Синергийная антропология как современная интерпретация исихазма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мельников, Дмитрий Анатольевич

  • Мельников, Дмитрий Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 146
Мельников, Дмитрий Анатольевич. Синергийная антропология как современная интерпретация исихазма: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2009. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мельников, Дмитрий Анатольевич

Введение.

Глава 1. Историко-философские и социокультурные корни синергийной антропологии.

1.1. Учение Григория Паламы как религиозный исток синергийной антропологии.

1.2. Критика западной антропологии. Историко-философские корни синергийной антропологии.

Глава 2. Основные идеи синергийной антропологии.

2.1. Метафизика синергийной антропологии и рецепция ее идей.

2.2. Синергийная антропология в контексте современной культуры: компаративный анализ синергийной антропологии С. Хоружего и интегрального подхода К. Уилбера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синергийная антропология как современная интерпретация исихазма»

Актуальность исследования

Современный человек живет в скоростной, насыщенной информацией среде — реальной и виртуальной. Эпоха скоростей дарит большую возможность выбора, но имеет и оборотную сторону — сам человек стал резко и неконтролируемо меняться. При этом объективные изменения, которые происходят с самим человеком в современную эпоху, с трудом поддаются описанию классическим языком европейского антропологического дискурса.

Так, на повестку дня выдвигается задача поиска новой неклассической модели человека. Тем более, что сам человек современной культуры1, которому зачастую чужда ортодоксальная религиозность, ощущает насущную потребность в трансцендентном. Это подтверждается массовым интересом к мистическим учениям, которые, к сожалению, зачастую профанируются как различные методики «расширения сознания». В секуляризирующемся обществе, в ситуации объективного кризиса духовности, человек настойчиво ищет способы преодоления своей «богооставленности», метафорично заявленной философией - ядром культуры «смерти Бога». В данном социокультурном контексте возникают учения, которые стремятся решать в новых обстоятельствах эту проблему. К таким феноменам относится и новая парадигма философии человека -синергийная антропология, основывающаяся на ряде концепций естествознания и постулирующая философскую преемственность опыта исихазма как мистико-аскетической традиции православного христианства. Фонд основных идей и концептов синергийной антропологии формируется ее автором - Сергеем Сергеевичем Хоружим,

1 Автор придерживается концепции социодинамического развития культуры. Соответственно, культурное развитие ставится в прямую зависимость от изменений, происходящих в обществе. В труде А. Моля «Социодинамика культуры» заложена методология оценки культурных явлений в контексте их социальной значимости. который, будучи математиком и физиком-теоретиком, предпринял попытку философской реконструкции антропологии исихазма как одной из традиционных духовных практик, описывающих наиболее важные стороны природы и деятельности человека.

Датой рождения» синергийной антропологии, как нового феномена в культуре современной России, можно условно считать 1996 год, когда Совет по грантам при президенте РФ включил в список ведущих российских научных школ, под номером 96-15-98562 «Школу синергийной антропологии» с проектом «Междисциплинарные исследования мистико-аскетической (исихастской) традиции православия»2. Дальнейшее развитие научной школы привело к открытию в 2005 году Института синергийной антропологии, имеющего официальный сайт в сети Интернет (http://www.synergia-isa.ru/). В пользу того, что синергийная антропология уже давно вышла за рамки исихастских исследований и превратилась в отдельный культурный феномен, говорит наличие определенной группы людей, которые разделяют общие идеи и ведут теоретические дискуссии. Так, на базе упомянутого института действует открытый научный семинар «Феномен человека в его эволюции и динамике», апробация идей синергийной антропологии ведется в Высшей Школе Экономики, где читаются курсы лекций, посвященные этому направлению. Представители синергийной антропологии не ограничивают себя распространением основных идей только в пределах Российской Федерации, а осуществляет также и активные контакты по всему миру, участвуя в различных международных конференциях и конгрессах.

Хоружий Сергей Сергеевич и его научная школа. — 1999 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.03.2001. - URL: http://horujy.chat.ru (дата обращения: 05.02.2009).

Подробная информация по истории возникновения этого феномена культуры приведена в публикации: Хоружий С.С. От исследований православной аскезы - к созданию новой модели человека: путь научной школы синергийной антропологии // Обсерватория культуры. - М.: ФГУ «Российская государственная библиотека», 2006, №4.

Таким образом, можно констатировать, что есть некое культурное явление, которое требует анализа. Необходимо осмыслить масштаб и характер этого феномена. Показать, как это культурное явление соотносится с аналогичными явлениями и соотносится ли вообще? Данные вопросы связаны не с конкретной личностью, а с осознанием того, что именно сторонники синергийной антропологии предлагают нам в качестве определенного метода и языка описания человека в его современном состоянии.

