Семиотические аспекты космогонии и космологии в памятниках архитектуры и градостроительства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Волегова, Александра Алексеевна

  • Волегова, Александра Алексеевна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2007, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 294
Волегова, Александра Алексеевна. Семиотические аспекты космогонии и космологии в памятниках архитектуры и градостроительства: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Екатеринбург. 2007. 294 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Волегова, Александра Алексеевна

Том I

Введение.

Глава I Процессы семиотизации и космизации пространства как система моделирования мира.

1.1 Формирование плана выражения и плана содержания архитектурного пространства в результате его космизации.

1.2. Миф и ритуал как структурный каркас картины мира, сложившейся в архаическом мифопоэтическом сознании человека.

1.3. Принципы архитектурной символики.

1.4. Истоки астрономической и временной символики в мировой культуре.

1.5. Солнечное измерение креста направлений.

1.6. Архитектура как серия пространственных и временных ссылок.

Выводы.

Глава II Астрономическая и временная символика в архитектуре.

2.1. Астрономическая символика в архитектуре Ближнего Востока.

2.1.1. Города Ближнего Востока.

2.1.2. Ориентация зданий на Ближнем Востоке.

2.1.3. Космологические основы ориентации и размещения пирамид Гизы и Большого Сфинкса.

2.1.4. Символика солнца в египетской архитектуре.

2.1.5. Космологическое значение обелиска.

2.1.6. Ориентация зданий в Египте.

2.2. Астрономическая символика в древнеиндийской архитектуре.

2.2.1. Храм как опора стационарного Солнца.

2.2.2. Квадратура круга, пространственность времени, их символика в ведическом алтаре и храме.

2.2.3. Соответствие микрокосма человека микрокосму храма.

2.2.4. Символика Линги в шиваистских храмах.

2.3. Космогония в античной Греко-Римской культуре.

2.3.1. Формирование ритуального сакрального пространства.

2.3.2. Сравнительный анализ основанных на космогонии архитектурной и урбанистической концепции Греции и Рима.

2.3.3. Мундус-очаг - воспроизведение центрального солнца.

2.4. Символическое значение зрелищных сооружении Греции и Рима, их космогоническая структура.

2.5. Символика небесного купола в Греции и Риме.

2.6. Крест-солнце в христианской церкви.

2.6.1.Христос как верховное Солнце.

2.6.2. Астральный крест в здании церкви.

2.6.3. Временные циклы в христианской церкви.

2.6.4. Астральная и религиозная символика православной христианской церкви.

2.6.5. Ориентация христианских церквей.

2.7. Крест направлений в Исламе.

2.7.1 .Астрологическая символика в исламе.

2.7.2. Ориентация мечети.

2.7.3. Астральная символика Каабы.

2.7.4. Ориентация Каабы.

Выводы.

Глава III Космогоническая архитектура современности. Трансформация архитектурного миромоделирования в современную и постсовременную эпохи.

3.1. Глобализация и ее влияние на архитектуру сегодня.

3.2. Путь космогонии в архитектуре.

3.2.1. Космологический аспект развития архитектуры до конца XX века.

3.3. Синергия музыки, архитектуры и всех других сфер искусства с космосом как основа вечных принципов гармонии.

3.4. Ультрасовременные тенденции архитектуры, появление неокосмологии.

3.5. Рождение новой парадигмы в науке как начало появления новой архитектуры.

3.6. Концепции и типология неокосмогенной архитектуры.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семиотические аспекты космогонии и космологии в памятниках архитектуры и градостроительства»

Актуальность исследования

В сегодняшний век глобализации, век существования сложного многопланового пространства, остро стоит вопрос: в какую сторону дальше развиваться архитектуре, каковы пути ее развития? Для ответа на этот вопрос необходимо понять внутреннюю логику и внутренние смыслы формирования архитектурного пространства. Для того чтобы постичь закономерности современной архитектуры, необходимо обратиться к древнему зодчеству, поскольку понимание его внутренней логики и смысла ведет к пониманию современной архитектуры и позволяет прогнозировать ее будущее развитие и управлять им. Для понимания современной архитектуры необходимо уяснить факторы и особенности, влияющие на ее формирование.

Архаические представления о мироздании, которые многие тысячи лет определяли развитие архитектуры и культуры в целом, во многом определяют это развитие и поныне. В действительности, современное человечество не так давно отдалилось от природы, поселившись в крупных городах. На общечеловеческом уровне мы все еще достаточно близки к древнему человеку, чтобы попытаться понять его устремления, представления, мотивацию, выраженные в произведениях культуры и архитектуры, в частности. Однако непрерывное развитие человечества заставляет смотреть на законы формообразования сквозь призму времени.

