Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Чеботкевич, Елена Викторовна

  • Чеботкевич, Елена Викторовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2000, Самара
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 244
Чеботкевич, Елена Викторовна. Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Самара. 2000. 244 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Чеботкевич, Елена Викторовна

Введение.

Глава 1. Теоретические и практические подходы к профессиональному самосовершенствованию педагогов в музыкально-педагогической деятельности.

1.1. Психологическая характеристика музыкально-педагогической деятельности.

1.2 Профессиональное самосознание как механизм профессионального самосовершенствования педагога.

1.3 Рефлексия как средство профессионального самосовершенствования педагога.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы по актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

2.1. Характеристика экспериментальной программы актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

2.2.Организация исследования и внедрение экспериментальной программы актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

Выводы по 2 главе.

Глава 3. Результаты актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

3.1 Анализ показателей отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию до начала эксперимента.

3.2 Результаты внедрения экспериментальной программы актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

3.3 Обсуждение результатов исследования.

Выводы по 3 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога»

В педагогической психологии проблема изучения деятельности учителя, как целостной системы - одна из важнейших научно-практических проблем. От успешности ее решения в значительной степени зависит повышение эффективности труда учителя. Идеи целостности единства системной организации позволили представить деятельность учителя как сложнейшую психическую реальность.

В условиях современной школы педагог-музыкант находится в весьма противоречивой ситуации: несмотря на непростые социально-экономические условия трудоемкой педагогической деятельности, ему, по-прежнему, адресованы высокие стандарты общественных требований. Все это создает необходимые основания для практического и теоретического осмысления последствий, возникающих в результате несоответствия высоких социальных ожиданий по отношению к педагогу и его индивидуальным ресурсам.

В настоящее время многие исследователи (Э.Б. Абдуллин, В.И. Авратинер, О.А. Апраксина, А.Н. Лагутин и др.) указывают на отдельные недостатки в практической реализации задач обучения и воспитания в системе музыкального образования. Они отмечают, что решение проблемы повышения качества обучения в музыкальных учебных заведениях и повышение профессиональной квалификации зависит от постоянного самосовершенствования своей деятельности педагога-музыканта.

Однако включение педагога в постоянное профессиональное самосовершенствование зависит от степени самоосознания педагогом своего «Я» как профессионала.

Несмотря на ряд работ, посвященных исследованию проблемы самосознания личности, (Б.Г. Ананьев, И.С. Берлянд, А.А. Бизяева, В.П. Зинченко, Н.В. Кузьмина, Т. Липпс, B.C. Мерлин, Л.В. Скворцов, В.В.

Столин, И.И. Чеснокова и др.) вопросам становления профессионального самосознания уделено недостаточно внимания. Хотя имеются отдельные работы, в которых анализируются разнообразные аспекты профессионального самосознания (Е.М. Борисова, И.В. Бачков, Г.П. Логинова, В.А. Сластенин, П.А. Шавир).

В реальной педагогической деятельности между целями и задачами, поставленными учителем, и результатами деятельности часто складываются противоречивые отношения. Они могут быть источником профессионального развития в том случае, если учитель правильно провел анализ собственных педагогических действий, и осознал причину противоречия. Нерешенная педагогическая задача побуждает педагога к анализу причин его несостоятельности, что невозможно без рефлексии его профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Современные исследователи (А.К. Маркова, JI.M. Митина, А.И. Шутенко и др.) понимая профессиональное самосовершенствование педагога, как его постоянное профессиональное саморазвитие, считают, что фундаментальным условием профессионального развития педагога является переход на более высокий уровень педагогического самосознания, что профессиональная деятельность может быть освоена учителем при условии ее осмысления, осознания (рефлексии).

В связи с этим проблемой настоящего исследования явилось разрешение противоречия между необходимостью профессионального роста педагога и отсутствием механизма, обеспечивающего стремление педагога к самосовершенствованию в процессе непрерывной музыкально-педагогической деятельности, а также отсутствием целенаправленной, организованной системы в подготовке педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

Объектом исследования является отношение педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию в процессе музыкально-педагогической деятельности.

Предметом исследования является рефлексия профессиональной музыкально-педагогической деятельности как фактор изменения отношения педагогов к профессиональному самосовершенствованию.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать программу профессионального развития педагога в процессе непрерывной музыкально-педагогической деятельности через изменение его отношения к профессиональному самосовершенствованию.

