"Северные элегии" К.Н. Батюшкова в русской литературе конца XVIII-начала XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Степанова, Елена Васильевна

Диссертация и автореферат на тему «"Северные элегии" К.Н. Батюшкова в русской литературе конца XVIII-начала XIX века». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 269445
Год: 
2007
Автор научной работы: 
Степанова, Елена Васильевна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
10.01.01
Специальность: 
Русская литература
Количество cтраниц: 
198

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Степанова, Елена Васильевна

Введение.стр.

Глава I

Общественно-исторические и патриотические мотивы элегий К.Н. Батюшкова «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года» и «Переход через Рейн» в контексте русской поэзии начала XIX века

§1. Восприятие поэтом Отечественной войны 1812 года. стр.

§2. Реалии войны в элегиях «Переход русских войск через Неман 1 января

1813 года» и «Переход через Рейн».стр.

§3. Образы Александра I и М.И.Кутузова в элегии «Переход русских войск через Неман» и русской поэзии 1810-х годов.стр.

§4. Поэтика «северных элегий» К.Н. Батюшкова.стр.

Глава II

Этико-эстетическое миросозерцание К.Н. Батюшкова в элегии «Тень друга»

§1. Предромантический образ дружбы. К.Н. Батюшков и И.А. Петин.стр.

§2. «Память сердца» как идейный компонент лирики 1810-х годов .стр.

Глава III

Оссианизм в русской поэзии конца XVIII - начала XIX века и элегия К.Н. Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»

§1. Предромантический интерес к древнескандинавским мотивам в России конца XVIII - начала XIX веков.стр.

§2. Оссианические мотивы в творчестве К.Н. Батюшкова.стр.

§3. Система образов, философский контекст и поэтика элегии «На развалинах замка в Швеции».стр.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему ""Северные элегии" К.Н. Батюшкова в русской литературе конца XVIII-начала XIX века"

Новейшим литературоведческим справочным изданием на сегодняшний день является «Литературная энциклопедия терминов и понятий» (2001); в ней определение элегии дал M.JI. Гаспаров: «Элегия (греч. elegía, от elegos - жалобная песня) - лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего - от первого лица, без отчетливой композиции»4.

Спорной является этимология слова ЭЛЕГИЯ. В литературоведческих справочных пособиях встречаются три источника происхождения этого слова. Составитель «Энциклопедического словаря юного литературоведа»,

B.И. Новиков, пишет, что «Слово "элегия" происходит, вероятнее всего, от фригийского elegía - "тростниковая флейта"»5. ; Но еще. Л.И. Тимофеев и

C.B. Тураев, редакторы-составители «Словаря литературоведческих терминов», отмечали спорную этимологию слова; одна из приведенных ими версий называет фригийское происхождение: «elegn - тростник, тростниковая флейта», вторая - греческое: «от греч. elegion - двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра; elegía - произведение, написанное такими двустишиями»6. И.Ф. Волков в учебном пособии «Теория литературы» (1995) пишет: "Элегия возникла в 7 веке до н.э. в древнегреческой поэзии как небольшое стихотворное лирическое произведение . в . форме . .двустиший . из. гекзаметра и. . пентаметра с преимущественно героическим содержанием в виде горячих призывов к воинам стойко сражаться за отечество"7.

Исследователи жанра отмечают, что авторами древнегреческих и древнеримских элегий были Мимнерм, Солон, Ксенофан, Каллин, Тиртей, Феогнид, Тибулл, Проперций, Овидий, Катулл. H.A. Гуляев в «Теории

4 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. -М.: НПК Интелвак, 2001. С. 1228.

5 Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988. С. 387.

6 Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев. C.B. Тураев. - М.: Просвещение, 1974.

7 Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение; Владос, 1995. С. 256. литературы» отмечает и другие древние источники жанра: «В древнеегипетской поэзии элегию напоминает "Плач Изиды по Озирису", в лирике Древнего Китая - "Песнь оставленной жены"»8.

Авторы статей об элегии рассматривают этот жанр в историческом аспекте. «Первые элегии нового времени создаются в подражание латинским в эпоху Возрождения (П. Ронсар, Ж. дю Белле и др. поэты "Плеяды" во Франции, Э, Спенсер в Англии, JI. Камоэнс в Португалии, Б. Лобковиц в Чехии, К. Яницкий в Польше и т.д.) В 17 веке завоевывают популярность элегии графини де ла Сюз», - пишет Л.Г. Фризман, автор книги «Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова» (1973)9; его статья об этом жанре в «Краткой литературной энциклопедии» (1975)10 под редакцией A.A. Суркова является весьма содержательной, так как анализирует развитие рассматриваемого жанра лирики с древних времен по современность.

Авторы сходятся во мнении о том, что свой расцвет элегия переживала в эпоху предромантизма и романтизма, а именно М.Л. Гаспаров называет при этом «"унылые элегии" Т. Грея, Э. Юнга, Ш. Мильвуа, А. Шенье, А. де Ламартина, "любовные элегии" Э. Парни, реставрацию античных элегий в "Римских элегиях", 1790, И.В. Гете»11. Расцвет русской элегии ' связан с именами В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Е.А. Боратынского, Н.М. Языкова, Ф.Н. Глинки.

В.Н. Касаткина исследует в своих работах историю элегии в творчестве

B.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. В книге «Здесь сердцу будет приятно.» (1995), посвященной творчеству В.А. Жуковского, она говорит о том, что именно этот поэт явился в русской литературе «создателем жанра в его

8 Гуляев H.A. Теория литературы; Учебное пособие для филологических спец. университетов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1985. С. 146.

9 Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. - М., 1973."" ' .'• .- -----■ ^.

10 Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. A.A. Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 1975.

C.866.

11 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК Интелвак, 2001. С. 1228. 5

1 "7 классической форме» . В.Н. Касаткина дает развернутое определение жанра элегии: «Элегия - обширное лирическое повествование, оформленное в шестистопные ямбы. Обязательно медитативное произведение с этической проблематикой, в которой выделяется общечеловеческий вопрос о месте человека в мире, в природе. Элегия имеет специфическую психолого-эстетическую окраску. Элегическое раздумье всегда грустно, меланхолично, но не трагедийно, без надрывов, без буйства страстей. В элегии - округление достоинств, разрешение диссонансов скорби в душевном просветлении»13.

Говоря об элегии, литературоведы подробно останавливаются на времени расцвета этого жанра. «Элегические темы и мотивы оказались подходящим средством для выражения романтической неудовлетворенности жизнью. В эпоху романтизма были созданы непревзойденные образцы элегической поэзии, в том числе русской»14, - пишет Л.Г. Фризман.ч

Новатором и талантливым русским элегиком начала XIX века является К.Н. Батюшков. Творчество этого поэта представляет собой ярчайшую страницу в истории русской поэзии; его изучению посвящено немало работ. В.Н. Касаткина в книге «Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич», обратив внимание на стиль произведений, разделила элегии Батюшкова на «северные» и «южные»15.

Л.Н. Майков писал о жанре исторической элегии: «Если вообще элегия есть жалобная песнь, поэтическое выражение печали по утраченном идеале, то элегией историческою или эпическою должно назвать такое лирическое стихотворение, где идеал воплощается в каком-нибудь достопамятном событии или лице, о котором скорбное воспоминание

12 Касаткина В.Н. Поэзия В.А. Жуковского - М.: Община, 1995. С.53.

