Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Есаков, Вячеслав Вячеславович

  • Есаков, Вячеслав Вячеславович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 194
Есаков, Вячеслав Вячеславович. Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Есаков, Вячеслав Вячеславович

Введение.

ГЛАВА I

СОНАТА ДЛЯ КЛАВИРА И СКРИПКИ: ГЕНЕЗИС И БЫТОВАНИЕ ЖАНРА

О названии и происхождении жанра.

Аккомпанированная соната и бытовое музицирование.

Сонаты для клавира и скрипки в творчестве Моцарта.

ГЛАВА II

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЦАРТОВСКИХ СОНАТ ДЛЯ КЛАВИРА И СКРИПКИ

Об эволюции структуры цикла.

Ранние сонаты: освоение жанра.

Сонаты 1770-1780-х годов.

ГЛАВА Ш

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОЦАРТОВСКИХ СОНАТ: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ

Инструментарий Моцарта и современные инструменты.

Темп и агогика в совместном музицировании.

Динамика в дуэте скрипки и клавира.

Фразировка и артикуляция.

Орнаментика.

Сравнительный анализ редакций сонат и их отношение к уртексту . 129 Современные исполнительские версии: некоторые наблюдения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации»

Лишь современникам [Моцарта] его музыка была понятна во всем своем богатстве, — писал Николаус Арнонкур. — Последующие поколения не могли постигнуть [его] искусство во всей целостности.»1

Целостное и аутентичное понимание и воспроизведение музыки Моцарта действительно представляют на сегодняшний день одну из важных и наиболее трудных задач для любого музыковеда и исполнителя — будь то дирижер, инструменталист, артист оперы или практикующий педагог. Это определяется рядом факторов. Среди них самый важный — мнимая простота и понятность его музыки. Тот же Арнонкур замечает: «Все мотивы, обороты, фразы — все то, что называют музыкальным словарем, -— кажется нам знакомым. Все композиторы его времени "говорили на том же языке"»2. Добавим, что трактовка морцатовских сочинений почти поневоле воспринимается нередко в рамках более поздней эпохи, расцениваются в рамках эстетики и практики XIX столетия. Этот мнимо знакомый Моцарт приобретает мифологический облик — «солнечного юноши», непризнанного гения, трагической жертвы исторических обстоятельств.

Такая эстетическая — и мифологическая3 — оценка облика Моцарта оказывает сильнейшее воздействие и на современную исполнительскую практику — причем на самых разных ее уровнях. Нередко несвободны от этого мифа концертирующие исполнители; гораздо чаще подобной трактовке подвержены педагоги, обучающие исполнителей на всех ступенях современной системы образования: в школах, училищах, вузах. Вместе с тем, исторически-адекватный, учитывающий общекультурный, музыкально-теоретический и другие контексты взгляд на творчество композитора в целом и на отдельные его области мог бы во многом способствовать иному, методологически более верному подходу в педагогической практике современности. Попытке приблизиться к исторически-достоверному пониманию Моцарта на примере одного жанра — сонаты для клавира4 и скрипки — и посвящена настоящая диссертация.

1 Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. М., 2005. С. 112.

2 Там же.

3 На русском языке мифология Моцарта наиболее полно рассмотрена в работе П. Луцкера и И. Сусидко «Моцарт и его время». М., 2008. См. раздел «Между мифом и фактами». С. 16-27.

4 Вслед за И. Розановым в диссертации термин клавир употребляется для обозначения «всех клавишно-струнных инструментов, т. е. клавесина и клавикорда с их многочисленными разновидностями». — 3

В рамках исторически-адекватного изучения Моцарта в последние десятилетия появилось немало исследований. Особенно способствовало формированию такого подхода к творчеству Моцарта издание научно выверенного Нового полного собрания сочинений (Neue Mozart Ausgabe, 1956-2006), Полного собрания переписки семьи Моцартов1, публикация документов2, новейших изысканий, посвященных датировке произведений3. Среди исследований многотомной моцартианы, — как зарубежной, так и отечественной, — помимо монографий «нового поколения», посвященных всему творчеству композитора или его важнейшим этапам, наиболее весомые работы, созданные в этом русле, посвящены магистральным жанрам моцартовского творчества. Это опера и симфония, концерт (в первую очередь, фортепианный) и разнообразная инструментальная музыка (клавирные сонаты, вариации, сочинения для иных составов и др.4).

Сонаты для клавира и скрипки в перечисленный ряд исследований не входят. Несмотря на свою популярность в среде современных исполнителей и, особенно, педагогов, они редко оказываются в поле зрения исследователей. Конечно, в монографиях, посвященных творчеству Моцарта в целом, всегда найдется глава или несколько страниц о скрипичных сонатах. Однако предметом специального рассмотрения они оказываются крайне редко. Причем причина этого коренится отнюдь не в том, что камерные моцартовские сонаты ясны для понимания. Напротив, в связи с ними возникает ряд важных проблем, прежде всего — выявление генезиса этого жанра, специфики моцартовской его трактов

См.: Розанов И. От клавира к фортепиано. СПб., 2001. С. 4.

1 Mozart W. A. Briefe und Aufzeichnungen / Hrsg. von der Int. Stiftung Mozarteum, Salzburg. Ed. von W.A. Bauer und O.E. Deutsch, komment. von J. H. Eibl. Bde 1-7. Kassel, 1962-1975. Они переизданы в 2005 г. с дополнениями.

2 Mozart. Die Dokumente seines Lebens. Ed. von О. E. Deutsch. Kassel, 1961. Эта книга переиздана также в составе NMA в десятой серии (дополнения, наброски и проекты, документы и проч.). К ней вышли также два дополнения: И. X. Айбля (1978) и К. Изена (1991).

