Социально-философский анализ концепций психологических аспектов религиозности в культуре XX столетия тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Нефёдова, Ирина Дмитриевна

Диссертация и автореферат на тему «Социально-философский анализ концепций психологических аспектов религиозности в культуре XX столетия». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 169706
Год: 
2003
Автор научной работы: 
Нефёдова, Ирина Дмитриевна
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Архангельск
Код cпециальности ВАК: 
09.00.11
Специальность: 
Социальная философия
Количество cтраниц: 
201

Оглавление диссертации кандидат философских наук Нефёдова, Ирина Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ.

1.1. Социально-философские аспекты религиозности в эмпирической традиции В.Джеймса

1.2. Социально-философские аспекты религиозности в народной психологии В.Вундта и биогенетической теории С.Холла.

1.3. Социально-философские аспекты религиозности в глубинной психологии

1.4. Социально-философские аспекты религиозности в теории социального научения Б.Ф.Скиннера, А.Бандуры и бихевиоризме.

1.5.Социально-философские аспекты религиозности в гуманистической традиции Э.Фромма, А. Маслоу, В.Франкла.

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ПОГРАНИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ (ФЕНОМЕНЫ

ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ).

2.1.Содержание понятия «религиозность» в воинствующем атеизме

2.2. Проблема исследования особенностей религиозности в нацистской Германии.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕЛИГИОЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ.

3.1.Представления о психологических аспектах религиозности в современном отечественном религиоведении.

3.2.Социально-философские и психологические аспекты проблемы «тоталитарных сект».

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Социально-философский анализ концепций психологических аспектов религиозности в культуре XX столетия"

Актуальность исследования психологических аспектов религиозности в социальной философии обусловлена уроками глобальных потрясений в культуре XX века и своеобразием современного этапа общественного развития, как в нашей стране, так и в мире в целом. Сосуществование в одном культурном пространстве огромного количества религиозных форм, появление новых нетрадиционных религиозных движений и экзотических индивидуальных форм религиозности1, эскалация актов терроризма и войн на религиозной почве, использование религиозных чувств и межконфессиональных отношений в политических технологиях указывают на многоаспектность религиозности, что ставит перед социальной философией новые задачи. Это задачи перехода от исследования конкретных форм религиозности, как социально утвердившихся традиционных форм, активно и динамично развивающихся сегодня, к исследованию религиозности как универсального антропологического феномена, состоящего из ряда сущностных элементов, характерных для каждого человека, для любого общества и культуры. Именно в этой связи возникает необходимость социально-философского анализа психологических аспектов религиозности, наиболее полно исследованных психологией религии XX века, выявившей основные когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности религиозности. Исследование психологических аспектов религиозности является необходимым основанием для достаточно полного и адекватного объяснения социально-культурных феноменов и общественных процессов2.

Актуальность данной работы видится также в том, что помимо собственно анализа феноменов, изучаемых психологией религии, большую важность имеет и исследование изменений методологических предпосылок разных форм понимания и описания этих феноменов, скрытых за категориями, лежащими в основании многочисленных конкретных психологических концепций. Как показывают современные гносеологические исследования, категории корректно

1 Аринин А.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. - Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им М.ВЛомоносова, 1998. - С. 8; Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь // Свеча-97: Сборник методологических материалов по религиоведению и культурологии / Ред.- сост. Е.И.Аринин. - Архангельск, 1995. - С. 54.

2 Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. -М.: «Университет», 1997. - С.25. рассматривать не как абсолютные формы постижения полной истины, но как нейтральные принципы и подходы, которые сами по себе ни истинны, ни ложны, но удобны, выступая как «соглашения и скрытые определения»3. За категориями всегда нужно видеть их автора и те сознательные и бессознательные предпосылки, которые обуславливали данную концептуализацию. Такое понимание категорий позволяет осмыслить их контекстуальную нагруженность, преодолеть стереотипы идеологических противостояний, выйти на новый уровень всеобщего понимания исследуемой сферы бытия4.

Можно отметить, что реализация подобного подхода в философии обеспечивает осознание необходимости новых методологических оснований анализа психологических категорий, структур, теорий и перспектив, что способствует адекватному социально-философскому анализу психологических аспектов религиозности человека и выходу на междисциплинарный уровень, помогая тем самым приспосабливаться к быстро меняющемуся и многоликому современному миру. Социальная философия призвана не только предельно точно и непредвзято описать и истолковать факты, но и за общими характеристиками увидеть личность верующего, понять смыслы, внутренние импульсы, поддерживающие конкретную религиозность5.

В свете вышесказанного представляется чрезвычайно важным анализ опыта методологического осмысления психологических аспектов религиозности, представленного в классических работах психологов-теоретиков, основателей или представителей различных направлений в психологии религии, нередко становящихся и признанными философами. Психологические аспекты религиозности чрезвычайно трудны для объективного научного анализа в силу их имманентно субъективной природы, однако несколько поколений исследователей нашли средства для их категоризации, для наиболее адекватного выражения в универсальных категориях интимно-личностного религиозного

3 Микешина J1.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальность. - М., 1997.-С. 32-33.

4 Арииин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. - Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М.ВЛомоносова, 1998. -С. 25.

5 Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. - М., 1991. - Т.1.:Истоки религии. -С.11; Основы религиоведения. - М., 1994. - С. - 9; Горенко И.В. Предисловие к публикации //Вопросы философии. - 1997. - №2. - С. - 114. опыта индивида, сделав его предметом отвлеченно-объективного описания. Современные исследователи религиозных феноменов тоже указывают на назревшую необходимость более тщательного анализа когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон религиозности, столкнувшись со своеобразием новых религиозных движений6.

Степень разработанности проблем

В истории социально-философской мысли психологические аспекты религиозности долгое время не получали статус самостоятельной проблемы, заслуживающей внимания. Появление в религиоведении общего понятия индивидуального качества «религиозности»7, прямо указывает не только на социологический, но и на психологический аспект данной категории, если рассматривать термин «качество» в его первоначальном значении в рамках структурализма - основное свойство ощущения, аспект предмета, который дает возможность различать его с другими предметами и обозначает различие в видах ощущений8.

