Русская Православная Церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Фолиева, Татьяна Александровна

  • Фолиева, Татьяна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 154
Фолиева, Татьяна Александровна. Русская Православная Церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Волгоград. 2005. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фолиева, Татьяна Александровна

Введение.

Глава I. Основы социальных учений Русской православной церкви и исламских организаций России.

§ 1. Социальные установки в Библии и Коране.

§2. Православная традиция в осмыслении социальной реальности.

§3. Мусульманские теологи и философы об обществе и религии.

Глава II. Социальные учения православия и ислама России.

§1. «Основы социальной концепции Русской православной церкви» и «Основные положения социальной программы российских мусульман»: концептуализация социальных позиций.

§2. Государство, право, политика в социальных доктринах конфессий.

§3. Социальные доктрины о науке, культуре и образовании.

Глава III. Конфессии, государство, общество: тенденции взаимодействия.

§1. Положение Русской православной церкви и Совета муфтиев

России в современном обществе.

§2. Внутриконфессиональные разногласия и социальные доктрины.

§3. Противоречия в межконфессиональных отношениях — причины и способы их преодоления.

§4. Проблемы и перспективы диалога Русской православной церкви и

Совета муфтиев России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская Православная Церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин»

Актуальность темы исследования. Глубинные трансформации в России конца XX столетия, новые социально-экономические условия, смена политических режимов, ценностных ориентации и стремительные изменения в науке и культуре оказали огромное влияние на духовную жизнь российского общества. Изменение вероисповедной политики государства создало условия для роста религиозности населения, увелечения численности религиозных организаций, повышения их роли в общественной жизни. Наибольшую активность проявляют православие и ислам - две традиционные религии на территории Российской Федерации, численность их последователей в совокупности составляет в среднем 60% от числа всех верующих в стране. Более того, ситуация такова, что и межэтнические отношения зависят от межрелигиозного диалога. Социально-экономические и политические трансформации изменили не только положение этих двух конфессий в обществе, но и их социальную роль, расширив поле их нерелигиозной деятельности. Перед исследователем встает не столько проблема осмысления социальных функций религиозной организации, сколько вопрос конфессионального воздействия на социокультурную сферу и поведение верующих в социуме. Отмеченное воздействие возможно двумя способами: через отдельные концепты и теории богословов и религиозных философов, проповеди архиереев и клира, то есть при непосредственном контакте с верующими и светскими людьми, либо через создание доктрин. Социальные доктрины религиозных организаций -официальное выражение позиции на происходящие в общественной жизни процессы. Они создают систему координат со-существования конфессий и общества в целом и определяют ход их развития.

В 2000 — 2001 гг. Архиерейский собор Русской православной церкви (Московский Патриархат) (далее в тексте РПЦ) и Совет муфтиев России (далее СМР) определили в специальных документах свои позиции по отношению к проблемам общества. Несомненно, две социальные доктрины - «Основы социальной концепции Русской православной церкви»1 и «Основные положения

1 Основы социальной концепции Русской православной церкви // Сборник документов Юбилейного архиерейского собора Русской православной церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Н. Новгород, 2001. С. 3 социальной программы российских мусульман»2 - имеют исторический характер и позволяют выявить и оценить социальную позицию конфессий в современном российском обществе. Впервые догматические положения в рамках доктрин были связаны с динамическими социальными процессами и светским законодательством, заложив таким образом новую традицию диалога религиозных объединений и общества.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется необходимостью выявления специфики самоопределения традиционных для России конфессий в современной социокультурной действительности с помощью социальных доктрин, а также поиском путей формирования толерантности в российском обществе.

Степень разработанности проблемы. Проблема социальных доктрин -это прежде всего проблема взаимоотношения религии (религиозных организаций, в частности) и общества, она имеет междисциплинарный характер и является предметом изучения не только религиоведения и философии религии, но и социальной философии, социологии, психологии, истории. Важнейшей основой для нашего исследовании являются идеи, которые заложены в трудах Гегеля, Э. Дюркгейма, А.Р. Рэдклиф-Брауна, Р. Отто, М. Бубера, X. Ортеги-и-Гассета. Несомненно, интересны и могут быть полезны для исследования сущности социальных позиций конфессий результаты, полученные церковно-историческими науками- агиологией, патрологией, библеистикой. Основы для осмысления социальных доктрин были заложены в православной традиции отцами церкви Иринеем Лионским, Климентом Александрийским, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Григорием Паламой, русскими богословами -Нилом Сорским, Иосифом Волоцким, Сильвестором Медведевым, Филаретом Московским. В мусульманской традиции проблема религии и общества исследовалась теологами и философами при тафсире Корана и толковании Сунны, разработке фикха, создании цельных философских концепций, данной проблемой занимались ал-Укбари, аль-Фараби, Ибн Рушд, Ибн Хальдун и другие. Для указанных авторов характерно рассмотрение общества через призму

171-250.

2 Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль, 2001. провиденциализма, конечности существующего мира и проблемы греховности человеческой природы. Анализ сущности социальной позиции церкви представлен в трудах русских религиозных философов - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.В. Флоровского, В.В. Зеньковского, философов «исламского возрождения» М. Абдо, С. Кутба, М. Икбала, А. А. Маудуди, И. бей Гаспиринского, М. Бигиева. Указанные мыслители пытались решать актуальные проблемы общества в духе православной и исламской философии.

