Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Дубинин, Александр Павлович

  • Дубинин, Александр Павлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 173
Дубинин, Александр Павлович. Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Ярославль. 2006. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дубинин, Александр Павлович

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

1.1. Анализ проблемы развития творческой активности в системе среднего профессионального образования.

1.2. Диалектическое единство условий развития творческой активности.

1.3. Возможности дисциплины «Техническая механика» для создания условий развития творческой активности студентов.

1.4. Синергетический подход к моделированию условий развития творческой активности.

1.5. Модель обучающей среды развития творческой активности

1 .б.Особенности механизма творческого мышления.

1.7.Психолого-педагогические условия развития творческой активности.

1.8.Теоретическая модель развития познавательного интереса.7С)

Выводы.

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ».

2.1. Общая характеристика дидактических средств развития творческой активности.

2.2. Средства реализации психолого-педагогических условий развития творческой активности.

2.3. Алгоритмическая модель решения проблемных заданий как средство реализации внутренних условий развития творческой активности.

2.4. Структурно-логическая модель курса механики как дидактическое средство развития творческой активности.

2.5. Реализация наглядно-образной методологии творчества на основе проблемно-алгоритмических учебных конспектов.

2.6. Средства компьютерной интеллектуальной поддержки.

2.7. Экспериментальные исследования и апробация эффективности выявленных условий развития творческой активности и средств их реализации.-.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин»

Среднее профессиональное образование (СПО) в соответствии с классификацией образования ЮНЕСКО приравнивается к практике-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Его значение - в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества - трудно переоценить. В экономике и социальной сфере 62% от численности занятых специалистов приходится на долю специалистов со средним профессиональным образованием.

Важен и тот факт, что среднее профессиональное образование не только обеспечивает подготовку специалистов для общества, но и создаёт условия для продвижения личности в образовательной системе. Так, в 2001 году 25,5% (82,3%), 322 тыс.чел. (265 тыс. чел) из всех поступивших в вуз составили выпускники средних профессиональных учебных заведений (СПУЗ) [Специалист №9 2003 (Данные ИПР СПО). В скобках даны цифры по вечернему и заочному обучению].

Осознание проблем образования происходит на уровне правительства и определяется термином «модернизация образования». Среди проблем теории и практики среднего профессионального образования важнейшей является проблема развития творческой активности студентов в процессе обучения специальности. От того, на каком уровне творческой активности проходит учебно-познавательная деятельность, зависит её результат, степень теоретической и практической готовности будущего специалиста, воспитанность и стремление к самосовершенствованию.

Нередко учёба и творчество рассматриваются как два процесса. Очевидно, что это единый неразделимый процесс. «Если учёба для человека не является процессом творческим, то она почти бесполезна. И наоборот, только сохраняя способность учиться и удивляться новому, человек сохраняет способность творить независимо от возраста» [18.С.63].

Быстрый рост и устаревание информации заставляют отказаться от экстенсивного пути развития образования. Сегодня, помимо накопления и усвоения необходимого фундамента знаний, первостепенной задачей в профессиональной подготовке становится задача развития творческих качеств и технической эрудиции на основе формирования творческого инженерно-технического мышления. Важным при этом становятся навыки студентов самостоятельно приобретать знания, владеть методологией и способами учебно-познавательной деятельности, умения генерировать новые идеи.

Следует принять во внимание и современный вектор развития нашего общества, «заглянуть» в обозримое будущее. В плане общецивилизованных тенденций в современном мире обозначился переход к пост-индустриальному информационному обществу. Вырисовывается принципиальная черта грядущей цивилизации -неопределённость и труднопредсказуемость [113]. Потребуются умения человека жить в условиях неопределенности, сложности, открытости, в мире, где нет единого центра. «Определенность ищем мы, . это нам хочется, чтобы у мира был единый центр и чтобы он линейно развивался по пути прогресса. Но все наши субъективные предпочтения ставятся под вопрос новой стратегической концепцией, и потому нам нужно готовить учеников к этому новому видению бытия. Подобная радикальная переоценка ценностей, затрагивающая не только ценностно-мировоззренческие установки людей, но и сложившиеся психологические стереотипы, не может пройти безболезненно. Но, видимо, подобная переоценка ценностей неизбежна»[28.С.12]. В этих условиях принципиально возрастает роль и общественная значимость образования.

Другое обстоятельство связано с проблемами экстенсивного развития техногенной цивилизации, ведущей к неустойчивой границе самоистребления, с одной стороны и интенсивно развивающимися процессами самоорганизации нового информационного общества с другой, «ноосферные механизмы которого могут стать гарантами мягкого сценария выхода из планетарного кризиса»[6.С.285].

Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу постепенно становятся непременным условием выживания Человечества и каждого индивидуума. Говоря об этом, французский социолог Эдгар Морэн отмечает: " Мы нуждаемся в демократии разума, а не в демократии общества массового потребления, которая сейчас приводит к регрессу демократии, в особенности из-за того, что ключевые вопросы цивилизации не проходят на уровень политического сознания. Но демократия разума требует изменения менталитета, который бы сделал возможным квалифицированное принятие решений гражданами по глобальным проблемам. Отсюда потребность в радикальной реформе образования, которая бы сделала возможным не только анализ, но и взаимоувязывание знаний" [8.С.16].

