Социокультурный статус протестантских общин в духовной жизни современного российского региона: на материалах исследований в Алтайском крае 2005-2007 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Короткова, Алена Александровна

  • Короткова, Алена Александровна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2007, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 164
Короткова, Алена Александровна. Социокультурный статус протестантских общин в духовной жизни современного российского региона: на материалах исследований в Алтайском крае 2005-2007 гг.: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Барнаул. 2007. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Короткова, Алена Александровна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социокультурного статуса протестантских общин как элемента религиозной жизни российского общества.

1.1 Методологические основы изучения протестантских общин как элемента религиозной жизни России.

1.2 Теоретические подходы к изучению социокультурного статуса протестантских общин.

1.3 Аксиологические аспекты изучения протестантских общин в духовной жизни российского общества.

Глава 2. Изучение социокультурного статуса протестантских общин и особенностей его проявления в условиях социокультурной трансформации современного российского общества.

2.1 Методика исследования социокультурного статуса протестантских общин.

2.2 Основные направлений деятельности протестантских общин Алтайского края.

2.3 Ценностные ориентации верующих-протестантов как основа анализа социокультурного статуса протестантских общин в духовной жизни современного российского региона.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурный статус протестантских общин в духовной жизни современного российского региона: на материалах исследований в Алтайском крае 2005-2007 гг.»

Актуальность

В последнее десятилетие российское общество характеризует не только экономический, политический и социальный кризис, но и кризис духовной сферы, ослабление социокультурной идентичности. В этой связи возрастает значимость религиозных ценностей в жизни человека и общества, равно как и социальная роль религиозных институтов. Протестантские общины, являясь традиционным элементом духовной жизни российского общества, предлагают свой вариант видения мира, и сегодня социологи-религиоведы все чаще говорят о процессах религиозной переориентации регионов в сторону протестантизма. Распространению этой конфессии способствует ряд факторов: во-первых, активное продвижение протестантизма со стороны его последователей; во-вторых, совпадение протестантской этики и либеральных ценностей, способствующих формированию моделей поведения, предпочтительных в обществах с рыночной экономикой; в-третьих, разрушение форм социальной общинности, существовавших в течение XX в. в российском обществе, с одной стороны, и желание реализовать коллективную субъектность определенной категорией населения - с другой.

Принципиально значимым является изучение социокультурного статуса протестантских общин, определение их места и роли в религиозном пространстве современного российского региона. Необходимо формирование адекватного представления об их социокультурной деятельности, которое должно стать одним из аспектов гармонизации религиозной сферы российского общества.

Актуальность исследования связана также с необходимостью проведения научных исследований и теоретического постижения социокультурных основ религии. Дальнейшее теоретико-методологическое осмысление социокультурного статуса протестантских общин дает возможность более глубокой интерпретации данных феноменов религиозной жизни. Участие в этом осмыслении специалистов в области социологии способствует минимизации некорректных оценок трансформационных процессов, происходящих в религиозном пространстве российского общества.

Состояние научной разработанности проблемы

В отечественном и зарубежном социогуманитарном знании можно выделить следующие направления в изучении социокультурного статуса религии.

Философское направление

Проблема ценностей интересовала Аристотеля и Платона и в дальнейшем выступала предметом специального анализа в работах Р. Декарта, И. Канта, Г. Лотца, Ф. Ницше, Г. Риккерта, М. Шеллера, Д. Юма и других ученых, а также получила свое развитие в концепциях отечественных философов H.A. Бердяева, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, В.П. Ту-гаринова.

Особое место в социологии религии занимает методология социального познания, разработанная в русской религиозной философии. Многие социологи обращаются сейчас к трудам русских философов конца XIX - начала XX в. H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, С.Л. Франка и пытаются выделить социологическую компоненту их творчества. Эта социологическая составляющая обозначается в литературе как «христианская социология». В центре данной проблематики стоит категория «смысл», которая сопрягается с понятиями «ценности» и «цели», носителем которых является человек. В представлении русских философов наиболее глубокое объяснение социальных реалий есть объяснение, выявляющее религиозную направленность и духовные силы, лежащие в ее основе.