Определенную ценность представляют исследования советского периода, косвенно затрагивающие социальные позиции религиозных организаций и посвященные трансформации социальных учений православной церкви и исламских организаций после Великой Октябрьской революции.3

Сами социальные доктрины, принятые Советом муфтиев России и Архиерейским собором Русской православной церкви, пока не получили достаточного философского и религиоведческого осмысления. Этой проблеме посвящены ряд статей ведущих отечественных религиоведов, коллективная монография исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных исследований РАН (ИКСИ РАН) под руководством М.П. Мчедлова.4 В 2000 - 2004 гг. были проведены конференции и круглые столы, посвященные новым конфессиональным доктринам и их практической реализации.5

Проблемы возникновения и «идеологическую» настроенность документов изучали Д. Кратов, О.Н. Величко, К.Н. Костюк. 6 Краткий анализ документов и перспективы их существования реализации проанализированы А. Кыржлевым, М. Мчедловым, С. Мельковым. Игумен Вениамин (Новак), И. Кантеров,

3 См., к примеру: Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М., 1973; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982; Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1987. Ахадов А.Ф. О. Ислам в погоне за веком. М., 1988.

4 О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2002.

5 См., к примеру: Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») // Социс. 2001. №8.

6 Кратов Д. Размышления по поводу «Основ социальной концепции Русской православной церкви» // Русская мысль. 2000. № 4331; Величко О.Н. О социальной доктрине Русской православной церкви // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. Доклады Института Европы. № 72. М., 2000. С. 27 - 38; Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001. № б. С. 114 - 132.

7 Кыржлев А. Церковь и мир в социальной концепции Русской православной церкви // Русская мысль. 2000. № 4330. Мчедлов М. Светский взгляд на проблему. Социальная доктрина РПЦ: достоинства и недостатки // НГ-религии. 2000. № 23 (70). 14 декабря; Мчедлов М. Особенности конфессиональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») // Религия и право. 2001. № 2; Мельков С. Социальная программа мусульман: к партнерству и взаимопониманию // Религия и право. 2001. № 3. о

А.А. Мишучков рассматривали отдельные проблемы в доктринах. Существует также ряд работ, в которых авторы касаются социальных доктрин лишь косвенно, в ходе изучения различных проблем современного религиоведения.9 Для понимания сущности социальных доктрин определенную значимость имеют труды православных и мусульманских богословов, которые более подробно выражают позицию религиозной организации по социальным вопросам. 10 Продуктивным для исследования явился анализ трудов, посвященных социальному учению различных религиозных организаций - Римско-католической церкви, протестанских религиозных объединений, иудаизма.11 Анализ показал, что исследование социальных учений проходит пока только в плоскости религиозно-общественных отношений, но не в контексте межрелигиозного сотрудничества. Данные обстоятельства обусловливают цели диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление сущности социальных доктрин, принятых Архиерейским собором Русской православной церкви и Советом муфтиев России в контексте межконфессионального и государственно-конфессионального диалога в современной социокультурной ситуации.

Реализация указанной цели требует решения следующих задач:

- выявить основы взаимодействия религиозных объединений и общества, заложенные в священном писании христиан и мусульман;

- реконструировать православную традицию в осмыслении проблем общества;

- выявить позиции мусульманских теологов в оценке взаимодействия общества и религии;

Вениамин (Новак), игумен. Анализ 1 - 5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» // Социс. 2002. № 4. Кантеров И. Православие и ислам о религии и науке // Мир нравственности. 2003. № 5. С. 13 - 14; Мишучков А.А. Социальная концепция РПЦ: региональный аспект // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречие, перспективы развития. Оренбург, 2002. С. 382 -385.

9 См., к примеру: Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М., 2002;

Медведко С.В., Элбакян Е.С. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение. 2002. № 2. С. 104 - 110; Митрохин JI.H. Христианство и политика. М., 2003; Элбакян Е.С. Христианская трудовая этика: сравнительный анализ конфессиональных особенностей // Религиоведение. 2003. №2, С. 61 - 69. 1 См., к примеру: Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Общественное служение Церкви // Социальная концепция Русской православной церкви. М., 2001; Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них православная церковь? М., 2002.

См., к примеру: Поташинская Н.Н. Социально-экономическая доктрина католической церкви: отдельные аспекты // Религии мира: Ежегодник 1987. М. 1989. С. 73 -93; Поташинская Н.П. Проблема глобализации в социальной доктрине католицизма // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. № 72. М., 2000. С. 39 - 52; Грубарг М.Д. К истокам социального учения иудаизма // Социс. 2002. № 4. С. 86 - 96.

- рассмотреть су тность положений «Основ социальной программы Русской православной церкви» и «Основных положений социальной программы мусульман России»;

- проследить тенденции развития современной религиозной ситуации в российском обществе;

- выявить особенности самоопределения религиозных объединений в современной России;

- выявить истоки и сущность межконфессиональных противоречий;

- сконструировать сферы взаимодействия религиозных объединений и общества в условиях реализации принципа свободы совести;

- предложить социальный прогноз развития межконфессионального диалога на т основе практической реализации социальных доктрин РПЦ и СМР.

