Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Капустина, Ирина Витальевна

  • Капустина, Ирина Витальевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 241
Капустина, Ирина Витальевна. Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2004. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Капустина, Ирина Витальевна

Введение

Глава I. Рококо в Франции.

1.1. Зарождение стиля. Период 1680-1715 гг.

1.2. Эпоха оформления стиля. Регентство (1715-1730 гг.).

1.3. Период зрелого рококо (1730-1760 гг.).

Глава II. Эстетические категории стиля рококо.

II. 1. Пространство в эстетике рококо.

11.2. Понимание времени в рококо.

11.3. Представление о прекрасном.

11.4. Категория игры в рококо.

Глава III. Рококо в Германии.

III. 1. Политическая обстановка и художественные центры германского региона конца XVII - первой половины XVIII вв.

111.2. Барочно-рокайльная парадная резиденция как характерный архитектурный тип германского региона.

111.3. Летняя увеселительная резиденция. Типологические образцы дворцов рококо.

111.4. Немецкие рококо-парки.

111.5. Архитектура немецких церквей рококо.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии»

Стиль рококо возник во Франции на рубеже ХУП-ХУШ вв. и отметив собой всё предреволюционное столетие1 явился некоей вершиной развития аристократической европейской культуры, её последним взлётом. Рококо -это эпоха оформления этой культуры, когда всё ранее найденное и достигнутое ею, было, наконец, сведено в некую стройную систему обязательных норм этикета, правил хорошего тона, искусства дипломатии и галантного общения, словом была достигнута некая вершина стиля, когда сама жизнь во всех ее проявлениях от парадных ритуалов приемов гостей до интимных «тет-а-тетов» в будуаре, прогулок по саду и сервировки стола превращалась в произведение искусства, выверенное по сотням правил и отточенное во всех мелочах.

Это эпоха культуры элитарной и философствующей, играющей в либерализм, как в аркадийскую пастораль. Вспомним, что именно в атмосфере рококо были выпестованы таланты Вольтера, Дидро, Руссо и многих других деятелей французского Просвещения, блиставших в аристократических салонах Парижа, среди изысканной и галантной обстановки комфорта и утонченной светскости, так отличавшей французское просвещенное дворянство.

Как это нередко бывало в истории, аристократическая культура на пороге той трагедии, которой обернулась для неё Французская революция 1789 года, переживала свой удивительный и уже неповторимый расцвет. И это предощущение конца, быть может, и сообщило ей тот налет чувственности, экзальтированной изысканности, самоиронии и грусти, которые Освальд Шпенглер поэтически называл "счастьем души, осознающей свое последнее совершенство».2

Этот «высокий стиль» жизни европейской аристократии, воплотившийся в легких, изящных и сказочных формах рокайля был безвозвратно сметен событиями французской революции и мощным наступлением трезвого утверждающегося буржуазного миропорядка и как некое естественное самопроявление "ярчайшей духовности" и "безоблачной светскости" уже не был возрожден никогда. Его черты проглядывают в преувеличенно пышных декорациях историзма и эклектики, он появляется как воспоминание и полузабытый сон о Золотом веке в грезах модерна, ностальгию по нему мы находим в известных словах Талейрана" "Кто не жил до 1789 года, тот не знает сладости жизни".4

Рококо явилось первым стилем «малых форм», ориентированным не на государственную, либо религиозную сверхидею, а на человека, его масштаб, потребности, внутренний мир и внешние удобства. Развитие индивидуалистического начала стало одним из центральных процессов XVIII века, существенный вклад в который внесли и сентиментализм и предромантизм и усадебная культура английского палладианства, однако именно в рококо впервые была разработана целостная стилевая система, программно поставившая все виды искусств на службу потребностям личности.

Рококо открывает сферу чувственного и эмоционального, в индивидуальном восприятии частного человека, и объявляет её наиболее достойной внимания. Символическим образом само название рококо, происходящее от французского «гос» - скала, отсылает к водной стихии, скальным пещерам и гротам — то есть архетипическим женским символам таинственного первозданного мира эроса, эмоциональных и чувственных переживаний, подсознательного царства снов и мечтаний. Не случайно ведущими женскими образами искусства рококо становятся нимфа и Венера.

Рококо всегда выделяет из окружающего большого мира камерную область приватного, частного. Мы найдем её и в клавесинных пьесах Франсуа Куперена, и в совсем не героических перипетиях героев романов аббата Прево, Пьера Мариво, Шадерло де Лакло, и в убранстве миниатюрных салонов, будуаров, гостиных, и в очаровательных безделушках фарфоровых кабинетов и в тысяче других, доведенных виртуозностью исполнения до уровня высокого искусства, мелочей.

Парадоксально сочетая чувственное начало с удивительной рациональностью, свойственной просветительскому веку, стиль рококо детально разрабатывает шкалу чувственных переживаний человека, исследует тонкости его настроений, все виды его удовольствий. Слова из трактата Франсуа Куперена «Искусство игры на клавесине: «То что трогает меня я предпочитаю тому, что поражает»5 и сентенция из «Рассуждения о счастье» мадам дю Шатле: «. .в этом мире мы лишь за тем, чтобы доставлять приятные ощущения и чувства самим себе»6 прекрасно иллюстрируют характер этого кардинального поворота от эстетики масштабного и государственного к эстетике личного, индивидуального, чувственно-интимного, который явился поистине эпохальным, знаковым для дальнейшего развития европейской культуры.

Однако это значение рококо до сих пор остается недостаточно оцененным. Более того, стиль рококо до сегодняшнего дня является, пожалуй, одним из наиболее дискуссионных явлений в искусствознании, оцениваемым крайне неоднозначно. Долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма. И хотя на протяжении последних десятилетий вышел ряд убедительных публикаций, отстаивающих «полноценность» и самодостаточность рококо,7 и сегодня такое авторитетное издание как английский «Словарь Искусств» 1996 года, продолжает очень осторожно интерпретировать рококо, прежде всего как декоративный стиль оформления интерьеров, признавая его влияние на архитектуру лишь в германском регионе.8

Главной целью предпринимаемого исследование является анализ рококо как самостоятельного историко-культурного феномена, проявившего себя во всех видах искусства во многих странах Европы во всей полноте стилеобразующих категорий. Рококо - целостная стилевая система, основанная на определенных мировоззренческих, эстетических и философских установках, не только не тождественных барокко или классицизму, но часто прямо им противоположных.

По нашему мнению рококо так же является центральным эпохальным стилем XVIII столетия, сконцентрировавшим в себе весь спектр наиболее знаковых открытий, достижений и прозрений эпохи. При этом рококо отнюдь не исчерпывает собою все стилистическое многообразие европейской культуры XVIII века и даже двух первых его третей, где затянувшееся барокко, сентиментализм, ранний неоклассицизм и предромантизм вместе образуют сложную причудливую смесь.

Еще Б.Р. Виппер одним из главных критериев определения полноценного проявления стиля выдвинул его проявленность в архитектуре: «.если признаки единого стиля не находят своего полного, недвусмысленного выражения в архитектуре, это значит, что в данном случае нельзя говорить о стиле времени».9 Долгое время, особенно в отечественном искусствознании, само наличие развитого типа архитектуры рококо, имеющего собственные самостоятельные характеристики, ставилось под сомнение; возможность архитектуры рококо допускалась лишь в формах миниатюрных парковых павильонов, способных к существованию только в структуре крупного дворцово-паркового ансамбля. В нашем исследовании делается попытка представить картину формирования архитектуры рококо как самостоятельного художественного типа, имеющего выраженные характерные признаки и в процессе своего развития претерпевающего определенную эволюцию.

Различные виды искусства на разных этапах формирования рококо лидировали в утверждении новой эстетики: на этапе генезиса это были литература и музыка, в период зрелого рококо на первый план вышли декоративные искусства и, прежде всего, фарфор, которые оказали огромное влияние на другие области художественного творчества. Произошла некоторая перестановка акцентов и «большие» искусства теперь во многом стали испытывать влияние «малых». Поэтому для более убедительной иллюстрации тех или иных стилевых характеристик рококо нами используется художественный материал в широком культурологическом охвате, включающий литературу, музыку, театр, парковое искусство, мебель, фарфор.

Поскольку стиль рококо - слишком широкая тема, неизбежно автору пришлось акцентировать какие-то одни её аспекты, в неизбежный ущерб другим, еще ждущим своего исследования. Этим обстоятельством обусловлена имеющаяся в диссертации асимметричность - раздел, посвященный искусству Франции значительно объемнее материала по Германии, что обусловлено стремлением проанализировать этапы развития стиля рококо и его характерные черты, прежде всего в его первоначальном «классическом» французском варианте, ставшим образцом для многочисленных последующих подражаний.

С другой стороны интернациональное рококо оказывается способным открывать совершенно новые области проявления стиля и ставить новые акценты по сравнению с явившейся его родиной Францией. И здесь Германия дает особенно яркий, полный и масштабный пример расцвета рокайльного искусства, причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Так именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Все эти соображения побудили диссертанта добавить главу о Германии, схематично представляющую основные линии развития искусства рококо в архитектуре и парковом искусстве, прежде всего как пример особенно яркого интернационального варианта стиля, оказавшего огромное влияние на развитие рококо в Восточной Европе и России. Своеобразие немецкого рококо, его отличие от французского образца, главные направления его развития и открываемые им новые возможности составляют главное содержание этой главы, отнюдь не претендующей на полноту раскрытия всей темы немецкого рококо, требующей отдельного монографического исследования.

Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы границ и периодизации стиля. Результаты данного исследования говорят в пользу того, что во Франции рококо как развивающийся эпохальный стиль, активно открывающий новые пути в искусстве существует на временном отрезке с 1680 по 1750-е года, причем основной его расцвет приходится на 1730-е годы. В то же время присутствие стиля рококо, рядом с утверждающимся неоклассицизмом во французской культуре вплоть до 1789 года несомненно, хотя оно уже более не было стилеобразующим и не ставило новых проблем. За этот, охвативший столетие период, стиль рококо пережил несколько этапов развития. И стиль эпохи регентства и «живописная манера» зрелого рококо дают разные эстетические эффекты, хотя и оперируют одинаковым набором художественных средств, сохраняют единую формообразующую основу и являются просто разновременными фазами развития одного и того же стиля.

В интернациональном же рококо и, прежде всего в Германии и Австрии, а вслед за ними - в странах Восточной Европы и России, расцвет стиля приходится на 1740-50-е годы, и здесь отсутствует столь четкая выраженность каждого этапа: черты Регентства и зрелого рококо вполне могут сосуществовать вместе, образуя своеобразный симбиоз.

В представлении о рококо на сегодняшний день наиболее слабым местом остается отсутствие четкой системы общих для всех видов искусства критериев, позволяющих отличать искусства рококо от барокко и классицизма. Прежде всего, это касается отечественного искусствознания.

Но и исследования зарубежных ученых преимущественно сосредоточены либо на региональных чертах рококо, либо ограничиваются его анализом в какой-то конкретной области - архитектуре, живописи, интерьере, музыке или литературе. В диссертации предпринимается попытка ввести определенные параллели развития рококо в разных областях искусства, для выявления единых стилевых признаков, и на этой основе выработать некоторые общие критерии для формального анализа памятников рококо.

Представляемая работа ни к коей степени не претендует на исчерпывающую интерпретацию стилистической проблематики рококо, но скорее предлагает открыть эту тему для дальнейшего обсуждения в отечественной науке и наметить её наиболее перспективные направления.

Этимология и основы формообразования «рококо».

Первое зафиксированное письменное упоминание термина «рокайль», применительно к обозначению специфического типа орнамента относится к 1736 году, когда французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон «Сын» опубликовал альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль и картелль». Слово «картелль» - картуш применялось еще в эпоху барокко, но слово «рокайль» было тогда новым. Корень термина «рокайль» - «гос» (франц.) - буквально переводится как скала, утес, камень. Он отсылает к парковым павильонам-гротам, стилизованным под естественные пещеры и украшенным раковинами, улитками и лепным декором в виде переплетающихся стеблей морских растений, которые были известны еще с позднего Ренессанса.

Так что слово «рокайль» буквально обозначает стилизованный декор, использующий разнообразные органические мотивы флоры и фауны подводного мира. Чуть позже, по ассоциации с французским словом «барокко», к термину «рокайль» было присоединено характерное окончание «-око», в результате которого получалось уменьшительное слово «рококо», изначально применяемое в несколько иронически-насмешливом смысле. В

1750-х годах в парижских салонах слово «рококо» становится уже устойчивым термином. Здесь говорят о «манере рококо», правда, еще в шутливом тоне.

В период преобладания классицизма, в конце XVIII в. слово «рококо» приобретает уже определенно негативную, пренебрежительную окраску, как в свое время слово «готика» у Джорджо Вазари. Рококо считали неклассическим стилистическим направлением, возникшим на фоне непрерывной линии развития французского классицизма в результате примеси итальянского барокко. Тогда же термины «рокайль» и «рококо» стали в более широком смысле синонимами вообще всякой странной причудливой формы, ими обозначали всё извивающееся, вычурное и неспокойное.

Широкое научное употребление слово «рококо» получает лишь с середины XIX века, после того как в 1842 году его официально признала Французская Академия, введя в свой словарь терминов в дополнительном томе к «Словарю французской Академии», где он характеризовался как декоративный орнамент эпохи Людовика XV - начала эпохи Людовика XVI. Тогда же термином «рококо» стали обозначали всю рафинированную культуру этого периода. Понятие «рококо» как искусствоведческую категорию впервые утвердил немецкий историк А. Шпрингер.10

В разные периоды также бытовали параллельные эпитеты «зимнее барокко» - по аналогии с близким рокайльной орнаментике причудливым морозным узором на стекле; «ультрабарокко», «экстремальное барокко», «французское барокко», «стиль Помпадур». Во Франции рококо стало так же одним из «королевских» стилей, называемых по именам французских королей Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI. Существуют региональные эпитеты типа «елизаветинское рококо», «георгианское рококо», «венское рококо», «саксонско-варшавское рококо», «франконское», «ансбахское рококо» и т.д. В музыкальной терминологии утвердился эпитет «галантный стиль».

Главный формальный признак рококо - изогнутая линия, напоминающая очертания стилизованной морской раковины, причудливый завиток с двойным S и С- образным изгибом. При этом трактовка морской раковины чрезвычайно многообразна: то она распускается, словно волнистый веер или павлиний хвост, то распадается на отдельные волнообразные, причудливо изгибающиеся желобки, то предстает как неправильной формы картуш. В результате стилизации раковина превращается в условный, абстрактный орнамент - «рокайль», дополняющийся стилизованными волнами и хрящевидными сочленениями, образуя многочисленные вариации. Несмотря на то, что собственно S-образный рокайль в орнаменте, как закрепленная декоративная форма, окончательно сформировался лишь к 1730-м годам, мотив волны появляется во всех областях изобразительных искусств гораздо раньше - получив отражение в плане зданий, линий фасадов, мебели, каминов, декоративно-прикладных изделий.

Кроме собственно рокайля, стиль рококо имеет ряд других общих для всех видов искусств формальных признаков, связанных с масштабом, композицией, пространственным решением, колоритом и смысловыми интерпретациями, о которых пойдет речь в представляемом исследовании.

Критика XVIII века о рококо

Первым упоминанием об искусстве «рококо» в исследовательских работах можно считать «Курс архитектуры» 1772 г. Жака-Франсуа Блонделя, где автор использовал термин «Жанр питтореску» (живописная манера) по отношению к творчеству Ж.О. Мессонье.11 В целом позитивно оценивая манеру Мессонье, Блондель в духе традиционных классицистических суждений Дидро и саксонского классицизма, считает её своеобразным «отростком» стиля барокко.

В 1734 году периодическое издание «Меркурий де Франсе» охарактеризовало гравюры «Книги орнаментов» Мессонье, представлявшие под общим названием - «рокайль» фантастические формы фонтанов, ручьев, водопадов, раковин и архитектурных фрагментов как своеобразный апофеоз причудливой манеры». То есть по отношению к формам рококо был употреблен термин всегда ассоциировавшийся, прежде всего, с искусством барокко. «Барокко - высшая точка причудливого» - писал Франческо

12

Милициа в 1797 году. Подобная терминологическая путаница, и отсутствие какой-либо дифференциации между понятийным аппаратом барокко и рококо очень характерна для всего XVIII и начала XIX века.

С начала своего возникновения новый стиль не развил собственной теории и не дал сам себе какое-либо название. Более того, с момента своего появления как во Франции, где этот стиль зародился, так и в Германии, где он получил необычайно широкое распространение, искусство рококо имело сильнейшую оппозицию и подвергалось жесточайшей критике. Первые попытки какого-либо анализа рококо велись исключительно с классицистических позиций, и отличались крайней субъективностью и негативностью оценок.

Так в 1742 году некто Райффштайн, друг и последователь Иоганна Иоахима Винкельмана заявлял в «Новом книжном своде наук об изящных искусствах» Иоганна Кристофа Готшеда: «В этих диких, противоестественных образах натуральное и искусственное соединено самым невозможным способом в абсолютно произвольное, лишенное каких-либо правил целое. К стыду искусства и нынешнего блестящего века, придя к нам из Франции, эти образцы были введены в роскошные здания и живописные произведения, и теперь из Аугсбурга и Нюрнберга распространяются по всей Германии».13

Для обозначения причудливого, гротескового и асимметричного в новой орнаментике, в Германии пользовались выражением Грилленверк (Grillenwerk) — немецким аналогом итальянского слова «каприччио». Гравюры орнаментов из Аугсбурга явились первыми немецкими образцами этого жанра, получившими со стороны классицистов почти ругательное прозвище: «Аугсбургский дурной вкус».

Так в статье, появившейся в 1770 году на страницах «Meusels Miscellaneen», автор - некий ректор Мертенс, осуждает повсеместное распространение рокайльных орнаментальных форм: «Уже долгое время у нас чрезвычайно любимы выкрутасы-завитки. Выполненные в подобной манере статуи и памятники выглядят так, будто они корчатся от коликов в животе или собираются танцевать менуэт, вместо того, чтобы пробуждать в душах серьезные, глубокие размышления».14

О новых принципах искусства «Grillenwerk» в архитектуре Ж.-Г. Фюнк в своей работе «Наблюдения за соблюдением вкуса» (1747) писал: «Вместо необходимой устойчивости внешний облик здания производит впечатление слабости, хрупкости, картонности материала, не способного что-либо подпирать или нести какой-либо груз.,и как бы самим своим характером более всего способствующего саморазрушению».15

Рококо в оценке критиков XIX века

Собственно лишь к середине XIX века появляются первые объективные, научные работы, занимающиеся изучением рококо как стиля. Все они единодушно трактовали рококо как позднюю фазу искусства барокко, являющуюся результатом распада, разложения уже безнадежно деградирующего стиля. Рококо так же интерпретировалось исключительно как явление декоративного искусства, не имеющее отношение к архитектуре.

