Роль и значение дипломатии Римской Католической церкви на современном этапе европейской интеграции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат политических наук Чатри Хемапандха

  • Чатри Хемапандха
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 171
Чатри Хемапандха. Роль и значение дипломатии Римской Католической церкви на современном этапе европейской интеграции: дис. кандидат политических наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Санкт-Петербург. 2004. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Чатри Хемапандха

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Проблемы глобального развития в современной католической доктрине как комплексная политологическая проблема.

§ 1. Римская Католическая церковь как глобальный политический актор в современной европейской системе международных отношений.

§ 2. Основные характеристики феномена глобализации в социальном учении

Римской Католической церкви в европейском контексте.

§ 3. Особенности подхода Ватикана к экономическим проблемам глобализации в европейском контексте.

§ 4. Специфика позиций католицизма по отношению к институциональным вопросам глобального развития в европейском контексте.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Современная дипломатия Ватикана в Европейском

Союзе.

§ 1. Политическое влияние римского католицизма в современном ЕС.

§ 2. Структура и функции католических акторов в Европе.

§ 3. Роль папской дипломатии в процессе разработки проекта конституции ЕС.

§ 4. Современная динамика римско-католического фактора в европейской политике.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Политические проблемы функционирования римско-католической доктрины прав человека в современной Европе.

§ 1. Основы современного римско-католического учения о правах человека.

§ 2. Сравнительный анализ позиций католического неоконсерватизма и европейского политического неолиберализма по проблемам прав человека.

§ 3. Права женщин в католической доктрине как важная проблема европейской политики.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Отношения Ватикана с Русской Православной

Церковью как фактор современной европейской политики России.

§ 1. Теория и история взаимоотношений в треугольнике Ватикан - РПЦ

Россия.

§ 2. Католический «прозелитизм» и украинский греко-католицизм как комплексные геополитические факторы российской внешней политики.

§ 3. Современные тенденции церковно-государственного диалога Ватикана с

Россией.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль и значение дипломатии Римской Католической церкви на современном этапе европейской интеграции»

Актуальность темы исследования

Римская Католическая церковь (РКЦ) - единственное из религиозных сообществ мира, которое является международным юридическим лицом, признанным государствами и международными организациями. Ни одна другая конфессия или религиозная организация не обладает подобным статусом. «Центральное правительство» Католической церкви Святой престол обладает правосубъектностью для заключения международных соглашений и осуществления активных и пассивных дипломатических прав. Посредством апостольских нунциатур и делегаций Римская Католическая церковь поддерживает дипломатические отношения почти со всем миром. Своих делегатов и наблюдателей Святой престол направляет для участия в различных международных организациях или конференциях, и таким образом увеличивает влияние католической церкви в мире. Так Святой Престол имеет статус постоянного наблюдателя при ООН, ВТО, Совете Европы, Африканском Союзе, Латинском Союзе, и т.д. Папской дипломатии удалось добиться членства в ОБСЕ, ЮНКТАД, МАГАТЭ.

На сегодняшний день Святой престол поддерживает дипломатические отношения с 173 государствами мира. Основа международного влияния Ватикана - 1 млрд. католиков по всему миру

Огромного влияния католическая церковь добилась на Европейском континенте. Геоадминистративная структура католической церкви не территории ЕС, включая новых стран-членов, составляет 600 епархий. С появлением в 1980 году Комиссии епископских конференций Европейского сообщества (СОМЕСЕ), у Ватикана появился новый инструмент политического влияния на политику ЕС. Несколько постоянных и специальных комитетов СОМЕСЕ занимаются социальными и правовыми вопросами, проблемами миграции, коммуникации и СМИ, этики биологических исследований, диалога с исламом, европейской внешней политики и расширения ЕС. Работе комиссии оказывают консультативную поддержку эксперты в различных областях знаний, бывшие высокопоставленные чиновники правительств, учреждений ЕС и органов ООН, а также члены религиозных орденов, - в частности, иезуиты и доминиканцы, - представительства которых находятся в Брюсселе и других европейских столицах.

Римско-католическая церковь является особым международным политическим институтом. Она представляет собой ансамбль исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной деятельности людей по поводу отправления католического религиозного культа.

Актуальность деятельности этого института в современной Европе возрастает на фоне усиливающейся глобализации, активности ислама, неблагоприятной демографической ситуации и отмечаемого многими исследователями духовного вакуума. Если и раньше католицизм был доминирующей религией в ЕС по числу верующих, то с включением в мае 2004 г. десяти новых стран-членов, среди которых Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения и Мальта, он приобретает еще большее значение в рамках европейского объединения.

Римско-католическая церковь находится в уникальном положении для решения проблем, порождаемых глобализацией. Ватикан является глобальным политическим актором, вследствие этого обладает способностью оказывать позитивное или негативное влияние на решение вопросов мирового масштаба.

Степень научной разработанности

В российской литературе представлено незначительное число работ, посвященных тематике римского католицизма как фактора современной европейской политики. При этом существующие исследования носят исторический, а не политологический характер.

Наиболее современным и глубоким исследованием по истории и практике дипломатии Святого Престола является опубликованный в 2000 г. труд Т.В. Зоновой «Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы», в котором автор представила ее анализ от истоков до конца 90-х гг. XX в1. Однако эта работа исследует дипломатию Ватикана лишь в историческом аспекте, не используя комплекс социологических и политологических методов. Для понимания исторических основ папской дипломатии важными являются работы И.Р. Григулевича, Ю.Е. Карлова, А.А. Красикова, Н.А. Ковальского, С.Г. Лозинского, В. Рожкова, М.М. Шейнмана2.

Существуют многочисленные зарубежные исследования по различным аспектам участия Святого Престола в международных отношениях, среди которых, однако, лишь незначительное число работ, рассматривают роль папской дипломатии в конце XX - начале XXI вв. именно в европейском контексте.