Таким образом, основным материалом для социально-философского исследования когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих религиозности стали научные труды, переписка и биографии теоретиков и исследователей психологии религии: У.Джеймса9, К.Г.Юнга, З.Фрейда10,

6 Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник / Под общ. ред. М.М.Прусака, В.В.Борщева. Сост.: С.И.Иваненко и др. Аналитический вестник № 24. Спец. Выпуск. - М., 1996. - С.240; Новые религиозные организации. России деструктивного и оккультного характера. Справочник /Миссионерский Отдел Московского Патриарха Русской Православной Церкви. Информ.-аналитич. вестник № 1. - Белгород, 1997. - С.5-7; Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь //Свеча-97: Сборник методологических и методических материалов по религиоведению и культурологи / Ред.-сост. Е.И.Аринин. - Архангельск, 1997. - С.51.

7 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению // Под ред. Яблокова И.Н. - М.: Гардарика, 1998. - с. - 460.

8 Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М.: Изд-во «АСТ», «Вече», 2001. —Т.1.-С.345.

9 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993; James, W. The Will to Believe and Other Essays in Popular Philosophy. Harvard University Press, 1979; James, W. The Energies of Men. In Essays in Religion and Morality. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982, pp. 129-146. l0Freud, S. An Autobiographical Study. In Standard Edition, vol. 20, 1959; Freud, S. New Introductory Lectures on Psycho-Analysis. In Standard edition, vol. 22,1964; Freud, S. Obsessive Actions and Religious Practices. In Standard edition, vol. 9, 1956; Freud, S. An Outline of Psycho-Analysis. In Standard Edition, vol.23, 1964; Freud, S. Leonardo da Vinci and a Memory of His Childhood. In Standard Edition, vol. 11, 1957;Freud, S. Moses and Monotheism: Three Essays. In Standard Edition, vol. 23, 1964; Freud, S. Letters of Sigmund Freud. Edited by E.L.Freud; translated by T. and J. Stern. New York: Basic Books, 1960; Freud, S. Totem and Taboo: Some Points of Agreement Between the Mental Lives of Savages and Neurotics. In Standard Edition, vol.13, 1953; Freud, S. The Future of an Illusion. In Standard Edition, vol. 21, 1961; Freud, S. Civilization and Its Discontents. In Standard Edition, vol. 21, 1961.

Г.С.Холла", В.Вундта12, В.Р.Веллса13, Дж.Вегтера14, Б.Ф.Скиннера15, А.Бандуры'6, Э.Фромма17, А.Маслоу18, В.Франкла'9. Необходимость обращения к первоисточникам оправдана тем, что целый ряд работ до настоящего времени не переведен на русский язык, а те немногие, что были доступны и в советский период, не анализировались с целью выявления универсальных психологических аспектов религиозности, поскольку в них преобладал другой методологический подход20, базирующийся на известном идеологическом тезисе об отмирании религии, и, соответственно, преимущественно направлявшийся на

Hall, G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Psychology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, and Education, 2 vols., New York: D. Appleton, 1904, 2 v.; Hall, G.S. The Moral and Religious Training of Children. Princeton Review, 1882, 9, 26-48; Hall, G.S. The Religious Content Child-Mind. In N.M. Butler,Principles of Religious Education. New York: Longmans, Green, 1900, 161-189; Hall, G.S. Some Fundamental Principles of Sunday School and Bible Teaching. Pedagogical Seminary, 1901, 8,439-468.

12 Wundt, W. Mythus and Religion, 3 vols., 2nd ed., 1905-1909; Вундт В. Проблемы психологии народов.

СПб: Питер, 2001.

13

Wells, W.R. A Behavioristic Study of Religious Values. Unpublished doctoral dissertation, Harvard University, 1917; Wells, W.R. The Biological Foundations of Belief. Boston: R.G.Badger, 1921; Wells, W.R. The Biological Foundations of Belief. Boston: R.G.Badger, 1921.

14 Vetter, G.B. Magic and Religion: Their Psychological Nature, Origin, and Function. New York: Philosophical Library, 1958.

15 Skinner, B.F. «Superstition» in the Pigeon. Journal of Experimental Psychology, 1948, 38, pp. 168-172; Skinner, B.F. About Behaviorism. New York: Alfred A. Knopf, 1974; Skinner, B.F. Beyond Freedom and Dignity. New York: Alfred A. Knopf, 1971; Skinner, B.F. Science and Human Behavior. New York: Macmillan, 1953; Morse, W.H., and Skinner, B.F. A Second Type of «Superstition» in the Pigeon. The American Journal of Psychology, 70, 1957, pp. 308-311; Skinner, B.F. Contingencies of Reinforcement: A Theoretical Analysis. New York: Appleton-Centery-Crofts, 1969.

16 Bandura A. Social cognitive theory. In R. Vasta (Ed.). Annals of Child development (Vol. 6, pp. 1-60). Greenwich, CT: JAI Press, 1989; .Bandura A. Social Learning Theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1977.

17 Fromm, E. Greatness and Limitation of Freud's Thought. New York: Harper & Row, 1980; Fromm, E. Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics. New York: Rinehart, 1947; Fromm, E. The Art of Loving. New York: Harper & Brothers, 1956; Fromm, E. The Revolution of Hope: Toward a Humanized Technology. New York: Harper & Row, 1968; Fromm, E. Psychoanalysis and Religion. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1950; Fromm, E. Psychoanalysis and Zen Buddhism. In D.T.Suzuki, E.Fromm, and R.De Martino, Zen Buddhism and Psychoanalysis. London: George Allen & Unwin, 1960, pp. 77-141; Fromm, E. To Have or To Be? New York: Harper & Row, 1976; Fromm, E. You Shall Be As God: A Radical Reinterpretation of the Old Testament and Its Tradition. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1966; Fromm, E. Escape from Freedom. New York: Rinehart, 1941; Fromm, E. On Being Human. New York: Continuum, 1994.

