Социально-политическая концепция Н.А. Бердяева: в контексте социологических идей русских религиозных философов начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Головков, Сергей Анатольевич

  • Головков, Сергей Анатольевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 134
Головков, Сергей Анатольевич. Социально-политическая концепция Н.А. Бердяева: в контексте социологических идей русских религиозных философов начала XX века: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2007. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Головков, Сергей Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ.

1.1. Социальные категории русской религиозной философии.

1.2. Предмет и границы социологии.

ГЛАВА 2. ВКЛАД Н.А.БЕРДЯЕВА В СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.

2.1. Общая методология и эволюция научного творчества.

2.2. Проблема человека и сущность общественного бытия.

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ Н.А.БЕРДЯЕВА.

3.1.Социально-политическая трансформация общества.

3.1. Особый путь и национальная идея России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политическая концепция Н.А. Бердяева: в контексте социологических идей русских религиозных философов начала XX века»

Актуальность темы исследования

На рубеже XIX - XX столетий в России сложилась уникальная плеяда мыслителей, которые, будучи философами идеалистической и религиозной направленности, на всех этапах своего творческого пути обращались к осмыслению общественных процессов, искали наиболее адекватные способы их интерпретации.

В творчестве выдающихся русских обществоведов - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского - дается глубокий и плодотворный анализ важнейших социально-политических проблем России. При этом особое внимание уделяется сущности взаимоотношений личности и общества, феномену человеческой свободы, роли религии и церкви в жизни социума. Несмотря на то, что сами они не называли себя социологами, их вклад в российскую социологическую науку дает право считать их виднейшими ее представителями начала XX века. Эти исследователи разработали ряд глубоких идей, находящихся в русле достижений современной социологии и подтвержденных ходом исторического развития человечества.

Особого внимания в ряду русских религиозных мыслителей заслуживает Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948), один из крупнейших представителей русского духовного ренессанса, который был, HecoMHeHHOj ученым-обществоведом широкого плана.

В трудах этого русского мыслителя, число которых достигает 500 и которые представляют собой широчайшую палитру разнообразных социально-философских и социологических идей, во многом нашли свое отражение социально-политические события, переломные для судьбы России. В них дается глубокий и плодотворный анализ социального и политического своеобразия страны, ее культуры и идеологии, своеобразия и роли в мировом сообществе.

Обращение к социальным аспектам творчества Н.А.Бердяева, также как и к его политическим взглядам в общем контексте научной традиции русской религиозной социологии, должно не только помочь всесторонней оценке его вклада в развитие научной социологии в России. Оно позволяет серьезно переосмыслить пути развития российского общества, проблему его возрождения на основе традиционных устоев, духовно-нравственных идеалов.

Степень научной разработанности темы

В целом научная литература, в которой, так или иначе, затрагиваются идеи русских религиозных философов конца XIX - начала XX века, обширна, разнообразна и полемична. Однако исследователи, как правило, останавливаются на философских, исторических или же теологических аспектах творчества этих ученых, а социологические и политические взгляды, обычно опускаются. Более того, то обстоятельство, что история социологии в нашей стране долгие годы находилась под воздействием официальной идеологии марксизма-ленинизма, способствовало тому, что взгляды этих обществоведов, многое из которых покинули Россию, не могли быть адекватно представлены, поскольку рассматривалось лишь с позиций критики.

В конце XX века в изучении истории отечественной социологии наметился известный позитивный сдвиг. Так, вышли в свет известные труды выдающихся русских обществоведов - С.Н.Булгакова, Е.Н.Трубецкого; Н.О.Лосского, С.Л.Франка и других1, а также появились исследования, л содержащие их краткий анализ . В то же время следует констатировать, что еще

1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 томах. М., 1993; Бердяев Н.А; Судьба России. М., 1990; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни, М., 2003; Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992; Франк C.J1. Смысл жизни. М., 2004; Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004.

Социальные идеи христианства в XX веке: сб. обзоров ИНИОН РАН. М., 1989; Шаповалов В.Ф. Булгаков как социолог // Социологические исследования. 1993. № 10; Сапов В.В., Филиппов А.Ф. «Христианская социология» С.Н.Булгакова // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990; очень мало работ, посвященных отдельным персоналиям, в частности^ Н.А.Бердяеву.

