Русская философская поэзия рубежа XIX-XX веков как культурно-историческая рефлексия национального мировоззрения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Штец, Татьяна Павловна

  • Штец, Татьяна Павловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 183
Штец, Татьяна Павловна. Русская философская поэзия рубежа XIX-XX веков как культурно-историческая рефлексия национального мировоззрения: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 2003. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Штец, Татьяна Павловна

Введение.

Глава I. Национальное мировоззрение в культурно-историческом аспекте

1.1. Культурный онтогенез русского национального мировоззрения.

1.2. Историко-культурный филогенез «самовозрастания» национального мировоззрения в XI - XIX веках.

1.3. Национальное мировоззрение в русской философии рубежа XIX-XX веков.

Глава II. Русская философская поэзия рубежа XIX — XX веков как источник философской мысли

2.1. Методологические основы анализа философской поэзии. ф 2.2. Картина мира в русской философской поэзии рубежа XIX-XX веков.

2.3. Способы рефлексии национального мировоззрения в русской философской поэзии рубежа XIX-XX веков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская философская поэзия рубежа XIX-XX веков как культурно-историческая рефлексия национального мировоззрения»

Уже больше десятка лет не ослабевает интерес к процессу взаимовлияния отечественной философии и поэзии, и прежде всего той части поэзии, которая сегодня определяется как русская философская поэзия. Один за другим «открываются» для научного изучения имена поэтов-философов эпохи философско-религиозного Ренессанса (серебряного века) рубежа XIX - XX веков. Этот интерес объясняется тем, что, с одной стороны, философская поэзия, обладая неисчерпаемыми возможностями в познании сущности бытия, может расширять средства академической философии в осмыслении наиболее актуальных проблем, направленных к мирозданию, к человеку и обществу. С другой стороны, - переходным периодом в истории современного российского общества, а также сменой столетий и тысячелетий. Сегодня, как и сто лет назад на рубеже XIX - XX веков, ломаются старые системы ценностей, наступает культурный перелом, изменение прежних жизненных стандартов и осуществляется поиск новых ориентиров будущего. При этом происходит постепенное осмысление драматической истории своего народа. В то же время человек и общество в этом поиске и осмыслении прошлого пытаются опереться на старые, традиционные, национальные, закрепленные в истории русской философии и культуре России ориентиры, цели и идеалы. Процесс этот закономерный, ибо, по формуле В. О. Ключевского, ключи к будущему хранятся в прошлом.

Поиск философского смысла происходящих сегодня процессов в России и шире - в мире, попытка определить свое лицо, свое место в этом стремительно меняющемся космосе в художественном творчестве, в частности в русской литературе, обусловлены, конечно же, тем, что литература является своеобразным зеркалом общественных настроений и «кладовой» социально-психологических мировоззренческих типов. Видимо, там нужно искать «непоколебимую точку» (Ф. М. Достоевский) - собственную национальную субстанцию.

Кроме того, обращение к поэтическому творчеству позволяет, с нашей точки зрения, вскрыть глубинные, неочевидные внешне смыслы национального мировоззрения, так как поэт способен в прозрении охватить каждый момент жизни в ее целостности. Более того, «абсолютный знак, отличающий поэта, заключается в его способности видеть связи там, где они менее всего очевидны».1

В русской традиции литература в целом понимается как одна из форм размышлений о мире, о смысле жизни, о человеке. Философская же поэзия картину мира рассматривает специфическими способами рефлексии, которые приводят к тому, что «в поэтическом слове символически находит себя весь человек»,2 то есть сублимируется то общечеловеческое, универсальное, что характеризует тип эстетически-чувственного восприятия народа (нации). С этой точки зрения русская философская поэзия в поиске основ национального мировоззрения обладает большими возможностями.

Вместе с тем актуальность исследования обусловлена и недостаточной изученностью русской философской поэзии, в частности, периода конца XIX -начала XX вв. как одного из источников русской философской мысли.

В целом русская философская поэзия рассматривалась в основном только как явление литературное. Широко известны монографии В. Г. Базанова,

A. И. Павловского, Е. А. Маймина, А. И. Михайлова, Н. С. Степанова, Г. В. Филиппова и др. Они выделили разновидности философской поэзии, философские мотивы, досконально исследовали ее поэтику, жанровое своеобразие и другие аспекты поэзии. Русскую философскую поэзию рассматривали в рамках поэзии Серебряного века отечественные исследователи В. С. Баевский, М. JL Гаспаров, М. Гофман, В. В. Зеньковский, Б. В. Михайловский, а также зарубежные - Ж. Нива, И. Серман, В. Страда, Е. Эткинд, и др. В качестве теоретиков поэзии выступали и сами поэты этой эпохи: А. Белый, А. А. Блок,

B. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Ф. Сологуб и др. Тем не менее философская поэзия, как и ее период рубежа XIX - XX веков, не исследовалась как целост

1 Брук П. Думая о Шекспире // Искусство. 2000. № 25. С. 13.

