Социокультурные аспекты профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Жукова, Елена Ивановна

  • Жукова, Елена Ивановна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2010, Саратов
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 174
Жукова, Елена Ивановна. Социокультурные аспекты профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Саратов. 2010. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Жукова, Елена Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§1.1. Методологические основания анализа социокультурных аспектов профессиональной идентичности

§ 1.2. Идентичность личности профессионала в контексте взаимообусловленности профессиональной и общественной культуры

Глава II. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД

§ 2.1. Социокультурная специфика профессиональных практик сотрудников ОВД

§ 2.2. Самостоятельное освоение ценностей культуры сотрудниками ОВД как фактор поддержания их профессиональной компетенции

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные аспекты профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел»

Актуальность темы. Начало третьего тысячелетия породило две сферы ожиданий, два пространства надежд и сомнений. Первая область связана со списком глобальных проблем, касающихся судеб всего человечества. Вторая, не менее важная, — сосредоточена в пространстве взаимоотношений права, государства и личности. Речь идет о правовых пределах проявлений государства как социального института и о степени развитости правосознания общества. Субъекты трансформирующегося российского общества постигают эту действительно новую для них диспозицию в практиках взаимодействия с институтами государства, в том числе — с органами внутренних дел. Последние в идеале призваны быть самым массовыми и близкими каждому гражданину защитниками его интересов, инструментами поддержания правопорядка, охраны прав и свобод субъекта.

Не только бороться с правонарушениями, но и осуществлять сложнейшую институциальную задачу, которая заключается в поддержании социального порядка, в укреплении атмосферы абсолютной законности и безопасности - эта миссия требует высокого профессионализма сотрудников ОВД, — независимо от занимаемых должностей и званий. Профессионализм в данном аспекте — это тщательно выстроенная, мотивированная задачами демократизации общества профессиональная культура. Как известно, деятельность всех служб ОВД строго регламентирована, однако многообразие и непредсказуемость ситуаций, в которых разворачивается их профессиональная культура, каждый раз требует самостоятельного осмысления и принятия адекватных решений. Это возможно лишь при творческом участии каждого милиционера в постоянном созидании собственной профессиональной культуры. Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — это, в сущности, такой же профессионал работающий с населением, как, скажем, врач, учитель, спасатель. Однако есть принципиальное несходство в репутации милицейских и иных профессионально-корпоративных культур. Общественный дискурс последних лет буквально переполнен свидетельствами о драматичных и порой трагических фактах дикого произвола и беззакония людей в милицейской униформе. Запросы в поисковых браузерах Сети, имеющие темы «милицейский произвол», «низкая профессиональная культура милиции», «злоупотребления сотрудников ОВД» составляют миллионы реакций и ссылок, что свидетельствует о перегрузке социального настроения россиян конфликтогенностью, создаваемой стражами порядка. Поэтому акценты в оценках деятельности сотрудников ОВД на соответствие их интеллектуальных и морально-психологических качеств. Нормы законности, гуманизма, нравственности, права людей на демократические свободы, являются непреложным условием их профессиональной идентичности. Закрытость деятельности милиции от общественного контроля, обусловленная процессуальными нормами ведения дел по расследованию преступлений и предупредительных мероприятий, актуализирует проблему самопрограммирования роста индивидуального уровня культуры. По этой причине данная проблема образует стержень настоящего диссертационного исследовании. Это обстоятельство актуализирует разработку новых подходов к анализу социокультурных предпосылок развития высокой культуры профессионалов ОВД, формулирование адекватного понятийного аппарата и создание социологического инструментария, позволяющих по-новому увидеть процессы, которые в общественном мнении получают противоречивую интерпретацию. Поэтому практики самоподцержания культуры за счет внутренних ресурсов, процессы самодостраивания и саморазвития профессиональных ролей с опорой на личностный потенциал сотрудников являются актуальной научной и организационно-методической проблемой. Таким образом, актуальность выбранной темы диссертационного исследования определяется состоянием современного социологического знания о феномене идентичности. Понятие идентичности охватывает широкий круг проблематики в рамках существования и реализации человека в мире людей, социального положения, профессий, этносов. Ограничение анализа этого процесса в области профессиональной идентичности вызвано необходимостью осознания кризисных явлений, поиска эффективных ресурсов достижения самоидентичности, личного роста, самосознания и духовности.

Проблема исследования заключается в недостаточном теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении роли общей и личной культуры в профессиональной идентичности крупной профессиональной группы - сотрудников ОВД, в определении условий, влияющих на профессиональную культуру.

Степень разработанности проблемы.

Методология изучения профессиональной культуры разработана в ряде социологических теорий. Истоки рефлексии по поводу сопоставления образов человека и функциональных норм знаний обнаруживаются в философских трудах В. Библера, М. Бахтина, Г. Гегеля, И. Канта, С. Кьеркегора, А. Лосева, М. Мамардашвили, Платона, Протагора, Рикера, Сократа, J1. Фейербаха, М. Фуко, М. Хайдеггера.

Антропологический контекст идентичности представлен трудами М. Бу-бера, J1. Леви-Брюля, М. Мида, Э. Фромма, М.Фуко.

Влияние внешних условий на разные стороны идентичности рассматривались К. Абульхановой-Славской, А. Асмоловой, И. Коном, А. Леонтьевым, А. Марковой, А. Спиркиным, М. Титма, Е. Шороховой, П. Щедровицким, В. Ядо-вым. В трудах этих и других ученых разработаны концепции отношения субъектов трудовой деятельности к ценностям труда и профессии в проекции жизненного пути (М. Титма). Идентичность впервые упоминается в трудах У. Джеймса, 3. Фрейда, К. Ясперса, Ч. Кули, Р. Бернса, Дж. Мида. Заложил основу понимания идентичности У.Джеймс. По мысли Р. Бернса он первый выдвинул концепции о двойственной природе Я, как Я-сознающее и Я-как объект. Здесь подчеркнута важная мысль о том, что человек, с одной стороны обладает сознанием, с другой - осознает себя в качестве агента действительности. (В проекции: Я-ду-ховное, Я-материальное, Я-социальное и Я-физическое).

Развитию взглядов об идентичности способствовали философы, проводившие свои изыскания в русле философской антропологии Я-Другой.

В. Гасилин выделил три формы идентификации человека: соматическую, психическую, личностную как формы и способы обособления в мире «осознанием самого себя, идентификации себя с чем-то»1.