Первым серьезным шагом к пониманию стиля как всеохватывающего синтеза искусства стала работа немецкого ученого Якоба Буркхардта 1843 года. Он подчеркивал наличие новых принципов формообразования в рококо, вырастающих из полного разложения и отрицания классических законов.16 Эту концепцию Я. Буркхардта полностью поддержал другой

1У крупный немецкий исследователь Вильгельм Любке. Благодаря Буркхардту были определены «основные законы» и этапы в истории развития стилевых форм, согласно которым рококо объявлялось всеобщим синонимом для обозначения любого периода распада, позднего заключительного этапа в развитии всех времен и стилей. Так, наличие фазы рококо предполагалось в романском, готическом, а позже и в античном искусстве.

Для Готфрида Земпера, автора знаменитого труда «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика» 18601863 годов, стиль рококо служил нагляднейшим примером, иллюстрирующим его теорию происхождения стиля из материала. В соответствии со своей идеей «художественного ремесла», как того общего, что объединяет все виды искусств и своей концепции происхождения всех искусств из первоначальной «технической деятельности»: ткачества, керамики и т.д., Земпер заявил о тесной связи генезиса стиля рококо с изобретением европейского фарфора в Мейсене. Он ввел применительно к рококо свой термин «тканый стиль», подчеркивающий его исключительную декоративность.18 Земпер так же подчеркивал «натуралистический», восходящий к живым органическим формам, характер искусства рококо.

Земперовскую теорию «натурализма», органической природы стиля рококо поддержал англичанин Джессен своей публикацией 1894 года.19

Иной вариант первоосновы рококо, в рамках все той же земперовской концепции происхождения искусств из технической деятельности, предложил в 1873 году А. фон Цан. В отличие от Земпера, он делал акцент на пластичности рокайльного декора и возводил природу этой пластичности к использованию модного тогда материала стука.20

В конце XIX века Г. Вёльфлин пришел к оценке стиля рококо как производного конкретной социально-экономической эпохи и результата нового понимания архитектоничности и декоративности.21

Иное, эссеистское, художественное и эмоциональное направление в трактовке искусства XVIII века, начало свою жизнь с работы братьев Эдмона и Жюля де Гонкур «Искусство XVIII века» 1873-1874 годов, открывшей к тому же множество новых источников стиля.

В отличие от точки зрения на рококо, как некую завершающую фазу либо барокко, либо французского классицизма, лишенную характеристик самостоятельного стиля, братья Гонкуры на первый план вывели, прежде всего, уникальную, приносящую эстетическое наслаждение изысканную атмосферу, присущую именно искусству рококо. Гонкуры объявили, что стиль рококо, помимо объективных тектонических, имеет субъективные, эстетические «законы» и характеристики. «Ватто обновил природу очарования. Грация, которую мы встречаем в его произведениях, не есть продолжение античной грации - определенной и осязаемой красоты мраморно-совершенной Галатеи. Это исключительно пластическое волшебство и материальный блеск Венеры. Это некий неопределенный аромат, намек, которые придают женщинам их обаяние, кокетство и обольстительность, и который гораздо больше, нежели красота исключительно телесная. Сущность этого различия в улыбке контура, душе

22 формы, одухотворенности лица» - писали они.

Таким образом, Гонкуры ввели в терминологический аппарат определения стиля такие трудно поддающиеся рационализации категории, как шарм, обаяние, соблазн, прелесть, игра. Примечательно, что братья Гонкуры были современниками и начинателями художественного направления, получившего название «Второе рококо», наиболее ярко проявившегося в Германии периода Грюндерства 1871-1873 годов и впервые открывшего в рококо источник прекрасного, чувственного, земного и светского искусства.

Рококо в историографии XX века

В работах 1-й половины XX века продолжали преобладать сформировавшиеся к концу XIX века две основные, противоположные друг другу позиции. С одной стороны это совершенствование классификации и знаточеского инструментария, с другой - развитие эссеистского направления в традиции Гонкуров.

Уже на рубеже XIX-XX веков большинство ученых признавали самостоятельность стиля рококо, но полностью отрицали его новое, революционное отношение к тектонике и стереометрии архитектуры, а так же его пластико-органическую фактуру, признавая за ним лишь разрушающий тектонику принцип живописности. Наиболее последовательно подобную концепцию изложил немецкий искусствовед Август Шмарсов в своей работе «Барокко и рококо», изданной в Лейпциге в 1897 году, в которой он предпринял первые попытки научного анализа стиля.23 Августа Шмарсова, наряду с Робертом Домом и Корнелиусом Гурлиттом, можно считать и основоположником истории стиля рококо, хотя он и пренебрегал его французскими истоками. Природу контраста между формами барокко и рококо, Шмарсов охарактеризовал как пластичность против живописности.

Противоположную теории Шмарсова концепцию выдвинули французский искусствовед Э.Баярд в своей работе «Искусство распознавания стилей: стиль Регентства и стиль Людовика XV», изданной в Париже в 1913 году, и ученик Г.Вёльфлина П.Франкль в работе «Основные этапы развития зрительного образа в новой архитектуре», изданной в Лейпциге.24 Они провели фундаментальный анализ основ стиля рококо, рассматривая не только его живописность, но и совершенно новые принципы динамичного формообразования пространства и массы.25 Эту теорию поддерживает посвященная архитектуре XVII и XVIII века работа 1915 года М. Вакернагеля.26

Тем не менее ряд крупных исследователей продолжали настаивать на теснейшей связи рококо с барокко. О безусловности этой связи в 1913 году заявил немецкий профессор К.Вёрман в своей «Истории искусств всех времен и народов», изданной в С-Петербурге, он даже назвал рококо «дочерью барокко». Так же А. Бринкманн в работах 1920-х годов использовал в анализе рококо некоторые концепции пространства и пластики, которые он применял по отношению к барокко, хотя тогда он еще признавал рококо как самостоятельный стиль в изобразительном искусстве и архитектуре. Однако уже в 1940 году он уже определял рококо как исключительно органическое продолжение стиля барокко.

Схожей концепции придерживался Ханс Розе, стоявший на позициях полного отрицания какой-либо самостоятельности стиля рококо. В своей работе «Позднее барокко» 1922 г. он анализировал рококо исключительно в барочных терминах, при этом всю рокайльную обстановку королевских дворцов Европы первой половины XVIII он отнес к сфере классицизма. Исходя из положений Я.Буркхардта и Г.Вёльфлина, Х.Розе попытался дополнить вёльфлинскую пару противоположностей «Ренессанс-Барокко» доказательством того, что развитие барокко привело его в XVIII веке обратно к классицизму.

Яркую попытку осмыслить рококо в культурологическом и историческом аспекте, сделав его одним из центральных пунктов своей циклической теории развития историко-культурного процесса, продемонстрировал немецкий философ Освальд Шпенглер. В своем капитальном труде 1918 года «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории», написанном в блестящей эссеистской манере, именно XVIII век, он объявил вершиной развития европейской культуры, ярчайшей осенью, богатой плодами и последней роскошной красотой. Стиль рококо становится для него воплощением «сияющих осенних дней» европейского стиля и всей европейской культуры, в которых «отражается счастье души, осознающей свое последнее совершенство»30.

При удивительном чувствовании очарования искусства рококо, Шпенглер совершенно не признавал его французских корней, для него рококо — это, прежде всего искусство германского региона, проявившееся в архитектуре Дрездена, Потсдама, Вюрцбурга и Вены, в музыке Моцарта и Гайдна. «Дрезден и Вена - родина этого позднего и быстро угасающего чудесного мира зримой камерной музыки, изогнутой мебели, зеркальных комнат, буколических стихов и фарфоровых групп. Это последнее, залитое осенним солнцем, совершенное по стилю выражение западной души» - писал он.31

Эссеистский метод широкого художественного осмысления стиля рококо привел так же к ряду значительных монографий, посвященных живописи. Это, прежде всего работы Андре Мишеля, Пьера де Ноляка, Жоржа Вильденштайна и Флоренс Ингерзоль-Шмоуз. Наибольшим успехом в этом ряду явилась работа о Ватто Муши Айзенштадта 1930 года, представляющая анализ новизны и своеобразия содержания эпохи регентства и зрелого рококо.32

Нельзя не отметить тот значительный вклад, который внесли в изучение истории стиля рококо немецкие исследователи. Возможно, это обусловлено тем фактом, что в наибольшем количестве памятники рококо сохранились именно на территории Германии и входящих ранее в сферу ее влияния областей.

К наиболее значительным работам немецкой искусствоведческой школы относится, например, монументальная монография Германа Шмитца 1922 года «Искусство и культура Германии в XVIII в.», в которой автор на примере памятников австрийско-германского региона, подробно рассматривает специфику проявления барокко, рококо и классицизма в архитектуре и интерьере, самых разнообразных видах декоративно-прикладного искусства.33 Шмитц определяет начало немецкого рококо 1740-м годом - годом коронации Марии-Терезии и Фридриха Великого. Большое место в этой работе отведено политической и социальной ситуации Германии в XVIII столетии, ведущим архитектурным школам и мастерским. Так же автор останавливается на таком вопросе, как специфика проявления духа католицизма в искусстве немецкого барокко и рококо.

