Социально-характерные черты развития музыкальной культуры Казахстана в 20-е - середине 30-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Гринберг, Вениамин Исаакович

  • Гринберг, Вениамин Исаакович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1983, Алма-Ата
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 213
Гринберг, Вениамин Исаакович. Социально-характерные черты развития музыкальной культуры Казахстана в 20-е - середине 30-х годов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Алма-Ата. 1983. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гринберг, Вениамин Исаакович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СИСТЕМА КУЛЬТПРОСВЕТА - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Коммунистическая партия и культурная революция в республике.

2. Наркомпрос и единая трудовая школа

3. Культпросвет как новая социально-коммуникативная система.

Глава П. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА

КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ.

1. Основные периоды. Обоснование периодизации.

2. Место музыки в общественной жизни городов Казахстана в первые годы революции.

3. Культпросвет и музыкальная жизнь городов.

4. Взаимопроникновение разных национальных культур на территории республики. Деятельность A.B. Затаевича.

5. Годы 1926-1935. Черты качественно-нового в музыкальной жизни городов Казахстана.

6. Концертно-гастрольная деятельность.

7. Первые профессиональные музыкальные коллективы.

Глава Ш. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА КАЗАХСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО УСТНОЙ ТРАДИЦИИ В 20-х- СЕРЕДИНЕ 30 ГОДОВ.

I. Две ветви в "национальном" искусстве.

2. "Общественно-функциональная специфика музыкального искусства устной традиции.

3. Черты нового в содержании казахского искусства.

4. Концертность как форма приобщения масс к искусству.

5. Казахская советская песня.

Глава 1У. СОЦИАЛЬНО-ХАРАКТЕРНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА.

1. Элементы театра в народном творчестве.

2. Первые шаги национального театрального искусства.

3. Роль партийных и советских органов в становлении казахского театрального искусства.

4. Казахский профессиональный театр.

5. Качественно-новый этап эволюции музыкального театра.

6. Общественное значение организации и деятельности Музыкального театра.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-характерные черты развития музыкальной культуры Казахстана в 20-е - середине 30-х годов»

Музыкальное искусство Казахстана сегодня - явление высокоразвитой культуры, самобытное и внутренне цельное. Его истоки многообразны, пути формирования сложны.

Период 20-х- середины 30-х годов занимает в истории казахской советской музыки особое место и представляет собой ее самостоятельный этап - время, когда закладывались основы сегодняшней музыкальной культуры республики.

Это было частью культурной революции, проходившей по всей стране. В зависимости от исторически сложившихся объективных условий и конкретной обстановки она, как известно, протекает в своеобразной форме, разными темпами и с помощью различных методов. Особенностью культурной революции в Казахстане и Средней Азии было то, что народы, жившие на этой территории, в своем развитии миновали капиталистическую формацию. Она совершалась в рамках некапиталистического пути под руководством Коммунистической партии и советского государства и на основе огромной бескорыстной помощи русского и других братских народов. Все это обеспечило ускоренный экономический и культурный прогресс края. Кроме того, средства и формы осуществления революционных, в том числе культурных, преобразований в Средней Азии и Казахстане вытекали из близких по характеру и складу социальных факторов. Таковыми, например, были экономическая отсталость, господство патриархально-феодальных производственных отношений и феодально-родовых пережитков; отсутствовали многие виды национального искусства (живопись, опера, балет, симфония и т.д.); большая часть населения вела кочевой и полукочевой образ жизни.

Все выше сказанное о культурной революции, о схожести ее осуществления у народов Советского Востока давно и хорошо известно. Однако в контексте данной диссертации эти мысли обретают основное значение: методологически и концептуально обогащая исследование, они тем самым способствуют более полному освещению процесса развития музыкальной культуры советского Казахстана, части одного из обширных регионов нашей страны.

История становления казахской советской музыкальной культуры в первые послереволюционные десятилетия принадлежит к числу важных областей музыкознания. Необходимость исследования этих процессов очевидна. Прежде всего потому, что, как известно, именно с ними связано становление новой социалистической музыкальной культуры республики. Несмотря на острую идейно-политическую борьбу, экономические трудности, советская власть активно способствовала осуществлению мер и акций, направленных на духовное развитие и обогащение трудящихся. Вторая причина, заставляющая с особым вниманием отнестись к проблеме культурного строительства в Казахстане, заключается в важности освещения ее в свете проблем сегодняшнего дня. Это такие вопросы, как: традиционное и новое в музыкальном искусстве того или иного народа; соотношение национального и интернационального в процессе эволюции культуры; роль социально-структурных изменений в этом процессе, и т.п. Кроме того, проблематика настоящего исследования находится в русле определенно наметившегося повышения интереса к вопросам формирования национальных культур республик Советского Востока, вызванного современным этапом развития социалистического блока, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Наконец, изучение опыта строительства музыкальной культуры Казахской республики дает возможность убедиться в том, что завоевания ее - это один из конкретных, живых и убедительных примеров эволюции национального искусства в условиях советской действительности на основе органичного сочетания своих собственных традиций с достижениями, накопленными другими народами.

Постановка проблемы в диссертации методологически определяет необходимость применения двух методов исследования - тео-ретического/социо-музыковедческого/ и эмпирического/описательного/, взаимодополняемых друг друга.

Совершенно очевидно, что только учет, по возможности, максимального количества фактов и событий, происходивших в музыкальной жизни республики, позволит восстановить в достаточной мере полную картину начавшегося в тот период движения казахского народа к высотам культуры.

Вместе с тем, изучая процесс формирования музыкальной культуры советского Казахстана, нельзя не учитывать социально-характерные тенденции ее развития. Отсюда сближение данной работы с областью социологии, точнее с социологией культуры, которая, как известно, изучает сферу производства, создания и распространения духовных ценностей. Социологические аспекты культурных процессов раскрываются через ряд положений и моментов, отражающих взаимодействие культуры с другими социальными факторами и, таким образом, ее участие в жизнедеятельности региона, города, деревни; выявляются механизмы ее функционирования в обществе. Рассматриваемая в нескольких "измерениях", в том числе - в ее взаимодействии с социально-политической, экономической и духовной сферами жизни общества - музыкальная культура становится, таким образом, объектом, как специально-научного, так и социологического изучения и анализа. В связи с этим необходимо подчеркнуть следующее. Проблематика данной работы касается прежде всего сферы социально-музыкальной. В центре ее - не анализ отдельных произведений или явлений музыкальной жизни (музыкальной культуры) с точки зрения их генезиса и внутренней структуры, а исследование их социального значения в контексте определенного этапа развития культуры.

