Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков: По материалам Самарской епархии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Филиппов, Сергей Анатольевич

  • Филиппов, Сергей Анатольевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Самара
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 254
Филиппов, Сергей Анатольевич. Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков: По материалам Самарской епархии: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Самара. 2002. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Филиппов, Сергей Анатольевич

Введение

Глава I

Глава II

Глава III

Нравственно-попечительская деятельность православного прихода. Состояние церковного прихода в системе Самарской Епархии на рубеже XIX - XX веков. Церковно-приходское попечительство и православный приход в системе общественной благотворительности. Участие православной церкви в антиалкогольном движении.

Культурно-просветительская деятельность Русской православной церкви. Церковно-приходские школы: классификация и организация учебного процесса. Подготовка и состав преподавательских кадров в приходских школах.

Значение приходских библиотек в распространении грамотности.

Участие православного прихода в миссионерской деятельности. Общественно-государственный подход к миссионерству в начале XX в. Миссионерская деятельность православного прихода в Самарской Епархии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков: По материалам Самарской епархии»

Для определения направлений деятельности Русской православной церкви (РПЦ) на современном этапе определённую познавательную и практическую значимость имеет опыт, накопленный ею в конце XIX -начале XX столетий. В новых условиях развития страны необходимо было отказаться от отводимой для неё государством в предыдущие эпохи роли исполнительницы треб. Опираясь на христианское учение, православная церковь обратила внимание, прежде всего, на роль практических направлений в своей деятельности, объединённых общей целью -гуманизация общества. К ним, в первую очередь, относятся: благотворительность, попечительство над обездоленными слоями населения, образование, развитие церковно-нравственных обществ, защита и распространение идей православного христианства.

Процессы гуманизации современной российской общественной жизни требуют серьёзного осмысления средств и методов достижения этой цели. В этой связи, неоценимую помощь может оказать изучение аспектов приходской жизни Русской православной церкви на рубеже XIX - XX вв. Как писал С.В.Юшков: «Без подробной и детальной истории приходской жизни нельзя изучить многие крупные явления церковной жизни»1.

Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что по мере преодоления романтического, преимущественно эмоционального восприятия Русской православной церкви, появляется потребность в детальном изучении многогранной деятельности РПЦ, с целью максимального использования её тысячелетнего исторического опыта для решения актуальных проблем современного развития российского общества.

1 Юшков C.B. Очерки по истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб.,1913. С.З.

Это тем более необходимо, что православная церковь активизирует своё участие в формировании нравственных основ общества, поддерживает благотворительность, вносит вклад в образование, противодействует движениям, чья деятельность приводит к разрушению или даже физическому уничтожению личности.

В работе анализируются гуманитарные аспекты церковноприходской деятельности: благотворительность, попечительство, церковные общества, образование и миссионерство.

Первый компонент - попечительство и благотворительная деятельность. В изучаемый период православная церковь накопила богатый опыт оказания помощи нуждающимся и страждущим. Используя христианское учение о милосердии, обращенное к конкретной личности, её духовному миру, изучение развития традиций благотворительности, попечительства, церковных обществ, будет способствовать заживлению ран и оказанию духовной и материальной поддержки нуждающимся слоям населения.

Второй компонент - образование. Оно всегда являлось одним из главных показателей культурного состояния общества. При этом важно изучить и оценить все его стороны, включая историю церковно-приходских школ и церковно-библиотечную систему. В советской исторической науке это направление подвергалось жёсткой критике, рассматривалось как отсталое и примитивное, хотя как целостная система не изучалась. В конце XIX -начале XX вв. церковная школа играла важную роль в развитии Самарского края, являясь неотъемлемой частью культурного и исторического процесса, представляя практическое поле деятельности для педагогической науки, непосредственно влияла на формирование внутреннего мира подрастающего поколения. Сейчас этот тип школ и библиотек вновь становится востребован.

Третий компонент - распространение и укрепление православной веры. Вероисповедальная ситуация в стране остаётся такой же противоречивой и сложной, как и сто лет назад. Общество активно «поглощает» идеи других, помимо православия, религиозных конфессий и толков, рождённых как у нас в стране, так и за рубежом, но имеющих зачастую одну общую черту -их деятельность ведёт к нравственному вырождению российского общества. Опыт, приобретённый православной церковью в начале XX века на миссионерском поприще, сегодня также представляет значительный интерес.

Таким образом, изучение указанных проблем имеет актуальное научное и практическое значение. Особую актуальность в разработке вопросов, связанных с пониманием места и роли Русской православной церкви в общественной жизни, приобрёл региональный подход.

Степень изученности темы (историография).

В историографии темы исследования можно выделить два блока:

1. общероссийская; П. региональная (краеведческая), каждый из которых подразделяется на три периода: 1. конец XIX века - октябрь 1917 г.;

2. советский и 3. постсоветский. В рамках периода необходимо указать следующие направления: а) собственно изучение прихода, его статуса, состояние духовенства; б) изучение отдельных аспектов приходской деятельности: благотворительность и попечительство, просвещение, миссионерство.

Уже в дооктябрьский период авторы обращают внимание на различные аспекты приходской жизни. История развития приходов, анализ деятельности приходского духовенства, вопросы управления и устройства прихода, наряду с проблемами избрания священно-церковно-служителей, изменения статуса белого духовенства, рассматривались в общих работах посвященных истории православной церкви,2 а также в трудах П.В. Знаменского, С.Г. Рункевич, Л.А Тихомирова.3 Так Л.А. Тихомиров, рассматривая значение религии, указывал: «Можно теоретически спорить о том, одна ли религия способна давать человеку всеобъемлющий идеал, освещающий все стороны его существования. В исторической практике, мы, во всяком случае, видим, что такую роль играют не философские системы, а религиозные. Или точнее, что философская система становится способной к такой роли лишь тогда, когда превращается в верование, религию. Объединяя рассудочное убеждение с безусловным требованием некоторой высшей сверхчеловеческой силы».4 Серьёзный вклад в исследование приходской жизни внёс А.А.Папков, разработавший периодизацию развития прихода, установивший взаимосвязь различных направлений деятельности прихода с общерелигиозными вопросами, а также выявивший положительные значения в деятельности православных братств.5

Интерес к приходу среди учёных, публицистов, практиков усиливается в начале XX столетия в связи с нарастанием реформаторских тенденций по преобразованию Русской православной церкви. Его сторонники считали необходимым изменить статус прихода с целью повышения его

2 Василий (Преображенский) еп. Можайский. История Православной Христианской церкви. М.,1908.; Рудаков А.П. История Христианской Православной церкви. СПб., 1910.; Смирнов П.А. История Христианской Православной церкви. СПб.,1910.

3 Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времён реформ Петра. Казань. 1870.; Рункевич С.Г. Великая Отечественная война и церковная жизнь в 1914-1915 гг. // Прибавления к Церковным ведомостям, 1916, № 1-52., Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.; Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.,1999.; Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998.

4 Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М., 1998. С. 672.

5 Папков A.A. Древнерусский приход с древнейших времён до конца XVIII века. Сергиев Посад. 1897.; Папков A.A. Упадок православного прихода XVIII-XIX века. М.1899.; Папков A.A. Начало возрождения церковно-приходекой жизни в России. // Русский вестник, 1900, № 2-3. самостоятельности и активизации прихожан.6 В частности А.А.Папков выделил следующие причины кризиса церковного прихода: обособление духовенства, контроль со стороны бюрократической епархиальной власти, содержание духовенства приходами, не признание прихода юридическим лицом, отсутствие правильного церковно-хозяйственного управления, искусственность и канцелярность приходских попечительств.

Отдельные направления в деятельности православной церкви и церковного прихода также были предметом внимания исследователей.

Анализ трудностей в духовно-учебном деле, необходимость реорганизации церковной школы, вопросы истории возникновения и деятельности приходских школ содержатся в трудах С.А.Козубовского, Н.П.Богачёва, Т.А.Догуревич, Б.В.Титлинова.7

Авторы, изучающие приходскую благотворительность и попечительство, отмечают возрастающее значение этого направления деятельности, а лучшей единицей, призванной осуществлять эту работу - церковный приход. Поэтому следует заметить, что трудности в попечительской и благотворительной работе РПЦ, авторы ограничивают недостатками в деятельности духовного ведомства.8 Необходимо отметить работу Е.Д.Максимова,9 который предлагал в рамках церковной реформы превратить приход в земскую единицу не только в области общественного призрения, но и административного управления.

