Русский этнос и его роль в осуществлении национальной политики России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Бронский, Игорь Михайлович

  • Бронский, Игорь Михайлович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 164
Бронский, Игорь Михайлович. Русский этнос и его роль в осуществлении национальной политики России: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2004. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Бронский, Игорь Михайлович

Русский этнос и его роль в осуществлении национальной политики

России

Введение.3

Раздел I. Русский народ и его этногенез в историко-политических исследованиях.16

Раздел II. Национальная политика России и ее отражение в программах российских политических партий.52

Раздел III. Этнополитичекие проблемы и перспективы развития русского этноса.112

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский этнос и его роль в осуществлении национальной политики России»

Актуальность темы исследования. Современное состояние трансформирующегося российского общества рельефно обозначило ряд социально-экономических, идейно-политических и духовно-нравственных проблем, среди которых особую актуальность приобретает необходимость гармонизации межнациональных отношений в многонациональной и поликонфессиональной России.

1 От национального самочувствия русского этноса,) составляющего более четырех пятых населения страны,| в решающей степени зависит вся этнополитическая ситуация в государстве. Поэтому изучение его геостратегической роли в осуществлении национальной политики, в сплочении Российской Федерации как многоэтнической общности, в преодолении регионального и национального сепаратизма при становлении и функционировании единого, федеративного, правового государства имеет важное теоретическое и практическое значение. [

К сожалению, объективных и субъективных причин, способствующих наличию острых противоречий в национальной политике РФ, сохраняется немало. «Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения»1, констатируется в Концепции государственной

1 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996г. С.4. национальной политики Российской Федерации.

В 90-е годы российская власть осуществила ряд мер, создающих условия для разрешения этих противоречий: в 1992 г. был подписан Федеративный договор; в 1996 г. разработана и утверждена Концепция государственной национальной политики, являющейся программой развития народов России. В субъектах Российской федерации приняты собственные программы национального развития и стабилизации межнациональных отношений.

В 1998 г. в Государственной Думе состоялись слушания «О концепции по разработке государственной программы национально-культурного развития русского народа», что стало важной вехой на пути изучения различных аспектов «русского вопроса».

В мае 2001г. в Федеральном собрании РФ состоялись парламентские слушания на тему «О проекте федерального закона «О русском народе», который должен стать частью единого правового поля в общей системе законодательства, регулирующего межнациональные отношения в стране. Однако в целом процесс социально-экономического и культурного возрождения, и одновременно сближения народов России, гармонизации межнациональных отношений, хозяйственной и политической централизации РФ, идет медленно. Более того, современное состояние национальных отношений на фоне роста национализма и сепаратизма в ряде регионов можно определить как кризисное со всеми вытекающими из этого последствиями.

Несмотря на то, что русский народ сыграл исторически главную роль в формировании и развитии отечественной государственности, он длительное время не рассматривался властью в качестве объекта национальной политики. В результате законодательные основы статуса и этнокультурного развития русского народа сегодня нельзя считать полностью обеспеченными.

В последние годы общественностью осознана необходимость разработки специальной программы по предотвращению депопуляции русского этноса, принятия мер по обеспечению адекватного представительства русских во всех федеральных и местных органах законодательной и исполнительной власти, в учреждениях образования, культуры и средствах массовой информации, защиты от дискриминации лиц русской национальности, Р проживающих за рубежом. [i\ i

Таким образом, необходимым условием разработки и совершенствования научно обоснованной и эффективной национальной государственной политики РФ является уяснение исторического аспекта и современного политологического содержания «русского вопроса» в общем контексте национальных отношений, сложившихся в конце XX - начале XXI столетий, j

Свой определенный вклад в решение этих проблем и пытался внести автор данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной историографии при обилии аналитических разработок о состоянии межнациональных отношений имеется пока незначительное количество научных исследований, посвященных современным проблемам русского этноса и его роли в реализации государственно-национальной политики современной России.

О специфике русской истории, русского «пути», «русской идеи» писали представители разных направлений общественно-политической мысли России. Видными представителями славянофильского направления были И.В.Киреевский, Н.С.Хомяков, Н.С.Аксаков, Ю.Ф.Еморин. Их традиционалистские взгляды, основанные на идее самобытности России, развили представители неославянофильского направления. Прежде всего, необходимо отметить труды B.C. Соловьева, в которых он развивал идею «богочеловеческого союза» и «свободной теократии», создание всемирной монархии на основе российского самодержавия. Идеи приоритета духовно-нравственных идеалов в русском пути высказывали также С.Н. Булгаков, П.А.Флоренский, НА. Бердяев, В.В. Розанов, В.О. Ключевский, К.Н, Леонтьев, Ф.М. Достоевский, О.С. Мережковский, Л.Н. Толстой.

Западническое направление общественно-политической мысли представляли В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, П.П. Огарев, В.П.Боткин, К.Т. Кавелин, которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Социалистическую модель русской идеи развивали Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, И.В.Сталин и др.

В современной отечественной литературе привлекают внимание коллективные монографии, увидевшие свет на протяжении 90-х годов. При этом особую роль сыграли труды, вышедшие под патронажем Ассоциации по коллективному изучению русской нации (АКИРН), созданной в 1988 г. и объединившей писателей, политиков и священнослужителей, выражающих неославянофильские взгляды. В их числе следует отметить сборник «Русская нация и обновление общества», в котором свои соображения на эту тему высказали Л.М. Леонов, Д.М. Балашов, М.Ф. Антонов, Э.В. Володин, И.Р.Шафаревич и др. В написании сборника «Русская идея и современность»3 приняли участие писатель В. Белов, политические деятели В. Аксючис и А.Головин, ученые А. Гулыга, Ю. Сохряков, О. Платонов и др. В нем опубликованы фрагменты из трудов классических традиционалистов И.Киреевского, Вл. Соловьева, Л. Карсавина, Н. Бердяева, И. Ильина, а также представлены идеи консерваторов-монархистов В. Кожинова и М. Назарова. Удачное сочетание произведений классиков и именитых современных экспертов сделало коллективный труд весьма полезным не только для научных, но и для учебных целей, прежде всего в курсе национально-патриотического воспитания.

