Религии "нового века" в современной России :Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.06, доктор философских наук Григорьева, Людмила Ильинична

Диссертация и автореферат на тему «Религии "нового века" в современной России :Социально-философский анализ». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 93893
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Григорьева, Людмила Ильинична
Ученая cтепень: 
доктор философских наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
09.00.06
Специальность: 
Философия религии
Количество cтраниц: 
394

Оглавление диссертации доктор философских наук Григорьева, Людмила Ильинична

1.1 .Методологические проблемы определения объекта исследования (к вопросу о понятиях "нетрадиционная религиозность" и "новые религиозные движения")

1.2.Проблема конкретизации феноменов, относимых к новым религиозным движениям и их классификации.

1.3. Динамика развития и тенденции эволюции новых религиозных движений

Глава 2. Религии "Нового века", как специфическая категория новых религиозных движений

2.1. Определение качественной специфики религий "Нового века"

2.2. Религии "Нового века" и глобальные проблемы современности

2.3. Проблемы взаимоотношений религий "Нового века" с обществом и государством.

Глава 3. Актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новых религиозных движений.

3.1. Зарубежный опыт взаимоотношения государства и новых религиозных движений.

3.2.Новые религиозные движения в истории России: взаимоотношения с государством и господствовавшей церковью

3.3. Актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новых религиозных движений в современной России

3.4. Новые концептуальные подходы к вопросам государственно-правового регулирования деятельности новых религиозных движений

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Религии "нового века" в современной России :Социально-философский анализ"

Актуальность темы исследования. Девяностые годы двадцатого века стали для России временем глубокого переосмысления фундаментальных вопросов общественного бытия. Сложные, противоречивые, порой драматические поиски новых путей дальнейшего развития нашего государства коснулись и проблем духовной жизни народа, его отношения к религии и церкви.

Рассматриваемый период характеризуется не только отходом от политики государственного атеизма, началом возрождения исконных форм религиозности, но и спонтанным, лавинообразным возникновением и распространением на всей территории нашей страны новых религиозных движений, большинство из которых ранее не имели аналогов. По некоторым данным, на сегодняшний день около 10% россиян, прежде всего из числа молодежи, студенчества, интеллигенции являются их последователями.1 Среди этих вновь появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, объединяемые западными социологами понятием «Нью -Эйдж», а в нашей стране не имеющими до сих пор единого четкого определения. Несмотря на то, что рассматриваемая ситуация существует в России уже более десяти лет, и сегодня одной из наиболее сложных, малоизученных и дискуссионных проблем в отечественной философской, религиоведчекой и юридической науке остается проблема, связанная с оценкой роли и места в обществе новых религиозных движений (НРД), или феномена новейшей нетрадиционной религиозности.

Все громче заявляющие о себе, продолжающие активно внедряться в общественную жизнь, то маскирующиеся, то активно отстаивающие свои

1 Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь -справочник. М., РАГС, 1998, С.13. права, новые религиозные движения в массовом сознании зачастую сливаются в некое единообразное целое, вызывающее к себе по большей части подозрительное отношение, нередко переходящее в откровенно негативное. Деятельность таких скандально известных организаций, как Белое Братство Юсмалос или Аум Сенрике лишь укрепили в последние годы эту позицию. В последнее время отмеченная тенденция усиливается все возрастающим противостоянием по отношению ко всем без исключения новым религиозным движениям со стороны традиционных для России конфессий: православия, ислама, буддизма. Воспринимая новейшую нетрадиционную религиозность в качестве угрозы традиционным формам духовности, ей дают заведомо обличительные характеристики, определяя данное явления в целом как «деструктивные», «тоталитарные» и «сатанинские» секты. О справедливости и объективности таких оценок невозможно судить, руководствуясь лишь слухами и эмоциями.

Для того, чтобы реально ориентироваться сегодня в этом сложном, неоднозначном комплексе новых религиозных движений, следует понимать, что оценки того или иного феномена необходимо должны базироваться на научном, всестороннем анализе содержания конкретных религиозных доктрин, особенностей их культовой практики, последствий их деятельности, как в плане воздействия на людей в рамках рассматриваемых организаций, так и в отношении их места и роли в обществе в целом.

Такой анализ возможен лишь в случае всестороннего непредвзятого научного исследования содержательной специфики и деятельности тех или иных религиозных организаций в рамках социологии, гносеологии, философии религии. 3

В сегодняшней ситуации, несмотря на издание в последние годы отдельных научных трудов по рассматриваемой теме, все еще ощущается острая нехватка комплексного, многоаспектного, всестороннего осмысления феномена новых религиозных движений.

При этом потребность в таком осмыслении имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. Формирование новой современной концепции государственно-церковных отношений в России в девяностые годы в значительной мере было связано и с фактором новых религиозных движений. Но и Закон РФ «О свободе вероисповеданий» 1990 года, отпустивший развитие ситуации на самотек, и новый, действующий Закон РФ « О свободе совести и о религиозных объединениях» с 1997 года, предполагавший поставить деятельность новых религиозных движений под государственный контроль и значительно ее ограничить, не смогли в конечном итоге разрешить поставленную задачу. В создавшейся ситуации представляется невозможным или малоэффективным использование имеющихся рычагов правового регулирования деятельности рассматриваемых организаций, ведение с ними грамотного диалога, без понимания глубинных, объективно обусловленных всем ходом общественного развития, корней данных религиозных движений, специфики содержания их вероучений и их деятельности, столь активно востребованных сегодня определенной частью социума.

Все это определяет необходимость, теоретическую и практическую значимость комплексного исследования данной проблемы и разработку новых концептуальных подходов к вопросу государственно -правового регулирования деятельности новых религиозных движений в современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Философскому осмыслению проблем права, государства и религии посвящены фундаментальные труды Г.Гегеля, К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Р.Мертона, 4

Б.Малиновского, П.Сорокина, З.Фрейда. В современной философии проблемы соотношения светских и религиозных ценностей рассмотрены и про анализированы в трудах Э.Фромма, К.Льюиса, Х.Кокса, Т.Роззака, Э.Несбита и некоторых других.

В современной зарубежной специальной литературе о феномене новых религиозных движений в США и странах Западной Европы опубликованы уже не сотни, а тысячи работ, посвященных рассмотрению и анализу данной проблемы.

Крупнейшая из христианских конфессий, римско-католическая церковь, в 70-80е годы была значительно обеспокоена широким распространением новых религий в мире. Изучение этого феномена было возложено на такие мощные ватиканские ведомства, как Секретариат содействия единству христиан, Секретариат по делам нехристиан, Секретариат по делам неверующих и Папский совет по культуре. Координировал и направлял эту деятельность государственный секретариат Ватикана. В 1986 году был опубликован документ под названием «Феномен сект, или новые религиозные движения : пасторский вызов»1, в котором осуществлен анализ явления и даны рекомендации по противодействию новым сектам.

Не меньшую тревогу вызвало это явление и у протестантов. Книги американцев У.Мартина2, К.Боа и П.Литтла3, Р. Ли Э.Хиндсона4,Г. Дж.Берри5, Д.Макдауэлла и Д.Стюарта6, христианского социолога Р. Эн-рота7, немецкого пастора Т. Гондоу8 и его коллеги теолога X. Леффель

1 L»Osservatore romano. - 7 maggio 1986. - P.l.

2 Walter Martin. The Kingdom of the Cults/ - Bethany House Publishers. Minneapolis, Minnesota.-1985.

3 Kenneth Boa. Cults, World Religions, and the Occult., Paul Little Know why you Believe. BEE International, Victor Books 1988.

4 Richard Lee, Ed Hindson. Angels of Deceit. N.Y., 1986.

5 Harold J. Berry. The Truth Twisters. Back to the Bible, 1986.

6 Josh McDowell and Don Stewart. The deceivers. N. Y. 1983.

7 Enroth, Ronald. Youth Brainwashing, and the Extremist Cults, Grand Rapids: Zondervan.1977.

8 Гондоу Т. Империя «преподобного» Муна. -Клин: Издательство Братств святителя Тихона, 1995. э мана1, лютеранского священника Й. Огорда из Дании, как и многих других, посвящены критике этого явления и одновременно могут служить инструкцией по борьбе с ним.