С самого зарождения архитектуры, любое сооружение - будь то центральный столб пространства для проведения ритуалов, или, например, древнеегипетские постройки, идеальное пространство храма или некрополя, задумывалось как земное отражение космического порядка. В основе любого организованного поселения лежит человеческое стремление к созданию космоса, в противовес хаосу природного окружения. Архитектурное пространство представляет собой модель Вселенной в том виде, в котором она воспринимается человеком в определенной культуре, однако повсеместно архитектура - это место пересечения мира физического и метафизического. На своем пути от древности до современности архитектурное пространство претерпело значительные изменения. Архаический город - это пространственно-календарный текст, отображающий строение мира. На каждом этапе своего развития архитектурный или градостроительный объект впитывает в себя черты социо-культурной реальности, в которой он воспроизведен. Зачастую объект несет в себе не фрагмент реальности, а картину нового мира для той эпохи, в которую он реализован. В современном мире сферическая организация трехмерного пространства вокруг центрального положения в нем человека отчасти совмещается с виртуальными перетекающими и трансформируемыми пространствами, поскольку происходит смещение центров, размывание границ, меняется восприятие расстояния за счет увеличения скоростей. Однако во все времена архитектура содержала и содержит непреходящие смыслы, несет в себе знания, накопленные и генерированные человеком. Одним из фундаментальных знаний является знание о творении, об устройстве мира. На протяжении веков архитектура знаково-символическими средствами доносит до человека свой мировоззренческий смысл, позволяет понять неисчерпаемое феноменологическое многообразие мира. В данном исследовании предпринимается попытка с помощью семиотических основ космогонии и космологии прокнитнуть в сущность архитектуры: найти в ней архаические и универсальные смыслы, общечеловеческие представления, понять то видение мира, которое неосознанно и сознательно руководило творческим импульсом зодчего. Рассмотрение архитектуры с такой позиции ведет к пониманию внутренней логики развития архитектурной формы и архитектурного пространства, пониманию процесса их зарождения, становления и непрерывного развития.

Создавая особую форму или пространство, архитектор воспроизводит в ней миропонимание, свойственное окружающей его социо-культурной реальности. В свою очередь, содержание архитектурной формы и пространства ретранслирует себя вовне изображениями и символами, присутствующими в структуре сооружения, на фасадах, в различных архитектурных элементах. Кроме того, содержание проектируется зачастую и вовнутрь отдельных памятников архитектуры: на внутреннюю поверхность купола или потолок, на стены, полы и проявляется в самом пространстве, скажем храма, в виде новых архитектонических, изобразительных, символических форм.

Первые сооружения - это сооружения культовой, сакральной архитектуры. План и форма любого сакрального здания от первых построек и далее: церковь, мечеть, храм божеству и т.д. воспроизводят космический небесный порядок. Купол - это всегда небесный свод. Икона, михраб или мандала символизируют вечный свет, в котором отражена душа человека в своем духовном восхождении к божественному свету.

Особенность и универсальность архитектуры заключаются в том, что она отделяет культуру от природы и объединяет в себе время и пространство (см. приложение 1, рис.3).

Представления о времени можно сформулировать так: с одной стороны время циклично - оно постоянно начинается, но с другой стороны -прошлое бесконечно, как и будущее, таким образом, время представляет собой неразделимое единство. В архитектуре время отпечатывается не линейно в продолжении, а дискретно - в мгновениях, облеченных в форму.

Находясь на стыке таких категорий и важнейших форм бытия, как пространство и время, архитектура изображает историю, которая придает форму вечности. В то же время архитектура - это застывшее мгновение времени, время сейчас, в котором прошлое несет в себе будущее посредством хронологического настоящего. Время «переносится» в камень, представляя собой законченный продукт человеческой деятельности. Если история обладает изменяемым и неустойчивым ритмом, традиция, наоборот, представляется единственной и неизменяемой. Таким образом, в архитектуре история и традиция безусловно присутствуют, вступая в союз с техническими возможностями (см. приложение 1, рис.2).

Архитектура - это жизнь формы в материи. Отражение идеальной модели «мировой горы» в форме мандалы, пирамиды, церкви, алтаря-жертвенника и любого культового архитектурного сооружения присутствует везде. Это фундаментальные элементы сакрального познания, средства передачи смыслов, отражающих структурный каркас пространственной картины мира. Они являются хранителями и трансляторами фундаментального человеческого знания, сгустками энергии, и они воплощены в совершенные геометрические формы. В архитектурном произведении на пересечении религиозного чувства и материального идеала возникает техническое явление, которое является механизмом развертывания космической драмы на земле.

Божественные пирамиды и золотые пагоды, храмы и кольца кромлехов, огромные купола и прекрасные церкви, - словом, все то, что астрономически и символически соподчинено, все то, что имеет центр и исходящую от него силу - все это выражение космического порядка и его мифопоэтический след.

Настоящие произведения архитектуры, которые по праву можно назвать чудесами света, являются носителями целостности и бесконечности. Сакральные здания, от которых, в сущности, и происходит вся архитектура, -это посредники между человеком и космосом, небом и землей. В них заключена магия круга и квадрата, и они несут в себе бесконечность времени. Можно говорить о том, что пространство - это форма времени, так же как время - это форма пространства. Находящееся на этом пересечении культовое сооружение, наполненное символическим значением, проходящее сквозь время и пространство, - это ни что иное, как imago mundi -изображение мира. Тайна геометрической формы - инструмента архитектуры берет начало в «пространственном» цикле времени и в ритме разверзающегося пространства. Сакральная архитектура порождена пространством и временем.

