Реклама как конструкт виртуального пространства культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Сибин, Максим Сергеевич

  • Сибин, Максим Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Омск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 155
Сибин, Максим Сергеевич. Реклама как конструкт виртуального пространства культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Омск. 2010. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сибин, Максим Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Виртуальная реальность как конструкт современной культуры.

1.1. Философское осмысление феномена виртуальной реальности: виртуальный подход.

1.2. Сущность процесса виртуализации.

ГЛАВА II. Реклама в системе «Виртуальное-реальное».

2.1. Специфика конструирования виртуального пространства культуры.

2.2. Виртуализация художественной культуры.

2.3. Взаимоформирование рекламы и виртуальной реальности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реклама как конструкт виртуального пространства культуры»

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, изменениями, происходящими в разных сферах культурной жизни и научных знаний.

Увеличение плотности виртуальных событий в жизни человека коррелирует с тенденцией, когда фактор потребления в современных рыночных условиях принимает статус доминирующего регулятора не только в экономике, но и в политике, искусстве, образовании, здравоохранении, браке, культуре и других областях. В результате виртуальная сфера начинает все более доминировать в сознании человека, а виртуальные события все чаще вытесняют реальные.

Потребление охватывает практически все институты, становясь генеральным фактором развития многих институциональных систем. Так в экономике для поддержания ежегодного темпа роста промышленного производства глобальные корпорации стремятся к ее максимальной виртуализации. Эти тенденции поддерживают, прежде всего, масс-медиа, а также реклама - стимулирующий и взаимообусловливающий конструкт сложного процесса виртуализации культуры и общества, в центре которого находится человек во взаимодействии с социумом. Сегодня это комплекс технологий коллективного манипулирования виртуальной составляющей сознания людей, система воспитания и движущая сила так называемой культуры консьюмеризма и общества потребления.

В результате указанной тенденции возникают виртуальные модели страны, культуры, общества, конструируемые при помощи масс-медиа. Такая реальность виртуальна настолько, насколько она способна искажать исходную (константную) реальность. Теоретически степень этого искажения не ограничена, следовательно, большинство людей, проживающих в стране и выстраивающих свое мировоззрение на основании сообщений телевидения, Интернета и других СМИ, могут все больше втягиваться в процесс виртуализации культуры.

Виртуальная реальность понимается как специфическое состояние человеческого сознания, проявляющееся при определенных условиях. Предмет исследования — реклама — также функционирует и «работает» в пространстве сознания человека. В этом плане достижения в области изучения виртуальной реальности оказываются неожиданно актуальными для объяснения причин эффективности рекламы, методов и степени ее воздействия на массовое сознание.

Анализ теоретического и практического материала происходит в рамках полионтичной парадигмы, допускающей существование реальностей различного уровня. Рассмотрение данного вопроса в рамках указанной парадигмы выглядит крайне перспективным и открывает недоступные ранее возможности для осмысления аспектов, механизмов и специфики изменений, происходящих в современной культуре и человеческом бытии.

Актуальность исследования для теории культуры определяется необходимостью философского осмысления сложного процесса виртуализации культуры и общества в тесной корреляции с такими современными феноменами, как реклама и масс-медиа, выступающими важнейшими регуляторами происходящих сегодня изменений. В центре этих изменений находится антропологический фактор. Особый интерес представляет исследование специфики обозначенных процессов в условиях российского общества. Компоненты «виртуального» существуют в культуре долгое время. Однако беспримерное расширение виртуального пространства культуры на современном этапе дает повод рассматривать традиционные и новейшие процессы с позиции логики виртуальной реальности.

Степень научной разработанности проблемы

В последние десятилетия прошлого века с появлением технологий и технических средств погружения в «иные миры» новые термины — виртуализация», «виртуальный» и «виртуальная реальность» - начали входить как в профессиональные дискурсы различных наук, так и в повседневный обиход, означая широкий спектр понятий, явлений и метафор. В результате семантические рамки этих терминов оказались несколько размыты.

Системный подход к исследованию виртуальной реальности, стремление выявить ее философские и культурологические аспекты демонстрируют Э.Ф. Асадуллин, И.В. Бестужев-Лада, С.А. Борчиков, Ф.И. Гиренок, A.C. Горинский, B.J1. Друк, О.И. Елхова, Д.В. Иванов, H.H. Карпицкий, М.М. Кузнецов, Г.П. Менчиков, H.A. Носов, М.Ю. Опенков, С.И. Орехов, В.П. Руднев, П.Е. Солопов, В.И. Фалько, С.С. Хоружий, М.В. Шугуров и др., однако влияние масс-медиа и рекламы на процесс виртуализации культуры отмечается лишь в общих чертах.

Проблемы «виртуального», связанные с особенностями человеческой психики, измененными состояниями сознания, психологическими виртуальными реальностями, находят отражение в трудах Э.Ф. Асадуллина, Т.Н. Берзиной, С.Э. Ермакова, А.Н. Михайлова, H.A. Носова, М.А. Пронина, С.А. Рыбцова, Е.И. Хитрякова, Г.П. Юрьева, Ю.Т. Яценко.

Ряд исследователей понимают виртуальную реальность как феномен, связанный, главным образом, с областью информационных технологий. В рамках упомянутого понимания можно определить работы B.C. Бабенко, П.И. Браславского, А.Е. Войскунского, В.Д. Емелина, М.Б. Игнатьева, И.А. Кондратьева, М. Крюгера, М.М. Кузнецова, С. Лема, Т.Г. Лешкевича, К. Макмиллана, В.М. Розина, Т.С. Северовой, М. Хайма, Е.А. Шаповалова и др. Данные исследователи игнорируют многие философские и культурологические вопросы виртуальной реальности, сосредоточиваясь на проблемах киберпространства и компьютерных технологий.

Некоторые авторы рассматривают феномены, сходные с виртуальной реальностью, в рамках моноонтичной парадигмы, понимая под виртуальностью потенциальное замещение реальных объектов их образами — симуляциями. В их числе Р. Барт, 3. Бауман, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Лиотар.