Гипотеза исследования. Профессиональный рост педагога возможен при условии постоянного самосовершенствования в процессе музыкально-педагогической деятельности тогда, когда педагог рефлексирует свои личностные качества, профессиональные и специальные навыки и умения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические и практические подходы к профессиональному самосовершенствованию педагогов в условиях непрерывной музыкально-педагогической деятельности.

2. Обосновать использование рефлексии как фактора актуализации у педагогов отношения к профессиональному самосовершенствованию.

3. Разработать и апробировать программу актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

Теоретико-методологической основой исследования являются учение о рефлексивной природе сознания и мышления человека, психологические и педагогические теории деятельности, современные концепции о профессиональном развитии. Исследование базируется:

- на фундаментальных положениях и идеях о единстве личности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, JI.C. Рубинштейн и др.);

- на исследованиях проблемы самосознания и профессионального самосознания учителя (Г.В. Акопов, Р. Берне, А.К. Маркова, JI.M. Митина, В.Н. Козиев, В.М. Новиков, Б.Д. Парыгин, Г.Я. Розен, В.П. Саврасов, А.Г.Спиркин, В.В. Столин, и др.);

- учении о рефлексивной природе сознания и мышления человека (В.В. Давыдов, А.З Зак, А.В. Захарова, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, JI.A. Петровская, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская и др.);

- на концептуальных положениях и взглядах ведущих теоретиков в области психологии и педагогики музыкального образования (JI.JI. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, Е.В. Назайкинский, А.А. Николаев, В.А. Петрушин, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов и др.);

- на психологических исследованиях проблем профессиональной деятельности учителя (Л.Г. Арчажникова, В.П. Бездухов, Ф.Н. Гоноболин, С.Б. Елканов, В.И. Загвязинский, Л.С. Занков, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, В.М. Минияров, Е.И. Рогов и др.);

- на основных положениях методологии психологического исследования (С.В. Аванесов, Р.Н. Битянова, Б.В. Кулагин, Р.С. Немов, В.П. Симонов и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:

- методы теоретического анализа;

- социологические методы (метод беседы, анкетирования);

- педагогические методы (метод наблюдения);

- диагностические методы (тестирование);

- методы математической статистики.

Этапы исследования:

Первый этап (1997 - 1998 гг.). Анализ научной литературы, передового практического опыта, исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования, а также осуществить выбор методологии и методов исследования.

Второй этап (1998 - 1999 гг.). В ходе экспериментальной работы, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. Результатом этого этапа стала разработка экспериментальной программы по изменению отношения у педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

Третий этап (1999 - 2000 гг.). Содержание этого этапа включало: внедрение экспериментальной программы актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию, проверку эффективности и анализ результатов внедрения данной программы.

База исследования.

Для проведения исследования была использована экспериментальная площадка ДМШ № 1 и ДМШ № 10 г. Пензы. В исследовании приняло участие 120 учителей, а также 600 учащихся вышеназванных школ.

Новизна исследования.

1. Обоснованы теоретические и практические подходы к профессиональному самосовершенствованию педагогов на основе их профессионального саморазвития.

2. Раскрыт механизм актуализации отношения педагогов к профессиональному самосовершенствованию.

3. Обоснована возможность использования профессиональной модели педагога-музыканта для рефлексии его профессиональной деятельности.

4. Разработана программа, направленная на актуализацию отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию в процессе музыкально-педагогической деятельности, которая реализована в работе научно-практического семинара.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования расширят научные представления о роли рефлексии как одного из факторов, способствующих изменению отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию. В работе обоснован подход к профессиональному самосовершенствованию в процессе музыкально-педагогической деятельности с точки зрения самоосознания педагогом-музыкантом уровня развития своих личностных качеств, профессиональных и специальных навыков и умений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что развитие способностей педагогов-музыкантов к рефлексии своих личностых качеств, профессиональных и специальных навыков и умений, способствует изменению их отношения к профессиональному самосовершенствованию и ведет к профессиональному росту учителя; разработка программы по актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию, позволяет получить дополнительные знания о своей профессиональной деятельности, влияет на обновление содержания повышения педагогической квалификации; результаты исследования способствуют совершенствованию процесса повышения квалификации педагогических кадров.

Положения, выносимые на защиту:

1. Направление и динамика изменения отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию должны определяться временем профессиональной деятельности педагога и его способностью к осознанию своих реальных возможностей в профессиональном развитии.

