Роль "Нахдж ал-Фарадис" Махмуда ал-Булгари в исследовании истории духовной культуры татарского народа периода Золотой Орды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сайфетдинова, Эльмира Гаделзяновна

  • Сайфетдинова, Эльмира Гаделзяновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 166
Сайфетдинова, Эльмира Гаделзяновна. Роль "Нахдж ал-Фарадис" Махмуда ал-Булгари в исследовании истории духовной культуры татарского народа периода Золотой Орды: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Казань. 2007. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сайфетдинова, Эльмира Гаделзяновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ИДЕЙНО-БОГОСЛОВСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

НАХДЖ АЛ-ФАРАДИС».

§ 1. Исторические предпосылки создания «Нахдж ал-Фарадис».

§ 2. Идейно-богословские корни «Нахдж ал-Фарадис».

ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ «НАХДЖ АЛ-ФАРАДИС» ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМА В РЕГИОНЕ КАК ВАЖНЕЙШЕГО

КОМПОНЕНТА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАР.

§ 1. Махмуд ал-Булгари об истоках ислама и его основателе.

§ 2. Власть в исламском мире: основные тенденции возникновения и традиции.

§ 3. Становление богословско-правовой культуры мусульман и ее региональные особенности.

ГЛАВА 3. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ МАХМУДА АЛ-БУЛГАРИ В ОСМЫСЛЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.

§ 1. Богословские основания восприятия Махмудом ал-Булгари духовных ценностей средневекового общества.

§ 2. Нравственные принципы и этические идеалы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль "Нахдж ал-Фарадис" Махмуда ал-Булгари в исследовании истории духовной культуры татарского народа периода Золотой Орды»

Актуальность исследования. История народа включает в себя не только различные аспекты формирования и развития социально-экономических отношений, но и все многообразие духовной жизнедеятельности людей. Изучение традиционных компонентов духовности позволяет представить событийный ход истории в различных его аспектах, что, в свою очередь, дает возможность исследовать единый культурно-исторический процесс и понять логику исторического развития, определить место данного общества в цивилизационном пространстве.

Это очень важно для понимания процессов, происходящих в средневековом обществе, которое в этнополйтическом, социально-структурном и духовном аспектах представляло сложное явление.

В этой связи, значимость средневековых литературных памятников, по сравнению с другими эпохами, значительно возрастает. Тем более, такие виды источников как богословские и естественнонаучные сочинения этого периода дошли до нас лишь в виде отдельных фрагментов. Это касается и источников золотоордынского периода, где источники и летописи не сохранились, а архивы, даже если они и существовали, уничтожены. Правда, и литературные памятники не дают полной картины развития духовной культуры. Тем не менее, именно в произведениях литературы данного периода нашли свое отражение многие аспекты общественно-политической жизни, а также духовной культуры. Это особенно важно, если иметь в виду, что в силу многих причин основные исторические источники не сохранились или пока еще не обнаружены.

Роль средневековой художественной литературы значима и в связи с тем, что ее популярность по сравнению с научными трактатами была намного выше благодаря тому, что произведения создавались на понятном для современников языке и основывались на эмоционально-образной форме воздействия. Художественная литература в своих лучших образцах опиралась на философию и научную мысль, в какой-то степени отражала ее, играя опосредующую роль в распространении всего спектра научных знаний.

Одним из таких литературных памятников золотоордынского периода является крупное прозаическое произведение «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари, написанное в 1357 г. в Золотой Орде. Актуальность исследования этого произведения обусловлена и тем, что в нем нашли отражение прак-, тически все стороны духовной жизни татарского общества. Данное произведение представляет интерес и с точки зрения определения основных источников и идейно-богословских предпосылок различных сторон духовной культуры татар.

Создание таких тюркоязычных произведений религиозно-дидактического характера как «Нахдж ал-Фарадис», является большим достижением письменной культуры эпохи средневековья. Его возникновение было закономерно, в связи с событиями, происходившими в общественно-политической жизни Золотой Орды во второй половине XIV в.

Степень разработанности проблемы. «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари до сих пор не стал объектом разностороннего исследования. Историю изучения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари можно рассматривать в соответствии с общепринятой в отечественной историографии периодизацией: дореволюционной татарской историографии, советской и историографии постсоветского периода, начало которой определяется общественно-политическими переменами второй половины 80-гг. XX в.

Первым к анализу «Нахдж ал-Фарадис» еще в XIX в. обратился Ш. Марджани. В своем произведении «Мостафадел ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара»)1 он рассматривал это сочинение в ряду таких популярных среди татар произведений, как «Кыйсса-и Йусуф» Кул Гали, «Насихат ас-салихин», «Бадавам», «Дастан-и Кисекбаш». Он обратил внимание, что эти произведения имели

1 МаржаниШ. Мостафадел ахбар фи ахвали Казан вэ Болгар. - Казан, 1897.-Т.1.-Б.18. распространение в Золотой Орде среди поволжских татар, однако в других восточно-мусульманских странах их нельзя найти.

Татарский просветитель Каюм Насыри в предисловии к толковому словарю «Лахджа-и татари»2 упоминает о произведении «Нахдж ал-Фарадис». Переделав отдельные рассказы этого памятника, К. Насыри в 1884 г. включил их в свой труд «Фаваких ал-джуласа» («Плоды литературных бесед»). К сожалению, списки рукописи «Нахдж ал-Фарадис», которые Ш. Марджани и К. Насыри использовали в качестве литературных и исторических источников при составлении своих трудов, до нас не дошли.

Велика заслуга татарского историка С. Вахиди, специально занимавшегося поиском древних рукописей, благодаря его стараниям было обнаружено три списка «Нахдж ал-Фарадис»4.

Таким образом, в досоветский период были сделаны лишь первые шаги в изучении «Нахдж ал-Фарадис». Но, между тем, первые сведения о книге «Нахдж ал-Фарадис» стали впоследствии отправным пунктом для дальнейшего изучения тюркоязычного памятника.

В советский период поиск новых списков «Нахдж ал-Фарадис» был продолжен. В конце 20-х гг. XX в. возрос интерес татарских ученых и историков к прошлому своего народа, к его письменным памятникам, о чем свидетельствуют экспедиции, организованные работниками музеев. Первое серьезное исследование «Нахдж ал-Фарадис» было проведено Я. Кемалем в 1930 г. Тогда же был поставлен вопрос о необходимости издания критического текста на основе известных в то время четырех списков. Я. Кемаль считал, что «всякий тюрк-мусульманин, который прочел «Нехджу-ль-Ферадис» получал полное и цельное представление об исламе; поэтому эта книга была распространена среди городских и степных тюрков и охотно читалась и переписывалась при жизни автора в области волжского бассейна»5.