Однако, рассматривая указанную проблематику с точки зрения правоведения, теории европейской политики, современной истории они также могут быть представлены как находящиеся на периферии собственно политологических разработок.

Следует особо отметить работы директора Европейского института по проблемам отношений церкви и государства и президента Международного союза католических юристов Жоэля Бенуа д'Онорио - «Святой Престол в международных отношениях» и «Ватикан и европейская политика»,

1 Зонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. - М.: РОССПЭН, 2000.

2 Григулевич И.Р. Папство XX века. М., 1978; Карлов Ю.Е. Дипломатия Москвы и Второй Ватиканский Собор. Взгляд из Москвы. M., 1997; Красиков А.А. Ватиканский репортаж. - M., 1990; Ковальский Н.А. Католицизм и международные отношения. — M., 1989; Лозинский С.Г. История папства. — M.: Политиздат, 1986; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. — М.: «Духовная библиотека», 1998; Шейнман М.М. От Пия IX до Павла VI. -М., 1979. комплексно анализирующих правовые аспекты и особенности участия Римской католической церкви в мировой и европейской политике3. Другие авторы важных исследований по данной тематике - Ж.-П. де Гандт, А. Дюпюи, П. Кент, И. Поллард, Ж.-И. Руксель, П. Пупар, О. Э. Хансен.4

Объектом исследования является современная дипломатия Римско-католической церкви.

Предметом исследования является дипломатия РКЦ в контексте политики Европейского Союза, подход Римско-католической церкви к политическим и экономическим проблемам глобализации и регионализации, позиция католицизма по отношению к институциональным вопросам глобального развития, особенности современного католического учения по правам человека.

Дель и задачи исследования

Цель настоящей работы - раскрыть сущность, проанализировать механизмы и динамику влияния дипломатии Ватикана на современную европейскую политику в рамках Европейского Союза.

Из поставленной цели следуют соответствующие задачи :

• оценить роль РКЦ как особого международного актора, распоряжаюимся в рамках процесса дипломатического взаимодействия с Евросоюзом мощным потенциалом собственного социального, политического и культурного капитала;

• исследовать роль Святого Престола как особого международного надгосударственного политического института, представляющего

3 D'Onorio J.-B. Le Saint-Siege dans les Relations Internationales. Paris, 1989; Le Vatican et la politique europeenne. Paris, 1994.

4 De Gandt J.P. L'extension des relations diplomatiques du Saint-Siege depuis 1900. Rome, 1987; Dupuy A. La diplomatic du Saint-Siege apres le Deuxieine Concile du Vatican. Paris, 1980; Kent P., Pollard J. Papal Diplomacy in the Modern Age. New York, 1994; Rouxel J.-Y. Le Saint-Siege sur la scene internationale.Paris, L'Harmattan, 1998; Poupard P. Coeur du Vatican de Jean XXIII a Jean-Paul II. Paris, 2003; Hansen E. The Catholic Church in World politics. Princeton University Press, 1987. в своей дипломатической деятельности ансамбль исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной деятельности людей по поводу отправления католического религиозного культа;.

• проанализировать современную дипломатию Ватикана по отношению к ЕС как разновидность политического процесса, т.е. совокупность последовательных дипломатических действий в целях укрепления власти и влияния рассматриваемого политического актора;

• исследовать роль Святого Престола в процессе модернизации современного общества, в частности в приведении к единообразию кодов внутринационального и межнационального общения, консолидации наднациональных территориальных, этнических пространств, создании благоприятных условий для регулирования процессов глобализации и регионализации как в рамках ЕС, так и в современном мире в целом;

• выявить специфику влияния Ватикана на решение современных проблем европейской политики, особенностей его участия в углублении интеграции и расширении ЕС;

• проанализировать степень адекватности католической доктрины европейскому подходу к решению современных проблем политики ЕС;

• дать характеристику инструментов влияния Ватикана на решения ЕС через представителей спектра католических акторов в Европе;

• рассмотреть в сравнительном аспекте противоречия католического неоконсерватизма и европейского светского либерализма в сфере прав человека;

• проанализировать позиции Ватикана в диалоге со светскими державами по вопросам прав человека с особым акцентом на репродуктивные права, права женщин и права сексуальных меньшинств.

• оценить состояние православно-католического диалога в контексте взаимодействия российского государства с новой Европой.

Теоретико-методологической основой диссертации явился комплексный подход, предусматривающий использование ряда теоретических оснований, дополняющих друг друга. Среди них следует выделить:

• метод институционального анализа, применение которого для определения роли изучаемых институтов в формировании и принятии решений и механизмов их взаимодействия, с точки зрения автора, представляется наиболее логичным;

• неоинституциональный подход, предусматривающий рассмотрение политического института современной РИД через призму формальных норм и неформальных правил «игры» на «дипломатическом поле»;

• структурно-функциональный подход, предусматривающий рассмотрение дипломатии Ватикана относительно Евросоюза с точки зрения того, « кто, когда и по каким каналам» ( Г.Лассуэл) получает те или иные ресурсы власти;

• элементы теории социоанализа П.Бурдье при реконструкции «политического поля» взаимоотношений РКЦ и Евросоюза, а также некоторых других акторов в процессе распределения тех или иных составляющих символического капитала;

• исторический подход для обоснования преемственности политики, проводимой Римско-католической церковью на современном этапе.

В работе также широко используется дескриптивный (описательный) метод, включающий элементы анализа, синтеза, индукции и дедукции как общенаучных методов исследования.

Характеристика источников и литературы:

Использованные источники можно разделить на три группы. К первой и наиболее обширной группе относятся концептуальные документы Римско-католической церкви, а именно энциклики и декларации Второго Ватиканского Собора и более поздние, а также документы регламентирующего и рекомендательного характера5.

Вторую группу составляют документы Комиссии епископских конференций Европейского Сообщества (СОМЕСЕ), позволяющие оценить степень фактического или желаемого участия этой организации в решении вопросов европейской политики и глобального развития 6.

