Сергей Есенин: Жизнь, творчество, эпоха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук в форме науч. докл. Прокушев, Юрий Львович

  • Прокушев, Юрий Львович
  • доктор филологических наук в форме науч. докл.доктор филологических наук в форме науч. докл.
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 70
Прокушев, Юрий Львович. Сергей Есенин: Жизнь, творчество, эпоха: дис. доктор филологических наук в форме науч. докл.: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 70 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сергей Есенин: Жизнь, творчество, эпоха»

Лицом к лицу

Лица не увидать,

Большое видится аа расстоянья.

Сергей Есенин

Актуальность темы и научная новизна исследования Представленный автором доклад является итоговым по отношению к более чем 45-летнему изучению им творческого наследия Сергея Есенина. На соискание ученой степени доктора филологических наук выносится разработанная автором целостная научная концепция Есенина как великого национального поэта России и его мирового значения как гениального художника XX века. Свою новаторскую есенинскую концепцию автор выдвинул и впервые обосновал среди литературоведов — отечественных и зарубежных — в середине пятидесятых годов, опираясь прежде всего на открытые им новые, ранее не известные, многочисленные архивные документы, историко-литературные материалы, связанные с жизнью, творчеством, судьбой поэта, в результате их всестороннего научно-объективного исследования. Выдвинул и обосновал в противоположность старым, вульгарно-социологическим негативным, субъективистским взглядам на Есенина, его жизнь, творчество, место в советской литературе, существовавшим, к "сожалению, не одно десятилетие в филологической науке и шире — в общественном сознании. Фактически на четверть века Есенин был исключен из духовной жизни народа. Подробней об этом будет сказано в соответствующих главах доклада.

Сейчас же отметим, что выдвинутая автором концепция, ее основные положения, получают в последующие годы дальнейшее развитие в его книгах, посвященных Есенину. Все они создавались с привлечением новых, ранее не известных и малоизвестных архивных есенинских источников, включая большое количество не публиковавшихся до этого рукописей поэта, а также других документальных материалов.

Творчество поэта, жизнь поэта, судьба поэта, эпоха поэта в их взаимосвязи — вот . .авный пафос, главная научная сквозная идея, главная исследовательская тема всех ■•гих книг. Всего автором было подготовлено и выпущено в разные годы четырнадцать ,: >иг о Есенине1. Еще в 1975 году выходит монографическое исследование автора о .поте — «Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха». В 1977 году книга была удостоена Государственной литературной премии РСФСР им. А. М. Горького. С дополнением новых

1 См. Приложение первое. глав и материалов она переиздавалась еще четыре раза1. Помимо этого, в разные годы выходят другие книги автора, встреченные с интересом читателями, литературной критикой, учеными-филологами: «Сергей Есенин. Критико-биографический очерк» (1958), «Сергей, Есенин. Детство и юность поэта» (1960), «Юность Есенина» (1963), «Сергей Есенин. Поиски и находки» (1968), «Сергей Есенин. Очерк жизни и творчества» (1971), «Есенин, какой он был» (1973), «Сергей Есенин. Поэт. Человек» (1973), «Судьба поэта» (1976).

В этих книгах, особенно в монографии «Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха», впервые получили подробное научное освещение многие, до этого не исследованные периоды жизни поэта, особенно годы детства и юности, проведенные в Константинове, а также Клепиковский, ранний Московский, Петроградский, послеоктябрьский, зарубежный, кавказский и другие этапы его творческого пути; рассмотрены многие важнейшие проблемы изучения Есенина, его наследия — такие, как формирование мировоззрения поэта и эстетических взглядов, особенности его поэтики, художественного стиля, народности литературного языка, традиций и новаторства, «Есенин и Пушкин», «Есенин и Блок» и другие классики русской поэзии, равно как проблема историзма в творчестве поэта, отношение к Октябрьской революции, своеобразие эпоса Есенина, его драматургии, прозы, эпистолярного наследия, мировое значение его поэзии.-. С новых концептуальных позиций, основанных на изучении текстологических источников, творческой истории, художественного своеобразия, традиций и новаторства, подробно проанализированы такие классические произведения Есенина, как поэмы «Анна Онегина», «Пугачев», «Черный человек», «Песнь о великом походе», «Сорокоуст», «Товарищ», «Инония», «Страна Негодяев», «Русь советская», «Русь уходящая»-, а также «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», повесть «Яр», «Железный Миргород».

