Семантика картины мира якутов в традиционной одежде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ефимова, Екатерина Михайловна

  • Ефимова, Екатерина Михайловна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143
Ефимова, Екатерина Михайловна. Семантика картины мира якутов в традиционной одежде: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Улан-Удэ. 2006. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ефимова, Екатерина Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И КАРТИНА МИРА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Понятийный анализ термина «картина мира»

1.2 Традиционная картина мира якутов

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ В КОНТЕКСТЕ

КАРТИНЫ МИРА: СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

2.1. Типология, морфология и хронология традиционной одежды якутов

2.2. Семантика женской свадебной одежды XVIII - XIX веков

2.3. Эволюция семантики шаманского костюма якутов

XVIII - XIX веков

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантика картины мира якутов в традиционной одежде»

Актуальность темы исследования. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится исследование культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, по утверждению генерального директора ЮНЕСКО М. Боу - есть составная часть наследия, необходимого для дальнейшего развития человечества. В свою очередь, исследование семиотического выражения картины мира якутов вносит вклад во взаимопонимание и толерантность отношений различных этнических культур пародов России.

Традиционная одежда является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений - картине мира.

Необходимость изучения картины мира, отраженная в традиционной одежде якутов вызвана следующими причинами: во-первых, разрушение традиционного уклада жизни народа в XX веке, вызвали на рубеже веков ответную реакцию, а именно, инновационные процессы возрождения этнического самосознания народа, интерес к его культурному наследию и древним самобытным традициям.

Во-вторых, рассмотрение традиционной одежды якутов XVII-XIX веков через призму картины мира позволяет осознать фундаментальную значимость общечеловеческих ценностей, ни в коей мере не умаляя стремление якутского этноса сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть её особенности, в том числе и в одежде.

В-третьих, необходимость культурологического изучения категорий, концептов, констант картины мира якутов XVII-XIX веков детерминируется, прежде всего, настоятельной потребностью выявления структурной взаимосвязи традиционного и инновационного, устойчивого и исторически изменчивого в культурно-историческом наследии якутского этноса как потенциала дальнейшего развития.

Степень разработанности проблемы. К началу XXI века накоплен огромный материал по материальной и духовной культуре различных этносов.

Темы нашего исследования касаются в основном труды, систематизирующие, обобщающие понятия «традиционная культура», «картина мира» и рассматривающие значение и роль одежды в традиционной культуре. Обобщающими трудами в сфере традиционной культуры являются исследования К. Леви-Стросса, К. Юнга, М. Элиаде1, в их трудах и трудах их последователей рассматриваются с груктообразующие понятия культуры, нашедшие воплощение в трудах по семиотике культуры Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и др. .

Мировоззрение якутов как часть истории, материальной культуры якутов впервые появились в трудах этнографов, историков, археологов. Особый вклад внесли записи путешественников и исследователей якутской истории и культуры И. Биллингс, И.Г. Георги, А.Ф. Миддендорф, Г. Миллер, Р.К. Маак, В.Л. Серошевский, Я.И. Линденау, С.В. Ястремский, В.Ф. Трощанский, А.Е. Кулаковский, Г.В. Ксенофонтов, И.С. Гурвич, И.А. Худяков, И.В. Константинов и др.3.

1 Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. - М, 1994; Он же Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М., 2001; Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов / К. Юнг. - Киев, 1996; Элиаде М. Трактат по истории религии. В 2-х. / М Элиаде. - СПб., 2000; Он же. Космос и история / М. Элиаде. - М., 1987; Он же. Шаманизм: Архаические техники экстаза / М. Элиаде. - Киев, 1998.

2 Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - М, 2000; Лотман Ю.М Избранные статьи. В 3-х т. - Т. 1. Статья по семиотике и типологии культуры. Мелкие заметки / Ю.М. Лотман -Таллин, 1992; Он же. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб., 2001 и др.

3 Биллингс И. О якутах: журнал, или поденник, флотского капитана / И. Биллингс //' Этнографические материалы Северо-Восточной географический 1785-1795 гг. Магадан, 1978; Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одеж и пр. достопамятностей / И.Г. Георги. - СПб., 1776-1977. - Ч. IV; Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири / А.Ф. Миддендорф. - СПб., 1878. - Ч. 11. -Отд. IV.; Маак Р.К. Вилюйский округ / Р.К. Маак - М., 1994; Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - М., 1993; Линденау Я.И.

Впервые ритуально-мифологическую основу комплексов традиционной одежды научно обосновал И.В. Кузнецов, посвятивший свою монографию структурной семантике одежды. Им был выделен «комплекс одежды», определены его границы, системообразующие элементы и компоненты комплекса одежды, составляющие ансамбль4. Изучению религиозно-мифологического мира якутов посвящены фундаментальные исследования Н.А. Алексеева, А.Н. Гоголева, Е.Н. Романовой, Р.И. Бравиной и др.5. Авторы в своих работах определили стержневые установки традиционного мировоззрения народа, при этом особенно обращая внимание на его ментальные идеи. Разработка учёными Якутии отдельных проблем, связанных с символикой и реконструкцией

Описание народов Сибири: первая половина XVIII в. / Я.И. Линденау // Историко-этнографическне материалы о народах Сибири и Севера-Востока. - Магадан, 1983; Ястремский С.В. Остатки старинных верований у якутов: материальная среда / С.В. Ястремский // Известия ВСОИРГО. - Иркутск, 1897; Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманизм) у якутов / В.Ф. Трощанский // Ученые записки Казанского унта. - Казань, 1903; Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов / А.Е. Кулаковский // Научные труды А.Е. Кулаковского. - Якутск, 1979; Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. - М., 1977; Гурвич И.С. Культура северных якутов - оленеводов (XVII-XIX вв.): к вопросу о поздних этапах формирования якутского парода / И.С. Гурвич; отв. ред. С. А Токарев. - М., 1977; Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков . - Л., 1990; Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культура / И.В. Константинов // Якутия и её соседи в древности. - Якутск, 1975 и др.

4 Кузнецов И.В. Одежда армян Понта / И.В. Кузнецов. - М., 1995.