Настоящая работа представляет собой попытку исследования синергийной антропологии как феномена современной культуры, который имеет широкое распространение, обширные публикации, и позиционирует себя как нечто новое и оригинальное в подходе к человеку. Все это вызывает резонанс в научном сообществе. Далеко не случайно синергийной антропологии уделил внимание один из ведущих научно-философских журналов - «Философские Науки» (№2 за 2008 г.). Таким образом, актуальность нашего исследования нового направления самоочевидна.

Степень разработанности проблемы

Еще в 1995 году современный отечественный религиовед С.Н. Астапов, рассматривая ранние произведения С.Хоружего в контексте русской религиозной философии, считал изложенные в них идеи попыткой воссоздания в философском опыте некоторых аспектов православного учения о человеке, главным образом антропологии Григория Паламы. При этом исследователь указывал, что философия С.С.Хоружего предстает как «опыт небогословской системы, разворачивающейся в русле традиционного православного учения о сущности и энергии»3. Такой оценки учение С.Хоружего удостаивалось еще до официального появления синергийной антропологии как направления в 1996 году.

3 Астапов С.Н. Становление и развитие православного учения о сущности и энергии : дис. канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1995. — С. 88.

Развиваемые С. Хоружим идеи, положенные в основу нового направления, высказываются автором в научном сообществе уже более десяти лет, однако рациональной философской рецепции они еще не получили.

Тем не менее, те или иные аспекты синергийной антропологии рассматривались в работах таких авторов как С.С. Аванесов, Ф.И. Гиренок, В.Н. Дробышев, И.Б. Роднянская, П.Б. Сержантов, В.И. Скурлатов, С.А. Смирнов, Ю.В. Шичанина и К. Штекль.

Так, например, С.С. Аванесов в своих работах, вслед за С.Н. Астаповым, сближает синергийную антропологию с православным богословием энергий. С такой оценкой нового направления спорит автор ряда книг и статей по русской философии И.Б. Роднянская, которая выступила на научном семинаре «Русская философия (традиция и современность)» с вполне справедливой критикой учения С. Хоружего как противоречащего в своих построениях ряду догматов православия, мистико-аскетическая традиция которого легла в основание синергийной антропологии. Современный философ и политолог В.И. Скурлатов, отчасти соглашается с критикой концепции синергийной антропологии Роднянской, но усматривает в новом учении множество заимствований из философии М.Хайдеггера, которая, по мнению исследователя, зачастую даже более близка православному миропониманию, чем синергийная антропология4.

Тем не менее, тот факт, что синергийная антропология оперирует не собственной методологией, а использует заимствованную из построений неклассической философии, не мешает некоторым авторам, таким, например, как П.Сержантов считать синергийную антропологию универсальным методом анализа исихастского мистического опыта, и, в

4 См.: Скурлатов В.И. Стратегии развития синергийной антропологии // Архив рассылки «Скурлатов В.И. Ежедневные заметки». — 2007. - 15 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://content.mail.ru/arch/18772/1660371.html (дата обращения: 05.02.2009). частности, его темпорального измерения, обладающего, по мнению Сержантова, дискретным характером.

Характер нового учения синергийная антропология приобретает и в работах В.Н.Дробышева, поставившего синергийную антропологию в центр своих исследований и успешно защитившего диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме: «Феноменология самости в дискурсе синергийной антропологии». В трудах Дробышева новое направление предстает как адекватный ответ постструктуралистской персонологии Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

В работах, затрагивающих проблематику синергийной антропологии, другого отечественного исследователя - С.А. Смирнова, модернистское учение С.Хоружего рассматривается как осмысление и рефлексия религиозного опыта синергии в акте философской мысли. Причем сама философия представляется Смирнову весьма неординарно - как та часть культуры, которая «не имеет своих оснований без религиозного опыта откровения, а последний не может быть осмыслен и услышан без философской рефлексии»5. С ним в корне не согласен Ф.И. Гиренок, который, будучи приверженцем концепции археоавангарда, критически отнесся к появлению синергийной антропологии, и, не предложив конструктивной критики нового направления, в чрезмерно популярной форме изложил свое восприятие синергийной антропологии как эклектичного образования, основные идеи которого, по его мнению, несовместимы с современностью6.

5 Смирнов С.А. Антропология перехода. Введение // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». — 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://wvm.archipelag.ru/authors/smirnovsergeialevtinovicli/?library=1986 (дата обращения: 05.02.2009).

6 Гиренок Ф.И. Существуют ли пределы у антропологии границы? // Экзистенциальная и гуманистическая психология. - 2007 [Электронный ресурс]. Систем, требования: Microsoft Office Word. - URL: http://hpsy.ru/script/golink.php?id=4750 (дата обращения: 05.02.2009).

К анализу синергийной антропологии как одного из неклассических антропологических дискурсов, постулирующих человека через его отношение с трансцендентным, обращалась и Ю.В. Шичанина в своем исследовании «Иномерность в современной культуре: многообразие проявлений»7, в рамках которого автор концентрирует свое внимание, прежде всего, на концепте «антропологической границы человека».

