Социально-политические факторы формирования и развития гражданского общества в Таджикистане тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Шарипов, Хуршед Буриевич

  • Шарипов, Хуршед Буриевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2002, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 151
Шарипов, Хуршед Буриевич. Социально-политические факторы формирования и развития гражданского общества в Таджикистане: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2002. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Шарипов, Хуршед Буриевич

Введение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

1. Генезис понятия «гражданское общество» в классических социологических системах.

2. Формы проявления гражданского общества.

3. Содержание понятия демократического и правового государства в социально политических концепциях.

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

1. Особенности формирования гражданского общества в Таджикистане.

2. Политическое воспитание и образование как условие функцио нирования гражданского общества.

3. Роль социальных институтов в формировании гражданского общества в Таджикистане.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические факторы формирования и развития гражданского общества в Таджикистане»

Актуальность темы. Развитие нашего общества в постсоветский период по пути демократии, овладение новыми формами регулирования общественной жизни обусловливают необходимость исследования способов функционирования гражданских институтов в таджикском социуме. Это даст возможность очертить контуры роста политической, экономической, культурной активности людей, которые в настоящее время сталкиваются с определенными трудностями и противоречиями, обусловленными сложностями переходного периода. Тем не менее активизация деятельности таджикского социума в этих сферах и поиск новых способов проявления его интереса, применимости прав ставят перед нами задачу теоретического осмысления природы институтов гражданского общества и способов их функционирования на современном этапе. И здесь мы должны констатировать, что проблема формирования гражданского общества в современных общественных науках (политологии, социологии, философии) относится к числу тех проблем, которые остаются предметом весьма острой дискуссии. Ответить однозначно на вопрос о том, что насколько возможно в ходе построения гражданского общества в Таджикистане использовать опыт других стран, невозможно. Последнее обусловлено рядом причин и объективного, и субъективного характера. Поэтому изучение проблемы особенностей формирования гражданского общества и, следовательно, правового государства в Таджикистане, имеет большое научное и практическое значение. Необходимость подобного исследования диктуется самой жизнью, всем ходом преобразований, происходящих во всех сферах деятельности людей.

Актуальность выбранной нами темы определяется и тем, что необходимо выяснить и изучить не только новые для гражданского общества Таджикистана ценности основных его институтов (виды собственности, свободы прав, обязанностей и др.), но и ясное, четкое осознание этих институтов всеми гражданами, всеми социальными слоями современного таджикского общества. Ибо, во многом именно от этого зависит степень вмешательства государства в частную и общественную жизнь людей. И по этому необходимо, чтобы большая часть населения страны разделяла важнейшие демократические ценности и принципы гражданского общества. Следовательно, одним из главных детерминантов стабилизации демократических ценностей в сознании общества является активизация их общественной деятельности. Последнее открывает простор для самореализации личности в границах социального целого.

Сегодня, когда таджикское общество столкнулось с весьма глубоким кризисом, имеющем место во всех сферах его деятельности, необходимо найти такие формы самоопределения человека, которые не ограничивали бы его законных прав и свобод. В настоящее время в силу неразвитости в стране отдельных институтов гражданского общества многие из этих прав и свобод вытеснены на периферию политической властью или «заблокированы». В этой связи теоретический анализ особенностей формирования гражданского общества в Республике Таджикистан имеет важное мировоззренческое значение для выработки вариантов разблокирования и развития институтов гражданского права в Республике

Таджикистан, которые определят его дальнейшее развитие по пути прогресса.

Эти институты только тогда смогут вписаться в нашу действительность, сгармонизировав отношения между государством и обществом, когда они будут осознаны обществом. А такое осознание обеспечивается в обществе прежде всего путем теоретического осмысления данных проблем.

Степень изученности проблемы. В Таджикистане, исследуемая нами тема, еще не была предметом специального глубокого и всестороннего исследования, но ей посвящались многие статьи в периодической печати, в научных сборниках. О необходимости формирования гражданского общества в Таджикистане говорилось в докладах на различных конференциях и семинарах. В большей части этих работ постановка названной проблемы скорее была вызвана моральным пафосом и политической ангажированностью, в то время как необходим был трезвый научный взгляд на существо вопроса.

О создании гармоничного добродетельного общества, писали еще крупнейшие мыслители Востока. Среди них особо можно выделить таких известных философов как ар-Рази, Газзоли, Сайд Алии Хамадони, Фараби, Ибн Сино, Насириддин Туси, Джамолуддин Давони, Ахмад Дониш. Отдали ему дань и великие греческие философы Платон, Аристотель, а позже Плотин и др. И, конечно немалый вклад в разработку проблемы государства и общества внесли европейские мыслители Иммануил Кант, Джон Локк, Георг Вильгельм Гегель, Карл Маркс, Макс Вебер и др.