К третьей группе относятся документы или проекты документов Европейского Союза, обращение к которым было необходимо при рассмотрении различных взаимодействий между Ватиканом и ЕС7.

Среди немногочисленной российской литературы по рассматриваемой тематике одним из наиболее современных и ценных для настоящей работы представляется уже упоминавшаяся монография Т.В.Зоновой «Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы». Её автор представила всестороннюю историческую характеристику дипломатии Ватикана вплоть до конца 90-х гг. XX в. Также следует отметить сборник «Православие и католичество: от конфронтации к диалогу», изданный в 2001 г. Библейско-богословским институтом св.

5 Напр.: Considerations Regarding Proposals to Give Legal Recognition to Unions Between Homosexual Person. Congregation for the Doctrine of Faith, March 28, 2003; Instruction on Certain Aspects of the Theology of Liberation, Congregation for the Doctrine of Faith, Joseph Cardinal Ratzinger, August 6,1984.

6 Напр.: Contribution by the Commission of the Bishops' Conferences of the European Community (СОМЕСЕ) to the Draft Charter of Fundamental Rights of the European Union. Brussels, 8 February, 2000; Let us open our hearts. The responsibility of Catholics and the project of the European Union. Commission of the Bishops' Conferences of the European Community (СОМЕСЕ), Brussels, 2003; The Future of Europe: Political Commitment, Values, and Religion. Contribution of the СОМЕСЕ secretariat to the Debate on the Future of the European Union in the European Convention. Commission of the Bishops' Conferences of the European Community (COMECE), Brussels, May 21, 2002; Global Governance Assessment 2003. Commission of the Bishops' Conferences of the European Community (COMECE), Brussels, 2003.

7 Напр.: Declaration No. 11 to the last act of the Treaty of Amsterdam-, Directive 2004/58/EC of the European Parliament and of the Council on the right of citizens of the Union and their family members to move and reside freely within the territory of

4 the Member States, 29 April, 2004; Draft Treaty establishing a Constitution for Europe (18.07.2003) и др. апостола Андрея, представляющий серьезную основу для исследования современных отношений между Ватиканом и Русской Православной церковью8.

В зарубежной литературе отметим материалы пленарных сессий и конференций Папской Академии общественных наук, оказавшие незаменимую помощь в анализе римско-католического подхода к проблемам глобализации9.

Особенной критикой подхода Ватикана к вопросам репродуктивных и прав сексуальных меньшинств в Европе отличается издание, подготовленное международной неправительственной организацией «Католики за свободный выбор». Несмотря на чрезмерность критики, авторы представили структурированную характеристику католического неоконсерватизма в Европе10.

В работе также проанализированы значительное число материалов СМИ и Интернет, в меньшей мере материалы научных изданий (статьи), так как последние также немногочисленны11.

Научная новизна диссертации состоит:

• в разработке и представлении Ватикана как особого международного актора, умело распоряжающимся мощным потенциалом собственного социального, политического и культурного капитала;

• в исследовании Святого Престола как особого международного надгосударственного политического института, представляющего

8 Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001.

9 Globalisation Ethical and Institutional Concerns. Proceedings of the Seventh Plenary Session of the Pontifical Academy of Social Sciences, 25-28 April 2001. - Vatican City, 2001; Workshop Proceedings ofthe Pontifical Academy of Social Sciences, 21-22 February 2000. - Vatican City, 2001.

10 Preserving Power and Privilege. The Vatican's Agenda in the European Union. Catholics for a Free Choice. Washington, DC, 2003. Особо отметим: Appleby S. John Paul II. Foreign Policy, Summer 2000; Шевченко M. Католическая церковь с точки зрения России. Религия-Русский Журнал, 19 июля 2002; Нарочницкая Н. Деятельность Ватикана на территории России: геополитический аспект, 27 августа 2002 г. - http://www.pravoslavie.ru/analit/ vaticanprozel.htm собой ансамбль исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной деятельности людей по поводу отправления католического религиозного культа;.

• в анализе дипломатии Ватикана как разновидности политического процесса, т.е. совокупности последовательных дипломатических действий в целях укрепления власти и влияния рассматриваемого политического института;

• в представлении роли Святого Престола в процессе модернизации современного общества, в частности в приведении к единообразию кодов внутринационального и межнационального общения, консолидации наднациональных территориальных, этнических пространств, создании благоприятных условий для регулирования процессов глобализации и регионализации в современном мире;

• в выявлении специфики влияния Ватикана на решение современных проблем европейской политики, особенностей участия Ватикана в углублении интеграции и расширении ЕС. В работе представлен сравнительный анализ позиций Ватикана и светских держав по вопросам прав человека с особым акцентом на репродуктивные права, права женщин и права сексуальных меньшинств. Автор также стремится дать современную характеристику развитию православно-католического диалога в контексте взаимодействия российского государства с новой Европой.

Апробация работы

Результаты исследования изложены автором в трех научных статьях, диссертационная работа обсуждена на кафедре европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета.

На защиту выносятся положения:

• РКЦ выступает в современных условиях как международный актор особого рода, распоряжающийся в рамках процесса дипломатического взаимодействия с Евросоюзом мощным потенциалом собственного абсолютно оригинального социального, политического и культурного капитала;

• Святой Престол выступает в современных условиях как особый международный надгосударственный политический институт, представляющий в своей дипломатической деятельности, в том числе в процессе взаимодействия с Евросоюзом, ансамбль исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной деятельности людей по поводу отправления католического религиозного культа;.