Идеи полионтичности, множественность реальностей, а также проблемы их дифференциации подвергали рассмотрению в своих трудах Демокрит, И.Кант, Парменид, Платон, Плотин, С.Л.Франк, З.Фрейд. Элементы идеи полионтичности реальности можно встретить в трудах Ф. Аквинского, Н. Гудмена, X. Й. Зандюолера, Э. Кассирера, Н. Кузанского, Г. В. Лейбница, Д. Скота, в философии буддизма и т. д.

Философскую категорию «реальность» под различными углами зрения рассматривали Дж. Беркли, Г.В.Ф. Гегель, В.В.Казютинский, С.Д.Лобанов, Н.И. Мартишина, С.И.Орехов, Д.В.Пивоваров, В.П.Руднев, Д.М.Федяев, В.В. Целищев.

В философии всегда уделялось большое внимание исследованию категорий пространства и культуры. Методологии исследования категорий пространства и внимание к ним возникают уже в философии Аристотеля. Развитие категории пространства в качестве объекта научного размышления происходит в трудах Г. Гегеля, Э. Гуссерля, И. Канта.

Предпосылки анализа пространства как характеристики культуры созданы в классических трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.Н. Гумилева, П.С. Гуревича, Э. Дюркгейма, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосева, П.А. Сорокина, B.C. Степина, Э.Б. Тайлора, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга.

Специфика пространства культуры исследована в трудах современных авторов A.B. Бабаевой, А.Н. Быстровой, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Р. Барта, М. Фуко и др.

Отдельные аспекты соприкосновения рекламы и виртуальной реальности рассматривают 3. Бауман, Ж. Бодрийяр, С.А. Борчиков, Д.В. Иванов.

Исследованием рекламной деятельности также занимаются представители различных научных и профессиональных направлений.

В рамках прагматического подхода реклама рассматривается как средство навязывания потребностей. Это отражено в классических трудах А. Армстронга, Д. Бернета, К.Л. Бове, Ф. Джефкинса, К. Картера, Ф. Котлера, Д. Огилви, Л. Перси, Э. Райса, Р. Ривса, Дж. Росситера, Д. Сондерса, Ч. Сэндиджа, Дж. Траута, У. Уэллса, В. Фрайбургера, К. Хопкинса.

Рекламу как социокультурное явление, комплексно влияющее на сознание людей, обозначают Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Л.М. Дмитриева, A.C. Кармин, Т.В. Луговская, Е.В. Медведева, И.Г. Морозова, Е.Э. Павловская, О.О. Савельева, Е.В. Сальникова; Н.В. Старых, . В.В. Ученова, О. А. Феофанов, В. Шенерт.

Анализ различных аспектов рекламной коммуникации дан в работах П.С. Гуревича, А.Н. Лебедева-Любимова, А.П. Мельникова, Р.И. Мокшанцева, Г. Фельсера, В.В. Ценева и др. на основании идей 3. Фрейда, Г. Шиллера, К.Г. Юнга и др.

Тем не менее в настоящее время в области .соприкосновения рекламы и виртуальной реальности остается много неизученных аспектов.

Проблема диссертационного исследования обусловлена актуализацией роли рекламы в процессе виртуализации общества и культуры потребления. Более конкретно данная проблема может быть сформулирована в следующих вопросах: какова роль рекламы в процессе конструирования виртуального пространства культуры? Является ли реклама виртуальным событием? Какими техниками достигается успешное манипулирование индивидуальным и массовым сознанием?

Цель исследования - философское осмысление рекламы как феномена, оказывающего влияние на процесс виртуализации культуры. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: -проанализировать философские подходы к интерпретации понятий «виртуальная реальность» и «виртуальный», сформулировать собственное понимание виртуального;

-обозначить тенденции виртуализации культуры. Концептуализировать понятие всеобщего виртуального пространства культуры;

-выявить специфику и степень виртуализации современной культуры. Доказать, что реклама конструирует виртуальное пространство культуры и формирует виртуальную реальность;

-проследить пути сближения искусства и рекламы в контексте виртуализации художественной культуры; проанализировать образцы современной российской и зарубежной рекламы, объяснив механизмы эффективного манипулирования сознанием людей в рамках виртуального подхода; на основе анализа рекламных практик разработать классификацию техник манипулирования уровнями виртуальной реальности, формирующимися в сознании индивидов. Методология исследования

В диссертационном исследовании использованы методологические принципы системности, интегративности, восхождения от абстрактного к конкретному, междисциплинарности, объективности.

Для осмысления сущности виртуализации культуры привлекался «виртуальный подход», формирующийся в рамках постнеклассической картины мира, основанный на идеях множественности несводимых друг к другу реальностей, полионтичности мира, а также на антропном принципе. Виртуальный подход рассматривает виртуальную реальность в качестве специфического взаимодействия различных объектов, которые располагаются на различных иерархических уровнях, преимущественно в человеческом сознании.

Также в работе применялись общенаучные исследовательские подходы, методы синтеза, сравнительного анализа, типологизации, а также категориальный аппарат философии постмодернизма.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Создаваемая рекламой реальность соответствует всем признакам виртуальной реальности, выдвигаемым виртуалистикой, а также она способна создавать состояния сознания, похожие на измененные. В своей сущности рекламное событие является виртуальным.

2.Реклама - одна из составляющих (конструкт), формирующих виртуальное пространство культуры. Понятие конструкта использовано в функциональном аспекте.

3.Всеобщее виртуальное пространство культуры предстает важнейшим социокультурным результатом глобального процесса виртуализации.

4.Современная культура обладает свойствами виртуального. Глобальный процесс виртуализации культуры обнаруживается в виртуализации культурных универсалий, ценностей, отношений, идеологии и т. д.

5.Современная реклама эффективно обращается к сознанию людей, опираясь на тот или иной доминирующий уровень виртуальной реальности их сознания.

6.Рекламные обращения, в зависимости от уровня виртуальной реальности сознания, на который они воздействуют, подразделяются на рекламу-презентацию, рекламу-пользу, рекламу-комфорт, рекламу-противоречие, рекламу-порядок, рекламу-коммуникацию, рекламу образа жизни, рекламу-поиск смысла, рекламу-целедостижение и рекламу «человек-как-часть-целого».

Научная новизна исследования и основные результаты диссертационной работы состоят в следующем:

1. Доказано, что реклама является виртуальным событием и порождает виртуальную реальность.