5 Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / Н.А. Алексеев. - Новосибирск, 1980; Он же. Традиционные религиозные верования тюрко-язычных народов Сибири / Н.А. Алексеев. - Новосибирск, 1954; Он же. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. / Н.А. Алексеев. - Новосибирск, 1975; Гоголев А.И. Модель мира в мифологических представлениях якутов / А.И. Гоголев // Языки, культура и будущее народов Арктики. - Якутск, 1994; Он же. Истоки мифологии и традиционный календарь / А.И. Гоголевю. - Якутск, 1993, Романова Е.Н. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления / ЕЛ. Романова. -Новосибирск, 1994; Она же. «Люди солнечных лучей, с поводьями за спиной» (судьба в контексте мпфоритуальной традиции якутов) / Е.Н. Романова. - М., 1997; Она же. «Игра» с судьбой в новогоднем ритуале ысыах («прочтение» якутских гаданий) / Е.Н. Романова // Календарно-праздннчная культура народов Зарубежной Азии: традиции и инновации. - М., 1999. - С. 210-216; Бравииа Р.И. Концепция жизни и смерти в контексте традиционных верований якутов / Р.И. Бравина. - Якутск, 1995 и др. мифологических мировоззрений саха обусловили появление работ С.К. Колодезиикова, З.С. Семеновой и др.6

Проблема связи образной семантики памятников искусства и культуры с древним мифологическим сознанием, а также общетеоретические проблемы изучение костюма народов России п освещены в работах Г.С. Масловой и М.А. Некрасовой . Среди культурологических работ выделяется докторская диссертация, монография Н.М. Калашниковой, в которых дан анализ языка народного костюма, обоснована типология костюма как знака, выявлены наиболее выразительные средства костюма для различных этнических групп", что несомненно является важным для изучения традиционного миропонимания и одежды якутов. Исследования М.М. Носова посвящены типологии старинной одежды, Е.Д. Стрелова - описание археологических находок одежды, Р.С. Гаврильевой - реконструкция, типологии и технологии изготовления одежды, JI.H. Расторгуевой - особенности технологии, С.И. Петровой - особенности обрядовой одежды9.

6 Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение / С.К. Колодезников // Духовная культура в жизни этноса. - Якутск, 1991. - С. 5-27; Он же. Картина мира в традиционном мировоззрении якутов: дисс. . канд. исторических наук / С.К. Колодезников. - М., 1996; Семёнова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак / З.Ф. Семёнова // Духовная культура. - С. 27-36 и др.

7 Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири / Маслова Г.С // Этнографический сборник. - Улан-Удэ, 1962. - Вып. 3. - С. 17-27; Она же. Проблемы и методы изучения материальной культуры / Маслова Г.С. - М, 1969; Некрасова М.А. Ансамбль как образная система / М.А. Некрасова // искусство ансамбля. - М., 1988; Она же. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций / М.А. Некрасова. - М., 1991.

8 Калашникова Н.М. Народный костюм в контексте традиционной культуры: дисс.д-ра культурологии. - СПб., 1999; Она же. Семиотика народного костюма / Калашникова Н.М. - СПб., 2000. у Носов М.М. Одежда и ее украшения у якутов XVII - XVIII веков / М.М. Носов // Сборник научной статей. - Вып. 1. - Якутск, 1955; Гаврильева Р.С. Одежда народа Саха конца XVII- середины XVIII века / Р.С. Гаврильева. - Новосибирск, 1998; Она же. Народные традиции и шитье современных мастериц / Р.С. Гаврильева // Проблемы народного прикладного искусства Якутии: сборник науч. тр. - Якутск, 1984; Одежда Севера [Изоматериал]: альбом / авт. сост. А.Н. Расторгуева. - Якутск, 1994; Петрова С И. Традиционная одежда п мировоззрение наших предков / С.И. Петрова. - Якутск,

Проведенный анализ научной литературы убеждает в том, что, несмотря на обилие публикаций, практически отсутствуют культурологические исследования, посвященные анализу семантики традиционного костюма якутов.

Объект диссертационной работы - традиционная этническая культура народа саха.

Предметом настоящего исследования выступает картина мира якутского этноса как система знаков, овеществленная в традиционной обрядовой одежде якутов XVII-XIX веков.

Целыо работы является культурологический анализ основных констант и концептов представлений якутов и их изменений, закодированных в обрядовой одежде якутов XVII-XIX веков.

Поставленная цель, с учётом объекта и предмета исследования, обусловила необходимость решения следующих задач:

• рассмотреть понятие «картина мира» и основные структурные компоненты традиционной картины мира саха;

• проанализировать типологию традиционной одежды якутов XVII-XIX веков;

• рассмотреть семантику якутского женского свадебного костюма и одежды;

• рассмотреть эволюцию семантики шаманского ритуального костюма.

Методологическую основу исследования составили работы отечественных историков, этнографов и культурологов, в которых определены подходы и принципы изучения этнической культуры (С.Н. Артановский, С. А. Арутюнов и др.); традиционной культуры конкретных этносов России (Ф.М. Гармон, Н.В. Горбачева, Н.Б. Дашиева, Т.Д. Скрынникова и др.); работы, в которых авторы разработали

СПб, 1994; Она же. Обрядовая одежда народа Саха: днсс. .канд.ист.наук / С И. Петрова. - Новосибирск, 2002.

Скрынникова и др.); работы, в которых авторы разработали классификация и функции традиционной одежды (П. Г. Богатырев, Т.В. Козлова, М.Н. Серебрякова, Н.Ф. Прыткова и др.), а также идеи культурологов и искусствоведов, рассматривающие одежду как важнейший источник изучения культуры (И.В. Богословская, Н.М. Калашникова, P.M. Кирсанова и др.).

Исследование картины мира опиралось на работы философов историков и культурологов (А.Я.Гуревич, Г.Д. Гачев, А.Я. Флиер). Анализ одежды якутов основывается на историко-этнографических (И.В. Константинов, А.П. Окладников, Е.Д. Прокопьева, Р.С. Гаврильева и др.) и искусствоведческих (В.Х. Иванов, З.И. Иванова-Унарова, Т.П. Тишина и др.) работах. Сравнительный анализ картины мира и одежды, основывается на исследованиях тюркской, бурятской, эвенкийской, тувинской традиционной одежды (Р.Д. Бадмаева, Д.А. Николаева, М.Б. Дагданова, Д.С. Дугаров, С.Г. Дрыганова, С.Б. Самбуева, JI.B. Санжеева, М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль и др.).

Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи обусловили необходимость применения следующих методов: междисциплинарного, благодаря которому были обобщены данные этнографии, фольклористики; системно-структурного, позволившего выявить взаимосвязь картины мира и традиционной одежды; семиотического, давшего возможность проанализировать одежду не только с точки зрения этнографии, истории и искусствоведения, но и как специфический культурологический феномен; историко-сравнительный, способствующего поиску типологических параллелей в других этнических культурах, описательного.

