Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Григорьев, Сергей Львович

  • Григорьев, Сергей Львович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 248
Григорьев, Сергей Львович. Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Екатеринбург. 2004. 248 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Григорьев, Сергей Львович

Введение.

1.Формирование и эволюция религиозного мировоззрения Павла I.

1.1. Православная традиция в мировоззрении Павла I.

1.2. Влияние философии масонов на мировоззрение Павла I.

1.3. Идея рыцарства в системе религиозных взглядов Павла I.

2. Религиозная политика Павла.

2.1 .Положение православного духовенства при Павле.

2.2. Религиозная политика в отношении старообрядчества.

2.3. Политика Павла I в отношении католицизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I»

Актуальность темы:

Короткий период царствования Павла I может быть определён как попытка проведения назревших масштабных перемен в исторически кратчайшие сроки. Данный период является логичным завершением XVIII века, который внёс в историю России радикальные преобразования.

Конец XVIII века - один из наиболее неоднозначных периодов в российской истории. Именно в этот период столкнулись деспотизм и демократические идеи, понятия блага государства и блага личности, ответственности правительства и ответственности правителя, диктатуры закона и диктатуры личности - проблемы злободневные сейчас, как и двести лет назад.

На сегодняшний день этот период серьезным образом переоценивается, и одним из важных объектов такого переосмысления являются вопросы, связанные с религиозной политикой.

Религиозный аспект для русской истории XVIII века объединил в себе как сохранение традиций, так и глубокие изменения, затронувшие взаимоотношения государства и церкви, которые были частью общего политического курса того или иного российского монарха.

Место религии в имперской политике XVIII века связано с изменением отношения к государству как таковому, «начиная с петровского времени в центре официальной идеологии как высшая ценность оказывается само государство. Но государство это стало многонациональной империей с ведущей ролью русского народа и православие в качестве государственной религии. В этом контексте в общественном сознании складывалось представление об особой роли русских не только на международной арене, но и внутри страны, по отношению к населяющим её нерусским народам. Присоединение этих народов к империи оценивалось исключительно как благо, и даже как некая жертва, принесённая русским народом ради других и дающая право на господствующее положение в империи».1

Исторически сложившееся религиозное многообразие на территории Российской империи требовало от русских правителей учитывать этот аспект, в большей или меньшей степени, требовало выработки определенных принципов религиозной политики.

Для России, лежащей в Европе и Азии, с ее многонациональным населением, самодержавным, а нередко и деспотичным режимом, проблемы свободы вероисповедания, религиозной терпимости и прозелитизма были актуальны на протяжении трех последних столетий. Последствия политических решений этих проблем ощущаются и в настоящее время. Религиозная политика Павла I представляет несомненный интерес как один из вариантов решения этих сложнейших задач.

С одной стороны, положение православия как господствующей в Российской империи веры, пользовавшейся сильной государственной поддержкой, не делало русскую православную церковь свободной. Взявшись за управление церковью, государство должно было ревностно заботиться об охране официального православия, как государственной религии, от посягательств на него различного рода противников, начиная от вольнодумцев и кончая старообрядцами и иноверцами.

С другой стороны, общение России со странами Европы способствовало появлению в Петербурге, Москве и других городах иностранцев, представителей католицизма и протестантизма, в том числе и священнослужителей. Включение в состав Российской империи

1 Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - С. 304-305. западно-украинских и польских земель сделало ее подданными униатов - греко-католиков, сохранявших некоторые православные обряды и язык богослужений, но признавших верховенство Римского папы. В результате веротерпимость должна была быть одной из основных и непреложных норм государственной жизни, соблюдение которых было необходимо для сохранения стабильности империи.

История взаимоотношений Российского государства с русской православной церковью и другими конфессиями как тема исторических, историко-юридических или историко-церковных исследований представляет не только академический интерес. Для постепенного формирования таких отношений в современной России несомненна ценность положительного или отрицательного опыта прошлого.

Павловская религиозная политика представляет интерес не только как один из вариантов религиозной политики российских императоров, но и как попытка поиска новых путей решения проблем, связанных с разрешением и предупреждением различных религиозных конфликтов и противоречий.

Обращение к павловской эпохе интересно и с точки зрения понимания современного места религии в обществе. Здесь несомненный интерес вызывает проект соединения церквей Павла I, который может рассматриваться как предтеча современных экуменистических идей.

Суть этих идей в том, что существует единство христианской церкви, во главе которой стоит Христос. В тоже время экуменизмом называют движение за восстановление этого единства в «видимой», то есть земной церкви. Экуменизм как теологическая концепция складывался в Х1Х-ХХ веках, тем интереснее объединительные идеи Павла, являющиеся важной составляющей его религиозной политики.

В этой связи особо интересно обращение к истории взаимоотношений Павла с Мальтийским орденом, которые традиционно рассматриваются большей частью только как составляющая внешней политики императора.

XVIII век породил сложное многоаспектное понимание человека. Проблема человека оказалась связанной с большинством философских, естественнонаучных, социально-политических, этических, эстетических, экономических теорий эпохи. Конечно же, не последнее место занимали и вопросы религии. Личность Павла сформировалась задолго до восшествия на престол, сформировались и определенные религиозно-философские установки, без рассмотрения которых правильно оценить его религиозную политику было бы невозможно.

Рассмотрение религиозных взглядов Павла способствует более полному пониманию духовной жизни павловского времени, так как религиозное мировоззрение Павла формировалось в непосредственной связи с религиозно-философскими представлениями и исканиями времени.

Необходимо также учитывать то, что Павел был глубоко религиозным человеком, что отмечается современниками и исследователями. Н. Я. Эйдельман хорошо передает смысл перенесения глубокой религиозности Павла в сферу политическую: «Прибавим ко всему этому сознательную или подсознательную веру в божественное начало верховной власти. <.> Экзальтированный Павел был куда более склонен не к благочестивому православию, а, так сказать, к «мистике власти», когда исключительная мощь российского самодержавия представлялась уже не просто «творящей причиной» российской истории, но орудием некоего высшего промысла».1

Павел воспитывался в духе православных традиций, а в православии традиция выступает как целое, как сложившееся ядро православного мировоззрения. В рамках этой традиции формулируется отношение ко всем сферам жизни, не только к социальной. Социально-политическая проблематика является лишь одной из линий натяжения христианской жизни. Личность, ее отношение к Богу и ее экзистенциальные проблемы - проблемы жизни и смерти, греха и спасения, - стоят в центре внимания христианской жизни. Личностное отношение характеризует и другие регионы бытия, регионы личного контакта, - брак, семью, любовь, дружбу, отношение к близким людям, быт. Лишь затем, по мере удаления от «ближнего», по мере ослабления непосредственного личностного контакта христианина, начинают вставать вопросы социальной жизни. Это - отношение к вещам (трудовая, хозяйственная этика), отношение к социальным и политическим институтам и общностям.

Православная традиция занимает достаточно важное место в решении социально-политических вопросов не только Павлом I, но и всеми русскими самодержцами. Недооценка этого может значительно обеднить историческую картину эпохи.

С одной стороны, как пишет Н. Я. Эйдельман, «резкое усиление самодержавного начала требовало соответствующего идеологического объяснения. Разумеется, престол постоянно освящался православной церковью, однако, при Павле - в значительно меньшей степени, нежели это будет через 40-50 лет, в царствование Николая I (в период

1 Эйдельман Грань веков: полит, борьба в России, конец XVIII - нач. XIX ст. - М., 1982. - С. 60 утверждения известной триединой формулы «самодержавие, православие, народность»)».1

С другой стороны, проблема человека занимала центральное место в общественном сознании России того времени Просвещения, а, следовательно, не могла не оказывать сколько-нибудь заметного влияния и на внутреннюю политику императора."

XVIII век - это «слишком» век просвещения; церковь и религия столь скомпрометированы, расшатаны ударами Вольтера, Дидро, Гольбаха и других мыслителей, что даже императору не приходит в голову утверждать свою манеру царствования православным благословением. Скорее наоборот: он благословляет церковь, впервые прямо говорит то, что давно уже существует фактически, но всё же «не произносится»: «русский государь - глава церкви».2 Когда митрополит Платон пытается воспротивиться странному обряду награждения церковных иерархов орденами, то Павел гневается, ибо этот обряд отражает его взгляд на православное духовенство как на одну из «государевых служб». Для освящения новых форм взаимоотношений государства и церкви искали и нашли более «вселенскую», внешне эффективную форму.

Особенности православной традиции, являющиеся основой религиозных взглядов Павла, необходимо учитывать при рассмотрении религиозной политики императора.

