Религиозные истоки новоевропейской науки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Бурменская, Дарья Николаевна

  • Бурменская, Дарья Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 190
Бурменская, Дарья Николаевна. Религиозные истоки новоевропейской науки: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Ростов-на-Дону. 2012. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бурменская, Дарья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИРОДЫ И МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.1.Движущие факторы возникновения и развития научного познания в зеркале западной историографии и философии науки

1.2. Философская рефлексия форм и механизмов социально-культурной детерминации науки в современной отечественной эпистемологии

1.3. Христианско-философские истоки становления классического новоевропейского естествознания: теоретико-методологические идеи и подходы

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСТОКОВ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

2.1. Становление оснований классического естествознания в контексте христианской догматики и средневековой теологии.

2.2. Становление оснований науки Нового времени в контексте протестантской рецепции волюнтаристской традиции

2.3. Особенности волюнтаристского теологического влияния на ментальность эпистемологического субъекта начального периода

Нового времени.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозные истоки новоевропейской науки»

Актуальность темы исследования связана с целым рядом особенностей современного научного познания. Во-первых, в результате высокой степени специализации, дифференциации, абстрактности и математизации науки в ХХ-ХХ1 веке в сознании определенной части научного сообщества возникает иллюзия ее суверенности по отношению к культуре, в частности, к таким формам духовной деятельности как философия и религия1. Рассмотрение науки с абстрактной, надисторической точки зрения приводит к тому, что забывается само ее происхождение, утрачивается ее исходный смысловой фундамент. Она превращается в некое, совершенно автономное, интеллектуальное предприятие. Эту тенденцию одним из первых, вслед за представителями философии жизни раскритиковал в своих поздних работах Э. Гуссерль. Он ясно показал, что наука - это не замкнутый, самодостаточный феномен, она неразрывно связана с философской метафизикой, мировоззрением, жизнью человека.

Во-вторых, разрушительные экологические и социокультурные последствия науки и технического прогресса в ХХ-ХХ1 столетии вызывают критику сциентистского понимания ее места и назначения в жизни человека, общества и природы. Предельной заостренности эта критика достигает в антисциентистской программе с ее нигилистическим отношением к науке, реализация которого грозит европейской культуре утратой такого важного ее основания как научная рациональность. В этой связи с целью ее сохранения возникает необходимость внутренней трансформации научного разума на пути его сближения с другими формами духовного опыта, прежде всего с религией и философией.

В-третьих, специфика постнеклассической науки, объектом которой является сложная неравновесная система взаимодействия микро-, макро-, мегаобластей, обусловливает понимание биосферы, ноосферы, общества,

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С.49-100. нтт лятчт юя-лмм» ¿¡ь^щъ. 1Л? I ДФяад к- jj.uk г ■ли&.л.лд. и и* I и л £ »иа,« ш ¡*ат *е и человека как единой целостности. Своеобразие объекта научного познания на современном этапе определяет характер субъектно-объектных отношений: человек оказывается не вне познаваемого объекта, а внутри него, представляя собой лишь часть, постигающую целое. Субъективная деятельность, ее ценностно-целевые структуры, метафизические, религиозные, нравственные убеждения ученого тесным образом соотносятся с характером получаемых знаний об объекте.

Итак, в контексте выше рассмотренных особенностей современной науки значимость поисков взаимосвязей между религией и научным познанием представляется весьма очевидной. Но есть ли смысл уходить так далеко в прошлое, обращаясь к истокам науки? Размышляя над этим вопросом, современный американский историк теологии и науки С. Яки верно замечает, что «изучение любого предмета требует, прежде всего, подхода к нему с точки зрения его эмбрионального состояния, это относится и к науке. Неверное понимание истоков с неизбежностью приводит к ложным заключениям и относительно всех последующих ступеней»1. Иначе говоря, выявление религиозных истоков новоевропейской науки может, на наш взгляд, помочь в понимании ее сегодняшних проблем и противоречий, а также специфики ее соотношения и взаимосвязей с религией на современном этапе.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Исследование религиозных истоков новоевропейской науки опирается на философско-методологическую рефлексию движущих сил генезиса науки, а также последующих этапов ее развития, осуществленную в работах представителей двух полемизирующих направлений в западной истории и философии науки 30-х, 40-х гг. XX столетия - экстерналистов и интерналистов, а также постпозитивистской философии науки последней трети двадцатого столетия. В работах представителей интернализма А. Койре, Р. Холла, П. Росси, Г. Герлака, а также впоследствии