К. Ясперс описывает идентичность как выражение четырех признаков сознания «Я»: а) чувство деятельности, или сознания себя в качестве активного существа; б) сознание собственного единства; в) сознание того, что «Я» осталось тем, кем был всегда; г) осознание того, что «Я» отлично от всего мира2.

В психологическом ключе идентичность изучалась А. Адлером, М. Бахтиным, У. Джеймсом, И. Коном, А. Кузьминым, В. Мухиной, Б. Поршневым, С. Рубинштейном, 3. Фрейдом, Ю. Хабермасом, К. Хорни, Э. Эриксоном. В психологической теории идентичность исследовалась в рамках Я-концепции. Э. Эриксон, О. Кернберг, Р. Берне, Д. Янг разрабатывали концепцию о здоровой идентичности как основы развивающейся во всем многообразии личности человека, т.е. унаследованный потенциал и влияние социальной ситуации3. Психологи рассматривают идентичность как синтезирующую психическую функцию, связывая ее в основном с личностью. Во-первых, через ощущение тождества, непрерывности и целостности своего существования во времени и в пространстве и признания этого тождества «значимыми другими». Во-вторых, как внутрипсихическая структура, в-третьих, как процесс, в результате которого образуется данная структура4.

Анализ ее в рамках деятельностно-активистской парадигмы включает признание доминирующей роли деятельной позиции акторов, трансформирующих социальную реальность (А. Розов, М. Глотов, П. Штомпка, В. Ядов). В соответствии с теориями функционалистского направления (Э. Дюркгейм, Т. Пар

1 Гасилин В.Н. Онтологические проблемы сущностных свойств человека //Социодинамика культуры управления -Вып. 1.-Саратов, 1999. С. 14.

1 Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001. URL: http://pavolga.narod.ru/identity.html (дата обращения: 15.01.2010).

3 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание./Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986.

4 Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001. URL: http://pavolga.narod.ru/identity.htnil (дата обращения: 15.01.2010). сонс, А. Этциони), прогрессивная роль профессионализации в обеспечении органической солидарности субъектов связывается с общественным разделением труда. Различие между уровнями профессионализма обосновано в рамках атрибутивного подхода (А. Флекснер, Т. Миллерсон), которые особо подчеркивали актуальность такой характеристики профессии как гуманные правила поведения, выполнение функций и услуг ради общественного блага.

Важность и значение роли сертификата, подтверждающего уровень компетентности индивида, подробно рассмотрены в трудах Г. Беккера, Г. Баты-гина, П. Романова. Анализу этнографии профессий посвящены публикации Е. Климова, А. Марковой, Е. Ярской-Смирновой. Проблемы профессионального продвижения и карьеры рассмотрены А. Темницким, Б. Тукумцевым, Н. Шаталовой, В. Шадриковым, Д. Купер, О. Остапенко. С концепциями культуры как коммуникации связаны концепты культурной грамотности Э. Хирша, кросскультурных измерений Г. Хофштеда и теория контекстных культур Э. Холла. Важные представления о социальной эксклюзии и инклюзии в российском обществе содержатся в работах Ф. Бородкина, О. Шкаратана, А. Сергиенко. О культуре патриотизма и роли различных субъектов в ее формировании пишут Э. Андреев, Н. Лапин. В. Курушин анализирует развитие этого качества в учебных заведениях МВД, а также у практических сотрудников, занятых в правоохранительных органах. С. Федюнина рассматривает проблему культуры сотрудников ОВД при разрешении межнациональных взаимодействий.

Обращение к понятийному аппарату аналитики рынка труда при рассмотрении профессиональной идентичности в современный период диктуется тем обстоятельством, что на этапе трансформации общества происходит более динамичный, а порой и стихийный, спонтанный переход индивидов от выполнения одной социальной роли к другой. Особую роль при этом приобретают кризисные явления мирового масштаба, которые, как продемонстрировал финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 года, вынуждают резко изменить профессиональную занятость, чтобы не оказаться безработным. Современная ситуация в России осложняется тем, что значительная часть занятых в сфере умственным трудом оплачиваются намного ниже, чем в развитых странах Запада, — по сравнению со специальностями, ставшими дефицитными внутри страны (квалифицированные рабочие). Отсюда - желанный образ трудовых занятий не совпадает с тем, чем приходится заниматься и в каких отраслях вынужденно трудоустраивается индивид. При этом налицо огромное количество населенных пунктов, где выбор видов трудовой занятости предельно узок (рабочие поселки, малые города, села и деревни).

В работах А. Трудолюбова, Н. Федотовой, Д. Чернейко, В. Ярской раскрыта роль профессионального образования как основного ресурса реализации жизненных планов и стратегий. Социально-психологическим проблемам профессиональной деятельности, изучению способности специалиста противостоять противодействующим моментам в реализации его ролей, выявлению инновационной сущности занятости как высшей, смысложизненной ценности, посвящены работы А. Батаршева, Т. Галкиной, С. Дановского, Ю. Забродина, И. Кузнецовой, Н. Пряжникова, В. Мошняги, Д. Щепановой, П. Романова.

В. Арутюнов связывает профессионализм с качеством трудовых ресурсов. Проблему разграничения понятий профессии и занятий рассматривает О. Крыштановская. Т. Смирнова обосновывает возможности реализации профессионального потенциала пожилых людей. Профессиональная идентичность есть поэтапный процесс. Соответствие поведения личности задачам профессиональной готовности служить в разных областях культуры, описывается в понятии «профессиональная зрелость». Согласно Е. Климову, по завершении образования человек вступает в стадию адаптанта, за которой следует стадия интернала (полноценное вхождение в профессию); в конечной стадии он становится лучшим среди мастеров. Однако такого рода схема радикально-меняется в профессиях, связанных с физическим и эмоциональным перенапряжением. Происходит так называемая профессиональная деформация или «профессиональное выгорание», феномен которого особенно остро проявляется в профессиональных траекториях сотрудников органов внутренних дел России. Это требует внимательного анализа применительно к теме настоящего исследования. Важное значение имеет изучение качества креативности, как важнейшего признака профессионала. Эта проблема разрабатывалась в психологии, начиная с середины XX века. X. Буль, Д. Персон, Ф. Хайс, Р. Кеттел выделили ряд интеллектуальных компонентов, способствующих творчеству (высокий интеллект, гибкость в межличностных отношениях, широкий круг интересов, высокая мотивация).