2. Изменение отношения педагогов к своему профессиональному самосовершенствованию должно осуществляться при наличии программы, основанной на использовании рефлексии, как средства, влияющего на изменение профессионального самосознания, обеспечивающего понимание себя как профессионала и как личности.

3. Рефлексия как фактор, обеспечивающий процесс профессионального самосовершенствования педагога-музыканта, может быть эффективной, когда реализуется программа актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию, а ее внедрение осуществляется при участии педагогов-музыкантов в работе научно-практического семинара как организационной формы проведения занятия.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии и ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на научно-теоретическом и практическом уровне; применением комплекса методов исследований, адекватных целям и предмету работы; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: «Социальные и психологические аспекты образовательных технологий» (Пенза, 1999), «Начальная школа на рубеже веков: современное состояние и перспективы развития» (Пенза, 2000), «Гуманитарные науки в системе высшего образования» (Пенза, 2000). Окончательные результаты исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии образования Государственного педагогического университета г. Самары.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Чеботкевич, Елена Викторовна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Нами было установлено, что потребность педагогов в постоянном профессиональном самосовершенствовании определяется несколькими факторами: с одной стороны, предъявляемыми высокими требованиями системы музыкального образования, с другой стороны -необходимостью соответствовать требованиям, предъявляемым к музыкально-педагогической деятельности, для успешного ее выполнения. Профессиональное самосовершенствование педагога предполагает осуществление деятельности, направленной на соотнесение реального уровня развития определенных его качеств с идеальной моделью специалиста-профессионала, и осуществление соответствующих действий, характеризующих стремление педагога соответствовать этой модели.

2. В исследовании раскрыт механизм профессионального самосовершенствования педагога в процессе непрерывной музыкально-педагогической деятельности через использование рефлексии, посредством которой осуществлялось соотнесение реального уровня развития личностных качеств и профессиональных навыков и умений педагогов с необходимыми требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью. В итоге мы получили актуализированную потребность к осуществлению профессионального самосовершенствования в процессе непрерывной музыкально-педагогической деятельности.

3. Использование научно-практического семинара как формы включения педагогов в процесс активной рефлексии себя как личности и как профессионала позволило определить зависимость проявления актуального стремления к профессиональному самосовершенствованию по стажу педагогической работы. Наибольшее число педагогов - 54%, считающих возможным профессионально самосовершенствоваться в процессе своей музыкально-педагогической деятельности, оказалось в группе педагогов, имеющих стаж работы от 5 до 15 лет. Из опрошенных нами педагогов проработавших менее 5 лет, 46% также считают возможным профессиональное самосовершенствование в процессе своей деятельности. И лишь 33% педагогов, имеющих стаж педагогической работы от 15 до 25 лет и от 25 лет и более, уверены в возможности профессионального самосовершенствования в процессе своей музыкально-педагогической деятельности.

4. Разработанная нами программа актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию у 23% педагогов, имеющих стаж педагогической работы от 5 до 15 лет, у 15% педагогов проработавших от 15 до 25 лет и у 17% педагогов, имеющих стаж педагогической работы менее 5 лет и более 25 лет что, подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе исследованы теоретические и практические подходы к профессиональному самосовершенствованию педагогов-музыкантов, дана характеристика музыкально-педагогической деятельности, теоретически обоснована профессиональная модель педагога-музыканта, исследовано профессиональное самосознание, как механизм профессионального самосовершенствования и рефлексия, как способ профессионального самосовершенствования. Разработана экспериментальная программа научно-практического семинара по актуализации отношения педагогов-музыкантов к профессиональному самосовершенствованию.

Анализ и обработка полученных экспериментальных данных позволили нам рассматривать рефлексию музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога.

Однако, утверждая важную роль рефлексии в профессиональном самосовершенствовании, важно понимать, что данный способ не является единственным, обеспечивающим переход профессионального самосознания на более высокий уровень.

Изучение всего комплекса условий, обеспечивающих профессиональное самосовершенствование педагога-музыканта -актуальнейшая задача психологии, педагогики и смежных с ними наук.

Отмечая позитивность полученных в ходе исследования результатов и целесообразность их внедрения в практику музыкальных школ и школ искусств, необходимо определить и дальнейшую перспективу исследования, которое может быть продолжено в плане более глубокого изучения:

- разработка программы формирования готовности педагогамузыканта к профессиональному самосовершенствованию; - разработка программы повышения профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования педагога-музыканта в условиях музыкально-педагогической деятельности.

