Религиозный аспект планетарного мышления в свете синергетической парадигмы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Курилкина, Валентина Николаевна

  • Курилкина, Валентина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Якутск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 187
Курилкина, Валентина Николаевна. Религиозный аспект планетарного мышления в свете синергетической парадигмы: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Якутск. 2002. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Курилкина, Валентина Николаевна

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ПЛАНЕТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1. Влияние глобализации на религиозное сознание в современном мире и его связь с планетарным мышлением

2. 1. Социально-философские подходы западноевропейских философов к исследованию религиозного сознания

3. 1. Исследование особенностей и отличий религиозного сознания в восточных религиях

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1. Предпосылки использования синергетической парадигмы для исследования религиозных аспектов планетарного мышления

2.2. Самоорганизация и самоподобие сложных систем социальной природы

2.3. Эволюционность, структурные превращения и динамические равновесия в религиозном сознании

2.4. Деструктивность в религиях и противодействие этой тенденции

ГЛАВА III. ТРАДИЦИОННОЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ ПЛАНЕТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ

3.1. Сущность, содержание и структура традиционных народных верований

3.2. Основы современного подхода к исследованию традиционных народных верований

3.3. Планетарный аспект традиционных народных верований

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный аспект планетарного мышления в свете синергетической парадигмы»

Актуальность темы и направление исследования обусловлены тем, что религия представляет собой неотъемлемый компонент человеческой истории на всех этапах её развития. Вопросы религии, как государственные этапы развития верования, тесно связаны с политической жизнью, культурой и образованием. Религия имеет много важных функций: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную и т. д.

Политическая жизнь, культура, образование сильно усложнились, приобрели множество граней, стали протекать нестабильно, динамично, стохастично. Прежние устойчивые формы подобных взаимодействий разрушены до основания. В современном непрерывно усложняющемся мире религия имеет большое значение. В настоящее время взаимодействие религиозного сознания с окружающим его миром переживает кризис. Проявления религиозного фундаментализма, тоталитарных религий, возможности мировой войны, стремление мировых религий к тотальному господству требуют новых подходов к изучению взаимодействия религий. Существующие методологии не позволяют объективно оценить связи религиозного сознания с окружающим миром. Традиционные способы исследования приводят к неверным представлениям. В частности, методология исследования религиозного сознания необходимым образом должна учитывать всестороннее взаимодействие религий с широким спектром культурных явлений, что возможно лишь при реализации надконфессионального подхода изучения религиозного сознания. Религия является феноменом, связанным с сокровенными переживаниями человеческой души, затрагивает национальные, патриотические чувства людей и требует тонкого, внимательного и уважительного подхода.

Необходимо обосновать новую дефиницию религиозного сознания, духовности, путей и инвариантов духовного развития в современных условиях.

Наш подход к изучению религиозного сознания будет основан на структурном, феноменологическом, герменевтическом, сравнительном подходе и синергетике.

Планетарное мышление - это совокупность духовных процессов определяющих существование отдельного человека и человечества в целом во взаимосвязях с земными оболочками и в гармонии с темпоритмами космоса и земли.

Объектом исследования является религиозный аспект планетарного мышления, рассматриваемый как единая планетарно-религиозная оболочка.

Предметом является динамическая часть религиозного сознания и его культурные, общественные проявления. Эта нелинейно-стохастическая часть религиозно-планетарных аспектов мышления допускает исследование на основе синергетической парадигмы.

Степень разработанности темы. Имеется большое количество работ посвященных исследованию феномена религиозного сознания. Начиная с античной философии разрабатывались различные его аспекты.

Среди работ, посвященных классификации религии, в первую очередь следует отметить Г.В.Ф. Гегеля, Эд. Кэрда, Э. фон Гартмана, К.П. Тиле, Г. Зибека.

Философские и социологические интерпретации религии были сделаны И. Кантом, Г. В. Ф. Гегелем, JI. Фейербахом, К. Марксом, Ф. Энгельсом, М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Э. Фроммом, Р. К. Мертоном, Т. Парсонсом, Б. Малиновским, А. Радклиффом-Брауном, С. И. Никишовым, Д. М. Угриновичем, М. П. Мчедловым и др.

Биологические и психологические аспекты разрабатывались У. Джеймсом, JI. Леви-Брюлем, 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом.

Этнологический подход разрабатывался Б. Малиновским, Дж. Фрэзэром.

Теологические объяснения религиозного сознания содержатся в трудах Э. Трёльча, Р. Отто, П. А. Флоренского, П. JI. Бергера, Т, Лукмана.

Имеется большое количество работ богословов и религиозных философов различных религиозных конфессий и течений, таких как А.В.Мень, В.С.Соловьев, В.В.Зеньковский, которые активно использовали в своих исследованиях научные методы, пытаясь сблизить религиоведение и богословие. Имеются работы современных российских религиоведов В.И. Гараджа, И.Н. Яблокова, Г.С.Померанца, З.А.Миркиной.

Многие философы активно использовали в своих исследованиях религии религиозные понятия и идеи. Однако при этом часто исследования религий осуществлялись только в рамках своей конфессии, использовали узкий, односторонний подход.

Бурное развитие современной цивилизации все острее и глубже ставит вопрос о планетарном аспекте религиозного сознания, о достойном ответе на вызов глобальных проблем, нелинейности, динамики, стохастичности окружающего нас мира.

Однако в изучении религий общепланетарный подход использовался слабо, несмотря на то, что только он способен сформировать целостное устойчивое мировоззрение, учитывающее, с одной стороны, неповторимость и самоподобие, с другой стороны их фундаментальную общность, непреходящие ценности различных религий.

Цель работы. Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить характерные черты религиозного сознания как общепланетарного феномена и предпосылки его использования для анализа традиционных народных верований.

Задачи исследования. Для реализации цели ставятся задачи:

1. Выявить особенности влияния процессов глобализации на религиозное сознание.

2. Выявить особенности и отличия западного и восточного религиозного сознания. Выявить характерные черты религиозного сознания как общепланетарного феномена.

3. Выявить аспекты религиозного сознания, которые могут быть исследованы на принципах и идеях синергетики. Проследить их генезис и развитие. Установить особенности взаимодействия составляющих его частей, подверженных стохастическому поведению и выявить предпосылки использования планетарно-религиозного сознания для анализа традиционных народных верований.

4. Выявить тенденции деструктивности в религиозном сознании.

5. Выявить основание и структуру религиозного сознания в традиционных народных верованиях, исходя из синергетической парадигмы.

6. Выявить планетарные аспекты традиционных народных верований.

Методология и источники исследования.

Компаративисткий подход, принципы системно-структурного анализа, основные идеи и принципы синергетики.

Новизна работы.

1. Применение планетарного мышления к религиозному сознанию позволило учесть вклад и непреходящее значение мировых религий, природных религий и традиционных народных верований.