Связь социальной стратификации с профессиональной культурой как выражением «высших» и «низших» профессий рассмотрена П. Сорокиным. По Т. Парсонсу, профессиональное действие выступает как ответ на нормативные культурные ожидания и реализуется через профессиональные статусы и роли. Таким образом, профессиональная идентичность включает символическое начало, которое не укладываемся в круг нормативных требований, что в общественном мнении приобретает свою устойчивую символическую коннотацию в формировании облика профессионала (врачи и учителя - гуманисты, сотрудники ГИБДД - вымогатели взяток, философы и филологи - обитатели «башен из слоновой кости»). Герменевтический подход к идентичности включает в себя процедуры интерпретации, выявления закрытых для непосвященного обывателя, сокровенных смыслов профессиональной культуры. Поэтому в познании мира профессионалов большая роль принадлежит анализу символики текстов, которые производят индивиды, т.е. корреляция действий с языком имеет эвристическую ценность (М. Фуко).'

Таким образом, существует обширное интеллектуально-аналитическое поле, в котором рассматриваются проблемы содержания, развития и конструирования адекватных социальным запросам и ожиданиям профессиональных культур. Многие содержательные узлы подробно изучены. Однако такая проблема, как содержательный смысл и направления влияния социокультурных факторов на идентичность людей, тождественность требованиям и нормам в полузакрытой организационной институции, каковыми являются службы органов внутренних дел, пока должным образом не концептуализирована. До сих пор остается малоизученной проблема взаимосвязи и взаимовлияния корпоративной культуры ОВД и общественной культуры в целом. За рамками научного дискурса остается соотносительное рассмотрение смысложизненных ценностей сотрудников ОВД с типовыми ценностными ориентациями массовых слоев социума. Указанные проблемы составили основу замысла настоящей диссертационной работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка (П. Бергер, Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Т. Лукман, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Спенсер), теории и концепции социокультурной трансформации (Ш. Айзендштадт, А. Ахиезер, Т. Заславская). Актуальны для осмысления избранной темы исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках атрибутивного подхода (А. Флекснер, Г. Миллерсон), этнографии профессий (Е. Климов, А. Маркова, Е. Ярская-Смирнова).

Теория социального пространства П. Бурдье применяется в диссертационном исследовании для описания полей отношений между корпоративной и общественной культурой. Модель функционального анализа, предложенная Т. Парсонсом и Р. Мертоном, применяется при определении места культуры социума в самодостраивании профессиональной культуры сотрудников ОВД. Подходы, учитывающие влияние социокультурных факторов (М. Грановеттер, Н. Биггарт, В. Радаев, JI. Ионин) позволяют рассмотреть и идентифицировать действия людей в рамках организаций в зависимости от эндогенных и экзогенных предпосылок. Принципиальные положения социологии управления и организаций, изложенные в трудах И. Ансоффа, О. Виханского, Г. Кроу, F. Минцбер-га, А. Портера, П. Романова, Ю. Быченко, Т. Баландиной, образуют фундамент для анализа факторов, влияющих, на мобильность сотрудников различных служб ОВД. Методологические, принципы эмпирического исследования основывались на разработках П. Романова, Л. Фиглина, В. Курушина, В. Ядова, И. Штейнберга.

Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел.

Предмет исследования: социокультурные механизмы профессиональной идентичности сотрудников ОВД.

Гипотеза исследования формулируется в следующем виде. Поддержание профессиональной культуры сотрудников ОВД осуществляется как двоякий процесс. Во-первых, как целенаправленное воздействие внутренней организации обучения милицейских кадров и, во-вторых, как освоение (спонтанное и осознанное) сотрудниками ОВД ценностей культуры за пределами их служебных действий. Профессиональная культура сотрудников тем результативнее восполняется и достраивается конструктами, выдержанными в духе гуманитарной общественной идентичности, реализующимися в служебных практиках, чем активнее и многостороннее они включены в культурную жизнь конкретных общностей и социума в целом. Во внутрипрофессиональном общении преобладает раз от разу возобновляющийся дискурс по поводу невыносимой рутинности и морально-психологических тягот службы, что увеличивает предрасположенность кадров к «профессиональному выгоранию» — эмоциональной истощенности, профессиональной отстраненности и фатальной недооцененности собственных деловых достижений. Индивиды, обладающие невысокой личной культурой, погружаясь в практики повседневных занятий в рамках служб ОВД, быстрее осваивают отрицательные смыслы профессионального этоса, быстрее поддаются профессиональной деформации, чем лица, более глубоко включенные в культурное пространство мест жизни и служебной деятельности. Сохранение лица профессионала, которое соответствовало бы нормативным требованиям, зависит от уровня включенности человека в социокультурную деятельность в рамках существующих институтов (учебных, культурно-просветительных, досуговых).

Ограничение исключительно служебными практиками, без серьезного самостоятельного осмысления проблем миропорядка, нравственности приводит к тому, что значительная часть сотрудников ОВД остается до конца службы недопрофессионалами или полупрофессионалами, что репрезентируется в фактах деформации функций различных служб этого ведомства.

Цель исследования: выявление социокультурных факторов, способствующих саморегулированию и самоподдержанию профессиональной идентичности кадров ОВД.

Из сформулированной цели вытекают следующие задачи:

• провести теоретико - методологический анализ социологических подходов к изучению профессиональной идентичности, содержательных и функциональных характеристик профессии в социокультурном измерении;

• выявить основные условия, влияющие на выбор индивидами занятости в органах внутренних дел, изучить социокультурные факторы становления профессиональной идентичности кадров этого ведомства;

• провести сравнительное изучение динамики структуры и условий профессиональной идентичности сотрудников ОВД, уточнить механизмы порождения, реализации идентичности, несоответствующей нравственно — этическим и правовым нормам;

• выявить соотнесенность общественной культуры профессионалов ОВД и субъектов российского социума;

• определить факторы и причины деформации служебного поведения сотрудников ОВД, отклонения их от общепризнанных нравственно-этических норм;

• разработать предложения по улучшению процесса саморегулирования и самоподдержания профессиональной культуры сотрудников ОВД.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа социокультурных факторов влияния общественной культуры на профессиональную идентичность сотрудников органов внутренних дел и может быть сформулирована в следующих взаимосвязанных положениях:

• с авторских позиций проведен теоретико-методологический анализ социологических подходов к изучению профессиональной идентичности, содержательных и функциональных характеристик профессии в социокультурном измерении;