2 Бибихин В. В. Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987. С. 92. ное явление духовной культуры, как явление истории философской мысли. По понятным причинам вне поля зрения исследователей осталась ее система внутренних философских смыслов как особой рефлексии национального мировоззрения.

Исследование специфики русской философской поэзии в истории философии ограничивается несколькими публикациями А. И. Новикова,1 дающими общие характеристики философской поэзии, которая определяется ученым как феномен истории философской мысли, как один из ее истоков. Но вместе с тем признается, что изучение философской поэзии «еще ждет и отбора эмпирического материала, и его осмысления».

Указывая на близость внутреннего содержания философской поэзии и философии в качестве формы воплощения духовного мира человека, осознание самого себя и своего места в жизни и мире, А. И. Новиков подчеркивает, что они принадлежат к разным граням духовной жизни и духовного опыта. Для академической философии - это рационализация духовного мира и опыта, а для философской поэзии - образно-метафорическая, чувственно-осязаемая природа отражения мира. Именно эта особенность философской поэзии позволяет выделять в ней собственные признаки, среди которых выделяются в качестве основных следующие:

1. В философской поэзии наличествует истинно философское ядро (онтологическое начало) — размышления о взаимодействии, взаимоотношении идеального и материального, духовного и природного, субъекта и объекта, вечного и смертного, божественного и земного.

2. Философская поэзия не дает окончательных решений и формул, это всегда поиск, средоточие противоречивых суждений в философском осмысле

1 См.: Новиков А. И. «Дойти до сути» (Русская философская поэзия как явление духовной культуры) // Русская философская поэзия. Четыре столетия. СПб., 1992; Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995; Гошевский В. О., За-кондырин Е. В., Костюкевич В. Ф., Новиков А. И. Русская философская мысль. Очерк истории. Мурманск, 1997; Новиков А. И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб., 1998. нии человеком мира и самого себя, это рождение истины в споре, столкновение взаимоисключающих мнений.

3. Философская поэзия, как и любая поэзия в целом, предполагает особое восприятие мира, иррациональное, не укладывающееся в жесткие рамки строгого логического осмысления картины мира. Интуиция, предчувствия и сила художественного отображения позволяют поэзии проникнуть в глубь процессов, совершающихся во Вселенной.

Выделяя истинно философское ядро (онтологическое начало) в философской поэзии, необходимо, на наш взгляд, связывать его с рефлексией национального мировоззрения, ибо поэзия по определению «душа народа» и отражает особенности национального миро видения, состояния трагизма бытия в противоречии идеального и материального, духовного и природного, субъекта и объекта, вечного и смертного, божественного и земного. Именно такое онтологическое начало демонстрирует русская философская поэзия рубежа XIX - XX веков, отражая сознание бытия русского человека в период великого разлома и поиска национальных идеалов. Поэзия именно этого периода дает возможность говорить не об отдельных философских мотивах в русской поэзии, не об отдельных философско-поэтических произведениях в творчестве того или иного автора, а о целом явлении в истории русской философии, название которому русская философская поэзия.

Таким образом, объектом данного диссертационного исследования является процесс развития философско-поэтической мысли в России рубежа XIX - XX веков, результатом которого стало целостное явление русской философской поэзии.

Предметом исследования является русская философская поэзия рубежа XIX - XX веков как культурно-историческая рефлексия национального мировоззрения.

Цель данного диссертационного исследования - доказательство того, что русская философская поэзия рубежа XIX - XX веков является феноменом истории философской мысли в России благодаря особой рефлексии национального мировоззрения.

В соответствии с этой целевой установкой решаются следующие задачи.

• Выявить истоки национального мировоззрения на уровне культурного онтогенеза. Как справедливо указывают Б. В. Емельянов и М. В. Исаева: «Следует помнить и о том, что истоки мировоззрения важны не только как точка отсчета, но и как имеющий самостоятельную ценность феномен культуры, в зародыше содержащий в себе все богатство развивающихся из него впоследствии идей».1

• Выяснить историко-культурные предпосылки «самовозрастания» национального мировоззрения (филогенетический анализ) в процессе развития русской философской мысли, специфику философской рационализации национального мировоззрения и его основные сущностные характеристики, позволяющие определить особенности рефлексии национального мировоззрения в русской философской поэзии рубежа XIX - XX веков.