Поскольку архитектура содержит в себе и транслирует некий смысл, необходимо найти семиотические механизмы, позволяющие расшифровать послания. Исследование семиотических аспектов космогонии и космологии, легших в основу архитектуры с момента ее появления, позволяет выявить определенные закономерности, соответственно разобраться в значимости сокрытого в форме.

Знания о мире, систематизированные за последние несколько столетий в научных открытиях - законах природы, существуют в человеческой культуре уже многие тысячелетия. Они всегда, с самого появления человека на земле, гармонично входили в его целостное мировосприятие и как осознанные или неосознанные представления формировались в его творчестве, в частности, пространственном. И сегодня следы древнейших представлений о вселенной можно найти в зданиях любого человеческого поселения. Раскрытие базирующихся на космической гармонии принципов, позволяющих создавать гармоничную архитектуру в разные времена от античности до современности, позволит архитекторам учитывать их при формировании пространства. Проанализировать общечеловеческое видение мира и воспроизведение его в архитектуре можно только на пересечении различных областей знаний, поскольку этот аспект очень многогранен и неоднозначен.

Таким образом, тема работы находится на стыке нескольких наук: космогонии, космологии, философии, архитектуроведения, семиотики, мифологии, культурологии. Ранее учеными рассматривались проблемы семантики, космогонии и космологии архитектуры, но, эти исследования касались определенного временного промежутка, и велись, как правило, в какой-то одной из перечисленных областей, соответственно, имели один подход, либо описательный, либо исторический, либо культурологический. На каждом новом витке своего развития культура и архитектура, в частности, отсылаются к уже созданным ими образам и представлениям. Возможно, и сегодня возникла необходимость в новом целостном, логичном объяснении представления о мире. Одним из способов может быть исследование архитектуры, ее содержания и выражения, зашифрованных в космологической и космогонической символике. Это стало одной из причин проведения представленного диссертационного исследования, где мы обратились к памятникам архитектуры, чтобы проследить присутствие в них основ мироздания, заключенных в их структуре и отдельных элементах, притом проследить в хронологической последовательности от зарождения архитектуры до сегодняшнего дня и проанализировать логику и смыслы, принципы и методы формирования архитектурного пространства, их значимость и влияние на архитектуру будущего.

Научно-теоретическую основу исследования составляют источники отечественных и зарубежных ученых, среди которых первый блок можно отнести к исследованиям по теории архитектуры и семиотике пространства. Среди них работы А.А. Барабанова, Е. Дальфонсо, Ч. Джэнкса, И. Добрицыной, Е. Желевой-Мартинс, В.И. Иовлева, Д. Кинга, Е.Н. Князевой, С. Крамриша, А. Лагопулоса, А. Леви, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Павлова, А. Снодграсса, Д. Самса, М.О. Суриной, С.А. Матвеева, С.М. Неаполитанского, Дж. Фрэйзера, Л.Ф. Чертова и др. исследователей.

В этих литературных источниках рассматриваются специфические пространственные средства смыслообразования и смысловыражения, устанавливаются семиотические закономерности связи формы со своими значениями и содержанием, расматривается семиотика пространства в различных аспектах. В работах А. А. Барабанова даются основы семиотического языка в архитектуре, также рассматривается семиотическое значение различных архитектурных образов в различных аспектах, в частности в космологическом и космогоническом, исследуются семиотические проблемы формообразования в архитектуре. Работы А. Лагопулоса посвещены семиотике урбанизма древних культур. Автор рассматривает историю урбанизма, исследуя в ней формы организации пространства доиндустриальных обществ. В исследованиях А.Лагопулоса определяется специфика исторической семиотики пространства: взаимосвязь между означаемым и означающим, особенность или равнозначность символики, ее универсальность или взаимозаменяемость. В трудах А. Снодграсса, Н. Л. Павлова, Е. Желевой-Мартинс исследуется древняя архитектура, закономерности ее зарождения, процесс появления архитектурной формы из пространства, внутренняя логика зодчества и смыслы, изначально закладываемые в произведения архитектуры, также примеры зачастую неосознанных представлений человечества о целостности, о гармоничной вселенной, воплощаемые в архитектуре. В целом, работы всех авторов, отнесенных к этому блоку, направлены на установление общих закономерностей связи формы со своим значением.

Второй блок исследований - это работы по мифологии, культурологии, искусствоведению А. Андреевой, Э. В. Барковой, В. Бауэра, Л. Г. Бергера, Т. Бурхарда, Р. Бьювэла, Г. Д. Гачева, С. Головина, Б. Дзэви, И. Дюмотца, А. В. Жохова, С. Крамриша, В. М. Рошаля, С. А. Токарева, Г. Хэнкока, М. Элиаде и др. Все они значимы для данного исследования, т. к. связаны с семиотикой пространства в различных аспектах: архитектурно-историческом, социо-культурном, литературоведческом, искусствоведческом.

Кроме того использованы статьи из периодики по архитектуре, материалы конференций и конгрессов, посвященных архитектуре и семиотике архитектуры.

