Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере "тюрко-татарской" диаспоры США тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Садыкова, Лиана Рифовна

  • Садыкова, Лиана Рифовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 208
Садыкова, Лиана Рифовна. Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере "тюрко-татарской" диаспоры США: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Уфа. 2012. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Садыкова, Лиана Рифовна

Оглавление

Введение

Глава 1. Вопросы методологии и историография проблемы идентичности в условиях эмиграции

1.1. Теоретико-методологические вопросы

1.2. Историография проблемы

1.3. Обзор источниковой базы

Глава 2. Массовая эмиграция «тюрко-татар» из России, СССР и ее этапы

2.1. Эмиграция из Российской империи (до 1917 г.)

2.2. Эмиграция из Советской России (1917 - 1922 гг.)

2.3. Эмиграция из СССР (1941 - 1950 гг.)

Глава 3. «Тюрко-татарская» диаспора в США

3.1. Адаптация эмигрантов к новым условиям жизни

3.2. Формирование «тюрко-татарской» диаспоры в США

3.3. Сохранение этничности в условиях национально-культурной адаптации иммигрантов и их потомков в США

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере "тюрко-татарской" диаспоры США»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. История российской эмиграции представляет интерес и значимость в научно-теоретическом плане. Современное теоретическое осмысление роли эмиграции из России диктуется рядом обстоятельств. В последние годы не подвергается сомнению тот факт, что эмигранты являются неотъемлемой частью России. Важным политическим шагом стал Указ В.В. Путина от 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»1, направленный на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, Указ может стать мощным импульсом для академического сообщества в изучении международной диаспоры.

Политические изменения начала XX столетия в России превратили часть населения страны в вынужденных эмигрантов. Сейчас именно в США достаточно компактно проживает одна из крупнейших «тюрко-татарских» диаспор, которая объединена в различные ассоциации, общества и землячества. «Тюрко-татарская» диаспора в США - это диаспора тюркских и мусульманских народов, переехавшая из России преимущественно из Волго-Уральского региона и республик бывшего Советского Союза. Название «тюрко-татары» принято ими в соответствии с резолюцией Всероссийского мусульманского съезда 1917 года. В условиях эмиграции они смогли сохранить собственную культуру и структуру внутренней социальной жизни. Особую актуальность приобретает сохранение этнической идентичности в многонациональной стране, как США. Чаще всего эмигрант преследует цель сохранить существующие отличия от других людей, причем этничность превращается в один из важнейших факторов выражения этих отличий. В

1 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, г. Москва «О мерах по оказанию

содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета. Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2006/06/28/ukaz-peresilenie.html

3

поликультурной среде этническая идентичность приобретает особую чувствительность и к самооценке, и к оценке себя другими. Этническая идентичность более выражена, чем гражданская, актуальна и интенсивна.

В настоящее время бывшие граждане России или, скорее даже потомки, став вынужденными эмигрантами, не теряют связи со своей родиной, объединяются в диаспоры, чтобы не забыть и сохранить национально-культурные традиции своего народа.

Обращение к теме «тюрко-татарской» эмиграции из России актуально потому, что вопрос формирования и сохранения этнокультурной идентичности «тюрко-татар» США в силу разных причин до сих пор остается неисследованным пластом истории татарского, башкирского и других тюркских народов России. Эти обстоятельства показывают актуальность и перспективность изучения судеб «тюрко-татарских» эмигрантов, вынужденных эмигрировать после Октябрьской революции и Второй мировой войны из страны.

Объектом исследования выступает «тюрко-татарская» диаспора в США, характеризующаяся компактным проживанием сложившихся тюркоязычных этнических групп с высокой степенью сохранности культурных традиций.

Предметом исследования являются процессы сохранения этничности эмигрантов «тюрко-татарской» диаспоры в иноязычной, иноконфессиональной среде.

Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с конца XIX по XXI вв. За исходный хронологический рубеж взят конец XIX в., связанный со строительством КВЖД (1898 г.) и коммерческой деятельностью татар, в результате часть населения покинула Россию и обосновалась в других странах, прежде всего в Китае, Корее, Японии. К началу XXI в. в эмиграции проживает уже третье поколение, покинувших Родину в начале XX в. и именно на них можно проследить влияние

инокультурной среды на сохранение этнической идентичности, поэтому верхним рубежом исследования является начало XXI в.

Территориальные рамки исследования ограничены территорией США. В то же время внутри США имеются свои центры, в которых компактно расселены «тюрко-татары», имеющие большие диаспоры в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Вместе с тем для более полного освещения формирования «тюрко-татарской» диаспоры в США были рассмотрены «тюрко-татарские» диаспоры, проживающие в Китае и Японии.

Степень изученности проблемы. В науке понятие «идентичность» широко используется в этнологии, философии, психологии, культурной и социальной антропологии с разными значениями или в разных аспектах. Начиная с конца 1980-х гг. отечественную науку привлекла концепция этнической идентичности (этнического самосознания). Термин «этническое самосознание» вошел в научный оборот благодаря работам С.А. Токарева1 и H.H. Чебоксарова2.

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. с терминами «этнос» и «этническое самосознание» начинают активно конкурировать новые термины -«этничность», «этническая идентичность», пришедшие в российскую науку вместе с работами зарубежных ученых - американских политологов Н. Глейзера и Д. Мойнихэна3. Вопросы этничности исследованы в научных трудах Э. Смита4, К. Гиртца5, Р. Брубейкера6, Дж. Де-Воса7. Отечественные исследователи: Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, H.H. Чебоксаров, С.Е. Рыбаков,

1 Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)// Вопросы философии. 1964. №11.

2 Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов (вступительное слово на симпозиуме) // Труды МКАЭН. Т. V. М., 1970.

3 Glaser N., Moynihan D.P. (Eds.). Ethnicity: Theory and Experience. Cambridge (Mass.), 1975.

4 Smith A.D. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1987; Smith A.D. National Identity. London, 1991; Smith A.D. Ethnic Myths and Ethnic Revivals // Archives Eropeennes de Sociologie. 1984, № 25. P. 283-303 и др.

5 Geertz С. Peddlers and Princes: Social Change and Economic Modernization in Two Indonesian Towns. Chicago, London, 1963.

6 Brubaker R. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge, 1996. P. 15.

7 Де-ВосДж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация// Личность, культура, этнос / Под ред. А.А. Велика. М., 2001. С. 232.

В.В. Пименов и др. отстаивают идею существования этнических общностей, члены которых объединены в единую «совокупность» на основе общих признаков: языка, традиций, культуры, религии, иногда - территории, экономики, государственности и т. п.1, а также - в результате осознания «как своей общности, так и своего отличия от членов других таких же человеческих групп»2.

В нашей стране с начала 1990-х гг. опубликован целый ряд работ, в которых с различных исследовательских позиций осуществлялся поиск подходов к этому феномену3. В настоящее время процесс продолжается, демонстрируя неослабевающий интерес ученых к этой проблеме.

В итоге следует отметить, что вокруг проблемы этничности (этнической идентичности) существует весьма слабая его структурированность и сильнейшая размытость. Специалисты из разных областей обществоведения чаще пишут по поводу этничности (этнической идентичности), чем о самом этом феномене.

Комплексный, междисциплинарный характер носит проблема формирования и функционирования диаспор в условиях многонационального региона, поэтому научные исследования в этой области в настоящее время ведутся в различных направлениях. Анализ научной литературы дает представление о том, что изучение проблемы диаспоры необходимо проводить в тесной связи со сложившимися теориями этноса и эмиграции.

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 33-35; Он же. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. С. 74-76; Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. С. 29; Пименов В.В. Удмурты. M., 1985; Рыбаков С.Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю.В. Бромлея// ЭО. 2001. № 1. С. 3-15; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999.

2 Семенов Ю.И. Этнос. Нация. Диаспора // ЭО. 2000. № 2. С. 64; Национальная политика в императорской России. Цивилизованные окраины. М., 1997. С. 29.

3 Тишков В.А. Этничность и власть в СССР (этнополитический анализ республиканских органов власти) // СЭ. 1991. №3; ТишковВ.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе// Вопросы социологии. 1993. № 1-2; Тишков В.А. О феномене этничности; Чешко C.B. Человек и этничность; Соколовский C.B. Парадигмы этнологического знания// ЭО. 1994. №2; Козлов В.И. Проблематика "этничности"// ЭО. 1995. №4; КолпаковЕ.М. Этнос и этничность// ЭО. 1995. №5; ЗариновИЛО.

Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи C.B. Чешко "Человек и этничность") // ЭО. 1997.

№ 3; Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997; Винер Б.Е. Указ. соч.