Попытку полноохватной оценки синергийной антропологии мы встречаем в ряде публикаций доктора философии Института систематической теологии Университета Инсбрука (Австрия) К. Штекль. Однако, следует признать преобладание в этих работах предвзятого отношения к новому направлению, несправедливо отнесенному к внеконфессиональному антропологическому дискурсу8.

Резюмируя все вышеизложенное, можно заключить, что разброс точек зрения с попытками дать оценку синергийной антропологии С. Хоружего находится в пределе от популярно-полемических (Ф.И. Гиренок) до предвзято-хвалебных (К. Штекль). В силу явной недостаточности адекватной оценки нового направления, нами и была предпринята попытка анализа синергийной антропологии, позволившая выявить, с одной стороны ее генетические основания, а с другой, статус нового направления в современной культуре.

Проблемное поле данного исследования находится на стыке философско-религиоведческой, философ ско-антропологической и философско-культурологической областей знания.

Изложение выраженной в исихастских текстах антропологии проводится нами преимущественно на основании произведений св.

7 Шичанина Ю.В. Иномерность в современной культуре: многообразие проявлений: автореф. дис. . докт. филос. наук. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2006. - 55 с.

8 Неправомерность этой позиции анализируется нами во II главе диссертационного исследования.

Григория Паламы, а также других классиков исихазма. При этом, по мере необходимости, в исследование включаются и труды не только таких общепризнанных авторитетов в изучении исихазма как архиеп. Василий (Кривошеин), архим. Киприан (Керн), Лосский В.Н., Мейендорф И.Ф., но и отечественных ученых XX в.: Астапова С.Н., Вышеславцева Б.П., Зарина С.М., Климкова О.С., Лурье В.М., Макарова Д.И., Медведева И.П., Попова И.В., Прохорова Г.М., Торчинова Е.А., игумена Иоанна (Экономцева), а также таких зарубежных исследователей антропологии исихазма как Chrestou Р.С. (Христу П.), Georgios I. Mantzaridis (Мандзаридис Г.), Sherrard Ph. (Шеррард Ф.).

Присутствующая в работе тема кризиса современной культуры рассматривается в диссертации с опорой на исследования О.М. Штомпеля, обращение к процессу секуляризации культуры учитывает некоторые теоретические идеи О.А. Богдановой, поставившей секуляризацию в прямую взаимосвязь с глубоким персонологическим кризисом в западной культуре XX века.

Объектом исследования выступает синергийная антропология как феномен современной культуры.

Предметом исследования — синергийная антропология как попытка создания нового мировоззрения на базе переосмысления исихастских идей. Цель и задачи диссертационной работы Целью исследования является анализ «синергийной антропологии» как феномена современной культуры и своеобразной концепции человека.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1. Раскрыть основные положения концепции Григория Паламы как идейно-теоретического источника синергийной антропологии.

2. Показать, что синергийная антропология имеет в качестве предпосылки кризис философского понимания человека в западной культуре XX и начала XXI века.

3. Выявить специфику синергийной антропологии как духовно-теоретического феномена, продемонстрировать ее связь с философскими идеями современности.

4. Сопоставить синергийную антропологию с аналогичными недогматическими попытками модернизации религиозных учений в условиях современной культуры (концепция и духовные практики К.Уилбера).

Процесс решения поставленных задач обусловил соответствующее логическое строение и структуру работы.

Теоретической и методологической основой исследования являются:

1. Метод проблематизации, предполагающей усмотрение проблемной ситуации там, где ранее она была не очевидна. Выявленной в исследовании проблемой выступает проблема осмысления статуса и оценки модернистского подхода к древним религиозно-философским учениям, а также возникновения и функционирования внецерковных интеллектуальных сообществ, разделяющих эти модернизированные воззрения.

2. Метод философского анализа, предполагающий рассмотрение специфики религиозно-детерминированных учений в современном социокультурном контексте.

3. Сравнительно-исторический метод, позволяющий установить совпадения и различия между исихазмом и синергийной антропологией.

Автор придерживается философско-культурологического подхода, рассматривающего исихазм и синергийную антропологию как явления культурные и мировоззренческие, оказывающие серьезное воздействие на жизненные ориентации людей и их самочувствие. Он не солидаризируется ни с одной из представленных концепций и видит свою задачу не в том, чтобы дать оценку большей или меньшей достоверности этих учений (православный христианин и атеист будут смотреть на этот вопрос поразному), а в том, чтобы по возможности объективно описать реальные черты и возможности синергийной антропологии, развивающей основные идеи исихазма в новых условиях жизни.

Научная новизна диссертации обусловлена уникальностью обращения к феномену синергийной антропологии, существующего уже более десятилетия, но не получившего до настоящего времени адекватной философской рефлексии.

В содержательном плане научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем:

1. Поставлена проблема адекватной оценки синергийной антропологии и подобных ей модернизированных духовных учений о человеке с позиций философского рационализма.