Объектом исследования является социальная деятельность религиозных организаций.

Предметом исследования являются социальные доктрины, принятые Архиерейским собором Русской православной церкви и Советом муфтиев России, их общекультурные характеристики, способствующие развитию диалога светского и религиозного мировоззрений, межконфессионального взаимодействия.

Теоретико-методологическая база исследования. Важнейшей теоретической основой для анализа социальных доктрин в нашем исследовании являются идеи, которые заложены в трудах А.Р. Рэдклиф-Брауна, М. Бубера, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других исследователей выявивших смысл взаимодействия религиозных организаций и общества. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания

• действительности, а также совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания: сравнительно-исторический, обобщения и типологизации, моделирования, абстрагирования и обобщения, компаративный анализ. Были использованы принципы системного и функционального подходов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

• следующем:

- реконструирована модель богословской традиции, которая заложена в основание современных социальных доктрин Русской православной церкви и мусульманских общин России;

- с помощью впервые проведенного сравнительного анализа социальных доктрин крупнейших религиозных объединений России выявлены основы развития социального партнерства религиозных объединений с государством и обществом в условиях светского государства, вероисповедная политика которого строится на принципе свободы совести и свободы вероисповедания;

- представлены перспективы развития православно-мусульманского диалога, основанного на общности понимании смысла ценности человеческого бытия и помощи в его социальных невзгодах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Различия в социальных доктринах РПЦ и мусульманских организаций заложены в первоначальных социальных установках в Библии и Коране и детерминированы разным положением конфессий в социокультурном поле истории России.

2. В социальных доктринах православных и исламских организаций зафиксированы две различные модели отношения между обществом и религиозной организацией: открытая система православной церкви и закрытая, но не изолированная система исламских организаций. Если церковь постулирует взаимное невмешательство, то для исламских организаций большую роль играет сотрудничество в рамках законодательства светского государства. Важное значение в этой сфере приобретает активная позиция государства, в силах которого создать условия для равноправного и результативного межконфессионального диалога и сотрудничества в нерелигиозной сфере.

3. Православно-исламский диалог в современной России является важным фактором развития толерантности в обществе, достижения гражданского мира и согласия. Существующие межконфессиональные противоречия не имеют острого характера и могут быть урегулированы в диалоге конфессий, при участии государства и общества.

4. Социальные доктрины - основа для проявления и появления толерантности в межконфессиональном диалоге, поскольку в них представлены общность взглядов религиозных организаций по социальным вопросам, что дает основу для поискау компромисса, к развитию диалога индивидов независимо от их мировоззренческих позиций, что в конечном итоге будет способствовать решению общегосударственных социальных задач. При этом историческое соседство и единая социально-культурная среда является общей основой для такого социального служения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований, связанных с изучением социальной деятельности религиозных организаций; для разработки политики органов власти и управления в области государственно-конфессиональных отношений; развития толерантности в обществе, а также для подготовки основных и специальных курсов по религиоведению, философии и истории религии.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 6 научных публикациях, а также были изложены в докладах на ежегодных конференциях молодых исследователей Волгоградского области (2002 - 2004 гг.), Международной научно-практической конференции «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе» (г. Гродно, Белоруссия) (2003 г.); III Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004), научно-практической конференции «Православие и патриотизм» (г. Санкт-Петербург, 2004 г.); XV краеведческих чтениях (Волгоград, 2004 г.). Работа над диссертационным исследованием была поддержана грантом для аспирантов и молодых ученых Федерального агентства по образованию (2004 г.).

Структура работы подчинена достижению цели и решению задач исследования, соответствует его логике. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Фолиева, Татьяна Александровна

Заключение

Подводя итоги нашему исследованию, мы можем сделать ряд обобщающих выводов.

Несомненно, значение принятых документов велико, именно в них, несмотря на «трудности перевода» традиционных идей в современную форму, сформулированы основные положения взаимодействия Русской православной церкви и Совета муфтиев России с обществом. В них отразились не только социальные, политические, экономические и культурные трансформации, но и изначальные религиозные установки и богатейшие богословские традиции православия и ислама.

Социальные доктрины базируются на особых исторически и богословски обоснованных моделях со-существования нуменозного, социального и индивидуального. В учении РПЦ продолжается противостояние светского и духовного в жизни современного общества, существует категоричность и негибкость оценок, ярко выражено стремление к государственно-православной модели общества. Социальная доктрина СМР основана на идее «уммы» -идеального, равносильного сочетания религиозного и общественного, что определяет прагматичность учения, адаптивность его к социальной реальности.

Современная ситуация в социальных структурах и процессах, которую мы можем наблюдать, свидетельствует о резкой трансформации за последние десятилетия постсоветской жизни России. Отметим, что социальные учения конфессии - динамично развивающийся процесс, поскольку детерминантами их эволюции являются не только внутренние, но и внешние факторы - изменения в социуме. Социально-экономические и политические трансформации, таким образом, становятся детерминантой развития, хотя действуют либо опосредовано либо с «замедленным» эффектом. В религиозной ситуации в современной России мы можем констатировать, в целом, стабилизацию, что повлияет на замедление в развитии доктрин. Сохраняющиеся проправославные тенденции государственно-конфессиональных отношений не носят угрожающий и тревожный характер, что свидетельствует о неокончательном формировании демократических и абсолютно светских институтов в Российской Федерации. Существующие разногласия как внутри самих конфессий, так и в межконфессиональном государственно-конфессиональном диалогах не носят разрушающего характера, это предсказуемые и достаточно управляемые тенденции.