Тема исследования делает необходимым уточнение таких основополагающих в данной работе понятий, как "музыкальная культура", "музыкальная жизнь", "музыкальное искусство". Будучи содержательно близки, обладая весьма широким континиумом отношений и связей, эти понятия, в то же время, категориально самостоятельны, ибо характеризуются своими специфическими нормативами и формами существования.

Музыкальная культура, как известно, представляет собой исторически обусловленный, развивающийся процесс; складывается он из множества фактов, событий, проявлений, простирающихся от сферы индивидуального до сферы общественного. Точнее, это "система норм, эталонов ценностей, традиций, языков, средств и форм осознания, типов восприятия и т.п., через которую они реализуются во всей полноте их данности человеку и обществу"*.

Важной составной частью действительности является музыкальная жизнь. Образуясь из многочисленных элементов (исполнение музыки, ее звучание, восприятие, музыковедческая деятельность, столкновение и борьба мнений, идеологических воззрений, педагогика, просвещение, организация, пропаганда и т.п.) музыкальная жизнь предстает в качестве общественно-функционального фактора, дополняющего музыкальную культуру. При этом, музыкальная культура, в свою очередь, "мобилизует",во многом актуализирует и обогащает музыкальную жизнь, и тем больше, чем богаче эта последняя.

I. В.П. Фомин. "Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания". Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения". М., 1977, с. 9.

Музыкальное искусство - тоже своеобразная система, но, в отличие, от музыкальной культуры, она прежде всего проявляется в модусе эстетического, отражая действительность в музыкально= художественных образах. Соприкасаясь с различными сторонами жизни человека, музыкальное искусство выполняет важные социальные функции: участвует в быту, трудовой деятельности; выражает психологию и идеологию как отдельных групп, так и классов; оказывает идейное, этическое и эстетическое воздействие на них; может способствовать формированию высоких нравственных качеств, идеалов, убеждений.

Следует, вместе с тем, учитывать, что широкое распространение музыки, обилие форм социального бытия, разнообразие функций (просвещение, воспитание, пропаганда, институцизация обществен но -значимых видов музыки, наконец, многомерность понимания, осознавания различных ее проявлений) - сделало возможным в иных случаях отходить от строго точного трактования понятий "музыкальная культура", "музыкальная жизнь", "музыкальное искусство" и в ряде контекстно оправданных ситуаций отождествлять их.

С учетом сказанного автор и использует названные понятия применительно к довольно близким по сущности и характеру явлениям.

Всестороннее изучение особенностей формирования национальных культур советских республик Средней Азии и Казахстана, по= существу, только начинается. В настоящее время наиболее детально освоена проблематика культурной революции по отношению к России^".

I. См.: Культурная революция в СССР. 1917-1965 годы, сборник статей. М., 1969; Н. Мамай. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы нэпа. М., 1954; М.С. Андреева. Коммунистическая партия - орга

Музыкальная жизнь Казахстана первых двух десятилетий Советской власти получила определенное освещение в музыковедении: назовем работы A.B. Затаевича, А.К. Жубанова, Б.Г. Ерзаковича, В.П. Дерновой, П.В. Аравина, Д.И. Гончаровой, Г.Н. Бисеновой, М.М. Ахметовой и других*.

Значительное количество статей, брошюр, а также отдельные сборники и учебно-методические пособия освещают музыкально-историческую тематику, и, в том числе, явления и события культурной жизни республики в первые годы революции.

Немало интересных мыслей и выводов, касающихся строительства казахской советской музыкальной культуры содержится в весьма обширной литературе, освещающей различные стороны социального развития Казахстана^. низатор культурно-просветительной работы в СССР (I9I9-I933 годы). М., 1963; Т. Ремизова. Культурно-просветительная работа в РСФСР (I92I-I925 годы). М., 1962; Ф.Ф. Королев, Т. Корнейчук, Б. Равкин. Очерки по истории советской школы и педагогики (19211931 годы). М., 1961; На идеологическом фронте борьбы с контрреволюцией, сборник статей. М., 1923; Л. Суворов. Борьба марксистско-ленинской философии в СССР против буржуазной идеологии и ревизионизма в переходный период от капитализма к социализму. М., 1961; В. Соскин. Культурная жизнь Сибири в первые годы нэпа. Л., 197I, и др.

1. Перечень исследований и публикаций казахстанских музыкантов, затрагивающих отмеченный период истории музыкальной культуры республики, дан в справочнике "Композиторы и музыковеды Казахстана" (составитель Кетегенова Н.С.), Алма-Ата, 1973, с. 610, 25, 26, 42, 43, 51, 52, 53, 61-65, 82, 123, 126, 159-163.

2. Из работ такого рода можно назвать следующие: Т. Жан-гельдин. Диктатура пролетариата и становление социалистических

- ю

В названных трудах приведено немало фактов, свидетельствующих о бурном подъеме творческих сил народа, описана деятельность замечательных певцов, композиторов; выяснена в общем плане специфика начального этапа формирования казахской советской музыкальной культуры.

Однако преобладающая направленность большинства исследований является обобщающей - в том смысле, что события и факты первого периода становления казахской советской музыкальной культуры подаются в них обобщенно, крупным планом, без особой конкретизации и четких, систематизированных, "музыкально-исторически" направленных выводов. Кроме того отметим, что на сегодняшний день ни в одной из работ не воссоздана картина музыкальной жизни Казахстана 20-30 годов в достаточно полном объеме, с охватом всех крупных культурных центров республики.

В результате несколько в стороне остались те специфические проблемы строительства казахской советской музыкальной культуры, которые обусловили своеобразие претворения общих для всей нашей страны закономерностей культурной революции в переходный период от капитализма к социализму.

Подчеркнем, что это обстоятельство не является недостатком отмеченных работ, чему автор видит две причины.

Во-первых, ни одна из них не ставила своей целью раскрытие данной темы во всех ее деталях и ракурсах, в результате чего упоминавшийся выше обобщенный подход к теме вполне правомерен, общественных отношений. Алма-Ата, 1973; Р. Сулейменов, X. Бисе-нов. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. Монография, библиотека АН Казахской ССР; Б. Казыханова. Эстетическая культура казахского народа, Алма-Ата, 1973; Г. Сапар-галиев. Советское государство в борьбе за развитие социалистической культуры в Казахстане. Алма-Ата, 1957, и др.

- II

Во-вторых, те успехи в области социологии, которые обусловили особое внимание к факту в ней и в ряде других общественных наук, четко обозначились лишь в последние годы.

Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к теме и идее настоящего исследования.