2. Выявлены религиозные и историко-философские корни синергийной антропологии. Показано, что новая антропологическая модель строится на двух основаниях: антропологии исихазма (преимущественно, Григория Паламы) и феноменологическом методе М. Хайдеггера.

3. Раскрыты основные положения энергийного дискурса Григория Паламы, и продемонстрирована их трансформация в контексте современной культуры.

4. Проанализирована связь синергийной антропологии с философией М. Хайдеггера.

5. Показано, что синергийная антропология, как и другие нетрадиционные духовные концепции человека, порождена кризисом западной антропологии, проявившимся в потере смысложизненных ориентиров.

6. Дан концептуальный анализ специфики синергийной антропологии как попытки возврата к исихазму в условиях современной культуры.

7. Определено сходство и различие синергийной антропологии с интегральным подходом К.Уилбера. Положения, выносимые на защиту

1. Синергийная антропология представляет собой один из недогматических религиозно-антропологических проектов, генетически связанный с православной традицией, но имеющий формой своего выражения дискурс современной западной философии. Она функционирует в рамках интеллектуального религиозно-философского сообщества, претендуя на воссоздание в современных условиях подлинно-духовного мировоззрения. Важнейшей метафорой, на которой строится учение, выступает метафора «антропологической границы».

2. Синергийная антропология действительно является новым прочтением исихазма в современном мире. Она совпадает с антропологией исихазма по идеям, по интенции, по духовной устремленности. Однако, в отличие от своего религиозного источника, синергийная антропология включает теоретические конструкции современной западной философии (М.Хайдеггер) и насыщена ее терминологией, а также обращена к самой широкой аудитории, что располагает ее к использованию современных информационных каналов, в частности, сети Интернет.

3. Синергийная антропология С.Хоружего, критикуя «отвлеченный рациональный дискурс» европейской философии, сама остается теоретическим конструктом, и избегает выхода на уровень духовных практик. Авторы направления не берутся практиковать и не вовлекают в практику своих сторонников. Однако в результате этого синергийная антропология приобретает если не эклектический, то чисто интерпретаторский характер. Сравнение ее с другими духовными проектами (с интегральными практиками Кена Уилбера, основанными на принципах буддизма) показывает, что сама она не выходит к активной духовной деятельности и не предлагает читателю освоения ступеней духовного опыта. В отличие от Кена Уилбера, призывающего своих сторонников к приобретению собственных духовно-мистических переживаний, основоположник синергийной антропологии С.С.Хоружий противоречит себе: он критикует теоретичность, но остается в рамках философского теоретизирования.

4. Синергийная антропология являет собой образец внецерковного духовного объединения, созданного на базе исихазма как исторического прообраза. Однако функционирование подобных сообществ приводит к маргинализации духовно-практического аспекта традиции, поскольку аутентичная исихастская практика немыслима вне церкви и вне монашества. Духовная практика, исключенная из контекста религиозной жизни, обесценивается. Именно поэтому подлинной духовной практике надлежит оставаться осознанным выбором немногих, а не сводиться к одному из феноменов моды.

5. Положительным культуросозидательным свойством синергийной антропологии является ее просвещенческий потенциал, стремление в новых, популярных формах ознакомить современного человека с исихазмом и его духовными возможностями. При этом ценно то, что внедрение исихастских идей происходит в рамках светской культуры, смысложизненное, духовное ядро исихазма становится доступно хотя бы для интеллектуального понимания современного человека. А это способно оказывать гармонизирующее воздействие на трагическое и разорванное сознание людей нашего времени.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Содержание диссертационной работы и ее выводы позволяют объективно оценить новое для европейской антропологии учение -синергийную антропологию, разрабатываемое С.С.Хоружим и его школой, и показать значимость создаваемых недогматических учений о человеке в современной России для процесса возрождения духовности.

Материал и результаты диссертации могут быть использованы не только в историко-философском, но и в актуальном проблемном аспекте -при анализе современных религиозно-детерминированных концепций человека. Диссертационное исследование может быть использовано при подготовке лекционных курсов по религиоведению, философской антропологии и культурологии, при написании научных работ, а также при разработке специальных курсов по проблемам духовной культуры личности. Кроме того, результаты данной работы могут быть полезны при анализе ряда сторон духовной жизни современного общества.

Апробация работы

Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на кафедре философии религии ЮФУ. Часть положений диссертационного исследования была апробирована на секции философии Международной научно-практической конференции РГСУ (Ростов-на-Дону, 2008 г., февраль) и нашла отражение в публикации «Исихастская традиция: вчера и сегодня» (сб. Строительство - 2008. Ростов-на-Дону, 2008). Ряд положений диссертации был представлен в виде доклада «Сознание и язык в исихазме (попытка анализа)» на ежегодной научно-теоретической конференции факультета философии и культурологии ЮФУ «Сознание как предмет историко-философской рефлексии» в апреле 2008 года.