Таким образом, цели и задачи настоящей работы могут быть определены:

1 Эйдельман Н. Я. Грань веков: полит, борьба в России, конец XVIII - нач. XIX ст. - М., 1982. - С. 66 67

2 Шильдер Н. К. Император Александр Первый. Т. 1. - СПб., 1897. - С. 244

Цель - на основе комплексного тематико-хронологического исследования выявить и реконструировать конкретные механизмы религиозной политики Павла I.

Задачи:

1. Проанализировать систему религиозного мировоззрения Павла;

2. Установить возможность взаимосвязи законотворческой деятельности в отношении религии и духовенства с религиозными взглядами Павла;

3. Установить возможность зависимости религиозной политики Павла от общего направления его реформаторской деятельности;

4. Рассмотреть религиозную политику как один из элементов социальной политики;

5. Определить эффективность политических мероприятий в отношении различных религиозных течений, таких как: православие, католицизм, униатство и старообрядчество.

Методологической основой работы, послужил системный подход, предусматривающий рассмотрение отдельных исторических феноменов в контексте эпохи. Термином «системный подход» принято обозначать группу методов, с помощью которых реальный объект может быть описан как совокупность взаимодействующих компонентов.

Системный подход предполагает применение обобщающих взаимосвязанных оценок, подходов и понятий, рассмотрение объекта или проблемы с учетом всей полноты и сложности их внутреннего строения, целостности, взаимодействия всех составляющих элементов.

Особое значение для данного исследования имеет то, что подобные методы развиваются в рамках как отдельных научных дисциплин, так и междисциплинарных синтезов. Рассмотрение в работе религиозной политики Павла I с учетом особенностей его религиозных взглядов, а, следовательно, и обращение к историко-философским, историкорелигиозным вопросам обуславливает использование системного подхода.

При анализе источников были использованы традиционные для исторической науки принципы и методы: принципы историзма и объективности, методы сравнительно-исторического и комплексного анализа.

Принцип историзма понимается как необходимость восприятия фактов и событий в контексте конкретной исторической обстановки и, соответственно, специфики условий появления и функционирования исторических источников. Принцип объективности выражается в стремлении дать максимально всестороннюю оценку изучаемой проблеме.

Использование источников различного происхождения и работа с группами однородных источников обусловило использование сравнительно-исторического и комплексного методов анализа источников.

Хронологические рамки исследования - определяются годами жизни императора Павла I, что обусловлено тем, что формирование религиозных взглядов императора происходило задолго до вступления его на престол. Конкретные же мероприятия в области религиозной политики, естественно, пришлись на период недолгого правления Павла Петровича.

Новизна научного исследования: Данная диссертация представляет собой опыт рассмотрения религиозной политики Павла I в тесной связи с системой его религиозных взглядов, что конкретизируется следующими аспектами:

1. Работы, посвященные религиозной политике, как правило, рассматривают государственные мероприятия в сфере религии в связи с общеполитическими и с социальными вопросами. Автор в своем исследовании стремится рассмотреть религиозную политику как самостоятельную часть политики Павла I, что дает возможность провести более целостный теоретический анализ этой сферы государственной деятельности.

2. Система религиозных взглядов Павла I в настоящее время рассматривается исследователями в историко-философском ключе, без учета их реальных воплощений в политических мероприятиях. В настоящем исследовании предпринимается попытка рассмотрения религиозно-философских исканий императора в непосредственной связи с конкретными политическими мероприятиями.

3. Особое внимание в своем исследовании автор уделяет вопросам преемственности религиозной политики Павла I. Автор включает религиозно-политическую деятельность императора в контекст общих проблем в этой сфере политики, которые в той или иной степени решались всеми российскими правительствами имперского периода.

Источниковая база. Достижение цели и решение задач исследования, указанных выше, должно опираться на свидетельства исторического источника. В основу диссертации было положено значительное количество опубликованного и неопубликованного источникового материала, систематизированного в соответствии с его происхождением и характером содержащейся в нём информации.

Основной фактический материал, в том числе документы, впервые вводимые в научный оборот, был почерпнут из фондов Российского Государственного Исторического Архива, Российского Государственного Архива Древних Актов, Российской Государственной Библиотеки и Государственной Публичной Библиотеки.

Широкий круг использованных в настоящей работе опубликованных источников можно подразделить на следующие группы:

1. Законодательные источники (указы, циркуляры). В исследовании был привлечен актовый материал, содержащийся, прежде всего, в Полном Собрании законов Российской империи. Изучение всего источникового комплекса данной группы позволило реконструировать сложный процесс правотворческой деятельности правительства и Синода.

Эта категория источников позволяет детально рассмотреть комплекс политических мероприятий, получивших законодательное оформление.

Законодательство Российской империи все вероисповедания делило на три группы: православие - первенствующее и господствующее; «иностранные» христианские исповедания, т. е. католицизм, лютеранство, другие течения протестантизма, а также ислам, буддизм-ламаизм, иудаизм, язычество - терпимые; «раскол» т. е. старообрядчество и сектантство, возникшее на почве православия -гонимые.

Статус первенствующей гарантировался православной вере и церкви тем, что российский император выступал их верховным защитником и хранителем, только православная церковь имела право вести миссионерскую деятельность среди последователей всех других исповеданий, переход из православия в другую веру был запрещен. Статус православной церкви определяет и количество законодательных актов касающихся вопросов Официальной Православной церкви. Эти документы затрагивают вопросы положения православного духовенства и их семей, образовательных духовных учреждений, прав и обязанностей всех категорий православных священников.

Приверженцам терпимых исповеданий закон предоставлял право отправления веры и богослужения. Учреждения таких исповеданий пользовались даже финансовой поддержкой государства (значительно меньшей, чем православная церковь). К этой группе документов относятся и акты, регламентирующие деятельность Мальтийского ордена в России.

Верования старообрядцев и сектантов законом не признавались. Они рассматривались как вредное и опасное отступничество от православия. Их приверженцам запрещалось открыто совершать богослужения, они были лишены всех гражданских прав, соответственно в законодательстве эта группа верующих представлена в меньшем ; объеме.

В отличие от терпимых исповеданий, правовое положение которых определялось Уставами духовных дел иностранных исповеданий, в отношении «раскольников» применялись лишь запретительные и > карательные нормы гражданского и уголовного права. Особо важны при рассмотрении положения старообрядцев высочайше утвержденные доклады Синода.

С помощью перечисленных материалов можно определить основные черты законодательства в области религиозной политики.

2. Богатый материал по исследуемой работе содержится в документах, опубликованных в печати. Прежде всего, это документы, опубликованные в журнале «Русский Архив» в период с 1881 по 1887 гг. Это «Наставление императрицы Елизаветы Петровны графу Н. И. Панину о воспитании Великого Князя Павла Петровича», текст

Катехизиса», составленного для Великого Князя Павла Петровича графом Н. И. Паниным.1 Кроме того, тексты писем Великого Князя, а затем и императора Павла Петровича к московскому митрополиту Платону, подготовленные к печати протоиреем Смирновым. Тексты писем позволяют проследить изменения взаимоотношений Павла I с митрополитом Платоном в период с 1764 по 1800 гг.2

3. При написании диссертации была изучена и использована мемуарная литература, позволяющая более подробно проследить формирование религиозных взглядов великого князя Павла Петровича и оценку современниками некоторых политических мероприятий императора.

Весь комплекс мемуаров можно разделить на две группы: авторы, которые оценивают деятельность императора резко отрицательно или определённо положительно. Негативную оценку Павлу дают люди, либо попавшие в опалу с приходом его к власти, это Н. П. Панин, А. Н. Вельяминов-Зернов,3 С. Р. Воронцов,4 братья Зубовы и другие, либо испытывавшие постоянный страх перед возможной опалой, впрочем, часто не без причин, это П. А. Пален, К. Ф. Толь, Нарышкин и многие остальные, либо, наконец, послы и граждане недружественных России держав, здесь это датский посол Розенкранц, английский посол Витворт.

Позитивно относились к императору либо люди, нашедшие к Павлу верный подход, это Н. А. Саблуков,5 А. Коцебу6 и прочие деятели, либо видевшие в Павле Петровиче, прежде всего, не грозного

1 Катехизис Великого Князя Павла Петровича. - Русский архив, 1881. - Т. 1.

2 Письма Цесаревича Павла Петровича к Московскому митрополиту Платону. - Русский Архив, 1887. -Т. V.

3 Вельяминов-Зернов А. Н. Записки // Цареубийство 11 марта 1801 года. - М., 1990.

4 См.: Российский государственный архив древних актов. - РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - On. 1, Ч. 1. Д. 806. Л. 7.