Концепции этих выдающихся мыслителей своего времени о государстве и обществе иногда в чем-то совпадали, а иногда прямо противоречили друг другу, придавая анализируемым проблемам глобальную значимость. Так, если локковская концепция гражданского общества ограничивала функции государства в обществе, то гегелевская, напротив, имела целью примирить государство и общество. И здесь следует отметить, что возникающие в последующем отдельные концепции гражданского общества в основном исходили и исходят из этих двух вышеназванных концепций. Формирование различных вариантов концепций гражданского общества неразрывно связано с идеей индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности, автономии общества по отношении к государству, верховенства права и т.д.

В период истории существования советского общества эта тема оставалась за пределами внимания ученых - обществоведов. Идеология того времени обосновывала своими постулатами, что государство является единственным защитником общества, т.е. государство и общество отождествлялись между собой, произошло как бы «поглощение» общества государством. Советские исследователи отторгали эту проблему потому, что в учении марксизма гражданское общество отождествлялось с обществом буржуазным.

После распада Союза начинается новый этап в исследовании проблемы гражданского общества. Процесс деэтапизации общества во вновь образованных суверенных государствах все более требовал теоретического осмысления этого явления, что нашло свое отражение в многочисленных статьях, сборниках, монографиях и целых научных трудов1.

Существенный вклад в разработку теории гражданского общества внесли известные ученые, такие как В.В. Витюк, Э Геллер, В.В. Ильин, А.С.Ахиезер, Г.П. Купряшин, А.И.Соловьев, А. Н. Медушевский2. И целый ряд других научных трудов, в которых путем теоретического анализа и на основе эмперического материала прослеживаются характерные черты гражданского общества.

Особое внимание уделяется изучению социально-политические факторов становления и развития гражданского общества в трудах таких известных ученых, как: К.Гаджиев., К.С.Гордеев, М.В. Ильин., Б.И. Ковалев., В.Н. Дохин., А.В. Макеев и ряд других авторов3. Они не только раскрыли сложную взаимосвязь гражданского общества, но научно обосновали влияние государства на его формирование. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что анализ этой литературы показывает исследование проблемы гражданского общества в условиях Российской федерации, а не

1 Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. — М, 1996; Бутенко А.П. Власть народа самого народа: о социальном самоуправлении. М., 1988; Данилович И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. М., 1966.

2 Витюк В.В. Авторитаризм и гражданское общество //Куда идет Россия? М., 1994; Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995; Ильин В.В., Ахиезер А.С.Российская государственность; истоки, традиции, перспектива. М., 1997; Купрящин Г.П. Соловьев А.И. Государственное управление: учеб. пособие М.1996. и др.

3 Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Мировые отношения. 1991; К.С. Гордеев. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии 1991.№2; Ильин М.В., Ковалев Б.И. Две стороны одной модели: гражданское общество и государство.// Полис. 1992, №1-2; Дохин В.Н. Личность, общество, государство: Проблемы развития суверенных независмых государств, возникших после крушения советской империи.

Отдавая должное всем этим исследованиям следует однако отметить, что в них вне поля зрения осталась специфика функционирования и перспективы продвижения отдельных институтов в каждом отдельно взятом социокультурном пространстве. В то время как, исходя из имеющихся в менталитете членов разных социумов различных представлений относительно этих институтов, формирование последних имеет свои особенности. Данная работа посвящена осмыслению этой проблемы на примере Таджикистана. Поэтому, свое исследование по данной проблеме, мы строим не только на основе анализа теоретических работ ученых дальнего и ближнего зарубежья, но и на основе изучения современных реалий Республики Таджикистан. Первейшее значение здесь имеет выявление взаимосвязей между степенью ускоренности отдельных институтов гражданского общества в менталитете социума, в его культуре и истории.

Большой вклад в исследование проблемы гражданского общества внесли ученые Таджикистана. Весьма цеными являются работы Б.Г. Гафурова, К.Гиёева, М.Д. Диноршоева, А.С.Достиева, С.Раджабова, К.Р.Расулова, М.Гулахмедова, Ф.Т.Тахирова, А.Имомова, Т.Н.Назарова и др.4 Помимо этого, отдельные проблемы и вопросы социальногражданского общества. М., 1992; Макеев А.В. Политология: учеб.пособие для вузов. М„ 2000.

4 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе. 1989; Гиёсов К. Национальные интересы: социально-философский аспект. - 2000; Диноршоев М.Д. Проблемы политической независимости Таджикистана / / Материалы «Международной научно-практической конференции «Место политические факторы формирования и развития гражданского общества рассматривались в трудах ученых Таджикистана Т.Р.Рахмонова, Х.А. Мухторова, И.Усмонова, Н.А. Махмадова, Х.П.Пирумшоева, М.Г. Гафаровой, Г.Зокирова, A.M. Пулатова и др.