6 Бердников И. Что нужно для обновления православного русского прихода? -СПб., 1907.; Еп. Аркадий. По вопросу о благоустройстве православного прихода.// Рязанские епархиальные ведомости, 1916, № 15-16.; Голубинский Е.Е. О реформе и быте в русской церкви. Сб. ст. М.,1913.

7 Козубовский С. А. Церковь, школа и жизнь. Сб. ст. Сергиев - Посад, 1908.; Богачёв Н.П. Область науки и область веры. М.,1907.; Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Тт. 1-2. Вильна, 1908-1909. о

Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 года.// Трудовая помощь, 1907, №2

9 Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903.

Порою, неоднозначные оценки содержатся в исследованиях, определяющих место и значение миссионерской деятельности православного прихода: от признания её роли в укреплении государства и нравственности, до полного отрицания таковой, с «присвоением должности» распространителя реакции.10

Статистические данные с точки зрения сравнительно-исторического анализа приведены в работе Е.К.Смирнова,11 где он указывает по епархиям число новокрещенных за время деятельности православного миссионерского общества.

Особенностью историографии данного периода является издание энциклопедий, содержащих богатый материал по богословию и церковному строительству.

Поможет разобраться в вопросах Священного писания, Библейской истории, археологии; основному догматическому и нравственному богословию; церковной истории, проповедничеству, философии и педагогике, в богословском преломлении, Православная богословская энциклопедия. Особое внимание авторы издания обращали на разработку вопросов по христианской апологетике и обличению инославия, раскола и ересей; обстоятельно излагали литургические вопросы. В энциклопедию включены биографические справки о Святых православной церкви, подробно освящена история епархий, иллюстрируемая большими подробными картами, изображением главнейших учреждений, портретов епархиальных архипастырей.

10 Макарий (архимандрит Алтайский). Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры в Российской державе. М.,1894.; Скворцов В.М. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства. Киев, 1897.; Мироносицкий И. Об улучшенной постановке миссионерского дела. Казань, 1903.; Бонч-Бруевич В.Д. Силы русского клерикализма.// Религия и церковь в истории России. М.,1975.

11 Смирнов Е.К. Очерк исторического развития и состояния русской православной миссии. СПб., 1904.

Полный православный богословский энциклопедический словарь содержит в себе все вопросы, касающиеся Святой православной церкви, её учения и жизни, понятий по вопросам богословского, философского, литургического, церковно-практического и исторического характера. В словаре около 20 ООО понятий.12

Однако дореволюционная историография в полной мере не смогла проанализировать и дать исчерпывающую оценку деятельности православного прихода.

Советская историография, атеистическая в своей основе, ставила перед собою иные цели: развенчание духовенства, дискредитация в целом церковной иерархии, разоблачение контрреволюционной деятельности, стремление представить РПЦ оплотом мракобесия. Исходной точкой послужил вывод о враждебном отношении православия к общественному прогрессу. Исключением стал труд А.В.Карташова «Очерки по истории русской церкви», 13 опубликованный ещё в 30-е годы, но дошедший до массового читателя лишь шесть десятилетий спустя. Автор предпринял попытку проанализировать развитие Русской православной церкви на протяжении всей её истории, уделив определённое внимание приходам. Классической работой указанного периода явилась монография Н.М.Никольского, 14в которой, в частности, делается вывод о ненужности церковных общеобразовательных школ, а благотворительная деятельность, односторонне расценивается лишь как средство поднятия авторитета церкви. П.К.Курочкин, Н.Н.Розенталь, Э.Кольман, указывают, что

12 Православная богословская эщиклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Пг.,1900-1911.Т. 1-ХП (А - Константинополь); Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб.,1913. Т. 1-2.,репринт 1992.; Никифор (Бажанов). Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. М.,1891. Т. 1-4., репринт 1990-1991; Солярский П.Ф. Опыт библейского словаря собственных имён. СПб., 1879-1887. Т. 1-5

13 Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. М.,1994.

14 Никольский Н.М. История русской церкви. М.,1985. сосредоточившись в своей проповедческой деятельности на вопросах нравственности, служители культа предпринимают неустанные попытки выдать православие за гуманистическое мировоззрение, прикрываясь им даже тогда, когда сжигали «еретиков» на кострах, и как бы ни старалась православная церковь приукрасит своё учение, оно носило и носит антигуманистический, враждебный человеку характер15. В работе В.Е.Титова вообще говориться о том, что православие - это неправильная форма мировоззрения, толкнувшая людей на бесплодную растрату сил,16 а В.А.Зоц стремится доказать, что церковь всегда была тормозом в развитии духовной культуры народа.17

В вышедших в СССР исследованиях по истории учебных заведений духовного ведомства дореволюционной России, было принято замалчивать прогрессивные элементы. С чисто партийных позиций при рассмотрении церковных учебных заведений и системы преподавания в них подошел к проблеме С.А.Каменев. Главная задача церковных школ, по мнению Ф.Олещук - защита идей верности самодержавию, распространение религиозности населения, стремление отвлечь массы от революционной

1 Я борьбы10. В 1962 году вышла книга Е.Ф.Грекулова - «Православная церковь - враг просвещения». Автор подчёркивает, что церковь, насаждая религиозную идеологию, стремилась отвлечь учащихся от научных знаний, отгородить от реальной жизни, вместе с тем в работе содержится классификация церковных школ, а также статистические данные о количестве учащихся в них и источниках финансирования. В работах Г.Е.Журавского и А.В.Ососкова рассматривается история образования и

15 Курочкин П.К. Православие и гуманизм. М.,1962; Розенталь Н.Н. Христианство, его происхождение и сущность. М.,1960.;Кольман Э. Православие о вере и знании. М., 1959.

Титов B.C. Православие. М.,1974.

17 Зоц В.А. Духовная культура и православие. М.,1974.

18 Лукин Н.М. Церковь и государство. М.,1924.; Каменев С.А. Церковь и просвещение в России. М.,1930.; Олещук Ф. Борьба церкви против народа. М.,1939. и деятельность школ различных типов.19 Материалы о приходских школах содержатся в коллективном труде «Русское православие: вехи истории»20. Там же представлен традиционный вывод советской историографии о благотворительности, как источнике укрепления авторитета церкви, и миссионерстве, ущемляющем права иноверцев.

Таким образом, большинство трудов указанного периода, отмечая широкую сеть приходских школ и большое количество учащихся в них, в итоге критикуют такой вид образования.

В советский период отношение к церковной благотворительности и попечительству мало чем отличалось от отношения к приходским школам. Исследователи доказывали, что благотворительность выгодна эксплуататорским классам, поскольку она позволяет снизить накал общественной напряжённости и удержать массы от революционной борьбы.21Уже первые работы послереволюционных лет насыщены идеологией и отрицают опыт церковной благотворительности вообще и в годы Первой мировой в частности.22 Лишь в 80-е годы XX века происходит признание опыта гуманитарной деятельности церкви, но с оговорками: а) источник средств для благотворительности - эксплуатация масс; б) такого рода помощь носила чисто символический характер.

Что касается разработки проблематики миссионерского дела Русской православной церкви, то она не получает должного внимания. Так в указанной выше монографии Н.М.Никольского миссионерство

19 Журавский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.; Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М.,1978.

20 Русское православие: вехи истории. М.,1989.

21 Грекулов Е.Ф. Церковь. Самодержавие. Народ, (вторая половина XIX- начало XX века). М.,1969.; Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. М.,1969.; Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 годов. М.,1984.

22 Кандидов Б. Церковный фронт в годы первой мировой войны. М.Д929.; Эльвин Э. Церковь и война. (1914-1918) М.,1934.

23 Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов (X век -1917 год). Минск,1984.; Мануйлова Л.Е. Церковь и верующие. М.,1981. характеризуется как способ колонизации, русификации и насильственной христианизации к 1917 году так и не завершённый.

В целом внимание исследователей этого периода сосредоточилось на истории христианизации окраин империи и оппозиционных христианству конфессий.24

Таким образом, отличие советского периода от досоветского в изучении истории Русской православной церкви будет состоять в том, что преобладающими станут работы с негативной, антицерковной направленностью изложения, в то время как историография начала XX века указывала и положительные, и отрицательные стороны жизни церковного прихода, стремясь этим улучшить его деятельность.