18 Maslow, A.H. Religion, Values, and Peak-Experiences. Columbus: Ohio State University Press, 1964; Maslow, A.H. The Psychology of Science: A Reconnaissance. New York: Harper & Row, 1966; Maslow, A.H. Toward a Psychology of Being. New York: Van Nostrand Reinhold, 1968; Maslow, A.H. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, 1970; Maslow, A.H. The Farther Reaches of Human Nature. New York: Viking, 1971.

19 Frankl, V. The Unconscious God: Psychotherapy and Theology. New York: Simon and Schuster, 1975.

20 Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и месте в общественном сознании). - М.: МГУ, 1965; Попова М.А. Критика психологической апологии религии (Соврем, америк. псих, религии). - М.: «Мысль», 1973; Пивоваров В.Г. Проблемы методологии, методики и научной организации исследования религиозности: Автореф. дис. .д. филос. наук. - М., 1976. критику «буржуазной иауки» за ее «субъективизм», «социобиологизаторство» и «натуралистический характер мировоззрения»21.

В литературе советского периода огромный фактический материал по теме исследования нуждается в современном переосмыслении, поскольку явно устарели методологические подходы к самому общему пониманию проблемы. Основным методологическим принципом прежнего диалектико-материапистического объяснения религиозности являлось положение о социальной обусловленности религиозного отражения мира, его принципиально иллюзорном характере. В религиоведении за основу определения религиозности индивида было положено единство религиозного сознания и религиозного поведения. Но само по себе признание необходимости учета этих элементов не привели к адекватной оценке психологических составляющих. Это надолго определило научную методологию и приоритеты советских социологических исследований феномена религиозности. Религиозность человека в первую очередь объяснялась социальными факторами и соотносилась с непосредственными результатами социологического анализа, которые дополнялись психологическими данными и категориями, подтверждающими основные идеологические положения научного атеизма. Проблематика универсальных психологических аспектов религиозности прямо или косвенно высвечивалась и в этих публикациях, но из-за методологического неприятия психологических категорий, используемых в западной науке, она не исследовалась во всей ее сложной многоплановости и полноте. Это проявилось в работах Д.М.Угриновича, М.А.Поповой, К.К.Платонова, В.Г.Пивоварова, М.Г Писманика, А.И Демьянова.

Этим объясняется наше преимущественное обращение к исследовательским работам зарубежных философов, религиоведов и психологов религии: Wulff D., Pratt, J.B., Perry, R.B., Landis В., Lowry, R.J., Jones E., Hetherington, R., Blanchard, W.H.,Tauber E.S., Clark W.H., Badcock C.R., Meyer D.H., Zuriff G.E.

21 Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и месте в общественном сознании). - М.: МГУ, 1965. — С. — 203-205.

С конца 80-х - начала 90-х в России началось постепенное изменение общей культуры методологических исследований в целом. Возникло понимание того, что религиозность невозможно исследовать как особое явление без категорий различных направлений философии, социологии и психологии. Современный социально-философский анализ когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон религиозности является основой для разработки инструментария, используемого социальной философией в соответствии с её принципами и методами исследования. Это должно привести к переосмыслению уже известных фактов, к их новому прочтению, к систематизации рациональных элементов психологического знания с целью разработки новой методологии, способствующей объективному постижению сложного и многоаспектного феномена религиозности.

Таким образом, подводя итог определения степени разработки вопроса, мы можем утверждать, что проблема нуждается в дальнейшем методологическом анализе.

Объектом данного исследования стала религиозность человека, взятая в её психологическом аспекте, в динамике социально-культурного развития и соотношения базисных элементов.

В качестве предмета нашего исследования мы определили психологические аспекты религиозности человека, как социально-философского феномена, исследование вариантов структурирования психологических категорий религиозности, их мировоззренческих оснований и социокультурных детерминант в культуре XX века.

Цель диссертации - на основе анализа современных социально-философских подходов дать систематизированное описание универсальных психологических аспектов религиозности и её составляющих, динамики их развития и трансформации в культуре XX века.

В связи с поставленной целью задачами исследования являются:

• осуществление социально-философского анализа психологических аспектов религиозности в контексте прагматического, психоаналитического, биогенетического, социально-когнитивного и гуманистического направлений психологии религии, выявляющих различные моменты исследуемой проблемы в контексте социально-философского знания, религиоведения и антропологии;

• обобщение и анализ базисных психологических элементов и соответствующих категорий религиозности, выявление их значения для социально-философских исследований;

• применение психологических категорий и понятий для исторической интерпретации религиозности в экстремальных и пограничных условиях тоталитарных режимов в культуре XX века;

• осуществление теоретико-методологического анализа психологических аспектов религиозности, ее структурирования и трансформаций с появлением новых детерминант в разных исторических и социальных условиях.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются сущностный, системно-концептуальный подход к проблеме специфики психологических аспектов религиозности, особенностей религиозных переживаний и настроений, па которые в XIX-XX веках одними из первых обратили внимание философ и теолог Ф.Шлейермахер, теолог и философ, основоположник феноменологии религии, Р. Отто и антрополог Б.Малиновский. Все они показали присутствие в бытии каждого человека особого измерения, так или иначе проявляющегося фундаментального переживания эмоциональной связи с основанием бытия, святым, составляющего эмпирическую основу, живое ядро религиозности как таковой. Центром религиозности, таким образом, становится пе знание теологических доктрин, но, согласно терминологии Р.Отто, субъективное переживание объективного нуминозного, специфичное состояние комплексного ощущения, которое нельзя свести к иной первопричине, но возможно описать именно в качестве совершенно особенного и самобытного. Данный подход позволяет рассматривать религиозность не как характеристику принадлежности к конкретной конфессиональной традиции, но как вечное измерение отношения человека и мира. Это не отрицает конфессионально-исторического, но придает ему принципиально новое объяснение. Религиозность рассматривается отдельно от таинственно-уникального и мистико-откровенного, собственно конфессионального содержания, выступая в качестве фундаментального, самостоятельного, несводимого к другим сторонам жизни явления, проявляющегося в единстве индивидуальных эмоций, сознания и практики.