6

Следует отметить, характеризуя степень разработанности темы диаспоры и диаспоральных отношений, что данный вопрос значительное время был предметом изучения только зарубежных социологов, политологов, философов и историков. Проблема диаспоры в отечественной науке долгое время была на обочине исследовательского интереса. Существующие разработки по проблеме диаспоры можно разделить на следующие группы: первая - теоретико-методологические труды Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Р.Г. Абдулатипова, И.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, Т.А. Полосковой, В.А. Тишкова и др., заложившие основу для исследований данной темы1.

Вторую группу составляют исследования, посвященные разработке различных аспектов и конкретных особенностей диаспоры как специфического этносоциального феномена2 - работы Т. С. Иларионовой «Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры)», З.И. Левина «Менталитет диаспоры», Ж.Т. Тощенко (в соавторстве с Т.И. Чаптыковой) «Диаспора как объект социологического анализа». Авторы внесли значительный вклад в изучение диаспоры, определили ее типологию, функции, особенности и т.д.

Третью группу исследований проблемы диаспоры составляют многочисленные статьи, опубликованные в научных журналах, а также сборниках конференций и других периодических изданиях, посвященных вопросам диаспоры, в которых освещены, главным образом, региональные аспекты проблемы.

Свой вклад в исследование данного вопроса внесли зарубежные ученые: У. Сафран, X. Тололян, А. Ашкенази, Г. Шеффер, М. Дабаг, К. Платт, Р.

1 Абдулатипов Р.Г. Государственное регулирование национальной политики. М., 2001; Бромлей Ю.В. К типологии этнических общностей...; Он же. Очерки теории этноса. М., 1988; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.,Указ. соч.; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989; Полоскова Т. Современные диаспоры. Внутриполитический и международный аспекты. М., 1999; Тишков В.А. Политическая антропология // Российские исследования в гуманитарных науках. Ье-шз1:оп, 2000. Т. 14; и др.

2 Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 1994; Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001. 176 с; Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // СОЦИС: социол. исслед. 1996. № 12;

и др.

Мариенстрас, Э. Скиннер, А. Бра, Р. Коэн, Дж. Армстронг, Р. Хеттлаге, Н. Брубейкер, Т. Фаист, Р. Льюис, С. Хантингтон1 и др. Подробно теоретико-методологические вопросы представлены в параграфе 1.1.

Уже в конце XIX - начале XX в. проблема массовой эмиграции в Америку из Российской империи привлекла внимание целого ряда отечественных авторов (Н. Славинского, А. Курбского, Н. Ильина, М. Владимирова, К. Скальковского, E.H. Матросова, П.А. Тверского (Дементьева), П. Попова, Ю. Филипова, П. Тизенко, С. Яновского, И. Сысоева, М. Равича, А. Мухина, К. Офросимова, К. Олейника, Б. Курчевского, А.И. Щербатского, Е.И. Омельченко и др.). Появились первые статистические работы аналитического характера (С. Патканова)2. Но только в 1928 г. вышел

1 Safran William (1999) Comparing Diasporas: A Review Essay // Diaspora, 8(3): 255 - 291; Tololyan Kh. 1991a: Exile Governments in Armenian Polity // Sham, Yossi (ed.). Governments-in-ExDe in Contemporary World Politics. New York: Routledge; Ashkenasi A. 1993: Identitatsbewahnmg, Akkulturation und die Entta-uschung in tier Diaspora // M.Dabag und K.Platt (Hg.): Identität in der Fremde. Bochum; Sheffer G. 1993: Ethnic Diasporas: A Threat to Their Hosts? // International Migration and Security, (Ed.) by Miron WeinerBoulder, San Francisko, Oxford; Dabag M, Plait K. 1993: Diasporas und kollektive Gedächtnis. Zur Kon-struktion kollektiver Identitäten in der Diaspora // M.Dabag und K.PIatt (Hg.). Identität in der Fremde. Bochum, 117 - 145; Der-Karabetian A. 1993 Marienstras A 1989: On the Notion of Diaspora // Minority Peoples in the Age of Nation-States. Ed. by G, Chaliand. L, Pluto Press. Vielfaltige soziale Identität als Reflektion der Moderne. In: Identität in der Fremde, (Hg,) von Mihran Dabag und Kristin Platt. Bochum, Skinner E. 1982: The Dialectic Between Diasporas and Homelands II Global Dimensions of the African Diaspora / Ed. by J. Harris. J Washington, Howard University Press. Brah A, 1992: Difference, Diversity and Differentiation // 'Race', Culture and Difference..Donald and A.Rattansi (eds, London: Sage J. Srah A, 1996: Cartographies of Diaspora: Contesting identities, London and New York. Cohen R. Global Diasporas. An Introbuc Hettlage R. 1993: Diaspora: Umrisse zu einer soziologischen Theorie // M.Dabag imd K.Platt (Hg.): Identität in der Fremde, S. 75 - 105. Universitatsverlag, Bochum.tion. L, 1997. J6 1, Armstrong D. 1976: Mobilized and Proletarian Diasporas // The American Political Science Review. Vol. 70, №. 2, Hettlage R. 1993: Diaspora: Umrisse zu einer soziologischen Theorie // M.Dabag imd K.Platt (Hg): Identität in der Fremde,. Universitatsverlag, Bochum. Faist Th. 2000a: The Volume and Dynamics of International Migration and Transnational Social Spaces. Clarendon Press, Oxford; Хантингтон С. Кто Мы? M., 2004.

2 Славянский H. Письма об Америке и русских переселенцах. СПб., 1873; Курбский А. Русский рабочий у североамериканского плантатора. СПб., 1875; Ильин Н. Шесть месяцев в Соединенных Штатах Северной Америки. СПб., 1876; Владимиров М.М. Русский среди американцев, 1872 - 1876. СПб., 1877; Скальковский К. В стране ига и свободы. СПб., 1878; Лопухин А. Жизнь за океаном. СПб., 1882; Тверской П.А. Очерки Северо-Американских Соединенных Штатов. СПб., 1895; Граф Лелива (E.H. Матросов). Заокеанская эмиграция, ее причины и следствия. Варшава, 1904; Попов П.И. В Америке: Очерки американской жизни по личным наблюдениям автора, прожившего в Америке безвыездно двадцать три года (1872 - 1895). СПб., 1906; Филипов Ю.Д. Эмиграция СПб., 1906; Тизенко П. Эмиграционный вопрос в России, 1820 - 1910. Либава, 1909; Яновский С.Я. Русское законодательство и эмиграция // Журнал Министерства юстиции. СПб., 1909; Сысоев И.П. Путешествие в Америку. М., 1910; Патканов C.K. Итоги статистики иммиграции в Соединенные Штаты Северной Америки из России за десятилетие 1900 - 1909. СПб., 1911; Он же. Иммиграция из России в Соединенные Штаты за десятилетие 1900 - 1909 // Ежегодник России. 1910. СПб., 1911; Равич М. Русская эмиграция в Америку // Наша заря. СПб., 1911. № 7/8; Офросимов К.С. Отхожий промысел за океаном. Вильна, 1912; Олейник К. Русский штундист за границей. СПб., 1912; Мухин А. Отход крестьян на заработки в Америку // Агрономический журнал (Харьков). 1913. № 9/10; Курчевский Б. О русской эмиграции в Америку. Либава, 1914; Щербатский А.И. Русская эмиграция в Соединенные Штаты // Известия Министерства иностранных дел. Пг., 1915. Кн. VI: 1914; Омельченко Е.И. К вопросу об организации российской колонии. Нью-Йорк, 1917.

серьезный научный труд руководителя ЦСУ СССР В.В. Оболенского (Осинского) о международных эмиграциях в России, часть которой посвящена дореволюционной российской эмиграции в США1.

Однако первой и долгое время единственной на русском языке была книга М.Е. Вильчура «Русские в Америке». Тогда же на английском языке в Калифорнии было опубликовано небольшое этносоциологическое исследование JL Соколовой о молоканах в Лос-Анджелесе. Спустя три года в Нью-Йорке одновременно вышли две монографии социолога Джерома Девиса, которые до конца XX в. оставались единственными среди этносоциологических исследований о русских в США такого комплексного характера2.

В советской научной литературе тема российской эмиграции в США в XIX - начале XX в. в той или иной степени была затронута в книгах и статьях Н.Л. Тудоряну, Л.А. Баграмова, Т.П. Куропяткина, А.Н. Шлепакова, C.B. Филиппова. Истории политической эмиграции посвящены работы А .Я. Кипермана, A.C. Соколова, A.M. Черненко, В.Я. Гросула и др. Однако в трудах этнографов-американистов (Ш.А. Богина и др.), связанных с эмигрантами в США, практически нет разделов о жизни, быте и судьбах русских до 1917 г., не говоря уже о последующих десятилетиях3.

1 Оболенский (Осинский) В.В. Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. М., 1928; Смолянский Г. Мировая эмиграция и иммиграция. М., 1926.