Основное содержание исследования «Синергийная антропология как современная интерпретация исихазма» отражено в одноименной публикации (журнал Гуманитарные и социально-экономические науки.

Ростов-на-Дону, 2007. - №5). Диалог синергийной антропологии с современными учениями отражен нами в статье «Синергийная антропология в контексте современной культуры» (журнал Философия права. Ростов-на-Дону, 2008. - №6). Некоторые религиозные признаки синергийной антропологии получили свое освещение в публикации «Учение о молитве в дискурсе синергийной антропологии» (сб. Рубикон. Ростов-на-Дону, 2008. - №50). Специфические особенности современного неклассического антропологического дискурса рассматриваются в работе «Европейская антропология: возможные альтернативы» (ЭПНИ «Studiiim», 2009. -№3).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии Южного федерального университета и рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы, имеющего 162 источника. Общий объем работы составляет 146 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мельников, Дмитрий Анатольевич

Заключение

Общеизвестно, что культура сочетает в себе традиции и новации. Ее существование обеспечивается диалектическим равновесием старого и нового. Периодически этот баланс нарушается. В случае, если берут верх инновации, происходят культурные революции. Иногда, наоборот, превалирует традиция, тогда мы встречаемся с феноменом консерватизма в культуре.

Тем не менее, одним из движущих механизмов развития культуры является воспроизведение найденных ранее образцов. Репрезентируются образцы различного рода: взаимодействие людей в социуме, интерпретация различных феноменов, материальная и духовная деятельность. В парадигме этого процесса, в современных социокультурных условиях были воспроизведены основные антропологические интуиции исихазма, теоретически закрепленные еще в Византийской империи XIV в., но нашедшие новую форму выражения в синергийной антропологии.

Обращение к современному феномену синергийной антропологии позволило прийти к результатам, которые, по мнению автора, могут претендовать на определенную степень новизны.

Для проведения концептуального анализа нового направления, нами были проанализированы его историко-философские и социокультурные истоки. Рассмотрение основных положений концепции Григория Паламы, позволило определить ее как важнейший идейно-теоретический источник синергийной антропологии.

В антропологии исихазма, представленной в учении Григория Паламы, был совершен знаменательный переход богословского дискурса от сущностного к энергийному. Благодаря этому человек был провозглашен творением, способным достичь божественного состояния путем причастности Богу в энергийном модусе бытия. Святителем

Григорием было показано, что вследствие особой аскетической практики, происходит специфическое взаимодействие Бога и человека, называемое на языке православного богословия «синергией».

Принцип синергии, положенный в основание синергийной антропологии, реализуется путем исключения любых рационально постигаемых путей к трансцендентному бытию, и предполагает рассмотрение антропологической реальности как превосходящей себя в стяжании энергий наличного бытия.

Так, энергийный дискурс Г.Паламы, философски интерпретированный С.Хоружим, явился своеобразным ответом персонологическому кризису классической европейской антропологии, которая в попытке сопоставить человеку некий неизменяемый сущностный центр, находила опору лишь в отвлеченном рациональном дискурсе. В этом отношении даже экзистенциализм, пытавшийся вернуть человеческие проблемы в поле философского диалога, упускал из виду реальный мистико-религиозный опыт непосредственного общения человека и Бога. Исихазм же, как духовно-практический феномен, ведущий речь о синергии («соработничестве») человека и Бога в силу тождества энергий, оказался ценен не только в силу специфики своего дискурса, но и в качестве ресурса, в определенной мере противодействующего нарастающему процессу секуляризации сознания современного человека, существующую как в Западной Европе, так и в России.

В этом контексте синергийная антропология предстает как один из недогматических религиозных антропологических проектов, генетически связанный с православной традицией, но имеющий формой выражения дискурс современной западной философии (феноменологии и экзистенциализма).

Представление идей исихазма на новом языке потребовало введения новых концептов - важнейшей метафорой, на которой сроится учение, оказывается метафора «антропологической границы», понимаемая не субстанционально, но энергийно, как объединяющая предельные антропологические проявления, в которых человек обнаруживает свое стремление к Иному.

Таким образом, можно констатировать, что синергийная антропология действительно является новым прочтением исихазма в современном мире. Она совпадает с антропологией исихазма по идеям, по интенции, по духовной устремленности. Однако, в отличие от своего религиозного источника, она обладает, по крайней мере, двумя особенностями, которые диктуются постиндустриальной эпохой и спецификой массового общества: аудитория, к которой обращена синергийная антропология, является самой широкой, так как кроме печатных изданий, авторы используют Интернет; тексты синергийной антропологии написаны современным языком и с постоянным обращением к экзистенциальной философии XX века, ее идеям и философским находкам (прежде всего, к философии М.Хайдеггера);

Сравнение синергийной антропологии с аналогичными недогматическими попытками возвращения к Богу в условиях современной культуры (учение и духовные практики К.Уилбера) показало, что в отличие от них, учение С.Хоружего, критикуя «отвлеченный рациональный дискурс» европейской философии, само остается теоретическим конструктом, и избегает выхода на уровень духовных практик. Однако, функционируя в рамках интеллектуального религиозно-философского сообщества, синергийная антропология претендует на воссоздание в современных условиях подлинно-духовного мировоззрения.