3 Plath W. Beitrage zur Mozart-Autographie I: die Handschrift Leopold Mozarts // Mozart-Jahrbuch 1960-61, 82-118; Beitrage zur Mozart-Autographie II: Schriftchronologie 1770-1780 // Mozart-Jahrbuch 1976-1977, 131-173; Mozart-Schriften: ausgcvvahltc Aufsatze, ed. M. Danckwardt (Kassel, 1991); Tyson A. Mozart: Studies of the Autograph Scores. Cambridge, MA, 1987; Wasserzeichen-Katalog, Neue Ausgabe samtlicher Werke, X:33/ii (Kassel, 1992).

4 Landon H. C. R. Mozart. The golden years 1781-1791.N-Y.: Schirmer Books, 1989; Konrad U. Wolfgang Amade Mozart. Leben. Musik. Werkbestand. Barenreiter-Verlag, 2005; Sadie S. Mozart: The Early Years 1756-1781. Oxford Univ. Press, 2006; Луцквр П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика XXI, 2008 Kunze S. Mozarts Opern. Stuttgart: Reclam, 1984; Zaslaw N. Mozart's Symphonies. Context, Performance Practice, Reception. Oxford: Clarendon Press, 1989; Rampe S. Mozarte Claviermusik. Klangwelt und AufRihrungspraxis. Ein Handbuch. Barenreiter, 1995. 2 Auf. 2006 и др. ки, анализа композиции и авторских исполнительских указаний в соотношении с музыкальной теорией второй половины XVIII века. Заметим, что выбранная нами тема заставляет задавать иногда, казалось бы, элементарные вопросы, на которые не так просто ответить. Так, например, даже количество Моцартовых сонат для клавира и скрипки невозможно определить точно, без оговорок (в отличие, например, от скрипичных сонат Бетховена и композиторов-романтиков). Как никакой иной жанр, скрипичная соната Моцарта укоренена в музыкальной практике ХУШ века, и вне контекста весьма сложно приблизиться к ее более-менее адекватной интерпретации. Все это обусловливает актуальность темы диссертации как для музыковедения, так и для исполнительства, и для педагогики.

Целью настоящей работы является комплексное исследование жанра сонаты для клавира и скрипки в творчестве Моцарта с трех разных, взаимодополняющих позиций — историко-культурной, аналитической и исполнительской. В процессе ее достижения представляется необходимым решить ряд более частных задач:

• выявить генезис сонаты для клавира и скрипки и специфику бытования жанра в домоцартовскую эпоху и в творчестве самого Моцарта;

• исследовать композиционные и стилистические особенности моцартовских сонат;

• рассмотреть проблемы исполнительской интерпретации сонат с опорой на теоретические источники XVIII века; сравнить редакции, а также проанализировать тенденции трактовки этих сочинений в современном исполнительстве.

Основной объект исследования — жанр сонаты для клавира и скрипки в творчестве Моцарта, а также их современные исполнительские трактовки. Предмет исследования — жанровые, фактурные и композиционные особенности сонат, специфика их бытования и исполнительской интерпретации.

Материалом исследования являются 32 сонаты Моцарта для клавира и скрипки. В качестве дополнительных источников привлекаются его неоконченные сонаты, произведения предшественников и современников (Ж. Ж. К. де Мондонвиля, Ж.-Ф. Рамо, И. Шоберта, И. К. Баха и др.), а также ряд сочинений Моцарта в других жанрах. Материалом для разделов об исполнительской интерпретации послужили различные редакции моцартовских сонат, а также некоторые аудиозаписи ряда современных исполнителей.

В диссертации мы последовательно опирались на издание сонат Моцарта в Новом полном собрании (подготовленном Эдуардом Реезером), кроме тех случаев, где специально использовались другие издания (все эти случаи оговорены). Нумерация сонат приведена по каталогу Людвига Кёхеля, в скобках указан номер сонаты по последнему, шестому изданию каталога; самые свежие данные и атрибуции выверены по исследованию Ульриха Конрада1.

Научная гипотеза. В диссертации мы стремились рассмотреть и аргументировать ряд положений, связанных с особой ролью моцартовских сонат для клавира и скрипки в камерной музыке второй половины XVIII века: именно в них происходит постепенная трансформация жанра аккомпанированной сонаты в камерную скрипичную сонату с клавиром.

Задачами диссертации определяются методы исследования. Одним из ведущих принципов является изучение материала в его историческом контексте, в тесной связи не только с творчеством предшественников и современников, но и с музыкально-теоретическим знанием моцартовского времени, описанными в работах JI. Ратнера, JI. Кириллиной, JI. Гервер, 3. Рампе2. Изучение композиции сонат опиралось на метод структурно-функционального анализа, традиционного для отечественной аналитической школы (Б. Асафьев, Р. Берберов, В. Бобровский, JI. Мазель, Е. Назайкинский, Вл. Протопопов, С. Скребков, В. Цуккерман и др.). Важными для нас были также подходы, сформированные в трудах по теории и истории фактуры Т. Красниковой, М. Скребковой-Филатовой, Ю. Тюлина и В. Холоповой.

Степень изученности темы. В русскоязычной моцартиане (отечественных трудах и переводной литературе) сонаты для клавира и скрипки исследованы недостаточно основательно. Главынй источник сведений — классические труды Германа Аберта и Альфреда Эйнштейна3; однако в них скрипичным сонатам отведено второстепенное место. В монографии Эйнштейна «Моцарт.

1 Konrad U. Wolfgang Amade Mozart. Leben. Musik. Werkbestand. Barenreiter-Verlag, 2005.

2 Rattier L. G. Classic Music: Expression, Form and Style. New York — London, 1980; Кириллина Л. JI. Бетховен и теория музыки XVIII — начала XIX веков: Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1988; Кальман JI. О некоторых формах проявления типичного в инструментальной музыке венского классицизма: Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1982.

3 Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. I, II. М., 1978-1985; Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 2007.

Личность. Творчество» этому жанру посвящено всего несколько страниц (в рамках раздела «Камерная музыка с клавиром»), емко, сжато, но кратко освещающих фактологию. В исследовании Аберта сведения о сонатах вписаны в канву жизни и творчества Моцарта и вследствие этого фрагментарны и не выстраиваются в единую линию. Кроме того, некоторые представленные в монографии датировки и атрибуции устарели: так называемые «Романтические» сонаты безоговорочно расцениваются как моцартовские, хотя на сегодняшний день достоверно известно, что они ему не принадлежат.