В российский период творчества Н.А.Бердяева появлялись многочисленные отклики на его выступления и статьи, прежде всего, со стороны его единомышленников3. В советский период анализ трудов этого ученого, остро полемизировавшего с марксизмом, в историко-социологической литературе нельзя считать достаточно объективным4.

Сегодня как в зарубежном, так и в отечественном в бердяеведении превалирует традиция интерпретации идейной эволюции Н.А.Бердяева, прежде всего, как философа5.

Наиболее значительной является книга ученика и друга мыслителя, протестантского пастора Эжена Порре, рассматривающая идейную эволюцию мыслителя. Этой же теме посвящена монография американского ученого Д.Лаури и первая половина монографии А.Валлона6. Событийные истоки философствования Н.А.Бердяева в российский период блестяще показал российский бердяевед А.Цветков (Вадимов) в своей книге «Жизнь Бердяева ч

Россия» . Интересны работы О.Д.Волкогоновой, а также Н.К.Дмитриевой и А.П.Моисеевой8.

В настоящее время творчество Н.А.Бердяева прочно вошло в учебные пособия по истории отечественной социологии9, однако специальных

Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому. Новосибирск, 1990; Гулыга А; Русская идея // Библиотека «Вехи», 2004.

3 Розанов В.В. На чтениях г. Бердяева // Библиотека «Вехи», 2001; Шестов Л. Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия) // Библиотека «Вехи», 2004.

4 Семочкина М.Б, Восхождение к Смысло-Образу России: историософия Н.Бердяева и марксизм // Марксизм и Россия: сборник. М., 1990; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976. s Герцын Е.К. НЛ.Бердяев // Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1991; Титаренко С.А. Н.Бердяев. М., 2005; Розин В. Эзотерический мир II Общественные науки и современность. 1992. № 4.

6 Lowrie D,-A. Rebellious Prophet. A Life of Nicolas Berdyaev. New York, 1960.

7 Вадимов А. Жизнь Бердяева. Россия. Oakland, 1993.

8 Волкогонова О.Д, Евразийство: эволюция идеи // Вестник МГУ, сер. 7. № 4. 1995; Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.

9 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 томах. Париж, 1984; Социологические идеи русских религиозных философов начала XX века // Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред, Е.И.Кукушкиной. М., 2004; Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии! Свердловск, 1991. исследований социологического аспекта его работ, вклада этого ученого в социальное и политическое познание российского общества до сих пор явно недостаточно10.

Объектом диссертационного исследования является научное творчество Н.А.Бердяева.

Предметом диссертационного исследования выступают социально-философские и социально-политические идеи этого ученого* составившие в совокупности его социально-политическую концепцию.

Цель диссертационного исследования заключалась в том, чтобы выделить, проанализировать и систематизировать основные социально-философские и социально-политические идеи, содержащиеся в творчестве Н.А.Бердяева, и показать возможность их применения для развития отечественной социологии и политологии.

Целевая установка диссертационного исследования конкретизировалась в следующих задачах:

- выделить и раскрыть категории, которыми оперировали русские религиозные философы при анализе социальных явлений;

- рассмотреть позицию этих мыслителей относительно объекта, предмета и границ социологии как науки;

- обосновать методологию научного творчества Н.А.Бердяева и показать ее эволюцию;

- проанализировать взгляды Н.А.Бердяева о человеке и его месте в окружающем мире, а также о сущности общественного бытия;

10 В их числе: Сапов В.В. Самопознание Н.А.Бердяева // Социологические исследования. 1990. № 10.

- систематизировать взгляды Н.А.Бердяева относительно особого социально-политического пути России и показать его связь с национальной идеей;

- изучить позицию Н.А.Бердяева по вопросам социально-политической трансформации российского общества.

Теоретическая и методологическая основы исследования

Теоретической основой настоящего исследования послужили:

1) научные произведения русских религиозных мыслителей России конца XIX - начала XX века - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, П.А.Флоренского С.Л.Франка и других11;

2) социально-философские и социально-политические труды Н.А.Бердяева12;

3) положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных трудах ведущих философов и социологов, занимающихся анализом творчества этого ученого13;

11 Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Собр. соч.: В 5 томах. Брюссель, 1966; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Собр. соч.: В 5 томах. Брюссель, 1966; Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 томах. М., 1993; Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1902; Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. VIII; Трубецкой Н.С. Мы и другие // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 2003; Карсавин Л.П* Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922; Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1990; Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004; Розанов В.В. Возле «русской идеи» // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. М., 2004; Франк С.Л. Непостижимое. М., 1904; Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Путь: Орган русской религиозной мысли. Кн. I (I-VI) М., 1992.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.| 1990; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. Париж. 1949; Бердяев Н.А. Демократия, социализм и теократия // Библиотека «Вехи». 2000; Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2004; Бердяев Н.А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии) // Путь. 1936. № 50; Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа. М., 1994.