Герменевтический, интерпретирующий подход позволяет включить психологические аспекты религиозности в широкий социально-философский дискурс в качестве особого измерения и осмысления разнообразных явлений социальной действительности. Социально-философский анализ предмета исследования осуществлялся с опорой на базовые понятия и концепции, положения и выводы научных трудов зарубежных психологов религии с использованием сравнительно-исторического метода социальной философии, а также методов анализа, сравнения, обобщения.

Новизна научного исследования состоит в следующем:

1. В постановке общей проблемы исследования, состоящей в социально-философском анализе психологических аспектов религиозности. Именно в таком качестве когнитивная, эмоциональная и поведенческая стороны религиозности не рассматривались.

2. Впервые наряду с категориями общефилософского характера, выделяются категории, которые характеризуют специальный предмет данного исследования, и используются для описания когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон религиозности. С этой целью исследован категориальный аппарат психологии религии, позволяющий анализировать феномен религиозности человека в социокультурном пространстве с различных методологических позиций.

3. В социально-философском истолковании религиозности как фундаментальной антропологической характеристики, не сводимой к другим антропологическим качествам и имеющей собственную психологическую основу. Религиозность имманентна психике человека в качестве переживания своего самого общего отношения с миром в целом, проявляющегося в многообразии эмпирических форм и присутствующее в бытии каждого человека и, соответственно, в жизни общества.

4. Вскрыты недостатки некоторых сложившихся методологических направлений исследования новых религиозных движений и показана перспектива развития собственно академических исследований, учитывающих психологические аспекты религиозности человека, их преломление в мировой культуре и отечественной традиции.

5. В научный оборот вводятся источники, не переведенные на русский язык: Wulff, David М. Psychology of Religion: Classic and Contemporary. - 2nd ed., New York by John Wiley & Sons, Inc., 1997; Landis, В., and Tauber, E.S. In the Name of Life: Essays in Honor of Erich Fromm. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1971; Clark W.H. The Psychology of Religion. New York, 1959; Badcock, C.R. The Psychoanalysis of Culture. Oxford: Basil Blackwell, 1980; Meyer, D.H. The Scientific Humanism of G. Stanley Hall. Journal of Humanistic Psychology, 1971; Zuriff, G.E. Behaviorism: A Conceptual Reconstruction. New York: Columbia University Press, 1985; Bower, G.II., and Hilgard, E.R. Theories of Learning (5th ed.). Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1981; Hetherington, R. The Sense of Glory: Л Psychological Study of Peak-Experiences. London, Friends Home Service Committee, 1975; Jones E. The Life and Work of Sigmund Freud. Vol. 1.-3. London 1953-1957; Perry, R.B. The Thought and Character of William James (2 v.). Boston: Atlantic-Little, Brown, 1935.

Практическая ценность

В диссертации проводится детальный анализ когнитивных, эмоциональных и поведенческих оснований религиозности и их форм в социальной жизни XX столетия на основе базисных психологических категорий и понятий. Положения и выводы, обоснованные в процессе работы, имеют мировоззренческое и методологическое значение для дальнейшего изучения психологических аспектов религиозности, с учетом динамики соотношения и изменения элементов, общего и особенного, для объективного анализа соотношения между преемственностью и появлением нового в религиозной сфере социальной жизни. Они могут быть использованы при чтении основных и специальных курсов по истории религии, социальной философии, философии и психологии религии, религиоведении, на факультетах повышения квалификации, аспирантам и студентам философских, психологических, исторических специальностей, при составлении учебно-методических пособий и курсов лекций.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Нефёдова, Ирина Дмитриевна

Выводы по III главе:

• Современная социальная философия продолжает развивать представления о глубинных психологических аспектах религиозности, сталкиваясь с новыми вызовами и пытаясь связать её с разными формами человеческого опыта, с качествами и свойствами самого человека. Это ведет к смене парадигм отечественной духовной традиции, поскольку в господствовавшем ранее официальном атеизме, признавалась только историчность и производность религиозности от социальных условий, то есть религиозность возникает и исчезает в определенных условиях, являясь вторичным качеством индивида. Сегодня

468 Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб.: Русского Христианского Гуманитарного института, 1997.-С. 159-160

469 Аринин Е.И. Молодежь и религия в региональном образовательном пространстве: в каких терминах сегодня говорят о религиозности // Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность. Сборник статей под общ. ред. проф. В.Н. Константинова. - Владимир: «Маркарт», 2003. - С. 69 постепенно признается причастность религиозности к внеисторическим характеристикам индивида, которые всегда фундаментальны, бытийственны.

• Когнитивный и эмоциональный аспекты религиозности представляют собой внутренний, глубинный, скрытый от непосредственного наблюдения уровни бытия человека и общества. Более четко и ясно обозначается поведенческий аспект религиозности, тоже являясь моментом развертывания и обнаружения этого уровня бытия человека и общества.

• Новые религиозные движения (НРД) являются, с одной стороны, примером поиска новых форм выражения религиозной потребности человека, его мировоззренческих исканий, с другой стороны, в них ярко проявляются когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты религиозности. Именно психологические аспекты религиозности часто используются в качестве аргументации против новых религиозных движений.

• В современном российском и мировом сообществе отчетливо обозначилась проблема поиска адекватной методологии восприятия и оценки НРД. Общество нуждается в объективном научном подходе к анализу новых религий как феномена культуры, к тем возможным угрозам и новым перспективам, которые открываются в связи с деятельностью НРД. Именно социальная философия, фундаментальные положения идеологии гуманизма, уважении прав каждого гражданина, терпимости в отношении инакомыслящим и ' инаковерующим, позволяют надеяться на утверждение гармоничной общественной стабильности и демократических ценностей, диалогизма разных мироощущений, ибо оборотной стороной самой искренней и возвышенной религиозности является убежденная нетерпимость фанатизма и героически-жертвенный экстремизм стремления к глобальному самоутверждению именно и только своей уникальной целостной - тоталитарной -истины.

