Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Михалева, Валентина Васильевна

  • Михалева, Валентина Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 211
Михалева, Валентина Васильевна. Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2004. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михалева, Валентина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Отражение в психолого-педагогнческой н методической литературе проблемы формирования творческого учителя.

1.2 Психолого-педагогическне основы творческой активности студентов педагогического колледжа.

1.3 Виды музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа как средства формирования их творческой активности.

ГЛАВА И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Критерии и уровни творческой активности студентов педагогического колледжа.

2.2. Содержание и организация учебно-творческой деятельности студентов педагогического колледжа на предметах музыкального цикла.

2.3. Самостоятельная работа студентов педагогического колледжа в системе развития их творческой активности на предметах музыкального цикла.

2.4. Динамика развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников»

Современная ситуация в социокультурной и духовной жизни страны характеризуется интенсивно развивающимся процессом демократизации, при котором происходит установление истинно гуманистических отношений, пробуждается творческое самосознание людей, раскрепощаются их потенциальные возможности и способности. Этот процесс всё глубже проникает в различные сферы жизнедеятельности людей, детерминирует и наполняет новым содержанием различные области педагогической науки и практики.

На современном этапе обновления педагогического процесса перед вузами и колледжами ставятся новые цели и задачи, открывающие широкие возможности творчеству, поиску активных методов обучения и воспитания молодых специалистов.

В настоящее время часто обсуждают проблему образования в XXI веке. В главном вопросе все единодушны: при любых условиях останутся две ключевые фигуры - ребёнок и учитель. В нашем профессиональном деле главная личность -учитель, так как от него в основном зависит успех всего дела.

Каким должен быть учитель современной школы? Современные тенденции в развитии системы профессионального образования меняют подходы к подготовке специалистов.

Модернизация системы образования в России создала благоприятные условия для развития новых типов образовательных учреждений - гимназий, лицеев, колледжей. Колледж - и структурно, и содержательно - вполне инновационное учебное заведение. Колледж - это удовлетворение потребностей личности в получении качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщение к научно-исследовательской деятельности и т.д.

На современном этапе развития общества возросли требования к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску новых форм, методов и приёмов воспитания и обучения.

В «Концепции среднего специального образования» подчёркивается необходимость активизации деятельности педагогических колледжей по формированию творчески активной личности будущего учителя, сосредотачивается внимание на развитии способностей и умений творческой деятельности у каждого педагога.

Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем обучения и воспитания студентов.

Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что в новых условиях общественного развития изменились требования к среднему профессиональному образованию. Уже сейчас многие профессиональные российские колледжи заключают договоры с вузами об осуществлении совместных преемственных образовательных программ. Эта совместная деятельность оказывается полезной и выгодной как вузам, так и колледжам. Мы согласны с мнением Н.Б. Истоминой, что « на I ступени (в колледже), студент должен овладеть знаниями и умениями, которые позволят на практике реализовать новые направления в работе с младшими школьниками. От усвоения рецептурных методических рекомендаций - к осознанию возможности использования различных вариантов решения методических вопросов; от действий по образцу - к овладению общими способами методической деятельности; от воспроизводящего уровня методических знаний - к формированию умений обоснованно действовать в различных ситуациях и критически оценивать» (77, 44).

Всё это воспитывает творческую личность учителя, что очень важно в настоящее время, так как современные социальные условия объективно требуют подготовки специалистов с развитым творческим мышлением.

С 1992 года в России существует двухступенчатая система подготовки учителей начальных классов: колледж - вуз. Обучение студентов по двухуровневой системе поставило перед педагогическими колледжами новые задачи в деле подготовки будущих учителей.

С одной стороны, мы должны подготовить учителя-практика; с другой -студента, готового продолжить обучение в вузе. Педагогический колледж готовит специалистов, которые непосредственно будут воспитывать, и обучать подрастающее поколение. В связи с этим, каждый выпускник колледжа, наряду с профессиональной подготовкой, т.е. накопленной суммой знаний, практических умений и навыков, должен иметь активное познание: должен уметь самостоятельно находить альтернативные варианты решения различных педагогических задач.

Одной из важнейших задач обучения в педагогических вузах и колледжах является развитие творческих способностей каждого студента, будущего учителя, развитие его творческой активности.

В настоящее время в обществе складывается социальный заказ на творческую личность, способную думать по новому, предлагать нестандартные решения, человека, у которого есть потребность к саморазвитию.

Воспитать творческую личность может только творческий учитель. Успешное решение поставленных задач во многом зависит от его культуры, гражданской ответственности, самоотдачи и непременно творческого отношения к делу. Это особенно подчёркнуто в материалах школьной реформы: « Учительская профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу» (162, 56).

В связи с этим, подготовка к творческой деятельности будущего учителя, развитие его творческой активности является основным направлением профессиональной школы.

Как подготовить в стенах педагогического колледжа творчески развитого педагога?

Отвечая социальному заказу - воспитанию творческой личности, активно участвующей в познании и духовном преобразовании окружающего мира, педагогика стремится восстановить престиж индивидуально-творческой деятельности.

Мы убеждены, что для осуществления успешной профессиональной деятельности на высоком творческом уровне учитель начальных классов должен иметь значительную гуманитарную, в том числе музыкально-эстетическую подготовку. Цель творчества студента - в формировании собственной художественной культуры, приобретении знаний, умений, навыков, которые, формируясь в процессе учебно-музыкальной деятельности и материализуясь в её результатах, могут быть переданы будущим воспитанникам студентов - школьникам. Выполнить эту задачу возможно, лишь максимально приближаясь к профессиональной творческой деятельности, создавая произведения музыкального искусства, становясь субъектом художественного творчества. Социальная гуманистическая роль музыкального искусства, в центре которого стоит Человек и человеческое отношение к миру, способствует совершенствованию эстетических и нравственных качеств личности, гармонизации и гуманизации всех процессов её развития.

