Роль торгово-ростовщических каст в формировании индийской идентичности: Колониальный период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Киреев, Владимир Сергеевич

  • Киреев, Владимир Сергеевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 205
Киреев, Владимир Сергеевич. Роль торгово-ростовщических каст в формировании индийской идентичности: Колониальный период: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2004. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Киреев, Владимир Сергеевич

Введение.

Глава I. Источники и литература.

Глава II. Торгово-ростовщические касты в контексте экономического развития колониальной Индии.

Глава III. Каста и способы ведения бизнеса индийцев.

Глава IV. Кастовые факторы общности индийских коммерсантов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль торгово-ростовщических каст в формировании индийской идентичности: Колониальный период»

Постановка проблемы и объект исследования

Колониальный период истории Индии был весьма противоречивой и сложной эпохой. Ведущая колония одной из сильнейших стран мира постепенно становилась частью капиталистического мира - участником международных экономических и политических отношений, субъектом мировой капиталистической системы.

В этих условиях в Индии начинает становиться новое общественное сознание, составной частью фундамента которого были буржуазные ценности, с одной стороны, и которое противопоставляло Индию "внешнему миру", с другой. Это осознание населением Индии себя в качестве индийцев, т.е. людей, принадлежащих к Индии в целом, которое можно обозначить как как "индийская идентичность". Это явление имеет несколько измерений -экономическое, культурное, политическое.

Индийская идентичность в колониальный период - вещь неоднозначная. Можно привести немало аргументов против правомерности самого выделения этого понятия в условиях колониализма. В частности, во-первых, не существовало политической власти, способной отстаивать интересы индийцев, т.е. индийского независимого государства. Во-вторых, население Индии представляло собой конгломерат из различных этнических и конфессиональных общностей, степень интеграции которых даже в период независимости - весьма дискуссионный вопрос. Однако, с другой стороны, если вести речь прежде всего о самосознании верхушки - интеллигенции, бизнеса, политики, - то "общий знаменатель" здесь прослеживается.

Ведущую роль в процессе формирования индийской идентичности играла индийская интеллигенция - в основном, выходцы из высших, брахманских каст. В силу своего положения они стояла достаточно близко к европейским ценностям. Многие представители индийской интеллигенции получили образование европейского уровня, владели одним или несколькими европейскими языками, были в курсе важнейших проблем Европы. Они могли свободно читать европейскую научную и художественную литературу. Через индийскую интеллигенцию европейская (в первую очередь, английская культура проникала в Индию, создавая некий симбиоз. В результате этого очень сложного процесса сложился слой европейски образованных индийцев, которые одновременно продолжали оставаться частью индийской культуры. Нужно подчеркнуть важную особенность их сознания: представления и идеи индийской интеллигенции обгоняли реальную ситуацию в стране - индийская интеллигенция мыслила скорее категориями будущего, чем настоящего. Так, уже с 1860-х гг. представители интеллигенции неоднократно говорили о необходимости создания в стране благоприятных условий для конкурентоспособной индийской промышленности, в то время как фактически индийская промышленность тогда еще только зарождалась и очень сложно было говорить о ее перспективах и конкурентоспособности.

При этом определенную роль здесь играл и индийский бизнес. Не получив сколько бы то ни было заметного выражения в культурном плане (и в политике вплоть до 1930-х гг. бизнес оставался в тени, на втором плане), он играл центральную экономическую роль. Если интеллигенция отражала культурный симбиоз, то бизнес - симбиоз экономический. Именно бизнес находился в центре всех ведущих экономических изменений в колониальной Индии.

Английское экономическое проникновение означало пересаживание в страну базовых элементов нового общественно-экономического строя -капитализма, и, по сути, становление этого строя в самой Индии. Вольно или невольно - формировавшийся индийский капитализм выступал тем "общим знаменателем" различных этноконфессиональных общностей, о котором упоминалось выше. Индийский капитализм был и неотъемлемым контекстом, и питательной средой индийской идентичности в колониальный период.

Генезис капиталистических отношений в Индии (и вообще на Востоке) обладал существенными особенностями. Одна из них - специфическое место и роль традиционных структур. Капиталистический уклад колонии формировался под воздействием традиционных структур, с одной стороны, и непосредственной деятельности метрополии, - с другой. Каста, будучи колоритным проявлением традиционных индийских структур, оказывала влияние на становление и функционирование капиталистического уклада в Индии.

Объектом исследования данной диссертации являются торгово-ростовщические касты в контексте формирования индийской идентичности.

Колониализм привносил в колонии новые, капиталистические отношения. Капитализм означал изменение в колониях способов хозяйствования и человеческого сознания. Процесс носил двойственный характер. С одной стороны, происходило складывание новых способов хозяйствования и соответствующих им общественных структур, с другой стороны, ломался традиционный феодальный строй, который переставал быть системообразующим и превращался из системы (по К.Марксу — формации) в уклад. Этот процесс осуществлялся извне и насильственным способом.

Генезис капитализма в колониально зависимой стране отличали существенные особенности. В частности, имело место комбинированное общество: а) Классический колониальный синтез (мелкотоварное производство колонии и колониальный капитал метрополии, опосредованные торгово-ростовщическим капиталом колонии) - на первом этапе, соотносится с эпохой вывоза товаров. б) Модифицированный колониальный синтез (собственность, технологии, высшие квалифицированные кадры метрополии и наемная рабочая сила колонии) - на втором этапе, соотносится с эпохой вывоза капиталов. в) Национальный капиталистический уклад, существовавший "по-колониальному". Его представляли местные дельцы, овладевавшие капиталистическими средствами и методами хозяйствования (фабрики, акционерные компании, банки и т.п.), т.е. нарождавшаяся местная буржуазия. Национальный капиталистический уклад функционировал по воздействием двух сил: колониальной ситуации и традиционных структур. г) Традиционные, архаичные структуры. Архаичность проявлялась в том, что одна часть организационных институтов этих структур в результате воздействия колониализма разложилась или была разрушена, а другая часть не вписывалась в систему управления колонией, которую реализовывала колониальная администрация.

Среди вышеперечисленных категорий выделяются два типа традиционных: классический колониальный синтез и доколониальное, архаичное, и два типа современных: синтез иностранного предпринимательства и национальный капиталистический уклад.

Колониализм шел по капиталистическому пути, и классический колониальный синтез можно было бы рассмотреть в качестве современного, если бы процесс воздействия метрополии на колонию сводился к обычной вестернизации (т.е. буржуазной модернизации по западному образцу). Но коль скоро это воздействие осуществлялось извне и насильственным способом, то с момента появления национального капиталистического уклада колониальный синтез уже не может быть рассмотрен как современный [Эволюция, 1984, с. 272-273].

Вышеперечисленные категории отражают не столько общественную дифференциацию, сколько определенные хозяйственные уклады, совокупности определенных способов и методов хозяйствования. Имели место общественные слои, представители которых были субъектами одновременно нескольких укладов,

В рамках вышеперечисленных укладов на колониальном Востоке имели место две идентичности, которые соотносились с традиционным и современным сознанием. "Традиционное" сознание отражало отмиравшие доколониальные, феодальные императивы поведения. Сознание "современное" было связано с формировавшимися капиталистическими, буржуазными отношениями в колониальном обществе. Но это общество не было гомогенным. Можно выделить несколько слоев - потенциальных носителей капиталистических отношений. Одним из таких слоев был коммерческий (деловой) мир колонии.