С конца 80-х годов XX столетия изменяется отношение государства к Русской православной церкви. Переломным событием стала дата - 1000-летие Крещения Руси, что нашло отражение в содержании исследований.25

Зарубежная историография, получившая доступ к отечественному читателю, являлась отражением господствующей идеологии. Так работа Льюиса Д., изданная в 1966 году, раскрывает коренную противоположность марксистско-ленинской философии и религиозной идеологии.26

В годы перестройки появляются публикации, исходящие из иных идеологических установок.27

24 Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930.; Чёрная М.П. Роль христианизации в русской колонизации XVII-XIX века// Американский и Сибирский фронтир.; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.,1978.; Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М.,1969.; Белов A.B. Секты. Сектантство. Сектанты. М.,1979.; Митрохин JI.H. Баптизм. М.,1974.

25 Русская Православная церковь 988-1988: очерки истории. М.,1988.; Христианство и Русь. М.,1988.; Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. М.,1989.; Царевкий А. Значение Православия в исторической судьбе России. JI.,1991.; Русская Православная церковь: альбом. М.,1990.; Шнеман А. Исторический путь Православия. Париж, 1989.

Льюис Д. Наука, вера и скептицизм. Пер. с англ. М.:Прогресс,1966.

27 Хопко Фома. Основы православия. Пер. с англ. Минск, 1991.; Эллис Джейн. Русская православная церковь: согласие и инакомыслие. Пер. с англ. Лондон, 1990.

Заметным событием для последнего десятилетия стало издание труда канадского профессора Д.В.Поспеловского, опирающегося на богатый фактический материал из российских и зарубежных архивов по истории Русской православной церкви в XX столетии, о её патриотической деятельности в годы войны и начавшемся возрождении. Однако автор сосредоточился на проблеме политических отношений между государством и церковью. Анализируя реформаторские устремления епископата провести реформу церкви, в том числе восстановить автономию и широкое самоуправление прихода, как основной ячейки соборности церкви, он приходит к выводу, на основе «Отзывов епархиальных архиереев» и «Прибавления» к ним, составленных как ответ на предложения В.К.Победоносцева прислать в Синод записки о положении церкви, что зачислять епископат начала века в реакционеры будет грубейшей ошибкой. Д.В.Поспеловский также пытается ответить на вопрос, почему цвет русской мысли обратился к православию, но не нашёл понимания у светской власти, управляющей церковью.

После падения советской государственно-политической системы новая власть не смогла предложить консолидирующей общество идеи. Поэтому последнее, во многом эмпирическим путём, стало возвращаться к старой, возможно не идеальной, но проверенной системе жизни и воспитания, основанной на православных традициях. Эти процессы получили своё отражение в региональных исследованиях.

В кандидатской диссертации А.Е.Басалаева после экскурса в историю школы вообще приводится классификация церковно-приходских школ и раскрывается система контроля, а затем, на статистическом материале, показана система церковных школ, численность и уровень

28

Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М.,1995. преподавательского состава в Забайкальской области. В главе «Начальное и духовное образование (1861-1917 гг.) кандидатской диссертации Л.Н.Харченко отмечается, что приходские школы и школы грамоты начинают создаваться после указа 13 июня 1864 года и за счёт своей дешевизны получают распространение, позволяя снизить проблему всеобщего начального образования. В работе также указывается, что из-за ряда проблем, недоработок, этот тип школ не мог в полном объёме выполнять свою миссию.

Не скрылась от глаз исследователей, как светских, так и духовных, проблема благотворительности. В материалах, вышедших в начале 90-х годов, раскрывается история благотворительности, даётся её характеристика, приводятся примеры.30

Современный анализ благотворительной деятельности православной церкви предложен в диссертации А.Д.Пашенцева.31Автор раскрывает сущность христианской концепции милосердия, представляет систему общественного призрения, сложившуюся в России во второй половине XIX века, и место православной церкви в ней, указывает уровни и формы приходской и монастырской благотворительности. Однако, выводы работы . не совсем благоприятные для церкви: 1) весомый вклад в дело призрения, по мнению автора, вносили лишь те попечительства, во главе которых стоял настоящий подвижник христианского дела; 2) церковь не всегда адекватно откликалась на народные нужды.

Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884-1917 гг.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Иркутск,2000.

ЗА

Власов П. Обитель милосердия. М.,1991.; Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.,1993.; Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности.// На пути к свободе совести. М.,1989.

31 Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской православной церкви П половины XIX - начала XX в.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. М.,1995.

Подвергнута историческому анализу, с указанием положительных моментов и недостатков, социальная деятельность православия в XIX веке в диссертации С.Г.Зубаноной.32

Проблемы миссионерской деятельности исследовала А.А.Ипатьева. Автор пришла к выводу, что государство и церковь тесно взаимодействовали, стремясь все народы России связать единой идеологией - православием. Для выполнения этой цели государство выделяло приличные суммы Дальневосточной епархии. Работа содержит анализ организации миссионерской деятельности на Дальнем Востоке.

Самарские исследователи обращались к отдельным сторонам церковной истории: жизнеописания подвижников православной церкви, история церквей и монастырей, выходили книги разъясняющие основы веры, терминологию и обряды.34

В диссертационном исследовании А.В.Мендюкова рассматриваются проблемы социального положения и деятельности православного духовенства в политическом, хозяйственно-экономическом и культурном аспектах. Анализируется процесс трансформации положения Русской православной церкви в условиях быстрого развития капиталистических отношений, её деятельности в этих условиях, а также влияния на неё государственной власти и верующих.35

32 Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века.: Автореферат дис. на соискание учёной степени к. и. н. М.,1995.

33

Ипатьева A.A. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Красноярск, 1999.

34Подвижники Самарской земли. Самара., 1995.; Православие. Самара,1992.; Радченко О.И. Православные монастыри Самарского края во П половине XIX - XX вв.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Самара, 1997.; Зубова О. Огудина Н. Об истории Николо - Софийской церкви в г. Самаре. Самара, 1998.

35 Мендюков A.B. Русская православная церковь в Среднем Поволжье в 1894-1917 годах.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Самара, 2001.

В работах поволжских авторов по истории дореволюционного образования можно выделить труды, в которых основное внимание уделено министерским и земским школам, а также характеристике уровня развития образования и грамотности в среднем по региону и стране.36 Работы церковных деятелей посвящены различным аспектам деятельности церковной школы. Публикации первой и второй групп снабжены обширным статистическим материалом.37

Особняком стоят труды О.С.Струкова, но они: а) содержат статистический материал по грамотности в целом; б) не дошли до массового читателя, так как являются рукописями.

Работы постсоветского периода продолжают рассматривать образовательные учреждения в целом.39

Первые труды по миссионерской тематике появились уже в конце XIX столетия. Монах Самарского Никольского монастыря Арсений описал пребывание сектантского наставника в Самарской тюрьме и его рассказ об идеологии, морали, нравах, быте сектантов села Орловки. 40О семейном воспитании, религиозных исканиях и принятии в итоге баптизма, рассказывает житель села Андросовки Николаевского уезда

3/i

Краткий отчёт о состоянии начального образования в Самарской губернии за 1904 год. Самара, 1905. Есть отчёты и по другим годам.; Преображенский П. Рост народного образования в Самарской губернии со времён крестьянской реформы (за 50 лет).// Известия Самарского общества народных университетов.,1911. Т.5.

37 Матюшенский А. Церковно-приходские школа Самарской епархии за 50 лет её существования (1851-1901). Статистика. Самара, 1901.; Образцовая школа при Семинарии.// Самарские Епархиальные Ведомости, 1898, № 8.

38 Струков О. С. Учебные заведения в Самаре и Самарской губернии. Рукопись. ОРК Областной научной биб-ки. Куйбышев, 1972. ; Струков О.С. Грамотность населения России, Самары, Самарской губернии. Рукопись. ОРК Областной научной биб-ки. Куйбышев, 1971.

39

Борщева О. Образовательные учреждения г. Самары в 19-м столетии.// Алабинские чтения. Самара, 1995.