Традиционно-консервативный вариант «Русского пути» представлен в

2 См.: Русская нация и обновление общества. М., 1990. сборнике «Русский путь в развитии экономики»4. Его авторы пытаются доказать, что переход на национальный путь экономического развития, обеспечение независимости страны, тщательный учет глубинной сущности России, ее обычаев, трудовых, подвижнических традиций и верований, национальной психологии, возврат к исконному примату производства, национальной валюте, смекалка, порядочность, соборная национальная воля и настойчивость необходимы для преодоления тяжелейшего кризиса народного хозяйства. В сборнике помещены фрагменты из «Домостроя», произведений И.Т.Посошкова, М.О. Меньшикова, Д.И. Менделеева, Т.В. Прохорова, уставы старинных артелей.

Традиционалистские взгляды неославянофилов представлены также в сборниках и трудах:

- «Русская цивилизация и соборность»5, в котором приводятся работы священнослужителей и философов, посвященных проблемам духовного возрождения русской нации;

- «Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности». Этот коллективный труд отечественных ученых посвящен проблемам славянской цивилизации, в котором значительное место отведено русскому этносу6;

- «Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения». В сборнике ставятся проблемы методологии (русская нация или российская?), вопросы генезиса этноса, национального самосознания и психологии, культуры и языка, национального воспитания, предотвращения депопуляции страны7.

Современным проблемам славянства, его месту и роли в условиях глобализации и информационных войн посвящен коллективный труд

3 См.: Русская идея и современность. М., 1992.

4 См.: Русская путь в развитии экономики. М., 1993.

5 См.: Русская цивилизация и соборность. М., 1994.

6 См.: Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности. Сб. Статей. Руков. коллектива Е.С. Троицкий. М., 1998. российских ученых «Славянство в условиях глобализации и информационной войны»8.

Содержательный анализ проблем происхождения и развития этноса предоставлен в работах Г.Ф. Хохрякова, В.П. Меженкова9. В них описаны истоки и исторические пути развития русского этноса, сложная этнопсихологическая природа нации, значимость российского патриотизма.

Методом историко-социологического анализа В.Большаков и Е.Ермачков исследуют русскую соборность, общинность и державность. Работа весьма информативна и полезна как для исследователей, так и преподавателей1

Особо следует отметить большие творческие достижения доктора философских наук, академика, председателя АКИРН Е.С. Троицкого. Его перу принадлежит обобщающий труд «Русский народ в поисках правды и организованности» и многочисленные публикации по проблемам русского этноса11. В своих многочисленных трудах Е.С. Троицкий анализирует проблемы самобытной славянской цивилизации, сформировавшейся на основе кровного родства относящихся к ней этносов, близости их языков, обычаев, нравов, традиций, культуры и национальной ментальности народов-братьев, общих черт их исторического прошлого, на базе взаимных интересов в экономической жизни, защите природной среды, укрепления мира и безопасности на Евразийском континенте.

Обстоятельный анализ взаимовлияния русского этноса и российского

I ^ государства содержится в монографии Н.Н.Алексеева .

В последнее время некоторые известные государственные и

7 См.: Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995.

8 См.: Славянство в условиях глобализации и информационной войны. М., 2002.

9 См.: Хохряков Г.В. Русские. Кто мы? М, 1993; Меженков В.П. Русские: истоки, психология, семья. М., Русская книга, 2003.

I См.: Большаков В., Ермачков Е. Русская соборность, общинность и державность: Историко-социологический анализ. М., 1999.

II См.: Троицкий Е.С. Русская нация. М., 1989; его же. Возрождение русской идеи. М., 1991; Его же. О русской идее. В 2-х ч. М., 1994; Его же. Русская цивилизация и соборность. М., 1994; Его же. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995; Его же. Русский народ в поисках правды и организованности. В 2х ч. М., 1996; Его же. Русская этнополитология. Учеб.пособие для вузов (в двух томах). Т.1.М., 2001 и др. политические деятели часто затрагивают проблемы дискриминации русского населения внутри России и русскоязычного - за ее пределами. К их числу можно отнести представителей разных общественно-политических движений: В.В. Жириновского, Г.А.Зюганова, А.И. Подберезкина, Д.О. Рогозина, И.Р.Шафаревича и др. В частности, заслуживает внимания вышедшая в 2003 г. новая книга лидера КПРФ Г.А. Зюганова «Святая Русь и Кащеево царство». Исследование посвящено проблемам становления российской государственности и роли православия как основы духовных и нравственных ценностей русского народа.

Взгляды этих и других современных политиков России получили отражение в официальных программах и доктринах представляемых ими политических партий и движений.

Следует особо отметить монографию «Русский народ: Терминология, исследования, анализ»13, в которой проанализированы труды более 300 видных русских историков, философов, мыслителей, общественных деятелей, писателей России XI - XX вв. В ней зримо предстает процесс возникновения русской народности, исторический путь, который она прошла, характер и особенности русского народа как нации.

Отметим также социально-философское и историко-культурное осмысление русской темы в работах Э.А. Баграмова, Ю.П. Белова, Д.С.Лихачева, А.И. Солженицина и др.