2.Концептуализировано понятие конструкта как элемента, формирующего виртуальное пространство культуры.

3.Эффективность рекламы и сила ее воздействия объяснены с точки зрения виртуального подхода. Механизмы верификации информации в человеческом сознании поставлены в зависимость от внутренней иерархии уровней виртуальной реальности человеческого сознания.

4.Разработана авторская типология характерных рекламных обращений, коррелирующая с классификацией уровней виртуальной реальности сознания.

Теоретическая и практическая значимость исследования Результаты исследования являются методологической основой для дальнейшего исследования как роли рекламной коммуникации в культуре, так и специфики конструирования виртуальной реальности в различных областях человеческой деятельности.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинаров по культурологии, современной философии, теории рекламы и виртуалистике, для прояснения и более глубокого осмысления аспектов воздействия рекламы на личность, помощи в формировании целостного представления о роли и значении виртуальной реальности в современном культурном пространстве. Основные тезисы диссертации помогут организовать диалог специалистов в области философских и социологических наук. В свою очередь этот процесс призван спровоцировать всестороннее и глубокое развитие идей «виртуального», а также дать более точную корректировку понимания феномена виртуализации.

Апробация работы

Результаты исследования представлены в двух статьях научного журнала «Омский научный вестник», входящего в перечень изданий, рекомендованных ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук; восьми статьях и выступлениях на следующих международных конференциях: «Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2008), «Творчество молодых: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2008), «Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии» (Омск, 2009, 2010), «Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии» (Омск, 2009, 2010).

Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке лекционного курса по дисциплине «Введение в специальность» для студентов специальности 032401 — «Реклама» Омского государственного технического университета, прочитанного в 2007-2009 учебных годах.

Структура и объем исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 241 наименование. Общий объем диссертации — 155 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сибин, Максим Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс виртуализации затрагивает практически все сферы культуры, но проникает в наше сознание и воздействует на него персонально, в зависимости от возраста, иерархии уровней виртуальной реальности сознания, индивидуальных особенностей человека.

В данном исследовании под виртуализацией понимается значительное увеличение плотности виртуальных событий в той или иной сфере человеческой деятельности и перенос восприятия определенных явлений и процессов в «виртуальную» область сознания.

Автор основывается на виртуальном подходе, так как он способен предоставить возможность по-новому осмыслить происходящие процессы, основываясь на полионтичной парадигме, сосредоточившись на виртуальной составляющей человеческого бытия, в контексте современной культуры постмодернизма и общества потребления.

Рассмотрение виртуальной реальности в качестве специфического состояния человеческого сознания, проявляющегося при определенных условиях, корреспондирует с предметом исследования — рекламой, также работающей в пространстве сознания человека. Поэтому достижения виртуали-стики оказываются неожиданно актуальными для объяснения причин эффективности рекламы и силы ее воздействия на сознание.

Анализируя основные концептуальные подходы, мнения исследователей из разных областей знания, изучающих феномен виртуальной реальности, диссертант сформулировал определение всеобщего виртуального пространства культуры в качестве следствия процесса повсеместной ее виртуализации.

Виртуальная реальность рассматривается автором в качестве особого состояния человеческого сознания, которое проявляется в результате действия на него виртуальных событий.

Диссертант считает, что, исследуя и выявляя специфику уровней виртуальной реальности сознания человека, можно объяснить его место в культуре, его поступки и поведение, сопоставляя уровни виртуальной реальности сознания с внешними виртуальными реальностями, создаваемыми современной культурой, в первую очередь при помощи масс-медиа и рекламы.

В момент коммуникации с потенциальным потребителем реклама, содержащая виртуальные модели и установки, совмещает их с внутренними психологическими особенностями индивида. При совпадении задействуется соответствующий доминирующий слой виртуальной реальности человеческого сознания. Данный процесс проистекает зачастую в обход механизмов верификации информации. Поэтому реклама настолько эффективна, хоть и вызывает реакцию отталкивания. Это также объясняет, почему одна и та же реклама действует по-разному на различных людей.

Разработав классификацию рекламных обращений, основанную на корреляции с соответствующими уровнями виртуальной реальности сознания (реклама-презентация, реклама-польза, реклама-комфорт, реклама-противоречие, реклама-порядок, реклама-коммуникация, реклама образа жизни, реклама-поиск смысла, реклама-целедостижение, реклама «человек-как-часть-целого»), мы устанавливаем и определяем механизм манипулирования сознанием отдельных индивидов, поэтому можем лучше понять природу изменений, происходящих в культуре в целом.

Рекламная реальность соответствует всем признакам виртуальной реальности, являясь, как правило, характерным гратуалом (реальностью более высокого порядка, по сравнению с исходной). Неудивительно, что большинству людей такая реальность импонирует. Впадение в гратуал становится возможным при наличии относительно доступных, простых вещей и символов. Для получения желаемого статуса человеку не нужно, например, иметь потомственного дворянского титула — достаточно обладать всего лишь косметикой, мобильным телефоном или автомобилем.

Но есть и проблемы. Жить в виртуальном мире иллюзий несравнимо проще, чем, столкнувшись с трудностями, решать их. Это касается многих аспектов человеческого бытия, включая частные, личностные и глобальные проблемы.

Виртуальная реальность рекламы и масс-медиа — возможность убежать от многих трудностей и проблем, оградиться «железным занавесом», формируя собственную реальность без учета объективно существующей.

И, в отличие от компьютерной виртуальной реальности, такая «игра» вовсе не приедается и не надоедает, об этом заботятся рекламные агентства и СМИ. Масс-медиа, производители товаров, вся экономическая система не могут допустить, чтобы у человека возникло желание выключить «компьютер» и выйти из сети. Виртуальные реальности естественны, они существовали всегда. Просто сейчас, в эпоху их невероятного усложнения в результате эволюции и в связи с открытием в науке новых «виртуалистических» категорий, мы можем взглянуть на окружающий нас мир сквозь призму виртуального подхода.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сибин, Максим Сергеевич, 2010 год

1. Аакер, Д.А. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / Д.А. Аакер, Э. Йохимштайлер. — М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. — 380 с.