13 Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идеи // Вестник МГУ, сер. 7. № 4. 1995; Герцын Е.К. Н.А.Бердяев // Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1991; Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1; Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 томах. Париж, 1989; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма

4) исследования современных отечественных и зарубежных социологов, философов, историков, политологов, новейшие публикации по всем аспектам данной работы14.

Методологическую основу диссертационной работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как принцип историзма и принцип социального детерминизма; использовался комплексный подход к изучению социальных и политических процессов и явлений. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы, позволяющие выявить эволюцию социально-политической концепции Н.А.Бердяева.

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем предпринята попытка рассмотреть отдельные социально-политические взгляды Н.А.Бердяева как целостную концепцию. Кроме того:

- творчество Н.А.Бердяева рассматривается в широком контексте социологических идей русских религиозных мыслителей, с помощью особых категорий социального познания, выработанных ими;

- выделен общий методологический подход Н.А.Бердяева к анализу социальных и политических процессов и институтов, показана его эволюция;

- установлены связи анализируемых Н.А.Бердяевым социальных и политических феноменов с современным состоянием российского общества;

- доказано, что социальные идеи и социально-политические построения этого ученого являются важным вкладом в социологическую науку и очень

Бердяева. М., 1976; Поляков JI.B. Отреченная книга // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.; 1990; Розанов В.В. На чтениях г. Бердяева // Библиотека «Вехи», 2001; Розин В. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. № 4; Сапов В.В. Самопознание Н.А.Бердяева // Социологические исследования. 1990. № 10; Семочкина М.Б. Восхождение к Смысло-Образу России: историософия Н.Бердяева и марксизм // Марксизм и Россия: сборник. М., 1990; Титаренко С.А, Н.Бердяев. М., 2005; Шестов Я. Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия) // Библиотека «Вехи», 2004.

14 Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому, Новосибирск:, 1990; Бачинин В.А. О консолидирующем универсализме христианской идеи // Социологические исследования. 2005. № 1; Гулыга А. Русская идея // Библиотека «Вехи», 2004; Матвеева Н.Ю. Методология социального познания в русской религиозной философии // Социологические исследования. 2004. № 1; Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. М., 2003; Сапов В.В., Филиппов А.Ф. «Христианская социология» С.Н.Булгакова // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990; Шаповалов В.Ф. Булгаков как социолог // Социологические исследования. 1993. № 10. актуальны как для исследования социальной и политической жизни современной России, так и для разработки стратегии ее развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выдающиеся русские обществоведы - В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, Б.П.Вышеславцев, С.Л.Франк, П.А.Флоренский в своих трудах постоянно обращались к анализу важнейших социально-политических проблем России. Они разработали христианский подход к познанию социальной жизни - «христианскую социологию», что позволяет выделить именно социологическую компоненту творчества этих русских философов конца XIX-начала XX вв., имеющего глубокие и разнонаправленные социологические интенции.

2. Детальный анализ социологических взглядов отдельных русских религиозных мыслителей, видное место в ряду которых занимает Н.А.Бердяев, явно не вписывающийся в традиционные рубрикации социологической мысли; не только способствует развитию отечественной социологии. Он позволяет серьезно переосмыслить пути развития российского общества с точки зрения его духовного возрождения на основе традиционных устоев и нравственных идеалов.

3. Социальные идеи и политические построения, разработанные Н.А.Бердяевым, соответствуют общему духу социологического творчества русских религиозных мыслителей, и являются, по существу, целостной социально-политической концепцией, которая, базируясь на оригинальном, персоналистическом подходе к анализу общественных явлений, органично вливается в структуру социального знания. Эта концепция, безусловно^ заслуживает внимательного изучения и дальнейшей разработки в отечественной социологии.

4. Н.А.Бердяев высказал ряд глубоких идей об обществе, находящихся в русле достижений современной социологии и доказал необходимость существования в нем высших ценностей, духовной культуры и нравственных норм, которые предопределяют политику и социальное поведение. Тем самым, он во многом способствовал воссозданию интереса в социологической науке к человеческой личности, по-новому решил проблему о соотношении индивидуального и коллективного бытия.