Среди наиболее прогрессивных идей человечества конца нынешнего столетия существенное место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Это влечет за собой и процветание всего общества.

Характерно, что понятие "непрерывное образование" впервые прозвучало в 1972 году, то есть практически одновременно с зарождением рыночной экономики. Именно рыночная экономика, в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры, вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться.

С другой стороны объектом педагогических исследований долгое время был процесс формирования знаний, умений, навыков, что, по мнению учёных, стало просчётом отечественной педагогики [67.С.28].

Задачи современного образования направлены на развитие личности. Решение этой задачи должно осуществляться на протяжении всей жизни в русле формирования и развития творческих способностей так как творчество не удел избранных, а биологическая потребность. Для решения этих задач большое значение имеет педагогическая система многоуровневого непрерывного образования и креативные педагогические технологии по формированию творческого мышления и развитию творческих способностей студентов (автор - М.М. Зиновкина).

Согласно этой концепции в системе многоуровневого непрерывного креативного образования СПО занимает одно из центральных мест. Оно выступает связующим звеном между общеобразовательной или начальной профессиональной и высшей профессиональной ступенью образования. Для реализации принципов непрерывности и преемственности творческого развития студентов система СПО должна ставить цель: «сформировать в учебном процессе ведущие черты творческой личности студента: креативность, духовность, интеллект, профессионализм, укреплять нравственное и физическое здоровье, обеспечить саморазвитие, самодисциплину, самореализацию»[32.С.95].

В связи с этим считаем, что образование должно нести не только традиционную функцию передачи социального опыта, но в большой степени опережающую, превентивную функцию. Она состоит в подготовке человека к жизни в эпоху социальных и экономических кризисов и перемен. Основными задачами, которые должна решать современная педагогика, становятся задачи по развитию индивидуальности. Концепция экзистенциальной педагогики, разработанная М.И. Рожковым, направлена на решение этих задач, выдвигает «в качестве идеальной цели - формирование человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально-значимой деятельности» [79].

Важнейшим элементом такой подготовки в профессиональном обучении является проблема формирования и развития творческой активности. Поскольку ведущим видом деятельности для студентов является учебно-познавательная деятельность то, для успешного её проведения, самым важным становится степень её активности. Как будет показано ниже, уровень творческой активности в учении нельзя считать удовлетворительным на фоне возросших требований времени. Возникает необходимость в проведении исследований по выявлению условий активизации творческой учебно-познавательной деятельности.

Решения поставленной проблемы осуществлялось путём:

- более полного раскрытие фундаментального принципа обучения -принципа активности;

-уточнения понятия «творческая активность», рассматриваемая как качество личности, характеризующееся стремлением к преобразующим и преодолевающим действиям, порождению новых идей, следствий и ассоциаций, которое развивается в эвристической образовательной среде, стимулирующей и побуждающей к саморазвитию и самоорганизации для достижения образовательных и созидающих целей.

- создания теоретических и нормативных моделей обучающей среды развития творческой активности и познавательного интереса.

Управление процессом обучения на основе этих моделей осуществляется с синергетической точки зрения. Это мудрость мягкого управления через советы и рекомендации, через стимулирование интроспективной самоактуализации и самоуправления.

Синергетический подход используется в качестве основы для «педагогического сопровождения» (термин М.И. Рожкова), который необходимо осуществлять в процессе решения образовательных и воспитательных задач. Сущность педагогического сопровождения на основе синергетического подхода состоит в том, чтобы сделать образование стимулирующим и побуждающим, направить его на пробуждение собственных сил и способностей обучающегося.

Используя синергетический подход для описания педагогических явлений и процессов, исключалась возможность увлечение модной синергетической фразеологией. Это позволяет оставаться на позициях конкретной науки, использовать эвристический, трансдисциплинарный потенциал синергетики.

Обоснуем такой подход, проведя обобщённый анализ сложившейся педагогической системы и прогнозируя её будущее. Исследования учёных [4,6,28,44,66,90] дают основания рассматривать педагогическую систему как динамически развивающуюся, открытую, неравновесную, нелинейную систему. Эволюцию такой системы можно отобразить в виде графика (см.Рис. 1).

Согласно выводам Атльшуллера Г.С. любые системы (в том числе и педагогические) развиваются по S-образной кривой [1.С.55-56]. По оси абсцисс откладывается время «жизни» педагогической системы (t), по оси ординат - интегрированный показатель эффективности образовательного процесса (N).

Вначале своего развития (участок I.) система развивается медленно. В этот период формируются педагогические теории, практикой проверяются и утверждаются основные дидактические принципы. На диаграмме зона Ds - зона сложившихся в XVII в. дидактических принципов традиционной педагогики (А.Дистервег, А. Коменский, Ж.Ж.Руссо и др.). Далее, система интенсивно развивается по восходящей кривой (участок II). Но с какого-то момента темпы развития начинают замедляться, система деградирует (участок III).

Анализ развития педагогической системы на этом участке показывает, что ни какие усовершенствования и реформы, построенные на прежних принципах, не смогут реанимировать уходящую систему.