13 Там же. С.55.

14 Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А.Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 1975. С.867.

15 Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н.Батюшков. Н.И. Гнедич: Учеб. пособие по спецкурсу. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1987. С.41.

Ъ о^ у I ^ м возбуждает вдохновение поэта»16. Батюшков в своих исторических элегиях изображает героические подвиги, вводит в сюжет исторические личности и безвестных воинов. В «южных» элегиях он обращается к античности; «северные» - наполнены любовью к России, включают в себя традиции "оссианического" стиля. «Русская литература сразу же отозвалась на увлечение Европы «Песнями Оссиана» Джеймса Макферсона, потому что чутко уловила то поэтическое новаторство, новый способ передачи настроения поэта, которыми были пронизаны произведения шотландского барда. Таким образом, "русский оссианизм" стал творческой лабораторией становления новой русской лирики»17. В 1916 году Д.Н. Введенский пишет о Батюшкове в своей книге «Этюды о влиянии оссиановской поэзии в русской литературе»18. Исследователь отмечает, что интерес к подобному роду литературы был индикатором смены литературного направления, т.е. люди начала XIX века, заинтересовавшись готическими описаниями и философскими проблемами, поднятыми в поэзии скальдов, готовы отойти от тесных рамок классицизма и направиться к пробуждающему фантазию романтизму. Таким образом, западная литература, пусть даже стилизованная под древнескандинавский эпос, давала уроки русским поэтам, особенно предромантикам: «"Оссианический" колорит стал неизбежен для писателей, обратившихся к теме исторического прошлого, к старине. В основных своих чертах - сочетании дикости и величия; мрачных, преимущественно ночных, туманных, пейзажах; скорбном меланхолическом тоне - он воплощал собой северную природу»19.

Батюшков неоднократно использует в своем творчестве северную тематику: «. грустные оссиановские мотивы попадаются еще в ранних его произведениях; еще в 1809 - 1810 годах он переводит отрывки из поэмы

16 Майков Л.Н. Цит.соч. С. 238.

17 Ладыгин М.Б. Предромантизм в мировой литературе. - М.: Издательство НОУ Полярная звезда, 2000. С.52.

18 Введенский Д.Н. Этюды о влиянии оссиановской поэзии в русской литературе. - Нежин, 1916. С. 109.

19 Федосеева Т.В. Цит.соч. С.81.

Парни, заимствующей содержание из древнескандинавского мира, который

ОП стал привлекать к себе внимание новых поэтов наряду с Оссианом», -свидетельствует Л.Н.Майков. Из поэтической мастерской Батюшкова под влиянием оссианизма вышла знаменитая элегия «На развалинах замка в Швеции».

Другие три "северные элегии" — «Переход:через Неман 1 января 1813 года» (1813), «Тень друга» (1814) и «Переход через Рейн» (1817) - были написаны Батюшковым-патриотом, участником трех военных походов. Вообще северная тема появляется в творчестве поэта неслучайно. В понимании Батюшкова, хорошо знакомого с историей отечества, Россия -северная страна, издревле поражавшая путешественников тем, что «зима продолжается там 8 месяцев, и воздух в сие время бывает наполнен летающими перьями, то есть снегом; что море Азовское замерзает, жители ездят на санях чрез неподвижную глубину его, и даже конные сражаются на воде, густеющей от холода; что гром, гремит, и молния.блистает, у них единственно летом»21. Кроме того, Вологда, малая родина Батюшкова, -северный город. Несколько сот верст отделяют его от Архангельска, от Поморья, где родился русский гений Ломоносов, которого поэт считал земляком (именно ему посвящает одну из своих статей). О любви Батюшкова к северу писал вологодский поэт Ф.П. Савинов, выступавший на столетнем юбилее поэта:

Любил он наш север, природу родную, «Светила любезного» сердцу искал, И грусть, и печали, и душу больную Лишь только в родимом краю врачевал.22

В этих строчках отражена тоска офицера Батюшкова, находящегося в чуждых землях, по родине. Эта печаль присутствует также в его письмах, поэтических и прозаических произведениях.

20Майков JI.H. Батюшков, его жизнь и сочинения.-М.: Аграф, 2001. С. 238.: па i.;;

21 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3-х кн. Кн. 1 - СПб.: Кристалл, 2000. С.24.

22 Памяти поэта-вологжанина К.Н.Батюшкова по поводу чествования столетней годовщины со дня рождения поэта в 1887 году в Вологде. Составлено В.И. Тузовым. - Вологда, 1892. С.6. 8

Элегическая сторона творчества Батюшкова весьма привлекательна, она органически вписывается в разнообразие жанров, тем и идей его наследия. Современники поэта писали восторженные отзывы и специально исследовали его жизнь и творчество. Одним из первых ценителей стал знаменитый современник A.C. Пушкин. «Пушкина привлекал ясный и определенный характер поэзии Батюшкова, у них была общая нелюбовь к призрачному и туманному романтизму. Та тяга к выражению понятий и чувств, вызываемых реальность жизни, которая была характерна для поэзии Батюшкова, не пропала, она ярко расцвела в творчестве его гениального

23 ученика» . Великий русский поэт всегда был в курсе культурных событий и со свойственной ему живостью давал им оценку. Читая «Опыты в стихах и прозе» (1834), A.C. Пушкин делал на полях заметки, которые рассматриваем как критические высказывания. Пушкин ценил своего предшественника за стремление, к художественному совершенству, , за . поиски , новых,; средств художественной выразительности. На полях «Опытов» он отмечал: "прекрасно", "очень мило", "прелесть", "живо", "гармония", "сильные стихи"24. Восхитившись стихами из элегии «На развалинах замка в Швеции», он заметил: "Вот стихи прелестные, собственно Батюшкова - вся строфа прекрасна"25. Элегия «Тень друга» вызвала восхищенный отзыв: «Прелесть и совершенство - какая гармония!»26.

Однако A.C. Пушкин - строгий и взыскательный критик: мастер точного и лаконичного русского слова, он требовал того же языка и от текстов своих знаменитых современников и предшественников. На полях сборника «Опыты в стихах и прозе» помещены критические, иногда даже язвительные замечания, такие как: "вяло", "дурно", "пошло", "слабо", "как

23 Сотников А. Батюшков.-Вологда, 1951. С.79. ,

24 Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.5 / Общая редакция, примечания и вступительные статьи Д.Д. Благого и С.М. Петрова. - М: Правда, 1954. С. 319 - 336.

25 Пушкин A.C. Цит.соч. Т.5. С.326.

26 Пушкин A.C. Цит.соч. Т.5. С.322. плоско!", "дрянь", "неудачный перевод и дурные стихи", "весьма дурные стихи", "лишний стих", "черт знает что такое", "что за слог!", "что за детские стихи!" И все-таки A.C. Пушкин знал, что К.Н. Батюшков может писать незаурядные стихи, и ценил своего предшественника за художественное совершенство произведений, необыкновенно мелодичную звукопись, за новаторские образы и новый эмоциональный стиль.