2 Вильчур М.Е. В американском горниле: Из записок эмигранта. N.Y, 1914; Socoloff L. the Russian in Los Angeles // Studies in Sociology (Los Angeles). 1919. № 11. March; Davis J. The Russian Immigrant. N.Y., 1922; Idem. The Russians and Ruthenians in America. Bolshevics or Brothers? N.Y., 1922.

3 Баграмов Л.А. Иммигранты в США. M., 1957; Шлепаков A.H. Иммиграция и американский рабочий класс. М., 1966; Богина Ш.А. Иммигрантское население США, 1865 - 1900. Л., 1976. 275 е.; Она же. Иммиграция в США в новое время // Основные проблемы истории США в американской историографии, 1861 - 1918. М., 1974; Филиппов C.B. США: иммиграция и гражданство. М., 1973; Киперман А.Я. Разночинская революционная эмиграция. Тамбов, 1980; Куропятник Г.П. Россия и США. Экономические, культурные и дипломатические связи, 1867 - 1881. М., 1981; Соколов A.C. Америка и русская революционно-народническая эмиграция 1880 - 1890-х гг. // Вестник Ленинградского государственного университета. 1984. № 20. Вып. IV: История, язык, литература; Тудоряну Н.Л. Очерки российской трудовой эмиграции эпохи империализма. Кишинев, 1986; Он же. Социально-экономическое положение российских эмигрантов в США в конце XIX -начале XX в. // История СССР. 1986. № 3; Черненко А.М. Российская революционная эмиграция в Америке (конец XIX в. - 1917). Киев, 1989; Гросул В.Я. Российская политическая эмиграция в США в XIX в. // Новая и новейшая история. 1994. № 2.

После конгресса соотечественников в 1991-1992 гг. эмиграцией вслед за искусствоведами и филологами, стали заниматься историки. Вторая половина 1990-х гг. в этом отношении отмечена подлинным бумом: появились десятки журнальных статей, сборники, публикации документов, коллективные и индивидуальные монографии о российском зарубежье 1920 - 1930-х гг. в странах Европы и Азии1.

Проблемы «тюрко-татарской» эмиграции в отечественной исторической науке начали изучаться довольно поздно. Одним из первых к проблеме татарской мусульманской эмиграции обратился казанский исследователь доктор исторических наук, профессор И.А. Гилязов, опубликовав ряд статей о деятельности общества «Идель - Урал», лиги «Прометей» и политике военных кругов Германии в отношении «тюрко-татарских» народов СССР2. Среди исследований, внесших систему в изучение «тюрко-татарской» диаспоры, можно назвать книгу Р.Б. Гайнетдинова3, в которой рассмотрены политическая активность татарской эмиграции, ее связи с другими тюркскими народами.

1 Мелихов Г.В. Маньчжурия, далекая и близкая. M.: Наука, 1991. 317 е.; Из истории российской эмиграции: сборник научных статей. / под ред. В.И. Старцева. СПб.: Третья Россия, 1992. 78 е.; Пушкарева Н.Л. Пути формирования русской диаспоры после 1946 г. // Этнографическое обозрение. 1992. № 6; Назаров М. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992; Тарле Г.Я. Зарубежье и родина. M., 1993; Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. / отв. ред. Ю.С. Борисов. // Тезисы докладов научной конференции, 13 - 15 апреля. 1993 г. М., 1993. 105 е.; Российские ученые и инженеры в эмиграции / под ред. В .П. Борисова. M., 1993; Культурное наследие российской эмиграции 1917 - 1940 гг.: В 2 кн. / под ред. Е.П. Челышева и Д.М. Шаховского. М., 1994; Попов A.B. Фонд И.А. Троицкого в ГАРФ: Мат-лы к истории русской политической эмиграции. М., 1994. Вып. I; Культура русского зарубежья / отв. ред. A.B. Квакин. М., 1995; История русского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в XIX - XX веках/ отв. ред. Ю.А. Поляков. М., 1996; Кабузан В.М. Русские в мире. СПб., 1996; В поисках истины. Пути и судьбы второй эмиграции / под ред. A.B. Попова. М., 1997; Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917 - 1924). М.,

1997. 245 е.; Источники по истории адаптации российских эмигрантов в XIX - XX вв. / под ред. Ю.А. Полякова. М., 1997; Попов A.B. Русское зарубежье и архивы: Мат-лы к русской политической эмиграции. М.,

1998. Вып. IV; Тен В.А. Иммиграционная политика США в XVIII - XX вв.: Краткий исторический очерк. М., 1998; Кабузан В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII - начале XX века. М., 1998; Россия в изгнании:

Судьбы российских эмигрантов за рубежом / отв. ред. Е.И. Пивовар. М., 1999; Российская научная эмиграция: двадцать портретов / под ред. Г.М. Бонгард-Левина и В.Е. Захарова. М., 2001; Комарова Г.А. Русский Бостон. М., 2002; и др.

2 Гилязов И.А. Там, в иных краях (татарская эмиграция в 20 - 40-е годы) // Татарстан. 1994. № 3 - 4. С. 52-55; Его же. Пантюркизм, пантуранизм в Германии // Татарстан. 1995. № 5 - 6. С. 29 - 39; Его же. Татарская эмиграция в Европе 20 - 50-х годов и развитие идеи государственности// Самоопределение и автономия народов России: исторический опыт и уроки: Мат-лы Всерос. науч. конф. Йошкар-Ола, 1995. С. 58 - 62; Его же. Военно-политический коллаборационизм тюрко-мусульманских народов СССР в годы Второй мировой войны: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Казань: КазГУ, 1999.

3 Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начала XX века - 30-е годы: исторический очерк. Набережные Челны, 1997. 159 с.

В последнее десятилетие (2000 - 2010 гг.) в научный оборот введены такие работы по «тюрко-татарской» эмиграции, как монография P.M. Адутова «Татаро-башкирская эмиграция в Японии»1. Существенный вклад в изучение «тюрко-татарской» диаспоры в Северо-Восточной Азии внесли работы JI.P. Усмановой2. Вопросы эмиграции мусульман из России в Северо-Восточную Азию широко освещены в трудах А.Б. Юнусовой3. В статье Л.П. Черниковой4 в журнале «Эхо веков» говорится о «тюрко-татарской» общине г. Шанхая: обозначена дата ее образования, численность, некоторые председатели общины и т. д. Статья И.А. Гилязова «Восточные легионы вермахта: причины и обстоятельства создания»5 и монография «Легион «Идель - Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами «третьего рейха»»6 посвящены исследованию проблем, которые в отечественной исторической литературе до этого практически никогда не освещались -попыток нацистской Германии в годы Второй мировой войны привлечь к военному и политическому сотрудничеству восточные народы СССР. Среди современных зарубежных ученых особо следует выделить видного тюрколога Надира Давлета, чья работа, посвященная «тюрко-татарским» общинам в

1 Адутов P.M. Татаро-башкирская эмиграция в Японии. Набережные Челны, 2007. 154 с.

2 Усманова Л.Р. В поисках национальной идентичности (тюрко-татарская диаспора в Северо-Восточной Азии) // Диаспоры. 2005. № 2. С. 6 - 39; Усманова Л.Р. Первая мечеть в Японии построена татарскими эмигрантами // Татарские новости. 2005. № 8 (133). С. 13; Усманова Л.Р. Первые мечети в Японии // Эхо веков. 2005. № 2. С. 117-127; Усманова Л.Р. Тюрко-татарская эмиграция в Северо-Восточной Азии начала XX в. // Эхо веков. 2005. № 1. С. 92 - 100; Усманова Л.Р. Тюрко-татарская эмиграция Дальнего Востока: «Тюркские народы не были готовы защищать себя от большевистского потока...» // Эхо веков. 2007. № 2. С. 182 - 193; Usmanova L. The Turk-Tatar Diaspora in Northeast Asia. Transformation of consciousness: A Historical and Sociological Account Between 1898 and the 1950s.// Rakudasha. Tokyo, 2007. 367 p.

3 Юнусова А.Б. «Великий имам» Дальнего Востока Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. 2001. № 4. С. 83 - 117; Юнусова А.Б. Исламский фактор сохранения этнической идентификации у российской мусульманской эмиграции на Дальнем Востоке (Япония, Китай) // Второй Всемирный курултай башкир: Стенографический отчет. Уфа, 2002. С. 472 - 478; Юнусова А.Б. Мусульманская российская эмиграция в архивах и информационных узлах Internet // Археография Южного Урала. Уфа, 2003. С. 177 - 182; Юнусова А.Б. Татаро-башкирская эмиграция на Дальнем Востоке: мусульманский фактор социальной адаптации и сохранения этнокультурной идентичности // Modern history. Уфа, 2003. С. 73-83.