Яки С. Бог и космологи. М, 1993. С.239. j » I fvimwit s я j ш i ¡« i*jj v m i * J И 1 II W 4 I ч f I m j , < , , и „ когнитивистов И. Лакатоса, К. Поппера, JL Лаудана, Дж. Агасси обосновывалась идея о том, что главной движущей силой развития науки являются имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности. Особое значение для темы диссертационного исследования имеют работы А. Койре, в которых он, анализируя истоки новоевропейской науки, одним из первых обращает внимание на глубокие связи между нею, метафизикой и религией.

Противоположная интернализму экстерналистская программа в западной историографии науки разрабатывалась в 30-е годы XX века в научных исследованиях Р. Мертона, Дж. Бернала, Э. Цильзеля, Д. Нидама и других, а в 70-х гг. - в рамках философии и социологии науки в работах Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Малкея, М. Полани, а также сторонников «сильной программы» социологии познания Д. Блура, С. Барнса и других. На формирование экстернализма оказала определенное влияние марксистская концепция социально-экономической детерминации научного познания.

В отечественной эпистемологии и философии науки проблематика социокультурной обусловленности научного познания заняла значительное место в исследованиях, начиная с 70-80-х годов XX века. В центре научной полемики оказались вопросы природы и механизмов социокультурной детерминации науки; каналов взаимодействия науки и культуры; специфики, структуры и внутренних взаимосвязей оснований науки; особенностей норм и идеалов научного познания, научной картины мира, философских оснований науки; соотношение традиций и научных революций; корреляции научного и вненаучного знания. Данные проблемы рассматривались в работах B.C. Степина, Е.А. Мамчур, Л.А. Микешиной, П.П. Гайденко, М.К. Петрова, Л.М. Косаревой, A.B. Потемкина, А.П. Огурцова, Н.Ф. Овчинникова, Л.А. Марковой, С.Н. Жарова, В.Л. Храмовой, Е.Д. Бляхера, Л.М. Волынской, В.И. Купцова, И.Т. Касавина, В.А. Лекторского, Е.Я. Режабека, Т.П. Матяш, Е.Е. Несмеянова, Л.А. Минасян,

Т.Г. Лешкевич, М.М. Шульмана, В.П. Визгина, П.П. Гайденко, Е.А. Мамчур, В.Н. Поруса, З.А. Сокулер, К.В. Воденко.

Особое место в зарубежной и отечественной философско-методологической литературе заняла разработка проблемы христианских истоков науки Нового времени. Определенные связи между новоевропейским естествознанием и протестантизмом были отмечены уже в работах Г. Гегеля. Космологические предпосылки классического естествознания были обнаружены П. Дюгемом в позднесредневековой схоластике Ж. Буридана и Н. Орема. Идеи французского физика и историка науки стали отправной точкой для дальнейших исследований многих ученых, в том числе одного из авторов «католической версии» возникновения науки С. Яки. Общая постановка вопроса о связях классического естествознания с христианской теологией и религиозной метафизикой, а также ряд перспективных методологических идей были обоснованы Р.Дж. Коллингвудом в его «метафизике абсолютных предпосылок», а также поддержавшим эти идеи А. Уайтхедом. Отдельные аспекты «протестантской гипотезы» рассматривались в работах М. Вебера, Р. Мертона, Е.М. Клаарена, Ч. Уэбстера, С. Мэйсона и других. В последние три десятилетия исследования религиозных истоков классической науки были проведены JI.M. Косаревой, П.П. Гайденко, В.Н. Катасоновым, М.А. Кисселем, М.К. Петровым, JI.A. Марковой, Т.П. Матяш, B.C. Степиным, В.А. Лекторским, Е.В. Ушаковым, В.Ф. Шаповаловым, М.М. Шульманом.