2. Айзенберг, М.Н. Менеджмент рекламы / М.Н. Айзенберг. — М.: ТОО «ИнтелТех», 1993. 80 с.

3. Аквинский, Фома. Сумма теологии / Фома Аквинский // Антология мировой философии. М., 1969.- Т.1, ч.2. - С. 654-672.

4. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на Западе: — Теоретические ориентации / Г.М. Андреева, H.H. Богомолова, Л.А. Петровская.- М.: Изд-во МГУ, 1978.- 270 с.

5. Анисимов, О.С. Виртуальные особенности игромоделирования/

6. О.С. Анисимов // Труды Центра виртуалистики. — М., 2003.- Вып. 20.- С. 82.

7. Анатомия рекламного образа: фирменный стиль, технология брендинга, звуковые средства / под общ. ред. A.B. Овруцкого. СПб.: Питер, 2004. -200 с.

8. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в-4-х т. — М., 1975. Т.1. -С. 120-134.

9. Аршинов, В.И. Постнеклассическая рациональность, виртуалистика и информационные технологии / В.И. Аршинов, М.В. Лебедев // Философские науки.-2007.-№ 7.-С. 13-19.

10. Асадуллин, Э.Ф. Виртуальный подход в истории / Э.Ф. Асадуллин. // Труды Центра виртуалистики. М., 2003.- Вып. 19. — 117 с.

11. Баксанский, O.E. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» / O.E. Баксанский, Е. Н. Кучер // Вопросы философии. — 2002. №8. -С. 28-56.

12. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. — М.: Весь мир, 2004. 116 с.

13. Н.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин. — М., 1975.-358 с.

14. Берзина, Т.Н. Виртуальные реальности человеческой психики и трансперсональные взаимодействия / Т.Н.Берзина, СА.Рыбцов, Е.И.Хитряков. М., - 1998. - 114 с.

15. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. с англ. Д. Руткевич. — М.: Моск. филос. фонд, 1995.-322 с.

16. Бердяев, Н. Самопознание / Н. Бердяев. М.: СП «ДЭМ»: Междунар. отношения, 1990.-334 с.

17. Бестужев-Лада, И.В. Виртуализация мировоззрения в философии, истории, экономике и социологии / И.В. Бестужев-Лада // Философия хозяйства: альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова.- 1999.-№2.-С. 31-42.

18. Бехтерева, Н.П. Мозг человека — сверхвозможности и запреты / Н.П. Бехтерева // Наука и жизнь. 2001. - №7. - С. 48-56.

19. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. С. Н. Зенкин. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

20. Бодрийяр, Ж. Общество потребления/ Ж. Бодрийяр. — М.: Республика ИФРАН, 2000. -160 с.

21. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. С. Н. Зенкин. -М.: Рудомино, 2001.-224 с.

22. Бойс, Йозеф. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/aesthetic/lexicon/050.htm

23. Борчиков, С.А. Метафизика виртуальности (Опыт единой теории виртуальной реальности) / С.А.Борчиков // Труды лаборатории виртуалистики. М., 2000.- Вып. 8.- 49 с.

24. Браславский, П.Ж. Театр и его двойник- виртуальная реальность / П.Ж. Браславский // Известия Ургу.-2003.- №27 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/proceedings/N2703/koi8/19.html 10.09.2004.

25. Бычков, В. XX век: предельные метаморфозы культуры / В. Бычков, Л. Бычкова // Полигнозис.- 2000.- № 3.- С. 67-85.

26. Бурлаков, И.В. Психология компьютерных игр / И. В. Бурлаков // Наука и жизнь. 1999.- № 5. - С. 88-92.

27. Ванн, Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру / Д. Ванн, X. Нэйлор, Д. Де Граф, Екатеринбург, 2005. С. 24-32.

28. Вейдле, В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества / В.В. Вейдле. — СПб.: Аксиома, 1996. — 336 с.

29. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. -М.: Смысл, 1998. 685 с.

30. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и РКУ И.Л. Викентьев. СПб.: Бизнесс-пресса, 1989.-190 с.

31. Виртуальная реальность Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/виpтyaльнaяpeaльнocть.

32. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте / Рос. ассоц. исскуств. интеллекта; сост. Чудова Н.В.- М., 1998.1. С. 257-273.

33. Владыкина, И.Н. Феномен доверия и политическая реклама / И.Н. Владыкина, С.Н. Плесовских//Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000.-№ 1.- С. 141-153

34. Возможные миры и виртуальные реальности / Институт сновидений и виртуальных реальностей. Сер. «Аналитическая философия в культуре XX века». Исследования по философии современного понимания мира / сост.

35. B.Л. Друк, В.П.Руднев. -М., 1995. — Вып. 1. Электронный ресурс. / — Режим доступа: http://www.Oviv.ru/ cont/pwvr/l.html 10.09.2004.

36. Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 1999. - Т.20, №1 .С. 126-132.

37. Войскунский, А.Е. Метафоры Интернета / А.Е. Войскунский // Вопросы философии.- 2001.- № 11. С. 97-112.

38. Галковский, Д.Е. Бесконечный тупик Электронный ресурс. / Д.Е. Галковский. — Режим доступа: http://www.samisdat.eom/3/31-bt.htm.

39. Гантер, Б. Типы потребителей: введение в психографику / Б. Гантер, А. Фернхам; пер. с англ., ред. И. В. Андреевой. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.

40. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г.В.Ф. Гегель; под общ. ред. М. Лифшица. -М.: Мысль, 1968.-Т.1.-312 с.

41. Гиренок, Ф.И. Культура как виртуальность: событие и смысл /

42. Ф.И. Гиренок // Труды лаборатории виртуалистики. — М., 1998.- Вып. 4.-С. 23-31.

43. Горалик, JI. Назову тебя Интерактор Электронный ресурс. / Л. Горалик. — Режим доступа: http://www.russ.ru/netcult/99-06-16/goralik.htm.

44. Гордеева, О. Политический имидж в избирательной кампании. Технология и организация избирательных кампаний/ О. Гордеева. М.: Политиздат, 1993.215 с.

45. Горинский, A.C. Понятие виртуального бытия: поливариантность эволюции, автореф. дисс. .канд. филос. наук / A.C. Го'ринский.- Екатеринбург, 2004.25 с.