В коммерческих кругах колонии также выделялось. традиционное и современное. К традиционной части относились коммерсанты, использовавшие преимущественно доколониальные, докапиталистические способы получения прибыли (традиционные торговцы и ростовщики). Существование "современных" коммерсантов обусловливалось наличием в колонии капиталистических отношений. Эти дельцы были так или иначе вовлечены в капиталистическое хозяйство, обогащались за счет капиталистических отношений.

Состав "современных" коммерсантов значительно более сложный. Во-первых, это торговцы и ростовщики, вовлеченные в товарно-денежные отношения "метрополия - колония" (т.е. субъекты классического колониального синтеза). Во-вторых, это те местные коммерсанты, которые выручали прибыль от взаимодействия с капиталом метрополии (субъекты модифицированного колониального синтеза). В-третьих, это местные коммерсанты, овладевавшие капиталистическими формами бизнеса (местные дельцы — фабриканты, учредители акционерных компаний, банков, управляющих агентств и т.п.). Существенной особенностью дельцов третьей категории был их капиталистический характер не только по содержанию, но и по форме. Они не только наживались на капиталистических отношениях, но и институциализировали эти отношения в колонии. Именно из этой категории дельцов вышла молодая буржуазия колонии, осознавшая себя как общность.

Но даже этот общественный слой не отражал общенациональных интересов. Он был "классом в себе", у него не было того самодовлеющего общего интереса, который можно было бы выдать за всеобщий или общенациональный интерес [Эволюция, 1984, с. 277].

Процесс упомянутого осознания себя в качестве субъектов капиталистических отношений, на наш взгляд, ведет начало с того момента, когда наступление капиталистических отношений в колонии становится необратимым. Иными словами, это время утверждения экономического господства капиталистической метрополии в колонии. С этого момента в колонии начинает формироваться новая идентичность, отражавшая капиталистические отношения. Формирование идентичности на колониальном Востоке не было становлением национального, единого общественного сознания, а представляло собой самоутверждение определенных слоев колониального общества в качестве субъектов капиталистических отношений.

Говоря о колониальной Индии, надо сказать, что во-первых, для этой страны были характерны все четыре категории хозяйственных укладов на колониальном Востоке. Прочно утвердившийся в начале XIX в. классический колониальный синтез преобладает до второй половины XIX в. С того времени возникает синтез модифицированного типа и начинает формироваться национальный капиталистический уклад: индийские дельцы строят фабрики, основывают акционерные общества и управляющие агентства, позже - банки. На капиталистический уклад оказывают определенное влияние традиционные (архаические) структуры (выше упоминалось, что архаическими эти структуры можно назвать только в строго конкретном смысле).

В индийском коммерческом слое были представлены все хозяйственные уклады. Нередки были случаи, когда одни и те же дельцы были субъектами нескольких укладов. К примеру, торговец-компрадор мог одновременно быть и традиционным ростовщиком, и фабрикантом.

Кастовый строй с узкой профессиональной специализацией и наследственным предопределением рода занятия индивидов был специфической особенностью традиционных (архаических) структур комбинированного общества колониальной Индии.

Из торгово-ростовщических каст вышла подавляющая часть коммерческого мира Индии. Между выходцами из этих каст поддерживались устойчивые связи, которые являются главным предметом нашего исследования. Мы называем их кастовыми связями.

Уточним это понятие. Несмотря на то, что каста в Индии фактически вездесуща, кастовые связи применительно к конкретному роду деятельности имеют видимые пределы действия. Это выражается в наличии или отсутствии конкретных институтов, точнее, практик и способов осуществления той или иной деятельности, которые делают последнюю более эффективной (а нередко - полностью ее обусловливают). Эти институты и практики оставляют материальные следы. Поверья и предания, убеждения и мифы, даже если частично конституируют общность, действуют как связи только тогда, когда объективно выражены в материальной форме, т.е. во-первых, явно осознаются не только членами общности, но и аутсайдерами, во-вторых, оставляют материальные следы, к которым применимы количественные и качественные характеристики. Поверья, убеждения и т.п., не выраженные объективно и материально, не являются связями и не могут быть предметом нашего исследования.

В этом же смысле не может быть предметом нашего исследования и кастовое сознание само по себе. Мы исследуем материальные последствия, результаты этого сознания (если они есть).

Исходя из вышеизложенного, заметим, что не все деловые круги Индии попадают в поле зрения нашего исследования. Объектом исследования являются те деловые круги Индии, среди которых кастовость была объективно выражена в материальной форме, т.е. те дельцы, которые на базе кастовых связей выработали практики и институты, способствовавшие их успешной коммерческой деятельности.

С общеисторической точки зрения роль торгово-ростовщических каст в формировании индийской идентичности в колониальный период характеризует роль традиционных (архаических) институтов в становлении капиталистического уклада колонии в условиях экономического проникновения капиталистически развитой метрополии.

Другим объектом нашего исследования служат торгово-ростовщические касты колониальной Индии. Чтобы точнее очертить область нашего исследования, дадим рабочее определение касте и рассмотрим особенности торгово-ростовщических каст.

Каста среди социальных групп есть почти всегда эндогамная общность, объединяющая индивидов, осознающих себя ее членами и признаваемых в данном качестве другими значимыми общностями, занимающая определенное место в культурной иерархии, имеющая круг собственных ценностей и являющаяся субъектом экономических и властно-авторитетных отношений. Каста имеет две сущности: корпоративную и социокультурную. Это проявляется в отношении любых каст. В корпоративном смысле кастовая принадлежность мыслится по принципу "свой-чужой" ("свой" -привилегированный, "чужой" - брошенный на произвол судьбы). Эта сторона касты наиболее видна и: несет наименьшую информацию о "кастовости". В значении социокультурном принадлежность к касте определяется жизненными ценностями, которые формируют способы поведения в конкретных ситуациях, установки, направленность.

Обратимся к вопросу, что такое торгово-ростовщическая каста. Во-первых, она несет сущность, общую для всех каст (см. выше). Во-вторых, она обладает рядом особенностей.

Самое простое определение такой касты - каста, члены которой занимаются торговлей и ростовщичеством. Однако при подробном анализе подобное определение не выдерживает критики. Любой род занятия имеет следствием не только соответствующие привычки, но новые ценности, которые служат своего рода инерцией социального поведения (иногда ее называют менталитетом, или особенностями поведения, продиктованными спецификой занятия и имеющимися установками). Вновь образованные ценности неизбежно либо сразу уживаются с традиционными ценностями, либо обособляются и включаются в систему ценностей в качестве особой группы, пригодной для специфичной жизненной ситуации. Например, бытовое общение с неприкасаемым оскверняет, но ехать с ним в одном вагоне позволительно, коль уж скоро появились железные дороги.

Итак, необходимыми являются параметры традиционности занятия и защищенности занятия всей кастой (а по большому счету, и иными кастами). Поэтому подчеркнем, что не все занимающиеся коммерцией касты являются торгово-ростовщическими, а только те, которые принимают торговлю и ростовщичество в качестве главного занятия. Последнему посвящена вся система ценностей данных каст, она обслуживает его, в частности, вырабатывает средства и способы ведения коммерческого дела. Учитывая ригидность индийского общества, заметим, что обычно система ценностей складывается традиционно, в течение многих поколений, но при этом нельзя исключать варианты, когда она формируется почти "с нуля", форсированными темпами, под воздействием интенсивных изменений в общественном строе колониальной Индии.