Рис.1.Эволюция педагогических систем.

Одновременно в этой же зоне зарождаются новые педагогические теории и концепции ( Л.В.Занков - обучение и развитие детей младшего школьного возраста; Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов - развивающее обучение; Ш.А. Амонашвили - свободное воспитание детей; М.И. Махмутов - проблемное обучение; М.М. Зиновкина - активное проблемно-алгоритмическое обучение; М.И. Рожков - экзистенциальная • педагогика, В.А. Куринский - автодидактика; В.Ф. Шаталов - обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; Н.П. Волков - уроки творчества; А. Осборн - «мозговая атака» и многое другие). В этой зоне педагогическая система в, целом, подходит к точке бифуркаций (Bifurcus-раздвоение). На диаграмме зона Bf- зона бифуркаций.

Дальнейшие пути развития системы, имеющие в своей основе качественно новые подходы и принципы (на схеме обозначены Dn), # разбиваются на равновозможные ветви (Sn). Но только одна из них будет

Эволюция педагогических систем осуществлена (участок IV). Ответственность за выбор той ветви, которая возникнет после точки бифуркации лежит на флуктуациях (колебаниях), происходящих на микроуровне.

Отметим интересный момент, связанный с временной иерархией масштабов коэволюционирующих уровней. Для этого условно примем в качестве микроуровня повседневную педагогическую деятельность педагогов практиков, учебных заведений; к макроуровню отнесём научную деятельность учёных, научных учреждений; мегауровень -долгосрочное эволюционирование педагогической системы.

В соответствии со вторым принципом синергетики [6.С.288] точка бифуркации является протяжённой во времени областью кризиса (перестройки) для микроуровня и мгновением для макро- и мегауровня. В этой зоне возникает прямой контакт микро- и мегауровней в результате которого рождается макроуровень с иными качествами.

На основании синергетических принципов Становления, процесс рождения параметров структур представляется в виде креативной триады [6.С.297]: управляющие сверхмедленные параметры верхнего мегауровня» + «короткоживущие переменные низшего микроуровня» = «параметры порядка, структурообразующие долгоживущие переменные макроуровня».

Вывод: в построении и определении дальнейшего пути развития педагогической системы мы все должны принять участие, так как её будущее зависит от того, какие педагогические новации и теории получат развитие и признание у педагогов практиков и педагогов исследователей на микроуровне.

С этих позиций, на роль основной концепций дальнейшего развития педагогической системы претендуют, уже упомянутые концепции. Концепция многоуровневой системы непрерывного креативного образования М.М. Зиновкиной. «Эта целостная педагогическая система имеет целями непрерывное формирование системного, многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов и в итоге — развитие творческой личности»[ЗЗ.С.18]. Концепция экзистенциальной педагогики М.И, Рожкова, которая делает акцент на индивидуализацию процесса обучения и воспитания, используя в качестве основы для педагогического сопровождения синергетический подход. Автодидактика В.А. Куринского, рассматриваемая не как методика, а как система и образ жизни, в которой человек вглядывается в себя, самоосознаёт себя. Определяя свою атомарную честность, нацеливается на творчество с чистыми помыслами, получая за это награду.

Разумное сочетание этих концепций позволит, с одной стороны избежать однобокого увлечения развитием свободного творчества и индивидуализма и, как результат, - появления низкоинтеллектуальных креативов, с другой - сочетать высокий уровень творческой активности с высоким уровнем интеллекта.

Существующая исследовательская база позволяет сделать вывод об актуальности и перспективности исследуемой проблемы. Однако недостаточное научно-методическое обеспечение её решения дл* профессиональной подготовки студентов средних учебных заведений приводит к противоречиям. Это, прежде всего, противоречие между высокими требованиями к качеству и уровню подготовки выпускников и уровнем творческой активности студентов в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла в средних профессиональных учебных заведениях. Другое противоречие возникает в связи с отсутствием теоретических разработок по определению условий развития творческой активности, методике их реализации и потребностями практики в них.

Названные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия и средства эффективного развития творческой активности студентов средних специальных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин?

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке условий развития творческой активности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Объектом исследования является учебный процесс, стимулирующий развитие творческой активности студентов.

Предмет исследования — система дидактических условий развития творческой активности студентов в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла.

Анализ литературы, передового и собственного педагогического опыта, а также выводы психологов о влиянии обучения на развитие обучаемого в зависимости от его отношения к учению, позволили выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческой активности студентов в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла в средних профессиональных учебных заведениях будет осуществляться эффективно, если в его основе лежит реализация условий, позволяющих осуществлять целенаправленное сотворчество студента и преподавателя для построения индивидуальной траектории творческого развития и развития потенциала обучающей среды, которые состоят в следующем: организационно-педагогические внутренние условия: целевая активность (постановка целей обучения и целей развития личности для удовлетворения высшей человеческой потребности - потребности в творчестве и творческом труде); рефлексия и самоконтроль (функционирование внутренней волевой саморегуляции, базирующееся на умениях осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в процессе обучения); самореализация интеллектуальная, нравственная, культурная (удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии, в социальной закаленности); организационно-педагогические внешние условия: системно-структурное моделирование дисциплины (позволяет развивать и овладевать системным диалектическим стилем мышления); наглядно-образная методология творчества (стимулирование наглядно-образного мышления на основе знания и использования методологии технического творчества); компьютерная интеллектуальная поддержка (необходима для осуществления качественного рывка в интенсификации учебно-познавательной, научно-творческой деятельности студентов);

- психолого-педагогические условия: мотивы (создают положительный эмоциональный настрой на саморазвитие, на овладение ценностями, определяющими программу жизнедеятельности); интерес (создание актуализированного интереса к изучаемой науке с чистыми помыслами и атомарной честностью); положительный эмоциональный фон (обучение становится творческим учебно-познавательным процессом, приносящим радость и удовольствие).