• современная дипломатию Ватикана по отношению к Евросоюзу выступает как разновидность политического процесса, т.е. совокупность последовательных дипломатических действий в целях укрепления власти и влияния рассматриваемого политического актора;

• роль Святого Престола в процессе модернизации современного европейского общества, состоит, в частности, в приведении к единообразию кодов внутринационального и межнационального общения, консолидации наднациональных территориальных, этнических пространств, создании благоприятных условий для регулирования процессов глобализации и регионализации как в рамках ЕС, так и в современном мире в целом; специфика влияния Ватикана на решение современных проблем европейской политики, проявляется в его участии в процессе углублении интеграции и расширения Евросоюза; инструментами влияния Ватикана на решения Евросоюза через представителей спектра католических акторов в Европе выступают дипломатические действия как в рамках формальных норм и процедур, так и неформальных правил игры, связанных с использованием элементов неформальной дипломатии и имиджевых, символических политических практик; существующие противоречия католического неоконсерватизма и европейского светского либерализма в сфере прав человека демонстрируют тенденцию к сближению. Святой Престол способствует повсеместной отмене высшей меры наказания, непризнанию войны как способа разрешения международных конфликтов. позиции Ватикана в диалоге со светскими державами Европы по вопросам прав человека с особым акцентом на репродуктивные права, права женщин и права сексуальных меньшинств имеют некоторые тенденции к сближению, однако консервативная дистанция РКЦ по отношению к Евросоюзу (концепция «надлежащего нравственного порядка») будет сохраняться и в дальнейшем; состояние православно-католического диалога в контексте взаимодействия российского государства с новой Европой демонстрируют некоторый прогресс. Святой престол рассматривает Россию в качестве союзника перед лицом международного терроризма и радикального ислама; на фоне активизации религиозных террористических организаций и международного терроризма в целом, Ватикан может оказывать позитивное влияние на разрешение международных политических и дипломатических конфликтов. присутствуя почти во всех сферах жизни европейского общества, католицизм обладает значительным потенциалом социальной мобилизации. Обладая обширной европейской инфраструктурой на различных уровнях, Ватикан стремится быть «естественным t партнером» в выполнении стратегии европейской интеграции. Ватикан сохранит консультативный статус в политической структуре ЕС, но не сможет добиться участия в решении вопросов европейской политики на основе формализованного статуса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Чатри Хемапандха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На рубеже веков все более настойчиво звучит вопрос о том, какой будет дипломатия будущего. Прогнозы о развитии дипломатической службы возможны лишь в контексте политической, экономической и социальной эволюции европейского сообщества. Политика и дипломатия Ватикана тесно связана со всей историей христианской церкви, а значит, и с историей возникновения и развития политических, культурных и социальных ценностей европейского сообщества. Узловые моменты в развитии дипломатии Ватикана демонстрируют этапы становления европейской политической системы, так как они напрямую касаются взаимоотношений духовной и светской власти, государственного устройства стран Европы. Одновременно и дипломатия католической церкви определяется через взаимодействие светской и духовной власти. Папство XXI века принимает существование двух суверенных властей - церковной и государственной, хотя приоритет духовного начала над светским по-прежнему остается основой концепции папства. С одной стороны папские дипломаты решают сугубо церковные цели, такие как распространение христианства, строительство религиозных сооружений, разрешение догматических вопросов и споров, а с другой стороны, - светские задачи: взаимодействие с правителями других государств, решение проблем внешней политики, сбор средств и выполнение судебных функций.

Основные усилия дипломатии Ватикана в данный момент обращены на отстаивание независимости церкви и на достижение мира и справедливости в отношениях между государствами. Служение духовным и политическим ценностям придает папству уникальный характер, и международный статус папской власти в настоящее время базируется на светской власти папы и его духовном авторитете. Уникальность папской власти состоит также и в том, что она является единственной религиозной организацией, поддерживающей официальные дипломатические отношения с государствами-членами международного сообщества. История дипломатии Ватикана представляет собой прекрасный ориентир для понимания становления европейской политической системы и дипломатической службы. Святой Престол сегодня является глобальным актором и в мировом масштабе осуществляет свою миссию. Социально-экономические и культурные трансформации в ходе веков католическая церковь всегда воспринимала лишь как фазы развития и успешно адаптировалась к меняющимся условиям.

Таким же образом католическое социальное учение, представляющее собой доктринальный ответ Ватикана на социальные и этические дилеммы современного развития, рассматривает феномен глобализации. Его основной фокус - неравное распределение материальных благ, исключенность индивидуумов и народов из экономического и социального прогресса, вопрос монополий и несправедливой конкуренции в терминах функционирования рыночной экономики.

Согласно этой доктрине, глобализация - это инструмент, который необходимо использовать для достижения универсального общественного блага. Свободные национальные рынки его не гарантируют и, таким образом, требуют выработки законов и правил. Глобальные рынки в равной степени нуждаются в правовом оформлении, однако на них нельзя воздействовать только на национальном уровне - для этого необходимы международные соглашения и институты. Понимая трудность этой задачи, учение призывает наиболее развитые страны прийти к всеобъемлющему соглашению по вопросам глобального развития, преодолев внутреннее и внешнее давление.

Будучи убежденным в том, что глобализация требует значительного количества экономических и политических контролирующих мер, Ватикан считает, что эти меры должны основываться на этических ценностях и мотивации. Источником этих ценностей должен стать усиленный «новый экуменический дух»: проблемы глобализации могут быть решены только на основании экуменических принципов - усилиями всех христианских церквей и великих мировых религий.

Однако если глобализация будет подчиняться только законам рынка в пользу экономически и политически наиболее сильных государств, последствия выразятся в абсолютизации экономики, повышении уровня безработицы, сокращении государственных социальных программ, разрушении окружающей среды и истощении природных ресурсов, увеличении разрыва между Севером и Югом и несправедливой конкуренции.

Католическая социальная доктрина в равной степени характеризуется как идеализмом, так и реализмом. Она не осуждает рынок как таковой и признает, что ни одна экономическая система не способна равным образом распределять материальные блага. Но она не принимает идеологию, которая возвеличивает рынок до абсолюта и сводит человеческую сущность к торговле, игнорируя этические и культурные компоненты.

