Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мизикина, Любовь Семеновна

  • Мизикина, Любовь Семеновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 0, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 183
Мизикина, Любовь Семеновна. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 0. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мизикина, Любовь Семеновна

Введение.4

Глава I. Психолого-педагогические аспекты творческой деятельностиудентов хгф педвузов.18

1.1. Учебно-познавательная деятельность - основа активизации ученияудентов хгф.18

1.2. Роль познавательного интереса в мотивации учения.27

1.3. Проблемное обучение какедство активизации ученияудентов.39

1.4. Творчество и психолого-педагогические средства его активизации.46

Выводы по главе 1.70

Глава II. Костюм как источник развития творческой активностиудентов хгф на занятиях по дпи (или хом).73

2.1. Понятие ищность костюма как вида художественно-творческой деятельности.

2.2. Познавательные возможности костюма.81

2.3. Процесс создания костюма как условие развития творческой активностиудентов хгф.94

Выводы по главе 11.112

Глава III. Экспериментальное обоснование содержания и методики развития творческой активности студентов хгф педвузов в процессе изучения и создания костюма.115

3.1. Структура содержания и методика организации работы студентов по изучению и созданию костюма.114 ~

3.2. Этапы проведения, анализ и сравнительные результаты экспериментального исследования. Проверка эффективности экспериментального исследования.124

Выводы по главе III.137

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству»

Творчество в любом виде деятельности человека способствует приобщению его к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность. Сегодня важно развивать у молодых людей способность эмоционально воспринимать и ценить прекрасное в человеке и окружающем его мире, чтобы возвратить обществу нравственные идеалы и утраченную духовность. Огромная роль в этом принадлежит искусству, которое является средством воспитания добра, гуманности и человечности.

Современная молодежь, как правило, вооружена большим запасом знаний в области искусства. Она знакома с произведениями классиков, легко оперирует художественными понятиями, знает много деятелей прошлого и современного мирового искусства. Молодое поколение много знает; в рисовании, живописи, скульптуре, декоративном творчестве многое умеет делать. Но часто неспособно при этом самостоятельно, творчески мыслить. У современного студента вырабатывается привычка получать информацию в готовом виде. Не обрабатывать факты, не осмысливать явления самому, а принимать все для механического повторения. Человек с таким "механическим" усвоением - это человек, которому уже сегодня, сейчас тяжело, а через несколько лет, когда он выйдет в самостоятельную жизнь после окончания вуза и должен будет принимать собственные решения, очевидно, станет еще труднее. Развитие нашего общества, науки, техники, культуры настоятельно требует человека с другими личностными качествами, человека творческого.

В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека",- читаем мы у JI.C. Выготского /42/.

Творческая энергия, полученная от общения с искусством, должна в конечном счете стимулировать деятельность человека в создании новых ценностей, эстетизировать всю его жизнь.

Неиссякаемым источником творческого вдохновения является традиционное народное искусство.

Знакомство с народным искусством закладывает в студентах хгф образные художественные представления, воспитывает художественный вкус, формирует творческое начало - качества, которые способствуют интенсивности развития личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные и патриотические чувства молодежи.

Важная роль в этом принадлежит декоративно-прикладному искусству и искусству костюма.

Искусство костюма в силу его близости творческим проявлениям молодежи - действенное средство активизации творческих способностей студентов.

Психологи, педагоги, исследователи в области декоративно-прикладного искусства и костюма утверждают, что личность студента раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

Центральной задачей развития педагогического образования является создание психолого-педагогических условий развития творческой индивидуальности специалиста, занимающего активную жизненную позицию во всех сферах деятельности. Поэтому мы и выделяем в своем исследовании из общего числа проблем - проблему активизации учебно-познавательной деятельности студентов художественно-графических факультетов на занятиях по дпи.

Активизация познавательной деятельности студента в процессе обучения, всемерное повышение качества его образовательной и профессиональной подготовки - одна из коренных проблем, над решением которой постоянно работает педагогика высшей школы. Здесь, как в фокусе, тесно переплетаются те социальные, психологические и педагогические требования, которые предъявляются к формированию личности будущего педагога.

Современные условия жизни предъявляют требования всемерного совершенствования процесса обучения, в системе учебных занятий широкое применение должны находить наиболее эффективные методы и приемы организации учения студентов хгф по дпи, способствующие возбуждению и развитию у них познавательной активности. Студент не может осмыслить, сделать собственным достоянием изучаемый материал и в дальнейшем использовать его в своей творческой работе, если он не будет проявлять умственного напряжения и упорства в учении.

Исследованиями учебно-познавательной деятельности в области психологии занимались Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

Область теоретического обоснования путей активизации учения, разработка основных принципов, форм обучения и методов нашли свое отражение в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина.

Л.П. Аристов, А.С. Смирнов, И.С. Харламов, Т.И. Шамова исследовали вопросы познавательной активности обучающихся.

