований данного феномена.

2. Изучить состояние проблемы развития познавательного интереса студентов средствами искусства в процессе их профессиональной подготовки в психолого-педагогических исследованиях.

3. Разработать педагогическую модель, принципы и основные компоненты модели развития познавательного интереса студентов, основанной на познавательной сущности искусства, и апробировать ее в процессе освоения ими дисциплин художественно-эстетического цикла.

4. Проверить эффективность применения модели развития познавательного интереса средствами искусства диагностированием в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла.

Теоретико-методологической основой исследования явились: об-щая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган и др.); общая методология педагогического исследования (Г.П. Щедровицкий, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); теория личностно ориентированного образования (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, Л.М. Лузина, А.В. Хуторской и др.); положения психологии и педагогики о сущности и развитии интереса и познавательного интереса (Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); художественно-эстетические теории о воздействии искусства на человека (М.М. Бахтин, М.С. Каган, Ю.М. Лотман); эстетическая теория о познавательной сущности искусства (Г.В.Ф. Гегель, Ю.Б. Борев, А.Г. Егоров, А.Ф. Еремеев, А.Я. Зись, М.С. Каган и др.); концепции художественно-эстетического образования (Э.Б. Абдуллин, А.А. Мелик-Пашаев, И.Я. Мурзина, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Л.М. Пешикова, Л.П. Печко, Ю.С. Солодовников и др.); теории профессионального развития педагогов (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, Н.А. Асташова, Г.И. Чи-жакова и др.)

В процессе исследования использовались теоретические методы исторического и сравнительного анализа, изучения и анализа исследований, выполненных в области художественного и профессионального образования, нормативных документов, моделирования; эмпирические методы педагогических измерений (регистрация, ранжирование, тестирование), диагностики уровня развития познавательного интереса студентов, педагогических ценностных ориентаций, анкетирования, анализа продуктов образовательной деятельности, сравнительной корреляции, статистических и математических расчетов.

Этапы исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования работа диссертанта проводилась в три этапа:

На первом этапе исследования (2002-2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы, нормативных документов среднего профессионального педагогического образования, опыта по развитию познавательного интереса студентов, их профессиональному развитию в условиях педагогического колледжа; определялась сущность и структура модели развития познавательного интереса студентов - будущих педагогов; были сформулированы общие направления работы по развитию познавательного интереса студентов средствами искусства.

На втором этапе (2004-2006 гг.) осуществлялась разработка и уточнение гипотезы, понятийного аппарата исследования, организация и проведение исследования исходного уровня развития познавательного интереса и уровня развития педагогических ценностных ориентаций как компонента аксиологической составляющей профессионально-педагогической культуры выпускников педагогического колледжа; внедрение, проверка и уточнение модели развития познавательного интереса в образовательном процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла студентами педагогического колледжа.

На третьем этапе (2006-2008 гг.) были проанализированы, систематизированы и интерпретированы результаты проведенного исследования, определялась эффективность компонентов модели развития познавательного интереса, уточнялись выводы по теоретической и практической части исследования, выполнялась литературная обработка текста диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Уточнено и дополнено определение познавательного интереса студентов, под которым понимается интегральное личностное качество, проявляющееся во всех видах деятельности и включающее взаимосвязь («сплав» — термин Г.И. Щукиной) познавательных процессов, чувств и воли, направленных на притяжение к объекту познания, взаимодействие с ним и осознанную мотивацию познавательной деятельности.

2. Установлено, что развитию познавательного интереса способствует освоение студентами художественных образов различных видов искусства как уникальных, универсальных познавательных объектов, специфика которых проявляется в объективном социальном и общечеловеческом содержании художественного образа, его семиотичности, доступности, субъективности.

3. Разработана двухуровневая модель развития познавательного интереса студентов педагогического колледжа в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла, которая на теоретическом уровне выявляет познавательный потенциал художественных образов различных видов искусства, включает культурологический, аксиологический и контекстный подходы, а на методическом уровне — основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, технологический, а также педагогические условия и факторы оптимизации процесса развития познавательного интереса, основанная на закономерностях художественного освоения содержания этих дисциплин и применении технологий, отражающих единство принципов профессионального и художественного образования.

Теоретическая значимость работы заключается: в обосновании модели развития познавательного интереса студентов педагогического колледжа в процессе освоения художественных образов на основе интеграции культурологического, аксиологического и контекстного педагогических подходов;

- в выявлении зависимости уровня развития познавательного интереса и уровня освоения педагогических ценностных ориентаций личности будущего педагога через освоение ценностей познания, ценностей творчества, ценностей общения как основы формирования аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры.

Практическая значимость работы заключается в разработке методического сопровождения образовательного процесса освоения студентами дисциплин художественно-эстетического цикла, направленного на развитие познавательного интереса, состоящего из учебных программ дисциплин «История искусств», «Мировая художественная культура», программ семинарских и практических занятий, дидактических разработок проблемных лекций, фреймовых концептов, методических рекомендаций для студентов для самостоятельного изучения содержания данных дисциплин, мультимедийных презентаций по разделам курсов, методических разработок для проведения внеучебных занятий, заседаний клуба знатоков «Эрудит».

Материалы диссертационного исследования могут быть внедрены в практику освоения студентами педагогических колледжей дисциплин художественно-эстетического цикла. Учет полученных результатов позволяет усилить целенаправленную профессиональную подготовку студентов педагогического колледжа на основе знаний о процессе развития познавательного интереса в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла.

Основной экспериментальной базой является Ревдинский государственный педагогический колледж (далее РГПК). За время проведения исследования (2002-2008гг.) на разных этапах опытно-поисковой работы участие приняли 246 студентов, из них на всех этапах — 143 человека. В опытно-поисковой работе принимали участие студенты очного отделения специальностей «Иностранный язык», «Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика», «Кор-рекционная педагогика в начальном образовании», «Дошкольное образование».