Знакомство с названными трудами свидетельствует о том, что главным критерием определения предмета исследования является вопрос о конкурентах вообще и не -христианах, в частности. Безусловно, что вне зависимости от широты и глубины проведенных исследований в данном направлении, такой подход предполагает заранее готовые ответы о еретических учениях и противостоянии им. Вопрос же о причинах возникновения и распространения новых религиозных движений зачастую сводится к моментам субъективного порядка: умелом завлечении в «секты», техникам воздействия на сознание и подсознание жертв, способам экономического и психологического подчинения неофитов коварными, жестокими и честолюбивыми лидерами. Безусловно, такой подход мало что проясняет в сути проблемы, но все же может сориентировать в определении конкретного содержания самых общих моментов вероучений и способов деятельности тех или иных новых религиозных движений.

Работы светских западных авторов, стоящих на позиции жесткой критики новых религиозных движений, представлены публикациями л американского социолога М.Труззи и его британского коллеги Р.Уоллиса3, немецких юнолога ( специалиста в области проблем молодежи и молодежных движений)В. Хаака4, психолога Р. Лифтона5, и других.

1 Loflfelman W. Neue Sekten: Problem und Aufgabe auf den Jugendschutzs. - Neue Jugendreligione - gottingen. - 1979.

2 Truzzi M. Towards a sociologiy of the occults Notes in modern witchcraft // Religicus movements in contemporary America. Princeton, 1974.

3 Wallis, Roy The Elementary Forms of the New Religious Life, London: Routledge and Kegan Paul. 1983.

4 Haak M. F. Jugendreligionen Ursachen trends, reaktionen. - Munchen, 1979.

5 Lifton H. S. Religiose Kults und Totalitarismus. Berlin, 1977. 6

Названные исследователи видят в рассматриваемом феномене проявление социальных болезней современного мира, при котором поиски альтернативы могут завести ищущих в еще более тяжелые ситуации, чем те, от которых человек пытался освободиться.

Однако далеко не все исследователи новых религиозных движений на Западе склонны критиковать их. Существуют и прямо противоположные подходы к оценке данного явления.

Принципиально новый этап развития религиозности усматривают в новейшей нетрадиционной религиозности такие ученые, как

1 О

М.Кильченстайн , М.Бах , Г.Кюнг. Особо следует сказать об оценке данного явления Теодором Роззаком, апологетом современной контрл культуры . Согласно его воззрениям контр-культура в целом и ее проявление в неомистике и психоделических культах призвана спасти от надвигающейся катастрофы технократическое западное общество, неудержимо катящееся к гибели. Известный футуролог А.Тоффлер1 увидел в новых религиозных движениях закономерную реакцию части общества на такие явления жизни, как нарастающие одиночество, бесструктурность и бессмысленность разлагающегося общества «второй волны» или индустриального общества. Однако, по его мнению, это всего лишь симптомы переходного периода к обществу «третьей волны», в котором названные проблемы должны будут преодолеваться, и на смену «культам» придут альтернативные гуманистические объединения, которые смогут решить названные проблемы. Еще более уверенно заявили о позитивной роли новых религиозных движений, в частности, восточного мистицизма,

1 Kulchenstein М. J. Extremes of the contemporary communal Frontiers utopies: the American Experience. N. Y. 1978.

2 Bach M. Then Nave Found a Faith. N.Y. 1976.

3 Rozzak T. The Making of counter culture. N.Y. 1970 7 такие известные историки и философы, как А. Тойнби, М.Элиаде, Э.Вандерхшш,2Дж.Форрестер и Дж.Медоуз, футурологи Дж.Нэсбит и П. Эбурдин3. С их точки зрения, безудержное разграбление природы обществом тотального потребления можно прекратить лишь тогда, когда кардинально изменятся сознание и ценностные ориентации современного человека. А именно это, считают названные авторы, и является отличительной особенностью, ядром и стержнем вероучений новых религиозных движений.

Более осторожно и взвешенно подходят к оценке рассматриваемого феномена такие исследователи, как Т.Роббинс и Д.Энтони4, Э.Тириакян5, Р.Старки В.-С. Бэйнбридж6, Р.Белла7, Р.Брендон8, А.Бойзен9, А. Баркер10, Д.Бромлей и Э.Шап,11 Т. Докгур12.

Изучая особенности вероучений, организационного строения, функционирования, тенденции развития и эволюции новых религиозных движений, эти авторы отмечают их неоднозначность, показывая в своих работах многоплановость и диалектическую противоречивость исследуемо

1 Toffler A. The Thrid Wave. N.Y. 1980.

2 Вандерхилл Э. Мистики XX века. Энциклопедия., М.: Миф -Локхид, 1996.

3 Nesbit J. Aburdene P.Megatrends 2000: Ten directions for the 1995. N.Y. 1990.

4 Robbins Т., Anthony D., New religious mowements and the social system: integration, disintegration and transformation. Fnnual Review of the Social Sciences of Religion 2: 1 -28/

5 Tiryakian E.A. A model of societal change and its lead indicators, w: S.Z. Klausner (red.) The Study of Total Societies. Garden City, N.Y. Doubleday Anchor. ,1967.

6 Stark Rodney and Walliam Sims Bainbridge. Of Churches, Sects, and Cults: Preliminary Concepts for a Theory of Religious Movements. - Journal for the Scientific Study of Religion. -1980. -Vol. 18 -P /117 -131.; Stark R., Bainbridge W.S. The Future of Religion. Berkeleu; University of California Press, 1986.;

7 R. Bell. The cultural contradictions of capitalism. N. Y. - 1976.

8 Brandon R. The spiritualists for passion for the occult in the Ninecentha. N.Y. 1981.

9 Boisen A. Religion in crisis and custon. N.Y. 1953.

10 Barker Eileen New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. N.Y. and Toronto: Edwin Mellen Press. 1982.;Barker, Eileen. Of Gods and Men: New Religious Movements in the West. Macon GA: Merker University Press. 1983.; Barker Eileen.

11 Bromley D, Anson Shupe. Public Reactoon Against New religious Movements// Cults and New Religious Movements. - Washington, L.C., 1989.; Bromley D. and Shupe A. Strenge Gods: The Greal American Cult Scare., Boston: Beacon., 1981.

12 Т. Докгур. Новые религиозные движения в посткуммунистической Европе. В сб. Диа -Логос, М. «Истина и жизнь», 1997. -с.340 -347. 8 го феномена. При этом, однако, они стараются по возможности уйти от каких - либо обобщающих характеристик и оценок рассматриваемого явления в целом. В результате, поиск путей нейтрально - объективного исследования рассматриваемого явления нередко сводится к описательно-сти, прикладному эмпиризму, отказу от попыток философского анализа изучаемого предмета.

Многочисленные труды отечественных исследователей, посвященные изучению, описанию и социально -философскому осмыслению феномена новых религиозных движений в России в различные исторические периоды составляют отдельный обширный раздел литературы по исследуемой теме. Особый вклад в изучение данной темы внесли такие исследователи, как С.А.Токарев, А.И.Клибанов, В.А. Белов, Н.П. Лисавцев, А.А.Москаленко, К.Н Курочкин, Э.Г.Филимонов, П.Л.Яроцкий и некоторые другие. Ими был проделан глубокий анализ проблем, связанных с возникновением разнообразных форм отечественного сектантства, его эволюции, сложных и противоречивых процессов формирования системы их взаимоотношений с государством.

Проблемы реализации принципа свободы совести в капиталистических странах, связанные с деятельностью новых религиозных движений в 70-е -80-е годы, подробно рассматривались в трудах таких известных религиоведов, как Л.Н.Митрохин1, И.Р.Григулевич2,В.С.Глаголев, А.Ю. Григоренко, П.С.Гуревич3, Е.Г.Балагушкин4, К.Привалов5 и других. Практически все отечественные авторы усматривали в данном явлении в

1 Митрохин Л.Н. Религии «Нового Века». М. 1985 Гршулевич И.Р. Пророки «новой истины». М. 1983.