Новейшее (август 2008 года) и фактологически наиболее точное исследование о Моцарте на русском языке — работа И. Сусидко и П. Луцкера «Моцарт и его время»1, которое в ряде случаев расставляет новые акценты в понимании моцартовского творчества, — словно воплощает мысль Аберта о том, что «биографии великих людей следует переписывать заново по меньшей мере каждые пятьдесят лет»2. Однако и в этом труде сонаты для клавира и скрипки не получили специального рассмотрения, разговор о некоторых из них ведется в контексте разлчных проблем моцартовского наследия.

Среди исследований, опубликованных на иностранных языках, работ по интересующей нас проблематике немного. Общий обзор сонат представлен в трудах Александера Кинга Mozart Chamber Music ("Лондон, 1968) и редактора скрипичных сонат Карла Маргера Die beiden Sonaten-Reihen fur Klavier und Geige3, вышедшей в 1970-е годы. В обеих работах соната для клавира и скрипки представлена в рамках общего анализа камерной музыки Моцарта в целом. Они обе выдержаны в описательном ключе, а работа Кинга носит, по сути, популяризаторский характер. Аналогичным образом построены монографии Матиаса Шмидта Mozarts Klavier- und Kammermusik и Людвига Финшера Mozarts Violinsonaten4. Исследование Финшера невелико по объему (это, по сути, брошюра) и потому ограничено по охвату материала. Ее основные достоинства заключаются в ряде интересных наблюдений над отдельными деталями музыкального языка. В описании сонат автор придерживается хронологической последовательности.

1 Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008.

2 Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. I, кн. 1. С. 18.

3 King А. Н. Mozart Chamber Music. London, 1968; Marguerre К. Die beiden Sonaten-Reihen fur Klavier und Geige, Mozart- Jahrbuch, 1968-1970.

4 Schmidt M. Mozart Klavier und Kammermusik. GmbH, Laaber-verlag, 2006; Finscher L. Mozarts Violinsonaten. Winterthur: Amadeus, 2003.

Поскольку между ранними и зрелыми сонатами Моцарта существует значительный перерыв (12 лет), многие ученые склонны рассматривать их изолированно. Как правило, наибольший интерес у авторов фундаментальных монографий вызывали именно поздние произведения, а ранние, как ученические, долгое время оставались в тени. Этот пробел во многом заполняет работа Юргена Хюнкенмёллера W. A. Mozarts friihe Sonaten fur Violine und Klavier'. Она содержит детальный анализ всех ранних сонат. Проблема ранних сонат отчасти отражена также в англоязычном труде Стенли Сэди Mozart: The Early Years 1756—17812, где вкратце представлена история создания ранних сочинений.

Из последних исследований отметим объемную диссертацию Марка Александера Хайнцеля Die Violinsonaten Wolfgang Amadeus Mozarts (1996)J. В ней детально освещен генезис жанра. Однако аналитическая часть все же весьма описательна и представлена рядом отдельных очерков, посвященных каждой сонате. В то же время ряд выводов, сделанных Хайнцелем и касающихся эволюции жанра, стал ориентиром для нашей работы.

Кроме этого, есть также статьи, посвященные частным проблемам или отдельным сочинениям. Упомянем интересные работы Николь Швиндт-Гросс Begleitung in Mozarts Mannheimer und Pariser Sonaten fur Klavier und Violine, Марка Эмиля Wolfgang Amadeus Mozart: Sonata in E minor, KV 304, for piano and violin, a new edition, Роберта Риггза Mozart's Sonata for Piano and Violin, KV 3794 и ряд подобных статей. Однако общей картины это не меняет, поскольку на сегодняшний момент не существует комплексного труда, откуда современный — в первую очередь отечественный — исполнитель мог бы почерпнуть все необходимые ему сведения.

1 Н unkemullerJ. W. A. Mozarts friihe Sonaten fur Violine und Klavier. Untersuchungen zur Gattungsgeschichte im 18. Jahrhundert, Bern: Francke, 1970.

2 Sadie S. Mozart: The Early Years 1756-1781. Oxford Univ. Press, 2006.

3 Heinzel M. Ar. Die Violinsonaten Wolfgang Amadeus Mozarts / vorgelegt von Mark Alexander Heinzel, 1996,220 S.: Noten; Diss. Freiburg (Breisgau): Univ.

4 Schwindt-Gross N. Begleitung in Mozarts Mannheimer und Pariser Sonaten fur Klavier und Violine // Bericht iiber den Internationalen Mozart-KongreB Salzburg 1991, hrsg. von Rudolph Angermiiller, Dietrich Berke, Ulrike Hofmann und Wolfgang Rehm, Kassel u.a.: Biirenreiter 1992; Emile M. A. Wolfgang Amadeus Mozart: Sonata in E minor, KV 304, for piano and violin, a new edition. Boulder, D.M.A. Diss. University of Colorado at Boulder 1984. (masch.) S. 8° (библиотека NMA); Rigg, R. Mozart's Sonata for Piano and Violin, KV 379. Perspectives on the «Опе-hour» Sonata // Bericht iiber den Internationalen Mozart-KongreB Salzburg 1991. Hrsg. von Rudolph Angermiiller, Dietrich Berke, Ulrike Hofmann und Wolfgang Rehm. Kassel, Basel, London, New York, Prag: Barenreiter 1992. (Mozart-Jahrbuch.)

Что касается исследований на русском языке, то здесь мы можем упомянуть только одну, довольно давнюю, работу Константина Аджемова «Двухчастные скрипичные сонаты В. А. Моцарта в классе камерного ансамбля»1. Ее появление было вызвано настоятельной практической необходимостью, поскольку сонаты Моцарта составляют важную часть учебного репертуара как в школе, так и в училище и в вузе. Автором сделан акцент на методико-исполнительских проблемах.