Обоснованность и научная достоверность основных положений и полученных результатов диссертационного исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, системностью применения теоретических и эмпирических методов исследования, положительной динамикой развития познавательного интереса и процесса развития педагогических ценностных ориентаций личности будущего педагога, полученными на основании результатов математико-статистических методов обработки данных исследования.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-поисковой работы в Ревдинском педагогическом колледже, материалы исследования обсуждались на заседаниях научно-методического совета колледжа, кафедры эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета. Результаты опытно-поисковой работы представлены на семинарах для педагогических и руководящих работников Западного управленческого округа Свердловской области.

На основе материалов исследования в РГПК были разработаны и внедрены учебные программы курсов «Мировая художественная культура» и «История искусств», выстроенные на основе разработанной модели.

Основные теоретические положения были представлены на Международных, Всероссийских (Москва, Челябинск, Новосибирск, Екатеринбург, 2008), областных, межрегиональных конференциях (Оренбург, Екатеринбург, 20052008); опубликованы в сборниках научных статей (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Оренбург).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Познавательный интерес студентов понимается как интегральное личностное качество, проявляющееся во всех видах деятельности, включающее взаимосвязь («сплав» - термин Г.И. Щукиной) познавательных процессов, чувств и воли, направленных на притяжение к объекту познания, взаимодействие с ним и мотивацию познавательной деятельности.

2. Художественные образы произведений различных видов искусства как основные дидактические единицы дисциплин художественно-эстетического цикла являются универсальными познавательными.объектами, стимулирующими развитие познавательного интереса личности, развитие педагогических ценностных ориентаций, которое осуществляется посредством интериоризации ценностей познания, творчества, общения.

3. Модель развития познавательного интереса студентов средствами искусства в процессе освоения студентами дисциплин художественно-эстетического цикла, выстроена на двух уровнях:

- теоретическом, выявляющим познавательный потенциал художественных образов различных видов искусства как универсальных познавательных объектов, включающем культурологический, аксиологический и контекстный подходы; методическом, конструирующим образовательный процесс освоения дисциплин художественно-эстетического цикла с использованием познавательного потенциала художественных образов как универсальных познавательных объектов, в соответствии с принципами культурологического, аксиологического и контекстного подходов, профессионального и художественного образования, интеграции видов и форм учебной, внеучебной, учебно-профессиональной и исследовательской деятельности студентов, технологий фреймового, проектного обучения, средств, методов и приемов субъектного творческого взаимодействия студентов с преподавателем.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 180 источников. Текст иллюстрирует 14 таблиц, 11 рисунков, 2 приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Герасимова, Марина Анатольевна

Результаты исследования так же, как на этапе входной диагностики, заносились в технологическую карту изучения познавательного интереса (Приложение 1). Изменения познавательного интереса фиксировались, учитывая проявления познавательного интереса в более широком поле проявления. В карте фиксировались проявления познавательного интереса во всех видах деятельности, включая учебно-исследовательскую, учебно-профессиональную. В карте фиксировались результаты анализа не только наблюдений за деятельностью на учебных занятиях, но и некоторые результаты педагогической практики студентов, прошедших курс «Мировая художественная культура» - все студенческие группы — участники формирующего эксперимента, курс «История искусств» — гр.31, специальность «Преподавание в начальных классах». В диагностике выявлялись те же показатели, но за счет расширения поля проявлений познавательного интереса учитывались следующие положения:

- обращение студентов к художественным образам в качестве аргумента в рассуждениях о жизни общества в целом, человека, ребенка; внимание и интерес при изучении художественных явлений к специфике отражения смысло-жизненных проблем в художественных образах; проектирование применения получаемой художественной информации в своей жизни;

- осознание художественных объектов как источников познания и чувств;

- устойчивая эмоциональность процесса общения с произведениями искусства; стремление активизировать свои чувства общением с искусством; стремление анализировать художественную информацию;

- осознание художественных объектов как источников познания. Анализ уровня развития познавательного интереса строился с учетом следующих исходных данных:

- использование опыта изучения студентом произведений искусства в учебно-профессиональной деятельности, проявляющееся в выборе тем для проведения занятий во внеучебных формах образовательной деятельности на педагогической практике, во внеучебной деятельности в колледже;

- обращение студентов в учебно-исследовательской деятельности к содержанию дисциплин «Мировая художественная культура», «История искусств», проявляющееся в выборе тематики исследовательских проектов по другим учебным дисциплинам содержания, связанного с содержанием дисциплин «Мировая художественная культура» и «История искусств».

- участие студентов в различных формах творческой деятельности: сочинение стихов, участие в выпуске колледжной газеты «Альтернатива» в качестве авторов, участие в творческих проектах; занятия изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным творчеством;

- изменение студентом внешнего образа, одежды, интерьера (для проживающих в общежитии).

Диагностическая методика включала те же методы, что и на этапе констатирующей диагностики (входной диагностики):

- анкетирование студентов;

- наблюдение и беседы со студентами;

- анализ творческих работ по курсу «Мировая художественная культура», «История искусств», выполненных по результатам изучения разделов курсов и курсов в целом;

- анализ документации по педагогической практике;

- анализ деятельности клуба знатоков «Эрудит».

Студентам была предложена видоизмененная анкета, целью которой было диагностировать осознанность, устойчивость, локализация познавательного интереса. Ее структура выглядела следующим образом.

1. Назвать наиболее любимое произведение искусства и аргументировать свой выбор.

2. Назвать «самое интересное» произведение искусства и аргументировать свой выбор.

3. Назвать самый интересный факт, с которым столкнулись при изучении художественных явлений и произведений искусства.

4. Продолжить суждение: «Изучение художественной культуры для меня интересно (не интересно) потому, что.».