В целом необходимо отметить, что дальнейшая разработка обозначенных в исследовании проблем позволит обозначить более совершенные механизмы и способы профессионального самосовершенствования педагогов-музыкантов и разработать пути их реализации не только в начальном звене, но и во всех параллелях музыкального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Чеботкевич, Елена Викторовна, 2000 год

1. . Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании.- М., 1982.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе,- М., 1983,- 112 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980,- 334с.

4. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М: Наука, 1981, с.45-67.

5. Авратинер В.И. Методические материалы по педагогике. М., 1969. Вып. 1. С.3-22.

6. Авратинер В.И. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике. Сб.трудов Ин-та им. Гнесиных. М., 1969.

7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.-290 с.

8. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.-207 с.

9. Алексеев Н.Г., Ладенко И.С. Направления изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1987. - с.3-12.

10. Ю.Алякринский Б.С. О талантах и способностях: Очерки о самовоспитании. М., 1981.

11. Аминов Н.А. Задатки, способности и одарённость учителя.// Мир психологии. 1997, №2.

12. Ананьев Б.Г. О взаимосвязи в развитии способности и характера. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.

13. И.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

14. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. В сб.: Склонности и способности. Изд-во ЛГУ, 1962.

15. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т1. М.: Педагогика, 1980 - с.16-178.

16. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд. МГУ, 1988. 432с.

17. Анисимов О.С. Рефлексивная культура и обучение мыслетехнике // Прикладная эргономика. Специальный выпуск. Рефлексивные процессы. 1994., №1. С.64-66.

18. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.3-18.

19. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т. 13 1992. №5. с. 1225.

20. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

21. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Муз.воспитание в школе. Вып. 10. с.20-26.

22. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 4. М., 1965. с. 3-12.

23. Апраксина О.А. К вопросу о диагностике музыкальных способностей.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2. М., 1976.

24. Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М., 1976, с. 66-76.

25. Апраксина О. А. Современные задачи музыкального воспитания в школе //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. с. 5-9.

26. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. М., 1977, с. 3-14.

27. Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителю-музыканту. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М., 1982.

28. Арзаманов Ф.Г. О некоторых особенностях новаторства в музыкальном творчестве. В кн.: Скребков С.С. Статьи и воспоминания. М., 1979.

29. Артемьев Т.И. Методологические аспекты проблемы способностей. М., 1977.

30. Арчажникова Л.Г. Подготовка будущего учителя музыки. //Сов.педагогика, 1980, N7.

31. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение, 1984,- 111 с.

32. Арчажникова Л.Г. Повышение квалификации преподавателя музыки. -//Сов.педагогика, 1982, N 10.

33. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973.

34. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1974. Т. 1,2.

35. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158с.

36. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд. МГУ, 1984. 104с.

37. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

38. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.

39. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.

40. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. //Вопр.психол. N 1, 1984, с. 51-57.

41. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974, 272с.

42. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства, изд-во «Музыка», Ленинград, 1969, 228с.

43. Басов М.Я. Избранные психологические труды. М., 1975.

44. Батищев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963,- 118с.

45. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979.

46. Бахур В.Т. Это неповторимое «я». М.: Знание, 1986. 192с.

47. Беркман Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964.

48. Берлянд И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы психологии личности /Под ред. Ф.Т. Михайлова. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1982. -с.134-144.

49. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитания. М.: Прогресс, 1986,- 422с.

50. Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Автореф.дис. . .канд.психол. наук. СПб., 1993. 20с.

51. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Междунар. пед. академия. 1995.

52. Блонский П.П. Память и мышление. В кн.: Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.

53. Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза. Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1989.- 16с.

54. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на Дону, 1983.

55. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.

56. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

57. Божович Л.И. Личность и её развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

58. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-79с.

59. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. Т. 13. №4. 1992. с.99-100.

60. Бочкарев Л.Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М., 1981.

61. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.- 352 с.

62. Бочкарев Л.Л. Проблема психологии музыкальных способностей. В кн.: Художественное творчество. М., 1983.

63. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301с.

64. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.

65. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1956.

66. Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси, 1978.

67. Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф.дис.канд.психол.наук. Киев. 1987. 17с.

68. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дисс.канд.психол.наук. М., 1995,- 180с.

69. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М., 1973.