Особый пласт научной литературы, на которую мы опирались в диссертации, составляют работы, в которых освещена теоретическая мысль второй половины XVIII—начала XIX века, прежде всего, касающаяся вопросов исполнительства. Мы обращались как к оригинальным текстам трактатов (JI. Моцарта, И. Кванца, К. Ф. Э. Баха, Д. Г. Тюрка и др.)2; так и к музыковедческим исследованиям корифеев аутентичного исполнительства Арнольда Долмеча, Адольфа Бейшлага, Роберта Донингтона, Фредерика Ноймана, Сандры Розенблюм, использовали отдельные статьи Ванды Ландовской, Николауса Арнонкура3 и др.

Отдельный корпус работ, необходимый для исторически осведомленного исполнителя {historically informed performances on period instruments4), касается трудов общеэстетического и социологического направления. Среди них назовем, в первую очередь, книги: Леонарда Ратнера Classic music. Expression, Form and Style, Ларисы Кириллиной «Классический стиль», а также ведущих западноевропейских исследователей Людвига Финшера {Galanter und gelehrter Stil: der compositions-geschitliche Wandel im 18. Jahrhunderf), Вальтера Залмена Private Musizirien im gesellschaftlichen Wandel zwischen 1600 und 1900 и Уильяма Ньюмена The Sonata in the Baroque Era и The Sonata in the Classic Era. Ряд об

1 Аджемов К. X. Двухчастные скрипичные сонаты В. А. Моцарта в классе камерного ансамбля // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Сб. статей. Сост. К. X. Аджемов. М., 1979.

2 Кванц И. И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте; Моцарт JI. «Опыт основательной игры на скрипке»; Бах К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры; Тюрк Д. Г. Клавирная школа и другие.

3 БейшлагА. Орнаментика в музыке. М., 1978; Dolmetsch A. The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries. London, 1915; Donington R. The Interpretation of Early Music. London, 1963; 149; Newmann F. Ornamentation and Improvisation in Mozart. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1986; Rosenblum S. P. Performancer Practices in Classic Piano Music. Their Principles and Applications. Indiana University Press, 1988 Арнонкур H. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. М., 2005; Ландовска В. О музыке. М., 2005.

4 Исторически информированное исполнение на старинных инструментах. Теоретическим фундаментом этого течения является уже упомянутое исследование Арнольда Долмеча The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries. щих положений сформулирован в диссертации Е. Чигаревой1. Немало важных фактов содержат также исследования по смежным жанрам — например, кла-вирной сонате, аккомпанированной сонате, итальянской трио-сонате, фортепианному трио2.

Отдельную группу составляют работы, рассматривающие проблемы интерпретации моцартовской музыки. Центральное место в современной литературе, безусловно, занимает труд Евы и Пауля Бадура-Скода «Интерпретация Моцарта» (переведен на русский и опубликован в 1972 году), содержащий, среди прочего, и замечания по исполнению скрипичных сонат; данная проблематика по отношению к клавирным сонатам детально исследована Зигбертом Рампе в монографии Mozarts Claviermusik. Klangwelt und Auffuhrungspraxis.

И, разумеется, ценным источником сведений послужил один из наиболее авторитетных музыкальных словарей The New Grove Dictionary of Music and Musicians, на биографические и тематические статьи которого мы неоднократно опирались.

Поставленные в диссертации задачи определили ее структуру: Введение, Заключение, три главы, библиографический список и ряд приложений.

Во Введении кратко обозначены объект и предмет исследования, предложена научная гипотеза, представлена методология и обзор литературы по избранной проблематике.

Первая глава состоит из трех разделов, в которых последовательно рассматриваются: генезис жанра аккомпанированной сонаты и ее разные национальные варианты; роль сонаты в бытовом музицировании; дана общая характеристика моцартовских сонат разных периодов (представлены сведения о поводах к их сочинению, посвящениях, прижизненных публикациях и исполнениях). Вторая глава — аналитическая. В трех ее параграфах рассмотрена эволюция жанра камерной сонаты у Моцарта. Третья глава посвящена проблемам ис

1 Чигарева Е. И. Организация выразительных средств как основа индивидуальности музыкального произведения (на примере творчества Моцарта последнего десятилетия). Дисс. на соиск. . канд. иск. М.,1975.

2 Newman W. S. Concerning the accompanied Clavier sonata. The Musical Quarterly. 1947 XXXHI (3), Kidd R. R. The emergence of chamber music with obligato keyboard in England // Acta Musicologica. Mitteilungen der Internationalen Gesellschaft fur Musikwissenschaft. Basel, Barenreiter, 1972; Fuller D. Accompanied keyboard music // The Musical Quarterly. 1974. IX. 222-245; Бялый И. E. Из истории фортепианного трио: Генезис и становление жанра. М.: Музыка, 1989; Гайдамович Т. Фортепианные трио Моцарта: комментарии, советы исполнителям. М., 1987; Епишин А. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб., 2006. полнительской интерпретации (инструментарий, темп, динамика, фразировка и артикуляция, орнаментика), в ней дан сравнительный анализ редакций и ряда современных исполнений.

В Приложении содержится ряд таблиц: Хронология сонат для клавира и скрипки В. А. Моцарта; Строение сонатного цикла; Сонаты в разных редакциях; Дискография; Нотное приложение; Иллюстрации.

Для удобства ориентации комментарии и ссылки на цитируемую литературу помещены в подстрочные примечания, нотные примеры (за исключением развернутых фрагментов из разных редакций, вынесенных в приложение) — в текст. С той же целью в ссылках на литературу используется ряд сокращений:

Аберт. —Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. I, II. М., 1978-1985. Номера томов обозначаются римскими цифрами I и II, нумерация книг внутри томов — арабскими цифрами 1 и 2.

Бадура-Скода. — Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.,

1972.

Кириллина. — Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. М., 1996, 2007. Части 1, 2 и 3 указываются арабскими цифрами.