Аргументами в пользу изучения художественной культуры стали не только социальные (внешние) мотивы, но и внутренние мотивы («чистый» познавательный интерес). Кроме мотивов, выявленных в ходе входной диагностики, по результатам анализа были выявлены мотивы познавательной профессиональной направленности, отражающие процесс интериоризации педагогических ценностей. В представленных анкетах были указаны следующие мотивы.

1. Социальные мотивы - «находить себя в обществе», «полезное занятие -все в жизни пригодится», «это делает социально и культурно ориентированным человеком», «для общего развития и для представления картины (видимо, миpa) в целом» и т.п.

2. Мотивы, отражающие эмоционально-ценностное, глубоко личностное отношение к самому процессу познания явлений художественной культуры, произведений искусства, - отражаются в следующих высказываниях и фрагментах высказываний — «пробуждает творческое начало, творческий дух», «много нового для саморазвития», «завлекательное действие», «о всех гранях и тонкостях художественной культуры», «становимся духовно богаче», «больше начинаешь понимать себя и других людей», «интересно становится, когда начинаешь изучать», «заставляет задуматься о мире, об обществе, о несправедливости и побуждает на светлое и доброе», «стала лучше понимать мир, смотреть на вещи по-другому, искать во всем только лучшее», «стала внимательнее относиться к живописи, музыке и вдумываться в их смысл», «стала смотреть на вещи более творчески», «появилось желание изучать что-то новое», «привычному и понятному искусство дает новые образы», и, наконец, «мой интерес возрастает все больше и больше».

Кроме указанных выше мотивов, в анкетах студентов проявились новые, не выявленные на этапе формирующей (входной) диагностики. Ими явились мотивы, свидетельствующие о мотивации познавательной деятельности, связанной с будущей профессиональной деятельностью. При этом мы отмечаем, что студенты сами формулировали эти мотивы в тексте анкеты, в которой эта деятельность не упоминалась. Итак, студентами были указаны следующие мотивы познания художественных явлений и произведений искусства, обозначенные нами как мотивы профессиональной направленности:

- мотивы, отражающие осознанность использования познавательных объектов для будущей профессии педагога: «сможешь ответить на вопросы учеников или своих детей»;

- отражающие направленность на общение как ценность будущего профессионального общения, интерес внутреннему миру человека: «человек становится человеком с большой буквы» », «стала интересоваться людьми своего времени»;

- на познание людей разного возраста: «дает опыт поколений»;

- вообще, к творческой деятельности, к самопознанию: «понял, что в мире очень много талантов», «поняла, что очень мало знаю и умею».

В этих высказываниях студентов уже достаточно четко просматриваются формирующиеся педагогические ценности, просматривается формирующаяся педагогическая позиция будущего педагога, выраженная в освоении ценностей общения, познания, творчества.

Кроме проведения анкетирования были использованы методы наблюдения и беседы со студентами (индивидуальными и групповыми). В беседах со студентами были выявлены мотивы к дальнейшему изучению художественных явлений, интерес к культурной жизни города. Студенты 33 группы в качестве волонтеров стали участвовать в работе Ревдинского филиала Свердловской государственной академической филармонии, помогая организаторам в концертном зале.

Познавательный интерес как внутренний мотив проявился в аргументации студентов по поводу «интересности», то есть познавательной привлекательности художественного произведения. Сравнивая выбор студентов, определивших «интересность» произведения искусства, с эмоционально-ценностным выбором - «любимое произведение», можно выявить следующие закономерности:

1. Спектр аргументов познавательной привлекательности художественного явления, конкретного художественного образа произведения искусства становится шире. В него включаются, кроме необычности, парадоксальности, мистичности образов, свидетельств необычности историй их создания, красота и благородство героев, уникальность человеческих характеров, вообще проявлений «человеческого в человеке». Среди «самых интересных» произведений искусства студентами названы произведения разных эпох, различных видов искусства, произведения разных жанров.

2. Для определения «любимых» произведений студенты чаще пользовались аргументами, отражающими их личностные переживания, связанные с процессом самопознания и познания других людей.

Итак, сравнительный качественный анализ мотивов познавательной деятельности на итоговом этапе опытно-поисковой выявил положительную динамику развития познавательного интереса как «внутреннего» смысл о образующего мотива. Кроме того, были выявлены мотивы познавательной деятельности, которые отражают профессиональную направленность познания художественных объектов.

Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в диаграммах.

Сравнительная диаграмма социальных мотивов познания произведений искусства (внешний фактор) гр.103

Рис 9. Внешние (социальные) мотивы познавательной деятельности входная и итоговая диагностика).

Сравнительная диаграмма мотивов,выражаюших эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства (внутренний аспект)

1 2 3 4 5 6 гр.ЗЗ г р. 21 гр.34 гр. 114 гр.31 гр. 103

Рис 10. Внутренние мотивы познавательной деятельности входная и итоговая диагностика)

Сравнительная диаграмма мотивов, отражающих профессиовальную направленность интереса к произведениям искусства

1 2 3 4 5 6 гр.33 гр.21 гр.34 гр. 114 гр.31 гр.103 Рис И. Мотивы профессиональной направленности (входная и итоговая диагностика).

Полученные результаты были занесены в технологическую карту каждой студенческой группы. Также были проанализированы творческие работы студентов, выполненные по завершению разделов курсов и курса в целом. Студентам (на выбор) были предложены следующие аттестационные формы: собеседование по проблеме, устный ответ на вопрос билета, либо творческая работа -выполнение творческого проекта. Абсолютное большинство студентов (от 80 до 94 %) выбрали форму творческого проекта. Студентам в качестве темы проекта предлагались: проект «Портфолио», проект «Музей» (или «Копилка»), проект «Урок». При защите проекта студентами использовались информационно-коммуникационные технологии, были выполнены мультимедийные презентации. Большинство студентов выбрали проекты «Портфолио». Смысл этой работы состоял в том, чтобы, выбрав личность какого-либо творца культуры (художника, скульптора, архитектора, драматурга, композитора и т.д.), попытаться «его глазами», глазами его современников взглянуть на свое творчество. Форма «Портфолио» была выбрана не случайно; эта форма как форма презентации достижений в последние годы используется для расширения степени общественного участия в аттестации образовательных достижений. Структура портфолио была разработана вместе со студентами. В него были включены традиционные элементы, которые понимались как то, что в них мог включить сам автор с позиции своего времени, стиля, собственного взгляда на мир (что бы мог включить автор в свое портфолио, если бы оно было в его время). Объективная позиция, отражающая место художественного явления в процессе развития художественной культуры, могла быть представлена в разделе «Отзывы». Итак, структура «Портфолио Художника» выглядела следующим образом.