4 Черникова Л.П. «Никто не думал вначале, ...что нам придется здесь жить и работать целое десятилетие» (Тюрко-мусульманская колония в Шанхае) // Эхо веков. 2005. №1. С. 138 - 144.

5 Гилязов И. Восточные легионы вермахта: причины и обстоятельства создания // Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память. Казань, 2006. С. 136 - 157.

6 Гилязов И. Легион «Идель - Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами «третьего рейха». Казань, 2005.

Китае, Корее, Японии, которая издана на татарском языке в Казани1. Монография A.A. Хисамутдинова «Российская эмиграция в Китае: опыт энциклопедии»2 содержит более тысячи статей (из них около 300 персоналий), в которых говорится о деятельности первой волны российской эмиграции в Китае (1917 - 1950-е гг.). Другая работа A.A. Хисамутдинова «Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Библиографический словарь»3 содержит более 2000 персоналий из первой волны российской эмиграции в Китай, Корею, Монголию и Японию (1900 -1945 гг.). Большинство материалов публикуется впервые. Работа Н.П. Космарской ««Дети империи» в постсоветской Центральной Азии: адаптивные практики и ментальные сдвиги»4 посвящена судьбам русскоязычного населения постсоветской Центральной Азии, проблемам адаптации. На основе широкого круга опубликованных и новых архивных источников, данных отечественной и зарубежной литературы подготовлена монография М.Н. Фархшатова5 о Г. Тагане в эмиграции. Представляет интерес статья А.Г. Салихова «Башкиры в эмиграции» в журнале «Ядкяр»6. Башкирская эмиграция, осевшая в Турции, Германии, Венгрии, стала объектом исследований ученых Башкортостана7: Д. Валеева, А. Мадьяри, 3. Ураксина, А. Юлдашбаева. Подробно историография проблемы представлена в параграфе 1.2.

Работ методического плана по этнической идентичности достаточно, а по тюркской эмиграции, тем более сохранение идентичности «тюрко-татар» в условиях эмиграции нет.

1 Дэулэт Н. Брак кенчыгыштагы татр-башкортларга ни булды. Казань, 2005. 100 б.

2 Хисамутдинов A.A. Российская эмиграция в Китае: опыт энциклопедии. Владивосток, 2001. 358 с.

3 Хисамутдинов A.A. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Библиографический словарь. Владивосток, 2001.384 с.

4 Космарская Н.П. «Дети империи» в постсоветской Центральной Азии: адаптивные практики и ментальные сдвиги. M, 2006.

5 Фархшатов M.H. Галимджан Таган в эмиграции: Биографический очерк. Уфа: Гилем, 2003. 170 с.

6 Салихов А.Г. Башкиры в эмиграции // Ядкяр. 2002. № 2. С. 24 - 35.

7 Валеев Д., Мадьяри А., Ураксин 3., Юлдашбаев А. Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. Уфа, 1995; Юлдашбаев А.М. Известный и неизвестный Заки Валиди. Уфа, 2000.

Целью исследования является выявление факторов сохранения и трансформации этнокультурной идентичности в условиях эмиграции и пребывания в инокультурной среде на протяжении нескольких поколений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать теоретико-методологические проблемы идентичности в условиях эмиграции, показать перспективы их развития;

- изучить историю формирования и становления «тюрко-татарской» диаспоры в США и их роль в эмиграции;

- раскрыть основные факторы и тенденции сохранения этнокультурной идентичности «тюрко-татарского» населения США.

Источниковая база исследования. Для выявления условий сохранения и трансформации этнокультурной идентичности в условиях эмиграции был привлечен широкий круг неопубликованных и опубликованных источников, которые можно объединить в несколько групп.

1) Результаты этносоциологических опросов представителей «тюрко-татарской» диаспоры в США, проведенных автором с 2003 по 2009 годы.

2) Личные материалы эпистолярного и мемуарного характера, предоставленные членами «Ассоциации американских татар» в Нью-Йорке.

3) Опубликованные бюллетени «Ассоциации американских татар» в Нью-Йорке1.

4) Анализировалась официальная информация «Ассоциации американских татар» в Нью-Йорке, распространяющаяся в Интернете по адресу на сайте: http://www.atany.com/.

5) В работе использованы мемуары, воспоминания российских эмигрантов, а также статистические справочники и иные материалы2.

1 American Tatar Association, INC. 1975. №1. April 19; American Tatar Association//Newsletter. 2003 - 2010; American Tatar Association//Sabantuy. New York. 2009. June 19; American Tatar Association, INC. The executive committee. 2005. March 20; 2006. March 16; 2007. March 18; 2010. March 13; Celebrating American Tatar Association's 80th Anniversary Ball. 2007. April 7. New York, U.S.A.

2 Боргхорн Ф. Советская эмиграция и американское общественное мнение. Доклад, прочитанный 1.IV. 1952 г. // Вестник Института по изучению истории и культуры СССР (Мюнхен). 1952. № 2. С. 211 - 213; Бородин H.A. Американцы и американская культура Пг., 1915; Брук С.И. Миграции населения. Российское зарубежье /

13

6) В работе использованы материалы, опубликованные в республиканских и районных газетах и журналах как на русском, так и на татарском, башкирском языках1. Источниковая база исследования представлена более подробно в первой главе - параграф 1.3.

Методологическая и методическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляет системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, что главным или второстепенным, личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат требующий признание уникальности, её интеллектуальной и нравственной свободы права на уважение, деятельный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность («тюрко-татарская» диаспора в США), полисубъектный (диалогический подход) основанный на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования.

гл. ред. В.А.Тишков. // Народы России: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. С. 53 -65; Воблый К. Заатлантическая эмиграция, ее причины и следствия. Варшава, 1904; Ершов В. Репатриация // Новый журнал (Нью-Йорк). 1953. № 3. С. 204 - 205; Зеелер В. О «невозвращенстве» [Перепечатка из: «Русская мысль». 1948. № 71. 20 авг.] // Русская мысль. 1997. № 4174. 15 - 21 мая. Спец. юбил. прилож. № 2. С. 2 - 3; Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. Шанхай, 1936. 330 е.; Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917 - 1997 (в 6-и томах/ сост. В.Н. Чуваков; под ред. Е.В. Макаревич. М.: Пашков дом, 1999 -2007; Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь / ред. кол. В.П. Борисов. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 742 е.; Смолянский Г. Мировая эмиграция и иммиграция. М., 1926; Тополянский В. На каждого интеллигента должно быть дело // Литературная газета. № 32. М., 1923; Тюрко-татарская община / изд. М.Н. Гордеев//Великая маньчжурская империя: к десятилетнему юбилею. Харбин, 1942. С. 316 - 318; Фесенко Т. Послевоенный год [Воспоминания перемещенного лица о первых месяцах жизни в Германии, насильственной депортации] // Мосты: Литературно-художественный и общественно-политический альманах. 1959. Вып. 3. С. 319 - 347; Рокыя Дэулэт-Килде: бер татар хатыныныц ачы язмышы / под ред. И. Терекуглу. Казань, 2005. 110 е.; Agiev Э.Х. Ber kese yazmisi: Tamamlanmagan avtobiografik povest'. Qazan, 2006. 175 b.; Официальный сайт «Ассоциации американских татар» [Электронный ресурс]. URL: http://www.atanv.com/; American Tatar Association, INC. 1975. №1. April 19; American Tatar Association, Inc. Newsletter. 2003 -2010; American Tatar Association//Sabantuy. New York. 2009. June 19; American Tatar Association, INC. The executive committee. 2005. March 20; 2006. March 16; 2007. March 18; 2010. March 13; Celebrating American Tatar Association's 80th Anniversary Ball. 2007. April 7. New York, U.S.A.; Dr. A. Merthan Dündar. Pan-islamizm'den Büyük Asyaciliga: Osmanli imparatorlugu, Japonya ve Orta Asya. Istanbul, 2006. 291 p.

1 Агзамов Ф. Рафаэль Ильясов: «Перед татарской музыкой у меня совесть чиста» // Татарстан. 2002. № 4. С. 48 - 52; Ахунов A.M. Америкада татар булуы жицелме? // Идел. 2008. № 2. С. 25 - 26; Кузбеков Ф. Ьине курзем, Америка! // Ватандаш. 2002. № 11. С. 31 - 38; Салихов А.Г. Башкиры в эмиграции // Ядкяр. 2002. № 2. С. 24-35.

Принцип историзма дал возможность проанализировать достижения «тюрко-татарской» диаспоры с использованием других научных дисциплин и выявить общее и особенное в деятельности подобных общин в США. Опираясь на этот принцип, предпринята попытка рассмотреть историю изучаемого объекта в динамике и в контексте сложных исторических связей и взаимозависимости, присущими только для них противоречиями.

