Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович

  • Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 164
Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович. Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2009. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСМАИЛИЗМ И СУФИЗМ КАК ДВА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ И ИХ ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

§ 1 .Исторические корни взаимосвязи исмаилизма и суфизма.

§2.0бщая характеристика учений Носира Хусрава и

Джалаледдина Руми и их теоретических источников.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НОСИРА ХУСРАВА И ДЖАЛАЛЕДДИНА РУМИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОНТОЛОГИИ, ПОЗНАНИЯ И ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

§ 1 .Отношение Носира Хусрава и Джалаледдина Руми к проблеме вечности и сотворенности мира.

§2.Носир Хусрав и Джалаледдин Руми о пространстве и времени.

§3.Место разума в учении Носира Хусрава и Джалаледдина

Руми.

§4.Учение Носира Хусрава и Джалаледдина Руми о совершенном человеке.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми»

Актуальность темы исследования. Современная эпоха, которая характеризуется активизацией диалога между различными цивилизациями, требует от каждого исследования по истории философии научно обоснованного поиска точек соприкосновения и способов объединения различных идей и мировоззрений. Однако не только между различными цивилизациями, но и внутри одного и того же культурного пласта в ходе сопоставления тех или иных религиозно-философских течений или учений отдельных его представителей есть возможность найти те пути, которые объединяют, а не разъединяют данные учения. В этом плане в исламской цивилизации между учениями ее выдающихся представителей наблюдается больше сходств, нежели различий. Сопоставительное исследование подобных учений, способствуя объединению позитивных идей представителей различных направлений ислама, может служить мостом для диалога между ними. По этой причине исследования, осуществляемые в истории общественно-философской мысли для достижения данной цели, являются не только требованием времени и логики развития современного общества, но и могут стать основой для построения будущего.

В Республике Таджикистан, где в ходе гражданской войны между регионами появились определенные разногласия и где, по сегодня после достижения национального примирения со стороны официальных властей, ведётся пропаганда идей национального согласия и единства, опора на миролюбивые взгляда мыслителей, к числу которых можно отнести Носира Хусрава (1004-1088) и Джалаледдина Руми (1207-1273), может служить скорейшему осуществлению поставленной задачи. Названные мыслители вот уже в течение многих столетий пользуются высоким авторитетом у своих прямых наследников, которые придерживаются системы взглядов различных сект ислама. Сопоставительное исследование учения этих достаточно известных представителей таджикской философии, если и способствует раскрытию общности их конкретных идей, то, с другой стороны помогает выявлению точек соприкосновения между исмаилизмом и суфизмом.

Значимость настоящей работы диктуется прежде всего необходимостью исследования следующих фактов: во-первых, в исторических источниках о личности духовного наставника Руми, Шамса Табрези представлено мнение, согласно которому он принадлежал к семейству исмаилитских имамов из Аламута;1 во-вторых, в народной версии памирских исмаилитов считается, что Руми является последователем их веры.2 Его произведения пользуются широкой популярностью среди современных верующих исмаилитов Памира, а многие знают «Маснави» наизусть; в-третьих, в «Маснави» имеются некоторые высказывания, в которых Руми заявляет о своей склонности к исмаилитским и шиитским идеям (3; 4103- 4104).

Актуальность исследуемой темы также подтверждается следующими доводами:

1. Религиозно-философское учение Носира Хусрава и Джалаледдина Руми не лишено теоретического и практического значения для мусульман всего мира и в определенной степени помогает каждому человеку по-новому осмыслить свою сущность и предназначение. Однако решение этой задачи требует преодоления некоторой односторонности, допущенной в историко-философской науке при оценке философского наследия, ибо долгое время в ней по отношению к человеку и к миру в целом настойчиво акцентировалось значение материальных основ и отрицалось все духовное, а так же взаимное соотношение этих двух начал. Учения исследуемых мыслителей представляют собой именно такое наследие, в котором выдерживается баланс между духовной и материальной основами.

2. Особенность системы религиозно-философских взглядов Носира Хусрава и Джалаледдина Руми состоит в том, что большинство их идей о морали имеет общечеловеческий характер, и их использование в современном мире может оказать благотворное воздействие на нравственность всего социума.

3. Научное сопоставительное исследование религиозно-философских взглядов и гуманистических идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми помимо всего прочего,

1 Самарканди Давлатша. Тазкираи давлатшохи.- Бомбей, 1300 х. - С. 86.

2 Дафтари Ф. Исмоилиён: таърих ва акоид,- М.,1999.- С. 467; Одилов Н. Мировоззрение Джалаледдина Руми,-Душанбе, 1974.-С. 53. будет иметь огромное значение для развития и укрепления национального самосознания современных таджиков.

4. Сопоставление религиозно-философских концепций Носира Хусрава и Джалаледцина Руми дает возможность ознакомиться с богатым философским наследием мусульманских ученых средневековья, которое оказало - значительное влиянияна всю-последующую философию их европейских коллег. Это наследие является эталоном для современного поколения и должно стать основой для возрождения великой культуры ислама и ключом для решения не только философских, но и множества социально-политических проблем.

Степень разработанности проблемы. Учения Носира Хусрава и Джалаледцина Руми в последнем столетии стали темой научных исследований многих философов-и литературоведов; как у нас в стране, так и за рубежом. В результате этого опубликовано^ огромное количество статей и монографий о жизни, деятельности; литературном наследии и религиозно -философских идеях Носира Хусрава3 и Джалаледцина Руми.4

Необходимо отметить, что об исмаилизме5 и суфизме6 в целом также издано множество статей и монографий, в которых освещаются основы учения*

3 Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хусрава. - Душанбе, 1965; Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава,- Душанбе, 2003; Муродова Т. «Джоме' - ул - хикматайн» Носира Хусрава как философский труд (АКД).- Алма-Ата, 1985; Тарзи Абдулвохид. Носири Хусрави Балхи - хаким ва шоири карни V хиджрии Афгонистон,- Кобул, 1976; Едномаи Носири Хусрав,- Донишгохи Фирдавси. - Мешхед, 1976; Донои Юмгон. Мачмуаи маколоти семинари байналмилалии «Носири Хусрав - нахустмарди густурдаи хирад».- Кабул, 1366 х.; Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо. - Худжанд, 2005; Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава (АКД).- Душанбе, 1990; Хансбергер А. Носири Хусрав - ла'ли Бадахшон.- Душанбе, 2003; Бертельс А. Е. Носири Хусрав и исмаилизм.-М.,1995. и т.д.