Проблемное обучение исследовали Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн.

Огромный вклад в изучение вопросов теории и практики активизации учения студентов хгф внесли Е.И. Игнатьев, Е.Н. Кабанова

Меллер, B.C. Кузин, Г.И. Лернер,Б.Ф. Ломов и др.

Н.Н. Анисимов, В.Д. Ботвинников, В.А. Гервер, Н.Н. Ростовцев, В.И. Якунин разработали вопросы содержания организационных форм и методов обучения графическим дисциплинам.

Вопросам развития познавательной и творческой активности студентов педвузов в процессе художественно-графической деятельности посвящены труды В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, О.П. Шабановой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова и др.

Социальные процессы, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью нашего времени является проявление творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности, повышения интеллектуального потенциала каждого члена общества, а это невозможно без потребности личности к саморазвитию.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы развития творческих способностей, активизации ее потенциала в процессе деятельности освещаются в исследованиях О.В. Афанасьева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, Б.Т. Лихачева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др. Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова.

При изучении творчества в философском аспекте - Батищева Г.С., Кагана М.С., Мейлаха Б.С. и др.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме соединения художественно-творческой работы с учебной. Это прослеживается в исследованиях В.П. Зинченко, В.Е. Нестеренко, Ю.И. Постоногова, Н.Л. Старченко и т.д., которые считают, что в основе учебных занятий должно быть решение задач, развивающих воображение.

При определении значения декоративного искусства и декоративной деятельности в художественно-творческом развитии студентов хгф мы опирались на труды Асылханова Е.С., Боголюбова Н.С., Ко-решкова В.В., Соколова М.В., Хворостова А.С., Шпикаловой Т.Я. и др.

Обращение к произведениям народного искусства, восприятие образной природы этого искусства, отдельных выразительных его художественных качеств (колорит, пластика формы, орнамент, композиционное решение, фактура материала), равно как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных видов народного искусства, способов обработки различных материалов - всегда остается интересным и увлекательным делом для молодежи и активным стимулом творческой деятельности студентов.

Вопросы народной культуры, истории старинных промыслов рассматриваются в исследованиях И.А. Алпатова, Ю.А. Арбат, В.А. Бородулина, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой, З.С. Федорова и др.

Знакомство с произведениями народного искусства в области костюма, с творчеством современных художников-модельеров, дизайнеров не только воспитывает художественный вкус у студента, но и пробуждает в нем желание самому заниматься творчеством: эскизиро-вать, сочинять орнаментальные узоры, осваивать приемы ткачества, вышивки, лоскутной мозаики, кружевоплетения, вязания, художественной росписи ткани, придумывать элементы декора костюма и, наконец, создавать в эскизе и материале сам костюм.

К вопросу использования традиций декоративно-прикладного искусства, а именно искусству народного костюма, обращались основоположники школы отечественного моделирования: Н. Ламанова, Е. Прибыльская, Н. Макарова. Их исследования продолжили В. Зайцев, М.Н. Мерцалова, Г.С. Горина, В.Н. Козлов, Т.В. Козлова, М.Н. Пармон и др.

В своем творчестве большинство художников исходят не только из народного костюма, но и из народного творчества в целом, что помогает им создавать совершенно новые и современные образные решения одежды.

При определении специфики костюма нами использовались исследования Г. Галаджевой, Г.С. Гориной, О.Д. Кащенко, Е.В. Киреевой, В.Н. Козлова, Т.В. Козловой, С.А. Малаховой, О.Д. Мерцаловой, Ф.М. Пармон, Т.К. Стриженовой, И.Е. Тимофеевой, А.К. Щеголихиной и др.

Основные закономерности искусства костюма, его функциональные особенности и специфика образного построения и моделирования были сформулированы и раскрыты Козловой Т.В., Маленко Л.И., Мерцаловой М.Н., Кондратенко Т.П., Пармон Ф.М., Черемных А.И.

Костюм в работе со студентами хгф педвузов рассматривается в диссертациях Акимовой Л.А., Гановой Т.В., Ковешниковой Е.Н., Коваленко Ю.Г., Плотниковой Е.В., Стратоновой Л.М., Савельевой И.Н.

Диссертационное исследование Акимовой Л.А. посвящено семантическим и знаковым аспектам декоративного ансамбля народного женского костюма Русского Севера.

Работа Гановой Т.В. рассматривает проблему активизации творческого поиска учащихся средствами карнавально-маскарадного костюма. Ею решались задачи научно-педагогического обоснования условий активизации творческого поиска учащихся средней возрастной группы (11-14 лет), средств и способов художественной выразительности в процессе деятельности по изучению и созданию карнавально-маскарадного костюма.

Ковешникова Е.Н. экспериментально обосновала методику преподавания курса "Моделирование и конструирование одежды" на хгф пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей.