П. А. Вяземского своим литературным критиком К.Н. Батюшков избрал еще в пору расцвета таланта. Стихи обоих поэтов объединяет живость письма, остроумная меткость слова, философский взгляд на жизнь. На каждое новое стихотворение Батюшков с нетерпением ждал дружеской рецензии, иногда запоздалой (его рассеянный друг часто забывал отвечать на письма), но всегда существенной. Вяземский дал оценку, „творчеству К.Н. Батюшкова в статье-предисловии к «Известию о жизни и стихотворениях И.И. Дмитриева» (1821). Есть у него и дружеское послание «К Батюшкову» (1817), в котором он обращается к адресату: «Певец любви, поэт игривый / И граций баловень счастливый.» Также П.А. Вяземский рассматривал влияние поэзии К.Н. Батюшкова на лирику A.C. Пушкина. В письме к М.П. Погодину о найденных статьях Батюшкова «Воспоминание мест, сражений и путешествий» и «Воспоминание о Петине» он (Вяземский) писал: «Нет сомнения, что в развитии дарования Пушкина отозвалось и влияние Батюшкова. Элегический стих Пушкина сродни стиху поэта, который первый с таким успехом и блеском усвоил поэзии нашей элегическую стихию»28.

Лирику К.Н. Батюшкова высоко оценили также поэты гражданственного романтизма. В.К. Кюхельбекер, один из издателей альманаха «Мнемозина», рассматривая «Опыты в стихах и прозе», отметил: «Изданием стихотворений г-на Батюшкова отечественной литературе оказана

27 Вяземский П.А. Поли. собр. соч.: В 11 т. Т.З / Издание графа Шереметьева С.Д. - СПб, 1879. С.135.

28 Там же. Т. 2. С. 412. большая услуга. Здесь мы рассматривали его только как поэта, но и в прозе пишет он изящно и приятно» . А.А. Бестужев-Марлинский, издатель альманахов «Полярная звезда» и «Звездочка», в своей статье «Взгляд на старую и новую словесность в России» (1824), рассматривая русское литературное наследие с древнейших времен до современной ему эпохи, заметил, что «поэзия Батюшкова подобна резвому водомету, который то ниспадает мерно, то плещется с ветерком. Как в брызгах оного преломляются лучи солнца, так сверкают в ней мысли новые, разнообразные»30.

В. Г. Белинский, не мог обойти вниманием творчество К.Н. Батюшкова. Он дал критические оценки творчеству поэта в нескольких статьях. Так, в «Литературных мечтаниях» находим: «Батюшков, вместе с Жуковским был преобразователем стихотворного языка, т.е. писал чистым, гармоническим языком; проза его тоже лучше прозы мелких сочинений Карамзина. По таланту Батюшков принадлежит второклассным писателям и, по моему мнению, ниже Жуковского; о равенстве же его с Пушкиным смешно и думать»31. Во всех статьях В.Г. Белинского о Батюшкове проходит мысль о том, что поэт преждевременно появился на литературной арене. «Неточные выражения, прозаические стихи»32, по мнению Белинского, встречаются в лирике Батюшкова потому, что литературная форма стиха в начале XIX века была важнее его содержания. В статье «Русская литература в 1841 году» критик пишет: «Батюшков не принадлежит к числу гениальных- творческих натур; но талант его до того велик, что не будь его поэзия лишена почти всего содержания, родись он не перед Пушкиным, а после него, - он был бы одним из замечательных поэтов, которого имя было бы известно не в одной России» . Однако, наряду с подобными высказываниями, у Белинского также много восторженных реплик о лирике Батюшкова. Критик считает его творчество переходным новаторским звеном отечественной литературы. Так,

29 Кюхельбекер В.К. // Мнемозина. 1824. №7. С. 35.

30 Бестужев-Марлинский А.А. Соч.: В 2 т. Т.2.-М., 1981. С.393.

31 Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 9 т. Т.1. С.125.

32БелинскийВ.Г.Цит.соч.Т.4.С.330. м .

33 Там же. С.339. в статье «Речь о критике», Белинский замечает: «.читая его, вы чувствуете себя на почве действительности. Кажется, как будто в грандиозных созданиях Батюшкова русская поэзия хотела явить первый результат своего развития примирением действительного, но одностороннего направления Державина, с односторонне мечтательным направлением Жуковского»34. В цикле статей Белинского о Пушкине содержится полная и содержательная оценка творчества Батюшкова. Критик вновь высказывает свое мнение о том, что талант поэта был «гораздо выше того, что сделано им, и что во всех его произведениях есть какая-то недоконченность, неровность, незрелость»35. Однако гораздо выше этого мнения мысль о влиянии К.Н. Батюшкова на A.C. Пушкина: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы , имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением»36.

Однако высказывания и отрывки статей именитых современников не могли дать полного и точного представления о жизни и творчестве поэта. Тот факт, что на выход в свет «Опытов в стихах и прозе» критика не отреагировала ни одной весомой статьей, ни одним исчерпывающим исследованием, пусть даже с негативными высказываниями, усугубил прогрессирование психического заболевания Батюшкова. Чувствительной душе поэта было совершенно необходимо, чтобы дело всей его жизни было замечено современниками. Признание и высокая оценка творчества пришли уже после его смерти. JI.H. Майков объяснял равнодушное отношение к появлению «Опытов» тем, что во «время смутных колебаний литературного вкуса»37 даже тонким ценителям лирики трудно было осознать значимость творчества поэта: «Дело в том, что полная и верная оценка Батюшкова

34 Там же. Т.5.С.118.

35 Там же. Т. 6. С.214. .•

36 Там же. Т. 6. С.216.

37 Батюшков К.Н. Стихотворения. С характеристикой поэта Л.Н. Майковым. - СПб.: Семейная библиотека. 1890. С.4. возможна лишь в исторической связи литературных явлений»38. Время сравнивать и оценивать пришло через несколько десятилетий. В 1853 году вышел в свет очерк «К.Н.Батюшков», автором которого был внучатый племянник поэта П.Г. Гревенец, внук Елизаветы Николаевны, сестры Батюшкова. Несчастье семьи коснулось родственников поэта: автор очерка позже, в 1870 году, застрелился в Вологде в сумасшествии, но он успел выполнить благородную миссию, «имея возможность передать некоторые

-JQ малоизвестные подробности о жизни Константина Николаевича» . В 1870 году в собственность журнала «Русская старина» от сотрудника П.А. Ефремова было получено обширное собрание писем К.Н. Батюшкова (1807 - 1821 гг.). Этот эпистолярий постепенно печатался в журнале с подробными примечаниями П.А. Ефремова, но такое постепенное издание писем растянулось на 18 лет (1870 - 1887 гг.) и цель потеряла свою значимость и ценность. Однако 1887 год — это юбилейная дата, к 100-летию со дня рождения поэта, благодаря стараниям его Помпея Николаевича Батюшкова и группы литературоведов, вышло «роскошное издание полного собрания не только поэтических и прозаических сочинений Константина Николаевича, как ранее изданных, так и доселе остававшихся неизданными, но и всех сохранившихся где бы и у кого бы то ни было писем поэта и документов, имеющих прямое отношение до его биографии»40. Сводный брат поэта Помпей Николаевич Батюшков занимался издательской деятельностью на протяжении всей своей жизни, однако организация полного собрания сочинений незаслуженно забытого современниками, брата стало вершиной его профессиональной деятельности. Труд состоит из трех томов: первый -биография Батюшкова и полное издание сочинений, т.е. 119 стихотворений поэта (1802 - 1821 гг.); второй - 27 его статей и записные книжки; третий -293 письма (1797 - 1853 гг.). Для воплощения своей благородной миссии

38 Там же.