2. Исследование религиозного сознания исходя из принципов синергетики позволило выявить три инварианта: а) срединный путь, являющийся внешним динамическим равновесием личности, конфессии, религии; б) взаимодополнительная спирально-кольцевая иерархия; в) эволюционный путь, характеризующийся взаимосвязанными внутренними динамическими равновесиями.

3. Обоснована возможность применения синергетического подхода к религиозному сознанию на основе экспликации основных синергетических принципов.

4. Впервые идеи нелинейности, стохастичности, эволюции объединенные в рамках синергетической парадигмы применены к религиозному сознанию традиционных верований якутов.

5. Традиционные народные верования впервые рассмотрены в рамках планетарного подхода как незаменимая часть планетарного мышления.

Полученные результаты.

1. Инвариантами религиозного сознания, выявленными в условиях глобализации являются: динамические равновесия (личность и конфессия), спиральная иерархичность, самоподобная эволюционность срединных путей.

2. Сформулирован многофакторный критерий деструктивности религиозного сознания, основанный на понимании и отношении к свободе, в котором свобода личности взаимодействует с окружающими людьми и окружающей средой во взаимодополнительном соответствии.

3. Выявлены глубинные аспекты этих традиционных народных верований, такие как троичность мира, взаимосвязь его уровней и их связь с общерелигиозными инвариантами в условиях современного глобализующегося мира.

4. Планетарными аспектами религии народа саха является система отношений с природой, понятия о человеке, цели и ценности его, понятия о тонких структурах души и о трех кут.

5. Обосновано применение синергетических идей и принципов к религиозному сознанию различных уровней, благодаря выявлению самоподобия их уровней и их соответствия основным синергетическим принципам

Структура работы. Работа состоит из трех глав и десяти параграфов.

Введение

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Курилкина, Валентина Николаевна

Заключение

В настоящее время человечество находится в глубочайшем кризисе, который охватывает все стороны человеческой деятельности. Угроза третьей мировой войны, экологический кризис, глобальное потепление климата, надвигающийся энергетический кризис, возрастание и углубление противоречий и конфликтов между исламскими государствами и рядом стран христианской ориентации наглядно показывают это явление. С другой стороны кризис может быть предвестником нового этапа в развитии человечества. Этот этап может быть основан на синергетическом подходе, плюрализме мнений, стремлении понять представителя другой культуры.

Одной форм будущей эволюции человечества может считаться духовный рост личности. Усиливающаяся в мире разобщенность, увеличение одиночества, потеря и ослабление семейных, дружеских связей делает эту проблему очень актуальной.

Основной идеей синергетики является понятие самоподобия. Во многих культурах имеется мысль, что все религии суть одно и то же. Если проанализировать закономерности пути духовного развития, то становится видно, что имеются одни и те же ступени в духовном развитии. Также прослеживается закон, по которому если человек прошел одно препятствие, то перед ним появляется другое. Причем второе препятствие не появится перед человеком, не прошедшим первое. Путь духовного совершенствования характеризуется наличием множества таких препятствий. Эти препятствия во всех духовных практиках идентичны. В синергетике эти препятствия-точки выбора называются точками бифуркации. Выявление этих ступеней позволит нам найти систему координат в пространстве духовного развития. Тогда появится возможность оценить уровень развития, как отдельных личностей, так и целых религиозных систем.

Также имеются идентичные понятия альтернативной формы смерти в буддизме, якутском шаманизме и мексиканском шаманизме. В буддизме цель развития адепта - это стремление уйти в нирвану, место вечного блаженства и счастья, где нет смерти, болезней, страданий. В мексиканском шаманизме шаманы шагают в параллельную или более высокую форму реальности, накопив достаточное количество энергии с помощью магических пассов. В якутском шаманизме, шаман, исполнив полностью свое земное предназначение улетает в кыраман (рай для избранных), оборвав все родственные, дружеские и другие связи, оплатив все долги роду, родственникам и Земле. Все это одна и та же альтернативная форма смерти отличная от смерти обычных людей.

На стыке естествознания и гуманитарных наук имеется очень интересное понятие виртуальности, котороя определяется как реальность, которая существует в воображении, но не существует в реальности. Это понятие корреллирует с понятием «эйдосов», которое разрабатывал Платон. Дальнейшие интересные разработки были сделаны Аристотелем в его понятиях энергейа, дюнамис, энтелехия. Он структурировал понятие виртуальности через три эти понятия, которые находятся в разной степени материализации: энтелехия - это воплощенная реальность, дюнамис - реальность в воображении и энергейа - реальность еще не материализованная, но имеющая достаточно энергии чтобы материализоваться. Также понятие виртуальности хорошо разработано в языческой мифологии: понятие о трех мирах, дерево, соединяющее три мира и понятие о девяти небесах. В якутском шаманизме виртуальность очень сложно структурирована, имеются критерии понятий добра и зла, качества поступков и т.д. Интересные разработки проделал Спиноза о природе творящей и природе сотворенной. Эти идеи перекликаются с синергетическими идеями о самоорганизующей и самотворящей роли материи.

Используя эти понятия, искали инварианты, которые существуют во всех религиях, чтобы выявить общее, которое объединяет все религии и составляет сущность религиозного сознания. Наш метод позволит исследовать религиозное сознание в полной мере, не убирая из него, то, что считалось ненаучным, бездоказательным и недоказуемым.

Религия неотъемлемый элемент жизни, её значение трудно оценить. Политика, культура и идеи западного мира в значительной мере сформировались под влиянием иудео-христианской традиции. Даже если человек неверующий, система его мышления, язык и общие представления несут на себе отпечаток религии, хотя её влияние не является самоочевидным. Множество племенных религий, древнескандинавские легенды, богатые традиции коренных обитателей Америки и эскимосов, религии ведьм и друидов и многих древних языческих культов, глубоко связанных с природой, - все они внесли свой вклад в обогащение эмоциональной, душевной и художественной жизни человечества.

Поэтому исследовать скрытое под внешней оболочкой, увидеть в религии то, что является одновременно и подлинным и рациональным.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Инвариантами религиозного сознания, выявленными в условиях глобализации являются: динамические равновесия (личность и конфессия), спиральная иерархичность, самоподобная эволюционность срединных путей.

2. Сформулирован многофакторный критерий деструктивности религиозного сознания, основанный на понимании и отношении к свободе, в котором свобода личности взаимодействует с окружающими людьми и окружающей средой во взаимодополнительном соответствии.

3. Выявлены глубинные аспекты этих традиционных народных верований, такие как троичность мира, взаимосвязь его уровней и их связь с общерелигиозными инвариантами в условиях современного глобапизующегося мира.

4. Планетарными аспектами религии народа саха является система отношений с природой, понятия о человеке, цели и ценности его, понятия о тонких структурах души и о трех кут.