Другой значительной классической работой представляется фундаментальное издание Адольфа Фёльнера 1923 года «Баварское рококо», включающее подробную опись и планы архитектурных памятников рококо Баварии, а так же огромный иллюстративный материал.34 Автор прослеживает различные влияния французского и итальянского искусства на формирование специфического «баварского» стиля. Кроме того, работа Фёльнера открыла совершенно новое перспективное направление, по существу явившись первой попыткой исследовать социальные корни рококо.

В том же 1923 году немецкими исследователями был издан монументальный труд, посвященный литературе европейского рококо: «Дух и нравы рококо», представляющий собой обширную хрестоматию, включающую отдельные литературные произведения и подробные биографические сведения обо всех европейских авторах, имеющих отношение к стилю рококо.35

Новый этап в исследовании рококо начинается с издания в 1943 году фундаментального классического труда американского ученого Фиске Кимбела «Сотворение рококо».36 Французское переиздание вышло в 1949 году в Париже под новым названием «Стиль Людовика XV: возникновение и развитие рококо» и включило значительные дополнения. Кимбел впервые обоснованно определил границы стиля и сферы его влияния, а так же проделал огромную работу по атрибуции художественного материала, тщательно сопоставив произведения французских архитекторов и декораторов, в том числе невоплощенных, оставшихся на бумаге рисунков и проектов. Таким образом он идентифицировал основных художников в истории развития рококо во Франции.

Им была определена и обозначена ведущая сфера искусства этой эпохи - внутреннее пространство и декорация интерьера, которую Кимбел считал областью наиболее убедительно иллюстрирующей самостоятельность стиля рококо. В частности, именно Кимбел указал на Жана Берена (1640-1711), как на одного из родоначальников французского рококо, утверждая, что в декоре Берена «мы пророчески встречаем те формы, которые в дальнейшем станут

Я 7 основными элементами рококо». Он аргументированно и решительно выступил против мнения, что рококо является заключительной фазой итальянского барокко и против мнения, что оно возникло как реакция на барокко. К сожалению, специфика его представлений и частичное смешение понятий стиля и стилевого генезиса препятствовали осмыслению рококо как стиля вышедшего за пределы Франции.

В 1960-х годах к проблеме рококо обращается французский философ л о

Ф.Мингвет. В своей монографии «Эстетика рококо», изданной в Париже в 1966 году, он исследует философско-эстетический ракурс стиля и многообразие его проявлений в самых разных видах художественного творчества.

Удивляет крайняя неустойчивость оценки рококо, часто у одних и тех же авторов, как будто стиль имел способность поворачиваться все время совершенно разными своими гранями и ракурсами. Противоречивость оценок рококо в разные годы была характерна для А. Бринкмана, другой известный немецкий искусствовед профессор Николас Пёвзнер в 1950-х годах рассматривал рококо как эпохальный стиль, а в 1966 году уже отрицал, что рококо вообще можно считать стилем. В связи со своей концепцией о «великом водоразделе в западном мышлении», он растворил рококо в общих имевших место стилистических трансформациях эпохи.39

Тем не менее, в том же 1966 году Ханс Зедельмайр и Герман Бауэр в «Универсальной энциклопедии искусства» заявили, что значение термина рококо не ограничивается только орнаментом и декором, но охватывает все виды искусства в Европе 1-й пол. XVIII в. В вышедшем в том же 1966 г. «Словаре архитектуры» издательства «Пингвин» за рококо признается статус полноправного стиля.

Начиная с 1960-х годов, выходит большое количество богатых разнообразным документальным материалом работ, посвященных искусству рококо в отдельных княжествах Германии, их региональной специфике и наиболее прославленным мастерам. Несомненно, они явились существенным вкладом в создание общей картины многообразия проявления стиля. К наиболее значительным можно отнести, например, сборник, вышедший под редакцией Герберта Шиндлера в Мюнхене в 1969 году «Декорации рококо», второе дополненное издание которого вышло в 1989 году под названием «Рококо в Баварии».40 Большое место здесь отводится мюнхенской архитектурной школе рококо, главной фигурой которой был Франсуа Кювилье, а так же таким мастерам стиля как архитектор Иоганн Батист Циммерман и скульптор Франц Игнац Гюнтер.

В этом же ряду находится монография Тило Эггелинга «Исследования по фридерианскому рококо», преимущественно посвященное рисункам и проектам Георга фон Кнобельсдорфа, а также памятникам Берлина и Потсдама;41 работа Хельги Вагнер «Баварские церкви барокко и рококо» 1983 года, и Герберта Шиндлера «Скульпторы Баварии», 1985 глжа, а так же сборник, вышедший под редакцией Вольфганга Буля в 1989 г. «Рококо во Франконии», включающий обширный материал по Вюрцбургу и Ансбаху.42 Одним из наиболее фундаментальных исследований последних лет стал сборник трудов «Идеал красоты. Барокко и рококо в искусстве рейнских областей», вышедший под редакцией Франка Гюнтера Зендера в 2000 году.43 Стоит так же особенно выделить монографию Вайта Jloepca «Система пластического и декорационного оформления рококо», вышедшую в Мюнхене в 1976 году прослеживающую развитие рокайльной декорации в Южной Германии от ранних влияний гравюр Берена на систему немецкого орнамента, до подробных иконографических разработок пластического оформления немецких церквей.44

В 1972 году крупный английский ученый сэр Энтони Блант в докладе Британской Академии «О некоторых неправильных употреблениях терминов Барокко и Рококо» вслед за Кимбелом последовательно настаивал, что употребление термина рококо должно быть ограничено группой работ, имеющих совершенно определенные единые формальные признаки, абсолютно иные, нежели признаки стиля барокко.

В 1978 году вышел его капитальный труд «Барокко и рококо» -обширное исследование, основанное на сравнительном сопоставлении памятников этих стилей.45 Блант прослеживает географические рамки стиля рококо, выстраивая свою работу по разделам, посвященным разным регионам его проявления, начиная с Италии и творчества Юварры, затем охватывая Францию, Англию, Голландию, Центральную и Восточную Европу и заканчивает Россией, где ярким проявлением стиля рококо он считает творчество Растрелли. Последняя глава посвящена Испании и Португалии.

Из работ иностранных авторов, переведенных на русский язык, большой раздел об интерьере Рококо содержится в книге Чарльза Мак-Коркодейла «Убранство жилого интерьера», вышедшей в Оксфорде в 1983 году и переизданной в Москве в 1990-м.46 В разделе «Стиль рококо в Европе. 1700-1750 гг.» дан широкий обзор наиболее значительных интерьеров Европы, относимых к стилю рококо, а так же краткая информация об архитекторах и декораторах, повлиявших на формирование рокайльного декора. Наибольшее внимание уделено французскому, немецкому и австрийскому рококо, очень бегло даны интерьеры Италии, Испании и Англии. Венгрия, Польша, Чехия, Россия только упомянуты.

Одной из наиболее значительных работ последних лет, посвященных истории развития общеевропейского рококо является совместный труд Германа Бауэра и Ханса Зедельмайра «Рококо» 1992 года, ставший итоговым в их многолетних исследованиях проблем стиля.47 Пожалуй, именно эта работа двух известных немецких ученых наиболее убедительно представляет современное состояние изучения проблемы рококо в западноевропейском искусствознании. Исходя из безусловного понимания рококо как совершенно самостоятельного стиля в искусстве, авторы рассматривают этапы развития стиля во Франции, начиная с последних десятилетий XVII века до 1750-х годов, и прослеживая его дальнейшее влияние в 60-80-х годах XVIII века. Рококо трактуется ими, прежде всего как французский стиль, хотя они кратко и слишком в общем касаются вопросов проявления рококо во французской архитектуре, останавливаясь прежде всего на проявлениях рококо в решении внутреннего пространства, живописи, декоративном искусстве. Однако они признают безусловные образцы архитектуры рококо в странах германского региона.

И сегодня, опять-таки наилучшим образом, исследуется рококо в Германии. Монументальная монография Вильфреда Хансмана «Волшебство барокко и рококо» 2000 года, дает широкий обзор памятников рококо почти всех немецких регионов.48

Таким образом, даже в работах зарубежных авторов на сегодняшний день отсутствует единое однозначное мнение по поводу интерпретации стиля рококо и тема эта продолжает оставаться дискуссионной. Последнее издание 1996 года английского «Словаря искусств» в 34 томах, с одной стороны, максимально раздвигает временные рамки рококо с последнего десятилетия XVII века до 1790 - годов, с другой - дает ему очень осторожное определение как декоративного стиля начала и середины XVIII века, проявившегося, прежде всего в интерьере.49 Авторы признают влияние рококо на архитектуру Германии и Австрии, особенно выделяя тип миниатюрных дворцов Maisons de plaisance и католические церкви южногерманского региона, однако считают их локальным явлением и совершенно игнорируют наличие архитектуры рококо во Франции.

Стиль Рококо в отечественной историографии.

