Символика мелодико-интонационных структур в камерно-вокальных циклах Э. Денисова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Котлярова, Людмила Викторовна

  • Котлярова, Людмила Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 202
Котлярова, Людмила Викторовна. Символика мелодико-интонационных структур в камерно-вокальных циклах Э. Денисова: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Воронеж. 2011. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Котлярова, Людмила Викторовна

Введение.

ГЛАВА 1. Э. Денисов и традиции русской культуры рубежа XIX - XX веков

§ 1. Отражение идей русской философской мысли и традиций поэтического символизма в эстетике композитора.

§ 2. Э. Денисов и музыкально-эстетические искания начала XX века.

ГЛАВА 2. Символ как художественно-эстетический феномен.

§ 1. Универсальные и частнонаучные параметры. Некоторые свойства символики в музыке Э. Денисова.

§ 2. Трактовки и определения музыкального символа.

ГЛАВА 3. Мотивная символика вокальных циклов композитора.

§ 1. Основные символ-мотивы.

§ 2. Цикл «На снежном костре» как средоточие приёмов символизации.

§ 3. Вопросы периодизации и общие принципы воплощения мотивной символики Э. Денисова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Символика мелодико-интонационных структур в камерно-вокальных циклах Э. Денисова»

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема символизации, в том числе в отношении музыки второй половины XX века, является одной из основных. По утверждению В. Холоповой, «символика достигла такой всеобщности, какой она никогда не имела раньше». Она справедливо считает это фактом «глубочайшего интеллектуализма академической музыки последнего столетия» [182, 74]. Художник сознательно или подсознательно использует символ, демонстрируя потребность облечь свой замысел в определённую форму таким образом, чтобы сквозь неё просвечивало единичное и общее, временное и вневременное, что, по мысли А. Лосева, показывает - «символизация в искусстве остаётся одной из основных форм реализации замысла творца, не теряющей своей значимости» [102, 25]. Не случайно, поэтому, изучение вопросов символического выражения в области музыкального искусства, в том числе периода последних десятилетий XX века, всё активнее внедряется в сферу научных интересов исследователей, проявляясь как актуальная современная тенденция.

Настоящая работа посвящена символике в музыке Э.Денисова. Она реализуется в сфере основных средств музыкальной выразительности, опираясь на их богатый семантический потенциал. Исследователи неоднократно отмечали роль отдельных символических компонентов в сочинениях композитора, однако в целом проблема символа как единицы смыслообразования в его музыке остаётся одной из малоизученных. В значительной мере это относится к мело-дико-интонационной области, к которой, в первую очередь, и обращено настоящее исследование. Её разработка представляется актуальной в силу того, что она может способствовать глубинному постижению смысловых процессов, осуществляемых в музыке композитора, содействовать выявлению скрытых значений музыкальных компонентов его сочинений.

Символическая система, реализуемая в музыке Э. Денисова, в значительной мере связана с претворением ведущей идеи его творчества, определяемой часто как воплощение Света и Красоты, с олицетворением той широко трактованной темы духовности, в которой существенное значение приобретает религиозно-философский аспект, чрезвычайно значимый для композитора. Данная тематика обретает в наше время новое звучание, чем также определяется актуальность исследования.

К проблеме символизации в отношении композиторской практики XX века обращен ряд исследований, посвящённых, в частности, способам воплощения религиозной символики в музыке Б. Бартока, А. Веберна, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Ю. Буцко и других [154, 49, 32, 88, 6, 92]. В связи с изучением музыки Э. Денисова исследователи, среди которых Ю. Холопов, В. Ценова, Г. Григорьева, Е. Денисова, Д. Смирнов, М. Соколова, Н. Бычкова, отмечают особую роль устойчивых гармонических и ритмических комплексов, тембровой составляющей, а также некоторых «мелодических групп», фактически выступающих в качестве музыкальных символов [176, 188, 47, 64, 152, 158]. Сам композитор, неоднократно упоминая о различных символических средствах воплощения того или иного замысла, заявлял: «В моих сочинениях тоже есть своя символика» [121, 45~]х. Таким образом, вопрос претворения принципов символизации в отношении его музыки не является случайным. Он вытекает из многочисленных высказываний самого композитора, из наблюдений исследовате

1 Приведём лишь некоторые из высказываний композитора: «здесь есть музыкальный символ "последнего слова". прощанья - это единственное появление ударного инструмента» [202, 225] («Жизнь в красном цвете»); « я стал искать. отдельные элементы музыкальной "графики", музыкальных "портретов", или, правильнее сказать, музыкальных символов» [там же, 76] («Голубая тетрадь»); «вся сцена должна буквально залиться голубым цветом. А для меня - это цвет очень чистый, это настоящий символ небесного. Здесь весь текст - сложнейшая образная структура и очень сложная структура ассоциативных связей, и очень сложная структура символов» [там же, 311] («Голубая тетрадь»); «это. как символ исчезающей, но не умирающей вечной Красоты, какого-то далёкого вечного Света. И, конечно, тут не может быть громкой музыки. Никогда! Его До мажор, челесга, - это, конечно, символ вечного» [там же, 92] (о «Песнях о земле» Г.Малера); «для меня его [Шуберта] темы в моих сочинениях - это как символ того вечного, что есть в музыке, что делает музыку вечной.» [там же, 241] (Концерт для скрипки с оркестром); «для меня этот ре-мажорный аккорд. стал как символ света» [там же, 25]; «интермеццо перед второй картиной - улица, ветер сухой и сильный - это, конечно, символика.» [там же, 272] (опера «Пена дней»); «и, наконец, момент,., играющий, безусловно, роль определённого музыкального символа - это удары колокола» [там же, 276] (опера «Пена дней»); «аккорд несколько раз появляется у меня и в опере "Пена дней". Там, у трёх низких флейт в первой октаве, это тихо звучащее трезвучие, оно как символ смерти» [там же, 295] (Соната для скрипки и органа); «здесь почти в каждой строчке текстов, во всех поэтических образах очень много символики. И эти поэтические символы буквально пронизывают всё; именно за ними, практически, скрывается всё содержание цикла» (выделено нами - Л.К.) [там же, 332] («В высоте небес»), 4 лей, и, что наиболее важно, - из самой музыки (особенно ярко - в жанрах, связанных со словом).

История исследований творчества Э. Денисова, начавшаяся в семидесятые годы, к настоящему времени охватывает множество статей, интервью и несколько книг. Важную роль в формировании современного взгляда на творчество композитора сыграли проницательные работы Ю. Холопова, одного из первых обратившегося к опыту раскрытия духовного мира и композиторской техники художника. В частности, в его совместном исследовании с В.Ценовой в отдельных кратких высказываниях подмечена та сторона музыки композитора, которая может быть обозначена как тенденция к символическому воплощению идей , подчёркнута особенность композитора мыслить «обобщенными музыкальными единствами — темами, мотивами, звучностями», выявлена «интонация EDS . как очень характерная для композитора» [176, 73, 53].

Отметим, что активное использование композитором метода мышления стабильными мотивами и «звучностями» находится в русле общей тенденции «автоцитирования», получившей особое развитие в философии искусства XX века и проявившейся в тенденции к межтекстовым взаимодействиям, изучению того или иного текста как результата сложной взаимосвязи элементов других текстов. В случае «автоцитирования» композитор ссылается на свой опус, вступая в «диалог с собственным творчеством, стремясь подчеркнуть взаимосвязь сочинений» [54, 167]. Причем, «чем чаще используется цитата, тем ей легче превратиться в символ, как бы выходящий за пределы источника» [там же, 169]. Всё это наводит на мысль о необходимости более глубокого изучения указанной стороны музыки Э. Денисова, в частности, побуждает к дальнейшему раскрытию смыслового аспекта в использовании стабильных мелодико-интонационных образований, к изучению их сущностных характеристик.

2 Так, в отношении «Солнца инков» отмечено: «Как символ значим здесь образ Солнца» [177, 129]\ в «Итальянских песнях» выделен особый приём исполнения на флейте, валторне, скрипке и клавесине: «Музыканты извлекают из своих инструментов едва уловимые слухом ударные эффекты. Это уже не музыка, а как бы её символ: музыка, которую мы не слышим, а видим. Подобный приём имеет глубокое художественное оправдание - так символически изображается смерть» [там же, 135]. 5

Существенным подспорьем при разработке темы данного исследования явилась книга «Признание Эдисона Денисова», составленная Д. Шульгиным, которая помимо авторских высказываний по проблемам современной музыки и другим вопросам музыкального искусства, содержит суждения Э.Денисова о символической роли некоторых его гармонических, тембровых и ритмических комплексов, использованных во многих его сочинениях [202].

Значительный интерес вызывает и книга «Неизвестный Денисов. Из записных книжек (1980/81-1986, 1995)». Материал, изложенный в ней, открывает возможности для исследования эстетики композитора в интересующем нас ракурсе, позволяет глубже постичь многие стороны его мировоззрения [121].