5. Обосновано применение синергетических идей и принципов к религиозному сознанию различных уровней, благодаря выявлению самоподобия их уровней и их соответствия основным синергетическим принципам

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Курилкина, Валентина Николаевна, 2002 год

1.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.

2. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. -М.: Мысль, 1976,-188с.

3. Аксенов Г.П. О причине времени// Вопросы философии. 1996. №1. с.42-50

4. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1992.- 242с.

5. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири.-Новосибирск: Наука, Сиб.отд.-ие, 1980.-317с.

6. Мертон Р., Мид Д., Парсонс Т., Шюц А. Американская социологическая мысль. -М.:изд.МГУ. 1994.-96с.

7. Аммосова Т. П. Математические знания и представления якутов. -Якутск: Бичик, 1994.-72с.

8. Анатомия кризисов. М.: Наука, 1999.-237с.

9. Андреев Даниил. Роза Мира. М. Товарищество Клышников-Комаров и К, 1992г.-288с.

10. Антонов Н. К. Былыргы тюрк тыла. (Древний тюрский язык) -Якутск: нац.кн.изд., 1970.-136с.

11. Аржакова-Иванова Н. А. Сойуппат сыдьаана Мандар Уус Борис Неустроев (Немеркнущий талант мастера. Мандар Уус) -Якутск: изд. ЯГУ, 1998.-102с.

12. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. М.:Мысль, 1981.

13. Арнольд В. И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели//Природа. 1998. №4. с.3-14

14. Аронов Р.А. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? //Вопросы философии. 1988. №1. с.71-84

15. Аронов Р.А. К проблеме пространства-времени и причинном отношении в квантовой физике//Вопросы философии. 1984. №4. с.95-102

16. Артыков Т.А., Молчанов Ю.Б. О всеобщем и универсальном характере времени/ЛВопросы философии. 1988. №7. с. 134-140

17. Аршинов Вл., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты// Общественные науки и современность. 1993. №3. с.59-70

18. Асмус В. Ф. Античная Философия. М., Высшая школа, 1998 г.-400с.

19. Афоризмы Старого Китая, М.:Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991 г.-79с.

20. Ахиезер А. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1999. №1.

21. Ахиезер А. Россия как больное общество // Вопросы философии. 1993. №1. с.3-19

22. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры // Вопросы философии. 1992. №12. с.42-53

23. Ахундов М.Д. Пространство и время в структурной физической теории // Вопросы философии. 1978. №5. с. 153-163

24. Барулин B.C. Социальная философия. -М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999.-560с.

25. Безант А. Древняя мудрость. Новосибирск: ВО Наука. Сиб.издат.фирма, 1994.-295с.

26. Белов А.В. Секты, сектанство, сектанты. -М.: Наука, 1978.-152с.

27. Белый В. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994.-528с.

28. Берг Ш. Филипп. Введение в Каббалу. Перевоплощение душ. Межзвездные связи. Ростов н/Д: Феникс, 1995г.-576с.

29. Бергсон Анри. Два источника морали и религии. -М.: Канон, 1994г.-384с.

30. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989,-607с.

31. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х томах-М.: Искусство: ИЧП Лига. 1994.-541с.

32. Березин Ю.Е. Какая реальность сокрыта в мифах// Природа. 1998. №2

33. Беркли Дж. Сочинения. -М.: Мысль, 1978.-556с.

34. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. №7. с.34-44

35. Билгэ(Хотугу Тутул).- Дьокуускай: Кудук, 1999. 175 с.

36. Билюкина А. А. Языческие обряды якутов. -Якутск: ЯНЦ СО РАН. 1992.-82с.

37. Бисноватый -Коган Г.С. Порядок и беспорядок в астрофизике // Природа. 1996. №6. с.68-79

38. Блаватская Е. П. Тайная доктрина Е.П.Блаватской.-М.: КПМ Сиринь: ТТТ Интернешнл, 1993

39. Блинников J1.B. Великие философы. -М.: Изд.корпорация Логос, 1999.-432с.

40. Богданов А. Вера и наука // Вопросы философии. 1991. №12. с.39-87

41. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. -СПб.: Изд-во Лань, 1999.-224с.

42. Брагина К.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная ассимметрия мозга и индивидуальное пространство и время человека // Вопросы философии. 1978. №3. с.137-149

43. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. №4. С.112-129

44. Бубер М. Я и ты. -М.: Высш.шк., 1993.-173с.

45. Буддизм. Харьков: Фолио, 2001. - 992с.

46. Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992.-287с.

47. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.-415с.

48. Булгаков Сн.Н. Философия хозяйства.-NEW YORK: CHALIDZE PUBLICATIONS, 1982,-ЗЗОс.

49. Бундзен П.В. Некоторые методологические вопросы расшифровки мозговых кодов психических явлений // Вопросы философии. 1978. №9. С.83-91

50. Бэкон Ф. Новый Органон. -М.: Гос.соц.экон., 1938.-243с.

51. Бялко А.В. Конструктивность закона конкуренции // Природа. 1993. №1 I.e.

52. Бялко А.В. Распределение коэффициентов // Природа.1995. №1 I.e.51-63

53. Бялко А.В. Климат, кризисы, киотская конференция // Природа. 1998. №2.с.З-5

54. Васильев В. В. Кант, Юм и проблемы дедукции категорий // Вопросы философии. 1995. №4.107-115

55. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов.- Якутск: Нац.кн.изд-во Бичик, 1995.-224с.

56. Васильева Н. Д. Якутское шаманство. 1920-1930-е гг. -Якутск: ТДНСО МО РС(Я), 2000.-144с.

57. Введение в культурологию. -М.: ВЛАДОС, 1995-ЗЗбс.

58. Вебер Макс. Избранное. Образ общества. -М.:Юрист. 1994г.-704с.

59. Вейзе Д.Л. Листорасположение и числа Фибоначчи //Природа. 1996. №5.с.37-47

60. Великие Арканы Таро. -М.: изд-во ТОО Агенство «ДЕСОТ». 1994г.-168с.

61. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. №11 .с.3-29

62. Венгеров А.П. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. №4.с.55-69

63. Вениамин Игумен (Новик). Актуальные проблемы российского религиозного сознания // Вопросы философии. 1999. №2.с. 128-141

64. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. -М.: Наука, 1988.-520с.

65. Волков А. Радужная душа. -Воронеж, НПО МОДЭК, 1996.

66. Волчек Е. 3. Философия. -Мн.: ИП Экоперспектива, 1998.-343с.

67. Вригт Г.Х. фон. Философия техники Николая Бердева // Вопросы философии. 1995. №4.с.69-78

68. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. -М.: Республика, 1994г. -368с

69. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. №2.с.3-25

70. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. 1994. №2.с.99-106

71. Гараджа В. И. Социология религии. -М.: Аспект Пресс, 1996.-239с.