5 Саблуков Н. А. Записки о временах императора Павла I и о кончине этого государя. [Пер. с англ. и примеч. К. А. Военского] - СПб., 1911

6 Коцебу А. История заговора // Цареубийство 11 марта 1801 года. - М., 1990 самодержца, а ранимого и романтичного человека, это А. Ф. Ланжерон,1

Ч Ч л

Д. X. Ливен, К. Гейкинг, А. Чарторыйский и немало иных современников государя, а также, конечно, и облагодетельствованные Павлом.

В целом современники закономерно руководствовались, прежде всего, личными воспоминаниями и ощущениями, которые у них связаны с правлением Павла 1.

Б) Неопубликованные источники, использованные в работе, были выявлены в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Российского государственного исторического архива (РГИА) и Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ): фондах высших и центральных органов государственной власти и управления Российской империи РГИА, комплекса фондов РГАДА из бывшего Архива Правительствующего Сената. Документы высшего управления России XVII - XVIII вв. содержатся в РГИА в фонде личной канцелярии Павла I (1796-1801); Канцелярий Правительствующего Сената (1711-1917), сенатских и синодальных учреждений.5 1

Сведения, касающиеся формирования религиозной системы взглядов императора Павла, взяты нами по преимуществу из фондов РГАДА (ф. 1274 - Личный архив Паниных - Блудовых;6 ф. 1375 -Личный архив Куракиных ), Отдел рукописей РГБ (ф. 222 - Личный о 1 архив Паниных; ф. 233 - Личный архив С. Д. Полторацкого; ф. 76

1 Ланжерон А. Ф. Записки//Цареубийство 11 марта 1801 года. -М., 1990

2 Ливен Д. X. Записки//Цареубийство И марта 1801 года.-М., 1990.

3 Гейкинг К. Записки курляндского барона // Русская старина. - 1887. - Т. 56.

4 Убийство императора Павла. Рассказы современников. Из записок М. А. Фонвизина, А. Н. Вельяминова-Зернова, H. А. Саблукова, А. Чарторыйского. Ред. П. Е. Щеглова. - Ростов н/Д, Б. г.

5 См.: Российский государственный архив древних актов. - РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - Оп. 1,4.1. Д. 755. Л. 9.

6 Российский государственный архив древних актов. - РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых.

1 Российский государственный архив древних актов. - РГАДА. Ф. 1375.: Архив Куракиных.

8 Российская государственная библиотека. - РГБ. Отдел рукописей. Ф. 222.: Панины.

Личный архив Ф. А. Голубинского;2 ф. 16 - Личный архив Я. Л. Барскова3).

Мероприятия, касающиеся религиозной политики императора Павла I в годы его царствования, были почерпнуты нами в фондах РГИА (ф. 796, оп. 77-82, ф. 797 - Архив Синода4).

Широкий круг использованных в настоящей работе архивных источников можно дополнительно подразделить на следующие группы:

1. Особую группу составляют документы личного характера, позволяющие проследить формирование религиозно-политических взглядов будущего императора.5 Значительная часть этой группы -документы государственных и общественных деятелей, родовые архивы.6

Среди материалов личного происхождения наиболее значительная часть принадлежит фамильным фондам ведущих дворянских родов России, таких, как Палены, Панины. Документы этих фондов содержат сведения, характеризующие процесс формирования религиозных взглядов Великого Князя Павла Петровича.7

1 Российская государственная библиотека. - РГБ. Отдел рукописей. Ф, 233,: Полторацкий С. Д.

2 Российская государственная библиотека. - РГБ. Отдел рукописей. Ф. 76/1.: Голубинский Ф. А.

3 Российская государственная библиотека. - РГБ. Отдел рукописей. Ф. 16.: Барсков Я. Л.

4 Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796: Архив Синода. - Оп. 77. Д. 533, Д. 536, Д. 539, Д. 619, Д. 632; Оп. 78. Д. 41, Д. 71, Д. 105, Д. 158, Д. 171, Д. 174, Д. 188, Д. 198, Д. 210, Д. 240, Д. 313, Д. 446, Д. 561, Д. 587, Д. 600, Д. 604, Д. 606, Д. 664, Д. 724, Д. 736, Д. 777, Д. 814, Д. 875; Оп. 79. Д. 15, Д. 21, Д. 35, Д. 72, Д. 89, Д. 91, Д. 98, Д. 101, Д. 214, Д. 390, Д. 404, Д. 456, Д. 541, Д. 556, Д. 589, Д. 711, Д. 756, Д. 779, Д. 802, Д. 813, Д. 872, Д. 904, Д. 1033, Д. 1038, Д. 1043; Оп. 80. Д. 16, Д. 37, Д. 52, Д. 59, Д. 76, Д. 160, Д. 165, Д. 181, Д. 188, Д. 204, Д. 272, Д. 295, Д. 351, Д. 378, Д. 391, Д. 427, Д. 449, Д. 451, Д. 452, Д. 461, Д. 537, Д. 553, Д. 574, Д. 576, Д. 584, Д. 600, Д. 638, Д. 645, Д. 673, Д. 733, Д. 757, Д. 780, Д. 781, Д. 898, Д. 916; Оп. 82. Д. 16, Д. 64, Д. 84, Д. 95, Д. 108, Д. 149, Д. 152, Д. 182, Д. 202; Оп. 1.Д. 62/1537.

3 См.: Российский государственный архив древних актов. - РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - On. 1, Ч. 1. Д. 119. Л. 4.

6 Российский государственный архив древних актов. - РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. -Оп. 1,4.1. Д. 806. Л. 7; РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых.-On. 1, Ч. 1. Д. 319. Л. 153.

7 См.: Российская государственная библиотека. - РГБ. Отдел рукописей. Ф. 222.: Панины - К. V. Д. 1. Л. 48-49; РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - Оп. 1,4. 1. Д. 9. Л. 88; РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - On. 1, Ч. 1. Д. 318. Л. 26-48; РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - Оп. 1, 4. 1. Д. 283. Л. 3-11; РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - On. 1, 4. 1. Д. 265. Л. 14-19; РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - On. 1, 4.3. Д. 3276. Л. 4-43.

Значительный комплекс документов, содержащих сведения по теме диссертации, хранится в Отделе Рукописей РГБ. В составе фонда -личные архивы государственных и общественных деятелей, ученых, деятелей литературы и искусства. Были изучены редчайшие документы по истории общественной мысли, важнейших событий рубежа XVIII -XIX вв., находящиеся в составе родовых архивов известных фамилий Болотовых, Воронцовых, Паниных и других.1

Особо следует отметить подлинники и списки письма Великого Князя Павла Петровича к митрополиту Платону.1

Сведения, извлеченные из этих документов, дают обширный материал по изучению осуществления политических мероприятий в период правления Павла I, по подготовке законопроектов, касающихся положения духовенства и различных категорий верующих.

2. Следующая группа источников помогает составить представление о разнообразных аспектах взаимоотношений императора, государственных органов и церковных структур с различными конфессиями. Её составила делопроизводственная документация правительственного и местного уровней.

В процессе исследований были выявлены документы по четырём подгруппам. Первая - взаимоотношения церкви и православного духовенства: доношения, исходящие от верующих, а также решения по ним как Синода, так и императора Павла I.

Вторая подгруппа документов касается взаимоотношений официальной православной церкви со старообрядцами. Большая часть документов по этой тематике - следствие обращений самих

1 См.: Российский государственный архив древних актов. - РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - Оп. 1, Ч. 1. Д. 9. Л. 88; РГБ. Отдел рукописей. Ф. 222.: Панины - К. XIV. Д. 13. Л. 31, 32, 35,36,39,63-68,91,99,139-141; РГБ. Отдел рукописей. Ф. 16.: Барсков Я. Л. - К. 25. Д. 1. Л. 34. представителей старообрядчества к государю и в Синод, результатом которых являются приказы Синода и императора.2 Также отдельно в этой группе можно выделить обращения от губернских представителей официальной православной церкви, которые касалась вопросов, связанных со старообрядцами, на рассмотрение и вынесение решения по ним Синода.3

Третья подгруппа - документы, характеризующие взаимоотношения государства и представителей католического вероисповедания, проживающих в России. Это как частные просьбы,4 так и проекты переустройства территориального деления и соответственно подчинения Епархий.5 Отдельным пунктом здесь стоят документы о порядке браковенчания между представителями разных конфессий.6 К этому же разделу можно отнести и взаимоотношения православной церкви с Мальтийским Орденом, которые стали особенно актуальны именно в правление императора Павла I.7

В четвёртую подгруппу вошли документы, содержание которых выходит за рамки настоящего исследования, однако, позволяет рассмотреть мероприятия религиозной политики Павла I в комплексе. Это документы, отражающие взаимоотношения государства с иными религиозными течениями. К таким можно отнести Протестантизм и

1 Российская государственная библиотека. - РГБ. Отдел рукописей. Ф. 76/1.: Голубинский Ф. А. - К. 39. Д. 25. Л. 6-8.