3 Гуревич П.с. Возрожден ли мистицизм? М., 1984. Он же.: Современные внеконфессиональные организации в странах Запада. М. 193., Он же:. Нетрадиционные религии на Западе и Восточные религиозные култьты.М., 1985,Он же.Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. М. 1985.

4 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада., М., 1984.

5 Привалов К. Секты -досье страха. ML, 1987. 9 странах Запада еще одно свидетельство загнивания капиталистического общества. Борьба же властей с ними рассматривалась как одна из разновидностей классовой борьбы, где в качественной сути новых религиозных движений проявляются уродливые формы движения социального протеста маргинальных слоев населения.

В статьях В.С.Пудова1, Б.З.Фаликова2, С.Б.Филатова3, Буряковского А.Л.4опубликованных в 90-е годы, интересующая нас проблема освещается с современных позиций —позиции признания реального, а не декларативного права на свободу совести для всех, в том числе и для представителей новых религиозных движений.

В последнее десятилетие продолжали изучение проблем нетрадиционной религиозности и новых религиозных движений такие известные г 7 специалисты, как Е.Г.Балагушкин , Л.Н.Митрохин , И.Я.Кантеров , Н.А.Трофимчук8, С.Б.Филатов9, А.А.Красиков10. В их публикациях говорится о специфике рассматриваемых объединений, появившихся и активно действующих на территории современной России.

1 Пудов B.C. Кришнаиты в СССР//На пути к свободе совести. М. 1989., -С. 468-480.

2 Фаликов Б.З. Неомистицизм в В СССР//На пути к свободе совести. М., 1989, -С.480-492.

3 Филатов С.Б. Нет свободы без свободы совести//Религия и демократия. М. Наука, 1996.

4Буряковский А.Л. Новые религиозные сообщества и будущее человечества//Религия, свободомыслие в культурно-историческом процессе .Спб. 1991,-С. 178-183.

5 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1., М., 1999.; Балагушкин Е.Г. Типология новой религиозности //Динамика культурных и социальных связей. -М. 1992., Балагушкин Е.Г. , Квасникова С.М. Новые религиозные движения и секты. -М., 1993.

6 «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России (материалы круглого стола)//ж. Вопросы философии, 1996, № 12.

7 Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь // «Свеча -97», Архангельск. Изд -во Поморского университета им. Ломоносова, 1997, с.51.

8 Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды.-М.: Знание, 1991.; Трофимчук Н.А. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучений, социальная база и проблемы взаимоотношения с государством//Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень РАГС, М. 1995, с. 11-22.

9 Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен.// Вопросы философии, 1999, № 12. С. 63 -74.

10 Красиков А. А. Религиозная свобода в России нуждается в защите//Межконфессиональный мир и консолидация общества. М., 1997.С.5-17.

10

Таким образом, на сегодняшний день уже можно говорить о признаках становления нового раздела отечественного религиоведения, изучающего проблемы новейшей нетрадиционной религиозности в России девяностых годов. В этой связи необходимо назвать имена новых молодых исследователей, изучающих сегодня данную проблематику, - Е.М. Мирошникова1, JI. Г.Рагозина2, В. В.Кравчук3, Г.Ю. Бакланова4, Т.Н.Кузнецова5 и другие.

Подводя итог рассмотрения всего спектра литературы, нужно отметить, что хотя исследование данного вопроса остается в зоне пристального внимания специалистов, однако, до сегодняшнего дня не издано ни одного труда, который бы содержал цельное видение проблемы, очертил современные концептуальные философские подходы и оценки этого сложного явления. Наиболее значимыми вопросами, требующими глубокого философского осмысления, остаются вопросы определения качественной специфики рассматриваемого явления, критериев отнесения к данной категории тех или иных религиозных новообразований, методологических подходов к вопросу о градации и классификации новых религиозных движений, социальной детерминированности их появления и развития, тенденций эволюции и наиболее конструктивных путей формирования государственной политики во взаимоотношениях с новыми религиозными движениями.

1 Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула 1997.

2 Рагозина Л.Г. Государственно -церковные отношения и правовое положение нетрадиционных конфессий в России: опыт осмысления проблемы //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно -аналитический бюллетень. 1997, № 1 (11). С.27 -32.

3 Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции : отношение к новым религиозным движениям //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., РАГС. 1997, № 2, с. 114-120.

4 Бакланова Г.Ю. Православная церковь Божией матери «Державная».М., 1999.

5 Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Муна. М. 1999.

11

Цель и задачи исследования. Данное исследование имеет своей целью комплексный социально -философский анализ феномена новых религиозных движений, уточнение методологических оснований определения и классификации данного явления, определение новых концептуальных подходов к вопросам формирования государственно - церковных отношений с рассматриваемой категорией религиозных объединений. Названная цель определила постановку конкретных задач исследования:

-выявить наиболее распространенные методологические подходы к вопросу определения и характеристики феномена новых религиозных движений, или новейшей нетрадиционной религиозности, в зарубежной и отечественной религиоведческой, философской литературе, провести методологический анализ представленных концепций;

-уточнить и конкретизировать содержание понятий « нетрадиционная религиозность» и «новые религиозные движения» (НРД): -дать развернутую социологическо -демографическую картину распро' страненности новых религиозных движений в мире и динамику их развития, выявить факторы, определяющие данные процессы;

-выявить специфику качественно новых религиозных образований, определяемых в диссертации как движение «Религий Нового века».

-определить специфику, особенности появления и распространения данной группы верований на российской территории и современное состояние новых религиозных движений, в том числе «Религий Нового века» в нашей стране;

-проанализировать мировой зарубежный опыт формирования государственной политики в отношении новых религиозных движений в последние десятилетия (60 -90-е гг XX в.);

12

-показать и проанализировать правовой аспект проблемы формирования государственно -церковных отношений с новыми религиозными движениями и той их группой, которая обозначена в данном исследовании как "Религии Нового века", предложить новые концептуальные подходы к вопросам формирования в условиях современной России системы государственно -правового взаимодействия с новыми религиозными движениями рассматриваемого типа.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическим и методологическим основанием исследования явилась совокупность идей, опирающихся в первую очередь, на философскую концепцию материалистической диалектики и теорию отражения. В ходе изучения проблемы были использованы идеи и принципы когнитологии, синергетики, эссен-циализма, инвариантного и структурно -логического моделирования.

Особое значение в методологических подходах к рассмотрению вопроса отводилось позиции максимально возможной идеологической нейтральности, пролиферации, объективности, дифференцированное™ характеристик и оценок, опирающихся на эмпирическо - аналитическую базу исследования.

Значительную роль в методологии диссертационного исследования автор отводит принципам экстраполяции, необходимым вследствие широты темы исследования и использования в диалектическом единстве трехуровневого подхода к анализу предмета исследования: философскому, общему и конкретно -научному. Единство философских, общетеоретических подходов в диссертации сопряжено и опирается на широкую платформу конкретного религиоведческого исследования.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическим основанием исследования стала практическая исследовательская работа автора, проводимая

13 более десяти лет в различных организациях, объединениях и группах новых религиозных движений на территории России, а в отдельных случаях и за ее пределами. Непосредственно, в том числе с использованием методики включенных наблюдений, изучение проводилось внутри филиалов таких организаций, как Международное Общество Сознания Кришны, Белое Братство -Юсмалос, Вера Бахай, Карма Кунзанг Дордже Линг, последователи Шри Чинмоя, последователи тантра-йоги Раджнеша, Сахаджа -йоги Шри Матад-жи, общества Духовной культуры последователей Рерихов, Иваны Стотысячные, Аум Сенрике, Церковь Последнего Завета (Виссариона) и некоторых других.