Теоретико-эмпирическую базу диссертационной работы составили: труды, монографии, статьи отечественных семиотиков, культурологов и искусствоведов, историков и этнографов, посвященные теории этнической культуры, теории и истории традиционной одежды, орнаменталистике и семантике конструктивных элементов одежды;

• архивные материалы, хранящиеся в фондах Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Национального архива республики Саха (Якутия);

• коллекции традиционной одежды якутов, находящиеся в собраниях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (МАЭ), находящиеся в собраниях Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (ЯГОМИ и КНС), Иркутского областного краеведческого музея (ИОКМ), Читинского областного краеведческого музея им. А.К.Кузнецова (ЧОКМ), Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова;

• произведения устного народного творчества, в частности якутский эпос «Олонхо».

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- систематизирован материал о традиционной одежде якутов XVII-XIX вв., хранящийся в различных собраниях России;

- уточнена типология и морфология традиционной одежды якутов XVII-XIX вв.;

- выявлены и обоснованы такие характерные черты как взаимозаменямость и взаимодополняемость комплектов традиционной одежды якутов;

- рассмотрена эволюция семантики свадебного женского и ритуального шаманского костюмов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении культурологического анализа к целостной картине мира, её знаковом существовании и функционировании в традиционной одежде.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут найти применение в образовательной практике при разработке программ и спецкурсов «Семантика повседневности», «Культура повседневности народов России», «История материальной культуры», при чтении лекций для студентов, обучающихся по специальности «Культурология», а также для историков и искусствоведов высшего и среднего специального образования; в деятельности краеведческих, этнографических и художественных музеев, при создании историко-культурных экспозиций; а также при создании сценических костюмов для различных фольклорных и хореографических коллективов.

Апробация результатов отдельных положений диссертационного исследования пошла в виде докладов и сообщений на международной научно-практической конференции и международном симпозиуме «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2002, 2004, 2006); российской научно-практической конференции «Художественное образование и культурное развитие личности» (Якутск, 2002) и студенческой научно-практической конференции «Толерантность -путь к гармонии многообразия» (Якутск, 2003).

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционная обрядовая одежда якутов является частью традиционной культуры, отражающей основные параметры картины мира, изменяющиеся во времени и зависящие от родоплеменпой принадлежности.

2. Анализ традиционной обрядовой одежды якутов позволяет особо выделить такие черты традиционной картины мира, как подвижность, вариативность, незамкнутость, восприимчивость к влияниям, которые позволили якутскому этносу выжить и развиваться в сложнейших климатических и хозяйственно-экономических условиях.

3. На основании уточнения типологии, хронологии и морфологии традиционного костюма якутов можно выделить такие характерные черты, как вариативность и взаимодополняемость.

4. Женская свадебная одежда якутов XVIII в. сохранила черты архаического представления о двухчастной структуре мира. Эволюцию представления о мире как трехмастном можно проследить в женской свадебной одежде XIX в.

5. Трехмастная структура мира в обрядовом шаманском костюме якутов находит отражение в своей динамической форме, т.к. шаман посредник между мирами. Кроме этого, в его обрядовом костюме воплощена идея власти над духами,

6. В женском свадебном костюме можно проследить статичность вертикальной структуры картины мира и движение по горизонтали (временной аспект), а в шаманском - движение во всех направлениях.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложения - иллюстративных материалов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ефимова, Екатерина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение традиционной картины мира якутов в трудах различных исследователей достаточно полно. Ими были рассмотрены традиционные обряды, мифологические представления, утварь и костюм. Предпринятое нами исследование основывалось на достаточно полно изученном этнографическом материале костюма, что позволило избежать разночтений в интерпретации элементов костюма. С точки зрения системно-культурного подхода удалось выявить такие характерные черты традиционной картины мира якутов как подвижность, вариативность, незамкнутость, которые ускользали от взглядов прежних исследователей. Т.е., говоря о представлении о мире якутов, подчеркивали его статичную вертикальную иерархию и горизонтальную ориентацию. Анализ структуры обрядового женского свадебного костюма и шаманского обрядового костюма позволяет утверждать, что помимо отражения статичной структуры мира в них воплощено представление о динамике. Например, мотив «мировое древо» встречается и в навершии шапки дьабака, в декоре пальто «бууктах сои», в обуви. Наличие в шапке символа мужского и женского начал, цветовая символика, орнаментика, все это говорит о структуре мира в целом, а не только его верхней части. Такие изменения возможно датировать переходным периодом - второй половиной XVIII в. В традиционной свадебной одежде якутов XIX в., по сравнению с дохристианским периодом, нет статичности структуры.

Анализ семантики ритуального костюма якутского шамана XVIII -XIX веков выявляет эволюцию картины мира и места шамана в нем. В раннем архаическом костюме основным является мотив ритуальной смерти. В одеянии белого шамана семантика ритуальной смерти связана с использованием женского свадебного костюма, в костюме черного - с металлическими подвесками, изображающими скелет. В традиционный период, с возрастанием роли черного шамана более актуальным становится выражение его власти над духами во всех сферах. Известно, что весь шаманский наряд воспроизводил символы Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Но расположение изображений птиц, зверей, рыб не было упорядочено по сферам обитания: рыбы могли быть пришиты выше птиц, птицы ниже медведя и т.д. Шаманский наряд как бы наделяет шамана магическим телом, характерной чертой которого является неопределенность. Трехчастная структура мира в шаманском костюме находит отражение в своей динамической форме.

Традиционная одежда якутов отражает основные параметры традиционной картины мира якутов. Наиболее значимыми в семиотическом аспекте являются женский свадебный костюм и костюм шамана.

1. На основании уточнения типологии, хронологии и морфологии традиционного костюма якутов можно выделить такие характерные черты, как вариативность и взаимодополняемость.

2. Женская свадебная одежда XVIII в. сохранила черты архаического представления о двухчастной структуре мира. Эволюцию представления о мире как трехчастном можно проследить в женской свадебной одежде XIX в.

3. Трехчастная структура мира в шаманском костюме находит отражение в своей динамической форме, т.к. шаман посредник между мирами. Кроме этого, в его обрядовом костюме воплощена идея власти над духами.

4. В женском свадебном костюме можно проследить статичность вертикальной структуры картины мира и движение по горизонтали (временной аспект), а в шаманском - движение во всех направлениях.

Невербальная модель мира создается культурой в адаптационных целях, преследуя главную для всего живого цель - оставаться живым. На основании «картины мира» строится система выживания. Структурно-культурологический анализ традиционной обрядовой одежды якутов позволяет особо выделить такие черты традиционной картины мира, как подвижность, вариативность, незамкнутость, восприимчивость к влияниям, которые позволили якутскому этносу выжить и развиваться в сложнейших климатических и хозяйственно-экономических условиях. Сохранив общие генетические черты с обширным тюрко-монгольским миром, якутский этнос развил многие общие мифологические представления, ритуалы, выработал своеобразные, свойственные только якутам способы символизации окружающего мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ефимова, Екатерина Михайловна, 2006 год

1. Агеев В.Н. Семиотика /Владимир Агеев. - М.: Весь мир, 2002. - 254 с.

