Серенада в музыкальной культуре Нового времени тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Желнова, Юлия Николаевна

  • Желнова, Юлия Николаевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 180
Желнова, Юлия Николаевна. Серенада в музыкальной культуре Нового времени: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2011. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Желнова, Юлия Николаевна

Введение.

Глава I. Формирование серенады в ХШ-ХУ1 веках. $ 1. Предпосылки возникновения жанра. Средневековый этап в истории серенады. 2. Функционирование жанра в искусстве средневековья и Возрождения.

Глава II. Вокальная серенада в искусстве Нового времени. $ 1. Серенада как жанровая основа вокальной музыки.

§ 2. Драматургическая роль и стилистика серенады в опере. $ 3. Серенада в ряду вокально-ансамблевых и хоровых жанров.

Глава Ш. Типологическое разнообразие жанровых форм серенады $ 1. Драматическая серената во взаимодействии с иными жанрами XVII-XVIII веков (оратория, кантата, опера).

§ 2. Оркестровая серенада: становление и эволюция. $ 3. Камерно-инструментальная серенада (сольная и ансамблевая).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Серенада в музыкальной культуре Нового времени»

Заявленная тема предполагает разностороннее изучение проблематики, связанной с эволюцией одного из самых поэтичных жанров. Серенада; зародившись в эпоху средневековья в недрах куртуазной рыцарской культуры, на' многие века становится эталоном выражения любовных чувств. На этапе своего формирования, будучи теснейшим, образом связанной с бытом, она служит жанром прикладным. В дальнейшем, не порывая окончательно с бытом, она под влиянием изменяющихся социальных условий исполнения и все большего расширения слушательской аудитории превращается в жанр музыки преподносимой.

Театрально-концертная сцена открывает для серенады удивительно разнообразный и богатый событиями «творческий путь». Она адаптируется в условиях самых разных и, порой, неожиданных жанров: сольного вокального произведения, призванного запечатлеть самые сокровенные чувства души; оперной сцены, решенной в духе любовного дуэта; пышной торжественно-церемониальной кантаты, в которой участвует огромный исполнительский состав; оркестровой сюиты, напоминающей небольшой концерт на открытом воздухе в вечернее время. Однако любые образы отражают ее главное предназначение - выразить восхищение, преклонение перед субъектом церемонии, будь то объяснение в любви даме сердца или празднование рождения наследника, восхваление брачующейся четы или — торжество по поводу окончания учебного года в университете. Продолжая выполнять обиходную функцию, серенада становится одним из концертных жанров, к которому композиторы на протяжении нескольких веков относятся с большой симпатией, создавая вокальные и инструментальные сочинения.

История жанра демонстрирует удивительную жизнеспособность, хотя его роль на протяжении столетий значительно менялась. Это отразилось* в многообразных формах функционирования серенады в культуре и ее позиции в общей системе жанров, которую она занимала в тот или. иной период времени. Охватывая практически все сферы музыкальной деятельности — музыку бытовую и академическую, элитарную и массовую - серенада в каждой из них была и остается востребованной.

Несмотря на необыкновенную популярность жанра в музыкальной практике, многие вопросы его истории и теории еще не осмыслены. Например, чем вызвано объединение под общим названием «серенада» столь отличных друг от друга жанров как вокальная миниатюра; драматическая кантата и оркестровая сюита? Какова степень их генетического родства? Какие эволюционные механизмы лежат в основе трансформации жанра? В связи с многогранностью проблематики, еще недостаточно освещенной в музыкознании, возникает необходимость комплексного изучения серенады, чем и обусловлена актуальность подобного исследования.