Взаимоотношения православной церкви с обществом представлены в форме открытой системы, в основе которой - стремление занять главенствующую роль в духовной ее сфере. Для мусульманской уммы России наблюдается обратная ситуация, при которой «закрытая» или «полузакрытая» система религиозно-социальных взаимоотношений создана для поддержания стабильного статуса конфессии в обществе.

Отсутствие единства по многим важным вопросам, различие в построении систем взаимодействия проявляются в вопросах о государстве, праве и политике, а также науке, культуре и образовании. Некоторая категоричность РПЦ в ряде утверждений может - теоретически - привести к обострению межконфессионального диалога. Но обострения между двумя крупнейшими и традиционными конфессиями Российской Федерации будут всегда решены, не столько переговорами, сколько волевым вмешательством государственных структур.

Социальные доктрины в современном их состоянии есть идеальные построения, которые работают лишь в сфере государственно-конфессиональных отношений, теоретическая сторона преобладает в их существовании. Это ни сколько не умаляет их значение, но порождает некоторую «подвешеность» социальных процессов, в которых православные и исламские организации участвуют. Религиозная организация может отрешиться от государства, быть нейтральной в политике и замкнуться в рамках религиозной культуры, но отодвинуться от социальных трудностей своих верующих она не в состоянии. Социальные проблемы .- объединяющий фактор, который, несмотря на все различия и противоречия между исламом и христианством, позволяет нам говорить о перспективах межконфессионального диалога.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фолиева, Татьяна Александровна, 2005 год

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Мысль, 2002. - 317 с.

2. Аверьянов В.В. Истоки и содержание современного российского неоконсерватизма / В.В. Аверьянов, В.М. Сторчак // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.: Изд-во РАГС, 2003. № 1 (30). С. 109 - 130.

3. Алексий II. Патриарх Московский и всея Руси. Россия. Духовное возрождение. / Алексий II. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук. 1999. - 217 с.

4. Андреев Д. Роза мира. / Д. Андреев М.: Прометей, 1991. - 288 с.

5. Аносов И.И. Информационное общество: религиозные аспекты / И.И. Аносов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М.: Изд-во РАГС, 2003. №2 (31).-С. 164-171.

6. Антоний (Сурожский), митр. Притча о блудном сыне / Антоний (Сурожский), митр. // http://www.metropolit-anthony.orc.ru/soulput/put5 .htm.

7. Ахадов А. Ф. О. Ислам в погоне за веком / А.Ф.О. Ахадов М.: Политиздат, 1988. - 80 с.

8. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама / А. Ахмедов М.: Политиздат. 1982.-270 с.

9. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат посоциологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман М.: Медиум, 1995. - 323 с.

10. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. / Н.А. Бердяев М.: Издательство В. Шевчук. 2000. - 542 с.

11. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. - С. 485 -499.

12. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. Брюссель, «Жизнь с Богом», 1989. - 2536 с.

13. Бигиев М.Д. Наследие. Сборник документов и материалов. Часть 2. / М.Д. Бигиев // сост. А.Г. Хайрутдинов. Казань: Иман, 2000. - 90 с.

14. БлокМ. Апология истории или ремесло историка. / М. Блок М.: Наука, 1973. - 232 с. - («Памятники исторической мысли»).

15. Бубер М. Еврей в мире. Речь в Еврейском центре во Франкфурте-на-Майне / М. Бубер // http://www.rjews.net/gazeta/buber.shtml.

16. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Левезова. М.: Республика, 1995. - 464 с.

17. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России / С.Н. Булгаков Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350 с.

18. Буркин А.И. Россия православная. Стратегия пути / А.И. Буркин М. 2000.

19. Ваторпин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм / А.С. Ваторпин //Социс. 2001. -№ 11. - С. 84-92.

20. Величко О.Н. О социальной доктрине Русской православной церкви / О.Н. Величко // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. Доклады Института Европы. № 72. - М.: Экслибрисс-Пресс. 2000. - С. 27 - 38.

21. ВерклерГ.А. Герменевтика: Принципы и процесс толкования Библии // Верклер Г.А. Герменевтика: Принципы и процесс толкования Библии / Г.А. Верклер // http://www.blagovestnik.org/books/00250.htm.

22. Вениамин (Новик) игум. Православие, христианство, демократия / Вениамин (Новик) игум. СПб., 1999.

23. Вениамин (Новак), игумен. Анализ 1 5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» / Вениамин (Новак), игумен. //1. Социс. 2002 - № 4.

24. Владимиров Д.А. Преподавание основ православной культуры в Российской школе (критические заметки на актуальную тему) / Д.А. Владимиров // Религиоведение. 2003. - № 2. - С. 118 - 126.

25. Верховский A.M., Михайловский Е.В., Прибыловский В.В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль церкви. / A.M. Верховский, Е.В. Михайловский, В.В. Прибыловский М.: Панорама, 1999. - 191 с.