В зарубежной историографии родоначальниками изучения этнополитологии в 60-е - 70-е г.г. XX века стали американцы М. Паренти и Дж. Ротшильд. М. Паренти в своих трудах занимался анализом взаимосвязи этнической идентификации и политического выбора этнической общности и групп национальных партий, этнополитических институтов и других субъектов этнополитики. Дж. Ротшильд исследовал политическое содержание этнической действительности,

12

Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003.

13 См.: "Русский народ: Терминология, исследования, анализ" / Сост. Андреев А.Р., Кривошеее В.Д., Круговых И.Э.-М., Кучково поле, 2001. этностратификационную структуру общества и статус этнографии, специфические интересы этносов, а также механизмы превращения человека в активный субъект этнополитического действия.

Представители западной этнополитической теории нации резко критиковали марксистское понимание и решение национального вопроса, объявив его концепцией «внутреннего колониализма». Антиподом марксистского подхода к этносу стала так называемая «этницистская позиция», согласно которой этническая идентичность тотально воздействует на все сферы общественной жизни. Политизация же этничности имеет целью изменить или упрочить созданные государствами системы неравенства среди этнических общностей. Этнополитика в этих условиях предполагает, что ее главным фактором выступает этническая общность, преследующая определенные цели. Весьма широко в литературе последних лет представлена проблема национальных отношений, осуществления российским государством и политическими партиями национальной политики. На общероссийском уровне последняя строится на основе таких официальных документов, как Конституция РФ, Федеральный договор (1992), включающий в себя три взаимосвязанных документа: «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной .власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации», а также протоколы к двум из них14. Отметим, что подзабытый сегодня этот Договор в тот

14 См.: Федеральный Договор. Документы. Комментарии - М, Республика, 1994. тяжелый для страны период распада СССР, самой возможности сохранения России как федеративного государства явился весьма важным документом в достижении стабильности, предотвращении гибельного для всех народов курса автономизации.

Позднее, в июне 1996 г. были приняты «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» и Федеральный закон «О национально-культурной автономии».^

Анализу состояния и проблемам развития национальных отношений в современной России был посвящен ряд конференций, симпозиумов и круглых столов15.

Проблемам состояния и развития национальных отношений в российском обществе посвящены коллективные монографические исследования16.

В различной степени аспекты национальной политики отражены в работах таких авторов, как Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, A.C. Ахиезер, А.И. Вдовин, М.С. Джунусов, А.Г. Здравомыслов, В.Ю. Зорин, С.Я. Матвеева, М.О. Мнацаканян, A.B. Никонов, Г.Т. Тавадов, В.А. Тишков и др.17

15 См.: Взаимодействие политических и межнационально-этнических конфликтов (Материалы международного симпозиума 18-24 апреля 1994 г.)/ Центр социологического анализа межнациональных конфликтов РНИС и НП / Отв. ред. А.Г.Здравомыслов. ч. 1,2. М., 1994; Куда идет Россия? Альтернатива общественного развития (Международный симпозиум 15-18 декабря 1994)/Общ. ред. Т.И. Заславской. Вып. 1. М., 1995; Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства (Международный симпозиум 12-14 января 1996 г.)/Общ. ред. Акад. Т.И. Заславской. Вып. III. М., 1996; Национальный интерес. Заочный круглый стол // Политические исследования, 1995, №1; 2000, № 1; Постсоветское пространство: этнополитические проблемы ("круглый стол")//Социологические исследования, 1997,№ 1,2; Русская наука, русская идея: история и современность/Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. I, П. Оренбург, 1996; Этничность и власть в полиэтнических государствах (Материалы международной конференции 25-27 января 1993 г.). Отв. ред. В.А. Тишков. M., 1994; Национальный интерес versus государственный интерес: теоретические понятия и политическая действительность (круглый стол) // Политические исследования, 2000, 1 и др.

16

См.: Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. Под ред. Р.Г.Абдулатипова. - M., Луч, 1995; Национальная политика России: история и современность. М., 1997; Национальные отношения и этнические конфликты. М., 1993; Русская идея на языке законов России. Материалы парламентских слушаний. M., 1997; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авт.-сост.: В.Н. Иванов и др. M., 1996; Россия сегодня: трудные поиски свободы. M., 1998; Современная Русская идея и государство / Гл. ред. Зюганов Г.А. М., 1995 и др.

17 См.: Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство. М., 2001; Его же. Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001; Его же. Национальная политика России: история и современность. М., 1997; Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветских наций // Социологические исследования, 1998, №4: Его же. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект. Там же. 1999, №4: Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Тт.

Несомненный интерес представляет монографический труд И.А.Митрохина, посвященный зарождению и развитию националистического движения в СССР в послесталинскую эпоху18.

Таким образом, анализ отмеченных выше и других публикаций, о которых речь пойдет на страницах диссертации, позволяет сделать вывод, во-первых, о том, что за последние годы получен немалый прирост новых знаний по вопросам становления и развития русского этноса, а, во-вторых, увидеть определенные пробелы в анализе быстро меняющихся направлений и аспектов национальной политики современной России, тех противоречий, которые складываются на российском и постсоветском пространстве. Это, в свою очередь, диктует необходимость дальнейшей разработки исторических и политических проблем развития русского этноса, в частности, практических мер по его экономической, социальной и духовной поддержке, более гармоничного его существования в системе межнациональных отношений.

Объектом диссертационного исследования является русский этнос в процессе своего становления и развития, его современное состояние и перспективы в многонациональном российском государстве.

Предмет исследования - становление и развитие русского этноса и его роль в гармонизации национальных отношений в Российской Федерации.

Целью исследования является историко-политологический анализ роли русского этноса в осуществлении национальной политики Российского государства.