Гипотеза исследования. Предполагается, что архитектура - это отражение космического порядка на земле. В первых произведениях архитектуры человек неосознанно воплощал представления о целостной гармоничной вселенной. Из этих неосознанных идей и изначальных смыслов и была порождена вся дальнейшая архитектура. В архитектуре (от античности и до наших дней) заключены человеческие представления о мироздании, которые тысячелетиями определяли развитие архитектуры и культуры в целом.

Объектом исследования является архитектурное пространство и форма. Архитектура, находясь на стыке важнейших форм бытия -пространства и времени, представляет собой земное отражение космического порядка. В работе архитектура рассматривается сквозь призму времени и пространства, будучи наполненной символическими значениями и представляя собой изображение мира - imago mundi.

Предмет исследования - смысловое формообразующее содержание архитектуры, базирующееся на раскрытии космологических и семиотических понятий, через которые происходит трансляция картины мира в пространстве и времени. Исследуются также космологические, космогонические, семантические закономерности в постоянно развивающейся системе формообразования в архитектуре.

Цель исследования - выявление космологических закономерностей и принципов формирования пространства и формы, раскрытие смыслов архитектуры, отражающих представление человека о мироздании. Выявление факта присутствия и роли космологии и космогонии в архитектуре и урбанизме.

В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. рассмотреть семантику космогонических и космологических процессов в системе моделирования мира в архитектуре и градостроительстве;

2. показать место архитектуры в контексте всех символов культуры, и выявить их совпадающие значения;

3. установить факт общности и взаимосвязи между внутренней логикой архитектуры и принципами ее формирования;

4. рассмотреть принципы архитектурной символики, определить их связь с физическими движениями астрономических тел и с созидательными вселенскими принципами на земле. Использовать это как инструментарий во всей дальнейшей работе;

5. рассмотреть понятия «макрокосм» и «микрокосм» применительно к архитектуре;

6. выявить влияние глобализации на архитектуру и рассмотреть космологический путь архитектуры до сегодняшнего дня и на базе этого показать феномен архитектуры нового тысячелетия;

7. рассмотреть изменение архитектуры под воздействием новой парадигмы в науке, появившейся в конце XX столетия, на фоне возникновения идеи «новой целостности», и установить принципы формирования нового пространства.

Научная новизна исследования:

1. Впервые представлены принципы и процессы развития архитектурного пространства сразу в нескольких аспектах: космогоническом, космологическом, семиотическом.

2. Принципы архитектурной символики сопоставлены с движениями астрономических тел и космическими принципами архитектурного формообразования.

3. Установлены закономерности и смысл архитектурного пространства и формы посредством анализа и выявления внутренней логики архаической архитектуры и заключенных в ней представлений о мироздании.

4. На основе комплексного анализа обобщены и сопоставлены принципы и процессы развития архитектурных форм и пространств с точки зрения космогонии и космологии от зарождения до наших дней. Отмечено появление новой целостности в архитектуре, где архитектура рассматривается как синергетическая система, развивающаяся согласно космологическим принципам.

5. Введено новое понятие в отношении современной архитектуры -неокосмогенная архитектура и предложена ее типология.

6. Создана модель, отражающая развитие архитектуры под влиянием внешних процессов с точки зрения космологии и космогонии. Модель подводит к прогнозированию будущего развития архитектуры через структурный анализ ее прошлого.

Методика исследования архитектурного пространства базируется на комплексном анализе литературных источников, а также на разработке авторских моделей понимания архитектурного пространства; таким образом, вырабатывается новая самостоятельная методика.

К анализу космологии и космогонии архитектурного пространства привлечены различные методы:

• метод систематизации и обобщения литературных источников;

• историко-генетический анализ архитектуры;

• семиотический метод - поиск информации, знаков, смыслов, заключенных и выраженных в архитектуре;

• методы космологонии и космологии основанные на поиске символических механизмов и закономерностей, отображающих структурный каркас пространственной картины мира (мировая гора, мировая ось, мировое древо), и проективном их наложении на изображения памятников архитектуры;

• методы из философскии, базируемые на установлении астрономических, символических, культурных и другого рода связей между понятиями, образами, эпохами, которые затронуты в данном исследовании;

• графоаналитический метод - составление схем и таблиц на базе проанализированного материала;

• метод моделирования - разработка семиотических, аналитических, прогностических моделей по результатам исследования

Границы исследования. В работе исследуются космогония и космология в архитектуре на различных этапах развития. Соответственно рассматриваются периоды, в которые проявление принципов космологии и космогонии в архитектуре было наиболее показательным для последующих поколений и, безусловно, самый современный период - начало третьего тысячелетия. Рассматривается сакральная архитектура древности: Египта, Индии, Камбоджи, стран Ближнего Востока, Античных Греции и Рима; культовая архитектура средневековья трех мировых религий - Буддизма, Христианства и Ислама соответственно - в Индии, Европе, на Ближнем Востоке. Также рассмотрена архитектура от зарождения до наших дней по всему миру, включая Европу, Америку, Россию. Новейшая архитектура рассматривается повсеместно: в Азии, Америке, Европе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании способов и типов организации архитектурного пространства, базирующихся на космологических и космогонических принципах, выявляется теоретическая база для прогноза развития архитектуры: различные подходы на стыке наук способствуют более глубокому анализу многоплановой картины мира, что и позволяет более точно определить в ней значение и место архитектуры сегодня. Эта база может быть применена в рамках научных исследований в этом направлении. Представленные в систематизированной форме принципы архитектурного формообразования, базирующиеся на космологических и космогонических традициях и подходах, могут быть учтены в архитектурном проектировании.