Параллельное изучение и анализ специальной вероучительной литературы новых религиозных движений, периодики, аудио- и видеозаписей, других первоисточников, особое место среди которых занимали секретные, используемые только для внутреннего употребления в организации материалы, углубляло и уточняло понимание специфики новых религиозных движений в целом и в современной России, в частности.

Комплексные социологические исследования, проведенные соискателем в 90-х гг., основанные на данных включенных наблюдений, полевых исследований, открытого и опосредованного интервьюирования более трехсот верующих, входящих в рассматриваемые объединения, знакомство со специфической культовой практикой, с разнообразными способами агитации, передачи информации в межрелигиозном пространстве, а также данные привлеченных к исследованию специалистов по линии Администрации Красноярского края, вошедших в сформированный многопрофильный Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, позволили составить многоплановое научно обоснованное представление об изучаемом явлении,

14 и дали возможность для разработки новых концептуальных подходов и апробации новой модели построения государственно-церковных отношений с объединениями исследуемого типа на территории Красноярского края. Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна диссертации. Данная работа представляет собой первое отечественное комплексное исследование, в котором дается широкий многоаспектный анализ ситуации, связанной с появлением и распространением новых религиозных движений в мире и в современной России. Научная новизна исследования заключается в том, что:

-уточнена содержательная часть понятийного аппарата, касающаяся рассматриваемого феномена; показана многовариативность, неоднозначность и противоречивость референтов, используемых зарубежными и отечественными исследователями в отношении данного явления; выдвинута и обоснована точка зрения, согласно которой существует как принципиальное несоответствие критериев, указывающих на объект исследования, так и искусственное разделение однотипных религиозных феноменов; предложены новые критерии и обоснованы адекватные определения рассматриваемого феномена;

-уточнены и конкретизированы понятия «нетрадиционная религиозность» и «новые религиозные движения» (НРД) ;

-определены современные тенденции динамики численности новых религиозных движений; представленные в работе статистические данные свидетельствуют об опережающих темпах наращивания ими количества своих приверженцев, определивших на сегодняшний день лидирующее положение новых религиозных движений в мире по данному показателю; -предложена и обоснована концепция, согласно которой названная ситуация связана с возникновением особой группы верований, впервые появив

15 шихся в мире и в том числе в России в середине прошлого века и продолжающих активно развиваться на протяжении всего нынешнего столетия; ее отличительной чертой является наиболее полное отражение в религиозной форме тех узловых социально-философских проблем, которые были порождены всем ходом развития современного индустриального общества и не могли иметь проекции в предшествующий исторический период; наиболее удачным названием данной группы, по мнению диссертанта, является ее определение в качестве движения «Религий нового века»;

-установлена сущностная однотипность внешне различных, но сходных в центральных вероучительных идеях крупнейших международных новых религиозных движений, относимых автором к «Религиям нового века», выявлена их органическая взаимосвязь с идеями философии постмодернизма, рациовитализма и номадизма;

- показана целостная система действующих международных правовых норм, касающихся регулирования деятельности новых религиозных движений, впервые приводится широкий анализ разнообразных государственно -правовых моделей, используемых в последние десятилетия в отношении новых религий в демократических странах, показаны методы их практической реализации и их эффективность;

-выявлены исходные факторы, воздействовавшие на формирование государственной политики в отношении новых религиозных движений на различных исторических этапах отечественной истории двадцатого века.; - разработаны новые концептуальные подходы к вопросу формирования в современной России системы практического взаимодействия органов государственной власти с новыми религиозными движениями, обобщен и показан практический опыт и позитивные результаты использования предаю

16 женных концептуальных подходов в деятельности государственных органов исполнительной власти.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Современный уровень философского осмысления и оценки места и роли в жизни общества такого сложного, многоаспектного феномена, как новые религиозные движения, или новейшая нетрадиционная религиозность, предполагает содействие дальнейшему укреплению принципов свободы совести в нашем обществе. Нейтральность исходной позиции при постановке и решении рассматриваемых вопросов и проблем ориентирована на углубление толерантности, гуманистической направленности общественного развития, формирование демократического, плюралистического и в то же время правового, безопасного и справедливого государства.

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы культурологами, религиоведами, философами при изучении и освещении указанных проблем. Предложенная и апробированная на практике новая концепция государственно -церковных отношений с рассматриваемой категорией религиозных объединений, позволяет совершенствовать деятельность законодателей, юристов, представителей органов исполнительной власти, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями. Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в монографии « Свобода совести и актуальные проблемы государственно -правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений» (Красноярск, 1999. -21,3 п.л.), в 16-и статьях, в том числе в двух религиоведческих справочниках ( Новые религии, культы, движения и организации в России. Словарь -справочник, М:, РАГС, 1998; Религии народов современной России, М., Республика, 1999), в журналах "Вопросы философии", "Наука и религия",

17

Этнографическое обозрение", Информационно - аналитических бюллетенях РАГС «Религия, церковь в России и за рубежом». Общий объем публикаций составил 35, 5 п.л.

Факты и выводы по разрабатываемой теме апробированы автором на курсах повышения квалификации, организованных кафедрой религиоведения РАГС для представителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющими связь с религиозными организациями на местах, а так же на Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ в июне 1997г.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Красноярского государственного педагогического университета; на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

18

Заключение диссертации по теме "Философия религии", Григорьева, Людмила Ильинична

Заключение.

Подводя итог рассмотрения всего спектра научных проблем, связанных с возникновением и деятельностью новых религиозных движений и , в том числе, группы религий " Нового века", необходимо отметить наиболее значимые положения и выводы исследования.

Анализ особенностей содержания вероучений религий "Нового века" показывает, что исследуемые новые религиозные движения являются феноменом, порожденным всем ходом развития современной цивилизации, выражающим в своих доктринах в мистифицированном виде наиболее актуальные, острые проблемы, вызванные НТР, ее последствиями и издержками.

При этом необходимо понимать, что в организациях харизматического типа лидер или основатель данного движения является не источником новых форм религиозности, а лишь своеобразной "точкой кристаллизации" уже созревших духовных потребностей определенной части населения. Исходной мотивацией деятельности последователей новых религиозных движений является внутреннее неприятие современного индустриального общества, его системы ценностей и способов существования. Поиск социально -философской альтернативы, которая в новых религиозных движениях оформляется в системе взглядов, созвучных идеям постмодернизма, синергетики, номадизма, обусловлен комплексом объективных причин. Их субъективно-эмоционально-мистическая проекция , проявляющаяся в возникновении и деятельности новых религиозных движений и объединений имеет выраженную протестно-эпатажную окраску и является своеобразным "набатом", предупреждающим общество о вызревании качественно новых проблем современности и необходимости поисков и путей их совместного рационального разрешения.

В связи с этим, с нашей точки зрения, упование на возможность искоренения новых религиозных движений посредством введения жестких ограничений или запретов на их деятельность со стороны государства видится несостоятельным и малоэффективным.

Следовательно, понимая объективную обусловленность происходящих процессов, роль государства по отношению к новым религиозным движениям должна заключаться в:

1. комплексном и разностороннем изучении данной религиозной группы, с целью профилактики возможных антисоциальных и противоправных действий;

2. создании конкретной социальной альтернативы новым религиозным движениям;

Эта альтернатива, в виде курируемых государством общественных структур, должна формироваться с учетом понимания всего комплекса объективно обусловленных потребностей потенциальных прозелитов новых религиозных движений. Среди них в первую очередь необходимо назвать такие насущные потребности, как потребность в поиске смыслооб-разующих жизнеутверждающих парадигм общественного бытия, возвращения высоких нравственных идеалов, включенности человека в определенную организованную систему и т.д. При этом, обозначая фундаментальные мировоззренческие потребности современного человека нужно подчеркнуть, что речь идет не об "изобретении" неких искусственных аксиологических построений, а о создании социальных систем и механизмов, которые, удовлетворяя названные потребности верующих, способствовали их практической реализации в социально -полезном, социально-значимом позитивном ракурсе.