5. Н.А.Бердяев дал исчерпывающую и адекватную характеристику современной ему эпохи, провел анализ социальных и политических последствий войн и революций в России, показал их негативную направленность. Он также выявил совокупность социальных противоречий, которые предопределяют особое место нашей страны в мировом сообществе, наметил пути для развития самосознания русского народа и консолидации российского социума на базе единой национальной идеи.

Научная и практическая ценность результатов исследования

Научная ценность настоящего исследования заключается в возможности использования основных его положений и выводов как в теоретической, так и в прикладной социологии и политологии. Материалы диссертации содержат сведения, которые могут применяться в практике научно-исследовательской деятельности и при организации специальных курсов для студентов и аспирантов вузов, а также при разработке правительственных документов; программ политических партий и общественных движений.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Будущее России: стратегии развития» (Москва, 14-15 декабря 2005 г.), а также на X Всемирном Русском народном Соборе (Москва, 4-6 апреля 2006 года).

Многие теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли применение в практике организации специализированных семинаров по истории социально-философской, социально-политической и социологической мысли, в лекциях, предназначенных для аспирантов ИСПИ РАН. По материалам диссертации опубликован ряд научных работ15.

Структура диссертационной работы

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Головков, Сергей Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Николай Александрович Бердяев был необычайно талантливым, широко мыслящим ученым, который прекрасно знал не только русскую, но и западную философскую, богословскую и социальную мысль. В совокупности с усилиями других обществоведов религиозной направленности своего времени он основал особое - христианское направление в социологии с собственным -персоналистическим подходом к ее предмету, объекту и методологии познания, состоящим в исследовании социальных и политических явлений как бы изнутри, в их сокровенной сущности. Следует согласиться с тем, что именно такой подход обусловил преимущественный спектр интересов всех русских религиозных мыслителей в исследовании социально-политических процессов и

207 явлении . • ;

Несмотря на то, что взгляды русских религиозных философов на предмет и границы социологии, на смысл человеческого бытия, взаимоотношения индивида и общества, на сущность общественного прогресса воспринимаются рядом современных исследователей как социологические «с некоторой натяжкой», они нуждаются в самом тщательном изучении, поскольку в них заключен богатый творческий потенциал.

Как показало проведенное исследование, общий вклад Н.А.Бердяева в социальное и политическое познание можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, этот мыслитель разработал ряд глубоких идей об обществе; находящихся в русле достижений современной социологии и подтвержденных ходом исторического развития человечества.

Во-первых, Н.А.Бердяев показал необходимость существования в обществе высших ценностей, духовной культуры личности и общества* морально-нравственных норм, которые предопределяют политику и социальное поведение.

В-третьих, он провел глубокий анализ ряда конкретных исторических событий, опиравшийся на изучение их духовных основ и идейных источников, ;

В-четвертых, этот ученый дал исчерпывающую и адекватную характеристику современной ему эпохи, социальных последствий войны и революций, их негативной направленности.

В-пятых, Н.А.Бердяев во многом способствовал воссозданию интереса в социологической науке к человеческой личности, по-новому решил проблему о соотношении индивидуального и коллективного бытия.

Наконец, он обратился к научному анализу духовных основ современных ему идеологий, - демократии, либерализма, консерватизма, социализма и анархизма, выявил их основные постулаты, показал сильные и слабые 208 стороны .

Безусловно, вклад Н.А.Бердяева в развитие социального и политического познания вовсе не ограничивается обозначенными моментами. Этот ученый, например, создал собственную концепцию «свободы», а на ее основе разработал теорию прогрессивного развития человеческого общества.

В частности, Н.А.Бердяев утверждал, что мировоззрение социологического позитивизма, провозглашающее общество верховной реальностью и источником всей жизни человека, не может обосновать свободы. Между тем, европейские демократии покоятся именно на таком социологическом позитивизме. Э.Дюркгейм был глашатаем настоящей социологической религии. Провозглашение прав человека и гражданина было провозглашением прав гражданина, члена общества и государства, а не прав человека как целостного существа, как свободного духа. Противоречия и лживые последствия провозглашения прав и свобод гражданина в буржуазных обществах вызвали реакцию против самой идеи прав и свободы человеческой личности. Свобода оказалась защитой прав сильного и делала беззащитным

207 Смотри подробнее: Матвеева Н.Ю. Методология социального познания в русской религиозной философии // Социологические исследования. 2004. № 1.