40 Беседчики Самарской епархии. Б.м. Б.г.; Из мира старообрядчества.// Самарская газета, 1889, 6-7 сен.; Арсений. Лжехристы монтано-молоканские: Иван Григорьев и Григорий Верещагин. М.,1891.

Ф.Носков.41Популярной была тема истории Иргизских раскольничьих общин. Так в исторических очерках, Д.Л.Мордовцев рассказывает о борьбе царизма против Иргизских монастырей и вольных общин, в итоге ведущей к их полному исчезновению. Причину раскола он видит в протесте против московской власти. Впоследствии эту тему в своих трудах будет развивать М.Н.Тихомиров.42

Статьи, опубликованные в советский период, имеют ярко выраженный антицерковный характер. Так В.Проскуров, рассказывается о некой Гале, которую церковники заманили в лоно церкви, воспользовавшись её несчастьем. Общее отношение к Православной церкви выражено статьями А.Лебедева «Их знамя - корысть и нажива» и М. Барыкина «Истуканы».43

Выходившие в 1990-е годы публикации нередко заинтересовывают, , нежели оберегают от идей сектантства. Хотелось бы, чтобы о православных священниках и семинаристах писали так же, как Ю. Ясько о мормонах: «Они вносят свою религию в дома и сердца людей, в любую непогоду выходят на улицы нашего города, ведут беседу с людьми, приходят в дома, чтобы подарить книгу Мормона, а самое главное - для общения с нами».44 А в публикации Н.В.Щелгунова можно прочитать о молоканах, как о людях мысли и убеждения, находящихся на более высокой нравственной ступеньке, нежели православные 45

41 Носков Ф. Автобиография и исповедь сектанта.// Баптист ,1911. № 27.

42 Мордовцев Д.Л. Последние годы Иргизских раскольничьих общин Исторический очерк.// Мордовцев Д.Л. Собр. Соч. Т.21. СПб.,1901.; Тихомиров М.Н. Иргизские монастыри: из истории старообрядческих монастырей на реке Иргизе.// Тихомиров М.Н. Самара в моей жизни. Самара., 1994.

43Проскуров В. Чтобы встать в полный рост.// Волжская заря, 1970, 28 апр.; Барыкин М. Лёгкая добыча.// Волжская коммуна, 1965, 5 мар.; Лебедев А. Их знамя - корысть и нажива.// Волжский комсомолец., 1960, 8 апр.; Барыкин М. Истуканы. // Волжский комсомолец, 1961,2 дек.

44 Ясько Ю. Мормонам нравятся самарские пироги, самарским девушкам нравятся мормоны.// Волжская заря, 1994,27 дек.

45 Щелгунов Н.В. Каким богам молились самарцы? // Самарские известия, 1999,24 авг.

В этот же период стали появляться работы по истории Самарской епархии, содержащие, прежде всего, фактический материал 46

Анализ историографии показывает, что интерес к изучению различных аспектов деятельности Русской православной церкви никогда не угасал, однако всё ещё остаётся много «белых пятен». Необходимость освоить и изучить «окраинные» земли или осветить деятельность центрального аппарата, привела к тому, что к внутренним территориям, каковой является Самарская епархия, внимание стало ослабевать. В итоге, православный приход, составляющий основу самой многочисленной религиозной конфессии страны, не получил должного освещения в трудах исследователей.

Уровень разработанности темы позволяет ставить вопрос о необходимости её дальнейшего изучения.

Цель исследования: на основе комплексного анализа архивных и опубликованных источников, исследовать сущность и методы основных направлений социально-гуманитарной деятельности православного прихода.

Исходя из цели, определены следующие задачи исследования: ¡.Исследовать механизм функционирования церковного попечительства и благотворительности, установив место прихода РПЦ в системе благотворительных организаций;

2.Показать роль православной церкви вообще, и православного прихода в частности, в распространении образования, охарактеризовать имеющиеся типы начальных школ, выявив отличия в их работе, а также описать систему и проанализировать качество подготовки преподавательского состава в церковноприходских школах;

46 Из истории Самарской епархии. (1850-1990).// Волжская коммуна, 1990, 22 дек.; История Самарской епархии в некоторых цифрах.// Красноярские новости, 1991, №3.

3.Раскрыть методы защиты христианского населения региона от раскольническо - сектантских элементов; определить структуру миссионерской сети в крае, указав формы и содержание этой работы на уровне прихода.

Объект исследования - приход Русской православной церкви.

Предмет исследования - социально - гуманитарные аспекты деятельности прихода Русской православной церкви, определяемые следующими направлениями:

- попечительство о бедных духовного звания и сиротах, организация благотворительности и определение категорий населения, которым такая помощь оказывалась;

- образование - начальное образование, подготовка преподавательского состава приходской школы, его уровень и финансовое положение, библиотечная сеть;

- организация миссионерства и его результаты.

Территориальные рамки исследования охватывают Самарскую Епархию, в границах определённых 19 декабря 1850 года. ( Современная территория Самарской области, части Волгоградской, Саратовской и Оренбургской областей.)

Хронологические рамки исследования ограничены 90-ми гг. XIX века -февралём 1917 года. В это время оформляется новый взгляд на определение функциональных обязанностей и место прихода в жизни общества, что приводит к активизации его деятельности.

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы, так как впервые предпринята попытка изучения социально-гуманитарной деятельности православного прихода конца XIX - начала XX вв. В ней проанализированы основные аспекты данной проблемы: определены механизмы церковного попечительства и благотворительности, установлено место прихода РПЦ в системе благотворительных организаций. Подробно исследованы вопросы начального образования в приходских школах. Раскрыты методы защиты христианского населения региона от раскольническо-сектантских элементов. Анализ количественных показателей позволил оценить качество образования в приходских школах, проанализировать состояние преподавательского состава, дать оценку миссионерской деятельности в самарской епархии. При этом в научный оборот вводится значительная часть новых источников. В диссертации содержатся выводы о значимости работы, выполняемой православным приходом.

Методологическая база исследования строится на принципах: историзма, объективности и рационализма. Деятельность прихода изучается в связи с объективным ходом исторического развития, путём выявления особенностей и тенденций. Используется также ретроспективный метод, позволяющий осветить активность прихода и церкви в целом в какой-либо момент или акцентировать внимание на изменившихся условиях существования.

Методы исследования определялись характером работы и предстали в следующем виде: описательно-исторический, сравнительно-исторический, статистический и демографический.

Источниковую базу исследования, условно, можно разделить на три большие группы: 1) официально-документальные материалы; 2) рабочие дневники приходских священников и источники, содержащие статистические сведения; 3) материалы периодической печати.

Первая группа - законодательные акты: указы, распоряжения, повеления, инструкции Его Императорского Величества и Святейшего Правительствующего Синода, уставы и правила обществ находящихся в структуре православной церкви, представлены в Полном собрании законов

Российской империи (1881-1913 гг.), уставах «Церковно-приходских школ» и «Школ грамоты» (1884 и 1891 гг.), правилах «Об устройстве внутренней миссии». Знакомясь с ними, можно судить о том, какими положениями руководствовалось Самарское духовенство на практике, в них определены функции и компетенция органов церковного управления. При этом учитывалось, что сами по себе нормативные акты не могут дать целостного представления о гуманитарных аспектах в деятельности православного прихода. Поэтому к первой группе примыкают материалы делопроизводства - внутриведомственная переписка, донесения, прошения, акты, рапорты, инструкции, журналы заседаний Самарской Духовной Консистории и журналы съездов духовенства Самарской епархии сессий 1912-1917 гг., ежегодные отчёты Епархиального Преосвященного, отчёты о деятельности приходских попечительств и православных братств, отчёты антисектантских и антираскольничьих миссионеров. Все эти документы можно разделить на две подгруппы: а) документы, исходящие из приходских общин и благочинных; б) документы, исходящие из Духовной Консистории и Святейшего Правительствующего Синода (документы в лучшей сохранности, чем подгруппа «а»). Данные источники позволяют раскрывать ход решений различных вопросов, объясняют причины тех или иных действий священнослужителей православного прихода. Материалы официального делопроизводства широко представлены в региональных архивах. В Государственном Архиве Самарской Области: Фонд 32 -Самарская Духовная Консистория и Фонд 356 - Канцелярия епископа Самарского и Ставропольского представлены законодательные акты: указы, распоряжения, повеления, инструкции Его императорского Величества и Святейшего Правительствующего Синода по Самарской епархии, а также рапорты и отчёты благочинных округов и приходского священства, представленные на рассмотрение Его Преосвященства Преосвященнейшего

Епископа Самарского и Ставропольского и Духовной Консистории; Фонд 40 - Самарское епархиальное попечительство; Фонд 776 - Самарский епархиальный училищный совет, Фонд 208 - Самарский епархиальный миссионерский совет, содержат: а) уставы и правила осуществления соответствующих социально-гуманитарных аспектов приходской жизни, б) ведомости и отчёты приходских попечительств, нравственных обществ, церковно-приходских школ и школ грамоты, православных миссионерских обществ и епархиальных миссионеров.