2. Албакова Ф.Ю. Символ и традиционные фольклорные формы культуры: Учеб. пособие / Ф.Ю. Албакова М.: Диалог-МГУ, 1999.26 с.

3. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / Н.А. Алексеев Новосибирск: Наука, 1980. - 317 с.

4. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX в. / Н.А. Алексеев Новосибирск: Наука, 1975.

5. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. / Отв.ред. И.С. Гурвич. Новосибирск: Наука, 1984.

6. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. / А.Ф. Анисимов М.-Л.,: Изд-во АН СССР, 1959. - 186 с.

7. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. По поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Сборник МАЭ АН СССР. Т. IV. Вып. 2.- Л., 1924.

8. Антонян Ю.М. Миф и вечность / Ю.М. Антонян М.: Логос, 2001. -464с.: ил.

9. Афанасьев С.Ф. Шаманский дар у якутов. 1938. // Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 3, д. 103.- 22 л.

10. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят / В.Д. Бабуева Улан-Удэ, 2004. - 228 е., ил.

11. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм / Р.Д. Бадмаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987. - 144 с. (Ин-т общ.наук БФ СО АН СССР).

12. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов / А.К. Байбурин. -СПб.: Наука, 1993. 237 с.

13. Бахтин М.М. «Свое-чужое» в контексте культуры нового времени. -М., 1996.-236 с.

14. Берг Н. Свадебные обряды якутов: (О приданом невесты: описание одежды, утвари, украшений) // Вестник ИРГО,- СПб., 1853. 4.7, отд.8. - С.32-39.

15. Березкин И.Г. Археологические и этнографические материалы отдела истории дореволюционного прошлого / И.Г. Березкин // Сб.науч.ст. -Вып. 3. Якутск: Кн.изд-во, 1960. С. 94-108, ил.

16. Березкин И.Г. По следам наших предков и современников / И.Г. Березкин. Якутск: Кн.изд-во.- 1987 г. - 112 е., ил.

17. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр.пс.тр./ В.М. Бехтерев,- М.: Ин-т практ.психологии. Воронеж: НПО «Модэн», 1997. -416 с.

18. Биллингс И. О якутах: Журнал, или поденник, флотского капитана . // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. Магадан: Кн.изд-во, 1978

19. Билюкина А.А.Языческие обряды якутов: (Истоки якутской драмы) / А.А. Билюкина. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. - 80 с.

20. Блеск серебра: Альбом / составитель Б.Ф.Неустроев- Мандар,- Якутск: Кудук, 1999г.- 106 е., ил.

21. Боас, Ф. История антропологии / Боас, Ф. // Этнографическое обозрение. 2002,- № 6. - С. 86-96.

22. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного костюма / П.Г. Богатырев. -М., 1974.-358 с.

23. Богатырев П.Г. Функции национального костюма в Моравской Словании / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. -М., 1971.-С. 297-366.

24. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (по преданиям якутов бывшего Якутского округа) // Сборник трудов НИИ языка и культуры при СНК ЯАССР / Под ред. П.А. Ойунского. М.; Якутск:

25. Як. гос.изд-во, 1938. Вып. IV. Июль-Август 1936 г. - 232 е., с приложениями.

26. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX) / Р.И. Бравина -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. 236 с.

27. Булычев И. Путешествие по Восточной Сибири / И. Булычев. СПб, 1856. - Ч. 1. Якутская область, Охотский край: (Сведения о мехах, их употреблении, жилище, посуде, одежде охотских якутов и эвенов) -298 с.

28. Василевич Г.М. Типы обуви народов Сибири: (Якутов, Долганов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей) // Сборник Музея антропологии и этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -М.,Л, 1963.-Т. 21.-С. 3-64, ил.

29. Васильев В.Н. Краткий очерк инородцев севера Туруханского края: (Краткое описание о якутах) // Ежегодник Русского Антропологического о-ва при Импер. Санкт-Петербургском уп-е. -1905-1907,-№2.-С. 60-62.

30. Васильев В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов // Сборник Музея антропологии и этнографии им. Н.Н. Миклуко-Маклая. Т.8. - СПб., 1910.-С. 1-17,

31. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Русская словесность, 1966. - 411 с.

32. Винокуров В.В. Олонхо и мифы народов мира // Логос, Культура и цивилизация / Тезисы докладов,- Якутск: Кн.изд-во, 1993 -216 с.

33. Винокурова У.А. Сказ о народе Саха / У.А. Винокурова. Якутск: Нац. кн. Изд-во «Бичик», 1994. - 144 с.

34. Виташевский Н. А. Материалы для изучения шаманства у якутов // Записки ВСОРГО по этнографии. Т.П. вып. 2. - Иркутск, 1890. С. 3648.

35. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В.Е. Владыкин. Ижевск: Удмуртия, 1994. - 383 с.

36. Вруцевич М.С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области: (Выделка шкур, сыромятных кож, ковры из воловьих шкур, одежда якутов, тунгусов, юкагиров, чукчей) // Записки / ИРГО по отд-нию этнографии.-СПб., 1891.-Т. 17, вып. 2.-С. 1-41.

37. Вундт В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. СПб.: Питер, 2001.-160 с.

38. Выготский J1.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.

39. Габышева JI.J1. Слово в контексте мифопоэтической картины мира: (На материале языка и культуры якутов) / JT.JT. Габышева. М.: РГГУ, 2003.-187 с.

40. Гаврильева Р.С. Одежда народа Саха конца XVII- середины XVIII века / Р.С. Гаврильева. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН , 1998.- 144 е., ил.

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д. Гачев. -М.: Академия, 1998.-432 с.

42. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и пр. достопамятностей. Ч. III. СПб., 1776-1777.

43. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент ? Структура и смысл орнаментального образа / Ю.Я. Герчук. М.: Галарт, 1998 г. - 328 е., ил.

44. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А.И. Гоголев. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002 - 104 с.

45. Гоголев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала ХХв.) / А.И. Гоголев. Якутск: Изд-во Якутского университета, 1999 г.-201 с.

46. Гоголев А.И. Модель мира в мифологических представлениях якутов. // Языки, культура и будущее пародов Арктики. Якутск, 1994. - с.73-76.

47. Гоголев А.И. Якуты: (Проблема этногенеза и формирования культуры) / Якут. Гос. упив. им. М.К. Аммосова.- Якутск: Изд. журн. "Илин", 1993 г. 136 е., ил.