Принцип научной объективности и деполитизированного подхода позволил увидеть историю выходцев из России с позиций исторической достоверности, свободной от стереотипов и иллюзорных представлений. Значительную роль в проведении исследования сыграли исторические методы изучения и анализа прошлого. Так, классификация облегчила сбор и систематизацию огромного и разнообразного количества источников, позволила рельефнее выделить основное и второстепенное в рассматриваемых вопросах.

Важным в изучении жизни и деятельности американцев «тюрко-татарского» происхождения является сравнительный метод, поскольку в среде выходцев из России имелись не только сходные общественные институты, но наблюдалось и единство идеологического мышления, хотя общины и отстояли друг от друга территориально. При этом большую роль играет и цивилизационный метод, при котором не только обосновывается целостность картины деятельности диаспоры американцев «тюрко-татарского» происхождения, но и появляется возможность полнее раскрыть разносторонние аспекты путем описания жизни ее отдельных членов.

В диссертационном исследовании были применены методы полевых исследований (опрос, анкетирование), социально-психологического опроса и этнической и кросс-культурной психологии. Для проведения опроса был разработан специальный опросник, соответствующий специфике исследуемых объектов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) исследование является одним из первых, посвященных «тюрко-татарской» диаспоре в США и выявлению факторов и сопряженных признаков сохранения этничности в чужой среде. Научная новизна заключается в обобщении литературы по «тюрко-татарской» диаспоре;

2) впервые введены в научный оборот оригинальные материалы «Ассоциации американских татар» Нью-Йорка: бюллетени, переписка (2003 -2010 гг.).

3) разработана периодизация формирования «тюрко-татарских» общин в целом по Северной Америке и их размещения по регионам;

4) сформулировано теоретическое положение о сохранении и трансформации этнокультурной идентичности в условиях эмиграции на протяжении трех поколений.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в выявлении причин сохранения этнокультурной идентичности в условиях эмиграции, систематизации новых сведений, теоретических обобщениях, которые вносят вклад в исследование современных проблем эмиграции из России. Большую роль настоящая работа может сыграть в деле сохранения наследия «тюрко-татарской» диаспоры специалистами и потомками эмигрантов в Америке на современном этапе.

Практическая значимость заключается в том, что исследование будет способствовать восполнению пробелов в составлении полноценной картины «тюрко-татарской» эмиграции из России и формирования «тюрко-татарской» диаспоры в США. Результаты диссертации могут быть использованы в лекционных курсах и при разработке учебных программ по истории России, этнокультуре, этнополитологии, религиоведению и т.д.

Положения, выносимые на защиту:

- в результате экономических, политических и социальных изменений (революции, гражданской войны, Второй мировой войны) из России наблюдалось массовая эмиграция разных национальностей;

- в процессе эмиграции «тюрко-татры» на протяжении трех поколений сохраняют ощущение причастности к «тюрко-татарской» этничности, проявляют осознанное стремление к сохранению этнокультурной идентичности;

- в настоящее время на территории США функционируют две «тюрко-татарские» диаспоры - «Ассоциация американских татар» и «Американская тюрко-татарская ассоциация», члены которых сохраняют основные маркеры этнической идентичности: происхождение, язык, культура (включая религиозное сознание). «Тюрко-татары» осознают свою этничность как важный фактор мировоззрения и социализации в инокультурной среде;

- процесс трансформации этнокультурной идентичности на территории США находится в русле общемировых тенденций, его признаки начинают проявлять себя на рубеже третьего и четвертого поколения;

- формирование этнической идентичности - неустойчивый процесс, результатом его может стать трансформация этничности. В зависимости от степени открытости принимающей среды этническая идентичность растворяется среди других идентичностей или актуализируется и закрепляется. Открытость принимающей среды в значительной мере определяется локальным (региональным) самосознанием поселенческой общности;

- этническая идентичность детей иммигрантов, родившихся в США, имеет свои особенности. Дети склонны к смене этничности или к манипулированию ею в зависимости от конкретной ситуации. Представители моноэтнических семей сохраняют родительскую идентичность.

Апробация выводов, выносимых на защиту. Основные положения и выводы диссертации, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на заседаниях отдела религиоведения ИЭИ УНЦ РАН, были изложены в научных публикациях автора, а также в докладах и выступлениях на межрегиональных научно-практических конференциях «Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан» (2004, г. Уфа), «Межнациональные отношения в полиэтническом регионе: проблемы и пути оптимизации» (2005, г. Уфа), «Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия» (2011, г. Уфа); межрегиональных конференциях молодых ученых (2005, 2006, г. Уфа.); международной конференции «Этнос. Общество. Цивилизация» (2006, г. Уфа).

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 208 страницах, и структура диссертации обусловлена проблематикой и задачами исследования, которое состоит из введения, трех глав, главы имеют по три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. В первой главе раскрываются теоретико-методологические вопросы, историография проблемы и источниковая база исследования. Вторая глава посвящена массовой «тюрко-татарской» эмиграции из Российской империи, Советской России и СССР. Третья глава рассматривает «тюрко-татарскую» диаспору в США и национально-культурную идентичность эмигрантов и их потомков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Садыкова, Лиана Рифовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмиграционные процессы - постоянное явление на всех этапах человеческой истории, и тюркские народы России не стали здесь исключением. Проведенное исследование этнокультурной идентичности «тюрко-татарской» диаспоры США позволяет сделать следующие выводы:

История «тюрко-татарской» эмиграции в США имеет различные мотивы - экономические, политические, религиозные, семейно-бытовые. В процессе эмиграции в принимающих обществах возникают новые диаспоры или увеличиваются уже имеющиеся. Изучение процессов среди «тюрко-татар» позволило выделить три этапа - три волны. Первая волна - экономическая эмиграция в конце XIX в. - до 1917 г., вторая волна эмиграции была порождена революцией 1917 г. и гражданской войной в России, третья происходила после 1945 г. из числа военнопленных и перемещенных лиц. Сам факт выезда в другую страну отдельного человека или группы людей говорит о многом. Сложнейшие социально-экономические мотивы эмиграции чаще всего бывают подчинены драматическим событиям истории и сопряжены со сложнейшими психологическими коллизиями, зачастую приобретающими трагедийный характер.

В качестве социальных индикаторов адаптации эмигрантов выступают следующие условия: уровень правовой и экономической защищенности; отношение в принимающем обществе к эмигрантам; наличие поддерживающих структур и т.д. Обобщающим критерием оценки уровня социальной адаптации может выступать такой показатель, как степень удовлетворенности эмигранта условиями и качеством новой жизни. Состояние перечисленных актуальных условий и определяет выбор эмигранта.

Рассмотрев «тюрко-татарскую» эмиграцию из России, можно заключить, что в новой социально-культурной, политической, экономической реальности формируются общины «тюрко-татар», которые прошли долгий путь, прежде чем обосноваться в Г,ТУТ А, но где бы не жили эмигранты, они строили общины. Следует подчеркнуть, что «тюрко-татарская» диаспора в США объединила бывших членов «тюрко-татарских» общин Северо-Восточной Азии, Турции и Европейских стран, так как для большинства эмигрантов Северная Америка не была первой страной, в которой они решили обосноваться. Следовательно, многое было заимствовано у прежних общин, а скорее, явилось продолжением сохранения этнокультурных традиций и обычаев в условиях эмиграции.

Анализ исследуемого материала показал, что этнокультурная идентичность «тюрко-татарского» населения США не исчезла бесследно, община трансформировалась, но осознает свою этничность как важный фактор мировоззрения и социализации. «Тюрко-татары» США нацелены на сохранение и развитие культуры, этнического самосознания и самоощущения. В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что ощущение причастности к «тюрко-татарской» этничности характеризует стремление сохранения этнокультурной идентичности.

Анализируя «тюрко-татарскую» диаспору в США можно сделать вывод, что эмигранты сумели не только сохранить самобытный культурный потенциал, базирующийся на традициях, но и создать свою культурную общность благодаря двум «тюрко-татарским» ассоциациям в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что национально-культурные традиции «тюрко-татарской» эмиграции - это неотъемлемая часть национально-культурных традиции тюркоязычных народов России. Без нее представления о тюркских народах России и их истории были бы неполными.

Подводя итоги, следует заметить, что настоящую диссертацию нельзя рассматривать как исчерпывающий результат заявленной темы. Более углубленного анализа требует жизнь «Американской тюрко-татарской ассоциации» в Бурлингейме (Сан-Франциско). Широкое поле для исследования оставляет проблема взаимодействия, в том числе общественнокультурных связей и контактов с местным населением. Необходим дальнейший архивный поиск документов, их новое прочтение и осмысление, что поможет точнее и полнее воссоздать картину жизни «тюрко-татарской» эмиграции в США.