Социально-психологическое направление

Социальным установкам и ценностным ориентациям посвящены работы В.Г. Алексеевой, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, М.М. Бахтина, A.B. Битуевой, С.С. Бубновой, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубенштейна, Д.Н. Узнадзе и др.

Социологическое направление

В социологии ценности изучались JI.M. Дробижевой, А.Г. Здравомы-словым, Н.И. Лапиным, Н.Ф. Наумовой, В.Г. Немировским, В.А. Ядовым и др. Особенность социологической трактовки категории «ценность» заключается в возможности ее использования для описания культур или социальных систем.

Специфика трансформационных процессов, происходящих в социокультурной сфере российского общества, отражена в работах Т.И. Заславской, С.Г. Климовой, И.М. Поповой, Ж.Т. Тощенко и др.

Социокультурная методология исследования социальной реальности берет начало в работах М. Вебера, П. Сорокина и развита в исследованиях A.C. Ахиезера, H.A. Лапина, A.A. Пелипенко, Ю.М. Резника П. Штомпки, И.Г. Яковенко и др.

Интегрирующие и дезинтегрирующие общество функции религии, изученные Р. Беллом, П. Бергером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, Дж. М. Йингером, Н. Лукманом, К. Марксом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом,

A.Р. Рэдклифф-Брауном, С. Хантингтоном, развивались в современной российской социологии Ю.П. Зуевой, Ф.Г. Овсиенко, H.A. Трофимчуком, A.A. Нурул-лаевым и др.

Исследованию религии как основы этнокультурного развития общества посвящены работы В.В. Карачаровского, С.Г. Кирдиной, В.А. Найшуль, Ф. Фукуямы, О.И. Шкаратана и др. Значимость этноконфессионального фактора в развитии российского социума рассмотрена Э. Афанасьевой, Дж. Би-лингтоном, Г. Гловели, Е.В. Жижко, М.М. Жуниным, H.H. Зарубиной,

B.О. Ключевским, Т.Б. Коваль, Л. Мясниковой, O.A. Платоновым, В. Фальцман.

Конфессиональные особенности религии и ее социальные функции проанализированы в научных трудах Ю.А. Гаврилова, E.H. Кофановой, М.П. Мчедлова, А.Г. Шевченко и др.

Особенности формирования религиозных групп наиболее полно представлены в концепциях Э. Трельча, М. Вебера, Ч. Глокка, Р. Старка, Р. Нибура.

Анализ проблематики веротерпимости и возможных путей диалога религий в поликонфессиональном обществе является одним из наиболее развитых направлений исследований в современной социологии религии. Он представлен в научных трудах зарубежных исследователей Дж. Э. Вуда, Дж. О. Донелла, С. Феррари, Р. Хаммеля и отечественных ученых Б. Фаликова, В. Шохина, JI.C. Рубана, В.Н. Добренькова, Е.Б. Черняка, Т.А. Кудрина, A.A. Нуруллаева, В.Н. Рагузина, М.И. Одинцова, A.A. Радугина, JI.H. Салаева, А.И. Клибанова, М.П. Мчедлова.

Исследованию воздействия религиозных ценностей на социально-экономическую и политическую сферы общества посвящены работы М. Вебера, Т. Парсонса, М. Кастельса, А. Китахары, А. Гелена и др.

Малоизученными остаются вопросы, связанные с особенностями функционирования протестантских общин в социокультурном пространстве современного российского общества.

Исследование протестантских общин как элемента социокультурной системы осуществляется в отечественной и зарубежной науке по следующим направлениям:

1. История становления протестантизма в России, изучение социальной базы этого религиозного учения в прошлом и настоящем (А.Э. Алакшин, Т.И. Буткевич, A.B. Верещагина, B.JI. Гентшке, А.И. Клибанов, О.В. Курило, JI.H. Митрохин, Д. Цветаева и др.).

2. Влияние протестантской этики на возможность становления либерально-демократических ценностей и формирование предпочтительных для рыночного общества моделей поведения (М. Кастельс, M.JT. Калужский, Т.Б. Коваль, JI. Колесникова, И.Д. Ладанов, В. Перекрестов, В.А. Пронников).