2 Насыри К. Лахджа-и татари. - Казан, 1895. - Б. 2.

3 Средневековая татарская литература (VHI-XVIII вв.) / Под ред. Н.Ш. Хисамова. - Казань, 1999. - С.92.

4 Рукописный отдел ИЯЛИ КФАН СССР, фонд С. Вахиди. 53-1-26. - С. 17,25.

5 Кемаль Я. Тюрко-татарская рукопись XIV века «Нехджу-ль-Ферадис». - Симферополь, 1930 . - С. 13.

В 1949 г. Б. Яфаров защитил диссертацию «Литература Камско-волжских булгар X-XIV вв. и рукопись «Нахдж ал-Фарадис», в которой рассмотрел «Нахдж ал-Фарадис» как важный источник для изучения литературного наследия поволжских булгар, а также поместил 31 отрывок из этого прозаического сочинения6.

В 1956 г. произведение «Нахдж ал-Фарадис» было напечатано и издано п в Стамбуле под руководством тюрколога Я.Экмана . В 1963 году в хрестоматии «Борынгы татар эдэбияты» («Древняя татарская литература») были приведены некоторые отрывки из произведения Махмуда ал-Булгари «Нахдж ал-Фарадис». Татарский историк М.Усманов неоднократно подчеркивал, что «Особое место в системе письменных источников занимают тюркоязычные памятники XIII-XVI вв. В отличие от авторов арабских и русских источников, наблюдавших события со стороны, тюркские сочинители в своем подавляющем большинстве освещали факты и явления изучаемой эпохи как бы изнутри»8.

В 1984 г. вышел в свет первый том «Татар эдэбияты тарихы» («История татарской литературы»), где отдельная статья посвящена истории изучения рукописных списков и языка произведения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари.

В постсоветское время философские аспекты «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари анализировал в своих научных трудах Р. М. Амирханов, пытаясь раскрыть мировоззренческое содержание этого произведения9.

Татарский историк А. X. Халиков в работе «Монголы, татары, Золотая У Орда и Волжская Булгария», в разделе, где освещаются вопросы формирования культуры татарского народа, указывает на принадлежность автора

6 Яфаров Б. A. X-XIV йезлэрде Кама—Волга болгарлары эдэбияты Ьэм «НеЬж—эл—фэрадис» кулъязмасы: дис. канд. филол. наук. — Казан, 1949. — 150 б.

7 Ecman J. Nehciil-Feradis I. Tipki Basim. - Ankara, 1956. - 444 s.

8 Усманов M.A. Состояние и перспективы источниковедения истории Улуса Джучи // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556: докл., прочитанные на науч. конф (июнь 1998 г.). - Казань, 2002. - С.5.

9 Амирханов P.M. Татарская социально—философская мысль Средневековья (XIII- середина XVI вв.). -Казань, 1993. - Кн. 2. - С. 75-81.

Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари к суфийскому ордену Кубра 10 вииа .

В сборнике «Средневековая татарская литература VIII-XVIII вв.», изданном в 1999 г. дан подробный идейно-философский и художественно-литературный анализ «Нахдж ал-фарадис». В частности, в нем отмечается, что «Нахдж ал-Фарадис» является одним из самых ранних памятников бул-гаро-татарской прозы.

A.M. Ахунов в работе «Арабский источник средневековой тюрко-татарской литературы» обращает внимание на то, что сочинение «Нахдж ал-Фарадис», наряду с другими средневековыми произведениями сыграло большую роль в формировании истории татарской литературы: «Махмуд ал-Булгари и его знаменитое религиозно-дидактическое произведение «Нахдж ал-Фарадис», которое послужило толчком к развитию прозаического жанра в татарской литературе, занимает свое важное место в истории средневековой татарской литературы. Это сочинение можно считать художественным выразителем основных религиозно-этических основ мусульманской религии»11.

Свою концепцию истории развития духовной культуры татарского народа представил Г.М. Давлетшин. В «Очерках по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие)» он подчеркивает, что «Нахдж ал-Фарадис» является «достоверным отражением жизни того времени, особенно общественно-нравственных проблем и идей суфизма»12.

В диссертации А. Сибгатуллиной «Суфизм в татарской литературе: истоки, жанровые особенности» книга «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари упоминается как произведение суфийской литературы13.

10 Халиков А. Монголы, татары, Золотая Орда и Волжская Булгария. - Казань, 1994. - С. 149.

11 Ахунов A.M. Арабский источник средневековой тюрко-татарской литературы: на материале трудов ат-Табари. - Казань, 2001. - С. 12.

12 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа / Г.М. Давлетшин. -Казань, 2004.-С.218.

13 Сибгатуллина А. Т. Суфизм в татарской литературе: истоки, тематика и жанровые особенности: дис. . докт. филол.наук. - Елабуга, 2000. - С 179.

Научные изыскания татарского филолога Ф.Ш. Нуриевой возродили интерес к этому произведению14. Ею была проделана большая работа по редактированию текста произведения и его публикации его на современном татарском языке, что сделало «Нахдж ал-Фарадис» доступным широкому кругу читателей15.

Эпоха, в которой жил и творил Махмуд ал-Булгари, довольно подробно анализированы в работах А.Ю. Якубовского, М.Г. Сафаргалиева, Г.А. Федорова-Давыдова, Б. Грекова, B.JI. Егорова, В.В.Трепавлова, А.Х Халикова, ^ Е.А. Халиковой, А.Г. Мухамадиева.

Поскольку «Нахдж ал-Фарадис» является произведением религиозно-дидактического характера, в диссертации особое внимание было уделено трудам исследователей, изучавших проблемы распространения ислама в Зо

1 г 17 лотой Орде, а именно работы И. Хаммер-Пургшталль , Г.С. Саблукова ,

П 1 Q ЛЛ 1

И.Н. Березина , Ш.Марджани , Р. Фахретдина , Г. Исхаки , Г.С. Губайft ' дуллина22, Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского2 .