Основные результаты учтены в научно-исследовательской теме «Семиотика архитектурного пространства», разрабатываемой на кафедре основ архитектурного проектирования в соответствии с тематикой внутривузовского плана НИР Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Результаты работы использованы в реальном проектировании при создании знака Европа-Азия, установленного на границе частей света, на 17-м километре Московского тракта в окресностях г.Екатеринбурга.

На защиту выносятся:

1. Сопоставление принципов архитектурной символики с принципами движения астрономических тел, астрономической и временной символикой в мировой культуре.

2. Систематизация принципов архитектурной космогонии и космологии с выявлением общего и особенного в космологической структуре символики, геометрической структуре архитектуры, ориентации сооружений относительно сторон света, в кодах плана содержания.

3. Структура плана выражения и плана содержания в символике архитектурных сооружений и их элементов с расшифровкой основных семиотических кодов.

4. Новые направления современной архитектуры, возникшие в результате расширения спектра принципов формообразования в архитектуре и более глубокого понимания генезиса архитектурной формы

5. Теоретическая модель трансформации архитектуры, отражающая процесс развития архитектуры при взаимодействии и под влиянием на ее космогенные свойства различных процессов, среди которых основополагающими являются техногенный и антропоморфный.

Апробация работы. По главным положениям исследования автором были сделаны доклады: 2003 год - на Международном Коллоквиуме AISE в городе Урбино (Италия), 2003 год - на XXXI Международном Коллоквиуме AISS в г. Кастильончелло (Италия), 2004 год - на Международном конгрессе «Архитектура 3000» в городе Барселона (Испания), 2004 год - на Международном конгрессе AISE «Знаки мира. Интертекстуальность и глобализация» в г.Лион (Франция). Проведенное исследование позволило разработать ряд архитектурных проектов с использованием космогонических и космологических подходов, в том числе «Общественно-культурный комплекс на границе Европа-Азия», уменьшенная копия которого в виде мемориального знака установлена в 2004 г. на границе двух континентов: Европы и Азии вблизи г.Екатеринбурга.

Структура работы.

Содержание диссертации изложено в двух томах. В первом томе представлении Введение, 3 главы, Заключение с основными результатами и выводами, Список использованной литературы и публикаций, на 180 страницах текста. Второй том содержит 38 приложений с иллюстрациями, схемами и таблицами на 114 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Волегова, Александра Алексеевна

Основные результаты и выводы исследования

В проведенной работе на базе исследования семиотических аспектов космогонии и космологии, легших в основу архитектуры, были выявлены определенные закономерности, раскрывающие феномен гармоничной архитектуры в разные времена от античности до современности.

В ходе исследования даны определения основным принципам и понятиям, связывающим архитектурную и пространственно-временную символику, предложен собственный графический символический ряд. Сопоставлены принципы движения астрономических тел с принципами формирования архитектуры с момента ее зарождения. Установлено, что принципы архитектурной символики базируются на астрономической и временной символике. Выявлено, что все основные символические конфигурации объединены концепцией геометрического центра, а также то, что любая астральная и временная символика в архитектуре базируется на идентификации центра здания и центра вращения небесных тел и их обоих с Центром существования, совпадающим с Источником времени. В качестве фундаментальных принципов архитектурной символики выделены следующие: центр как начало любого времени и пространства, центр любого архитектурного сооружения как аналог небесного центра, Солнца, Полярной звезды; вертикальная ось как связь космического триединства; пространство и время как формы многообразия мира, символически выраженные квадратом и кругом, базой и куполом соответственно и выражающие объединение Земли и Неба, Субстанции и Сущности; пространственный крест как символ происхождения космоса из единого начала, изображающий четырехчастный цикл дня, года, чьи дополнительные подразделения могут символизировать солнечные и лунные циклы, перенесенные на здание посредством пропорциональных отношений.

В работе были определены основные семиотические механизмы, с применением которых, связано представление о пространственной картине мира, показана взаимосвязь космогонии и космологии с архитектурой. Далее показано, что с древнейших времен рукотворная форма, будь то здание или поселение, - это, во-первых, физическая диаграмма движения солнца и звезд, во-вторых, - выражение принципов космического порядка на земле.

Основываясь на анализе семиотических принципов и их применения в архитектуре, мы отмечаем, что космогония является моделью архитектуры, а любая архитектурная форма определяется наличием центра, так как происхождение созданной формы из центра отождествляется с происхождением мира. Воспроизведение космогонии в архитектуре - это сотворение мира в микрокосме, воспроизведение пространства и времени в одной точке. Космогония присутствует как в плане здания, так и в трехмерной модели пространства. Воспроизведение метафизического пространства и трансцендентного времени берет начало в одной точке - пупе земли, мировой оси, центре сооружения.