2 См.: Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 78. Д. 777. Л. 59-96; - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 79. Д. 779. Л. 27-36

3 См.: Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 78. Д. 188. Л. 22; РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 80. Д. 295. Л. 14-19.

4 См.: Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 78. Д. 171. Л. 19; РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 78. Д. 604. Л. 77.

5 См.: Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 79. Д. 390. Л. 48.

6 См.: Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 79. Д. 456. Л. 68; РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 79. Д. 813. Л. 64; РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 78. Д. 875. Л. 53.

7 См.: Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 79. Д. 1033. Л. 16.

Ислам.1 Однако, данные документы в своей массе прежде всего просто регламентируют порядок присяги императору представителей данных вероисповеданий.

В процессе исследований были выявлены документы следующих видов - реляции, письма, рескрипты, которые содержат разрозненные сведения, касающиеся конкретных мероприятий, относящихся к тем или иным аспектам религиозной политики Павла.

Степень разработанности темы: Религиозный аспект в большей, либо меньшей степени затрагивается во всех работах посвященных жизни и царствованию Павла I, а, следовательно, анализ степени его изученности включает в себя рассмотрение основных проблем историографии царствования Павла I в целом. Приступая к характеристике работ, необходимо систематизировать их по хронологии и по степени охвата в них религиозной проблематики.

Несмотря на то, что историография павловского времени насчитывает почти двухсотлетнюю историю, она сложна и противоречива. Одиозность фигуры монарха, трагическая его гибель, двусмысленность роли Александра I в мартовских событиях 1801 года не могли не наложить отпечаток на изучение этого периода, в частности, длительный цензурный запрет на специальное исследование павловского царствования.

Вплоть до начала XX в. историки касались событий конца столетия лишь «попутно», изучая финансовую политику самодержавия, военную историю России, сословную политику царизма, ряд других вопросов, а также в общих курсах истории страны. Так же «попутно» рассматривались и вопросы религиозной политики Павла.

1 См.: Российский государственный исторический архив. - РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 79. Д. 404. Л. 16; РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп.78. Д 587. Л 43; РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 80. Д. 427. Л. 4; РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. - Оп. 78. Д. 198. Л. 43.

Уже в первые десятилетия XIX века в литературе складываются две совершенно противоположные точки зрения на личность императора и его правления, которые предполагают и различное рассмотрение его мероприятий в отношении религии и церкви.

Увеличение количества работ, посвященных Павлу, появляется в конце 60-х. начале 80-х гг. XIX века, когда входят в научный оборот новые источники, публикующиеся в историко-литературных журналах «Русский Архив», «Русская старина» и других изданиях мемуаров XVIII в., историки подходят к более детальному изучению павловской эпохи. Центр внимания исследователей смещается с личности императора на его мероприятия в области внешней и внутренней политики.

Отдельно стоит упомянуть работы, написанные исследователями эпохи Павла XIX - начала XX вв., среди которых стоит назвать проправительственного историка Н. К. Шильдера,1 немецких историков Т. Шимана и А. Брикнера,2 петербургского историка начала XX века А. А. Корнилова.3 Эти авторы в целом дали правлению и личности Павла негативную оценку, и, не занимаясь подробно вопросами религиозной политики императора, отдельные ее элементы оценивали отрицательно. Их оппонентами на тот период были, прежде всего, Е. С. Шумигорский,4 М. В. Клочков,5 генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин,6 автор труда о войне России с Францией 1799 года, Д. Ф. Кобеко,7 автор монографии о жизни Павла Петровича до восшествия на престол. Книга Д. Ф. Кобеко обобщает и анализирует богатейший фактический материал, выявляет

1 Шильдер Н. К. Император Павел Первый. Историко-библиографический очерк. - М., 1996

2 Шиман и Брикнер. Смерть Павла Первого. [Пер. с нем] - М., 1909

3 Корнилов А. А. Павел I: Курс истории России XIX в.: [прочит, в 1909-1910 гг.] // Родина. - 1990. - № 8.-С. 68-74

4 Шумигорский Е. С. Император Павел I. Жизнь и царствование. - СПб., 1907

5 Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времён Павла I. - Пг., 1916

6 Милютин Д. А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. В 2 т. Т. 1. - СПб., 1857.

7 Кобеко Д. Ф. Цесаревич Павел Петрович (1754-1796). - СПб., 1882. комплекс факторов, влиявших на формирование характера великого князя в ряду которых религиозное воспитание играло не последнюю роль.

В работах этих авторов отношение Павла I к религии и церкви рассматривается фрагментарно, попутно с характеристикой тех или иных событий внешней или внутренней политики периода.

Отдельно в исследованиях XIX - начала XX вв. стоит выделить работы, посвящённые теме (достаточно популярной в исторических исследованиях XIX века) безумия императора. Во многом именно этому вопросу посвящена работа Шимана и Брикнера. Однако с более профессиональной точки зрения к этому вопросу подходили учёные-психиатры П. И. Ковалевский и В. Ф. Чиж. Так, Ковалевский писал о Павле, как о «царе, принадлежащем к дегенератам второй степени, с наклонностями к переходу в душевную болезнь в форме преследования».1 Ему возражал профессор-психиатр Чиж, утверждая, что Павла нельзя считать маньяком, что «он не страдал душевной болезнью и был психически здоровым человеком».1 Так или иначе, все мероприятия Павла, в том числе и касающиеся религии, рассматриваются сквозь призму нормальности или ненормальности царя, что, естественно, не дает повода к научной оценке павловской политики.

В целом к XX веку у историков не сложилось сколько-нибудь целостной картины религиозной политики Павла, более того, наличие у него системы, в которую укладывались бы политические мероприятия, подавляющим большинством авторов вообще отрицалось. Это было связано с общей тенденцией противопоставления царствования Павла I времени Екатерины II. Дореволюционная историография упустила из

1 Ковалевский П. И. Император Петр III. Император Павел I. Навуходоносор, царь Вавилонский. Саул, царь Израилев. Людвиг, король Баварский. Психиатрические эскизы. В 2 т. Т. I. -СПб., 1909. - С. 165166. внимания вопрос о закономерности, своевременности и значимости павловских преобразований для решения наиболее актуальных задач, вставших перед российской монархией в конце XVIII века.

Попытки объяснить повороты во внутренней политике только особенностью личности императора привели к преувеличению влияния характера Павла на деятельность его правительства, препятствовали раскрытию сложности и диалектичности преобразований.

Особое значение для серьезного переосмысления взглядов на политику Павла I имела точка зрения В. О. Ключевского, который, подчеркивая положительные стороны правления Павла, пишет: «Император Павел I был первый царь, в некоторых актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования, напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы, не имеющим внутренней связи с предшествующим временем и ничего не давшим дальнейшему; нет, это царствование органически связано как протест - с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников - с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями -его главной задачей. Так как исключительное положение, приобретенное одним сословием, имело свой источник в отсутствии основных законов, то император Павел начал создание этих законов». Основной недостаток правления видится в том, что Павел Петрович создавал «учреждения без идей». Характеризуя мотивы преобразований,

1 Чиж В. Ф. Император Павел I // Вопросы философии и психологии, 1907. - кн. 90. - С. 678.

2 Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 5. Курс русской истории. 4. 5. / Под ред. В. Л. Янина. - М., 1989.-С. 538-539

Ключевский подчеркивает, что осуществлявшиеся на рубеже XVIII— XIX вв. планы возникали «из недобрых источников, либо из превратного политического понимания, либо из личных мотивов».1

Однако необходимо упомянуть, что в XIX - начале XX веков вопросы религиозных взглядов и религиозной политики Павла рассматриваются в работах, посвященных истории религии в России. Выходят работы М. Морошкина2 и И. Знаменского3 о положении православного и католического духовенства во второй половине XVIII в. и отношении к нему самодержавия, дается анализ религиозной политики Павла I.

Оба автора отмечают заботу императора, в противоположность его матери, об улучшении материального положения духовенства, которую объясняют глубокой религиозностью царя. Однако некритическое использование источников мемуарного характера в определенной мере снижает научную значимость этих работ, т. к. авторы тяготеют к механическому воспроизведению отзывов современников и не могут преодолеть их субъективизма в оценках событий конца XVIII века.