4 Акимушкин О.Ф. Вдохновенный из Рума// Руми Джалолиддин. Поэма о скрытом смысле. Избранные притчи. -М.,1986.- С. 215-231; Зиёев X. М. Суфийский орден мавлавия. Душанбе, 2007; Зиёев X. М. Место разума в теории познания Джалапеддина Руми// Известия АН Республики Таджикистан.- Отделение общественных наук.- Душанбе, 2006,-№ 2.-С. 42-46; Мухаммаджонова М. Т. Мулохизоте чанд оид ба ахлоки Чалолуддини Руми// Известия АН Республики Таджикистан.- Серия философия и право. - Душанбе, 1992,-№ I- 2.-С. 24-32; Мухаммаджонова M.T. Этические взгляды Джалаледцина Руми.- Душанбе, 2001; Одилов H. Чахонбинии Чалолиддини Руми.- Душанбе, 1964; Сироч М: Мавлонои Балхи ва падараш. Та'сири «Маориф» бар «Маснавии ма'нави».- Кабул, 1340 х.; Шиммел А. Шукухи Шамс,- Тегеран, 1375 х.; Абдулхаким X. Ирфони Мавлави.-Тегеран, 2536 (шаханшохи); Башардуст М. Савдои хакикат-Тегеран, 1381 итд.

5 Додихудоев X. Мазхаби исмоилия ва мохияти ичтимоии он.- Душанбе, 1967; Додихудоев X. Исмоилия ва озодандешии Шарк. - Душанбе, 1989.; Додихудоев X. Философия крестьянского бунта.- Душанбе, 1987; Дафтари Ф. Исмоилиён: та'рих ва акоид.- М., 1999; Дафтари Ф. Традиции исмаилизма в средние века. - М., 2006; Холм X. Фотимиён ва сунатхои т'лимии онон.- Тегеран, 1377 х.; Бернард Люис. Бунёдхои кеши исмоилиён, - Тегеран, 1370 х. и т.д.

6 Сафо 3. Мукаддимае бар тасаввуф,- Тегеран, 1371 х.; Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон.- Тегеран, 1377 х.; Никелсон. Тасаввуфи исломи ва робитаи инсон бо Худо.- Тегеран, 1375 х.; Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон.- Тегеран, 1357 х.; Курбонмамадов. Эстетические доктарина суфизма,- Душанбе, 1987; Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма, - Душанбе, 1990; Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Аттора. этих направлений. Перечислить все эти исследования в рамках одной работы не представляется возможным, поэтому остановимся лишь на те работы, которые посвящены интересующих нас проблем в учениях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми.

Исследованием жизни и творчества Носира Хусрава ученые начали всерьез заниматься в конце XIX в. Одна из первых работ, посвященных учению Носира Хусрава, принадлежит перу русского востоковеда Иванова В.А. под названием «Носир Хусрав и исмаилизм».7 Автор данного исследования, отрицательно оценивая учение мыслителя, считает стиль его сочинений скучным, а его философию - повтором греческой философии. Однако Бертельс А.Е. в своем одноименном труде «Носир-и Хусрав и о исмаилизм» отвергая мнение Иванова В.А., дает достойную оценку учению Носира Хусрава и считает неоценимой его роль в развитии идей исмаилизма. Работа Бертельса А.Е. получила высокую оценку большинства специалистов -востоковедов.

В Таджикистане к исследованию учения Носира Хусрава приступили во второй половине XX в. Первым исследователем его философии является Ашуров Г. В своей работе «Философские взгляды Носира Хусрава»,9 выполненной на основе произведения философа - «Зод-ул мусофирин» («Припаси путников»), автор коснулся проблем бытия и гносеологии. Анализу другого произведения мыслителя- «Джоме' - ул - хикматайн» («Гармония двух мудростей») была посвящена диссертационная работа Муродовой Т., 10 в которой охвачены следующие проблемы: отношение Бога и природы, единство субстанции и акциденции, сущность движения и времени, соотношение души и тела, чувства и разума и. т.д.

Душанбе, 1974; Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма,- Душанбе, 1988; Олимов К. Мировоззрение Санои,- 1973; Олимов К. Чахонбинии Абдуллох Ансори,- Душанбе, 1988; Олимов К. Хоросанский суфизм.-Душанбе, 1975; Степанянц. Философские аспекты суфизма.- М., 1987 и т.д.

7 Ivanow W. Nasir-i Khusraw and Ismailism. - Bombay-Leiden, 1948.

8 Бертельс A. E. Носир - и Хусрав и исмаилизм.-М., 1959.

9 Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хусрава. - Душанбе, 1965.

10 Муродова Т. «Джоме' - ул-хикматайн» Носира Хусрава как философский труд; (АКД).- Алма-Ата, 1985.

Теории познания Носира Хусрава посвящена диссертационная работа

Шохуморова А.11 Автор в ней анализирует роль органов чувств в процессе познания мира и отношение познания к отрицательной теологии с точки зрения мыслителя. Исследование Арабзода Н. «Мир идей и размышлений

12

Носира Хусрава» охватывает следующие аспекты философии мыслителя: теология, онтология, а именно проблемы субстанции и акциденции, движения, времени, пространства, сущности человека, души и гносеологии, т. е. процесса познания мира, роль органов чувств в этом процессе, а также этические воззрения мыслителя.

Среди работ, посвященных изучению и анализа идей исмаилизма, труды Додихудоева X. отличаются всесторонним охватом проблем, научной аргументацией и привлечением конкретных фактов. Додихудоев X. в своей

1 -J фундаментальной работе «Философия крестьянского бунта» довольно обстоятельно затрагивает вопросы бытия и познания в философии Носира Хусрава.

Из современных зарубежных исследователей учения Носира Хусрава можно назвать имена Махди Мухаккика14, Факирмухаммада Хунзои15, А. Хансбергера16 и др.

Проблема сотворения мира в учении Носира Хусрава находится в центре внимании почти всех вышепричисленных исследователей. Арабзода Н., анализируя данную проблему, делает вывод, что мир с точки зрения

17 мыслителя является сотворенным. В отношении пространства и времени Носир Хусрав, по мнению Арабзода Н., придерживается релятивистской (относительной) концепции. Этот исследователь, сравнивая выводы Носира Хусрава о данных категориях с философией М. Рази и Ибн Сино, приходит к

11 Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава. (АКД).- Душанбе, 1990.

12 Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава. - Душанбе, 2003.

13 Додихудоев. Философия крестьянского бунта.- Душанбе, 1987.

14 Махди Мухаккик. Тахлили аш'ори Носири Хусрав.-Тегеран, 1374 х.

15 Хунзои Ф. Зарурати та'вили Кур'он ва шариат аз нигохи Носири Хусрав// Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо.-Худжанд, 2005.-С. 165-170.

16 Хансбергер А. Носири Хусрав - ла'ли Бадахшон.- Душанбе, 2003.

17 Арабзода Н. Носири Хусрав,- Душанбе, 1994.-С.47. выводу, что, если Рази и Сино считали время и пространство изначальными, то

Носир Хусрав, напротив, считал их сотворенными.

По мнению Муродовой Т., Носир Хусрав в процессе «осмысления многих вопросов, касающихся материального мира, отходит от мистицизма

18 исмаилитского толка в сторону материализма» .