• впервые на основе авторских эмпирических исследований проведен сравнительный анализ культуры сотрудников ОВД и населения социума по параметрам интенсивности освоения духовных ценностей, по способам проведения досуга и по смысложизненным ориентирам, выявлены сущностные причины расхождения базовых показателей;

• по-новому осуществлена аналитическая оценка феномена профессиональной деформации сотрудников ОВД, учитывающая влияние негативных характеристик профессионального этоса, корпоративной культуры ОВД, что отличает подход автора от сходных по тематике отечественных и зарубежных научных работ;

• разработаны авторская программа, инструментарий и проведено оригинальное социологическое исследование, с использованием количественной и качественной методологии, позволившее выявить социокультурные предпосылки выбора молодежью службы в органах внутренних дел. Детерминированности процесса выполнения ею профессиональных ролей уровнем общей культуры, которой они овладели изначально;

• в дискурс научных исследований введен новый эмпирический материал по динамике профессиональной идентичности молодежи, принятой на службу в ОВД.

Эмпирическая база исследования Эмпирическую базу исследования составляют результаты проведенных автором исследований:

1. Анкетный опрос сотрудников органов внутренних дел (N =182) по выявлению уровней культуры разных профессиональных групп в 2007 году. Респондентами были сотрудники милиции Саратовской области. Выборка целевая, охватывающая такие группы как: нижние чины (сержанты), офицеры, вольнонаемные (госслужащие). Применена методика панельного исследования категории молодых сотрудников - сержантов (октябрь 2007 N=97 и октябрь 2009 N=95). Эмпирические данные обработаны с применением программ SPSS. Данные опроса проанализированы в сопоставлении с результатами ВЦИОМ, проводимых по сходной тематике (2007 г. 27-28 янв. исследование социального самочувствия россиян. Опрошено 1600 чел. в 53 населенных пунктах; 27 февраля 2007 г. - исследование морально-нравственного климата. Данные исследования В.Ф. Анурина «От Москвы до самых до окраин». Опрошено 15200 чел. в 54 областях России // Социология, 2005, № 3-4, С. 232-252).

2. Контент-анализ двух изданий профессиональной периодики: журнала «Милиция» за 2008 - 2009 гг. и газеты «Щит и меч», в анализ включено 50 выпусков за период с 2004-2009 гг. Единицей анализа в исследовании выступали элементы содержания, которые отражали социокультурные предпосылки самоподцер-жания профессиональной культуры сотрудников ОВД. Единицей счета взята частота появления и экспрессивность изложения.

3. Экспертное интервью 15 сотрудников милиции по оценке негативных поведенческих фактов в среде ОВД (2007).

4. Полуструктурированные качественные интервью с представителями различных профессиональных групп (N = 11), имеющих модельное значение для исследуемой в диссертации проблеме (2009).

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивостью теоретических и методологических оснований эмпирическим методам исследования, комплексным использованием теоретических подходов, соотнесением данных авторских исследований с данными количественных и качественных исследований, выполненных другими исследователями, корректным выбором способов интерпретации полученных эмпирических данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии культуры, социологии организаций и исследований проблематики гражданского общества. Материалы диссертации могут быть использованы в разработке программ для студентов, магистрантов и аспирантов социологических факультетов, научно-исследовательских учреждений МВД, социальных работников, педагогов, психологов, сотрудников служб органов внутренних дел. Сделанные в ходе исследования выводы и рекомендации предоставляют возможность органам внутренних дел принимать эффективные решения по защите прав и свобод человека и гражданина, создания стратегии и выработки профессионально-этических принципов действий ОВД по поддержке жертв насилия и разрешения конфликтов. Полученные результаты могут быть использованы в ходе мониторинга, анализа, планирования, прогнозирования развития социальной сферы, для процедур экспертизы законодательства.

Структура диссертационной работы включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, список литературы и приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Жукова, Елена Ивановна

Выводы: Любой орган внутренних дел - это иерархическая структура, состоящая из высших, средних и низших чинов, функции которых строго регламентированы. С точки зрения организационной культуры, орган внутренних дел можно отнести к такому типу как «машина», т.е. в нем недопустимы проявления излишней самостоятельности на нижних уровнях вопреки установленному регламенту работы, без согласования с вышестоящим уровнем. Это вполне оправданно, так как только единообразие действий и может создавать ситуацию, когда правопорядок в одной территориальной общности не отличатся от другой. Для этого в любых службах ОВД должна господствовать единая философия и идеология в понимании функций милиции как института права и законности. Следовательно, необходимо выделять социокультурные предпосылки поддержания и развития, которые распространяются на весь состав ОВД.

Включенность в духовнуьб жизнь территориальной общности, самостоятельное освоение ценностей культуры в этом аспекте - важнейшее условие соединения профессионализма с общими принципами гуманизма, добра, справедливости, нормы которых вырабатываются за пределами милиции, но должны учитываться ее сотрудниками в полной мере. Это особенно важно для тех служб, сотрудники которых постоянно соприкасаются с индивидами и их группировками в самых разнообразных формах (гуляющая толпа, фанаты-болельщики, митинг, экстремисты).

Анализ общей и профессиональной культуры нижних чинов ОВД показал, что их деятельность по потреблению, по освоению и созиданию культурных ценностей ни в чем не опережает средний уровень, присущий массовым слоям населения. Отсюда следует,, что в программах переподготовки кадров низшего звена, которые действуют в ОВД,,должны быть заложены (и подвергаться ненавязчивому, мягкому контролю) области социокультурной, досуговой самодеятельности. Основная цель их - всесторонность такой самодеятельности (не только спорт, охота, рыбалка, но и театр, не только ресторан, но и Интернет-кафе).

Кроме того, нужно учесть, что профессиональная культура сотрудника ОВД любого ранга включает целый спектр ролей, поскольку мобильность, переход от одного типа задач к другому является сущностной чертой милиции. Следователь, инспектор отдела по работе с несовершеннолетними, не говоря уже о тех, кто входит в состав патрульно-постовой службы в любой момент должен быть готовым выполнить функции воспитателя, координатора, социального лидера или бойца, способного вступить в схватку с вооруженным преступником. Модифицируя структуру ролей, разработанную В. Лысиковым для стратегического типа руководителя119, мы полагаем, что совершенствование профессиональной культуры сотрудника ОВД среднего и высшего ранга должно включать:

1. Реализацию стремления к непрерывному образованию и самосовершенствованию, которое включает активное освоение знаний в рамках форм, регламентированных внутренней структурой (разные постоянно действующие курсы и семинары), и самостоятельно используя институты вузовского, послевузовского образования, учреждения культуры и средства коммуникации.