• Определить сущность явления русской философской поэзии как феномена русской философской мысли и выявить ее важнейшие отличительные признаки по отношению к лирической поэзии.

• Обосновать возможность использования в качестве методологической основы исследования русской философской поэзии тендерный подход и целостный анализ художественного текста.

• Раскрыть содержание национального мировоззрения как картины мира в русской философской поэзии рубежа XIX - XX веков. Показать в творчестве поэтов-философов своеобразие онтологических компонентов картины мира (мир единый или множественный, материальный или идеальный) и компоненты пространства и времени, а также ее важнейшую составляющую - положение человека в мире.

1 Емельянов Б. В., Исаева М. В. Славянофилы: поиск идентичности // Фонд творческой педагогики. Екатеринбург, 1999. С. 108.

• Установить способы рефлексии национального мировоззрения в русской философской поэзии рубежа XIX-XX веков, которые являются одним из оснований для определения рассмотренной поэзии как философской.

Теоретико-методологическая база диссертации. В основу исследования лег широкий спектр положений, разработанных теми мыслителями, в чьем творчестве национальное мировоззрение является основным объектом философского анализа: Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, С. J1. Франк, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, и др., современных исследователей: В. В. Кортунова, М. А. Маслина, Б. С. Солодкого, Е. С. Троицкого, А.С.Фролова и др. Также использованы труды историков русской философии А. В. Гулыги, А. Ф. Замалеева, В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, А. И. Новикова, Л. И. Новиковой, И. Н. Сиземской и др. Кроме того, диссертация опирается на ряд положений зарубежных исследователей философских аспектов поэзии (Ф. Шеллинг, А. Шлегель, Ф. Шлегель, Ж. Маритен, П. Брук и др.). Серьезное влияние на позицию автора диссертации в отношении предмета ее исследования оказали работы А. И. Новикова, О. В. Рябова, М. М. Гиршмана.

В ходе исследования были использованы принцип историзма, принцип целостного подхода к предмету исследования. Кроме того, использовались специальные подходы к анализу русской философской поэзии - тендерная идентификация и целостный анализ художественного произведения.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

• В работе обоснованы и применяются специальные подходы к анализу русской философской поэзии - тендерный подход и целостный анализ художественного произведения, - обеспечивающие соответствующий уровень научности в исследовании поэзии как феномена истории философской мысли.

• Обоснована необходимость выделять в качестве одного из источников русской философии русскую философскую поэзию как явления не только художественной литературы, но и философского ряда.

• В диссертации русская философская поэзия рубежа XIX-XX веков рассматривается как культурно-историческая рефлексия национального мировоззрения: в онтогенезе показаны проявления национального мировоззрения во всех пластах русской культуры; в филогенезе выявлены путь и особенности рационализации национального мировоззрения в виде целостной философской теории и системы собственных сущностных черт, определивших данное рассмотрение русской философской поэзии.

• В работе представлены онтологические компоненты картины мира, отразившиеся в русской философской поэзии рубежа XIX-XX веков. Эта картина мира при всей ее неоднородности характеризуется доминированием женского начала в национальном самосознании. В исследовании также доказывается, что встречающиеся нарушения подобной тендерной идентификации, связанные с различным проявлением мужского начала, приводили к дуалистической раско-лотости мировоззрения и трагическим ощущениям бытия.

• Выделены и рассмотрены в русской философской поэзии рубежа XIX-XX веков важнейшие способы рефлексии национального мировоззрения: символизация образов, мифов, музыки, цвета и др.; внутренняя диалогичность, обеспечивающая процесс совместной рефлексии; «творческое Слово» как способ познания самосознания личности, народа, человечества.

Практическая ценность исследования. Положения и выводы диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований русской философской поэзии как феномена истории русской философской мысли. Материал диссертации может быть использован в курсе истории русской философии для проведения лекционных и семинарских занятий со студентами, в преподавании общего историко-философского курса, для факультативных занятий в высших учебных заведениях, а также в общеобразовательной школе, гимназиях и лицеях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Штец, Татьяна Павловна

Заключение

Проведенное в данной работе исследование русской философской поэзии рубежа XIX - XX веков позволяет определить ее как особую рефлексию национального мировоззрения.