Отдельные сочинения композитора рассмотрены в книге С. Курбатской и Ю. Холопова «Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки» [91], в которой, в частности, реализована попытка осознания смысла каждого звука и созвучия «Трёх картин Пауля Клее», созданных под впечатлением живописных произведений. Здесь осуществлен опыт анализа музыкального текста в актуальном для нас аспекте внемузыкальной природы образности. С тех же позиций интерес представляет диссертация О.В. Веришко «Композиции с интертекстуальной моделью в свете художественной системы Э.В. Денисова» [38], посвященная проблеме работы композитора с «чужим» текстом.

Творческая деятельность Э. Денисова получила освещение и в зарубежной периодике, в статьях, авторами которых выступили Ю. Бергерет, С. Делонги, Ч. Фрей, Д. Гойови, П. Ригад, Г. Сьёквист [214, 218, 221, 223, 229, 231]. Среди зарубежных изданий можно отметить книгу «Беседы с Денисовым» Ж.П. Ар-манго, существенно дополняющую представления об особенностях творческого метода композитора [219].

Творчество Э. Денисова, безусловно, оставляет немало аспектов, требующих дальнейшего изучения. К области малоисследованного, в частности, относится и проблема символизации мелодико-интонационной ткани, актуальная для всего творчества композитора, в том числе сочинений, в которых наличие слова стало важнейшим фактором прояснения смысла. Область вокальной б музыки, характеризуемая взаимодействием поэтического и музыкального начал, по мнению исследователей, объективно становится «постоянным источником формирования интонационных формул» [195, 121]. Она с особой наглядностью демонстрирует семантику характерных для Э.Денисова интонационных комплексов.

Главный объект исследования — камерно-вокальные циклы для голоса и фортепиано Э. Денисова, в которых символика мелодико-интонационных структур служит важнейшим смысловым фактором. Для более полного охвата мотивной системы композитора, межтекстовых элементов мотивной символики, интонационно-тематических и концептуальных связей к материалу диссертации приобщены также произведения для голоса и инструментального ансамбля, хоры, опера «Пена дней».

Предметом изучения является система авторских мотивных образований, наделённых символическим значением.

Цель работы - выявление принципов символизации мелодической ткани как одной из существенных черт творческого метода композитора, рассмотрение их действия на примере вокальных циклов в аспекте особенностей его эс-тетико-мировоззренческих установок.

Достижению цели содействует решение следующих задач:

- выявить основные свойства мелодико-интонационной символики композитора, репрезентирующие атрибутивные качества художественного символа;

- уяснить особенности систематизации мотивов;

- изучить проявления межтекстовой природы интонационных комплексов, их инвариантных черт, раскрыть границы их «смыслового поля»;

- установить некоторые общие закономерности в воплощении принципа символизации в рамках ряда основных вокальных сочинений композитора.

Методология исследования. В качестве основного избран семантический метод исследования, направленный на выявление особенностей смысловой организации музыкального текста. В связи с обращением к данному методу, основополагающими выступают фундаментальные исследования В.Н. Холоповой [180], Е. Назайкинского [120], JL Саввиной [145], Л.П. Казанцевой [79-81], Л.Н. Шаймухаметовой [195], М.Ш. Бонфельда [28], А.И. Демченко [51], А.Ю. Кудряшова [90], труды Г.Р. Тараевой [167], И.С. Стогний [164] и других. Изучение проблемы музыкального символа предполагает обращение к понятиям «музыкальный язык» и «музыкальный знак», рассматриваемым музыковедами в качестве ведущих категорий музыкального содержания. В связи с этим, помимо выше названных, привлечены работы М. Арановского [10, 11], В. Ме-душевского [111], Ю. Кона [84], Г. Орлова [124], В. Холоповой [179, 180, 183], С. Гончаренко [45], А. Кудряшова [89], А. Денисова [53], И. Волковой [40], С. Мальцева [108], а также труды зарубежных исследователей, среди которых К. Барри [214], В. Брайт [215], А. Кларк [217], Дж. Гиль [222], Д. Гвиздаланка [224], Е. Кофин [225], А. Мериам [227], Л. Майер [228], Д. Штокман [232], С. Зиранска-Коминек [233].

Разночтения, допускаемые в музыковедении в трактовке понятия «символ», побудили к изучению философских трудов, направленных на его исследование. В работах А. Доброхотова, С. Аверинцева, С. Радионовой, А. Лосева, Н. Рубцова, К. Свасьяна, а также С. Лангер, Г. Епперсона и других символ рассматривается как культурологическое, философское и художественное явление [1, 3, 37, 132, 103, 102, 134, 147, 95, 220]. В ряду существующих концепций символа особое значение имеет труд Н. Рубцова, обобщающий фундаментальные исследования философов-классиков и раскрывающий специфику художественного символа [134]. Актуальными выступают литературоведческие работы о русском поэтическом символизме рубежа XIX - XX веков, в русле которого формировалась теория вопроса (статьи Вяч. Иванова, А. Белого, Д. Лихачева, Е. Эткинда, Л. Долгополова [75, 21, 100, 204]). Освещению особенностей творчества поэтов-символистов, некоторых проблем, связанных с их методом, посвящены труды В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Аверинцева, Д. Андреева, В. Жирмунского, В. Ходасевича, О. Кустова [160, 159, 22, 30, 4, 7, 70, 174, 211], а также статьи поэтов - А. Блока, В. Брюсова, В. Бальмонта, Ф. Сологуба [25, 130, 29, 17, 161].

В настоящей работе учитывается существование различных трактовок понятия «музыкальный символ». Значительный интерес вызывают работы А. Денисова, Г. Орлова, А. Кудряшова и других, использующих его в недискурсивном значении, не предполагающем буквальный и однозначный смысл [53, 124, 89]. Исследователи отмечают в качестве основной способность символа стать олицетворением некой идеи, постижение которой связано не столько с рациональным подходом, сколько с воображением и интуицией, содействующим выявлению таких важнейших свойств символа как многозначность и амбивалентность.

На сегодняшний день в теоретическом музыкознании накоплен значительный опыт постижения музыкального произведения с точки зрения анализа содержательных структур. Выявлена, в частности, специфика содержания вокального произведения, структура которого двусоставна, поскольку опирается на литературный первоисточник и композиторский текст, взаимовлияющие друг на друга. Возникающее взаимодействие семантических систем обнаруживает как их близость, так и возможные несоответствия и алогизмы. Несомненно одно - слово является мощным средством, с одной стороны провоцирующим, с другой - высвечивающим в звуковом материале экстрамузыкальные свойства. Это обуславливает более очевидные «знаковые возможности» вокальной музыки в сравнении с инструментальной.

Изучение взаимодействия двух текстов в вокальном произведении всегда привлекало исследователей. Одной из наиболее значимых выступает проблема вокального интонирования слова, к которой обращались М. Арановский, А. Стратиевский, В. Васина-Гроссман, Е. Ручьевская, Г. Кулешова, М. Аслань-янц и другие [9, 15, 32, 137, 139, 166]. М. Арановский рассматривает вокальную мелодику как воплощение разнообразных речевых ситуаций, В.Васина-Гроссман исследует вокальную декламацию как средство углубления характеристики героя, Е. Ручьевская анализирует механизм претворения интонаций и ритма речи, М. Асланьянц выделяет три аспекта проблемы взаимодействия речи и музыки с точки зрения ритма, интонации и композиции.

Вопросу семантического взаимодействия слова и музыки и его роли в процессе смыслообразования посвящена диссертация Н. Королевской [85]. В трудах Л. Казанцевой в ряду важнейших рассматривается проблема взаимодействия словесного текста и его музыкального «прочтения». Исследователь изучает вопрос соотношения литературного и музыкального начал, принципиального для художественного содержания синтетического произведения, в аспекте того, как «услышал» композитор словесный текст. Автор полагает, что «именно в этом ракурсе должны быть оцениваемы все действия композитора» [80, 68]. Особое внимание уделяется авторскому началу — «присутствию творческой личности в образно-художественной системе опуса,., взаимодействию личностей литератора и музыканта», проявляемому в «авторском эмоциональном тоне, авторской позиции, авторском комментарии.» [там же, 88].

Исследования музыкального содержания вокальной музыки в последние годы приобрели семиотическую направленность. Среди них выделяется фундаментальная монография И. Степановой «Слово и музыка. Диалектика семантических связей», в которой на широком историческом материале рассматривается взаимодействие семантических систем, выявляются полисемантические свойства музыкального знака [163]. Определенный интерес вызывает и работа И. Кривошей, направленная на исследование роли внемузыкальных компонентов в смысловой организации романсов С. Рахманинова, на выявление особенностей воплощения зрительных, предметных, пространственных и сюжетных образов [87].