Более подробный анализ социально-политических факторов формирования и развития гражданского общества в Таджикистане дан в трудах Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова.5

Однако, во всех указанных работах анализируются вопросы формирования и развития гражданского общества в целом, а следовательно, особенности процесса возникновения, становления и развития данной проблемы освещаются в общих чертах. Следует отметить, что все еще остается много нерешенных проблем в дискуссионых вопросах по проблемам и противоречиям процесса формирования гражданского общества, требующих дальнейшего исследования и освещения. Исходя из этого, полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями формирования гражданского общества

Таджикистана в новом международном порядке.//Известия А.Н.Таджикистана. Серия философии и правоведения, №1, 1997; Раджабов С. Дунявият иродаи халк аст. -Душанбе, 1999; Расулов К.Р., Гулахмедов М. Равандхои милли ва сиёсии истиклолияти Точикистон -Душанбе 2001; Тахиров Ф.Т. История Государства и права Таджикистана (1917 -1929 гг), -Душанбе, 2001; Имомов А. Конституционные правовые проблемы развития Республики Таджикистан. (1992-1998 гг) -Душанбе, 1998; Назаров Т.Н. Таджикистан: Горизонты настоящего и будущего. -Нью-Йорк, 1999.

5 Рахмонов Э.Ш. Юбилей Независимости и второй всемирный форум таджиков.-Душанбе, 1993; Таджикистан на пороге будущего. М. 1997; Молодёжь - будущее суверенного Таджикистана -Душанбе, 1997; Достижение национального единства и возрождения Таджикистана. -Душанбе, 1997; Таджики в зеркале истории. -Душанбе, 1997; Долгий путь к миру. -Душанбе, 1998; Таджикистан на пути демократии и цивилизованного общества. -Душанбе, 1996. на примере Таджикистана, в рамках одной работы не представляются возможным. Понимая всю сложность исследуемой проблемы, автор не претендует на исчерпывающее раскрытие этой сложной проблемы. Данная задача по мнению автора может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых научных коллективов. На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в своей совокупности, источников диссертант предпринял попытку исследовать особенности закономерности формирования гражданского общество на примере Республики Таджикистан. Все эти и другие, требующие теоретического и практического осмысления вопросы, обусловили выбор темы, определили цели и задачи исследования.

Цель и задачи исследования.

Целью работы являются определение механизма формирования институтов гражданского общества в их социально-политическом аспекте и особенности их функционирования в таджикском обществе. В соответствии с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

-проанализировать и раскрыть социокультурные аспекты формирования различных концепций гражданского общества;

-анализируя основные подходы к формированию гражданского общества, раскрыть сущность данного понятия;

-выявить связи и взаимообусловленность гражданского общества и демократического государства;

-показать степень укорененности отдельных институтов гражданского общества в менталитете таджиков и способ их актуализации в процессе создания такого общества в Республике Таджикистан;

-определить предпосылки и показать пути формирования идеалов нового, общественного воспитания и развития как основы построения гражданского общества.

Научная новизна исследования. В философской, политической, социологической и исторической литературе до сих пор отсутствовали специальные исследования проблемы формирования гражданского общества. В появившихся в последние годы работах по этой проблеме авторы в основном ориентировались на Запад, оставляя за переделами своего внимания, т.е. ее социокультурные аспекты, которые вплотную касаются Таджикистана, других бывших союзных республик. Исходя из этого обстоятельства, диссертант предпринял попытку проанализировать общечеловеческие ценности институтов гражданского общества, раскрыть различное их воспринятие отдельными культурами. В исследовании, комплексно рассматривается природа этих различий. Автор считает и то, что они обусловлены в основном культурными традициями и различными мировозренческими ориентирами.

На основании тщательного изучения существующих источников в исследовании освещается широкий круг вопросов, касающихся социально-политических факторов формирования и развития гражданского общества в Таджикистане. Научная навизна диссертационного исследования прежде всего заключается в том, что она является первой специальной работой в современной таджикской политологии, посвященной проблеме формирования гражданского общества в суверенном Таджикистане.

Научная новизна диссертации определяется еще и тем, что в ней:

-автором впервые делается попытка осмысления условий и перспектив формирования институтов гражданского общества в Таджикистане;

-сделана попытка систематизировать взгляды и подходы к изучению проблемы гражданского общества;

-выявлены причины различной степени укороненности ценностей отдельных институтов гражданского общества на Востоке и Западе;

-определены контуры изменения в направлении формирования гражданского общества в суверенном Таджикистане;

-впервые проведен научный анализ социально-политических, экономических и идеологических факторов становления и развития гражданского общества в Таджикистане и показаны его особенности;

-дана целостная характеристика места и роли демократического, правового, светского государства Таджикистана в становлении и развитии гражданского общества;

-выявлены особенности формирования гражданского общества в условиях суверенногоТаджикистана;