Диссертационное исследование Коваленко Ю.Г. рассматривает пути активизации развития дизайнерского мышления студентов хгф в процессе изучения основ моделирования костюма. Она предлагает разделить подлежащий усвоению теоретический материал на две основные части, представляющие сведения о костюме как социальном и художественном явлении и сведения о деятельности по его созданию, в соответствии с чем разрабатывает систему практических упражнений, направленных на успешное усвоение теории, на развитие дизайнерского мышления студентов.

Диссертация Плотниковой Е.В. посвящена формированию эстетической культуры средствами костюма. Ею разработана методика формирования эстетического вкуса, отмечены недостатки существующей традиционной методики.

Исследование Стратоновой JI.M. направлено на разработку курса "Художественное моделирование и конструирование одежды", на создание методики преподавания данного курса на хгф.

Савельева И.Н. в своем диссертационном исследовании изучает вопросы формирования основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма.

Актуальность нашего исследования заключается в следующем положении: анализ научно-методической литературы по теории и практике художественного образования, по вопросам художественного творчества, эстетического воспитания подрастающего поколения, и специальной литературы по костюму позволил нам прийти к выводу, что костюм может являться объектом творческой деятельности, средством эстетического воспитания и профессиональной подготовки студентов хгф педвузов.

Вместе с тем, в большинстве исследований костюм рассматривается с точки зрения конструирования, моделирования и технологии изготовления, недостаточно акцентируется значимость костюма как объекта творчества, как средства развития художественно-творческих способностей, совершенствования изобразительных и трудовых умений и навыков, не рассматривается возможность использования костюма как объекта творчества студентов хгф педвузов.

Анализ практики освоения художественной обработки текстильных материалов выявил трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе их творческой деятельности. Это недостаточное знание технико-художественных особенностей изготовления костюма, принципов формообразования, композиционных закономерностей организации костюма, неумение работать с источником творчества, вопросов цветоведения, слабое овладение приемами и навыками обработки текстильных материалов.

Эти обстоятельства определили тему нашего исследования, проблематика которой состоит в необходимости поиска новых средств, способов и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческой активности студентов хгф в процессе их художественно-творческой деятельности.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: обосновать с научной и педагогической точки зрения условия развития творческой активности студентов в процессе их деятельности по изучению и созданию костюма.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность студентов хгф по созданию костюма.

Предмет исследования: активизация творческого поиска изобразительных средств студентами хгф в процессе создания костюма.

Гипотеза исследования: постоянное, активное и целенаправленное применение системы средств активизации творческой деятельности студентов в процессе изучения костюма и организация условий успешной реализации этих средств, при условии широкой информированности студентов о способах и средствах решения поставленных задач позволит добиться развития творческой активности студентов хгф педвузов.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы нам предстоит решить следующие задачи:

1. Исследовать сущность и структуру творческой деятельности, для чего провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы.

2. Определить психолого-педагогические факторы, влияющие на активность творческого развития.

3. Определить роль способов и средств в художественном процессе.

4. Определить круг теоретических проблем, обосновать необходимость и методику изучения костюма на хгф.

5. Выявить специфику костюма как объекта творчества и особенности процесса его создания в аспекте значимости для активизации творческой деятельности.

6. Проследить разрешение проблемы развития творческой активности студентов хгф вузов в процессе изучения и создания костюма.

7. Разработать научно обоснованную систему занятий и упражнений, обеспечивающих условия развития творческой активности студентов хгф.

8. Экспериментально проверить и подтвердить эффективность предложенной методики в условиях вуза.

Методическую основу исследования составили: положения о творческой и деятельностной сущности личности; теоретические положения об учебно-познавательной деятельности, активизации учения, о роли познавательного интереса в учебно-познавательной деятельности, о проблемном обучении и творческих процессах в деятельности учения; теория творчества; труды, высказывания известных художников, ведущие положения передовой современной науки по философии, искусствознанию, методике преподавания изобразительного искусства и дпи; работы по этнографии костюма, композиции костюма, теории о взаимосвязи обучения, воспитания и развития в процессе формирования личности; учение об искусстве; современные взгляды на роль художественного образования и эстетического воспитания.

Для решения поставленных задач мы предполагаем использовать следующие методы исследования: теоретическое изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ по проблеме исследования; изучение и анализ методик, учебных программ и учебных пособий специальных учебных заведений, связанных с проблемой изучения и создания костюма; метод наблюдения (за работой студентов в процессе выполнения ими костюма); изучение и анализ продуктов творческой деятельности студентов при создании образа в костюме (программные, курсовые, дипломные работы студентов хгф по костюму); фотографирование, зарисовки, сбор музейного материала по костюму; опрос, собеседование и анкетирование студентов в процессе творческой деятельности; экспериментальная работа со студентами ВУЗа; экспериментально-творческая работа по созданию костюма.