2. Наличие личной стратегии связи персональной деятельности с социокультурной миссией МВД как правоохранительного института.

3. Способность поддерживать личные контакты, ориентированные на качество службы, с начальниками, коллегами, подчиненными, клиентами, предi ставителями населения разных социально-профессиональных, демографических и этнических групп.

4. Способность к непрерывной адаптации в связи с меняющимися обстоятельствами политического, экономического, социокультурного характера, которые могут иметь как долговременное, так и ситуативное влияние на социальную среду.

119 Лысиков В.В. Социологические аспекты технологии оценки квалификации, образования и карьеры стратегического руководителя. Саратов, 1995.

5. Выработка стрессоустойчивости, то есть волевой, интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сопротивляемости воздействиям, которые в поле деятельности сотрудников ОВД обладают известной спецификой.

6. Высокая работоспособность как реализация социокультурного потенциала и как использование приемов, выходящих за стандартные технологии, т.е. мастерства, основанного на личном опыте.

7. Способность к постоянному совершенствованию спортивной формы, которая является одним из существенных условий высокой работоспособности, преодоления синдрома «профессионального выгорания» и в целом сохранения здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что уровень общей культуры профессионалов ОВД выступает критерием качества выполнения их служебных обязанностей. Разнообразие социокультурной деятельности за пределами службы формирует такой ансамбль новых личностных качеств человека, без которых невозможно осуществлять деятельность, адекватную задачам современного этапа развития общества.

Сложности становления новых общественных отношений не обошли и ОВД. Профессиональные группы формируются как необходимый компонент социальной структуры, но их соотношение, престижно-статусная значимость и влияние на общественную жизнь различны. В зависимости от позиции элит могут быть усилены те или иные блоки государственного обеспечения (выделение штатных единиц служб, финансовое и материально-техническое обеспечение). Именно в таком положении в последние годы оказались органы обеспечения правопорядка, укрепление которых было связано с усилением подрывной деятельности экстремистских группировок, поддерживаемых международными террористическими организациями. Соответственно требования общества фокусируются на ожидании высокого уровня выполнения служебного долга.

Служебное поведение различных подразделений милиции определено большим набором норм, опирающихся на Конституцию, Указы Президента и приказы Министра МВД. В то же время это достаточно закрытая корпорация, которая в силу особых полномочий, предоставленных ей государством, легитимно совершает действия, которые запрещены другим (ведомствам, организациям, отдельным лицам). Милиция, как институт, берет на себя ответственность указывать обществу, что для него правильно в той или иной сфере жизни и даже устанавливать критерии, которым необходимо следовать в понимании складывающихся ситуаций. Поскольку в демократическом обществе духовный мир по-лифоничен, сосуществование несовпадающих мировоззренческих позиций неизбежно, то и реакции на рекомендации и предписания милиции различны. В одних случаях, это происходит из-за информационной некомпетентности населения, в других из-за спорной дискуссивности, которую дают независимые эксперты (зачастую эту задачу берут на себя бывшие сотрудники спецслужб, адвокаты, правозащитники).

Практика взаимодействия сотрудников ОВД с разными категориями населения, особенно с низкостатусными и безвластными индивидами, становясь предметом обсуждения в СМИ, провоцирует всплески недовольства в масштабе локальных и крупных социумов. Сложность ситуаций, которые приходится разбирать сотрудникам милиции, нервные перегрузки, неизбежные при этом, повышают риск отклонения от норм, что фиксируется общественным сознанием, нередко в гипертрофированном виде.

Главными компонентами идентичности кадров ОВД являются, на наш взгляд, профессиональное самосознание и вовлеченность в интеллектуальную деятельность, выходящую за пределы совершенствования в рамках профессии. Самосознание включает внутренне непротиворечивое отношение к служебному долгу, а интеллектуальная деятельность углубляет духовный мир профессионала, то есть происходит их взаимодополнение и стимулирование творчества. Именно в этом контексте конкретизируется отношение к корпоративному этосу, то есть всеми разделяемым правилам внутреннего и внешнего общения (которые могут и не отвечать общепринятым нравственным нормам). При этом неизбежны внутренние противоречия. Творческое отношение к службе, не только к технологиям, но и порядкам, которые установились в другое время, в других условиях, могут поставить под вопрос практики, которые опираются на традиционные правила.

Культура личности работника ОВД, который во взаимодействии с разными группами населения часто выступает как самоорганизующийся специалист, принимающий самостоятельное решение, кардинально может повлиять на судьбы индивидов. Тождество профессии в контексте высокой значимости личной культуры включает три состояния: инкорпорированное - это знания, умения, ценности, привычки, этические нормы, присвоенные человеком; объективированное — в виде оснащения техническими средствами и их использования; институциализированное — в форме квалификации, должности, подтвержденными нормативно оформленными гарантиями.

Проведенное исследование позволяет выделить следующие социокультурные факторы, влияющие на самоподдержание должного (соответствующего нормам) уровня профессиональной культуры сотрудников ОВД:

- конструктивные, предполагающие корректировку кадровых решений в целях соответствия (адекватности) социальным процессам в обществе или повторяющимся ситуациям. Эти факторы вводятся высшими органами власти или МВД России. Например, после введения «комендантского часа» для детей и подростков по решению Государственной Думы у милиции появилась новая обязанность следить за претворением в жизнь этого решения;

- аналитические, могут быть внешними и внутренними факторами, поскольку они рассредоточены как в центральных научно-исследовательских, так и учебных (региональных) учреждениях. Корреспондирование аналитики общественных инстинктов разных социальных групп с эффективностью деятельности ОВД позволяет лучше понять узлы напряженности в функционировании разных структур социума и возможности непротиворечивого, мягкого (или наоборот жесткого) влияния на них;

- мотивационные факторы имеют как внешний, так и внутренний адрес. Изменение оплаты и условий труда сотрудников ОВД осуществляет в первую очередь федеральная власть, но немалые ресурсы находятся в руках и муниципалитетов, высших руководителей МВД регионального уровня и отделов административных районов, которые ответственны за карьерный рост кадров;

- контрольные факторы, реализуемые повседневно или с разными времен ными интервалами зависят от подконтрольной области деятельности, наличия и интенсивности ошибок, которые допускаются в деятельности ОВД;

- коммуникационные факторы, или доступность для сотрудников разного ранга информации и социальных сведений консолидирующего характера;

- образовательные факторы включают учебную среду как внутри служб ОВД, так и используемые сотрудниками по своей инициативе;

- культурно-досуговые факторы чаще всего выходят за ведомственные границы ОВД, так как это пространство свободного использования сотрудниками своего свободного времени.