В первой половине 90-х гг. в российской историографии повышается интерес к истории Золотой Орды. Публикуются научные труды, посвященные различным аспектам истории этого государства (Г.В. Вернадский, Д.Д. '' Васильев, М.А. Усманов, Ф.Ш. Хузин, И.Л. Измайлов, А.И. Ракушин), сред-v^ невековой татарской философской и религиозной мысли эпохи Золотой Орды (Я.Г.Абдуллин, P.M. Амирханов, М. Ахметзянов, Ф.М. Султанов, Д.М. Исхаков, P.M. Мухаметшин, А.Н. Юзеев), и монголам средневековья, в ча

14 Нуриева Ф.Ш. Имена собственные в памятнике XIV в. // Языковые уровни и их анализ. - Казань, 1999; Нуриева Ф.Ш. «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари. - Казань, 1999; Нуриева Ф.Ш. Об источниках произведения «Нахдж ал-Фарадис»// Казанское востоковедение: Традиции, современность, перспективы: Тезисы докл. междунар. науч. конф. - Казань, 1997. - С.41-46? и др.

15 ал-Болгари Махмуд. НэЬдел-фэрадис / Тоз. Нуриева Ф.Ш. - Казан, 2002. - 384 б.

16 Hammer-Purgstall J. Geschichte der Golden Horde im Kiptschak, das ist der Mongolen in Russland— Pest, 1840.

17 Саблуков Г.С. Очерк внутреннего состояния Кыпчакского царства. - Казань, 1895. - 60 с.

18 Березин И.Н. Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева // Труды восточного отделения Российского археол.общ-ва. - 1864. - Т. VIII.

19 Марджани Ш. Очерк истории Болгарского и Казанского царств // Труды IV Археологического съезда. -Казань, 1884. - С. 40-58; его же Мостафадел эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. - Казан, 1989.

20 Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды; пер. с татар. С. Шамси. - Казань, 1999 - 127 с.

21 Исхаки Г. Идель-Урал .-Казань, 1991 - 63 с.

22 Губайдуллин Г.С. История татар. - М., 1994. - 197 с.

23

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.; Л., 1950 - С.166-168. стности, по проблемам формирования у них религиозного опыта (Н.Н. Кра-дин, В.В. Трепавлов, Т.Д. Скрынникова, Д. ДеВиизе, Г.Г. Галиахметова).

Среди публикаций этого периода особо следует выделить материалы конференции «Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды): от Калки до Астрахани», (1998 г., Казань). Во многих публикациях этого периода обращается внимание на необходимость использования литературного памятника «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари в качестве источника, определяющего тенденции функционирования ислама в Золотой Орде. И с методологической точки зрения это было очень важно, поскольку до начала 1990-х гг. в научных исследованиях присутствовало пренебрежение источни-ковыми материалами XIV в. из самой Золотой Орды, относящимся к изучению ее религиозной истории, включая и «Нахдж ал-Фарадис». Известный историк Юлай Шамильоглу по этому поводу обратил внимание, что нельзя «игнорировать в качестве потенциального источника по истории Золотой Орды такие единственные главные тексты из Золотой Орды, как придворная литература»24.

Пристального внимания заслуживает диссертационная работа Г. Гали-ахметовой «Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта» предметом исследования которой является религиозный опыт в исламе, рассматриваемый в контексте историко-психологического осмысления религии в Золотой Орде. Автором дан историко-мировоззренческий и источниковедческий анализ литературных тюркоязычных произведений «Кутадгу билик» Ю. Ба-ласагуни, «Хикметы» А. Йасави и «Джумджума султан» X. Кятиба25.

Методологической основой для определения суфийской направленности произведения «Нахдж ал-Фарадис» послужили труды зарубежных и оте

24 Шамильоглу Ю. Направления в исследовании Золотой Орды; пер. с англ. Д.М. Исхакова / Под ред. А. А. Арслановой // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 12231556. - Казань, 2002. - С. 23 -24.

25 Галиахметова Г.Г. Ислам в Золотой Орде: Дис.канд.философ.наук. - Казань, 2002. - 157 с. чественных ученых Дж. Тримингэма, А.А. Хисматуллина, А. Шиммель , А.Д. Кныша27, К. Эрнста, Д. Де Виизе.

Таким образом, несмотря на то, что в изучении «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари в отечественной и зарубежной историографии достигнуты определенные успехи, это произведение еще требует пристального анализа, особенно как важнейшего источника по истории духовной жизни Золотой Орды.

Хронологические рамки исследования определяются эпохой создания «Нахдж ал-Фарадис» — XIV в.

Научная новизна исследования. В диссертации представлена концепция комплексного и системного подхода к изучению роли «Нахдж ал-Фарадис» в исследовании истории духовной культуры золотсордынского периода. Исследование культурно-исторических предпосылок создания «Нахдж ал-Фарадис» позволило определить характер суфизма золотоордынского периода. На основе средневековой арабской богословской литературы, представленной в «Нахдж ал-Фарадис» выявлена значимость традиций мусульманского Востока в развитии духовной культуры татарского народа. Внесены некоторые коррективы в определение особенностей функционирования ислама в^гатарском общественном сознании. Идейная направленность «Нахдж ал-Фарадис» рассматривается через призму трактовок произведения Абу Ха-мида ал-Газали «Воскрешение наук о вере» и сборника хадисов Хусейна ал-Багави «Масабих ас-сунна». Обозначена линия преемственности, связующая средневековую татарскую общественную мысль и мировоззренческие идеалы мусульманского Востока.

Цели и задачи диссертации. Целью данного исследования является определение роли «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари в развитии ду- ^ ховной культуры татарского народа в период Золотой Орды. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

26 Шиммель А. Мир исламского мистицизма; пер с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппорт. - М., 1999.-416 с.

27 Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм ; пер. с англ. М Г. Романова. - М,- СПб, 2004. - 464 с.

1) выявить особенности исторической эпохи, з которой жил Махмуд ал-Булгари и определить предпосылки появления «Нахдж ал-Фарадис»;

2) проанализировать идейно-богословские условия создания «Нахдж ал-Фарадис»;

3) определить роль и значение «Нахдж ал-Фарадис» в формировании некоторых направлений духовной культуры татар, в первую очередь в определении особенностей ислама среди татар, взаимоотношения религии и власти, специфику правовых школ (мазхабов);

4) обозначить идейно-религиозную направленность «Нахдж ал-Фарадис», определить нравственные принципы, предложенные в «Нахдж ал-Фарадис» Махмудом ал-Булгари.

Объектом исследования является религиозно-дидактическое произведение «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари.

Предмет исследования - роль «Нахдж ал-Фарадис» в развитии духовной культуры татарского народа периода Золотой Орды.