72. Гараджа В.И., Мчедлов М.П. Религия и современность // Вопросы философии. 1983. №10.с.159-160

73. Гегель Г.В.Ф. Философия права. -М.: Мысль,1990.-524с.

74. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В2-х томах. -М.:Мысль, 1977-573с.

75. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х томах. -М. Мысль,1975.-695с.

76. Гиляров А. Н. Мифологическое в экологии // Природа. 1992. №2.с.

77. Гиляров A.M. Экология в поисках универсальной парадигмы // Природа. 1998. №3.с.

78. Глазенапп Х.фон Буддийские таинства // Вопросы философии. 1994. №7.с.208-236

79. Гоголев П. Н., Прокопьева М. П. Иэйиэхсит ту сэр тусулгэтэ (Место куда спускается Иэйиэхсит) -Якутск: Бичик, 1993 .-32с.

80. Гончаренко Н.В. Проблемы расцвета и упадка духовной культуры // Вопросы философии. 1983. №7.с. 100-107

81. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для вузов.-М.: ВЛАДОС, 1999.-511с.

82. Горячкина Е. Синергетика и творческая синергия как моделирование космических первообразов // Общественные науки и современность. 1995. №2.с. 159-166

83. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. 1997. ЖЗ.с.90-102

84. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. -М, Танаис ДИ-ДИК, 1994.-544с.

85. Гумилев JI.H. Древние тюрки. -М.:Наука, 1967.-504с.

86. Гуссерль Э. Кризис европейских наук И Вопросы философии. 1992. №7.с.136-176

87. Дабыл. Сиэрдьит. -Якутск, 2001 -48с.

88. Даосизм. СПб.: Лань, 1998.-448с.

89. Данилевский Н.Я. Собрание сочинений в 10 томах.-М.:Изд.центр Терра, 1995

90. Декарт. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1989.-654с.

91. Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. 1991. №6.с.58-67

92. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. 1975. №5.с.133-145

93. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества // Вопросы философии. 1980. №1.с.124-134

94. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник.:-Нов. -ск: ЮКЭА, 1997.-830с.

95. Дубровский Д.И. Информационный подход к проблеме «сознание и мозг» // Вопросы философии. 1976. №11 .с.41-54

96. Дубровский Д.И. Категория идеального и её соотношение с понятия индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии. 1988. №1.с. 15-27

97. Дубровский Д.И. Проблема «психика и мозг» в свете категорий социального и биологического // Вопросы философии. 1982. №5.с.65-75

98. Душков Б. А. Психология типов личности. -М., Академический проект, 1999.-504с.

99. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд.-СПб.: Союз, 1998.-492с.

100. Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека // Вопросы философии. 1996. №12.с.48-61

101. Евсипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. 1994. №6.с.82-88

102. Заварзин А. Анти-рынок в природе // Природа. 1995. №3.с.46-60

103. Задорожнюк И.Е. Гражданская религия в США. Крах либеральных чаяний и триумф консерватизма// Вопросы философии. 1984. №1.129-134

104. Задорожнюк И.Е., Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США// Вопросы философии. 1982. №3.с. 160-161

105. Замошкин Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность // Вопросы философии. 1991. №2.с.3-12

106. Зверев С. Аман ос (Избранное). -Якутск: Якутсккнигоиздат, 1971г.-296с.

107. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х томах. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-544с.

108. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии //Вопросы философии. 1977. №7.с. 109-125

109. Жилина Е.В. Религия в политической жизни США // Вопросы философии. 1986. №12.с.155-156

110. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. -СПб.: Алатейя, 1994.

111. Иванов В. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.-428с.

112. Ивин А. А. Введение в философию истории,- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997 228с.

113. Игнатенко А. А. В поисках счастья. -М.: Мысль, 1989.-254с.

114. Игнатьева В.Б. Национальный состав населения Якутии (Этно-статистическое исследование).-Якутск, 1994.-144с.

115. Ильяхов П. Н. Из жизни великого шамана. -Якутск: Бичик, 1994.-72с.

116. Ильяхов-Хамса. Саха сирин хотугу норуоттарын эмчиттэрэ (Целители северных народнстей Якутии). -Якутск: Бичик, 1994.-64с.

117. Ионов В. Дух-хозяин леса у якутов. Сборник МАЭ. 1916. Т IV- 43с 3497

118. Исваран Экнат. Медитация. -М.: Сыновья и дочери, 1994.-224с.

119. История современной зарубежной философии: компаративисткий подход. 1-2 том.-СПб. :изд-во Лань, 1998г.

120. История современной зарубежной философии: компаративисткий подход. -СПб. :изд-во Лань, 1997г.-480с.

121. История Якутии XVII-XX веков:новые концептуальные подходы.-Якутск, АН РС(Я) ИГИ, 2000.-56с.

122. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. №9.с.91-102

123. Каган М.С. Время как философская проблема//Вопросы философии. 1982. №Ю.с.117-124

124. Камю А. Романы.-Ростов н/Д: Феникс, 1999.-336с.

125. Кант И. Критика чистого разума. -М.: Наука, 1998.-654с.

126. Капица П.Л. Синергетика и прогнозирование будущего. -М.: Наука, 1997,-283с.

127. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. -М.:Мысль,1984.-221с.

128. Карасев Б.В. Логарифмически нормированное распределение // Природа 1995. №11.с.41-47

129. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человека. -М.: Гардарика, 1998.-779с.

130. Кастанеда Карлос. Том 4-5. Сказки о силе. -Киев: София, Ltd, 1992-608с.

131. Кастанеда Карлос. Том 6-7. Второе кольцо силы. -Киев.: София, Ltd, 1992,-608с.

132. Кастанеда Карлос. Том 7-8. Дар орла. Огонь изнутри. Киев.: София, Ltd, 1993.-512с.

133. Кастанеда Карлос. Лекции и интервью. -К.:София, Ltd.,2000.-256c.

134. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М.: Академический Проект,2001.-314с.

135. Керибаев Н.С., Васильева Н.В. Проблема веры и знания в арабской философии//Вопросы философии. 1984. №11.с.170-171

136. Кимелев Ю.А. Философия религии. -M.:Nota bene, 1998.-422с.

137. Кимелев Ю.А. Феномен мистицизма и современная буржуазная философия религии//Вопросы философии. 1985. №8.с.140-148

138. Классическая йога. -М.: Наука. 1992.-264с.

139. Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. -Минск, 1986

140. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика начала нелинейного мышления//Общ.науки и современность. 1993. №3.с.

141. Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12.с.З-20

142. Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3.с.62-79

143. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика //Вопросы философии. 2001. № 6, стр.99-113

144. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии. 1991. №2.с.58-66

145. Кожевников Н.Н. От равновесия к равновесию. 1997

146. Кожевников Н.Н. История философской и религиозной мысли в свете концепций относительных равновесий. -Якутск, изд.ЯГУ,1996.-76с.