В российской науке тема стиля рококо впервые стала появляться лишь в конце XIX века, хотя обсуждение её носило характер скорее случайных реплик и замечаний, нежели какой-либо профессиональной дискуссии. Тем не менее, сразу обнаружились чрезвычайно противоречивые мнения. Историк искусства А.И.Сомов в энциклопедическом словаре 1899 года, изданном в Санкт-Петербурге, вводит термин «рококо» для определения архитектурно-художественного стиля первой половины-середины XVIII в.50 Одновременно Энциклопедичекий словарь русского библиографического института «Гранат» характеризует рококо исключительно как стиль мебели и орнамента. Но уже Большая Энциклопедия, изданная в Санкт-Петербурге в

1904 году, вновь трактует его как стиль архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Наиболее основательный анализ французской живописи периода рококо с подробным рассмотрением персоналий ведущих художников предпринял А. Бенуа в своем капитальном многотомном труде «История живописи всех времен и народов».51 Так же много о живописи эпохи регентства и Ватто мы найдем в его Путеводителе по картинной галерее

52

Императорского Эрмитажа 1911 года. Примечательно, что ни в одной из этих работ Бенуа ни разу ни употребляет термина «рококо», хотя много рассуждает о разном характере живописи и самой атмосферы в обществе в эпоху Регентства и эпоху Людовика XV. Таким образом, очевидно, что даже в начале XX века слово «рококо» еще не было в России общепринятым устоявшимся термином для определения искусства первой половины XVIII века.

Высказывания Бенуа о живописи этого периода фрагментарны и лишены какой либо систематичности и целостной концепции. Он пишет в свободной эссеистской манере о некоторых своих впечатлениях и соображениях по поводу отдельных мастеров и их работ. Нельзя не отметить определенную противоречивость его позиции по отношению к этому искусству, которым он одновременно восхищается, но в котором отмечает притом «известный упадок вкуса»,53 неизбежно связанный с самими героями «упадочного изнеженного общества «малых дворов», людей элегантных, вежливых, «тихих» и до мозга костей развращенных. .».54

Наибольшую симпатию Бенуа очевидно испытывает к эпохе Регентства, которую называет «оклеветанным временем»55 и которую предлагает начинать «приблизительно за 10 лет до начала правления Филиппа Орлеанского».56 Однако тут же он пишет о французском обществе регентства как о «лишенном совести» и ушедшем «по уши» в наслаждения, тем не менее, восхищаясь искусством регентства, находя его «легкомысленным, грациозным, остроумным».57

Больше всего Бенуа пишет об Антуане Ватто, восторгаясь его живописью и своей эмоциональностью продолжая линию Гонуров. Но в целом он не всегда Ватто понимает, говоря о бессюжетности его картин и делая акцент исключительно на живописности мастера. Вслед за Ватто «настоящими «гениями» XVIII в.», «художниками жизненной грации»58 Бенуа считает его последователей - Жана-Батиста Патера и Никола Ланкре, которых называет «виртуозами первого разряда и прелестными летописцами своего времени».59 Очевидна любовь Бенуа к Ватто и его последователям и очень прохладное отношение к стилю Людовика XV.

Однако, несмотря на противоречивость и непоследовательность позиции, и субъективность оценок, работа Бенуа до сих пор остается чрезвычайно ценным исследованием, содержащим обширную информацию о французских художниках XVIII века и прекрасным образцом эссеистского жанра.

С самого начало можно выделить несколько ключевых вопросов, по которым двигалась оценка стиля рококо. Вкратце они сводятся к следующему:

Является ли рококо самостоятельным стилем, или всего лишь ответвлением и завершающей фазой барокко;

Можно ли говорить о стиле рококо применительно к архитектуре;

Насколько вообще возможна положительная эстетическая оценка этого стиля.

Более частной, однако, часто поднимаемой проблемой можно считать вопрос о принадлежности Ватто к стилю рококо.

Изначальное в отечественной традиции отношение к рококо как явлению фрагментарному, мелкому и несерьезному, сложилось вокруг и после его категорически негативной оценки И.Э.Грабарем. Соглашаясь с тем, что можно говорить о декоративном стиле рококо, он утверждал, что об «архитектуре рококо не может быть и речи по той простой причине, что подобной архитектуры никогда не существовало»60.

Хотя много позже Грабарь пришел к пониманию значения рококо в западно-европейском искусстве, признав «искусство французского рокайля» в работе «Русская архитектура первой половины XVIII века».61 Окончательная эволюция взглядов Грабаря на рококо характеризуется его заявлением по поводу дворца Разумовского в Москве: «его причудливая архитектура - одно из немногих счастливо дошедших до нас образцов модного в те времена стиля «рококо»62. Там же он называет рококо промежуточной стадией между барокко и классицизмом.

Вообще в крайне фрагментарном изучении европейского XVIII века в отечественном искусствознании, наибольшее внимание уделено искусству Франции, с оговоркой, что весь XVIII век трактуется как «Эпоха Просвещения», как будто ничего другого во французском обществе целого столетия просто не существовало. Подобную же картину до самых последних лет мы встречали и в изучении литературы и французской философии, что, безусловно, было связано с давлением жестких идеологических установок тех лет. Для советской науки эстетика рококо, этого сугубо аристократического стиля, была совершенно непонятной и, безусловно, «классово чуждой».

Тем не менее, и на этом неблагоприятном для изучения стиля фоне появлялись отдельные работы, вносящие достойный вклад в понимание искусства XVIII века. К таковым можно отнести вышедшие одна за другой работы замечательного исследователя Н. Брунова: «Альбом архитектурных стилей» 1937 года и «Дворцы Франции XVII-XVIII вв.» 1938 года. В первой книге, в главе «Архитектура рококо» он дает весьма ценный анализ изменения фасадов и архитектуры французских дворцов эпохи рококо по сравнению с предшествующим классицизмом. Так же он отмечает присутствие в русских дворцах этого периода выраженных элементов французского рококо, приводя в качестве примера Петергоф, в котором рококо преобладает в оформлении интерьеров. Во второй своей работе Н. Брунов еще более определенно заявляет, что «рококо является не только стилем архитектурной декорации, это архитектурный стиль. Его принципы отражались во всей композиции здания. Архитектура рококо содержит в себе

63 новые композиционные элементы» . В качестве образца архитектурного плана рококо он приводит Отель де Матиньон в Париже архитектора Жана Куртона (1720-1724 гг.), особенно выделяя наличие характерного S-образного изгиба в плане дворца. Брунов очень верно подмечает такую характерную особенность многих французских отелей и дворцов эпохи рококо как контраст между наружным классицистическим и внутренним рокайльным оформлением.

Вообще нельзя не отметить, что для советского искусствознания, помимо мимолетности, краткости упоминания наличия этого стиля в истории искусств, была так же характерна позиция крайнего сужения его интерпретации до проявлений исключительно интерьерных и декоративно-прикладных. На этом фоне работы Брунова по архитектуре рококо долгие десятилетия оставались одинокими, стоящими в стороне от магистральных линий исследования европейского искусства.

Начиная с 1960-х годов, наблюдаются осторожные попытки реабилитации рококо. Так, во Всеобщей истории искусства 1963 года, мы находим следующее заявление: «Новый стиль, получивший название рококо или рокайль, нельзя рассматривать только с одной стороны, видя в нем лишь реакционное и бесперспективное порождение упадочного класса.В рококо своеобразно преломились и некоторые прогрессивные тенденции эпохи».64 При этом, называя рококо стилем, авторы полностью исключают его проявление в архитектуре, признавая наличие рокайльной манеры лишь в области декора, живописи и скульптуры. Архитектуру Эре де Корни в Нанси авторы полностью относят к барокко, а, называя Жермена Боффрана виднейшим архитектором рококо, сразу оговаривают, что это касается исключительно декорации интерьеров. XVIII век в Германии и Австрии, кратко представленный в этом труде, полностью интерпретируется как век барокко, к барочной архитектуре авторы относят все творчество Б. Ноймана,

М. Пёппельмана, Георга Кнобельсдорфа. Термин «рококо» в этом разделе вообще не упоминается, даже в связи с Мейсенским фарфором. Интересна компромиссная позиция, относительно творчества Ватто в разделе о живописи Франции, где подчеркивается влияние Ватто на появление рококо, сам же Ватто в контексте рококо не рассматривается.65

В вышедшей в 1966 году совместной работе Б. Зернова, Л. Воронихиной, Н. Лившица «Искусство XVIII в. Исторические очерки», авторы определяют весь XVIII век в западной Европе как век барокко. При этом они упоминают наличие стиля рококо, особенно распространившегося во Франции и Германии, как ответвления барокко, негативно характеризуя его как слишком легкомысленный, «равнодушный к общественной жизни и патриотическим чувствам». Рокайльную архитектуру Германии этого периода авторы определяют как «церковное барокко». Ватто по их мнению не имел к рококо вообще никакого отношения.

Гораздо более доброжелательно, хотя и кратко, искусство рококо представлено в «Краткой истории искусства» Н.А. Дмитриевой 1974 года. Ограничиваясь рассмотрением рококо лишь во Франции, автор, тем не менее, дает разделение стиля рококо на раннее - период Регентства и зрелое -стиль Людовика XV. Автор не отрицает проявлений этого стиля в архитектуре, правда увеселительных и декоративных парковых сооружений и характеризует рококо как полноценный стиль, отмечая при этом наличие в художественной культуре Франции параллельно двух основных течений -придворного стиля рокайль и линии буржуазного просветительства, оппозиционной абсолютизму и королевскому двору. Несмотря на решительно осуждающую ноту по отношению к среде, породившей рококо, автор отдает дань обаянию этого стиля, считая высшим его достижением живопись Ватто, продемонстрировавшего «какого рода человеческие открытия таило в себе это «мотыльковое искусство»66.