1. «Документы»: объективная информация, «послужной список» - произведения, созданные автором, фрагменты творческой биографии и т.п.

2. «Достижения»: в раздел надо было включить те произведения, которые, по представлению виртуального автора портфолио, являются главными достижениями его жизни, ярче выражают его творческую индивидуальность и т.п., то есть студенты должны были вступить в виртуальный диалог с автором и его произведениями.

3. «Отзывы»: в раздел надо было включить те материалы, которые отражают впечатления, мнения о произведении искусства, творчестве в целом современников автора, представителей других эпох.

Анализ творческих работ по курсу «Мировая художественная культура» и «История искусств» показал, что выбранная студентами тематика и содержание работ свидетельствуют об изменении отношения к произведению искусства как познавательному объекту. В нем студенты выявляют художественную информацию, заключенную в элементах языка и средствах выразительности различных видов искусств. В творческих работах многие студенты самостоятельно выделили связь информации, которую несет в себе художественный образ, с жизнью общества, человека. Часть студентов выполняла проект «Музей».

Так, студентами были разработаны творческие проекты «Портфолио художника», персонажами которых были выбраны Питер Брейгель (Сергеев Д., Халиков Р. - гр. 21), Лоренцо Бернини (Кобелева Ю., Корниенко Е. - гр.21), Микеланджело (Шумская М. - гр.21), Ян ван Эйк (Шумская И. -гр.21), Рафаэль (Летунова Н., Канашина Е., Канашина Н., Кустова Ю. - гр. 21), Донателло (Толстогузова Н., Мусихина А. - гр.21), Имхотеп (Бархатова М., Зайцева У., Малинникова О., Отегова К. - гр.ЗЗ), Софокл (Баданина М., Галиакбарова 3., Грачева Ю., Романова Е., Щербаков И. - гр.ЗЗ), Мирон (Фетисова Е., Суфиев В., Игнатова Е.- гр.ЗЗ), Поликлет (Гугляр Я., Ибадова Л., Арапова А.,Гурина А. - гр. 33.), Фидий (Гимранова М., Гололобова В.,Гончарова А. - гр.ЗЗ), Джу-зеппе Арчимбольдо (Ушакова Е., Чурбанова Н. , Чебыкина А. - гр. 34), Сандро Ботичелли (Афонышна С., Вызова О., Зыкова Н — гр.34).

Выбор аргументов для формирования раздела портфолио «Достижения» показывает, что студенты связывают достижения Художника с его обращенностью к миру, людям и открытиями, связанными с миром и человеком. Произведениями, которые студенты посчитали лучшими достижениями Художника -творца, в большинстве работ стали те, художественные образы которых в наиболее полной мере проявляют объективный познавательный потенциал и субъективные способы выражения процесса познания мира и человека, а также отражающие процесс самопознания. Например, в работе, посвященной Джузеппе Арчимбольдо, характеризуя достижения автора, студенты в презентацию вставили следующий текст: «Наше сознание, воспитанное на логике, стремится прежде всего расчленить все на составляющие, а затем сложить общую картину. А в лицах стихий Арчимбольдо перед нами предстает некий первобытный Хаос нерасчлененности. И мы, зрители, следуя логике художника, сами выстраиваем новую логику мира» (Ушакова Е., Чурбанова Н. , Чебыкина А. - гр. 34). Все представленные портфолио были представлены в виде мультимедийной презентации, иллюстративный материал для которой студенты искали, выбирали и корректировали самостоятельно. Представление работы происходило в виде публичной защиты.

Был проведен анализ учебно-профессиональной документации (в том числе документации по педагогической практике), документации по учебно-исследовательской деятельности, во внеучебной деятельности.Анализ тематики проведенных внеучебных занятий студентами на педагогической практике позволяет сделать вывод о расширении содержания для разработки различных форм организации внеучебной деятельности в образовательных учреждениях. Студенты разрабатывали конспекты и проводили досуговые мероприятия для детей «Русский пейзаж», «Композиторы - классики детям», «Образы цветов в искусстве» и др. По результатам анализа материалов исследовательской деятельности было выявлено увеличение количества курсовых и дипломных работ выпускников по проблемам художественно-эстетического образования. Например, студентки гр. 51 (бывшая гр.31) выполнили дипломные проекты на следующие темы: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства на уроках художественного цикла» (Шевлякова Е.), «Ознакомление младших школьников с марийским национальным костюмом» (Илиманова Т.), «Ознакомление младших школьников с каменной мозаикой» (Вараксина Е.), «Обучение младших школьников нетрадиционным техникам рисования» (Нифонтова Н.), «Обучение младших школьников рисованию комиксов» (Кашина Т.), «Формирование представлений о художественных традициях через ознакомление младших школьников с удмуртским костюмом» (Ахметзянова Т.), «Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов при обучении рисованию пейзажа» (Кетова Ю.), «Ознакомление младших школьников с жанром пейзажа в процессе обучения технологии холодного батика» (Никитина О.), «Воспитание уважения к традициям своего народа через ознакомление с национальной татарской тюбетейкой» (Насрыева В.), «Воспитание уважения к традициям своего народа через ознакомление с национальным татарским костюмом» (Мухрамова Л.), «Развитие художественного мышления младших школьников при обучении рисованию фигуры человека» (Чекалкина Е.).