-четко определены границы демократического государства и гражданского общества, показаны основные тенденции становления и развития гражданского общества. При этом, процесс становления и развития гражданского общества в Таджикистане рассматривается в общем контексте развития человеческой цивилизации, что позволяет заложить основу для прогнозирования возможных последствий тех или иных предлагаемых решений в рамках таджикских концепций гражданского общества.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы использован логический, системный, социологический, структурно-функциональный анализ, исторический и диалектический подход, а также методы сравнительного анализа. В работе освещаются положения и выводы, содержащиеся в трудах ведущих российских, таджикских и зарубежных ученых, исследующих данную проблему. Постановка и анализ ряда новых теоретических проблем открывают дополнительные возможности к более глубокому изучению процесса формирования гражданского общества в суверенного Таджикистана. Настоящее исследование позволяет выработать единую методику учета и оценки тех политических факторов и объективных условий, которые определяют особенности нынешнего состояния национального единства таджикского народа и предпосылки становления гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в ней анализируются качественные сдвиги, произошедшие в Таджикистане за годы национальной независимости и суверенитета. Значимость диссертационного исследования также заключается в том, что в нем теоретически раскрываются основные социально-политические, экономические и идеологические факторы становления и развития гражданского общества в Таджикистане. Основные положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы международными заинтересованными сторонами, специалистами и исследователями, а также могут быть применены в работе органов государственной власти при разработке и реализации национальной и социальной политики, дальнейшего совершенствования, укрепления государственного

14 суверенитета, развития демократического общества в Таджикистане. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что положения и выводы исследования могут быть использованы при написании современных учебных пособий по политологии, а также при чтении спецкурсов по проблеме формирования гражданского общества в Таджикистане.

Апробации работы. Тема исследования обсуждена и утверждена на заседании кафедры философии и политологии Таджикского аграрного университета. Полученные в диссертации выводы, нашли практическое применение в учебном процессе, на лекциях и практических занятиях по предмету курса философии, политологии, истории и права в вузах Таджикистана. Основные положения и результаты исследования отражены в статьях и брошюре.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени К. Джураева и рекомендована к защите от 24 октября 2002 г.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Шарипов, Хуршед Буриевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно нашей государственной идеологии, вытекающей из Основного закона, предпринимаемые в последние годы шаги по реформированию политической системы страны, в конечном итоге должны заложить фундамент для построения гражданского общества и правового государства. Это общество, где человеку законом гарантируется защита его прав на свободу выбора форм экономического и политического бытия. В политической жизни гражданское общество обеспечивает гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах, утверждается реальное, а не только декларируемое, правовое государство.

Гражданское общество - это общество, где мировоззренческий плюрализм превалирует над идеологической монополией отдельных партий, социальных групп: законодательно защищено достоинство любого человека, а не только гражданина, обеспечена неприкосновенность его собственности и предоставлена ему свобода слова, совести и т.д. Тогда возникает вопрос, каким образом возможно построение гражданского общества вообще, и в постсоветском пространстве, в частности. Тем более, бытует мнение, что страны постсоветского пространства для построения общества такого качества должны всецело следовать западным образцам. Общее, что видится всегда и везде в процессе построения или утверждения институтов гражданского общества, это то, что по мере продвижения каждого отдельного социума в этом направлении социальная сфера их жизнедеятельности в основном разделяется на два полюса - государство и общество. В некоторых обществах, исходя из их социокультурных особенностей, эти сферы существуют автономно и подчиняются своим собственным правилам жизнедеятельности. Однако возможен и другой вариант, когда государство с целью полного выражения воли социальных групп слоёв общества функционально становится опорой укрепления институтов гражданского общества на начальном этапе его формирования. Именно этот процесс мы в настоящее время всё отчётливее наблюдаем в таджикском обществе, что по нашему мнению, вытекает в основном из его исторически сложившихся социокультурных особенностей. Ибо таджикский социум всегда именно в лице государства, а не общества, видела стража общественного блага и спокойствия. Таким образом, здесь государство всегда старалось подчинить общество через вмешательство в частную жизнь людей и регламентацию их экономической и политической деятельности. Исходя из такого характера политической культуры таджикского социума можно сказать, что процесс утверждения институтов гражданского общества в Таджикистане не может иметь выраженную антиэтатическую направленность.

Таким образом, в последние годы в силу внутренних потребностей таджикское общество постепенно через осмысление всех этих особенностей своего социокультурного мира тоже втягивается в сферу всё большего укрепления институтов гражданского общества: общества, в котором экономическая инициатива, власть собственника принадлежат не ведомствам, а отдельным производителям. Укрепление личностной инициативы в этой сфере необходимо и сейчас, когда налицо катастрофическое падение производства и усиление на этой почве криминализации общества. Гражданское общество предполагает создание оптимальных условий для достойной жизни, труда и защиты собственности всех людей, а не только власть придержащих. Поэтому во всех социально-политических концепциях, направленных на осмысление природы и сущности гражданского общества, эти задачи ставятся в круг основных проблем, решаемых гражданским обществом.

В политической жизни общества гражданское общество старается обеспечить всем людям доступ к участию в государственных и общественных делах, утверждается правовое государство. То есть, наличие гражданского общества предполагает государство с правовым характером. Поэтому, исходя из этого мы можем определить его таким образом, что гражданское общество - это такое общество, где исключается дискриминация человека по национально-этническим, политическим и религиозным признакам; законодательно защищено достоинство человека, обеспечена неприкосновенность его собственности; предоставлена свобода определения места жительства, выезда-въезда в страну, гарантирована свобода слова и т.д.

Исходя из вышеизложеного анализа и с целью эффективности решения задачи формирования и развития гражданского общества в Таджикистане нами хотелось бы предложить следующие рекомендации:

1. Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики.