Доклады и отчёты, подобно любому другому документу, составленному должностным лицом, несут в себе элементы апологетичности, однако сопоставление названных документов с данными из других источников позволяют судить о действительном состоянии гуманитарных аспектов в приходской жизни.

Вторая группа - рабочие дневники приходских священников и источники, содержащие статистические сведения - историко-статистические описания приходских школ, таблицы в годовых отчётах. Статистические данные содержат объективные факты о положении дел в различных направлениях приходской жизни, о количестве школ и учащихся, их реальном обеспечении, числе уклонившихся в раскол и присоединившихся к православию, конкретные суммы, переведённые или полученные православным ведомством, а также его структурами. В то же время, анализируя статистические сведения по грамотности населения России, необходимо обращать внимание на одну важную деталь: в русской статистике до начала XX века, в частности при переписи населения 1897 года, процент грамотности определялся для всего населения, включая новорождённых, и лишь позднее, уровень грамотности стали определять для населения от 9 до 45 лет, т.е. для той его части, которая может быть полностью грамотной при всеобщем начальном обучении. (Этот ценз впоследствии будет принят и в советской статистике.) Материалы по данной группе нашли отражение в: Фонде 310 - Самарская женская и мужская воскресные школы; Фонде 311-2-е женское приходское училище; Фонде 1 - Самарское Губернское правление и Фонде 3 - Канцелярия Самарского губернатора Государственного Архива Самарской Области и в Архивном отделе мэрии г. Тольятти: Фонд 7 - Ставропольская учительская семинария, Фонд 26 - Ставропольская второклассная женская церковноприходская школа. Документы и материалы этой группы дают возможность оценить реальный вклад РПЦ в решение задач всеобщей грамотности и защиты интересов православной церкви осуществляемой путём миссионерской деятельности.

Документы Государственного Архива Российской Федерации: Фонд 990 - Мансуров П.Б., Государственного Архива Саратовской Области: Фонд 809 - Николаевское епархиальное женское училище, Фонд 838 -Вольское 2-е епархиальное женское училище, помогают разнообразить и дополнить исследование материалами по проблемам церковно-школьного образования, а Фонд 865 - Саратовский епархиальный комитет всероссийского православного миссионерского общества, по вопросам миссионерского движения.

Ценным источником, несмотря на отсутствие единых стандартов и субъективизм, свойственным, быть может, не только этой группе, являются миссионерские дневники приходских священников. Они свидетельствуют об отношении раскольников и сектантов к религии, их религиозности, основах веры, раскрывают отношение к православию. (Дневники А.Паусткова, М.Тоцкого и др.)

Данные, составляющие 2 группу, носят фрагментарный характер. Причиной этому служат два фактора: а) субъективный - добиться регулярной отчётности со стороны причтов приходских церквей, представлялось сложной задачей для епархиального руководства; б) объективный - плохая сохранность документов.

Третью группу источников составили центральные и местные периодические издания. Среди них «Самарские епархиальные ведомости», «Вестник благотворительности», «Церковно-приходская школа», «Миссионерский сборник», «Миссионерское обозрение».

Особенно богатый, даже в какой-то степени уникальный материал по истории самарских церквей и церковно-приходских школ, развитию приходской системы попечительства и благотворительности содержится в «Самарских Епархиальных Ведомостях», которые начали издаваться с 1 января 1867 года. «Ведомости» состоят из двух частей. В официальной части публикуются указы Св.Синода, известия по общецерковному управлению, распоряжения местного епархиального руководства. В неофициальной части опубликованы статьи, отражающие различные стороны церковной жизни. В большинстве своем это труды местного духовенства по устройству православной церкви, по успешной проповеди слова Божьего, здесь же содержатся отчёты епархиального училищного и миссионерского советов, эмеритальной кассы, имена попечителей и жертвователей. Роль этого издания заключается в том, что в нём разрабатывались вопросы, имеющие значение в местной епархиальной жизни.

Не уступают по значимости материала, а по качеству иногда превосходят, из-за своей специфики, епархиальные ведомости, специализированные православные издания: «Церковно-приходская школа», «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник». Последний, в частности, ставил своею целью, служить интересам Св.церкви Христовой в её борьбе с расколом старообрядчества, русским сектантством рационалистического и мистического направлений. Сборник, объединяя лучшие рабочие силы по специальным вопросам миссионерства, стремился сплотить духовенство и всех ревнителей православия в деле защиты Святой веры Христовой. Журнал «Церковно-приходская школа», ставил своей целью, распространение среди русского общества сведений о возможно правильном установлении воспитания и образования в школе и семье. Журнал содержал материалы, обосновывающие необходимость церковной школы, публиковал статьи по теории и методике преподавания различных дисциплин, совершал экскурсы в историю церковного образования. К недостаткам таких изданий следует отнести слабое внимание к региональным аспектам деятельности.

Вышеперечисленные источники, составляющие в совокупности единое целое, позволяют создать прочную научно-исследовательскую базу и решить поставленные в диссертационном исследовании вопросы.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в процессе создания новых учебных пособий как по истории церкви и культуры развития региона, так и для создания обобщающих трудов на эти темы. Работа может применяться в лекционных курсах и спецкурсах по истории церкви и Самарского краеведения. Богатый опыт православной церкви в области благотворительности, её форм и методов, может быть востребован современным обществом для решения практических задач, особенно привлекающих к себе внимание в связи с необходимостью снизить социальную напряжённость.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Отечественной истории Самарского Государственного Педагогического Университета. Положения и выводы диссертационного исследования апробированы на научных конференциях: V и VI «Ивановских чтениях» в Самарской Духовной семинарии, научных чтениях молодых учёных на

26 кафедре Истории Отечества СамГПУ, а также изложены в научных публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Филиппов, Сергей Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Церковь, по своей сути ориентированная на стабильность, на сохранение существующего положения, с трудом принимала необходимость реформ. Ломка старого быта, конечно, оказывала сильнейшие воздействия на все стороны жизни, но особенно это коснулось церкви: неверие становилось нормой жизни, а клир всё более «очиновничивался». На рубеже Х1Х-ХХ веков, церковь стала отражением проблем волновавших общественное сознание: проблема народного образования (приходская школа как источник грамотности), проблема равенства (межконфессиональное и сословное), проблема общественного самоуправления (в том числе в приходе) и проблема демократизации (свободный доступ в духовное сословие). Реальные проблемы церкви: христианская любовь, свобода, веротерпимость часто оставались незамеченными. Православию приходилось совмещать несовместимое: капиталистический индивидуализм, выражающийся в личной наживе за счёт других, и христианскую добродетель, любви к ближнему своему.

Положительный вклад, внесённый РПЦ в жизнь и переустройство общества, способность подняться до понимания необходимости преобразований и не препятствовать им, являются главным условием преодоления устоявшегося стереотипа, что церковь не сможет смыть с себя ярлыки реакционера, консерватора, противника науки.

Русская православная церковь всегда, с момента своего образования, по мере сил и возможностей, принимала участие в распространении грамотности. В этом её под держивало государство, имевшее свой интерес в том, чтобы начальное образование было религиозно-нравственным. Вера в «Бога, Царя и Отечество» должна была усваиваться чуть ли не с молоком матери.