Луцкер, Сусидко. — Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.,

2008.

ПСП — Полное собрание писем Моцарта. СПБ., 2007.

Эйнштейн. — Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 2007.

Rampe. —RampeS. Mozarts Claviermusik. KlangweltundAuffuhrungspraxis. Ein Handbuch. Barenreiter, 1995. 2 Auf. 2006.

NGD. — The New Grove Dictionary of Music and Musicians. В нашей работе мы пользовались электронной версией словаря.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Есаков, Вячеслав Вячеславович

Заключение

Историческая оценка камерных сочинений Моцарта — в частности, его сонат для клавира и скрипки, — представляет собой весьма непростую задачу. Моцарту довелось творить в переломную для западноевропейской инструментальной музыки эпоху: вторая половина XVIII века отмечена сменой художественно-эстетической парадигмы, которая не могла не отразиться на всех формах музыкальной практики.

На смену домашнему и салонному музицированию постепенно приходит концерт; на сценах концертных залов дилетанты уступают место профессионалам-виртуозам; весьма значительно меняется и репертуар: на первое место в нем выдвигаются симфония и инструментальный концерт. Разумеется, и камерная музыка не осталась в стороне: на протяжении второй половины XVIII века в значительной степени эмансипируются жанр струнного квартета и клавирного трио. Меняет свой облик и соната для клавира и скрипки.

Этот жанр оказался не только не периферийным, но, напротив, одним из ключевых жанров XVIII столетия. Интенсивность его становления и развития была исключительной: за полвека с лишним она пережила бурную эволюцию. Крайние точки этой эволюции определяют два принципиально различных, но генетически связанных между собой жанра: аккомпанированная соната 1760-х годов, теснейшим образом связанная с бытовым музицированием, и камерная (1780-е годы) «соната-дуэт», масштабное сочинение концертного характера. Изменения, произошедшие в этом жанре, затронули все основные параметры жанра, начиная от сферы бытования, техники исполнительства и вплоть до стилистики, особенностей фактуры и ансамблевого баланса.

В этом процессе сонаты Моцарта сыграли ключевую роль. Перерождение аккомпанированной сонаты в камерную происходило в три этапа.

Первый связан с ранними, еще детскими аккомпанированными сонатами, написанными в рамках сложившейся традиции. Они представляют собой типичную музыку для бытового музицирования с традиционным ансамблевым балансом: клавир играет ведущую роль, значение скрипки — факультативное. По сути, перед нами, как и положено, клавирная музыка, а мелодический инструмент может быть изъят или добавлен без ущерба для художественного целого.

После ранних сонат в обращении Моцарта к жанру наступил значительный (как мы уже упоминали, двенадцатилетний) перерыв. Это было время интенсивного освоения оперы и симфонии, концерта для разных солирующих инструментов в сопровождении оркестра, клавирной сонаты. Выросла его композиционная техника, возросли требования к технической стороне исполнения, сочинения обрели небывалый до тех пор масштаб и размах.

Второй этап представляют мангеймские сонаты. Колоссальный опыт инструментального письма, полученный Моцартом в Мангейме, сказался и на сонатах. По сути, уже в них мы наблюдаем постепенную эмансипацию скрипки, которой все более часто поручается тематический материал, и из вспомогательной она становится необходимым участником ансамбля, хотя пока и не равноправным.

Сонаты венского периода {третий этап) не могли быть «свободны» от этого нового опыта; называясь по-прежнему «аккомпанированными», они уже представляли собой новый жанр с равноправным взаимодействием инструментов, сложной драматургией, виртуозными качествами. Иными словами, они трансформировались в камерную сонату для скрипки и фортепиано. И это в то время, когда старшие коллеги и современники Моцарта продолжали исправно создавать незамысловатые опусы для музицирующих дилетантов! Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что роль Моцарта в становлении камерной сонаты была действительно ключевой.

Вся совокупность моцартовских сонат — включая особенности композиции, драматургии, фактуры, исполнительских элементов (орнаментика, агогика, динамика, тембровый и акустический баланс и пр.) находит свое объяснение в теоретическом и исполнительском знании его времени. Именно поэтому широко распространенный сегодня исторический подход к интерпретации музыки старинных эпох и является наиболее перспективным и адекватным.

Разумеется, музыкант наших дней волен выбрать любой подход к исполнению моцартовских сонат. Ряд отмеченных нами в III главе тенденций современного исполнительства свидетельствует, что еще и сегодня некоторые музыканты обращаются к романтизированной трактовке, свойственной, скорее, традициям XIX и первой половины XX столетия. Однако большинство дуэтов, играющих и записывающих моцартовские сонаты для клавира скрипки, в той или иной (иной раз весьма значительной) степени «исповедуют» historically informed performances («исторически осведомленное исполнение»), для воплощения которого необходима свободная ориентация в теории и исполнительской практике XVIII столетия.

Является ли определяющим для аутентичного исполнения игра на старинных инструментах? По мнению известных аутентистов Гардинера и Билсона, нет, но она может «быть ими направленной. Ведь интерпретация начинает возникать с того момента, как вы приняли решение относительно темпа, динамики, фразировки. Это то, что не является абсолютным, это те вещи, которые должны быть продуманы и определены каждым исполнителем, и каждый исполнитель решит эти задачи по-разному»1. .Моцарт . вечен и актуален в любые времена, — убеждает нас другой сторонник аутентизма Алексей Любимов. — Но мне кажется, для творчества ему хватало ресурсов XVIII века, это искусство абсолютно законченное. . он никогда не сетовал на несовершенство исполнителей и инструментов, его удовлетворяло то, что предоставляла в его распоряжение эпоха. . Моцарт не стремился писать музыку будущего . Он вошел в контекст своего времени вполне естественно. Другое дело, что он преобразил этот контекст в некий микрокосм своего сознания, . создал собственный, удивительно яркий и . какой-то волшебный мир». Трудно с ним не согласиться2.