О методологии исследования. Прежде всего следует сказать, что в современном литературоведении работы о Есенине, включая монографии о поэте и докторские диссертации, обычно исследуют отдельные (во многих случаях актуальные) конкретные

1 Так, если первое издание книги состояло из 11 глав объемом 324 стр., то, например, четвертое было дополнено новыми пятью главами. Среди них: «Картины живой жизни» (о прозе Есенина), «Гримасы старого мира» (о книге «Москва кабацкая») и др. Всего книга имела теперь 16 глав общим объемом 432 стр. Дополнительно книгу завершал еще один раздел — »Рассказывают фотодокументы», включающий более ста фотокопий есенинских рукописей, первых журнальных публикаций стихов поэта, его фотографий, снимков родных и близких, документов царской охранки, касающихся Есенина, материалов зарубежных поездок, литературного окружения. Все они наглядно свидетельствовали о важнейших событиях в жизни поэта, его творчестве, судьбе, воссоздавали зримый образ времени, эпохи. Остается добавить, что все опубликованные в книге фотодокументы были в разные годы найдены, открыты, собраны автором в различных государственных архивах, книжных хранилищах, музеях, а также получены от частных лиц. В настоящее время личный архив автора насчитывает более 600 единиц хранения фото- и кинодокументов. темы и проблемы, связанные с дальнейшим изучением различных сторон жизни и творчества Есенина. В них рассматриваются: либо определенные периоды в жизни поэта («Есенин в Петрограде», «Есенин на Кавказе», «Есенин в первые годы революции» и др.); либо поэзия Есенина, относящаяся к тем или иным периодам его творчества; либо отдельные произведения («Черный человек», «Пугачев», «Анна Онегина» и др.); либо литературное окружение поэта, его отношения со «Скифами», имажинистами, крестьянскими писателями; либо поэтика Есенина; либо проблемы текстологии и издания его произведений и др. Несомненно, такие исследования необходимы и в дальнейшем. Как правило, из частного складывается общая картина. Вместе с тем, практически, к сожалению, в современном есениноведении трудно назвать крупномасштабное монографическое исследование, автор которого во взаимосвязи одновременно как единое целое анализировал и рассматривал весь жизненный путь поэта, все его творчество (особенно текстологию произведений), в контексте литературного процесса того времени и эпохи, с которой всегда связана судьба истинного художника. Выдвинутая автором концепция Есенина— великого национального поэта, (ее конкретное научное обоснование, раскрытие ее объективного характера^ новизны, актуальности, и главное, признания и утверждения в отечественном и зарубежном есениноведении) требовала, прежде всего, в методологическом плане целостного аналитического изучения жизни, творчества, эпохи поэта в их неразрывном единстве и взаимосвязи, о которых говорилось выше. Именно на эти избранные и разработанные автором методологические принципы исследования наследия поэта он опирался как ученый, практически реализуя их в своих литературоведческих трудах о Есенине, начиная с первых публикаций пятидесятых годов. Наиболее полно и наглядно все это нашло свое реальное научное воплощение в монографии автора «Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха», выдержавшей, как уже отмечалось, пять изданий, а также мультимедийном диске (СО-ЖЭМе) «Жизнь и творчество Есенина» (подробней об этом еще будет сказано). Остается заметить, что эти и другие научные труды, в которых автор доклада рассматривает и анализирует жизнь, творчество, эпоху великого русского поэта в неразрывном идейно-художественном единстве, пока не имеют подобных аналогов в современном есениноведении — отечественном и зарубежном. Отсюда — выбор автором темы его докторской диссертации «Сергей Есенин (Жизнь, творчество, эпох^» в форме научного доклада, раскрывающего основные положения и проблемы выдвинутой им есенинской концепции/

Апробация и практическое значение авторской есенинской концепции. Самый справедливый и объективный критик — время. Все поверяется этим честнейшим, беспристрастнейшим судьей, все наши деяния и поступки. Филология как наука не является здесь исключением. Именно время проверяет-апробирует и непредвзято-точно оценивает. в конечном итоге, подлинную новизну и практическую значимость исследовательских трудов ученых-литературоведов, выдвинутых ими идей и концепций. Ход времени неумолим, одно десятилетие сменяется другим, и казавшиеся когда-то «новыми» и «бесспорными» взгляды, концепции и труды оказываются безнадежно устаревшими, а порой и вовсе чуждыми подлинной науке, объективно тормозя ее дальнейшее развитие и движение вперед. Истина — конкретна. Так, еще полвека назад (о чем уже говорилось), как это ни покажется сегодня по меньшей мере странным и неправдоподобным, господствующей официально, «незыблемо» считалась «концепция» Есенина — поэта «упаднического», «мелкобуржуазного», в творчестве которого главное — образ Руси уходящей, одним словом — писателя прошлого, а не настоящего, и тем более будущего — Руси Советской.