В издании «Искусство XVIII века» серии «Малая история искусства» 1977 года под редакцией A.M. Кантора и Б.А. Лившица в разделе об искусстве Франции, автор - Е. Кожина определяет рококо как «блестящий, но недолговечный стиль», совершенно не проявившийся в архитектуре, но исключительно в живописи и декоративно-прикладном искусстве. При этом живопись Ватто, она никак не связывает с рококо, утверждая, что «впервые рококо заявляет о себе к 1720-м годам и к середине столетия подчиняет себе

67 всё французское искусство». Автор отмечает, что «рококо давало толчок развитию нового искусства, более интимного и камерного, а значит и более личного, искреннего».68 В этом издании впервые достаточно полно представляется раздел «Германия и Австрия». Авторы признают, что рококо в Германии начинает интенсивно развиваться в 1730-х годах и относят к рококо архитектуру Сан-Суси в Потсдаме и Амалиенбурга в Мюнхене. Предвосхищающие рококо черты они так же находят в дрезденском Цвингере.

Дальше всего в изучении стиля рококо пошли исследования этих лет, посвященные музыке XVIII века. Так в увлекательной монографии «Музыка во Франции XVII - начала XVIII века» 1979 года автор, К. Розеншильд делает очень тонкий анализ произведений этого периода, подробно останавливаясь на специфике «галантного стиля» и его роли в музыкальной истории. Там же он подробно разбирает творчество Франсуа Куперена — наиболее яркого представителя музыкального рококо в Европе и рассматривает рокайльные черты ранних клавесинных произведений Жана Филиппа Рамо.

Однако оценка рококо как самостоятельного и полноценного стиля отнюдь не стала общепризнанной в отечественной науке. Так уже «История искусства зарубежных стран» 1988 г.69 вновь характеризует рококо как ответвление барочного стиля, не сложившееся в целостную стилистическую систему и проявившееся преимущественно в интерьерах. Ватто совершенно не ассоциируется авторами с этим стилем, а оказывается родоначальником французского реализма. Очень кратко дается обзор немецкого искусства, в котором собственно к рококо авторы относят лишь интерьеры Франсуа Кювилье.

В Большом энциклопедическом словаре 1991 года мы находим определение рококо как «стилевого направления в европейском искусстве 170 й половины XVIII века».

Оценка стиля рококо в новейшей отечественной историографии.

Следует отметить, что с 1980-х годов начинается новый этап в изучении искусства XVIII века и в частности стиля рококо. Первенство в этой области очевидно принадлежит музыковедам и литературоведам. Так в 1983 году вышла большая монография Т. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года», где особое место занимает анализ столь значимого для истории европейской музыки перехода на рубеже XVII-XVIII вв. от тяжелых форм барочной полифонии и многоактных опер к камерному искусству клавесина, скрипки и малых инструментальных ансамблей.

Особое внимание автор уделяет Франсуа Куперену, подробно анализируя произведения разных этапов творчества музыканта с позиций эстетики «утонченной галантной лирики рококо».71 Автор рассматривает особенности композиционной структуры купереновских камерных музыкальных циклов, новаторство его звукоизобразительных приемов и образов, «театр Куперена» внутри клавесинных «рядов», эскизность его зарисовок-впечатлений и, наконец, тему шинуазри, как образцовые примеры проявления стиля рококо в музыке.

Не менее убедительный шаг в сторону восполнения серьезного пробела в изучении европейского рококо сделан в литературоведении. В 1996 году в Днепропетровске вышла монография Н.Т. Пахсарьян «Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760-х годов», посвященная исключительно рассмотрению особенностей романистики стиля рококо. Автор рассматривает эволюцию литературного рококо от ранних романов и новелл конца XVII века до его зрелых форм, представленных творчеством А.-Ф. Прево, Пьера де Мариво и Кребийона-сына. Чрезвычайно ценной является попытка автора выявить стилевую специфику литературного рококо, уникальность его структуры, эстетики, философии и поэтики, бесконечно далеких от литературного барокко и классицизма. Интересна и нова для отечественного литературоведения и статья Н.Т. Пахсарьян «Пасторальный век» во французской поэзии XVIII столетия», вышедшая в сборнике «Пастораль в системе культуры: метаморфозы жанра в диалоге со временем» в 1999 году. В ней автор рассматривает буколическую поэзию французского рококо и сентиментализма, подчеркивая, что в начале XVIII века происходит «общеэстетическая трансформация барочно-классицистической художественной парадигмы XVII века в новую, сентименталистско-рокайльную парадигму».72

В искусствоведении последних десятилетий хочется отметить статью A.JI. Раковой «Жан Верен и судьбы гротеска», опубликованную в 1987 году в ленинградском сборнике «Западноевропейское искусство XVIII века». Анализируя творчество Ж. Берена, разработавшего систему рокайльного гротеска, «сенжери» и «шинуазри», автор проводит сравнительный анализ его гравюр с работами мастера французского Возрождения Ж.-А. Дюсерсо, а так же привлекает орнаментальные офорты Клода Одрана, Клода Жилло и Антуана Ватто, прослеживая истоки и эволюцию французского арабеска.

Обстоятельную для справочного издания характеристику рококо как европейского стиля мы найдем в трехтомном издании 1995 года петербургского исследователя В.Г. Власова «Стили в искусстве». Присущая этой работе двойственность в полной мере отражает отсутствие единой окончательной позиции по вопросу самостоятельности и полноценности стиля рококо в европейском искусствознании. С одной стороны автор называет рококо полноправным, независимым от барокко стилем и максимально расширяет временные и географические границы его проявления, с другой стороны, он характеризует рококо как стиль исключительно камерный, не нашедший отражения в архитектуре. Главную заслугу рококо он видит в органичном синтезе искусств, объединяющим началом которого выступает орнамент.

Одновременно автор выдвигает своеобразную теорию, в которой ставит стиль рококо по степени оригинальности и влияния на дальнейшее развитие европейского искусства в один ряд с готикой. Отношение самого автора к рококо неоднозначно: отдавая дань изысканности этого стиля, он отмечает свойственную, по его мнению, рококо «усталость, болезненный эротизм и цинизм».73 Так же автор несколько путается в идентификации памятников, смешивая барокко с рококо и не имея четких критериев их разделения. Тем не менее, несмотря на спорность и неоднозначность этой публикации, на сегодняшний день в ней содержится наиболее исчерпывающая общая информация о стиле рококо на русском языке.

Гораздо дальше в изучении искусства рококо продвинулись исследователи искусств славянских стран. Возможно, это связано с большим количеством памятников рококо сохранившихся на их территориях. Так чешские авторы Я. Стенькова и И. Пехар в своем труде «Тысячелетнее развитие архитектуры» рассматривают рококо как стиль, проявивший себя в равной мере и в архитектуре и в интерьере, а польский искусствовед С. Синицкий еще в 1954 году утверждал, что стиль рококо проявляется не только в декоративной отделке, но и в плане зданий, композиции архитектурных комплексов, организации паркового пространства.74

В 1989 году вышла большая работа А.Н. Кулагина «Архитектура и искусство Рококо в Белоруссии», где автор уже в предисловии заявляет, что «материалы монографии приведены в пользу рококо как самостоятельного и

75 цельного художественного стиля».

Задав широкие временные рамки стиля рококо с 1700 по 1790 года, автор даёт широкий обзор проявлений рококо в памятниках дворцовой и церковной архитектуры, парковых ансамблей, интерьеров, декоративного искусства Белоруссии на фоне краткого анализа рококо в западноевропейских странах. Автор утверждает, что основой для рококо явились «абсолютно новые приемы, принципы и формы художественного пс. творчества, не имеющие аналогий в истории культуры» и определяет генеральной задачей своего исследования доказательство присутствия рококо в архитектуре. К сожалению, трактовка рококо в этой работе отличается чрезмерной обобщенностью и недефиренцированностью, которые практически сводят анализ стиля к проявлениям зрелого рокайля, без учета, например такой важной фазы, как искусство Регентства и тем более, без обращения к генезису стиля. Однако, несмотря на эти недостатки и общий несколько идеологизированный уклон в трактовке социального фона, работа Кулагина явилась важным этапом в изучении памятников славянского рококо.

Таким образом, анализ историографических источников показывает, что на сегодняшний день в отечественной науке отсутствует целостная картина представлений о стиле рококо, этапах его становления, формирования и эволюции, границах проявления. Недостаточно изучены памятники рококо Франции и Германии, особенно архитектуры и паркового искусства, основные сведения о которых ограничиваются краткими, схематичными и не всегда точными характеристиками в крупных изданиях Всеобщей и Малой историй искусства и Всеобщей истории архитектуры. Отсутствует ясность в определении системы идентификации для формального анализа искусства рококо, позволяющего отличать его от барокко и классицизма.