ЛЛО

Смотри об этом: Головков С.А. Н.А.Бердяев о духовных основах главных идеологических доктрин. М, 2006. слабого. Это есть один из парадоксов свободы в социальной жизни. Свобода оказалась свободой для себя и рабством для других.

В западном обществе, несмотря на либеральные и демократические традиции, свобода стала охранением прав привилегированного меньшинства, охранением капиталистической собственности и власти денег. Огромные массы трудящихся не знали свободы. Право быть избирателем в парламент есть издевательство над бедственным положением и рабством огромной массы людей. Таким образом, свобода создала величайшие неравенства. И ее перестали любить, когда человеческие массы сознали свое право на более достойное и более активное существование. Свобода в формальных демократиях стала препятствием для социального изменения общества.

Н.А.Бердяев отмечал, что социологически очень интересно, что свобода идет на убыль и уменьшается в мире не только по сравнению с обществами, основанными на либеральных и демократических принципах, но и по сравнению со старыми монархическими и аристократическими обществами, в которых, в известном смысле, было больше свободы. Этот мыслитель высказал ряд положений о сущности свободы, которые, на наш взгляд, являются очень актуальными и в настоящее время.

Так, свобода духа не зависит ни от какой организации общества. Свобода есть граница власти общества над личностью, государства над человеком; граница, определяющаяся не той или иной организацией общества и государства, а принадлежностью человека к иному плану бытия, к царству духа.

Свобода есть вечное начало человеческого духа, дух и есть свобода; Свобода есть вечное начало человеческого общения, подлинное общение только и может быть свободным. Человек должен провозгласить не формальную, а реальную свободу, свободу самого содержания человеческого существования. Однако по-настоящему любит свободу не тот, кто хочет ее для себя и своих, но тот, кто хочет ее также для другого и других.

При более глубоком понимании свобода есть не только право, она есть также и обязанность. Человек имеет возложенную на него Богом обязанность быть свободным, блюсти свободу духа, хотя бы она была тяжела, порождала страдания и требовала бы жертвы. И человек обязан уважать и соблюдать свободу другого человеку, а не только свою.

Свобода есть не только свобода выбора, но и самый выбор. Свобода не может быть лишь формальной защитой себя, она должна вести к положительному творческому акту. Неизбежен переход от формальной свободы, через которую каждый охраняет и защищает себя, к свободе реальной, через которую творчески преображается человеческое общение и человеческое общество. Но переход к реальной и творческой свободе означает, прежде всего, права не гражданина как отвлеченного существа, а человека как конкретного и целостного существа, как существа, вкорененного в духовном порядке. Переход к реальной свободе означает также провозглашение прав производителя,

209 трудящегося .

В целом, социальные идеи и построения, детально рассмотренные в диссертации, а также взгляды на другие многочисленные социально-политические проблемы и явления - государство, нацию, войну и революцию, консерватизм, либерализм, анархизм, социализм и демократию, разработанные Н.А.Бердяевым, являются, по существу, целостной социологической концепцией, которая органично вписывается в структуру социального знания.

Наследие Н.А.Бердяева имеет особую значимость для диалектики социально-политической мысли. Важно отметить, что мысль философа не развивалась во вневременном пространстве мыслителя одиночки, она дышала атмосферой эпохи кризиса основ европейской цивилизации и гуманизма и заражалась характерными ей болезнями. Поэтому наиболее ценными нам представляются моменты излечения, идущие из глубины личных прозрений, ценна у Н.А.Бердяева его отрицательная реакция на среду. В эпоху декаданса и дегуманизации, в силу своего радикализма преодоления, философ выступил глашатаем нового возрождения и нового гуманизма.

Идеи персоналистической социологии Н.А.Бердяева оказали большое влияние на идеологию российского солидаризма и, в частности, на С.А.Левицкого. Из других крупных социологов XX века, высоко ценивших социально-философское и социологическое наследие Н.А.Бердяева следует назвать П.А.Сорокина. Этот исследователь, в американский период своей жизни неоднократно обращался к работам этого мыслителя и интерпретировал идеи Н.А.Бердяева в духе концепции своего сочинения «Социальная и культурная динамика».