Таким образом, проведенное исследование «тюрко-татарской» диаспоры США подтвердило высказанное в работе предположение, что в условиях эмиграции этнокультурная идентичность приобретает новые конфигурации, сохраняя в своей структуре все предшествующие исторические формы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Садыкова, Лиана Рифовна, 2012 год

Литература

1. Адамович Г.В. Одиночество и свобода: Литературно-критические статьи. СПб.: Logos, 1993. 224 с.

2. Адутов P.M. Татаро-башкирская эмиграция в Японии. Набережные Челны, 2006. 235 с.

3. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С. 13 - 22.

4. Александров К. Из истории послевоенной эмиграции // Посев. 2001. №7. С. 38-47.

5. Алексеева Е.В. История Русской Америки в англоязычной историографии 1950 - 1980-х гг. Екатеринбург: Изд-во института истории и археологии УрРАН, 1992.

6. Алиев А. Кого Россия дала Америке // Иммигранты. 1997. №3(8). С. 30 -31.

7. Американский характер. Трагедия в культуре / отв. ред. О.Э.Туганова. М.: Наука, 1998.319 с.

8. Амирханов Р. Татарская дореволюционная пресса (в контексте «Восток - Запад). Казань: Татарское книжное изд-во, 2002. 239 с.

9. Антропов O.K. История отечественной эмиграции: учебное пособие. Астрахань, 1996. Кн.1.: Социальная и политическая сферы жизнедеятельности. 4.1. 115с.

10. Артамонова Н. «Жертвы Ялты»: 20 лет изданию на английском и 10 лет на русском языке // Станица. Общеказачья газета. 1998. №2 (26). Декабрь. С. 30-31.

11. Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс // Этнографическое обозрение. 2000. №2. С. 74 - 78.

12. Афанасьев A.J1. Полынь в чужих полях. М.: Молодая гвардия, 1987. 285 с.

13. Ахиезер А. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект [Библиогр. 19 назв. XVIII -XX вв.] // Свободная мысль. 1993. №7. С. 70 - 78.

14. Баграмов JI.A. Иммигранты в США. М.: Наука, 1957.

15. Бадретдин С. Татарский Нью-Йорк [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tatar-usa.org/russian/articles/ny.htm/

16. Бахвалов А. Генерал Власов: Предатель или герой? СПб.: СПб ВШ МВД России, 1994.

17. Башкирова Г.Б., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: Рассказы о судьбах эмиграции. М.: Политиздат, 1990. 334 с.

18. Башкирова Г.Б., Васильев Г.В. Эмигранты. М.: Советская Россия,1990. 128с.

19. Белоцерковский В. Из портативного ГУЛАГа российской эмиграции: сборник статей [Политический портрет советских диссидентов в эмиграции]. Мюнхен, 1983. 180 с.

20. Березовая Л.Г. Русская интеллигенция и кадетская партия в эмиграции (20-е гг.) // История российской интеллигенции: Мат-лы и тезисы науч. конф. М., 1995. Ч. 2. С. 23-25.

21. Бетелл Н. Насильственная выдача русских в 1944 - 1947 гг. // Континент. 1975. № 4 - 5; 1976. № 6 - 7.

22. Богина Ш.А. Иммигрантское население США 1865 - 1900 гг. Ленинград: Наука, 1976. 275 с.

23. Боде В. Россия - папа, Америка - мама? [Проблемы адаптации россиян в США] //Иммигранты. 1998. №4(30). С. 4.

24. Бойко Ю.В. Основные факторы социальной адаптации российских специалистов-эмигрантов во Франции (1900 - 1930-е гг.) // Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века: Тезисы, доклады и сообщения научной конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 159-162.

25. Борисов В.П. Золотой век российской эмиграции [По материалам международной научной конференции. «Культурное наследие российской эмиграции: 1917 - 1940 гг.» Москва, сент. 1993] // Вестник РАН. 1994. Т.64, №3. С. 276-278.

26. Бочарова З.С. Репатриационная политика советского государства по отношению к российской интеллигенции в 20-е гг. // Интеллигенция и власть на пороге XXI века: Тезисы, доклады региональной науч.-практ. конф.. 28 - 29 марта 1996 г. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1996. С. 44 - 47.

27. Браун Д. Исчезнувшие архивы российского посольства в США, 1922 -1949 // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2001. №6. С. 54-65.

28. Брук С.И., Кабузан В.М. Миграционные процессы в России и СССР. М., 1991.

29. Бузукашвили М. Суп из топора по-американски [Россияне в Америке. Проблемы адаптации] //Иммигранты. 1998. №5(31). С. 3.

30. Валеев P.C. Вдали от исторической родины // II Всемирный конгресс татар. 28 - 29 августа 1997 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kazadmin. narod.ru/congress/13 .htm/

31. Вандалковская M. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М.: Памятники исторической мысли, 1997. 350 с.

32. В поисках истины. Пути и судьбы второй эмиграции: Сб. статей и документов / под ред. A.B. Попова. М., 1997. 376 с.

176

33. Всех их вон из России / Публ. А.Массальской, И.Селезневой [Списки интеллигенции Москвы и Петрограда, подлежащей высылке. 1922 г.] // Родина. 1992. № 10. С. 67.

34. В советских концлагерях // Русская мысль. 1997. № 4178. 12 - 18 марта. Спец. юбил. прилож. № 4. С. 3.

35. Гай Д. Лекарство от одиночества [О русскоязычных эмигрантах в США] // Иммигранты. 1997. № 19(24). С. 2 - 3.

36. Гай Д. Секрет хрустального колокольчика [Проблемы адаптации русскоязычных иммигрантов в США] // Иммигранты. 1997. - № 7(12). С. 22 -23.

37. Гайнетдинов Р.Б. «Восточно-Туркестанская Республика - первый опыт строительства тюрко-татарского демократического государства в Центральной Азии (1944 - 1947 гг.)» // Вестник Международного Союза общественных объединений «Всемирный конгресс татар». Казань, 2006. С. 59 - 64.

38. Гайнетдинов Р.Б. Деятельность татаро-башкирских эмигрантских организаций и центров в 1900 - начале 1930-х годов: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1993. 131 с.

39. Гайнетдинов Р.Б. Переход 825-го батальона легиона «Идель-Урал» на сторону белорусских партизан // Эхо веков. 2005. №1. С. 23 - 30.

40. Гайнетдинов Р.Б. «Татарские диаспоры. Дальнее зарубежье» // Атлас Татарика. История татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: Справочно-энциклопедическое издание. Казань; М.; СПб, 2005. С. 698-717.

41. Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века - 30-е годы: Исторический очерк. Набережные Челны, 1997. 159 с.

42. Гак A.M., Массальская A.C., Селезнева И.Н. Депортация инакомыслящих в 1922г. //Кентавр. - М., 1995. - №5. - С. 75-89.

43. Геллер М.С. «Первое предостережение» - удар хлыстом [Текст] / М.С. Геллер // Вопросы философии. 1990. №9. С. 37 - 66.

44. Гилязов И.А. Восточные легионы вермахта: причины и обстоятельства создания // Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память. Казань, 2006. С. 136 - 157.

45. Гилязов И.А. Легион «Идель-Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами «третьего рейха». Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. 383 с.

46. Гилязов И.А. Там, в иных краях: татарская эмиграция в 20-40 гг. // Татарстан. 1994. № 3(4). С. 52 - 55.

47. Гилязов И.А. Пантюркизм, пантуранизм и Германия // Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С. 92 - 103.

48. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. 1996. № 6. С. 98 - 104.

49. Гришин Я. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Казань: Татарское книжное изд-во, 1995. 195 с.

50. Джемаль Г. Диаспора: религиозный феномен в центре мирового социального пространства // Преодалевая государственно-конфессиональные отношения: Сб. статей / под общ. ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2003. С. 25 - 26.

51. Доронченков В.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 216 с.

52. Драгунский Д. Не убеждайте лемминга, что он погибнет - все равно не поверит [Российская эмигрантская община в США] // Иммигранты. 1997. №17(22). С. 2.

53. Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов: Сб./ отв. ред. Л.В. Пономарева. М.: ИВИ РАН, 1992. 180 с.

178

54. Еникеев С. Очерк истории татарского дворянства. Уфа: Гилем, 1999.

55. Ерменко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурное явление // Обновление культуры: проблемы и перспективы. М., 1993. С. 74 - 90.

56. Жажоян М. Жертвы одной диктатуры [Рецензия на книгу] // Русская мысль. 1997. №4173. 8-14 мая. С. 12.

57. Земсков В.Н. К вопросу о репатриации советских граждан, 1944 - 1951 гг. // История СССР. 1990. №4. С. 26-41.

58. Иванов С.Л., Ушкалов И.Г. Эмиграция: взгляд с Востока и Запада. М., 1991.64с.

59. Из истории российской эмиграции: Сб. научных статей. СПб, 1992.