Все эти соображения побуждают диссертанта предпринять попытку широкого культурологического подхода к теме рококо и начать её с обзора общей картины история развития стиля на его родине - Франции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Капустина, Ирина Витальевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели основные этапы развития стиля рококо с момента его ф возникновения во французской культуре последних десятилетий XVII века вплоть до его перехода в фазу интернационального стиля, где наиболее ярким образом рококо проявило себя в искусстве германского региона. Одной из главных задач исследования было обоснование феномена рококо как целостного стиля, проявившегося в самых разных видах искусства и, прежде всего в архитектуре и обладающего выраженной, отличной от других стилей и направлений спецификой. Программным свойством рококо стала разработка и оформление, прежде всего камерной сферы частной жизни, выделенной в некую самостоятельную область бытия, наделенную собственными законами, эстеткой и философией. Даже паломнические храмы немецкого рококо, рассчитанные на нескончаемый поток пилигримов, 0 прежде всего - небольшие и уютные церкви маленьких региональных аббатств, где впечатление величия и значительности во многом связано с обыгрыванием окружающего ландшафта и созданием определенного настроя эмоциональной приподнятости характерными особенностями светлой радостной церковной архитектуры.

Искусство рококо крайне редко брало на себя функции крупного градостроительного оформления, и архитектурного решения больших пространств, оставляя эти задачи так называемым «большим стилям» -барокко и классицизму. Это обстоятельство было обусловлено, прежде всего, определенной эстетикой и философией стиля рококо, а отнюдь не * невозможностью подобных решений (мы знаем пример создания рокайльных городских площадей в Нанси Эре де Корни, городской ансамбль Цвингера и такой удивительный феномен как столица одноименного маркграфства -маленький город Байройт, изначально полностью спланированный по схеме рококо). Однако подобные примеры остались единичными, не распространившись в архитектурной практике рококо, которому, прежде всего, принадлежит заслуга разработки индивидуального, личностного начала в искусстве, и именно эта задача сосредоточила в себе основной смысл рококо как переходного стиля, оказавшего огромное влияние на развитие всей последующей европейской культуры.

Пришедший на смену рококо неоклассицизм базировался уже на выработанных рококо ценностях значимости частного человека, его личного пространства, потребностей и чувств и в этом уже кардинально отличался от французского классицизма XVII столетия. Неоклассицизм второй половины XVIII века - это уже во многом искусство частных особняков, отелей, усадеб, продолжившее развитие с одной стороны линии рококо, с другой -развивавшегося почти параллельно рококо английского палладианства (1715760-е годы).

Вопрос влияния французского рококо в этот период в Англии чрезвычайно интересен. Хотя архитектура и специфические орнаментальные формы рокайля здесь и не получили распространения, за исключением темы шинуазри, нельзя не отметить, что влияние передового французского образца в области общих схем благоустройства комфортабельного жилья было неизбежным и осуществлялось не столько каким-либо декларативным, программным образом, сколько в духе следования за естественным прогрессом современности. Так же естественно, что развитие темы человеческой личности, отметившей всё европейское искусство XVIII века, в Англии своей вершины достигло, прежде всего, в портретах Т. Гейнсборо и У. Хогарта — наиболее близких к рокайльной эстетике художников.

Рококо - слишком широкое явление, имеющее множество аспектов и точек рассмотрения. Задача автора была взглянуть лишь на некоторые из них, ни в коей мере не забывая о значимости других. Большое место в исследовании уделено задаче выявления уникальных, характерных типологических черт стиля рококо, дающих возможность отличать памятники рококо от памятников барокко и классицизма, что являлось долгое время основной проблемой и главной областью дискуссии в искусствознании. Анализ предпринятого исследования подводит к некоторым очертаниям условной классификации, позволяющей идентифицировать характерные черты стиля. В схематичном варианте главные формальные признаки произведений рококо таковы:

Малый масштаб любого произведения. Здесь присутствует тенденция некоторого сознательного уменьшения любого предмета, как будто предназначенного для какого-то игрушечного мира и имеющего уменьшенные пропорции. Таковы и архитектура и обстановка интерьеров и живопись и скульптура и даже деревья в парке рококо. В самых крупных образцах парковой или церковной скульптуры, их величина почти не превышает человеческий рост, и парковая скульптура подчас раскрашивается подобно фарфоровой пластике;

Компактность формы, построенной на выделении одной ведущей черты, или мотива, например волны - в архитектурных и парковых планах, характерной интонации, состояния - в музыкальной пьесе и т.д. Характерно большое разнообразие вариаций этого ведущего мотива в рамках единого компактного пространства небольшого произведения (образцом здесь можно считать утвердившуюся в период рококо сонатную форму в музыке);

Мозаичность структуры, каждый фрагмент которой обладает собственной красотой и является в то же время частью единого целого. Отсюда проистекает такая важность детали в рококо, ювелирность её отделки. Одновременно, как бы не была хороша каждая деталь сама по себе, лишь, будучи помещенной, в соответствующий ансамбль, она обретает свой истинный смысл и значение. В рококо достигает удивительной высоты ансамблевость мышления, синтез искусств. Так в интерьерах Амалиенбурга лишь в целостном ансамбле раскрывается весь его символический смысл, связанный с обыгрыванием лунного сияния

Дианы-Селены, а в Сан-Суси - каждая деталь в интерьере и парке содержит отзвук общей темы волны;

Отказ от ордера как конструктивного тектонического начала с целью максимального облегчения и дематериализации форм. В ордере есть большая определенность, устойчивость, статичность, торжественность. Отказ от ордера акцентировал в искусстве рококо противоположные качества - легкость, хрупкость, подвижность, неофициальность, интимность;

Виртуозное изящество формы. В рококо любая техника оттачивается до ювелирного блеска, так, что даже при значительной смысловой и композиционной сложности произведения создается впечатление захватывающей легкости, парения;

Светлость, пастельность цветовой гаммы, музыкального, либо поэтического строя, отсутствие контрастных сопоставлений, акцент на нюансах переходов. «Высветление» искусства рококо связано с культом юности и солнечной, стороны бытия. Рококо программно ограничило свое искусство кругом молодых персонажей и бесконфликтных, лёгких, радостных тем. Искусство рококо практически не знало трагедии и крайне редко изображало старость;

Двойственность, элемент игры, иллюзии, загадки. В произведении рококо очень часто наличествует обманка, нередко спрятанная - в сюжете, названии, композиции. Чрезвычайно характерна имитация чего-либо (материалов, звуков, той или иной культуры, качеств и т.д.) Семантическая сложность символического языка;

Характерный завиток рокайля в основе плана, композиции, рисунка. Парадоксально, но этот, наиболее яркий, узнаваемый символ отнюдь не является обязательным элементом произведения рококо. Как устойчивый орнаментальный мотив он появляется лишь ко второму десятилетию XVIII века, и повсеместное распространение получает не ранее 1730-х годов.

Таковы самые общие соображения по поводу классификации специфических черт рококо, безусловно, нуждающиеся в дальнейшем обсуждении и разработке, как и многие другие, затронутые в работе темы. Среди наиболее перспективных направлений дальнейшего исследования искусства рококо, особенно актуальным представляется обращение к его интернациональным вариациям, наименее изученным - в Италии, Испании, Португалии, и сохранившим на своих территориях наибольшее количество памятников - в странах Восточной Европы, входивших ранее в Священную римскую империю германской нации. Изучение немецкого рококо подводит к мысли об особенной актуальности исследования проблем рококо в России, в частности вопроса влияния немецкой культуры на формирование нового русского искусства европейского образца. Так, например, сравнение немецких летних увеселительных резиденций с аналогичными комплексами в Москве и Петербурге приводит к выводам об их принадлежности к единому типологическому ряду. Диссертант уже обращался к этой теме и собирается продолжить работу в этом направлении в дальнейшем.254 Чрезвычайно интересными представляются едва обозначенные в нашей работе темы взаимоотношения рококо с другими художественными направлениями XVIII века - сентиментализмом, предромантизмом, философией и эстетикой Просвещения.

Влияние стиля рококо на дальнейшее развитие европейской культуры трудно переоценить, недаром искусство XIX и XX веков вновь и вновь возвращалось к попытке его воспроизведения и в таких явлениях как «второе» и «третье» рококо, и в историзме и в модерне. Хочется надеяться, что предпринятая нами попытка осветить столь значительный, эпохальный пласт европейской культуры, как искусство французского и отчасти немецкого рококо сможет способствовать созданию более целостной картины европейского искусства XVIII века в отечественном искусствознании и наметить дальнейшие перспективы его исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Капустина, Ирина Витальевна, 2004 год

1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. Санкт-Петербург, 1996.

2. Бенуа А.Н. «Итория живописи всех времен и народов», Спб.,1912

3. Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. М., 1997.

4. Библер B.C. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант.// Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

5. Блистательный Дрезден.// Искусство и художественные собрания во времена Августа II и Августа III. Каталог. М., 1989.

6. Брунов Н.И. «Альбом архитектурных стилей». М.,1937.

7. Брунов Н.И. «Дворцы Франции XVII-XVIII вв.» М., 1938.

8. Брэди П. Стиль рококо против романа Просвещения. М., 1984.

9. Вейс Герман. История Цивилизации. Т.З. М., 1998.

10. Виппер Р.Ю. и др. История нового времени. М., 1995.

11. Власов В.Г. «Стили в искусстве», СПб., 1995.

12. Всеобщая история искусств. М., 1963. Т. 4.

13. Гатцефельд Г. Рококо. Эротизм, остроумие и элегантность в европейской литературе. М., 1972.

14. Гаузенштейн В. Искусство рококо. Французские и немецкие иллюстраторы XVIII в. М„ 1914.