Учитывая особенности торгово-ростовщических каст, мы выделяем два их вида:

1. Торгово-ростовщические касты, представители которых использовали в своей коммерческой деятельности традиционные кастовые ценности и институты.

2. Торгово-ростовщические касты, представители которых вырабатывали новые институты коммерческой * деятельности, которые базировались во многом на кастовых ценностях, но сами по существу не были кастовыми.

Оговоримся, что, с одной стороны, коммерцией занимались представители всех тех каст, которым это было не запрещено - начиная от высших брахманских каст и заканчивая низшими, практически неприкасаемыми, с другой стороны, не весь деловой мир Индии был кастовым, т.к. имели место группы, в которых кастовость либо отсутствовала, либо была минимально выражена (мусульмане, парсы, евреи и т.п.). Но для нас важно не столько само занятие, сколько степень его поддержки кастой.

Исходя из вышеизложенного, подчеркнем, что объектом нашего исследования являются только те торгово-ростовщические касты, которые были в наибольшей степени носителями традиционных индийских ценностей, т.е. индусские и (частично) джайнские касты.

Основной материал нашей диссертации концентрируется главным образом вокруг двух крупных торгово-ростовщических кастовых групп: марвари и наттукоттаи четгиаров. Эти группы сыграли, по существу, ведущую среди прочих торгово-ростовщических каст роль в капиталистическом развитии страны, и в силу этого получили наибольшее отражение в источниках. Именно по этим группам удается получить более или менее целостную картину их деятельности.

Период и регионы исследования

Период нашего исследования - начало XIX в. - 30-е гг. XX в. Нижняя граница — утверждение экономического господства англичан (именно господства, а не присутствия), которое послужило собственно началом социального преобразования Индии под воздействием капиталистически ориентированного колониализма (приблизительно 20-е - 30-е гг. XIX в.). Верхняя граница - 30-е гг. XX в. Это период, когда сформировавшаяся крупная индийская буржуазия начала подчинять своему контролю индийскую экономику, что обеспечило ее выход на общеиндийский уровень.

Следует отметить, что из-за большой неоднородности делового мира колониальной Индии и неодинаковости темпов развития его составляющих мы не придерживались четких хронологических пределов исследования. В особенности это касается начала периода исследования. В частности, нами привлекался материал по рубежу XVIII-XIX вв. и (реже) по концу XVIII в.

В нашем исследовании мы не стремились ограничиваться рамками определенного региона. Нами привлекался материал, касающийся регионов, получивших значительное развитие в качестве торговых и коммерческих центров: главным образом Бомбейского, Бенгальского и Мадрасского президентств Индии. Также, учитывая трансграничный характер деятельности торгово-ростовщических каст, мы привлекли определенный материал по Цейлону и Бирме. Отметим, что нами практически не были затронуты регионы Северной и Северо-Западной Индии, территория современного Пакистана, северная часть Восточной Индии, принимая во внимание их второстепенную роль в капиталистическом развитии колониальной Индии.

Цель и задачи исследования

Главная цель нашей диссертации - выявить место кастовых связей индийского бизнеса в процессе самоутверждения индийского бизнеса в качестве субъектов капитализма. Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать место и роль торгово-ростовщических каст в процессе британского экономического проникновения в Индию.

2. Рассмотреть функционирование кастовых связей в кредитных отношениях колониальной Индии.

3. Выявить организационные функции касты в коммерческой деятельности индийцев в исследуемый период.

4. Оценить факторы общности индийских коммерсантов через призму касты.

5. Определить степень устойчивости кастовых связей как элемента традиционных (архаических) структур в условиях наступления капиталистических отношений.

6. Определить степень проникновения кастовых связей в нарождавшийся индийский капиталистический уклад.

7. Оценить результаты воздействия капиталистических отношений на касту.

8. Выявить капиталистический потенциал, проявившийся в процессе межформационного перехода.

Методология

Методологическую базу нашего исследования составляют теоретические построения К.Маркса, М.Вебера, И.Валлерстайна.

Относительно воззрений К.Маркса и марксизма в целом нужно сделать ряд оговорок.

В нашей диссертации используется ряд методологических приемов, свойственных марксизму и историческому материализму. На наш взгляд, оправданно рассматривать методы хозяйствования, материального производства, как качественные характеристики исторического развития. Мы исходим из положения, что идеальные воззрения имеют исторический смысл только в случае, если они получают материальное выражение, результируются в материальной форме. Изучая сознание, мы считаем необходимым непосредственно исследовать не идеальные воззрения, а получившие материальное выражение практики.

При этом нельзя не отметить, что историография недавнего времени (не только последних 15 лет, но и отчасти советского периода) дает основание считать собственно Марксово понимание Востока устаревшим и ошибочным. Среди подобных ошибок, например, следующее. К.Маркс не считал Восток историчным. История, по его мнению, была и есть только у Запада. На Востоке же вплоть до капитализма существовал некий архаичный строй, а с капитализмом страны Востока следуют по пути Запада.

Дальнейшая редакция идей К.Маркса и Ф.Энгельса, проделанная В.И.Лениным и его последователями (советский марксизм), исходила из всемирной историчности, благодаря чему страны Востока стали рассматриваться как имевшие свою, пусть и специфичную, историю.

Особенности исторического пути стран Востока были предметом многочисленных научных дискуссий в отечественной историографии. Здесь мы не станем подробно останавливаться на этой сложной проблеме. Большинство отечественных востоковедов полагают, что общественный строй на Востоке, непосредственно предшествовавший капитализму, был феодальным. В нашей работе мы следуем этой точке зрения, хотя и не считаем вопрос об определении докапиталистической формации в Индии как "феодальной" принципиальным для нашего исследования.

Наша работа посвящена индийскому капитализму. Поэтому, хотя мы и принимаем во внимание допущенные К.Марксом ошибки в понимании истории Востока, мы считаем оправданным использовать марксистские теоретические построения, касающиеся капитализма. Мы в целом разделяем экономические взгляды К.Маркса на капитализм, изложенные им в "Капитале" и других работах, хотя и считаем его характеристику капитализма неполной.

В нашей диссертации мы исследуем социальную сферу капитализма, в которой весомым элементом выступает сознание. В силу этого, мы считаем целесообразным использовать также теоретические построения М.Вебера о "протестантской этике" и "духе капитализма". Важным для нашей работы является тезис М.Вебера о сознании как о движущем, имеющим принципиальное значение факторе исторического развития. Определенное содержание сознания имеет существенное значение для перехода общества в новое качество, на новую ступень развития.

Однако не следует абсолютизировать значение трудов М.Вебера. Как и в работах К.Маркса, в трудах М.Вебера, касающихся Востока, содержатся существенные ошибки. Так, его интерпретации обществ Востока (в частности, индусского сознания) получили в основном резкую критику востоковедов. На наш взгляд, воззрения Вебера интересны, но в "чистом" виде применимы только к западным обществам. Их применение к обществам Востока требует очень специфичного подхода, который пока не разработан. По крайней мере, это вопрос отдельного фундаментального исследования. Нам представляется разумным использовать Вебера функционально, т.е. применять не все, а отдельные его положения к конкретным странам Востока.