Разум в учении Носира Хусрава занимает высокое место и является одним из основных понятий философии мыслителя. Поэтому пакистанский исследователь Азизулла Наджиб считает, что мировоззрение Носира Хусрава зиждется на учение о разуме. Эту идею исследователь обосновывает тем, что в ходе обсуждения всех проблем мыслитель опирается только на разум.19 Хансбергер А. роль разума в жизни человека как основу учения Носира Хусрава видит в том, что разум подобен оружию, с помощью которого человек борется против невежества и незнания и постигает Истину и спасение.

Говоря о месте человека в учении Носира Хусрава, Арабзода Н. отмечает, что мыслитель исследует человека «с позиции антропоцентризма

О 1 исмаилитскои теологии»." В его антропоцентрическом учении иерархия бытия завершается созданием человека и целью сотворения считается сам человек. По мнению Арабзода Н. учение Носира Хусрава о человеке этим не ограничивается, его антропоцентризм принимает гуманистический характер.22 Учение Джалаледдина Румй .также находится в центре внимания множества исследований, как у нас в стране, так и за рубежом. В западном востоковедении учение Руми привлекло внимание таких ученых как Николсон А., Шиммелл А., Бюргель и др. В Турции исследованием учения Руми занимались Гулпинорли А., Узлук Ш., Кобакли А. и др., в Иране - Сайд Нафиси, Забехуллах Сафо, Ризозода Шафак, Алии Дашти, Абдулхусайн Заринкуб, Бадеуззамон Фурузонфар, Муджтабо Башардуст и др. В России

18 Муродова Т. «Джоме' - ул-хикматайн» Носира Хусрава как философский труд. (АКД).- Алма-Ата, 1985.-С. 6.

19 Начиб А. Акл аз дидгохи Носири Хусрав// Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо. - Худжанд, 2005.-е .89.

20 Хансбергер А. Носири Хусрав - ла'ли Бадахшон,- Душанбе, 2003.- С. 205.

21 Арабзода Н. Носири Хусрав.- Душанбе, 1994.-С. 98.

22 Там же. подобные исследования проведены Бартольдом В.В., Акимушкиным О.Ф., Крымским А., Охундовым М.Ф., Степанянц М.Т. и др.

В Таджикистане учение Руми являлось темой специальных исследований Одилова Н., Ходизода X., Зиёева X. М., Мухаммаджоновой М.Т. и др. Труд Одилова Н. Ф. «Мировоззрение Джалаледдина Руми» на таджикском и русском языках можно называть одним из первых успешных работ по освещению некоторых религиозно-философских аспектов мировоззрения мыслителя. В своей работе «Суфийский орден мавлавия» Зиёев Х.М исследует различные стороны суфийского ордена мавлавия в целом, а также учения Джалаледдина Руми, в частности. Он в основном, затрагивает проблемы бытия, познания мира и Бога, веротерпимости и этико-социальных воззрений мыслителя. По мнению Зиёева Х.М., самопознание и познание Бога у Руми являются синонимами, а сущность теоцентризма и антропоцентризма в его учении смешаны. Бог в учении Руми имеет больше гносеологический, нежели онтологический смысл. Бог недоступен разуму, потому что Он - выше разума, и Ему не свойственны качества. Этот мир - созданный и поэтому он со временем исчезнет, но наряду с этим существует духовный мир, который является вечным. Мир вещей необходим только для познания духовного мира. С точки зрения Зиёева Х.М. показ эволюции человека для Руми также имеет "больше гносеологическое значение, чем онтологическое. Обсуждая место органов чувств в учении Руми, исследователь подчеркивает, что органы чувств необходимы для познания мира и сохранения человеческого тела, и они, как внешние инструменты, дополняют друг друга. Но наряду с внешними органами чувств Руми признает существования и пяти внутренних чувств. В процессе познания материального мира велика роль разума, который берет свое начало от чувств. Говоря о социально — этической стороне учения Руми, Зиёев Х.М. подчеркивает, что общество, с точки зрения мыслителя, необходимо для объединения народа, оно должно иметь одного руководителя и в нем должна торжествовать справедливость.

23 Зиёев X. М. Суфийский орден мавлавия.- Душанбе, 2007.

Мухаммаджонова М.Т., в основном исследовала этические взгляды Руми.~ Анализируя проблему человека с этической стороны, она подчеркивает, что задача человека, это, прежде всего, познание своей основы (асл). И он должен стремиться к этому, подобно тому, как металл не может не тянутся к магниту. Человеческая душа после смерти возвращается к своей основе, а тело превратится в прах и станет причиной появления новых материальных вещей. По мнению Мухаммаджоновой М.Т., Руми выступает против Ибн Араби, который считал самопознание присущим не всем людям, а лишь избранным. Помимо этого, Мухаммаджонова М.Т. считает, что пять заповедей шариата в учении мыслителя являются только переходной позицией совершенствующегося человека и "лишь оболочками религиозности25. Совершенный человек является воплощением Бога и своими деяниями определяет различие между хорошим и плохим. Одной из важных сторон учения Руми Мухаммаджонова М.Т. считает справедливость, которая является атрибутом Бога и приближает человека к Богу. Справедливость, по мнению исследователя, в учении Руми имеет две стороны. Первая — социальная: в данном значении она употребляется по отношению к правителям, к шаху, политикам и.т.д. и в этом случае Руми выступает как защитник прав народа. Во втором значении слово справедливость является суфийским термином.

Одним из значительных исследований по учению Руми также является работа Халифа Абдулхакима." Ученый в своем труде затрагивает многие религиозно-философские аспекты учения Руми: время, пространство, движение, субстанция, акциденция, вечность (бако), исчезновение (фано), свобода воли, внешнее и внутреннее значение Корана и шариата. По мнению X. Абдулхакима, в учении Руми основным источником творения является нужда.27 Категории пространства и времени свойственны только материальному миру и не касаются духовного мира. Исследователь выдвигает

24 Мухаммаджонова М.Т. Этические взгляды Джалаледдина Руми,- Душанбе, 2001.

25 Там же. С.- 109

26 Абдулхаким X. Ирфони Мавлави,- Тегеран, 2536 (шаханшохи).

27 Там же. - С.41. также идею о том, что Руми не поддерживает теорию единства бытия (вахдати вуджуд).

Таким образом, проведенный анализ показывает, что учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми по отдельности изучались многими отечественными и зарубежными учеными. Однако мало исследований, посвященных сопоставительному анализу учений Носира Хусрава и Джалаледдина Руми. Только в последние годы появились некоторые статьи, содержащие такой анализ. Исследователи Гуломризо М. и Ахмад Яхё Ил охи в своей обзорной статье" подчеркивают взаимосвязь учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми. В статьях Мухамадходжаева А., Танаевой

9Q

Саломатшоевой JI. и Мухаммаджоновой М.Т." также говорится о взаимосвязи учения исмаилизма и суфизма, в основном о роли аллегорических толкований в этих двух течениях внутри ислама. Мухаммаджонова М.Т. в своей статье отмечает внешнее и внутреннее значение шариата и место аллегорического толкования Корана в учении Носира Хусрава и Руми. Зиёев Х.М., сопоставляя учение обоих мыслителей,30 приходит к выводу, что их учениях в отдельности, и в исмаилизме и суфизме в целом имеется много общего.