Методология исследования основана на достижениях отечественных и зарубежных ученых-востоковедов (В.Г. Тизенгаузен, А.Крымский, В. Бар-тольд, И. Беляев, А. Бертельс, И. Крачковский, А.Халидов и др.), а также трудах татарских ученых, посвященных культурной жизни Золотой Орды (Г. Рахим и Г.Газиз, Г. Сагди, Г. Ибрагимов, С. Вахиди, Б.А. Яфаров,, X. Усма-нов, М. Усманов, А.Х. Халиков, Ш.Ш. Абилов, X. Ю. Миннегулов, Р. М. Амирханов, Г.М. Давлетшин, Д. М. Исхаков^

Методологическую основу исследования составляют методика сравнительного анализа, основанная на принципах объективности. При анализе и изложении материала применялись общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные (сравнительно-описательный, метод биографического описания). Согласно принципу объективности, исследование шло в направлении познания объективной истины и объективных закономерностей истории. Произведение «Нахдж ал-Фарадис» анализировалось в сравни- ' тельном аспекте с материалами арабоязычных источников.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка комплексного исследования «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари, его исторической значимости. Результаты исследования могут использоваться при изучении истории духовной культуры татарского народа золотоордынского периода. Выявленные в процессе исследования источники и материалы следует ввести в научный оборот, в частности, использовать при написании современных энциклопедических изданий, объективно освещающих различные аспекты истории народов Поволжья. Практические материалы диссертации могут быть использованы при составлении спецкурсов «История татарской общественной мысли эпохи Золотой Орды», «Средневековая духовная культура татарского народа».

Апробация диссертации. Результаты исследования были представлены в следующих публикациях автора:

Сайфетдинова Э.Г. Труды мусульманских богословов в литературном памятнике XIV века «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари / Э.Г. Сайфетдинова // Из истории Татарстана и татарского народа. Вып.1. Казань: Фэн, 2003.-С. 175-186.

Сайфетдинова Э.Г. Основоположники правовых школ суннитского ислама / Э.Г. Сайфетдинова // Правосудие в Татарстане. - 2004. — № 2. -С.54 -55.

Сайфетдинова Э.Г. Арабские источники средневековой тюрско-татарской литературы (сборник хадисов «Масабих ас-сунна» Хусейна б. Масгуда ал-Багави /Э.Г. Сайфетдинова // Мир ислама. - 2005 — № 1(3). -С.68—74.

Сайфетдинова Э.Г. Ценности средневековых религиозно-дидактических сочинений мусульманского Востока в татарской общественной мысли периода Золотой Орды [Электронный ресурс] Э.Г. Сайфетдинова. Режим доступа: http//tsu.tmb.ru/culturologu/jornal/6/ sayfetdinova2-2006-2.htm, свободный.

Сайфетдинова Э.Г. Особенности функционирования ислама в Золотой Орде в XIV веке (по материалам произведения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари) /Э.Г. Сайфетдинова // Научные ведомости БелГУ. - 2007. — №3.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обоснованы актуальность, степень разработанности темы исследования, цели и задачи диссертационной работы. Первая глава посвящена обоснованию концепции исследования. Выдвинуты аргументы, показывающие продуктивность подхода к проблеме изучения сочинения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари. Представлены культурно-исторические предпосылки создания произведения «Нахдж ал-Фарадис», а также арабоязычных сочинений богословского характера, послуживших источниковой базой произведения «Нахдж ал-Фарадис». Во второй главе освещается ранняя мусульманская история как фактор формирования общественного сознания золотоордынского государства. Третья глава исследования посвящена рассмотрению идеологической направленности произведения: суфийским мотивам творчества Махмуда ал-Булгари и его нравственно-этическим принципам. В заключении обобщаются итоги исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сайфетдинова, Эльмира Гаделзяновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

События XIII-XIV столетий оставили глубокий след в истории многих народов Азии и Европы. В результате образования Золотой Орды произошли смешения племен и народов, зародились новые этнические общности, новые народы. Для XIV в. основными источниками реконструкции общественной мысли является литературное наследие. Исследование памятников художест- 1' венной литературы позволяет определить некоторые тенденции развития духовной культуры, как составной части формирования общественной мысли, а также особенности распространения и функционирования ислама в общественно—политической жизни Золотой Орды.

В диссертации впервые была изучена роль литературного источника «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари в истории духовной культуры Золотой Орды, а также средневековых арабоязычных сочинений, послуживших основой при написании «Нахдж ал—Фарадис», проведен анализ идейно-политической позиции автора «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал—Булгари в осмыслении актуальных проблем общественной и духовной жизни Золотой Орды.

За основу исследования мы взяли текст «Нахдж ал—Фарадис», изданный в 2002 г., под редакцией Ф.Ш. Нуриевой. В процессе работы спользова-лись различные рукописи и списки, хранящиеся в библиотеках Казани, с целью установить точные имена и названия сочинений, которые послужили источниками при составлении «Нахдж ал—Фарадис», поскольку издание 2002 г. содержит ряд неточностей, что затрудняло ход исследования.

Внутриполитическая ситуация в Золотой Орде в период создания произведения «Нахдж ал-Фарадис» была достаточно неоднозначной. С одной стороны, это период, который называют эпохой расцвета и могущества Золотой Орды, с другой - это время постоянных междоусобиц феодальной верхушки, захвата власти путем заговоров и силового устранения, что нашло отражение в сочинениях, подобных «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари, «Джум-джума солтан» X. Кятиба. Основную проблематику произведения «Нахдж ал-Фарадис» можно расценивать как протест автора против деспотизма золотоордынских правителей и расточительного образа жизни, У который они вели, что не соответствовало идеалам ранней мусульманской традиции, основу которой стояли такие понятия как скромность, умеренность, трудолюбие. Подлинное отношение Махмуда ал-Булгари к популярному в это время суфийскому братству Кубравийа установить сложно. Скорее, автор «Нахдж ал-Фарадис» не был связан с каким-либо религиозным течением, а являлся представителем умеренного, аскетического благочестия.

В «Нахдж ал—Фарадис» зафиксировано (19) девятнадцать средневековых арабских сочинений богословского характера, на которые Махмуд ал-Булгари опирался при создании своего сочинения. Из этого следует, что Махмуда ал-Булгари неплохо владел языковой и литературной традициями своего времени, знал арабский язык. Основными арабоязычны-ми произведениями, на которые Махмуд ал-Булгари ссылался чаще всего, стали: сборник хадисов Хусейна ал—Багави «Масабих ас—сунна» и трактат , Абу Хамида ал—Газали «Воскрешение наук о вере». Поиск и анализ вышеназванных 19-ти арабязычных сочинений дали некоторые характерные сведения о том, какая литература религиозного содержания мусульманского Востока была популярна в средневековом Поволжье. Наиболее известным являлось сочинение Абу Хамида ал—Газали «Воскрешение наук о вере», которое популярно вплоть до наших дней, как на Востоке, так и в поволжском регионе, о чем свидетельствуют многочисленные списки этого сочинения в книгохранилищах, переводы и попытки все новых изданий знаменитого трактата.