В соответствии с вышеизложенным взглядом на проблему предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «творческая активность».

2. Выявить условия развития творческой активности студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин.

3. Разработать теоретические и нормативные модели развития творческой активности и познавательного интереса студентов.

4. Разработать средства, обеспечивающие реализацию условий развития творческой активности студентов.

5. Определить эффективность функционирования моделей развития творческой активности и познавательного интереса студентов.

В соответствии с вышеизложенным взглядом на проблему предполагается решить следующие задачи исследования:

- уточнить сущность понятия «творческая активность»;

- выявить условия развития творческой активности студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин; разработать модели создания системы организационно-педагогических и психолого-педагогических условий развития творческой активности и познавательного интереса студентов;

- разработать специальные средства и организационные формы, обеспечивающие реализацию условий развития творческой активности студентов;

- определить эффективность функционирования теоретических моделей развития творческой активности и познавательного интереса студентов в процессе изучения дисциплин общепрофессионалыюго цикла.

Методологической базой исследования явились философские, методологические, социальные и психолого-педагогические труды, в которых представлены: общая теория профессиональной деятельности; гуманистические идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям обучающихся и к социокультурным изменениям среды; принципы взаимосвязи теории и практики; концепции самоактуализации, саморазвития и самовыражения личности в процессе профессиональной деятельности; трактовка синергетического подхода, основанного на идеях системности, целостности восприятия мира, нелинейности, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости.

Теоретическая основа исследования: философские положения о логике как части теории познания и научной методологии (Е.К. Войшвило, М.Г. Дектярёв, Г. Щедровитский); психологическая теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин,

Н.Ф.Талызина); развитие теоретического мышления (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин), теоретические основы активного обучения (Л.П. Аристова, М.И.Еникеева , И.Ф. Харламова, Т.И. Шамова); развивающее обучение и многоуровневое непрерывное креативное образование ( И.С.Якиманская, М.М.Зиновкина); синергетическая дидактика и автодидактика (В.Г. Буданов, Е.Н. Князева, К.Х. Делокаров, В.А. Куринский); педагогическая акмеология и экзистенциальная педагогика (М.И. Рожков).

Для решения задач исследования был использован комплекс методов:

-теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ и синтез философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта; обобщение собственного опыта работы в качестве преподавателя вуза, техникума и школьного учителя;

-эмпирические: прямое, косвенное и включенное наблюдение; метод рефлексии; метод эмпатического слушания; диалогическая беседа; анкетирование, тестирование; социологические исследования; самооценка и экспертная оценка; формирующий эксперимент.

Основные этапы и организация исследования.

На первом этапе (1978 - 1998) изучалась научно-педагогическая литература по проблеме творческой активности, осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы, разрабатывались педагогические средства развития творческой активности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

На втором этапе (1999 - 2001) разрабатывались теоретические и нормативные модели развития творческой активности и познавательного интереса, обобщались результаты опытно-практической работы по апробации эффективности их функционирования.

На третьем этапе (2002 - 2005) осуществлялись обобщение и систематизация результатов исследования и литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- уточнено понятие «творческая активность»;

- определены возможности дисциплин общепрофессионольного цикла для создания условий развития творческой активности студентов; выявлены и обоснованы организационно-педагогические и психолого-педагогические условия развития творческой активности студентов;

- разработаны теоретические и нормативные модели обучающей среды развития творческой активности и познавательного интереса, определена эффективность их функционирования;

- разработан комплекс дидактических средств, обеспечивающих осуществление условий развития творческой активности студентов средних профессиональныз учебных заведениях в процессе изучения «Технической механики».

Практическая значимость результатов осуществлённых изысканий:

- разработке методических рекомендаций изучения «Технической механики» на основе комплекса дидактических средств развития творческой активности студентов;

- создании практических рекомендаций по системно-структурному моделированию изучаемой дисциплины на примере структурно-логической модели теоретической механики;

- разработке средств поэтапной организации учебно-познавательной, творческой деятельности на основе проблемно-алгоритмических учебных конспектов;

- разработке электронной интерактивной учебно-контролирующей программе изучения теоретической механики.