К началу XX столетия, так и не была создана общегосударственная система народного образования. В этот период церковные школы «конкурировали» со школами разных типов: министерскими, земскими. И те, и другие создание своей собственной системы, по сути, начинали с «ноля», и определить, какая будет лучше, не представлялось возможным. Правда, у церкви было несколько преимуществ, или «плюсов». Во-первых: разветвлённая сеть приходов; во-вторых: более или менее грамотные священнослужители, в этих самых приходах, которые станут основой первоначального распространения грамотности, в третьих; большая часть населения страны жила в небольших сёлах, отстоящих друг от друга, особенно с позиции ребёнка-ученика, на значительном расстоянии и создавать в таких условиях, в каждом селе, школу Министерства Народного Просвещения, было делом проблематичным; в четвёртых: школы ведомства православного исповедания принимали детей разных сословий и вероучений, а также вели совместное обучение мальчиков и девочек. Отметим, что в них часто обучали практическим навыкам необходимым в жизни (на пришкольных огородах обучали правильному ведению сельскохозяйственных работ, в мастерских столярному и слесарному делу и т.п.), да и население к этому типу школ относилось довольно доброжелательно.

Приходские школы сталкивались в своей деятельности с теми же трудностями, что и школы других ведомств: финансирование, подбор школьных зданий и преподавателей, проблемы с учебными пособиями.

Церковно-школьное начальство постоянно стремилось улучшить качество обучения. Это проявилось первоначально в устройстве учительских курсов, потом в создании специальных классов при двухклассных ЦПП1, и наконец, в появлении церковно-учительских школ и семинарий. Стремление к улучшению образования видно также в качественно-количественном соотношении различных типов школ. Сначала преобладали школы грамоты, которые к концу первого десятилетия XX века практически исчезнут, и их место займут одноклассные церковноприходские школы с 2-х летним сроком обучения, который буквально через несколько лет составит уже 4 года, что будет соответствовать стандартам начального образования в стране. Церковь также развивала сеть двухклассных церковно-приходских школ. В конечном итоге вряд ли кто будет спорить с тем, что качество образования зависит не от типа школы, а от конкретного учителя.

Вопреки распространённым в более поздние времена утверждениям, школы ведомства православного исповедания не были оторваны от жизни. Их выпускники, как и выпускники других типов школ, поступали в учебные заведения более высоких ступеней, могли изменять свой социальный статус. Таким образом, православная церковь вносила свой вклад в решение проблемы всеобщего образования. Годы спустя по тому же пути, но уже без церкви, страна пройдёт ещё раз.

Изучаемая эпоха, с точки зрения деятельности прихода, была наполнена не только стремлением к грамотности. Большие перемены в жизнь церкви внесло изменение законодательства о религиозных культах, однако обстановка веротерпимости в среднем Поволжье в целом сохранилась. Произошло это благодаря гибкой политике светской власти, дозволявшей существование различных религиозных конфессий и никогда жёстко не встававшей в вопросах веры на букву закона, а также благодаря ведомству православного исповедания, оказавшегося способным достаточно быстро оценить и приспособиться к сложившейся ситуации. Примером последнего могут служить господствовавшие настроения на Миссионерских съездах: от преследования и уничтожения всякого раскола и сектантства самыми жёсткими методами с помощью государства, до возможности мирного существования, сближения с раскольниками и понимания того факта, что надеяться в своей деятельности можно только на себя. Всё это смягчало формы и методы воздействия православной церкви на инаковерующих.

Многие оценивают миссионерскую деятельность ведомства православного исповедания как скромную и даже как неудовлетворительную. Такое происходит от того, что во внимание берётся только одно направление - присоединение иноверцев. И это в определённой мере верно, так как до 1905 года, закон и государство были полностью на стороне православия, а секты и раскол «вне закона». Однако, учитывая, во-первых: распространённость православия в количественном отношении, а во-вторых: психологию человека, для которого «запретный плод сладок», следует признать, что направление, обозначенное как «охрана православных чад», в рассматриваемый период, становится более ценным.

Благодаря миссионерам, священникам и просто прихожанам глубоко убеждённым в правильности своих взглядов, стремящихся преобразовать духовную, сущность человека, изменить его нравственное содержание деятельность православного прихода, деятельность православной миссии в Самарской Епархии, в качественном и количественном отношении, следует признать вполне удовлетворительными.

К началу XX века стала складываться, но не успела оформиться, новая социальная концепция православия. Церковь и ранее выступала как благотворитель, опираясь на христианское учение о милосердии и любви к ближнему. В основе благотворительности всегда лежали средства собираемые с населения и добровольные пожертвования. Накапливая, таким образом, богатства, в годы кризисов церковь приходила на помощь населению. Теперь же, она не только стала одной из составляющих системы общественного призрения, а благодаря нескольким десяткам тысячам приходов, охватывающих всю страну, выступила в качестве организатора

194 социальной помощи. Имея чётко отлаженный механизм для сбора пожертвований, первоосновой которого являлся церковный приход, православное ведомство готово было рассмотреть, а затем и оказать помощь любому обратившемуся к нему ведомству или обществу. Естественно, что она сама не устранялась от создания и руководства разнообразных благотворительных комитетов и советов.

Реальная отдача церковного прихода не всегда и не везде достигала поставленной духовным ведомством цели. Вместе с тем предпринимались искренние попытки совершенствования общества и роста благосостояния граждан. Это было особенно важно в условиях скептического отношения к духовенству. Современный гуманизм был бы невозможен без христианства, которое, не вмешиваясь в конкретные формы социально-экономических отношений, влияет на самые источники человеческих побуждений - делает их чище, возвышеннее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Филиппов, Сергей Анатольевич, 2002 год

1. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ):

2. Фонд-990 Мансуровы. Государственный Архив Самарской Области (ГАСО):

3. Фонд-809 Николаевское епархиальное женское училище. Фонд-838 Вольское 2-е епархиальное женское училище. Фонд-865 Саратовский епархиальный комитет

4. Всероссийского православного миссионерского общества. Архивный отдел мэрии г. Тольятти:

5. Фонд-7 Ставропольская учительская семинария Фонд-26 Ставропольская второклассная женская церковноприходская школа

6. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ:

7. Ведомости последовательного распределения увеличения числа учительского персонала. Самара. Б.г.

8. Журналы съезда духовенства Самарской епархии сессии 1912-1917 гг. Самара, 1912 .

9. Инструкции наблюдателям церковноприходских школ. Самара, 1890.23 с.

10. Краткий отчёт о состоянии начального образования в Самарском уезде за 1904 гражданский год. Самара, 1905. 114 с.

11. Отчёт Самарского епархиального наблюдателя о состоянии церковноприходских школ Самарской епархии в 1912-1913 гг. Самара. 1914.

12. Российское законодательство. Х-ХХ вв. М.,1989. Т. 7. Свод Законов Российской Империи. СПб. 1906.

13. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

14. Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884-1917 гг.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Иркутск,2000.

15. Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века.: Автореферат дис. на соискание учёной степени к. и. н. М. 1995.

16. Ипатьева A.A. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX начале XX вв.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Красноярск, 1999.

17. Мендюков A.B. Русская православная церковь в Среднем Поволжье в 1894-1917 годах.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Самара,2001.

18. Пашенцев Д. А. Благотворительная деятельность Русской Православной церкви II половины XIX начала XX в.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. - М.,1995.

19. Радченко О.И. Православные монастыри Самарского края во II половине XIX XX вв.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Самара, 1997.;1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:1. Баптист. 1911 № 27;

20. Вестник Воспитания. 1906 № 1;

21. Вестник благотворительности. 1899 № 1;

22. Журнал Московской патриархии. 1956 № 7;

23. Известия Самарского общества Народных Университетов. 1911 Т. 5;

24. Исторические записки. 1951 Т. 37;

25. Красноярские новости. 1991, 3 окт; 1998, 26 авг.

26. Миссионерский сборник. 1905 № 1, 2, 4 6; 1911 № 3; 11; 1913 № 3, 7, 8;

27. Миссионерское обозрение. 1896 №1, И; 1908 № 1-6, 12; 1912 № 1, 2;1. Новый путь. 1904 № 8;

28. Православный благовестник. 1899 Т. 3.