70. Вершловский С.Г. Общее образования взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987.

71. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л., 1988.

72. Вопросы преподавания в детской музыкальной школе. M.-JL, 1965.

73. Восприятие музыки. Сост.В.В.Максимов. М., 1980.

74. Вульфов Б. Педагогический практикум для тестирования, аттестации или рефлексии. //Мир образования 1996. - N 5 - с. 24-27; N 6 -с.54-57.

75. Выготский JI.C. К вопросу о психологии творчества актера. М., 1936.

76. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

77. Выготский JT.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. В кн.: Избранные психологические исследования.

78. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1978.

79. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. Ун-та, 1975. С. 17-19

80. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

81. Гальперин П.Я. Развития исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.

82. Гегель Г. Философия духа // Соч. М., 1965 Т.З с.26

83. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. М.:изд-во «Музыка», 1968.

84. Голицин Г.А. Рефлексия как фактор развития // Проблемы рефлексии в научном познании. Сб.научн.тр. Куйбышев, КГУ, 1983. С.54-59.

85. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-305с.

86. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М., 1975.

87. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965, с. 260

88. Горюнова Л.В. Основные направления в теории и практике музыкального воспитания в США за последнике 15 лет. //Муз. воспитание в школе. Вып. 16, 1985, с.75-81.

89. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся (к проблеме образования и развития в музыкальной педагогике). М.,1981г.С.10-29.

90. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: МАПН, 1983.

91. Григорьев В.А. О развитии музыкальной памяти учащихся. В сб.:Вопросы музыкальной педагогики. /Под ред. В.И.Руденко. Вып.2. Изд-во «Музыка» М., 1980, с. 68-79.

92. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: регуляция состояний. М. , 1992.

93. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1984.

94. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии// Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1987. -с.43-49.

95. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - с. 124-152.

96. Данилова О.Н. Музыкальный мир личности. М., 1993.

97. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

98. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1993.

99. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности человека к деятельности.-Минск:БГУ, 1976.-176с.

100. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.- 143 с.

101. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987.

102. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения М., 1963.

103. Занков Л.С. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1987.

104. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск. 1993.-98с.

105. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. - №1. - с.5-14.

106. Зеер Э.Ф. Психологические основы проф. становления личности инженера-педагога: Автореф.докт.дис. Л., 1998.

107. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.

108. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

109. Идеалистическая диалектика в XX столетии (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) М.: Политиздат, 1987.

110. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - с. 72-77, с. 109-113.

111. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М. , 1976, 336с.

112. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

113. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. 79с.

114. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

115. Ковалев А.Г. Психология личности-М.: Просвещение, 1969.-391с.

116. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского гос.ун-та, 1975. С.32.

117. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1961.

118. Козиев В.Н. Психологический анализ проф. самосознания учителя.: Автореф.дис.канд.психол.наук. Л., 1980. 14с.

119. Колесников Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985. 263с.

120. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М., 1964.

121. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.

122. Кондратьева С.В. Рефлексия в процесах педагогического общения // Актуальные проблемы социальной психологии. Ч. 1 / Тезисы научных сообщений Всесоюзный Симпозиум Кострома, 1986.-с.53-54.

123. Корчак Я. Воспитание личности: Кн. для учителя./Сост. В.Ф.Кочнов. М.: Просвещение, 1992,- 287 с.

124. Коршунова JI.C. Воображение и его роль в сознании. М., 1979.

125. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия. В кн.: Художественное восприятие. JT., 1971.

126. Костюк Г. С. Развитие и воспитание. В кн.: Общие основы педагогики. /Под ред. Ф.Ф.Королева, В.Е. Гмурмана. М.: Просвещение, 1978.

127. Краевский В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1977.

128. Красникова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки //Вопросы психологии. N 2, 1981.

129. Краткий психологический словарь. М. , 1985, 432с.

130. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1972.

131. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

132. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. №2. С.51-59.

133. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967.

134. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся,- //Вопр.психологии, 1984, N 1, с.20-26.

135. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. JL, 1984.

136. Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности учителя // Творческая направленность деятельности педагога.-JI.,1978.-c. 7-10.

137. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.

138. Лагутин А. Н. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985.

139. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека.-М.: Просвещение, 1964.-334с.

140. Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях. В кн.:

141. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. //Вопросы психологии. N 1, 1960.

142. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1978.

143. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

144. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

145. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.,1980.