48. Гойман А.А. Некоторые аспекты картины мира человека Древней Руси: Дисс. на соискание уч. степ.канд.ист.наук по специальности 24.00.01. Ярославль, 2001.- 220 с.

49. Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. М.: Наука, 1986. -216с.

50. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985 -538 с.

51. Гурвич И.С. Культура северных якутов оленеводов (XVII-XIX вв.): К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа / Отв. ред. С.А. Токарев,- М.: Наука, 1977. - 247 с, ил.

52. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич- М.: Искусство, 1972. 318 с.

53. Дантес, Алан. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: Сб.ст./ Алан Дантес; Рос.акад.наук. Отд-ние ист.-филос.наук, Рос. гос. гуманит. унт, Ин-т высш. гуманит. исслед. Центр типологии и семиотики фольклора). М.: Вост.лит., 2003. - 278 с.

54. Декоративно-прикладное искусство предбайкальских бурят. Промыслы и ремесла / Авт.-составитель Алсаткина А.Б. Иркутск: РИЭЛ,2002.- 110 с.

55. Джулиани 10. О якутах: (Жилище. Оружие. Одежда. Украшения) // Сын Отечества.-1836,-Ч. 178.-С. 83-104, 138-159.

56. Дильтей В. Сущность философии: Пер. с нем.: Научное издание / В. Дильтей. М.: Интрада, 2001. - 159 с.

57. Дрыганова С.Г. Семантика женской одежды хори-бурят // Этнические процессы и традиционная культура. М,- Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005 - 223 с. (Сибир: этносы и культура. Выпуск 9). - С. 149-164.

58. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят / Д.С. Дугаров. М.: Наука, 1991. - 300 с.

59. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству телеутов // Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. 1949. Т. X. с. 107-190.

60. Дьяконов Н.Х. Кожевенно-обувная промышленность Республики Саха (Якутия): Состояния и перспективы / РАН. СО. Ин-т экономики комплесного освоения природных ресурсов Севера. Якутск, 1993. -65 с.

61. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев / В.П. Дьяконова // Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции 1957-1958 гг.-М,-Л., 1960. Т. 1, С. 265.

62. Дьяконова В.П. Старинные якутские шейные украшения // Сборник Музея антропологии и этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая. 1959, Т. 18. - С. 179-186, ил.

63. Дьяченко В.И. Вхождение Якутии в состав России // Сибирь: древние этносы и их культуры / РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера.: Отв. ред. Л.Р. Павлинская,- СПб.: Европейский дом, 1996. 196 с.

64. Дюби Ж. Трехмастная модель или представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. М.: Языки русской культуры, 2000.-320 с.

65. Ефимова Е.М. К проблеме изучения картины мира / Е.М. Ефимова // Культурное пространство Восточной Сибири Монголии: материалы III международного симпозиума. Т.2. Международный симпозиум. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - С. 262-267.

66. Ефимова Е.М. Картина мира в якутском героическом эпосе олонхо / Е.М. Ефимова // Культурное пространство Восточной Сибири Монголии: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. - С. 104-108.

67. Ефимова Е.М. Миф как фактор формирования личности / Е.М. Ефимова // Художественное образование и культурное развитие личности: материалы российской научно-практической конференции.-Якутск: РИО РНМЦ НТ и СКД им. А.Е. Кулаковского, 2002. С. 87-88.

68. Ефимова Е.М. Семантический аспект традиционной картины мира якутов / Е.М. Ефимова // Культурное пространство Восточной Сибири Монголии: материалы международной научно-практической конференции. В 3 т. Т.З. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2004. - С. 62-65.

69. Ефимова Е.М. Толерантность как идея изучения культуры народов Арктики / Е.М. Ефимова // Толерантность путь к гармонии многообразия: материалы студенческой научно-практической конференции. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. - С. 28-29.

70. Жукова J1.H. Бинарные оппозиции в мировоззрении аборигенов Якутии: символика разнонаправленных дуг / Л.Н. Жукова // Язык -миф культура пародов Сибири. Сб.науч.тр. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. Вып.13.

71. Жукова Л.Н. Языческое миропонимание и XXI век / Л.Н. Жукова. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001 54с.

72. Записки о шаманском обряде и одежде. 1940, 28 февр. // Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 3, д. 470 б. 23 л.

73. Записки по верованиям. 1940, 27-28 дек. // Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 3, д. 470 а.-14 л.

74. Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири / А. Золотарев. -Л.: Изд. Института народов Севера ЦИК СССР,1934. 22 с.

75. Зомонов М.Д. Сущность бурятского шаманизма / М.Д. Зомонов. -Улан-Удэ: Бурят, кн.изд-во, 1996. 130 с.

76. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов // Науч. ред. И.А Потапов. -Якутск: Кн. изд. ,1976. 64 е., ил.

77. Иванов В.Ф. Историко-этнографические изучение Якутии XVII- XVIII вв. / В.Ф. Иванов. М., 1974.

78. Иванов С.В. Элементы военной (защитной) одежды в шаманских костюмах народов Сибири / С.В. Иванов // Краткое содержание докл. Годичной науч.сессии Ин-та этнографии АН СССР, 1970. Л., 1971. -С. 47-48.

79. Идее И., Брандт А. Записки о русском посольстве в Китае (1692-1695): (Одежда якутов, описание ысыаха, обряд погребения. Верования юкагиров, эвенков, тунгусов) / Вступ. ст., пер. и комментарий М.И. Казанина. М., 1967. - 404 с.

80. Ионов В.М. К вопросу о дохристианских верований якутов // Сборник Музея этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 1918, -Т.5, вып. 1.-С. 155-164.

81. Иохельсон В.И. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении: Якуты, тунгусы, ламуты, чукчи: материальный быт. / В.И. Иохельсон. СПб.,1895. - 37 с.

82. Иохельсон В.И. Орнаментика якутов.- Гамбург: Народоведение, 1954 / Пер. с нем. Г.И. Радионова /. 12 е., ил.

83. Историко- этнографический атлас Сибири / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо- Маклая: Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова,- М.,Л., 1961. 497 е., ил.

84. Калашникова Н.М. Народный костюм в контексте традиций российской культуры: Автореф.дисс.докт. культурологии / Н.М. Калашникова. СПб., 1999. - 38 с.

85. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма / Н.М. Калашникова. СПб.: СПГУТД, 2000. - 372 е.: ил.

86. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: Планета, 1990,- 177 е., цв. ил.