Задачи исследования:

1, И, III (Социокультурный словарь); Его же. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики// Мир России, 1995, № 1; Вдовин А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М., 2000; Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов A.B. Русский народ в национальной политике XX века М., 1998; Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур // Социологические исследования, 2002, № 5; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1996; Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России в постсоветском пространстве / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 85. М., 1995; Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность //Социологические исследования, 2001, №3; Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998; Тишков B.A. Этнология и политика. М., 2000; Его же. Постсоветский национализм и российская антропология. В кн.: Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996 и др.

- классифицировать взгляды отечественных и зарубежных мыслителей на историю возникновения и развития русского этноса;

- определить политическую, экономическую и социально- культурную роль русского этноса в развитии и функционировании российского социума и государства в разные периоды их истории;

- проанализировать концептуальные положения программных документов ведущих политических партий и движений современной России по национальному и, в частности, русскому вопросу;

- определить эффективность, принципы, основные направления, формы, средства и методы воздействия русского народа на государственную национальную политику;

- на основе проведенного исследования разработать рекомендации по повышению действенности современных механизмов реализации государственно-национальной политики РФ.

Теоретико-методологической основой исследования является системный и структурно-функциональный анализ избранной проблемы. Данный метод применялся в трудах видных российских и зарубежных ученых при анализе возникновения, развития и перспектив русского этноса. К ним относятся духовно-регулятивные «принципы философии общего дела» Н.Ф.Федорова, доктрины соборности A.C. Хомякова, теории «единого организма» И.А.Ильина, теоретические конструкции Т. Парсонса, ориентированные на достижение общего согласия, стабильности, непрерывности развития социальных систем. Одним из базовых методологических подходов является принцип историзма в русской этнической политологии, который сформулирован классиками русской истории Н.М Карамзиным, В.О. Ключевским, B.C. Соловьевым, В.Н.Татищевым, К.Д. Кавелиным, Б.И.Чичериным и др.

Для объективного изучения современных задач русской нации, этнологической и геополитической ситуации, сложившейся в России на

18 См.: Митрохин Н.А Русская партия. Движение российских националистов в СССР 1955-1985. М., 2002. рубеже ХХ-ХХ1 вв., была использована философско-политическая реконструкция русского вопроса. Данный методологический прием широко используется как в западной, так и в отечественной науке. В частности, его применяли немецкий социолог Ю.Хабермас, американский философ Дж. Дьюи, чешский ученый Кладница (доклад на международном конгрессе славистов в Кракове «Проблемы древнеславянских мифов» (сентябрь 1998г.), а также классики русской этнополитологии И.А. Ильин и Л.А Тихомиров.

При анализе русско-славянской цивилизации, характеризующейся целым рядом признаков, использован междисциплинарный комплексный подход, прежде всего методы наук, смежных с политологией.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- проведен историко-политологический анализ проблемы этногенеза русского народа, уточнены отдельные положения историографии о его системообразующей роли в российском социуме;

- изучены современные концепции ведущих политических партий и движений по проблемам национальных отношений в российском обществе;

- проанализирована роль русского этноса в процессе межнационального общения, а также социально-политические факторы позитивного и негативного влияния на развитие русского этноса, осуществления государственной национальной политики;

- отражена степень эффективности государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях;

- разработаны рекомендации по повышению действенности государственной национальной политики РФ.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его содержание может быть использовано для разработки методологии и практических рекомендаций по регулированию межнациональных отношений, практической деятельности государственных органов и политических партий, а также институтов гражданского общества, связанных с разрешением проблем национальной политики.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных программ и пособий по курсам истории, политологии, этнологии, этнополитики, а также спецкурсов по проблемам межнациональных отношений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Бронский, Игорь Михайлович

Заключение

Проблемы возникновения и развития русского этноса, его влияние на национальные отношения всегда привлекали к себе пристальное внимание российских исследователей, хотя на различных этапах истории России объем этого внимания был неодинаков.

В советский период национальный вопрос понимался чаще всего в узком смысле слова как совокупность социальных проблем, порожденных отношениями эксплуатации и гнета одних наций другими. Однако очевидно, что национальный вопрос имеет широкий смысл, который включает в себя всю совокупность национальных проблем, как внутринациональных, так и межнациональных. При этом на различных этапах развития общества объем этой совокупности неодинаков. В СССР национальные проблемы решались о противоречиво: с одной стороны, коммунистическая партия и советские государство принимали реальные меры для развития духовной, национальной культуры многочисленных наций и народностей СССР, повышения уровня их образования, а с другой -проводившиеся депортации отдельных народов порождали недоверие и отчуждение между этносами, создавали кризисные ситуации в национальных отношениях.

Особую остроту национальные проблемы приобрели после распада СССР, когда на территориях бывших союзных республик, а ныне самостоятельных государств, оказалось более 25 миллионов русских и русскоязычных жителей этих республик. В межнациональные отношения составной частью вошли такие явления, как открытые конфликты, нередко и вооруженные, проблемы больших масс беженцев и вынужденных переселенцев, «разделенных народов» и т.д. В этой ситуации наибольший удар пришелся на русский народ. Его в большей мере коснулись кризисные явления, проявившиеся после распада СССР. С другой стороны, такая ситуация явилась толчком к анализу русского самосознания, истории русского народа, его способностей и возможностей выходить из критических ситуаций, проявлявшихся неоднократно на протяжении тысячелетней истории славянских народов.

История русского народа, его культурно-историческое наследие свидетельствуют о противоречивости в развитии русского культурно-исторического сознания, четко проявившего в XIX веке в непримиримом столкновении «западничества» и «славянофильства». Запад или Восток - эта дилемма вот уже два века является камнем преткновения двух идеологий, в русской политической и культурной парадигме.