Литература, посвященная избранному жанру, обширна. Для его характеристики в диссертации используется широкий круг источников, охватывающих различные предметные грани проблемы. В описании истоков серенады привлекаются отечественные энциклопедические издания [Музыкальный энциклопедический словарь 1990, Музыкальная энциклопедия 1978, Музыкальный словарь Гроува 2001]. Особо ценными оказались статьи из крупнейших европейских энциклопедий «The new Grove dictionary of Music and Musicians»'и «Die Musik in Geschichte und Gegenwart», позволяющие уточнить этимологию жанра, его бытование, комплекс типичных жанровых признаков, а также определить некоторые его разновидности, обусловленные культурно-исторической и национальной принадлежностью. При рассмотрении куртуазной эстетики, основных литературных жанров куртуазной поэзии (в том числе музыкального компонента) и ее носителей используются сведения из литературной энциклопедии [Литературная энциклопедия 1939] и литературного энциклопедического словаря [Литературный словарь 1987]. В освещении хоровой одночастной серенады привлекаются материалы из хорового словаря [Хоровой словарь 2005] и энциклопедии Санкт-Петербурга

Электронный ресурс], дающие представление о данной жанровой разновид4 ности. Условия бытования различных жанровых видов серенады и множественность факторов, влияющих на ассимиляцию вокального образца жанра на русской национальной почве, раскрыты в статье Н. Огарковой из энциклопедического издания «Музыкальный Петербург» [Музыкальный Петербург 1996].

По вопросам теории музыкального жанра привлекаются« труды.

A. Сохора [Сохор 1971], В; Цуккермана [Цуккерман 1964], Е. Назайкинского [Назайкинский 2003], В. Холоповой [Холопова 1999]. Кроме того, учитывая «открытость» проблемы теории музыкальных жанров и актуальность вопросов жанровой классификации (особенно в связи с музыкой XX—XXI веков), в диссертации приняты во внимание и новые разработки в этой области. К ним относятся исследования О. Соколова, А. Коробовой, Г. Дауноравичене,

B. Петрова [Соколов 1994, Коробова 2007 б, Дауноравичене 1992, Петров 2006]. Жанровая техника композиторов рассматривается в соответствии с теорией смысловых функций отображенных жанров А. Коробовой [Коробова 1987]. Анализ поэтических текстов опирается на принципы, изложенные в работах Л. Евдокимовой [Евдокимова 1990], Е. Мелетинского [Мелетинский 1983].

С целью наиболее полно осветить эволюционный путь серенады, не упуская из виду период от средневековья до Нового времени, а также для понимания роли серенады в средневековой жанровой системе и выявления ее связей с другими вокальными жанрами- используются труды П. Обри [Обри 1932], М. Сапонова [Сапонов 1996], Т. Кюрегян и Ю. Столяровой [Кюрегян, Столярова 2007]. Воссозданию картины бытования серенады в музыке эпохи Возрождения способствует фундаментальное исследование Е. Бедуш и Т. Кюрегян «Ренессансные песни» [Бедуш, Кюрегян 2007], позволяющее составить представление не только об отдельных характерных для эпохи жанрах, различных национальных европейских музыкальных школах и взаимодействии их традиций, но также выделить в этом ряду специфичность серенады. Прояснить отношения между родовым образцом жанра и любовным 5 хороводом, фигурирующим в некоторых исследованиях под названием «серенада», позволяют работы Г. Мозера [Мозер 1927], М.Андреева [Андреев 1989], М. Сапонова [Салонов 1992], В. Даркевича [Даркевич 1988].

В диссертацию включены также материалы из большого числа монографий, посвященных описанию серенады в творчестве различных композиторов. Так, отдельные наблюдения о камерно-вокальном прочтении жанра почерпнуты в очерке Дж. Мура [Мур 1987], где изложен исполнительский анализ «Напрасной серенады» И. Брамса. Значительный вклад в понимание трактовки серенады в условиях музыки XX века и в творчестве А. Шенберга внесят исследования С. Павлишин [Павлишин 2001] и О. Кришталюк [Криш-талюк 2004]. При описании инструментальной разновидности серенады привлекаются работы А. Алыпванга, Р. Куницкой о творчестве К. Дебюсси [Альшванг 1965, Куницкая 1979], А. Ступеля, И. Мартынова - М. Равеля [Ступель 1975, Мартынов 1979]. В разделе, посвященном хоровой серенаде, используются исследования М. Пекелиса о музыке А. Даргомыжского [Пеке-лис 1973], Е. Ручьевской - Ю. Фалика [Ручьевская 1981].