Учебными планами и программами по музыкальным дисциплинам в педагогическом колледже (специальность 0312 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания») предусматривается довольно высокий уровень музыкальной подготовки студентов. В то же время опыт работы преподавателей музыкальных дисциплин показывает значительное несоответствие программных требований и реальной подготовки студентов к музыкально-эстетическому воспитанию в школе. Выпускники педагогических колледжей часто не готовы к решению тех сложных задач, которые на современном этапе выдвинуты перед школой в области музыкального воспитания. Молодые учителя начальных классов нередко отказываются от ведения уроков музыки, не имеют вкуса к внеклассной музыкально-эстетической работе. Поэтому актуально исследование уровня музыкально-эстетической образованности студентов, развития их творческой активности в процессе музыкального обучения.

На творческий, исследовательский характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие.

А. Дистервег, например, писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадёт во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

К.Д. Ушинский подчёркивал, что работа педагога более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении. По П.П. Блонскому, новая школа - школа жизни и творчества самого учителя. С.Т. Шацкий отмечал, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим.

Творческий характер труда учителя убедительно и ярко раскрыт в работах A.M. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Опыт развития творческих способностей учащихся обобщён и описан известными в стране педагогами Ш. А. Амонашвили, И.П. Волковым, В.Ф. Шаталовым, E.H. Ильиным и др.

Важное значение для нашего исследования имели теоретико-методологические подходы философов, социологов, психологов, педагогов (Б.Г. Ананьев, Е.А. Ануфриев, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, JI.C. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Я.А. Пономарёв, C.JI. Рубинштейн, И.Р. Страхов, Г.С. Сухобская, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Значительный вклад в разработку проблемы творческого развития учащихся в процессе обучения внесли педагоги П.Р. Атутов, А.Е. Дмитриев, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.И. Савенков и др.

В работах педагогов (Ю.К. Бабанский, С.П. Баранов, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин) и психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Н.Ф. Талызина) нашли своё отражение разработки идей методического творчества. Проблемой педагогического творчества занимались многие психологи и педагоги в связи с формированием творческой личности учителя и его готовности к профессиональной деятельности (Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.И. Поташник, И.П. Раченко и др.).

Проблема профессиональной подготовки учителя уже длительное время является одной из центральных проблем педагогической науки (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.Е. Дмитриев).

В 90-е годы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных проблеме творческой подготовки будущих учителей начальных классов (Г.В. Абросимова, В.П. Веденина, Т.В. Зацепина, Н.В. Максименко, В.Ш. Масленникова, М.Г. Мерзлякова, Л.И. Мищенко и др.).

Важное значение для профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов имеет «Концепция подготовки учителя начальных классов» (в педагогических институтах и училищах) — составители А.Е. Дмитриев и М.Р. Львов. В ней раскрыты задачи начальной школы в условиях построения системы непрерывного образования; дана сущностная характеристика личности учителя начальных классов, особенности его подготовки к учебно-воспитательной работе.

Авторы подробно освещают необходимые учителю четыре цикла знаний и умений, которые следует считать профессиональными.

Ими выделен специально цикл подготовки учителя к творческой деятельности, к элементарному научному исследованию, к обобщению передового педагогического опыта, к творческому развитию детей.

Развитие творческой активности обучающихся в музыкально-педагогической деятельности показаны в работах Б.В. Асафьева, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина, В.А. Шацкой и их последователей.

Процесс формирования профессионально-творческой деятельности будущих учителей в системе музыкальных занятий получил отражение в ряде исследований (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.Л. Балая, JI.A. Безборо-дова, Я.Я. Бирзкопс, Т.Н. Воронова, Л.Г. Дмитриева, М.А. Зильберквит, А.Ф. Назаров, И.Н. Немыкина, Г.К. Овакимова, М.С. Осеннева, Н.М. Провозина, Л.А. Ра-хинбаева, Т.Д. Суслова, Н.М.Черноиваненко, Е.И. Юдина и др.).

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы показал, что накоплен богатый опыт в разработке рассматриваемой проблемы. Вместе с тем в теории обучения недостаточно определена и изучена проблема развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников. Остаются мало исследованными содержание и структура развития творческой активности будущего учителя в процессе изучения дисциплин музыкально-эстетического цикла, её показатели и уровни, а также педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности студентов педагогического колледжа.

Указанные обстоятельства определили выбор темы: «Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников».

Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - музыкально-эстетическая подготовка в педагогическом колледже (специальность 0312 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания»).

Предмет исследования - процесс развития творческой активности будущих учителей начальной школы при изучении дисциплин музыкально-эстетического цикла.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников существенно повысится, если у них будут сформированы:

- мотивационный компонент творчества, предполагающий направленность на творческое усвоение знаний, понимание важности музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- содержательно-операционный компонент, включающий реализацию побуждений к творческой активности, овладение глубокими знаниями в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- эмоционально-волевой компонент творчества, обеспечивающий эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникшие трудности.

С учётом цели, объекта и предмета исследования выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать современное состояние проблемы развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

2. Выявить структуру развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе изучения дисциплин музыкально-эстетического цикла.