В этом смысле положительным культуросозидательным свойством синергийной антропологии является ее просвещенческий потенциал, стремление в новых формах ознакомить современного человека с исихазмом и его духовными возможностями. При этом ценно то, что внедрение исихастских идей происходит в рамках светской культуры, смысложизненное, духовное ядро исихазма становится доступно хотя бы для интеллектуального понимания современного человека. А это способно оказывать гармонизирующее воздействие на трагическое и разорванное сознание людей нашего времени. По этой причине, изложенный современным языком, тысячелетний опыт поисков решения проблемы нравственного совершенствования личности, включая и вариант синергийного взаимодействия человека с абсолютным для преодоления своей ограниченности и конечности, обладает огромным потенциалом для процесса возрождения духовности российского общества.

Исследование, проведенное в данной диссертации, содержит фактор открытости, так как синергийная антропология - актуально существующее интеллектуально-духовное направление. Вполне возможно, что в будущем направленность и формы этого интеллектуального религиозно-культурного движения претерпят трансформацию, что даст возможность иначе судить о его чертах и статусе в культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мельников, Дмитрий Анатольевич, 2009 год

1. Аванесов С. С. Личность как синергийная конституция // ФН. 2008. - №2.

2. Антонян Ю.М. Виртуальность образа Бога. // ФН. 2007. - № 8.

3. Аристотель. Метафизика / Пер. Н.В. Брагинской // Сочинения. — М., 1976.-Т.1.

4. Арутюнова Н.Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова II Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990.

5. Астапов С.Н. Становление и развитие православного учения о сущности и энергии : дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1995.

6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

8. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во московской патриархии: Российское библейское общество, 1993.

9. Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века: Монография/ Рост. гос. экон. унив. -Ростов-н/Д., 2001.

10. Ю.Бонецкая Н.К. Когда постмодернизм уже видится в прошлом: послесловие к интервью с пионером интегрального сознания Кеном Уилбером // ВФ. 2005. - № 11.

11. Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Альфа и Омега, 1995. №3(6).

12. Григорий Палама, святитель. О божественном соединении и разделении / Пер. с греч. Нектария (Яшунского), архим. // Григорий Палама. Трактаты. — Краснодар: Изд-во «Текст», 2007.

13. Григорий Палама, святитель. Сто пятьдесят глав / Пер. с греч. и прим. Сидорова А.И. Краснодар: Изд-во «Текст», 2006.

14. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер., послесл. и комм. В.Вениаминова. М.: Канон, 1995.

15. Грщанов А.А., Абушенко B.JI. Мишель Фуко / А.А. Грицанов, B.JL Абушенко. Мн.: Книжный Дом, 2008.2Ъ.Грицанов А.А., Галкин Д.В., Карпенко И.Д. Виртуальная реальность // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003.

16. Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М., 1989.30.,Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1902. 1993.

17. Добротолюбие. В 5 т. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

18. Дробышев В.Н. Самость и Различие // ФН. 2008. - №2.

19. Забытые страницы русского имяславия. М.: Паломник, 2001.

20. ЪА.Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. -Киев: «Общество любителей православной литературы»: Изд-воимени свт.Льва, папы Римского, 2006.

21. Золотухина-Аболина Е.В. На путях диалога с Высшим: Рецензия на книгу Ф. Василюка «Переживание и Молитва» // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. - №2 (11).

22. Иоанн (Экономцев), игум. Православие, Византия, Россия. Париж: YMCA-PRESS, 1989.

23. Иоанн Лествнчник, преп. Лествица // Аскетика. Сборник. — М.: «Сибирская благозвонница», 2005.

24. Исихазм. Аннотированная библиография. Под общей и научной ред. С.С.Хоружего. М., 2004.

25. История Византии: В 3 т. М.: Наука, 1967.

26. Каждан А.П. Молитва // Большая советская энциклопедия / В 30 томах. Том 16. Изд-е 3-е под ред. Прохорова A.M. - М.: Советская энциклопедия, 1974.41 .Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993.

27. М.Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980.

28. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964. - Т. 3.

29. Леонтьев Д. А. Возрождение к экзистенциальному миропониманию // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007.

30. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). Спб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

31. Маркс К. Заметки по поводу книги Джемса Милля // ВФ. 1966. - № 2.

32. Маркс К, Энгельс Ф. Собрание сочинений / В 50 т. Том 3. - М.: Прогресс, 1984.

33. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Л.- 1974.-Том 29.

34. Мифологемы уходят. Интервью с С.Хоружим // Газета КИФА. -№3(18), 2004 Электронный ресурс. Дата обновления: 31.03.2004. -URL: http://gazetakifa.ru/content/view/334/20 (дата обращения:0502.2009).