Музыкальная и, шире, культурная жизнь Казахстана первых послереволюционных: десятилетий представляет собой необычайно сложную и пеструю картину, состоящую из множества, казалось бы, разрозненных и, нередко, противоречивых фактов. Среди них и музыкально-художественные события в казахском ауле, и первые концерты и спектакли, познакомившие широкую казахскую аудиторию с о произведениями русского и европейского искусства; это - и организация общеобразовательных и музыкальных школ; частичное привлечение к делу обучения молодежи представителей культа (мулл); слеты акынов, создание "красных юрт"" и "красных караванов", служащих делу просвещения народных масс; тут же - деятельность националистических организаций и борьба с ними, и многое другое.

В калейдоскопе событий отчетливо видна важность партийных и государственных мероприятий, активно способствовавших осуществлению подъема духовной культуры казахского народа.

Методологической основой исследования явились прежде всего труды Владимира Ильича Ленина - создателя теории культурной революции, ее непосредственного организатора. Работы В.И. Ленина составили тот конкретный план культурного преобразования нашей страны, который лег в основу всей дальнейшей практической деятельности государства, партии, советских учреждений и учреждений культуры.

Говоря о том, что труды В.И. Ленина явились методологической основой, автор имеет в виду не только работы, посвященные культуре и ее проблемам. В аспекте исследования использовалось большое количество произведений В.И. Ленина. Так или иначе связанных с вопросами, поставленными в данной диссертации.

Большую роль в методологическом подходе играли материалы и документы партийных съездов, пленумов, конференций. Прежде всего это касается резолюций и постановлений X, XI, ХП, ХШ, Х1У и ХУ съездов партии.

Особо следует отметить труды К. Маркса и Ф. Энгельса, а также мысли и идеи о культурном строительстве, высказанные в работах соратников В.И. Ленина - A.B. Луначарского и Н.К. Крупской.

Касаясь методологической стороны данной диссертации, необходимо отметить ту роль, которую сыграл для автора ряд музыковедческих работ.

Советское музыкознание всегда включало в свой круг вопросы социологии. В этом смысле оно является одной из наук общественного искусствоведческого цикла. Известно, что многие труды, касающиеся разработки вопросов русской, зарубежной и советской музыки, в качестве конечной цели были сориентированы не только и не просто на обобщение собранных ими фактов, но, в первую очередь, на их осмысление в аспекте социально-побудительных сил, которые действовали в определенное время и в определенной общественной формации1.

I. В качестве примеров можно назвать работы: Ю. Келдыш. Музыкальная жизнь 60-х гг. xjx в., М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, в кн.: История русской музыки, т. 2. М.,1940; Русская советская А1узыка. М., 1958; Воццек и музыкальный экспер-ссионизм, "СМ" 1965, № 3; Пути развития советской музыкальной культуры в 20-х и начале 30-х гг. в кн.: История музыки народов СССР. т. I, М., 1966. Итоги развития советской музыки в 30-х гг. в кн.: История музыки народов СССР. т. п, М., 1970. А. Альшванг

- 13

Этот принцип стал с самого начала одним из ведущих в методологии советской музыкальной науки. Неслучайно Б.В. Асафьев в трудах, казалось бы, сугубо теоретических, узкоспециальных стремился раскрыть социальную обусловленность музыки. Он всегда рассматривал музыкальные явления на широком социальном фоне, в их связи и взаимодействии со многими сторонами жизни общества. Так, исследуя в конце 20-х годов проблему формообразования, ученый писал: "Музыкальная форма как явление социально-детерминированное прежде всего познается как форма (вид, способ и средство) социального обнаружения музыки в процессе интонирования."*.

Б.Л. Яворский, исходя из того, что музыкальная речь является разновидностью речи звуковой, утверждал: "Всякая. речь черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением кор торой она является" . А в своем учении об интонации он трактует систему интонирования как "одну из форм общественного сознания"^.

Р.И. Грубер, как известно, в 20-е годы отмечал важность социологии музыки, подчеркивал необходимость конкретно-социологических исследований, охватывающих широкие сферы музыкальной жизни.

Бетховен. М., 1964; Место Скрябина в русской музыке, "СМ", 1961, № I; П.И. Чайковский, М., 1970; Ю. Кремлев. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века, т. 1-3, Л., 1954-60; Познавательная роль музыки. М., 1963; И. Нестьев. С.С. Прокофьев, 1957, М., М. Сабинина, Шостакович-симфонист. М., 1976, и др.

1. Б.В. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971, кн.: I, с* 21.

2. А. Сохор. Социология и музыкальная культура. М.,1975,с.59,

3. Там же.

- 14

Наряду с общеметодологическими нормами исследования, автор применял и конкретно-направленные гносеологические принципы, в частности - ориентирующий, предсказательный и классифицирующий.

Первый принцип - отбор данных. Второй - установление зависимостей в изучаемой области. Третий - систематизирование факт тов в зависимости от существенных свойств и связей .

Необходимо, однако, отметить, что в большинстве музыковедческих работ в продолжение длительного времени вопросы социологического порядка ставились попутно, лишь в связи с задачами специфически профессиональными. Объяснялось это, с одной стороны, проблематикой, характером и направленностью ее изучения и осмысления, с другой - неравномерностью развития социологии.

Положение изменилось в 60-х годах, когда вызванные насущными потребностями нашего общества, развернулись широкие социологические исследования в самых разных областях культуры, науки, искусства.

Это способствовало проникновению в музыкознание свежей, живительной струи, позволив "исследователям увидеть нечто нор вое даже в давно знакомых явлениях" .

Сближение музыкознания с социологией расширило границы музыкальной науки, ибо совершенно очевидно, что даже чисто теоретические проблемы не могут быть по-настоящему осознаны вне соотношения музыки с жизнью, с конкретными проявлениями функционирования музыки во всех сферах общества.

Ученые-музыканты активно включились в процесс "социологической активности; за сравнительно небольшой срок обогатили музыкознание интересными работами, отвечающими требованиям време

1. А.П. Куприян. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971, с. 12.

2. А. Сохор. Социология и музыкальная культура, с. 74. ни"1.

В ряде трудов, созданных в б0-е-70-е годы, отчетливо просматриваются признаки социологического подхода к решению таких задач, которые еще недавно считались объектами только музыкаль но-теоретических методов анализа .