187

Заключение

Реальность социальной жизни столкнулась с исчерпанием атеистического энтузиазма, который так и не сумел ничего противопоставить религиозному мировоззрению и чувству, и неизбежно вывела на проблему религиозности человека как подлинно научную проблему. Национальные, групповые и личностные потребности социально-политического бытия современной России все более отчетливо обнаруживают свое религиозное измерение, совершенно очевидным становиться необходимость преодоления разрыва между философской теорией и социальной практикой, между конфессиональными интересами и научной объективностью, между сложившимися стереотипами и изменяющейся действительностью. С социально-философской точки зрения эта ситуация может рассматриваться как религиозный кризис, сопровождающийся переходом от одной оценки проблемы религиозности к другой. Общество как никогда заинтересовано во всестороннем исследовании проблемы психологических аспектов религиозности человека и в этой связи понятна актуальность выполненной нами работы.

Традиционные философские, теологические, психологические подходы исходили, прежде всего, из исследования христианского вероучения, поскольку исторически формировались в европейской культуре, характеризующейся христианской традицией. В последнее время все больше внимания уделяется нетрадиционным культам и индивидуальным формам религиозности, в связи с чем, само понятие религиозности начинает трактоваться расширенно.

Полифония современной религиозной ситуации и достаточно большой фактологический материал представленный в культуре 20 века открыли перед социальной философией видимые перспективы для исследования всеобщей субстанциональной естественной религиозности, состоящей из неизменных и изменяющихся элементов, характерных для большинства религиозных традиций и их последователей.

Позиция отстраненности и настаивания на том, что психологические референты религиозности являются необъективными и находятся вне интересов социальной философии, противоречат потребностям современного мирового сообщества и науки в целом. Религиозность ничего не значит вне человеческого контекста, таким образом, слово религиозность предполагает реально реферируемую сущность, и она становиться более осмысленной в многообразии аспектов своего проявления.

Психологические аспекты религиозности, выделенные нами в ходе исследования, позволяют нам сделать вывод, что религиозность не может быть отделена от её личных и культурных выражений, а широкий диапазон психологических теорий и перспектив свидетельствует о том, что глубоко индивидуально-переживаемый когнитивный, эмоциональный и поведенческий опыт соотнесения себя с Абсолютом, Вечностью всегда присутствует в бытии человека. Социальная философия призвана способствовать постановке проблемы психологических аспектов религиозности и разработке современной методологии, помогающей объективному постижению сложного и многоаспектного феномена человеческой религиозности.

Безусловно, некоторые психологические, философские, религиоведческие теории достаточно узко исследовали и исследуют религиозность, другие наоборот слишком широко. Но в каждом из научных направлений есть рациональное зерно, которое может быть использовано для анализа и объяснения человеческой религиозности. Продолжающееся социально-философское осмысление подлинного, уникального человеческого и безусловно общечеловеческого религиозного опыта, позволяет использовать психологическую методологию для исследования сущности и проявлений религиозности посредством психологических категории и логических конструкций.

Мы не ставили себе задачу отвергнуть чьи - то мнения, выводы и формулировки, скорее мы стремились показать, как выстраивалась парадигма научного мировоззрения в XX столетии, как она наполнялась новыми оттенками смысла. Мы смотрим на мир глазами людей начала третьего тысячелетия, когда наука открывает удивительные чудеса мироздания и изменяет контекст отношения к самим себе.

Результатом постепенного пересмотра методологических позиций становится возможность воспринимать феномен религиозности, в первую очередь, как социально-философский феномен, расширять наши знания о нас самих, о человеческой психике, поведении, о культурных тенденциях в порядке прогнозирования. С другой стороны, схематическим формально-логическим дефинициям и конфронтации убеждений здесь противопоставляется живое бытие в атмосфере сопереживания, открытости и доверия, поиска коммуникативных средств взаимопонимания470.

По существу, богатейший опыт культуры - это всегда опыт перевода сознания человека в знаки и символы культуры. В этом сокрыто уникальное явление в истории культуры, когда какой-то её специфический продукт, религиозность, становится настолько элементом всеобщим, что перерастает в неотъемлемую часть мышления субъекта о самом себе, в естественный элемент человеческого сознания. Благодаря этому качеству человек непосредственно формирует представление о своих поступках, выстраивает и совершенствует свое поведение и отношения с социумом. Как отмечает Р.Белла, в современной культуре уже не религиозная организация является носителем веры, а личность, берущая на себя функцию контроля символических систем 47 \ то объективное видится нам продуктом личностно-субъективного выбора, и это естественно порождает фундаментальные сложности для социальной философии при попытке корректно и адекватно описать и объяснить религиозность современного человека. Объективная сложность и методологическая неразработанность общего понятия религиозности, приводит к осознанию её многогранности. Выход видится в разработке многоаспектного, междисциплинарного подхода, тогда' частичные, подходы, концентрирующиеся на какой-то одной постановке вопроса, должны дополнять друг друга и обеспечивать объективное приближение к предмету 472. Поэтому проблема анализа религиозности и её психологических составляющих является одной их сложнейших с позиции философской мысли.

В нашей стране это исследование приобретает еще и очевидное общенациональное значение, позволяя с одной стороны вернуть религиозности её достойное место в общественной жизни, а с другой - дать

470 Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. - Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.ВЛомоносова. 1998. - С. 222

471 Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995. - С. 100

472 Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. - Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.ВЛомоносова. 1998.-С.35 методологическое обоснование права каждой личности на свободу совести, открытость, толерантное отношение к её религиозному выбору со стороны общества.

Религиозность предстает как присущая каждому человеку потенциальная или актуальная антропологическая характеристика, не сводимая к другим антропологическим качествам и имеющая собственно психологическую основу. Религиозность имманентна психике человека, это вечное необходимое измерение присутствующее в бытии каждого человека и соответственно в жизни общества. Эта специфика обнаруживается в поразительной гармонии между общими принципами функционирования эмоций, сознания и поведения, характеризуя отношение человека и мира в перспективе осмысления традиционных и новых собственно религиозных феноменов. Религиозность это качество, побуждающее человека и общество через него к непосредственной связи с Абсолютом, Высшим, Иным бытием, это качество необходимое для постижения единства мира, наполнения смыслом собственной земной жизни, укрепления солидарности людей на основе принимаемых ими конечных смыслов универсума и совершенствования общества и индивида.