Несколько слов о возможности методологического сочетания концепций К.Маркса и М.Вебера. По существу, обе они имеют монистический характер (невзирая не все оговорки, которое делает применительно к своей точке зрения М.Вебер). Нам представляется, что монистические теории как исторические концепции устарели. Их следует использовать (используя предшествующий опыт) как функциональные, не принимая полностью ни одну из них. В этом смысле их возможно и полезно сочетать.

Глобальная системность капитализма отстаивалась Иммануилом Валлерстайном. Ученый доказывал, что с самого начала генезиса капитализм развивался как всемирная система. Она состоит из ядра, полупериферийной зоны и обширной периферии. И хотя периферийные зоны оставались незатронутыми капиталистическим хозяйством, они всегда находились в поле зрения интересов капитализма. Капитализм был назван им не формацией или общественным строем, а "мир-системой" (world-system). Как считал И.Валлерстайн, капиталистическая мир-система - уникальное явление во всемирной истории. С момента ее появления (она начала складываться 500 лет назад) развитие любого уголка земного шара проходит по логике ее развития.

Для нашей диссертации точка зрения И.Валлерстайна полезна тем, что позволяет взглянуть на все общественно-экономическое развитие колониальной Индии через призму английского влияния на Индию как воздействия ядра капитализма на периферию. Даже те общественные институты, которые представлялись традиционными и непосредственно не вовлекались в англо-индийское хозяйство, эволюцировали по логике взаимоотношений "метрополия-колония". Достигнув определенной степени развития, эти институты проявились в новом качестве, внеся вклад в формирование в Индии капитализма.

Научная актуальность работы

Научная актуальность данной диссертации состоит в том, что она позволяет полнее охарактеризовать кастовые устои индийского бизнеса, на примере торгово-ростовщических каст делается попытка показать индийскую касту в качестве фактора капиталистического производства, что позволяет уточнить характеристику индийского капитализма в колониальный период. Далее, в диссертации делается попытка охарактеризовать место, роль и степень устойчивости традиции в процессе межформационного перехода, что позволяет внести вклад в изучение комплексного процесса складывания капиталистического уклада в Индии.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Киреев, Владимир Сергеевич

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что роль торгово-ростовщических каст в формировании индийской идентичности была сложной и противоречивой. К ней неприменима однозначная характеристика. Имел место дуализм: воспринявший многие капиталистические реалии индийский деловой мир продолжал оставаться; разобщенным благодаря кастовым устоям, и в то же время именно эти устои сыграли не последнюю роль в успешной рецепции индийскими дельцами капиталистических методов хозяйствования:

Роль касты в процессе самоутверждения деловых кругов колониальной Индии в качестве субъектов капитализма носила активный и деятельный характер на протяжении всего исследуемого периода.

Нельзя было говорить о разрушении кастовых устоев индийских бизнесменов. Они неоднократно меняли свою форму, но содержание сохранялось: ведя коммерческую деятельность, индийский делец продолжал считаться со своей кастой. Кастовые связи стали фактором развития индийского капиталистического бизнеса.

На кастовой основе были выработаны институты и практики, которые нельзя было назвать по существу традиционными, доколониальными, феодальными. Они были прямым результатом воздействия капитализма и отражали его природу. Фактически, в колониальный период кастовая организация бизнеса индийцев стала неотъемлемой частью и субъектом капиталистических отношений.

Кастовые связи выступали эффективной формой организации коммерческой деятельности индийцев. Они позволяли не только накапливать, но и оборачивать огромные капиталы. Более того, благодаря им имелась потенциальная возможность единовременно и в требуемом месте сосредотачивать крупные капиталы. По сути, в этом смысле кастовые связи способствовали ускорению движения капиталов. Далее, кастовые связи позволяли наладить достаточно эффективный обмен информацией между территориально удаленными коммерсантами из одной касты. Наконец, кастовая взаимопомощь позволяла коммерсантам определенной касты, уверенно чувствовать себя при нахождении в меньшинстве и во враждебной среде.

Вместе с конструктивной проявлялась и деструктивная сущность.

Капиталистические элементы формировались только в рамках кастового долга, дхармы торгово-ростовщической касты. Согласно последней, нельзя ни одного дня прожить без прибыли, прибыль мыслилась смыслом жизни. Отсюда происходила утилитарность отражения капиталистических реалий? в деятельности индийских торговцев и ростовщиков. Капиталистическому предпринимателю требуется образование определенного уровня, однако индийские коммерсанты овладевали знаниями ровно настолько, насколько этого требовала конъюнктура рынка на; конкретный момент. Нельзя сказать, что индийские дельцы были малограмотными. Но характер образования был ограниченным, налицо было нежелание овладевать знаниями на перспективу. Это снижало их потенциал как капиталистических дельцов.

Индийские бизнесмены больше заботились об увеличении капитала, чем о развитии форм бизнеса. В результате последние носили подчиненный характер по отношению к капиталу: новым видом бизнеса начинали заниматься не столько потому, что он позволял в перспективе получить большую прибыль, сколько в силу того, что новый вид бизнеса позволял ввести в оборот уже имевшиеся значительные капиталы. Далее, прямым следствием воздействия кастовых устоев были утилитарность образования дельцов и слабая склонность к долгосрочному планированию.

Во всей видимости, индийские кастовые группы вели бизнес, зачастую не зная друг друга, хотя их деятельность нередко распространялась на весьма обширные территории. Так, мы не встретили фактов осознанного взаимодействия кредитной системы наттукотгаи четгиаров и диверсифицированного бизнеса марвари. Последнее, несомненно, имело место, но было именно неосознанным.

Наттукотгаи четтиары достигли удивительных успехов в кредите, построив кастовый бизнес практически на капиталистический манер, но потерпели неудачу в диверсификации бизнеса. Напротив, марвари удалось в большей, чем прочим кастам, степени диверсифицировать свой бизнес, но они были слабы в капиталистическом кредите. Выработанные различными группами механизмы и институты не сводились в единую систему. Имеющаяся кастовая основа не позволяла это сделать.

Все это мешало консолидации индийских предпринимателей, формированию у них единого капиталистического сознания. Возникала следующая ситуация: капиталистические элементы проникали в индийский деловой мир, но для каждой конкретной касты - по-своему, и формировали своеобразные общественные кластеры, в рамках которых имели место капиталистические элементы, но которые не объединялись в единую систему. В этом проявился дуализм роли индийской касты: с одной стороны, достаточная гибкость и способность инкорпорировать в себя новые реалии, с другой — разобщение.

За XIX в. существенные изменения произошли не только в экономике Индии, но и во всей мировой экономике. Шла перестройка всей мировой торговли (по крайней мере, торговли с Азией). Капитал торгово-ростовщических каст (не равнозначный торгово-ростовщическому капиталу) вписался в международный оборот капитала.

Начавшееся в 30-х гг. XIX в. необратимое наступление капиталистических отношений в Индии было своеобразным вызовом экономической деятельности членов торгово-ростовщических каст. Можно выделить три этапа этого процесса:

1. Этап "скрытого вызова", длившийся приблизительно до середины Х1Хв. На этом этапе традиционные структуры индийского бизнеса в неизменном виде оказывались пригодными для взаимодействия с британским колониализмом. Продвижение европейских товаров на индийские рынки осуществлялось руками индийских коммерсантов. Первоначально те структуры и практики, которые уже были выработаны торгово-ростовщическими кастами в доколониальную эпоху, оставались для этого достаточными. Однако дальнейшее развитие экономических отношений было необратимым, и такая картина долго сохраняться не могла.