87. Калмыки. / Сост., проф. Н.Л. Жуковская. М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2003. -400 с. - (Серия «Культурное наследие народов России»),

88. Каплан Н.И. Якутские наборные пояса // Сборник трудов / НИИ худож.пром-ти. 1975. -Вып. 8. - С. 101-104.

89. Кассирер Э. Избранные: Индивид и космос / Э. Кассирер. М.; СПб.: Унив.кн., 2000.-654 с.

90. Кихней Л.Г., Сафарова Т.В. К вопросу о специфике образной организации мифов народа Саха / Л.Г. Кихней, Т.В. Сафарова // Народы Севера: пути, проблемы развития. Нерюнгри, 1998. - с.46-49.

91. Колодезников С.К. Картина мира в традиционном мировоззрении якутов: Автореф.дисс. соиск.учен.степ.канд.ист.наук.: по спец. 07.00.07 / Колодезников Сергей Констатинович; (Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН). М., 1996. - 16 с.

92. Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение (По материалам фольклора) / С.К. Колодезников // Духовная культура в жизни этноса. Сб.науч.тр. -Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991. С.5-27.

93. Комарова Н.П. Генезис древнего декоративно-прикладного искусства Байкальского региона: Дисс. на соискание учен, степени канд. иск. по спец. 17.00.09 «Теория и история искусства» / Н.П. Комарова; Вост,-Сиб.акад.культ. и искусств. Улан-Удэ, 2003.

94. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры / АН PC (Я). Ин-т гуманит.исслед.; Отв. ред. Ю.А. Мочанов. 2-е изд., испр. - Якутск: Изд-во ИГИ, 2003. - 92 с.

95. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учеб. пособие для вузов / А.Ф. Косарев. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 304 с.

96. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул. М.: Когито-Центр, 1997.-432 е.: ил.

97. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар: Очерки по древней истории якутов / Г.В .Ксенофонтов. В 2-х кн., кн. -1.- Якутск: Нац. изд. РС(Я), 1992.-576 с.

98. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: избр. труды: (Публикации 1928-1929 гг.) / Г.В. Ксенофонтов. Якутск: Творч.-произв. фирма «Север-Юг», 1992. - 317 с.

99. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. М.: Наука, 1977. - 247 с.

100. Кузнецов И.В. Одежда армян Понта / И.В. Кузнецов. М., 1995.

101. Кулаковский А.Е. Научные труды: Работа по этнографии и фольклору / АН СССР СО Якут. Фил. Инст-т яз.,лит. и истории; Подг. к печати Н.Е. Емельянов, П.А. Слепцов,- Якутск: Кн. Изд-во , 1979. 107 с.

102. Культурное наследие народа саха / РАН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера. Якут. Гос. унив-т им.

103. М.К. Аммосова; Авт. коллег.: Ч.М. Таксами, В.В. Филлипов, А.И. Гоголев, В.И. Дьяченко; Науч. ред. Ч.М. Таксами, Р.И. Бравина; Ред. О.В. Акбулатова,- СПб,; Якутск:Ленарт, 1994. 105 с.

104. Кыыс Дэбэлийэ: Якутский героический эпос: Описание материальной среды. / Отв. ред. С.Ю. Неклюдов; Отв. ред. муз. разд. Ю.И. Шейкип,-Новосибирск: Наука, 1993. -330 с.

105. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

106. Леви-Стросс К. Мифологики: (В 4 Т.: Перевод) / К. Леви-Стросс. М., СПб.: Университетская книга, 2001.

107. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. М., 1994.

108. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М., 2001.

109. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура / Е.Е. Левкиевская. М.: Индрик, 2002. - 334 с.

110. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4-х томах,- М.: Мысль, 1983. Т. 2. - 686 с.

111. Лики шамана: Альбом / Отв. ред. З.И. Иванова- Унарова.- Якутск: НКИ Бичик, 2000. 60 е., ил.

112. И.Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1982-480 с.

113. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991.-525с.

114. Лотман 10.М. Избранные статьи. В 3-х Т. Т.1. Статья по семиотике и типологии культуры. Мелкие заметки. Таллин, 1992.

115. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство - СПб», 2001. - 704 с.

116. Лотман Ю.М. Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

117. Лурия А.Г. Язык и сознание / А.Г. Лурия. Ростов н /Дону: Феникс, 1998. - 416 с.

118. Лурье С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. М.: Аспекто-Пресс, 1997. - 416 с.

119. Маак Р.К: Вилюйский округ/Р.К. Маак.-М. Наука, 1994.-492 е., ил.

120. Маслихин А.В., Маслихин В.Д. Человек и картины мира / А.В. Маслихин, В.Д. Маслихин. Йошкар-Ола, 1999. - 135 с.

121. Материалы по верованию якутов. Обрядовый и шаманский фольклор. 1940. // Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп.З, д. 301. 225 л.

122. Материалы по верованиям якутов. 1940, 4 апр.-5 мая. // Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп.З, д. 480.-34 л.

123. Махлипа С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. (В 2 ч.) / С.Т. Махлина. СПб.: СПбГУКИ, 2000.

124. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-407с.

125. Меньшиков Л.А. Семиозис космоса в традиционной культуре: Дисс. на соискание учен.степени канд. филос. наук по спец. 24.00.01,- Б.м., 2001.

126. Мечниковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 432 с.

127. Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири,- СПб., 1860.-Ч. 1.-314 с, 1862,- 4.2. -489 с.

128. Миллер Г.Ф. История Сибири: Народы Сибири. Материальная культура . Т. 1 / Под ред. С.В. Бахрушина.- М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937.-607 е., ил.

129. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х Т. 2-е изд. / Гл.ред. С.А. Токарев. - М.: Науч.изд-во «Больш.рос.энциклопедия», 1998. - 672 е.: ил.

130. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.) / Т.М. Михайлов. Новосибирск: Наука, 1980.

131. Михайлов Т.М. Мифология народов Якутии / Т.М. Михайлов.-Якутск: Кн. изд., 1980. -302 с.

132. Михайлов Т.М. О некоторых параллелях в мифологии бурят и тюркских народов Сибири // Мифология народов Якутии: (Сб. науч. тр.) / АН СССР; Редкол. Петров В.Г. и др.) Якутск, 1980 - 97 с.

133. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т.А. Молданова. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. -206 с.

134. Мукаржовский Я.Н. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер.с чеш. / Я.Н. Мукаржовский. М.: Искусство, 1994. - 605 с.

135. Народное искусство Якутии /Авт. сост. М.В. Хабарова,- Л.: Художник РСФСР, 1981.-90 е., ил.

136. Народы Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова,- М.; Л., Изд-во АН СССР, 1956.-496 с.

137. Некрасова М.А. Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля. -М., 1988.