Глобализация является объективной реальностью, которую нельзя отрицать. Поэтому полемика Ватикана о глобальном управлении посредством адекватных международных институтов является призывом к этическому рассуждению: недостаточно создавать институты, которые могут уменьшить негативные последствия глобализации. Необходимо ориентировать процесс на индивидуума в этических терминах общественного блага.

Несмотря на утрату прежнего влияния на европейскую политику, и сегодня римский католицизм является одним из сильнейших политических факторов как европейском, так и в мировом масштабе. Современная Европа плюралистична и толерантна, что обеспечивает возможность диалога между светской и церковной властью.

В каждом государстве-члене ЕС существует конституционное выражение отношений между религиозной и политической системами, между церковью и государством. Эти отношения сложились с течением времени на фоне различных исторических, социальных, демографических и других условий. ЕС признал фундаментальную природу этих отношений и внутреннюю организацию церквей и религиозных объединений в Декларации № 11 в качестве приложения к Амстердамскому договору.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что прямая интеграция ЕС и Ватикана вряд ли когда-нибудь будет возможной. В то же самое время нельзя сказать, что нет социально-политического влияния Ватикана на ЕС.

В рамках учреждений ЕС Ватикан обладает опосредованным, но вместе с тем значительным влиянием. Неофициальный консультативный статус, основанный на традиционном авторитете, позволяет Святому Престолу тем или иным образом воздействовать на решения Еврокомиссии и Европарламента. Комиссия епископских конференций Европейского Сообщества, и национальные епископские конференции, тесно связанные с правительственными кругами и политическими элитами - особенно в странах-членах с глубокой католической традицией - являются проводниками позиции Ватикана по различным вопросам общеевропейской политики.

В продвижении своих интересов в объединенной Европе Ватикан также опирается на католические элиты, религиозные ордены и общества, а также многочисленные профессиональные ассоциации католиков-мирян. Во многих странах-членах ЕС существуют координационные инстанции по их деятельности.

Ярким примером стремления Ватикана непосредственным образом влиять на процесс европейского объединения стали дебаты вокруг проекта Европейской конституции, в которых одним из предметов серьезных противоречий стал вопрос об упоминании в проекте религии и христианства. Святой Престол стремится добиться не только упоминания в Европейской конституции христианства как одной из основ общеевропейского единства, но и отражения в ней ряда принципов, среди которых - «институт структурированного диалога», который придал бы церквям особый консультативный статус. Это предположительно обеспечило бы Ватикану официальное право выступать консультантом по широкому кругу вопросов на этапах подготовки европейского законодательства и возможность регулярных консультаций на высшем уровне в различных институтах ЕС. Однако, на наш взгляд, Ватикан не сможет добиться участия в решении вопросов европейской политики на основе формализованного статуса.

Говоря об основных чертах дипломатии Ватикана следует выделить ее гуманитарный характер, который проявляется в обеспечении интересов местных церквей, искоренения насилия на международном уровне, в деятельности по духовному развитию личности, приверженности концепции диалога.

В настоящее время одним из главных инструментов дипломатии Католической церкви являются средства массовой информации. Посредством телерадиовещания и глобальной сети Интернет Святой Престол делает акцент на коммуникацию с усиленным привлечением символа и, таким образом, эффективно использует возможность отвечать на вызовы времени, мобилизуя ресурсы верующих католиков во всем мире.

Различие между «мирским» и «духовным», которое Второй Ватиканский Собор определил в декларации «Dignitatis Ниюапае», составляет одну из ключевых характеристик католико-христианской традиции. Католическая церковь особенно внимательна к собственной автономии и самостоятельности внутренней организации, исходя из того, что государство не обладает полномочиями в некоторых областях, связанных с вопросами совести своих граждан. Эту позицию Ватикан считает верной на всех уровнях - региональном, национальном и общеевропейском. Согласно его интерпретации европейского принципа субсидиарности, ответственность в таких сферах принадлежит совести индивидуумов.

Для преимущественно протестантского севера Европы характерна большая независимость общественного мнения от церковных доктрин -например, в таких вопросах, как этика биологических исследований, тогда как на юге вес традиционного католицизма поддерживает идею о церкви, выступающей в качестве выразителя коллективного мнения.

Несмотря на сохранение высокого уровня численности активных католиков, процесс секуляризации уменьшает возможности церквей, в том числе и Римско-католической церкви, возобновлять себя и историческую память в новых поколениях. В Западной Европе процесс секуляризации ускорился с 1960-х гг., следуя за послевоенным равновесием, и, прежде всего, это касается основных религий. Но сегодня тенденции секуляризации существуют даже в Польше. Низкий уровень рождаемости в Италии ярким тому подтверждением, и даже в Польше и Ирландии сильная католическая идентичность не означает первостепенное признание духовной власти или стремление закрепить ее в светском праве. Религиозная идентичность может и стремится к общественному признанию в общих вопросах веры и христианских ценностей, но она все менее и менее патриархальна в отношении к духовной власти. Таким образом, наблюдается одновременный рост католического консерватизма и секуляристских тенденций.

Одной из важных задач всех европейских христиан Ватикан считает сохранение особенности европейской модели, которая отвечает одному из главных принципов католической социальной доктрины - солидарности. Интеграция Европы, не должна ограничиваться политическими и экономическими аспектами: без общих ценностей невозможно создать устойчивое единство.

Многие критики отмечают, что в современной Европе отсутствуют общие духовные ориентиры. Римский католицизм и ислам соперничают за заполнение духовного вакуума. Но поскольку ислам был дискредитирован на Западе событиями 11 сентября 2001 года, римский католицизм получил преимущество, чтобы усилить свое влияние на европейской политической арене. При понтификате Иоанна Павла II, католическая доктрина стала отличаться неконсервативными тенденциями. Универсализм католицизма одновременно и объединяет его с исламом, и противопоставляет ему. В этой роли оппонента ислама он предлагает цивилизационно-ценностную основу в противовес воинственности радикального исламского фундаментализма.