Особый интерес возник в отношении 1—й и 2—й глав (баб) произведения «Нахдж ал—Фарадис», которые посвящены особенностям освещения раннего ислама. Первая была посвящена жизнеописанию и достоинствам пророка Мухаммада. «Нахдж ал—Фарадис» сохраняет традиции тюркских сочинений, в которых идеализировался образ пророка, личность Мухаммада отображена с точки зрения мистического восприятия. Махмуд ал—Булгари, пытается воссоздать позитивный образ пророка, достойный подражания, однако не всегда делает это за счет привлечения «канонизированных» арабоя-зычных источников.

Что касается вопроса об институте верховной власти, Махмуд ал-Булгари придерживался мнения, что власть должна быть непосредственно связана с соблюдением мусульманских традиций. Сохранение единства религиозно-политических функций возможно лишь при условии, когда власть и авторитет соединены в одном лице. Махмуда ал-Булгари волновало, что исконные исламские традиции были преданы забвению в силу мирских устремлений правящих кругов, которые пеклись только о собственных интересах, что отразилось, например, в захвате власти методом силового устранения.

Махмуд ал-Булгари не ставит цель популяризировать какой-то один мазхаб и его основателя и не призывает придерживаться идеологии конкретной правовой школы, хотя объяснения конкретных ситуаций, он осуществляет через призму ханафитского мазхаба, что и дает возможность полагать, что Махмуд ал-Булгари был приверженцем мазхаба Абу Ханифы.

В результате исследования социально-философской позиции Махмуда ал—Булгари мы пришли к выводу, что он создавал свой идеал не путем отвержения прошлого, а его органического перевоплощения с помощью самосовершенствования. Махмуд ал—Булгари понял ислам с позиций не только познания или деятельности, но и любви, добра, исходя из эстетической и нравственной категории. Он не предлагает человеку автоматически исполнять предписания ислама, но и призывает его раскрывать свои потенциальные возможности, воспитывать в себе внутреннюю убежденность.

Идеалы суфизма имели для автора «Нахдж ал—Фарадис» реальную значимость; во всех деяниях суфиев, он видел «открытый путь» в рай. В представлении Махмуда ал—Булгари, суфизм - это неотъемлемая часть мусульманской духовной традиции и полностью соответствует принципам шариата. На протяжении всей книги Махмуд ал—Булгари стремиться доказать, что суфизм не противоречит суннитскому правоверию. Но в то же время и не пытается скрыть от читателя, что суфии придерживались различных точек зрения по определенным вопросам теории и практики суфизма. Идеологическая направленность сочинения, скорее всего, объясняется тем, что в период становления и расцвета Золотой Орды, когда ислам завоевывал все новые позиции в борьбе с язычеством кочевого населения Золотой Орды; суфизм начинает играть активную роль в духовной жизни татарского народа, что в результате приводит к идейной дифференциации, к делению на господствующее, в виде религиозной политики суфийских братств, находившихся под покровительством представилей правящего класса и оппозиционное направления, выражающих интересы татарского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сайфетдинова, Эльмира Гаделзяновна, 2007 год

1. Ал—Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере /Абу Хамид ал— Газали.— М.: Наука, 1980 — 376 с.

2. Ал-Химийриа Ибн Хишам Абд ал—Малик. Жизнеописание пророка Мухаммада /Абд ал-Малик Ибн Хишам. Ал-Химийриа // Хрестоматия по исламу / Под ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1994. - С. 15-24.

3. Ар-Рази Ахмад ибн Фарис. Кратчайшее жизнеописание наилучшего из людей / Ахмад ибн Фарис ар-Рази // Хрестоматия по исламу / Под ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1994. - С. 26-32.на татарском языке:

4. Эл—Болгари Махмуд. Нэ1щел—фарадис / Махмуд ал—Болгари Казан: Татар, кит. нашр., 2002. —384 б.на арабском языке:

5. Ал—Газали Абу Хамид. Ихйа улум ад—дин / Абу Хамид ал—Газали -Ал—кахира: Ал—матбуга ал—гамира ал—шарафийа, 1910.

6. Ал—Багави Хусейн б. Масгуд. Масабих ас—сунна / Хусейн б. Масгуд ал—Багави. Ал—кахира: Ал—матбага ал—хайрия, 1901.

7. Алаваши Али б. Осман б. Мухаммад. Нисаб ал—ахбар / Али б. Осман б. Мухаммад Алаваши. Казан, 1908. - 82 с.

8. Ас—Сагани. Машарик ал—анвар мин сихах ал—асар / ас—Сагани. -Ал—кахира: Матбуга ал—шагада, 1913.

9. Аз—Замахшари Абу Касим. Кашшаф ан хакаик ат—танзил / Абу Касим аз—Замахшари. Ал—кахира: Ал—матбуга ал—гамира ал—шарафийа, 1925.

10. Ал—Макки Абу Талиб. Кут ал—кулуб фи мусаллалатул махбуб / Абу Талиб ал—Макки.-Ал—кахира, 1896.

11. Список использованной литературы на русском языке:

12. Абилов Ш.Ш. О новонайденных списках памятника XIV века «Нахджал—Фарадис» / Ш.Ш. Абилов // Советская тюркология. 1977. — № 2. - С.69—73.

13. Амирханов P.M. Татарская социально—философская мысль Средневековья (XIII середина XVI вв.): В 2 кн. / P.M. Амирханов. - Казань: Изд-во ИЯЛИ, 1993.

14. Амирханов P.M. Тюрко—татарская философская мысль средневековья (XIII—XVI вв.) /P.M. Амирханов. — Казань: Мастер—Лайн, 2001. 262 с.

15. Амирханов Р. М. Ислам в татарской общественной мысли: история и современность / P.M. Амирханов // Ислам в истории и культуре татарского народа Казань: РИЦ «Школа», 2000. - 203 с.

16. Арсланова А.А. Остались книги от времен былых. / А.А. Арсланова -Казань: Татар, кн. изд—во, 2002. 239 с.