Исследования проводились с 1988 по 1999 г.г. включительно.

На первом этапе исследования (1988-1994 г.г.) изучалась научно-методическая литература по теории и практике художественного образования, по художественному творчеству, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, специальная литература по костюму (искусство костюма, его история, функциональные особенности, образное построение, моделирование и т.д.), литература по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, композиции, цве-товедению. В то же время постоянно осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью студентов хгф педвузов: проводились исследования уровня творческой активности студентов, анализировалось содержание учебных заданий. Констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение исходных позиций исследования, проводился на хгф КГПУ (Курск). Был определен круг теоретических проблем, проанализированы учебные программы, методические материалы, система занятий и упражнений. В результате проведения первого этапа исследования нами были определены психолого-педагогические факторы, влияющие на творческую активность студентов, выявлена специфика костюма как объекта творчества в аспекте значимости для активизации творческой деятельности студентов хгф; разработана научно обоснованная система занятий и заданий, обеспечивающих условия развития творческой активности студентов хгф.

Второй этап (1995-1998) - опытно-экспериментальный, включающий опытно-экспериментальную деятельность по апробации системы занятий и упражнений по изучению костюма студентами хгф с целью активизации их творческой деятельности, а также анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Эксперимент проводился на базе хгф КГПУ.

Третий этап (1998-1999) - контрольно-итоговый: обобщение и систематизация материала, разработанного в ходе исследования. Научная новизна исследования заключается в: постановке проблемы развития творческой активности студентов хгф средствами костюма; раскрытии понятия и сущности эстетического воспитания молодежи и развития творческой активности в процессе создания костюма и выделении его как объекта творчества; в выявлении принципов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования костюма как средства развития творческой активности; в выявлении условий, при которых наиболее эффективно реализуется система средств развития творческой активности студентов хгф; в адаптации процесса создания костюма к условиям и требованиям художественного образования, воспитания и развития личности студента; обоснование костюма как объекта творчества студентов хгф для решения задачи развития творческой активности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы развития творческой активности студентов хгф в процессе их вузовской подготовки по дпи; обосновании эффективности использования костюма как объекта творчества, открывающего новые возможности для реализации творческого потенциала личности; возможности организации комплексного совершенствования самых различных художественно-изобразительных умений и навыков, а также развития творческих способностей в процессе создания костюма; возможности более полноценного решения проблем художественного образования и эстетического воспитания студентов.

Практическая значимость исследования заключается: в возможности использования его результатов при разработке учебных программ и учебной литературы; в разработке и методическом обосновании системы занятий и упражнений по изучению и созданию костюма. Материалы исследования, научно-практические рекомендации, учебно-методические пособия по костюму могут являться теоретической и методической основой для организации занятий студентов хгф по спецкурсу, кружковых занятий.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на достижения педагогической и психологической наук, искусствоведения и культуры, а также на результаты и выводы опытно-экспериментальной работы, проводившейся с 1988 по 1999 г.г., в которой было задействовано более 400 студентов вуза.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийской научно-практической конференции (Курск, 13-14 июня 1998 г.).

Экспериментальная работа со студентами по теме исследования проводилась на базе хгф КГПУ г.Курска (1998-1999 г.г.).

Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Народное декоративно-прикладное искусство в процессе гуманизации образования // Человек в научной и философской картине XXI века. Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции.- Курск: КГПУ, 1996. - С.40-42 (в соавторстве).

2. "Технология художественной обработки материалов" (практикум) Программа. Курск. 1997 г.

3. Традиционная русская народная художественная культура в процессе совершенствования профессиональной подготовки студентов хгф.// Традиционная русская народная художественная культура и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Орел: ОГПУ, 1998.- С. 139-141 (в соавторстве).

4. Пути решения проблемы художественного творчества на занятиях по художественной обработке текстильных материалов// Илиа-диевские чтения, тезисы докладов и выступлений международной научной конференции,- Курск, 1998. -С.231-233.

5. Изучение истоков народного творчества Курского края в системе подготовки студентов хгф на занятиях по оформлению текстильных материалов// Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник научных трудов. - Курск: КГПУ, 1998.- С.43-47.

6. Влияние народного костюма на формирование художника-педагога в системе подготовки на хгф// Материалы всероссийской научно-практической конференции.- Курск, 1998.-С.62-63.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мизикина, Любовь Семеновна

Выводы по III главе.

Мы считаем, что организация учебного процесса по изучению и созданию костюма предполагает наличие специальных знаний, умений и навыков, что обусловливает изучение данного вопроса на старших курсах (4 и 5 курс хгф).

При обучении необходимо учитывать индивидуальность каждого студента, лишь в этом случае можно максимально активизировать их творчество.