В XIX - начале XX веков выходят работы посвященные истории не только официальной православной церкви, также рассматриваются и вопросы истории иных религиозных и религиозно-философских направлений. Некоторые авторы затрагивают положение таких течений и направлений в павловскую эпоху. В этой связи стоит упомянуть работу В. Г. Сенатова.4

Эта работа интересна, прежде всего, тем, что автор рассматривает политику Павла I в отношении старообрядцев не только как целостную

1 Там же - С. 539

2 Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до нашего времени. - СПб., 1867-1870. -Ч. 1-2.

3 Знаменский И. Положение духовенства при Екатерине II и Павле 1.-СП6., 1880.

4 Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. - М., 1995 систему мероприятий (что ценно само по себе), но и включает ее в контекст истории взаимоотношений государства и старообрядчества в целом. «Дополнительно хотелось бы отметить, что вопрос этот, будучи глобальным по своей важности, практически не был изучен ранее. Можно привести лишь некоторые работы, в которых этот аспект освещается очень условно, - пишет Сенатов, - с тех же позиций, с которых мы рассматриваем взаимоотношения со старообрядцами и политику государя по отношению к ним, в этой работе полностью соответствующих данной тематике работы отсутствуют. Тем не менее, изучение этой темы на данном этапе не только находится на зачаточной стадии, но соответственно и требует повышенного внимания со стороны историков, ибо благодаря попыткам её раскрытия мы приблизимся к комплексному и более полному пониманию как внутренней, так и внешней политики императора Павла I. Нет сомнений, что сквозь призму раскрытия именно этой темы, представится возможность дать новые по своему качественному уровню оценки всего царствования Павла Петровича. Идея объединения на основе христианского мира и терпимости к другим религиозным течениям, о которой заявляется в этой работе, как нельзя лучше воплотилась именно в вопросе отношения императора Павла I к старообрядцам».1

Сенатов в высшей степени положительно оценивает мероприятия Павла в отношении старообрядчества, считая, что именно в его правление государство впервые стало решать проблемы этой категории своих подданных. К недостаткам исследования Сенатова можно отнести эмоционально-полемический стиль изложения, выбранный автором, и отсутствие критической оценки используемых в работе источников.

1 Сенатов Указ. соч. - С. 98

Более серьёзные и глубокие работы в этот же период на данную тему принадлежат И. Нильскому.' В советской историографии разработкой темы взаимоотношений власти со старообрядцами занимались А. И. Клибанов, В. Ф. Миловидов и другие, в современной историографии стоит отметить сборник «Мир старообрядчества».4

Отдельного обзора требуют исследования досоветского периода, затрагивающие вопросы взаимоотношений Павла с Мальтийским орденом. Особо необходимо отметить работу А. Лабзина,5 написанная во время правления Павла, эта книга дает не только богатейший и разнообразный материал по истории этого рыцарского ордена, но и позволяет лучше понять восприятие самим императором рыцарских идей. Частично проблемы масонства при дворе Павла I касается М. Морошкин в упомянутой выше работе, оценивающий влияние масонских идей и западноевропейских масонских организаций на Павла I крайне негативно. Морошкин считает, что масоны лишь использовали императора в своих политических играх, а о влиянии масонских идей на мировоззрение Павла вообще не упоминается.

Несмотря на отсутствие в рассматриваемый период обстоятельного труда о влиянии масонских идей на религиозные взгляды и религиозную политику Павла I, происходит более глубокое изучение вопросов становления, развития масонской идеологии и организаций в России в

Ч 1 *у работах Я. Л. Барскова, Беренса, Т. О. Соколовской, М. Н. Лонгинова.

1 Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. - СПб., 1869. - Вып. 2 (Царствование импер. Николая I).

2 Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (Социол. и ист. очерк). - М.: Наука, 1969; Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М.: Наука, 1973; Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. - М.: Политиздат, 1974.

3 Современное старообрядчество. - М.: Мысль, 1979.

4 Мир старообрядчества: история и современность. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - Вып. 5.

5 Лабзин А. История ордена св. Иоанна Иерусалимского. - СПб., 1799. - Т. 1. Посвящение.

6 Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века. - Пг., 1915

7 Беренс Масонство или великое царственное искусство братства вольных каменщиков. - СПб., 1911.

Следующий период в изучении павловской эпохи, период 1920-50-х гг. Историки этого периода подходили к осмыслению политики императора с ярко выраженных классовых позиций. В работах М. Н. Покровского,3 В. И. Самойлова4 время Павла вписывается в общий ход русской истории как продолжение продворянской политики самодержавия. Проявляя большой интерес к рассмотрению классовой политики, в частности изучению крестьянских волнений в царствование Павла I, религиозную политику авторы не рассматривали. Можно отметить лишь отдельные упоминания о положении православной церкви в этот период.

Однако в этот период в работах М. Н. Покровского находит развитие понимание политики Павла не как импульсивной и состоящей из разрозненных мероприятий, не связанных единой концепцией, а как закономерного этапа в развитии русского абсолютизма. Покровский доказывает, что политика павловского правительства преследовала те же цели, что и политика его матери и его сыновей. Но в силу изменившихся условий (начавшееся разложение крепостного хозяйства и войны с буржуазной Францией) русский абсолютизм переходит к ужесточению методов правления, что наиболее наглядно и проявилось в царствование Павла I. Император оценивается как «типичный представитель династии Романовых, личность и деяния которого оказали огромное влияние на Александра и Николая, в чье правление историк находит общие черты с царствованием отца».5

1 Соколовская Т. О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. - СПб.: Изд. Н. Глаголева, 1910. - 182 с.

2 Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. - СПб., 2000.

3 Покровский М. Русская история в самом сжатом очерке. -М., 1921.-4. 1-2.

4 Самойлов В. И. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801). Учеб. пособие. - Пос. Хлебникове, 1946.

5 Покровский М. Русская история в самом сжатом очерке. - М., 1921. - 4. 1-2.

Подтверждают и углубляют вывод М. Н. Покровского о продворянской направленности царствования Павла I исследователи 1950-60-х годов С. Б. Окунь' и В. Самойлов, подчеркивая, что сын продолжал и развивал политику матери, направленную на укрепление позиций правящего в России класса и на беспощадное подавление всех антикрепостнических выступлений в стране. Особо следует упомянуть большое количество фактического материала, содержащееся в работе С. Б. Окуня. Однако, вопросы собственно религиозной политики в работах этого периода совершенно не затрагиваются.

Интерес к императору Павлу заметно возрос в конце 1970-х гг., а принципиально новые оценки некоторых аспектов внутренней политики и внешней Павла I содержатся в работах, изданных в 1980-х- 1990-х гг.

Дальнейшее развитие в этот период получила тема «Павел I и Мальтийский орден» в работах П. В. Перминова, Е. А. Погосяна,

Новый этап изучения павловской эпохи начался с работы Н. Я. Эйдельмана, «Грань веков», в которой автор дал принципиально новую и глубоко продуманную оценку царствованию Павла I.

Концептуально новый, целостный подход к изучению политики Павла I можно проследить у таких историков, как Ю. А. Сорокин,4 М. М. Сафонов5, В. Тюрин,6 Г. И. Чулков7, Г. Л. Оболенский.8 Вместе с тем, можно говорить лишь о новых подходах к оценке политики Павла I в работах этих исследователей, которые впоследствии будут использованы

1 Окунь С. Б. Очерки истории СССР. Конец XVIЛ - перв. четв. XIX вв. - Л., 1956

2 Перминов П. В. Под сенью восьмиконечного креста: [Мальтийск. орден и его связи с Россией] - М., 1991

3 Погосян Е. А. К проблеме мальтийской символики в русской культуре периода царствования Павла I // Учён. зап. Тарт. ун-та - 1990. - № 1. - С 3-18.

4 Сорокин Ю. А. Павел I. Личность и судьба. - Омск, 1996.

5 Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII- XIX вв. // АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ие. - Л., 1988.

6 Тюрин В. Бедный Павел: [О судьбе императора Павла I] // Знание-сила. - 1992. - № 3. - С. 82-94.

7 Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. - М., 1991.

8 Оболенский Г. Л. Император Павел I. - Смоленск, 1996. и в рассмотрении религиозно-политических вопросов. Затрагивая различные политические аспекты, вопросам религиозной политики и, тем более, формированию мировоззрения императора вышеназванные авторы уделяют крайне мало внимания.

В 1920-50-е годы рассмотрение религиозного аспекта политической деятельности Павла I происходит в трудах ученых русского зарубежья.