2. Формирования нового типа государственности, базирующего на приоритете права, способного к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференсации интересов различных групп и общностей.

3. Создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений.

4. Преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т.е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

5. Необходимости воспитания всех членов общества в духе идеалов гражданского общества, формирования у них высокой политической сознательности, политического культуры и мировоззрения.

6. В современных условиях, когда дальнейшая демократизация общества выдвигает новые, более сложные экономические, социально-политические и духовные задачи, требуется повышение социальной активности, высокой организованности членов общества. Идеалы гражданского общества выражают назревшую потребность эпохи, научно обосновывают неизбежность нового общественного строя, утверждающего самые справедливые и гуманные отношения между людьми, могущего отстоять и приумножить достижения мировой цивилизации.

7. С целью реального становления, формирования и развития гражданского общества в Таджикистане по нашему мнению, необходимо комплексно скоординировать деятельность социальных институтов, чтобы они могли мобилизовать социальную активность людей в эффективности решения задачи гражданского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Шарипов, Хуршед Буриевич, 2002 год

1. Авеста: Избранные гимны /Пер. И.М. Стеблина-Каменского. — Душанбе, 1990. — 176 с.

2. Айни С. Таърихи амирони мангитияи Бухоро // Куллиёт. -Душанбе. 1966,-Чилди 10. -с.343.

3. Ал-Газзали Абу Хамид. Насихат-ул-мулук. — Душанбе, 1993 —144 с.

4. Ал-Фараби абу Наср Мухаммад, Социально-этические трактаты: Пер. с араб. — Алма-Ата: Наука, 1985. — 400 с.

5. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о взглядах жителей добродетельного города/ Пер. И.О. Мохаммеда, А.В. Сагадаева / / Ал-Фараби. Философские трактаты. — Алма-ата, 1972. — С. 191-377.

6. Аристотель. Политика / /Соч.-М.: Мысль, 1983. — т. 4. — С. 375647

7. Аристотель. Политика //Соч. в 4-х томах-М.: Мысль, 1983. — т. 1 — С. 1-12.

8. Ахмад Дониш. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития. -Душанбе, 1992. 898 с.

9. Ахмад Дониш. Рисола дар назми тамаддун ва таъовун. — Душанбе, 1972 — 146 с.

10. Ахмад Дониш. «Наводир-ул-вакоеъ». — Душанбе: Дониш, 1989 — Кит. II. — 344 с.

11. Давони Джалолиддин. Ахлоки Чдлолй. — Нуввалкишвар, 1383.350 с.

12. Ибн Сина Осори мунтахаб /Академиям илмхои РСС Точикистон. Шуъбаи фалсафа. — Душанбе: Ирфон, 1983. — Чдлди II. — 560 с.

13. Ибн-Халдун. Введение/Пер. С.Н. Бациевой//Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и среднего Востока. — М,, 1961. — С.559-628.

14. Ибн-Халдун — (Игнатенко А.А.). — М.: Мысль, 1980 — 160 с.1. Мыслители прошлого).

15. Кант Имануэл. Сочинения: В 6-тт. — М., 1976. — т.6. — 743 с.

16. Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения, т. 1. М., 1966.с.71.

17. Коран /Пер.с араб, к коммент. И.Ю.Крачковского. -М.: Наука, 1986. 727 с.

18. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 1. 2-е издание.

19. Низам-ал-мулк. Сиасет-намэ: Книга о правлении везира XI -столетия Низам-ал-мулка / Пер., введ. в изуч. памятника и примеч.Б. Н. Заходера — M-JI., 1949 — 379 с.

20. Платон. Государство. Сочинение в 3-х тт. т. I. М.: Мысль, 1972.

21. Платон. Законы. Сочинение в 3-х тт. т. III. М.: Мысль, 1972.

22. Сарконуни Чумх;урии Точикистон — Душанбе, 1994 (на трёх яз.)

23. Сталин И.В. Сочинения. -М.: 1954. -Т.4. -488 с.

24. Фитрат. Давраи хукмронии амир Олимхон.-Душанбе., 1991.-63 с.

25. Хамадони Али. Захират-ул-мулук. — Лахор. 1323 х. — 308 с.

26. Хоча Насириддини Туей. Ахлок,и Носирй. — Нуввалкишвар. 1323 х. — 124 с.

27. Абдуллоев Ш. Маорифпарварй ва озодфикрй. -Душанбе, 1994.150 с.

28. Абдуллоев Ш. Накши Алии Дамадонй дар таърихи афкори сиёсии исломй //Изв. АН РТ. Серия: философия и правоведения. №1. -С.11-15.

29. Авазбаева Р. Воззрения Ахмад Дониш на государство/ / Изв. АН РТ. Отд.общ.наук. 1962, вып.З.-С.12-17.

30. Александров Б. Народ и выбор политика. // ОНС. № 6, 1972. — С.64-70.

31. Амелин В. Многомерная модель политической власти //ОНС. №2, 1991 С.50-58.