2. Этап "сотрудничества", т.е. период перехода колониального вызова касте в открытую форму и приспособления касты к новым реалиям. Начался с середины и длился до конца XIX в. В это время происходят существенные изменения в экономике, перестраивается торговля. Имевшиеся структуры и практики бизнеса торгово-ростовщических каст перестали приносить былую выгоду. Коммерческие касты начинают вырабатывать новые практики в контексте взаимодействия с англичанами.

3. Этап "конкуренции", наступивший с рубежа XIX-XX вв. К этому времени индийские коммерсанты выработали институты и практики бизнеса, которые базировались на кастовых связях, но сами по существу уже не были традиционными, кастовыми. Эти институты и практики способствовали превращению индийских коммерсантов в серьезных конкурентов англичанам.

Каста как корпоративная форма, организация общности сумела встроиться в систему английского экономического проникновения в Индию, а через это — в нарождавшиеся капиталистические отношения. Она имела достаточные для этого организацию, институты и потенциал.

Парадоксально, что роль касты в формировании индийского капиталистического уклада была сильнее заметна там, где индийский бизнес был ближе к англичанам. На первый взгляд, кастовый торгово-ростовщический капитал - явление сугубо традиционное, восходящее к средневековью. Но именно традиционные формы организации бизнеса легче всего вписались в деятельность английского капитала, сумев получить от этого выгоду.

В рамках самих торгово-ростовщических каст не существовало четких границ между традиционным и современным. Выходцы из этих каст были как традиционными ростовщиками, так и современными фабрикантами. В то же время обособление наблюдалось в организационной (т.е. формальной) сфере. Так, в сфере кредита существовали официальные индийские акционерные банки ("современные"), но при этом львиная доля капиталов оборачивалась в сфере формально неорганизованного, "туземного" кредита ("базара"). Деятельность "туземных" банкиров была сопоставима с деятельностью "современных" банкиров.

Туземный рынок Индии был очень значительным и динамичным: Но не было единого индийского рынка - ни товарного, ни кредитного. Рынок был поделен на сферы деятельности (своеобразные кластеры) различных торгово-ростовщических каст и общин.

Продолжала сохраняться унаследованная с доколониальных времен кастовая коммерческая и территориальная специализация. Вместе с ней имела место и миграция торгово-ростовщических каст. Она началась еще до устойчивого генезиса капитализма. Коммерсанты-мигранты сосредотачивались в трех основных центрах: Бомбейском президентстве, Бенгалии и Южной Индии.

Миграция торгово-ростовщических каст имела следующие особенности:

• Обширность территории деятельности каст, которая не ограничивалась одним регионом. Каста имела своих агентов в целом ряде районов, что формировало потенциальную коммерческую сеть.

• Оперативность, гибкое приспособление к рыночной конъюнктуре.

• Решительность и смелость в переселении, невзирая на явно враждебное отношение со стороны местного населения, в частности, коренных каст.

Но в целом миграция существенно не ослабила коммерческую специализацию торгово-ростовщических каст в исследуемый период.

Для эффективного ведения бизнеса торгово-ростовщические касты выработали ряд практик. Наиболее характерно кастовые связи проявились в сфере кредита, где имели, по существу, решающее значение. Кастовые связи были атрибутом не только ростовщика, но и банкира.

Основными формами кастовых связей были следующие:

1. Внутрикастовое кредитование.

2. Единая минимальная процентная ставка.

3. Организационное единство бизнеса членов одной касты или кастовой группы.

Внутрикастовое кредитование было отмечено В.И.Павловым как практика предоставления внутрикастовой льготной ссуды. В процессе нашего исследования выяснилось более детальное и в ряде случае иное содержание этого понятия.

Внутрикастовое кредитование было одной из практик, в которой получали свое реальное выражение кастовые связи. Объективно его действительно можно рассмотреть как внутрикастовую льготную ссуду. При этом данная ссуда ни у отдельных торгово-ростовщических каст, ни в среде кастовых торговцев не имела своего названия. Этому возможны два объяснения: либо такой практики не существовало, либо внутрикастовое кредитование следует понимать иначе, чем; льготные ссуды. Неудовлетворительность первого ответа ясна, т.к. он расходится с историческими фактами. На наш взгляд, основная специфика понимания внутрикастового кредитования сводится к следующему: а) Для европейского понимания привычнее оперировать категориями прав, а не обязанностей. Этим объясняется подсознательное стремление многих: европейских исследователей подчеркнуть льготный характер ссуды. б) Фактически суть подобных практик составляла обязанность, долг перед своей кастой, в результате добросовестного исполнения которого коллектив воздает по заслугам, а не право на преимущества перед выходцами из других каст, т.е. кастовая льгота. У внутрикастовой ссуды не было названия потому, что в каждом конкретном случае за ней стояли разные обязанности, и именовалась она исходя из обязанностей, а не льгот. Известная нам ссуда надаппу у наттукоттаи четтиаров была названа по имени минимальной процентной ставки, соблюдение которой было обязанностью банкира-четти. в) Внутрикастовое кредитование отнюдь не значило, что заем предоставлялся всегда, при любой финансовой необходимости; и безвозмездно, без должного обеспечения. Последнее имело место: в первую очередь, недобросовестный заемщик рисковал своей репутацией, потеря которой означала конец его коммерческой карьеры. Очевидно, внутрикастовая ссуда предоставлялась в следующих случаях (не ограничиваясь ими):

• риск банкротства фирмы, в результате которого затрагивалась честь касты.

• необходимость помощи начинающему дельцу, содействия началу исполнения им своего кастового долга (дхармы).

Основное предназначение внугрикастового кредитования мыслится неодинаковым на разных этапах взаимодействия торгово-ростовщических каст с капиталистическими отношениями. На первом и втором этапах оно сводилось к вовлечению в бизнес дополнительных участников из одной касты. На третьем этапе оно заключалось в увеличении оборотного капитала. Следует подчеркнуть, что внутрикастовое кредитование само по себе не конституировало туземный кредит, а было одним из его неотъемлемых элементов.

Единая процентная ставка кредита действовала в рамках определенной кастовой группы. Как и в случае с внутрикастовым кредитованием, ее смысл не был одинаковым на разных этапах. На первом и втором этапах она служила своего рода ориентиром для кредитного бизнеса касты, который отражал конъюнктуру рынка и следование которому было разумным для успешного ведения бизнеса. На третьем этапе единая процентная ставка превратилась в минимальную базовую ставку, на которой в обязательном порядке основывались все кредитные операции членов касты. Процент мог превышать или быть равным этой ставке, но никогда не мог быть ниже. Эта ставка была финансовым залогом существования бизнеса касты. Ее несоблюдение, т.е. попытка предоставить более дешевую ссуду, считалось тягчайшим преступлением против всей касты.

Организационное единство бизнеса касты заключалось в координировании основных аспектов бизнеса через кастовые панчаяты и: собрания ассоциаций, а также через сеть агентов и агентств. Следует отметить, что достаточно эффективным был обмен информацией. С появлением телеграфа члены торгово-ростовщических каст успешно освоили это новшество, и информация доставлялась иногда в считанные часы.