Стоит особо упомянуть историка Г. В. Вернадского,1 который рассматривал религиозную политику Павла как составляющую не политики правления Павла, а часть религиозной политики российских императоров вообще. Особо интересны взгляды Вернадского на проблему «соединения церквей». Он, рассматривая эту идею Павла I в контексте конкретной исторической действительности, показывает, что решить столь важную задачу путем чисто формальным, юридическим, через заключение договора, невозможно, поскольку к благим намерениям неизбежно примешиваются корыстные интересы и мирские разногласия правителей и иерархов. В итоге попытка объединения обращается в очередную политическую интригу, лишь усугубляющую взаимное недоверие. Вернадский предостерегает от бесконечного повторения давних исторических ошибок.

В работе «Начертание русской истории» Г. В. Вернадский указывает, в частности, что «в виде протеста против рационалистических взглядов Екатерины Павел развил в себе взгляды на мистическую и религиозную подпочву государственной власти. Так, утоляя духовную жажду не из церковного, а из внецерковного источника, Павел пришел к выводам о ценности также и церковной религиозности, причем, однако, он склонен был делать мало различия между православием и Вернадский Г. В. Начертание русский истории. - СПб., 2000 латинством. Таким образом, Павел пришел к той же точке зрения, что в свое время и Петр I, - то есть к мысли о власти императора над церковью, только при этом Петр и Павел исходили из различных оснований: Петр мало ценил мистическую сторону церкви и стремился к секуляризации государства: Павел, наоборот, высоко ставил мистическую сторону религии и стремился к оцерковлению государства. Этим путем он пришел к формуле о том, что государь есть глава церкви».1

Более серьезному осмыслению вопроса о взаимоотношениях государственной власти и церкви в России посвящена работа И. А. Ильина, которая представляет особый интерес при рассмотрении религиозно-философских истоков идеологии Павла в вопросе «государь и церковь». Ильин рассматривает механизмы взаимоотношений церкви и государства в России, отмечая особый нравственный характер русской религиозности, а также свойственное русскому православию умение охранять свободу веры своей и чужой, говорит о развивающейся на всем протяжении русской истории идее противостояния злу свойственной православию. Он полагает, что в борьбе со злом церкви возможно и даже необходимо полагаться на государственную машину.

Особое значение для рассмотрения внутренней политик Павла, в частности её религиозных аспектов, имеет точка зрения А. Б. Каменского, высказываемая им в работах «Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация» и «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (Опыт целостного анализа)», где автор рассматривает правление Павла I в русле общих модернизационных процессов XVIII века, отмечая особую в это правление «опору на русскую традицию,

1 Вернадский Указ. соч. - С. 244

2 Ильин И. А. О монархии и республике//ВФ - 1991.-№4. государственного насилия и принуждения».1 Оценивая правления Павла, А. Б. Каменский не отрицает реформаторского характера политики императора, однако, рассматривает их в русле общих модернизационных процессов и оценивает реформаторский потенциал Павла не слишком высоко. Подчёркиваемое А. Б. Каменским особое стремление Павла к традиционности в отношениях между государем и народом, государем и церковью и другим формам традиционности особым образом проявилось в религиозной политике Павла.

В настоящее время изучение различных аспектов религиозных взглядов и религиозной политики получило новое развитие в работах Ю. А. Сорокина, М. М. Сафонова, А. В. Скоробогатова,2 Л. В. Хайкиной.3

В работах этих исследователей вопросы формирования религиозных взглядов рассмотрены более детально, чем в работах предыдущих периодов. Отмечается нетрадиционность взглядов этого монарха на духовный авторитет светской власти, подробно рассматриваются притязания императора на роль главы Вселенской церкви, взаимоотношения с католической церковью.4

Ю. А. Сорокин в своей монографии «Павел I: личность и судьба» рассматривая эпоху царствования сына Екатерины II как закономерный этап развития российского абсолютизма, отмечает, что для понимания попыток реализации основных проблем этого непродолжительно царствования необходимо учитывать «контекст личности этого монарха».1

Ряд публикаций последних лет А. В. Скоробогатова, посвященных различным аспектам правления Павла I, представляют политику, в том

1 Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - С. 303.

2 Скоробогатов А. В. Павел Первый в российской исторической литературе. - Казань, 1999

3 Хайкина Л. В. Михайловский замок и некоторые аспекты религиозно-философских воззрений Павла I//Отечественная история.-М.,2000.-№2.-С. 164-170.

4 Там же числе и религиозную, как важнейшую составляющую формирующейся государственности идеологии Российской империи.2

В целом можно отметить, что современные историки, несмотря на более глубокие исследования и привлечение более обширного документального материала, не сформировали какие-либо общие концептуальные подходы в оценках правления императора Павла Петровича, а тем более, на проводимую им религиозную политику.

1 Сорокин Ю. А. Павел I: личность и судьба. - С. 6-7.

2 См. Скоробогатов А. В. Образ идеального государства в политической доктрине Павла I: философский век. - СПб., 2000. - № 12. - С. 60-73.

Скоробогатов А. В. Павел Первый в российской исторической литературе. - Казань, 1999. - 147 с. Скоробогатов А. В. Коронация императора Павла I: символы и традиции [Электронный ресурс] // Два века: журнал российской истории Х\/Ш-Х1Х столетий. - № 8. / Археографическая комиссия РАН. -Электрон, дан (1 файл). - Http://www.dvaveka.pp.гu/¡ndex.htm?/nomer8.htm

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Григорьев, Сергей Львович

Заключение

Эпоха Павла I может быть охарактеризована как один из ключевых периодов процесса модернизации, происходящего в России в XVIII веке и затронувшего, в большей или меньшей степени, все сферы жизни общества.

В русле общих модернизационных процессов этого периода находится глубокое изменение понимания государственности, которая к концу XVIII века становится преобладающей формой социальной интеграции, задающей единый для российского общества нормативно-ценностный порядок. Этот порядок представляет собой формируемые государственной властью духовные основы национального единства, представляющие собой национально-государственную идею.

Особое место в формировании национально-государственной идеи занимает религия. Православие, как традиционная основа идеологии в России, сохраняя свою значимость, тем не менее, оказывается затронуто общими модернизационными настроениями.

Перемена в статусе церкви, изменение ее роли в обществе являлось одним из основных атрибутов модернизации XVIII века. Модернизация общества теснейшим образом связана с подрывом позиций церкви, ослаблением ее воздействия на все стороны жизни общества и личности, существенным освобождением от влияния церкви общественной жизни.

Русская православная церковь, сохраняя как идеологический институт особый статус, с началом Синодального периода вступает в качественно новые взаимоотношения с государством. Формирование таких взаимоотношений при подчиненности церкви государству и государственным интересам, которые определяются монархом, начиная с Петра I, прошло несколько этапов. Одним из таких этапов было правление Павла I.

Традиционность церкви как института определяла подходы к её реформированию, которые выступали как поиск компромисса между модернизационными тенденциями государства и традициями церкви. При Павле поиск такого компромисса осуществлялся не столько с позиций превалирования имперских интересов, а, следовательно, ущемления религиозных интересов какой-либо части подданных. Традиционность церковных институтов при Павле I стала одним из составляющих модернизации, стала частью идеологической доктрины, призванной сплотить общество и тем самым способствовать успешности модернизационных процессов.

Церковь, с одной стороны, теряя всеохватное воздействие на жизнь общества, с другой, приобрела даже большее значение, чем в предшествующий период. Непоследовательный в конкретных вопросах какой-либо продуманной системы управления и законодательства, император Павел вполне обдуманно шёл навстречу неизбежным назревающим реформам. Официальная православная церковь, прожившая XVIII век под давлением неограниченной монархии, тоже, несмотря на сохранение подчиненности государству и даже увеличение регламентации со стороны монарха, смогла не только укрепить свое положение, но и идеологически оправдать реформаторские тенденции нового правления.

Специфика религиозной политики Павла I непосредственным образом была связана со спецификой религиозного мировоззрения императора. Формирование системы религиозных взглядов и воплощение их в политических мероприятиях Павла I проходило в тесной взаимосвязи с модернизационными процессами различных сторон жизни общества конца XVIII века, включая церковь, как один из влиятельнейших институтов.

Тесное переплетение в религиозно-философских взглядах Павла I православных, общехристианских, гуманистических и иных составляющих потребовало для анализа этих взглядов обращения к значительному комплексу архивных документов и мемуаров.

На основе анализа использованных источников можно сделать вывод, что система религиозных взглядов Павла I представляет собой комплекс традиционно православных, византийских и католических элементов, которые явились основой концепции павловской религиозной политики. Религиозно-философская концепция Павла I основывается на традиционно-православном мировоззрении, свойственном большинству русских людей того времени, и на особой религиозности, свойственной личности императора. Однако идея о «первосвященной» роли императора у Павла соотносится с масонскими и рыцарскими представлениями о значении монаршей власти. Павел предпринимает попытки исторически обосновать свою идею путем обращения к традициям Мальтийского ордена.