Специфика преемственности профессиональной идентичности сотрудников ОВД связана с двумя группами проблем. Первая группа - это сохранение традиций, выполнения нормативных требований, которые на разных этапах (дореформенное, постсоветское время) неконгруэнтно накладываются на психологию, этику, правосознание разных групп населения. Преемственность профессиональной культуры заключается в создании механизмов непротиворечивого взаимодействия милиции и населения. Вторая группа проблем связана с социальным качеством самих кадров ОВД, которые будучи наследниками реальной культуры общества, приносят в повседневность новые стереотипы мышления и поведения. Выход из подобного противоречия обычно связывают с хорошо организованным образованием. Однако нельзя преувеличивать его роль, поскольку, как считали выдающиеся социологи, оно не является «отгороженным» от общества (Э. Дюркгейм и Т. Элиот).

Отсюда следует, что профессиональная культура сотрудников ОВД еще долгое время будет в чем-то ущербной, как и культура российского общества, и возрастать они будут синхронно, т.е. не обгоняя и не отставая в своем взаимодействии и взаимовлиянии. К этому подталкивают объективные и субъективные предпосылки, в частности, рыночный режим вхождения новых поколений в разные сферы трудовой занятости, из которого элиминирована предопределенность связи профессии и места работы. Органы внутренних дел и впредь будут рассматриваться как способ занятости не только по призванию, но и как более привлекательное место по сравнению с менее оплачиваемыми, престижными, в крайнем варианте, как ресурсе избежать безработицы. Однако это не означает, что данный институт не сможет продвинуться по ряду направлений культуры, по сравнению с массовыми слоями населения. Оздоровление ситуации лежит на самом ведомстве (ОВД), которое по линии управленческой вертикали могло бы:

- ввести методики и нормативные предписания для расширения возможностей обнаружения коррумпированных сотрудников, проведение превентивных мер к тем кадрам, которые близки к совершению противоправных деяний;

- совершенствовать уголовную политику, главной идеей которой должна быть неотвратимость наказания;

- восстановить в полном объеме институт конфискации имущества, полученного преступным путем;

- более эффективно использовать институты демократии в целях утверждения в системе ОВД норм порядочности, чистой совести.

Современная культура концентрирует в себе этические, духовные и философские представления о должном, поэтому глубокая итериоризация их способна более динамично изменять социальный облик сотрудников органов внутренних дел, чтобы они стали действительно защитниками безопасности людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Жукова, Елена Ивановна, 2010 год

1. Аберкромби Н., Хидл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 1997.

2. А весы-то с перекосом / Щит и меч. 2008, № 17.

3. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социс. 2000. №7.

4. Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

5. Анурин В.Ф. От Москвы до самых до окраин (социальное неравенство:региональный разрез) // Социология, 2005, №3-4.

6. Артемов В.Н. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социс. 2000. №1.

7. Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. / Отв. Ред. А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева. М.: Дом интеллектуальной книги. 2003.

8. Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха. Вестн. исследователей, консультантов и лиц, принимающих решения. 1995. Т.З.

9. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000. Ю.Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха. Вестн. исследователей,консультантов и лиц, принимающих решения. 1995. Т.З.

10. Белановский С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский. — М.: Николо-Медиа, 2001.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Бергер., Т. Лукман: пер. с англ. Е. Руткевич. — М.: Медиум, 1995.

12. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание./ Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1986.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1998.

14. Бессонова О.Э. Институциональная теория хозяйственного развития России // Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. Ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. — Новосибирск, 1999. Гл. 11.

15. Бородкин Ф.М. Преодоление социальной эксклюзии: новые подходы / Ф.М. Бородкин //Россия, которую мы обретаем / отв. Ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: — Наука, 2003.

16. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. -М., 1998.

17. Бурдье П. Социолог под вопросом // Социс. 2003. №9.

18. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / П.Бурдье //THESIS. 1993. Вып.2.

19. Варыгин А.Н. Коррупция в органах внутренних дел // Общество. Преступность. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов. 2003.

20. Великий П.П. Духовная жизнь советского села. — М., 1982.

21. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и по-слесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко; Коммент. А.Ф. Филиппова.-М., 1996.

22. Вершинина Т.Н. Рынок труда переходного периода и проблемы адаптации к нему трудоспособного населения // Общество и экономика. 1998. №2.

23. Виханьский С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — М., 1995.

24. Волков В.В. По ту сторону судебной системы, или Почему законы не работают так, как должны / В.В. Волков // Неприкосновенный запас. 2005. № 4 (42).

25. Волков В.В. Ценности и нормы нелегальных силовых структур / В.В. Волков // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.2. № 3.

26. Воронина Н. Миграция в контексте толерантности / Н. Воронина // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М.: Тасис, 2004.

27. Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1603 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №3. Ст. 3701.

28. Воробьев A.M. Социальный портрет работника ОВД // Социс. 1992. № 10.

29. Всеобщая декларация прав человека. — М., 1996.

30. Галкин А. Культура толерантности перед вызовами глобализации / А. Галкин, Ю. Красин // Социс. 2003. № 8.

31. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

32. Гиренко Н.М. Законодательство об экстремизме в контексте социальной антропологии / Н.М. Гиренко // Журнал социологии и социальной анро-пологии. 2003. Т. 4. № 4.

33. Горелик В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. -М., 1991.

34. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный методы. Методология. Исследовательские практики. — М., 2005.

35. Григорьева Н.Ю. Анализ детерминирующих факторов категории «профессионализм». // Личность в профессии. Саратов, 2001.

36. Гудков А. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции / А.Гудков // Образ врага. М.: ОГИ, 2005.

37. Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М., 2000.

38. Дарендорф Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии. -М., 1996.

39. Демин П.С. О престиже военного образования // Социс. 2003. № 12.

40. Денисова Ю.С. Трудовая перегрузка работников добрая воля или принуждение? // Социологические исследования. 2004. №5.

41. Дубина О.М., Ратников A.M. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение изменить профессию // Социс. 1997. № 11.

42. Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность.-М., 1999. •

43. Егорышев С.В. Органы внутренних дел как социальная организация: Автореф. дис. д-ра социол. наук. Уфа, 1997.

44. Зазаева Н.Б. Онтологическая сущность права: антропологическо-ценностный подход / Под ред. В.Н. Гасилина. — Саратов: Изд-во СГУ. 2005.

45. Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социс. 2002. № 8.

46. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. — М., 2002.

47. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003.

48. Иванов В.П. Формирование личности офицера. -М.: Воениздат, 1986.

49. Иглин В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики // Трудовое право, 2003. № 12.

50. Из интервью с В.В. Черниковым // Милиция, 2008, №7.

51. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

52. Ипакян А.П. Критерии и методы оценки эффективности управления органами внутренних дел. М., 1974.

53. Касьянова К.О. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.

54. Кинбер Дж. М. Равенство или самоопределение? Право быть человеком / Дж. М. Кинбер // Международные права человека в контексте права, политики, морали. — Минск, 2000.

55. Кирдина С.Г. Трудовые отношения в редистрибутивных экономиках: случай России // Политика социального пространства (российский и зарубежный опыт) / Отв. Ред. М.В. Каргалова, К.Д. Крылов.- М.: «ТК Велби», 2003.

56. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: «Феникс», 1996.

57. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. -М.: РГГУ, 2000.

58. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.

59. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. 1984.

60. Кодекс поведения-должностных лиц по поддержанию правопорядка // Права человека в России: международные измерение. Вып. 1: Сб. документов ООН, ОБСЕ, СЕ, 1995.

61. Кожевников В.В. Проблема профессионализма сотрудников органов внутренних дел // В.В. Кожевников. Социс. 1999. № 9.

62. Комлев Ю.Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань. 2001.

63. Конституция Российской. Федерации. М., 1993.

64. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М, 2000.

65. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на 20042010 гг. -М., 2003.

66. Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. — М., 1996.

67. Корня А. 1% доверия. Россияне не верят ни милиции, ни прокуратуре, ни судам / А. Корня // Ведомости. 2005. № 207 (1488) от 03.11. Доступно на сайте Демократия.ру по адресу: http // www.democracy.ru / arti-cle.php?id =1005.

68. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования. 2002. № 4.

69. Крахмалев Д.Б. Учебные заведения МВД в системе высшего образования России. Саратов. 1999.

70. Крашенинников К.А., Кузнецов А.Г. Имидж сотрудника милиции. Саратов, 1997.

71. Коровицына Н.В. Сравнительный опыт общественных преобразований в постсоциалистических странах // Социол. исслед. 2002. № 5.

72. Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / Под ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002.

73. Кузнецов В.Н. Социология компромисса // Социолог, ф-т МГУ им. Ломоносова. М.: Книга и бизнес, 2007.

74. Кузнецова И. Профессиональное «выгорание» сотрудников ОВД в зависимости от стажа работы // Милиция, 2008. № 12.

75. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе профессионала. СПб.: «Питер», 2003.

76. Курушин В.И. Ценностно-нормативные регуляторы модернизации управления профессиональной подготовкой кадров в системе МВД Российской Федерации. Саратов, 2004.

77. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.

78. Луман Н. Власть. М., 2001.

79. Лунев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.

80. Лысиков В.В. Социологические аспекты технологии оценки квалификации, образования и карьеры стратегического руководителя / В.В. Лысиков // Изд. Сарат. ун-та. 1995.

81. Майдыков А.В. О некоторых направлениях совершенствования деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью (управленческий аспект) // Совершенствование управления органов внутренних дел: Сб. статей.-М., 1999.

82. Максимова Л.Н. Профессиональная культура в трансформирующемся обществе: парадоксы и перспективы. Саратов: Сарат.гос.технич.ун-тет, 2009.

83. Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6.

84. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

85. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. -М, 1994.

86. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: «Евразия», 2001.

87. Мескон М., Альберт М., Хедоупри Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

88. Милиция России: Документы и материалы. Саратов, 2001.

89. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами / О.А. Митрошенков // Социологические исследования. 2005. № 11.

90. Митюрина Н.Ю. Профессиональная деформация личности сотрудников органов внутренних дел и ее профилактика. Саратов. 2006.

91. Муляева О.Д. Из вуза на офицерскую службу: вопросы социально-профессиональной адаптации // Социс. 2003. № 6.

92. Мюллер В.А. Англо-русский словарь. Изд. 14-е, стереотип., -М.: «Советская энциклопедия», 1969.

93. Национальные счета России в 1999-2006 годах. Стат. сб. М.: Росстат, 2007.

94. Ницше Ф. Воля к власти: опыты переоценки всех ценностей (1884 1888): Пер. с нем. / Под ред. П. Рачинского, Я. Бермана. М., 1994.

95. Образцов И.В. Советская военная социология. История и современность // Социс. 2002. № 12. ■

96. Овчинников В.В. Основные направления совершенствования управления в системе МВД России // Совершенствование системы экстренного реагирования ОВД и ВВ на чрезвычайные обстоятельства: Сб. тр. М., 1997.

97. О гарантиях прав и свобод граждан в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 года № 1324 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 933.

98. ЮЗ.Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. М., 1999.104.0ссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

99. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Бе-лановского. -М., 2002.

100. Юб.Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. М., 1996.

101. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова.- М.: Междунар. ун-т бизнеса и управл., 1996.

102. Петрова JI.E. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 1'2.

103. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. -М.: Воениздат, 1980.

104. ИО.Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ. А. Васильева, С. Федорова, А. Шурбелева.- СПб.: Алетея, 2002.

105. Ш.Попков В. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации / В. Попков // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т.5. № 3.

106. Постановление Правительства РФ от 17.05.96. № 589 «О создании образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 2532.

107. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / под ред. О.Ю. Малиновой и А.Ю. Сунгурова. — СПб.: Норма, 2005.

108. И5.Преступность и культура / под ред. А.И. Долговой. — М., 1999.

109. Пб.Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М.: Тасис, 2004.

110. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел: Сб. ст. М., 1996.

111. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.

112. Радаев В. О социальных компромиссах и теневой экономике // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. — М.: Логос, 1999.

113. Ракитский Б.В. Социальная защита, самозащита трудящихся // Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся / Б.В. Ракитский. М., 1997. Ч. 1. (Трудовая демократия; вып. 10).