138. Неустроев Б.Н.- Мандар. Узоры шитья / Б.Н. Неустроев-Мапдар. -Якутск: Бичик, 2002. 100 е., илл.

139. Никитина И.П. Пространство мира и пространство искусства / И.П. Никитина. М.: РГТУ, 2001 - 209 с.

140. Николаева Д.А. Семантика женских украшений восточных бурят / Д.А. Николаева // Этнические процессы и традиционная культура. -М,- Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005 223 с. (Сибир: этносы и культура. Выпуск 9). - С. 84-92.

141. Николаева J1.IO. Образ мира в изобразительном искусстве Бурятии XX в.: Дисс. на соискание учен.степени канд. искусствоведения / Л.Ю. Николаева. М., 2000. - 140 с.

142. Новгородов И.Д. Кангаласское захоронение / И.Д. Новгородов // Сб.науч.ст. Вып. 3. - Якутск: Кн.изд-во, 1960. С. 80-86, ил.

143. Новгородов И.Д. Личный фонд. Подбор материалов о якутских старинных одеждах и кольчугах. 1930-50 гг.// НА PC (Я), ф. 1413, оп. 2, д. 25.- 164 л.

144. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.-896 с.

145. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур: Сб.науч.тр. / Е.С. Новик. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вост.лит., 2004. - 304 с.

146. Новиков А.Г. О менталитете Саха: Монография / А.Г. Новиков. -Якутск: Изд-во Аналит.центра при Президенте PC (Я), 1996 147 с.

147. Носов М.М. О якутском народном орнаменте / М.М. Носов // Сборник трудов о-ва изучения Якутской АССР.- Якутск, 1936.- вып. 1. 105 е., ил.

148. Носов М.М. О якутском народном орнаменте. 1927 // НА PC (Я), ф. 386, on. 1, д. 235.- 105 с.

149. Носов М.М. Одежда и ее украшения у якутов XVII XVIII веков / М.М. Носов // Сборник науч. статей / Якут. Краев. Музей им. Ем. Ярославского.- Якутск, 1955.-вып. 1.-56 е., ил.

150. Носов М.М. Стилевые признаки якутского узора / М.М. Носов // Сборник материалов по этнографии якутов,- Якутск: Якутгосиздат, 1948.- 104 е., ил.

151. Носов М.М. Художественные бытовые изделия якутов XVII- нач. XIX веков/ АН СССР . СО. Якут. Науч. центр. Инст-т яз, лит. и истории; Ред.-сост. и авт. предисл. И.А. Потапов,- Якутск: Кн. изд-во, 1988. 96 с.

152. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос: описание материальной среды. / Общ. ред. С.В. Михалкова. Якутск: Кн. изд., 1975.-410 с.

153. Одежда Севера: Альбом /Авт. сост. А.Н. Расторгуева,- Якутск: НКИ «Бичик», 1994. -32 е., ил.

154. Окладников А.П. История Якутской АССР. В 3-х т. / АН СССР. СО. Якут.фил. Ин-т яз., лит.и истории. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 19551963.

155. Окладников А.П. Якутия до присоединения к русскому государству / Отв. ред. Л.П. Потапов.- М.; Л.: Изд. АН СССР , 1955. 432 с.158.0сипова М. Якутская свадебная одежда и украшения XVII -XIX вв. / М. Осипова// Якут. унив. -1974,- 21 февр. 30 е., ил.

156. Павлинская Л.Р. Кочевники голубых гор (Судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью) СПб.: Европейский Дом, 2002. - 263 с.

157. Павлинская Л.Р. Художественный металл в снаряжении всадника и коня у народов Сибири XIX н. XX вв.: Становление и развитие ремесленной традиции / Л.Р. Павлинская // Памятники материальной культуры народов Сибири . -СПб, 1994. - 240 с.

158. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания / Б.А. Парахонский. Киев, 1988.

159. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. I-III. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

160. Пекарский Э.К., Васильев В.Н. Плащ и бубен якутского шамана / Э.К. Пекарский, В.Н. Васильев // Материалы по этнографии России. -СПб.,1910. -Т. 1.-24 е., ил.

161. Пелипенко А.А. Культура как система / А.А. Пелипенко. М.: Яз. рус. культуры, 1998. - 372 с.

162. Петров Н.М. Куму шаманский кафтан / Н.М. Петров // Полярная звезда. - Якутск: Кн.изд-во, 1992, С. 158-159.

163. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа Саха: Автореф. Дисс. На соиск. учен.степ.канд.ист.наук: по спец. 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология» / Светлана Ивановна Петрова. (Ин-т археологии и этнографии СО РАН). Новосибирск, 2002. - 24 с.

164. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков / С.И. Петрова. -Якутск: НКИ «Бичик»- СПб., 1994. 80 е., ил.

165. Питина С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира / С.А. Питина. Челябинск: Челяб. Гос .ун-т, 2002 -191 с.

166. Полякова У.М. Историко-бытовые экспедиции Государственного исторического музея в 1958 г. // Сов. Этнография. 1959. № 4. - С. 116-123, ил.

167. Попов Г.А. Якуты в XVIII веке: (По описаниям, произведенным в 1769 и 1785 гг. в г. Якутске) // Сборник трудов исследовательского общества «SAQA KESKILE». Якутск, 1925.-Вып. 1.-С. 5-12.

168. Попов Н.А. Жилище, одежда и пища якутов. Якутск: Тип. Якут.обл.упр., 1913.-21 с.

169. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре: собр.соч. / А.А. Потебня. М.: Лабиринт, 2000. - 480 с.

170. Предания, легенды и мифы Саха (якутов). / Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. Новосибирск: Наука, 1995. - 400 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

171. Приклонский B.JI. Материалы по этнографии якутов Якутской области: (Жилище, одежда, оружие) / В.Л. Приклонский // Изв. ВСОИРГО. 1887. - Т. 18. - С. 1-43.

172. Приклонский В.Л. О шаманстве якутов: Лекции: (Предметы культового назначения) / В.Л. Приклонский // Изв. ВСОРГО. 1886 -Т. 17, вып. 1-2. С. 8-118.

173. Припузов Н.П. Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа: (Собраны по программе Н.А. Агатипова) / Н.П. Припузов // Изв. ВСОРГО. -1884-Т.15, вып. 3-4. С. 59-66.

174. Прокопьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири / Е.Д. Прокопьева//Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX- н. XX вв. Сборник МАЭ, Т. XVII. / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо- Маклая. Л.: Наука, 1971. - С. 3-100.

175. Прыткова Н.Ф. Программа по изучению одежды народов Сибири / Н.Ф. Прыткова. // Одежда народов Сибири. Л., 1970. - С. 208-222.