Иначе говоря, государству необходимо прежде всего выделить и осознать идеи, уже кристаллизующиеся в наиболее широком контексте массового сознания, в том числе и в религиозной форме и постараться задействовать позитивную составляющую в построении государственной концепции основных направлений дальнейшего развития общества. Осмысленное и целенаправленное создание под эгидой государства разнообразных молодежных, экологических, благотворительных, исследовательских и тому подобных объединений могло бы, на наш взгляд, не только снизить остроту проблем, связанных с деятельностью новых религиозных движений, но и перенаправить в социально - полезное русло невостребованную сегодня властями личную духовно -гуманистическую инициативу, тягу к романтике, подвигу, самоопределению, высоким идеалам, которые, сохраняясь в обществе, являются одной из наиболее значимых предпосылок вхождения человека в новое религиозное движение.

Не только и не столько искоренение, сколько переориентация и задействование творческой составляющей личности потенциальных адептов новых религиозных движений - вот тот путь, который, на наш взгляд, является сегодня наиболее гуманной, рациональной и перспективной линией развития выстраивания современной государственной политики в связи с вопросами деятельности новых религиозных движений.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Григорьева, Людмила Ильинична, 2000 год

1. Ажибеков К. А. Молодежь и проблемы психологии религии в условиях современной НТР. -Фрунзе: Илим,1989. -189 с.

2. Азроянц Э.А. Социум XXI век (к концепции устойчивого развития). -М. 1995. -48 с.

3. Алексеев С.С. Теория государства и права. -М.: Изд-во БЕК,1994. 224 с

4. Андрющенко М.Т. Вера, как объект гносеологического анализа //Социально-философские аспекты критики религии. -Л.Д985. -С.29-35.

5. Антонов В. Экология сознания человека в многомерном пространстве. -СПб.: Полюс, 1998.-140 с.

6. Антонов Е.А. Философия и синергетика /Дух и время. Философско-культурологический альманах. Вып.1. Белгород, 1998. -С10-18.

7. Арестов В.Н., Шудрик И.А. Яд с доставкой на дом. -Харьков: Прапор, 1986. -116 с.

8. Аршинов В.И., Свирский Я.Н. Философия самоорганизации: новые горизонты. Эпистемология и постнеклассическая наука. -М., 1992.

9. Балагушкин Е.Г. Ананда Марг -мистика и реальность//Молодежь, религия, атеизм. -М.,1986. -Вып.З. -С.40-80.

10. Его же. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. -М.:3нание,1984. -64 с./Новое в жизни, науке, технике. Сер. Научный атеизм №10/.

11. Его же! Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. -М.:изд-во МГУ,1984. -286 с.

12. Его же. Неоориентализм: религиозно-мистические культы и идейные искания Запада//Вопросы научного атеизма. -М., 1985. -Вып.32. -С.103-125.

13. Его же. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. М.: изд-во МГУ,1980. -103 с.

14. Его же. Осторожно! "Новые религии// Глобус. -1988. -№38. -С.21.

15. Его же. Религиозно мистические влияния в молодежной контр -культуре //Контр - культура и социальные трансформации. -М.: РАН, ин-т философии, 1990. -С.63.

16. Его же. Ставка на мистику и оккультизм //Молодежь, религия, атеизм. -М., 1988. -Вып.4. -С.40-46.

17. Его же Типология новой религиозности //Динамика культурных и социальных связей. -М., 1992. -С.74-94.

18. Его же. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1.-М.: изд-во РАН, Ин-т философии, 1999. 267с.

19. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. -282 с.

20. Белла Р. Социология религии //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. -М.: Прогресс, 1972. -С.265-281.

21. Бивол В.Г., Лысенко В.М. Антиобщественный характер мировоззренческого воздействия нетрадиционных религий //Философские вопросы медицины и биологии. -Киев, 1986. -Вып.48. -С.110-116.

22. Богданов В.А. Бог, личность, алгоритмы саморазвития. -СПб.: изд-во ЛГУ, 1992. -90 с.

23. Будущее религии: проблемы и перспективы /под ред. Панарина А.С., Гуревича П.С., Ярощука Н.З. М.: РАН, Ин-т философии, общ. Знание, 1991. -Вып. 1. - 164 е.; 1992. - Вып 2. -205 с.

24. Букин В.Р. Научно технический прогресс и психология верующего. - Л.: Знание, 1973. -32 с.

25. Буряковский А.Л. Новые религиозные сообщества и будущее человечества //Религия и свободомыслие в культурно -историческом процессе. -СПб., 1991. -С. 178 183.

26. Вандерхилл Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М.: Миф, Локид, 1996. -522 с.

27. Васильев В.А. Наука и религиозный модернизм. Минск, 1981. -63 с.

28. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика). -СПБ.:Лань, 1999. -479 с.

29. Василзок Ф.Е. Психология переживания /анализ преодоления критических ситуаций/. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

30. Венгеров А. Синергетика и политика //Общественные науки и современность, 1993. -№4. -С.53-61.

31. Вейш Я. Я. Аналитическая философия и религиозная апологетика. -Рига.: Зинате, 1989. -203с.Великович А.Н. Современный капитализм и религия. -М.: Политиздат, 1984. -238 с.

32. Верующий в условиях перестройки /динамика духовно нравственных ориентаций / / под ред Кичановой И.М. -М.: АОН, Ин-т науч. атеизма. -1989.- 138 с.

33. Виноградова Н.М., Невшупа A.M. Некоторые аспекты критики нетрадиционных религий в курсе научного атеизма //Научные основы критики немарксистских концепций в курсах общественных дисциплин. -Одесса, 1989. -С.90 -91.

34. Возрождение свободы совести и ее защита. -М.: Московская хельсинская группа, 1999. -47 с.

35. Волков Ю.П. Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. -М., 1998. -286 с.

36. Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век). -М., 2000. -162 с.

37. Вопросы научного атеизма/ под ред Гараджи В.И. -М.: Мысль, вып. 32. -1985. -252 с.

38. Всемирное Писание: сравнительная антология священных текстов. Пер. с англ. /Под общ. ред. П.С.Гуревича. М.: Республика, 1995. -591 с.

39. Выдрин Д., Жоль К. Куда бредет пилигрим /Восточные религии, культура, молодежь/, Киев.: Молодь, 1988. 231 с.

40. Вэбб Ф. Отношение к свободе совести в России и США //Религия и право. Информационно-аналитический журнал. ,1998. -№3.

41. Гандоу Т. Империя "преподобного Муна. -М., Клин, 1995. -137 с.

42. Гараджа В.И. переосмысление //Наука и религия. -1989. -№1.

43. Гарднер Клинтон Между Востоком и Западом: возрождение даров русской души: Пер.с англ. А.Кавтаскина /Под ред. В.Малявина. -М.: Наука, 1993.-123 с.

44. Герштейн Е. Религия, предрассудки и психические нарушения. Фрунзе:Респ. Дом сан. Просвещ. М-ва здравоохр. Кирг.ССР, 1972. -24 с.

45. Глаголев B.C. Религиозно идеалистическая культурология: идейные тупики. -М.: Мысль, 1985. -222 с.

46. Его же. Религиозный модернизм и культура. М.: Знание, 1988. -63 с.

47. Гладышев В.И. Социальные причины и функции компенсаторного общения: Автореф. Дисс. .канд. филос. наук. Свердловск, 1983. -16 с.

48. Государственно-церковные отношения в России: курс лекций. -4.1-2. -М.:Изд-во РАГС, 1995. -257 с.

49. Государственно-церковные отношения в России /материалы "круглого стола" //ред. Трофимчук Н.А., Ефременко В.И. -М.: Луч, 1993. -134 с.

50. Гречишников С.Е. Поиск надежды и дух утешения. -М.: Изд-во МСХ, 1991.-94 с.

51. Григоренко А.Ю. Колдовство под маской науки /магия в прошлом и настоящем/. М.: Знание, 1988. -№8. -62 с.

52. Его же. Сон разума рождает чудовищ /критические очерки о магии и мистицизме/. Л.: Лениздат,1986. -175 с.

53. Его же. Сатана там правит бал. Киев.: Украина, 1991. - 299 с.

54. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины". -М.: Политиздат, 1983. -303 с.

55. Гурако А.В. Движение вайшнавов ("харе Кришна") и его последователи в Беларуси. -Минск, 1999. -140 с.

56. Гуревич П.С. Бесхрамовые боги. -JI.: Лениздат, 1984. 64 с.

57. Его же. Возрожден ли мистицизм? М.: Политиздат, 1984. - 302 с.

58. Его же. Мистицизм оружие духовного закабаления //Азияи Африка сегодня. - 1986. -№1. - С. 18-21.

59. Его же. Нетрадиционные религии на Западе и Восточные религиозные культы. М.: Знание, 1985. -64 с.

60. Его же. Новые "пророки" старого откровения //Наука и религия. 1986. -№4. -С.58-61.

61. Его же Современные внеконфессиональные организации Запада. М.: Знание, 1983. -64 с.

62. Его же. Современные евангельские "культы" в буржуазных странах //Вопросы научного атеизма. М., 1985. -Вып 32. -С.78-102.

63. Его же. Спасет ли мессия ? /"христомания" в западном мире/. М.: Политиздат, 1981. -272 с.

64. Его же. Гуманизм и вера. -М., 1990. -64 с.

65. Гулыга А.В. Что такое постсовременность? //Вопросы философии, 1998. -№12.

66. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. -М., 1969.

67. Девятова с.В. Религия и наука: шаг к примирению? М.: изд-во МГУ,1993. -168 с.

68. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия ? . -М.-Спб,1998.

69. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. -М., 1998.

70. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. Синергетика, философия, научная рациональность. -М.: Изд-во РАГС,1999. -105 с.

71. Дмитриева JI.M. Религиозное возрождение и Российская интеллигенция //Государственно-церковные отношения в России. -М.: Луч, РАГС, 1993. -С.114.

72. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. -М.: Изд-во МГУ, 1980.- 248 с.

73. Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии /новое в жизни, науке, технике/. -М.: Знание. 19787. -№5. -64 с.

74. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии /спец. Курс./. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 189 с.

75. Дурэм У. Колл. Перспективы религиозной свободы: Сравнительный анализ. -М., 1999. -64 с.

76. Духовность, правопорядок, преступность. Материалы научно-практической конференции 28 марта 1996 г. М., 1996. -245 с.

77. Жакина А.К. Общечеловеческие ценности, как платформа сотрудничества верующих и неверующих: Автореф. Дисс.канд. филос. Наук., М.:АОН, 1991.-16 с

78. Забияко А.П. Христианство и "новые религии" вызов неоориенталистских течений //Информационный бюллетень Всесоюзн. конф. "Проблемы атеизма в условиях демократизации советского общества". - М.: ЦДНА, 1990. -С.28 -32.

79. Заброда Э.П. Проблема неосознанного в религиозной психологии: Автореф. канд. филос. наук. Киев, 1970. - 16 с.

80. Его же. Социально психологические механизмы общения в религиозных сообществах //Философские вопросы медицины и биологии. - Киев, 1986. - Вып 187. - С.116 -123.

81. Заговор против разума: критика современного иррационализма и псевдорационализма /Сост. Скибицкий М.М. М.: Знание, 1986. -64 с.

82. Зуев Ю.П. светское правовое государство: трудности становления //Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч, 1993. - С.8-12.

83. Зуев Ю.П., Трусенева Н.В. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России //Государственно-церковные отношения в России. -курс лекций. -4.1. М.: РАГС, 1995. -С.151-166.

84. Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М.: Философская книга, 1998. -294 с.

85. Игнатьев И.П. Критический анализ современных псевдовосточных культов: Автореф. Дис.канд.филос. наук. Л., 1986, -16 с.

86. Его же. Критика современного неомистицизма. Л.: Знание, 1988. -14 с.

87. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества//Полис, 1997. -№4.

88. Калмыков С.К. Философско -социологический анализ современного мистицизма: Автореф. Дис.канд.филос. наук. -М.: АОН, 1988. -21 с.

89. Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6-и т.Т.5. -М.,1996.

90. Кантеров И.Я.Идеология духовного насилия,- М.:Педагогика,1986. -189 с.

91. Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь //Свеча 97. Сборник методологических и методических материалов по религиоведению и культурологии. - Архангельск.: Изд-во ПТУ,1997. - С.51-67.

92. Капустин Н.С. особенности эволюции религии. М.: Мысль, 1984. -222 с

93. Карпунин С.И. Нетрадиционные религии в Архангельске: проблемы научного исследования.//Свеча 97. Сборник методологических и методических материалов по религиоведению и культурологии. -Архангельск.: Изд-во ПТУ, 1997. -.С.211-217.

94. Кислова А.А. Религия и церковь в Западном обществе XX века. 126 с.1.- С.201

95. Клюев Б. Раджнеш и его поп-мистика //Новый мир. -1986. -216.

96. Князева Е.Н., Курдюмова С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным //Вопросы философии, 1992. -№12.

97. Князева Е.М., Курдюмова С.П. Синергетика в контексте диалога Восток -Запад /Россия и современный мир. Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. -М.,1995.

98. Козловски П. Культура постмодерна. -М., 1997.

99. Кокс Харви Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. -М.: Восточная литература, РАН, 1995. -262 с.

100. Колосков В.И. Мировоззренческие ориентации современной интеллигенции в отношении религии, мистики, атеизма: Автореф. Дис.канд.филос. наук. М., 1991. -18 с.

101. Конец света: эсхатология и традиция. М.: Арктогея, 1998. - 402 с.

102. Кононов В.И. Мистика и оккультизм на службе идеологов "неоконсервативной волны". М.: Знание, 1985. -64 с.

103. Конфессии, культы, религиозные движения. Справочник. -М. -1998 -349 с.

104. Кондратов A.M., Шилик К.К. Как рождаются мифы XX века. JI.: Лениздат, 1988.-174 с.

105. Корнев В.И. "Невидимые" парадоксы религии и культуры. -М.: Знание, 1991.-64 с.

106. Кравченко И.И. Современные религиозные концепции индустриального и постиндустриального общества: научно аналитический обзор. - М.: АН ИНИОН, 1979. -63 с.

107. Кравчук В.В. Государственно-церковные отношения в странах западной Европы: философско-правовой аспект. -МД999 -145 с.

108. Кречмер Э. Открытые глаза на хитрость сатаны и полное спасение на кресте: происхождение, сущность и последствия колдовства. Б.М., 1992. -139 с.

109. Критика идеологии и практики нетрадиционных культов и неомистицизма: Тез. Всесоюзн. науч. конф. 19-21 декабря 1989 г. -Новосибирск: Знание, 1989. -121 с.

110. Крывелев И. А. Религия, как общественное явление //Религии мира: история и современность /Ежегодник/. М., 1987. - С.5-16.

111. Кузнецов О.Н.Психология и психопатология одиночества. М., Медицина, 1972. -335 с.

112. Куценок Б.И. Эмоции и религия. Киев: Политиздат Украины, 1987 166 с.

113. Лейбин В.М. Модели мира и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М.:Политиздат, 1982. - 255 с.

114. Лебедев В.П. Экстрасенсорное восприятие наука или старый миф?// Вопросы научного атеизма. - М., 1985э - вып 32. С. 140-163.

115. Лещинский А.А. Время новых подходов (О советских государственно-церковных отношениях). М.: Знание, 1990. -80 с.

116. Лобовик Б.А. О социальных и гносеологических условиях возникновения религиозных верований. Киев: КГУ, 1963. -116 с.

117. Его же. Религия как социальное явление. Киев: Выща школа, 1982. -96 с

118. Его же. Религиозное сознание и его особенности. Киев.: Наукова думка, 1986. -247 с.

119. Лопаткин Р.А. Легитимизация религиозного сознания/ЛГосударственно-церковные отношения в России. М.: Луч, 1993. - С.102-107.

120. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. -СПб, 1998. 103 с

121. Малявин В.В. В поисках "истинного света" //Азия и Африка сегодня 1989. 1989. -№9.-С.60-61.

122. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.Д994.

123. Мартин У. Царство культов. СПб, 1992. - 351 с.

124. Матвеев В.А. Критический анализ социально -антропологических воззрений современного кришнаизма: Автореф. Дис.канд. филос. наук. ■ М., 1991. 18 с.

125. Межконфессиональный мир и консолидация общества: материалы международной конференции (Москва 27-28 февраля 1997 г.). М., 1997. -132 с.

126. Методологические рекомендации по критике нетрадиционной религиозности /подг. Арестов В.Н. Киев: Знание, 1988. - 34 с.

127. Методологические проблемы современного религиоведения: аналитический обзор /подг. Кимелев Ю.А. М.: ИНИОН, 1990. -50 с.

128. Методические рекомендации по теме "нетрадиционная религиозность" /под ред. Платова А.В. Омск: Знание, 1984. - 19 с.

129. Миловидов В.Ф. критика современной мистики //Вопросы научного атеизма. -М., Вып. 32. С.138.

130. Его же Новые религиозно мистические культы Запада и попытки их внедрения в СССР //Актуальные проблемы научно - атеистического воспитания молодежи. - М. 1983. - С.34-51.

131. Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религии в ФРГ (характер взаимоотношений и тенденции развития в последнее десятилетие). Тула, 1997. - 114 с.

132. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие/ Под общ. ред. Трофимчука Н.А. М.: Изд-во РАГС, 1998. -305 с.

133. Мистика, религия, наука, классики мирового религиоведения. М., 1998. -432 с.

134. Митрохин J1.H. Религии "Нового века" М.: Советская Россия.-1985. -154 с.

135. Его же. Религиозные"культы" в США. М.: Знание, 1984. - 63 с.

136. Его же. Социально психологическая природа "религий нового века" //Вопросы научного атеизма. - М., 1985. - Вып.32. - С.46-77.

137. Его же. Философия религии. М.: Республика. -1993. - 416 с.

138. Моран Г. Роль церкви и государства в установлении межконфессиональных отношений: история и современность //Межконфесиональный мир и консолидация общества. М.: РАГСД 997. - С.21-38.

139. Мчедлов М.И. Современные социальные движения и религия. М.: Знание, 1985. -64 с.

140. На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов., М, 1995.

141. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического процесса. М., 1996.

142. Невшупа A.M. Проблема мировоззренческого индеффирентизма студенческой молодежи в его проявлениях по отношению к религии и атеизму: автореф. дис. канд.филос. наук. Куиев: АН Украины, 1992. -17 с.

143. Нерсесянц B.C. Философия права. -М.:ИНФРА-НОРМА, 1997. -652 с.

144. Никифорова Б.З. О специфике религиозности молодежи в капиталистических странах //Научный атеизм и атеистическое воспитание. Минск, 1993. -С.77-84.

145. Новые религиозные движения, культы, организации в России. М.: Изд-воРАГС, 1997.-140 с.

146. Новые религиозные культы, движения, организации в России: Словарь -справочник. М.: Изд-во РАГС. -1998. -347 с.

147. Новые религиозные организации в России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. -Белгород, 1997. -572 с.

148. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т.1. Сатанизм. М., 1999. -256 с. е., Т.2. Оккультизм, ч.1. - М., 1999. -585 с.

149. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Место и роль государственно-церковных отношений в политике российского государства //Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. -4.1. М.: РАГС, 1995. -С.5-25.

150. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века): диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.: РАГС, 1996, - С.51.

151. Одинцов М.И. Государство и церковь в Росси XX век. М.: Луч, 1994,. -171с.

152. Ортега-и-Гассет. Что такое философия?. -М.: Наука, 1991. -403 с.

153. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. Пер. С исп. /Под общ. ред. Руткевич A.M. -М.: Вест мир, 1997. -701 с.

154. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединений: российские и международные правовые документы (В извлечениях). -М.: МАРС, 1996.

155. Осмысление духовной целостности /Под.ред. Медведева А.В. -Екатеринбург: изд-во Уральского ГУ, 1992. 304 с.

156. Отношение человека к иррациональному / под ред. Пивоварова Д.В.Свердловск: Изд-во Уральского ГУ, 1989. 312 с.

157. Печчеи А. Человеческие качества. -Прогресс, 1980. 302 с.

158. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М.: Прогресс, 1986. -141 с.

159. Пивоваров Д.В. Бахаизм религиозный синтез и обновление смысла истории //Религия, общество, государство в XX веке / материалы науч. конф. 22-25 октября 1991 г./.М.: Ин-т истории, 1991. - С.12-15.

160. Его же. Сакрализация ценностей и солидаризация людей //Рациональность иррационального. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ГУ, 1991. -С.15-18.

161. Писманник М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976. - 152 с. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. - М.: Мысль, 1990. -219 с

162. Порублев И. Культы и мировые религии. М.: благовестник, 1994. -336 с.

163. Привалов К. Секты: досье страха. -М.: Изд-во Полит. Литературы, 1987. -191 с.

164. Постмодернизм и культура. Материалы "Круглого стола" //Вопросы философии., 1993. -№11

165. Права человека в современной религиозной мысли запада: научно -аналитический обзор /Дудкин В.Я. М.: РАН, ИНИОН, 1992. -59 с.

166. Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии. -1991. -№6. -С.46.

167. Прядилова Е.К."Дети бога" кто они ? //Духовный мир человека. -Л.Лениздат, 1986. -С.60-69.

168. Пудов B.C. Кришнаиты в СССР //На пути к свободе совести / под ред. Фурмана Д.Е. М„ 1989 - С.468-480.

169. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. М.: Наука, 1998. -155 с.

170. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. -192 с.

171. Рациональность иррационального / под ред. Колосницына В.И. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ГУ, 1991. -242 с.

172. Религии мира. -Белфакс., 1998. -464 с.

173. Религия и политика в посткоммунистической России. М, 1994. - 252 с.

174. Религия и политика в современной России. М.: Изд-во РАГС. -1997. -82 с.

175. Религия и права человека. На пути к свободе совести. Вып.З /сост. Воронцова Л.М., Пчелинцев А.В., Филатов С.Б./. М.: Наука, 1996 - 300 с

176. Религия, национальное согласие и возрождение России /Трофимчук Н.А. и др. -М. Луч, 1993. -162 с.

177. Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки / под ред. Онищенко А.С. Киев: Выща школа, 1992. - 271 с.

178. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: в 2-х частях /сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. -М.:Наука,1994. -300 с.

179. Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия: Материалы конференции Москва 22-23 февраля 1999. М.: Рудомино,1999. -127 с.

180. Религия в век НТР / под ред. Гараджи В.И. М.: Политиздат, 1979. -182 с.

181. Религия и закон. М.: Паллада, 1996. - 112 с.

182. Религия и политика в посткоммунистической России. М.:Ин-т философии РАН, 1994. - 252 с.

183. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе: межвузовский сборник /Под ред.Савельева С.Н. СПб., 1991. -181 с.

184. Религия и церковь в современную эпоху / под ред. Великовича JI.Н. М.: Мысль, 1976. -328 с.

185. Религия, национальное согласие и возрождение России / под ред Трофимчука Н.А. М.: Луч, 1993. -162 с.

186. Религия. Общество, государство в XX веке /материалы науч. конф. 22-25 октября 1991 г. / Под ред. Щапова Я.М. М.: Ин-и истории СССР, 1991. -143 с.

187. Решетников В.А. Духовные основы современной политической культуры / под ред. Коноплева Н.С. Иркутск, Изд-во Ирк.ГУ, 1991. - 225 с.

188. Роль религии в истории и современном мире: комплексная программа исследований // вопросы истории 1989. -№6. -С.25-28.

189. Розов А.И. Психологические аспекты религиозного удвоения мира //Вопросы философии. 1987. №2. -С.118-127.

190. Рузавин Г.И. Диалектика и современное научное мышление //Философские науки,1991. -№6. -С.60.