Как показал культурно-исторический анализ:

• в онтогенезе национальное мировоззрение проявляется во всех пластах русской культуры, отражая во всех формах искусства сознание бытия, что предполагает рассмотрение национального мировоззрения и на художественно-эмоциональном (поэтическом) уровне как самосознания русской женственной соборной души;

• в филогенезе рационализация национального мировоззрения прошла исторически длительный путь развития и достигла метафизического уровня в виде целостной философской теории и системы собственных сущностных черт: покаяние (христианские очищение и преображение), соборность, софий-ность, космизм, коммюнотарность, женственность, кенотизм, женский мессианизм.

По своему содержанию рационализация национального мировоззрения представляет собой философское решение в первую очередь проблемы национальной идентификации, идеал которой выражается в женском мессианизме, в том, чтобы «постигнуть и объединить все многоразличные национальности и снять все противоречия». Особенность женского мессианизма и в том, что он постулирует не господство России над остальным миром, а скорее ее служение человечеству и благовествование миру новой истины - истины, которая связана с утверждением ценностей русской женственной соборной души.

В целом национальное мировоззрение в русской философской мысли рубежа XIX-XX веков предстает как «целостное, тоталитарное миросозерцание», «принципиально свободное в путях познания». В этой тоталитарности (всеобщности) проявляется его религиозный характер: принятие Православия в качестве феноменальной почвы для философствования.

Тем не менее философским системам с их категориальным аппаратом, абстрактно-логическими принципами и выводами оказалось недоступным преодоление видимости явлений, их внешнего обличья, проникновение в глубь процессов, совершающихся во Вселенной, отражение движений души человека. Строгая логика рационального познания не позволяла проникнуть в глубины разломов национального самосознания, остро проявлявшихся на рубеже веков. Это оказалось доступно силе художественного отображения и интуиции философской поэзии.

Анализ русской философской поэзии доказывает, что она может рассматриваться «как особая сфера философствования», как неотъемлемая составная часть русской философии, сфокусированная на иррациональной сфере мировоззрения и его познания. Мысль, облаченная в «одежды чувства», «прозрение» нерассудочным путем превращают философскую поэзию в инструмент целостного мировосприятия и выражения в поэтическом мгновении сущности бытия, человека и в целом национального мировоззрения.

Использованные в качестве методологической основы исследования (интерпретации) тендерный подход и целостный анализ позволили проникнуть во внутренний план философской поэзии (в систему философских смыслов) и обнаружить, что русская философская поэзия представляет собой важнейшую культурно-историческую рефлексию национального мировоззрения, особую картину мира. Эта картина мира при всей ее неоднородности характеризуется тендерной идентичностью: общим доминированием женского начала в национальном самосознании. Все встречающиеся нарушения этой идентификации (различные проявления мужского начала) неизбежно приводили к дуалистически расколотому мировоззрению и трагическим ощущениям бытия.

Онтологические компоненты национальной картины мира (его единичность или множественность, материальность или идеальность) в поэтическом сознании находились в непрерывном развитии: антагонистическое двоемирие материального и идеального у декадентов и отсюда трагизм бытия, стремление к преодолению двоемирия через богочеловеческий (софийный) процесс любви у младосимволистов и наконец бунинскнй целостный и неиерархичный мир гармонии на основе всепроникающего женского начала.

Компоненты времени и пространства фактически подвергаются уничтожению: преодолеваются с помощью символизации границы между настоящим, прошлым и будущим, поэтический взгляд на мир достигает вселенских масштабов, образуя нравственное «всеединство» человека, человечества и Вселенной. Возникает русский космизм с его православной соборной основой.

Важнейшая составляющая картины мира - положение человека в мире -у символистов рационально и иерархично: «логика субъекта» подчиняет себе «логику объекта» и выражается в односторонне активном положении человека в окружающем мире; у И. А. Бунина - иррационально и неиерархично: и человек, и Бог, и космос, образуют нерасторжимое единство - гармонию, не подверженную внутренней трагедии бытия.

В целом женская идентификация как содержание и иррационализм способов рефлексии национального мировоззрения оказываются собственно национальной субстанцией в русской философской поэзии рубежа XIX - XX веков. Вместе с тем русская философская поэзия, осуществляя поиск путей освобождения личности, пробуждения человеческого в человеке, не дает окончательных решений и ответов. Она - это средоточие противоречивых суждений, чувств, переживаний, споров, бесконечного диалога как осознание самого себя на фоне «я для другого».