В диссертации эта противоречивость раскрыта через оценку представителями этих двух направлений таких событий российской истории, как принятие христианства, петровские реформы, церковная реформа патриарха Никона, Октябрьская социалистическая революция, в конце концов, недавние времена «перестройки» и сегодняшние «реформы». Эти события в истории России вызвали глубокие перемены в жизни русского народа, обострили проблемы, связанные с бытом, укладом, традициями и верой, структурой правовой и государственной систем, переориентацией отечественной экономики, вызвав тем самым раздробленность, противоречивость национального сознания русского народа.

Анализу этой противоречивости посвятили свои труды многие российские ученые и исследователи, жившие в прошлые века, а также наши современники. Их точки зрения нашли отражение на страницах первого раздела диссертации. Кратко они сводятся к следующему.

В подходах к проблеме этногенеза русского народа остаются с определенными оговорками в силе две основные концепции -«западников» и «славянофилов», борьба между которыми продолжается и в современной России. В ходе культурно-исторического развития постепенно складывается русский этнос (нация), у которого сформировались такие черты характера как огромная жизнеспособность, высокая стойкость в преодолении тяжких испытаний, расовое, этническое, политическое и социальное многообразие и т.д.

Проведенное исследование взглядов отечественных и зарубежных авторов на процесс становления и развития русского народа показывает стремление некоторых из них к переоценке русской истории и культуры, что, на наш взгляд, преследует определенную политическую цель -разрушение русской национальной ментальности и государственности, утверждение о том, что Россия не является ни великой, ни державной страной, а ее народ - всего лишь этнос, не осознавший своих политических и национальных интересов.

В этих условиях призвана особую роль играть национальная политика российского государства. В диссертации она представлена в научном определении как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений, а также на регулирование взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленными в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Целью национальной политики российского государства является, на наш взгляд, выявление, своевременное и полное удовлетворение национальных запросов и потребностей как отдельного человека, так и конкретного этноса, всего российского народа без ущемления их законных интересов, снятие возникающего напряжения в национальных отношениях, а также недопущение, а если возникли, то и разрешение этнополитических конфликтов.

Со стороны государства необходимы также учет и координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем заключается смысл его национальной политики. Главным ее назначением является всесторонний анализ и учет интересов русского этноса и интересов других национальностей.

С другой стороны, опыт российской истории убедительно показывает, что в ее ответственные и опасные периоды русский народ уповал на свою нацию как общность, целиком полагался на ее соборное начало, проявлял способность адаптации к сложнейшим условиям. И если государство опиралось на эти национальные чувства и стремления, тогда оно спасало как русский, так и все народы, связавшие с ним свои исторические судьбы.

Такую национальную политику призваны наряду с российским государством осуществлять политические партии и общественно-политические объединения. Анализу их политических программ, раскрывающих позиции по национальному вопросу, посвящен второй раздел диссертации. В результате сделаны следующие выводы. Во-первых, будучи многонациональным, государством, Россия, в своей национальной политике должна опираться на объективное, научно обоснованное определение общенациональных интересов с учетом специфических условий и потребностей национально-этнических общностей. Этого Российское государство может достичь через управление интересами и через интересы проживающих на его территории этносов. При этом политику по отношению к национальным образованиям и этносам важно увязывать с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики.

Во-вторых, исторический опыт России показывает, что в ее ответственные, кризисные и опасные периоды русский народ выступал главной, основной силой, опираясь на менталитет своей нации как исторической общности, на ее соборное начало, проявлял способность адаптироваться к сложным жизненным условиям, что наглядно проявляется в сегодняшней жизни российского общества. Однако в историческом опыте России есть немало негативного в решении национального вопроса как в ее монархический, так и в советский периоды существования. В отличие от царизма, проводившего политику шовинизма, советское государство чрезмерно раздвинуло рамки интернационализма, независимости и самостоятельности бывших национальных окраин, что явилось одной из основных причин разрушения СССР.

В-третьих, в решении национального вопроса наряду с государством важную роль играют политические партии и общественно-политические организации. После завершения длительного исторически сложившегося периода однопартийности в СССР «перестройка» позволила открыть возможность создания системы многопартийности в начале в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации. Анализируя процесс строительства, автор предпринял попытку классификации политических партий на коммунистические и социалистические, а также национально-патриотической, центристской и либерально-демократической ориентации. При этом отмечается, что в партийном строительстве принимают также участие многочисленные общественно-политические организации и объединения. Этим обусловливаются различные взгляды и подходы к решению национального вопроса. Их анализ позволил более рельефно представить состояние и пути разрешения национальных проблем, а также роль и место русского этноса в этом процессе.

• При рассмотрении состояния и перспектив развития русского этноса, выявляется главная угроза российскому государству и его народам, прежде всего русскому народу. Ее можно определить как неспособность российского государства вот уже на протяжении десяти лет возвратиться на исторически преемственный путь национально-государственного развития. Это чревато не только внутренним политическим кризисом, но и утратой Россией своих законных и естественных места и роли в мировой политике. О том, что проявления этого процесса сегодня реально имеют место, свидетельствуют попытки и ущемления национальных интересов России со стороны США и стран НАТО, стремящихся отодвинуть Россию на периферию мирового развития.

С этими попытками Запада смыкается и политика российских радикал-демократов, проявляющих пренебрежительное отношение к историческим ценностям и завоеваниям русского народа, его стремлению к патриотизму, гражданственности, защите попранных национальных интересов.

Противопоставить этим попыткам и реальным действиям радикал-демократов необходимо прежде всего единение русского народа, возрождение страны на основе преемственности российских исторических традиций и ценностей при сочетании с демократическими принципами и нормами. При этом они должны опираться на складывавшиеся веками традиции русского народа как системообразующего народа России, поскольку его сохранение, а также развитие его духовных и нравственных устоев и традиций позволит российскому государству выйти из затянувшегося кризиса. Только восстановив Россию в границах русского суперэтноса может быть достигнута цель возрождения мощного российского государства.