29. Прибавления к церковным ведомостям. 1916 № 1-52;

30. Русский вестник. 1900 № 2, 3;

31. Русское богатство. 1897 № 12; 1903 № 7;

32. Рязанские епархиальные ведомости. 1916 № 15, 16;

33. Самарская газета. 1899, 6-7 сен.;

34. Самарские Епархиальные ведомости. Н.ч. 1896 № 8; 1897 №1,3, 8, 9, 10,22; 1898 № 2, 3, 8; 1904 № 2, 5, 6, 9, 12; 1908 № 3, 13; 1914 № 6, 19, 20,22, 23; 1916 №24

35. Самарские известия. 1999, 24 авг.;

36. Трудовая помощь. 1903 № 10; 1907 № 2;

37. Церковно-общественный вестник. 1913 № 9;

38. Церковно-приходская школа. 1893 № 1-4; 1894 № 11; 1898 № 1; 1899 №11;

39. Церковь и общество. 1916 № 1. ЛИТЕРАТУРА:

40. Айвазов И. Новая вероисповедальная система нашего государства.// Миссионерское обозрение, 1908, № 6-8.

41. Алфёрова Н. Из дневника учительницы.// Православный благовестник, 1899. Т. 3. № 21-22.

42. Аркадий. Еп. По вопросу о благоустройстве православного прихода. // Рязанские Епархиальные ведомости, 1916, № 15-16.

43. Артемьев И. Беседа беспоповского начетника слепца A.A. Коновалова с австрийским начетником И. В. Шурашевым о незаконности белокриницкой иерархии. // Миссионерский сборник, 1913, № 3.

44. Архангельский Н. Извлечения из статистики церковно-приходских школ. 1903-1907 гг.// Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч.5 1908, № 13, С.530-537.

45. Архангельский H.A. К истории единоверия в Николаевском уезде Самарской губернии. Самара.: Самар. гос. ун., 1923.- 52 с.

46. Беловинский Л.В. К истории православной церкви. М. 1992.-85 с.

47. Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 года.// Трудовая помощь, 1907, №2.

48. Бердников И. Что нужно для обновления православного русского прихода? СПб., 1907.

49. Ю.Беседчики Самарской епархии. Б. м. Б. г.

50. Богачёв Н.П. Область науки и область веры. М.,1907.

51. П.Боголюбов Д. Так что ж нам делать? // Миссионерский сборник, 1905, № 6. С. 493-502.

52. Бонч-Бруевич В.Д. Силы русского клерикализма.// Религия и церковь в истории России. М.,1975.

53. Брыков Ю. Православная церковь и школа: История церквей сёл Красноярского района.// Красноярские новости, 1998, 26 авг.

54. Булгаков А.И. О просвещении народов. Киев. 1904 .

55. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра.,1989.-413 с.

56. Ванчаков A.M. Заметки о начальной церковной школе.// Миссионерское обозрение, 1908, № 3.

57. Варигеев Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность. М.,1982.-189 с.

58. Василий (Преображенский) еп. Можайский. История православной христианской церкви. М.1908.

59. Васильев Н. Сектантство в 1911 году. // Миссионерское обозрение, 1912, № 1. С. 184-189.

60. Введенский А. Виновато ли духовенство в происхождении и развитии русского сектантства. // Миссионерское обозрение, 1912, № 2.

61. Вероисповедный законопроект на обсуждении государственного совета. //Миссионерское обозрение, 1912, № 1.

62. Виновато ли духовенство епархии в происхождении и развитии русского сектантства. //Миссионерское обозрение, 1912, № 2.

63. Владислав (Свешников), протоирей. Александр (Шаргунов), протоирей. О церкви, России, Нравственном мире. Сб. ст. М., 1993.-125 с.

64. Воззвания о пожертвованиях.// Самарские епархиальные ведомости.Н.ч., 1904, № 2, 5, 6, 12.

65. Вострышев М.И. Божий избранник: Крёстный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея России. М.: Современник., 1990.-189 с.

66. Г. К. Отзыв о деятельности русских народных учительниц, высказанный на всемирном педагогическом конгрессе в Чикаго. // Церковноприходская школа. 1893-1894 уч. год., 1893, № 3. С. 158-160.

67. Голубинский Е.Е. О реформе в быте русской церкви. Сб. ст. М.1913. -132 с.

68. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат.,1987.-303 с.

69. Грекулов Е.Ф. Православная церковь враг просвещения. М.: Наука., 1967.- 192 с.

70. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. (II половина XIX начало XX вв.) М., 1969.

71. Гурий. Еп. Самарский. Психологические причины упорства сектантов в своих заблуждениях.//Миссионерское обозрение, 1896, № 11. с.307-312.

72. Гурьев Н.Д. О добре и зле: Заметки православного мирянина. М.1990.-296 с.

73. Дедюхин Б.В. Сердца сокрушенные: Беседы, интервью, очерки о русском православии. Саратов.: Приволжское книжное издательство.,1990.-415 с.

74. Деятельность Попечительских Советов. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1914, № 20., с. 605-625.

75. Дмитревский Д.С. История православной христианской церкви применительно к программе средних учебных заведений. М.: Мин. Нар. Прос. 1918.-296 с.

76. Дудко Д.М. Христос в нашей жизни: Воскресные проповеди. М.: Храм.,1992.-303 с.

77. Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л.: Наука.,1976. -182 с.

78. Журавский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.,1978, -160 с.

79. Закон Божий, как средство нравственного воспитания. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1908, № 21.

80. Петра. КазаньД873. 47.3оц В.А. Духовная культура и православие. М.: Знание, 1974. 40 с. 48.3оц В.А. Православие и культура: факты против домыслов. Киев.:

81. Политиздат Украины.,1986.- 220 с. 49.Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 19051907 гг. М.:Наука.,1984.-224 с. 50.Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. М.:Москва., 1993.-96 с.

82. Иванович В. Из итогов первой всеобщей русской переписи. // Вестник воспитания, 1906, № 1, раздел 3.

83. Ивановия В. Земство и церковная школа. // Русское богатство, 1903, № 7.

84. Из дневника миссионера.// Самарские епархиальные ведомости.Н.ч., 1916. №24.

85. Из истории Самарской епархии (1850-1990)// Волжская коммуна, 1990, 22 дек.

86. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в русской церкви 20-х- 30-х годов XX столетия. их особенности и история. Самара.: Самарский дом печати., 1993.-363 с.

87. История Самарской епархии в некоторых цифрах.// Красноярские новости, 1991, 3 окт.

88. Казанский Д. К вопросу о беседничестве. // Самарские епархиальные ведомости. Н. ч., 1897, № 9. С. 497-502.

89. Каменев Т.А. Старая и новая школа. Свердловск.: Уралкнига., 1925. 84 с.

90. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. М.:Терра., 1994. с. 565.

91. Катков М.Н. О церкви. М. 1905.-140 с.

92. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. 1917). М.: Наука.,1965.- 348 с.

93. Козубовский С.А. Церковь, школа и жизнь. Сб.ст. Сергиев посад.,1908.

94. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М,: Политиздат., 1981.- 96 с.

95. Красников Н.П. Русское Православие: государство и культура. М.: Знание., 1989.-62 с.

96. Краснов Л. Общая миссия духовенства и современное противоалкогольное движение. // Миссионерский сборник, 1913, № 7-8. С. 700-709.

97. Крывелёв И.А. Русская Православная церковь в первой четверти XX века. М.: Знание., 1982.-62 с.

98. Крюкова О. Из дневника учителя Васюхина. // Русское богатство, 1903, № 7, раздел 1.

99. Курочкин П.К. Эволюция современного русского Православия. М.: Мысль.,1971.-270 с.

100. Курочкин П.К. Православие и гуманизм. М.,1962,- 167 с.

101. Лобачёв В.К., Правоторов В.Ф. Тысячелетие русского православия. М.,1988.

102. Лосев С. Школа церковно-приходская, как тип начальных народных школ. // Церковно-приходская школа. 1893-1894 уч. год., 1894, №11.

103. М. С. Взгляд церкви на христианское образование по «молебному пению при начатии учения отроков». // Церковно-приходская школа. 1898-1899 уч. год., 1898, № 1.

104. Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб.,1903.

105. Малахов П. Церковь и общество. // Церковь и общество, 1916, № 1. С.3-8.

106. Менъ А. Православное богослужение: Таинство, слово и образ. М.: Фонд им. А. Меня.,1991.-191 с.

107. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль., 1979,126 с.

108. Мироносицкий И. Об улучшенной постановке миссионерского дела. Казань., 1903.