В русской философской поэзии рубежа XIX - XX веков проявилась ее внутренняя связь с мировой и русской философской мыслью. Как и в русской философии, основное внимание поэзии сосредотачивается на центральной проблеме национального мировоззрения - проблеме идентификации. Но при всей очевидной близости их внутреннего содержания русская философская поэзия принадлежит к иной грани духовной жизни и духовного опыта нации: это плоскость образно-символического, чувственно-осязаемого проживания мира, мистического ощущения «тайны русской души». Образно-символическая национальная идентификация - эта сущность русской философской поэзии рубежа

XIX - XX веков, которая определяет ее как феномен истории русской философской мысли, как один из ее источников. Тем не менее принципиальные различия между философской поэзией и философией как формами общественного сознания до конца не исчезают благодаря наличию в философской поэзии собственной системы внутренних философских смыслов.

Способность русской философской поэзии рубежа XIX - XX веков одновременно говорить о вечности и о своем времени, ее глубинная связь с национальным мировоззрением и драматической историей своего народа может помочь современнику сегодня, как и сто лет назад, в период смены эпох, ценностей и идеалов осуществить свой поиск национальных ориентиров будущего, найти в прошлом собственные ключи к будущему и восстановить связь времен.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Штец, Татьяна Павловна, 2003 год

1. Айхенвальд, Ю.И. Отдельные страницы / Ю.И. Айхенвальд. М.: Заря, 1910.-25 с.

2. Айхенвальд, Ю.И. Силуэты русских писателей / Ю.И. Айхенвальд. М.: Республика, 1994. - 591 с.

3. Анненский, И. Книга отражений / И. Анненский. СПб.: Бр. Башмаковы, 1906-1909.-453 с.

4. Баевский, B.C. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум / B.C. Ба-евский. — Смоленск: Русич, 1994. 303 с.

5. Бальмонт, К.Д. Стихотворения / К.Д. Бальмонт. М.: Книга, 1989. - 557 с.

6. Бахтияров, К.И. Многомерность истины / К.И. Бахтияров. // Философские науки. 1991. - № 4. - С. 96-101.

7. Белинский, В.Г. Собр. соч.: В 9 т. / В.Г. Белинский. М.: Художественная литература, 1982. - Т. 9. - 863 с.

8. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. / В.Г. Белинский. M.-JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - Т.11. - 648 с.

9. Белинский, В.Г. Избранные философские сочинения: В 2 т. / В.Г. Белинский. M.-JL: Госполитиздат, 1948. - Т. 2. - 752 с.

10. Белый, А. Арабески / А. Белый. М.: Мусагет, 1911. - 501 с.

11. Белый, А. Символизм / А. Белый. М.: Мусагет, 1910. - 633 с.

12. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994.-525 с.

13. Белый, А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке / А. Белый. М.: Республика, 1995.-509 с.

14. Белый, А. Соч.: В 2 т. Поэзия; Проза / А. Белый. М.: Художественная литература, 1990. - Т. 1. - 460 с.

15. Бердяев, И.А. О Владимире Соловьеве / Н.А. Бердяев. М., 1911. - 283 с.

16. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1993.-282 с.

17. Бердяев, Н.А. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Н.А. Бердяев. М.: Наука, 1990. -528 с.

18. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Советский писатель, 1990.-346 с.

19. Бердяев, Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 205 с.

20. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. - 607 с.

21. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-479 с.

22. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н.А. Бердяев. М.: Искусство, 1994. - Т. 2. - 458 с.

23. Бибихин, В.В. Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры /

24. B.В. Бибихин. М., 1987. - 120 с.

25. Блок, А.А. Избр. произведения / А.А. Блок. JI.: Лениздат, 1980. - 640 с.

26. Блок, А.А. Соч.: В 8 т. / А.А. Блок. M.-JL: Гослитиздат, 1962. - Т. 5. -420 с.

27. Борев, Ю.Б. Системно-целостный анализ художественного произведения (О природе и структуре литературного метода) /Ю.Б. Борев. // Вопросы литературы. 1977. - № 7. - С. 119-142.

28. Брандт, Г.А. Природа женщины как проблема теории феминизма: историко-философский анализ: Автореф. дис. докт. филос. наук. / Г.А. Брандт. -Екатеринбург, 2000. 49 с.

29. Брук, П. Думая о Шекспире / П. Брук. // Искусство. 2000. - № 25.1. C. 12-14.

30. Брюсов, В. Дневники. 1891-1910 / В. Брюсов. М.: М. и С. Сабашниковы, типо-лит. В.Т.У. им. Т. Дунаева, 1927. - 203 с.

31. Веневитинов, Д.В. О состоянии просвещения в России. Избранное / Д.В. Веневитинов. М.: Гослитиздат, 1956. - 259 с.

32. Волынский, А. Борьба за идеализм. Критические статьи / А. Волынский. -СПб.: Издание Н. Г. Молоствова, 1900. 320 с.