По указанным показателям в технологической карте была зафиксирована положительная динамика развития уровня познавательного интереса. Результаты диагностики уровня развития познавательного интереса представлены в таблицах и диаграммах.

Наибольший рост по всем показателям наблюдается в группах 33 и 31. Причинами такого результата можно считать следующие факторы. Для группы 33 (специальность «Иностранный язык») такими факторами является увеличение в учебном плане количества гуманитарных дисциплин; кроме дисциплины «Мировая художественная культура» студенты параллельно изучали литературу и историю страны изучаемого языка. Фактор, повлиявший на значительную динамику, с нашей точки зрения, — это, прежде всего, возрастной фактор. Студенты этой группы явились ровесниками выпускников общеобразовательной школы, второкурсниками, уже прошедшими адаптационный период в колледже, со складывающимся бесконфликтным коллективом. Для общения с произведениями искусства - это очень важный фактор, отмеченный нами в модели: возможность более полной интеграции форм индивидуальной и коллективной работы в процессе освоения художественных объектов. Поэтому они наиболее активно откликались на все формы взаимодействия, реализуемые на формирующем этапе модели.

Таким образом, сравнительный анализ результатов входной и итоговой диагностики показывает значительную положительную динамику. Значительное повышение уровня познавательного интереса наблюдается по показателю эмоционально-ценностное отношение» через проявление эмоционально-положительного настроя на познавательную деятельность художественных объектов, эмоционально окрашенных суждений и оценок. В группе 114 (специальность «Социальная педагогика», база 11 классов, 1 курс) и группе 33 (специальность «Иностранный язык» 3 курс) значительная динамика наблюдается по показателю интеллектуальной активности через проявление увеличения объемов оперируемой информацией, изменения качества вопросов студентов, волевых проявлений, отражающих мотивацию деятельности через стремление преодолеть трудности и повышение деятельности, связанной с познанием художественных объектов. Это дает основания для вывода об эффективности модели развития познавательного интереса студентов средствами искусства.

Заключение

В результате проведенного исследования процесса освоения студентами дисциплин художественно-эстетического цикла теоретически обоснована и в ходе опытно-поисковой работы проверена эффективность педагогической модели развития познавательного интереса студентов педагогического колледжа средствами искусства в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла, основанной на познавательной сущности искусства. На основе обобщения теоретических положений исследования, полученных в ходе опытно-поисковой работы результатов, сформулированы следующие выводы:

1. Определена сущность познавательного интереса студентов как инте-гративного качества личности будущего педагога и условия его развития в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла. Познавательный интерес:

- это интегральное личностное качество студента — будущего педагога; это ценностная ориентация личности, являющаяся «ядром» аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры; это мотив учебно-профессиональной деятельности, направленный на познание мира и самопознание.

2. Определены ведущие подходы моделирования развития познавательного интереса студентов педагогического колледжа: культурологический, аксиологический и контекстный, которые позволяют:

- выявить познавательный потенциал искусства посредством выделения художественных образов различных видов искусств как универсальных познавательных объектов;

• аккумулировать профессиональное и художественное образование, профессиональное и личностное развитие, познавательную и художественную деятельность студентов.

3. Разработана и апробирована двухуровневая модель развития познавательного интереса студентов средствами искусства в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла, позволяющая оптимизировать процесс художественного и профессионального образования в условиях педагогического колледжа на основе принципов интеграции, аксиологизации, вариативности, индивидуализации и дифференциации.

4. Разработано методическое обеспечение для технологической реализации модели развития познавательного интереса студентов в виде учебных программ, приложений, методических рекомендаций для проведения семинаров, самостоятельной работы студентов, учебно-исследовательской деятельности, оптимизирующие процесс развития познавательного интереса студентов.

5. В процессе опытно-поисковой работы на основе разработанной методики диагностики развития познавательного интереса определена эффективность двухуровневой педагогической модели развития познавательного интереса студентов средствами искусства в процессе освоения ими дисциплин художественно-эстетического цикла.

Проведенное исследование подтверждает многоаспектность проблем развития познавательной сферы педагога в процессе его профессиональной подготовки, проблем художественно-эстетического развития будущих педагогов и свидетельствует о перспективности дальнейшего исследования в этих направлениях, которые позволят выявить неиспользуемые возможности изучения художественной культуры и искусства студентами для их личностного и профессионального становления.

Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения доведены до практического применения и могут быть внедрены в систему среднего педагогического образования в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла. Учет полученных результатов позволяет усилить целенаправленность профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа на основе знаний процесса развития и формирования их познавательных интересов при изучении художественной культуры и искусства.

Проведенное исследование подтверждает многоаспектность проблем развития познавательной сферы педагога в процессе его профессиональной подготовки и свидетельствует о перспективности дальнейших исследований в русле выявления оптимальных условий дифференциации и индивидуализации интереса студентов в процессе освоения художественных явлений, разработки педагогических решений, связанных с активизацией познавательной деятельности студентов в освоении художественных образов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Герасимова, Марина Анатольевна, 2008 год

1. Абдуллин, Э.А. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.А. Абдуллин. М. : Просвещение, 1990.-205 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. / К.А. Абульханова-Славская. М. : МО ДЕК, 1999.-216с.

3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Г. И. Щукиной. Л. : Ленингр. гос. пед. ин-т, 1984. - 142с.

4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учеб. пособия для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. М. : Просвещение, 1984. - 176с.

5. Александрова, Е.Я. Художественное образование в России: Историко- , культурологический анализ Автореф. дис. . д-ра культурол. наук: 24.00.02 / Е.Я. Александрова; Рос. ин-т культурологии. — М., 1997. —48 с.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Под ред. А.А. Бодалева. -М. : Ин-т практ. психологии, 1996. — 384 с.

7. Аристотель. Поэтика (Отрывки). Хрестоматия по античной литературе: в 2 т. Том 1./ под ред. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеевой. - М. : Просвещение, 1965.- 248 с.