1 Кенион Н. Моцарт в оригинале? Беседа с Малколмом Билсоном и Джоном Элиотом Гардинером. См.: http://www.cdguide.nrn.ru/mozartconcertos.html

2 Любимов А. Моцарт — человек театра // Как исполнять Моцарта. М., 2007. С. 107.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Есаков, Вячеслав Вячеславович, 2008 год

1. Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч. 1. II. М., 1978-1985.

2. Аджемов К. X. Двухчастные скрипичные сонаты В. А. Моцарта в классе камерного ансамбля // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Сб. статей. Сост. К. X. Аджемов. М., 1979.

3. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия. Киев, 1974.

4. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. М., 2005.

5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. В 2-х кн. JL, 1971.

6. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М., 1972.

7. Бах К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. СПб., 2005.

8. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М., 1978.

9. Берберов Р. Н. «Эпическая поэма» Германа Галынина. Эстетико-аналитические размышления. М., 198

10. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии. JL, 1961.

11. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М.-Л., 1967.

12. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. М., 1989.

13. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.

14. Бялый И. Е. Из истории фортепианного трио: Генезис и становления жанра. М.: Музыка, 1989.

15. Брянцева В. Н. Французский клавесинизм. СПб., 2000.1 б.Гайдамович Т. Фортепианные трио Моцарта: комментарии, советы исполнителям. М., 1987.

16. Гайкович Марина. Буря и натиск Анне-Софи Муттер / www.openmusic.ru/articles-respond-events/0331 -annesofimutter/index.shtml

17. Гаккель Л. Камерная музыка: явления и проблемы // Гаккелъ Л. Декабрьские лекции. М., 1991.

18. Гервер Л. Ars combinatoria в музыке Моцарта // Моцарт. Проблемы стиля. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 135. М, 1996.

19. Гервер Л. Легко ли анализировать Моцарта? // Сов. музыка. 1991. № 12.

20. Гервер Л. Клавирные сонаты Моцарта № Ю (KV 330) и 13 (KV 333). Опыт интерпретации // Инструментальная музыка классицизма. Вопросы теории и исполнительства. Науч. тр. МГК им. Чайковского. М., 1998.

21. Голубовская Н. Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта // Как исполнять Моцарта. / Сост. А. Меркулов. М., 2007.

22. Готлиб А. Основы техники совместного исполнительства. М., 1971.

23. Грицевнч В. История стиля в фортепианном исполнительстве. М., 2000.

24. Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982.

25. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003.

26. Евдокимова Ю. Становление сонатной формы в предклассическую эпоху // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. Сб. ст. под ред. Вл. Протопопова. М., 1969.

27. Епиишн А. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб., 2006.

28. Епишин А. Исполнительские метаморфозы трио-сонаты // Старинная музыка: Практика, аранжировка, реконструкция Материалы научно-практической конференции. М., 1999.

29. Захваткин А. Н. Клавирная школа К. Ф. Э. Баха в исторической перспективе. Автореферат дисс. . канд. иск. Нижний Новгород, 2007.

30. Кальман Л. О некоторых формах проявления типичного винструментальной музыке венского классицизма. Дисс.канд. иск.1. М., 1985.

31. Как исполнять Моцарта. Сб. ст. Сост., вступ. ст. А. М. Меркулова. М., 2007.

32. КантагрелъЖ. Рождение шедевров. Моцарт. Paris, 2005.

33. Катунян М. И. Импровизация на основе basso continuo // Музыкальное искусство барокко. Стили, жанры, традиции исполнения. Сб. ст. МГК им. П. И. Чайковского. Сост. и ред. Дубравская Т. Н., Меркулов А. М. Вып. 37. М., 2003.

34. Кванц Иоганн Иоахим. Опыт наставления по игре на попереченой флейте. Старинная музыка. 1999. № 3 (5) .

35. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.

36. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. II. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М., 2007.

37. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков. Ч. III. Поэтика и стилистика. М., 2007.

38. Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1968.

39. Красникова Т. Н. Музыкальная фактура и стиль. Истоки и эволюция. М., 1995.

40. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. М., 1998. С. 70-71.

41. Ландовска В. О музыке. М., 2005.

42. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008.

43. Мозель Л. Строение музыкальных произведений., М. 1979.

44. Мартинсен К А., Вайсман В. Предисловие // Моцарт. Сонаты для фортепиано. М., 1968.

45. Материалы и документы по истории музыки. Под. ред. М. В. Иванова-Борецкого. Т. 2. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия). М., 1934.

46. Меркулов А. «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонат Бетховена // Музыкальное исполнительство и современность. Сб. ст. Вып. 2. М., 1997.

47. Мострас К. Г. Динамика в скрипичном искусстве. М., 1956.

48. Моцарт В. А. Аннотированный каталог сочинений. Сост. Г. Звонов и А. Розинкин. М., 2005.

49. Моцарт В. А. Детские пьесы для фортепиано. М., 2003. Сост. А. Чернышков.

50. Моцарт в оригинале? Беседа Николаса Кениона с Малколмом Билсоном и Джоном Элиотом Гардинером //http://www.cdguide.nm.ru/mozartconcertos.html

51. Моцарт. Истории и анекдоты, рассказанные его современниками. М., 2007.

52. Моцарт В. А. Письма. М., 2000.

53. Моцарт В. А. Полное.собрание писем. М., 2006.

54. Мгшъман М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве. М., 1978.

55. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения. М., 2002.

56. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. Сост. и вступ. ст. В. П. Шестакова. М., 1971.

57. Мураталиева С. Г. Пути исторического развития сонаты в XVIII веке. Дисс. . канд. иск. М., 1986.

58. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.

59. Протопопов Вл. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта. М., 1978.

60. Равдоникас Ф. Барочный смычок / http://www.earlymusic.ru/

61. Розанов И. От клавира к фортепиано. СПб., 2001.

62. Рубаха Е. Контрданс. Его особенности, истоки и воздействие на музыку венских классиков // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4. М., 1982.