35. Можейко М.А. Интерпретация // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003.

36. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.61 .Муховатов B.C. Токамак // Большая советская энциклопедия / В 30 томах. Том 26. Изд-е 3-е под ред. Прохорова A.M. - М:: Советская энциклопедия, 1977.

37. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.

38. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994.бЛ.Носов Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. - М.: Путь, 2001.

39. Обсуждение возражений к синергийной антропологии // Форум сайта Института синергийной антропологии, 2007 Электронный ресурс. URL: http://synergia-isa.ru/forum/viewtopic.php?t=144 (дата обращения: 05.02.2009).

40. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1991.

41. Попов И.В. Идея обожения в древне-восточной Церкви // Церковно-богословско-философский ежегодник «Православный путь», приложение к журналу «Православная Русь». Джорданвилль: Свято-Троицкий Монастырь, 2002.

42. Протасов В.И. Компьютерные системы коллективного творчества и поддержки принятия решений: Учебное пособие. В авторской редакции. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2004.

43. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Л., 1963. - Том 23.

44. Разум и вера сквозь призму философии. Интервью С.С. Хоружего // НГ Религии. - 2005 Электронный ресурс. - URL: http://religion.ng.ru/people/2005-12-07/6razum.html (дата обращения: 05.02.2009).

45. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб.: Петрополис, 1996.

46. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1990.

47. Сержантов П.Б. Дискретное время в антропологии: исихастский опыт // ФН. 2008. - №2.

48. Сержантов П.Б. Феномен дискретного времени в философской антропологии (исихастский опыт): автореф. дис. . канд. философ, наук. -М., 2008.

49. Симеон Новый Богослов. Творения: В 3 т. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

50. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Научный сб-к под ред. С.С.Хоружего. М.,1995.

51. Ш.Скурлатов В.И. Стратегии развития синергийной антропологии // Архив рассылки «Скурлатов В.И. Ежедневные заметки». 2007. - 15сентября Электронный ресурс. URL:http://content.mail.ru/arch/18772/1660371.html (дата обращения: 05.02.2009).

52. Смирнов С.А. Бытие в свободе // ФН. 2004. - № 6.

53. Смирнов С.А. Человек перехода // Кентавр: Методологический и игротехнический альманах. 2003. - № 32.

54. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: «Азбука-классика»: «Петербургское Востоковедение», 2005.

55. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.

56. Уилбер К. Интегральная психология. М., 2002.

57. Уилбер К. Краткая история всего. М.: Астрель, 2006.

58. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. -М., 1998.

59. Уилбер К. Один вкус: Дневники Кена Уилбера. М.: Издательство ACT и др., 2004.

60. Уилбер К. Око Духа. М., 2002.

61. Уилбер К. Проект Атман. М., 2004 г.

62. Фома Аквинский. Естественная теология Фрагмент из «Суммы теологии». / Пер. с лат. С.С. Аверинцева // Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.

63. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

64. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. Спб, 1994.

65. Хайдеггер М. Бытие и Время. М., 1997.

66. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1992.

67. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: 2 концепта в сравнительной перспективе // ВФ. 1999. - №3.

68. Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы // Страницы. — 1997. — № 2.

69. Хоружий С. С. Исихазм и история // Человек. -1991. -№5.

70. Xopyotcim С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия // Православная аскеза ключ к новому видению человека: Сборник статей. - М., 2000 Электронный ресурс. - URL: http://www.wco.ru/biblio/books/horuzhyl/Main.htm (дата обращения: 05.10.2008).

71. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.

72. Хоружий С.С. Конституция: Концепты Духовной практики и отверзания чувств // Его же. О старом и новом. СПб: Алетейя, 2000.

73. Хоружий С.С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999.

74. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия // ВФ. 1994. - №5.

75. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 1. Контуры До-Кантова Человека // ВФ. 2005. - №1.

76. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 2. Кантовы антропотопики // ВФ. 2005. - №2.

77. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 3. Антиантропология классического немецкого идеализма // ВФ. 2007. - №6.

78. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 3. Антиантропология классического немецкого идеализма (продолжение) // ВФ. 2007. - №7.

79. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // ВФ. 2002. - №2.

80. Хоружий С.С. О некоторых особенностях суфийской практики // Его же. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2005.

81. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб: Алетейя, 2000.

82. Хоружий С.С. Образ человека в православном подвижничестве // Культура и будущее России. — М., 1992.

83. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Издательский дом «Парад», 2005.

84. Хоружий С.С. От исследований православной аскезы к созданию новой модели человека: путь научной школы синергийной антропологии // Обсерватория культуры. - М.: ФГУ «Российская государственная библиотека», 2006, №4.

85. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // ВФ. 1998. - №3.

86. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. -СПб.: Алетейя, 1994.

87. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. Сборник статей. Москва —Клин, 2004.