39 Гревенец П.Г. К.Н.Батюшков. - СПб., 1853. С.4.

40 Семевский М. / Сочинения К.Н.Батюшкова. Изданы П.Н.Батюшковым, со статьёю о жизни и сочинениях К.Н.Батюшкова, написанною Майковым, и примечаниями, составленными им же и В.И. Саитовым. - СПб., 1887. С.З.

П.Н. Батюшкову удалось собрать достойный коллектив авторов, состоящий из таких именитых литературоведов, как Л.Н. Майков, В.И. Сайтов, М.В. Семевский, М.И. Городецкий. Последний отмечал: «Помпей Николаевич близким участием своим руководил самим изданием, выказывая при этом особенное уменье, энергию и знание дела. Труды его в издательском деле получили должную оценку с высоты Монаршего Престола пожалованием чина действительного тайного советника»41.

Составление биографии поэта П.Н. Батюшков доверил блестящему знатоку и исследователю пушкинской эпохи академику Л.Н. Майкову, который, начав работу по составлению биографической статьи, настолько увлекся ею, что его труд получил отличную от статьи форму, став не только исследованием, но и своего рода биографическим романом. Л.Н. Майков является самым авторитетным исследователем жизни и творчества поэта в XIX веке; его работа «Батюшков, его жизнь и сочинения» (1896)42, написанная более ста лет назад, до сих пор остается самой полной и авторитетной биографией поэта. К изданию прилагалась статья редактора и издателя «Русской старины» М.И. Семевского, в которой он высоко оценил работу биографа: «Труд Майкова - целая книга в 360 страниц. Мы ее прочли не отрываясь, из строки в строку, так она интересна, так полно, так умело, прямо сказать - талантливо она составлена. И немудрено: Л.Н. Майков -древний и опытный труженик на ниве отечественной словесности. Это исследование вполне образцовое. Все, что когда-либо было-написано и печатано о Батюшкове или самим поэтом, биографом его изучено, взвешено, сведено в целое, разработано, освещено правильно. Ни одно малейшее проявление постепенного роста и деятельности духовных сил Батюшкова не ускользнуло от внимательного и талантливого его биографа»43. К книге Л.Н. Майкова обращаются все любители батюшковской поэзии, т.к. труд

41 Городецкий М.И. / Сочинения К.Н.Батюшкова. Изданы П.Н.Батюшковым, со статьёю о жизни и сочинениях К.Н.Батюшкова, написанною Майковым, и примечаниями, составленными им же и В.И.Саитовым. - СПб., 1887. С.55.

42 Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. - СПб., 1896.

43 Семевский М. Цит.соч. С. 15-16. этот представляет собой увлекательный рассказ о жизни русского классика, а программные произведения рассматриваются через призму его личностных особенностей: «Прежде всего, талант Батюшкова отличается совершенной искренностью. Как для личного характера нашего поэта основою служили простодушие и откровенность, так и в творчестве своем он был чужд всего необдуманного, натянутого, искусственного»44.

В XIX веке творчеством Батюшкова также занимался В.И. Сайтов, который стал редактором двухтомника сочинений поэта, вышедшего в Санкт-Петербурге в 1885 году45. Он же составитель примечаний к юбилейному изданию сочинений Батюшкова, и этот труд был по достоинству оценен современниками: «В лице Саитова выдвинулся замечательный библиограф, который принесет, как надо надеяться, большую пользу - в деле разработки материалов к истории русской литературы. С какою заботливостью обставлены биографические и библиографические, заметки всеми необходимыми данными, как добросовестно указаны источники -просто прелесть! Нам также особенно понравилось то, .что во. всех трех громадных томах, в этой массе примечаний, составляющих более 600 страниц мелкого шрифта, нет ни малейших выходок против кого бы то ни было: если чье мнение опровергается, то делается это в том тоне, который вполне соответствует всему изданию такого превосходного писателя, каким был и есть Батюшков!»46

Столетний юбилей поэта стал центральным событием на его родине; на торжестве 18 мая 1887 года, в зале Вологодского Дворянского Собрания было принято решение увековечить память земляка учреждением памятника на берегу реки Вологда и начислением стипендии имени К.Н. Батюшкова, предоставляющей возможность бесплатного обучения, нуждающимся

44 Батюшков К.Н. Стихотворения. С характеристикой поэта Л.Н.Майковым. - СПб.: Семейная библиотека. 1890. С.11.

45 Сайтов В.И. Батюшков К.Н. Сочинения. - СПб., 1885.

46 Семевский М. Цит.соч. С.41-42. ученикам вологодской классической гимназии. Местный поэт Ф.П. Савинов прочитал стихи, иллюстрирующие торжество:

Не долго внимали мы песням поэта, -Разбил его лиру до срока Перун. Он жил еще в мире, но умер для света И замерли звуки порвавшихся струн. Печальная муза, поникнув главою, Ушла от него и остался поэт, Терзаем болезнью своей роковою, Влачить ряд тяжелых безрадостных лет. Немного пропел он, но то, что пропето, Останется в памяти русских людей. И образ умолкшего рано поэта Не скроется в мраке грядущего дней. Все то, что лишь в мыслях одних сокровенных, В тумане неясных таилося грез, Он передал в песнях своих вдохновенных, Стихами пластичными в жизнь перенес. Любил он наш север, природу родную, «Светила любезного» сердцу искал, И грусть, и печали, и душу больную Лишь только в родимом краю врачевал. При солнечном блеске луна померкает, -Но в Божием мире всему свой черед, -Забвенья себе наш поэт не узнает, И имя его на Руси не умрет47.

Преподавателем Вологодской гимназии в 1892 году В.И. Тузовым была издана книга «Памяти поэта-вологжанина К.Н. Батюшкова». Автор, анализируя творчество поэта, делает вывод о его неоспоримой значимости в отечественной поэзии; главной заслугой Батюшкова перед русской литературой, по мнению В.И. Тузова, явился тот факт, «что он дал ей более реальное направление, чем Жуковский»48. .Автор книги предложил собственную классификацию творчества поэта: «По содержанию своему поэтические произведения К.Н. Батюшкова могут быть разделены на три отдела. К первому из них следует причислить стихотворения, в которых поэт выражает собственные чувства и впечатления, испытанные им в различные

47 Памяти поэта-вологжанина К.Н.Батюшкова по поводу чествования столетней годовщины со дня рождения поэта в 1887 году в Вологде. Составлено В.И. Тузовым. - Вологда, 1892. С.6-7.