3. Определить критерии и уровни творческой активности студентов педагогического колледжа.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческой активности будущих учителей начальных классов в процессе изучения дисциплин музыкально-эстетического цикла.

Методологическую основу исследования составляют современные философские концепции формирования личности и положения об искусстве как специфической форме общественного сознания, о социальной творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях её развития, об интеллектуально-творческом потенциале личности как целостном природно-социальном явлении, о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности.

В теоретическом плане исследование базируется на фундаментальных положениях: о механизмах персонализации и самореализации личности (К.А. Абульханова - Славская, А.К. Маркова, А. Маслоу, A.B. Петровский, К. Роджер); о субъективной сущности человека (A.B. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский); о единстве внешних воздействий и внутренних позиций личности (C.JI. Рубинштейн и др.); о развитии интеллектуально-творческого потенциала личности (X. Адлер, С.П. Баранов, А.Е. Дмитриев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М. Нахари, Н.Д. Никандров, X. Пассов, В.М. Скат-кин, В. Уильяме);

Теоретическое обоснование явлений, образующих музыкальную культуру личности дали учёные-музыковеды (Б.В. Асафьев, Р.И. Грубер, Б.В. Яворский), социологи (A.B. Луначарский, А.И. Сохор, В.Л. Цуккерман), педагоги (Э.Б. Аб-дуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.А. Безбородова, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимодополняющих друг друга:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической, музыкально-педагогической литературы;

- изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;

- наблюдение и педагогический анализ деятельности студентов с целью изучения условий обеспечения развития их творческой активности;

- анкетирование;

- тестирование;

- изучение продуктов творческой деятельности;

- анализ творческих работ;

- ретроспективный анализ личного опыта преподавания в школе, колледже и вузе;

- педагогический эксперимент;

- метод сравнительного педагогического анализа;

- статистическая обработка материалов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Пензенского государственного педагогического колледжа, Городищенского государственного педагогического колледжа, базовых школ №7, № 12, №24 г. Пензы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе — поисковом (1997 - 1998 гг.) выявлено современное состояние проблемы, определены цель, задачи, гипотеза и методы исследования. Проведён констатирующий этап эксперимента по выявлению у студентов педагогического колледжа уровней творческой активности в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

На втором этапе - теоретико-экспериментальном (1998 - 2002гг.) изучалась и анализировалась литература (философская, методологическая, психолого-педагогическая, методическая, музыкально-педагогическая). На этом этапе были сделаны анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике; разработана система мер, в результате чего выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности будущего учителя начальных классов в процессе изучения музыкально-эстетических дисциплин. Проведён формирующий эксперимент.

Третий этап - обобщающий (2002 - 2004 гг.) включал в себя систематизацию, обобщение и уточнение теоретических положений и выводов, апробацию результатов исследования в практику, литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на.теоретические положения о человеке как высшей ценности общества, о ведущей роли активной деятельности в формировании творческой личности, на теоретические положения музыкальной социологии, теорию эстетического воспитания, теорию музыкально-эстетической культуры личности; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций, свидетельствующих о позитивных изменениях в уровне подготовленности студентов педагогического колледжа к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников; сопоставимостью полученных данных с массовым опытом, достаточной продолжительностью изучения проблемы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- представлен целостный анализ практики развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

- выявлена сущностная характеристика мотивационного, содержательнооперационного, эмоционально-волевого компонентов развития творческой активности будущих учителей в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

- выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективного развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- обоснована необходимость развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

- расширены имеющиеся теоретические представления о содержании, организации, методике развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

- охарактеризованы критерии и уровни творческой активности студентов педагогического колледжа;

- разработаны научно-практические рекомендации по повышению уровня творческой активности будущих учителей начальной школы в процессе изучения дисциплин музыкального цикла.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

- содержащиеся в нём теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно улучшить процесс развития творческой активности студентов педагогического колледжа на предметах музыкально-эстетического цикла;

- исследование сопровождалось разработкой методических материалов и апробацией новых программ: «Музыкальный инструмент», «Дирижирование. Дирижёрско-хоровая практика», «Музыкальная литература», «Постановка голоса», «Методика музыкального воспитания», «Сольфеджио», факультатива «Музыкальная культура общества».

- результаты исследования могут быть использованы в деятельности педагогических учебных заведений.

Апробация и внедрение. Материалы исследования обсуждались на заседаниях предметно-цикловых комиссий педагогики и психологии, предметно-цикловых комиссий музыки Пензенского государственного педагогического колледжа и Городищенского государственного педагогического колледжа, научно-практических конференциях (1997 - 2004 гг.).

Материалы исследования использовались и обсуждались на областных научно-практических конференциях в Городищенском педагогическом училище (1997 г.); в педагогическом училище города Белинска (1998 г.); в Пензенском государственном педагогическом колледже (1999 - 2003 гг.); на международной научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном процессе» (Пенза, ПГПУ, 8-9 октября 2002 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация региональной системы образования: практико-ориентированный аспект» (Пенза, ИПК и ПРО, 4 ноября 2003 г.); на научно-практической конференции «Контроль качества подготовки специалистов» (Ульяновск, УПК, 22 апреля 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников характеризуется как единый процесс, предусматривающий музыкально-эстетическую, психолого-педагогическую и методическую подготовку студентов.