191

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нефёдова, Ирина Дмитриевна, 2003 год

1.И., Алейник P.M., Алиева Б.А. и др.; Под общ. ред. М.П. Новикова.-М.: Политиздат, 1983.

2. Арииин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1998.

3. Арнаут Е.К. Социологический анализ религиозности молодежи. Дис. . канд. философ, наук. М., 1969.

4. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного института, 1997.

5. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

6. Бассин Ф.В. У предела распознанного: к проблеме предречевой формы мышления // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. -Тбилиси, 1985.

7. Бахтин М.М. Марксизм и философия языка. М., 1993.

8. Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М.,1985.

9. Ю.Блаватская Е.П. Эзотерическое учение. Тайная доктрина / Полное собрание сочинений Е.П.Блаватской. Т.З: Ключ к тайнам древней науки и теологии Е.П.Блаватской: Пер. с англ. / Под ред. К.Ю.Леонова / М.: Рос. теософ, общ-во, 1993.

10. И.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.-М., 1991.

11. Большой энциклопедический словарь. М.: Научн. Изд-во «Большая Российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999.

12. Буллок А. Сталин и Гитлер. Т. 1. Смоленск, 1993.

13. Всемирная энциклопедия: Философия // Главн. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов. М.: ACT, МН.: Харвест, 2001.

14. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб: Питер, 2001.

15. Гарджа В.И. Социология религии. М., 1995. П.Гегель. Эстетика. Т 2. - М., 1969.

16. Горенко И.В. Предисловие к публикации //Вопросы философии.-1997. № 2. -С. 112-116.

17. Гречишников С.Е. Поиск надежды и дух утешения: Очерки по истории религии. М.: Изд-во МСХА, 1991.

18. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб.: Изд-во «Евразия», 1993.

19. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? Критические очерки. М.: Политиздат, 1984.

20. Гуревич П.С. Человек: венец или ошибка природы? // Наука в России. -1993. №2.-С.ЗЗ

21. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.

22. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1979.-№ 12.-С.7-23.

23. Дворкин A.JT. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематическо-го исследования. Нижний Новгород: Изд-во Братства св. А.Невского, 2002.

24. Девина И.В. Мистицизм и религия: Обзор советской литературы // Вопросы научного атеизма. Вып.39. М., 1989.-С. 12-18.

25. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности развития. (Социально-психологический анализ). Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984.

26. Джеймс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904.

27. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993.

28. Д/ф «Оккультный заговор нацизма». Produced by Cinnabar Pictures Inc. For Discovery Channel, 2001.

29. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. М., 1991.

30. Ересько М.Н. Специфика религиозного символа // Вестник МГУ, сер.7. Философия. 1983. - № 1.- С. 24

31. ЗЗ.Забияко А. Психоанализ сакрального в работах Зигмунда Фрейда // Вестник МГУ, сер. 7. Философия. 1995. - № 2. - С.60-66.

32. История религии в России. Учебник / Под ред. проф. Н.А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2001.

33. Кайтуков В.М. Эволюция диктата.- М., 1992.

34. Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия. Пермь, 1977.

35. Кантеров И Л. Новые религии в России и молодежь // Свеча-97: Сборник методологических материалов по религиоведению и культурологии / Ред.- сост. Е.И.Аринин. Архангельск, 1995. - С. 51.

36. Кантеров ИЛ. «Деструктивные», «тоталитарные».и далее везде//Религия и право.-2002.- №1.-С.27-29.

37. Кантеров ИЛ. Ватикан против новых религиозных движений // Независимая газета. 2003. - № 11(119)

38. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. JI., 1978.

39. К обществу свободному от религии. (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества) // Ульянов JI.H. Изменение характера религиозности. М.: «Мысль», 1970.

40. К обществу свободному от религии. (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества) // Мануйлов Д.Е. Религиозная община в условиях секуляризации. М., 1970.

41. Косова Н.А. Социально-психологические предпосылки живучести религиозности в социалистическом обществе: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1982.

42. Краткий словарь по философии. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1970.

43. Левада Ю.А. Социальная природа религии.-М., 1965.

44. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.

45. Малерб М. Религии человечества. М.-СПб.: «Университетская книга», 1997.

46. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Издательство «Релф-бук», 1998.

47. Мансуров Н.С., Будов А.И. Общественная психология о причинах религиозности. М.: Изд-во «Знание», 1969.

48. Масалов В.Н. Роль эмоционально-психологического фактора в сохранении религиозных пережитков. М., 1967.

49. Маркс К. К еврейскому вопросу //Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы 2-е изд. М., 1965

50. Мельников Д., Черная J1. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. 1933-1945. Раздел «Идеология СС». М., 1987.

51. Мень А. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т.1: Истоки религии. М., 1991.

52. Мень А. Истоки религии. Изд-во Фонда им. А.Меня. М., 2000.

53. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести. М., 1989.

54. Микешина JI.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальность. М., 1997.

55. Митрохин J1.H. Религии «нового века». М.,1985.

56. Моисеев Н.Н. Алгоритм развития. М.,1987.

57. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. — М.: «Университет», 1997.

58. Настольная книга атеиста. М.: Политиздат, 1987.

59. Ницше Ф. Полное собрание сочинений. В 6 т. Т.1. - М., 1912.

60. Новая философская энциклопедия. М. Изд-во «Мысль», 2001.

61. Новые религиозные организации. России деструктивного и оккультного характера. Справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриарха Русской Православной Церкви. Информ.-аналитич. вестник № 1. Белгород, 1997.

62. Норт Г. Марксова религия революции. Возрождение через хаос. Екатеринбург, 1994.65.0ганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М.: Изд- во ФАИР-ПРЕСС, 2001.

63. Пивоваров В.Г. Проблемы методологии, методики и научной организации исследования религиозности: Автореф. дис. . д. филос. наук.- М., 1976.