Наши наблюдения подтвердили предположение о том, что любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она не казалась, нельзя вводить в обучение до той поры, пока нет необходимых умений для ее выполнения. Требуется подготовка восприятия самого задания и элемент научения тому, как его выполнять. Только при этих условиях творческое задание может явиться деятельным средством развития творчества студентов.

Главным средством активизации учения является проблемное обучение. Проблемность лежит в основе познавательной активности, которая является мощным средством формирования творческого начала личности.

Только стимулируя познавательную деятельность самих студентов и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиваться желаемого результата.

В формировании учебно-познавательной деятельности важную роль играет установка, обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Для решения задачи активизации творческой деятельности студентов в процессе работы над костюмом необходимо вводить в процесс обучения специальные задания, направленные на совершенствование графических умений, технологических приемов, используемых при создании костюма. Эти упражнения должны носить творческий характер, быть оптимальной трудности и направлены на высокий уровень творческих требований.

Занятия по изучению и созданию костюма в педвузах должны вестись по системе, построенной по принципу последовательного изучения материала от простого к сложному, при этом необходимо учитывать взаимосвязь отдельных тем и разделов по "ХОМ", а также необходимо учитывать межпредметные связи, способствующие усвоению общетеоретических основ.

Заключение.

Мы считаем, что основой активизации творческой деятельности студентов хгф при изучении и создании костюма является учебно-познавательная деятельность, одним из средств которой мы можем назвать познавательный интерес.

Познавательный интерес оказывает существенное влияние на процессы обучения и воспитания. Мы рассмотрели его как стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности студента и эффективный инструмент преподавателя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые заставляют активизировать мышление студентов.

В основу учебного процесса, на наш взгляд, должно быть положено проблемное обучение, которое предполагает создание проблемной ситуации и направлено на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие умственной активности, формирование способностей самостоятельно мыслить и усваивать информацию.

Стимулом творческой деятельности студентов при работе над костюмом является установка учебного процесса на создание художественного образа, когда необходимо создать выразительную форму, пропорции, ритм, цветовой строй, орнамент костюма.

Мы выделили в нашем исследовании проблему активизации творческой деятельности студентов хгф на занятиях по изучению костюма, ведь искусство костюма является действенным средством, способным в полной мере раскрыть творческий потенциал человека.

Мы считаем целесообразным знакомство студентов с музейными экспонатами произведений в области костюма, богатейшим краеведческим наследием, включающем народные костюмы.

Наши наблюдения показали необходимость изучения многочисленного иллюстративного материала, включающего специальную литературу по костюму, журналы и книги о творчестве художников театра и т.д. Перед выполнением серии упражнений по спецрисованию мы рекомендуем студентам копировать эскизы костюмов известных мастеров этой сферы, тщательно изучив образцы, зарисовывать их для дальнейшей творческой работы над костюмом.

При организации занятий со студентами хгф обязательно использовать знания по народному декоративно-прикладному искусству, которые являются одним из главных источников творчества.

Нами разработан цикл упражнений по спецрисованию, включающий выполнение фор-эскизов, творческих и конструктивных эскизов. Здесь же необходимо включение заданий по переработке натурных объектов (стиллизация биоформ), по цветоведению - на создание гармонических сочетаний в одежде, создание художественного образа средствами цвета и т.д.

Все эти упражнения направлены не только на совершенствование графических умений, навыков и технологических приемов, но и на активизацию творческой деятельности студентов, так как они носят творческий характер и способствуют развитию фантазии, ассоциативного мышления, рождению новых идей.

Закономерным этапом работы студентов над костюмом является изучение имитационных техник, в которое мы включили разработку эскизов и выполнение образцов. Данный вид работ необходим для макетирования костюма, которое является важным моментом при изучении нашей темы.

Макетирование костюма, считаем мы, помогает лучше представить идею будущего костюма, полнее выразить образ, который должны создать студенты уже на следующем заключительном этапе - моделирование и конструирование одежды.

Весь комплекс учебных заданий должен носить творческий характер, быть оптимальной трудности, но при этом должен быть ориентирован на довольно высокий уровень, творческих требований.

Все вышеизложенное мы проверили в ходе экспериментального исследования, которое проводилось нами на протяжении нескольких лет на базе Курского государственного педагогического университета. Данные эксперимента подтвердили наши предположения, они убедительно доказали, что предлагаемая нами методика проведения занятий по изучению костюма на художественно-графических факультетах педвузов может успешно использоваться для активизации творческой деятельности студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мизикина, Любовь Семеновна, 0 год

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М.: Мир, 1982. - 181 с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Просвещение, 1994. - 403 с.

3. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательного творчества. // Вопросы психологии, 1956. N6. - с.41-53.

4. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1969. - 126 с.

5. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск.: Карелия, 1980.224 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.

7. Андреев Г.А. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. (Курс специального рисования.)// Учебное пособие для швейных техникумов. // Под общ. ред. Д.И. Виксне. М.: КОМЗ, 1960. -131 е., ил.

8. Андронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. -М.: Советский художник, 1987. 230 е., ил.

9. Анцибор М.М. О структуре познавательной деятельности. // Вестник высшей школы, 1988. N6 - с.31-35.

10. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. - 139 с.

11. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. // Под ред. Н.Н. Соболева. Спб.: Политехника, 1992. - 64 е., ил.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Сокращ. пер.с англ. В.Н.Самохина; Общ. ред. и вступит, статья В.П.Шестак. М.: Прогресс, 1974. - 392 е.: ил.

13. Артюшин Л.Ф. Цветоведение.- М.: Книга, 1982.-200 с.

14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976. 243 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1990. -367 с.

16. Архангельский С.И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1973. - 61 с.

17. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. Уфа. 1988. - 163 с.

18. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. - 46 е., ил.

19. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1976. - 56 с.

20. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности / Вопросы психологии. 1990. с.25-34.

21. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. 64 с.

22. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. М.: Просвещение, 1969. - с.83.

23. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1969. - 239 е., ил.

24. Беляева-Экземплярская С. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М. Л.: Гизлегпром, 1934. - 104 е., ил.

25. Береснева В.Я. Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М.: Легкая индустрия, 1977. - 187 е., ил.

26. Береснева В.Я., Яглом И.М. Симметрия и искусство орнамента. // В сб.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 19074. с.284 -289.

27. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. / В книге О.Грузенберг Гений и творчество. Л., 1924. - 236 с.

28. Боголюбов Н.С. Принцип индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар: Центр педагогической инновации, 1992. - 27 с.

29. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве. // В сб. научных трудов: Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1990. - с.3-9.

30. Богоявленская Д.В. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.96 с.

31. Боно Э. Рождение новой идеи. О нестандартном мышлении. -М.: Прогресс, 1976. 105 с.

32. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. - 96 с.

33. Бунге М. Интуиция и наука: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1967. - 187 с.

34. Вавилов С.И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1982. - 128 с.

35. Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. 183 с.

36. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -192 с.

37. Великая тайна одеваться к лицу. // Сост. Т.Б.Забозлаева. -СПб.: Лениздат, 1992. 22 е., ил.

38. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстовый подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. - 207 е.,1. ИЛ.

39. Волков И.П. Учим художественному творчеству // Педагогический вестник. М., 1994. - N5. т с.3-29. 40. Вопросы психологии творчества. / под ред. Страхова И.В., - М., 1982. - 81 с.

40. Вузовское обучение: проблемы активизации /Б.В. Бокуть, С.М. Сохорева, А.А. Шеметков, И.Ф. Харламов / Под ред. Б.В. Боку-тя, И.Ф. Харламова. Минск, 1989. - 108 с.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 260 с.

42. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Российского университета, 1992. - 208 с.

43. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 187 с.

44. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 17 с.

45. Гин А. Педагогическая техника: Как перейти от репродуктивного обучения к деятельному. // Учительская газета. 1992. - N9. -с.19.

46. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.,: Прометей, 1993. - 306 с.

47. Гольдин И.М. Сборник "О проблемном обучении" Вып.З, -М.: Просвещение, 1973. 89 с.

48. Голыбина А.Г. Вкус и мода (лит. обработка Е.Д. Либерман). -М.: Знание, 1974. 206 е.: Лениздат, 1959. - 247 е., ил.

49. Горина Г.С. Моделирование костюма на основе народных традиций. М.: МТИ, 1978. - 21 е., ил.

50. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: легкая ипищевая промышленность, 1981. 183 е., ил.

51. Горина Г.С. Традиции и модный костюм. М.: ДИ СССР, N3, 1967. - 27 е., ил.

52. Горина Г.С. Народное искусство в моделировании одежды. -М.: Легкая индустрия, 1974. 182 е., ил.

53. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

54. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. // т.2. М.: Русский язык, 1989.

55. Де Боне Эдвард. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. - 146 с.

56. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. - 374 е., ил.

57. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. - 151 с.

58. Дьюи Д. Мое педагогическое кредо. Львов, 1933. - 34 с.

59. Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться (или мода на все времена).- Рига: Фирма ИМПАКТ. 1992. 249 е., ил.

60. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Дис. канд. пед. наук. М.: 1995. - 230 с.

61. Завалишина Д.Н. Образное мышление в контексте обучения // Вопросы психологии, N2. - 1992. - с.170-171.

62. Завгородняя Е.В. Психология формирования художественного замысла. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. - 16 с.

63. Загвязинский В.И. Измерение уровня проблемности в обучении / Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов. М.: Педагогика, 1973. - с.233-237.

64. Загвязинский В.И. Преподавание как творческий процесс: К активизации учебного процесса в ВУЗе.// Вестник высшей школы. -1987. N7. - с.22-29.

65. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. // 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1983. - 206 е., ил.

66. Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. - 73 с.

67. Зинченко В.П., Спасевич В.М. Творчество в учебном рисунке. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1989. - 51 с.

68. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов хгф на начальном этапе обучения рисунку: Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1980. - 16 с.

69. Игнатова JI. Каждый выпускник творческая личность. - Народное образование, N1, 1994. - с.54-58.

70. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - с.161.

71. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. - М., 1961. - 223 с.

72. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью. -Дис. канд. пед. наук. М.: Просвещение, 1982. - 264 с.

73. Илиади А. Природа художественного таланта. М.: Знание, 1965. - 167 с.

74. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М.: 1975. - 123 с.

75. Ильинская И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Дис. канд. пед. наук. - М., 1972. - 259 с.

76. Ильянков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: 1940. - 290 с.

77. Ильясов И.И., Мальская О.Е. К продлемам анализа учения как деятельности. // Психология учебной деятельности школьников. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 201 с.

78. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. - 96 с.

79. Кадыров Б.Р. Уровень активности и некоторые динамические характеристики психической активности. // Вопросы психологии, 1974. -N4. С.133-138.

80. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. - 48 с.

81. Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Об одежде и моде. М.: Экономика, 1986. - 156 е.,ил.

82. Кибалова Л., Гербенева О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. // 3-е издание. Прага, Артия, 1988. - 608 е., ил.

83. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии, 1966. N10. - С.104.

84. Киреева Е.В. История костюма. М.: Искусство, 1976. - 169с.

85. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека.// т.2, Способности.- Л.:Наука, I960.- 367 с.

86. Коган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

87. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 258 е., ил.

88. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 143 е., ил.

89. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. // Учебное пособие для вузов // 2-е изд. М.: Легпромбытиздат, 1987. 232 е., ил.

90. Коломина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.

91. Коменский Я. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах, т.2. М.: Педагогика, 1982. - с.242-476.

92. Корешков В.В. Декоративная деятельность средство формирования и развития личности // В сб. научных трудов: Совершенствование художественной подготовки студентов хгф к работе в школе. -Уфа: Баш. ГПИ, 1992. - с.5-7.

93. Корешков В.В. Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве. // В сборнике научных трудов: Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. - с.78-91.

94. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Дис. док. пед. наук. - М.,1994. 371 с.

95. Коротяев М.Б. Учение процесс творческий: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980. - 120 с.

96. Кормулина Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 145 с.

97. Косарева Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. // Учебное пособие. Л.:Инженерностроительный институт, 1978. 81 е., ил.

98. Котханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Автореф. дис. док. пед. наук. - М., 1994. - 34 с.

99. Кочетов А.И. Педагогическое творчество: мысль и поиск //

100. Образование. 1992. - N1. - С.35-40.

101. Краткий психологический словарь. //Под общей ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1985. - 432 с.

102. Крижаускине П. Немного веревки, лоскутков и фантазии. -М.: Молодая гвардия, 1982. 127 е., ил.

103. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. - 305с.

104. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека / Вопросы психологии. 1990. - N3. - С.113-120.

105. Кудрявцев В.Т. Технология технического мышления. М.: Педагогика. - 1975. - 209 с.

106. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф.Ломова: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. - 256 е., ил.

107. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. - 64с.

108. Леонтьев А.Н. деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

109. Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопросы психологии, 1957. N1. - С.21-32.

110. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика, 1996. - N2. - С.7-10.

111. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -N3. -415 с.

112. Лилов А. Природа художественного творчества (Пер. с бол.).-М., 1981.- 479 с.

113. Лингарт М. Процесс и стуктура человеческого учения. М.: Просвещение, 1970. - 21 с.

114. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2, - N2. - С73-102.

115. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 128 с.

116. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментальное психологическое исследование. М.: Наука, 1974. - 172 с.

117. Люблинская А.А. Природа активности и ее значение в развитии школьника. / Уч. зап. ЛГПИ, Т.300. Л., 1967. - С.6-35.

118. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. - Т.4 - 309 с.

119. Маленко Л.И. Искусство костюма. Методическое пособие для художников-модельеров. Минск, 1983. - 88 е., ил.

120. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1996. - 192 с.

121. Матюшкин A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

122. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности / Вопросы психологии. 1989. - N6. - С.29-31.

123. Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения. // Сов. пед., 1989. N7. - С.38-47.

124. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

125. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественноговос-приятия. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

126. Мейлах Б.С., Высочина Е.И. Новое в изучении художественного творчества. Эстетика, N10. - М.: Знание, 1983. - 27 с.

127. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. -179 е., ил.

128. Миронова Л.Н. Цветоведение. Учебное пособие. Минск.: Вышэйная школа, 1984. - 286 с.

129. Наливина Т.И. Практическое цветоведение. Методические указания по курсам: основы художественного проектирования, декоративно-прикладное искусство, практикум в учебных мастерских. Для студентов хгф. М., 1985. - 89 е., ил.

130. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

131. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. - 208 с.

132. Орлова Л.В. Азбука моды. М. - Просвещение, 1989. - 176 е., ил.

133. Основы декоративного искусства в школе // Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. 175 е., ил.

134. Основы художественного ремесла // В 2 ч. Под ред. В.А.Барадулина и О.В.Танкус. 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 240 е., ил.

135. Пармон Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (В историческом аспекте): Учебное пособие по рисунку и спецкомпозиции для студентов. М.: Легкопромбытиздат, 1982. - 108 е., ил.

136. Перельман Я.И. Что такое занимательная наука // Неделя. -N15. С.14.

137. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. - 184 с.

138. Пидкасистый П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности // Вестник высшей школы, 1984. N9. - С.35-39.

139. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 190 с.

140. Подвойский В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности. Дис. канд. псих. наук. - М., 1987. - 180 с.

141. Подвойский В.П. Формирование творческого мышления студентов педвуза / Межвузовский сборник научных трудов МГПИ им. В.И.Ленина. М.: 1986. - С.172-179.

142. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

143. Просецкий П.А., Семиченко В.Г. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред. М.И. Дьяченко: МГПУ им. В.И.Ленина. -М.: Прометей, 1989. 82 с.

144. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова идр.: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

145. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975. - 251 с.

146. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении / Хрестоматия по психологии под ред. В.В.Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. - 201 с.

147. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников / Вопросы психологии. 1990. - N5. - С.81-88.

148. Роджерс Н. Творчество как усиление себя / Вопросы психологии. 1990. - С. 164-170.

149. Ростовцев А.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

150. Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество. //Сборник: Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. - С.36-54.

151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1990. - 289 с.

153. Рытвинская Л. Образно- ассоциативная основа творчества художника-модельера: Учебное пособие. М.: Знание, 1980. - 32 с.

154. Скаткин М.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965. - 148 с.

155. Скаткин М.А. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

156. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.

157. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.

158. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект Пресс, 1985. - 255 с.

159. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: педагогика, 1972. - 193 с.

160. Столяров Ю.С. Уроки творчества. М.: Педагогика. 1981. -176 с.

161. Стратонова Л.М. Графическая деятельность на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления. Дис. канд. пед. наук. - М., 1991. - 160 с.

162. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Просвещение, 1975. - 83 с.

163. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. - 360 е., ил.

164. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФМР, 1947, N11. - С.75.

165. Теоретические проблемы психологии личности /Отв. ред.

166. Шорохов Е.В. М., 1974. - 317 с.

167. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 267 с.

168. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966,- 450 с.

169. Федорова Л.Г. Специфика активности создания в художественном творчестве. Автореф. дис. канд. псих. наук. - Л., 1980. - 16 с.

170. Филиппов В.Основы техники рисунка. М.: Профиздат, 1966. - 78 е., ил.

171. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 240 с.

172. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений Перевод. / Сост. науч. ред., авт. вступ. статьи М.Г. Ярошевский. -М.: Просвещение, 1990. 448 с.

173. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. М.: Стройиз-дат, 1973. - 117 с.

174. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. -Минск, 1975. 39 с.

175. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1986. 207 е., ил.

176. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий ДПИ: Автореф. дис.! док. пед. наук. М., 1983. - 572 с.

177. Хитров А.Е. Рисунок. М.: Легкая индустрия, 1964. - 242 е.,ил.

178. Черемных А.И. Основы художественного конструирования.- М.: Легкая и пищевая промышленность. 1983. - 192 с.

179. Черемушкина Н. Принцип трансформации растительных мотивов в формы костюма и орнамента: Учебное пособие. М.: Московский текстильный институт, 1985. - 51 е., ил.

180. Шабанова О.П. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов педвуза по черчению через творческий подход. -Дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 125 с.

181. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей / Психологический журнал. 1985. - Т.6. - N3. - С.38-40.

182. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 208 е., ил.

183. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества. // Новые исследования в педагогических науках М.: Просвещение, 1987. - N2. - С.3-7.

184. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207с.

185. Шпикалова Т.Я. Народное творчество в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации. Дис. док. пед. наук. - М., 1988. - 368 с.

186. Щеголихина А.К., Тимофеева И.Е. Рисунок. М.: Легкая индустрия, 1976. - 156 е., ил.

187. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

188. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351 с.

189. Эльконин Б.В. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. - 168 е., ил.

190. Эрдниев П.М. Учебно-познавательная деятельность // Вопросы философии. N4. - С. 52.

191. Эсаулов А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. - 221 с.

192. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: педагогика, 1979. - 114 с.

193. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. 48 с.

194. Яковлев Е.Г. Проблема художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972. - 121 с.

195. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского университета. - 1988. -160 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.