Личный вклад автора состоит: в уточнении и расширении понятия «творческая активность»; в определении возможности общепрофессиональных дисциплин для создания условий развития творческой активности; в теоретическом и экспериментальном определении организационно-педагогических и психолого-педагогических условий развития творческой активности студентов; в разработке теоретических и нормативных моделей обучающей среды для осуществления системы организационно-педагогических и психолого-педагогических условий развития творческой активности и познавательного интереса; в разработке дидактических средств, обеспечивающих осуществление условий развития творческой активности студентов.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью базовых теоретических позиций, логикой исследования и моделирования учебной деятельности, адекватностью выбранных методов исследования поставленным целям и задачам, репрезентативностью методики исследования, сочетанием качественного и количественного анализов полученных данных, применением на практике результатов исследования.

На защиту выносятся:

1. Понятие творческая активность, представленное как качество личности (объединяющее воедино интеллектуально-волевые, деятельностно-практические и эмоционально-ценностные свойства), характеризующееся стремлением к решительным преобразующим и преодолевающим действиям, порождению новых идей, следствий, ассоциаций, конструкций, которое развивается в эвристической образовательной среде, стимулирующей и побуждающей к саморазвитию и самоорганизации для достижения образовательных и созидающих целей.

2. Теоретическая аргументация и классификация организационно- и психолого-педагогических условий развития творческой активности студентов средних учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин, которые осуществлялись на базе основного дидактического условия (дидактический резонанс), отражающего нелинейную ситуацию открытого, солидаристического образовательного диалога, совместную активность и самосогласованное функционирование.

В основу структуры организационно-педагогических условий положена взаимосвязь внутренних условий (качества личности) с внешними (учебно-познавательная деятельности). Их состав базируется на теоретической концепции - творчество начинается тогда, когда включается правое полушарие (наглядно-образное мышление), оно имеет непосредственную связь с нравственными качествами личности (самоосознание в учебной деятельности через рефлексию и самоконтроль) (Д.Б. Богоявлинская).

В качестве центрального психолого-педагогического условия рассматривается интерес, связывающий воедино свободу, атомарную честность и любовь. Чистота помыслов, имагинация и актуализированный интерес - эти принципы автодидактики положены в их теоретическую основу (В.А. Куринский).

3. Теоретические и нормативные модели обучающей среды развития творческой активности и познавательного интереса студентов, механизмы функционирования которых получили новую интерпретацию, основанную на синергетическом подходе.

Теоретическая модель развития творческой активности отражает возможность перехода педагогической системы на уровень самоорганизации и саморазвития по направлениям, которые актуализируются и предлагаются студентам. Нормативная модель -представляет собой условно-графическое изображение курса механики выполненное на основе системно-структурного подхода. Она включает цели, задачи, содержание и способы учебно-познавательной деятельности. Реализация модели на практике позволяет сочетать творчество студентов с усвоением содержания дисциплины.

В основу теоретической модели развития познавательного интереса положен механизм реакции организма на познание нового, в результате которой в мозге активизируются позвоночные эндогенные морфины (источники положительных эмоций). Нормативная модель -представляет собой «нечёткий алгоритм» решения творческих заданий. Обосновывает возможность и необходимость овладения методологией творчества каждым.

4. Средства реализации условий развития творческой активности студентов, которые строятся на основе системно-структурного моделирования изучаемой дисциплины, направлены на развитие системного диалектического стиля мышления и организацию учебно-познавательной деятельности, осуществляемой при помощи проблемных алгоритмов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Кинешемского текстильного техникума (филиала) Ивановской государственной текстильной академии и Кинешемского филиала «Московский государственный индустриальный университет». Теоретические и экспериментальные результаты обсуждались на заседаниях методической комиссии по общепрофессиональным дисциплинам и педагогическом совете Киенешемского текстильного техникума (филиала) Ивановской государственной текстильной академии; на заседаниях кафедры «Технология машиностроения» и учёном совете Кинешемского филиала «Московский государственный индустриальный университет»; на совещаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества при Московском государственном индустриальном университете; на IV Международной научнометодической конференции «Участие молодых учёных, инженеров и педагогов в разработке и реализации инновационных технологий» (24-28 ноября 2003 г. Москва, МГИУ).

Результаты исследования изложены в девяти публикациях автора, в методических пособиях, наглядных и компьютерных средствах обучения, внедрённых в учебный процесс техникума и вуза.

Основная идея исследования состоит в том, что для успешной подготовки специалистов необходимо активизировать их творческую учебно-познавательную активность, реализуя выявленные условия путём моделирования и создания обучающей среды, механизм функционирования которой основан на синергетических представлениях о самоорганизации и саморазвитии педагогических систем.

Исследование осуществлялось на основе достижений педагогической науки и использования синергетики, открывающей необычный ракурс рассмотрения проблем. Они представлены в виде образной схемы на рисунке 2.

Подобно тому, как белый свет, проходя через призму, образует разноцветную радугу, так и поднятая проблема исследования, проходя через «призму синергетики» высвечивает многообразие возможных путей её решения. В результате моделирования педагогической проблемы, можно получить многочисленные её решения так же, как художник моделирует геометрию окружающего мира в виде цветных картин, полученных путём нанесения в нужном месте холста нужной краски.

Логика теоретического исследования включает в себя следующие этапы (см. рис.2):

1. Наблюдение, позволившее выявить и интерпретировать факты, которые были положены в основу теоретических предпосылок проведённого исследования (низкая творческая активность; нежелание преодолевать трудности познания; нет радости творчества).