Святой Престол последовательно поддерживал вступление в ЕС восточно-европейских наций. Папа Иоанн Павел II неоднократно призывал европейских лидеров к скорейшему завершению переговоров о принятии новых стран-членов, среди которых Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, и Мальта — государства с преобладанием римско-католической веры по отношению к общей численности населения или к другим религиям207.

Для развития и укрепления общеевропейской идентичности, необходимо одновременно поддерживать сохранение разнообразия национальных и региональных культур, а также их диалог. Многие политические деятели в ЕС признают поддерживаемый Ватиканом тезис о том, что одной из основ и органической частью европейской идентичности является христианская культура.

С другой стороны, христианство, в том числе римско-католическое, -не единственная ценность европейского континента, и модель "христианской Европы" не является адекватной в современных условиях.

207 В Чехии по отношению к общей численности населения римские католики составляют 39,2 %, протестанты - 4,6%, другие - 16,4 %; атеисты - 39,8 %. CIA World Factbook 2004 -www.cia.gov/cia/publications/factbook

Ватикан признает, что в ходе истории он не только распространял христианское учение, но и в разные периоды способствовал эскалации напряженности, росту непонимания и возникновению конфликтов.

Римская Католическая церковь - не только часть европейской истории, но также и жизненно важная и неотъемлемая составляющая действующей социальной инфраструктуры. Ватикан приобрел значительный социальный и политический капитал как в Европе, так и на других континентах, в результате широкомасштабной благотворительной деятельности католических организаций. Социальные программы католической церкви по защите малообеспеченных или уязвимых слоев населения - молодежи, безработных, инвалидов, мигрантов и др. - являются важным вкладом в укрепление европейского социального единства.

Вместе с тем существуют серьезные противоречия между позицией значительной части европейской общественности и католической доктриной в сфере прав человека, а именно, в области репродуктивных прав, прав сексуальных меньшинств и прав женщин. В то время как государства-члены ЕС прикладывают усилия к закреплению или признанию прав вступать в однополые или гражданские браки, создавать нетрадиционные семьи, прав на аборт и использование контрацепции, католическая концепция «надлежащего нравственного порядка» становится все менее адекватной европейским социо-культурным реалиям.

Несмотря на эти противоречия, Ватикан неоднократно продемонстрировал, что уважение прав человека, как их рассматривает римско-католическое учение, и его деятельность по их реализации -неотъемлемая часть его политики. Ватикан активно участвовал в процессе составления Хартии фундаментальных прав ЕС, добившись отражения в ней некоторых принципов католической доктрины. В этом контексте Римско-католическая церковь действует как составная часть европейского гражданского общества.

Святой Престол имеет давнюю историю взаимоотношений с Россией: уже в год крещения Руси (988 г.) великий князь Киевский Владимир принимал послов Папы Римского. У этой истории существуют три измерения — церковное, государственное и цивилизационное. Оппонентом католицизма в России выступает русское православие. Религия играет все большую роль в общественно-политической жизни России, и религиозные вопросы становятся все более политизированными. Поэтому взаимоотношения с Ватиканом рассматриваются в комплексе с такими политическими проблемами, как отношения с Западом и с объединенной Европой, глобализация, универсализация мировых информационных и финансовых потоков, включая те из них, которые имеют отношение к существованию религиозных структур; изменение социально-политического устройства России и построение в ней либерально-капиталистического общества; взаимоотношения между славянскими народами, входившими в состав бывшего СССР - русскими, украинцами, белорусами.

Польское происхождение Папы Иоанна Павла II в свете российско-польской истории накладывает во многом негативное влияние на взаимоотношения Русской православной церкви с Ватиканом. Активность папы Иоанна Павла II, его стремление приехать в Россию рассматривается РПЦ исключительно как попытка зафиксировать шаг на пути присоединения Русской православной церкви к католической. Одним из примеров политической инструментальности православно-католических противоречий является тот факт, что в дни визита Иоанна-Павла II в Украину официальные российские СМИ создавали негативный образ главы Римской Католической церкви с целью использовать возможность оказать политическое влияние на Украину.

Одним из главных источников противоречий является вопрос о «католической экспансии» и «прозелитизме» - представление РПЦ о том, что Ватикан ставит своей главной исторической задачей присоединение православных церквей к Святому Престолу. Прохладные отношения между Русской православной церковью и Ватиканом еще более ухудшились в феврале 2002 г., когда Святой Престол принял решение преобразовать четыре апостольские администратуры на территории России в католические епархии. После этого шага Священный Синод Русской православной церкви начал рассматривать вопрос о приостановлении контактов с Ватиканом.

Тем не менее, в настоящее время отношения Русской православной церкви с Ватиканом из противостояния перешли в стадию переговоров. Динамика православно-католического диалога является одним из важных факторов, который Россия должна учитывать в своей европейской политике. Отношения со Святым Престолом также приобретают особое значение для России и всего мирового сообщества на фоне современной активизации международного терроризма.

Присутствуя почти во всех сферах жизни европейского общества, католицизм обладает значительным потенциалом социальной мобилизации. Он стремится к участию в выработке четких программ, направленных на устойчивое развитие и процветание в Европе. Обладая обширной европейской инфраструктурой на различных уровнях, Ватикан стремится быть «естественным партнером» в выполнении стратегии европейской интеграции, участником открытой дискуссии не только по практическим аспектам процесса, но и по связанным с ним ценностям и движущим силам.

Энциклика папы Иоанна XXIII "Pacem in Terris" (1963) стала поворотным моментом в международных отношениях, изменившим их в сторону создания мирового порядка, главными задачами которого стали процесс разоружения, остановка насилия, реформа международных организаций, ответственных за кризис, вызываемый ростом задолженности стран третьего мира.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что будущее дипломатии Ватикана тесно связано с эволюцией такой политической категории, как суверенитет, с развитием политического сотрудничества между странами. В целом папская дипломатия в настоящее время исходит из необходимости движения к созданию такой международной политической системы, в которой бы главенствующее место заняло «этическое измерение» политики и международных отношений, осознание важности духовного фактора и мотивов в политических действиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Чатри Хемапандха, 2004 год

1. Зонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М.: РОССПЭН, 2000.

2. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986.

3. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.

4. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. -М.: «Эдиториал УРСС», 1999.1. Переводные издания:

5. Бедуэлл Г. История церкви. Пер. с франц. М.: Христианская Россия, 1996.

6. Хёффнер И. Христианское социальное учение. М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001.

7. Шульц Т. Иоанн Павел II. Пер. с англ. Минск.: ООО «Попурри», 2000.1. Сборники статей:

8. История Ватикана. Власть и Римская Курия. М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.

9. Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001.

10. О.Христос источник новой культуры для Европы на заре нового тысячелетия. - Тверь: Созвездие, 2000.

11. Периодическая литература и материалы СМИ:11 .Архиепископ Кондрусевич отвергает обвинения в прозелитизме. — Мир Религии, 20 декабря 2001 г.

12. Всеволод (Чаплин). Диалог между двумя Церквами должен продолжаться, Религия-Русский Журнал, 11 июля 2002.

13. Кто главнее в разговоре с Богом? Аргументы и факты, 26(1079), 27 июня 2001 г.

14. Паклин Н. Дипломатия теплых чувств. Российская газета, 4 ноября 2003 г.

15. Уколов Р. Русская православная церковь обвинила Ватикан в прозелитизме. Религия-НГ, № 22 (130), 17 декабря 2003 г.

16. Василенко К. Патриарх согласился принять представителя Ватикана. -Время новостей, № 33, 25 февраля 2003 г. -http://vremya.rU/2003/33/3/32804.html

17. Нарочницкая Н. Деятельность Ватикана на территории России: геополитический аспект, 27 августа 2002 г. -http://www.pravoslavie.ru/analit/vaticanprozel.htm

18. Ватикан и РПЦ: Дружба слона с муравьем? 25 июня 2001 г. -http ://pravda.ru/main/2001/06/25/28140.html

19. Литература на иностранных языках:

20. Материалы конференций, семинаров:

21. Glendon М.А. Meeting the Challenges of Globalization, in: Globalisation Ethical and Institutional Concerns. Proceedings of the Seventh Plenary Session of the Pontifical Academy of Social Sciences, 25-28 April 2001. Vatican City, 2001, pp.335-340.

22. Martin D. Globalization in the Social Teaching of the Church, in: The Social Dimensions of Globalization. Workshop Proceedings of the Pontifical Academy of Social Sciences, 21-22 February 2000. Vatican City, 2001, pp. 82-93.

23. Preserving Power and Privilege. The Vatican's Agenda in the European Union. Catholics for a Free Choice. Washington, DC, 2003.

24. Периодическая литература и материалы СМИ:

25. Allen J.L., Jr. Vatican calls on all Catholics to oppose same-sex unions. National Catholic Reporter, August 15, 2003.

26. Appleby S. John Paul II, Foreign Policy, Summer 2000.

27. Czech Republic and Vatican Sign a Church-State Treaty. Zenit Daily Dispatch, July 26, 2002, ZE02072624

28. Europe Needs Christianity, Says Jacques Le Goff. Zenit Daily Dispatch, February 21, 2002, ZE02022121.

29. European Union Will Help Mend Yalta Divisions, Says Pope. Zenit Daily Dispatch, October 24, 2002, ZE02102405

30. Evans-Pritchard A. Vatican outraged as God is banished from Europe's rights of man, Daily Telegraph, February 8, 2003.

31. Focuses on Solidarity and Struggle Against Terrorism. Zenit Daily Dispatch, April 26, 2002, ZE02042623.

32. Frydrych M. Constitution Religion in, enlightenment out. EU Observer, June 11,2003.

33. Gay Pride: Person Cannot be Reduced to Sex. Zenit Daily Dispatch, July 3, 2000, ZE00070206

34. Hatching a New Popish Plot. Sunday Telegraph, July 21, 1991.

35. Holy See believes the EU constitution is flawed. Zenit Daily Dispatch, November 20, 2003.

36. Jean Paul II denonce Г approbation juridique de l'homosexualite par le Parlement Europeen, Le Monde, 22 February 1994.

37. John Paul II: Globalization must not be a new form of colonialism. Houston Catholic Worker, Vol. 21, No. 4, July-August 2001.

38. Kirk L. Bishops astonished to see Godless Constitution. EU Observer, June 5, 2003.

39. Le Vatican accuse l'Europe de derive lai'ciste. Le Monde, 3 Juin 2003.

40. Pihl L.H. Vatican accuses Convention of secularism. EU Observer, June 3, 2003.

41. Social Change Hinges on "Small Daily Options", Zenit Daily Dispatch, April 9, 2001, ZE1040907

42. The Catholic Church must make its own confession, The Guardian, November 21,2002.1. Документы:

43. Catechism of the Catholic Church.

44. Centesimus Annus. Encyclical of John Paul II on the Hundredth Anniversary of Rerum Novarum, May 1, 1991.

45. Charta Oecumenica, Strasbourg, 22 April 2001. http://www.cec-kek.org/English/ChartafmE.htm

46. Churches in the Process of European Integration. Brussels, Conference of European Churches (CEC-KEK), May 2001.

47. Considerations Regarding Proposals to Give Legal Recognition to Unions Between Homosexual Person. Congregation for the Doctrine of Faith, March 28, 2003.

48. Contribution by the Commission of the Bishops' Conferences of the European Community (COMECE) to the Draft Charter of Fundamental Rights of the European Union. Brussels, 8 February, 2000. -http://www.europarl.eu.int/charter/civil/pdf/con23en.pdf

49. Divini Redemptoris. Encyclical of Pope Pius XI on Atheistic Communism, March 19, 1937

50. Draft Treaty establishing a Constitution for Europe (18.07.2003) -http://european-convention. eu.int/ docs/Treaty/cv0085О.епОЗ .pdf

51. Ecclesia in America. Post-Synodal Apostolic Exhortation of the Holy Father John Paul II: The Way to Conversion, Communion, and Solidarity in America, January 22, 1999.