Сопоставительному анализу ключевых идей учении Носира Хусрава и Джалаледдина Руми по вопросам онтологии, познания и человекознания, которые не стали предметом отдельного исследования и посвящена настоящая работа.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является реконструкция ключевых аспектов религиозно-философских взглядов Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, а на основе их сопоставления - утверждение единства

28 Миршохи Г., Илохи А. Таносуби Носири Хусрав ва Мавлави (зиндаги ва андеша)// Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо.- Худжанд, 2005- С. 383-394.

29 Мухаммаджонов А. Та'вил аз нигохи Носири Хусрав ва тасаввуф // Там же. - С. 158-164, Танаева -Саломатшоева Лола. Толкования коранически букв «Алиф, Лом, Мим» в трактате «Хон-ул - ихвон» Носири Хусрава и его влияние на суфийскую поэзию // Там же. - С.131-134, Махмаджонова М.Т. Символизм в воззрениях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми// Там же.-С.181-187.

30 Зиёев Х.М. Та'лимоти Чалолуддини Руми оид ба хакикат дар киес бо андешахои Носири Хусрав // Ганчинаи сухан. - Душанбе, 2006.-С. 117-122. религиозно-философского процесса в исмаилизме и суфизме в эпоху средневековья. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

- установить характер соотношения суфийских и исмаилитских идей в средние века, выявить причину господствующих положений учения суфизма в этот период;

- показать сходства и различия суфизма и исмаилизма по основным религиозно-философским проблемам;

- раскрыть историю и эволюцию основных идей исмаилизма, в частности некоторых аспектов его учения о сокрытии веры (такийя), периодах раскрытия и сокрытия (кашф и сатр);

- выявить точку зрения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми на проблемы сотворения мира, пространства и времени в сопоставлении с учением их предшественников и современной наукой;

- выявить сущность разума в учении Носира Хусрава и Руми и их отношение к роли разума как средства познания;

- проанализировать идеи названных мыслителей о месте человека в мироздании, его эволюции, процессе развития и достижения им степени совершенства, определить соотношение тела и души в этом процессе;

- определить место духовного руководителя в научных воззрениях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми и в их личной жизни.

Научная новизна работы и основные ее положения, выносимые на защиту, определяется прежде всего тем, что она является одним из первых шагов к всестороннему сопоставительному исследованию ключевых религиозно-философских взглядов Носика Хусрава и Джалаледдина Руми. В ней конкретизируется кроме того; характер взаимоотношения исмаилизма и суфизма в средние века, что способствует более глубокому выявлению единства идей исмаилизма и отдельных представителей суфизма в рассматриваемый период.

Новизна работы диссертации заключается также в том что в ней впервые: сопоставлены различные (порой противоречивые) исследования по проблеме источников суфизма;

- достаточно детально раскрыты и показаны некоторые отрицательные и положительные черты суфийского движения и его влияние на социальные стороны жизни мусульманского общества, а также причины обращения различных школ и течений к суфизму;

- определены и выявлены основные причины сближения исмаилизма и суфизма и появления основы для взаимодействия их идей;

- дана общая характеристика (посредством сравнительного метода) учений Носира Хусрава и Джалаледдина Руми и источников формирования этих учений;

- показана близость взглядов Носира Хусрава и Руми на проблему сотворения мира;

- показано сходство учений названных мыслителей на проблему пространства и времени;

- проанализирована роль разума в учении Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, и выявлено сходство отношения названных мыслителей к разуму как средству познания;

- доказана общность концепций названных философов о месте совершенного человека и достижении обычным человеком степени совершенства.

В связи с вышеизложенным на защиту выносятся следующие положения диссертационной работы:

- в учении Носира Хусрава и религиозно-философской концепции Руми наблюдается общность взглядов на проблему сотворения мира, выразившаяся в том, что, опираясь на одни и те же факты, оба мыслителя отрицают мнения ученых материалистического толка на данную проблему. Оба мыслителя выступают против материалистических воззрений о вечности и изначальности мира и доказывают его божественную сотворенность и необходимость его исчезновения с религиозной позиции;

- сходство учений названных мыслителей подтверждается также тем фактом, что ими поддерживается тезис относительности концепции пространства и времени и отрицается субстанциональность данных категорий. Категории пространства и времени, с точки зрения Носира Хусрава и Руми, присущи только телесному миру, духовный же мир в них не нуждается. Они необходимы для того, чтобы дать человеку в пределах пространства и времени возможность развиваться и достичь степени совершенства;

- сопоставление мнений о месте разума в концепциях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми показывает сходство отношения названных мыслителей к этому важнейшему средству познания и даёт основание заключить, что Руми не является суфийем - иррационалистом, а Носир Хусрав — рационалистом (как это принято считать). Оба философа, с одной стороны, считая разум путеводителем и средством самосовершенствования человека, с другой стороны, указывают на то, что разум нуждается в воспитании, и придерживаются мнения о необходимости использования разума в рамках религии;

- общность взглядов названных философов на место совершенного человека и критерии достижения обычным человеком степени совершенства свидетельствует о том, что человек, с их точки зрения, как само сознающее и самосоздающее существо, в течение жизни способен на возрождение и обновление. Мир создан, а религия дана лишь для его совершенствования. Для достижения степени совершенства для человека необходимо прохождение достаточно длительного процесса развития. В ходе эволюционного процесса человек использует свой разум и, опираясь на органы чувства, осуществляет познание мира до достижения степени своего совершенства. Однако разум в этом процессе не должен избегать духовного путеводителя;

- оба мыслителя считают, что человек состоит из тела и души, но лишь душа является основой сохранения человека, потому что человек создан ради души, а тело служит лишь для ее воспитания; человек находится на грани между животным и ангелом, однако он должен стремиться к ангельскому началу, чтобы достичь степени выше ангела. .

Теоретическая и методологическая основы исследования. Учитывая различную степень изученности религиозно-философской проблематики в учениях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, а также проблем взаимодействия исмаилизма и суфизма в средние века, в каждом конкретном случае отдано предпочтение тому или иному методу исследования. При этом выдерживается принцип единства исторического и логического методов в историко-философских исследованиях. Диссертант также опирается на сопоставительную методику исследования, используемую в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов. В основе исследования лежат принципиальные выводы и положения классиков философской мысли, а также научные труды современных философов, разрабатывающих историко-философские проблемы.

Источником исследования явились произведения Носира Хусрава -«Сафарнома» («Книга путешествия»), «Зад-ал-мусафирин» («Припасы путников»), «Хон-ул-ихвон» («Трапеза братьев»), «Джоме-ул-хикматайн» («Гармония двух мудростей»), «Кушоиш ва рахоиш» («Разрешение и освобождение»), «Ваджхи дин» («Лицо веры»), «Равшаноинома» («Книга света») и «Диван», произведения Джалаледдина Руми - «Маснавии ма'нави» («Духовные двустишия»), «Девони Шамс», «Фихи мо фихи» («В нем то, что в нем»), а также произведения Абуали Ибн Сины -«Донишнаме» («Книга знания»), «Ишорот ва танбехот» («Указания и наставления»), труд Умара Хайяма - «Расоили фалсафи» («Философские трактаты») и др.