Наличие сформированной задолго до вступления на престол системы религиозно-философских взглядов позволяет говорить о сформированной модели религиозной политики, которую Павел стремится воплотить, став императором. Доказательством этого служит и имеющая особую символичность и знаковость процедура венчания на царствие и анализ законотворческой деятельности императора.1

У Павла была своя политическая программа, но подвергающаяся постоянным изменениям. Император часто действовал импульсивно, мгновенно реагируя на ситуацию. Но при этом всегда имелся в виду некоторый идеал, который Павел создал себе из нескольких, часто противоречащих друг другу религиозно-философских начал. Официальная идеология правления Павла I находилась в русле общих модернизационных тенденций эпохи, но тяготела к развитию модернизационных процессов не всегда традиционными для российских реалий методами.

Сформировавшиеся еще до начала царствования великого князя религиозные взгляды нашли отражение в конкретном содержании религиозной политики императора Павла I, которая проводилась в русле общей направленности внутренней и внешней политики императора и одновременно прозвана была решать внутриконфессиональные, межконфессиональные проблемы, обостряющиеся в условиях многонационального характера Российской империи и особенностей внешнеполитической ситуации.

Политика веротерпимости существовала в тесной связи с идеей императора о соединении церквей под началом Главы государства, являющегося одновременно главой церкви. С другой стороны, такая политика объективно способствовала снижению межконфессиональной напряженности и тому, что, в целом, в период недолгого правления Павла несколько поутихло религиозное противостояние в России, начавшееся ещё при Петре I.

Наиболее показательными являются мероприятия по отношению к старообрядцам. Решая этот, наболевший к концу XVIII века вопрос, Павел разрешил старообрядцам иметь священников для совершения богослужения и треб по старым обрядам,1 тем самым разрешил и утвердил единоверие.

Другой важной составляющей политики Павла в отношении представителей иных конфессий были мероприятия по отношению к католикам, проживающим на территории Российской империи и к католическому миру вообще. В этих мероприятиях стремление к сглаживанию острых углов межконфессиональных конфликтов являлось, в большей степени, проявлением одного из принципиально новых подходов к решению религиозного вопроса, нежели в стремлении Павла стать и главой православия, и защитником всего христианского мира.

Нельзя недооценивать важность религиозного аспекта в структуре социальной политики рассматриваемого периода. Особая концепция религиозной политики Павла I проявилась не только в наиболее часто упоминаемом указе о трехдневной барщине. Стремление Павла непосредственно руководить церковью проявилось и в мерах социального характера по отношению к православному духовенству. Проанализировав архивные материалы, можно с уверенностью говорить, что некоторое улучшение положения белого духовенства, правда, в большей степени высших и средних церковных чинов, сопровождалось более жестким контролем над благонадежностью священников и заботой императора об образовании духовных лиц.

Важной составляющей социальной политики любого российского императора, была политика по отношению к дворянству. Павел I + рассматривал свои взаимоотношения с этим сословием большей частью через призму рыцарской идеи. Деятельность Мальтийского ордена в

России при Павле I, направленная на решение как внешнеполитических, так и внутриполитических задач, одной из них имела возрождение благородного сословия.

В целом, говоря о механизмах реализации религиозной политики Павла I необходимо отметить, что политические мероприятия в этой области были непосредственным образом связаны с религиозно-философской составляющей в понимании императором государственности и в решении целого ряда внутриполитических задач.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Григорьев, Сергей Львович, 2004 год

1. Источники неопубликованные.

2. Государственная публичная библиотека. ГПБ. Отдел рукописей. О. Ш.Д. 27. Л. 10 об.

3. Российская государственная библиотека. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 16.: БарсковЯ. Л.-К. 25. Д. 1.Л.34.

4. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 76/1.: Голубинский Ф. А. К. 39. Д. 25. Л. 6-8.

5. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 222.: Панины К. V. Д. 1. Л. 48-49.

6. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 222.: Панины К. XIV. Д. 13. Л. 31, 32, 35, 36, 39, 63-68, 91, 99, 139-141.

7. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 233.: Полторацкий С. Д. К. 39. Д. 29. Л. 2.

8. Российский государственный архив древних актов РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. - Оп. 1, Ч. 1. Д. 1, Д. 9, Д. 115, Д. 119, Д. 215, Д. 261, Д. 276, Д. 283, Д. 290, Д. 318, Д. 319, Д. 321, Д. 327, Д. 755, Д. 766, Д. 767, Д. 771, Д. 806.

9. РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. ОпЛ, Ч. 2, Д. 3137, Д. 3144.

10. РГАДА. Ф. 1274.: Архив Паниных-Блудовых. Оп. 1, Ч. 3. Д. 3276.

11. Российский государственный исторический архив. РГИА. Ф. 796: Архив Синода. - Оп. 77. Д. 533, Д. 536, Д. 539, Д. 619, Д. 632.

12. РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. Оп. 78. Д. 41, Д. 71, Д. 105, Д. 158, Д. 171, Д. 174, Д. 188, Д. 198, Д. 210, Д. 240, Д. 313, Д. 446, Д. 561, Д. 587, Д. 600, Д. 604, Д. 606, Д. 664, Д. 724, Д. 736, Д. 777, Д. 814, Д.875.

13. РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. Он. 79. Д. 15, Д. 21, Д. 35, Д. 72, Д. 89, Д. 91, Д. 98, Д. 101, Д. 214, Д. 390, Д. 404, Д. 456, Д. 541, Д. 556, Д. 589, Д. 711, Д. 756, Д. 779, Д. 802, Д. 813, Д. 872, Д. 904, Д. 1033, Д. 1038, Д. 1043.

14. РГИА. Ф. 796.: Архив Синода. Он. 82. Д. 16, Д. 64, Д. 84, Д. 95, Д. 108, Д. 149, Д. 152, Д. 182, Д. 202.

15. РГИА. Ф. 797.: Архив Синода.-Он. 1. Д. 62/1537.1. Источники опубликованные.

16. Болотов А. Т. Любопытные и достопамятные деяния и анекдоты государя императора Павла I // Ж-л Памятник протекших времён. -М.: Тип. П. С. Киселёва, 1875.

17. Время Павла и его смерть. Записки современников и участников события 11 марта 1801 года. T. I.-М.: Русская быль, 1903.

18. Гейкинг К. Записки курляндского барона // Русская старина. — 1887.-Т. 56.-С. 367-389.

19. Головкин Ф. Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания. Пер. с франц. А Кукеля. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-479 с.

20. Горяинов С. Павел I и Станислав Понятовский. Неизданные рукописи. Русский архив, 1912. - Кн. 1. - 34 с.

21. Дела «Московской цензуры» в царствование Павла I как новые материалы для русской библиографии и словаря русских писателей. Пг., 1922.-е.

22. Жизнь, свойства, военные и политические деяния 1) Российского императора Павла I; 2) генерал-фельдмаршала князя Потёмкина-Таврического и 3) канцлера князя Безбородки. СПб.: Тип. Глазунова, 1805. - 32 с.

23. Записки генерала Н. А. Саблукова о временах императора Павла I и о кончине этого государя / Сост., подгот. и оформ. Рудин Л. Г., Дробышев В. В. М.: Фонд Преображение: О-во сохранения лит. наследия, 2002.- 119 с.

24. Из писем Александра Павловича к московскому митрополиту Платону. Русский Архив, 1887. - T. VII. - С. 286-287.

25. Из писем императрицы Марьи Фёдоровны к московскому митрополиту Платону. Русский Архив, 1887. - T. VII. - С. 279285.

26. Из писем Константина Павловича к московскому митрополиту Платону. Русский Архив, 1887. - T. VII. - С. 288.

27. История Римско-католической Церкви в Российской Империи (XVIII XX века) в документах Российского Государственного Исторического Архива / Федер. арх. служба России. Рос. гос. ист. арх., Приход св. Станислава, Варшава, 1999. - 289 с.

28. Катехизис Великого Князя Павла Петровича. -Русский архив, 1881.-T. 1.-С. 22-24.

29. Кончина Екатерины Великой: Анонимная рукопись о царствовании и убийстве Павла I // Источник. М., 2002. - № 2. -С. 5-17.

30. Кончина Российского императора Павла I. Характер нового императора Александра Первого. Внутренние перемены. Новые положения во всей Европе. М.: Пуб. тип. Решетникова, 1802. -22 с.

31. Лабзин А. История ордена св. Иоанна Иерусалимского. СПб., 1799. - Т. 1. Посвящение. - 48 е.

32. Лопухин И. В. Записки сенатора. M., 1990. — с.