26. Гайнутдин Р., муфтий. Ислам в современной России / муфтий Р. Гайнутдин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 320 с.

27. Гараджа В.И. Социология религии. / В.И. Гараджа. М., 1996.

28. Гегель. Философия истории / Гегель // Соч.: в 8 т. М.; JI.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - 470 с.

29. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. / Е.Е. ГолубинскийТ. I II. М., 1997.

30. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. / Н.С. Гордиенко JI.: Лениздат. 1987. - 304 с.

31. Государство и религиозные организации Нижней Волгин и Дона в XX веке / Сост. О.Ю. Редькина, Т.А. Савина; под ред. М.М. Загорулько. Волгоград: Издатель, 2002. -536 с.

32. Григорий Богослов, свят. Собрание творений. В 2 томах. Минск: ACT, Харвест, 2000.

33. Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. /

34. Григорий Палама, св. М., 1995.

35. Грубарг М.Д. К истокам социального учения иудаизма / М.Д. Грубарг // Социс. 2002. - № 4. - С. 86 - 96.

36. Даниелю Ж. Новый взгляд на христианские истоки / Ж. Даниелю // Символ. Париж. 1983. - № 9. - С. 33 - 45.

37. Дидахе: учение двенадцати апостолов // Символ. Париж. 1993, № 29. - С. 275-305.

38. Добаев И. Исламский радикализм в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе / И. Добаев // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - № 6 (12). - С.83 - 94.

39. Домострой. СПб.: Наука, 1994. - (Серия «Литературные памятники»).

40. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). / А. Донини. М.: Политиздат, 1989. - 365 с.

41. Евсевий Памфил. Церковная история. / Евсевий Памфил М.: Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. - 446с. - (Памятники церковной письменности).

42. Евсевий Кесарийский (Памфил). Жизнь Блаженного василевса Константина / Евсевий Кесарийский (Памфил). 2-е изд. - М.: Labarum, 1998. -352с. - (Византийская серия).

43. Егорцев А. Грозовые тучи над Тихим Доном / А. Егорцев // Русский дом.2003. -№ 1.

44. Ермаков И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. / И.А. Ермаков М.: Издательский сервис, 2001.-512 с.

45. Зеньковскйй В.В. История русской философии в 2 книгах. /

46. B.В. Зеньковскйй Л.: Эго, 1991.

47. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России в конце XV XVII вв. / А.А. Зимин - М.: Наука», 1977. - 356 с.

48. Зуев Ю.П. Современные тенденции религиозно-конфессиональных отношений в России / Ю.П. Зуев // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2001.1. C. 99- 123.

49. Зуев Ю.П. Религиозный плюрализм или уникальность истины? / Ю.П. Зуев // Религиоведение. 2003. - № 2. - С. 111 - 118.

50. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футхат ал-маккийя). / Ибн ал-Араби / Пер. с араб., введ., прим. и библиогр. А.Д. Кныша. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. - 288 с. - (Памятники культуры Востока).

51. Иваницкий А. Русская женщина в эпоху «Домостроя» / А. Иваницкий // Общественные науки и современность. 1995. - № 3. - С. 161 - 172.

52. Иванова З.И. Антиислямската полемика във Византия през Палеологовата епоха. / З.И. Иванова София, 1995.

53. Иванов П. Не заблуждайтесь: это тот самый ислам / П. Иванов // Радонеж. 2000. - № 20. .

54. Иваненко С.И. Основные религиозные центры современной России. / С.И. Иваненко. М., 2004.

55. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья / А.А. Игнатенко. М.: Мысль, 1989. -254 с.

56. Игнатенко А.А. Исламский радикализм, как побочный эффект «холодной войны» / А.А. Игнатенко // Центральная Азия и Кавказ. 2001. - № 1 (13). - С. 114-131.

57. Игнатенко А.А. Зеркало ислама. / А.А. Игнатенко М.: Русский институт,2004.-216 с.

58. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. / Пер. с англ., иредисл. и коммент. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2002. 200 с. (История восточной философии.)

59. Иоанн XXIII Mater et Magistra, энциклика 15 мая 1961 Ватикан,

60. Ватиканская типография, 1962 г.

61. Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский) Избранные творения: Беседы на деяния апостольские / Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский). М.: Изд-во «Посад», 1994. - 484с.

62. Иоанн Павел И. «Centesimus annus», энциклика 1 мая 1991. / Иоанн Павел II. (http://www.agnuz.info/holy.php?header=enciclics&file=01051991)

63. Иоанн (Снычев) митр., Русь соборная. / Иоанн (Снычев) митр. СПб., 1994.

64. Иоанн (Снычев) митр., Православие. Армия. Держава. Сборник статей. СПб, 1995.

65. Ириней Лионский, св. Творения. / Ириней Лионский, св. М.: «Паломник», 1996. - 640 с.69. Ислам в России. М., 1996.

66. Ислам и исламский терроризм: справочник. Авторский коллектив Центра Стратегической Безопасности. М., 2003.

67. Ислам: Карманный словарь / Ю.Б. Гаврилова, В.В. Емельянов. СПб.: Амфора, 2002. - 141 с.

68. Ислам: Краткий справочник. 2-е изд., допол.. - М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. - 139 с.

69. История религий в России. Учебник. / под общ. ред. Н.А. Трофимчука.