64. Пивоваров В.Г. Структура религиозной общины. Грозный, 1970.

65. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и её преодоление.- М, 1984.

66. Платонов К.К. Психология религии: Факты и мысли.- М.:«Политиздат», 1967.

67. Попова М.А. Критика психологической апологии религии (Совр. амер. псих, религии). М.: «Мысль», 1973.

68. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: Центр, 1999.

69. Реати Ф.Э. Религия как освобождающая сила в философии 20 века /Пер. с итал. Ю.А.Ромашев/ СПб.: Европ. дом, 2001.

70. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. В 2 т. Т.2. М.: Изд-во ACT и «Вече», 2001.

71. Религии народов современной России: Словарь / Редкол.: Мчедлов М.П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. М.: Республика, 1999.

72. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник / Под общ. ред. М.М.Прусака, В.В.Борщева. Сост.: С.И.Иваненко и др. Аналитический вестник № 24. Спец. Выпуск. М., 1996.

73. Религия, свобода совести и государственно-церковные отношения в России. Изд.2.- М., РАГС, 1997.

74. Руткевич A.M. Психоанализ: Истоки и первые этапы развития. М., 1997.

75. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000.

76. Смирнов В.А. Исследование религиозного обряда крещения среди рабочих // Вопросы научного атеизма. Вып. 5.- М., 1968.

77. Современный философский словарь // Под ред. В.Е.Кемерова. Москва, Бишкек, Екатеринбург: «Одиссей», 1996.

78. Сорель Ж. Размышления о насилии. М., 1907.

79. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и месте в общественном сознании). М.: Изд-во МГУ, 1965.

80. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: «Мысль», 1973,1975.

81. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: «Мысль», 1985.

82. Фрейд 3. Недовольство культурой // Психоанализ, религия, культура.- М.: Ренессанс, 1991.

83. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

84. Фрейд 3. Избранное. М.,1990.

85. Фромм Э.Человек для самого себя // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

86. Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

87. Хьелл Jl., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Пресс, 1997.

88. Человек, общество, религия//Пивоваров В.Г. Религиозная группа прихожан в системе церковного прихода (опыт моделирования). М.,1968.

89. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи. СПб., 1994.

90. Щедрин В.К. Философско-психологический анализ особенностей религиозной веры: Автореф. дис. к. филос. н. Киев, 1973.

91. Элиаде М. Священное и мирское / Перевод с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994.

92. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. -М.,1987.

93. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: «Канон», 1994, 1996.

94. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997.

95. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.:«Медиум», 1994.

96. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М.: «Прогресс», 1996. ЮО.Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. - Киев, 1996.

97. Юнг К.Г. Ответ Иову. М.: «Канон», 1995. Ю2.Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

98. Ю7.Яблоков И.Н. Влияние некоторых психологических факторов на религиозность. Вестник МГУ. 1965. - №2.

99. Allport G. Individual and His Religion. New York, 1950.

100. Bandura A. Social Learning Theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1977.

101. Blanchard, W.H. Psychodynamic Aspects of the Peak Experiences. ^ Psychoanalytic Review, 56, 1969. P. 87-112

102. Bower, G.H., and Hilgard, E.R. Theories of Learning (5th ed.). Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1981.

103. Calic E. Hitler as son of empire. P., 1969.

104. Clark W.H. The Psychology of Religion. New York, 1959.

105. Darre R.W. Das Baurntum als Lebensquel der nordischen Rasse. Munchen, 1938.

106. Frankl, V. The Unconscious God: Psychotherapy and Theology. New York: Simon and Schuster, 1975.

107. Freud, S. An Autobiographical Study. In Standard Edition, vol. 20, 1959.

108. Freud, S. New Introductory Lectures on Psycho-Analysis. In Standard edition, vol. 22, 1964.

109. Freud, S. Obsessive Actions and Religious Practices. In Standard edition, vol. 9, 1956.

110. Freud, S. An Outline of Psycho-Analysis. In Standard Edition, vol.23, 1964.

111. Freud, S. Leonardo da Vinci and a Memory of His Childhood. In Standard Edition, vol. 11, 1957.

112. Freud, S. Moses and Monotheism: Three Essays. In Standard Edition, vol. 23, 1964.

113. Freud, S. Letters of Sigmund Freud. Edited by E.L.Freud; translated by T. and J. Stern. New York: Basic Books, 1960.

114. Freud, S. Totem and Taboo: Some Points of Agreement Between the Mental Lives of Savages and Neurotics. In Standard Edition, vol.13, 1953.

115. Freud S., Phister O.: Briefe 1909-1939. Hg.v. E.L.Freud u. H.Meng. Frankfiirt/M.: Fischer 1963 // Энциклопедия глубинной психологии, T.4, M.: «Когито-Центр», МГМ, 2001.

116. Freud, S. The Future of an Illusion. In Standard Edition, vol. 21, 1961. ^ 129.Freud, S. Civilization and Its Discontents. In Standard Edition, vol. 21, 1961.

117. Fromm, E. Greatness and Limitation of Freud's Thought. New York: Harper & Row, 1980.

118. Fromm, E. Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics. New York: Rinehart, 1947.

119. Fromm, E. The Art of Loving. New York: Harper & Brothers, 1956.

120. Fromm, E. The Revolution of Hope: Toward a Humanized Technology. New York: Harper & Row, 1968.

121. Fromm, E. Psychoanalysis and Religion. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1950.

122. Fromm, E. Psychoanalysis and Zen Buddhism. In D.T.Suzuki, E.Fromm, and R.De Martino, Zen Buddhism and Psychoanalysis. London: George Allen & Unwin, 1960, pp. 77-141.

123. Fromm, E. To Have or To Be? New York: Harper & Row, 1976.

124. Fromm, E. You Shall Be As God: A Radical Reinterpretation of the Old Testament and Its Tradition. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1966.