48 Там же. С. 18. времена его жизни. Лучшие из них следующие: «Тень друга», «Переход через Рейн», «На развалинах замка в Швеции», «Надежда». Этот отдел может служить прекрасною характеристикою личности самого поэта»49. Ко второму «участку» В.И. Тузов причисляет переводы итальянских поэтов и подражания им: «Батюшков, в противоположность романтизму Жуковского, в этих произведениях старался воскресить дух античной поэзии, которую обожал и находил ее в вещественных памятниках, живя в Италии с 1818 по 1821 г.»50. Третий узел произведений Батюшкова по рассматриваемой классификации составляют переводы французских поэтов и «легкая» лирика поэта; отдельным пластом В.И. Тузов выделяет прозу: «по чистоте, правильности, благозвучию и образности она до сих пор, наряду с прозою Карамзина, считается образцовой)»51.

В 1888 году отдельным изданием вышла книга H.A. Невзорова «Русская художественная словесность в начале нынешнего века й развитие ее в лице К.Н. Батюшкова»52, в которой творчество поэта рассмотрено в контексте культурно-исторической ситуации России означенного периода. Автор называет Батюшкова «отцом новейшей русской лирики, и преимущественно элегии»53. Такое определение весьма справедливо, так как поэт стал действительным новатором в жанре исторической элегии; Невзоров дает определение этому жанру: «Это такое лирическое стихотворение, в котором не только "сердце говорит", по выражению Буало, но где идеал воплощается в каком-нибудь достопамятном лице или событии; вследствие воспоминания о том или другом из них и вдохновляется поэт».51! В развитии исторической элегии, изображающей действительность без прикрас, критик усматривает усиление реалистических тенденций, которые позже разовьются в творчестве A.C. Пушкина. Вообще поэзию Батюшкова литературовед

49 Там же.

50 Там же. С.22.

51 Там же. С.25.

52 Невзоров H.A. Русская художественная словесность в начале нынешнего века и развитие её в лице К.Н. Батюшкова. - СПб.: Типография императорской академии наук, 1888.

53 Там же. С.37.

34 Невзоров H.A. Цит.соч. С.37. рассматривает как предтечу русского гения: «Природа и талант Батюшкова могут служить ключом к пониманию как его поэтической деятельности, так вместе с этим, иллюстрацией и характеристикой русской художественной словесности до Пушкина. Как птицы начинают петь, чувствуя приближение дня, так Батюшков с Жуковским являются, очевидно, провозвестниками новой, светлой зари в истории русской художественной словесности»55.

Своеобразие лирики К.Н. Батюшкова привлекло внимание языковеда В.И. Истомина, который написал в 1893 году книгу «Главнейшие особенности языка и слога произведений Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в лексическом, этимологическом, синтаксическом и стилистическом отношениях». Язык поэзии Батюшкова весьма увлекателен: богатая звукопись, разнообразная лексика, необыкновенное построение фразы, новаторство стиля - все это и по нынешний день привлекает языковедов, дает обширный материал для исследований. Истомин стал основоположником лингвистического анализа батюшковских произведений; в его работе язык поэта с.поразительной скрупулезностью.рассмотрен по всем разделам языкознания. «Художественность и вообще сравнительное совершенство внешней формы литературных произведений, чистота, правильность, благозвучие и образность языка составляют, бесспорно, главнейшую заслугу Батюшкова, которого, как первоклассного русского поэта, критика и вообще всегда ставила, по силе поэтического таланта и по относительному значению литературной деятельности, наряду с Жуковским, считая его "не вторым, но лишь другим" по сравнению с последним»56.

В двадцатом веке наблюдается спад интереса к творчеству Батюшкова. «Золотой век русской поэзии» был настолько богат именами, что некоторые

55 Там же. С.42.

56 Истомин В. Главнейшие особенности языка и слога произведений Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в лексическом, этимологическом, синтаксическом и стилистическом отношениях. - Варшава, 1893.

11 ■„■ I; ¡V ; I. I ,•.'.;;•.« <| • > Тн. гм-. :

18 из них остались в тени, стали малоизвестными. Внимание привлекли корифеи и новаторы русской литературы.

П.А. Борзаковский печатает в серии «Русские поэты для школ и народа» брошюру «Константин Николаевич Батюшков» (1902), включающую биографию поэта с приложением стихотворений. Жизнеописание призвано вызвать интерес к творчеству и воспитывать в учащихся нравственность и добродушие: «Батюшков был не только прекрасный поэт, но и замечательный человек. Его доброе, нежное сердце было преисполнено любви к Богу, родине и друзьям. Бескорыстие и честность всегда отличали его. Оценив по достоинству его дарования, современники особенно любили и уважали Батюшкова за привлекательные качества его души. Чистая и светлая любовь современников перешла и к потомству, которое всегда помянет добрым словом этого истинно русского

СП человека» . В приложение составитель счел необходимым включить следующие стихотворения: «Бог», «К другу», «Надежда», «Явор к прохожему», «К Муравьеву», «К Дашкову». ,

В 1934 году выходят в свет «Сочинения» Батюшкова под общей редакцией Л.Б. Каменева; сборник дополнен статьей и комментариями Д.Д. Благого. Также Д.Д. Благому принадлежит работа «Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX, XX вв.» (1934), в которой ученый обратился к социологическому рассмотрению творчества Батюшкова, тогда как большинство исследователей предпочитают биографический подход. В статье «Судьба Батюшкова» критик говорит об «исключительно почетной» роли поэта в истории русской литературы. Заслугу поэта критик видит не только в совершенствовании языка, но и в том, что уже в первом периоде творчества, легкой лирике, «Батюшков выразил и художественно закрепил жизнь всего своего социального слоя. "Жалованные грамоты" Петра III и Екатерины II освободили дворян от несения обязательной государственной службы, - поэзия Батюшкова была своего рода литературным "манифестом

57 Борзаковский П. Константин Николаевич Батюшков. - Одесса, 1913. С.З.

19 вольности дворянства"» . После анализа этой "полушутливой апологии лени беспечности"59 критик подвергает рассмотрению этап патриотического подъема, а затем элегической разочарованности творчества Батюшкова. Главной причиной, помешавшей дальнейшему развитию таланта, Благой считает не душевный недуг, а условия той социально-исторической действительности, в которые был поставлен поэт: незавидное общественное положение, материальная и общественная неустроенность, любовная драма. Также и то, что стихосложение воспринималось как хобби, в связи с чем отсутствовали гонорары за стихи: «Невозможность заниматься литературой профессионально парализовала все крупные., литературные.замыслы Батюшкова»60. Благой называет поэта "лишним человеком", подтверждая это "заболевание" такими симптомами, как непреходящая скука и "изношенность души": «Читая письма печального странствователя Батюшкова, кажется, что читаешь неписанный дневник Евгения Онегина»61. Работы Благого проникнуты глубоким сочувствием к несчастной судьбе многообещающего и незаслуженно забытого в ту пору поэта.

В 1951 году выходит в свет книга вологодского исследователя

•у

А.Т. Сотникова «Батюшков» , в которой автор в научно-популярном стиле излагает биографию поэта; фоном жизнеописания является общественно-литературная жизнь начала XIX века и творчество самого Батюшкова.