147. Кожевников Н. Н. Концепция относительных равновесий в природе. 1995.-85с.

148. Кондаков В. А. Санна уонна тыл ис кистэлэн куустэрэ. -Дьокуускай: Бичик, 1998.-128с. (Тайные силы мысли и слова, Якутск)

149. Кондаков В. А. Тайны сферы шаманизма. Часть четвертая. Духовное целительство. -Якутск: Бичик. 2000.-144с.

150. Кондаков В.А. Айыы ойууна (Шаман Айыы). -Якутск: Бичик, 1996

151. Корогодин В.И., Корогодина B.JI. Основа жизни информация // Природа. 1993. №1 I.e.

152. Косарев Б.В. Миропонимание язычников-мифы, обряды, ритуалы // Природа. 1993. №11.с.

153. Костюк В. Н. Изменяющиеся системы. -М.:Наука,1993.-344с.

154. Кочина П. Я., Саввинов Д.Д., Шморина О.И. и др. Простые отношения в природе. Пропорциональность, инвариантность и подобие. -М.: Наука, 1996.с.

155. Кондаков В. А. Ойууннаасын эйгэтин кистэлэннэрэ. -Дьокуускай: изд. ЯНЦ. 2000.-172с. (Тайны сферы шаманизма, Якутск)

156. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Том 1-2.-Якутск: Нац.изд-во РС(Я), 1992.-416с.

157. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды. -Якутск: Творческо-производственная фирма Север-Юг, 1992г.-318с.

158. Крапивенский С.Э. Социальная философия. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. -416с.

159. Кривошапкин А.И. Ытык танара танарасыта. -Якутск, 1997.-37с.

160. Кривошапкин А.И. Евразийский союз. -Якутск: Бичик, 1998.-240с.

161. Кришнамурти Дж. Свобода от известного. -К.: София, 1991.-88с.

162. Кромбет Г.Г. Проблемы философии национального самосознания // Вопросы философии. 1982. №6.с.44-52

163. Кругликов Р.И. О структурно-функциональной организации головного мозга в процессах памяти // Вопросы философии. 1978. №1.с.96-107

164. Кругликов Р.И., Мотивирование мозга. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии // Вопросы философии. 1988. №5.с.167-168

165. Кругликов Р.И., Шингарев Г.Х. Философские аспекты изучения деятельности мозга // Вопросы философии. 1984. №1.с. 156-158

166. Крымский С.Б. Контуры духовности. Новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. №12.с.21-28

167. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. -М.:Мысль,1979.т1-488с.

168. Кулаковский А. Е. Научные труды. -Якутск: Кн. Изд-во, 1979.-484с

169. Культурология в XX в. Антология. -М.:ЮНИОН, 1996.-144с.

170. Кун-дьыл эргиирэ. -Якутск: ГДНТ, 1992.-24с.

171. Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика-теория самоорганизации. -М.,1983.

172. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! //Вопросы философии. 1994. №7-8.С.72-81

173. Кьеркегор С. Страх и трепет. -М.: Республика,1993.-382с.

174. Кьеркегор Наслаждение и долг. -Ростов н/Д: Феникс, 1998.-414с.

175. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга вторая. Чистая карма. СПб.: АОЗТ Академия парапсихологии, 1995.-352с.

176. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга третья. СПб.: АОЗТ Академияпарапсихологии, 1996.-160с.

177. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга пятая. Ответы на вопросы. СПб.: АОЗТ Академия парапсихологии, 1999.-288с.

178. Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии. 1997. №3.с.80-84

179. Лебедев А.А. Последняя религия // Вопросы философии. 1989. №1.с.35-55

180. Левефр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. №7.с.25-31

181. Леви-Стросс Клод. Структурная антропология. 1983

182. Левич А.П. Субстиционное время естественных систем // Вопросы философии. 1996. №1.с.57-69

183. Лейбин В.М. Вера или разум? // Вопросы философии. 1988. №8.126-131

184. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. -М.: Мысль, 1983.Т2-686с.

185. Лесков Л. Катаклизмы в России в свете теории катастроф // Общественные науки и современность. 1994. №1.150-160

186. Лесков Л.В. Регулируемое развитие России: принцип хрупкости хорошего // Общественные науки и современность. 1996. №5.с. 142-151

187. Ливехуд Б. Человек в сообществе. —Калуга: Духовное признание, 1993.

188. Ливехуд Б. Социальное будущее. -Калуга: Духовное признание, 1993.

189. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. -М.:МысльД985.

190. Лолаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. 1996. №1.51-56

191. Ломов Б.Ф. Сознание, мозг и внешний мир // Вопросы философии. 1979. №.7с.64

192. Лосев А. Владимир Соловьев и его время. -М.: Прогресс, 1990-720с.

193. Лосев И.Н. Диалектика мифа // Природа. 1992. №2.с.

194. Лосева И.Н. Миф и религия по отношению к рациональному познанию // Вопросы философии. 1993. №7.с.64-76

195. Лосев А. Ф. Логическая теория числа // Вопросы философии, 1994, №11.с.81-134

196. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. -М.:Инсан, 1992г.-208с.

197. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. -М.: Республика, 1994-527с.

198. Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. 1997. №3.с.48-61

199. Макиавелли. Государь.-М.:Планета, 1990.-79с.

200. Малинецкий Г.Г Нелинейная динамика- ключ к теоретической истории // Общественные науки и современность, 1996, №4.с.98-112

201. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и «историческая механика» // Общ.науки и современность, 1997, №2.с.99-112

202. Малявин В. В. Чжуан-цзы. 1974

203. Мамардашвили М. Методологические проблемы научного исследования // Вопросы философии. 1986. №3.с.

204. Мамардашвили М.Н. Проблема сознания и философское призвание // Вопросы философии. 1988. №8.с.37-47

205. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб.: изд.-во Лань, 1997. -384с.

206. Маритен Жан. Философ в мире. -М.:Высш.школа, 1954.-192с.

207. Марсон Паскаль. 25 ключевых книг по психоанализу. -Челябинск: Урал LTD, 1999.-348с.

208. Марутаев М. Гармония как закономерность природы. Золотое сечение. М. 1990.

209. Марутаев М.А. О гармонии мира // Вопросы философии. 1994. №6.с.71-81

210. Махаров Е. М. Философия человеческого общества. М.: Мысль, 1999г. -336с.

211. Малинин В.А. Прогресс духовной культуры и философии // Вопросы философии. 1983. №8.с.85-94

212. Межнациональные отношения в регионе (по материалам ЯАССР) Сб.науч.трудов. -Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990.-148С.

213. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. №10.с.41-47

214. Мень А. В. История религий. В 7 t.-M.:EXLIBRIS,1991

215. Мень А.В. О Тейяре де Шардене // Вопросы философии. 1990. № 12.с.89-102

216. Мечковская Н. Б. Язык и религия. -М.: Агенство ФАИР, 1998.-352с.