88. Хоружий С.С. Проблема Постчеловека, или Трансформативная антропология глазами Синергийной антропологии // ФН. 2008. -№2.

89. Хоружий С.С. Психология врат как врата метапсихологии// Московский Психотерапевтический журнал. — 1999. — № 2.

90. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // ВФ. — 1997. — № 6.

91. Хоружий С.С. Сердце и ум// Московский Психотерапевтический журнал. — 1992. — № 1.

92. Хоружий С.С. Судьба Адама и судьба Ивана (Разговор с Сергеем Шаповалом 19 февраля 2005 г.) // Его же. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2005.

93. Хоружий С.С. Феномен русского старчества и примеры из духовной практики старцев, 2006.

94. Хоружий С. С. Философия и аскеза. Нью-Йорк, 1999.

95. Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // ВФ. 1991. - №5.

96. Хоружий С.С. Человек и его назначение по учению православных подвижников // Философская и социологическая мысль. — Киев, 1991. — № 11.

97. Хоружий С. С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // ВФ. 2003. - №1.

98. Хоружий С.С. Человек: сущее, трояко размыкающее себя И Его же. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2005.

99. Хоружий Сергей Сергеевич и его научная школа. 1999 Электронный ресурс. Дата обновления: 31.03.2001. - URL: http://horujy.chat.ru (дата обращения: 05.02.2009).

100. Черняков А.Г. В поисках утраченного субъекта // Метафизические исследования. Вып. 6. Сознание. - СПб., 1998.

101. Шичанина Ю.В. Иномерность в современной культуре: многообразие проявлений: автореф. дис. . докт. филос. наук. — СПб:

102. Санкт-Петербургский государственный университет, 2006.

103. Штеклъ К. Новая антропология: поиск альтернативы картезианскому субъекту // ВФ. 2008. - №1.

104. Штеклъ К. Синергийная антропология и свобода // ФН. 2008. - №2.

105. Штомпелъ О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-н/Д.: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999.

106. Экономцев Игорь, прот. Исихазм и восточноевропейское Возрождение // Богословские труды. М.: Издание московской патриархии, 1989. - Том 29.

107. Atkins К. Self and subjectivity. Oxford: Blackwell Publishing, 2006.

108. Bowie F. The anthropology of religion. Oxford: Blackwell Publishing, 2006.

109. Cadava E., Connor P., Nancy J.-L., eds. Who comes after the subject? New York, London: Routledge, 1991.

110. Carrette J.R. Foucalt and Religion: Spiritual Corporality and Political Spirituality. London ; N.-Y.: Routledge, 2000.

111. Chrestou P.C. Double knowledge according to St. Gregory Palamas // Studia Patristica. В., 1966.

112. Deikman A.J. Cognitive Models and Spiritual Maps // Сайт Института синергийной антропологии Электронный ресурс. Систем, требования: Microsoft Word. URL: http://synergia-isa.ru/lib/download/lib/Eng7.doc (дата обращения: 05.02.2009).

113. Foucault М. The History of Sexuality. Vol. 3. The Care of the Self. New York: Random House, 1986.

114. Heidegger M. Brief iiber den Humanismus, 1946 // Gesamtausgabe. Wegmarken, 9, 313-64. Frankfurt/M.: Vittorio Klostermann, 1976.

115. Horujy S. Discourses of the Inner and the Outer in Practices of the Self // Сайт Института синергийной антропологии Электронный ресурс. Систем, требования: Microsoft Word. URL: http://synergia-isa.ru/lib/download/lib/Eng8

116. SH%20Discourses%20of%20the%20Inner%20and%20the%200uter.doc (дата обращения: 05.02.2009).

117. Kristeva J. Crisis of the European Subject. N.-Y: Other Press, 2000.

118. Mantzaridis G. I. The Deification of Man St. Gregory Palamas and the Orthodox Tradition. St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, N.-Y., 1984.

119. Meyendorff J. INTRODUCTION A L'ETUDE DE GREGOIRE PALAMAS // "Editions du seuil". Paris, 1959.

120. Nancy J.-L. Being Singular Plural. Stanford: Stanford University Press, 2000.

121. SherrardPh. The Greek East and the Latin West. Oxford, 1959.

122. Wilber K. The Integral Vision at the Millennium 11 The Collected Works of Ken Wilber. 2000. - Vol. 7 Электронный ресурс. - URL: http://www.fudomouth.net/rhizome/kwintegralvision.htm (дата обращения: 05.02.2009).

123. Wilber К. An Integral Theory of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. 1997. - № 4 (1).

124. Yannaras Ch. Orthodoxy and the West: Hellenic Self-identity in the Modern Age. Brookline: Holy Cross Orthodoxy Press, 2007.1. Сокращения

125. ВФ Вопросы философии. М.: Наука.

126. ТОДРЛ Труды отдела древнерусской литературы (Институт русской литературы). Л.: Наука.

127. ФН Философские науки. М.: Гуманитарий.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.