46. Гримак, Л.П. Гипноз рекламы/ Л.П. Гримак// Прикладная психология. -1999.-№3.- С. 83-91.

47. Гудмен, Н. Способы создания миров / Н. Гудмен. — М.: Идея-пресс. Логос. Праксис, 2001.- 376 с.

48. Гуревич, П.С. Культурология / П. С. Гуревич: — М.: Изд-во «Проект», 2003. -336 с.

49. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль; пер. Д. В. Скляднева. СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2004. -396 с.

50. Гэлбрайт, Дж. Новое индустриальное общество/ Дж. Гэлбрайт. — М.: Прогресс, 1969.-480 с.

51. Дацюк, С. Парадоксальная интенция свободы в Интернет Электронный ресурс. / С. Дацюк. — Режим доступа: http://uis.kiev.ua/russian/win/xyz/parint.rus.htmr

52. Дацюк, С. От идеологии к теории Интернет Электронный ресурс. / С. Дацюк. — Режим доступа: http://www.xyz.org-.ua/xyz/theory.rus.html.58:Дейян, А. Реклама / А. Дейян. М.: Сирин, 2002. - 144 с.

53. Делез, Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип: пер. с франц. / Ж. Делез, Ф. Гваттари. М., 1990.- 107 с.

54. Денисов, С.Ф. Естественные и технические науки в мире культуры: учеб. пособие/С.Ф. Денисов, JI.M. Дмитриева. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997448 с.

55. Джабасов, A.A. Политические технологии избирательных кампаний: проблема категориального осмысления/ A.A. Джабасов// Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки.- 2000. № 2. - С. 56-78

56. Дмитриева, JI.M. Креатив в рекламе: философско-методологический анализ: монография / JI.M. Дмитриева, Н.В. Ткаченко. М.: Наука, 2007. - 149 с.

57. Дмитриева, JT.M. Техническая и художественная деятельность: религиоведческий аспект/ JI.M. Дмитриева, Ю.С. Вернадская. -М.: Наука, 2004.-280 с.

58. Дымшиц, М.Н. Манипулирование покупателем / М. Н. Дымшиц. — М.: Омега-Л, 2004. 252 с.

59. Елхова, О.И. Экология и виртуальность / О.И. Елхова // Естественные и технические науки. -2005. -№6. — С. 76-77

60. Елхова, О.И. Понятие «реальность» в философских системах / О.И. Елхова // Социально-гуманитарные знания. — 2007. № 9. — С. 94-102.

61. Елхова, О.И. Архетип и виртуальная реальность / О.И. Елхова //

62. I Садыковские чтения: материалы между нар. науч. конф., 15-16 июня 2006г. РИЦ БашГУ. - Уфа, 2008. - С. 22-27.

63. Елхова, О.И. Подходы к исследованию виртуальной реальности / О.И. Елхова // Искусственный интеллект: философия методология, инновации: материалы второй междунар. молодежной конф.- СПб., 2007. -С. 249-251.

64. Ермаков, С.Э. Способы построения некомпьютерной виртуальной реальности.и проблемы учета некоторых специфических аспектов окружающей среды при работе с BP-технологиями / С.Э. Ермаков //

65. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. — СПб., 2000. —289 с.

66. Иванов, Д.В. К пониманию современности: критический вызов / Д.В. Иванов // Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 36-40.

67. Игнатьев, М.Б. Информационное Зазеркалье — будущее человечества / М.Б. Игнатьев // Виртуальные реальности: труды лаборатории виртуалистики. — М., 1998.- Вып. 4.- С. 161-162.

68. Ильин, В.И. Потребление как дискурс. / В.И. Ильин. СПб.: Интерсоцис, 2008. - 240 с.

69. Имшинецкая, И. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. — М.: РИП-холдинг, 2002. 172 с.

70. Ирхин, Ю.В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения /

71. Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №1. - С. 224-256.

72. Кара-Мурза, Е.С. Массовая реклама в постсоветском обществе/ Е.С. Кара-Мурза// Мировая экономика и международные отношения. — 1994. — № 7. — С. 23-45.

73. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 832 с.81 .Кара-Мурза, С.Г. Наука и кризис цивилизации / С.Г. Кара-Мурза // Вопросы философии. 1990. -№ 9- С. 3-15.

74. Карнап, Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике.- М.: Иностранная лит-ра, 1959. 382 с.

75. Карпицкий, H.H. Онтология виртуальной реальности Электронный ресурс. / H.H. Карпицкий. Режим доступа: http://tvfi.narod.ru/virtual.htm

76. Картер, К. Эффективная реклама: путеводитель для малого бизнеса: пер. с англ. / К. Картер; под общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: МТ-Пресс, 2001. -243 с.

77. Кастанеда, К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. София, 1992. - 736 с.

78. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / под ред. Абрамова Р., Шкаратана О. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 608 с.

79. Катернюк, A.B. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама/ A.B. Катернюк. Ростов н/д.: Феникс, 2001. — 320 с.

80. Качарова, Л.Г. Образ «идеальной» банковской рекламы в различных этнокультурных группах / Л.Г. Качарова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. - №4.- С. 98-101.

81. Кашекова, И.Э. От античности до модерна: стили в художественной культуре / И.Э. Кашекова. -М.: Просвещение, 2000. 143 с.

82. Кестлер, А. Дух в машине / А. Кестлер // Вопросы философии.- 1993.- №10.-С. 93-122.

83. Китай захлестнула волна виртуальных браков Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.webnewz.ru/news/4390./htm.

84. Клименко, С. INTERNET. Среда обитания информационного общества.-Протвино / С. Клименко, В. Уразметов, 1995. — 405 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mark-itt.ru/collection/Internet/INTERNET/nodeLhtml

85. Коломиец, В.П. Легитимация социальной стратификации средствами рекламы / В.П. Коломиец // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1998. - № 1. - С. 61-70

86. Коломиец, В.П. Реклама в социологическом видении / В.П. Коломиец // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2001. - № 1. — С. 165171.

87. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.320 с.

88. Король, А.Н. Организация и планирование рекламы / А.Н. Король. — Хабаровск: ХГАЭП, 1998. 128 с.