Изучение вокальной музыки в аспекте взаимовлияния двух семантических систем всегда будет вызывать интерес исследователей. В свою очередь, данная работа направлена на выявление как специфически музыкальных свойств стабильных мелодико-интонационных комплексов, так и внемузыкальных факторов, обусловленных воздействием вербального уровня. Особое внимание уделено вокальной партии, что обусловлено несколькими причинами. Одна из них связана с тем особым значением, которое придаёт Э. Денисов интонируемому слову, а также тем его отношением к поэтическому тексту, которое определяет рассмотрение его композитором как своеобразного ключа к сочинению [см. об этом 202, 86, 269, 287, 289]. При этом работа с поэтическим рядом неизменно сопровождается тщательным подбором интонаций и нередко их заменой, если произведение исполняется на другом языке. С другой стороны, отличительной чертой музыки композитора является ее многопластовость. В полной мере это относится к его вокальным сочинениям. К примеру, в отношении хоровых произведений исследователи отмечают, что нередко композитор одновременно использует разные типы хоровой фактуры, применяя тот «особый тип изложения, в котором все. голоса независимы» [18, 119,124]. В его вокальных циклах партия солиста представляет собой некий самостоятельный пласт, который вступая в непосредственное сопряжение с другими пластами, подчас взаимодействует с ними по принципу взаимодополняемости. Последнее проявляется, в том числе, в определённой ладово-гармонической, а также образно-семантической автономии.

Безусловно, относительно самостоятельные пласты не могут существовать отдельно друг от друга. Являясь частью целого, они неразделимы на уровне высокого художественного обобщения. Это проявляется и на музыкально-тематическом уровне - например, в процессе вертикализации горизонтали, когда важнейшие вокальные ходы проникают в вертикаль, выступающую в роли «сжатой интонации», и, наоборот, аккорды проецируются на вокальную горизонталь, что вызывает эффект горизонтализации вертикали. Названные обстоятельства позволяют с известными оговорками и в сугубо исследовательских целях сосредоточить внимание на одной стороне - вокальной, подмечая в необходимых случаях факты проявления (либо не проявления) взаимопроникновения пластов.

В диссертационной работе использован ряд терминов и понятий, направленных на выявление содержания вокальных сочинений композитора. Среди них: «интонационная лексика» (М. Арановский, В. Медушевский, В. Холопова, Л. Казанцева, Л. Шаймухаметова) как совокупность типизированных интонационных образований (лексем), приобретающих свойства узнаваемых смысловых единиц; «мигрирующие интонационные формулы» (Л. Шаймухаметова) как понятие, указывающее на способность устойчивых интонационных оборотов с закреплёнными внемузыкальными и музыкальными значениями мигрировать из текста в текст и приобретать знаковость. Одним из важнейших выступает понятие «семантического поля» как олицетворения образного пространства, с одной стороны, воплощаемого в отдельном мотиве, с другой — возникающего в результате интонационно-смыслового пересечения стабильных мелодических структур. В работе обосновывается понятие «символ-мотив», отражающее специфический ракурс исследования и служащее обозначением авторских - лаконичных, структурно оформленных - мелодических образований, участвующих в процессе символизации и наделенных полисемией музыкально-образного значения3.

Источником содержания символ-мотивов становятся идеи, в воплощении которых отражаются связи с визуальными образами, ассоциативными представлениями и поэтическими сюжетами. В них реализуется тесный контакт музыкального и внемузыкального типов мышления. Выход за пределы музыкального текста и его языка способствует выявлению механизмов смыслообра-зования, раскрытию семантического контекста музыки. Исследование содержательной стороны символ-мотивов обусловлено стремлением проникнуть в более глубокие, «скрытые» и неочевидные смысловые пласты сочинений.

Научная новизна работы определяется впервые предпринятой фиксацией и систематизацией стабильных мелодико-интонационных комплексов Э. Денисова, выявлением их качеств лаконичных, структурно оформленных, семантически самостоятельных единиц музыкального высказывания, способных к межтекстовой миграции, сохранению первичных и приобретению новых значений, демонстрирующих широту «смыслового поля» и устойчивость инвариантных свойств структуры. Раскрытием значений данных комплексов, их семантического потенциала, символистских свойств обусловлено введение определения «символ-мотив». Применение метода моделирования позволило предложить

3 В соответствии с концепцией Ю. Тюлина, мотив трактуется как важнейший музыкально-смысловой элемент темы или тематического материала [172, 73]. визуальную схему мотивов, наглядно отображающую проявление системных свойств мелодико-интонационной символики. В итоге исследования расширены представления об особенностях эстетико-мировоззренческих принципов и композиторского метода Э. Денисова.

На защиту выносятся следующие положения:

- насыщение мелодико-интонационной ткани повторяемыми, стабильными мо-тивными образованиями, наделёнными символическим значением, является неотъемлемой стилистической особенностью вокальной музыки композитора;

- мелодические комплексы демонстрируют явное взаимодействие с поэтической символикой, характеризуются способностью к межтекстовому перемещению, отражают особенности концепции композитора и её близости к достижениям русской литературы и музыки символистской направленности, отечественной философской мысли рубежа XIX - XX веков (русскому религиозному Возрождению) в трактовке тем Креста, Смерти, Любви, каждая из которых воплощается композитором в конкретном мотиве;

- формирование мотивной системы обусловлено эволюционным характером её развития, при котором мелодические образования проходят путь от кратких сегментов к относительно развёрнутым структурам, путь постепенного становления от произведения к произведению;

- в роли метасимволов предстают монограмма композитора и мотив с лирической секстой в духе традиций русского романса, каждый из которых репрезентирует цепь значений и выступает в качестве интонационного ядра ряда основных символ-мотивов;

- композитор опирается на принцип синтезирования как в формировании структур отдельных мотивов, складывающихся из самостоятельных сегментов, так и в создании комбинированных мелодических построений, демонстрирующих слияние двух или трёх мотивов, что, в существенной степени, способствует концентрации смысла.

Практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные в нём положения и выводы могут быть использованы при дальней

13 шем изучении закономерностей смысловой организации музыкального текста. Они могут войти в разделы лекционных курсов по теории музыкального содержания, анализу музыкальных произведений и современной музыке.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки Воронежской государственной академии искусств. Материалы работы легли в основу восьми публикаций, общим объёмом 4,5 п.л., две из которых помещены в издания, определённые ВАК: журналы «Музыковедение» и «Проблемы музыкальной науки». Основные положения стали темой для докладов на Международных научно-практических конференциях: «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (Астрахань, 2006), «V сереб-ряковские научные чтения» (Волгоград, 2007), «Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия» (Астрахань, 2008); Всероссийских научных конференциях: «Болховитиновские чтения. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее» (Воронеж, 2007), «Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика» (Астрахань, 2009); научной конференции «Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов» (Астрахань, 2007).

Материал диссертации используется в ряде музыкально-теоретических курсов, читаемых в Воронежской государственной академии искусств и Институте культуры и искусства Липецкого государственного педагогического университета.

Структура данной работы состоит из Введения, трёх глав и Заключения.

В первой главе отражена близость мировоззрений композитора традициям русской философской мысли, выявлена общность художественного вектора творческих концепций композитора и идей русских поэтов-символистов, а также некоторых проявлений символизма в музыке.

Во второй главе рассматриваются некоторые основные виды частнонауч-ных символических спецификаций, свойства символа как семиотического объекта музыкальной семантики и некоторые его качества как музыкально-художественного явления.

Третья глава посвящена особенностям символизации мелодико-интонационной ткани вокальных циклов как основы интонационно-конструктивного метода мышления Э. Денисова, открывающего новые возможности музыкально-тематической драматургии, а также интерпретации музыкальной образности. Выявляются основные свойства и особенности систематизации мелодической символики, рассматриваются вопросы периодизации.

В Заключении сделаны выводы о наделении устойчивых мелодико-интонационных образований вокальных циклов качественными признаками и функциями музыкального символа.

Библиография включает 233 названия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Котлярова, Людмила Викторовна

Заключение

Стереотипные мелодико-интонационные элементы музыкального языка являются важной составляющей в сочинениях Э. Денисова, во многом определяющей содержательную логику музыки композитора. Особую роль в расшифровке значений такого рода элементов играют вокальные произведения, текст которых опирается на гибкую структурированную систему символических комплексов, выполняющих особую роль в процессе смыслообразования. Понимание того, как именно они работают, неразрывно связано с внемузыкальны-ми компонентами, оказывающими влияние на музыкальный материал. Взаимодействие со словом создает возможности расшифровки смысла музыкальных инвариантов, образующих единую межтекстовую систему символ-мотивов, а сравнительный семантический анализ различных вокальных произведений способствует выявлению цепи их значений.