Здесь следует отметить двойственный характер ведения бизнеса индийцем: с одной стороны, фирме предоставлялась определенная самостоятельность, с другой стороны - важнейшие деловые вопросы индийский делец был обязан согласовывать со своей кастой (т.е. с наиболее влиятельными коммерсантами касты - махаджанами, адатхи и др.). В данном контексте уместен вопрос о грани между самостоятельностью и зависимостью индийского предпринимателя от своей касты. На базе имеющихся сведений из источников, на него возможен лишь следующий ответ: индийский делец был всегда зависим от своей касты в том смысле, что соотносил свою деятельность с ценностями своей касты.

Кастовые связи давали преимущества не только перед индийцами-аутсайдерами, но и английскими колонизаторами, защищенными официальной властью. Они сравнительно легко ломали экономические барьеры, воздвигаемые англичанами для местного бизнеса.

Кастовая профессиональная предопределенность была шире специализации конкретной фирмы. Иными словами, кастовую дхарму составляла не конкретная коммерческая деятельность, а определенный род? занятия. Таким образом, это не мешало фирмам из одной касты специализироваться на разных видах бизнеса.

Вместе с этим возникали ситуации, когда условия рынка диктовали необходимость выхода за рамки традиционно предписываемого рода занятия. Вмешательство в незнакомую сферу не сулило надежд на успех. Поэтому в штат фирмы привлекали выходцев из других каст в качестве управляющих (мунимов).

Кастовая организация выработала институты, обеспечивавшие миграцию {гадди и баса). Это давало возможность членам торгово-ростовщических каст обосновываться на новом месте, невзирая на собственное численное меньшинство и недоброжелательное отношение со стороны местного населения, и захватывать местные рынки.

Репутация индийского коммерсанта являлась мерилом его добросовестности и честности, своего рода "словом купца", и была неотъемлема от его касты. Надо подчеркнуть, что она соотносилась не с фирмой, а с личностью коммерсанта. Следовательно, от финансово безнадежной фирмы было возможно избавиться, не теряя деловой репутации. Вышеописанная репутация служила своего рода гарантией, которой пользовались не только индийцы, но и европейцы (институт гарантирующего маклера).

Добросовестность поведения дельца на рынке определялась ценностями его касты. Если в сделке участвовал аутсайдер из не уважаемой для дельца касты, последний легко шел на любое мошенничество и обман (европеец в таком случае страховался прямой поддержкой колониального права). Сделки с коммерсантами из соответствующих традиционных каст были прерогативой выходцев из аналогичных по статусу или более уважаемых каст.

Торгово-ростовщическим кастам удалось выработать эффективные формы взаимодействия с колониальными властями. По мере того, как бизнес этих каст принимал капиталистические черты, он нуждался в поддержке со стороны верховной власти.

Во второй i половине XIX в. торгово-ростовщическим кастам удалось наладить взаимодействие с колониальными судами. Постепенно каста настолько "вросла" в колониальную правовую систему, что последняя стала влиять на логику ее развития. Имели место случаи, когда ссылка на колониальный закон признавалась допустимой, поскольку этот закон мыслился защищающим кастовую дхарму. И действительно, колониальное право по мере возможности стояло на страже кастового строя.

С начала XX в. индийские дельцы начали стремиться на должности в колониальном аппарате. Одновременно создавались общественные организации (кастовые ассоциации), представлявшие интересы определенных торгово-ростовщических каст перед колониальными властями. Коммерсантам нужна была опора во властных структурах, чтобы успешно развивать свой бизнес.

Надо сказать, что вышеописанный процесс объяснялся, разумеется, не единственно действиями индийских коммерсантов. Английские колонизаторы видели для себя выгоду от подобного взаимодействия и шли индийцам навстречу. Эта выгода мыслилась по-разному. До середины XIX в. англичанам требовалось отладить коммерческое взаимодействие с индийскими деловыми кругами, хорошо знавшими местные рынки. Во второй половине XIX в. администрация осознала необходимость инкорпорации местных обычаев в систему соционормативного регулирования и искала для этого пути: В начале XX в. колониальные власти были озабочены набиравшим силу национально-освободительным движением (и не в последнюю очередь, интеграционной деятельностью Махатмы Ганди) и искали возможности его разобщения. Понимая кастовую разобщенность делового мира Индии, англичане стремились закрепить его кастовые устои:

Каста проявляла двойственную сущность в контексте взаимодействия с формирующимся индийским капитализмом. Капиталистические отношения проникали в кастовую среду, становясь ее частью, и одновременно кастовые устои оказывали воздействие на капиталистические отношения, выступая одним из факторов их эволюции. На базе касты вырабатывались институты и организация, которые выступали: неотъемлемым элементом капиталистических отношений. При этом упомянутые институты* нельзя было назвать целиком капиталистическими, поскольку они базировались на кастовых, т.е. традиционных устоях.

Индийская каста не превращалась в капиталистический общественный институт. Оставаясь частью традиционных структур, она служила одним из факторов капиталистического развития. Организация индийского бизнеса на базе кастовых связей тесно срослась с капиталистическими отношениями.

Влияние капитализма на касту проявлялось, во-первых, в изменениях в s кастовой организации хозяйственной деятельности; когда на первый план стали выходить соображения коммерческой целесообразности. Во-вторых, каста стала искать поддержку в политической власти, что проявилось в ее проникновении в колониальную правовую систему, а впоследствии — непосредственно в систему колониальной; администрации, и для защиты своей сущности использовала не только традиционный авторитет, но и авторитет колониальной власти.

Каста оказывала влияние на капиталистические отношения следующим образом. Во-первых, она способствовала организации накопления и увеличения капитала. Во-вторых, она выступала одним из вспомогательных факторов производства: человек как производственный фактор имел также специфику как человек кастовый. В-третьих, каста имела влияние на колониальную власть.

Таким образом, исследование роли кастовых связей индийского бизнеса в формировании индийской идентичности: в колониальной Индии: вскрывает больше проблем, чем дает однозначных ответов. В общем и целом можно предположить, что в рамках исследуемого периода и на примере исследуемых каст отрицательная сущность этих связей проявилась сильнее, чем положительная, что никак не исключает их конструктивной роли по целому ряду направлений. Каста еще раз доказала свою силу и многообразие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Киреев, Владимир Сергеевич, 2004 год