Следует отметить, что нынешнее руководство Российской Федерации во главе с президентом В.В.Путиным предпринимает хотя и робкие, но все же шаги вперед по решению отмеченной задачи. В отличие от прежнего президента, В.В.Путин критически проанализировал в своем послании Федеральному Собранию (2003 г.) сложившееся в стране положение, в частности, отметив экономическую слабость России, демографический упадок, неэффективность государства и т.д. Это вселяет определенную надежду на положительные изменения в социально-экономическом положении страны и ее народа. Именно русский народ, о котором в послании президента, к сожалению, не было сказано ни слова, опираясь на свои вековые традиции и духовно- нравственные ценности, способен преодолеть системный кризис современного российского общества.

Воздействие русского народа на национальную государственную политику пока малоэффективно. Повышение эффективности воздействия зависит от выполнения русским народом его геостратегической роли по сплочению РФ как многоэтнической и поликонфессиональной общности. Необходимо обеспечить удовлетворение социально-экономических, политических и духовно-нравственных интересов русского народа с помощью целевых федеральных программ. Этническая политика должна быть направлена на гармонизацию интересов народов России, развитие и укрепление взаимовыгодных национальных отношений.

На наш взгляд основными направлениями воздействия русского народа на национально-государственную политику могут быть:

-в сфере науки - изучение роли и места русского народа в системе национальных отношений; -в сфере права - принятие федеральных законов, регулирующих национальные отношения, определяющих статус русского народа; -в сфере экономики - переход на национальный путь экономического развития;

-в социальной сфере - защита социально-экономических интересов и обеспечение равных прав и возможностей российского населения на всей территории РФ; -в сфере политики - равное представительство в органах законодательной и исполнительной власти любого уровня на всей территории РФ. Признание русского народа самоопределившимся на всей территории страны; -в сфере культуры и нравственности - возрождение духовности, поддержка и развитие характерных для русской цивилизации идеалов самоограничения, приоритета духовности над материализмом, жертвенности и долга над потребительством и эгоизмом, любви и справедливости над правом сильного. Одним из важнейших принципов государственно-национальной политики должен стать принцип ненасилия в межнациональных отношениях, и как следствие, защита всех подвергающихся угрозе насилия. Принцип ненасилия подразумевает "самоотказ" как русского народа от этноцентризма, так и всех входящих в РФ народов от значительной части своего суверенитета, передоверяемого федеральному центру.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Бронский, Игорь Михайлович, 2004 год

1. Официальные документы

2. Всероссийский национальный Союз. 1-е собрание представителей 19-21.02.1912 г. СПБ., 1912.2. Конституция РФ. М., 1993.

3. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом президента РФ от 15 июня 1996г.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов Ц.К. М., 1970.

5. Проект федерального закона "О русском народе" от 25 мая 2001 г. Парламентские слушания. Материалы.

6. Протоколы 1-го Всероссийского съезда народно-социалистической партии, 6-го Всероссийского съезда трудовой группы, 1-го Всероссийского съезда трудовой народно-социалистической партии, 17-23 июня 1917 г. Пг., 1917.

7. Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (большевиков). Апрель 1917 г. Протоколы. М., 1953.

8. Союз Михаила Архангела. Программа и Устав. СПБ., 1909.

9. Федеральный Договор. Документы. Комментарии М., Республика, 1994.

10. Федеральный закон "О национально-культурной автономии".1. Монографии и сборники.

11. Абдулатипов Р. О федеральной и национальной политике Российского государства. М., 1995

12. Его же. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М., 1994.

13. Абдулатипов Р. "Нация на распутье: опасные заблуждения оракулов национализма. В. кн. Национальная политика России: история и современность".

14. Александров В.А. Русские. М., 1995.

15. Алексеев С.С. Обновление или катастрофа? М., Юридическая литература, 1990.

16. Амелин П.П. Великий русский народ. JI., 1950.

17. Анисимов-Спиридонов Д.Д. Сакраментальные откровения о России, человеке и человечестве. М., Международная ассоциация "Возрождение планеты", 1992.

18. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социологические исследования, 1999, №4.

19. Аскаев В.А. Легитимизация власти в постсоциалистическом российском обществе. М., Аспект Пресс, 1996.

20. Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. М., Фаир-Пресс, 2002.

21. Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия. Традиция самовластия сегодня. М., 2001.-c.430.

22. Бабурин С.Н. Российский путь: утраты и обретения. М., Новатор, 1997.

23. Бердяев H.A. Судьба России. М. 1990.

24. Боронаев А.О. Россия и русские. СПб., 1992.

25. Борьба Руси за создание своего государства. М., 1945.

26. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1881.

27. Вержбицкий В. Великий русский народ. М., 1951.

28. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Изд. им. Н.Н.Новикова, 1992.

29. Взаимодействие политических и межнационально-этнических конфликтов (Материалы международного симпозиума 18-24 апреля 1994 г.)/ Центр социологического анализа межнациональных конфликтов РНИС и НП / Отв. ред. А.Г.Здравомыслов. ч. 1,2. М., 1994;

30. Куда идет Россия? Альтернатива общественного развития (Международный симпозиум 15-18 декабря 1994) / Общ. ред. Т.И. Заславской. Вып. I. М., 1995;

31. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства ( Международный симпозиум 12-14 января 1996 г.) / Общ.

32. Л .ТП О---------т->---ТТТ \ Я1 пп/г.ред. Акад. Т.И. Заславской. Вып. III. М., 1996;

33. Русская наука, русская идея: история и современность/ Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. I, И. Оренбург, 1996;

34. Этничность и власть в полиэтнических государствах (Материалы международной конференции 25-27 января 1993 г.). Отв. ред. В.А. Тишков. М., 1994;

35. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов (Материалы международного симпозиума 18-20 апреля 1994 г.). 4.1. М., 1994, см. также статью В.А.Тишкова "Забыть о нации" (Вопросы философии, 1998, №9).