146. Лесохина Л.М. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя.// Особенности социально-профессиональной позиции молодого учителя.-Л.,1981.-с.33-54.

147. Лешинская И. Развитие восприятия музыки при обучении игре на фортепиано. В сб.: Вопросы методики начального музыкального образования. /Под ред. В.Натансона, В.Руденко. С.32-40.

148. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 1976.-64с.

149. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 143с.

150. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения: в 2-х т. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. Т.1. - 734с.

151. Лук А. Эмоции и личность М., 1982.

152. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.- 158 с.

153. Любому дрова Н.А. Основные задачи педагога-пианиста. //Очерки по методике обучения игры на фортепиано. М., 1995. Вып.I.e.21-39.

154. Ляховицкая С.С. О педагогическом мастерстве. Л., Музгиз, 1963, 144с.

155. Маленковская А.В. Задачи повышения эффективности подготовки музыкальных кадров и разработка «модели специалиста».- В кн.: Некоторые проблемы совершенствования музыкального образования. М., 1979. С.8-9.

156. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

157. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Сочинения: 2-е изд., Т.23.

158. Матейко Я. Условия творческого труда. М., 1976.

159. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

160. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

161. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н.В.Кузьминой. JL, 1980.

162. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, М., 1999.-287 с.

163. Митина JI.M. Значение самооценки учителя //Сов. педагогика, 1991, N 1.

164. Митина JI.M. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991,- 178с.

165. Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., изд-во «Дело», 1994.- 216 с.

166. Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя. //Вопросы психологии. 1990, N 10.

167. Митюшин А. А. Рефлексия // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы и др. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

168. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1979.

169. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973. С.228-231.

170. Музыкальное воспитание и обучения в школе. /Под ред. М.А.Ру-мер. М., 1955, с.86-93.

171. Мухина B.C. Индивидуализм, личность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. - с. 115-119.

172. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Что есть музыкальность. // Сов. музыка. 1975. N 2.

173. Надеждинская Т.Н. Воспитание эстетического чувства учащихся на уроках музыки. //Урок в школе. Саратов., 1972, Вып.З. с. 84-91.

174. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972, 254с.

175. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980.

176. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980.

177. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. Вопросы психологии, N 5, 1981.

178. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., изд-во «Просвещение», «Владос», 1995,- 512 с.

179. Николаев А.А. Музыкальное образование и пути развития фортепианного искусства. //Очерки по методике обучения игры на фортепиано. -М., 1955, Вып. 1, с.5-21.

180. Николаев А.А. Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования, В сб.: Методические записки. М., изд-во «Музыка», 1966, 328с.

181. О музыке. Проблемы анализа. М., 1974.

182. Обучение и развитие. //Под ред. Л.В.Занкова. М., 1975.

183. Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1987. - с.13-19.

184. Огурцов А.П. Рефлексия / Философская энциклопедия. T.IV. -М.: Сов. Энциклопедия, 1967. с.499-502.

185. Ольшанский Д.В. К научно рефлексивному анализу познания личности человека: проблема явного и неявного знания в психологии // Проблемы рефлексии в научном познании. Сб.науч.тр. Куйбышев, КГУ, 1983. с. 153-159.

186. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Ворпосы психологии. 1995. №2. с.5-18

187. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. Практические рекомендации . М. , 1999. 138 с .

188. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.

189. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа // Психологические исследования познавательных процессов личности. М.: Наука, 1983. с.45-51.

190. Педагогика. /Под ред. проф. П.И.Пидкасистого. М., 1998.- 640 с.

191. Петровская Л.А. Тренинг сензитивности как школа рефлексии // Психологические условия социального взаимодействия / Под ред. Э.М. Верник. Таллин, 1983.

192. Петровский В.А. Личность в психологии. М., 1979.

193. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. П., 1982.

194. Петровский В.А. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии 1984. - №4. С.15-29.

195. Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «я» у студентов: Автореф.дис.канд.психол.наук. Л., 1985.- 16с.

196. Петрушин В.А. Моделирование эмоций средствами музыки. //Вопр. психологии. 1986, N 1.

197. Петрушин В.А. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997.384 с.

198. Петухова И.А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальнойодаренности. Эксперим. исследование по проблемам педаг. псих. М., 1970.

199. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1963. С.360.

200. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

201. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л.,1990.

202. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки. //Педагогика. 1995. - N 5 - с. 18-24.

203. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.:Просвещение, 1967.

204. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

205. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч.пособие. Самара: Изд-й Дом. «Бахрах-М», 2000 - 672 с.

206. Проблемы способностей /Под ред. В.Н.Мясищева. М., 1962.

207. Просецкий П.А. Основные направления совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. //Вопр.психологии. 1983. N3.

208. Психологическая наука в СССР. М., 1960.

209. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. /Под ред. В.А. Бодрова. М., ИП РАН,1991.

210. Психологические рекомендации о путях повышения эффективности труда учителя. /Под ред. А.К. Марковой. М., 1987.- 104с.

211. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: Изд-й дом «Бахрах-М». 2000. - 64с.

212. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

213. Психология развивающейся личности. /Под ред. А.В.Петровского, М., 1987.

214. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.

215. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М. , 1989.

216. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.

217. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. 198с.

218. Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968.

219. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Уч. пособие М., иэд-во «Владос», 1996.- 529 с.

220. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969.

221. Роджерс К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Просвещение, 1986.

222. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1990. №2. с.58-65

223. Розен А.Я. Интроспекция (современное состояние проблемы) // Зарубежные исследования по психологии познания. М.: ИНИОН АН СССР, 1977. С.215-234.

224. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1987. - с.222-228.

225. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах -М.: Педагогика, 1989.

226. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Педагогика, 1960.

227. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

228. Рубинштейн С.JI. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976 - с.253-410.

229. Ротерштейн М.И. Музыкальный анализ профессиональное умение школьного учителя. //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16, М, 1985. с.60-65.

230. Руденко В.И., Руденко Н.И. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности. В сб.: Вопросы музыкальной педагогики/ Под ред. В.И. Руденко. Вып.7 М.: изд-во «Музыка», 1986.-с.5-29.

231. Рябцев В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры. Дис. Канд.психол.наук. М., 1995.

232. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. М., 1923.

233. Саврасов В.П. Особенности развития проф. самосознания молодого учителя: Автореф.дис.канд.психол.наук. Л., 1986. -16с.

234. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л., 1964.

235. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Изд-во. ЭКМОС, 1999 - 352 с.

236. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. 142с.

237. Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Дис.докт.психол.наук. М., 1992.

238. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - с. 154-182.

239. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлекия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. - №2. - с.35-42.

240. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования // Вопросы психологии. 1984. - №5. - с. 169-170.

241. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Школа П.Я. Гальперина и проблема рефлективности творческого мышления // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1994., №4. - с.34-45.

242. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей. М., 1995,- 192 с.

243. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983.

244. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

245. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя. //Сов. педагогика, 1981, №4.

246. Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении / Тезисы докладов и сообщений. -Новосибирск: изд-во НГУ, 1984. с. 118-121.

247. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986, №6.

248. Смирнов В.В. Психология и педагогика высшей школы: от деятельности к личности. М., 1995.

249. Смирнова Е.Э., Сопикова А.П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) // Социальная психология личности. JL: Знание, 1974.

250. Смирнова Н.М. Активные формы подготовки пианиста-педагога. Изд-во Саратовского университета, 1988.- 35 с.

251. Собчик JI.H. Методы психологической диагностики. М., 1990.

252. Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей. Избранные произведения: В 2 т. - М.: Политиздат, 1957. Т.1, с.317-358.

253. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303с.

254. Степанов С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1984.

255. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. - №3. С.31-40.

256. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

257. Страхов И.В. Психология педагогического такта. Изд-во Саратовского ун-та, 1966.1

258. Страхов И.В. Психология творческого вдохновения. Ученые записки Саратовского пед. института. Вып. 36. Саратов, 1962.

259. Страхов И.В. Психология характера. Саратов, 1970.

260. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

261. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

262. Тарасов В.В. Каким быть учителю в новой школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 158 с.

263. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. -М„ 1986.

264. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий, изд-во АМИ РСФСР, М., 1961, с.186-187.

265. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 278с.

266. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

267. Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972.

268. Тургенева Э.Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центральный методический кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. М., 1970.

269. Тюков А.А. Исследование психологических механизмов рефлексивных процессов // Рефлексия в науке и обучении / Тезисы докладов и сообщений. Новосибирск: изд-во НГУ, 1984. - с.100-105.

270. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования установки // Психологические исследования. М., 1996.

271. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Хрестоматия по психологии.-М., 1977.-с.229-236.