1. А. Сохор. Развивать социологическую науку. "СМ", 1967, № 10; Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968; 0 задачах исследования музыкальных восприятий. - В сб. Художественное восприятие, вып. I. Л., 1971; Значение ленинской теории отражения и учения о партийности искусства для музыкальной науки. - В кн.: Учение В.И. Ленина и вопросы музыкознания. Л., 1969; Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Л., 1969; Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. - В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971; Социология и музыкальная культура. М., 1975; Н. Шахназарова. Музыка и народ. - В кн.: Искусство и народ. М., 1966; Ю. Капустин. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства. - В сб. Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9. Л., 1969. Д. Житомирский. Музыка для миллионов. - В сб. Современное западное искусство. М., 1972. В.С. Цуккерман. Музыка и слушатель. М., 1972. Э.Алексеев, В. Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский. На путях исследования музыкальных вкусов, "Советская музыка", 1973, № I. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. М., 1968. К. Квитка. Вопросы музыкальной социологии. - В кн.: К. Квитка. Избранные труды в 2-х томах. М., 1973, и др.

2. См., например, В. Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; Л. Мазель, В. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. М., 1967; А. Должанский. 24 прелюдии и фуги Л. Шостаковича. Л., 1963; В. Цуккерман. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.,

- 16

Комплексное освоение, с применением музыкально-теоретических, исторических и социологических методов (либо их элементов) наблюдается, естественно и в работах, касающихся общих проблем музыкознания, в том числе, проблем национальных музыкальных культур1.

Видный советский музыковед B.C. Виноградов, например, строит свою концепцию развития музыкальных культур народов Совет-1964; В. Конен. Театр и симфония. М., 1968; А. Сохор. Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 197I; Л. Мазель. Проблемы классической гармонии. М., 1973; Е. Назайкинский. Психология музыкального восприятия. М., 1972; И. Земцовский. Фольклор и композитор. Л.-М., 1978, и др.

I. В. Виноградов. О некоторых аспектах развития музыки в восточных республиках СССР, - выступление на Международной музыкальной трибуне стран Азии в г. Алма-Ате, 1973 г.; Ф. Карома-тов. К проблеме развития национального инструментария народов Советского Востока, - выступление там же; Н. Шахназарова. О взаимодействиях культур Востока и Запада, - выступление там же; Л. Гончарова. Зарождение казахского музыкального театра. - В сб. Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. Л., 1972; И. Вызго-Иванова. О сравнительно-историческом изучении музыкального фольклора Средней Азии и Казахстана, - там же; М. Пряшникова. Национальное и интернациональное в музыкальной культуре некоторых народов Советского Востока. - В сб. Вопросы теории и эстетики музыки, № II, Л., 1972; А. Мухамбетова. Народная инструментальная культура казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования. Канд. дисс.; А. Голубкова. Формирование удмуртской советской музыкальной культуры. Автореферат канд. дисс., М., 1977; С. Елеманова. Опыт анализа социальной структуры казахской песенной культуры. Рукопись, и др. ского Востока, в частности, на тесной взаимосвязи национального мелоса и социального опыта его восприятия, музыки и жизни, композиторского творчества и общественных интересов.

Явно ощущается осмысление отдельных сторон проблемы под социологическим углом зрения в исследовании А. Мухамбетовой*. В результате, более объемно предстает характерно-специфическое в казахской домбровой музыке, природа ее функционирования и э волюции.

Данная диссертация является первой попыткой систематизировать и обобщить факты и события музыкальной культуры Казахстана, имевшие место в 20-х- середине 30-х годов - этап, когда складывалось и формировалось качественно новое национальное искусство республики.

В работе использован широкий круг разнообразных источников, в том числе, материалы, собранные автором во время поездок по Казахстану в 1970, 1972, 1974 годах.

Основные документальные данные и сведения выявлены диссертантом из фондов Центрального государственного архива Казахской ССР, Государственного архива Оренбургской области, Государственного архива Кокчетавской области, Государственного архива Уральской области, личных архивов деятелей культуры и искусства Казахстана, из устных сообщений.

I. Так, к примеру, говоря о программности в кюе "Аксак-Ку-лан", А. Мухамбетова подчеркивает исконное свойство музыки как искусства быть средством общения людей: "Коммуникативные свойо-тва музыки - особые., но действенные. Система общезначимых для народа интонаций, обобщенных через жанр. - Вот тот словарь, посредством которого музыка передает свою информацию". Можно также указать на присутствие в работе отчетливых элементов социологического освещения форм традиционного музицирования, в частности, "конак-асы".

- 18

Исследованный материал - архивные документы, нотные издания, музыкальные записи, литературные источники, пресса, устные сообщения - позволили определить задачи исследования и \„, круг рассматриваемых в нем вопросов:

1. Выявление характерных тенденций в развитии искусства Казахстана в 20-х- середине 30-х годов.

2. Обоснование важности и объективно-исторической обусловленности процесса взаимодействия разных национальных культур на территории республики.

3. Зарождение новых форм и жанров музыкального искусства Казахстана, как закономерный результат социально-исторических перемен.

Определение места и значения системы культпросвета в становлении казахской советской музыкальной культуры.

Работа состоит из следующих разделов:

Введение - включает в себя постановку проблемы, обоснование темы и метода ее исследования, обзор литературы по истории становления казахской советской музыкальной культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Гринберг, Вениамин Исаакович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У нас сложилась и расцвела единая по духу и по своему принципиальному содержанию советская социалистическая культура. Эта культура включает в себя наиболее ценные черты и традиции культуры и быта каждого из народов нашей Родины. В то же время любая из советских национальных культур питается не только из собственных родников, но и черпает из духовного богатства других братских народов и, со своей стороны, оказывает на них благотворное влияние, обогащает их. Наша культура. представляет собой. органический сплав создаваемых всеми нат родами духовных ценностей". Мысли, высказанные Л.И. Брежневым, можно с полным основанием рассматривать как своего рода ключ к осмыслению тех сложных явлений, которые связаны с начальным этапом формирования советских национальных музыкальных культур. Тем более, что, как учит К. Маркс, более развитая общественная форма содержит в себе возможность объяснения того, что ей предшествовало, а не наоборот.

В этом плане несомненный интерес представляет изучение процесса формирования музыкальной культуры Казахстана в период 20-х-30-х годов.

В условиях небывалого творческого подъема, который по духу и направленности соответствовал одной из самых главных идей и задач культурной революции - идее народного просвещения (в том широком значении, когда просвещение поднимается как овладение народом всеми культурными и духовными ценностями, выработанными человечеством), было особенно необходимо верно направить, организовать во многом стихийный порыв народа к культуре: ".мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное

I. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М., 1972, т. с. 59-60.

- 164 образование и воспитание. Оно создает почву для культуры. На этой почве должно вырасти действительно новое, великое искусство, которое создает форму соответственно своему содержанию"1.