Специфика влияния оккультно-герметической традиции . на становление новоевропейской науки стала предметом философской рефлексии в работах Ф. Ейтс, В.П. Визгина, П.П. Гайденко, М.А. Кисселя, И.Т. Касавина, В.Л. Рабиновича, В.М. Розина, В.Ф. Шаповалова и других.

Особое место в перечне работ, посвященных генезису науки, занимают исследования данной темы Л.М. Косаревой, в которых анализ религиозных истоков новоевропейской науки представляет собой один из аспектов рассмотрения ее становления наряду с социально

III М ) I II < I ! I I I М ! <М I I М МИН ,1 1 .1,4 I I I I I ( „ I 1И I экономическими, политическими, экзистенциально-психологическими, философскими, нравственными условиями и предпосылками. В этой связи настоящая диссертационная работа представляет собой специализированное исследование религиозных истоков науки Нового времени, в котором углубляется и детализируется философская рефлексия заявленной темы.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Теоретической основой диссертации послужили научные работы основателей новоевропейской классической науки Ф. Бэкона, Г. Галилея, Р. Декарта, Р. Бойля, И. Ньютона, а также теологические и религиозно-философские трактаты Августина Аврелия, Фомы Аквинского, В. Оккама, М. Лютера, Ж. Кальвина и других. Эти произведения в комплексе с корпусом современных исследований по истории науки, философии науки, теологии позволили выявить религиозные истоки становления новоевропейской классической науки.

Трудности анализа мировоззренческих (религиозных) истоков научного знания в определенной степени сопряжены с тем, что они существуют в основном неявно в многослойных структурах текстов и подтекстов, в различных несистематизированных высказываниях ученых о предпосылках и условиях теории. Поэтому необходимы специальные методологические средства для их выявления. Для этой цели был использован такой методологического инструмент, как процедура реконструкции (совместно с процедурами понимания и интерпретации). Тесно связан.с методологической реконструкцией метод моделирования, так как реконструкция прошлого возможна только с помощью теоретического мышления, способного строить идеальные модели.

Наряду с герменевтическими процедурами в работе широко используется метод сравнительного анализа, например, при сравнении экстерналистской и интерналистской моделей обоснования генезиса науки и последующих этапов ее развития, а также в исследовании методологических подходов к проблеме начала науки таких зарубежных историков и философов науки, как Р. Мертон, Р.Дж. Коллингвуд, Е.М. Клаарен и других. Кроме того, в диссертации используются диалектические принципы исследования: историзма, конкретности рассмотрения, а также методы анализа, синтеза, обобщения наряду с другими классическими общелогическими и методологическими процедурами. Во второй главе работы в процессе теоретической реконструкции религиозных истоков науки применялся теоретико-методологический опыт системного исторического исследования, или «контекстуалистский метод» Р.Дж. Коллингвуда и Ю. Клаарена.

Объектом исследования является генезис западноевропейской науки.

Предмет исследования - религиозные истоки становления классической науки.

Целью работы является теоретическая реконструкция религиозных истоков новоевропейской науки ХУ1-ХУШ столетий.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировав концепции движущих факторов возникновения и развития научного познания в западной историографии и философии науки XX века, сформулировать авторскую позицию.

2. Исследовать философскую рефлексию форм и механизмов социально-культурной детерминации науки в современной отечественной эпистемологии.

3. Провести сравнительный анализ основных теоретико-методологических идей и подходов к проблеме христианско-философских истоков науки Нового времени.

4. Исследовать становление оснований классической науки в контексте христианской догматики и средневековой теологии.

5. Выявить корреляции оснований новоевропейского естествознания и протестантской рецепции волюнтаристской теологии.

6. Осуществить реконструкцию особенностей волюнтаристского теологического влияния на ментальность эпистемологического субъекта начального периода Нового времени.

7. Выявить специфику оккультных религиозно-философских влияний на процесс становления классической науки.

Научная новизна исследования.

1. При помощи теоретико-методологических идей и подходов Р. Дж. Коллингвуда, Ю. Клаарена, М. Вебера, Р. Мертона, С. Яки осуществлена реконструкция теологического контекста становления науки ХУ1-ХУШ веков.

2. Проанализирована специфика влияний томистской и волюнтаристской интерпретаций христианского догмата творения на становление новоевропейской науки.