70. М.: Изд-во РАГС. 2001. 591 с.

71. История русской литературы X-XVII веков: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов по спец.2101 «Рус.яз.и лит-ра» / Под ред. Д.С.Лихачева. М.: Просвещение, 1980. - 463с.

72. Каждан А.П. От Христа к Константину. / А.П. Каждан М.: Знание, 1965. -0 305 с.

73. Кантеров И. Православие и ислам о религии и науке / И. Кантеров // Мирнравственности. лето 2003. - № 5. - С. 13-14.

74. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) /Л.П. Карсавин Предисл. и коммент. С.В. Мосоловой. М.: Изд-во МГУ, 1994.-176 с.

75. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура//Церковь и время. № 1. 1998.

76. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Общественное служение Церкви / Кирилл, митрополит // Социальная концепция Русской православной церкви. М.: Даниловский вестник, 2001. - 192 с.

77. Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них православная церковь? / Кирилл, митрополит. М., 2002.

78. Коран. / Перев. Ю.И. Крачковского. Ростов на - Дону: «Феникс», 2001.

79. КостюкК.Н. Православный фундаментализм / К.Н. Костюк // Полис. -2000.-№3.-С. 133- 155.

80. Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви / К.Н. Костюк // Общественные науки и современность. 2001. - № 6. - С. 114-132.

81. Крапивенский С.Э. Еврейское в мировой культуре. / С.Э. Крапивенский -Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. 164 с.

82. Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений. / сост. В. Купреянова, Н. Умнова. М.: ТЕРРА, 1996. - 96 с.

83. Кратов Д. Размышления по поводу «Основ социальной концепции Русской православной церкви» / Д. Кратов // Русская мысль. 7 сентября 2000. -№4331.

84. Кудрявцев А.И. Соотношение федерального и регионального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях / А.И.

85. Кудрявцев // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 313 с. - С. 182 — 189.

86. Кураев А., диакон Христианская философия и пантеизм. / А. Кураев М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997.

87. Кураев А., диакон. Лекарство от экстремизма / А. Кураев // Известия, газ. -2003. 14 янв.

88. Кыржлев А. Церковь и мир в социальной концепции Русской православной церкви / А. Кыржлев // Русская мысль. 31 августа 2000.- № 4330.

89. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. / Р.Г. Ланда М.: Издателская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — 312 с.

90. Левин З.И,. К вопросу о социальной роли мусульманского духовенства / З.И. Левин // Ислам и социальные структуры Ближнего и Среднего востока: сб. статей. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - 302 с. - С. 129- 143.

91. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X XVII вв. Эпохи и стили. / Д.С. Лихачев-Л., 1973.

92. Лихачев Д.С. Вопрос о возрождении на Руси / Д.С. Лихачев // История всемирной литературы. Соч. в 9 т. / М.: АН СССР; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького, 1985. - Т. 3. - С. 480 - 487.

93. Лихачев Д.С. Великое наследие / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Л.: Худож. лит. 1987. - Т. 2. - С. 3 - 342.

94. Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация в России: социологический анализ / Р.А. Лопаткин // От политики государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2001.-313 с.-С. 41 -56.

95. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. / Р.А. Лопаткин М.: Изд-во РАГС, 2001. -28 с.

96. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. / В.Н. Лосский М.: Центр «СЭИ», 1991. - 288 с.101. ал-Маудуди, Абу Аля Образ жизни в исламе. / ал-Маудуди, Абу Аля. М.: Сантлада, 1993. - 96 с.

97. Максимов Ю., Огнев И. Ислам и насилие / Ю. Максимов, И. Огнев // Радонеж. -2002. -№ 9.

98. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. / А.В. Малашенко М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. - 222 с.

99. Малашенко А.В. Ислам и политика в современной России // Мусульмане изменяющейся России. / А.В. Малашенко М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 336 с. - С. 7 - 24.

100. МассэА. Ислам. Очерк истории / Перев. с фр. Издание 2-е. М.: Издательство восточной литературы, 1963. 230 с.

101. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV- XV вв. / И. П. Медведев. -Л.: Наука, 1976.-256 с.

102. Медведко С.В., Элбакян Е.С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / С.В. Медведко, Е.С. Элбакян //Социс.-2001. -№8.-С. 103-111.

103. Медведко С.В., Элбакян Е.С. О религиозной ситуации в современной России / С.В. Медведко, Е.С. Элбакян // Религиоведение. 2002. - № 2. - С. 104 — 110.

104. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Т. XXIX. Л., 1974.

105. Мельков С. Социальная программа мусульман: к партнерству и взаимопониманию / С. Мельков // Религия и право. 2001.- № 3.

106. Мень А., о. История Религии: в поисках пути, истины и жизни. В 6 тт. М.: Издательство «Слово», 1992.

107. Мень А., о. История религии. В 2-х кн. Кн. 1-я. В поисках пути, истины и жизни. Кн.2-я: Пути христианства: Учеб. пособие. М.: «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997.224 с.

108. Миллер Т. Византийская экзегеза // Патристика: новые переводы, статьи. / Под общ. ред. М. Журинской. Н. Новгород: Из-во Братства кн. Ал. Невского, 2001.408 с. С. 204-253.

109. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. / П.Н. Милюков // Соч.: в 3 т. / М.: Издательская группа «Прогресс - культура», 1994. - Т. 2, ч.1. -416 с.

110. Минаев С. Школьные годы чудесные? / С. Минаев // Вечерняя Москва. -2004. - 22 фев. ;

111. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие (2-е изд-е, дополн. и перераб.) М.: Изд-во РАГС, 1999

112. Митрохин JI.H. Христианство и политика. / JI.H. Митрохин М.: Изд-во РАГС, 2003.- 168 с.

113. Миязов В.Я. Новое в религиозной ситуации в Астраханской области / В.Я. Миязов // От политики государственного атеизма к свободе совести материалы семинара совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 313 с. - С.228 - 229.

114. Мухамеджанов И. Министерство православного образования? / И. Мухамеджанов // Все об исламе. декабрь 2002. - № 8.

115. Мухаметшин Ф.М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. /

116. Ф.М. Мухаметшин М.: Изд-во РА ГС, 2001. - 157 с.

117. Мухаметшин Ф.М. Религиозная ситуация в Российской Федерации / Ф.М. Мухаметшин // От политики государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 313 с. - С. 20 - 33.

118. Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном российском обществе // Мусульмане изменяющейся России. / Ф.М. Мухаметшин М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 336 с. - С. 25 - 47.

119. Мчедпов М. Светский взгляд на проблему. Социальная доктрина РПЦ: достоинства и недостатки / М. Мчедлов // НГ-религии. газ. № 23 (70). - 14 дек.

120. Мчедлов М. Особенности конфессиональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») / М. Мчедлов // Религия и право. 2001. -№ 2.

121. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего / М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко // Социс. 2002. - № 7. - С. 68 - 77.

122. Наумкин В.В. К вопросу о хасса и 'амма (традиционные концепции «элиты» и «массы» в мусульманстве) / В.В. Наумкин // Ислам в истории народов Востока. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976.-С.40-50.

123. Непомнящий B.C. Служение церкви в современном мире и судьба светской культуры // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято Тихоновского института. 8-я, 29 - 31января 1998 г.: Материалы./ Отв. ред. Н.А. Кулькова. М., 1998. С. 70 - 75.

124. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). / А. Николин М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. - 430 с.

125. Нил Сорский. Послание великого старца пустынника к брату, вопросившему его о помыслах. / Нил Сорский. (http://stnil.narod.ru/posll21.htm)

126. Нил Сорский. Послание второе того же старца Нила иному иному. брату о пользе. / Нил Сорский. (http://stnil.narod.ru/posll22.htm)

127. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. / М.П. Новиков -М., 1973.

128. О социальной концепции русского православия / под общ. ред.

129. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2002. - 399 с.

130. Овсиеико Ф.Г. Политизация конфессий и кперикализация политики: тенденции развития и риски в российском обществе / Ф.Г. Овсиенко // Религиоведение. 2002. -№ 2. - С. 20 - 29.

131. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Конфессиональный фактор в российском политическом процессе: сущность и место. (Обзор) // Религия и культур: Реф. сб. М., 2000. С. 62-89.

132. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. / М.И. Одинцов -М., 1994.

133. Ольшанский Д.М. Психология масс. / Д.М. Ольшанский СПб., 2002.

134. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. -М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НППП Ермак, 2003. 269 с. - (Философия. Психология).

135. Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») // Социс. 2001. - № 8.

136. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001.

137. Отцы и учители Церкви III века. Антология в 2 тт. / сост. иером. Иларион (Алфеев). М.: Либрис, 1993.

138. Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV VI вв. / Н.В. Пигулевская - М. - Л., 1964.

139. Пиотровский М.Б. Мухаммед, пророки, лжепророки, кахины / М.Б. Пиотровский // Ислам в истории народов Востока. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - 197 с. - С. 9 - 18.

140. Пластун В. Такой разный ислам. / В. Пластун // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - № 5 (11). - С. 14-26.

141. Подберезкин А. Русский путь: сделай шаг. / А. Подберезкин 3-е изд. испр. и доп. - М., 1998.

142. Послания Иосифа Волоцкого / Подготовка текста А.А. Зимин и Я.С. Лурье. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 391 с.

143. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д.В. Поспеловскйй М.: Республика, 1995. - 510с.

144. Поташинская Н.Н. Социально-экономическая доктрина католической церкви: отдельные аспекты Религии мира. / Н.Н. Поташинская // Ежегодник 1987. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. -245 с.-С. 73-93.

145. Поташинская Н.П. Проблема глобализации в социальной доктрине католицизма / Н.П. Поташинская // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий: доклады Института Европы. № 72. - М.: Экслибрисс-Пресс, 2000. - 108 с.-С. 39-52.

146. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // Литературные связи древних славян. Л., 1968.

147. Пчелинцев А. Минобразования одержимо законом Божьим / А. Пчелинцев // Независимая газета 2002. - 4 дек.

148. Резван Е.А. Коран в России // Исламская культура и мировая цивилизация: Сб. статей / Под ред. Д.А. Гущина, Ю.Н. Солонина, М. Санаи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 260 с. С. 9 60.

149. Религии в междуречья Волги и Дона. Справочно-информационный сборник. Волгоград, 2000. 376 с.

150. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. / В.В. Розанов // сост. и вступ. Статья. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1992. - 399 с.

151. Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 304 с. (Этнографическая библиотека).

152. Ряховский В.В. Вопросы судебной практики по применению ФЗ «Освободе совести и о религиозных объединениях» // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. М.: Изд-во РАГС, 2001. 313 с. С. 253-267.

153. Сагадеев А.В. «Знание» и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре // Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.

154. Сагадеев А.В. Религия и философия в арабских странах // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. 272 с.С. 72 84.

155. Самошонков К.Н. Межконфессиональный конфликт как объект социально-философского исследования (к постановке проблемы) / К.Н. Самошонков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1 (29). -М., 2002. С. 9- 13.

156. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. / И.С. Свенцицкая М.: Политиздат, 1987. - 336 с.

157. Сгибнева О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в России: автореф. дисс. док. филос. наук / О.И. Сгибнева -М., 1999.

158. Симкин JI.C. Закон о свободе совести и зарубежные религиозныеконфессии // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. М.: Изд-во РАГС, 2001. 313 с. С. 267 - 273.

159. Совет муфтиев России: Результаты социологических опросов среди российских мусульман // (http://www.muslim.ru/razde.cgi?id=197&rid0=178&ridl=195&rid2=197)

160. Соколов МитричД. Большинство стерпит / Д. Соколов - Митрич // Известия, газ. - 2002. - 18 нояб.

161. Соловьев B.C. О христианском единстве. Избранные работы. М., 1994.

162. Степанянц М.Т. О религиозно-философских взглядах Мухаммада Абдо // Религия и общественная мысль стран Востока. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1974. С. 287 — 298.

163. СторчакВ.М. Тема российского мессианизма в идеологии партий и организаций православно-монархического и национально-патриотического толка / В.М. Сторчак // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -№ 3. М., 2001.

164. Тагаев М. Газават или как стать бессмертным. / М. Тагаев Махачкала, 1999.

165. Таджутдин объявлен вне Ислама (http://www.muslim.ru/razde.cgi?id=732&rid0=8&ridl=732&rid2=)

166. Тасалов А.В. Заметки о современной ситуации в Русской православной церкви / А.В. Тасалов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2002.-№ 1.-С. 20-31.

167. Тихонравов Н. С. Сочинения / Н.С. Тихонравов. М.: Изд-е М. и С. Сабашниковых, 1898. - T.I: Древняя русская литература., 1898.- 358 с.

168. Толерантность. / под общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416 с.

169. Толкование Корана (Лахорский тафсир). / Пер. с персидского, введ.,примеч. и указ. Ф.И. Абдуллаевой. М.: Издателская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 342 с. (Памятники письменности Востока. CXXIV).

170. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. / Э. Тоффлер М, 2002.

171. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Институт социологии РАН. 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. - 481 с.

172. Удальцова З.В. Законодательные реформы Юстиниана // Византийский временник. Том 26. М.: «Наука», 1965. С. 3-45. Том. 27. М.: «Наука», 1967. С. 3 -37.

173. Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии // Византийский временник. Том. 43. М., 1982.

174. Фадеева И.JI. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и Новое время. / И. Л. Фадеева 2-е издание. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 285 с.185. аль-Фараби. Философские трактаты. Алма- Ата, 1970.

175. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон Российской Федерации от 26.09. 1997г. № 125 ФЗ // «Собрание законодательства РФ» - 29.09.1997 - N 39 - ст. 4465.

176. Филимонов Э.Г., Мчедлов М.П. Социально политические позиции верующих в России / Э.Г. Филимонов, М.П. Мчедлов // Социс. - 1999. - № 3. - С. 103- 107.

177. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. / Г. Флоровский, прот. -Вильнюс, 1991.-602 с.

178. Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века. Из чтений в Православномбогословском институте в Париже. М.: Паломник, 1992. (репринт)

179. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. / Е.А. Фролова М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.

180. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии М., 1995.

181. Ханбабаев К.М. К истории распространения ваххабизма в Дагестане / К.М. Ханбабаев // От политики государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 313 с. - С. 249 -253.

182. Хашими аль М.А. Личность мусульманина, в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. / М.А. Хашими аль /Перев. В.А. Нирша. М.: Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2003.-414 с.

183. Хеффнер Й. Христианское социальное учение. / Перев. с нем. М. Шиллер и В. Песенко. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2001.

184. Хрестоматия по исламу. / Перв. с арабского, введ. и примечания С.М. Прозорова. М., 1994.

185. Церковь об ИНН. Дискуссии и материалы. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. - 80 с.

186. Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.

187. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир: Ветхий Завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии. / И.Ш. Шифман -М.: Политиздат, 1987. 239 с.

188. Haran М. From Early to Classical Prophesy: Continuity and Change /М. Haran // Vetus Testamentum Vol. 27 - 1977. - P. 385 - 397.

189. Radcliff-Brown A.R. The present position of anthropological studies // Method in social anthropology. Bombey, 1973.

190. Themes of Islamic Civilization. / Ed. by J.A. Williams. California: California Press, 1971.

191. Thoughts and reflections of Iqbal. / Ed. by S.A. Vahid. Lahore: St. Muhammad Ashraf, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.