32. Андреев С.С. Политический режим и политическая демократия // Социально-политические науки. № 2 3, 1992 — С. 10-22.

33. Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. М. 1974.

34. Атоев С. Формирование политического сознания в условиях демократизации общества. Автореф. дисс.на соис. ученой степ. канд. полит. наук.-Душанбе, 2001.-21 с.

35. Батурин Ю. Как делается закон // ОНС, № 5. 1991 — С.24-31.

36. Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества//Социально-политические науки. 1991. — С.18-24.

37. Белякова A.M. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. -М. 1987. -55 с.

38. Багоутдинов А. Очерки по истории таджикской философии -Душанбе. Таджикгосиздать, 1961. -с.264-308.

39. Багоутдинов А. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа //Вопросы философии., 1961, №3.-С. 126-132.

40. Бутенко А.Н. Власть народа самого народа: о социальном самоуправлении. М.: Мысль. 1988.- 207 с.

41. Бойс М. Зороастризм. -М.: Наука, 1987. -301 с.

42. Вазиров 3. Социально-политическое учение калама. -Душанбе: Ирфон, 1993. -80 с.

43. Вазиров 3. Очерки социальной философии калама и футуввата. -Душанбе: Дониш, 1991.-278 с.

44. Витюк В.В. Авторитаризм и гражданское общества //Куда идет Россия? М., 1994. -140 с.

45. Вахидов Х.И. Политические взгляды просветителей Средней Азии второй половины XIX в//Сов. государство и право. 1995, № 7. — С. 102104.

46. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

47. Верховное благо и его принцип. /Скворцов JI.B. Культура самопознания. М.: Политиздат., 1989. -С. 237-277.

48. Венгеров А. Политическое пространство и политческое время //ОНС. № 6. 1992 С.49-63.

49. Волкан В (США), А. Оболонский. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием / / ОНС, №6. 1992. — С.31-40.

50. Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государства. //Мировая экономика и международные отношения. М. 1991. №2 -С.20-27.

51. Гак Н.М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме //Вопросы философии. 1955 № 4. — С.22.

52. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. — Душанбе.: Ирфон, 1989. — Кн.1 — 381 с.

53. Гафуров Б.Г. История таджикского народа М.: 1949 — 476 с.

54. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. — С.228.

55. Гегель.Г. Политические произведения. М., 1978. — С.87.

56. Геллнер. Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники.М., 1995. -С. 181.

57. Геллнер Э. Нации и национализм//Вопросы философии -1989. № 7. — С.124.

58. Гиёев К. Национальные интересы: социально-философский аспект. — Душанбе, 2000. — 18 с.

59. Гиёев К. Национальные интересы. — Душанбе, 2000. — 67 с.

60. Голикова З.Н. Гражданское общество в России / /Социс. № 3. — 1997. — С.31.

61. Государство. Право. Законность /Сборник статей. Ред.коллегия: доц Е.И. Коваленко. -Пермь, 1970. -326 с.

62. Государство -это мы: /Сборник (Составитель Тархова Л.П.).-М.: Политиздат. 1982. -209 с.

63. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М. — 1996.-250 с.

64. Грамин А. Избранные сочинения. 1957. т.З. — С.200.

65. Гуломов О. Социология. Китоби дарсй. -Душанбе «Маориф» -380 с.

66. Гуломов О. Социология. Китоби дарсй.-Душанбе: Маориф, -380 с.

67. Гусев А.В. Проблемы государственого устройства в трудах И.А. Ильина //Социально-политические науки. № 2-3. 1992. — С.72-80.

68. Данилович И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. М. 1996.- 240 с.

69. Демидов А., Шариов Р. Интеграция общества в посттоталитарный период//СПН. № 4. 1992. — С.163.

70. Джахид A.M. Абу Наср Аль-Фараби о государстве. — Душанбе: Ирфон, 1966 — 117 с.

71. Достиев А.С. Разделение властей в конституции Таджикистана // Известия АН Таджикистана. Серия философия и правоведение. № 1. 1997. — С.7.

72. Дохин В.Н. Личность, общество, государство: проблемы развития гражданского общества. М., 1992.-140 с.

73. Ильин В.В Политология. М. 1999. С.302.

74. Ильин М.В., Ковалев Б.И. Две стороны одной модели: гражданское общество и государство. / /ПОЛИС.М., 1992. №1-2.

75. Имомов А. Конституционо-правовые проблемы развития Республики Таджикистан (1992-1998). -Душанбе. 1998.- 208 с.

76. Ильин В.В. Ахиезар А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997. -150 с.

77. Имомов А. Конституционо-правовые проблемы развития Республики Таджикистан (1992-1998). -Душанбе. 1998. -208 с.

78. Зокиров Т.Н. Илм дар бораи сиёсат. -Душанбе. 1993

79. Зокиров Г.Н. Масъалахои миллию сиёсии мухоцирати ахолй дар Точикистон, -Душанбе, 1995. -с.

80. Зокиров Т.Н., Абдуллоев Ш. Хунари рохбарй ва суннатхои давлатдорй.-Душанбе, 1994.