3. Раскрыт двойственный характер влияния догмата грехопадения на становление классического естествознания. Если обостренное переживание этого догмата в эпоху раннего Средневековья препятствовало возможности возникновения науки, то в эпоху Реформации оно оказал инициирующее воздействие на этот процесс.

4. Исследована специфика теологических интерпретаций способов Богопознания в августино-францисканской, томистской и протестантской традициях в контексте становления оснований новоевропейской науки.

5. Раскрыт спиритуалистический образ «христианской естественной философии» Я.Б. ван Гельмонта, представлявшей своего рода антипод механистической модели науки.

6. В мировоззрении ученых ХУП-ХУШ веков выявлены два типа ценностного отношения к природе, произрастающие из оккультно-герметических и волюнтаристски-теологических истоков: «тип Бэкона» и «тип Бойля».

Положения, выносимые на защиту.

1. В результате критически-рефлексивного сравнительного анализа таких теоретико-методологических конструктов как протестантская версия генезиса науки М. Вебера - Р. Мертона («метод от условий»), контекстуалистский метод Р.Дж. Коллингвуда (методология «абсолютных метафизических предпосылок»), протестантско-волюнтаристская позиция Ю. Клаарена, «католическая гипотеза» С. Яки был осуществлен их синтез как взаимодополняющих идей и подходов. С его помощью была проведена реконструкция теологического контекста становления науки ХУ1-ХУШ веков. Он вобрал в себя христианскую догматику, католические томистские учения о творении, спасении и путях Богопознания, их волюнтаристские трансформации, протестантские рецепции волюнтаристских идей, которые весьма противоречивым образом переплетались с феноменами оккультной традиции.

2. Христианское догматическое учение о трансцендентном Боге-Творце и его творении явилось предпосылкой, содержащей в себе потенциальную возможность формирования таких философских оснований классической науки, как сближение природного и искусственного (технического); математики и физики; элиминация целевых причин. Эти философские основания, в свою очередь, оказали существенное влияние на становление механистической картины мира, а также специфику эксперимента как эталона обоснованности научного знания. Если томизм с характерным для него интеллектуализмом, умеренным реализмом и иерархизацией бытия препятствовал реализации данного потенциала догмата творения, то волюнтаристская теология творения В. Оккама, М. Лютера и Ж. Кальвина способствовала актуализации этой возможности. Абсолютное противопоставление трансцендентного всемогущего Бога и ничтожности тварного мира, сопряженное с идеей постоянной «работы Бога», вело к деиерархизации, деактивизации и деантропоморфизация природы. Тем самым возникало необходимое условие для ее будущей механистической интерпретации, математического описания, наблюдения и эксперимента, ибо ее отображение в логике идей представлялось теперь невозможным.

3. Если в эпоху Средневековья, особенно в ее ранний период, догмат грехопадения препятствовал актуализации предпосылок становления науки, содержащихся в учении о творении, то в протестантизме он явился фактором, побуждающим к активному научному познанию. Обращение к работам Ф. Бэкона, Р. Бойля, И. Ньютона свидетельствует о том, что в их ментальности нашли отражение концепты «дифференциация работ Бога», «новое творение», «восстановление», «миллениаризм», характерные для протестантской теологии творения. Английские ученые интерпретировали реформы в естественной философии как новое творение или работу Бога в их собственное время, в которой человек призван принять самое активное участие ради восстановления им знания и власти над природой, утраченной в результате грехопадения, в грядущую эпоху миллениума. Тем самым эти идеи способствовали, во-первых, активному обращению английских ученых к эмпирическим методам познания, во-вторых, формированию у них утилитарного отношения к природе, в-третьих, религиозной легитимации науки.