Роль организатора в этом деле был призван осуществить культпросвет. Он стал основой, на которой осуществлялся процесс становления музыкальной культуры республики. В то же время, как социально-коммунистическая система, культпросвет активно способствовал тому, что развитие казахской советской культуры и искусства протекало в диалектическом единстве с задачами конкретно-исторического момента, с факторами общественно= характерными.

В условиях, возникших с победой Великой Октябрьской социалистической революции заметную трансформацию претерпевает искусство устной традиции. Она (трансформация) складывалась, с одной стороны, из многих элементов ранее выработанной, устоявшейся в течение веков эстетико-стилистической системы; с другой - из тех черт, что несла с собой многопланово преображаемая жизнь. Черты нового в искусстве устной традиции 20-х- середины 30-х годов: зысокая идейная, классово-мировоззренческая направленность творчества многочисленных его представителей; появление концертности как одной из форм массового восприятия музыки; возникновение казахской советской песни как одно из важных последствий изменения условий бытования жанров традиционного искусства; наконец, усиление взаимопроникновения и взаимовлияния разнонациональных музыкальных культур.

Причина пристального внимания и неподдельного интереса широкой казахской общественности к театру (особенно музыкальному),

I. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, с. 372. обусловившего его быстрое и успешное развитие, кажется на первый взгляд необъяснимой. В самом деле, ведь перед театром стояли те же проблемы синтеза европейских и национальных традиций, которые были актуальны для казахского искусства в целом. Более того, в области театра эта проблема была гораздо острее, чем, скажем, в музыке. Ведь казахский народ обладал к 1917 году развитой самобытной музыкальной культурой, тогда как театра, как самостоятельной области искусства, у казахов до революции вообще не было. Казалось бы, по отношению к театру речь должна идти не о синтезировании традиций, а о прямом заимствовании нового для казахской культуры вида искусства.

Причины быстрого освоения казахской аудиторией искусства театра кроются в некоторых особенностях национального фольклора. Они заключаются в необычайно большой роли музыкально-"игро-вых" моментов в многочисленных обрядах и играх казахского народа1. П.П. Богатырев, рассматривая проблему существования элементов театрального действия в народных обрядах писал: "С основным театральным признаком - перевоплощением - мы встречаемся при исполнении многих обрядов, обычаев и магических действ, доминантной функцией которых является или магическая, или религиозная функция, причем исполнитель в этих обрядах изображает не только различных лиц, но и животных и даже неодушевленные пред

I. Сабит Мукэнов. Истоки казахского народного театра. (Литература и искусство Казахстана, № I, 1941 г.); Ш. Кусаинов, Б. Дюсембаев. Элементы театрального зрелища в казахском народном творчестве. (Известия АН КазССР № 78. Серия искусствоведения, вып. I, 1950 г.); Б.Г. Ерзакович. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата, 1966, с. 67, 156, 157 и др. т меты" . р

В исследовании историка казахского театра Н.И. Львова отмечается большое количество предпосылок театра в казахском фольклоре. Наряду с обрядами, он выделяет культуру живого слова, массовые игры, эйтысы, традиции исполнения акынами кюев с сопровождающими их легендами, и др. Многочисленность и многообразие этих предпосылок существенно облегчили быстрое и естественное принятие театрального искусства в его развитых формах.

Таким образом, жанры и формы, заимствованные из, казалось бы, совершенно чуждой для казахов сферы искусства - европейского драматического и оперного театра - явились близкими сущностным чертам казахского национального искусства. Именно этим, во многом, было обусловлено успешное развитие театрального дела и, в частности, музыкального театра в Казахстане, ставшего уже в конце 20-х- начале 30-х годов одним из важнейших завоеваний казахской советской музыкальной культуры.

Первые художественно полноценные произведения, отражавшие советскую тематику, были созданы в рамках стилевых средств традиционного искусства казахов.

Что же касается профессионального (письменно-традиционного) композиторского творчества, то достижение результатов, сравнимых по художественной ценности с образцами казахской музыки устной традиции советского периода, было сопряжено с целым рядом трудностей. Главной из них было отсутствие той сложившейся системы средств, которой обладало устно-традиционное искусство.

1. П.П. Богатырев. Народный театр чехов и словаков. - В сборнике "Вопросы теории народного искусства". М., 1971, с. 14.

2. Львов Н.И. Казахский театр. М., 1961, с. 3-7.

Советским композиторам Казахстана еще предстояло найти свой самобытный национальный стиль, Пути этих поисков были предопределены процессами в области социальных и экономических отношений, складывавшихся в республике с приходом Октябрьской революции.

В области музыкального стиля работа шла путем нащупывания точек соприкосновения возможных форм взаимодействия национальной музыки с европейскими жанрами, формами и методами развития материала. Первыми опытами были здесь обработки казахских народных мелодий, несколько позднее стали создаваться оригинальные произведения в инструментальных и симфонических жанрах.

Важным фактором в сфере письменно-традиционной профессионализации казахской музыкальной культуры было создание первых хоровых коллективов, расширение исполнительской и концертно= гастрольной деятельности, организация оркестра казахских народных инструментов, филармонии.

Достижения в области культурных преобразований 20-х- середине 30-х годов были успешно продемонстрированы во время Декады национального искусства и литературы в Москве в мае 1936 года. Значение этого события трудно переоценить, т.к. благодаря ему вся страна смогла узнать о тех впечатляющих итогах, с которыми пришло музыкальное искусство советского Казахстана за исторически короткий срок.

Закрепив достижения, Декада, в то же время отчетливо и конкретно обнаружила и то, что предстояло еще осуществить.

Будущее убедительно показало правильность пути, по которому шло развитие музыкальной культуры Казахстана и республик Средней Азии. Вот почему мы можем сегодня уверенно и доказательно говорить об интереснейшем в социальном, нэционэльно-эстетичес-ком планах опыте строительства культур народов Советского Вое-.

- 168 тока, живом и динамичном процессе взаимовлияния и взаимообогащения разнонациональных культур на территории Советского Союза, о своеобразном выравнивании уровня музыкальных культур Казахстана, республик Средней Азии и страны в целом. И это - живой, наглядный пример тех возможностей и условий, что дает со-циалиогичзокий отрой для духовного рвоцвете общества.

Важность, сложность и многогранность затронутых в диссертации проблем со всей очевидностью указывает на необходимость дальнейшего их рассмотрения в аспектах исторического и теоретического музыкознания, фольклористики, исполнительства. Успехи здесь зависят от целого ряда обстоятельств, в частности, от того, насколько быстро и эффектно будет разрабатываться область теоретического осмысления особенностей, структуры и законов музыкальной культуры и музыкальной жизни как социальных феноменов*.