8. Арябкина, И.В. Эстетико-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов / И.Н. Арябкина //Искусство и образование. 2007. - №3, -С.81 - 85.

9. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев М. ; Л. : Музыка, 1973. - 218 с.

10. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности / В.Г. Асеев. М. : Наука, 1974. - 240 с.

11. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н.А. Асташова. М. : Педагогика, 2000. - 250 с.

12. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. -М. : Педагогика. 1989. - 561с.

13. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Искусство. - 1979. — 424 с.

14. Безбородова, JI.A. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / JI.A Безбородова, Ю.Б Алиев: Учеб пособие для студ. муз. фак. пед. вузов М. : Академия, 2002 — 416с.

15. Бенина, Е. Е. Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы. — Автореф. дисс. . канд. пед. наук. 13.00.02 / Бенина Елена Евгеньевна; Москов. пед. гос. ун-т. М., 2000 - 24 с.

16. Березовин, Н.А. Сманцер A.JI. Воспитание у школьников интереса к учению: Книга для учителя / Н.А. Березовин, A.JI Сманцер. Минск : Народная асвета, 1987.-75с.

17. Беспалько, В.П. Дидактический процесс// Школьные технологии 2007. -№ 1, С.57 - 72.

18. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век / B.C. Библер. - М. : Политиздат, 1991. - 412 с.

19. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блау-берг, Э.Г. Юдин. М. : Наука, 1973. - 270 с.

20. Бодалев, А.А. Личность и общение/А.А. Бодалев. М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

21. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: под. ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. М. : Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.

22. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования /Е.В. Бондаревская // Педагогика- 1997. № 4, С. 11-15.

23. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика- 2001. № 1, С. 16-21.

24. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев Р-н/Д : Феникс, 2004. - 700 с.

25. Ванслов, В.В. Постижение искусства / В.В. Ванслов. М. : Знание, 2006. - 240 с.

26. Ванюшкина, JI. Современный урок МХК / JI. Ванюшкина, Н. Шейко. — М. : Чистые пруды, 2007. 32с.

27. Вербицкий, А.А. Теория контекстного обучения: сущность и практическое значение / А.А. Вербицкий // Школьные технологии. 2006. - №4, С. 41— 60.

28. Веремьев, А.А. Педагогическое общение как основа личностно ориентированного воспитания студентов / А.А. Веремьев // Искусство и образование — 2006. №6 (44), С. 34 - 48.

29. Виленский, В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / под. ред. В.А. Сластенина. -М. : Педагогическое общество России, 2005. 192с.

30. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. М. : МГУ, 1990. - 288с.

31. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. СПб. : Азбука, 2000.-416с.

32. Гайнанова, О.В. Ткаченко Е.В. Педагогический колледж в региональной системе образования: монография / О.В. Гайнанова, Е.В. Ткаченко. М. : Вен-тана-граф, 2002. - 192с.

33. Гачев, Г. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос / Г. Гачев-М.: Академический проект, 2007. — 512 с.

34. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х томах /Г.В.Ф. Гегель. М.: Искусство, 1971.- т. 3.-621 с.

35. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995.- 448с.

36. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учеб. пособие / Г.А. Герцог. — Челябинск : Челяб. ин-т разв. проф. об-раз-я, 2003.- 136с.

37. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершун-ский. М. : Совершенство, 1998. - 608 с.

38. Гольдман, И. Мировая художественная культура как искусствоведческая дисциплина в профильном образовательном учреждении / И. Гольдман //Искусство в школе. 2006. - № 6, С. 7 - 9.

39. Голобоков, Ю. Художественное образование в английской школе в 20-30-х годах XX века / Ю. Голобоков // Искусство в школе. — 1996. № 3, С.68 -71.

40. Гречаный, В.В. Категория ценности (философский и лингво — семантический анализ) / В.В. Гречаный. СПб : СПбГУ, 1993. - С. 104 - 106.

41. Гуманитарное образование: традиции и новации: Сб. тезисов докладов межвузовской науч.- практич. конф. СПб : СПб. Гуманит.ун-т профсоюзов, 2001.-314 с.

42. Гуслякова, Н.И. Профессиональное сознание как фактор готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности: Учеб.- метод. пособие / Н.И. Гуслякова. М. : Прометей, 2004. - 101с.

43. Демченко, А.И. О некоторых перспективах художественного образования/ А.И. Демченко // Искусство и образование. 2007. - № 1(45), С. 4 - 8.

44. Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М.Н. Дудина. Екатеринбург : Учебная книга, 1998. — 312 с.

45. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: программа для 1011 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Л.Г. Емохонова. -М. : Академия, 2007.- 16 с.

46. Загвязинекий, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. М. : Академия, 2006.- 176 с.

47. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. -М. : Педагогика, 1987. 160 с.

48. Зайцев, Г.Б. Зарубежное изобразительное искусство XIX века / Г.Б. Зайцев. -Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 1997.— 120 с.

49. Зарецкая, И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. / И.И. Зарецкая. М. : АПКиППРО, 2006. - 116 с.

50. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. - 126с.

51. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1997. -244 с.

52. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. 480 с.

53. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эль-конина В.В. Давыдова): Учеб. Пособие / В.П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002.- с.88.

54. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Змеев. М. : Академия, 2002. - 128 с.

55. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард, СПб. : Питер, 1999. -464с.

56. Ильенков, Э.Ф. Философия и культура. Мыслители XX века / Э.Ф. Ильенков. М. : Политиздат, 1991. - 462 с.

57. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. М. : Академия, 2004.- 208с.

58. Искусство анализа художественного произведения. /Сост. Т.Г. Браже. — М. : Просвещение, 1971. — 240с.

59. Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования: сборник науч. статей / под ред.Т.Г. Русаковой. — Оренбург : Оренб. гос. пед. ун-т, 2008. — 212с.

60. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб. науч. тр. / под ред. Е.К.Чухман.- М. : АПН СССР, 1986. - 120с.

61. История мировой культуры / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков и др.. М. : Академия, 2003- 607с.

62. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. СПб : Петрополис, 1997.- 544с.

63. Каган, М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1.2,3 / М.С. Каган. Д.: Искусство, 1972.- 440 с.

64. Капшутарь, М.А. Аксиологизация социально-гуманитарного образования старшеклассников на основе личностно-развивающего обучения: автореф. дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01./ М.А. Капшутарь; Урал.гос.пед.ун-т- Екатеринбург, 2006 18с.

65. Кармин, А.С. Основы культурологии: Морфология культуры / А.С, Кармин. СПб. : Лань, 1997.- 512с.

66. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод рекомендации / Г.А. Карпова. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2000.-39с.

67. Кашеварова, А. Мотивация внешняя и внутренняя / А. Кашеварова // Школьный психолог. 2005. -№ 24, С. 12 - 17.

68. Кислов, А.Г. Образование педагога: приоритеты и условия/ А.Г. Кислов, Е.В. Плотникова, JI.A. Савельева. Екатеринбург : Учебная книга, 2001. - 68с.

69. Киящешсо, Н.И. Эстетика — философская наука: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Киященко. — М. : Вильяме, 2005 — 592с.

70. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. М. : Знание, 1989. - 80с.

71. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога /под ред. Ю.М. Забродина. М. : АО ЦИТП, 1994. - 344с.

72. Колодочка, Т.Н. Фреймовое обучение / Т.Н. Колодочка // Школьные технологии.-2005.-№7, С. 13- 19.

73. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М. : Просвещение, 1989.- 187с.

74. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Директор школы. 2002. - №1,С. 97-126.

75. Концепция художественного образования в Российской федерации // Искусство в школе. 2002. - №2, С.84-86.

76. Кошелева, B.JI. М.Хайдеггер: феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования / B.JI. Кошелева / Философия для XXI века. М. : Искусство, 1992. - С. 118 - 126.

77. Краевскнй, В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Кра-евский. Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 1998. - 214с.

78. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб. : Питер, 2002. - 992с.

79. Крылова, Н.Б. Образовательная деятельность: разнообразие содержания и форм / Н.Б. Крылова //Школьные технологии. 2007. - №2. - С.59 - 63.

80. Кукушин, B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя.//Серия «Школа развивающего обучения» /B.C. Кукушкин. Ростов н /Д : Феникс, 2003 - 448с.

81. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. — М.: Академия, 2001. 272с.

82. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека/ Н.Д. Левитов. М. : Просвещение, 1964.— 344с.

83. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М. : Смысл ; Академия, 2004. 352с.

84. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. М. : Просвещение, 1985. - 176с.

85. Лобова, А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учеб. пособ. для педагогов / А.Ф. Лобова. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1999 — 160 с.

86. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев- М. : Искусство, 1995. 320 с.

87. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв Электронный ресурс./ Ю.М. Лотман. // Электронная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова 148 е.- Режим доступа: htpp// www.lib.socio.msu.ru.

88. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М, Лотман. СПб. : Академический проект, 2002 - С. 274 - 293.

89. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. М. : Знание, 1996. -308с.

90. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К.Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -М. : Просвещение, 1990. 192с.

91. Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу// Психология личности. Электронный ресурс./ СПб. : Евразия, 1999, К.: PSYLIB, 2004. Режим доступа: htpp// www.psylib.org.ru.

92. Медушевский, В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог») /В.В. Медушевский. 2001. - №6. - С. 12 - 20.

93. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. М. : Музыка, 1976. - 240 с.

94. Мелик-Пашаев, А.А. Способности человека к художественному творчеству / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 1996. - № 4. - С. 30-35.

95. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника/ А.А. Мелик-Пашаев. М. : Прогресс-традиция, 2000. — 272 с.

96. Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. -М. : Флинта, 1998. 200с.

97. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. -М. : Академия, 1997 310 с.

98. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. — М.-.Знание, 1979.-48 с.

99. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Муд-рик. М. : Педагогика, 1984. - 111с.

100. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз.фак./ Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. М. : Академия, 2001. - 232с.

101. Мурзина, И.Я. Феномен региональной культуры: Бытие и самосознание: автореф. дисс. .док. культурологии / И.Я. Мурзина. — Екатеринбург, 2003. -54с.

102. Мурзина, И.Я. Художественная культура Урала / И.Я. Мурзина. Екатеринбург : Учебная книга, 2003. - 304 с.

103. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957. - №5. - С. 142 - 145.

104. Назайкинскнй, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. На-зайкинский. М. : Искусство, 1972. - 234 с.

105. Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. М. : Просвещение, 1987. - 253 с.

106. Неменский, Б.М. Осторожно: искусство!/ Б.М. Неменский //Искусство в школе. 1995.-№2.-С.66-68.

107. Неменский, Б.М. Вещи как мысли / Б.М. Неменский // Искусство в школе.-1995 .-№ 5.-С.58-61.

108. Нестеров, В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие / В.В. Нестеров, А.С. Белкин. Екатеринбург : Учебная книга, 2003. -188с.

109. Ннкандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. Екатеринбург : Учебная книга, 2000. - 255с.

110. Образование в судьбе современной России / Материалы круглого стол а // Педагогика. 2008. - № 1. - С.З - 28.

111. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. - 268 с.

112. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. — М. : Академия, 2002. 272 с.

113. Пазухина, С.В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя / С.В. Пазухина. СПб. : Речь, 2007. -224 с.

114. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб. : ИГУП, 2003.- 616с.

115. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара : Бахрах М, 2000.-672с.

116. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура / Под ред. В.Г. Маранцмана. М. : Интербрук, 1998. - 303 с.

117. Педагогика профессионального образования/ под ред. В.А. Сластенина.— М. : Академия . 2004. - 368с.

118. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 2000. -512с.

119. Педагогическая праксеология / под ред. И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина. М. : Академия, 2005. — 256 с.

120. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя / Л.В. Пешикова. М. : ВЛАДОС, 2002. -96с.

121. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. М. : Просвещение, 1959. - 250 с.

122. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. Пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара : БАХРАХ-М, 2001 - 672с.

123. Профессиональная педагогика: категория, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. Г.Д. Бухарова. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2004. - 404с.

124. Психологический словарь / сост. В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и др. : НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М. : Педагогика, 1983. - 447с.

125. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М. : Политиздат. 1990. - 494с.

126. Психология человека от рождения до смерти./ под. Р ед.А.А. Реана. — СПб. : Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

127. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. Р/н-Д : Феникс, 2003. - 640с.

128. Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования/ В.Д. Пурин. Р-н/Д : Феникс - 2006. - 256с.

129. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности/ Межвузов, сборн. Волгоград, 1988. — 180 с.

130. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю / С.Х. Раппопорт. — М. : Сов. художник, 1978. 245 с.

131. Роджерс, К. К науке о личности // История зарубежной психологии. 3060-е годы / под ред. П.Я. Гальперина. М. : Изд-во МГУ, 1986. - С. 199 - 230.

132. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2004. 720с.

133. Рябков, A.M. Фасилитация в профессиональном образовании / A.M. Ряб-ков//Педагогика. 2008. -№ 1. - С.82- 85.

134. Савенкова, Л. Когда все искусства вместе: взаимодействие предметов художественного цикла/ Л. Савенкова. М. : Чистые пруды. - 2007. - 32с.

135. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев М. : Дрофа. - 2006 - 63 с.

136. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий. 2005. - 192 с.

137. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. -М.: Академия, 2000. 240с.

138. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М. : Академия, 1999. — 196с.

139. Сериков, В.В. Педагогические системы обучения: методология и психолого-педагогические основы: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч.1./ Г.Н. Сериков. Челябинск : Изд-во Челяб. политех, ин-та. - 1980. - 97с.

140. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей

141. ФПК/ В.П. Симонов. М. : Международная педагогическая академия, 1995 — 192с.

142. Синякова, М.Г. Дифференцированный подход в развитии познавательных интересов младших подростков: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02/ М.Г. Синякова; Урал.гос.пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 23 с.

143. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследо-ваний: в помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. — М. : Педагогика, 1986. 150с.

144. Сластенин, В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М. : Академия, 2003- 192с.

145. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Хар-вест, М. : ACT. -2001. - 800с.

146. Смирнов, И.П. Человек образование — профессия — личность / И.П. Смирнов. - Монография - М.: Граф-Пресс, 2002. — 420с.

147. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Под ред. Н.И. Киященко. — М.: Инст-т философии РАН, 1998. — 313 с.

148. Современный словарь-справочник по искусству / отв. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев.-М. : Олимп, ACT, 1999. 816 с.

149. Солодовников, Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Опыт самопознания (взгляд автора на специфику школьного предмета МХК) / Ю.А. Солодовников / Искусство в школе. 1998. — №2, С.49 -51.

150. Солодовников, Ю.А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре»; 6 кл. / Ю.А. Солодовников. — М. : Просвещение . 1999. - 63с.

151. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования / А. Сохор. JI. : Сов. композитор, 1984. - 178 с.

152. Степанов, Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Степанов, Е.Н., Лузина Л.М. М. : Сфера, 2003. - 160с.

153. Стуруа, К. А. Динамика познавательных интересов в подростковом возрасте: автореф.канд. психол.наук / Константин Алексеевич Стуруа; Тбилисский гос.ун-т, Тбилиси, 1978.- 23 с.

154. Талызииа, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. — М. : Просвещение. 1988.— 175 с.

155. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. М. : Академия, 2003. - 288с.

156. Трайнев, В.А., Трайнев И.В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. М. : Дашков и К, 2006 - 294с.

157. Флоренский, П. Избранные труды по искусству / П. Флоренский. М. : Изобразительное искусство, 1996. - 336 с.

158. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельд-штейн. М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 192с.

159. Философский энциклопедический словарь / Под. ред. С.С. Аверинцева . -М. : Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

160. Формирование познавательных интересов школьников/ под ред. Г.И. Щукиной. JI. : Ленингр. пед. инст. им. А.И. Герцена. - Ученые записки. -1968.-256с.

161. Фроловская, М.Н. Педагогический потенциал искусства / М.Н. Фролов-ская // Искусство и образование. 2007. - № 3 (47). — С.4 — 9.

162. Химик, И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя / И. А. Химик. М. : Просвещение, 1994.- 160с.

163. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. / А.В. Хуторской. СПб : Питер, 2001. - 544с.

164. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. Тбилиси, 1984. - 170 с.

165. Черкашина, Ю.Н. Формирование интереса к музыке у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы / Ю.Н, Черкашина — // Искусство и образование. 2007 .- №5 (49) - С.77 - 84.

166. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002,- 437с.

167. Чеснокова И. П. Проблема самосознания в психологии / И.П. Чесноко-ва, И.С. Кон. М. : Наука, 1977. - 144с.

168. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И, Шамова. М.: Просвещение, 1976 . - 160 с.

169. Щедровицкий, Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ)/ Г.П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М. : Касталь, 1993.-412с.

170. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение. 1979. - 160с.

171. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. — М. : Просвещение, 1988. — 260 с.

172. Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника/ Г.И. Щукина. М. : Знание, 1972. — 32с.

173. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. — М. : Педагогическое общество России, 2005 — 256 с.

174. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б, Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 554с.

175. Яфальян, А.Ф. Школа самовыражения / А.Ф. Яфальян- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 248 с.

176. Критерии познавательн ого интереса Показатели познавательного интереса Уровнинизкий средний высокий

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.