17. Ахметгалеева Я.С. Исследование тюркоязычного памятника «Кисекбаш китабы» / Я.С. Ахметгалеева. М.: Наука, 1979. - 191 с.

18. Ахунов A.M. Арабский источник средневековой тюрко—татарской литературы: на материале трудов ат—Табари / A.M. Ахунов. Казань: ТГГИ, 2001.- 176 с.

19. Баранов Х.К. Арабско—русский словарь / Х.К. Баранов. — М.: Рус. яз., 1989.-928 с.

20. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата / В.В. Бартольд // Сочинения: в 9 т. М.: Наука, 1966. — Т.6. —784 с.

21. Ю.Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е.А. Беляев. М.: Наука, 1965. - 280 с.

22. Березин И.Н. Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева / И.Н. Бере-зин // Труды восточного отедления Российского археологического общества.-1864.-Т. VIII.

23. Бертельс Е.Э. Суфизма и суфийская литература / Е.Э. Бертельс // Избранные труды: в 4 т. М.: Наука, 1965. — Т.З. - 524 с.

24. П.Большаков О.Г. Эпоха великих завоеваний / О.Г. Большаков // История Халифата: в 4 т. М.: Вост. лит., 1993.-Т.2. — 291 с.

25. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар до революции 1917 г. / Дж. Валидов // Татар, лит. в переводах на рус.яз.; под ред. П. Родимова и Галим—Джана Шарафа. Вып.1. М.—Пг.:Госиздат, 1923. -107 с.

26. Ал—Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Трактат / Абу Хамид ал-Газали Казань: Иман, 1999 - 266 с.

27. Ал—Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере / Абу Хамид ал— Газали.— М.: Наука, 1980.—376 с.

28. Галиахметова Г.Г. Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта: Дис. канд.философ.наук. / Г.Г. Галиахметова. — Казань, 2002. 157 с.

29. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали /Р.К.Ганиева Казань: Изд—во Казан, ун—та, 1988. - 170 с.

30. Гарипов Н. Ислам у татар Поволжья в IX—XIX вв. / Н. Гарипов Казань: Иман, 1999-36 с.

31. Гибб Х.А.Р. Арабская литература: классический период / Х.А.Р. Гибб; пер. с англ. -М.: Воет лит., 1960. 185 с.

32. Греков Б.Д. Золотая Орда и ее падение / Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский. -М.—Д.: Изд—во АН СССР, 1950. 479 с.

33. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Среднего и Ближнего Востока / С.Н. Григорян. М.: Наука, 1966. - 352с.

34. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры /Г.Э. фон Грюнебаум. М.: Наука, 1981. - 227 с.

35. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе / П.А. Грязневич // Ислам: религия, общество, государство. М.: Наука, 1984. - С. 161-175.

36. Губайдуллин Г.С. История татар / Г.С. Губайдуллин. М.: Моск. Лицей,1994.- 197 с.

37. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры /А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984.-350 с.

38. Гусейнов А.А. Великике моралисты / А.А. Гусейнов. М.: Республика,1995.-351 с.

39. Гусейнов А.А, Апресян Р.Г. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М.: Гардарика, 1998. - 345 с.

40. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие) / Г.М. Давлетшин. Казань: Татар, кн. изд-во., 2004.-431 с.

41. Демидчик В.П. Арабская литература мамлюкского периода: Жанр мира-билий. Учеб. пособие / В.П. Демидчик. Душанбе: Тадж. гос. ун—та, 1982.-91 с.

42. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления./ Д.Е Еремеев. М.: Политиздат, 1990. - 286 с.

43. Зайончковский А. К изучению средневековых памятников тюркской письменности (XI—XVI вв.) / А. Зайончковский // Вопросы языкознания.—1 967. — № 6. С.80—89.

44. Ибрагим Т.К. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т.К. Ибрагим, Ф.М. Султанов, А. Н. Юзеев. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 239 с.

45. Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно—политические воззрения арабо—исламских философов Средневековья / А.А. Игнатенко. М.: Мысль, 1989.-254 с.

46. Идиатуллина Г. Духовно-религиозная атмосфера в Поволжье в XVII-XVIII вв. / Г. Идиятуллина // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Казань: Изд-во «Фэн», 2006. - С. 249-283.

47. Измайлов И. Ислам в Золотой Орде / И. Измайлов // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Казань: Мастер-Лайн, 2002. - С.38-61 с.

48. Измайлов И. Ислам в (Улусе Джучи) Золотой Орде / И. Измайлов // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Казань: Изд-во «Фэн», 2006. - С. 53-88.

49. Из глубины столетий / Сост, вступ. статьи и комм. Б. Л. Хамидуллина. -Казань: Татар.кн. изд-во, 2004ю 271 с.

50. Ислам: историографические очерки / Под ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1991-232 с.

51. Ислам: энцикл. словарь / Под ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1991. -315с.

52. Ислам классический: энцикл. / Под ред. К. Королева М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Миргард, 2005.-416 с.

53. Ислам: религия, общество, государство: сб. ст. / АН СССР, Ин—т востоковедения; Отв.ред. П.А. Грязневич, С.М. Прозоров. М.: Наука, 1984 -232 с.

54. Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223—1556: междунар. науч. семинар, 23—26 июня 1998 г.: тез. докл. Казань: Мастер—Лайн, 2002. - 432 с.

55. Исламов Р.Ф. «Шахнаме» Шарифа в контексте золотоордыснкой и кипча-ко-мамлюкской литератур (Источники. Поэтика): автореф. дис. доктора филол. наук / Р.Ф. Исламов. Казань, 2002. - 91 с.

56. Исхаки Г. Идель-Урал. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. - 63 с.

57. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI- первой четверти XV вв. / Д.М. Исхаков, И.Л. Измайлов. Казань: Иман, 2000. -136 с.

58. Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа) / Д.М. Исхаков. Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. - 159 с.

59. Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии /З.А. Ишмухаметов. Казань: Таткнигоиздат, 1979. - 224 с.

60. Кемаль Я. Тюрко—татарская рукопись 14 века «Нехджуль—ферадис»/ Я. Кемаль. Симферополь: Крымгосиздат, 1930 - 58 с.

61. Керимов Г.М. Газали и суфизм / Г.М. Керимов. Баку: Элм, 1969 - 109 с.

62. Керимов Г.М. Суфизм в ортодоксальном исламе и отношение к нему Аль—Газали: автореф. дис. канд. ист. наук/Г.М. Керимов.— М., 1964. — 20 с.

63. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока / Н.С. Кирабаев. М.: Изд—во ун—та Дружбы народов, 1987. - 176 с.

64. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / А.Д. Кныш; пер.с англ. М.Г. Романов. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2004. - 464 с.

65. Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1990. - 727 с.

66. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики / И.Ю. Крачковский //Избр. соч. — Т.5. М.—Л.: Изд—во АН СССР, 1958. - С. 5 -192.

67. Крымский А.Е. История Персии, ее литературы и дервишской теософии // Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским ин—том вост. языков. 1909 - Вып. XVI, № 1. - С. 34.

68. Крымский А.Е. Источники для истории Мухаммеда и литература о нем / А.Е. Крымский. М., 1910. - 144 с.

69. Кульпин Э. Путь России: первый социально-экологический кризис / Э. Кульпин. М.: Моск. лицей, 1995. - 200 с.

70. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. Л.: 1978.

71. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности / С.Е. Малов. — М.—Л.: Изд—во АН СССР, 1951.-452 с.

72. Массэ А. Ислам: Очерк истории/ А. Массэ. 3—е изд: пер с фр. // Пре-дисл. В.В. Наумкина. - М., 1982. - 191 с.

73. Махмутов М.И. Мир ислама /М.И. Махмутов. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 616 с.

74. Мец А. Мусульманский Ренессанс /А.Мец. М.: Наука, 1996.— 537с.

75. Миннегулов X. Ю.Татарская литература и восточная классика: Вопросы взаимосвязей и поэтики / Х.Ю. Миннегулов. Казань: Изд—во Казан, ун-та, 1993.-383 с.

76. Мусульманский мир: Средние века, новое время / Под ред P.M. Валиева, Р. А. Набиева и др. Казань, 1996. - 210 с.

77. Мухамадиев А.Г. Золотая Орда / А.Г. Мухамадиев // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995. - С. 134-185.

78. Мухаметшин P.M. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века/ P.M. Мухаметшин Казань: Иман, 2000.— 130 с.

79. Мухаметшин P.M. Региональные особенности ислама // Татарстан. 1995. — №11—12.-С.66—70.

80. Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке / P.M. Мухаметшин. Казань: Фэн, 2003.-303 с.

81. Наджип Э.Н. О памятнике XIV века «Нахдж ал—Фарадис» и его языке / Э.Н. Наджип // Советская тюркология. — 1971. — № 6. С.56—89.

82. Никитина В.Б. К постановке некоторых проблем изучения классической поэтики иранских народов // Иранская филология, 1971 С. 94.

83. Нуриева Ф.Ш. Лексические варианты «Нахдж ал—Фарадис»// Исследования по лексике и грамматике татарского языка /Ф.Ш. Нуриева Казань, 1986.-С. 127—132.

84. Нуриева Ф.Ш. Из лексики «Нахдж ал—Фарадис»// Формирование татарского литературного языка / Ф.Ш. Нуриева Казань, 1989. -С.91—96.

85. Нуриева Ф.Ш. Имена собственные в памятнике XIV века «Нахдж ал— Фарадис» / Ф.Ш. Нуриева, Э.Г. Сайфетдинова // Языковые уровни и их анализ: сб.ст. Казань, 1999.— С. 81—91.

86. Нуриева Ф.Ш. Категория падежа в памятнике XIV века «Нахдж ал— Фарадис» // Старотатарский литературный язык: исследования и тексты / Ф.Ш. Нуриева-Казань, 1991.-С.37—48.

87. Нуриева Ф.Ш. «Нахдж ал—Фарадис» Махмуда ал—Булгари / Ф.Ш.Нуриева. Казань: Изд-во «Фэн», 1999 - 208 с.

88. Нуриева Ф.Ш. Об источниках произведения «Нахдж ал—Фарадис» / Ф.Ш. Нуриева // Казанское востоковедение: Традиции, современность, перспективы: сб.ст. Казань, 1997. - С.41—46

89. Нуриева Ф.Ш. Исторические и лингвистические условия формирования тюрко—татарского литературного языка золотоордынского периода. Казань: Изд—во Казан, ун—та, 2004. -376 с.

90. Очерки истории татарской общественной мысли / Под ред P.M. Амирха-нова. Казань: Татар, кн. изд—во, 2000. - 191 с.

91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания.-М.: Наука, 1991.- 217 с.

92. Почекаев Р.Ю. Суд и правосудие в Золотой Орде / Р.Ю. Почекаев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2004-№2. С. 22-28.

93. Почекаев Р.Ю. Ярлыки ханов Золотой Орды как источник права, и как источник по истории права / Р.Ю. Почекаев // Электронный ресурс. http:// www.kodeks.net.

94. Резван Е.А. Коран и его толкования: Тексты, переводы, комментарии / Е.А. Резван. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000 - 204 с.

95. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / Ф. Роузентал; пер. с англ. С.А. Хомутова. М.: Наука, 1978 - 372 с.

96. Рукописный отдел ИЯЛИ КФАН СССР, фонд С. Вахиди.53-1-26. С. 17, 25

97. Саблуков Г.С. Очерк внутреннего состояния Кыпчакского царства / Г.С. Саблуков. Казань: Тип.-лит. ун-та, 1895. - 60 с.

98. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды / М.Г. Сафаргалиев // На стыке континентов и цивилизаций. Казань, 1996. - 767 с.

99. Сафиуллина P.P. Арабская книга в духовной культуре татарского народа / P.P. Сафиуллина. — Казань: Алма—Лит, 2003. — 214 с.

100. Сибгатуллина А.Т. Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности): Дис. . д—ра филол. наук / А.Т.Сибгатуллина. -Елабуга, 2000.-380 с.

101. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения / Под. ред. Е.А. Фроловой. — М.: Вост. лит., 1998. — 527 с.

102. Средневековая татарская литература (VIII—XVIII вв.) / Под ред. Н. Хи-самова. Казань: Изд-во «Фэн», 1999. - 214 с.

103. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма / М.Т. Степанянц. М.: Наука, 1987—190 с.

104. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. - 341 с.

105. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен. М.: Наука, 1986. - 256 с.

106. Тагирджанов А.Т. Таджико—персидские и тюркские рукописи Восточного факультета ЛГУ / А.Т. Тагирджанов // Вестник ЛГУ. 1957. — № 8, вып.2. - С.63—69.

107. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: извлечения из сочинений арабских / В.Г. Тизенгаузен. Т.1.— СПб.: Тип.имп. АН, 1884. - 363 с.

108. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: извлечения из персидских сочинений /В.Г. Тизенгаузен / Под ред. А.А. Ромаскевича и С.Л. Волина. Т.2. - М—Л.: Изд—во АН СССР, 1941.-308 с.

109. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. /В.В. Трепавлов. -М.: Наука, 1993. — 168 с.

110. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / Дж. С. Тримингэм; пер. с англ. А.А. Ставиской. М.: Наука, 1989 - 328 с.

111. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX начало XX веков / Л.И. Тухватуллина - Казань, Татар, кн. изд—во, 2003-207 с.

112. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. / М.А. Усманов. Казань: Изд—во Казан, ун—та, 1972. - 223 с.

113. Усманов М.Г. Этапы исламизации Джучиева Улуса и мусульманского духовенства в татарских ханствах XIII—XIY вв. / М.Г. Усманов. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. — М., 1985. С. 177—186.

114. Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды / Р. Фахретдин; пер.с татар. С. Шамси. Казань.: Татар, кн. изд-во, 1999. - 127 с.

115. Фахрутдинов Р.Г. Золотая Орда / Р.Г. Фахрутдинов // Татарстан, 1992. -№4.-С. 52-64.

116. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана / Р.Г. Фахрутдинов. Казань: Магариф, 1995. - 255 с.

117. Федоров—Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды /Г.А. ^ Федоров—Давыдов. М.: Изд—во Моск. ун-та, 1973 - 180 с. fr ¥) '

118. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии /Е.А. Фролова.— М.: Наука, 1983. 169 с.

119. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция /А.Б. Халидов. -М.: Наука, 1985. 304 с.

120. Халидов Б.З. Замахшари (о жизни и творчестве) / Б.З. Халидов // Семитские языки — М.: Наука, 1965. 4.2, вып.2. — С.542—557.

121. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария /А.Х. Хали-ков. Казань: Фэн, 1994. - 164 с.

122. Халикова Е.А. Мусульманские некрологи Волжской Булгарии X начала XIII вв. / Е.А. Халикова. - Казань: Изд—во Казан, ун—та, 1986. - 159 с.

123. Аль—Холи Амин. Связи между Нилом и Волгой в XIII—XIV вв. / Амин аль—Холи. Казань: Иман, 2002. - 49 с.

124. Хрестоматия по исламу / Под ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1994. -234 с.

125. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / А. Шиммель; пер. с англ.

126. H.И. Пригариной, А.С. Раппорт. М.: Алетейа; Энгима, 1999. - 416 с.

127. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классической традиции / Г.Б. Шаймухамбетова. М.: Наука, 1979. — 152 с.

128. Шодкевич М. Модели совершенства в исламе и мусульманские святые / М. Шодкевич // Бог—человек—общество в традиционных культурах Востока-М.: Вост. лит., 1993. — С. 199—217.

129. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований / М.Элиаде. М.— Л.: Рудомино, 1997.-413 с.

130. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль: (Эволюция, основные направления и представители): В 2 кн. / А.Н. Юзеев. Казань: Иман, 1998.на татарском языке:

131. Борьщгы татар эдэбияты. Казан: Тат.кит.нвшр, 1963. - 525 б.

132. Гайнуллин М.Х. Кончыгыш Ьом татар эдэбияты / М.Х. Гайнуллин // Совет эдэбияты. 1958. — № 9. - Б.82—93.

133. Гарэпчэ—татар—русча алынмалар сузлеге. -Казан: Татар.кит.нэшр., 1965-353 б.

134. Госманов М. Алтын Урда: тарих Ьэм мирас / М. Госманов // Мирас. -1993. —№8.-Б. 37—48.

135. Исламов Р.Ф. Алтын Урда Иэм Мэмлуклэр Мисыры язма мирас, мэдэни багланышлар / Р.Ф.Исламов. — Казан: Матбугат йорты нэшр., 1998.—250 6.

136. Кол Гали. Кыйссаи Йосыф: Поэма / К. Гали. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.-221 б.

137. Котб. Хесрэу вэ Ширин (шигьри роман) / Котб. Казан: Мэгариф, 2003.-367 б.

138. Мицнегулов Х.Ю. Алтын Урда эдэбияты/ Х.Ю. Миннегулов // Татарстан. 1992. — № 7—8. - Б. 63—73.

139. Мэржани Ш. Местафадел—ахбар фи вхвали Казан вэ Болгар / Ш. Мэржани -Казан: Татар.кит.нэшр., 1989.-415 б.

140. Насыри К. Лахджа-и татари / К. Насыри. Казан, 1895. - Б.2.

141. Татар эдэбияты тарихы. Казан: Татар.кит.нэшр., 1985. - Т.1. —573 б.

142. ТаЬирж;анов Г. Тарихтан—эдэбиятка. / Г. Та1шрж;анов. Казан: Та-тар.кит. нэшр., 1979. —167 б.

143. Яфаров Б.A. X-XIV йозлэрдэ Кама—Волга болгарлары эдэбияты Ьэм «Нэ1щ—эл—фэрадис» кулъязмасы: Филология фэннэре кандидатлыгы гыйльми дэрэжэсе алу очен диссертация / Б.А. Яфаров. — Казан, 1949. -150 б.на английском языке:

144. DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tukles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition / D. DeWeese. Univer-sity Park, Pennsylvania, 1994.на французском языке:

145. Blochet E. Catalogue des manuscripts turcs, cilt II / E. Blochet. Paris, 1933.-S. 132-133на немецком языке:

146. Hammer-Purgstall J. Geschichte der Golden Horde im Kiptschak, das ist der Mongolen in Russland / J. Hammer-Purgstall. Pest, 1840.на турецком языке:

147. Ecman J. Nehcul-Faradis I, Tipki Basim. / J. Ecman. - Ankara, 1956. -444 s.

148. Velidi Z. Harezmda yazilmis Ecki Turkce Eserler / Z. Velidi // Turkiyat Necmuasi II. Istanbul, 1928. - S. 331-345.на арабском языке:

149. Аз—Захаби Мухаммад. Тафсир ва муфассирун в 3 т. / Мухаммад аз— Захаби Каир, 1999. - Т. 3. - С. 304—310.

150. Мунджид фи лугати ва аглям. Бейрут, 1994.

151. Аш—Шаркави Абдрахман. Аима ал—фикх ат—тасига /Абдрахман аш—Шаркави. Ал—кахира: Идара гариб лил матбуга ва ан—нашра ва ат—таузи, 2000. - 340 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.