89. Корсунцев, И.Г. Бытие и реальности / И.Г.Корсунцев. — М., 2000. 45 с

90. Костина, A.B. Эстетика рекламы/ A.B. Костина. -М.: ООО «Вершина», 2003. 304 с.

91. Котлер, Ф. Маркетинг XXI века / Ф. Котлер; пер. с англ. Т.В. Виноградовой, Л. Царук, А. А. Чех; под ред. Т. Р. Тэор. СПб.: Нева, 2005. - 425 с.

92. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М.: Бизнес-Книга, 1995. -726 с.

93. Кравченко, А.И. Культурология: словарь/ А.И Кравченко. —2-е. изд. — М.: Академический проект, 2001. — 672 с.

94. Крылов, А. Развитие брендинга и общества. Прошлое и будущее их взаимного влияния / А. Крылов // Реклама и жизнь. — 2002. — № 2. С. 12-19.

95. Кузнецов, М.М. Виртуальная реальность. Взгляд с точки зрения философа / М.М. Кузнецов // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997. С. 89-99.

96. Купер, И.Р. Гипертекст как способ коммуникации Электронный ресурс. / И.Р. Купер. — Режим доступа: http://www.nir.ru/sjl-2-ookuper.html.

97. Курашова, В.В. Виртуальная реальность как извечный экзистенциальный феномен / В.В. Курашова // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. -С. 42-43.

98. Юб.Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. М.: Медиум, 1995. - 236 с.

99. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. -М., 1990.-С. 387-415.

100. Лебедев, А.Н. Психология рекламы/ А.Н. Лебедев. СПб.: Питер, 2002. -368 с.

101. Лебедев, А.Н. Экспериментальная психология в Российской рекламе / А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков. М.: Академия, 1995. - 156 с.

102. Ю.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.

103. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. — М.: Институт экспериментальной социологии. — СПб.: Алетейя, 1998. — С. 12-54.

104. Липкин, А.И. Основания современного естествознания. / А.И. Липкин — М.: Вузовская книга, 2001. — 300 с.

105. Лихобабин, М.Ю. Технологии манипулирования в рекламе. Способы зомбирования / М.Ю. Лихобабин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 144 с.

106. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц; пер. с нем. Г.Ф.Швейника. -М.: Республика, 1998.- 393 с.

107. Луман, Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система / Н. Луман. -М.: Логос, 2004.-320 с.

108. Луговская, Т. В. Реклама как образ и репрезентация действительности: социально-философский анализ: автореф. дис. .канд. филос. наук / Т.В. Луговская. Красноярск, 2005.- 219 с.

109. Майер, Б.О. Метаанализ пограничных проблем философии. Электронный ресурс. / Б.О. Майер. Режим доступа: Ьир://рЬ11оз-еёис.ш/ЫЬгагу/аи1Ьог/Мауег/Ме1аАпа1уз18.Ь1т.

110. Майленова, Ф.П., В виртуальном мире современных нравственных ценностей / Ф.П. Майленова // Виртуальные реальности, труды лаборатории виртуалистики. М., 1998. - Вып. 4. - С. 173-176.

111. Макиенко, И.И. Юмор в рекламе / И.И. Макиенко // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. - № 5. - С. 54-62.

112. Манин, Д. Задушит ли коммерция утопию? Электронный ресурс. / Д. Манин. Режим доступа: http://www.zhurnal.rU/4/utopia.htm.

113. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

114. Мартишина Н.И. Реальность и ее конструирование: монография / Н.И. Мартишина. Новосибирск : СГУПС, 2009. - 17 И с.

115. Медведева, Е.В. Рекламная коммуникация / Е.В. Медведева. -2-е изд., испр.- М.: Едитория УРСС, 2004. 280 с.

116. Медкова, М.В. Имидж семьи в рекламе и на телевидении / М.В. Медкова, И.В. Проневская// Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000.- № 4. С. 83-87.

117. Межуев, В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. -М.: Прогресс-Традиция, 2006.-408 с.

118. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы / Р.И. Мокшанцев. М.: ИНФРА-М, 2001.-230 с.

119. Микешина, Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. -М.: РОССПЭН, 1997.- 240 с.

120. Мильштейн, Г. И. Психотомиметики / Г.И. Милыптейн, Л.И. Спивак. Л.: Медицина, Ленингр. отделение, 1971.- 149 с.

121. Морозова, И.Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства / И.Г. Морозова. М.: Гелла-принт, 2002. -272 с.

122. Музыкант, В.Л. Теория и практика современной рекламы / В.Л. Музыкант.- М.: Евразийский регион, 1998. 400 с.

123. Мурза, Т.А. Реклама в женских журналах как социально-психологический феномен / Т.А. Мурза // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2001. -№3.- С. 106-112.

124. Нестеров, В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете Электронный ресурс. / В.К. Нестеров. — Режим доступа: http://virtualworld.hut.ru/mkommun.htm.

125. Нехаев, С. Интернет: внутренние и внешние угрозы Электронный ресурс. / С. Нехаев, Н. Кривошеий. — Режим доступа: http://www.akdi.ru/avt-upr/INFTEH/int-ugr.htm.

126. Никитина, И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной западной цивилизации / И. В. Никитина // Общественные науки и современность. — 2005. №3. - С. 156-170.

127. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Ин-т ф-фии РАН; научно-ред. совет: B.C. Степин и др.; Нац. обществ-науч. фонд. М.: Мысль, 2000-2001.

128. Носов, H.A. Виртуальная парадигма / H.A. Носов // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. М., 1998.- вып. 4.- С. 8794.

129. Носов, H.A. Виртуальная реальность / H.A. Носов // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М., 2000. - Т. 1. - С. 403-404.

130. Носов, H.A. Виртуальная реальность / H.A. Носов // Вопросы философии, 1999. -№ 10.-С. 152-164.

131. Носов, H.A. Виртуальная философия / H.A. Носов // Философский век. Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб., 1998. — Вып.7. -С. 115-124.

132. Носов, H.A. Виртуальная цивилизация / H.A. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. — М., 1995.-Вып. 1.-С. 105-116.

133. Носов, H.A. Виртуальная психология творчества / H.A. Носов, В.Ф. Жданов // Виртуальные реальности, труды лаборатории виртуалистики.- М., 1998.-Вып. 4.-С. 99-103.