Рис.2. Ведущая идея и логика работы.

2. Анализ и поиск эмпирических зависимостей, которые позволяют установить объективные связи между условиями и средствами развития творческой активности и результатами этого развития. Они сформулированы следующим образом: если понимаю - значит интересно; добываю знания - испытываю радость.

3. Предсказание (для развития творческой активности необходимо выявить условия и средства обеспечивающие это развитие).

4. Выработку основной идеи (условия и средства через призму синергетики, интроспекцию и педагогическое сопровождение).

5. Развёртывание сформулированной идеи путём построения теоретических моделей обучающей среды развития творческой активности и познавательного интереса.

Штттттттшштшт

ЯиИИИНИиИи

НАБЛЮДЕНИЕ

1 .Низкая творческая активность

2.Нежелание преодолевать трудности

3.Нет радости творчества

ПОИСК ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Если понимаю - значит интересно. Добывая знания - испытываю радость.

ПРЕДСКАЗАНИЕ

Для развития творческой активности необходимо выявить условия и средства обеспечивающие его.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Условия и средства через призму синергетики, Штароснекцию и педагогическое сопровождение

РАЗВЁРТЫВАНИЕ ИДЕИ

Построение теоретических моделей обучающей среды развития творческой активности и познавательного интереса

РЕАЛИЗАЦИЯ

Построение нормативных моделей для практического вогоюхдения условий развития творческой активности

4 Эксперимент

Экспериментальная проверка и апробация возможностей обучающей среды по созданию условий развития творческой активности

•ТН 1

6. Реализация, которая осуществлялась через анализ теоретических моделей, обращение к практике и построение нормативных моделей.

7. Экспериментальные исследования и апробация.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Дубинин, Александр Павлович

ВЫВОДЫ

1. Обучение общепофессиональным дисциплинам будет успешным, если искусственно разделяемые процесс учения и процесс творчества рассматривать как единый процесс, а активность этого процесса - как основной фактор его эффективности.

2. Для успешного развития творческой активности студентов необходимо создать условия и возможности для их реализации.

3. Системно-структурное моделирование изучаемой дисциплины позволяет определить и реализовать её возможности для создания условий развития творческой активности студентов.

4. Комплекс условий развития творческой активности и средства их реализации будут эффективны, если они: развивают системное, многоэкранное, образное мышление; побуждают к самоосознанию через интроспекцию и атомарную честность; стимулируют и развивают внутренние мотивы, волевую саморегуляцию, творческий потенциал; создают атмосферу радости созидания самого себя.

5. Синергетический подход позволил выявить механизм функционирования обучающей среды развития творческой активности.

Сущность его состоит в том, что если обучение представляет собой процесс нелинейного взаимодействия студента со специально организованной обучающей средой (при котором личность воспринимает ее для обогащения своего внутреннего мира, саморазвиваясь и самосовершенствуюясь), то в результате такого взаимодействия создаются условия для развития потенциала самой среды и перехода её на творческий уровень.

6. Использование разработанных средств реализации условий развития творческой активности позволяет осуществить переход от учения, как функции запоминания, при традиционных методах обучения, к учению как процессу умственного развития; от ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированной системе задания способов учебно-познавательной деятельности; от внешней мотивации к внутренней, нравственно-волевой регуляции, вызывающей появление тонкой, трудно достижимой, по весьма полезной биологической мотивации.

7. Экспериментальные исследования позволяют констатировать, что в результате внедрения разработанных моделей, уровень развития творческой активности и познавательного интереса студентов СПУЗ в процессе изучения общепрофессиопальных дисциплин повышается одновременно с качеством усвоения содержания образования, что доказывает эффективность их функционирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим элементом подготовки высококлассного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка интеллектуального труда, умеющего реализовать себя в социально-значимой деятельности, является проблема формирования и развития творческой активности. Для решения поставленной проблемы по существу требуется более полное раскрытие фундаментального принципа обучения: принципа активности. В исследовании рассмотрены пути реализации этого принципа через выявление организационно-педагогических и психолого-педагогических условий активизации творческой деятельности и специальные средства для практического выполнения этих условий.

Особенность решения этой задачи состоит в рассмотрение поставленной проблемы с точки зрения классической педагогики, через «призму» синергетики. Такой подход открывает необычный ракурс рассмотрения проблем обучения, позволяет нацелиться на превентивную подготовку специалистов, умеющих использовать и развивать свой внутренний творческий потенциал, ориентироваться, преодолевать и созидать в нестабильном, динамическом, хаотичном и прекрасном мире.

Синергетика позволяет уйти от обособления составляющих образовательную систему. Любые отдельно взятые подходы к образованию ограничены. Несмотря на эффективность концепции непрерывного творческого развития, мудрость автодидактики и высокий гуманистический потенциал экзистенциальной педагогики каждая из них, взятая в отдельности, не могут в полной мере решить актуальные педагогические проблемы. Очевидно, что они способны дать наилучший результат в обучении и воспитании, тогда когда сочетаются как между собой, так и с социо-, культурно-, природно-, эколого-, экономико-ориентированными подходами к образованию.

Анализ практики и проведённые исследования позволяют констатировать следующее.