2. Содержание и структуру творческой активности будущего учителя начальных классов следует рассматривать как взаимосвязь трёх основных компонентов: мотивационного, предполагающего осознание необходимости воспитывать в себе творческую личность, понимание важности музыкально-эстетического воспитания младших школьников, развития у них музыкальных знаний, умений и навыков, осознанного стремления к выбору профессии; содержательно-операционного, включающего овладение глубокими знаниями в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания младших школьников, инновационными процессами музыкально-эстетической подготовки школьников, способность генерировать идеи, использовать творческий опыт других; эмоционально-волевого, предполагающего эмоционально-волевую направленность на учебно-творческую деятельность, наличие интереса, склонности добиваться успешных результатов.

3. При определении уровней творческой активности студентов педагогического колледжа (высокого, среднего, низкого) необходимо опираться на следующие критерии: сформированность музыкально-эстетических знаний; способность к эмоционально-образному восприятию музыки; способность к постановке (принятию) музыкально-творческой задачи; готовность к самостоятельной музыкально-учебной деятельности; качество музыкальной (музыкально-педагогической) продукции.

4. Эффективность развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников определяется соблюдением следующих педагогических условий: а) введение в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа творческого, исследовательского начала; б) организация музыкального обучения студентов осуществляется на основе обобщённых музыкально-эстетических понятий, с учётом критериев и уровней творческой активности каждого студента; г) включение студентов в самостоятельную деятельность через систему дидактически обоснованных заданий, учитывающих уровни их творческой активности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Михалева, Валентина Васильевна

Результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Инновационно-поисковая деятельность преподавателей музыки по созданию системы непрерывного педагогического образования // ПРОСВЕЩЕНИЕ: проблемы и перспективы, № 2-3. - Пенза, 1998. - С. 60-62.

2. Моделирование готовности будущего учителя начальных классов к творческому развитию в процессе музыкальной подготовки / Развитие личности в образовательном процессе: Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2002. - С. 53-55.

3. Роль хоровых занятий в культурно-образовательном и творческом развитии студентов педагогического колледжа / Модернизация региональной системы образования: практико-ориентированный аспект: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, ч.И. - Пенза: ИПК и ПРО, 2003. - С. 21-23.

4. Формирование творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе музыкальной подготовки // Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания», вып. XXII. - М.: «Прометей» МПГУ, 2003. -С. 158-162.

5. Роль хоровых занятий в культурно-образовательном и творческом развитии студентов педагогического колледжа // Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания», вып. XXIII. -М.: «Прометей» МПГУ, 2003. -С. 123-126.

6. Исследовательская работа студентов педагогического колледжа в системе подготовки их к творческой деятельности на предметах музыкального цикла // Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания», вып. XXIV. -М.: «Прометей» МПГУ, 2004. - С.127-130.

7. Содержание и организация учебно-творческой деятельности студентов педагогического колледжа на предметах музыкального цикла / Контроль качества подготовки специалистов: Материалы научно-практической конференции. - Ульяновск: УПК, 2004. - С. 74-77.

177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая основные итоги исследования, можно констатировать, что необходимым условием успешной реализации задач подготовки студентов педагогического колледжа к творческой деятельности является развитие их творческой активности.

Творческая активность - это свободная универсальная человеческая деятельность, способность, стремление, желание преобразовывать мир. Это создание материальных и духовных ценностей, продуцирование нового всесторонне развитого человека. Художественно-творческая активность характеризуется отражательно-созидательной деятельностью субъекта, в основе которой лежит эмоционально-образное мышление. Применительно к учебной деятельности студентов творческая активность определяется как целенаправленная саморегулируемая деятельность, сопровождающаяся процессом интенсивного формирования познавательных и преобразовательно-созидательных способностей, раскрывающихся в создании оригинальной учебной и профессионально значимой продукции.

Изучение педагогической литературы по данному вопросу показало, что большинство прогрессивных педагогов отмечали важность творческого развития учащихся. Приобщение к творчеству они связывают с умственным развитием. По их мнению, резервы развития в процессе обучения находятся во взаимодействии содержания и способов познания. В содержательной стороне обучения важным является дифференциация содержания по степени обобщённости понятий. Доказано: если ориентировать обучающихся только на уровень частных знаний, то такое обучение формирует лишь эмпирическое мышление, что затрудняет развитие творческих способностей. В этой связи следует подчеркнуть большую роль обобщённых музыкально-эстетических знаний в организации всех видов музыкального творчества студентов.

Педагоги и психологи считают, что для развития творческой активности студентов необходимо их включение в самостоятельную работу. Поэтому особое место они отводят разработке и внедрению разнообразных систем самостоятельных заданий, часть из которых должна ориентировать на творчество и исследовательское начало.

Положение о том, что музыкально-творческая активность формируется в музыкальной деятельности, потребовало выявления сущности ведущих видов этой деятельности, нахождения их места в структуре учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, в комплексе музыкально-учебных дисциплин в колледже по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания» для развития творческой активности студентов ведущую роль играют такие виды деятельности, как сотворчество-восприятие, творчество-исполнительство и музыкально-педагогическое исследование. Применительно к перечисленным видам музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа, в исследовании разработана типология самостоятельных заданий, выполнение которых позволяет студентам включиться в активную творческую работу. Типы заданий сформулированы следующим образом: задания, предполагающие преобладание индуктивного способа познания; задания, предполагающие преобладание дедуктивного способа познания; задания, в ходе выполнения которых требуется сочетание индуктивного и дедуктивного способов познания; задания, направленные на реализацию словесной характеристики музыкальных явлений; задания, связанные с педагогической интерпретацией музыки, музыкальной деятельности детей и педагогов; задания репродуктивно-творческие и задания творческие.