114. Романов П.В. Культурные символы в социально-антропологических исследованиях организаций / П.В. Романов // Журнал социологии и социальной антропологии, 2002. № 3.

115. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Антропологические исследования профессий. // Антропология профессий. Саратов, 2005.

116. Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля. Саратов, 2000.

117. Романович Н.А. Демократические ценности и свобода «по-русски» // Со-цис. 2002. № 8.

118. Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Дцова. -М., 2001.

119. Россия в поисках стратегии: общество и власть. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1999 г. / Под ред. Г.В. Осипова. — М., 2000.

120. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М, 1998.

121. Руткевич М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социс. 2001. № 4.

122. Сайт Уполномоченного по правам человека по Саратовской области // http: // ombudsman.gov.ru.

123. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2005.

124. Сеннет Р. Коррозия характера / Пер. с англ., под ред. В.И. Супруна. Новосибирск; Москва: «Тренды», 2004.

125. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. — Саратов, 1998.

126. Система профессионального образования МВД России (Сб. стат. данных). -М., 2000.

127. Словарь прав человека и народов. -М.,' 1993.

128. Словарь иностранных слов. Из-во 13-е, стереотип.,-М.: Русский язык., 1986.

129. Соколова Г.Н. Социальная политика государства в сфере труда и трудовых отношений // Социологические исследования. 2004. № 4.

130. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социс. 2003. № 12.

131. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет. -М., 1994.

132. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность / П.А. Сорокин //Человек. Цивилизация. Общество. Серия «Мыслители XX века». М.: 1992.

133. НО.Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2002 год. М., 2003.

134. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2003 год. М., 2004.

135. Социальная антропология насилия. Саратов, 2005.

136. МЗ.Тарский Ю.И. Социокультурные аспекты военного образования. Саратов. 1996.

137. Теннис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии. -СПб., изд-во «Владимир Даль», 2002.

138. Торохтий В. Основа профессионала / В. Торохтий // Социальная защита. Приложение «Социономия». 2002. № 7.

139. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2003.

140. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1999.

141. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс. 2001. № 6.

142. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.: «Мысль», 2005.

143. Тощенко Ж.Т Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001.

144. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А.П. Турчинов. — М.: Московский психолого-социальный институт. 1998.

145. Федюнина С.М. Мультикультурализм в юридической периодике: по итогам контент-анализа / С.М. Федюнина // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2005. №11.

146. Федюнина С.М. Социокультурные различия и взаимодействия: Концептуальные основания мультикультурализма в современном обществе / С.М. Федюнина. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2006.

147. Феофант. Характеры. JI.,1974.

148. Фиглин Л.А. Социальный потенциал качества управления и развития. Саратов: «Научная книга», 2003.

149. Филиппова Е.М. Взятка. Победит ли коррупция Россию? СПб. Вектор, 2008.

150. Фрейд 3. Групповая психология и анализ Эго. М., 1991.

151. Фромм Э. Ради любви к жизни.- М.: «Фирма «Издательство ACT.», 2000.

152. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Ч. 1: Статьи интервью. М., 2002.

153. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук / М. Фуко: пер. с фр. В.П. Визгина. 4СП6.: A- cad. 1994.

154. Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // Социологические исследования. 2001. № 1.

155. Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. 1990. № 1.

156. Хейли А. Аэропорт: Роман / Пер. с англ. Мн.: Нар. авеста. 1989.

157. Хлобустов О. Проблемы насилия в обществе и средства массовой информации / О. Хлобустов // Диалог. 1996. № 8.

158. Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социс. 2007. № 2.

159. Хьюз Э. Исследование занятий. / Э. Хьюз // Социология сегодня: проблемы и перспективы. — М.: Прогресс, 1965.

160. Цуканов А.Н. Фундаментальные концепции прав человека в деятельности полиции зарубежных стран. — Пермь, 2003.

161. Шабанова М.А. Проблема институционализации неправовых практик в сфере труда // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / Под общ. Ред. Т.Н. Заславской. М.: МВШСЭН. 2002.

162. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

163. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. — М.: Феникс, 1998.

164. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 2000.

165. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. -М.: МОСУ, 2001.

166. Штейнберг И.Е. Качественные методы. Социологические полевые исследования / И.Штейнберг, Т. Шанин, Е.Ковалев, А.Левинсон: под ред. И.-Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009.

167. Шюц А. О множественности реальностей / А.Шюц // Социологическое обозрение. Т.З. 2003. № 2.

168. Шюц А. Структура повседневного мышления / А. Шюц; пер. с англ. Е.Д. Руткевич // Социологические исследования. 1988. № 2.

169. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. М., 1969.

170. Щепанская Т. Антропология профессий. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. 6. № 1(21).

171. Элиот Т.С. Избранное. Т. 1-2. Религия, культура, литература / Т.С. Элиот. Пер. с англ. -М.: РОССПЭН, 2004.

172. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Социальные процессы и социальная политика. -М., 2000. Ч. 1, вып. 6.

173. Ядов В.А. Солидарность россиян в повседневной жизни и в общегосударственном масштабе // Общество и экономика. 2002. № 12.

174. Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 2003.

175. Ярская В.Н. Пространство и время социальных изменений / В.Н.Ярская, JI.C. Яковлев, В.В. Печенкин, О.Н. Ежов. Саратов, 2004.

176. Ярская-Смирнова Е.Р. Теория и практика социальной работы: исследование «скрытого знания» / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социс. 2001. № 5.1. Зарубежные источники

177. Atkinson P. A Study Of Our Decline, 2000 http: //www.users.bigpond.com/smartboard/mltcult.htm

178. Cohen J.L. Changing paradigms of citizenship and the exclusiveness of the demos / J.L. Cohen // Intern. Sociology. L., 1999. № 3. Vol. 14.

179. Durkheim T. Professional Ethics and Civic Morals. London: Routledge and KeganPaul, 1957.

180. Kluckhohn C. Value and value-orlentnatlon in the theory of action// Toward a general theory of action. N.Y., 1962.

181. Loc M. Motywacyine i emocinal uwarunkowania poziim aspiraji «Studia So-ciologiazna», 1971. №2 (41).

182. MasIow A.H. The authoritarian character structure // G. Social Psychol. 1941. № 11.

183. Mikheev P. A. The Dynamics of the life Values of Rural Youth // Russian Edica-tion Society A. Jornal of Translations. February. 2006. g. 70.

184. Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives. New Jersey., 1937.

185. Znanleckl F. Nauki о culture. Warszawa, 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.