81. Калонов А.Г. Формирование молодой семьи //Известия АН РТ. Серия: Философия и правоведение. №3-4, 1996. -С. 40-47.

82. Конфликты в обществе. «Круглый стол учёных //ОНС. №1, 1991. -С. 48-56.

83. Комилов Р.С. Назарияи чомеъаи ормонй дар таърихи фарханги форсу точик. — Душанбе.: Маориф, 1997. — 288 с.

84. Кддиров Б. Таърихи фалсафаи точик. — Душанбе: Маориф, 1998. — 272 с.

85. Козулин А. Права личности для «взрослого» человечества//ОНС. № 6. 1991. — С.31-42.

86. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии //Полис. 1991, №5.

87. Краткий русско-таджикский словарь по социологии. -Душанбе, 2001. -31 с.

88. Куприч Н.Я. Развитие советской государственно-правовой мысли в период перехода от капитализма к социализму. М., 1970 -28 с.

89. Культура эпохи Возрождения. -Ленинград, Издательство «Наука» -1986 -253 с.

90. ЭО.Купрящин Г.П, Соловьёв А.И. Государственное управление: Учеб.пособие. М., -1996. -250 с.

91. Лапин Н.И. //Социс. № 3. 1997, С.16.

92. Лей Герман. Очерки по истории средневекового материализма. -М„ 1962. -587 с.

93. Локк Дж. Избранные произведения в трех томах. — М. — т.1.

94. Макаричев А. Регионализм: проблемы и перспективы / / ОНС. № 3, 1991 — С.50-58.

95. Маргарет Дж., Херманн. Стили лидерства в формировании внешней политики //Полис. №1, 1991. -С.91-98.

96. Маркевич В. Гражданское общество и демократия //Политология вчера и сегодня. 1991. Вы. 3. -С.62-70.

97. Мец А. Мусулманский ренесанс. -М.: Наука, 1066. -458 с.

98. Меркин В. Политики женское лицо(0 роли женщин в полит.жизни)//Политика. -Таллин. 1991, №7. -С 8-23.

99. Молодёж: политика, армия и межнациональные отношения. /Социология молодёжи. -Ростов Н. Д, Феникс, 2001. -С.432.

100. Мирзоев А., Занд И. Общественно-политическая и философская мысль в Таджикистане //Очерки истории общественно-политической мысли народов ССР. -М., 1958. -Т.2. -С.805-808.

101. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. -Душанбе: Дониш, 1992. -140 с.

102. Мухаммад Таки Ч,аъфарй. Шинохт аз дидгохи илмй ва аз дидгохи куръонйу -Техрон: Фарханги исломй. 1360. -с.276.

103. Мухаммад Рашшод. Фалсафа аз орози таърих. -Душанбе: Ирфон, 1990, чилди 1 -480 с.

104. Макиавели Н. Избранные произведения. М. 1982. С-42.

105. Малько А. Популизм как тормоз демократии //ОНС. № 1, 1994. — С.104-111.

106. Муминов И. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв. — Ташкент: Госиздат Уз. ССР, 1957. — 214 с.

107. Назаров X. Политические воззрения Али Хамадони //Изв. АН РТ. Серия: философия и правоведения. -Душанбе, 1994, №1 -с.46-50.

108. Назаров Т.Н. Таджикистан: Горизонты настоящего и будущего. Нью-Йорк, 1999.

109. Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане. -Ташкент: Фан, 1977. -383 с.

110. Перегидов С. Гражданское общество как политический феномен// Свободная мысль.-1992-№9.

111. Пигульская Т.В. Идея равенства в учении маздакидов//Из истории социально-политических идей. — М„ 1955. — 752 с.

112. Политология. Спб. 1998. — С.220.

113. Поппер К. Открытое общество и его враги. -М., 1992. 139 с.

114. Проблемы формирования гражданского общества. -М., 1993. -159с.

115. Проблемы политического лидерства в современном обществе. //Общественные науки., 1989. №1-6.

116. Пишулин М.П., Соколов С.С., Фролов В.А. Политическое лидерство: общественное мнение о процессах и институтах. //Соц. полит.науки., 1990, №5.

117. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. -Москва «ВЛАДЩС». -1995. -189 с.

118. Раджабов З.Ш. Поэт-просветитель таджикского народа -Асири. -Душанбе, 1974. -65 с.

119. Раджабов З.Ш. О «Политическом трактате» Ахмада Дониша. Душанбе: Ирфон, 1974. — 65 с.

120. Развитие современной семьи: социально-демографические и правовие аспекты. -Кишинёв, 1990 -186 с.

121. Российская политология. М.: 1995. — С.273.

122. Раджабов С.Р. Дунявият иродаи халк, аст. Душанбе 1999. -45 с.

123. Расулов К.Р., Гулахмедов М. Равандх;ои миллй ва сиёсии истикдолияти Точикистон. Душанбе. 2001, -128 с.

124. Рах,монов Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих. — Душанбе, Ирфон, 1997 — 136 с.