Исходные теоретические положения позволили выявить критерии творческой активности и описать её уровни, что явилось основой организации опытно-экспериментального исследования, которое состояло из констатирующего эксперимента в контрольной группе, формирующего и констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.

Проведённое исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы и позволило сделать выводы:

Анализ современного состояния проблемы развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников показал, что существующая подготовка студентов к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников не отвечает в должной мере современным требованиям школьного образования. Осознавая необходимость музыкально-эстетического воспитания младших школьников на высоком уровне творческой активности, большинство учителей начальных классов и студентов педагогических колледжей не в состоянии эффективно осуществлять данное направление педагогического процесса.

Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников представляет собой целостное образование его личности, отражающее способность к музыкально-педагогической деятельности в единстве мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Эффективность развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников определяется соблюдением следующих педагогических условий: введение в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа творческого, исследовательского начала; в процессе организации музыкального обучения учтены критерии и уровни творческой активности каждого студента; музыкальное обучение студентов осуществляется на основе обобщённых музыкально-эстетических понятий (введение факультатива «Музыкальная культура общества»); студенты включены в активную самостоятельную деятельность через систему дидактически обоснованных заданий.

Проведённое опытно-экспериментальное исследование показало, что выполнение выделенных педагогических условий обеспечивает развитие творческой активности у студентов педагогического колледжа, способствует приобретению будущими учителями начальных классов комплекса знаний и умений, необходимых для осуществления музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

Решение этих вопросов позволило обеспечить динамику развития творческой активности студентов педагогического колледжа от исходных уровней творческой активности к уровням более высоким. Достоверность в определении уровней достигалась использованием разработанных в исследовании критериев и показателей, комплекс которых давал возможность учесть содержательный, целевой, операционно-практический и результативный аспекты учебно-творческого познания в сфере музыкального искусства.

Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность избранной методики развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

В то же время результативность развития творческой активности студентов может быть усилена дальнейшей разработкой проблемы. В частности, с осуществлением научно обоснованного подхода к руководству внеклассной музыкально-творческой работой в педагогическом колледже, к приобщению студентов к самодеятельному музыкальному творчеству.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михалева, Валентина Васильевна, 2004 год

1.Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов, слушателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984.-208с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -111с.

3. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дис. док. пед. наук. М.: МПГУ им. В.И. Ленина. 1991. - 433с.

4. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981 - С. 19-44.

5. Абросимова Г.В. Формирование творческих педагогических умений у студентов младших курсов педвуза: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1990. 165с.

6. Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы // Советская педагогика. 1969.-№ 11.-С. 128-137.

7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448с.

8. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе.// Научное творчество. Под ред. М. С. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука. - 1969. - С.105-110.

9. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975.-С. 124-159.

10. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся вначальной школе. // Вопросы психологии. 1984. № 5. - С. 36-41.

11. Ананьев A.JI. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-389с.

12. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-256с.

13. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества. Казань.: Изд-во КГУ. - 1988. -238с.

14. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. Курс. Кн.1 Казань: Изд-во Каз. Ун-та, 1996. - 567с.

15. Апраксина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. / Ред. O.A. Апраксиной. М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1973. -С.18-19.

16. Апраксина O.A. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1977. - Вып.12. - С. 3-14.

17. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1983. -224с.

18. Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. - 61с.

19. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984,- 112с.

20. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Д.: Музгиз, 1963. -378с., С.357.

21. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -M.-JL: Музыка, 1965. 151с.

22. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Д.: Музыка, 1973, С. 59-60.

23. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // О хоровом искусстве / Сост. и комент. А. Павлова-Арбенина. Д.: Музыка, 1980.-С. 152-162.

24. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. Основы. -М.: Просвещение, 1982. 191с.

25. Баева Т.Ф. Воспроизводящие самостоятельные работы как необходимое условие творческого усвоения знаний учащихся. // Развитие познавательной активности учащихся в обучении. -М., 1974. — С. 15-18.

26. Баренбойм Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блумен-фельда. М.: Музыка, 1964. - 58с.

27. Баренбойм Л.А. Педагогические размышления // Советская музыка, 1967. -№ 6.-С. 76-91.

28. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Д.: Музыка, 1969. - 288с.

29. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Д.: Музыка, 1974.-С.28.

30. Батюшков Ф. Творчество // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Спб., 1901 - т. 32. - С.729-730.

31. Безбородова Л.А. Дирижирование. М.: Просвещение, 1990. - 157с.

32. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. - 416с.

33. Белая H.JI. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дис. канд.пед. наук-Киев: 1985 21с.

34. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Бело-бородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. -М.: Педагогика, 1975. С. 6-35.

35. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975 - С. 36-88.

36. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества М.: Правда, 1989.-607с.

37. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966. 349с.

38. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное образование учителя начальных классов. М., Изд-во АПН, 1956 - 172с.

39. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Педагогика, 1975. - 399с.

40. БирзкопсЯ.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: (На материале эксперим. работы со студентами фак. педагогики): Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: 1979. 15с.

41. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695с.

42. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983 - 327с.

43. Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1976.- т. 24. - 608с.

44. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт, 1998. - С.1185.

45. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности ксаморазвитию. М.: Просвещение, 1985. - 144с.

46. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96с.

47. Бурлина Е.А. О понятии «музыкальный интерес» // Музыка в социалистическом обществе. / Составитель A.A. Фарбштейн. Д.: Музыка, 1975. - Вып.2. -С. 63-73.

48. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. М.: прогресс, 1970.-496с.