125. Fromm, E. Escape from Freedom. New York: Rinehart, 1941.

126. Fromm, E. On Being Human. New York: Continuum, 1994.

127. Goldman, R. Religious Thinking from Childhood to Adolescence. London: Routledge & Kegan Paul, 1964.

128. Grunberg K. SS czarna gwardia Hitlera. Warszawa, 1975

129. Guthrie, E.R. The Psychology of Learning. New York: Harper & Row, 1952.

130. Guthrie, E.R. Association by Contiguity. In S. Koch (Ed.), Psychology: A Study of a Science (Vol.2). New York: McGraw-Hill, 1959, pp. 158- 195.

131. Habermas J.: Erkenntnis und Interess. Frankfurt/M.: Suhrkamp 1968 // Энциклопедия глубинной психологии, T.4, M.: «Когито-Центр», МГМ, 2001.

132. Hall, G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Psychology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, and Education, 2 vols., New York: D. Appleton, 1904,2 v.

133. Hall, G.S. The Moral and Religious Training of Children. Princeton Review, 1882.

134. Hall, G.S. The Religious Content Child-Mind. In N.M. Butler, Principles of Religious Education. New York: Longmans, Green, 1900, 161-189.

135. Hall, G.S. Some Fundamental Principles of Sunday School and Bible Teaching. Pedagogical Seminary, 1901.

136. Hetherington, R. The Sense of Glory: A Psychological Study of Peak-Experiences. London, Friends Home Service Committee, 1975.

137. Hollingworth, H.L. The Psychology of Thought, Approached Through Studies of Sleeping and Dreaming. New-York: D.Appleton, 1926.

138. Hitlers table talk. 1941-1944. L., 1953.

139. Hitler A. Mein Kampf. Munchen, 1943.

140. James, W. The Energies of Men. In Essays in Religion and Morality. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982, pp. 129-146.

141. James, W. The Will to Believe and Other Essays in Popular Philosophy. Harvard University Press, 1979.

142. Jones E.: The Life and Work of Sigmund Freud. Vol. 1.-3. London 1953-1957.

143. Jonson R. Counter Culture and the vision of Jod. Minneapolis, 1971.

144. Kersten F. Totenkopf und Treue. Hamburg, 1953.

145. Krippner, S. The Plateau Experience: A.H.Maslow and Others. Journal of Transpersonal Psychology, 4, 1972. P. 107-120.

146. Landis, В., and Tauber, E.S. In the Name of Life: Essays in Honor of Erich Fromm. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1971.

147. Lowry, R.J. A.H.Maslow: AN Intellectual Portrait. Monterey, Calif.: Brooks / Cole, 1973.

148. Maier, N.R.F. Frustration: A Study of Behavior Without Goal. New York: McGraw-Hill, 1949.

149. Maslow, A.H. Religion, Values, and Peak-Experiences. Columbus: Ohio State University Press, 1964.

150. Maslow, A.H. The Psychology of Science: A Reconnaissance. New York: Harper & Row, 1966.

151. Maslow, A.H. Toward a Psychology of Being. New York: Van Nostrand Reinhold, 1968.

152. Maslow, A.H. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, 1970.

153. Maslow, A.H. The Farther Reaches of Human Nature. New York: Viking, 1971.

154. Meyer, D.H. The Scientific Humanism of G. Stanley Hall. Journal of Humanistic Psychology, 1971, 11,201-213.

155. Morse, W.H., and Skinner, B.F. A Second Type of «Superstition» in the Pigeon. The American Journal of Psychology, 70, pp. 308-311, 1957.

156. Otto, R. The Idea of the Holy: An Inquiiy into the Non-Rational Factor in the Idea of the Divine and Its Relation to the Rational. Translated by J.W. Harvey. London: Oxford University Pfess, 1950.

157. Perry, R.B. The Thought and Character of William James (2 vols). Boston: Atlantic-Little, Brown, 1935.

158. Pfister, O. The Illusion of a Future: A Friendly Disagreement with Prof. Sigmund Freud. Translated by S. Abrams. International Journal of Psycho-Analysis, 1993,74, pp.557-579.

159. Popper K.R. Objective Knowledge. An evolutionaiy approach. Oxford, 1973.

160. Pratt, J.B. The Psychology of Religion, Harvard Theological Review, 1908.

161. Rauschning H. Hitlers Speaks. L., 1933.

162. Rosenberg A. Der Mythus des 20 Jahrhunderts. Munchen, 1935.

163. Shellenberg W. The Labyrinth. Memoirs. N.Y., 1956.

164. Seberhagen, L.W., and Moore, M.H. A Note on Ranking the Important Psychologists. Proceedings of the 77th Annual Convention of the American Psychologists Association, 1969, pp. 849-850.

165. Skinner, B.F. «Superstition» in the Pigeon. Journal of Experimental Psychology, 1948,38, pp. 168-172.

166. Skinner, B.F. About Behaviorism. New York: Alfred A. Knopf, 1974. 180.Skinner, B.F. Beyond Freedom and Dignity. New York: A. A. Knopf, 1971.

167. Skinner, B.F. Science and Human Behavior. New York: Macmillan, 1953.

168. Skinner, B.F. Contingencies of Reinforcement: A Theoretical Analysis. New York: Appleton-Centery-Crofts, 1969.

169. Trout, D.M. Religious Behavior: An Introduction to the Psychological Study of Religion. New-York: Macmillan, 1931.

170. Vetter, G.B. Magic and Religion: Their Psychological Nature, Origin, and Function. New York: Philosophical Library, 1958.

171. Wells, W.R. A Behavioristic Study of Religious Values. Unpublished doctoral dissertation, Harvard University, 1917.

172. Wells, W.R. The Biological Foundations of Belief. Boston: R.G.Badger, 1921.

173. Wach I. Sociology of Religion. Chicago, 1944.

174. Wulff, David M. Psychology of Religion: Classic and Contemporary. 2nd ed., New York by John Wiley & Sons, Inc., 1997.

175. Wundt, W. Mythus and Religion, 3 vols., 2nd ed., 1905-1909.

176. Zuriff, G.E. Behaviorism: A Conceptual Reconstruction. New York: Columbia University Press, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 169706