217. Мец И.Б. Будущее христианства//Вопросы философии. 1990. №9.с.83-131

218. Митина О., Петренко В. Динамика политического сознания как прогресс самоорганизации // Общ.науки и современность. 1995. №5.с. 103-115

219. Митрохин J1.H. Религии «нового века» в США // Вопросы философии. 1982. №4.с.83-81

220. Митрохин JI.H. Понятие религии у Маркса // Вопросы философии. 1983. №8.с.44-58

221. Митрохин JI.H. Философия. Религия. Культура. Критический анализ современной буржуазной философии // Вопросы философии. 1984. №6.с. 163165

222. Митрохин JI. Философия и религия // Вопросы философии. 1989. №9.с. 1635

223. Митюгов В.В. Бывает ли наука христианской или языческой // Вопросы философии. 1995. №11.с.146-148

224. Михайлов В. Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий, 1995.-224с.

225. Михайлова Т. М. Труд как историко-философская проблема. М.: Akademia, 1998г.-96с.

226. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. -М.:Республика,1992.-255с.

227. Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент. -М.:Наука, 1979.-224с

228. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. №6.с.32-45

229. Моисеев Н.Н Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. №3.с.3-28

230. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989. №5.с.3-25

231. Моисеев Н.Н. Мир в XXI веке и христианская традиция // Вопросы философии. 1993. №8.с.З-14

232. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. 1989.№8.с.52-66

233. Мозг и разум. М.:Наука, 1994. 154стр.

234. Момджян К. X. Введение в социальную философию.-М.: Высш.шк., КД Университет, 1997.-448с.235. Монтень М. Опыты. 1992

235. Мчедлов М.П., Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса // Вопросы философии. 1984. №6.с.160-162

236. Мчедлов М.П. О современных процессах в религии // Вопросы философии. 1984. №2.с.141-155

237. Назаретян А. Истина как категория мифологического мышления // Общ.науки и современнность. 1995. №4.с. 105-108

238. Назаретян А. «Столкновение цивилизации» и «конец истории» // Общ.науки и современность. 1994. №6.с.140-146

239. Назаретян А. История эволюции морали: прогресс или регресс // Вопросы философии. 1992. №3.с.82

240. Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании, предварительные итоги // Общ.науки и современность. 1997. №2.с.91-98

241. Нанивская В.А. Анатомия репрессивного сознания // Вопросы философии. 1990. №5.с.47-60

242. Наумкин А. П. Калагия. -М.: А/О Прометей, 1993г. -352с.

243. Немецкая классическая философия. Том 1. Право и свобода. М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: изд-во Фолио,2000.-784с.

244. Немецкая классическая философия. Том 2. Разум и Воля. М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио,2000.-832с.246. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России // Вопросы философии. 1996. №12.с.3-32

245. Нигматуллин P.P., Овсянников М.Н., Рябов Я.Е. Фракталы: от узоров к движению // Природа. 1998. №2.с.61-71

246. Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? // Вопросы философии. 1991. №8.с.З-12

247. Николис Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека // Вопросы философии. 1997. №3.с.85-89

248. Никольский С.А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления // Вопросы философии. 1991. №2.с. 13-24

249. Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. -М.:МысльД990

250. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. -Минск, Беларусь,1992.-335с.

251. Ньыыкан: Норуот эмчитин тусунан ахтыылар. -Дьокуускай: (Воспоминания о народном целителе. Якутск) Бичик, 2001.-80с.

252. Овсянников А. Карл Поппер наш современный философ XX века // Вопросы философии. 1992. №8.с.40

253. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. М.: Ювента. СПб, 1998, 345с.

254. Онтология и эпистемология синергетики. -М.ИФРАН, 1997.-157с.

255. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3-4.

256. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? -М.Наука, 1991, 403с.

257. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. -М.:Радуга,1991.-629с.

258. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия искусства.-М. .Искусство, 1991.-558с.

259. Основы религиоведения. М.: Высш.шк., 1998.-480с.

260. Павлов А. Н.-Дабыл. Ыйдарынан туомнар. РДНТ, Якутск, 1994.-36с.

261. Памфилова Т.В. Философия и религия на зарубежном Востоке ХХв. // Вопросы философии. 1986. №9.с.55-94

262. Паньков А. Ф. Теория развития систем и системная теория логики. -Пермь, изд.МП Книга, 1993.-196с.

263. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.:Межд.педаг.академия, 1969.-640с.

264. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-СПб, изд.Союз, 1997.-256с.

265. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. -СПб.:Союз,1997.-282с.

266. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. №8.с.25-35

267. Платон. Собр.соч.в 4-х томах. М.: Мысль, 1993г.

268. Полис А.Ф. Социально-психические проблеиы изучения психического здоровья//Вопросы философии. 1978. №12.с.100-111

269. Полис А.Ф. Проблема соотношения социопсихической и биопсихической детерминации поведения человека // Вопросы философии. 1982. №1 .с.63-70

270. Попова М. А., Павлов А. Н. Саха угэсин торут ойдобулэ. (Основные понятия якутских традиций) -Якутск: Бичик. 2000.-80с.

271. Поппер К. Открытое общество и его враги. -М.:Межд.фонд Культурная инициатива, 1992.

272. Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии. 1992. №8,9,10.

273. Поппер К. Логика социальных наук// Вопросы философии. 1992. №10.с.65-75

274. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. №1.с.118-138

275. Портнягин И. С. Кут-сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре. -Якутск: изд. ЯГУ, 1995.-25с.

276. Портнягин И. С. Этнопедагогическое учение Айыы. Школа «Кут-Сюр». -Якутск: изд. ЯГУ, 1994.-70с.

277. Пригожин И., Стэнгэрс И. Порядок их хаоса. -М., Прогресс, 1986.-432с.

278. Пригожин И. Введение в термодинамику необратимых процессов. М. 1960

279. Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М. 1979

280. Пригожин И. От существующего к возникающему-М.:Наука, 1975, 328с.

281. Пригожин И. Постижение реальности // Природа. 1998. №6.

282. Пригожин И. От классического хаоса к квантовому // Природа. 1993. №11.с.3-11

283. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. №6. С.46-52

284. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. №8.с.З-19

285. Примаков Е.М. Ислам и процессы общего развития стран зарубежного Востока // Вопросы философии. 1980. №8.с.60-71

286. Прозоров Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. -СПб.: Изд.Дом Литера, 2000.-192с.

287. Радугин А. А. Философия. М.: Центр, 1997. 272с.

288. Разумовский О.С. Бихевиоральные системы. Нов.-ск, НаукаД993.-236с.

289. Раймон А. Этапы развития социологической мысли. -М.:Прогресс,1993,-606с.