Одна работа, естественно, не может охватить весь круг проблем, диктуемых объектом исследования. Данная диссертация намеренно ограничена социально-характерными аспектами и изучения формирования музыкальной культуры советского Казахстана. Поэтому естественно вне поля зрения остались многие стороны названного процесса. Они еще ждут своих исследователей. Так весьма актуальным представляется определение степени соотношения национального и инонационального в казахском музыкальном искусстве устной традиции в 20-х-30-х годах; не менее интерес

I. Подтверждением высказанной мысли могут служить работы В.П. Фомина - Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания (автореферат кандидатской диссертации. М., 1977), Ю.В. Капустина - Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе. Л., 1974, и др. ной может оказаться попытка выявить социально-характерные черты и тенденции в художественной самодеятельности - этой неотъемлемой части общего движения широких слоев населения к искусству, к культуре; многое может дать изучение становления казахской советской музыкальной культуры в плоскостях общекультурологического, либо художественно-эстетического анализа. При этом следует подчеркнуть, что чисто музыковедческие методы, при всех их больших и мобильных возможностях, сегодня недостаточны для исследования целого ряда аспектов развития музыкальной культуры, ее места в те или иные исторические периоды в общественной жизни. Необходимы работы, созданные в результате многоохватного, комплексного подхода, предпологающего применение элементов разных наук - истории, эстетики, музыкознания, социологии, экономики и т.п.

Исследования подобного рода несомненно послужат существенным подспорьем в изучении истории и теории культуры и искусства казахского народа.

Касаясь непосредственно темы и проблематики данной диссертации, можно отметить следующее. Социально-историческое развитие, будучи процессом имманентным, естественно предполагает неразрывную связь последующего (более высокого) этапа с предыдущим (более низким), осуществляемую через определенные временные и качественно-содержательные этапы. Исходя из этого, автор работы полагает, что она (работа) может быть использована при решении проблем, связанных с общественно-побудительными мотивами стремления широких масс к духовным ценностям в наше время; дает дополнительную возможность проследить изменения в организационно-структурной системе строительства музыкальной культуры Казахстана за годы Советской власти; через сопоставление этих

- 170 изменений с их конкретными результатами в разные периоды* -выявить определенные закономерности ее дальнейшего развития.

Собранный и систематизированный в диссертации фактологический материал может стать составной частью предмета "История казахской музыки", изучаемого в музыкальных учебных заведениях республики. Он применим, также, в работе народных университетов культуры и других культурно-просветительных организаций.

И последнее. Знакомство с периодом становления казахской советской музыкальной культуры в ракурсе рассматриваемых в диссертации проблем, поможет, по мнению автора, более глубокому, партийному объяснению причин, которые вызвали к жизни и привели к большим завоеваниям всенародное движение за культуру.

I. Можно, к примеру, сопоставить деятельность культпросвета и ее результаты в 20-е годы с положением дел в этой области в 70-е годы, или соответственно - формы общественного функционирования жанров искусства устной традиции в первые годы революции и в наши дни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гринберг, Вениамин Исаакович, 1983 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. -М.: Политиздат, 1980, т.1,с. 1-3.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.33. М.:Госполитиздат, 1964. - 787 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. об искусстве. В 2 т., 3-е изд., М.: Искусство. 1976, т.1, с.130-131.

5. Энгельс Ф. Роль труда в процессе возникновения искусства. -Маркс К., Энгельс Ф. об искусстве. 1967, т.1, с.238-239.

6. Ленин В.И. Поли.собр.соч.т.30. М.: Политлитература, 1973, с.561.

7. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 3-е изд. доп.М.: Худ.литература, 1967. 822 с.

8. Официально-документальные материалы

9. Андропов Ю.В. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов21 декабря 1982 г. М.: Политлитература, 1982. - 29 с.

10. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. - М.: Прогресс, 1972, т.З - 832 с.

11. Братское содружество народов СССР. 1922-1936. Сб. документов и материалов. - М.: Мысль, 1964. - 439 с.

12. КПСС в резолюциях . Изд. 8-е доп. и испр.- М.: Политиздат, 1973. 271 с.

13. Конституция(Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1977. 62 с.- 172

14. Основные принципы единой Трудовой школы. Сб.¡Революция- Искусство Дети. - Материалы и документы. М.: Просвещение, 1967, с.99-104.

15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. ~ М.: Политиздат, 1981 223 с.

17. Эстетическое воспитание в единой Трудовой школе илиплан работы по эстетическому воспитанию в школе I ступени.- Сб.: Революция Искусство - Дети. - Материалы и документы. М.: Просвещение, 1967, с.163-164.

18. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

19. Партия и социалистическая культура. Сборник статей. М.: Наука. 1972. - 287 с.

20. Музыкальная трибуна Азии: материалы Третьей трибуны музыки стран Азии Международного музыкального совета (Алма-Ата, 1973) М.: Советский композитор. 1975 - 158 с.4. К H И Г И

21. Актуальные проблемы современной фольклористики. Л.: Музыка, 1980. - 224 с.

22. Алексеенко Н. Усть-Каменогорск. Алма-Ата: Казахстан, 1970. - 102 с.

23. Алыпванг А. Бетховен. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963, - 620 с.

24. Анов Н. На литературных перекрестках. Алма-Ата: Жазушы, 1974. - 191 с.

25. Андреева М.С. Коммунистическая партия организатор культурно-просветительной работы в СССР (I9I9-I933 годы). -М.: Высшая школа, 1963. - 99 с.- 173

26. Аравин П.В. Ахмет Жубанов. Алма-Ата: Жазуши, 1966. - 78с.

27. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JI. государственное музыкальное издательство, 1963. - 363 с.

28. Асафьев Б.В. Критические статьи, очерки, рецензии. М. -Л.Музыка, 1967. 300 с.

29. Ахметова М.М. Песня и современность. Алма-Ата: Наука, 1967. - 195 с.

30. Ауэзов М.О. Мысли разных лет. Алма-Ата: Казгослитиздат, 1961. - 543 с.

31. Ауэзов М.О. Эпос и фольклор казахского народа. М.: Художественная литература, 1975, полн.собр.соч., т.5, с.28-78.

32. Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР. М.: Музгиз, 1962, вып. I. - 800 с.

33. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

34. Бокшанина Е.А. История музыки народов СССР до Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Музыка, 1969.- 382 с.

35. Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур. М.: Мысль, 1980, 380 с.

36. Взаимодействие культур и эстетическое развитие личности.- Ташкент.: Фан, 1980. 168 с.

37. Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана. Материалы конференции: Ташкент: Издательство литературы и искусства им.Гафура Гуляма, 1977. - 206с.

38. Виноградов В. Проблемы онтогенеза киргизов в свете некоторых данных музыкального фольклора. М.: Советский компо -зитор, 1960.

39. Виноградов В. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1961. - 304 с.- 174

40. Виноградов В. Музыка Советского Востока. М.: Советский композитор, 1968. - 234 с.

41. В огне революции. Воспоминания участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в Ка -захстане. Алма-Ата: Казгосиздат, 1957, с.29.

42. Вызго Т., Петросянц А. Узбекский оркестр народных инструментов. Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1962. - 140 с.

43. Вызго Т.М. Музыкальные инструменты Средней Азии. М.: Музыка, 1980. - 190 с.

44. Вызго Т.М. Развитие музыкального искусства в Узбекистанеи его связи с русской музыкой. М.: Музыка, 1970. - 320с.

45. Гизатов Б. Латыф Хамиди. Алма-Ата: Жазуши, 1966 г. -100 с.

46. Гизатов Бисенгали. Академик Ахмет Жубанов. Алма-Ата: Жазуши, 1972. - 268 с.

47. Гизатов Б. Музыкальное образование в Казахстане. Алма-Ата: Мектел, 1976. - 79 с.

48. Гошевский В. У истоков народной музыки. М.: Советский композитор, 1971. - 304 с.

49. Грошев И.И. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики. М.: Мысль, 1967. - 419 с.

50. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.Наука, 1967. - 319 с.

51. Данилевич Л.В. Искусство жизненной правды. М.:Советский композитор, 1975. - 344 с.

52. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. - 365 с.

53. Джандильдин Н. Коммунизм и развитие национальных отношений. М.: Мысль, 1964. - 203 с.

54. Должанский А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1973. - 214с.

55. Должанский А. 24 прелюдии и фуги. Д.Шостаковича. Л.: Советский композитор, 1970. - 258 с.- 175

56. Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата: Наука, 1966. 400 с.

57. Ерзакович Б.Г. Музыкальное наследие казахского народа.- Алма-Ата: Наука, 1979. 183 с.

58. Ерзакович Б.Г. Взаимовлияние русской и казахской музыкальных культур-. Алма-Ата: Знание, 1981. - 21 с.

59. Жубанов А.К. Струны столетий. Алма-Ата: Художественная литература, 1958. - 390 с.

60. Жубанов А.К. Соловьи столетий. Алма-Ата: Жазушы, 1966.- 412 с.

61. Жангельдин Т.Ж. Диктатура пролетариата и становление социологических общественных отношений. Алма-Ата. Наука, 1973.- 438 с.

62. Жантуаров С.Б. В огненном кольце. Фрунзе, Кыргызстан, 1968. - 252 с.

63. Затаевич A.B. 1000 песен казахского народа. М.:Музгиз, 1963. - 605 с.

64. Затаевич A.B. 500 песен и кюев казахского народа. Алма-Ата: 1931. - 312 с.

65. Затаевич A.B. Исследования. Воспоминания. Письма и документы. Алма-Ата: Казгосиздат, 1958. - 303 с.

66. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. М.-Л.-.Советский композитор, 1978. - 173 с.

67. Искусство и идеология. М.: Искусство, 1973. - 503 с.

68. Искусство, рожденное Октябрем. М.: Политиздат, 1978. -119 с.

69. Искусство таджикского народа. Душанбе: Дониш, 1965, выл. 3. - 349 с.

70. Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1971. - 334 с.- 176

71. История музыки народов СССР. М.: Музыка, 1966, т.1 -474 с.

72. История музыки народов СССР. М.: Советский композитор, 1970, т.2. - 523 с.

73. История и современность. Проблемы музыкальной культуры, народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. М.: Музыка, 1972, - 415 с.

74. Иноятов Х.Ш. Ленинская национальная политика в действии.- Ташкент: Узбекистан, 1973. 440 с.

75. История западно-европейского театра. -М.: Искусство, 1956, т.1. 751 с.

76. История узбекской советской музыки. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1972, т.1.- 380 с.

77. История узбекской музыки. М.: Музыка, 1979. - 200 с.

78. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

79. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. - 34 с.

80. Кароматов М.Ф. Узбекская инструментальная музыка. Наследие. Ташкент; Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1972. - 361 с.

81. Казыханова Б. Эстетическая культура казахского народа.- Алма-Ата: Казахстан, 1973. 329 с.

82. Квитка К. Избранные труды. М.: Советский композитор, 1973, т.1. - 423 с.

83. Королев Ф.Ф., Корпейчук Т., Равкин Э. Очерки по истории советской школы и педагогики (I92I-I93I годы.) М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. -508 с.- 177

84. Кремлёв Ю. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1958. - 59 с.

85. Канапин А. Культурное строительство в Казахстане. Алма-Ата: Казахстан, 1964. - 365 с.

86. Канапин А.К., Яндаров А.Д. Расцвет культуры казахского народа. Алма-Ата: Казахстан, 1977. - 224 с.

87. Куприн А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М.: Издательство Московского университета, 1971.- 157 с.

88. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.

89. Каратаев М. От домбры до книги. М.: Советский писатель, 1969. - 398 с.

90. Конен Т. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. - 850 с.

91. Кундакбаев Багибек. Путь театра. Алма-Ата: Жалын, 1976.- 262 с.

92. Крупская Н.К. 0 культурно-просветительной работе. М.: Советская Россия, 1965. - 192 с.

93. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Сборник статей, писем, воспоминаний. Л.- М.: Искусство, 1963. - 282 с.

94. Луначарский A.B. Статьи о советской литературе. М.: Просвещение, 1971. - 567 с.

95. Луначарский A.B. 0 народном образовании. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 559 с.

96. Луначарский A.B. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1971. - 540 с.

97. Львов Н.И. Казахский академический театр драмы. Алма-Ата: Издательство Академии наук КазССР, 1954. - 80 с.

98. Львов Н.И. Казахский театр. М.: Искусство, 1961. - 191с.

99. Мазель Л., Пункерман В. Анализ музыкальных произведений.- 178 - М.: Музыка, 1967. 751 с.

100. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.:Музыка, 1972. - 616 с.

101. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.:Музыка, 1972. - 616 с.

102. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978, - 352 с.

103. Маркус С. История музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1959, т.I. - 316 с.

104. Маркус С. История музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1968, т.2. - 687 с.

105. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976, - 254 с.

106. Музыкальная жизнь СССР. Справочник. М.: Советский композитор, 1970. - 400 с.