3. Особенности организации и основные направления деятельности протестантских деноминаций в России и за рубежом (В.П. Андронова, А.Х. Богатырев, К.С. Гаджиев, Е.В. Галкина, П.И. Дамьян, Г.И. Зверева, С.И. Иваненко, Е.В. Конев, C.B. Соколовский).

4. Сравнительный социокультурный анализ ценностной основы православия и протестантизма (А.И. Будов, П. Гиллквист, Ю.Е. Григорьева, H.H. Груздеев, М. Дронов).

В целом проблема исследования социокультурного статуса протестантских деноминаций представляется недостаточно разработанной и требующей более глубокого и системного эмпирического изучения и теоретического осмысления.

Объект исследования - социокультурный статус протестантских общин в религиозной жизни российского общества.

Предмет исследования - специфика социокультурного статуса протестантских общин и особенности его проявления в религиозной жизни Алтайского края.

Цель диссертационного исследования - изучение социокультурного статуса протестантских общин и особенностей его проявления в условиях социокультурной трансформации современного российского общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить основные социологические подходы к исследованию социокультурного статуса религиозных организаций.

2. Определить теоретико-методологические основы социологического анализа протестантских общин в российском обществе.

3. Выявить специфику социологического изучения религиозных ценностей религиозных протестантских организаций.

4. Разработать методику комплексного эмпирического социологического исследования социокультурного статуса протестантских общин в современном российском обществе.

5. Осуществить анализ основных направлений деятельности протестантских общин в социокультурном пространстве российского общества.

6. Изучить особенности ценностного сознания членов протестантских общин Алтайского края.

7. Исследовать структуру мотивации верующих протестантского вероисповедания.

Основная гипотеза исследования: социокультурный статус протестантских общин противоречиво проявляется в трех аспектах российской социокультурной системы: мировоззренческом, организационном, индивидуально-личностном.

Гипотезы-следствия:

1. Возможно использование концепции социологического витализма для изучения социокультурного статуса религиозных сообществ.

2. Ценностное сознание верующих протестантских общин в Алтайском крае дифференцировано в смысловом континиуме от полюса либерально-демократических (прозападных) ценностей индивидуализма и рационализма до полюса традиционных национальных ориентаций соборного и альтруистического характера.

3. Доминирующим мотивом верующих религиозных протестантских организаций выступает потребность в реализации членами группы своей социальной субъектности в жизненном пространстве общины.

4. Распространение протестантских общин обусловлено эффективной реализацией их коллективной субъектности в социокультурном пространстве Алтайского края.

5. Ценностная основа протестантских общин не оказывает существенного влияния на мировоззренческую компоненту социокультурной жизни российского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- теоретические положения социологической концепции жизненных сил человека и общества (С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов, Л.Г. Гуслякова и др.);

- методологические установки, сформулированные в рамках социокультурного анализа явлений и процессов (П. Сорокин, М. Вебер, Н. Лапин, A.C. Ахиезер, Л.Г. Ионин);

- принципы структурно-функционального (Т. Парсонс) и функционального анализов (Э. Дюркгейм);

- идеи и положения российских исследователей протестантизма и особенностей процесса его институализации в российском обществе (Л.Н. Митрохин, Т.Б. Коваль, Е.В. Жижко, А.И. Клибанов и др.);

- принципы исследования динамических социальных явлений (П. Штомпка, П. Бурдье и др.).

Информационная база решения диссертационных задач и проверки выдвинутых гипотез сформирована в результате:

- изучения идей и положений, сформулированных в работах западных и отечественных исследователей Х1Х-ХХ1 вв. по различным направлениям социогуманитарного знания;

- анализа законодательных актов федерального и регионального уровней, содержательно и нормативно определяющих деятельность религиозных протестантских организаций в России начала XXI в.;

- проведения социологических исследований социокультурного статуса протестантских общин городов Алтайского края, реализованных диссертантом в 2005-2007 гг.;

- вторичного анализа вероучительной литературы и религиозной периодики протестантских общин Алтайского края по основным темам проповедей;

- вторичного анализа данных эмпирических социологических исследований по проблемам, близким рассматриваемым в диссертации;

- анализа статистической информации, предоставленной регистрационной службой Алтайского края о количестве зарегистрированных религиозных протестантских организаций в Алтайском крае.