52. European Parliament, Parliamentary Questions,Written Question E-0291/01, http://www.europarl.eu.int

53. Gaudium et Spes. Pastoral Constitution on the Church in the Modern World Promulgated by His Holiness Pope Paul VI, December 7, 1965.

54. Global Governance Assessment 2003. Commission of the Bishops' Conferences of the European Community (COMECE), Brussels, 2003.

55. Instruction on Certain Aspects of the Theology of Liberation, Congregation for the Doctrine of Faith, Joseph Cardinal Ratzinger, August 6, 1984.

56. John Paul II. Address to the Pontifical Academy of Social Sciences. Zenit News Agency, April 27, 2001http://www.zenit.Org/english/archive/0104/ZE010427.htm

57. John Paul П. Address to World Congress on the Pastoral Promotion of Human Rights, July 1998

58. John Paul II. World Day of Peace Message, January 1, 1998.

59. Let us open our hearts. The responsibility of Catholics and the project of the European Union. Commission of the Bishops' Conferences of the European Community (COMECE), Brussels, 2003.

60. Letter of John Paul II to Archbishop Jean-Louis Tauran on the Occasion of the International Conference "Twenty-First Century Slavery the Human Rights Dimension to Traficking in Human Beings", 15 May, 2002.

61. Lumen Gentium. Dogmatic Constitution on the Church Promulgated by His Holiness Pope Paul VI, November 21, 1964.

62. Mater et Magistra. Encyclical of John on Christianity and Social Progress, May 15, 1961.

63. Message of His Holiness Pope John Paul II for the Celebration of the World Day of Peace, 1 January, 2000.73 .Message of the Second Special Assembly of the Synod of Bishops for Europe, 21 October 1999.

64. Ministerial Priesthood and Justice in the World. Synod of Bishops, Vatican, 1971.

65. Pacem in Terris. Encyclical of Pope John XXIII on Establishing Universal Peace in Truth, Justice, Charity, and Liberty, April 11, 1963.

66. Pontifical Council Cor Unum Annual Report 2001, "Showing Christ's Love to the Suffering", July 2002.

67. Pontifical Council for the Pastoral Care of Migrants and Itinerant People. People on the Move № 91-92, April - August 2003.

68. Populorum Progressio. Encyclical of Pope Paul VI on the Development of Peoples, March 26, 1967.

69. Report on sexual and reproductive health and rights. European Parliament, Committee on Women's Rights and Equal Opportunities, rapporteur Anne E.M.Van Lancker, A5-02237/2002.http ://www.europarl.eu.int/meetdocs/committees/femm/20020417/463 603EN. pdf

70. Rerum Novarum. Encyclical of Pope Leo XIII on Capital and Labor, May 15, 1891.

71. Resolution on equal rights for homosexuals and lesbians in the European Union (A3-0028/94), Official Journal of the European Communities, No. С 61/41-43, 1994.

72. Sollicitudo Rei Socialis. Encyclical of John Paul II for the Twentieth

73. Anniversary of "Populorum Progressio", December 30, 1987. 83. Speech of His Holiness John Paul II to the European Parliament, Strasbourg, 11 October 1988.

74. Statement by the COMECE Secretariat on the adoption by the European Parliament of a Report on Sexual and Reproductive Health and Rights, Zenit Daily Dispatch, 3 July 2002, ZE02070306.

75. Bilateral and Multilateral Relations of the Holy See http://www.vatican.va/newsservices/press/documentazione/documents/coфo-diplomaticoindexen.html

76. Bryant E. Europe debates role of God in constitution Religion News Service, March 3, 2003 - www.religionnews.com/archives/000234.html

77. CIA World Factbook 2004 www.cia.gov/cia/publications/factbook

78. Dembinsky P. The Christian Basics for Economic Ethics. International Scientific-Theological Conference, 2-18 October, 2000http ://www. sobor.ru/doctrina/ english. asp

79. Economic Globalization in Christian Perspective: A Brief Glance at Catholic Social Teaching http://www.warc.ch/pc/soester/08.html

80. Gays hit back at Vatican, CNN, August 1, 2003 -http://www.cnn.com/2003/WORLD/europe/08/01/vatican.gay.marriages/

81. Let's leave God out of this Contribution by Josep Borrel Fontelles, Convention Bulletin Edition 21-05.02.03 - http://www.constitutional-convention.net/bulletin/archives/000325.html

82. Martin D. Religion, Secularity, 'Secularism and European Integration, May 2003.http:// europa.eu.int/comm/commissioners/prodi/pdf/michalski2105 03contrib ution02en.pdf.

83. Nationmaster Statistics (Religions) http://www.nationmaster.com/graph-T/relcat

84. Pontifical Council for the Family Profile -http://www.vatican.va/romancuria/pontificalcouncils/family/documents/rcp cfamilypro20051996en.html

85. Russia: Varied State Response to Orthodox-Catholic Rift. February 22,2002. -http://www.religioscope.com/info/notes/2002017mssiaorthocatho.htm

86. Roman Catholic Church and Homosexuality: Years 1998 to 2001 -http://www.religioustolerance.org/homrom3.htm

87. Soros G. Towards a Global Open Society, in: Atlantic Monthly, January 1998 http://www.theatlantic.com/issues/98jan/opensoc.htm.

88. The Catholic Encyclopedia http://www.newadvent.org/cathen/

89. Tradition and the Ordination of Women, Catholic Theological Society of America, 1997 http://www.natcath.com/NCROnline/documents/ctsal.htm

90. UN-EU Meeting Scene of Attacks on Christianity, Catholic World News, January 15, 2004http://www.cwnews.com/news/viewstory.cfm?recnum=27039

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.