191. Рыжов Л.Г. Введение в религиоведение (нетрадиционные религии). Учебное пособие. Ч.З. Голицино, 1995. - 105 с.

192. Самарская Е.А. Постиндкстриализм как критическая позиция //Общественные науки и современность. 1998. -№2

193. Саентология. Теология и практика современной религии. Копенгаген.: Нью Эра Пабликейшенс, 1998. -287 с.

194. Савицкас Г.А. Причины нетрадиционной религиозности в современном американском обществе //Духовные ценности как предмет философского анализа. -М., 1986. С. 116 -120.

195. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Социология и психология религии. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - 669 с.

196. Свобода совести, вероисповедания и религиозных организаций. Положения конституций постсоциалистических стран, государств Западной Европы, США, Канады и Японии, международных правовых документов. Киев, 1996. -317 с.

197. Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе: материалы международной конференции (Москва 21-22 февраля 1996). -М., 1996. 131 с.

198. Силуянов И.В. Нигилизм и религия в современной буржуазной философии //актуальные проблемы атеизма и критика религий. М. 1985 -С23-29.

199. Синергетика и социальное управление /Под общ. ред. Егорова B.C. -М.:Изд-во РАГС,1998. -286 с.

200. Синергетика: человек, общество. -М.: Изд-во РАГС,2000. -342 с.

201. Социально психологические аспекты критики религии //под ред. Я.Я.Кужурина. -Л.: Изд-во ГММИРиА, 1986. - 146 с.

202. Степанянц М.Т. Религия Востока и современность //Философия и религия на современном Востоке. XX век. -М., 1985. -С.43-71.

203. Тарасов Ю.В. Роль религии и атеизма в гуманизации личности: Автореф. Дис.канд. филос. наук. -Киев, 1992. -17 с.

204. Тейяр де Шарден. Феномен человека,- М.,1987.-237 с

205. Тихонравов Ю.В. судебное религиоведение: фундаментальный курс. М Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. -266 с.

206. Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие, -з М., Изд-во МГУ, 1992. -128 с.

207. Его же. Место и роль государственно церковных отношений в политике российского государства //Государственно - церковные отношения в России. 4.1. - М„ 1995. - С.5 -25.

208. Его же. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучения, социальная база и проблемы взаимоотношения с государством// Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. - №5. - С.11-21.

209. Его же. Нетрадиционные религии в России //Государственно церковные отношения в России. 4.2. - М., 1995. -С. 166 - 193.

210. Его же. О характере деятельности нетрадиционных религиозных течений //Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень РАГС. М., 1999. - №1. - С. 18-26

211. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -М, : Мысль, 1985. -269 с.

212. Его же. Социально -психологические аспекты религиозного утешения и некоторые вопросы укрепления атеистического сознания //Вопросы философии. -1986. -№3. -С.61-71.

213. Фаликов Б.З. Неомистицизм в СССР// На пути к свободе совести /под ред Фурмана Д.Е. М., 1989. -С.480-485.

214. Его же. Неоиндуизм и Западная культура. М.: Наука, 1994. -224 с.

215. ФилистГ.М. Урбанизация и сектантство. -Минск: Беларусь, 1986. -126 с.

216. Финдлоу И. Путь к единству. -М.:Рудомино, 1998. 142 с.

217. Фукуяма Ф. Конец истории ? //Философия истории: Антология. М.: Аспект Пресс, 1994. - С.290-310.

218. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Манускрипт, 1996. - 184 с.

219. Фурман Д.Е. Дела и учение гуру Раджнеша //Вопросы философии. -1986. №8. -С. 113-120.

220. Его же. Религия и социальные конфликты в СЩА //Социологические исследования. -1985. -№4,- С. 137-144.

221. Хаксли Дж. Религия без откровения. М., Знание, 1992. -60 с. Хесле В. Философия и экология. -М., 1994.

222. Худавердян В.Ц. Современные альтернативные движения: молодежь Запада и "новый" иррационализм (критика буржуазной идеологии и ревизионизма). М.: Мысль, 1986. - 148 с.

223. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994.

224. Цецис Георгас. Секты в зеркале мировых средств массовой информации. -М.: Прозрение, 1998.

225. Чекаль JI.A. Социальная природа и гносеологические особенности иллюзорно-компенсаторной функции религиозного сознания: Автореф. Дис.канд.филос. наук. Киев, 1989. -17 с.

226. Человек и общество. Сферы общественной жизни /Полд ред.купцова В.И. Изд-во МГУ, 1993. -Кн.2 - 208 с.

227. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1996. - 184 с.

228. Шахнович М. Современная мистика в свете науки. -М.- JL: Наука, 1965. -207 с.

229. Его же. Критика религиозных истолкований экологических проблем. М: Знание, 1985. - 64 с.

230. Шевченко М. Д. Духовная культура западной Европы и России ( сравнительный анализ массовой религиозности). М., 199. - 159 с.

231. Шендрик А.И. Духовная культура молодежи: сущность, состояние, пути развития. М.: Молодая гвардия, 1990. -210 с.

232. Щербако Е.В. Космополитизм, как социально -политическое кредо современных буржуазных футурологов //Под ред. Гендина A.M. //Критика буржуазной футурологии. -Красноярск: Изд-во КГПИ, 1984. -С.80-85.

233. Щипков А. Во что верит Россия (религиозные процессы в постперестроечной России) Курс лекций. СПБ.: Изд-во РХГИ, 1998. -298 с.

234. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим: монологи. СПб.: Алтейя, 1994. - 335 с.

235. Экология и религия /сост. Трофимчук Н.А., Овсиенко Ф.Г., М., 1994. -420 с.

236. Эпштейн М. Новое сектантство: типы религиозно-философских настроений в России. -М.: Лабиринт, 1994. -107 с.

237. Юлина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США XX века. -М.: Наука, 1986.- 159 с.

238. Яблоков И.Н. Актуальные проблемы социологии религии:Автореф. Дис. д-ра филос наук. М., 1976. -49 с.

239. Его же. Религия: сущность и явление. -М.: Знание, 1982. -64 с.

240. Его же. Социология религии. М., Мысль, 1979. -182 с.

241. Яковлев В.Г. Внутренний мир верующего человека. -Алма-ата: Знание каз ССР, 1972. -48 с.

242. Иностранная литература. Barbhour J.D. Science religion and counterculture // Zygon Chicago. 1976. Vol. 10. N.Y. P.380-397.

243. Barker T. (1983) Of Gods and Men: New Religious movements in the West, Macon GA; Mercer University Press.

244. Bell D. .The return of the Sakred The argument. On the future of religion. In Bell D. Sociological Jorneyel. 1980. 3.

245. Brandon R. The spiritualists the passion for the occult in the Nineteenth .A Twenetieth centuries. Buffalo. N.Y. Prometheus books. 1984.

246. Diffurt H. Naturwissenschaft Religion und die Zukunft des Menschen. -Hamburg., 1982.

247. Knowled B. Jorney into reason //Religious humanism Yellou Springs (Ohio). -1980.-Vol. 14.-3.-P. 116-121.

248. Rung H. Christentum und Weltreligionen Wege zum Dialog mit Islam, Hinduism und Buddism.-l986.-Berlin.

249. Kurtz P. A sceptics handbook of parapsychology. Buffalo., N.Y., Prometheus books, 1985.

250. Nask S. Man and Nature. The spiritual crisis of modern man. L., Unwin paper Backs. -1976.

251. Nipkow R. Gesellschaftlicher Wertwandel und Generatioskonflikt. -Jugend ohne Orientierung . Weinheim. -Basel. -1983.

252. Obst H. Neuereligionen Jugendreligionen - destruktive Kulte. -Ytlmut Obst Berlin-Union Verl. Cop. 1984.

253. Ruffinan H. Vielfalt der Religionen. -Marburg. -1995.

254. Stark Rodneu and William Sims Bainbridge (1985) The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation, Berkeleu: Univerrsity of California Press.

255. Wallis R. (1983) The Elementary Forms of the New Religious Life, London: Routledge & Kegan Paul.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 93893