Вокальные произведения композитора воспринимаются как некое «сверх- 1 произведение», особого рода макроцикл, в рамках которого функционирует единая сюжетная модель - «метасюжет», объединяющий две основные линии развития: любовную и религиозно-философскую. При этом воплощается характерно-символистское преобразование отрицательного в положительное, при котором, например, расставание неизбежно (оно воспринимается как изначальная установка), страдание желанно, а смерть — благо. В структуру метасюжета вовлечена система инвариантных мелодических образований, которые вступают во взаимное семантическое и интонационное взаимодействие и становятся одним из основных факторов, формирующих содержание.

Символика мелодических комплексов характеризуется содержательностью, многозначностью и взаимообратимостыо смыслов, обладает такими качествами как коммуникативность и диалогичность, способность к воплощению сверхличностного и общезначимого, а также лаконичностью формы. Многозначность отражается в динамике перехода от смысла к смыслу, взаимообратимость смысловых связей — во взаимозаменяемости означающего и означаемого, диалогичность - в способности устанавливать коммуникацию, функционирующую в поле действия и относительной понятности символа, в «апелляции» композитора к ассоциативным возможностям слушателя, сверхличностное - в локализации в деталях общезначимого, лаконичность — в способности воплотить экспрессию в сколь угодно сжатой форме, вплоть до одного звука.

Выявлены следующие отличительные черты символ-мотива: с одной стороны, он инвариантен и одним из его свойств становится повторяемость, которая позволяет символу наполняться актуальными значениями, не теряя первоначальных смыслов; с другой - символ-мотив, взаимодействуя с различными контекстами, реализуется в бесконечных вариантах. Это способствует образованию обширного смыслового поля, выявляющего глубинную сущность символа.

В камерно-вокальных сочинениях композитора выявляется тенденция к постоянному расширению смысловых границ стабильных мелодико-интонационных структур через их взаимодействие с поэтическими символами. Концептуальные значения последних воспринимаются сквозь призму художественно-мировоззренческой позиции самого автора.

Мироощущение Э. Денисова, его представления о Красоте как глубинной сущности мира, возможно, являются детерминантами в обращении композитора к методу символизации. Особое значение для него приобретают символы и идеи, трактованные в духе традиций русского религиозного Возрождения рубежа XIX - XX веков. Они созвучны содержанию многих сочинений композитора, одним из первых обратившихся к теме поиска морально-нравственных ориентиров, обретения веры через болезненный опыт ошибок, заблуждений и иллюзий. Идеи русских философов конца XIX - начала XX веков - Воскресения и Бессмертия, Вечного света и Вечной красоты - рассматриваемые в качестве неотъемлемых элементов русского национального сознания, Э. Денисов находит спасительными для современной России, признавая особую роль музыки как области высоких художественных и эстетических ценностей.

В воплощении темы религиозного самоопределения как «способности морального противостояния злу» [20, 12-13], Э. Денисов наряду с другими ведущими композиторами второй половины прошлого столетия предвосхищает тенденцию, определяемую В. Холоповой как «богоискательство» [184, 101]. Она явно обозначилась в последней трети XX века и, как отмечают исследователи, получила особое звучание в свете эпохальной даты тысячелетия Крещения Руси, пробудившей «новое отношение к важнейшей ветви национального наследия» - духовной теме в культуре [66, 36]. В обращении к религиозной тематике реализовалась извечная тяга человека к «незыблемому, несокрушимому», ибо, по мнению В. Медушевского, «.вера есть предчувствие и обретение опоры и сердечная мысль о мире, положенная в основу жизни. Вера ищет единое, устремлена к корням бытия, к основам, к мировоззренческой тонике. Её функция - быть центром и основанием личности, истоком и утверждением нравственных движений сердца, заключать в себе побуждения всех духовных сил» [115, 6]. Л. Раабен утверждает, что в отечественной музыке наметился поворот «к общегуманистическим и религиозным постулатам», который, по мнению автора, «.явился результатом длительно нараставшего идеологического кризиса, охватившего в той или иной степени все направления композиторского творчества, но с наибольшей последовательностью проявившего себя в оп-позиционых по отношению к официозному искусству социалистического реализма течениях» [131, 347]. В фундаментальном исследовании, посвященном творчеству Альфреда Шнитке, В. Холопова отмечает: «Обретённая вера, пока еще не закреплённая какими-либо обрядами, стала невидимой защитой от жизненных невзгод. Она оказалась для Шнитке таким же спасением, как и для других сверстников. Так ведущие "советские композиторы" ограждали себя от безбожия советского государства» [184, 107].

Религиозная тематика наиболее явно представлена в таких сочинениях Э. Денисова, как Реквием, «Свете тихий», «Три отрывка из Нового Завета», «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» и некоторых других. Проблемой поиска истинности пути пронизаны и вокальные произведения композитора (начиная с «Солнца инков»), в которых особую роль играют символ-мотивы, воплощающие фундаментальные понятия Любви, Креста, Смерти, получающие толкование в религиозно-философском духе.

Широко развитая система символ-мотивов, функционируя на уровне межтекстовых связей, репрезентирует основные эстетико-мировоззренческие принципы композитора. Она выполняет роль проводника волнующих композитора идей, которые обретают объёмность, многомерность, символистский характер звучания. Постоянное возвращение композитора к ведущим идеям творчества свидетельствует об их принципиальной неисчерпаемости, чем и обусловлено желание художника вернуться к ним снова и снова, стремление досказать недосказанное.

Функционирование системы символ-мотивов характеризуется поэтапностью её становления. Каждый из её элементов - тот или иной мелодический инвариант - формируется от произведения к произведению в результате некоего последовательного, эволюционного отбора интонаций, получающих семантическое наполнение как через претворение принципов интонационно-речевого и предметно-визуального уподобления, так и через вербальные связи. Константные образования, попадая в новый контекст, приобретают новые смыслы. Взаимодействие всех чередующихся во времени авторских стабильных структур приводит к возникновению синтагматических связей, обусловливающих интонационно-смысловое единство системы мотивов и макротекстов71 в целом.

Композитор использует мелодические структуры, которые, подобно словесным кодам, содержат некое скрытое значение. Целый ряд элементов его символики отвечает философскому утверждению, что каждый элемент художественной системы может быть символом и при этом не предполагать обязательной развернутости в повествовании, иметь сколь угодно сжатую форму экспрессии. В музыке Э. Денисова к таким относится, например, ряд интервалов, выступающих в качестве самостоятельных структурно-смысловых эле

71 Под макротекстом понимается совокупность текстов автора, объединённых общим эстетико-философским содержанием. В литературоведении данный термин употребляется в отношении циклов стихотворений, поэтических сборников, книг рассказов, а в отдельном случае всего корпуса текстов данного автора [212, 564]. ментов. Однако самый яркий пример подобного рода символики - звук ре, выступающий минимальной эмоционально-осмысленной структурой музыкального текста, интонационным центром основных символ-мотивов и сочинений в целом, репрезентантом особой экспрессии, связанной с «авторской» тональностью Ре мажор. Фиксированная звуковысотность как стабильное типологическое свойство важнейших авторских мотивов, способствует наиболее яркому выявлению связи высоты звука и его смысла, в частности, сущности звуковы-сотной семантики звука ре. Узнаваемость звука подготовленным слушателем может обеспечиваться «формантными константами в окраске звуков определённой высоты, извлекаемых на определённом инструменте» [41, 37], сущест

72 вование которых доказано исследователями . Обладая чрезвычайно сжатой структурой, звук, воплощая важнейшие идеи творчества, является не только представителем «гармонии Света и Красоты», но символом имени композито

73 ра, всей системы его взглядов .

Итак, в творчестве Э. Денисова символ играет важнейшую роль, выступая

• г квинтэссенцией содержания. При этом композитор избегает его абсолютизации, стремится к сохранению реального, «просвечиваемого» содержания, сторонится беспредметности, обесценивающей конкретность образа. Корни его символики уходят, с одной стороны, в русскую религиозную философию, с другой - в эстетику романтизма. Они тесно связаны с музыкальными исканиями рубежа XIX - XX веков. Композитор использует приёмы, отмеченные тенденцией к абстрагированию, что выражается в применении мелодико-интонационных инвариантов как неких музыкальных кодов, требующих расшифровки. Демонстрируя потребность в символическом выражении своего эс-тетико-мировоззренческого кредо, Э. Денисов обращается к символу как особой форме репрезентации идей, ценностей и смыслов.

72 Наличие данных констант удалось обнаружить А. Володину, использовавшему экспериментальные и статистические данные акустики. Изучив закономерности связи тембра и высоты звука, он сделал вывод «о наличии объективных причин, в силу которых музыканты приписывают особый эмоциональный тон каждой тональности и могут ощущать этот тон, даже не имея абсолютного слуха» [41, 37].

73 Отметим, что повышение роли отдельного звука выступает одной из общих тенденций в музыке XX века, связанной с концентрацией тематизма в микроструктурах [см. 44, 125].