272. Уманский JI.И. Психология организаторской деятельности школьников, Учеб. Пособие для студентов в пед. институте.-М.: Просвещение, 1980,-160с.

273. Фам Т.Н. Развитие проф. самосознания студентов технических вузов: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1989. 17с.

274. Фарбштейн А. Музыка и эстетика. Л., 1976.

275. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Иэд-во «Музыка». М., 1975.- III с.

276. Фейгин М.Э. Выявление и развитие индивидуальности ученика в фортепианом классе (Вопросы фортепианой педагогики и исполнительства). Труды Гос. Муз.-пед. института им. Гнесиных. Вып. 2, М., 1961.

277. Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся. В сб.: Вопросы фортепианой педагогики, вып. 3.

278. Фейгин М.Э. Музыкальный показ как средство педагогического воздействия. В сб.: Педагогу музыканту. /Под ред. Г.Прокофьева .

279. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., изд-во «Музыка», 1965, 560с.

280. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.

281. Фролов И.Т. Переспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы. М.: Политиздат, 1979.

282. Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. В кн.: Психология межличностного познания. - М.: Педагогика, 1981.

283. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. - 408с.

284. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. Методическое пособие. М., 1956.

285. Хьелл JI. Зинглер Д. Теории личности (Серия «Мастрера психологии») Спб.: Питер Пресс, 1997.

286. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994.

287. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Уч.пособие. М., 1975.- 107 с.

288. Чарный Б.М. Учитесь властвовать собой. Пермь, 1984.

289. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1. Долгопрудный, изд-во «Аллегро-Пресс», 1994.-219 с.

290. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144с.

291. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М.: Просвещение, 1981.-96с.

292. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

293. Шафажинская Н.Е. Психологические особенности формирования профессионального самосознания будущего учителя // Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза / Межвузовский сборник. М.: Изд. МГПИ, 1985, с.33-39.

294. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.

295. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1963. - Кн. 2.

296. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.

297. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с. англ. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.

298. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. М., 1958.

299. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966. с.217-118.

300. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JL, 1986.

301. Шутенко А.И. Строение и развитие проф. самосознания учителя: Дис.канд.пед.наук. М., 1994. -221с.

302. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. ГМИ, М., 1947.

303. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., I960.

304. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата: изд-во КПИ, 1974.-с. 12-28.

305. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. JL, Просвещение, 1997. 266с.

306. Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. //Вопросы психологии. 1981, N5.

307. Щербаков Р.Н. Научная деятельность и преподавание. //Педагогика. 1996, ,N 2. с.21-24.

308. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4. -с.6-20.

309. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

310. Юнг К. Психологические типы. М., 1994.

311. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М, 1975.

312. Якобсон П.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

313. Adler A. Praxis und Theorie der individual Psycho-logie. N.Y., 1927.

314. Brown G. Human Teaching for Human Learning: An Introduction to Confluent Education. N.Y.: Viking Press, 1971.

315. Gaude P. Selbstbewertung und Beratung in der Lehrerausbildung (SBL) ein angewanddtes Forschungsprojekt/ In: Unterrichts wissenschaft 1 (1989) 17,47-59.

316. Kessel W. Selbstbild Fremdbild - Differenzez der Lehrer und Identifikationsbereitsschaft der Schuler. Beitrag zum 22 ICP, Leipzig, 1980.

317. Kessel W. Selbstbild Fremdbild - Differenzez der Lehrer und Identifikationsbereitsschaft der Schuler. Beitrag zum 22 JCP, Leipzig, 1980.

318. Lewin K. Dynamic theory of personality. N.Y., Mc Graw Hill, 1935. 286p.

319. Maslow A. A theory of human motivation // Psychological Review. 1943. V. 50, No. 4.

320. Maslow A. Self-actualizing and beyond Challenges of Humanistic Psychology. N.Y., 1967. 240 p.

321. Rogers C. Client-centered therapy: its current practice, implications and theory. Boston, Haughton Mifflin, 1965. 560p.

322. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. P. U. P., 1965.

323. Schneeberg U. Padagogishees Fuhrungsverhalten und berufsrelevante Einstellungen von Oberstufenlehrem /Padagogik (Berlin),

324. Schroder H. Lehrerspersonlichkeit und Erziehungswirklichkeit. Berlin, 1970.

325. Wylie R. The self-concept. V. 1—2. Lincoln. 1979.

326. Young K. Motivation and emotion. N. Y., 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.