36. Волин Б.М. Великий русский народ. М., 1938.

37. Вопросы формирования русской народности и нации. М., 1958.

38. Вяземский Н.В. Восточные славяне. Русские. Сербы и болгары. СПб., 1909.

39. Государственная история России. М., 1991.

40. Государственность России. Словарь-справочник. М., 1995.

41. Государство российское: власть и общество. Сб. документов. М., 1996.

42. Градовский А.Д. Сочинения. СПб., Наука, 2001.

43. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1998.

45. Демин В.Н. Гиперборея: Исторические корни русского народа. М., Фаир-Пресс, 2001.

46. Демин В.Н. Русь гиперборейская (Тайны земли русской). М., Вече, 2002.

47. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. М., 1983.

48. Ефимов И.М. Метаполитика: Наш выбор и история. Л., Лениздат, 1991.

49. Журавлев А.И. Кто мы, русские, и когда мы возникли? М., 1997.

50. Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания. М. 1880.

51. Заметки о русском. Красноярск, 1994.

52. Зеньковский В.В. история русской философии. Л., 1991.

53. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России) // Политические исследования, 2000, № 5.

54. Иванов В. Межнациональные отношения и проблемы евразийской интеграции. Евразийский союз: новые рубежи, проблемы, перспективы. М., 1995.

55. Игрицкий Ю.И. Россия в меняющемся мире: геополитические последствия системной трансформации. ИННОН РАН, 2002.

56. Ильин И.А. Наши задачи. Париж., 1956.

57. Ильин И.А. Русская идея / Составитель и автор вст. Ст. М.А. Маслин. М., 1992.

58. Ильин М.В. Национальный интерес // Полис, 1995, №1.

59. К вопросу об образовании древнерусской народности. М., 1951.

60. Кабузан В.М. Русские в мире. Формирование этнических и полиэтнических границ русского этноса. СПб., 1996.

61. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. М., 2002.-c.668.

62. Каспэ С.И. Демократические шансы и этнополитические риски в современной России // Политические исследования, 1999, №2.

63. Каспэ С.И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. С.И. Каспэ М., РОССПЭП, 2001.

64. Касьяненко В.И. Правда о ложь о стране Советов (из истории борьбы против антисоветизма). М., Мысль, 1987.

65. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

66. Кеслер Я. Русская цивилизация. 2-е изд. М.: ЭкоПресс, 2000,2002.

67. Ковалев Г.Ф. История русских этнических названий. Воронеж, 1982.

68. Ковалев С.А. Практика политического идеализма. М., Институт прав человека, 1999.

69. Концепция государственной национальной политики РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 15 июля 1996 г.

70. Корф С.А. История русской государственности. СПб., 1908.

71. Коялович М.И. История живучести русского народа и ее культурные особенности. СПб., 1883.

72. Красильщиков В. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX в. с точки зрения мировых модернизаций. М., РОССПЭН, 1998.

73. Краснов Ю.К. Русские. Владивосток, 1989.

74. Кто есть кто в мировой политике. Ред. Кравченко Л.П. М., Политиздат, 1990.

75. Купрянин Г.Л. Управление развитием социально-классовой структуры советского общества. М., изд. МГУ, 1989.

76. Латиноамериканские уроки для России. М., Международные отношения, 1999.

77. Ленин В.И. О национальном вопросе и национальной политике. М., "Политиздат", 1989.

78. Леонова Л.С. "Я не хочу уйти в одну науку.": Общественно-политические взгляды Вернадского. Науч. суд. СПб., Алетейя, 2002.

79. Лисичкин Г.С. Мифы и реальность. М., Знание, 1989.

80. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М., 1952.

81. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

82. Лосский Н.О. Характер русского народа. Париж, 1957.

83. Любавский М.К. образование основной государственной территории великорусской народности. Л., 1929.

84. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

85. Малинин В.А. История русского утопического социализма, II пол. XIX в. нач. XX в.в. М., Наука, 1991.

86. Малышев И.В. Об образовании русской нации. М., 1957.

87. Матвеева С.Я. Национальные проблемы в России: современные дискуссии // Общественные науки и современность, 1997, №1.

88. Меженков В. Русские: истоки, психология, судьба. М., Русская книга, 2003.-c.696.

89. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад, 2002. / Под ред. В.Тишкова и Е. Филиповой. М., 2003.

90. Миллер А.И. Нация и национализм. М., 1999.

91. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1993.

92. Мир без России / О.А.Арин.- М., ЭСМО, 2002.

93. Мистики и охранители: Дело о масонском заговоре. Гордин Я.А. СПб., изд. Пушкинского фонда, 1999.

94. Митрохин H.A. Русская партия. Движение российских националистов в СССР 1955-1985. М., 2002.-c.617

95. Моисеева H.A. Соровикова В.И. Менталитет и национальный характер // Социологические исследования, 2003, №2.

96. Морозова Е. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., РОСПЭП, 1999.

97. На перепутье (новые вехи) :Судьбы интеллигенции. Российское общество и власть, (сб. статей) М., "Логос", 1999.

98. Народ, государство, регионы: стабильность развития. М., Мол. Гвардия, 2001.

99. Насонов А.И. "Русская земля" и образование территории Древнерусского государства. М., 1951.

100. Насонов А.И. К вопросу об образовании древнерусской народности. Вестник АН СССР, 1951, №8.

101. Национальные отношения и этнические конфликты. М., 1993.

102. Национальные отношения и этнические конфликты. М., 1993.