15. Делиль Ж. Сады., Л., 1987.

16. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1991.

17. Западноевропейская графика XVI-XX вв. Л., 1985.

18. Золотов Ю.К. Фрагонар. М., 1959.

19. Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII в. М., 1968.

20. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII вв. М., 1988.

21. Калязина Е.А., Калязин Н.В. Жан Леблон. // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII век. СПб, 1997.

22. Кастри де, герцог. Маркиза де Помпадур. М., 1998.

23. Клаус Малеттке. Людовик XIV, в кн. Французские короли и императоры, Ростов-на-Дону, 1997.

24. Кляус Е.М. Блез Паскаль. У истоков классической науки. М., 1968.

25. Кожина Е. «Искусство Франции XVIII века» М., 1971.

26. Кулагин А.Н. Искусство и архитектура рококо в Белоруссии. Минск, 1989.

27. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1983.

28. Лихачев Д.С. Поэзия садов. С.-Петербург, 1991.

29. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.0 30. Мак-Коркодейл, Чарлз. Убранство жилого интерьера от античности до нашихдней. М., 1990.

30. Малая история искусства. М., 1977.

31. Маркези, Густаво. «Опера», М., 1990.

32. Маркина Л.А. Немецко-русский художественный обмен середины XVIII в. -аспект просветительской деятельности. // Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

33. Миф. Пастораль. Утопия. М., 1998.

34. НемиловаИ.С. Французская живопись XVIII в. Л., 1985.

35. Отечественное и зарубежное искусство XVIII в. Л., 1986.

36. Паттерсон Майкл, Холланд Питер. Театр восемнадцатого века. // Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999.

37. Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 169017609-х годов. Днепропетровск, 1996.

38. Ш 39. Пахсарьян Н.Т. Пасторальный век во французской поэзии XVIII столетия. //

39. Пастораль в системе культуры: метаморфозы жанра в диалоге со временем. М., 1999.

40. Разумовская М.В. Новый Свет и французский роман 1-й половины XVIII века: «естественный человек» против «старого порядка». // Человек эпохи Просвещения. М„ 1999.

41. Ракова А.Л. Жан Верен и судьбы гротеска. // Западноевропейское искусство XVIII века. Л., 1987.

42. Розеншильд К. Музыка во Франции XVII-начала XVIII века. М., 1979.

43. Рославец Е.Н. Живопись Франции XVII-XVIII вв. Киев, 1990.

44. Россия-Франция. Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 # столетии. Л., 1987.

45. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения, т.2., М., 1981.

46. Свидерская М. Изобразительное искусство Италии XVIII века в контексте западноевропейской художественной культуры.// Вопросы искусствознания. IX (2/ 96).

47. Свирида И.И. Утопизм и садово-парковое искусство эпохи Просвещения. // Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

48. Спор о древних и новых. М, 1985.

49. Французская иллюстрация XVIII в. в собрании Эрмитажа. Д., 1982.

50. Хартманн, Петер Клаус. Людовик XV. // Французские короли и императоры. 9 Ростов-на-Дону, 1997.

51. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. М., 1993.

52. Эпоха Просвещения: личность, государство, конфессия. // Церковь в истории славянских народов. // Балканские исследования. Вып. 17.

53. Якимович А.К. Об истоках и природе искусства Ватто.//Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

54. Anstett P., Himmelein V., Merten К., Setzler W. Barock in Baden-Wuerttemberg. Stuttgart, 1981.

55. Aufsess, Hans Max von. Gartenspielereien. // Franken im Rokoko., Muenchen, 1989.

56. Bachmann E. / Seelig L. Felsengarten Sanspareil. Muenchen, 1995.

57. Bachmann E. Residenz Ansbach, Muenchen, 1998.

58. Bauer H., Sedlmayr H. Rokoko. Koeln, 1992.

59. Blei, Franz. Geist und Sitten des Rokoko. Munchen, 1923.

60. Blunt, A. (Hg.). Baroque and Rococo. Architecture and Decoration. London, 1978.

61. Crow Th.E. Painters and Public Life in Eighteenth-Century Paris. New Haven-London, 1985.

62. Brantl, Klaus. Juberlndes Rokoko. Muenchen, 1968.

63. Dacier E. L'art au XVIIIe siecle. Regence. Louis XV. Paris, 1952.

64. Das Ideal der Schoenheit. Rheinische Kunst in Barock und Rokoko. Koeln, 2000.

65. Derksen D., Horst E. Das verkuenstelte opernhausgepaeu des Herrn von Cuvillies. // Szenerien des Rokoko. Muenchen, 1969.

66. Eggeling, Tilo. Studien zum Friderizianischen Rokoko. Berlin, 1980.

67. Eisenstadt, M. Watteaus Fetes galantes und ihre Ursprunge. Berlin, 1930.

68. Enge, Т.О., Schroer C.F. Garden Architecture in Europe., London, 1992.

69. Eriksen S., Bellaigue G. de. Sevres Porcelain. Vincennes and Secres 1740-1800. London und Boston, 1987.

70. Feulner, Adolf. Bayerisches Rokoko. Munchtn, 1923.

71. Franken im Rokoko. Munchen, 1989.

72. Ganay E. de. Chateaux de France. 4 v., Paris 1948-53.

73. Gebhardt Armin. Das Phanomen des Rokoko. Marburg, 1995.

74. Goncourt, E., J. de. L'art du XVIIIe siecle. 2 v., Paris 1873-74.

75. Gutkas K. Prinz Euqen und das Barocke Oesterreich. Salzburg und Wien, 1985.

76. Hansmann, Wilfried. Balthasar Neumann. Koeln, 1999.

77. Hansmann, Wilfried. Zauber des Barock und Rokoko. Koeln, 2000. Ф 78. Hofer P. Baroque Book Illustration. Harvard (Mass.), 1951.

78. Hofmann F.H. Das Porzellan der europaeischen Manufakturen im XVIII Jahrhundert. Berlin, 1932.

79. Jones S. The Eighteenth Century. Cambridge, 1985.

80. Kimball, F. The Creation of the Rococo Decorative Style. N.Y., 1980.

81. Kirchmeir Georg, Hasenmueller Margret. Die Wies. Wallfartskirche zum Gegeisselten Heiland. Lechbruck, 2000.

82. Kjellberg P. Le mobilier Francais. Paris, 1978.

83. Klaiber, Hans Andreas. Solitude Palace. Berlin, 1985.

84. Kreisel H. Deutsche Spiegelkabinette. Darmstadt, 1953.

85. Kupferschmied Thomas Johannes. Stucco finto oder der Maler als "Stukkator". Frankfurt am Main, 1995.

86. Lavedan P. French architecture. Harmondsworth, 1956. # 88. Mabille G. Le style Louis XV. Paris, 1978.

87. Minguet P. Esthetique du Rococo. Paris, 1966.

88. Minguet P. France baroque. Paris, 1988.

89. Muessel K. Zauberwerk der Phantasie. // Franken im Rokoko. Muenchen, 1989.

90. Pfeiffer Gerhard. Markgraefin Wilhelmine und die Eremitagen bei Bayreuth und Sanspareil./Archive und Geschichtsforschung. Neustadt, 1966.

91. Redslob E. Barock und Rokoko in den Schloessern von Berlin und Potsdam. Berlin, 1954.

92. Rupprecht Bernard. Die bayerische Rokoko-Kirche. Kallmuenz Opf, 1959.

93. Satzger, A., Die Wies. Tuebingen, 1975.

94. Schindler Herbert. Bayern im Rokoko. Munchen, 1989.• 97. Schindler, Herbert. Bayerische Bildhauer. Munchen, 1985.

95. Schmitz, Hermann. Kunst und Kultur des XVIII Jahrhunderts in Deutschland. Munchen, 1922.

96. Schoenberger Arno/Soehner Halldor. Die Welt des Rokoko. Munchen, 1959.

97. Schuhmann G. Ausklang der Markgrafenzeit. // Franken im Rokoko., ., Muenchen, 1989.

98. Schutz, Bernhard. Vierzehbheiligen. Munchen und Zurich, 1992.

99. Seelig Lorenz. Friedrich und Wilhelmine von Bayreuth. Die Kunst am Bayreuther Hof 1732-1763/ Muenchen-Zuerich, 1982.

100. Szenerien des Rokoko. (Herausgegeben von Herbert Schindler). Munchen, 1969.

101. The Dictionary of Art. London New York, 1996. V. 26.

102. Thinesse-Demel J. Muenchner Architektur zwischen Rokoko und Klassizismus.1. Muenchen, 1980.

103. Tunk W. Roda B. Veitschochheim. Munchen, 2001.

104. Veit Loers. Rokokoplastik und Dekorationssysteme. Muenchen und Zuerich, 1976.

105. Verlet P. Les Meubles du XVIIIe siecle. Paris, 1955.

106. Wackernagel M. Die Baukunst des 17 und 18 Jahrhunderts in der germanischen Landern. Berlin, 1915.

107. Wagner, Helga. Bayerische Barock und Rokokokirchen. Munchen, 1983.

108. Wagner, Helga. Bayerische Barock und Rokokokirchen. Munchen, 1983.

109. Wolfflin H. Renaissance und Barock: Eine Untersuching uber Wesen und Entstehung des Barockstiles in Italien. Munchen. 1925.

110. Zuercher R. Rokokoschloesser, Munchen, 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.