134. Носов, H.A. Виртуальная психология / H.A. Носов. — М.: Аграф, 2000. — 432 с.

135. Носов, H.A. Виртуальная реальность / H.A. Носов // Вопросы философии. — 1999.-№10.-С. 152-164.

136. Носов, H.A. Виртуальное убийство / H.A. Носов // Виртуальные реальности, труды лаборатории виртуалистики. — М., 1999. Вып. 54. — 50 с.

137. Нб.Носов, H.A. Аретея / H.A. Носов // Виртуальные реальности, труды лаборатории виртуалистики. — М., 1998. — Вып. 4. — С. 67-77.

138. Носов, H.A. Введение: перспективы виртуальной цивилизации / H.A. Носов // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. — М.: ИТАР-ТАСС, 1996. С. 7-14.

139. Носов, H.A. Психологическая виртуальная реальность / H.A. Носов // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000. - С. 292-296.

140. Орехов, С.И. Поиск виртуальной реальности: монография / С.И. Орехов. -Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. 184 с.

141. Орлов, A.M. Экология виртуальной реальности. / A.M. Орлов. М.: Леруша, 1997.-32 с.

142. Павлов, С.А. Виртуализация реальности и ее логика / С.А. Павлов. // Виртуальные реальности, труды лаборатории виртуалистики. — М., 1998.-Вып. 4.- С. 53-56.

143. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. М.: Маркетинг, 1998. - 244 с.

144. Парамонов, Б.М. Конец стиля / Б.М. Парамонов. М.: Изд-во «Аграф», СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. -464 с.

145. Перфоманс. Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://ru. wikip edia. org/wiki/Перфоманс.

146. Песоцкий, E.A. Реклама и психология потребителя / Е.А. Песоцкий. — Ростов н / Д: Феникс, 2004. 192 с.

147. Петрова Н.П. Перспективы виртуальной реальности / Н.П. Петрова // Компьютерра. 1995. - №35-36. - С. 58-59.

148. Пигалев, А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). -Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001.- 468 с.

149. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Платон / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-годи.- М.: Мысль, 1994.- Т.4.830 с.

150. Притчин, А.Н. Миф и реклама / А.Н. Притчин, Б.С. Теременко // Общественные науки и современность. 2002. -№ 3. - С. 149-163.

151. Пронин, М.А. Виртуалистика сегодня: Повестка дня философских исследований / М.А. Пронин // Философия и будущее цивилизации. М., 2005.-Т.З.-С. 570-571

152. Пронина, Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы/ Е.Е. Пронина. — М.: РИП-холдинг, 2002. 108 с.

153. Райс, Э. Позиционирование: битва за узнаваемость: пер. с англ./ Э. Райе, Дж. Траут; под ред. Ю.Н. Каптуевского. СПб.: Питер, 2004. - 256 с.

154. Разлогов, К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса / К.Э. Разлогов // Вопросы философии. 2002. - №8. - С. 24-41.

155. Рассел, Дж. Т. Рекламные процедуры Клеппнера / Дж.Т. Рассел, У.Р. Лейн. — 15-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 927 с.

156. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2001.-752 с.

157. Ривз, Р. Реальность в<рекламе / Р: Ривз. М.: Внешторгреклама, 1983. — 116 с.171 .Родионов, A.A. Социальность виртуальности: Социальное современных Интернет-технологий и перспективы управления общественным развитием.-М.: Спутник, 2001.- 241 с.

158. Рожков, И.Я. Реклама: планка для «профи»/ И.Я. Рожков. — М.: Юрайт, 1997.-208 с.

159. Розенталь, Д. Э. Язык рекламных текстов / Д.Э. Розенталь, H.H. Кохтев. -М.: Высшая школа, 1981. 204 с.

160. Розин, В.М. Природа сновидений и переживания произведений искусств: опыт гуманитарного и социального психологического объяснения / В.М.Розин // Сон-семиотическое окно -М.,1993 С.57-69.

161. Ромат, Е.В. Реклама / Е.В. Ромат. Киев: НВФ «Студцентр», 2000. - 480 с.

162. Росситер, Дж. Реклама и продвижение товаров/ Дж. Росситер, Л. Перси. -СПб.: Питер, 2000. 656 с.

163. Рыков, А. К вопросу о происхождении и сущности «современного искусства» / А. Рыков // Искусствознание. 2009.- № 1-2. — С. 110-132.

164. Сальникова, Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы/ Е.В. Сальникова. -М.: Издательство «Эпифания», 2001'. 288 с.

165. Северова, Т. С. Об использовании в образовании трехмерных виртуальных миров Электронный ресурс. / Т.С. Северова. Режим доступа: http://www.bitpro.rU/ito/2001/ito/I/2/I-2-46.html.

166. Силаева, В. Л. Специфика общения в электронном обществе / В.Л. Силаева // Студенческий вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана: сборник научно-исследовательских работ студентов. М., 2004. - С. 89-93.

167. Силаева, В. Л. Суицидальные практики в Интернете / В. Л: Силаева // Человек, 2008.-№ 6. - С. 38-43.

168. Симонов, А. Эстетические стереотипы в рекламе: ч.2 / А. Симонов //Рекламные технологии. 2005. - №6(67). - С. 24-28.

169. Скородумова, О.Б. Виртуальная личность и свобода / О.Б. Скородумова // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2004. - Серия 7. - №2. - С. 75-96.

170. Смирнова, Т.В. Виртуальность в творчестве / Т.В. Смирнова // Виртуальные реальности: труды лаборатории виртуалистики. М., 1998.- Вып. 4. - С. 126129.

171. Солопов, П.Е. Философские проблемы виртуалистики /П.Е. Солопов. -М., 2000. 320 с.

172. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. — СПб., 2000. 1056 с.

173. Социология и философия рекламы: материалы круглого стола Электронный ресурс. /-Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/articles/ round01.htm.

174. Спивак, Д.И. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика / Д.И. Спивак.- СПб.: Ювента; Филологический ф-т СПбГУ, 2000. 296 с.

175. Спиридонов, В.Ф. Психологический анализ виртуальной реальности / В.Ф.Спиридонов // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте М.Д998.-С.57-69.