Методы исследования

1. Общенаучные методы: типология, классификация, гипотетико-дедуктивный метод построения теории, индуктивный метод, вторичный анализ литературы и эмпирических данных, теоретическое моделирование и экстраполяция.

2. Методы сбора информации: традиционный анализ данных, анкетный опрос, метод наблюдения.

3. Методы обработки эмпирической информации: корреляционный и факторный анализы, построение таблиц сопряженности признаков, статистическая проверка гипотез, проведенные с использованием пакета прикладных программ «SPSS 13.0».

Научная новизна диссертационной работы

1. Дано авторское определение понятия «социокультурный статус религиозной организации».

2. Предложена теоретическая модель изучения социокультурного статуса религиозных организаций в современном российском обществе в трех аспектах российской социокультурной системы: мировоззренческом, организационном и индивидуально-личностном.

3. Выделены компоненты ценностного сознания членов протестантских общин в Алтайском крае: рационально-протестантский, православно-духовный и общехристианский типы ценностных ориентаций.

4. Изучена мотивация включенности верующих-протестантов в деятельность протестантских общин Алтайского края, в которой доминируют потребности в реализации членами группы своей социальной субъектности в жизненном пространстве общины: «коммуникативно-духовные», «коммуникативно-групповые» и «коммуникативно-познавательные».

5. Обосновано, что показателями коллективной субъектности протестантских общин Алтайского края являются эффективная внутригрупповая организационная структура, использование маркетинговых технологий в поиске и вовлечении в общину потенциальных прихожан, регламентация повседневной жизни членов общины, готовность участвовать в решении социальных проблем общества.

6. Разработана и апробирована методика изучения социокультурного статуса протестантских общин.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социокультурный статус религиозной организации - это роль и значение религиозных ценностей, норм и образцов поведения определенной религии для культуры и общества, в рамках которого существует то или иное религиозное направление.

2. Анализ особенностей социокультурного статуса религиозных организаций на современном этапе развития российского общества целесообразно осуществлять в трех аспектах его реализации: мировоззренческом, организационном и индивидуально-личностном.

3. Ценностное сознание членов протестантских общин в Алтайском крае включает в себя следующие компоненты: рационально-протестантскую, иллюстрирующую ценностную основу протестантской этики, православно-духовную, сопряженную с духовным ядром православия, и общехристианскую, отражающую христианскую направленность ценностного сознания верующих без конфессиональных особенностей.

4. Доминирующими мотивами верующих протестантских общин Алтайского края являются потребности в реализации членами группы своей социальной субъектности в жизненном пространстве общины («коммуникативно-духовные», «коммуникативно-групповые» и «коммуникативно-познавательные»), которые являются показателями значимости реализации социальной субъектности верующих в жизненном пространстве общины.

5. Распространение протестантских общин в Алтайском крае обусловлено эффективно сформированной коллективной субъектностыо этих религиозных организаций, показателями которой являются эффективная внутри-групповая организационная структура, использование маркетинговых технологий в поиске и вовлечении потенциальных прихожан, регламентации повседневной жизни членов общины, готовность участвовать в решении социальных проблем общества.

6. Ценностная основа религиозных протестантских организаций влияет на мировоззренческую компоненту жизненного пространства российского общества несущественно, что обусловлено незначительной поддержкой протестантской этики со стороны верующих-протестантов.

Теоретическая значимость исследования состоит в укреплении эвристического потенциала социологической концепции жизненных сил человека и общества для изучения социокультурного статуса религиозных организаций, а также в разработке и апробации инструментального комплекса социологических средств исследования социокультурного статуса религиозных протестантских организаций в современном российском обществе.