176. Пухов И.В. От фольклора к литературе / И.В. Пухов. Якутск: Кн. Изд-во, 1980,- 128 с.

177. Розин В.М. Семиотические исследования / В.М. Розин. СПб: Уп. кн., М.: PerSe, 2001.-251 с.

178. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления / Отв. ред. Ю.Б. Симченко. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. - 160 с.

179. Ромодановская Е.С. Якуты и их страна: (Жилище, одежда) / Под ред. А.А. Ивановского. М.: Тип. И.А. Баландина, 1901. - 56 е., ил.

180. Руднев В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1998. - с.155-159.

181. Саввинов И.А. Традиционные металлические украшения якутов: XIX-начало XX века: (Историко-этнографическое исследование) / И.А. Саввинов. Новосибирск: Наука, 2001.- 171 с.

182. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / A.M. Сагалаев, И.В. Октябрьская. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1990. - 209 с.

183. Самбуева С.Б. К вопросу методологии изучения и анализа бурятского женского костюма // Байкальские встречи Ш: Культуры народов Сибири: Материалы Ш Международного научного симпозиума. Т.1. -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001.

184. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 672 с.

185. Санжеева JI.B. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: Проблемы исследования / JI.B. Санжеева. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. - 113 с.

186. Сем Т.Ю. Атрибуция шаманских костюмов эвенков: (По коллекциям ГМЭ народов СССР) // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. Л., 1987- С. 136-146.

187. Семантика древних образов. Первобытное искусство: Сб.науч.тр. / (АН СССР. Сиб.отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии); Отв.ред. Р.С. Васильевский. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1990.- 158 с.: ил.

188. Семенова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак / З.Ф. Семенова // Духовная культура в жизни этноса. Сб.науч.тр.- Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991. С. 27-36.

189. Семиотика пространства и пространство семиотики: Сб.ст. / Ред. Ю.М. Лотман. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1986. - 164 с.

190. Сепир Э. Статус лингвистики как науки / Э. Сепир // Избр. труды по языкознанию и культурологи. М., 1993. - С. 259-165.

191. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры / Ю.А .Серебрякова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1996. - 185 с.

192. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. -М.,1993. 620 е., ил.

193. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм (История. Символика) / М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. Кызыл: Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ., 2000. -72 с.

194. Скурту Н.П. Искусство и картина мира / И.П. Скурту. Кишинев: Штиинца, 1990. - 84 с.

195. Слепцов П.А. Якутская свадьба / П.А. Слепцов // Национальная культура коренных народов Республики Саха ( Я).- Якутск: Нац. кн. изд. РС(Я).-1992. 112 с.

196. Софронеев П.С. Якуты первой половине XVIII века / П.С. Софронеев. Якутск: Кн.изд-во, 1972.

197. Стрелов Е.Д. Одежда и украшения якутки в половине XVIII в. (по археол. материалам) / Предисл. В.Г. Тан- Богораз; Рис. М.М. Носов // Сов. Этнография,- 1937. -99 е., ил.

198. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. / Э.Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989. - 573с.

199. Тишина Т. П. Фольклорные основы якутского орнамента / Т.П. Тишина // Язык миф - культура пародов Сибири: Сб.науч.тр. Якутск, 1988.-С. 147-161.

200. Тодоров, Цветан. Теории символа / Ц. Тодоров; (Предисл.: Ю.Сорокин). М.: ДИК, 1999. - 384 с.

201. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа / С.А. Токарев. М.: Гос.социально-экон.изд-во, 1940. - 248 с.

202. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев.- М , 1990. 190 с.

203. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ: Исследование в области мифопоэтического: Избранное. / В.Н. Топоров. М., 1994.

204. Трощанский В.Ф. Материалы по этнографии якутов Якутской области: (Одежда, посуда, утварь) // Изв. ВСОИРГО, 1886-1888. Ч. 1. -1886.-Т. 17, вып. 1, 2; Ч. 2-3. - 1888. - Т. 18.-С. 1-43.

205. ГУрманов С.И. Семиотика. Искусство как язык: Учеб. Пособие / С.И, Урманов. Рязань: изд-во РГПУ, 1998. - 97 с.

206. Уткин К.Д. Поверья, связанные с культом стерха / Междунар. центр хомусной музыки и др. Якутск: Ситим, 1994. - 7 с.

207. Уткин К.Д. Черная металлургия у якутов в XIX XX вв. / К.Д. Уткин. - Якутск: Кн. изд., 1992. - 88 с.

208. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления / М. Хайдеггер. М., 1993.-445 с.

209. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа / АН СССР. Ии-т рус. лит.(Пушкин дом). Ин-т истории, языка и лит. Якут. фил. Сиб. отд-ния; Под ред. В.Г. Базанова,-Л.: Наука, 1969. -439 с.

210. Черносвитов П.Ю. Эволюция «картины мира» как адаптационный процесс: Дисс. на соискание учен.степени доктора культурологии по спец. 24.00.01 «Теория и история культуры» / П.Ю. Черносвитов. М., 2003.-384 е., ил.

211. Чубарова Л.И. Варежки якутские / Л.И. Чубарова // Сев. просторы. -1986.-№3.-С. 40-41, ил.

212. Шмаков B.C. Структура исторического знания и картина мира / Отв.ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 184 с.

213. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет. М.: Изд.дом «П.Э.Т.»; Алатейя, 1996. - 156 с.

214. Элиаде, М. Аспекты мифа: Пер. с фр. / М. Элииаде. М., 2001.

215. Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. М.: Наука, 1987. - 280 с.

216. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: Изд-во Моск. унта, 1994.- 143 с.

217. Элиаде, М. Трактат по истории религий. В 2-х Т./ Пер. с фр. А.А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000 - 394 с. - (Миф, религия, культура).

218. Элиаде, М. Шаманизм: Архаические техники экстаза: Пер.- Киев: София, 1998.-384 с.

219. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору / АН СССР. СО. Як. фил. Ин-т яз., лит. и истории. М.: Наука, 1974-402 с.

220. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов: Пер. с англ. / К.Г. Юнг -Киев: Гос. б-а Украины, 1996. 384 с.

221. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон +, 2003.-320 с.

222. Янков А.Г. Шаманская коллекция из фондов Читинского областного краеведческого музея: каталог. / А.Г. Янков. Чита: Экспресс-издательство, 2006. - 48 е.: ил. - (Археология и этнография).

223. Ястремский С.В. Остатки старинных верований у якутов: Материальная среда. / С.В. Ястремский // Изв. ВСОИРГО,- 1897. Т. 28,№4.-С. 226-269.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.