Практическая значимость работы. Результаты и выводы исследования могут быть применены при изучении истории возникновения и развития идей исмаилизма и суфизма, религиозно-философских идей таджикско-персидских мыслителей, а также в ходе рассмотрения проблем человековедения. Материалы работы можно также использовать при преподавании истории философии в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы отражены в докладах на международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Носира Хусрава - «Носир Хусрав: прошлое, настоящее, будущее» (Хорог, 2003), на республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 800-летию Джалаледдина Руми - «Наследие Джалаледдина Руми и его роль в воспитании, подрастающего поколения» (Душанбе, 2007), на республиканской конференции молодых ученых - «Молодежь и современная наука» (Душанбе, 2007), а также в опубликованных статьях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исмаилизм и суфизм, как две известные религиозно-философские течения, свидетельствующие об исламском плюрализме, со своими богатыми традициями занимают особое место в мировой культуре. Учение этих течений и их отдельных представителей в течение длительного периода времени привлекало внимание многих исследователей. В результате этого появились многочисленные монографии и научные статьи, освещающие различные стороны учения суфизма и исмаилизма и порою оценивающие их взаимоотношение с диаметрально противоположных позиций.

Суфизм, как показал анализ, не является единой религиозно-философским течением, а состоит из отдельных школ и направлений, поэтому точки зрения современных ученых на суфизм, его учения и источниках его идей являются различными, а иногда противоречивыми. По мнению некоторых исследователей нельзя оценить суфизм с одной единственной исследовательской позиции и считать его обладающим одним источником. Известный иранский ученый 3. Сафо по этому поводу отмечал, что если исламский суфизм оценить односторонне, то результат может оказаться определенно искаженным.321

Анализ, проведенный в настоящем исследовании, показывает, что различные секты ислама по разным причинам в XI-XII вв. и позднее приблизились к суфизму. Одним из таких толков (фирка) был исмаилизм, который, возникнув в VIII в., как отдельное течение внутри шиизма, со своими богатыми традициями действует до наших дней. В процессе исторического развития это течение не только постоянно сталкивалось со своими идейными и политическими противниками, но и имело внутренние противоречия. Поэтому исмаилизм, несколько раз за свою историю менял название: «батинити», «низарити», «касимшахи» и др., но основное его

321 Сафо 3. Мукаддимае бар тасаввуф,- С,- 10-11. название, по которому он известен и в настоящее время - «исмаилизм» и основные его идеи все-таки остались неизменными.

Взаимосвязь исмаилизма и суфизма усиливается в посталамутском периоде. Первым поэтом, который отразил эту связь в своем творчестве, был Низари Кахистани.

Сопоставительний анализ учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми является наиболее ярким доказательством взаимосвязи учения исмаилизма и суфизма. В результате подобного анализа религиозно-философских учений названных мыслителей нами заключено следующее:

- идеи Носира Хусрава и Джалаледдина Руми во многом схожи и по некоторым ключевым проблемам соответствуют современному научному пониманию;

-учение Носира Хусрава по многим вопросам может стать ключом к раскрытию скрытого смысла учения Джалаледдина Руми;

-источниками учения обоих мыслителей сулужили: Коран, хадисы, указания их духовных руководителей, учения греческих мыслителей и других их предшественников.

По проблеме сотворения мира, Носир Хусрав и Джалаледдин Руми занимают одну и ту же позицию и их идеи, в этом направлении, противоречат дахритскому (материалистическому) пониманию вопроса. По их мнению, мир является следствием, а первопричиной всего сущего является Бог. В своих доказательствах о сотворении мира они опираются на три факта: 1. Движение тела: двигающийся предмет сам по себе не двигается, движение предмета доказывает существование двигателя. 2. Изменение состояния мира. 3. Уменьшение и увеличение тела.

Оба мыслителя, считая мир сотворенным, подчеркивают, что человеческий разум для понимания начала появления мира является слабым. Те доводы, которые они приводят в доказательства сотворения мира и отрицания вечности мира, схожи друг с другом. Говоря о проблеме пространства и времени, Носир Хусрав и Руми придерживаются релятивной концепции и отрицают субстанциональную. По этому поводу следует отметить, что в Европе до, XVIII- XIX вв. в науке господствовала субстанциональная концепция пространства и времени и только в начале XX в., с открытием Эйнштейном теории относительности, релятивная концепция пространства и времени заменила субстанциональную.

Разум в учении Носира Хусрава и Джалаледдина Руми занимает особое место. На первый взгляд, кажется, что Носир Хусрав является философом-рационалистом, а Руми суфием, выступающим против разума. Однако анализ их учения показал, что первый философ - не рационалист, а второй суфий -не иррационалист. По мнению обеих мыслителей:

- человеческий разум несовершенен, и нуждается в воспитании;

- в качестве учителя разума выступает, по мнению Носира Хусрав, имам, а по мнению Руми - пир.

Руми отводя разуму в целом достойное место, критикует частичный разум, который находится в оковах страсти и является причиной бесчестья разума. Носир Хусрав также считает разум мощным инструментом познания, но он лишь нуждается в воспитании. Однако с точки зрения обоих мыслителей, разум должен использоваться только в религиозных рамках.

Человек в учении Носира Хусрава и Джалаледдина Руми занимает высокое положение.» Цель их учения-состоит в определении морального и социального места человека и в показе путей его самосовершенствования и достижения степени совершенного человека. У обоих мыслителей выделяются два типа совершенного человека:

1 .Божественный человек, который без прохождения процесса развития является совершенным (пророк, имам, пир). 2.Обычный человек, который, пройдя процесс развития, достигает степени совершенного человека.

Человек в учении Носира Хусрава и Руми способен на самосовершенствование и самосоздание, на изменение своей духовной формы. Хотя место человека и опеределено между животным и ангелом, но он должен склониться в ангельскую сторону. В духовном аспекте человек наделен свободой воли, а в телесном - нет, потому что он не является создателем своей телесной формы. Человек, как объект познания, в трудах обоих мыслителей рассматривается со всех сторон, которые условно трактованы как: 1) биологическая; 2) психологическая; 3) этическая; 4) социальная.

Биологическая сторона состоит в изучении процесса прохождения человеком процесса развития, начиная с состояния неорганического вещества до состояния спермы (этот процесс Носир Хусрав называет «в потенции») в утробе матери, рождения и до смерти (этот процесс Носир Хусрав называет «в акции»). - ■ •

Психологическая сторона - это раскаяние в грехах, фокусирование внимания на своего духовного предводителя, растворение в сущности своего имама или пира, обновление своего «Я», то есть познание своей души и контроль над тем, какая из сил (благородная или неблагородная) воздействует на нее.