180

Один из теоретиков символизма Реми де Гурмон в предисловии к «Книге масок» (1896) писал, что в основе символизма лежит принцип духовной свободы, и эта доктрина «для думающего человека является универсальным принципом освобождения» [цит. по 204, 832]. Свобода поэтического воображения при этом не ограничивается ни законами объективно-материального мира, ни даже необходимостью быть понятым аудиторией. Таким образом, одним из основных качеств символизма становится возможность воплощения свободы воли. Именно этот аспект творчества имеет чрезвычайно важное значение для Э. Денисова. Наделяя музыкальные образы своих произведений символическим смыслом, далеко не всегда очевидным, композитор мог ставить и решать многие смелые творческие задачи (так, нередко избираемая им тема разочарования и разбитых иллюзий может быть трактована гораздо шире чисто любовной сферы, выдвигаемой на первый план). Метод символизации, интуитивно либо сознательно избранный композитором в его творчестве, способствует тому ощущению свободы, которое так нелегко было отстоять в реальной жизни. Он, по сути, становится оригинальным способом обретения такой свободы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Котлярова, Людмила Викторовна, 2011 год

1. Аверинцев, С. Символ художественный Текст. /С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - Т.6 -С. 826-831.

2. Аверинцев, С. Вступительная статья Текст. /С. Аверинцев // Иванов В. И. Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, 1976. — С. 5-62.

3. Аверинцев, С. Символ Текст. /С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 607-609.

4. Аверинцев, С. Судьба и весть Осипа Мандельштама Текст. /С. Аверинцев // О. Мандельштам. Соч. в 2-ух томах. Т.1. М.: Художественная литература, 1990.-С. 5-65.

5. Акишина, Е.М. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке Текст.: автореф. дис. .канд. искусствоведения / Е.М. Акишина. М., 2003.-39 с.

6. Андреев, Д. Роза мира Текст. /Д. Андреев. М.: Мир Урании, 2006. -608 с.8. «Апполон» Текст. 1910. №№ 8, 9, 11 / полемика о символизме: статьи А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова, А. Белого/.

7. Арановский, М. Речевая ситуация в драматургии оперы «Семен Котко» Текст. / М. Арановский //С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. М.: Музыка, 1972.-С. 56-78.

8. Арановский, М. Интонация, знак и «новые» методы Текст. /М. Арановский // Советская музыка. 1980. №10. - С.99-109.

9. Арановский, М. На рубеже десятилетий Текст. / М. Арановский // Современные проблемы советской музыки. JL: Советский композитор, 1983. -С. 37-52.

10. Арановский, М. К интонационной теории мотива Текст. /М. Арановский // Советская музыка. 1988. №6. - С.72-78.

11. Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Арановский. -М.: Композитор. 1998. 342 с.

12. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. Асафьев. — Л.: Музыка. 1971.-376 с.

13. Асланъянц, М. Некоторые наблюдения над вокальным стилем оперы С. Прокофьева «Игрок» Текст. /М. Асланьянц // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. М.: Советский композитор, 1989. - С. 142-157.

14. Аторина, ОТ. А.А.Фет и русский символизм: К. Д. Бальмонт, В .Я. Брюсов, A.A. Блок, А. Белый Текст.: дис. канд. филол. наук / О.Г. Аторина. -Смоленск, 2005. 196 с.

15. Бальмонт, К. Горные вершины Текст. /К. Бальмонт // Сб. статей. Кн. 1. -М.: Книгоиздательство Гриф, 1904. 256 с.

16. Батюк, И.В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. Очерки Текст. / И.В. Батюк. М.: Московская консерватория, 1999. - 192 с.

17. Бекетова, М. Александр Блок Текст. / М. Бекетова. Л.: Academia, 1930. -320 с.

18. Бекетова, Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы Текст. / Н. Бекетова // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюзной науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: РГК, 1990. - С. 11-21.

19. Белый, А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М.: Республика, 1994. -528 с.

20. Бердяев, Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века Текст. / Н. Бердяев // О России и русской философскойкультуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.-С. 30-53.

21. Бердяев, Н. Судьба России Текст. /Н. Бердяев. М.: Изд-во МГУ, 1990. -490 с.

22. Березовчук, Л. Интерпретатор и аналитик: Музыковедческий текст как предмет музыкального историзма Текст. / Л. Березовчук // Музыкальная академия.- 1993,-№2,- С.138-143.

23. Блок, А. Дневник 1901-1902 Текст. / А. Блок// Собр. соч.: в 8-ми тт.— М.-Л.: Гос. изд. худож. лит., 1963. Т. 7. -С.26-113.

24. Блок, А. Текст. / А. Блок // Собр. соч.: в 8-ми тт.— М.-Л.: Гос. изд. худож. лит., 1962,- Т. 6-462 с.

25. Бонфелъд, М.Ш. Введение в музыкознание Текст. / М.Ш. Бонфельд: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

26. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Монография Текст. / М.Ш. Бонфельд. — СПб.: Композитор, 2006. 648с.

27. Брюсов, В. Дневники 1891-1910 Текст. / В. Брюсов. М.: Изд. Сабашниковых, 1927. - 203 с.

28. Булгаков,С. Воскресения Христа и современное сознание Текст. / С. Булгаков // Два града: Сб. ст. М.: Путь, 1911. Т. 2. - С. 166-176.

29. Валъкова, В. Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича Текст. / В. Валь-кова // Шостакович. Между мгновением и вечностью. СПб.: Композитор, 2000. -С. 85-103.

30. Васильева, Н. В. Пространственно-временные модели в музыке Текст.: исследование / Н.В. Васильева. Саратов: ИТЦ «Лидер», 2009. — 512 с.

31. Васина-Гроссман, В. Романтическая песня XIX века Текст. / В. Васина-Гроссман. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. М. : Музыка, 1966.-406 с.

32. Васина-Гроссман, В. Музыка и поэтическое слово Текст. / В. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. - 368 с.

33. Векслер, Ю.С. Символика в музыке Альбана Берга Текст. / Ю.С. Векслер: автореф. дис. .канд. искусствоведения. — М., 1998. — 24 с.

34. Веришко, О.В. Композиции с интертекстуальной моделью в свете художественной системы Э.В.Денисова Текст. / О.В. Веришко: дис. . канд. искусствоведения. -М., 2004. 181 с.

35. Вовк, О.В. Знаки и символы в истории цивилизации Текст. / О.В. Вовк. -М.: Вече, 2005.-384 с.

36. Волкова, И. Язык как проблема музыкознания Текст. / И. Волкова // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В. Асафьева: Сборник научных трудов. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1985. -С. 35-51.

37. Волкова, И. Понятие инварианта в концепции музыкального языка Текст. / И. Волкова: дис. канд. искусствоведения. М., 1986. - 182 с.

38. Володин, А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука Текст. / А. Володин // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. Ред. Е. В. Назайкинский. Вып. 1. -М.: Музыка, 1970. С. 11-38.

39. Герцман, Е.В. Музыка Древней Греции и Рима Текст. / Е.В. Герцман. -СПб.: Алетейя, 1995. 336 с.

40. Гинзбург, Л. О лирике Текст. / Л. Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1974. -407 с.

41. Гончаренко, С. С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века Текст.: Учебное пособие для теоретикокомпозиторских факультетов музыкальных вузов / С.С. Гончаренко. Новосибирск, 1997. - 172 с.

42. Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX в. Текст. / Г. Григорьева. М.: Советский композитор, 1989. -206 с.

43. Григорьева, Г. Процесс творчества путь в незнакомое (о творческом при-цессе Э.В.Денисова) Текст. / Г. Григорьева // Процессы музыкального творчества. Вып. 9. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. - М.: Издательство РАМ им.Гнесиных, 2007. - С. 189-202.

44. Губер, А. Структура поэтического символа Текст. / А. Грубер // Труды ГАХН. Филос. отд., Вып. 1.-М.:ГАХН, 1927.-С. 125-155.

45. Гуляницкая, Н. Введение в современную гармонию Текст. / Н. Гуляниц-кая. М.: Музыка, 1984. - 256 с.

46. Девятова, О.Л. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского Текст.: опыт культурологического исследования / О.Л. Девятова. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 408 с.

47. Демченко, А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века Текст.: исследование / А.И. Демченко. М.: Издательский дом «Композитор», 2006. - 264 с.

48. Денисов, А.В. Музыкальный язык: структура и функции Текст. / А.В. Денисов. СПб.: Наука. 2003. - 207 с.

49. Денисов, А. Семантика и функции цитаты Текст. / А. Денисов // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. научных статей. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2006. — С.162-172.

50. Денисов, Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники Текст. / Э. Денисов // Музыка и современность. Вып. 6. М.: Музыка, 1969.-С. 478-525.

51. Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники Текст. / Э. Денисов. — М.: Советский композитор, 1986. -206 с.

52. Денисов, Э. Несколько вопросов критику Текст. / Э. Денисов // Советская музыка. 1989. -№12.