60. Ипполитов С.С., Карпенко С.В., Пивовар Е.И. Российская эмиграция в Константинополе 1920-х годов (Численность, материальное положение, репатриация) // Отечественная история. 1993. №5. С. 75-85.

61. Историческая наука российской эмиграции, 20 - 30-е гг. XX в.: Хроника / Сост. С.А. Александров. М.:АИРО - XX, 1998.

62. История русского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX -XX веках / отв. ред. Ю.А. Поляков. М., 1996.

63. Источники по истории адаптации российских эмигрантов в XIX - XX веках / под ред. Ю.А. Полякова, Г.Я. Тарле. М., 1997.

64. Исхаков Д.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917г. - лето 1918г.). М., 2004.

65. Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа). Казань, 2005. 159 с.

66. Квакин А.В. Изучение истории российской интеллигенции рассеяния: современные проблемы // Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции: Межвуз. республиканский сб. научных трудов. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1996. С. 61 - 72.

67. Квакин A.B. Исход российской интеллигенции: проблемы изучения // Интеллигенция России: Уроки и современность: Межвуз. сб. научных трудов. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1996. С. 32 - 39.

68. Коган JT.A. «Выслать за границу безжалостно» (новое об изгнании духовной элиты) // Вопросы философии. 1993. №9. С. 61 - 84.

69. Материалы конференции «Культурное наследие русской эмиграции. 1917 - 1940 годы» (Москва, сентябрь 1993: Обзор работы) // Преподавание истории в школе. 1994. №2. С. 19 - 41.

70. Косик В.И. Из истории начала российской эмиграции [Эмиграция войск Белой Армии из Одессы в 1920 г.] // Славяноведение. 1992. №4. С. 3 - 6.

71. Космарская Н.П. «Дети империи» в постсоветской Центральной Азии: адаптивные практики и ментальные сдвиги. М.: Наталис, 2006. 597 с.

72. Костиков В.В. Изгнание из рая // Огонек. 1990. № 24. С. 14 - 16.

73. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье [Пути и судьбы русской эмиграции]. М.: Международные отношения, 1990. 464 с.

74. Куприянов С. «Надо быть реалистом». Основные проблемы переселенцев, с точки зрения психотерапевта / Публ. J1. Богдановой // Иммигранты. 1997. №12(17). С. 23.

75. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Наука, 1993.

76. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ. М.: ИЭА РАН, 1997. 324 с.

77. Леонидов Л. Была - не была... [Жизнь российской диаспоры в США] // Иммигранты. 1997. №8(13). С. 6.

78. Лозинский Л. Пресс под названием стресс [Проблемы адаптации российских эмигрантов в США] // Иммигранты. 1998. №6(32). С. 3.

79. Мелихов Г.В. Маньчжурия далекая и близкая. М., 1991. 317 с.

80. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917 - 1924). М., 1997. 245с.

81. Мелихов Г.В. Белый Харбин: Середина 20-х. М.: Наука, 2003. 440 с.

82. Михеев В.Р. Русская авиационная эмиграция в Америке // Вопросы истории. 1997. №5. С. 134 - 139.

83. Моравский Н. Остров Тубабао, 1949 - 1951. Последнее пристанище дальневосточной эмиграции. М.: Русский путь, 2000. 112 с.

84. Мустафин P.A. По следам оборванной песни. М., 1981. 336 с.

85. Мустафин P.A. Силуэты: Литературные портреты писателей Татарстана Казань: Татарское книжное изд-во, 2006. 351 с.

86. Набоков В. Другие берега. М., 1997. 272 с.

87. Назаров М. Мир, в котором оказалась эмиграция, или Чего боялись правые [О политическом положении российской эмиграции «первой волны». Ст. из Мюнхена] // Наш Современник. 1991. №12. С. 145 - 160.

88. Назаров М. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992.

89. Народы СССР // Советская этнография. 1967. №6. С. 16 - 20.

90. Национальные процессы в США / отв. ред. С.А. Гонионский. М.: Наука, 1973. 400 с.

91. Нитобург Э.Л. В поисках своей ниши в американском обществе // Отечественная история. 2004. №4. С. 83 -93.

92. Нитобург Э.Л. Из истории русских общин в американском городе // Этнографическое обозрение. 2005. №2. С. 120 - 134.

93. Нитобург Э.Л. Русские в Америке - интеграция или ассимиляция? // Этнографическое обозрение. 2001. №6. С. 82 - 104.

94. Нитобург Э.Л. Русские в США: История и судьбы, 1870 - 1970: Этноисторический очерк. М.: Наука, 2005. 421 с.

95. Нитобург Э.Л. У истоков русской диаспоры: в Америке // США: Экономика. Политика. Идеология. 1996. №7. С. 84-95.

96. Нитобург Э.Л. У истоков русской диаспоры: вторая волна // США: Экономика. Политика. Идеология. 1998. №8. С. 70 - 83.

97. Новиков А.И., Фрейнкман-Хрусталева Н.С. Эмиграция и эмигранты: История и психология / гауч. ред. Тишкин Г.А. СПб., 1995. 153с.

98. Новое открытие Америки / под ред. А.О.Чубарьяна. М., 2002.

99. Оболенский (Осинский) В.В. Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. М.: ЦСУ СССР, 1928.

100. Оболонский А. Драма российской политической истории: система против личности. М.: ИГиП, 1994. 352 с.

101. Олейник О.Ю., Меметов B.C. Интеллигенция, эмиграция, отечество: проблема патриотизма в творческом наследии представителей российского зарубежья 20 - 30-х годов XX века. Иваново, 1997.

102. Подалко П.Э. Япония в судьбах россиян: Очерки истории царской дипломатии и российской диаспоры в Японии в конце XIX - начале XX века. М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2004. 352 с.

103. Полян П.М. Эмиграционные волны из России // Этнические проблемы современности: Материалы научной конференции. Ставрополь, 1999. Вып. 4. С. 149-157.

104. Попов A.B. Русское Зарубежье и архивы: Документы российской эмиграции в архивах Москвы: проблемы выявления, комплектования, описания, использования // Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып. IV. М.: ИАИ РГГУ, 1998. 392 с.

105. Проблемы изучения истории российского зарубежья: Сб. статей / под ред. Ю.А. Полякова. М.: Институт российской истории РАН, 1993. 103 с.

106. Пронин A.A. Историография российской эмиграции. Екатеринбург, 2000. 188 с.

107. Пронин A.A. Российская эмиграция в современной историографии [Электронный ресурс] // Международный исторический журнал. 2001. № 16. URL: http://www.history.machaon.ru/all/number_16/pervajmo/pronin/index.html

108. Ревякина Т.В. Российская эмиграция в Китае: проблемы адаптации (2040-е годы XX века) // Информационные материалы. Вып. 11. М.: Институт Дальнего Востока, 2002. 195 с.

109. Российская эмиграция: вчера, сегодня, завтра // Кентавр. 1994. №5. С. 28 -48.

110. Россия в изгнании: Судьбы российских эмигрантов за рубежом / отв. ред. Е.И. Пивовар. М.: ИВИ РАН, 1999. 458 с.

111. Русская армия в изгнании / Сост., научная ред., предис. и комм, д.и.н. С.В.Волкова. М.: Центрполиграф, 2003. 512 с.

112. Русские без отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции 20 - 40-х годов. / отв. ред. C.B. Карпенко. М.: РГТУ, 2000. 496 с.

113. Рыбаков С.Е. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. 2003. №3. С. 3-24.

114. Сабенникова И.В. Русская эмиграция как социокультурный феномен // Мир России. 1997. №3. С. 155 - 184.

115. Садыкова JI.P. Исламский фактор в сохранении этничности в эмиграции (на примере тюрко-татарской диаспоры в США) // Вестник Томского государственного университета. 2010. №339. Октябрь. С. 82 - 84.

116. Садыкова JI.P. Культурный потенциал соотечественников за рубежом: на примере «тюрко-татарской» диаспоры в США // Россия и ее регионы в поиске гражданского единства межнационального согласия: Материалы Всерос. научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2011. С. 301 - 304.

117. Садыкова JI.P. Роль национально-культурных объединений тюрко-мусульман в США в сохранении этнической идентичности //

Межнациональные отношения в полиэтническом регионе: проблемы и пути оптимизации. Уфа, 2005. С. 269 - 272.

118. Садыкова JI.P. Сохранение этнокультурной идентичности «тюрко-татарской» диаспоры в США // Известия Уфимского научного центра РАН. 2011. №3. С. 81- 87.

119. Садыкова J1.P. Татаро-башкирская эмиграция в Америке: пороги сохранения и трансформации этничности //Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Уфа, 2004. С. 283 - 286.

120. Садыкова JI.P. Татарская диаспора в США: факторы сохранения и трансформации этничности) // Этносы и культуры Башкортостана: традиции и современность: Материалы науч.-практ. конф. молодых ученых. Уфа, 2006. С. 110-115.