Этическая сторона изучения человека, которая неразрывно связана с психологической, состоит в том, что человек, как моральное существо, для достойного сохранения своей морали постоянно находится в борьбе с самим собой. В этой борьбе, по мнению Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, ему способен помочь только духовный наставник.

Человек, как социальный индивид, посредством духовного самопознания занимает свое место в обществе. Поэтому оба мыслителя призывают человека и к познанию своего социального места.

В некоторых- случаях Руми отводить человеку более высокое место, чем Носир Хусрав, которий считает человека микрокосмом, а мир — макрокосмом: Руми оба мира видет в самом человеке, его душа - макромир, а тело -микромир.

Нравственной аспект учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, их теория морали не потеряли своего значения и в наши дни. Их учение о человеке, о его месте и духовной и социальной свободе созвучны потребностям современного человека.

Учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми показывают величие цивилизации мусульманского Востока, особенно таджико-персидской культуры, ибо они в решении многих религиозно-философских проблем, как и другие представители исламской культуры в средние века, намного опередили своих европейских коллег, и впоследствии оказали огромное воздействие на их учения.

Современному поколению необходимо возродить национально-религиозную культуру. Это особенно актуально сегодня, когда с одной стороны, некоторые западные политики стараются, очернить ислам, перечеркнуть его великую культуру, а с другой стороны - исламские фанатики своими действиями подготавливают почву для этого. Поэтому обращение к наследию таких мыслителей, как Носир Хусрав и Джалаледдин Руми, является своевременным. Эти великие мыслители прошлого подняли авторитет национально-религиозной культуры с помощью науки и знания, а не оружия. Именно сегодня наша национально-религиозная культура известна всему мира благодаря таким ученым, мыслителям, философам, среди которых достойное место занимают Носир Хусрав и Джалаледдин Руми, а не теми, которые распространяли ислам силой меча. Действия тех групп мусульман,-которые и сегодня считают необходимой защиту авторитета ислама и его пророка при помощи оружия, требуют всеобщего осуждения, т.к. раскрывают полную их неосведомленность в великой культуре ислама.

Наследникам таджикско-персидской культуры следует изучать и знать наследие прошлых мыслителей и последовательно защищать свою культуру от нападков ее недоброжелателей. В этом благородном деле посильную помощь могут оказать учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, ибо их идеи в целом находятся в тесной гармонии, не только друг с другом, но и с чаяниями представителей всех народов и не потеряли своего значения до наших дней.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович, 2009 год

1. Абуабдуллои Рудаки. Ше'рхо. Душанбе, 1974.- 222 с.

2. Азизиддини Насафи. Инсони комил.- Тегеран, 1362 х.

3. Жемчужины. Составители Диноршоев М. Содикова Н.- Душанбе, 2007.- 466 с.

4. Икбол М. Эхёи фикри дини дар ислом.- Душанбе, 1997.- 184 с.

5. Икбол М. Пайгоми Шарк,- Душанбе, 1987.- 319 с.

6. Икбол М. Куллиёти форси.- Iqbol Academy Pakistan, 2000. 590 с.

7. Ибн Сина. Избранные философские произведения.- М., 1980.- 552 с.

8. Коран. Ростов-на Дону, 2001.- 544с.

9. Кур'они карим: с преводом на тадж. яз.- Исломобод, 2004.- 1449 с.

10. Мавлоно Чалолуддини Мухаммади Мавлави. Фихи мо Фихи. Тегеран, 1369 х.- 385с.

11. Мавлоно Чалолуддини Руми. Девони кабир. Тегеран, 1363 х.-Т. 1.- 450 с.

12. Мир философии.- Часть I. -М., 1991.- 624 с.

13. Мир философии.- Часть II. -М., 1991.-672 с.

14. Насируддини Туси. Сайру сулук.- Лондон, 1998.

15. Носир Хусрав. Девон.- Тегеран, 1384 х.- 542 с.

16. Носир Хусрав. Избранное. Душанбе, 2003.-349 с.

17. Носир Хусрав. Девони аш'ор. Гелон, 1339 х. 550 с.

18. Носир Хусрав. Вачхи дин.- Душанбе, 2002.- 382 с.

19. Носир Хусрав. Зад ал мусафирин.- Душанбе, 2002.- 404 с.

20. Носир Хусрав. Зод-ул-мусофирин.- Тегеран, I960.- 581 с.

21. Носир Хусрав. Куллиёт. Т-3.—Душанбе, 2003.-353 с.

22. Носир Хусрав. Равшаноинома. Хорог, 1992. -34 с.

23. Носир Хусрав. Куллиёт.-Т. 2.-Душанбе, 2003.-944 с.

24. Носир Хусрав. Куллиёт.-Т. 1 .-Душанбе, 1991.-637 с.

25. Носир Хусрав. Кушоиш ва рахоиш. Лондон, 1998.- 92 с.

26. Самарканди Давлатшах. Тазкираи давлатшохи.- Бомбей, 1300 х. -231с.

27. Носир Хусрав. Сафарнома.- Душанбе, 1970.- 117 с.

28. Умар Хайём. Расоили фалсафи.- Душанбе, 2000.- 306 с.

29. Хофиз Шерози. Куллиёт. Тегеран, 2001.- 356 с.

30. Чалолуддин Руми. Рубоиёт.- Душанбе, 1984.-96 с.

31. Чалолуддин Руми. Девони кабир.- Душанбе, 1992.- Т. 1,- 448 с.

32. Чалолуддин Руми. Мунтахаботи куллиёти Шамси Табрези. Душанбе, 2007.-488с.

33. Чалолуддини Мухаммади Балхи. Гузидаи газалиёти Шамс.- Душанбе, 1372 X.-544с.

34. Чалолуддини Балхи. Рубоиёт.- Душанбе, 2007.-308 с.

35. Чалолуддини Балхи. Маснавии ма'нави.- Тегеран, 2001.-728 с.

36. Исследования на таджикском языке

37. Абдулхаким X. Ирфони Мавлави Тегеран, 2536 (шаханшохи).-195с.

38. Арабзода Н. Чахони андешаи Носир Хусрав. Душанбе, 2003.- 258с.

39. Арабзода Н. Чавхарияти чисм, мода ва сурат аз назари Носир Хусрав

40. Илм вахаёт.- 1991.-№ 2.-С. 9-11.* " »

41. Арабзода Н. Та'вили Кур'он дар илохиёти Носир Хусрав // Фарханг.-1993.-№1-3.-С. 53-57.

42. Ахтар М. Чусторе дар андеша ва хунари А'лома дуктур Мухаммад Икболи Лохури. Тегеран, 1377 X.-424 с.

43. Башардуст М. Савдои хакикат,- Тегеран, 1381 х.- 232 с.

44. Бернард Люис. Бунёдхои Кеши исмоилиён.- Тегеран, 1370 х .-184 с.

45. Волкер Паул Е. Абуя'куби Сичистони мутафаккир ва до'ии исмоили. -Тегеран, 1998.-193 с.