53. Денисов, Э. Не люблю формальное искусство Текст. / Э. Денисов // Советская музыка. 1989. - № 12. - С.25-27.

54. Денисов, Э. Каков он, новый берег? /Беседа с композитором/ Текст. / Э. Денисов // Правда 1990 - 12 янв. - С. 4.

55. Денисов, Э. Новое амплуа Э. Денисова. /Беседа с композитором/ Текст. / Э. Денисов //Советская культура. 1990 - 17 февр. (№ 7) - С. 10.

56. Денисов, Э. Я слишком связан со своей страной Текст. / Э. Денисов // Моя Москва. 1991 - № 12. - С. 24-26.

57. Денисов, Э. Если ты настоящий артист, ты всегда независим Текст. / Э. Денисов //Музыкальная академия. 1994 - № 3. - С. 10-11.

58. Денисов, Э. Мне нравится жить здесь. /Беседа с композитором/ Текст. / Э. Денисов // Музыкальная жизнь. 1994 - № 3 - С. 11-12.

59. Денисова, Е. Опера Э. Денисова «Пена дней»: поэтика сюжета, жанра, стиля Текст. / Е. Денисова // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. - М.: Издательство РАМ им.Гнесиных, 1994. - С. 134-154.

60. Доброхотов, А. Л. Символ Текст. / A.JI. Доброхотов // Краткая литературная энциклопедия. Т.2 М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 532-534.

61. Долинская, Е. О русской музыке XX века (60- е 90-е годы) Текст.: учеб. пособие по курсу «История современной отечественной музыки». Изд. 4-е, испр. и доп. / Е. Долинская. - М.: Композитор, 2004. — 127 с.

62. Дулат-Алеев,В.Р. Национальная музыкальная культура как текст:татарская музыка XX века Текст.: автореф. дис. . доктора искусствоведения / В.Р. Дулат-Алеев. М., 1999. - 45 с.

63. Ермолов, М. О роли устойчивых приёмов темообразования в музыке романтиков Текст.: дис. . канд. искусствоведения / М. Ермолов. — М., 1986.- 187 с.

64. Ефремова, O.K. Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Текст.: дис. . канд. пед. наук / O.K. Ефремова. Екатеринбург, 2004. - 186 с.

65. Жирмунский, В.М. Метафора в поэтике русских символистов Текст. / В.М. Жирмунский // «НЛО». 1999. - №35. - С. 72-88.

66. Захарова, О. Музыкальная риторика XVII первой половины XVIII в. Текст. / О. Захарова // Проблемы музыкальной науки. Вып.З - М.: Советский композитор. - 1975. - С. 345-378.

67. Захарова, О.И. Риторика и западно-европейская музыка XVII первой половины XVIII вв.: принципы, приемы Текст. / О.И. Захарова. - М.: Музыка, 1983.-77 с.

68. Зинъкевич, Е. Музыка как молчание Текст. / Е. Зинькевич // Культура. — №11 [89], 25 января 2003.

69. Золозова, Т. Фазовые структуры в Первой симфонии А. Жоливе Текст. / Т. Золозова // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М.: Советский композитор, 1983. -С. 138-147.

70. Иванов, Вяч. Поэт и Чернь Текст. / Вяч. Иванов // Вяч. Иванов. По звездам: Опыты философские, эстетические и критические. СПб.: Оры, 1909. -С. 37-53.

71. Иванов, Вяч. Предчувствия и предвестия Текст. / Вяч. Иванов // Собр. соч. в 4 тт. Т.2. - Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971. - С. 142-153.

72. Иванов, Вяч. Чюрленис и проблема синтеза искусств Текст. / Вяч. Иванов // Собр. соч. в 4 тт. Т.З. - Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. -С.93-94.

73. Иванова, Е. В. Шёнберг Берг: загадка одного канона (творческий процесс в контексте межличностного диалога) Текст. / Е.В. Иванова // Процессы музыкального творчества. Вып.6. Сб. трудов №162 / РАМ им. Гнесиных. — М.: РАМ, 2003. - С. 109-122.

74. Казанцева, Л.П. Автор в музыкальном содержании Текст.: монография / Л.П. Казанцева. М.: РАМ, 1998. - 248 с.

75. Казанцева, Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры Текст.: учебн. пособие / Л.П. Казанцева. — Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2005. 112 с.

76. Казанг^ева, Л.П. Основы теории музыкального содержания Текст.: учебн. пособие для студентов музыкальных вузов / Л.П. Казанцева. Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. - 368 с.

77. Kai¡, Б. О культурологических аспектах анализа Текст. / Б. Кац // Сов. музыка. 1978. №1. - С. 36-43.

78. Кокорева, Л. Язык символизма поэтический и музыкальный Текст. / Л. Кокорева//Муз. академия. -2002. №4. -С. 143-151.

79. Кон, Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» Текст. / Ю. Кон // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. - С. 93-104.

80. Королевская, Н.В. Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии Текст.: дис. .канд. искусствоведения / Н.В. Королевская. Саратов, 2008. - 182 с.

81. Кржшювская, Е. Скрябин и русский символизм Текст. / Е. Кржимовская // Советская музыка. 1985, №2. - С. 82-86.

82. Кривошей, И.М. Внемузыкальные компоненты музыкального произведения Текст. / И.М. Кривошей. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, РИЦ УГАИ им. Загира Исмаилова, 2005. - 266 с.

83. Кудряшов, Ю. Ладовые системы европейской музыки XX в. Текст. / Ю. Кудряшов. М., 2001. - 256 с.

84. Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания Текст. / А.Ю. Кудряшов. СПб.-М.-Краснодар: Лань, 2006. - 432 с.

85. Курбатская, С. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки Текст. / С. Курбатская, Ю. Холопов. М.: ТЦ Сфера, 1998. - 366 с.

86. Куреляк, A.A. Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буц-ко Текст.: дис. . канд. искусствоведения / A.A. Куреляк. М., 2006. -184 с.

87. Кюрегян, Т. Нетиповые формы в советской музыке 50-70-х гг. Текст. / Т. Кюрегян // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. — М.: Советский композитор, 1989,- С. 71-89.

88. Лазутина, Т.В. Процесс символизации в музыке Текст.: дис. . канд. фи-лос. наук / Т.В. Лазутина. Тюмень, 2003. - 187 с.

89. Лангер, С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства Текст. / С. Лангер; пер с англ. С П. Евтушенко. — М.: Республика, 2000. 287 с.

90. Левая, Т. Русская музыка начала XX в. в художественном контексте эпохи Текст. / Т. Левая. М.: Музыка, 1991. - 166 с.

91. Леви-Cmpocc, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс; пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

92. Левик, Б.В. Рихард Вагнер Текст. / Б.В. Левик. М.: Музыка, 1978. -449 с.

93. Лемэр, Ф. Музыка XX века в России и в бывших республиках Советского Союза Текст. / Ф. Лемюр; пер. с фр. Г. А. Серовой. СПб.: Гиперион, 2003.-528 с.

94. Лихачёв, Д. Литература реальность - литература Текст. / Д. Лихачёв. — Л.: Советский писатель., 1984. - 272 с.

95. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики Текст. / М. Лобанова. М.: Музыка, 1994. - 320 с.

96. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А.Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1976. 367 с.

97. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф Текст.: труды по языкознанию / А.Ф. Лосев. М.: Логос, 1982. - 480 с.

98. Лотман, Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 2001.-703 с.

99. Мазелъ, Л. Вопросы анализа музыки Текст. / Л. Мазель. М.: Советский композитор. 1991. -376 с.

100. Мазелъ, Л. О Восьмой симфонии Шостаковича Текст. / Л. Мазель // Мазель, Л. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991. -С. 35-54.

101. Майборода, Д. В. Герменевтика Текст. / Д.В. Майборода // Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис, 2001. - С. 239-240.

102. Мальцев, С.М. Семантика музыкального знака Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения / С.М. Мальцев. Л., 1980. - 23 с.

103. Мдивани, Т. Э. Денисов. «Пять историй господина Койнера» по Бертольду Брехту: вопросы композиции Текст. / Т. Мдивани // Теоретические проблемы современной музыки: Научные труды Белорусской Академии музыки. Вып. 2. Минск: БАМ, 1992. - С.56-68.

104. Медушевский, В. Динамические возможности вариационной принципа в современной музыке Текст. / В. Медушевский // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1.-М.: Музгиз, 1967. С. 25-48.

105. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 253 с.

106. Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки Текст. / В.В. Медушевский // Восприятие музыки. / Сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. - С. 178-194.

107. Медушевский, В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы Текст.: дис. . докт. искусствоведения / В.В. Медушевский. — М., 1984.-395 с.

108. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки Текст.: исследование / В.В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

109. Медушевский, В. О взаимопонимании в музыкознании Текст. / В.Медушевский // Музыкальное искусство и религия: материалы конференции / РАМ им.Гнесиных. М.: РАМ, 1994. - С.5-9.