290. Райнов В.Л. Неосознанные проявления психики в глубоком гипнозе // Вопросы философии. 1978. №4.с.107-114

291. Райх Вильгельм. Анализ личности. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999.-333с.

292. Ракитов А.И. Философская азбука бизнеса // Вопросы философии. 1991. №2.с.

293. Ратнер Я.В., Яковлев Е.Г. Искусство и мир религии // Вопросы философии. 1978. №9.с.171

294. Раушенбах Б.П. Логика троичности // Вопросы философии. 1993. №3.с.62-170

295. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1994 г.-336с.

296. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2 ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1995 г.-368с.

297. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3 ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1995 г.-736с.

298. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4 ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1995 г.

299. Религиоведение.-М.: Гардарика, 1998.-536с.

300. Розанов. В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.-624с.

301. Романова Е.Н. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления. Новосибирск, Наука, 1994,-159с.

302. Ротенберг B.C. Разные формы отношения между сознательным и бессознательным // Вопросы философии. 1978. №2.с.70-78

303. Рузавин Г.И. Синергетика и принцип самодвижения материи // Вопросы философии. 1984. №8.с.39-51

304. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. №8.с.63-72

305. Рудзитис. Р. Я. Братство Грааля. -Рига: Угунс, 1994.- 320с.

306. Русский космизм. Антология. -М.:Педагог-пресс, 1993.-365с.

307. Руэн. Суонистика-единая теория всего. -М.: 1991.-212с.

308. Рьюд М. Наука и религия по-прежнему война? // Вопросы философии. 1992. №2.с.36-57

309. Саввинов А. С., Аржакова Н. А., Алексеев В. И., Варламова Р. П. Саха торут культурата: Киси ис эйгэтэ (Якутская национальная культура: Внутренний мир человека) -Якутск: Бичик, 1996.-112с.

310. Самоорганизация в природе. -Томск: Изд.ТГУ. 1996.-230с.

311. Саха ойуунара (Якутские шаманы). -Якутск: КИФ Ситим, 1993 -80с.

312. Серошевский В. JI. Якуты. -М., 1993.-172с.

313. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. -М.: изд. Корп. Логос, 1996, 400с.

314. Соднам-Цзэмо. Дверь ведущая в учение. -СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1994г.-224с.

315. Сознание это парадоксальность к которой невозможно привыкнуть // Вопросы философии. 1989. №7.с.

316. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.: Высшая школа, 1996г. 400с.

317. Соколов Э. В. Введение в психоанализ. -СПб, 1998.: Лань,1998.-320с.

318. Соловьев Вл.С. Собр.соч.в 2 томах. Духовные основы жизни. ~ М.:Правда,1989.

319. Соловьев В. С. Оправдание добра. -М.: Республика, 1996.-479с.

320. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловеке. -СПб-Худож.лит. 1994.-524с.

321. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х т.-М.:Наука,1993

322. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. -М.:Политиздат,1992,-543с.

323. Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока РФ. Сб.науч.трудов. -Якутск, ЯНЦ СО РАН, 1992.-79с.

324. Спиноза Избранные произведения. -Р.на-Дону: Феникс, 1998г.-608с.

325. Суворов О.В. Сознание и Абсолют. М.: Логос, 1999.-192с.

326. Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989.-398с.

327. Сунь Ят Сен. Главы о прозрении истины. -М., 1993

328. Сухомлинова В. Системы «общество» и «природа»: разнообразие, устойчивость, развитие // Общ.науки и современность. 1994. №4.с.135-140

329. Тайные общества и секты. -М.:Литература, 1996 -623с.

330. Тартаковский Маркс. Историософия. -М.: Прометей, 1993.-336с.

331. Тибетская книга мертвых. -М.:ФАИР, 1998.-336с.

332. Тиллих Пауль. Избранное. Теология Культуры. -М.: Юрист, 1995г.-479с.

333. Тиллих П. Систематическое богословие. -СПб, Алетея, 1998.-508с.

334. Тихонравов Ю.В. Философия,- М.: ИНФРА-М, 1999.-269с.

335. Тойнби А.Д. Постижение истории. -М.:Прогресс, 1991.-730с.

336. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М.:Политиздат,1990.-622с.339. .Токарев С.А. Религия в истории народов мира. -М.:ПолитиздатД986,-575с.

337. Томпсон Мел. Восточная философия. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384с.

338. Томпсон Мел. Философия религии. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384с.

339. Торн К. С. Черные дыры и искривление времени: дерзкое наследие Эйнштейна // Природа. 1994. №10-11 .с.

340. ТорчиновЕ. А. Даосизм. -СПб. Лань, 1998г.-448с.

341. Трансдентальная медитация. Выпуск 1. -М.: МП Дерево жизни, 1991.-61с.

342. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. -М.: Наука, 1989.-328с.

343. Троицкий В.П. О неединственности натурального ряда чисел // Вопросы философии. 1994. №11.с. 135-140

344. Трубников Б.А.О законе распределения конкурентов // Природа. 1993. №11.с.48-50

345. Трубников Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения // Вопросы философии. 1978. №2.с.111-121

346. Тулмин Ст. Человеческое понимание. 1984

347. Тумусов М.С. Хотулу Тутул. -Якутск, 1998.

348. Тумусов Ф.С. Санга Саха Сирин сагахтара (Новые ростки Якутии) Якутск, Кудук,1997.-311с.

349. Тумусов Ф.С. В поиске своего будущего// Илин, 1995, №6

350. Турсунов А. Концептуальные и мировоззренческие основания космологической идеи Вселенной // Вопросы философии. 1978. №6.с. 112-124

351. Афанасьев-Тэрис Л.А. Айыы уорэгэ. -Якутск: Бичик. 1993 (Вероучение Айыы)

352. Угринович Д.М. Психология религии. -М.:Политиздат,1986.-352с.

353. Ударцев С. Ф. Кропоткин.-М.: Юрид.лит., 1989.-144с.

354. Уильям Дж. Многообразие религиозного опыта. -М.Наука, 1993.-432с.

355. Уильям Дж. Воля к вере. -М.: Республика, 1997.-430с.

356. Уледов А.К. Структура общественного сознания. -М.: Мысль, 1968.-324с.

357. Уоллес Эйли, Хенкин Билл. Искусство психического исцеления. -М.: Клышников, Комаров и К, 1994.- 221с.361. Упанишады. -М., 1967г.

358. Урманцев Ю.А. Тектология и общая теория систем // Вопросы философии. 1995. №8.с.14-23

359. Уткин К. Д. Сах сагаттан. -Дьокуускай: Бичик, 2000-288с.

360. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной лиературы. М.: Прогресс, 1991.-405с.

361. Файнберг E.JI. Интуитивное суждение или вера // Вопросы философии. 1991. №8.с.

362. Федоров Н.Ф. Сочинения.-М.:Мысль, 1982.-711с.

363. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. 1986

364. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-х т,-М.:Гос.изд.полит.лит.,1960.

365. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1998.-576с.

366. Философия. Конспект лекций. -М.:Приор, 1999г.-240с.

367. Философия. Справочник студента. -М.: Филол.общество СЛОВО, 1999,-672с.

368. Философия Культуры. -СПб.: Лань, 1998.-448с.

369. Философия истории/Под ред проф. А. С. Панарина. -М.: Гардарики, 1999,-432с.

370. Философско-религиозный и литературный альманах. Реверс. -СПб.: 1992г.-256с.

371. Франк С.Л. Введение в философию. -СПб.: АБРИС-КНИГ А, 1993.-96с.

372. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.:Республика, 1992.-510с.

373. Фрейд 3. Тотем и табу. -М.Юлимп, 1997.-446с.

374. Фрейд 3. Психоанализ и культура. -СПб.: Алетея, 1997.-295с.

375. Фрейд 3. Томас Вудро Вильсон. -М.Прогресс, 1992.-285с.

376. Фрейд 3. О клиническом психоанализе.-М.:Медицина,1991.-288с.

377. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. -М.:Педагог Пресс, 1993.-140с.

378. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения.-СПб.:Алетея, 1998.-251с.

379. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. -М. .Наука,1993.-171с.

380. Фрейд 3. Психология сексуальности. -Минск, фирма Прамеб, 1993.-159с.

381. Фрейд 3. Мы и смерть. -СПб.:Вост.евр.инст.психоан.,1994.-384с.

382. Фрейд 3. Художник и фантазирование. -М.:Республика,1995.-336с.

383. Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. -СПб.:вост.евр.инст.психоан.,1997.-387с.

384. Фрейд 3. Толкование сновидений. -СПб.:Алетея, 1998.-661с.

385. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. -Минск: ООО Попурри, 1997.-479с.

386. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. -М.Политиздат,1986.-703с.

387. Фромм Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. -М. .Прогресс. 1992 .-244с.

388. Фромм Э. Душа человека. -М.Республика,1992.-430с.

389. Фромм Э. Психоанализ и культура. -М.:Юристь, 1995.-623с.

390. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. -М.:Весь мир,1996.-139с.

391. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.:Назрань, ACT,1998.-568с.

392. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.:Назрань,АСТ,1998.-568с.

393. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1992. №3.с.134-147

394. Хайдеггер М. Время и бытие. -M.:Ad Marginen, 1993.-451с.

395. ХакенГ. Синергетика. -М. 1980

396. Хесс Реми. 25 ключевых книг по философии. -Челябинск: Урал LTD, 1999.-366с.

397. Холтон Дж. Что такое «Антинаука»? // Вопросы философии. 1992. №2.с.26-58

398. Хорунжий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. №5.с.26-59

399. Хорунжий С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. №6.с.53-68.

400. Хорунжий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999. №3.с.53-84.

401. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. -М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1997.-448с.

402. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 2. -М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1997. 528с.

403. Хрестоматия по философии. -М.: Гардарика, 1997.-576с.

404. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира.-М.:Высш.шк.,1999.-703с.

405. Черносвитов П.Ю. Избыточность как главный фактор эволюции // Природа. 1992. №3.с.

406. Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения в 3-х томах. -Л.: Госполитиздат, 1950

407. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии. -М. :Политиздат,1948 .-110с.

408. Шарден Пьер Тейьяр де. Феномен человека.

409. Шаронов В.В., Уледов А.Н. Духовная жизнь общества // Вопросы философии. 1981. №7.с.165-169

410. Шах Идрис. Суфизм. -М.:Клышников, Комаров и К,1996г.-446с.

411. Шварц JI. , Гельфанд И.М. Теория операторов в негильбертовом пространстве // Природа. 1998. №11 .с.

412. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М.: 1992.-572с.

413. Швейцер А. Упадок и восхождение культуры. Избранное. -М.: 1993.-512с.

414. Швейцер А. Культура и этика. -М.Прогресс, 1973.-342с.

415. Швырев B.C. Научная рациональность: проблемы критического осмысления//Природа. 1992. №3.с.

416. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. -М.: 1990.

417. ШелерМ. Избранные произведения. -М.:Гнозис, 1994.-490с.

418. Шеллинг. Избранные произведения в 2-х томах. -М.: Мысль, 1987.

419. Шестов Лев. Апофеоз беспочвенности. Ленинград, изд-во ЛГУ, 1991г.-216с.

420. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М.:Республика,1992.-447с.

421. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. -М.Наука, 1993.

422. Шохин В. К. Брахманисткая философия. -М.:Изд.фирма Восточная литература, 1994.-352с.

423. Шохин В.К. Санкхья-йога и традиции гностицизма // Вопросы философии. 1994 №7.с. 188-207

424. Шрейдер Ю. Сознание и его имитация // Новый мир. 1989. №11.с.244-255

425. Шпенглер О. Закат Европы. -М.:Мысль, 1998.-667с.

426. Штайнер Р. Социальное будущее. -Калуга, Духовное признание, 1993 431.Элиаде Мирча. Шаманизм: архаические техники экстаза. -К.: София,2000.-480с.

427. Энциклопедия восточного символизма. -М.: изд. АДЕ Золотой век.-1994,-432с.

428. Этнос: традиции и современность: Сб.науч. трудов. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994.-96с.

429. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы.- Новосибирск: Наука, 2000.-277с.

430. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. -М.: Наука, 1974г.-404с.

431. Юлина Н. С. Очерки по философии в США. XX век. -М.: Эдиториал УРСС, 1999.-304с.

432. Юм Д. Сочинения в 2 томах. -М.Мысль,1965.

433. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. -М.:Наука, 182с.

434. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии, 1988 №11.

435. Юнг К.Г. Синхронистичность. -Киев.Ваклер, 1997.-315с.

436. Юнг К.Г. Современность и будущее. -Минск:Университетское, 1992.-62с.

437. Юнг К.Г. Один современный миф. -М.:Наука, 1993.-190с.

438. Юнг К.Г. Либидо и его метаморфозы и символы. -СПб, Воет. евр. инст. Психоанализа, 1994. -414с.

439. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. -М.Наука, 1996.-267с.

440. Юнг К.Г. О современных мифах. -М.:Практика, 1994.-251с.

441. Юнг К.Г. Aion. -Киев, Ваклер,1997.-330с.

442. Яковлев В. Ф. Коновязь сэргэ. Часть 1-2. -Якутск: КИФ Ситим, 1993.

443. Яковлев Н. Н. Курууппа ойуун. Курууппа ойуун коруулэрэ. (Шаман Курууппа. Воззрения шамана Куруупы) -Якутск: нац.кн.изд. Бичик, 1993.-56с.

444. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.Политиздат, 1991.-527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.