Шли годы. Порой казалось, что Есенин, его поэзия вряд ли когда-либо будут востребованы временем. Приближалось 60-летие поэта. Вопреки старым вульгарно-субъективистским взглядам и «концепциям» рождались в науке новые'взгляды, новое отношение к Есенину, его поэзии. Именно в это время автором настоящего доклада, как уже отмечалось, была разработана и выдвинута целостная научная есенинская концепция. За ее утверждение и признание пришлось бороться многие годы. Но всегда важен конечный результат, итог борьбы. Выше, в этом плане, говорилось о моих книгах, посвященных непосредственно Есенину. Большое место Есенин занимает так же во многих других моих книгах об истории и современности русской литературы, особенно поэзии: «Подвиг Пушкина» (1974), «Вечный образ» (1977), «Россия — моя поэзия. Раздумья критика» (1977), «Даль памяти народной» (1978), «Время. Поэзия. Критика» (1980), «Мир художника» (1980), «Живой лик России» (1985), «Дума о России. Избранное» (1988), «И неподкупный голос мой. Поэты России» (1989), «Все мы — дети России» (1990). Во всех этих изданиях разделы, посвященные Есенину, являются, как правило, главными и доминирующими по объему. За четыре десятилетия автором было выпущено более тридцати книг. Объем их составил свыше 450 авторских листов. Изданы они были Общим тиражом более двух миллионов экземпляров. Из них тираж книг о Есенине составляет более полутора миллионов. Помимо книг, за полвека научной деятельности автор напечатал более двухсот работ в различных периодических изданиях (публикации новых материалов, исследовательские статьи, документальные очерки, эссе и др.), посвященных непосредственно Есенину.

Еще в пятидесятые годы, кроме публикаций и научных сообщений, автором был разработан и прочитан впервые в 1957—1958 годах в Государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина спецкурс в объеме пятидесяти лекционных часов: «Сергей Есенин. Жизнь. Творчество. Судьба. Эпоха поэта». Одновременно в институте начал действовать руководимый автором есенинский спецсеминар. Фактически это были первый спецкурс о Есенине и первый спецсеминар в педагогических вузах страны1.

Как автор вступительных статей, комментатор, текстолог, составитель, научный редактор автор доклада принимал участие в подготовке всех восьми научных собраний сочинений Есенина, включая последнее — академическое2. В книгах о Есенине, в подготовленных автором изданиях поэта впервые были напечатаны многие ранее не известные и забытые стихи, письма, статьи, дарственные надписи и другие есенинские автографы. Все они были найдены и открыты нами в государственных архивах и частных собраниях.

В год 100-летия со дня рождения поэта концепция, видвинутая автором, утверждается как общепризнанный факт. В канун 100-летия со дня рождения Есенина был принят Указ Президента Российской Федерации о юбилее «великого русского поэта С. А? Есенина». Создан Государственный Российский комитет по проведению 100-летия Есенина. Комитет возглавил Ю. Ф. Яров, в то время зам. Председателя Правительства РФ. Одним из его заместителей стал автор настоящего доклада.

Столетие Сергея Есенина, стало подлинно всенародным праздником поэзии и духовности России. В Москве был торжественно открыт прекрасный памятник великому поэту, созданный скульптором Анатолием Бичуковым. В дни юбилея вышел первый том Полного собрания сочинений Есенина — первого академического собрания русского поэта XX века.

Эти памятные и счастливые события 100-летия Сергея Есенина стали наглядным, убедительным подтверждением и апробацией действительной научной новизны многолетнего исследования автором доклада жизни, творчества, судьбы, эпохи поэта.

1 Стенограмма спецкурса и материалы спецсеминара хранятся в архиве автора. В дальнейшем автор использовал их в работе над своими книгами о Есенине.

2 См. Приложение 2.