Социологическое осмысление особенностей проявления социокультурного статуса религиозных протестантских организаций открывает новые возможности для выявления ценностных ориентиров представителей этих религиозных организаций, а также способствует прогнозированию и предотвращению социальной напряженности на религиозной почве.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов специалистами муниципалитетов и органов власти, занимающимися вопросами религиозной сферы российского общества. Материалы диссертационной работы могут найти применение при подготовке и чтении лекционных куров и спецкурсов социологического, религиоведческого, культурологического и социально-философского характера.

Апробация работы

Основные идеи диссертанта нашли отражение в докладах и выступлениях на российских и международных конференциях, а также методологических семинарах и социологических школах:

- научно-теоретические и научно-практические конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Алтайского государственного университета (Барнаул, 2005,2006,2007);

- XII международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2005» (Москва, 2005);

- Всероссийская конференция «Человек: философская рефлексия» (Барнаул, 2006);

- Всероссийская конференция «Потенциал ученых России» (Барнаул, 2006);

- итоговая научная конференция, посвященная 50-летию Алтайского государственного медицинского университета (Барнаул, 2004).

Результаты диссертационного исследования изложены в семи публикациях общим объемом 2 п.л., в том числе в реферируемом журнале «Регионо-логия», рекомендованном ВАК для публикаций результатов диссертационного исследования.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 162 наименования работ, в том числе 11 на английском языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Короткова, Алена Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной и зарубежной социологической науке накоплен богатый опыт как теоретического осмысления роли и функций религии, так и опыт проведения серьезных эмпирических исследований, посвященных анализу различных форм религиозности. Однако радикальные изменения, происходящие в современной России, повлекли за собой существенную трансформацию не только политической и экономической жизни, но и изменение всей социокультурной системы, что нашло свое непосредственное отражение в религиозной сфере российского общества. Это привело к актуализации изучения религиозной проблематики в современной социологической науке.

Протестантизм как элемент русской религиозной жизни является традиционной религией определенной категории верующих россиян. Однако процессы увеличения количества религиозных протестантских организаций, характеризующие динамику религиозности в современных провинциальных регионах России, обращают на себя внимание и заставляют искать причины популярности данной конфессии в современном российском обществе.

Мы обратились к изучению социокультурного статуса протестантских общин в контексте духовной жизни современного российского общества. В этой связи мы попытались преодолеть некоторые ограничения традиционных подходов к изучению религии в целом и протестантских общин в частности. Опираясь на основные принципы социокультурного и структурно-функционального анализа, а также принципы и положения виталистской социологии, мы подвергли изучению социокультурный статус религиозных протестантских организаций, выделив аспекты его проявления в российской социокультурной системе: мировоззренческий, организационный и индивидуально-личностный.

Таким образом, в соответствии с предложенной схемой изучения социокультурного статуса протестантских общин можно охарактеризовать следующие аспекты его проявления:

- в мировоззренческой сфере социокультурной системы отражается все многообразие противоречивых трансформационных процессов, происходящих в российском обществе. Протестантизм, ядро которого составляет протестантская этика, способствующая формированию моделей поведения, предпочтительных в капиталистических обществах, находится в мировоззренческом противоречии с традиционным для России православием по многим вопросам догматики, веры, этики, а главное - ценностных предпочтений и занимает двойственное положение в контексте становления нового мировоззрения россиян;

- организационный аспект проявления социокультурного статуса протестантских общин акцентирует внимание на особенностях его институциональных форм в социально-духовной сфере общества. Сфера наших интересов охватывает специфику процесса институализации данной конфессии в российском обществе, формы ее социальной организации, внутригрупповой структуры и коммуникации протестантских общин, а также их позицию готовности к сотрудничеству с различными социальными структурами;

- индивидуально-личностный аспект проявления социокультурного статуса подразумевает, что человек как центральное звено социокультурной системы является проводником значимых для него общественных идеалов посредством построения своей жизненной стратегии в соответствии с той ценностной системой, которая наиболее полно соответствует в его понимании нравственно-этическому обоснованию жизни. Протестантские общины как религиозные группы, имеющие под собой глубокие философские корни, способны предлагать личности свой вариант мировоззрения, ценности которого могут быть специфически интериорезированы личностью. Специфика религиозных ценностей заключается в том, что для верующего человека они являются основополагающими в структуре ценностных ориентаций.