103. Национальный вопрос на перекрестке мнений. М., 1992.

104. Образование северорусского наречия и среднерусских говоров. М., 1970.

105. Омельченко Н.А. Политическая мысль русского зарубежья. Очерки истории (1920 нач.1930-х гг.) ред. Бахлин В.И. М., Планета детей, 1997.

106. Опыт русского либерализма: Антология. Отв. ред. М.А.Абрамов. М., "Канон", 1997.

107. Падалка Л. О происхождении слова "Русь", Полтава, 1915.

108. Памятники русского права. М., 1952.

109. Пархоменко В.А. У истоков русской государственности. Л., 1924.

110. Перегудов С.П. Группы интересов и Российское государство. М., Эдиториал УРСС, 1999.

111. Пернацкий В.Н. Введение в Российскую политологию: философский анализ. Н. Новгород. 1996.

112. Петухов В. Демократия в восприятии российского общества. М., 2001.

113. Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. М., 1915.

114. Политическая мысль в России: Словарь персоналий (Х1-1917г.). М., Книжный дом Университет, 2001.

115. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социс, 1999, №3.

116. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы ("круглый стол")//Социс, 1997, №1,2.

117. Происхождение и этническая история русского народа. М., 1965.

118. Рормозер Гюнтер, Френкин A.A. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.

119. Российские регионы как международные акторы: Аналитический доклад. Ред. A.C. Макарычев. Н.Новгород, 2000.

120. Россия в условиях трансформаций. Историческо-политологический семинар. М., 2000.

121. Россия: опыт революции и современность. М., ИНИОН РАН, 1998.

122. Русская нация и государство. М., 2002.112 Русские. М., 1999.

123. Русские. Этносоциологические очерки. М., 1992.

124. Рыбаков Б.А. Древние русы. М., 1951.

125. Рыбаков Б.А. Образование древнерусского государства. М., 1955.

126. Савицкий П.Н. Евразийство // Евразийский Временник. "4. Берлин, 1925.

127. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.

128. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994.

129. Семилет Т.А. Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений // Социологические исследования, 2001, №7.121 Славяне и Русь. М., 1968.

130. Славянофилы и внешняя политика России в XIX веке. Политические исследования (Полис), 1998, №6.

131. Славянство в условиях глобализации и информационной войны. М., 2002.

132. См.: Русская идея на языке законов России. Материалы парламентских слушаний. М., 1997.

133. Соблоевский Н.И. Русский народ как этнографическое целое. Львов, 1911.

134. Современные социально-политические теории МГУ им. Ломоносова. М., изд. МГУ.

135. Солдатов С.И. Россия и XXI век: От века разрушения к веку созидания! : Историософский очерк, 1993.

136. Солженицин А.И. "Русский вопрос" к концу века. М., 1995.

137. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Соч. т.1. М., 1989.

138. Соловьев B.C. Русская идея. М., 1911.

139. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

140. Стародубцев В.Ф. Русский народ. М., 1994.

141. Сусоколов H.A. Русский этнос в XIX веке: этапы кризиса экстенсивной культуры // Мир России, 1994, №2,№3.

142. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Социс, 1998, №6.

143. Тихомиров JI.A. Критика демократии. Статьи журнала "Русское обозрение", м., 1997.

144. Тихомиров М.И. Происхождение названий "Русь" и "Русская земля" // Советская этнография. Вып. VI-VII веков. М., 1947.

145. Тихомиров М.И. Российское государство XV-XVII веков. М., 1973.

146. Тишков В. Концептуальная эволюция национальной политики в России. В кн. Национальная политика России: история и современность.

147. Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в политических государствах. М., 1994.

148. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. JL, 1970.

149. Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1996.

150. Троицкий Е.С. Русская этнополитология. Учебное пособие для вузов (в двух томах). Т.1. Акирн. М., 2001.-452с.; Т.2. М., 2003.

151. Трубецкой E.H. Звериное царство и грядущее возрождение России. М., 1918.

152. Трубецкой E.H. Национальный вопрос. Константинополь и Святая София. М., 1915.

153. Трубуцкой E.H. Национальный вопрос. Константинополь и Святая София. М., 1915.

154. Трынкин В. Креософия или творящая мудрость (сущность и горизонты общеобразовательной философии) Н. Новгород, Иннообразцентр, Творец, 1996.

155. Удальцов А.Д. Основные вопросы этногенеза славян // Советская этнография. 1947. Вып. VI-VII.

156. Файзулин Ф.С., Зарипова А.Я. Грани этнической идентификации // Социс, 1997, №8.

157. Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. JI., 1972.

158. Фроянов И.Я. Начала русской истории. Избранное. М., 2001.

159. Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингиз-хан и монголосфера. М., 2002.

160. Цыганов В.И. Идея русского самодержавия и ее развитие в творчестве JI.A. Тихомирова. Автореферат диссертации НГУ им. Лобачевского Н.И. Н.Новгород, 2000.

161. Цюрхер К. Мул ьти культу рал изм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания // Полис, 1999, №6.

162. Черепнин JI.B. Исторические условия формирования русской народности до конца XV века. М., 1957.

163. Шахматов A.A. Введение в курс истории русского языка. Исторический процесс образования русских племен и наречий. Пг., 1916.

164. Шахматов A.A. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919.

165. Шахназаров Г.Х. Современная цивилизация и Россия. М., 2003.

166. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социологические исследования, 1999, №4.

167. Щегорцов В.А. Политика: поиски пути к утраченной культуре. М., Наука, 1991.

168. Этнография восточных славян. М., 1987.

169. Этно-политологическое исследование. Учебно-методическое пособие Т.С.Кузенкова, В.В. Пименов, 2000.

170. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Политические исследования, 2000, №1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.