63. Рубаха Е. Финал инструментального цикла венских классиков как художественное претворение контрданса. М., 1983.

64. Сахарова Г. Формирование сонатного цикла в болонской скрипичной школе XVII века // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М., 1980.

65. Сахарова Г. Формирование сонаты в итальянской скрипичной школе первой половины XVII века // Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки. Вып. 4. М., 1978.

66. Сигети Й. Скрипичные сонаты Бетховена // Сигети Й. Воспоминания. Заметки скрипача. М., 1969.

67. Симонова Э. Иоганн Иоахим Кванц. Старинная музыка. М., 1999. № 3 (5).

68. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

69. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке. Структура. Функции. М., 1985.

70. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. М., 1988.

71. Стуколкина С. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII — начале XIX веков. Дисс. . канд. иск. М., 2002.

72. Сусидко И. Клавирные вариации Моцарта: игра по правилам или игра правилами? // В. А. Моцарт. Вопросы стиля. Сб. статей: РАМ им. Гнесиных. Вып. 135. М., 1996.

73. Тропп В. Клавирные сонаты Гайдна. К проблеме формирования жанра и эволюции стиля. Дисс. канд. иск. М., 2001.

74. Тюлин Ю. Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. В 2-х кн. М., 1980-1981.

75. Фелъдгун Г. Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века. Новосибирск, 2006.

76. Холопова В. Фактура. М., 1979.

77. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999.

78. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. М., 1987.

79. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. М., 1988.85 .Цуккерман В. А. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980.

80. Черная М. Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки В. А. Моцарта и традиции XVIII века (вопросы теории и исполнительства). Дисс. . канд. иск. М., 1994.

81. Чигарева Е. И. Семантика сонатной композиции в фортепианных концертах Моцарта // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр. Новосибирск, 1994.

82. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М., 2000.

83. Чигарева Е. И. Организация выразительных средств как основа индивидуальности музыкального произведения (на примере творчества Моцарта последнего десятилетия). Дисс. на соиск. . канд. иск. М., 1975.

84. Чичерин Г. Моцарт. Л., 1970.

85. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.

86. Щукина Т. В. Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели. Дисс. . канд. иск. М., 2006.

87. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М, 2007.

88. Barth G. Mozart performance in the 19th century Early Music, 1991; XIX.

89. Benton Rita, Milligan Thomas. Htillmandel Hullmandel., Nicolas-Joseph [Jean Nicolas, James Nicolas] // NGD.

90. Blom E., Fallows D. Sotto // NGD.

91. Breidenstein H. Worauf beziehen sich Mozarts Tempobezeichnungen? Das Orchester. Vol. 52, №. 3.

92. Charles S. R., Hill G. R,. Stephens N., Woodward J. Edition historical // NGD.

93. Conde G. Le Roux Maurice // NGD.

94. De Saint-Foix G. W. A. Mozart. Paris, 1946.101 .Deutsch О. E. (Hg.) Mozart: Die Dolcumente seines Lebens. Kassel etc., 1961.

95. Dolmetch A. The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries. London, 1915.

96. Donington R. The Interpretation of Early Music. London, 1963.

97. Endler F. Musik in Wien — musik aus Wien: Eine kleine Wiener Musikgeschihte / WienOstern Bundesverlag, 1985.

98. Eppstein H. Duo und Dialog. Zu einem Struktur- und Stilproblem der Kammermusik // Die Musikforschung 49 (1996), Heft 3, Kassel, Juli-September, 1996.

99. Eisen C. The old and new Mozart editions. Early Music. 1991; XIX.

100. Emile M. A. Wolfgang Amadeus Mozart: Sonata in E minor, KV 304, for piano and violin, a new edition. Boulder, D.M.A. Diss. University of Colorado at Boulder, 1984.

101. Eppstein H. Studien uber Bach sonaten fur ein melodie instrument und obligates cembalo. 1966.

102. Fillion M. Accompanied keyboard music // NGD.

103. Finscher L. Galanter und gelehrter Stil: der compositions-geschichtliche Wandel im 18. Jahrhundert // Europaische Musikgeschte. Herausgegeben von Sabine Ehrmann-Herfort, Ludwig Finscher, Giselher Schubert. Barenreiter, Metzler, 2002. Band 1.

104. Finscher L. Mozarts Violinsonaten. Winterthur: Amadeus, 2003.

105. Fischer W. Mozarts Weg von der begleiteten Klaviersonate zur Kammermusik mit Klavier//MJb 1956. Salzburg, 1957.

106. Flothuis M. The Neue Mozart-Ausgabe: a retrospect Early Music, 1991; XIX.

107. Fuller D., Gustafson B. Corrette Michel //NGD.

108. Fuller D. Accompanied keyboard music // The Musical Quarterly. 1974. IX. 222-245.

109. Gerhartz K. Die Violinschule von Leipold Mozart (1756) // Mozart-Jahrbuch. Fugusburg: Benno Filser Verlag, 1929.

110. Hamilton D. 100 years of Mozart recordings. Early Music, 1992; XX:

111. Hartwig D. Schuster Joseph // NGD.

112. Heinzel M. A. Die Violinsonaten Wolfgang Amadeus Mozarts / vorgelegt von Mark Alexander Heinzel, 1996, 220 S.: Noten; Diss. Freiburg (Breisgau): Univ.

113. Hogwood C., McVeigh S. Giardini Degiardino. Felice (de) //NGD.

114. Horwits K., Riedl K. Wiener instrumentalmusik vor und um 1750. Wien, 1908.

115. Hopf B. «wie das andante, so ist sie». Mannheimeriimtn um Mozart // W. A. Mozart in Mannheim. Herausgegeben von Karin v. Welck und Liselotte Homering. Braus, 1992.

116. Hunkemoller J. W. A. Mozarts friihe Sonaten fur Violine und Klavier. Untersuchungen zur Gattungsgeschichte im 18. Jahrhundert, Bern: Francke, 1970.