109. Молоков В.А., Платонов Р.П. Современное православие. Минск.: Беларусь,, 1966.-104 с.

110. Наблюдатель. Второклассные церковные школы в Самарской епархии. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1897, № 8, 9; 1898. № 3.

111. Надеждин К. Православный епископ о переживаемом моменте церковной жизни. // Церковно-общественный вестник, 1913, № 9.

112. Наше дело и его задачи. // Миссионерское обозрение, 1896, № 1.

113. Недетовский Г. Церковно-приходские попечительства. // Вестник благотворительности, 1899, № 1.

114. Несколько замечаний о борьбе с сектантством. // Самарские епархиальные ведомости. Н.ч.,1897, № 3, 22.

115. Н-ий А. Из жизни церковных школ самарской епархии. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1914, № 6.

116. Н-ий А. Отклики войны в церковных школах самарской епархии. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1914, № 23. С.254-255.

117. Никольский А. Отчёт Самарского епархиального наблюдателя о состоянии церковноприходских школ Самарской епархии в 1914-1915 гг. Самара., 1916.- 116 с.

118. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат., 1988.-445 с.

119. Образцовая школа при семинарии. // Самарские епархиальные Ведомости. Н.ч., 1896, №8.

120. Овсянников Е.М. Секта хлыстов. Её история и учение с кратким критическим разбором его.// Миссионерский сборник, 1905, № 1.

121. Папков A.A. Древнерусский приход с древнейших времён до XVIII в. Сергиев Посад., 1897.

122. ЮО.Палков A.A. Начало возрождения церковно-приходской жизни в России. // Русский вестник, 1900, № 2-3.

123. Папков A.A. Упадок православного прихода XVIII-XIX вв. М.,1899.

124. Петров П. Устойчива ли Эмеритальная касса Самарской епархии. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1914, № 23. С. 722-731.

125. П.К. О подготовке учителей для школ церковно-приходских и грамоты.// Церковно-приходская школа. 1893-1894 уч. год., 1893, №2-3.

126. Подвижники Самарской земли: сб. Самара.: МП Кредо., 1995

127. Полетаев Н. О подготовке учителей для школ церковно-приходских и грамоты.//Церковно-приходская школа. 1893-1894 уч. год., 1893, № 2-4.

128. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.: Возрождение. ,Б.г.

129. Ю7.Полунов А.Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века.// Журнал Московской Патриархии, 1993, № 6.

130. Полянский И.В. К вопросу о старообрядцах. // Миссионерский сборник, 1905, №2.

131. Померанцев A.M. Деревенские картинки./Ярудовая помощь, 1903, № 10.

132. Понормова А. О просвещении народной массы. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1914, № 22. С. 681-684.

133. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.-511 с.

134. Правда о сектантах. Сб. Куйбышев.: Кн-ое изд-во., 1959.

135. Православие в СССР: к Ю00-ию Крещения Руси. (По материалам буржуазной печати). М.,1988.-180 с.

136. Православие и русская народная культура. Кн. 1-2. М.: Ин-т антропологии и этнографии. ,1993.

137. Православие. (Как начало просветительно-бытовое, личное и общественное.) М. 1907.-102 с.

138. Православие: в 2-х ч. Самара.: Благовест., 1992,- 47 с.

139. Православие: словарь атеиста. М. 1988.

140. Православная богословская энциклопедия. Т. 1-12. Пг.: Изд-во. А.П.Лопухина., 1900.

141. Православная церковь об экстрасенсах, НЛО, телецелителях и оккультных явлениях. М.,1991.-39 с.

142. Празднование 1000-ие Крещения Руси, Московский Патриархат. М., 1998.-11 с.

143. Преображенский П. Рост Народного образования в Самарской губернии со времён крестьянской реформы (за 50 лет) // Известия Самарского общества Народных Университетов., 1911. Т. 5. с. 1-4.

144. Противосектантская миссия на IV Всероссийском Миссионерском Съезде. // Миссионерское обозрение, 1908, № 12.

145. Ш.Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. // Исторические записки. М. 1951. Т. 37.

146. Религия, общество и государство в XX веке. М.,1991. 144 с.

147. Ремезов М. О способах полемики с сектантами мистического характера.// Миссионерский сборник,1913, № 7-8. С. 672-684.

148. Розанов В.В. Русская церковь. Дух. Судьба. Очарование и ничтожество. Главный вопрос. СПб. 1909.

149. Рокова Г. Причины разложения средней школы. // Вестник воспитания, 1906, № 1, раздел 1.

150. Романов JI.H. Музыкальное искусство и Православие. Л.: ГМИРИА., 1989.-120 с.

151. Рудаков А.П. История Христианской Православной церкви. СПб. 1910.232 с.

152. Рункевич С.Г. Великая Отечественная война и церковная жизнь в 19141915 гг.// Прибавления к церковным ведомостям, 1916, № 1-52.

153. Русская Православная Церковь. М., 1980.-225 с.

154. Русская Православная Церковь: альбом. М., 1990.-216 с.

155. Русская Православная Церковь: очерки истории, 1917 1988 гг. М.,1988.-112 с.

156. Русская Православная Церковь: устройство положение, деятельность. М.,1958.-245 с.

157. Русское Православие: вехи истории. М.: Политиздат., 1989.-719 с.

158. С. Г. К. Самарская Епархиальная богадельня имени Императора Александра 1П- го.// Самарские Епархиальные ведомости. Н.ч., 1897,№ 9. С.371-384.

159. Сбор пожертвований: в неделю о слепом.// Самарские епархиальные ведомости. Н. ч., 1897, № 9.

160. Сбор пожертвований: вещей и утвари в Рижскую епархию.// Самарские епархиальные ведомости. Н. ч., 1897, № 1.

161. Святой Кирилл Александрийский, как обличитель старообрядческих заблуждений. // Миссионерский сборник, 1905, № 4-6.

162. Сквозников А. О вознаграждении народом своих пастырей. // Миссионерское обозрение, 1912, № 1. С. 100-110.

163. Скворцов В.М. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства. Киев, 1897.

164. Смирнов Е.К. Очерк исторического развития и состояния русской православной миссии. СПб., 1904.

165. Смирнов М. Наше отношение к нищим. Частная и общественная благотворительность. // Самарские епархиальные ведомости. Н. ч., 1897, № 8. С. 329-341.

166. Смирнов П.А. История Христианской Православной церкви. СПб. 1907,277 с.

167. Современное неверие и христианское воспитание.// Миссионерский сборник, 1911, № 3. С. 167-172.

168. Социальные идеи христианства в XIX веке: сб. обзоров. М.: ИНИОН.,1989,- 114 с.

169. Струков О.С. Грамотность населения России. Куйбышев, 1972. 11с.

170. Струков О.С. Учебные заведения в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев, 1972,- 38 с.

171. Титлинов Б. Общественная реформа.// Церковь и общество, 1916, № 1. С. 2-4.

172. Титов В.Е. Православие. М.: Православие., 1967.-336 с.

173. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: ГУП. Облиздат, 1998.-672 с.

174. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 1998.-592 с.

175. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.: ГУП Облиздат, 1999.616 с.254

176. Трезвость. // Самарские Епархиальные ведомости. Н. ч., 1914, № 20, С.653-654.

177. Уманский С. Два важных вопроса из области церковных отношений к сектантству.//Миссионерское обозрение, 1912, № 2. С. 261-264.

178. Фёдоров В. О положении православной церкви и свободе совести. // Миссионерский сборник, 1913, № 3.

179. Христианство и Русь. М.: Наука., 1988,- 135 с.

180. Хроника внутренней жизни (хлысты в Самарской епархии). // Русское богатство, 1897. № 12.

181. Царевкий А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. Л. 1991.-74 с.

182. Церковь в истории России (IX в. 1917 г.). Критические очерки. М.: Наука., 1967.- 336 с.

183. Что несёт алкоголизм русскому населению вообще и Рязанскому в частности. //Миссионерский сборник, 1913, № 7-8. С. 723-726.

184. Шнеман А. Исторический путь православия. Париж. 1989.-388 с.

185. Щелгунов Н.В. Каким богам молились самарцы?// Самарские известия. 1999, 24 авг.

186. N.N. Состояние отечественной церкви за 1908-1909 гг. // Миссионерское обозрение, 1912, №2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.