125. Рахмонов Э.Ш. Чумхурии Точикистон дар остонаи асри XXI. — Душанбе, 2000 — 32 с.

126. Рах,монов Э.Ш. Фарх,анг хастии миллат. — Душанбе, 2001. —63 с.

127. Рахмонов Э.Ш. Точикистон: чахор соли истиклолият вахудшиносй. — Душанбе: Ирфон, 1995. — 201 с.

128. Рахмонов Э.Ш. Юбилей независимости и второй всемирный форум таджиков. -Душанбе, 1993.

129. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. М., 1997.

130. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь будущее современного Таджикистана. Душанбе, 1997.

131. Рахмонов Э.Ш. Достижение национального единства и возрождения Таджикистана Душанбе, 1997.

132. Рахмонов Э.Ш. Долгий путь к миру. Душанбе, 1998.133. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пути демократия ицивилизованного общества. Душанбе, 1996. -312 с.

133. Самиев Б.Д. Некоторые проблемы «Политического трактата» Ахмада Дониша о государстве. — Душанбе, 1997 — 30 с.

134. Самиев Б.Д. Афкори ислох,оти ичдимоии Ах;мади Дониш — Душанбе, 2000. — 160 с.

135. Сативалдиев Р.Ш. Политические и правовые взгляды передовых мыслителей таджикского народа второй половины XIX века:Автореф. дис. на соискание учён, степени канд. юрид. наук.-Алма-Ата, 1999. -22 с.

136. Сиена элит //Общественные науки и современности. -1995.1.

137. Скворцов Л. В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. -М.: Политиздат, 1989. -319 с.

138. Сатх;и иштирок ва ташаббуси шадрвандй дар чомеаи точик //Сборник статей. -Душанбе. 2000. -С.5-9.

139. Современная западная социология. Словарь. М.6 1990 — С.236.

140. Социология молодёжи: Учебное пособие / / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -576.

141. Спиридонова В. Как преодолеть кризис государственности? //ОНС, № 4, 1993. — С.6-12.

142. Султонов М. Мировозрение Али Хамадони //Изв. АН Тадж.ССР. Отд.общ.наук.-1976,-№2 -55-61.

143. Султонов М. Захират-ул-мулуки Алии Хамадони / / Энсиклопедияи советии точик. — Чилди 2 — С.477.

144. Султонов М. Мир Сайд Алии Хамадони ва Ах,мади Дониш рочеъ ба усули салтанат//Армугон. — 1995. — № 4. — С.16-18.

145. Султонов У. Акидахои фалсафй, ичтимой ва ахлокии Абуалй ибни Сино. — Душанбе. 19757. — 167 с.

146. Тагаев Д.С. Таджикистан: прошлое, настоящее, будущее. — Душанбе, 1994. — 169 с.

147. Тагоев 4,-С. Сиёсати аграрии Точикистон. — Душанбе: Ирфон. 2001 — 312с.

148. Тагоев 4,-С. Давлати точикон. Душанбе: Ирфон. — 2001. — 376с.

149. Тагоев Д.С. Сиёсати аграрии Точикистон дар асри XXI./Сбор, статей. -Душанбе, 2000 -С.2-4.

150. Тагаев Д.С. Социальная структура переходного периода в Таджикистане //Известия АН РТ. Серия: Философия и правоведения. №3-4, 1996. -С.3-14.

151. Тахиров Ф.Т. История Государства и права Таджикистана (19171929 гг.) -Душанбе, 200.

152. Туманов В.А. Советская политическая система от революции до перестройки /ПОЛИС, №1, 1991. -С.234-236.

153. Фалсафа. Китоби дарсй барои мактабхои олии Ч,умхурии Точикистон/ Иборат аз ду кием, кисми II.-Душанбе: «Маориф»,1997 -320 с.

154. Философия и правоведение. №2-4, 1996. -С.3-14.

155. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — 839 с.

156. Фрай Ричард. Наследие Ирана. — М., -1972. 468 с.

157. Фукуяма Ф, Неясность национального интереса//Независимая газета. 1992. — 16 октября.

158. Хайруллоев М. Фараби крупнейший мыслитель средневековья. — Ташкент: Фан. — 1973. — 99 с.

159. Ходи-заде Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX века. — Сталинабад, 1956. — 139 с.

160. Цыганов А.П., Мортентау Г. Взгляд на проблемы теории личности / / Социально-политические науки. — 1990. — С. 44-46.

161. Шарипов И.Ш. Предпосылки преобразования общественых отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития. — Душанбе, 1973. — т.1. — 166 с.

162. Шарп Дж.Роль сили в ненасильственной борьбе// Вопросы философии, 1992, №2.

163. Шарипов И. Демократия и гражданское общество //ПОЛИС.1511992. №4.

164. Шарипов А. Маздакия / /Энциклопедияи советии точик. -Душанбе, 1983. -Чдлди 4. с. 134.

165. Эллис Э. Политические партии и возобновление истории //Полис. № 2. 1994. — С. 165-168.

166. Энсиклопедияи советии точик. — Душанбе, 1983. Чдлди 4 —640 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.