4. Если в августино-францисканской интерпретации способа Богопознания как человеческого самопознания постижение природы лишалось полноценной религиозной легитимности, то в томизме оно получило статус одного из наиболее надежных способов Богопознания. Познание природы стало рассматриваться как функция Богопознания. Данная метаморфоза явилась результатом обоснования Фомой Аквинским концепции человеческого разума, наделенного Богом уникальной способностью постижения сущности природных явлений без непосредственного божественного участия путем абстрагирования из чувственных данных их интеллигибельной основы, соответствующей предвечным божественным идеям. Протестантскими идеологами также было отдано предпочтение опосредованному способу познания Творца через познание природы, являющей божественные законы в более чистом виде по сравнению с греховной человеческой душой, искажающей их. и

5. «Христианская естественная философия» Я.Б. ванн Гельмонта явилась своего рода антиподом механистической модели науки и оказала влияние на формирование более «мягкой» разновидности последней («тип Бойля»). Спиритуализм Гельмонта основывался на духовном монизме творения, согласно которому Бог есть дух, самосознание - в духе, сотворенные вещи - формы духа, их познание - в полном единстве духа. При этом образ Божий в человеке также представлялся скорее духом, чем волей или рациональным мышлением. Холистско-пантеистической интерпретации соотношения Бога - человека - природы (все во всем), соответствовала мистико-эмпирическая концепция познания как духовного понимания. «Понимание в духе» представляло собой непосредственное мистико-интуитивное проникновение в сущность вещей, имманентными ценностными характеристиками которого выступали «скромность», «милосердие», «внимание», «забота» по отношению к ним.

6. Из оккультно-герметических и волюнтаристско-теологических истоков сформировались два типа ценностного отношения к природе, проявившие себя в ментальности ученых ХУИ-ХУШ веков: «тип Бэкона» и «тип Бойля». Первый, утилитарный, характерный для мышления Бэкона, Декарта, Т. Гоббса и их последователей ориентирован на отчуждение человека от природы, власть над ней. Второй тип, проявившийся в воззрениях Бойля, Ньютона, сочетает элементы утилитаризма с «естественным благочестием». Данная концепция у Бойля коррелирует с тремя различными образами природы: художественно-архитектурным, механистическим и храмовым. Их сосуществование в его мировоззрении свидетельствует о сложности и неоднозначности пути от органической картины мира к ее механической интерпретации. Если «тип Бэкона» сформировался во многом под влиянием волюнтаризма протестантской теологии и магико-герметической литературы, то «естественное благочестие» к природе у Бойля, а также стремление ее одушевить у

Ньютона, связано, прежде всего, со спиритуалистической концепцией духовного понимания Гельмонта и воззрениями кембриджских платоников.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 гг. (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. N 1244-р), а так же для дальнейшей разработки проблемы генезиса классической науки, соотношения науки и религии, при чтении курсов по философии, философии науки и техники, истории философии.

Апробация исследования. Некоторые положения данного диссертационного исследования были разработаны при участии в ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы: «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Философские науки, социологические науки и культурология» в рамках мероприятия 1.3.2 Программы «Проведение научных исследований целевыми аспирантами»», тема исследования «Философская рефлексия феномена русской православной культуры», Госконтракт № П671. Основные положения данного диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях: Международная научно-практическая конференция ЮРГУЭС «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Шахты, 2009), Всероссийская научная конференция «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» (Шахты, 2009г.); Международная научная конференция «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» (Шахты, 2011); Круглый, стол «Новое понимание субъектности в различных контекстуальных полях» (Ростов-на-Дону, ноябрь 2011 г.).

Объем и структура работы. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и библиографии из 178 источников. Общий объем диссертации составляет -190 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Бурменская, Дарья Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования показали, что в Западной Европе приблизительно в течение четырех столетий шел процесс формирования того интеллектуально-теологического континуума, в питательной среде которого постепенно вызревали основания экспериментально-математического естествознания Нового времени. Это теологическое целое вбирало в себя христианскую догматику, католические томистские учения о творении, спасении и путях Богопознания, их волюнтаристские трансформации, а позже - протестантские рецепции волюнтаристских идей, которые весьма противоречивым образом переплетались с феноменами оккультной традиции. 5

Истоки этого внутренне противоречивого, динамичного теологического целого коренились в христианских догматах Троицы,

41

Божественного творения, Боговоплощения. Вместе с тем в христианской { догматике и средневековой теологии содержались доктрины, -препятствующие актуализации данных предпосылок на протяжении приблизительно полутора тысячи лет: догмат грехопадения, а также августино-францисканская интерпретация способа Богопознания как человеческого самопознания, лишающая полноценной религиозной легитимности познание природы. В томизме на основе критического пересмотра августино-францисканской концепции соотношения человеческого интеллекта с божественным Провидением и благодатью, с одной стороны, и с миром чувственных вещей, с другой, была доказана религиозная легитимность познания природы в качестве одного из" наиболее надежных способов Богопознания. |