Остается заметить, что как ученый автор доклада для пропаганды своих научных взглядов, идей обращается не только к печатному слову. Он — автор сценария и научного комментария первого документально-художественного полнометражного фильма «Сергей Есенин», созданного в 1965 году. В этом фильме впервые, в соответствии с авторской концепцией о Есенине, средствами документального кино воссоздается исторически правдивый образ великого поэта1. По сценарию автора в 1980 году был снят первый музыкально-поэтический телефильм о Есенине — «Тебе, о Родина, сложил я песню ту.». В 1955 году по радио прозвучала первая передача автора о Есенине. В дальнейшем им будет создан ряд литературных композиций и радиопередач о поэте. В 1985 роду по Всесоюзному радио транслировалась первая многосерийная радиокнига автора «Сергей Есенин. Жизнь. Творчество. Судьба» (шесть часовых передач). Позднее автор записал фрагменты своей книги на диск в фирме «Мелодия».

За полвека научно-педагогической деятельности автор (кроме спецкурса и спецсеминара о Есенине) разработал и прочитал студентам не одного поколения обширный курс русской литературы от «Слова о полку Игореве» до наших дней.

Трудно также найти регион или областной центр в России, где бы автор не выступал в разные годы с публичными лекциями о Есенине, излагая и утверждая свою концепцию, свои взгляды на творчество, жизнь, судьбу поэта. Во время зарубежных поездок автор выступал с лекциями о Есенине в Римском, Варшавском, Краковском, Парижском, Пражском и других университетах, на международных встречах и научных конференциях.

Сегодня особенно очевидно, что все это давало благоприятную возможность и, несомненно, помогало автору, в ходе многолетнего изучения наследия Есенина, научно обосновать и выявить ту объективную роль, то место, которое по праву принадлежит поэту в русской литературе двадцатого века, в духовной и культурной жизни народа.

Помимо разносторонней научно-творческой деятельности автор постоянно и настойчиво занимается решением проблем и вопросов, связанных с сохранением литературного наследия Есенина и увековечением памяти поэта. Возглавляя работу Всесоюзного, а позднее Есенинского комитета по увековечению памяти поэта при Союзе писателей России, автор вместе с другими членами Комитета многие годы настойчиво боролся за создание музея Есенина на родине поэта — в Константинове, мемориализа-ции памятных мест поэта в Москве и других городах, связанных с именем Есенина; за

1 Уже более тридцати лет этот фильм с успехом демонстрируется на киноэкранах России и за рубежом. Свыше 80 миллионов зрителей увидели этот фильм. установление памятника Есенину в Рязани, Москве и Ленинграде, за выпуск Полного академического собрания сочинений поэта, за сохранение его рукописного наследия, открытие памятника-надгробия на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище и др.

Как председатель Всероссийского писательского Есенинского комитета автор принимал активное участие в разработке Правительственной программы по подготовке к 100-летнему юбилею Сергея Есенина и претворению ее в жизнь.

В 1994 году, в преддверии столетия Есенина, руководством ИМЛИ было принято решение о подготовке и выпуске первого мультимедийного компакт-диска (CD-ROMa) «Сергей Есенин. Жизнь и творчество». Эта объемная и сложная работа была поручена автору настоящего доклада. Им были разработаны научная концепция, структура, содержание CD-ROMa, написан сценарий, а также вступительная статья «Прозрение гения. Пророческое. Вечное» и Комментарий-путеводитель по CD-ROMy. Он же осуществлял научное руководство работой коллектива, создавшего есенинский мультимедийный компакт-диск. В 1996 году работа была завершена и одобрена Ученым Советом ИМЛИ. Общий объем текста и иллюстративного материала, вошедших в CD-ROM, составляет свыше 700 авторских листов. По своему содержанию и объему, по полноте многочисленных конкретных сведений о поэте, его жизни, творчестве, судьбе, эпохе мультимедийный компакт-диск «Сергей Есенин.» фактически является своеобразной (компьютерно-информационной) Есенинской энциклопедией.

Остается добавить, что все книги и другие тексты, весь звуковой и фотоиллюстративный материал для компакт-диска предоставил автор сценария CD-ROMa из своего личного есенинского архива, при этом — безвозмездно.

Работа автора по созданию CD-ROMa «Сергей Есенин. Жизнь и творчество» по-своему итожила, на этот раз в современной мультимедийной форме, его многолетнюю научно-исследовательскую и общественно-литературную деятельность возрождения Есенина и утверждения его в отечественной словесности, а главное — в духовной жизни России, как великого национального поэта.