33. Воронина, О.А. Женщины и социальная политика / О.А. Воронина, Т.А. Клименкова. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1992. - 204 с.

34. Гачев, Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей / Г. Гачев. — М.: Новости, 1991.-272 с.

35. Гачев, Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Гачев. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 480 с.

36. Герцен, А.И. Собр. соч.: В 30 т. / А.И. Герцен. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. Т. 20.-680 с.

37. Герцен, А.И. Собр. соч.: В 30 т. / А.И. Герцен. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. Т. 6.-598 с.

38. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа / М.М. Гиршман. -М.: Высшая школа, 1991. 160 с.

39. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. -М.: Сов. Россия, 1990. 428 с.

40. Горский, B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI начала XII веков / B.C. Горский. - Киев: Наукова думка, 1989. -215 с.

41. Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. М.: Соратник, 1995. - 308 с.

42. Гуревич, П.С. Концепция человека в философии жизни. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: XIX век / П.С. Гуревич. М.: Республика, 1995. - 526 с.

43. Давыдов, Ю.Н. Искусство и элита / Ю.Н. Давыдов. — М.: Искусство, 1996. -344 с.

44. Долгов, К.М. От Киркегора до Камю: очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / К.М. Долгов. М.: Искусство, 1990. -399 с.

45. Достоевский, Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. / Ф.М. Достоевский. JL: Наука, 1984.-Т. 26.-486 с.

46. Емельянов, Б.В. Русская философия серебряного века / Б.В. Емельянов, А.И. Новиков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 284 с.

47. Замалеев, А.Ф. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности / А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинникова. JL: Лениздат, 1991. - 206 с.

48. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии / А.Ф. Замалеев. М.: Магистр, 1996. - 349 с.

49. Засухина, В.Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XX начала XX веков: Автореф. дис. канд. фил ос. наук / В.Н. Засухина. - СПб., 2000. - 23 с.

50. Зеньковский, В.В. История русской философии: В 2 т. / В.В. Зеньковский. -Л.: ЭГО, 1991. Т. 2. - Ч. 1. - 255 с.

51. Зеньковский, В.В. Философские мотивы в русской поэзии / В.В. Зеньковский. // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж-Нью-Йорк. - 1959. - № 55. - С. 30 - 38.

52. Златоструй: Древняя Русь X XIII веков / Сост. А.Г. Кузьмина, Ю.Ю. Карпова. — М.: Молодая гвардия, 1990. - 304 с.

53. Иванов, В.И. По звездам / В.И. Иванов. СПб.: ОРЫ, 1909. - 438 с.

54. Иванов, В.И. Родное и вселенское / В.И. Иванов. М.: Республика, 1994. -427 с.

55. История русской литературы. XX век. Серебряный век / Ж. Нива, И. Сер-ман, В. Страда, Е. Эткинд. М.: Прогресс. Литература, 1995. - 702 с.

56. Кадмин, Н. История русской поэзии: В 2 т. / Н. Кадмин. М.: Московское изд-во, 1915.-Т. 2.-275 с.

57. Картина мира // Философский энциклопедический словарь / Редакторы-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФПА-М, 2000. -С. 201.

58. Киреевский, И.В. Избранные статьи / И.В. Киреевский. М.: Современник, 1989.-383 с.

59. Киреевский, И.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский. М.: Искусство, 1979.-439 с.

60. Ключевский, В.О. Соч.: В 9 т. / О.В. Ключевский. М.: Мысль, 1987. - Т. 1. -478 с.

61. Книга о русских поэтах последнего десятилетия / Под ред. М. Гофмана. -СПб.-М.: Т-во М. О. Вольф, 1909. 268.

62. Концепция и смысл: сборник статей / Под ред. А. Б. Муратова, П. Е. Бу-харкина. СПб.: Изд-во С-Пербургского ун-та, 1996. - 377 с.

63. Кортунов, В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения: Дис. докт. филос. наук / В.В. Кортунов.-М., 1999.-420 с.

64. Криничная, Н.А. Нить жизни. Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях / Н.А. Криничная. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - 40 с.

65. Куракина, О.Д. Русский космизм: мировоззренческий аспект: Дис. докт. филос. наук/ О.Д. Куракина. -М., 1994. -321 с.

66. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-448 с.

67. Леонтьев, К.Н. Записки отшельника. Избранное / К.Н. Леонтьев. М.: Ра-рогъ: Московский рабочий, 1993. - 397 с.