46. Гавхарин С. Лугот ва та'бироти «Маснави» и Чалолуддини Балхи. -Тегеран, 1337- 1339 х.- Т. 1-3.

47. Гани К. Бахсе дар тасаввуф.- Тегеран, 1331 х.- 82 с.

48. Гафуров Б.Г. Точикон: та'рихи кадимтарин, кадим ва асрхои миёна.- Кн. 1-2.-Душанбе, 1989.

49. Дафтари Фарход. Исмоилиён: та'рих ва акоид.- М., 1999.- 816 с.i

50. Дашти А. Сайре дар девони Шамс.- Тегеран, 1337 х.- 294 с.

51. Диноршоев М. Аз та'рихи фалсафаи точик.- Душанбе, 1988.- 220 с.

52. Додихудоев X. Исмоилия ва озодандешии Шарк. Душанбе, 1989.

53. Додихудоев X. Мазхаби исмоилия ва мохияти ичтимоии он.- Душанбе, 1967.- 48 с.

54. Донои Юмгон. Мачмуаи маколоти семинари байналмилалии «Носирi * ' Хусрав нахустмарди густурдаи хирад».- Кобул, 1366 х.- 331 с.53. Ёдномаи Носир Хусрав. Машхад, 1976.- 672 с.

55. Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон.- Тегеран, 1357 х.- 446 с.

56. Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон.- Душанбе, 1992.- 396 с.

57. Зарринкуб А. Арзиши мероси суфия.- Тегеран, 1344 х.- 270 с.

58. Зиёев X. М Мавлавия ва та'рихи тахаввули он.- Душанбе, 2004.- 216с.

59. Зиёев Х.М. Та'лимоти Чалолуддини Руми оиди хакикат дар киёс бо андешахои Носир Хусрав // Ганчинаи Сухан.- Душанбе, 2006.-С 117-122.

60. Зиёев Х.М. Рузгор ва осори падари Мавлави // Илм ва хаёт.- Душанбе, 1990.- №11.-С. 10-11.

61. Зиёев Х.М. Чанд андешае дар бораи Шамси Табрези ва та'лимоти ахлокии у // Актуальные проблемы филологии и дидактики. Душанбе, 2001.-С. 23-31.

62. Зиёев Х.М. Бурхониддини Мухаккик ва та'лимоти ахлокии у // Актуальные проблемы филологии и дидактики.- Душанбе, 2001.-С 8-14.

63. Зиёев Х.М. Мавлоно.- Душанбе, 2007.-196 с.

64. Икбол Мухаммад. Сайри фалсафа дар Эрон.- Тегеран, 1957.- 207 с.

65. Курбин А. Та'рихи фалсафаи исломи.- Тегеран, 1325 х.- 377 с.

66. Лохури М. Мукошифоти Разави дар шархи «Маснавии ма'нави».- Тегеран, 1381 х.-1011 с.

67. Чамол Н. Бакои ба'д аз мугул.-Тегеран, 1382 Х.-207 с.

68. Ча'фари М. Тафсир ва накду тахлили «Маснави» и Мавлоно Чалолуддини Мухаммади Балхи.- Тегеран, без года изд.-Ч. 1-15.

69. Машиди Ч. Калом дар каломи Мавлави.- Донишгохи Ирок, 1382 х.-372с.

70. Муваххид М. Шамси Табрези. Тегеран, 1375 Х.-234 с.

71. Мустафо К. Ташаййу' ва тасаввуф,- Тегеран, 1359 Х.-446 с.

72. Мустафо К. Хамбастаги миёни тасаввуф ва ташаййу'. Тегеран, 1354 х.-365 с.

73. Мухаккик М. Тахлили аш'ори Носир Хусрав.- Тегеран, 1374 Х.-409 с.

74. Мухаккик М. Шархи си касида аз Хаким Носир Хусрави Кубодиёни,-Тегеран, 1381 х.- 278 с.

75. Мухаммадходжаев А. Пайванди акидатии Чалолуддини Руми ва Фаридуддини Аттор // Ахбори АИ Чумхурии Точикистон. Шу'баи илмхои чам'иятшиноси.- Душанбе, 2007.- № 3.- С. 19-29.

76. Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон.- Тегеран, 1377 х.- 275 с.

77. Никелсон А. Тасаввуфи исломи ва робитаи инсону Худо.- Тегеран, 1358 Х.-151 с.

78. Носир Хусрав: Дируз, имруз, фардо. Хаджент, 2005.-682 с.

79. Нуриддин Мударрис. Силсилахои суфияи Эрон. Чопхонаи Ковиён, 1360 х.-394с.

80. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори,- Душанбе, 1988.- 132 с.

81. Олимов К. Дар бораи пайвандхои ма'навии Мавлоно ва Хаким Саноии Газнави. // Офтоби ма'рифат.- Душанбе, 2007.- 374 с.

82. Пул Волкер. Хамидидини Кирмони. Тегеран, 1379 х.- 182 с.

83. Рашшод М. Фалсафа аз огози та'рих.- Душанбе, 2002,- 404 с.

84. Саиднурулхаки Ковиш. Дидгохи Носир Хусрав дар мас'алаи чабр ва ихтиёр.- Конуни фархангии Хаким Носир Хусрав, 1371 Х.-127 с.

85. Сайфи Озод. Та'рихи хулафои Фотими. Тегеран, 1963.- 242 с.

86. Саччоди С. Мукаддимае бар мабонии ирфон ва тасаввуф. Тегеран, 1372 х.- 324 с.

87. Сафо 3. Та'рихи адабиёт дар Эрон. Тегеран, 1338 х.- Т. 1.-716 с.

88. Сафо 3. Та'рихи улуми акли дар тамаддуни исломи.- Тегеран, 1131 х.- Т. 1.- 452 с.

89. Сафо 3. Мукаддимае бар тасаввуф.- Тегеран, 1371 х.-72 с.

90. Сироч М. Мавлонои Балхи ва падараш. Та'сири «Маориф» бар «Маснавии ма'нави».- Кобул., 1340 х.-118 с.

91. Сунатхои аклони дар ислом.- Душанбе, 2002.-327 с.

92. Тарзи Абдулваххоб. Носири Хусрави Балхи.- Кобул, 1988.-152 с.

93. Турсунов А. Турфа кайхоне. Душанбе, 1984.-168 с.

94. Умарзода И. Айнулкузот. Душанбе, 1990.-112 с.

95. Фируз Шерзамон. Фалсафаи ахлокии Носир Хусрав ва решахои он.-Исломобод, 1992.-360 с.

96. Фурузонфар Б. Шархи ахвол ва осори Мавлоно.- Душанбе, 2007.- 248с.

97. Фурузонфар Б. Аходиси «Маснави»,- Тегеран, 1344 Х.-266 с.

98. Фурузонфар Б. Шархи ахвол ва накду тахлили осори Шайх Аттори Нишопури.- Тегеран, 1339-1340 х.- 540 с.