110. Меркулов, А. Из наблюдений над звуковой символикой Текст. / А. Меркулов // Советская музыка. 1985. - С. 91-96.

111. Михайлов, А. Контекст 1982 Текст.: литературно-теоретические исследования / А. Михайлов - М.: Наука, 1983 - 215 с.

112. Михайлов, М. Этюды о стиле в музыке Текст. / М. Михайлов. Л.: Музыка. 1990.-288с.

113. Музыка Э. Денисова Текст.: материалы научной конференции к 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995. - 140 с.

114. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. На-зайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

115. Неизвестный Денисов: Из записных книжек (1980/81 1986, 1995) Текст. Вступительная статья и комментарии В. Ценовой. - М.: Композитор, 1997. - 160 с.

116. Некрасова, КМ. Поэтика тишины в отечественной музыке 70-90-х годов XX века Текст.: автореферат дис. . канд. искусствоведения / И.М. Некрасова. -М., 2005.-24 с.

117. Носина, В.Б. Символика музыки И.С. Баха Текст. / В.Б. Носина- М.: Классика-ХХ1, 2004. 56с.

118. Орлов, Г. Семантика музыки Текст. / Г. Орлов // Проблемы музыкальной науки. Вып.2. М.: Советский композитор, 1973. - С. 434-479.

119. Орлов, Г. Древо музыки Текст. / Г. Орлов. — Вашингтон-СПб.: H.A. Frager&Co, Сов.композитор, 1992. -409 с.

120. Петриков, С. Роль драматургии в композиционном процессе Текст. / С. Петриков // Советская музыка. 1987. № 4. - С.63-81.

121. Пилипенко, Н. «Прекрасная мельничиха» В. Мюллера — Ф. Шуберта: к проблеме семантического анализа вокального произведения Текст. / Н. Пилипенко // В немузыкальные компоненты композиторского текста: Межвузовские сб. ст. Уфа, 2002. - С.35-42.

122. Поповская, О.И. О символистских истоках оратории «Путь Октября» Текст. / О.И. Поповская // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 2002. - С.259-268.

123. Полоцкая, Э.А. Вступительная статья Текст. / Э.А. Полоцкая // Блок А. Новые материалы и исследования. Кн. 1. М.: Наука, 1980. - С. 3-35.

124. Раабен, Л. О духовном ренессансе в русской музыке 1950-80-х годов Текст. / Л. Раабен. СПб.: Бланка, 1998. - 352 с.

125. Радионова, С. А. Символ Текст. / С.А. Родионова // Новейший философский словарь. Ред.-сост. Грицанов A.A. Минск: Книжный дом, 1999 -С. 899-900.

126. Рикёр, П. Герменевтика и метод социальных наук Текст. / П.Рикёр. М.: Наука, 1995.-96 с.

127. Рубцов, H.H. Символ в искусстве и жизни: философские размышления Текст. / H.H. Рубцов. -М.: Наука, 1991. 176с.

128. Рубцова, В.В. Александр Николаевич Скрябин Текст. / В.В. Рубцова. -М.: Музыка, 1989. -447с.

129. Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология Текст. Ред. М. Гаспаров, И. Корецкая и др. -М.: Наука. 1993. - 345 с.

130. Ручьевская, Е. Слово и музыка Текст. / Е. Ручьевская. Л.: Музгиз, 1960. -56 с.

131. Ручьевская, Е. О. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке XX века Текст. / Е. Ручьевская // Русская музыка на рубеже XX века. М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 78-95.

132. Ручьевская, Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) Текст. / Е. Ручьевская // Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973.- С. 112-141.

133. Ручьевская, Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования Текст. / Е. Ручьевская // Советская музыка. 1975. - № 5 - С. 129-134.

134. Ручьевская, Е. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века Текст. / Е. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976. - С. 146-206.

135. Рыжкова, Н. О. О некоторых тенденциях формообразования в современной советской музыке Текст. / Н.О. Рыжкова //Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Сб. науч. трудов. Л., 1981.-С. 67-83.

136. Сабанеев, Л. Скрябин Текст. / Л. Сабанеев. -М.: Госиздат, 1923. 135 с.

137. Сабинина, М. Шостакович симфонист Текст. / М. Сабинина. - М.: Музыка, 1976.-477 с.

138. Саввина, JI.B. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики Текст.: дис. . докт. Искусствоведения / Л.В. Саввина. — Саратов, 2009. 404 с.

139. Сафронов, Е.А. Черты композиторской школы Э. Денисова Текст. / Е.А. Сафронов // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996). Материалы научной конференции / Научные труды МГТС. Сб.23. М.: МГК, 1999. - С.119-125.

140. Свасъян, К.А. Проблема символа в современной философии Текст. / К.А. Свасьян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1980. - 226 с.

141. Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова Текст.: статьи, воспоминания, материалы. М.: Московская гос. консерватория, 1999. - 315 с.

142. Символ Текст. // Современный философский словарь / Ред. Е.М. Кемеров. -М.: Панпринт, 1998. С. 887-889.

143. Символ Текст. // Философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2001. -Т.З. -С. 532-534.

144. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры Текст.: уч. для вузов / Е.М. Скворцова. М.: ЮНИТИ, 1999. - 406с.

145. Смирнов, Д. Символика флейтового концерта Эдисона Денисова Текст. / Д. Смирнов // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. - М.: Московская гос. консерватория, 1999,- С. 369-381.

146. Смирнов, Д. Денисов композитор света Текст. / Д. Смирнов, Е. Фирсова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. - Статьи. Воспоминания. Материалы. - М.: Московская гос. консерватория, 1999. - С. 10-14.

147. Соколов, А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества Текст. / А. Соколов. М.: Композитор, 1992. - 324 с.

148. Соколов, А. О «лирической геометрии» в музыке Эдисона Денисова Текст. / А. Соколов // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции к 65-лет. композитора. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995. - С.65-75.

149. Соколов, И. Денисов и романтическое (памяти Э. Денисова) Текст. / И. Соколов //Музыкальная академия. 2004. - № 3. - С. 53-56.

150. Соколов, О. К проблеме типологии музыкальных форм Текст. / О. Соколов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М.: Сов.композитор, 1985. -С. 152-180.

151. Соколова, М. Преображающая сила красоты. О русских традициях в опере Э. Денисова «Пена дней» Текст. / М. Соколова // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции. 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995.-С. 5-23.

152. Соловьёв, В. Три речи в память Достоевского Текст. / В .Соловьёв // Соловьев В.Е. Литературная критика. М.: Книга, 1990. - С.35-58.

153. Соловьёв, В. Красота в природе Текст. / В. Соловьёв // Соловьев В. Философия в искусстве и литературная критика. М.: Искусство, 1991. - С.28-49.

154. Сологуб, Ф. Русская мысль Текст. / Ф. Сологуб // Собр. соч.: в 8т. М.: Интелвак, 2004. - Т. 8. - С.96-116.

155. Сомова, К.А. Символизм Текст. / К.А. Сомова // «Мир искусства». 1903. -№1-2.-С. 13-20.

156. Степанова, И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей Текст. / И.В. Степанова. М.: Книга и бизнес, 2002. - 288 с.

157. Стогний, И.С. Музыкальная семантика и проблемы анализа музыкального содержания Текст. / И.С. Стогний // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сборник научных статей. Ростов н/Д: РГК, 2006.-С. 78-91.

158. Стратановский, С. Творчество и болезнь. О раннем Мандельштаме Текст. / С. Стратановский // «Звезда» 2004, №2. С. 210-221.

159. Стратиевский, А. Некоторые особенности речитатива оперы Прокофьева «Игрок» Текст. / А. Стратиевский // Русская музыка на рубеже XX века. -М.-Л.: Музыка, 1966. С. 35-52.

160. Тараева, Г.Р. Интерпретация музыкального содержания Текст. / Г.Р. Та-раева // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сборник научных статей. Ростов н/Д: РГК, 2006. - С.46-71.

161. Тараканов, М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке Текст. / М.Е. Тараканов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор. 1982. - С. 30-51.

162. Терехов, В. Герменевтическая триада Текст. / В. Терехов // Метафизические исследования. Вып. 1. СПб.: Алетейя, 1997. - С. 159-169.

163. Тихомирова, О.В. Лейтмотив в русской симфонии Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения / О.В. Тихомирова. Нижний Новгород, 2006.- 12 с.

164. Тростников, М. Перевод и интертекст с точки зрения поэтологии Текст. / М. Тросткинов // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С.Степанов. Изд.2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. - С. 79-93.

165. Тюлин, Ю. Строение музыкальной речи Текст. / Ю. Тюлин. Л.: Музыка, 1962.- 175 с.

166. Уфимцева, Е.А. Мифопоэтические символы Индии в творчестве Оливье Мессиана Текст. / Е.А. Уфимцева // Вопросы истории культуры. Вып. 4.- Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та, 2000. С. 62 - 73.