49. Веденина В.П. Подготовка учителя к творческой деятельности в процессе изучения естественно-математических дисциплин в педагогическом колледже: Дис. кан. пед. наук. -МПГУ, 2000. 184с.

50. Вендрова Т.Е. Интонационное учение Б.В. Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы: автореф.дис.канд. пед. наук. -М.: 1981. - 17с. С.13.

51. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе, 1990. № 3. - С. 10-16.

52. Ветлугина H.A. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребёнок / Под ред. проф. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.-С. 22-37.

53. Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 229-243.

54. Вицинский A.B. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. М.: 1950. -Вып.25.-С. 171-216.

55. Волков И.П. Учим творчеству. — М.: Педагогика. — 1982. — 238с.

56. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение. - 1982. - 120с.

57. Воронова Т.Н. Совершенствование процесса усвоения профессиональных знаний на занятиях музыкой: (На материалах учебной работы в инструментальных классах музыкально-педагогического фак. пед. ин-тов): Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.: 1981. 16с.

58. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. -519с.

59. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение. 1967. - 93с.

60. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987, 344с.

61. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536с.

62. Галимова Н.И. Педагогические условия вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов: Дис. канд. пед. наук. МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. 184с.

63. Глебов И. О музыкально-творческих навыках у детей // Вопросы музыки в школе. Л.: Изд-во Брокгауз - Ефрон , 1926. — С. 147-154.

64. Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992. - С. 24-35.

65. Гольденвейзер А. О музыкальном исполнительстве // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. — С. 101-110.

66. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260с.

67. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., 1997. — 25с.

68. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе, 1988.-№2 .-С. 7-17.

69. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. Спб.: OMS, 1994. - 179с.

70. Гродзенская H.JI. Музыка в школьном быту // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. JL: Изд-во Брокгауз - Ефрон, 1926. С. 57-68.

71. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77с.

72. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1966.-438с.

73. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961, № 8. - С.32-42.

74. Данильченко М. Г. П.П. Блонский и его вклад в педагогическую науку: Дис.докт.пед.наук. -М.: 1974. -413с.

75. Двухуровневая подготовка учителя начальных классов: Взаимосвязь прогр. для пед. колледжа и факультета подготовки учителей начальных классов в вузе / Сост. Н.Б. Истомина. -М.: Линка- Пресс, 1995. С. 44-51.

76. Деминцев А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства: Дисс.канд.пед.наук. — М., 1972. -249с.

77. Дидактика средней школы. (Некоторые проблемы современной дидактики). / Под ред. М.Н. Скаткина. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1982. 320с.

78. Дмитриев А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам // Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1978. - С. 152-171.

79. Дмитриев А.Е. Львов М.Р. Концепция подготовки учителя начальныхклассов ( в педагогических вузах и училищах) // Начальная школа. 1990. - № 7. -с. 64-68.

80. Дмитриев А.Е., Львов М.Р., Фатеева Н.И. Дидактика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов факультета начальных классов. — М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. 202с.

81. Дмитриев А.Е., Львов М.Р. Квалификационные требования к учителю начальных классов.// Независимый психолого-педагогический журнал «Магистр». Октябрь, 1992. - С. 56-61.

82. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговые и контрольные занятия по дидактике. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. - 96с.

83. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 239с.

84. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения // Известия АПН РСФСР. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961. - Вып. 115. - С. 5-37.

85. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. - 184с.

86. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980.96с.

87. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986.-40с.

88. Загвязинский В.И. Психологическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160с.

89. Закон Российской Федерации «Об образовании»: В редакции Федерального закона от 13 января 1996г. 12-ФЗ// Среднее профессиональное образование. - М. НМЦ СПО, 1997. - С.77-80.

90. Засобина Г.А., Кобыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум по педагогике / Под ред. проф. Н.В. Савина. М.: Просвещение, 1986. - 112с.

91. Зильберквит М.А. Формирование опорных музыкальных понятий приобучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.: 1981. 17с.

92. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество / ВНИИ Искусствознания. — М.: Искусство, 1987. 252с.

93. Знаменская И.А., Ройтерштейн М.И. Моделирование в музыкальной педагогике // Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута. Куйбышев: 1980. - С. 15-28.

94. Игумнов К. Мои исполнительские и педагогические принципы // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. M.-JL: Музыка, 1966.- С.144-146.

95. Игумнов К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // пианисты рассказывают. Вып. 2. / Сост., общ. ред. и вступ. Статья М. Соколова.-М.: Музыка, 1984. — С.75-81.

96. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. - 576с.

97. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.: Советский композитор, 1982.-214с.

98. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. — 206с.

99. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986.- 192с.

100. Каган М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. - 210с.

101. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328с.

102. Каган М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства / Сб. научных трудов ЛГИ театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. Л., 1988. - С. 110-121.

103. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.- М.: НИИ ВШ, 1977. 64с.

104. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя// Советская педагогика. 1989. - № 1. - С. 97-100.

105. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144с. (Б-ка учителя и воспитателя).

106. Кант И. Сочинения в 6-и т. Т.5. - М. - 1966. - 337с.

107. Кириллова И.В. Внеурочная форма работы преподавателей // Специалист. 1997. - № 9. - С. 25-26.

108. Коган Г.М. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1972. —264с.

109. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Музыка, 1969.-342с.

110. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / На-уч.-метод. центр Пенз. гор. отдела образования. — Пенза: НМЦ отдела образования гор. администрации, 1994. — 341с.

111. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Автореф. дис.кан. пед. наук. -М.: 1979. 15с.