На основании подробного анализа культовых сооружений Ближнего Востока, Индии, Египта, Камбоджи, Древней Греции, Рима, средневековой Европы и Руси были обозначены основные принципы архитектурной космогонии и космологии, и была предложена авторская символика основных архетипов миромоделирования. Основные принципы и тенденции были систематизированы графически с выявлением общего и особенного в символике, геометрической структуре и контурах архитектуры; ориентации архитектурных и урбанистических сооружений относительно сторон света; в кодах плана содержания, отражающих символическое значение архитектурных элементов сооружений.

В ходе рассмотрения понятий «макрокосм» и «микрокосм» в архитектуре было показано, что культовое архитектурное сооружение, например, храм отображает в символической форме универсум на макрокосмическом плане и человеческое тело на плане микрокосмическом. Человек стремится организовать пространство вокруг себя на основе вселенских созидательных принципов, чтобы настроить себя в резонанс с законами природы.

Весьма заметным является тот факт, что появление сложного явления под названием глобализация, изменение научной парадигмы, мощный научно-технический прогресс, внедрение цифровых технологий, появление нового пространственно-временного соотношения в сознании современного человечества привели к появлению новой архитектуры, характеризующейся новым принципом целостности. Новые представления человека о природе и вселенной создают не только новую архитектуру, но и формируют ее новый генезис. В новых условиях архитектурное моделирование подчиняется идее самоорганизации эволюционирующей системы, вследствие чего архитектура становится синергетической системой. Несмотря на это, основные принципы: наличие центра, ориентация по частям света, выделение вертикали, безусловно, присутствуют в архитектуре, но ввиду большей сложности архитектурных форм модифицируется отношение между смыслом, знаком и означаемым. Для новой архитектуры, архитектуры нового тысячелетия, базирующейся на принципах космогонии и космологии, вводится новый термин - «неокосмогенная архитектура».

На основе выявленных тенденций использования принципов космогонии и космологии создана теоретическая модель трансформации архитектуры, отражающая процесс развития архитектуры при взаимодействии и под влиянием на нее космогенных свойств различных процессов. Среди сопутствующих процессов основополагающими являются техногенный, имеющий научно-техническую основу, и антропоморфный, основанный на понимании природы и себя как части природы; на современном этапе появляется и становится весьма значимым процесс синхронизации, возникший с появлением глобализации, цифровых технологий, искусственного интеллекта. В модели показано, как процессы, влияющие на архитектуру, уплотняются со временем, и под их влиянием архитектура меняется от космогонической до неокосмогенной. Модель может использоваться как прогностическая модель развития архитектуры.

В работе сформулированы и систематизированы принципы возникновения новой архитектуры. Предложена типология неокосмогенной архитектуры, состоящая из шести типологических групп. Отображен процесс перехода космологии в неокосмологию, чьим основополагающим принципом является самоорганизация. Показаны пути современной архитектуры от простоты к сложности, а затем, к новой сложной гетерогенной целостности, основанной на парадигме, которая объясняет эволюцию универсума на «сплаве различий» в единый организм, а также на симбиозе структур в архитектуре и урбанизме посредством синхронизации их темпа жизни. Сформирована теоретическая база для составления прогнозов развития архитектуры, основанная на внутреннем смыслообразующем содержании архитектуры, базирующемся на космогонических и космологических принципах. Разработан комплексный подход к исследованию будущего архитектуры через структурный анализ ее прошлого.

В качестве перспективы развития представленного диссертационного исследования, является то, что понимание законов космологии и космогонии ведет к познанию скрытых смыслов, зашифрованных в пространстве, а их грамотное использование становится основой для решения многих задач архитектуры и урбанистики, чтобы создавать наилучшие условия жизнедеятельности на земле частице Космоса - Человеку.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Волегова, Александра Алексеевна, 2007 год

1. Архитектура: краткий справочник / гл. ред. М. В. Адамчик. Минск.: Харвест, 2004. - 624 с.

2. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. - 222 с.

3. Барабанов А. А. Чтение города / А. А. Барабанов // Семиотика пространства: сб. науч. тр. / под ред. А. А. Барабанова; Междунар. ассоциации семиотики пространства. Екатеринбург : Архитектон, 1999.-687 с.

4. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин ; пер. с нем. Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 504 с.

5. Бергер J1. Г. Пространственный образ мира в структуре художественного стиля / JI. Г. Бергер // Вопросы философии. 1994. -№4.-С. 124-128.

6. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства / Ю. А. Веденин. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 178 с.

7. Гачев Г. Д. Европейские образы Пространства и Времени: Культура, человек и картина мира / Г. Д. Гачев. М.: Наука, 1987. - С. 198-227.

8. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект International. 2003. - № 5. - С. 98-112.

9. Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицина - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

10. Желева-Мартинс Д. В. Топогенезис города: семантика мифа о происхождении / Д. В. Желева-Мартинс // Семиотика пространства: сб. науч. тр. Междунар. ассоциации семиотики пространства / гл. ред. А. А. Барабанов. Екатеринбург: Архитектон, 1999.

11. Жохов А. В. Человек в храме (Храмовое действо в контексте синергийной антропологии) / А. В. Жохов. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2004.- 157 с.

12. Жюльен Н. Словарь символов / Н. Жюльен ; пер. с фр. С. Каюмова, И. Устьянцевой. 2-е изд. - Екатеринбург: Урал Л. Т. Д., 1999.