Следующим шагом на пути к новой науке стали метаморфозы в номиналистской теологии творения В. Оккама, а двумя столетиями позже, - их протестантская рецепция М. Лютером и Ж. Кальвином. Они привели I к глубоким последствиям. Во-первых, природа превратилась в нечто пассивное и бескачественное. Тем самым возникло необходимое условие для ее будущей механистической интерпретации. Во-вторых, в сознании человека формировалась установка на ее изучение с помощью математического описания, наблюдения и эксперимента, ибо ее отображение ; в логике идей стало теперь невозможным. При этом протестантские идеологи всю деятельную активность человека, «изъятую» из сотериологии, экстраполировали в «активность в миру», которая мотивировалась благодарностью Богу за спасение и интерпретировалась как религиозно освященный труд. :

В ментальности Ф. Бэкона, Р. Бойля, И. Ньютона нашли отражение! специфичные для. английского протестантского учения о творении I концепты «дифференциация работ Бога», «новое творение»,1 восстановление», «миллениаризм».В этих концептах выражались универсалии британской культуры ХУП-ХУШ веков. С ними были;! связаны реформы в науке, политике, экономике, церкви, образовании. Их, , английские ученые интерпретировали как новое творение или работу Бога,, в их собственное время, в которой человек призван принять самое-активное участие ради восстановления им знания и власти над природой,! которая была утрачена им в результате грехопадения, в грядущую эпоху миллениума. Тем самым эти идеи способствовали, во-первых, активному обращению английских ученых к эмпирическим методам познания, во-вторых, формированию у них утилитарного отношения к природе, в-, третьих, религиозной легитимации науки. Вместе с тем черты' волюнтаристского понимания; Бога и мира проявились также у;; исследователей католического вероисповедования (Г. Галилея, Р. Декарта и других). .,',.- . , ■

Феномены оккультной традиции, в свою очередь, способствовали формированию у человека ХУ1-ХУП веков общемировоззренческой утилитарной установки на овладение знаниями, для активного преобразования мира, явились одним из важных истоков эксперимента, рассматривавшегося как средство превращения знания в «1>|» к л! 1 » I» .>1 • »11.М1 * к! м иьш » кя.и на. а* . ли л « VI в » | *» ( < I».«л uj.il 141лид.ииыи< >• I МЧ-иВ

I I К i » > ь I

I ,

I 1 I I 1. I

1 11 ■

I ^ I

I» I < I. ,»г., 1

I ! I II С I

I 1

I I 1

I |1 инструмент господства над природой, а также нового способа его обоснованности. Феномены оккультной традиции оказали также влияние на формирование содержания классического естествознания.

Итак, общехристианские и католические предпосылки, идеи волюнтаристской теологии, магико-герметические корни обусловили крайне противоречивый лик европейской науки. Печать противоречивого происхождения наука несет на себе и по сей день, ибо она в той же мере восприняла от христианства и античной науки стремление постигнуть устройство мироздания как прекрасного и мудрого творения Божия, «в какой и выросшую из магико-герметических корней жажду овладеть природой, силой вырвав у нее ее тайны, преобразовать, пересоздать ее, даже если это грозит уничтожением всего живого на планете, в том числе и самого человека. Противоположность этих тенденций в современной науке настоятельно требует сегодня своего осмысления.»1. Трудно не согласиться с данным выводом известного отечественного ученого в контексте социокультурных последствий научно-технического прогресса, а также особенностей постнеклассической науки, о которых мы писали в начале нашей работы. Действительно, образ будущей науки, который во многом зависит от характера взаимодействия противоположных тенденций в ее современном развитии - это та тема, которая требует дальнейшей углубленной философской разработки.

Гайденко П.П. Христианство, герметизм и новоевропейское понимание природы // Христианство и наука: Сборник докладов конференции. М., 2001. С.34. а

180 I и ^ . 14 |

1 1 - ' 4 "*г,г <

Ut и

-.w.i<M ч,с ««.•»Н'чь ¡»цшиизииш 4 1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.