99. Халаби А. Та'сири Кур'он ва хадис дар адабиёти форси.- Интишороти Асотир, 1371 X.- 312 с.

100. Хансбергер А. Носир Хусрав ла'ли Бадахшон. - Душанбе, 2003.- 328с.

101. Хасани X. Тасаввуф ва ташаййу'. — Машхад, 1375 Х.-555 с.

102. Холм X. Фотимиён ва сунатхои та'лими ва илмии онон. Тегеран, 1377 Х.-148 с.

103. Хочсон Г.Фиркаи исмоилия.- Табрез, 1969.- 610 с.

104. Хумои Ч. Газалиёти девони Шамс // Газалиёти Шамси Табрези.- Тегеран, 1335 х.- С. 5-90.

105. Шарифов X. Рози Чахон. Душанбе, 2004.- 352 с.

106. Шиммел А. Шукухи Шамс.- Тегеран, 1375 х.- 885 с.

107. З.Исследоввания на русском языке

108. Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава.- Душанбе, 2003.-263 с.

109. Ашуров Г.А. Философские взгляды Носир Хусрава.- Душанбе, 1965.- 109 с.

110. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии. - Душанбе, 1987.-118с.

111. Бертельс А. Е. Носир Хусрав и исмаилизм.-М., 1959.- 289 с.

112. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана.-М., 1988.- 558 с.

113. Бертельс Е.Э. избранные труды. Суфизм и суфийская литература.- М., 1965.- 523с.

114. Богоутдинов A.M. Избранные произведения,- Душанбе, 1980.- 418.

115. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад, 1961.- 332 с.

116. Брагинский И.С. 12 миниатюр. От Рудаки до Джоми.- М 1976.- 304 с.

117. Вилкокс Линн. Суфизм и писихология.- М, 2005.- 254 с.

118. Гегель Г. Сочинения. Том IV.- М., 1959.- 450 с.

119. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам.- М., 1988.- 215 с.

120. Дафтари Ф. Традиции исмаилизма в средние века. М., 2006.-319 с.

121. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.- Душанбе, 1985.- 255 с.

122. Диноршоев М. Звезда суфийской философии и поэзии// Жемчужины.-Душанбе, 2007.- 466 с.

123. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси.- Душанбе, 1968,- 157с.

124. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. — Душанбе, 1987. -428 с.

125. Зиёев X. М. Суфийский орден мавлавия.- Душанбе, 2007.-275 с.

126. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада и его роль в формировании ордена «мавлавия».- (АКД). Душанбе, 1991. 21 с.

127. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада.- Душанбе, 1992.- 114 с.

128. Зиёев Х.М. Место разума в теории познания Джалаледдина Руми // Известия АН Республики Таджикистан. Отдление общественных наук.-Душанбе, 2006.- № 2.-С. 42-46.

129. Зиёев Х.М. Суфийский орден Мавлавия и эволюция его теоретической и практической философии (ХШ.начало XX вв.).- АДД. Душанбе, 2006.-50с.

130. Зиёев Х.М. Пантеистические тенденции в учении Бахоуддина Валада // Сборник трудов республиканской конференции.- Душанбе, 1989.-С. 87-89.

131. Зиёев Х.М. «Маориф» Бахоуддина Валада как теоретический источник по средневековому суфизму // Философия: прошлое, настоящее и будущее.-Фрунзе, 1989.-С 165-167.

132. Зиёев Х.М. Учение Бхоуддина Валада о познании // Известия АН Республики Таджикистан.- Серия: философия иправо.- Душанбе, 1992.- № 3.-С. 23-26.

133. Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли.-Душанбе, 1987.- 90 с.

134. Кант И. Сочинения.- Т. З.-М., 1964.

135. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.- 286 с.

136. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма.- Душанбе, 1987.- 108 с.

137. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм.- М, 2004.- 435 с.

138. Махмадджонова М. Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми.-Душанбе, 2001.-168 с.

139. Махмаджонова М. Ибн Араби и Джалолуддин Руми // Известия АН Республики Таджикистан.- Отделение общественных наук.- Душанбе, 2007.-№3.-С. 44-50.

140. Махмаджонова Т.М. Философия Джалолуддина Руми.- Душанбе, 2007.-300с.

141. Муродова Т. Философия Носира Хусрава: (на основе «Джоме' ул-хикматайн» - а).- Душанбе, 1994.-88 с.

142. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма.- Душанбе, 1990.- 112 с.

143. Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма.- Душанбе, 1991-232с.

144. Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Аттора. Душанбе, 1974.-116с.

145. Назариев Р. Аллегорическая интерпретация философско-теологических проблем в исмаилизме.- (АКД).- Душанбе, 2000. 24 с.

146. Новиков К. А. Свобода воли и марксистский детерминизм.- М., 1981.-86 с.

147. Нурбахш Д. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис.-М., 2000.- 266 с.

148. Одилов Н. Мировоззрение Джалолиддина Руми.- Душанбе, 1974.-111с.

149. Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе, 1973.- 136 с.

150. Олимов К. Хорасанский суфизм.- Душанбе, 1995,- 292 с.

151. Сагадеев А.В. Ибн- Сина (Авиценна).- М., 1980.-239 с.

152. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.- 496 с.

153. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001.- 511 с.

154. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма.- М., 1987.- 192 с.

155. Турсунов А. Человек и мироздание.- М., 1986.- 205 с.

156. Фиш Р. Джалаледдин Руми.- М., 1985.-268 с.

157. Хасан Камиль Йылмаз. Тасаввуф и тарикаты.- М, 2007.- 297 с.

158. Шиммел А. Мир исламского мистицизма.- М., 2000.- 416 с.

159. Шохуморов А. Концепция познания Носир Хусрава (АКД).- Душанбе, 1990.- 20с.

160. Эрнст К. Суфизм.- М., 2002. 320 с.

161. Исследования на английском языке

162. Madelung W. Paul Е. Walker. The Advent of the Fatimids.-London, 2001.-192 c.

163. Chittick W. С. The Sufi Path of Love. The Spiritual Teaching of Rumi. -Albany, 1983.-433 c.

164. Cyprian Rice. The Persian Sufis. London, 1964. - 104c.

165. Esmail A. The poetics of religious Experience. The Islamic context. London, 1998.-75c.

166. Farouk Mitha. Al-Ghazali and the Ismails. London, 2001.-128 c.

167. Heinz Halm. Shi'ism. New York, 1991. - 216 c.

168. Heinz Halm. The Fatimids and their traditions of Learning. London, 1997.112 c.

169. Jafar S. Doctrines of Shi'i Islam. London, 2001. - 240 c.

170. Keshavjee R. Mysticism and the Plurality of Meaning. London, 1998.-75 c.

171. Michael A. Early Islamic Mysticism. Mahwah, 1996.-396 c.

172. Muhammad Mahmood. Fragrance of Sufism. Royal book company, 1993.217 c.

173. Shemeem B.A. The Female Voice in Sufi Ritual. Austin, 2002.-209 c.1. С/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.