Методика комплексного социологического исследования социокультурного статуса протестантских общин в современном российском регионе включает в себя сочетание качественных и количественных методов: анкетарование, наблюдение, анализ документов и нестандартизированное интервью. В результате изучение социокультурного статуса протестантских общин Алтайского края на основании теоретического анализа и результатов, полученных в ходе проведения социологических исследований, позволило сделать целый ряд выводов.

Во-первых, безусловна гносеологическая значимость концепции социологического витализма для изучения социокультурного статуса религиозных сообществ, так как принципы данной методологии в сочетании с принципами социокультурного и структурно-функционального анализов позволили произвести интерпретацию категории «социокультурный статус» религии. Таким образом, мы под социокультурным статусом религии понимаем роль и значение религиозных ценностей, норм и образцов поведения определенной религии для культуры и общества, в рамках которого существует то или иное религиозное направление. При определении социокультурного статуса протестантских общин необходимо учитывать социально-демографические характеристики верующих-протестантов, характеризующие локализацию религии в социокультурном, жизненном пространстве общества.

Во-вторых, ценностное сознание верующих протестантских общин в Алтайском крае дифференцировано в смысловом континиуме от полюса либерально-демократических (прозападных) ценностей индивидуализма и рационализма до полюса традиционных национальных ориентации соборного и альтруистического характера. Это подтверждается тем, что нам удалось выявить три компонента ценностного сознания верующих-протестантов: рационально-протестантское, духовно-православное и общехристианское. Удалось зафиксировать противоречие между позиционируемым конфессиональным статусом верующих и его воплощением в их ценностном, религиозном сознании. Верующие, относящиеся к группам с духовно-православным и общехристианским ценностным сознанием, не понимают конфессиональных отличий христианства, не усваивают протестантские ценности, а следовательно, не строят свою жизненную стратегию в соответствии с протестантской этикой. В эту группу входят респонденты, которые идентифицируют себя как протестантов, но при этом их ценностные ориентации не сопрягаются с этикой и основными постулатами данной религии. Они далеки от рационалистических идей протестантской этики и ценят свое спокойствие, душевное равновесие и возможность общения с интересными людьми выше, чем материальное благополучие и карьерный рост. Их понимание протестантизма не адекватно сути этого учения, но близко к особенностям культа и догматике традиционного для России православия.

Безусловно, результаты исследования проиллюстрировали наличие в протестантских общинах верующих, разделяющих ценности протестантской этики, однако «протестантизация» ценностей данной категории членов протестантских групп зачастую произошла еще до посещения общины. Протестантская этика, институционально воплощенная в форме религиозной общины, лишь дала религиозно-нравственное обоснование уже существующим ценностным ориентациям этой категории верующих.

В-третьих, распространение протестантских общин обусловлено эффективной реализацией их коллективной субъектности в социокультурном пространстве Алтайского края. Это следует из особенностей их деятельности:

- организационная структура протестантских общин способствует высокой эффективности их деятельности и является воплощением технологичной, ориентированной на достижение максимального эффекта социальной организацией;

- использование практически маркетинговой технологии в поиске и вовлечении потенциальных прихожан, основанной на глубоком понимании социально-психологических особенностей различных социальных групп, делает успешной их работу с населением;

- жесткая регламентация жизни членов общины обеспечивает стабильность существования религиозной группы в пространстве и времени;

- фактор «открытости» миру является свидетельством готовности протестантских общин к дальнейшему развитию своих организаций.

Среди основных направлений деятельности протестантских общин в Алтайском крае можно выделить: решение социальных проблем путем создания реабилитационных центров для нарко-, алкоголезависимых людей, людей без определенного места жительства; детская беспризорность; тюремное служение, связанное с организацией проповедей в местах заключения; участие в конференциях совместно с органами власти и различными общественными организациями по наиболее острым социальным проблемам; создание образовательных религиозных программ через организацию воскресных школ и других учебных заведений.