Советское литературоведение пыталось найти в лирике российских поэтов идеологию, отражающую вольнолюбие и борьбу за свободную жизнь. А.Н. Соколов в книге «История русской литературы XIX века» (1960) анализирует программные стихотворения Батюшкова эпикурейского и военного периода, рассматривает его антологические произведения, прозу, отмечает особенности художественного слова поэта. Исследователь причисляет Батюшкова к такому литературному течению, как

58 Батюшков К.Н. Сочинения. - M.-JL: Academia, 1934. С.32,34.

59 Там же. С.34.

60 Там же. С. 17.

61 Там же. С. 19.

62 Сотников А. Батюшков. - Вологда, 1951. консервативный романтизм: «Новые темы и образы, появившиеся в творчестве Батюшкова после 1812 года, открывали перед ним пути к гражданственному романтизму. У поэта завязались дружеские отношения со многими будущими декабристами, в частности с М. Луниным, Ф. Глинкой, С. Муравьевым-Апостолом. Однако идейные основы творчества Батюшкова оказываются недостаточными для закрепления его на позициях гражданственной поэзии» . С этим выводом трудно согласиться: патриотическая лирика поэта отвечала общему российскому стремлению освобождения от неприятеля во имя веры, царя и отечества и не испытывала влияния революционных идей. Обладателю тонкого художественного вкуса и таланта к стихосложению, ему важно было стать новатором в литературе, и он успешно боролся за усовершенствование поэтического стиля.

В XX веке ученым, который основательно рассмотрел творчество Батюшкова, стал Николай Владимирович Фридман. Его работы «Проза Батюшкова» (1965) и «Поэзия Батюшкова» (1971) - наиболее содержательные и интересные книги о поэте. В них автор анализирует творчество Батюшкова, сопоставляет его творчество с биографическими событиями,. привлекает, переписку поэта с друзьями и современниками. Н.В. Фридман считает элегию "главным жанром лирики Батюшкова"64, исследователь говорит также о новаторстве Батюшкова в этом жанре.

Литературоведы XX века, рассматривая литературный процесс начала XIX столетия, выделяют творчество К.Н. Батюшкова. Г.А. Гуковский в книге «Пушкин и русские романтики» (1965) говорит о Батюшкове как о великом предшественнике Пушкина; он рассматривает жанры, стиль, средства художественной выразительности в творчестве Батюшкова. В.Б. Сандомирская одну из глав книги «История русской поэзии» (1968) называет "К.Н. Батюшков". Исследовательница отмечает новаторский характер творчества поэта, причем видит его не только в элегиях, но даже в

63 Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. - М.: Издательство Московского университета, 1960. С. 154.

64 Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М.: Наука, 1971. С.268.

21 анакреонтической лирике (стихотворение «Мои Пенаты»). Автор считает Батюшкова проводником, который вместе с Жуковским проложил дорогу в мир романтизма; считает, что поэты предвосхитили традиции этого литературного течения; термин предромантизм Сандомирская не употребляет: «Батюшков на несколько лет опередил начавшееся в 20-е годы широкое развитие романтизма в русской поэзии»65. И.М. Семенко в книге «Поэты пушкинской поры» (1970) весьма подробно анализирует наследие Батюшкова, предлагает классификацию элегий, отмечает неоценимое новаторство лирического «я» поэта: «В стихах Батюшкова с удивительной артистичностью разрабатывалась важнейшая проблема эпохи - соотношение "общей" жизни человечества и душевной жизни отдельного человека. Батюшков - один из первых поэтов в России, в чьем творчестве сознательно строился образ автора как мыслящей личности, воспринимающей и оценивающей мир»66.

В учебнике А.И. Ревякина «История русской литературы XIX века: Первая половина» (1985) освещена история развития русской литературы XIX века. В главе о Батюшкове автор называет поэта «главой русской "легкой поэзии"»67, рассматривает его сатирические, антологические и патриотические произведения, останавливается на идейно-художественном своеобразии поэзии и говорит о значении творчества Батюшкова в истории русской литературы.

В XX веке особая заинтересованность личностью К.Н. Батюшкова возникла в 1987 году, когда отмечался юбилей, 200-летие со дня рождения поэта. В этом году вышло большое количество журнальных и газетных статей, развивавших различные темы о жизни и творчестве Батюшкова. Исследовательская трилогия Владимира Анатольевича Кошелева -неоспоримо ценный вклад в изучение батюшковского наследия. Первая

65 Сандомирская В.Б. К.Н. Батюшков // История русской поэзии. - Л.: Наука. 1968. Т.1. С.281.

66 Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. -М.: Художественная литература, 1970. С.11.

67 Ревякин А.И. История русской литературы 19 в: Первая половина. Учебник для студентов пед. ин-тов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1985. С. 68-83.

22 работа - учебное пособие «Творческий путь Батюшкова» (1986), в ней автор дает собственную периодизацию творчества Батюшкова,, а также рассматривает особенности отражения личности поэта в произведениях и комплекс его воззрений на литературный процесс своего времени. Вторая книга «Константин Батюшков. Странствия и страсти» (1987), являясь подробнейшей биографией поэта в контексте его лирики, переписки, воспоминаний современников, стала настоящим подарком к юбилею поэта. Сам автор отмечает, что он «попытался исследовать личность поэта "изнутри" самой этой личности, поэтому по своему жанру книга является о документальным повествованием». Третья работа - «В предчувствии Пушкина. Батюшков в русской словесности начала XIX века» (1995). В ней автор «ставил целью уточнить, переосмыслить репутацию Батюшкова как "несостоявшегося" Пушкина, чья историко-литературная роль свелась к тому, чтобы подготовить явление "солнца русской поэзии"».69 Исследование представляет серию очерков о переходной эпохе русской культуры: творчество Батюшкова сопоставляется с наследием Г.Р. Державина и A.C. Грибоедова. Основная же проблема вынесена в заглавие книги: «Пушкин, как и многие другие "последователи" Батюшкова (Рылеев, Боратынский, Фет, Майков и др.) шел, собственно не за своим учителем, а от него, считая естественным переосмысливать и совершенствовать какие-либо из сторон уловимого и зыбкого. Поэтому для него, как и для других писателей, в той или иной форме испытавших влияние Батюшкова, "предшественник" так и не стал "побежденным учителем". Батюшков остался "учителем" особенным: открывая "ученику" новые горизонты, он отходил и предоставлял ему возможность самому.,. "доучиться". А., . подобное

70 учительство" - самое плодотворное и самое неблагодарное». В.А. Кошелев

68 Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. - М.: Современник, 1987. С.6.

69 Кошелев. В.А. В предчувствии Пушкина. Батюшков в русской словесности начала XIX века. -Псков, 1995. С.З.

70 Кошелев В.А. Цит.соч. С.115.

- составитель издания двухтомного собрания сочинений Батюшкова, автор вступительной статьи и комментариев.