1. Assam Provincial., 1930 Assam Provincial Banking Enquiry Committee 1929-30. Vols. I-IV. Calcutta, 1930

2. Ayyar, 1931 Ayyar S.V. Outlines of Hindu Law. With annex: Recent Case-Law 1931-1934. Madras, 1931

3. Bengal Provincial., 1930 Bengal Provincial Banking Enquiry Committee 1929-30. Vol. II. Part I. Calcutta, 1930

4. Bengal, 1912 Bengal District Gazetteers, Jessore, by L.S.S. O'Malley. Calcutta, 1912

5. Bihar and Orissa., 1930 Bihar and Orissa Provincial Banking Enquiry Committee 1929-30. Vols. I-IV. Patna, 1930

6. Bombay Gazetteer, 1879-85 Bombay Gazetteer. Vols. I-XX. Bombay, 1879-85

7. Bombay Industries, 1927 Bombay Industries: the cotton mills. Ed. by S.M. Ratnagur. Bombay, 1927

8. Bombay Provincial., 1930 Bombay Provincial Banking Enquiry Committee 1929-30. Vols. I-IV. Bombay, 1930

9. Burma Provincial., 1930 Burma Provincial Banking Enquiry Committee. Vols. I-IV. Rangoon, 1930

10. Census of India, 1891 Census of India 1891. Vols. Calcutta, 1892

11. Census of India, 1912-Census of India 1911. Vol. I. Calcutta, 1912

12. Census of India, 1921 Census of India 1921. Vols. Calcutta, 1924

13. Census of India, 1931 Census of India 1931. Vols. Calcutta, 1932

14. Central India., 1908 Central India States Gazetteer Series: Indore State Gazetteer. By C.E.Luard. Calcutta, 1908

15. Central Provinces., 1930 Central Provinces Provincial Banking Enquiry Committee. Vol. III. Calcutta, 1930

16. Centrally., 1930 Centrally Administered Areas Banking Enquiry Committee 1929-30. Vol. I. Calcutta, 1930

17. Ceylon, 1934 Ceylon Banking Commission. Report. Vols. I—II. Colombo, 1934

18. Colebrooke, 1797 Colebrooke H.T. A Digest of Hindu Law on Contracts and Succession. Translated from the Original Sanscrit. Calcutta, 1797

19. Crooke, 1896 Crooke W. The Tribes and Castes of the North-Western Provinces and Oudh. Vols. I-III. Calcutta, 1896

20. Dalgado, 1988 Dalgado S.R. Glossario Luso-Asiatico. Vols. I-II. Madras, 1988

21. Enthoven, 1990 Enthoven E.R. Tribes and Castes of Bombay. Vols. I-III. Madras, 1990

22. Gazetteer of Bombay, 1909 Gazetteer of Bombay City and Island. Vol. I. Bombay, 1909

23. Hansard, 1813 Hansard's Parliamentary Debates. Vol. 25. L., 1813

24. Hansard, 1853 Hansard's Parliamentary Debates. Vols. 122-129. Third series. L., 1853

25. Hardgrave, 1969 Hardgrave R.L. The Nadars of Tamilnad: the political culture of a community in change. Berkeley, 1969

26. Hunter, 1892 Hunter W.W. The Indian empire: its people, history and products. L., 1892

27. Ibbetson, 1916 Ibbetson D. Punjab Castes. Lahore, 1916

28. Imperial Gazetteer, 1908-10 Imperial Gazetteer of India. Second Edition. Vols. I-XXVI. Oxford, 1908-10

29. Indian Central, 1931 — Indian Central Banking Enquiry Committee. Report. Vol. I. Parts I-II. Calcutta, 1931

30. Indian Industrial., 1918 The Indian Industrial Commission. Report 19161918. Vols. I, III. Calcutta, 1918

31. Indian Industrial., 1980 — Indian Industrial Commission. Report 19161918. Repr. ed: Calcutta, 1980

32. Indian year book, 1938 Indian Year Book 1936-1937. Calcutta, 1938

33. Macnaghten, 1829 Macnaghten W.H. Principles and precedents of Hindu law. Calcutta, 1829

34. Madras Provincial., 1930 Madras Provincial Banking Committee. Vols. I-IV. Madras, 1930

35. Nanjundayya, 1913 The Ethnographic Survey of Mysore: Nagartas. By H.V.Nanjundayya. Bangalore, 1913

36. Papers regarding., 1873 Papers regarding the tea industry on Bengal. Calcutta, 1873

37. Punjab Provincial., 1930 Punjab Provincial Banking Enquiry Committee, 1929-30. Vol. I. Lahore, 1930

38. Report of the Royal., 1926 Report of the Royal Commission on Indian Currency and Finance. L., 1926

39. Report on the operation., 1871 Report on the operation of the cotton department for the year 1868-1869. By H.Rivett-Carnac. L., 1871

40. Risley, 1872 The Descriptive Ethnology of Bengal. By H.Risley assist, by E.Dalton. L., 1872

41. Royal Commission., 1914 — Royal Commission on Indian Finance and Currency. Appendices to the final report of the Commission. Vol. III. L., 1914

42. Rudner, 1994 Rudner D.W. Caste and Capitalism in Colonial India: the Nattukottai Chettiars. Berkeley, 1994

43. Russell, 1916 Tribes and Castes of the Central Provinces of India. By R.V.Russell. Assist, by Rai Bahadur Hira Lai. Vols. I-IV. L., 1916

44. Statistical Abstract, 1876 Statistical Abstract to British India from 1860 to 1869. L., 1876

45. Statistical Abstract, 1907 Statistical Abstract to British India from 1896-97 to 1902-06. L., 1907

46. Statistical Abstract, 1922 Statistical Abstract to British India from 1911 to 1920. 55th number. L., 1922

47. Statistical., 1885 Statistical tables for British India. Calcutta, 1885

48. Thurston, 1909 Thurston E. Castes and Tribes of the Southern India. Vols. I-VII. Madras, 1909

49. Thurston, 1913 Thurston E. The Madras Presidency with Mysore, Coorg and the Associated States. Cambridge, 1913

50. Timberg, 1978 Timberg T.A. The Marwaris: from Traders to Industrialists. Delhi, 1978

51. United Provinces., 1930 United Provinces Provincial Banking Enquiry Committee 1929-30. Vol. I. Calcutta, 19301. Литература

52. Алаев, 1981 Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии: основные этапы эволюции. М., 1981

53. Алаев, 2000 Алаев Л.Б. Л.Б.Алаев: община в его жизни. История научных идей. М., 2000

54. Вебер, 1990 Вебер М; Избранные произведения. М., 1990

55. Вебер, 1994 Вебер М. Образ общества. М., 1994

56. Гродко, 1956 Гродко Н.Д. Кредитно-денежная система Индии в период колониальной зависимости. М., 1956

57. Казакова, 2001 Казакова Т.А. Бизнес и политика в колониальной Индии. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Ярославль, 2001

58. Касты., 1965 Касты в Индии, Под ред. Г.Г.Котовского. М., 1965

59. Комаров, 1995 — Комаров Э.Н. Элитарная модернизация как форма и результат общественного развития Индии в колониальный период // Россия и окружающий мир: контуры развития. Вторые павловские чтения 1995. М., 1995

60. Котова, 1983 — Котова Е.В. Международный кредит и экономическое развитие освободившихся стран Азии. М., 1983

61. Ю.Крашенинникова, 1982 Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982

62. П.Крашенинникова, 1984 Крашенинникова Н.А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии) // Вестник МГУ, серия 11, право, 1984, №2

63. Крылов, 1997 Крылов В.В. Теория формаций. М., 1997

64. Кудрявцев, 1973 Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. М., 1973

65. Кудрявцев, 1992 Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М., 1992

66. Куценков, 1983 Куценков А.А. Эволюция индийской касты. М., 1983

67. Левин, 1964 Левин С.Ф. Торговая каста ходжа. М., 1964

68. Левковский, 1963 Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии. М., 1963

69. Маркс-Энгельс, 1960 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1960

70. Маркс-Энгельс, 1961 — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 24, т. 25 ч. 1. М., 1961