13. Звездное небо: иллюстрированный атлас школьника / под ред. Е. Ананьевой, С. Мироновой. М.: Аванта +, 2004. - 96 с.

14. Клод-Николя Леду и русская архитектура: каталог выставки 4.1016.11.2001 Екатеринбург / сост. А. А. Барабанов. Екатеринбург: Архитектон, 2001. - 320 с.

15. Кнабе Г. С. Историческое пространство Древнего Рима / Г. С. Кнабе // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры Античного Рима.-М., 1994.

16. Князева Е. Н. Синергетический вызов культуре Электронный ресурс./ Е. Н. Князева. Режим доступа: http://www.asadov.ru/intellarch/nonlinearlrus.htm.

17. Ковальзон М. Я., Эпштейн Р. И. О специфике пространства и времени как категорий социально-философской теории / М. Я. Ковальзон, Р. И. Эпштейн // Философские науки. 1988. - № 8.

18. Коран / пер. с араб. И. Ю. Крачковского. М.: Буква, 1991. - 528 с.

19. Лагопулос А.Ф. От палки до региона: пространство как социальный инструмент семиотики / А. Ф. Лагопулос // Семиотика пространства: сб. науч. тр. Междунар. ассоциации семиотики пространства / гл. ред. А. А. Барабанов. Екатеринбург: Архитектон, 1999.

20. Лотман Ю. М. К проблеме пространственной семиотики / Ю. М. Лотман. СПб: Искусство, 2000. - С. 442^45.

21. Лотман Ю. М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3 т. Т.З. Таллинн: Александра, 1993.

22. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман СПб.: Искусство, 2001. -704 с.

23. Матыцин А. А. Проблема множественности форм пространства и времени: логическо-гносеологический анализ: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / Матыцин А. А. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1990. -17 с.

24. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Рос. энциклопедия, 1994. - Т. 1.-671 с.

25. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Рос. энциклопедия, 1994. - Т. 2. - 719 с.

26. Моатти К. Античный Рим / К. Моатти; пер. с фр. И. Ионовой М.: ACT; Астрель, 2003. - 208 с.

27. Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Сакральная архитектура. Города богов / С. М. Неополитанский, С. А. Матвеев. СПб.: Изд-во института метафизики, 2005. - 256 с.

28. Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Сакральная геометрия / С. М. Неополитанский, С. А. Матвеев. СПб.: Святослав, 2003. - 632 с.

29. Павлов Н. JI. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев / Н. Л. Павлов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-368 с.

30. Потемкин В. К., Симанов A. Л. Пространство в структуре мира / В. К. Потемкин, А. Л. Симанов. Новосибирск: Наука, 1990. - 176 с.

31. Пространство // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. - Т. 3.-С. 370-374.

32. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1999. - 381 с.

33. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М. О. Сурина. М.: Ростов-наУДону: Март, 2003. - 288 с.

34. Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Гармония Хаоса, или Фрактальная реальность / В. Ю. Тихоплав, Т. С. Тихоплав. СПб.: Весь, 2003. - 352 с.

35. Хайдеггер М. Искусство и пространство. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / М. Хайдеггер. М.: Политиздат, 1991. - С. 95-99.

36. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Кн. 1. М.: НИИ PAX, 1997. - 380 с.

37. Хэнкок Г., Бьювэл Р. Загадка сфинкса или хранитель бытия / Г. Хэнкок, Р. Бьювэл: пер. с англ. И. Зотов. М.: Вече, 2000.

38. Чертов Л. Ф. К семиотике пространственных кодов / Л. Ф. Чертов // Семиотика пространства: сб. науч. тр. Междунар. ассоциациисемиотики пространства / гл. ред. А. А. Барабанов. Екатеринбург: Архитектон, 1999.

39. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. М.: ACT; Харьков: Торсинг, 2002. - 591 с.

40. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде: пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Грабовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

41. Элиаде М. Трактат по истории религии: в 2 т. / М. Элиаде: пер. с фр. А. А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000.

42. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. М.: ACT; СПб.: Сова, 2006.- 1007 с.

43. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: ACT; Астрель: Миф, 2002.-556 с.

44. Литература на иностранных языках

45. Ardalan N., Bakhtiar L. The sense of Unity / N. Ardalan, L. Bakhtiar. -Chicago:University of Chicago Press, 2004.

46. Arnaboldi M.A. "Segnali per lo spettacolo" // L'Area. 2004. - N 197. - P. 62-67.

47. Burckhardt J. An Introduction to Sufi Doctrine / J. Burckhardt; tr. ingl, di D. M. Matheson, Muhammad Ashraf, Lahore; ed.or.1951. Introduzione alle dottrine esoteriche dell'Islam, a.c.di G. Jannaccone, Mediterranee. Roma, 2000.