Представление о драматической серенате позволяет составить ряд источников. В монографии А. Швейцера [Швейцер 1965], посвященной жизни и творчеству И.С. Баха, находим многочисленные примеры сохранившихся кантат композитора, подробное описание истории их создания, анализ либретто, структуры, выразительных средств. Весомый вклад в ее изучение вносит характеристика Р. Грубера серенаты Г.Ф. Генделя «Ацис и Галатея» [Грубер 1934] с позиций традиционных и новаторских для жанра черт. Обстоятельства появления данного произведения и его первых исполнений уточняются в монографическом очерке И. Барны. В диссертационном исследовании И. Федосеева «Оперное творчество Г.Ф. Генделя» [Федосеев 1996] определена роль серенаты в творчестве композитора. Расширен круг создателей драматических серенат благодаря монографии С. Рыцарева о .К.В. Глюке [Рыцарев 1987]. В работах В. Конен [Конен 1978], А. Демченко [Демченко

2008], о Г. Перселле почерпнут материал для оценки английской придворной 6 оды - разновидности драматической серенаты, широко бытовавшей в XVII-XVIII веках.

При рассмотрении оркестровых серенад В. Моцарта привлекаются труд Г. Аберта [Аберт 1987-1990], включающий характеристику их бытования в Австрии и Германии XVIII столетия и отдельных произведений, и книга «Театр и симфония» В. Конен [Конен 1974], где поясняются семантика и структура средних частей оркестровой сюиты. Также в изучении данной разновидности жанра в творчестве композиторов-романтиков использованы работы А. Алыпванга и Б. Асафьева, посвященные П. Чайковскому [Альшванг 1959, Асафьев 1981], Н. Тулинской о А.Дворжаке [Тулинская 1973], В. Юзефовича о Г. Берлиозе [Юзефович 1972]. В связи с исследованием композиторских трактовок ансамблевой серенады в XX веке учитываются работы В. и Ю. Холоповых о А. Веберне [Холопова, Холопов 1984], Т. Левой и О. Леонтьевой о П. Хиндемите [Левая, Леонтьева 1974], Ю. Кона о А. Шенберге [Кон 1984], Т. Франтовой о А. Шнитке [Франтова 2004], А. Селицкого о Н.Каретникове [Селицкий 1997], а также предложенный А. Шнитке принцип анализа музыки И. Стравинского [Шнитке 2004 б].

Освещению культурологического аспекта проблемы служат философ-ско-эстетические труды. В работах Й. Хейзинги [Хейзинга 1988], X. Ортеги-и-Гассета [Ортега-и-Гассет 1991], Ю. Лотмана [Лотман 1994] изложено философское обоснование вызревания в культуре некоторых форм межличностных отношений, которые сохраняют общекультурную ценность на протяжении многих веков и находят свое проявление в разных жанрах, в том числе в серенаде. Своеобразие идеала любовных отношений, в зависимости от эпохи, отражено в исследованиях О. Фрейденберг, М. Оссовской, Р. Поспеловой [Фрейденберг 1992, Оссовская 1987, Поспелова 2009].

Некоторые специфические признаки новоевропейской музыки раскрываются в статье Н. Велижевой [Велижева 1991]. Так, семантика бальных танцев XVIII столетия определена согласно Э. Фуксу [Фукс 1994]. Характерные черты эстетики эпохи романтизма, оказавшей огромное влияние на все виды 7 искусства, выделены на основе исследования В. Пигулевского [Пигулевский 2002]. Особенности музыкального стиля указанной эпохи, претерпевающего значительные изменения и в содержательной сфере, и в области форм, получают обоснование в, работе К. Зенкина [Зенкин 1997]. Пути развитияч искусства XX столетия намечает В. Бычков [Бычков 2004].

Учитывая степень изученности темы, целью диссертации является рассмотрение серенады в музыке европейской традиции с позиции функционирования жанра в процессе его эволюции.

Достижение поставленной цели связано с решением ряда задач, которые определяют различные этапы исследования:

- уточнить генезис серенады в ряду иных средневековых жанров; определить факторы жанровой идентификации в разные исторические периоды; выявить характер преемственности различных жанровых форм серенады в период Нового времени;

- охарактеризовать особенности некоторых черт индивидуальных стилей композиторов ХУШ-ХХ веков в трактовке серенад.

Объектом исследования становится жанр серенады, предметом исследования - теоретическое и историческое обоснование многообразия жанровых форм ее существования в культуре.

Методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области теории жанров и жанровой типологии. При опоре в изучении серенады на предложенный А. Коробовой историко-типологический подход, в работе учитываются функциональный подход к жанру О. Соколова, а также социологический принцип разделения музыки на обиходную и преподносимую Г. Бесселера и А. Сохора. В анализе разновидностей серенады используется жанрово-стилевой принцип, который в свою очередь связан со сравнительным методом, предполагающим как диахронический ракурс изучения (соотнесение исторических разновидностей жанра в рамках европейской культуры), так и синхронический (сравнение различных 8 направлений в развитии жанра в рамках одного исторического периода). Всем этим обусловлен системный характер исследования.

Ключевыми понятиями в рамках обозначенной проблематики являются «жанровый инвариант» и «жанровая модель» (Е. Назайкинский). По* содержанию они совпадают на этапе зарождения жанра в условиях куртуазной, лирики средневековья, в дальнейшем инвариант стабилен как нечто* общее, охватывающее совокупность признаков, присущих различным' музыкальным образцам и позволяющее их узнавать, а модель вариативна, причем ее изменения зависят, прежде всего, от стиля и музыкального языка эпохи.

В процессе своей эволюции серенада демонстрирует необыкновенную жизнеспособность: ей удается удержаться на музыкальной арене на протяжении примерно восьми столетий, тогда как многие иные жанры, окружавшие ее в период становления, оказываются принадлежащими лишь одной-эпохе. В истории жанра выделяются две основные жанровые формы серенады: лю-бовно-лирическая• вокальная, сформировавшаяся в условиях куртуазной культуры средневековья (исторический прототип всех прочих жанровых видов), и торжественно-церемониальная, представленная в барочно-классический период драматической серенатой и оркестровой серенадой (вторая достигает расцвета в эпоху классицизма и укореняется в концертной практике последующих столетий). Между родовым жанром и его разновидностями наблюдаются отдельные черты сходства, но они же не, лишают их специфичности. Для различения многочисленных серенад в понятийно-терминологический аппарат исследования включена также еще одна пара понятий: родовой образег! жанра или серенада первого рода (вокально-инструментальная, одночастная) и видовые образцы жанра или серенада второго рода (оркестровая и камерно-инструментальная, циклическая).

Учитывая многообразие жанровых трансформаций серенады, в качестве музыкального материала исследования любовно-лирической серенады выбраны наиболее яркие вокальные серенады В. Моцарта, Дж. Россини,

Ш. Гуно, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Листа, М. Глинки, М. Мусоргского, 9

П. Чайковского, а также композиторов XX века - К. Дебюсси, М. Равеля,

A. Шенберга, Ю. Фалика и других. Охарактеризовать драматическую серена-ту в контексте общей жанровой картины эпохи барокко и классицизма, а также ее значение в истории жанра позволяют частично сохранившиеся сочинения И.С. Баха, Г. Генделя и В. Моцарта. Оркестровая и камерно-инструментальная серенады рассматриваются на примере произведений

B. Моцарта, И. Брамса, А. Дворжака, П. Чайковского, И. Стравинского; А. Шнитке и Н. Каретникова, демонстрирующих различные композиторские подходы.

Малоизученность вопросов, связанных с жанром серенады, а также актуальность вышеизложенных задач определяют научную новизну работы:

• жанр серенады, эволюционировавший на протяжении длительного времени, впервые представлен в многообразии сложившихся жанровых образцов, опирающихся на комплекс устойчивых и изменяемых признаков;

• в динамике переменности жанровых признаков выделены разновидности серенады, жанровое родство которых зависит от родо-видовых отношений генетического либо типологического характера;

• с позиции стиля эпохи обоснованы механизмы перехода от родовой модели жанра к последующим видовым.

Практическая значимость. Использование результатов предлагаемой работы возможно в учебных курсах историко-теоретических дисциплин. Ее материалы могут найти применение в различных областях гуманитарного знания, в частности, культурологии, а также оказаться полезными для музыковедов, педагогов и для всех тех, кто интересуется проблемами искусства, его историей и теорией.

Структура работы обусловлена проблематикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения (приводятся поэтические тексты, корпус жанровых разновидностей серенады, образцы воплощения серенадного сюжета в разных видах искусства, нотные примеры).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.