112. Короленко Ц. Фролова Г. Чудо воображения. (Воображение в норме и паталогии). Новосибирск: Наука, 1975. -209с.

113. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Книга для учителя; Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. - 161с.

114. Краткий словарь основных дидактических терминов. Петрозаводск: МГП Творческое объединение «Интеллект», 1991. — 278с.

115. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966.63с.

116. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. -М.: Музыка, 1970.-72с.

117. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическаяструктура деятельности учителя и формирование его личности. JL: Изд-во Ленинград. ун-та, 1967. - 183 с.

118. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: 1967. - 38с.

119. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. - 111с.

120. Левина М.М. Проблемное обучение в педагогическом вузе (Методические рекомендации для преподавателей педвуза). М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1986.-73с.

121. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во Полит. Литература, 1975.-304с.

122. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии, 1979. № 3. - С. 11-15.

123. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584с.

124. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.

125. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 213с.

126. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. 127с.

127. Луначарский A.B. В мире музыки (статьи и речи). Изд. 2-е. — М.: Сов. композитор, 1971. - 539с.

128. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1280. - 192с.

129. Макаренко A.C. Избр. пед. соч.: В 7т. М., 1958. - т.5. - 269с.

130. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1967.-С.14.

131. Масный С.Н. Пути совершенствования специальной подготовки учителей музыки общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1982.- 15с.

132. Матейко А.Т. Условия творческого труда / Под ред. Я.А. Пономарёва. -М.: Мир, 1970.-303с.

133. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367с.

134. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М.: 1971.-26с.

135. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие»: // Восприятие музыки. -М.: Музыка, 1980. С. 141-155.

136. Медушевский В.В. Культура или культуроверие? // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Межвуз. сб. науч. тр. Владимир: ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1991. - С. 142-149.

137. Михайлов С.И. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. M., 1999. - т.2. - С.420.

138. Морозова С.Н. Идеи развития творческих способностей учащихся в педагогической деятельности Б.Л. Яворского // Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. - С. 75-85.

139. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: МГПИ, 1988. - 62с.

140. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104с.

141. Навратил С., Попович М. Работа в школьном хоре: функциональность и этапы // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Межвуз. сб. науч. тр. Владимир: ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1991. - С. 124-130.

142. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 91-111.

143. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки// Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 195-228.

144. Назаров А.Ф. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1984. - 15с.

145. Науказ Д.А. Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя. Теоретический и методический аспекты: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1998.-21с.

146. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. Волгоград. - 1992. -18с.

147. Нейгауз.Г. Творчество пианиста//Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. M.-JL: Музыка, 1966. - С. 55-100.

148. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. -253с.

149. НемыкинаИ.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1988. 18с.

150. Нестаев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. 3-е, дополненное. - М.: Музыка, 1987.-63с.

151. Никандров Н. Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982. № 4. - С 90-92.

152. Николаев JI. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. M.-JL: Музыка, 1966. - С 111.-143.

153. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательнаяактивность учащихся и эффективность обучения. М.: просвещение, 1966. - 438с.

154. Об эффективности самостоятельной работы старшеклассников на уроке истории. Инструктивно-методические указания / Сост. Н.Г. Дайри. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96с.

155. Овакимова Г.К. Проблема музыкального развития учащихся в период юности ранней взрослости: (Вопросы теории и методики преподавания в классах фортепиано на педагогических факультетах пединститутов): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: 1979. - 15с.

156. Оганов А.А. Логика художественного отражения. — М.: Искусство, 1972.- 120с.

157. Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР / Под ред. И.Т. Ого-родникова, Э. Дрефенштедта. М.: Педагогика; Берлин: Фольк унд Виссен, 1974. -239с.

158. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого / Под ред. В.Н. Шацкой, Л.Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1976. - 118с.

159. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. / Под ред. В.И. Андреева. Казань. - 1989. - 123с.

160. О реформе образовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984. - С. 56.

161. ОсенневаМ.С. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Изд. центр «Академия». — 2001. — 368с.

162. От теории творчества к педагогической практике: Тез. Докл. и материалов науч.-пед. конференции. / Под общ. ред. А.П. Аношкина. - Омск: Изд-во Ом ГПУ, 1998.- 106с.

163. Очеретовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке. — Л.: Музыка, 1979. 72с.

164. Панкевич Г.И. Звучащие образы (о музыкальной выразительности). -М.: Знание, 1977.- 112с.

165. Педагогика и частные методики: Темат. сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава вузов. Алма-Ата, 1972. - 212с.

166. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Вып. 1. Спб., 1995. - 138с.

167. Педагогическая энциклопедия. Т.4. — М.: Сов. энциклопедия, 1968.912с.

168. Пидкасистый П.С. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидакт. Анализ процесса и структуры воспроизведения творчества. М.: Педагогика, 1972.- 184с.

169. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. 240с.

170. Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания: Первая книга учителя / Рос. пед. агенство. М.: Роспедагенство, 1998. — 183с.

171. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -2-е изд. М.: Высшая школа, 1984. - 174с.

172. Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. -М.: Прометей, 1993. -107с.

173. Пономарёв Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: просвещение, 1967. —264с.

174. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-339с.

175. Пономарёв Я.А. Фазы творческого процесса//исследование проблем психологии творчества. — М., 1983. С. 3-26.

176. Пономарёва H.A. Психология творчества. М.: Просвещение. - 1976. —1. С. 250.

177. Попова Т.В. Пути к музыке. М.: Знание, 1973. - 112с.

178. Попова Т.В., Скудина Г.С. Зарубежная музыка XIX века. М.: Просвещение, 1981.-207с.

179. Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе. -М.: Просвещение, 1980.- 144с.

180. Проблемы мышления в современной науке. М.: Мысль, 1964. - 470с.

181. Провозина Н.М. Формирование музыкально-исторических знаний студентов педагогических институтов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1982. -16с.

182. Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

183. Педагогический словарь, т.2 / Под ред. Г.В. Воловниковой, Л.И. Ген-сиоровской, М.: АПН, 1960. - С. 464.

184. Развитие творческого мышления школьников. — М.: Знание, 1987.37с.

185. Развитие личности в образовательном процессе: Материалы междунар. науч.-практич. конференции: ПГПУ им. В.Г. Белинского. Пенза, 2002. - 212с.

186. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении: (Сб. ст.)/ Под ред. И.Т. Огородникова. М., 1971. - 327с.

187. Рапацкая Л.А. К вопросу о формировании художественной культуры учителя-музыканта // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Межвуз. сб. науч. тр. Владимир: ВГПИ им П.И. Лебедева-Полянского, 1991.-С. 37-47.

188. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384с.

189. Раппопорт С. О природе художественного мышления. Эстетические очерки. -М.: Музыка, 1967. - Вып. 2. - С. 312-355.

190. Раппопорт С.Х. Искусство и личность // Искусство и школа: Книга для учителя / Сост. А. Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 237с.

191. Рахимбаева Л.А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.:1979. 16с.

192. Резерв успеха творчество / Под ред. Г. Нойера и др. Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1989. - 116с.

193. Ригина Г.С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роли в восприятии инструментальной музыки // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. — С.89-123.

194. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946.704с.

195. Рубинштейн C.J1. Проблема общей психологии. М.: Педагогика 1973.- 324с.

196. Русская музыкальная литература / Под ред. Э.А. Фрид. Изд. 3-е. Л.: Музыка, 1972. - Вып. И. - 256с.

197. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. - 122с.

198. Скатерщиков В.К. Развитие эстетической культуры социалистического общества // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 14-27.

199. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. — М.: Педагогика, 1986. 152с.

200. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. 158с.

201. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. Магистр, 1997. - 224с.

202. Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1987, изд. 4-е / Гл. ред. A.M. Прохоров, 1599с., С.382.

203. Современные требования к уроку истории. М.: Просвещение, 1978.160с.

204. Современные задачи музыкального воспитания в школе / Сост. O.A.

205. Апраксина. -М.: Музыка, 1975.-Вып. 10.-С. 5-11.

206. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. 1996.- 608с.

207. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е, дополненное. JL: 1975.-64с.

208. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. — М.: Сов. композитор, 1975.-208с.

209. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972.536с.

210. Суслова Т.Д. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М.: 1985.- 14с.

211. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973.-204с.

212. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1988. 269с.

213. Тельчарова P.A. Теория музыкально-эстетической культуры личности: проблемы и перспективы // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Межвуз. сб. науч. тр. — Владимир: ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1991.- 149с.

214. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М.-Л.: 1947. - Вып. 11. - С. 7-28.

215. Теплов Б.М. Психология музыкальный способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.-335с.

216. Толстых A.B. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. -М.: Педагогика, 1990. — 160с.

217. Тряпицина А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Автореф. дис. док. пед. наук. Волгоград, 1992.- 18с.

218. Финкельштейн Э. Критик как слушатель // Критика и музыкознание. -Л.: 1975.-С. 36-50.

219. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя 3-е изд. - М.: Политиздат, 1972. -496с.

220. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителю. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Совершенство, 1998. — 411с. — (Практ. психол. в образовании).

221. Хмара В.Н. Эстетический идеал и творчество. М.: Советский писатель, 1983.-272с.

222. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. 160с.

223. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов композитор, 1988. - 384с.

224. Чхартишвили Ш.Н. Потребность и установка // Проблемы общей психологии. М.: 1966. - С. 55-56.

225. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса // Известия АПН РСФСР: М.-Л.: 1947. Вып. 11. С. 29-42.

226. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. -200с.

227. Шацкий С.Т. Школа для детей и дети для школы. Избр. пед. соч. в 2-х Т.-Т.2.-М., 1980.-С. 113-209.

228. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества// Новые исследования в педагогических науках. М., 1987. - С. 3-6.

229. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. — М.: Знание, 1988.-80с.

230. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.-352с.

231. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе: Учеб. Пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. -160с.

232. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Спб.: Образование. - 1910.206с.

233. Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б.С. Штейн-пресс и И.М. Ямпольский. М.: Советская энциклопедия, 1959. — 328с.

234. Юдина Е. И. Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Автореф. дис.канд. пед. наук. М. - 1985. — 16с.

235. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. М.: Музыка, 1964.670с.

236. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48с.

237. Якубовская Т.Л. Становление теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей в деятельности В.Н. Шацкой // Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - С. 5766.

238. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: М.: Учебно-метод. пособие. - Флинта, 1997. - 223с.

239. МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТКИ IV КУРСА МАРИНЫ У.

240. ОТВЕТЫ НА АНКЕТУ ТАТЬЯНЫ П.

241. Венская классическая школа.1. Романтизм.1. Импрессионизм.

242. Русская классическая школа.1. Советская музыка.2. «Венская классическая школа»: Гайдн, Моцарт, Бетховен.1. Романтизм»: Шопен, Шуман.

243. Русская классическая школа»: Глинка, Чайковский, композиторы «Могучей кучки» и др.

244. Советская музыка»: Прокофьев, Шостакович, Кабалевский и др.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.