71. Маркс-Энгельс, 1962 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25 ч. 2. М., 1962

72. Новая история, 1961 Новая история Индии. М., 1961

73. Павлов, 1955 Павлов В.И. Очерк деятельности торговцев и ростовщиков в колониальной Индии // Ученые записки Института Востоковедения РАН XII. М., 1955

74. Павлов, 1958 Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М., 1958

75. Павлов, 1973 Павлов В.И. Социально-экономическая структура промышленности Индии. М., 1973

76. Капитализм, 1995 Растянников В.Г., Фурсов А.И., Колонтаев А.П. Капитализм на Востоке во II половине XX в. М., 1995

77. Рейснер-Широков, 1966 Рейснер Л.И., Широков Г.К. Современная индийская буржуазия. М., 1966

78. Рейснер, 1993 Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М., 1993

79. Фурсов, 1998 Фурсов А.И. Глобальные и региональные проблемы в работах Иммануила Валлерстайна (реферативный сборник). М., 1998

80. Хорос, 1986 Хорос В.Г. Предпосылки формационного порядка // Революционная традиция в России. М., 1986

81. Черновская, 1995 — Черновская В.В. Промышленное предпринимательство в Индии. Дисс. на соиск. учен. степ, доктора ист. наук. Ярославль, 1995

82. Широков, 1959 Широков Г.К. Экономическое развитие чайных плантаций в Индии. М., 1959

83. Широков, 1998 Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма (Запад и Восток). М., 1998

84. Эволюция, 1984 Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984

85. Вебер, 1972 -Вебер М. Протестантская этика. Ч. 1-3. М., 1972

86. Bayly, 1983 Bayly С. Rulers, townsmen and bazaars: North Indian society in the age of British expansion, 1770-1870. Cambridge, 1983

87. Benson, 1990 Benson B. Enterprise of law - justice without the state. San Francisco, 1990

88. Dantwalla, 1948 Dantwalla M.Z. Hundred Years of Indian Cotton. Bombay, 1948

89. Das, 1938 — Das N. Industrial enterprise in India. L., 1938

90. Dey, 1950 Dey H.L. Policy of protection in India. Poona, 1950

91. Dutt, 1951 Dutt R. Economic history of India in the Victorian age. Delhi, 1951

92. Cambridge Economic, 1983 The Cambridge Economic History of India. Ed. by D.Kumar. Vol. II. Cambridge, 1983

93. Gadgil, 1951 Gadgil D.R. Notes of the rise of business communities in India. New York, 1951

94. Gadgil, 1954 Gadgil D.R. The economic development of India. Bombay, 1954

95. Galanter, 1963 Galanter M. The role of law in Indian studies. Chicago, 1963

96. Hutton, 1963 Hutton J. Caste in India. L., 1963

97. Indian railways, 1953 Indian Railways. One hundred years. Delhi, 1953

98. Ito, 1966 Ito Shoji. A note on the "Business Combine" in India with special reference to the Nattukottai Chettiars // The Developing Economics. September 1966.

99. Jain, 1929 Jain L. Indigenous Banking in India. L., 1929

100. Journal, 1860 Journal of the Royal Asiatic Society 1860. L., 1860

101. Kane, 1950 Kane P.N. Hindu customs and modern law. Bombay, 1950

102. Krishnan, 1959 Krishnan V. Indigenous Banking in South India. Bombay, 1959

103. Lane, 1990 Lane F. Profits from Power. N.Y., 1990

104. Lokanathan, 1935 Lokanathan P.S. Industrial organization in India. L., 1935

105. Mahadevan, 1976 Mahadevan R. The Origin and Growth of Entrepreneurship in the Nattukottai Chettiar Community of Tamilnadu, 1880-1930. Delhi, 1976

106. Mahadevan, 1984 Mahadevan R. Entrepreneurship and business communities in colonial Madras, 1900-1929: some preliminary observations // Business Communities of India: a Historical Perspective. Ed. by Dwijendra Tripathi. Ahmedabad, 1984

107. Mandelbaum, 1970 Mandelbaum D.G. Society in India. Vols. I-II. Berkeley, 1970

108. Markovits, 1985 Markovits С. Indian business and nationalist politics: 1931-1939. L., 1985

109. Markovits, 1999 Markovits C. Indian Merchant Networks Outside India in the Nineteenth and Twentieth Centuries: A Preliminary Survey // Modern Asian Studies. Cambridge, 1999

110. Markovits, 2000 Markovits C. The Global World of Indian Merchants, 1750-1947: Traders of Sind from Bukhara to Panama. Cambridge, 2000

111. McKenzie, 1954 — McKenzie C. Realms of Silver: One Hundred Years of Banking in the East. L., 1954

112. Mehta, 1966 Mehta R. Entrepreneurship and Trade in India: 1800-1947. New Delhi, 1966

113. Merry, 1988 Merry S.E. Legal pluralism // Law and society review. Vol. 22. #5, 1988

114. Mukherjee, 1983 — Mukherjee S. The Bourgeoisie and Politics in West Bengal. Calcutta, 1983

115. Murajan, 1952 Murajan S. Modern Banking in India. Delhi, 1952

116. Piramal, 1985 — Piramal G., Herdeck M. India's Industrialists. Washington, 1985

117. Platts, 1959 Platts J.T. Dictionary of Urdu, Classical Hindi, and English. Vol.1. M„ 1959

118. Rau, 1930 Rau B.R. Present-day banking in India. Calcutta, 1930

119. Ray, 1911 Ray S. Customs and customary law in British India. Calcutta, 1911

120. Ray, 1984 Ray Rajat Kanta. The Bazar: Indigenous Sector of the Indian Economy // Business Communities of India: a Historical Perspective. Ed. by Dwijendra Tripathi. Ahmedabad, 1984

121. Sadequae, 1938 Sadequae A. The Problem of the Standard of Indian currency. Calcutta, 1938

122. Samant, 1957 Samant S.V. Village panchayats (with special reference to Bombay state). Bombay, 1957

123. Seal, 1968 Seal Anil. The emergence of Indian nationalism. Competition and collaboration in the later nineteenth century. Cambridge, 1968

124. Shirras, 1938 Shirras F. Indian Finance and Banking. L., 1938

125. Sinha, 1946 Sinha Nimal Chandra. Studies in Indo-English economy hundred years ago. Calcutta, 1946

126. Smith, 1967 Smith D. India as a secular state. New Jersey, 1967

127. Spalding, 1920 Spalding W. Indian Exchange, Currency and Finance. L., 1920

128. Tun Wai, 1962 — Tun Wai U. Burma's Currency and Credit. Rangoon, 19627 8. Wallerstein, 1974 Wallerstein I. The Modern World System: 1. Capitalist Agriculture and the Origins the European World-Economy in the sixteenth century. N.Y., 1974

129. Wallerstein, 1980 Wallerstein I. The Modern World System: 2. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 16001750. N.Y., 1980

130. Wallerstein, 1989 Wallerstein I. The Modern World System: 3. The Second Era of Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 17301840. N.Y., 1989

131. Washbrook, 1976 Washbrook D. The emergence of provincial politics: the Madras Presidency, 1870-1920. Cambridge, 1976

132. Weersooria, 1973 Weersooria W.S. The Nattukottai Chettiars: Merchant Bankers in Ceylon. Sri Lanka, 1973

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.