Конкретные средства реализации условий развития творческой активности студентов при изучении какой-либо дисциплины выбираются и создаются преподавателем с учётом выявленных условий. В результате моделирования данного педагогического процесса можно получить многочисленные его вариации, учитывающие особенности учебных групп, реальные учебные и воспитательные задачи, уровень материально-технической оснащённости учебного процесса.

В настоящем исследовании использовалась система средств, особенность которых состоит в том, что они строятся на основе системно-структурного моделирования изучаемой дисциплины, направлены на развитие системного диалектического стиля мышления, позволяют организовать поэтапную учебно-познавательную деятельность.

Выявленные условия развития творческой активности и средства их реализации, сами по себе, не способны решить задачи исследования. Эффективное их решение должно осуществляться совместными усилиями педагогического корпуса повой формации, проникнутого идеологией теории развития творческой личности, владеющего интеллектуальными инструментами и механизмами современной методологии творчества, развивающего и побуждающего обучения.

Исследования показали, что реализация комплекса дидактических условий развития творческой активности, позволяет осуществлять высокоэффективное обучение, проходящее с использованием максимальных интеллектуальных, творческих, мотивационных, и эмоциональных возможностей каждой личности, развивать высокую креативность в сочетании с высоким уровнем интеллекта, создавать атмосферу творчества. Наличие такой благоприятной атмосферы является одним из необходимых факторов существования «творческой школы», которая вызывает эффект многократного усиления способности и результатов деятельности отдельных людей.

Сказанное позволяет заключить, что выдвинутая нами гипотеза в целом подтверждена, намеченные задачи изысканий решены, а цель исследования достигнута.

Итоги проведённого исследования не претендуют на окончательное решение всех проблем, имеющих отношение к нашей теме. Своего решения ждут такие вопросы, как: взаимосвязь коллективной и индивидуальной творческой активности; психологические и педагогические условия создания «школы творчества»; условия развития творческой активности в многоуровневой системе непрерывного креативного образования; использование гиперинтерактивных систем для создания и реализации условий развития творческой активности; тестирование и оценка уровня творческой активности и так далее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дубинин, Александр Павлович, 2006 год

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 3-е изд., дополненное. — Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 240 с.

2. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., Прогресс, 1968.176 с.

3. Ар куша А.И. Техническая механика: Теоретическая механика и сопротивление материалов: Учеб. для машиностр. спец. техникумов 3-е изд., испр. - ML: Высш. школа; 1998. 352с.

4. Аршинов В.И. Синергетика как феномен поснеютассической науки. М., Прогресс-Традиция, 1999.241с.

5. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синаргетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. Сб.ст./Отв.ред В.А. Аршинов и др. -М.:Прогресс-Традиция, 2000. С.285-304.

6. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании ФИ РАН/ http;//www.uni-dubna.ru.

7. Боно Эдвард. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении; Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. 173 с.

8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовский университет, 1983.342 с.9а.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981.258 с.

9. Ю.Блаубер И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке. М., Мысль, 1970.249 с.11 .Божович Л.И. Познавательный интересы и пути их изучения.-Известия АПН РСФСР. М., 1955, вып.73.С.12-14.

10. Бестужев-Лада И. Инженер XXI века //НТР: проблемы и решения. 1988. №12, С.22-27.

11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.-.Педагогика,1995. 336 с.

12. Брунер Дж. Психология познания: пер. с анг. М., 1977.

13. Брунер Дж. Процесс обучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

14. Василейский С.М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства // Проблеммы способностей; Под ред. В.Н. Мясищева. М., 1962.

15. Вазина К.Я. Обучать педагогической деятельности. Среднее специальное образование.-Высш. школа. №3.1983.34-35 с.

16. Велихов Е. Задача всё та же учиться. Наука и жизнь. №2. 1981.С.24-26.18а. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.551 с.

18. Гареев Р.Т. О компьютеризации обучения. Сборник научных трудов. Под ред. М.М. Зиновкиной.- М.: МГИУ, 2002. С.327-32.

19. Гальперин ПЛ. Введение в психологию. -М., 1976.258 с.

20. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. -М.,1965.52 с.

21. Гузик Н.П. Учить учиться: Из опыта работы учителя химии Ананьевской средней школы №2 Одесской обл. М.: Педагогика, 1981.88 с.

22. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

23. Давыдепко Т.М. Возможности и ограничения использования синергетического подхода в педагогических исследованиях. littp://vvvvvv.psyedu/vievv.plip?id=20I

24. Данилов М.А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории. М., 1969. 184 с.

25. Данилов Н.Н. Психофизиология. М.: Просвещение, 1999. 321 с.

26. Делокаров К.Х. Демидов Ф.Д. Синергетика и образовательные ценности. hup;//vvwvv.iph.ras.ru/-mifs

27. Дмитриев А.И. Хаос, фракталы и информация. Паука и жизнь. № 5, 2001. С.44-45.29а. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб,1999. -356с.

28. Ениксева М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. -Казань, 1963.258 с.

29. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. (Теория и инновационные креативных педагогические технологии): Монография.- М., 2003. 372 с.

30. Иванов А.С., Проказа А.Т. Мир механики и техники: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1993. 223 с.

31. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1994. -208 с.147

32. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / Под редакцией М.К. Потапова, текстов. Обработка Ю.В. Нестеренко. 2-е изд. - М.: Наука. 1981. 208 с.

33. Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников. Ростов н/Д, 1971.

34. Ильина Т.А. Структуро-системный подход к организации обучения. -М.,1972.

35. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. 3-е изд-ние. М.: Эгвос, 1999.104 с.

36. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,1974.

37. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / http;//www.uni-dubna.ru.

38. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. (Распоряжение от 29 декабря 2001г. № 1756-р Москва).

39. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Прогресс, 1975. 247 с.

40. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976. 303 с.

41. Кроль М.В. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. -М.: Высш. шк., 2001.319 с.

42. Куринский В.А. Автодидактика. М.: Автодидакт, 1994. 307 с.

43. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. М.: Просвещение, 1982. 198 с.

44. Козелетский Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.

45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,1977.

46. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

47. Линькова Н.П. Проблемы обучения // Техника и наука. 1981. №11. С.22-24.56а.Литова З.А. Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности. Автореферат докт. пед. наук. Ярославль, 2005, 43 с.

48. Маковецкий П.В. Смотри в корень!: Сборник любопытных задач и вопросов. 5-е изд., испр. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984. 288 с.

49. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

50. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика , 1972. 208 с.

51. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. №4. С. 19-22.

52. Махмутов М.И. Современный урок.- 2-е изд., испр. и доп. — М.:Педагогика, 1985.184 с.

53. МахмутовМ.И. Проблемное обучение-М.:Педагогика, 1975. 368 с.

54. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.,1978.

55. Методические указания по применению проблемного обучения в техническом вузе. II часть. Под ред. В.А. Никанорова и JI.B. Путляевой. -М.; МВТУ, 1984.

56. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1972.334 с.

57. Москвина А.В. О синергетическом подходе в развитии творческих способностей учащихся // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия Германия , 2000. С. 177-181.

58. Павлов М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. М.: Высш. школа, 1980. 287 с.

59. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1980.70а.Педагогический опыт средних специальных учебных заведений.

60. Сборник статей М., 1994. С. 15-16.

61. Пидкастстый П.И., Фридман JI.M., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподаватель высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

62. Полковникова Н.А. Важнейшие условия развития познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения.- Казань, 1966. С. 54-58.

63. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.

64. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1976.

65. Решетова З.А., Шамсутдинова И.Г. Значение метода системного анализа для эвристического решения задач студентами. М., Знание, 1984.

66. Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в процессе обучения, Советская педагогика, 1959.

67. Роджер Эрик Физика для любознательных.- М.: Мир, 1972. 655 с.

68. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики. Ярославский педагогический вестник. №4, 2002. С. 32-40.

69. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.

70. Саломатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн для учителя. М.: Просвещение, 1990. 240 с.

71. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 154 с.

72. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.,1990.

73. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.

74. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М., 1971.

75. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). — М.: Педагогика, 1986. 152 с.

76. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1975.

77. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. -М.,1980.

78. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. Писку нова А.И., Воробьёва Г.В.-М.:Педагогика,1979. 208с.

79. Фёдорова М.А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы. Дис.канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 169 с.

80. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., Педагогика, 1977. 201 с.

81. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т.- 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.

82. Харламова И.Ф. Активизация учения школьников. Минск, 1970.

83. Чернышов Ю. Третье рождение синаргетики. Наука и жизнь. №11,2002. С.2-9.

84. Шабаев И.Г. Сочетание алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Дис. канд. пед. нау. -Москва, 1977. 171 с.

85. Шамсундинова И.Г. Системный анализ как средство решения эвристических задач по высшей математике. //В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее. М.: Знание, 1986. С.58-85.

86. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: педагогика, 1982. 208 с.

87. Шаров Ю.В. Сущность и генезис познавательной потребности. В кн.: Вопросы воспитания и перевоспитания. Новосибирск, 1972. С.28-2-31.

88. Шаталов В.Ф. и д.р. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Кн. для учителя: Из опыта работы / В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, A.M. Хаит. М.: Просвещение, 1989. 143 с.

89. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

90. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1980.

91. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. -М.: Педагогика, 1980. 189 с.

92. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.

93. Щедровицкий Г. Педагогика и логика., М: Педагогика, 1990.174с.

94. Щербаков Р.Н Синергетические мотивы в преподавании физики. Специалист. №1 2003. С.27-28, №2 2003. С. 37-38.

95. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высш. школа., 1972.216 с.

96. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Спб.: Образование, 1910. 208 с.

97. Энштейн А. Собрание научных трудов. Т. IV. М.: Наука,1967.

98. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1974. 212 с.

99. Ю.Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М.: Изд-во ЦС Всесоюзн. об-ва изобретателей, 1934. 135 с.111. .Якиманская И.С. Развивающее обучение.-М.'Педагогика, 1979. 144с.

100. Eric М. Rogers Physics for the inquiring mind.- M.: Мир, 1972. 651 с.

101. J. Rossman, Psychology of the inventor? 1931.

102. Von Niko Stehr , Мир знаний. Dtutschland. Nr.l. 2001. C. 22-24.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.