68. Лермонтов, М.Ю. Соб. соч.: В 4 т. / М.Ю. Лермонтов. М.: Правда, 1969. -Т. 1.-415 с.

69. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 334 с.

70. Лосев, А.Ф. Вл. Соловьев / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983. - 206.

71. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. М.: Прогресс, 1990.-719 с.

72. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991.-524 с.

73. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: Советский писатель, 1991.- 479 с.

74. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. М.: Просвещение, 1972. -271с.

75. Маймин, Е.А. Русская философская поэзия / Е.А. Маймин. М.: Наука, 1976.-190 с.

76. Малахиева-Мирович, В. О смерти в современной поэзии / В. Малахиева-Мирович // Заветы. 1912. - №7. - С. 98 - 108.

77. Мень, А. Познание мира / А. Мень. // Наука и жизнь. — 1990. № 4. -С. 50-56.

78. Мережковский, Д.С. Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературный портрет. Дневник / Д.С. Мережковский. М.: Шк.- пресс, 1996. -734с.

79. Мережковский, Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет / Д.С. Мережковский. -М.: Сов. писатель, 1991. 365 с.

80. Мережковский, Д.С. Собр. соч.: В 4 т. / Д.С. Мережковский. М.: Правда, 1990.

81. Мережковский, Д.С. Тайна трех: Египет и Вавилон / Д.С. Мережковский. -Прага: Пламя, 1925. 365 с.

82. Митрополит Иоанн (Снычев). Русская Симфония. Очерки русской историософии / Митрополит Иоанн. СПб.: Царское Дело, 1998. - 494 с.

83. Мысль, вооруженная рифмами / Сост. Е.В. Холщевников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.-606 с.

84. Новиков А.И. История русской философии X XX веков / А.И. Новиков. -СПб.: Лань, 1998.-320 с.

85. Новиков, А.И. Русская философская поэзия. Четыре столетия / А.И. Новиков. СПб.: Наука, 1992. - 395 с.

86. Новикова, Л.И. Русская философия истории: Курс лекций / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Магистр, 1997. - 328 с.

87. Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах: Материалы науч. конф. ПетрГУ г. Петрозаводск, 4-7 сентября 2000 г. / Под ред. И.О. Ермаченко. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. - 366 с.

88. Огарев, Н.П. Избр, произв. / Н.И. Огарев. М.: Советский писатель, 1956. -918с.

89. Орлов, В. Поэты 1820-1830-х годов. Поэты-любомудры / В. Орлов. // Литературная учеба. 1940. - № 4-5. - С. 80-95.

90. Очерки истории русской философии / Сост. Б.В. Емельянов, К.Н. Любу-тин. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 592 с.

91. Павловский, А.И. Советская философская поэзия / А.И. Павловский. Л.: Наука, 1984.-180с.

92. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. - 447 с.

93. Поспелов, Г.Н. Принципы анализа литературного произведения / Г.Н. Поспелов. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 199 с.

94. Поэзия серебряного века (1880-1925) / Сост. Е. Осетрова. М.: Худож. лит., 1991.-574 с.

95. Поэты тютчевской плеяды. Сборник / Сост. В. Кожинов. М.: Сов. Россия, 1982.-389 с.

96. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч.: В Ют. / А.С. Пушкин. М.: Наука, 1977. -Т. 2. - 400 с.

97. Рефлексия // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В. С. Сте-пина и др. М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 445.

98. Розанов, В.В. Сборник статей. Соч.: В 2 т. / В.В. Розанов. М.: Правда, 1990.-Т 1.-384 с.

99. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. М.: Педагогика, 1990.-621 с.

100. Русская идея: Сборник / Сост. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. -494 с.

101. Русская литература конца XIX начала XX века 1901-1907 / Под ред. Б.А. Бялика и др.- М.: Наука, 1971. - 550 с.

102. Русская поэзия XVIII века / Под ред. С. Чулкова. М.: Художественная литература, 1972. 734 с.

103. Русская поэзия «серебряного века», 1890 1917: Антология / Сост. И. Багдасарян. -М.: Наука, 1993. - 872 с.

104. Русская философия во второй половине XX века: Сб. обзоров и рефератов.- Ч. 1. / Сост. И.С. Андреева. М.: Б.и., 1999. - 180 с.

105. Русская философская мысль: Очерк истории / В.О. Гошевский, Е.В. Закон-дырин, В.Ф. Костюкевич, А.И. Новиков. Мурманск: НИЦ «Пазори» 1997. -368 с.

106. Русская цивилизация и соборность: Сб. статей / Под ред. Е.С. Троицкого. — М., 1994.-275 с.