48. Bussagli M. Capire l'Architettura / M. Bussagli. Firenze: Giunti Gruppo Editoriale, 2003.

49. D'Alfonso E., Samsa D. Architettura / E. D'Alfonso, D. Samsa. Milano: Arnoldo Mondadori, 2001.

50. Frazer J. The Fasti of Orid / J. Frazer. London: Macmillan, 2001.

51. Giorgi E. "Flessibilita degli spazi" // L'Arca. 2005. -N 201. - P. 50-57.

52. GuardigliD. "Agora"//L'Arca.-2005.-N 199.-P. 48-51.

53. Gozak A., Leonidov A. Ivan Leonidov/ Gozak A., Leonidov A. London: Academy editions, 1988.

54. Haninger S. K. Touches of Sweet Harmony. Pythagorean Cosmology and Renaissance Poetics / S. K. Haninger. San Marino (California): Huntington Library, 2003.

55. Hautecoeur L. Mystique et architecture. Symbolisme du cercle et de la pasole / L. Hautecoeur. Paris: A. et J. Ricard, 2001.

56. Jodidio Ph. Architecture now. Vol. 2 / Ph. Jodidio. Koln: Taschen, 2003. -575 p.

57. Jodidio Ph. Architecture now. Vol. 3 / Ph. Jodidio. Koln: Taschen, 2003. -573 p.

58. Jodidio Ph. Calatrava / Ph. Jodidio. Koln: Taschen, 2003. - 192 p.

59. King D. A. Astronomical Alignments in Medieval Islamic Religious Architecture / D. A. King. Urton, 1982.

60. Kollar L. P. Symbolism in Christian Architecture of the First Millenium / L. P. Kollar. University of New South Walls, 2006.

61. Kramrisch S. The Hindu Temple. University of Calcutta / S. Kramrisch. -Milano: Trento, 1999.

62. Lagopoulos A. Ph. Urbanisme et Semiotique / A. Ph. Lagopoulos. Paris : Economica. 1995.

63. Levi A. Les machines a faire-croire / A. Levi. Paris: Economica. 2003.

64. Muratore G. " Stile" Fuksas // L'Arca. 2004. - № 197. - P. 36-51.

65. Nasr S. H. Islamic Science / S. H. Nasr. London :World et Islam Publishing, 2004.

66. Pisani M. "Citta in competizione" // L'Arca. 2005. - N 199. - P. 12-15

67. Snodgrass A. Architettura,Tempo, Eternita. Paravia / A. Snodgrass. -Milano: Bruno Mondadori, 2004.

68. The Grammar of Architecture / gen. ed. E. Cole . Boston; New York; London: Bulfinch Press; Little, Brown and Company. 2002.

69. Zevi B. Saper vedere 1'architettura / B. Zevi. Torino: Giulio Einaudi, 2004.

70. Список иллюстративных источников

71. Золотов Е. К. Памятники Верхотурья / под науч. ред. А. А. Старикова. Екатеринбург : Архитектон, 1998. - 192 е., ил. 184

72. История русской архитектуры: учебник / под ред. Ю. С. Ушакова, Т. А. Славиной. СПб.: Стройиздат СПб, 1994. - 600 с.

73. Кижи: альбом / JI. М.: Искусство Ленинград, 1965. - 96 с.

74. Самойлов И. Д. Сокровища Нижней Синячихи / Самойлов И. Д. -Екатеринбург.: ИПП Уральский рабочий, 1995. 205 с.

75. Основные публикации по теме диссертации

76. В изданиях, рекомендованных ВАК РФ

77. Волегова А. А. Архитектура как способ познания мира / А. А. Волегова. // Изв. Урал. Отделения Российской Академии Образования. Образование и наука. - 2007. - прилож. N 6 (10). - С. 103-107.-0.3 усл.п.л.1. В других изданиях

78. Volegova A. Cosmogonia e cosmologia in progetto dello spazio di una citta /А. Volegova // Материалы международного коллоквиума AISS (AISE) "Limiti del mondo e senso dello spazio". Урбино, 2003. - С. 115-117. -0.56 усл.п.л.

79. Volegova A. Dal rito alia tradizione. Dall'altare al tavolo / A. Volegova // Материалы междунар. коллоквиума XXXI Colloque AISS "Semiofood. Comunicazione e cultura del cibo". Кастильончелло , 2003. - С. 73-77. -0.3 усл.п.л.

80. Volegova A. Space, identity and culture /А. Volegova // Материалы международного конгресса "III Congres Internacional ARQUITECTURA 3000. L'arquitectura de la in-diferencia" Барселона: Edicion UPS, 2004. -C. 149. - 0.08 усл.п.л.

81. Volegova A. Cosmogony and cosmologi in urban planing / A. Volegova // Материалы междунар конгресса "III Congres Internacional ARQUITECTURA 3000. L'arquitectura de la in-diferencia". Барселона : Edicion UPS, 2006. - C. 74-80. - 0.71 усл.п.л.

82. Волегова А. А. Знаменитые французские архитекторы VALODE & PISTRE в Екатеринбурге /А. А. Волегова // Стройкомплекс Среднего Урала. 2006. - N 1 -2. - С. 21. - 0. 1 усл.п.л.

83. Министерство образования Российской Федерации1. T.Jy

84. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

85. Уральская государственная архитектурно-художественная академия

86. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОСМОГОНИИ И

87. КОСМОЛОГИИ В ПАМЯТНИКАХ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

88. Специальность 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

89. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры1. Том II

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.