167. Ходасевич, В. О поэзии Бунина Текст. / В. Ходасевич // Серебряный век. Поэзия. Серия «Школа классики». М.: «Аст Олимп», 1997. - С. 34-56.

168. Холопов, Ю. В поисках новой красоты. Творчество Э. Денисова: Музыка и идеи Текст. / Ю. Холопов // Музыка в СССР. 1988. - Янв. - Март.

169. Холопов, Ю. Эдисон Денисов Текст. /Ю. Холопов, В. Ценова. М.: Композитор, 1993. - 312 с.

170. Холопов, Ю. Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова Текст. / Ю. Холопов // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции к 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995. - С.76-94.

171. Холопова, В. Ритмика Э. Денисова Текст. / В. Холопова // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции к 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995.- С.24-38.

172. Холопова, В. Икон. Индекс. Символ Текст. / В. Холопова // Музыкальная академия. 1997, №4. - С. 25-41.

173. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства Текст.: уч. пособие / В.Н. Холопова. СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 320 с.

174. Холопова, В.Н. Музыкальное содержание: зов культуры наука - педагогика Текст. / В.Н. Холопова // Муз. академия. - 2001. - № 2. - С. 34-41.

175. Холопова, В.Н. Три стороны музыкального содержания Текст. / В. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы 1 Российской научно-практической конференции 4-5 декабря 2000 г. М.-Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С.55-76.

176. Холопова, В.Н. Интерпретация знаков Ч. Пирса в теории музыкального содержания Текст. / В.Н. Холопова // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 27-28 февраля 2002 г./ Научные труды РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ, 2004. - С.25-29.

177. Холопова, В. Композитор Альфред Шнитке Текст. / В. Холопова. М.: Композитор, 2008. - 228 с.

178. Царенко, КН. Семантика лирической интонации в музыке А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна Текст.: автореф. дис. . канд.искусствоведения / И.Н.Царенко. Ростов-на-Дону, 2002. - 24 с.

179. Ценова, В. Тихий свет в сумерках конца века: /о сочинениях композитора Э. Денисова 90-х гг./ Текст. / В. Ценова //Музыкальная академия. 1994. -№ 3. - С. 83-86.

180. Ценова, В. Свете тихий. Поздний Денисов Текст. // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции. 65-лет. комп. М.: МГ-К:принт-экспресс, 1995. - С.95-111.

181. Ценова, В. Зеркало внутренней жизни: Записные книжки Эдисона Денисова Текст. / В. Ценова // Неизвестный Денисов. М.: Композитор, 1997. -С. 3-32.

182. Ценова, В. Когда рукою водит бог: из записных книжек Э. Денисова Текст. / В. Ценова // Музыкальная жизнь. 1997. - № 5. - С. 37-40.

183. Ценова, В. Ф. Шуберт и Э. Денисов: контур традиций Текст. / В.Ценова // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов н/Д: РГК, 1998.-С. 158-166.

184. Чередниченко, Т. Герменевтика Текст. / Т. Чередниченко // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 133.

185. Чередниченко, Т. В сторону герменевтики. Текст. / Т. Чередниченко // Современное искусствознание: методологические проблемы. М.: Наука, 1994. - С.238-247.

186. Чигарёва, Е. Моцарт в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика Текст.: дис. докт. искусствоведения / Е. Чигарёва. M., 1998. - 410 с.

187. Шаймухаметова, JI.H. Семантический анализ музыкальной темы Текст. / Л.Н. Шаймухаметова. М.: РАМ, 1998. - 265 с.

188. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах Текст. / А. Швейцер. М.: Классика-XXI, 2002.-805 с.

189. Шевляков, Е. Современные проблемы русского советского лирического романса Текст. / Е. Шевляков //Современные вопросы музыкознания. — М.: Музыка. 1976. - С. 153-169.

190. Шелестюк, Е. В. О лингвистическом исследовании символа Текст. / Е.В. Шелестюк // Вопросы языкознания. Вып. 4. М.: Наука, 1997. -С. 125-143.

191. Шиллер, Ф. Собр. соч. в восьми томах. T. VI Текст. / Ф. Шиллер. M.-JL: Гослитиздат, 1950. - 314 с.

192. Шувалова, О.О. Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч. Диккенса Текст.: дис. . канд. филолог, наук / О.О. Шувалова. — М., 2003.- 185 с.

193. Шульгин, Д. И. Признание Эдисона Денисова Текст.: по материалам бесед / Д.И. Шульгин. М.: Композитор. - 2004. - 437 с.

194. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии Текст. Т.2. -М.: Большая рос. энциклопедия, 1992. 378 с.

195. Эткинд, Е. Г. Символизм Текст. / Е.Г. Эткинд, JI.K. Долгополов // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971. - Т.6. -С 831-840.

196. Эткинд, Е.Г. Разговор о стихах Текст. / Е.Г. Эткинд. — СПб.: ДЕТГИЗ, 2004. 240 с.

197. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного Текст. / К.Г. Юнг //Вопросы философии. 1988.-№ 1.-С. 133 -152.

198. Юнг, К.Г. Человек и его символы Текст. / К.Г. Юнг. М.: Серебряные нити, 1998.-368с.

199. Яроцинъский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм Текст. / С. Яро-циньский. М.: Прогресс, 1978. - 232 с.

200. Электронные ресурсы удаленного доступа

201. Белый, А. Памяти А.Блока (из доклада на Открытом заседании Вольной Философской Ассоциации 28 августа 1921 г.) /' А. Белый. -(http://www.blokalex.net.ru/mib-ar-aut-108/)

202. Метц, Э. Тишина и молчание в раннем творчестве К.Д.Бальмонта / Э. Метц// Сайт Фольклор и постфолклор: структура, типология, семиотика. - (http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04metzl.htm)

203. Литература на иностранных языках с латинской графикой

204. Barry, К. Language, music and the sign. Cambridge, etc.: Cambridge univ. press, 1987.-XII.-244 p.

205. Bergeret, Y. La roche et l'eau // Intemporel. Bulletin de la Société Nationale de Musique (Paris). 1997. - №23. - P. 33-45.

206. Bright, W. Language and Music// Musique en jeu. Paris. - 1971. - N 5.I-P. 79-92.

207. Cassirer, E. Philosophie der Symbolischen Formen. В., 1923. - 356 s.

208. Clark, A. Is music a language? 11 The J. of Aesthetics and Art Criticism, 1982. -Vol. 41, N2.-P. 195-204.

209. Delangle, C. Une franchise sans concession // Intemporel. Bulletin de la Société Nationale de Musique (Paris). 1997. - №23. - P. 58-71.

210. Denisov, E., Armengaud J.-P. Entretiens avec Denisov. Un compositeur sous le régime soviétique. Paris: Editions Plume, 1993. - 178 p.

211. Epperson, G. The Musical Simbol. A Stady of the Philosophie theory of Music. Amsterdam, 1967. - 279 p.

212. Frey, Ch. Souvenir d'un ami // Intemporel. Bulletin de la Société Nationale de Musique (Paris). 1997 - №23. - P. 111-123.

213. Gille, J.Ch. Pojçcia symboliki muzycznej w swietle psychologii pisma // Studia zhistorii semiotyki. Wroclaw, etc.: PAN, 1971. - S. 181-210.

214. Goiowy, D. Kunst als kategorischer Imperativ. Notizen zu Edison Denissow // Musica. 1975. - №1. - S. 38-47.

215. Gwizdalanka, D. O znaczeniu w muzyce // Ruch Muzyczny. 1986. - N 9.- S. 3-5.

216. Kofin, E. Semiologiczny aspekt muzyki. Wroclaw: Uniwersytet, 1991.- 267 s.

217. Lippmann, E. Simbolism in Music // The Musical Quarterly. New York.- 1953. October, vol. XXXIX, №4. - P.79-91.

218. Merriam, A.P. Muzyka jako zachwanie symboliczne //, Res Facta, t. 9. -Krakow: PWM, 1982. S. 247-271.

219. Meyer, L.B. Emocja i znaczenie w muzyce. Krakow: PWM, 1974. - 201 s.

220. Rigaudière, P. Tradition et modernité chez E.Denisov // Mémoire de DEA. IR-CAM (Paris). 1993. - Juin. - P. 67-79.

221. Schering, A. Das Simbol in der Musik? Leipzig, 1941. - 256 s.

222. Sjoqvist, G. Edison Denisov en instrumentationens müstare // Rysk music. -1991.-№5.-S. 45-58.

223. Stockmann, D. Muzyka jako system komunicacji // Res Facta, t. 9. Krakow: PWM, 1982.-S. 230-246.

224. Zeranska-Kominek, S. Symbole czasu i przestrzeni w muzyce Azji Centralnej.- Krakow: PWM, 1987. 236 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.