107. Музыкальное наследство. Сборник по истории музыкальной культуры СССР. М.:Музгиз, 1962, т.1, - 622 с.

108. Музыкальная культура Казахстана. Алма-Ата: Казгосиздат, 1955, - 177 с.

109. Музыкальная культура Узбекской ССР. М.: Музыка, 1981.- 348 с.

110. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность.- М.: Советский композитор, 1973. 376 с.

111. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 382 с.

112. Очерки по истории казахской советской музыки. Алма-Ата: Казгослитиздат, 1962. - 307 с.

113. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1956, т.1, 848 с.- 179

114. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. М.: Мысль, 1978. - 272 с.

115. Проблемы научного коммунизма. -М.: Мысль, 1968, вып.2.- 328 с.

116. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении, Таджикистана. История и современность. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1976. - 207 с.

117. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1976. - 511 с.

118. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Музыка, 1976.- 476 с.

119. Программа. Методы. М.: Наука, 1972. - 239 с.5. СТАТЬИ

120. Асафьев Б.В. Три статьи о казахской музыке. В кн.: Музыкальная культура Казахстана. - Алма-Ата:. Казгосиздат, 1955, с. 5-1I.

121. Аравин П.В. Казахские кюи в записи А.В.Затаевича. В кн.: Затаевич A.B. Исследования. Воспоминания. Письма и документы. Алма-Ата: Казгосиздат, 1958, с.134-169.

122. Арикайнен Г.Л. Первый иногоголосный казахский хор. В кн.: Музыкознание. Алма-Ата, 1975, вып.6, с.73-85.

123. Бисенова Г.Н. Кюи Нурпеисовой. В кн.: Музыкальная культура Казахстана. Алма-Ата, Казгосиздат, 1955, с.69-91.

124. Бисенова Г.Н. Песни Сакена Сейфулина. В сб.: Народная музыка в Казахстане. - Алма-Ата: Казахстан, 1967, с.50-56.

125. Вызго-Иванова И.О. О сравнительном историческом изучении музыкального фольклора Средней Азии и Казахстана. В кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. - Л.: Музыка, 1972, с. 154-162.

126. Грица С.И. Основные направления социологического изучения фольклора. В кн.: Актуальные проблемы современной фольклористики. -Л.: Музыка, 1980, с. 178-180.

127. Гончарова Л. Зарождение казахского музыкального театра. -В кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. Л.: Музыка, 1972, с.141-154.

128. Гусев В.Е. Психология коллективного творчества. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. Л.: Наука, 1968, с.218-233.

129. Данилевич Л. Традиции и новаторство. В кн.: Музыкальные- 182 культуры народов М.: Советский композитор, 1973, с.102-107.

130. Земцовский И.И. Фольклористика как наука. В кн.: Фольк-. лор и фольклористика. М.: Музыка, 1972, с.9-79.

131. Искусство и народ. Сборник статей. М.: Наука, 1966. - 285 с.

132. Кароматов Ф.М. 0 сравнительном изучении музыкального фольклора народов СССР. В кн.: Актуальные проблемы советской фольклористики. -JL: Музыка, 1980, с. 185-187.

133. Кароматов Ф.М. Музыкальное наследие узбекского народа.

134. В кн.: Музыкальная культура Узбекской ССР. М.: Музыка, 1981, с.11-31.

135. Марксистско-ленинская методология и вопросы методики конкретных социальных исследований. Сборник статей. М.: АОН, 1977. - 200 с.

136. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. Сборник статей. М.: Прогресс, 1980. - 404 с.

137. Музыка и жизнь. Сборник статей. Л.-М.: Советский композитор, 1975, вып.З. - 213 с.

138. Музыкальный современник. Сборник статей. -М.: Советский композитор, 1973, вып. I, 344 с.

139. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука. В журнале: "Советская музыка", 1977. Jfe№ 5 (с.36-48), 6 (62-70), 7 (с.52-62).

140. Мухамбетова А.И. Национальное и интернациональное в музыке Советского Казахстана. (К проблеме кюя). В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1972, с.33-49.

141. Народная музыка в Казахстане. Сборник статей и материалов. Алма-Ата: Казахстан, 1967. - 269 с.- 183

142. Проблемы истории и теории мировой культуры. Сборник статей. М.: Наука, 1974. - 183 с.

143. Проблемы государственного строительства в первые годы Советской власти. Сборник статей. Л.: Наука, 1973. -363 с.

144. Саруханова И.М. Страницы музыкальной жизни Кутаис. -В кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. Л.: Музыка, 1972, с.108-122.

145. Сарыбаев Т.Е. Кюй как коммуникативное явление. В кн.: Традиции и новаторство. - Алма-Ата: Жалын, 1980, с.172- 174.

146. Семенова 0. Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве. В кн.: Музы -кальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1978, с.78-105.

147. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. В кн.: Проблемы музыкального мышления. -М.: Музыка, 1974, с.59-74.

148. Социалистическая музыкальная культура. Сборник статей.- М.: Музыка, 1974. 375 с.

149. Социологические аспекты изучения музыкального фольклора.- Алма-Ата: Наука, 1978. 92 с.

150. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации. В журнале "Вопросы философии", 1972, J6 6, с.108- 118.

151. АВТОРЕФЕРАТЫ 6.1. Дернова В.П. А.В.Затаевич и казахская народная музыка. Автореферат диссертации канд.искусствоведения. Л.:i960. - 16 с.- 184

152. Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя. Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. Л.: 1974. - 19 с.

153. Мухамбетова А.И. Народная инструментальная культура казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музи -цирования. Автореф. дисс.канд.искусствоведения. -Л.: 1976, 26 с.

154. Саруханова И.М. Музыкальная культура Западной Грузии второй половины XII начала XX века. Автореф.дисс.канд. искусствоведения. - Л.: 1975. - 25 с.

155. Слезко А.Е. Вопросы формообразования в Киргизской народ -ной инструментальной музыке. Автореф.дисс.канд.искусствоведения. М.: 1977, - 25 с.

156. Алма-Атинский областной архив:ф.489, оп.1, д.32, л.25; ф.489, оп.1, д.32, л.27-31.

157. Кзыл-Ординский областной архив:ф.1, оп.2, д.II, л.68-70.

158. Кустанайский областной архив:ф.99, оп.1, д.35 (10), л.327.

159. Оренбургский областной архив: ф.450, оп.1, ед.хр.26, л.39; ф.450, оп.1, ед.хр.830, 831, л.28, 31, 36.

160. Уральский областной архив: ф.12, оп.1, д.18, связки I-I2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.