В книге В.Н. Касаткиной «Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич», вышедшей также в юбилейном 1987 году, находим новый взгляд на литературное наследие поэта; автор дает верные и точные определения его произведениям, выделяет основные особенности творчества, выявляет своеобразие предромантизма поэта. Большое внимание Касаткина уделяет изучению поэтики Батюшкова, она обращает внимание на мистические настроения поэта, анализирует его историософские размышления. Исследовательница, обратив внимание на "постоянство символики в лирике Батюшкова, выделила следующие образы-эмблемы: роза, челн, крылья, чаша - каждый из которых отражает настроение лирического «я» поэта. Настоящая работа развивает мысль исследовательницы о своеобразии батюшковского предромантизма, опирается на сделанные открытия в области поэтики, а также апеллирует к классификации элегий, выдвинутой на основе стиля пейзажных зарисовок произведений Батюшкова. Касаткиной также принадлежат статьи о Батюшкове и его творчестве: «Эпистолярный источник поэзии К.Н. Батюшкова» , «Религиозно-философские воззрения К.Н. Батюшкова» , предисловие к статье JI.H. Майкова «Женщины в жизни К.Н. Батюшкова»73 и статья о поэте в учебнике «История русской литературы XI - XIX веков»74. В 2007 году, к 220-летию со дня рождения поэта исследовательницей был подготовлен сборник избранных произведений и писем Батюшкова «К

71 Касаткина В.Н. Эпистолярный источник поэзии К.Н.Батюшкова // Дружба 1986 - 1990. Актуальные проблемы русистики. - М., 1988. С. 34-36.

72 Касаткина В.Н. Религиозно-философские воззрения К.Н. Батюшкова // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием / Сост. A.B. Моторин. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2005. С.123-132.

73 JI.H. Майков. «Женщины в жизни К.Н. Батюшкова»73 / Предисловие В.Н. Касаткиной // Русская словесность. 1995. №2. С.11 - 16

74 История русской литературы XI - XIX веков: Учеб. пособие для студ. Филол. Фак. Высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. Л.Д. Громовой, A.C. Курилова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 4.1. С.167-173. - . . Г CjtUJ С-ОС сД./ ->п" "" другу». Изданию предшествует обширная вступительная статья, в которой Аношкина (Касаткина) освещает малоизученные стороны батюшковского наследия, подробно останавливается на теме дружбы, раскрывает религиозность Батюшкова. Ученая выражает свое особое мнение касательно судьбы поэта: в отличие от В.А. Кошелева, который уподобляет Батюшкова разбившемуся сосуду, она считает, что поэт состоялся.

200-летие со дня рождения Батюшкова стало настоящим событием для земляков поэта. Вологодский областной краеведческий музей и Череповецкий государственный педагогический институт им. Луначарского провели научную конференцию, посвященную жизни и творчеству поэта. Известна работа вологодского исследователя В.В. Гуры «Венок поэту: Жизнь и творчество Батюшкова» (1989); Гура - также составитель и автор вступительной статьи одного из изданий сочинений Батюшкова.

В 1987 году из издательства «Детская литература» вышла в свет документальная повесть Виктора Васильевича Афанасьева «Ахилл, или жизнь Батюшкова» . Автор книги поставил перед собой благородную, очень важную задачу - познакомить юное поколение с жизнью и творчеством К.Н.Батюшкова через художественное слово. Биография поэта рассматривается в произведении со времен наполеоновских войн, но композиция повести такова, что юный читатель знакомится с жизнью поэта в целом, постигает его стихотворения и письма, узнает о том, как Батюшков, Жуковский и поэты-карамзинисты подготовили почву для появления в русской литературе A.C. Пушкина. Большое значение для восприятия произведения имеют также иллюстрации-портреты литературных и исторических деятелей, родных, друзей и близких К.Н. Батюшкова.

В 2001 году по инициативе А.Ю. Сергеевой-Клятис переиздана биография Батюшкова, написанная Л.Н. Майковым. Интерес: к жизни и творчеству поэта можно рассматривать как положительный и прогрессивный факт в современном литературоведении. Книга дополнена рядом историко

75 Афанасьев В.В. Ахилл, или жизнь Батюшкова. -М.: Детская литература, 1987. С. 254.

25 литературных статей исследователей творчества К.Н. Батюшкова: / В.А. Кошелева, H.H. Зубкова, A.JI. Зорина, O.A. Проскуриной. Анна Юрьевна Сергеева-Клятис - современная исследовательница - творчества поэта, автор диссертации «Русский ампир и поэзия Батюшкова». Исследовательница отходит от определения предромантизма как литературного течения, в котором работал поэт, и рассматривает его творчество как явление ампира: «Батюшков был первым поэтом, осознавшим ампир как явление культуры. Подтверждение тому - его знаменитая заметка «Прогулка в Академию художеств».76 С этим тезисом возможно согласиться, если рассматривать названное произведение изолировано от всего батюшковского наследия, но расширенно примерять к его поэзии нельзя. Ампир - все-таки не. литературное „направление, термин употребляется применительно к видам изобразительного искусства и соответствует определению «поздний классицизм». Творчество же Батюшкова нельзя уместить в тесные рамки классицизма, поэт-предромантик творил шире и мыслил как поэт по-новому.

Литературоведы всегда стремятся классифицировать творчество поэтов и писателей по тематике, по времени написания произведений. Остановимся на классификации В.Н. Касаткиной, которая делит творчество поэта на три периода. «Первый период творчества Батюшкова - становление предромантизма, когда поэт сохраняет связь с классицизмом ("средними" жанрами и "средним" стилем). Его "общежительный" предромантизм в излюбленном у поэта жанре послания к друзьям ознаменовался прежде всего светлой мечтательностью и шутливостью молодой души, жаждущей земного счастья»77. На этом этапе своего творческого пути Батюшков обращается к "легкой поэзии", пишет послания, посвящения, стихотворения эпикурейского настроения. Касаткина датирует этот период 1802-1812 гг.

Сергееева-Клятис А.Ю. Русский ампир и поэзия Батюшкова. - М.: Московский культурологический лицей№1310,2001. С.7.

77 Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н.Батюшков. Н.И. Гнедич: Учеб. пособие по спецкурсу. -М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1987. С.ЗЗ.

Второй период творчества Батюшкова (1812 - начало 1814 гг.) выделился под влиянием событий Отечественной войны 1812 г., участником которой был поэт. Он обращается к эпистолярному труду. «Батюшков превращается в военного писателя, "летописца" событий Отечественной войны. Его письма Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П.Северину - яркие документы эпохи»78.

В третий период своего творчества (середина 1814-1821) Батюшков вновь обращается к лирике. «На новом этапе духовного развития появляется новое представление о человеке, о ценностях жизни, обостряется интерес к истории»79. Представления и интересы отразились в жанре исторической элегии, ставшим в этот период ведущим в творчестве поэта.

Элегическое творчество Батюшкова - важный пласт его поэтического наследия, который оказался малоизученным ввиду того, что в работах исследователей недостаточно контекстного рассмотрения отдельных стихов и элегий в целом; совсем мало изучено творчество его многочисленных спутников в поэзии.

Сам объект исследования - «северные элегии» К.Н. Батюшкова и стихотворения близких ему авторов - формирует системный подход, требующий анализа художественного текста не только в историко-литературном, но и этико-эстетическом, и духовнотфилософском контексте. В диссертации обозначены основные проблемы, поднятые в лирике К.Н.Батюшкова 1800-х - 1820-х годов. Прежде всего те, что связаны с общественно-историческими и патриотическими мотивами, этико-эстетическими - взглядами поэта и его современников. Существенное внимание уделено проблеме патриотизма, наиболее ярко проявившемуся в России в начале первых десятилетий XIX века, способам его поэтического выражения. Исследованию подвергся оссианизм - стилевое явление в истории мировой литературы, полюбившееся русским писателям и

78 Там же. С.39.