121. Садыкова JI.P. Татарские эмигранты в Нью-Йорке // Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения. Уфа, 2006. С. 92 - 94.

122. Садыкова JI.P. Факторы сохранения традиционной культуры башкир и татар в эмиграции (на примере тюрко-мусульманской диаспоры США) // Материалы III конкурса научных работ молодых ученых и аспирантов УНЦ РАН и АН РБ. Уфа, 2005. С. 130 - 132.

123. Салихов А.Г. Башкиры в эмиграции // Ядкяр. 2002. №2. С. 24-35.

124. Сапов В.В. Высылка 1922 г.: попытка осмысления // Социологические исследования. 1990. №3. С. 112 - 114.

125. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. 2000. №2. С. 64 - 74.

126. Семья у народов Америки / ответ, ред. Ш.А. Богина. М.: Наука, 1991. 312 с.

127. Серапионова Е.П. Российские эмигранты в Чехословакии в межвоенные годы // Вопросы истории. 1997. №5. С. 124 - 133.

184

128. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: Социологический очерк. М.: Феникс, 1994.

129. Смирнов А. 80 лет назад был назначен Верховным правителем России вице-адмирал Александр Колчак // Русская мысль. 1998. №4244. 5-11 ноября. С. 19.

130. Современная книга по вопросам эмиграции / под ред. С.Я.Яновского и

A.И. Костелянского. СПб., 1913.

131. Солчаник И. Вниз по лестнице, ведущей вверх: Эмиграция с точки зрения психиатра Мейнхардта Троппера // Иммигранты. 1997. №6(11). С. 8 - 9.

132. Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (конец XIX - XX в.): Сб. ст. / под ред. Ю.А.Полякова, Г.Я.Тарле. М.: Институт российской истории РАН, 1998. 269 с.

133. Сперкач А.И. Российская эмиграция первой волны // Россия: государство, общество, личность. М., 1997. С. 72-75.

134. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос, идентичность, образование / под ред. В.С. Собкина. М., 1998. С. 85- 104.

135. Судьба военнопленных и депортированных граждан СССР: Материалы комиссии по реабилитации жертв политических репрессий / отв. секретарь

B.П. Наумов // Новая и новейшая история. 1996. № 2. С. 91 - 112.

136. Супян В.Б. Российская эмиграция в США: Социально-статистический портрет // США: Экономика. Политика. Идеология. 1998. №3. С. 115 - 121.

137. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: Критический обзор основных этносоциологических концепций. М., 1985. 152 с.

138. Тарле Г.Я. Российское зарубежье и родина. М., 1993. 98 с.

139. Тетеревлева Т.П. Северная российская эмиграция: генезис и адаптационные процессы. 1918 - 1930-е гг.: автореф. дис. ...канд. ист. наук. Архангельск, 1997. 23с.

140. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. №2. С. 43-63.

141. Толстой (Милославский) Н.Д. Жертвы Ялты // Исследования новейшей русской истории / под общ. ред. А.И.Солженицына. Вып. 2. М.: Русский путь, 1996. 543 с.

142. Тюрин А. Выжить ... или преуспеть? // Иммигранты. 1997. №3(8). С. 10.

143. Усманова JT.P. В поисках национальной идентичности (тюрко-татарская диаспора в Северо-Восточной Азии) // Диаспоры. 2005. №2. С. 6 - 39.

144. Усманова JI.P. Первая мечеть в Японии построена татарскими эмигрантами // Татарские новости. 2005. №8 (133). С. 13.

145. Усманова J1.P. Первые мечети в Японии // Эхо веков. 2005. №2. С. 117 — 127.

146. Усманова JI.P. Тюрко-татарская эмиграция в Северо-Восточной Азии начала XX в. // Эхо веков. 2005. №1. С. 92 - 100.

147. Усманова JT.P. Тюрко-татарская эмиграция Дальнего Востока: «Тюркские народы не были готовы защищать себя от большевистского потока...» // Эхо веков. 2007. №2. С. 182 - 193.

148. Фархшатов М.Н. Галимджан Таган в эмиграции: Биографический очерк. Уфа: Гилем, 2003. 170 с.

149. Федоров Н. Особенности интеграции российских иммигрантов// Диаспоры. 1999. №2 - 3. С. 258 - 280.

150. Федюк В.П., Гавристова Т.М. и др. Эмиграция как социокультурный феномен: к постановке проблемы // Актуальные вопросы естественных и гуманитарных наук: Исторические науки: Тез. юбил. конф. Ярославль, 1995. С. 229-232.

151. Фельштинский Ю. К истории закрытости. M. : Терра, 1991. 184 с.

152. Филиппов C.B. США: иммиграция и гражданство. М.: Наука, 1973. 275с.

153. Фрейкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб., 1995.

154. Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации. Казань, 2003. 159 с.

155. Хабутдинов А.Ю. М. Бигиев. Татарские интеллектуалы: исторические портреты. Казань, 2005.

156. Хисамутдинов A.A. Российская эмиграция в Китае: опыт энциклопедии. Владивосток, 2001. 358 с.

157. Хисамутдинов A.A. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Библиографический словарь. Владивосток, 2001. 384 с.

158. Хрусталева Н. Адаптация выходцев из бывшего СССР. Взгляд психолога // Диаспоры. 1999. № 2 - 3. С. 281 - 298.

159. Черникова Л.П. «Никто не думал вначале, ...что нам придется здесь жить и работать целое десятилетие» (Тюрко-мусульманская колония в Шанхае) // Эхо веков. 2005. №1. С. 138 - 144.

160. Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2000. 164 с.

161. Чубаров И. Изгои // Независимая газета. 1991. №115. С. 7.

162. Чужие и свои: судьбы эмиграции // Хронограф. 1990. С. 54 - 61.

163. Шеффер Г. Диаспоры в мировой политике // Диаспоры. 2003. №1. С. 162 -184.

164. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М.: Наука, 1987. 236с.

165. Шкаренков Л.К. Российское зарубежье: заметки историка // Россия и современный мир. 1994. №1. С. 89 - 97.

166. Шкаренков JI.К. Эмиграция // Советская историческая энциклопедия. М, 1971. Т. 16. С. 492 -500.

167. Этнос. Идентичность. Образование / под ред. B.C. Собкина. М.: Наука, 1998. 270 с.

168. Юзеев А.Н. Философская мысль татарского народа. Казань, 2007. 214 с.

169. Юнусова А.Б. «Великий имам» Дальнего Востока Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. 2001. № 4. С. 83 - 117.

170. Юнусова А.Б. Исламский фактор сохранения этнической идентификации у российской мусульманской эмиграции на Дальнем Востоке (Япония, Китай) // Второй Всемирный курултай башкир: Стенографический отчет. Уфа: Китап, 2002. С. 472 - 478.

171. Юнусова А.Б. Мусульманская российская эмиграция в архивах и информационных узлах Internet // Археография Южного Урала. Уфа, 2003. С. 177- 182.

172. Юнусова А.Б. Татаро-башкирская эмиграция на Дальнем Востоке: мусульманский фактор социальной адаптации и сохранения этнокультурной идентичности // Modern history. 2003. С. 73 -83.

173. Вэлиев Р.К. Озелгэн дога. Казань: Татарское книжное изд-во, 2007. 2706.

174. Дэулэт Н. Ерак кончыгыштагы татр-башкортларга ни булды. Казань: КГУ, 2005. 100 с.

175. Яшьлегемэ кайтыр идем...: мэкалэлэр, истэлеклэр, шигырьлэр, хатлар / Автор-тозуче Р.Х. Корбанов. Казан, 2003. 151 6.

176. Hafeez Malik. Tatarstan's Treaty with Russia: Autonomy or Independence // Journal of South Asian and Middle Eastern Studies. 1994. Vol. XVIII, №. 2. P. 1 -

36.

177. Hafeez Malik. Bashkort National Kurultai and Revival of Nationalism // Journal of South Asian and Middle Eastern Studies. 1995. Vol. XVIV, №. 2. P. 1 -

37.

178. Holster Ch.W. Türken und Sowjets. Die historische Lage und die polititische Bedeutung der Turkvolker in der heutigen Welt-Frankfurt / Main; Berlin, 1960.

179. Landau J. Pan-Turkism in Turkey. A Study of Irredentism. London, 1981.

180. M.A. Muqtedar Khan. American Muslims: bridging faith and freedom. USA, 2002. 194 p.

181. Usmanova L. The Turk-Tatar Diaspora in Northeast Asia. Transformation of consciousness: A Historical and Sociological Account Between 1898 and the 1950s. //Rakudasha. Tokyo, 2007. 367 p.

182. Zenkovsky S. Pan-Turkism and Islam in Russia. Cambridge / Mass, 1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.