176. Степин, B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М., 2003. - 744с.

177. Тарасенко, В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» / В. Тарасенко // Общественные науки и современность.- 2000.-№5. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ons.rema.ru/2000/5/lLhtin.htm.

178. Тарасов, К.А. К поискам выхода из ловушки экранного насилия/ К.А. Тарасов // Мир психологии. 2000. - № 2. - С. 118-127.

179. Таратута, К.Е. Тендерная жизнь в Интернете // Материалы конференции стипендиатов фонда Генриха Белля: рабочие материалы. СПб., 1998.

180. Таратута, К.Е. Виртуальная реальность и магия: проекты прямой операциональное™ желания / К.Е. Таратута // Философия желания. Санкт-Петербургский Государственный Университет. СПб., 2005. С.91-103.

181. Технологии виртуальной реальности: тез. докл. конф. М.: ГосНИИАС, 1995. -78 с.

182. Тодд, Н. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, • восприятия и поведения / Н. Тодд. — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003. — 384 с.

183. Тоффлер, Э. Третья волна: пер. с англ. / Э.Тоффлер.- М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 776 с.

184. Тимощук, A.C. Виртуальность события / A.C. Тимощук // Виртуальные реальности: труды лаборатории виртуалистики. — М., 1998. Вып. 4. - С.202.204.

185. Ульяновский, А. Мифодизайн рекламы / А. Ульяновский. СПб.: Институт личности, 1995. - 211 с.

186. Ученова, В.В. История рекламы/ В.В. Ученова, Н.В. Старых. СПб.: Питер, 2002.-304 с.

187. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. СПб: Питер, 2001. - 736 с.

188. Фалько, В.И. Философия виртуальности: подходы и принципы, проблемы и перспективы / В.И. Фалько — М.: Международная Академия Информатизации, 2000. 92 с.

189. Федотова, Л.Н. Социология рекламной деятельности/ Л.Н. Федотова. — М.: Гардарики, 2002. 272 с.

190. Феофанов, O.A. Реклама: новые технологии в России/ O.A. Феофанов. -СПб.: Питер, 2000. 384 с.

191. Философия: энцикл. слов. / под ред. A.A. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. -1072 с.

192. Фимин, А. Ю. Виртуальная реальность: между субстанциальностью и симулякром / А. Ю. Фимин // Известия ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания: межвуз. сб. науч. ст. 2006. - Вып. 3, № 6.1. С. 21-23.

193. Фимин, А. Ю. Структура мифа в семиологиии / А. Ю. Фимин // Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи: матер, регион, студ. конф. / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. — Ставрополь, 2005.1. С. 223-224.

194. Фофанов, В.П. Социальная деятельность как система/ В.П. Фофанов. -Новосибирск: Наука, 1981.-304 с.

195. Фрейд, 3. Толкование сновидений / 3. Фрейд.- Минск: Попурри, 1997. — 573 с.

196. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм . — М.: Республика, 1994. 447 с.

197. Фромм, Э. Здоровое общество/ Э. Фромм// Психоанализ и культура: избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. — М.: Мысль, 1995. 770 с.

198. Фромм, Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни / Э. Фромм. — М.: Айрис-пресс, 2004.-384 с.

199. Хайм, М. Метафизика виртуальной реальности / М. Хайм // Возможные миры и виртуальные реальности.- М., 1995. Вып. I. Электронный ресурс. / -Режим доступа: http://www.oviv.ru/cont/pwvr/l.html.

200. Хоружий, С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности / С.С. Хоружий // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С. 53-68.

201. Хоружий, С.С. Очерки синергийной антропологии. / С.С. Хоружий. М., 2005. - С. 24-28.

202. Хэмит, Ф. Виртуальная реальность / Ф. Хэмит // Возможные миры и виртуальные реальности.- М., 1995. Вып. 1 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.oviv.ru/cont/pwvr/Lhtml.

203. Цицерон. Тускуланские беседы / Цицерон . М., 1975. — С. 357. 221.Чаган, Н.Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции исовременность / Н.Г. Чаган // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 2. С. 32-39.

204. Шапинская, E.H. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории / E.H. ИГапинская // Философские науки. — 2000. — № 3. С. 55-83.

205. Шапиро, Д.И. Человек и виртульный мир: когнитивные, креативные и прикладные проблемы / Д.И. Шапиро. — М.: Эдиториал УРСС,2000. 224 с.

206. Швырев, B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / B.C. Швырев // Вопросы философии. 2001. - № 2. - С. 107-116.

207. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг; под. общ. ред. М.Ф. Овсянникова; пер. с нем. П.С. Попова. М.: Мысль, 1999. - 608 с.

208. Штрик, А.А. Экономика информатизации в развитых зарубежных странах/ А.А. Штрик// Информационные технологии. 1998. — № 4. — С. 12-22.

209. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер// Собр. соч. в 7 т. М., 1957.- Т. 6. - С. 274.

210. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2-х т. / О. Шпенглер. — М.: Айрис-пресс, 2003.-Т. 1.-528 с.

211. Эволюция, культура, познание / отв. ред. И.П. Меркулов. -М.: ИФРАН,1996.-167 с.

212. Эко, У. Инновация и повторение: между эстетикой модерна и постмодерна /

213. Эриксон, Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование / Э. Эриксон. — М.: Медиум, 1996. 508 с.

214. Юдин, С. Рекламный образ: умение заявлять/ С. Юдин // Реклама. 1999. -№3. - С. 24-39.

215. Becker, В. Virtualisierung des Sozialen. Frankfurt / В. Becker, M. Paetau. — M.,1997.-P. 96-102.

216. Buehl, A. Die virtuelle Gesellschaft / A. Buehl. Opladen, 1997. P. 34-68.

217. K. Ohmae. London, 1990. - P. 177. . 239.Popper, K. World of Propensities / K. Popper, Bristol: Thoemmes, 1995. -P. 24-45.

218. Modern Art and Modernism: A Critical Anthology, ed. Francis Frascina and Charles Harrison, 1982 Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ncKyccTBo.

219. Tart, С. Multiple personality, altered states and virtual reality: the world simulation process approach / C. Tart // Dissociation. 1990. - № 3. -P. 24-27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.