33. Масон, Шарль Франсуа Филибер ( 1762-1807). Секретные записки о России и в частности о конце царствования Екатерины II и правления Павла.-М.: Изд. И. Н. Казанова, 1918.-Т. 1.-145 с.

34. Мертваго Д. Б. Записки // Прил. к Рус. Архиву М.: Тип. Грачева и К, 1867.-Вып. 8-9.-340 с.

35. На прибытие е. и. в. Павла Петровича всея Руси самодержца в Нижний Новгород от Главного народного училищавсеусерднейшее приветствие. Н. Новгород: Тип. Губ. Правл., 1797.-8 с.

36. Наставление императрицы Елизаветы Петровны гр. Н. И. Панину о воспитании Великого Князя Павла Петровича Русский архив, 1881.-Т.1.-С. 17-21.

37. Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. - 632 с.

38. Павел Петрович. Наказ об управлении государством // Вестник Европы. 1867. - № 3. - С. 318-322.

39. Письма Великого Князя Павла Петровича в Москву, к обер-камергеру князю А. Н. Голицыну. Русский Архив, 1881. - Т. I. — С. 25-31.

40. Письма Цесаревича Павла Петровича к Московскому митрополиту Платону. Русский Архив, 1887. - Т. V. - С. 5-48; Т. VI. - С. 162170.

41. Письма императора Павла Петровича к московскому митрополиту Платону. Русский архив, 1887. - Т. VII. - С. 273-278.

42. Поджио А. В. Воспоминания // Мемуары декабристов. М.: Моск. ун-т, 1982.-592 с.

43. Православное учение, или сокращенная христианская Богословия для употребления Е. И. Высочества, сочиненная иеромонахом Платоном 1765 г. Кн. 1.-СПб.: Тип. при ИАН, 1913.-720 с.

44. Православное учение или сокращённая христианская Богословия для употребления Е. И. Высочества, сочиненная иеромонахом Платоном 1765 г. Кн. 4. СПб.: Тип. при ИАН, 1913. - 173 с.

45. Придворная и великосветская жизнь XVIII — начала XIX веков в рассказах П. П. Лопухина / Публ. подгот. Шавров А. В., Смирнова И. М. // Отечественные архивы М., 1998. - № 4. - С. 43-72.

46. Пудалов Б. М. Автограф Павла I в Нижегородском облгосархиве // Отеч. арх.-М., 1999.-№6.-С. 81-82.

47. Рапорт губернатора Карнеева императору Павлу о православных в минской губернии. Русский архив. - 1869.-С. 1561-1563

48. Речь цесаревича Павла Петровича, говоренная им при первом его вступлении в Сенат 10 октября 1777 г. Русский архив, 1910. - Кн. 2.

49. Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Т. 5 М.: Юридическая литература, 1987.-е.

50. Ростопчинские письма. Русский Архив, 1887. - T. II. - С. 149185.

51. Руссов С. В. Ода государю императору Павлу Петровичу на высокоторжественнейший день высочайшего его императорскоговеличества на всероссийский престол восшествия 1796 года ноября 6 числа. СПб., 1997. - 3 с.

52. Саблуков Н. А. Записки о временах императора Павла I и о кончине этого государя. Пер. с англ. и примеч. К. А. Военского. -СПб.: Типо-лит. т-ва «Свет», 1911. 76 с.

53. Садиков П. Несколько материалов для истории мер правительства императора Павла I против проникновения в Россию идей Великой Французской революции (из дел Гос. коммерц-коллегии) // Дела и дни.-Пг., 1920.-Кн. 1.-С. 391-397.

54. Сенатский архив. Именные указы императора Павла I. СПб., 1888.-Т. I.-96 с.

55. Танненберг Георг. Жизнь Павла Первого, императора и самодержца Всероссийского, писанная на немецком языке российской службы офицером. М., В привелегированной типографии Кряжева и Мея, 1805. - 320 с.

56. Убийство императора Павла. Рассказы современников. Из записок М. А. Фонвизина, А. Н. Вельяминова-Зернова, Н. А. Саблукова, А. Чарторыйского. Ред. П. Е. Щеглова. Ростов н/Д: Донская речь, Б. г. - с.

57. Цареубийство И марта 1801 года: Записки современников и участников убийства Павла I. репринт, воспроизведение изд. 1907г. - М.: Вся Москва: Изд. об-ние Культура, 1990. - с.

58. Штейнгель В. И. Записки // Мемуары декабристов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - с.

59. Щербатов М. М. Неизданные сочинения. М.: Соцэкгиз, 1935. -214 с.1. Литература.

60. Альбовский В. Император Павел I и митрополит Сестренцевич-Богуш // Русская старина, 1897. Т. 90.

61. Алябьев А. Отношениия России с Мальтийским орденом // Сборник Московского главного архива МИД. М.: 1893. - Вып.У. -С.

62. Аржанухин С. В. Философские и общественно-политические взгляды русских масонов второй половины XVIII первой половины XIX вв.: Дис. . д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1996. -398 с.

63. Артемьев А. Р. Русская православная церковь в Забайкалье и Приамурье во второй половине XVII XVIII веке // Вестник Дальневосточ. отд-ния РАН. - Владивосток, 2000. - № 2. - С. 3139.

64. Асочанова В. Н. Политика христианизации в Хакасско-Минусинском крае в ХУШ-Х1Х веках // Россия и Хакассия: 290 лет совместного развития. - Абакан, 1998. - С. 88-95.

65. Байдин В. И. Старообрядчество Урала и самодержавие. Конец ХУШ-середина XIX вв.: Дисс. . канд. ист. наук. Свердловск,1983.- 194 с.

66. Бакунина Т. А. Знаменитые русские масоны. М.: Интербук, 1991. - 140 с.

67. Балязин В. Сокровенные истории дома Романовых. М.: Армада, 1996.-416 с.

68. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука,1984.-342 с.

69. Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века. Пг., 1915.-е.

70. Башилов Б. История русского масонства. Вып. 1-17. М., 1992-1995.-е.

71. Башомон Л. Цесаревич Павел Петрович во Франции в 1782 г. -СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1882. 16 с.

72. Белов А. Об участии Павла I и Г. Г. Кушелева в проектировании Михайловского замка // Вопр. искусствознания. М., 1998. - № 2. -С. 333-343.

73. Беренс Масонство или великое царственное искусство братства вольных каменщиков. СПб., 1911.-е.

74. Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.-е.

75. Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII в. -М.: Изд-воМГУ, 1986.- 120 с.

76. Бриер Л. де ла. Оклеветанный: О судьбе Павла I ист. очерк белы, монаха. / Публ., предисл. и примеч. А. Каретникова // Смена. - 1993. - № 8. - С. 108-119.

77. Брикнер А. Г. Смерть Павла I. СПб.: Тип. М. В. Пирожкова, 1907. -161 с.

78. Брушлинская О., Михалева Б. Рыцарский маскарад при дворе Павла I // Наука и религия. 1973. - № 9. - С. 23-27.

79. Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997.- Т. 2.-е.

80. Буцинский П. Н. Отзывы о Павле I его современников. Харьков: паровая тип. и лит. М. Зильберберг и с-вья, 1901.-41 с.

81. Бушуев С. В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Кн. 2.-М.: Кн. палата, 1994.-414 с.

82. Быковская Г. А. Масонство и русская учёная интеллигенция // Исторические личности России. СПб, 1998. - С. 25-27.

83. Валишевский К. Сын Великой Екатерины. Император Павел I. Его жизнь, царствование и смерть. репринт, воспроизведение. Изд. т-ва А. С. Суворина «Новое время». - М.: ИКПА, 1990. - 662 с.

84. Вейдемейер А. Двор и замечательные люди в России во второй половине XVIII столетия. СПб.: Тип. Военно-учеб. заведений, 1846.-227 с.

85. Вернадский Г. В. Начертание русский истории. СПб.: Лань, 2000. -320 с.

86. Вернадский Г. В. Московское царство. В 2 т. Т. II. М.: Аграф Лтд.,-2000.-416 с.

87. Вернадский Г. В. «Соединение церквей» в исторической действительности // Вопросы истории. 1994. - № 7. - С. 155-174.

88. Виноградов Б. В. Кавказ в политике Павла I: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Армавир, 1997. - 27 с.

89. Винтер Э. Папство и царизм. М.: Прогресс, 1964. - 533 с.

90. Вишленкова Е. А. Русский религиозный идеал в историографии // История и человек в богословии и церковной науке. Казань, 1996. -С. 170-174.

91. Водовозов В. Очерки истории XVIII в. СПб., 1882. - 548 с.

92. Военский К. Русский двор при Петре III и Павле I. СПб., 1903. -30 с.35

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.