Положения, высказанные Н.А.Бердяевым представляются очень актуальными в свете задач современной социологической науки, основная из которых состоит в том, чтобы «повернуть социологию к живому человеку (Homoviviens) - как представителю человеческого рода, обитающему в многослойной жизненной среде»210.

Исследователи отмечают, что первичной ячейкой, первичной клеточкой при исследовании проблем социологии является, разумеется, сам человек, со всеми его характеристиками и параметрами. Вполне понятно, что все ненужное человеку, чуждое его природе, его сущности - не нужно и обществу в целом. И, наоборот, если в обществе отсутствуют или недостаточно представлены необходимые для человека условия, оно не может считаться здоровым обществом211.

Эта идея, с которой нельзя не согласиться, безусловно, во многом созвучна персоналистической, а точнее - антропоцентрической концепции Н.А.Бердяева, который, будучи исследователем конца XIX - начала XX века; по существу, предварил гуманистическую переориентацию социологии в новом, XXI столетии.

210 Дризе Т.М. Станет ли социология «наукой об обществе»? // Социологические исследования. 2001. № 3. С.

20.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Головков, Сергей Анатольевич, 2007 год

1. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская беседа М., 1856,

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.

3. Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл.Соловьева к С.ЛФранку). М., 2000.

4. Анисин А.Л. Основания и пути становления соборности в русской духовной жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тюмень, 1997.

5. Антонов Н.П. Н.А.Бердяев и его религиозно-общественное миросозерцание. СПб., 1912.

6. Бакулин Б.С. Православное учение о Церкви // Выбор. 1988. № 4,

7. Бачинин В.А. О консолидирующем универсализме христианской идеи // Социологические исследования. 2005. № 1.

8. Бердяев Н.А. Sub specie aeternitalis. Опыты философские, социальные и научные. СПб., 1907.

9. Бердяев Н.А. Демократия, социализм и теократия // Библиотека «Вехи», 2000.

10. Бердяев Н.А. Дух и реальность. (Основы богочеловеческой духовности). Париж, 1937.

11. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2004.

12. Бердяев Н.А. Евразийцы // Евразийский вестник. Книга четвертая. Берлин, 1925.

13. Бердяев Н.А. Из записных книжек (Бердяев о себе) // РЖ Общественные науки в СССР. 1990. Серия 3. № 5.

14. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

16. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.

17. Бердяев Н.А. О творческой свободе и фабрикации душ // Советская библиография. 1989. № 6.

18. Бердяев Н.А. Письмо Вяч. И.Иванову // Новый мир. 1990. № 1.

19. Бердяев Н.А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии) // Путь. 1936. № 50.

20. Бердяев Н.А. Русская идея // Россия и Европа: Опыт соборного анализа. М.: Наследие, 1992.

21. Бердяев Н.А. Русский коммунизм. Вступительная заметка В.Зорькина // Новое время. 1990. № 9.

22. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. Париж, 1949.

23. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Изд. 2-е. Париж, 1969.

24. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Машинописная копия со следами возможной авторской правки. РГАЛИ. Ф. 1946. On. 1. Д. 11.

25. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

26. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа. М., 1994.

27. Бердяев Н.А. Философ и существование. Доклад. РГАЛИ. Ф. 1946. Оп. 1 ед. хр. 98.

28. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990.

29. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

30. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

31. Бердяев Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь: Орган русской религиозной мысли, Кн. I (I-VI). М., Информ-Прогресс, 1992.

32. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Библиотека «Вехи». М., 2004.

33. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Сочинения: В 2-х томах. М., Наука, 1993.

34. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1902.

35. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Париж: ИМКА-Пресс, 1989.

36. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2-х томах. М., Наука, 1993.

37. Булгаков С.Н. Христианская социология / Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х томах. М.: Наука, 1997.

38. Вадимов А. Жизнь Бердяева. Россия. Oakland, 1993.

39. Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идеи // Вестник МГУ. Серия 7. 1995. №4.

40. Герцын Е.К. Н.А.Бердяев // Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.

41. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1.

42. Гулыга А. Русская идея // Библиотека «Вехи», 2004.

43. Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная проблема // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004.

44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991

45. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.

46. Дризе Т.М. Станет ли социология «наукой об обществе»? // Социологические исследования. 2001. № 3.

47. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

48. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 томах. Париж: ИМКА-Пресс, 1989.

49. Иванов Вяч. О русской идее // Русская идея. М., Республика, 1992.

50. Ильин В.Н. Бердяев и судьба русской философии // Звезда. 1995. №11.

51. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М.: МПРарог, 1992.

52. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948 1954. Париж, 1956.

53. Ильин И.А. О России (Три речи). М., Студия ТРИТЭ, 1991.

54. Ильин И.А. О русской идее // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004.

55. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России и ее политическом и гражданском отношениях // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004.

56. Карпец В. Монархический путь: не влево и не вправо, а вверх // Россия и Европа: опыт соборного анализа. М.: Наследие, 1992.

57. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922.

58. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994.

59. Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976.

60. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., Прогресс, 1990.

61. Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1991.

62. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1990.

63. Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 книгах. Франкфурт-на-Майне, Посев, 1957.

64. Матвеева Н.Ю. Методология социального познания в русской религиозной философии // Социологические исследования. 2004. № 1.

65. Матвеева Н.Ю. Социологическая концепция С.Н.Булгакова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: МГУ, 2002.

66. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск,2000.

67. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., Пресса,1991.

68. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке: доклад на II Всероссийском социологическом конгрессе. 30 сентября 2 октября 2003 года. М., 2003.

69. Плимак Е.Г. Познать русскую философию в ее противоречивой целостности и своеобразии // Философские науки. 1989. № 9.

70. Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. Философия истории России у Н.А.Бердяева. Нью-Йорк, 1967.

71. Поляков JI.B. Отреченная книга // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990.

72. Православие и современность: философско-социологический анализ Отв. ред. Б.А.Лобовик. Киев: Наукова думка, 1988.

73. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). М.: «Высшая школа», 2004.

74. Розанов В.В. Среди художников. М., 1994.

75. Розанов В.В. Возле «русской идеи» // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004.

76. Розанов В.В. На чтениях г. Бердяева // Библиотека «Вехи», 2001.

77. Розин В.В. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

78. Сапов В.В. Самопознание Н.А.Бердяева // Социологические исследования. 1990. № 10.

79. Сапов В.В., Филиппов А.Ф. «Христианская социология» С.Н. Булгакова // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

80. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М., Политиздат, 1986.

81. Семочкина М.Б. Восхождение к Смысло-Образу России: историософия Н.Бердяева и марксизм // Марксизм и Россия: сборник. М., 1990.

82. Серафим (Соболев) архиеп. Русская идеология. СПб.: Изд-во им. А.С.Суворина, 1992.

83. Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Собр. соч.: В 5 томах. Брюссель, 1966.

84. Соловьев B.C. Русская идея. М., 1911.

85. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Собр. соч.: В 5 томах. Брюссель, 1966.

86. Социальные идеи христианства в XX веке: сб. обзоров ИНИОН РАН. М.:ИНИОН РАН, 1989.

87. Социологические идеи русских религиозных философов начала XX века // Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е.И.Кукушкиной. М.: «Высшая школа», 2004.

88. Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

89. Титаренко С.А. Н.Бердяев. М., 2005.

90. Троицкий Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление/социально-философские очерки. М.: Советская Россия, 1989.

91. Троицкий Е. Что такое русская соборность. М., 1993.

92. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

93. Трубецкой Н.С. Мы и другие // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4.

94. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. VIII.

95. Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

96. Флоренский П.А. У водораздела мысли. Сочинения. М., 1990.

97. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, ИМКА-Пресс, 1937.

98. Франк C.JI. Очерк методологии общественных наук. М., «Берег», 1922.

99. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., Республика, 1992.

100. Франк С.JI. Непостижимое. М.: Правда, 1990.

101. Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия -Париж, ИМКА-Пресс, 1956.

102. Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Сб. статей под ред. В.С.Франка. Париж, 1972.

103. Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Путь: Орган русской религиозной мысли. Кн. I (I-VI) М., Информ-Прогресс, 1992.

104. Франк С.Л. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

105. Хомяков А.С. Избранные сочинения. Нью-Йорк, 1955.

106. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004.

107. Хомяков А.С. Работы по богословию // Вопросы философии. 1994.

108. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

109. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5.

110. Шаповалов В.Ф. Булгаков как социолог // Социологические исследования. 1993. № 10.

111. Шестов Л. Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия) // Библиотека «Вехи», 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.