107. Рябов, О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века / О.В. Рябов. Иваново: Иван, ун-т, 1997. - 135 с.

108. Рябов, О.В. Русская философия женственности (XI-XX века) / О.В. Рябов.- Иваново: Изд. Центр «Юнона», 1999. 359 с.

109. Рябова, Т.Б. Материнская и отцовская любовь в русской средневековой традиции / Т.Б. Рябова. // Женщина в российском обществе. 1996. - № 1. -С. 11-18.

110. Символизм // Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -С. 379-380.

111. Соборность // Толковый словарь живого Великорусского языка: В 4 т. / Сост. В.И. Даль. М.: Изд. центр «Терра», 1995. - Т. 4. - 770 с.

112. Соловьев, B.C. Соч.: В 2 т. / В. С. Соловьев. М.: Мысль, 1988-1990.

113. Соловьев, B.C. Соч.: В 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989.

114. Соловьев, B.C. Философия искусства и литературная критика / B.C. Соловьев. — М.: Искусство, 1991. -699 с.

115. Сологуб, Ф.К. Поэзия. Проза / Сост. М.М. Павлова. М.: Слово, 1999. -672 с.

116. Сологуб, Ф.К. Русская мысль. Кн. XII / Ф.К. Сологуб. М.-П.: Б. и., 1915.

117. Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века. Вып. 1. Сборник переводов / Под ред. Р.А. Гальцевой. М.: ИНИОН АН СССР, 1979.-270 с.

118. Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века. Вып. 2. Сборник переводов / Под ред. Р.А. Гальцевой. М.: ИНИОН АН СССР, 1980.-282 с.

119. Толстой, JI.H. Соч.: В 90 т. / Л.Н. Толстой. М.-Л.: Гослитиздат, 1938. -Т. 30.-470 с.

120. Троицкий, Е.С. Возрождение Русской идеи / Е.С. Троицкий. М., 1991. -224 с.

121. Трубецкой, Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева: В 2 т. / Е.Н. Трубецкой. М.: Медиум, 1995.

122. Трубецкой, Е.Н. Россия в ее иконе. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. М.: Республика, 1994. -431 с.

123. Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе / Е.Н. Трубецкой. М.: Инфо Арт, 1991.-111 с.

124. Тютчев, Ф.И. Избранное / Ф.И. Тютчев. Смоленск: Русич, 2000. - 432 с.

125. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела. Соч. / Н.Ф. Федоров. М.: Мысль, 1982.-711 с.

126. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1990.-268 с.

127. Федотов, Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Г.П. Федотов. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. - 185 с.

128. Федотов, Г.П. Соч.: В 6 т. / Г. П. Федотов. Париж: Ymca-press, 1967. -Т. 3.-378 с.

129. Ф. де ла Барт. Литературное движение на Западе в первой трети XIX столетия / Ф. де ла Барт. М.: Типо-лит. тв-ва И.Н. Кушниров и К, 1914. -245 с.

130. Филиппов, Г.В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа /Г.В. Филиппов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-207 с.

131. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Русское слово, 1997. - 432с.

132. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. М.: Правда, 1990.-Кн. 1-2.

133. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. Париж: YMCA-PRESS, 1988. - 485 с.

134. Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. М.: Правда, 1990. - 584 с.

135. Франк, С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С.Л. Франк. // Философские науки. 1990. - № 5. - С. 83-91.

136. Хомяков, А.С. О старом и новом. Статьи и очерки / А.С. Хомяков. — М.: Современник, 1988. 461 с.

137. Хоружий, С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С.С. Хоружий. // Вопросы философии. 1991. - № 5. -С. 26-57.

138. Хрестоматия по философии / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проект, 2001. - 575 с.

139. Чаадаев, П.Я. Соч. / П.Я. Чаадаев. -М.: Правда, 1989. 655 с.

140. Чернов, В. Модернизм в русской поэзии / В. Чернов. // Вестник Европы. — 1910.-№12.-С. 108- 135.

141. Чижевский, Д. О платонизме в русской поэзии / Д. Чижевский. // Мосты. -1965. -№11. -С. 198-205.

142. Чучин-Русов, А. Тендерные аспекты культуры / А. Чучин-Русов. И Общественные науки и современность. 1996. - № 6. - С. 141-153.

143. Юркевич, П.Д. Философские произведения / П.Д. Юркевич. М.: Правда, 1990.-669 с.

144. Я связь миров: Философская лирика русских поэтов XVIII- начала XX в. / Сост. В.М. Фалеева. -М.: Правда, 1989. -461 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.