79 Там же. С.40. читателям; изучение произведений, написанных Батюшковым в этом стиле, осуществлено в сопоставлении с образцами как классической литературы, так и с произведениями поэтов «второго ряда».

Совокупность очерченных проблем обусловила актуальность работы: специальные труды, посвященные исследованию указанных элегий отсутствуют. Опыт такого исследования предлагается в настоящей диссертации.

Цель работы - восполнить недостаток научной литературоведческой информации об элегическом наследии Батюшкова; рассмотреть военно-патриотическую, оссианическую лирику поэта и его современников, изучить их творческое взаимодействие в контексте эпохи конца XVIII - начала XIX века.

В связи с целью исследования ставятся следующие конкретные задачи:

• рассмотреть историю изучения поэзии Батюшкова в свете избранной для исследования темы;

• конкретно обозначить исторические события, своеобразно воспринятые Батюшковым-поэтом;

• установить автобиографичность «северных» элегий Батюшкова методом нахождения общих содержательных*- стилистических, семантических и различных художественных черт между поэтическими произведениями, прозой и письмами поэта;

• доказать художественную ценность «северных» исторических элегий К.Н. Батюшкова с гражданственно, духовно-нравственной, а также с композиционной, стилистической, семантической и др. точек зрения; выявить новаторство поэта;

• рассмотреть «северные» исторические элегии в контексте других стихотворений и прозаических произведений как Батюшкова, так и других поэтов, его современников; . - ■ -. < * < - < . .

• проследить эволюцию развития своеобразного оссианизма в России начала XIX века и указать на специфику его отражения в творчестве К.Н. Батюшкова и других поэтов той поры; '

• обобщить сделанные наблюдения и дать заключительный вывод о своеобразии батюшковского элегического предромантизма и о его значении в истории русской литературы.

Научная новизна исследования во многом обусловлена самим подходом к материалу, предполагающим контекстный анализ элегического наследия К.Н. Батюшкова. Впервые ' предпринята попытка целенаправленного, системного исследования именно «северных элегий» поэта; их подробный анализ осуществлен в контексте литературы современного поэту периода. Обстоятельно изучены патриотические основы элегического творчества .Батюшкова; применен комплексный., .анализ: изучены не только элегии, но и проза, письма поэта, в которых присутствуют те же настроения, что и в рассматриваемых стихотворениях. Обновлена источниковедческая база: проанализированы произведения поэтов «первого и второго ряда» первой четверти XIX века.

Материалом для диссертационной работы послужили поэзия, прозаические произведения и письма поэта80, литературоведческие работы о творчестве К.Н. Батюшкова, поэзия В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, Н.И. Гнедича и других современных Батюшкову поэтов, материалы журналов «Новости русской литературы» (1802 - 1805), «Северный Вестник» (1804 - 1805), «Журнал российской словесности» (1805), «Журнал для сердца и ума» (1810), «Русский Вестник» (1808 - 1818), «Вестник Европы» (1802 -1822), «Сын Отечества» (1812 - 1822) и других.

Методологической основой работы явились труды прежде всего Л.Н.Майкова, В.И. Саитова, исследователей XIX века М.И. Семевского,

80 Сочинения К.Н.Батюшкова. Изданные П.Н.Батюшковым. Со статьею о жизни и сочинениях К.Н.Батюшкова, написанною Л.Н.Майковым, и примечаниями, составленными им же и В.И.Саитовым. СПб, 1885-1887. (Далее цитируется по этому изданию. Первая цифра в скобках -том, вторая - страница).

П.А. Борзаковского, а также отечественных ученых нового века по истории литературы, таких как М.П. Алексеев, Д.Н. Введенский, А.Н. Зорин, Н.Н.Зуев, В.Н. Касаткина; В.И. Коровин, В.А.Кошелев, Ю.Д. Левин, В.И. Маслов, И.М. Семенко, А.Т. Сотников, Н.В. Фридман и другие.

В основе исследования - историко-генетический, сравнительно-исторический, отчасти биографический методы; осуществлены также типологические подходы, изучаются вместе с тем психология и этика личности поэта.

Научно-практическое значение исследования определяется тем, что в нем представлены материалы о жизни и творчестве К.Н. Батюшкова, о его окружении, современной ему эпохе. Материалы диссертации и сделанные в ней выводы могут быть использованы ; для изучения,* „.творчества К.Н. Батюшкова в рамках истории русской литературы начала XIX века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, при написании студенческих рефератов, курсовых и дипломных сочинений.

Положения, выносимые на защиту

1. Произведения, посвященные Отечественной войне 1812 года, составляют отдельный, наиболее значительный и оригинальный пласт творчества Батюшкова. Поэт выступает как новатор в жанре исторической элегии, ищет новые темы, мотивы, образы для изображения исторических событий своего времени.

2. Батюшкову удалось сочетать военную тему, "северные" мотивы с личным переживанием элегического героя. Пейзажная зарисовка и исповедальная лирика впервые находят воплощение в жанре исторической элегии. Такой синтез, характерный для Батюшкова, делает его творчество ярчайшей страницей в истории русской поэзии.

3. Понятие «память сердца» - важный составляющий компонент лирики 1810-х годов, в частности, батюшковского этико-эстетического миросозерцания. Это качество стало для поэта апогеем нравственности, являясь ведущим во всех «северных элегиях» и других его произведениях.

4. Изданные Макферсоном «Поэмы Оссиана» покорили сердца русских читателей героизмом людей, силой и своеобразием картин северной природы, стимулировали характерные для русских поэтов предромантической эпохи поиски новой образности, интерес к героическому прошлому родины, активное творческое обращение к эпосу и древней истории своего народа. В ряду русских поэтов, обратившихся к идеям оссианизма и воспринявших его поэтические принципы, фигурируют имена как признанных поэтов, так и незаслуженно забытых. Литераторы понимали мировое значение «северного направления», создавали творческие переводы и собственные оригинальные произведения, навеянные идеями скандинавского эпоса.

5. Значительное место в развитии русского оссианизма занимает творчество К.Н. Батюшкова, особенно его лирика. Обращение поэта к северным мотивам началось с Русско-шведской войны и участия в сражениях в Финляндии (1808-1809); русский Север в поэзии стал важнейшей приметой русского предромантизма, во многом определявшей его самобытность, художественную привлекательность и ценность.

Апробация работы:

Основные положения и результаты исследования излагались на VI и V международных конференциях «Русское литературоведение в третьем тысячелетии» (2005 и 2006 гг.), на семинарах аспирантов в МГОУ; работа обсуждалась на заседании кафедры русской классической литературы Московского государственного областного университета. По теме диссертации опубликовано четыре статьи, пятая сдана в печать в журнал «Литература в. школе». Результаты диссертационного исследования апробированы также в школьном преподавании, на уроках и во внеклассной работе с учащимися.

Структура, основное содержание работы. Диссертация строится по проблемно-хронологическому принципу, который предполагает всестороннее, систематическое исследование темы; текст состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 210 наименований.


Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 269445