Ранее, в 1988 году, Решением Рязанского горисполкома за большие заслуги в пропаганде творчества Сергея Есенина и «возвышении родины поэта — Рязанского края и города Рязани» автору присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани».

В год 100-летия Есенина его земляки-рязанцы учредили Всероссийскую литературную премию имени Сергея Есенина. Автор стал ее первым лауреатом.

Научная и литературно-общественная деятельность автора получила широкое признание как в России, так и за рубежом. Его книга, фильмы, теле- радиовыступления неизменно получали многочисленные отклики ученых-филологов, писателей, критиков в прессе и других средствах массовой информации1.

Еще в 1967 году выдающийся русский поэт Ярослав Смеляков, рекомендуя автора в члены Союза писателей СССР, отмечал и подчеркивал, что «Ю. Л. Прокушев сделал больше всех других для нового признания страной Сергея Есенина».

Задача настоящего доклада состоит в следующем: с одной стороны, дать обобщенное, по возможности, целостное представление об основных направлениях и научных результатах исследовательской деятельности автора, связанной, прежде всего, с выдвижением, разработкой и утверждением в научном есениноведении его новой концепции; с другой стороны, рассмотреть, проанализировать и осветить важнейшие, основополагающие конкретные научно-теоретические проблемы, которые ставились и решались автором в свете его концепции, его взглядов на роль и место Есенина в истории отечественной словесности и духовной жизни народа. Причем, значительное внимание в докладе уделяется недостаточно исследованным, порой дискуссионным проблемам современного есениноведения. Многие из таких проблем решались автором лично, как главным редактором академического Полного собрания сочинений Есенина, руководителем текстологической комиссии и научного коллектива в ИМЛИ, готовящего это издание к печати. Работа над ним завершается в этом году. Все сказанное выше определяет содержание и структурное построение доклада. Он состоит из введения, четырех глав и заключения.

Введение. Научная новизна исследования, методология, апробация, практическое значение есенинской концепции автора. Структура доклада. (Текст введения дан выше).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Прокушев, Юрий Львович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я счастлив.

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканное цветенье.

Сергей Есенин.

В блистательной многовековой истории русской поэзии немного найдется имен, о которых со всей справедливостью и определенностью можно так же, как о Есенине, без колебаний сказать во всеуслышанье: «Это сама Россия». Как ни суди, ни ряди, а имен таких, как говорится, раз, два — и обчелся!

Поэзия Есенина вобрала в себя многие героические события многовековой истории России — от времен Евпатия Коловрата и татарского разбоя до Октябрьской бури семнадцатого года, потрясшей Россию и весь мир; она щедро наполнена и мятежной русской удалью, и отвагой, и неисчерпаемой добротой, милосердием, состраданием, отзывчивостью на чужую беду, — все это через века пронес наш народ в своей душе;

1 Наглядное представление о научном уровне, характере, объеме работы, проделанной коллективом ученых, готовящих академическое издание поэта, убедительно и объективно свидетельствуют сами тома «Собрания». В них впервые дается абсолютно выверенный, так называемый «критический текст». В каждом томе печатается полный свод всех вариантов и других редакций. Наконец, исчерпывающий по полноте текстологический, историко-литературный и реальный комментарий занимают от 10 до 12 авторских листов в каждом томе «Собрания». она озарена божественным светом соборности, истинной любовью к ближнему, исповедальным покаянием, что всегда было присуще русским людям, открывая им путь к высотам человеческого духа. Она впитала в себя красоту «рязанских раздолий» и чарующую гармонию родной природы, в ней заключен романтический образ «страны березового ситца»; она несет в себе неповторимое многоголосие русской песни, в которой трепетно бьется народное сердце; она запечатлела все богатство красок, звуковое, ритмическое, интонационное многообразие русской речи, ее метафорическую сказочную образность, одним словом, сохранила для потомков душу русского языка.

Все это вместе взятое позволило Есенину в своем творчестве, в судьбе своих героев с наибольшей художественной силой и исторической достоверностью воссоздать образ Родины, русского народа.