117. Irving J. Sonata (Classical)//NGD.

118. Keillor E. Honauer Leontzi // NGD.

119. KiddR. R. The emergence of chamber music with obligato keyboard in England // Acta Musicologica. Mitteilungen der Internationalen Gesellschaft fur Musikwissenschaft. Basel, Barenreiter, 1972.

120. King A. H. Mozart Chamber Music. London, 1968.

121. Kirkendale W. Fugue and Fugato in Rococo and Classical Chamber Music. Durham, NC, 2/1979.

122. Konrad U. Wolfgang Amade Mozart. Leben. Musik. Werkbestand. Barenreiter-Verlag, 2005.

123. Kroplin H. Mozart-Chronik. Wiesbaden, Leipzig: Breitkopf und Hartel, 1990.131 .KunzeS. Mozarts Opern. Stuttgart: Reclam, 1984.

124. Landon H. C. R. Mozart. The golden years 1781-1791. N-Y.: Schirmer Books, 1989.

125. Laszlo F. «Untersuchungen zum Mozarts "zweiten" Opus 1, Nr. 1». MJb, 1971-2.

126. Levin R. D. Improvised embellishments in Mozart's keyboard music. Early Music, 1992. XX.

127. Mar guerre К Die beiden Sonaten-Reihen fur Klavier und Geige., MJb, 1968-70.

128. Mar guerre К Mozarts Kammermusik mit Klavier. Werkbetrachtungen und Hinweise zur Interpretation herausgegeben und erganzt von Charlotte Heath-Marguerre. Wilhelmshaven: Florian Noetzel GmbH (Heinrichshofen), 1999.

129. Ъ1 .Marguerre K. Vorwort // Mozart. Sonaten fur Klavier und Violine. Wien, 1979.

130. Marty J.-P. Mozart's tempo indications. Early Music. 1992; XX.

131. Massenkeil G. Untersuchen zum Problem der Symmetrie in der Mozart Instrumentalmusik. Wiesbaden, 1962.

132. Maunder R. Mozart's Keyboard Instruments. Early Music, XX 1992.

133. Mozart. Die Dokumente seines Lebens. Ed. von О. E. Deutsch. Kassel, 1961.

134. Mozart L Versuch einer griindlichen Violinschule. Augsburg, 1756; Faks., hg. Greta Moens-Haenen. Kassel etc., 1995.

135. Mozart W. A. Briefe und Aufzeichnungen / Hrsg. von der Int. Stiftung Mozarteum, Salzburg. Ed. von W.A. Bauer und O.E. Deutsch, komment. von J. H. Eibl. Bde 1-7. Kassel, 1962-1975.

136. Muller-Arp E. Die langsame Einleitung bei Haydn, Mozart und Beethoven. Tradition und Innovation in der Instrumentalmusik der Wiener Klassik. Eisenach: Karl Dieter Wagner, 1992.

137. Newman W. S. The Duo Texture of Mozart's KV 526: an Essay in Classic Instrumental Style, Essays in Musicology in Honor of Dragan Plamenac, ed. G. Reese and R. J. Snow. Pittsburgh, 1969/R.

138. Newman W. S. Concerning the accompanied Clavier sonata. The Musical Quarterly. 1947 XXXIII(3). P. 327-349.

139. Newman W. S. The Sonata in the Baroque Era. London, 1959.

140. Newman W. S. The Sonata in the Classic Era. London, 1963.

141. Newmann F. Ornamentation and Improvisation in Mozart. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1986.

142. Paumgartner B. Das instrumental Ensemble: von der antike bis zur gegenwart. Zurich, 1966.

143. Plath W. 'Beitrage zur Mozart-Autographie I: die Handschrift Leopold Mozarts', Mozart-Jahrbuch 1960-61, 82-118.

144. Plath W. 'Beitrage zur Mozart-Autographie II: Schriftchronologie 17701780', Mozart-Jahrbuch 1976-1977, 131-173.

145. Rampe S. Mozarts Claviermusik. Klangwelt und Auffuhrungspraxis. Ein Handbuch. Barenreiter, 1995. 2 Auf. 2006.

146. Ratner L. Classic music. Expression, Form, and Style. NY., L. 1980.

147. Ratner Leonard G. Topical content in Mozart's keyboard sonatas Early Music, 1991, XIX.

148. Rosenblum S. P. Performancer Practices in Classic Piano Music. Their Principles and Applications. Indiana University Press, 1988.

149. Signorile M. Mondonville, Jean-Joseph Cassanea de // NGD.

150. Sisman E. Variations I I NGD.

151. Schmidt M. Mozart Klavier und Kammermusik. GmbH, Laaber-verlag, 2006. S. 592.

152. Stephens N. L. Avison Charles // NGD.

153. Strebel H. Mozart und die Violine // Mitteilungen der Mozart-Gesellschaft Zurich 7 (1997), Nr. 12, Ziirich, Mai 1997.

154. Sulzers J. G. Allgemeine Theorie der schonen Kiinste IV 1774.

155. Tyson A. Mozart: Studies of the Autograph Scores. Cambridge, 1987.169 .Thormahlen W. Konvention als Kritik? Mozarts «klavier sonate mit Begleitung einer Violin» // Acta Mozartiana 50 (2003), H. 1/2, Augsburg,1. Juni 2003.

156. TurrentineH. С. Eckard Eckardt, Eckart., Johann Gottfried // NGD.

157. TurrentineH. C. Schobert Johann Jean. //NGD.

158. Turk D. G. Methode de clavicorde pour eleves et professeurs 1789 extraits choisis en cours de traduction de rallemand par Jean-Pierre Coulonc, 2008.

159. Walls P. Mozart and the Violin / Early Music 20 (1992), No. 1, London, February, 1992.

160. Webster J. Sonata form //NGD.

161. White Ch. Strinasacchi Strina Sacchi. Regina//NGD.

162. Zaslaw N. Mozart's Symphonies. Context, Performance Practice, Reception. Oxford: Clarendon Press, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.