Тем, кто сегодня стремится разрушить наше государство, расчленить Россию на удельные княжества, уничтожить национальную культуру, Есенин, его патриотическая, соборная поэзия, неодолимо взывающая к духовному единению народов нашей Родины, особенно неприемлем. Они-то, прежде всего, и пытаются ныне во что бы то ни стало «доказать», что Есенин всегда был «национально ограничен», что его стихи, «особенно по языку», слишком «простонародны» и «примитивны», что творчество его, по сути дела, не что иное, как своеобразная масскультура двадцатых годов. Она ни в коем случае не может идти в сравнение с высокой «интеллектуальной» поэзией Александра Блока, Анны Ахматовой. Никого не обижая, не принижая, не приуменьшая ничьей роли в отечественной поэзии, ради истины заметим, что именно Есенину суждено бьшо сказать главное пророческое слово о своей эпохе, и прежде всего о России и революции, сказать в гениально «простых» стихах, наполненных и «половодьем чувств», и мудрым философским прозрением жизни. Вспомним хотя бы такие шедевры философской лирики Есенина, как «Не жалею, не зову, не плачу.», «Мы теперь уходим понемногу.», «Несказанное, синее, нежное.», «Спит ковыль. Равнина дорогая.», «Отговорила роща золотая.», маленькая поэма «Цветы», которую сам Есенин считал «философской вещью», и многие, многие другие его стихи и поэмы. Побольше бы всем нам такой «неинтеллектуальной поэзии»!

Вся «вина» Есенина состояла в том, что он до самозабвения был предан своей Родине — России. Пророчески правдивым Словом поэт защищал и «уходящую» и «Советскую Русь» от ее злых недругов; оберегал, охранял богатство и красоту русского языка от любого безродного косноязычия и космополитческого яда, отравляющего дух Русского Слова. Что касается самого поэта, то все более очевидно, что Есенин едва ли не один из самых ярких национальных характеров России XX века. В наши дни в современном мире, когда то и дело звучат оскорбительные голоса, что во всем виноваты «эти русские», что они «ленивы», «ограничены», что у них чуть ли не «психология рабов», Есенин — великий сын России, воплощающий лучшие, благородные черты своего народа, — зримо и недвусмысленно опровергает эти злопыхательские и клеветнические утверждения. Да, Есенин — это как сама Россия, ее душа и сердце.

Пророческие стихи поэта — это библия русской души, людского милосердия, веры в человека.

Пришло время сполна взять для духовной оснастки ради возрождения, национального единения и сохранения государственности России в высшей степени патриотическое, чудодейственное наследие Есенина.

Ныне, мы накануне знаменательной даты — завершения Первого академического собрания сочинений русского поэта XX века — Сергея Есенина, закономерно встает вопрос: Что дальше? Ведь в процессе подготовки академического собрания накоплен уникальный опыт всестороннего изучения богатейшего наследия поэта, его жизни, творчества — зримо год за годом, месяц за месяцем, день за днем. Научный комментарий к томам — это тысячи и тысячи конкретных фактов и источников текстологического, литературоведческого, биографического, исторического, библиографического характера. Так, лишь комментарий к тому писем поэта составляет более 30 печатных листов. Учитывая все это, еще в 1997 году автором доклада был разработан план дальнейших фундаментальных научных исследований есенинского наследия. Это, в первую очередь, вслед за академическим собранием, создание «Летописи жизни и творчества Сергея Есенина» в трех томах, всего объемом 90—100 авторских листов. Параллельно с этим — будем накапливать и систематизировать материал для «Библиографии Сергея Есенина» в 4-х томах. Первый — аннотированный указатель всех произведений поэта, изданных на русском языке в России, близком и дальнем зарубежье; второй — переводы стихов, поэм, есенинской прозы на иностранных языках; третий — критика о Есенине на русском языке; четвертый — на иностранных языках. Далее — два есенинских тома литературного наследства, Есенинская энциклопедия (по типу Лермонтовской). Наконец, многотомное издание «Жизнь Сергея Есенина, рассказанная его современниками». Тогда же, в 1997 г., разработанный нами перспективный план продолжения научно-исследовательской работы по изучению наследия великого поэтаТоссин был рассмотрен и одобрен Ученым Советом ИМЛИ им. Горького. В настоящее время в коллективе ученых, подготовивших академическое издание поэта, разворачивается работа над «Летописью жизни и творчества Есенина»: по научно-исследовательскому проекту Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (руководитель проекта Ю. Прокушев). «Летопись.» должна быть подготовлена в течение трех лет (1998—2000 гг.).