В-четвертых, доминирующими мотивами посещения общины верую-щими-протестантамим становятся потребности в реализации членами группы своей социальной субъектности в жизненном пространстве общины. В ходе интерпретации данных мы выделили три группы значимости посещения общины, условно обозначив их как «коммуникативно-духовные», характеризующие потребности в общении и духовном наставлении, «коммуникативно-групповые», демонстрирующие социальную привычку посещения общины, когда религиозная группа становится непременным элементом повседневной жизни, и «коммуникативно-познавательные», иллюстрирующие потребность узнать что-то новое, получить информацию специфического духовного характера, которую можно использовать как руководство к действию при решении повседневных проблем. Но каким бы ни был характер коммуникации, главное, что ценят в религиозных протестантских организациях их приверженцы, - это возможность реализовать посредством общины свою социальную субъектность. Это связано с разрушением форм в российском обществе социальной общности, существовавшей в течение XX в., и желанием определенной категории населения реализовать посредством этой религии глубинные потребности в соборности, свойственные традиционной русской мен-тальности.

Важно отметить, что социальные слои и группы, представленные в выборочной совокупности достаточно полно отражают многообразие стратификационных характеристик, описывающих особенности социального расслоения в современном провинциальном регионе, однако анализ социально-демографических характеристик верующих выявил дифференциацию социальных групп в формировании религиозных протестантских общин. Особенности догматики различных протестантских деноминаций изначально обусловливают дифференциацию верующих, однако это не выступает единственным фактором социального расслоения приверженцев этой религии. Протестантские деноминации выстраивают свою деятельность и внутригруппо-вые коммуникации в соответствии с социально-психологическими характеристиками своих прихожан, выбирают и применяют такие методы работы, чтобы в рамках даже одного религиозного направления обеспечить максимальный «охват» потенциальной целевой группы.

Итак, протестантизм как элемент духовной жизни российского общества, направлен на поддержание противоречивых тенденций в процессе становления мировоззрения россиян в условиях реформируемого общества. С одной стороны, протестантская этика направлена на «поддержание» либерально-демократических ценностей, с другой - общинная форма организации этой конфессии способствует удовлетворению традиционных для русского менталитета потребностей в соборности и коллективизме. На наш взгляд, протестантские общины в Алтайском крае демонстрируют высокую витальную силу в организационном плане, о чем свидетельствует эффективно сформированная коллективная субъектность этих общин. Однако ядро религиозной организации составляет духовно-культурная субъектность, которая формируется на религиозной догматике и ценностях, характеризующих данное конфессиональное направление. Формирование духовно-культурной субъектности протестантских общин - весьма сложный и противоречивый процесс. Как следствие, протестантизм не способен выступать альтернативной системой ценностей в современных процессах, связанных с социокультурной трансформацией российского общества, так как даже его приверженцы не всегда пользуются предложенной этической системой для построения повседневных практик. Тенденция увеличения количества протестантских общин в российских регионах связана сГ отсутствием стабильности в социально-экономической, политической жизни, разрушением существовавших ранее форм социальной солидарности и общинности. Это подтверждается преобладанием социально-экономической, этической и организмической де-привации у членов общины.

Изменение структуры религиозного пространства регионов и увеличение религиозных протестантских организаций может рассматриваться как результат поиска определенной категорией населения стабильности и устойчивых социальных связей, основанных на альтруистических постулатах христианства.

В этой связи требуется адекватная оценка процессов, происходящих в духовной жизни российского общества. Возможна разработка программ, направленных на гармонизацию конфессиональных отношений в регионе, которые должны включать просветительскую работу, воспитание толерантности, предлагать схемы социального и духовно-нравственного конфессионального диалога.

Определяя социокультурный статус протестантских общин в современном провинциальном регионе, нам хотелось бы акцентировать внимание на том, что, по мнению целого ряда ученых, в России действительно происходит «протестантизация» ценностной системы. Правда, не в веберовском понимании, основанном на формировании «капиталистических» ценностей, а в направлении десакрализации и рационализации как мира духовного, так и социального. Но протестантские общины не способны оказывать серьезного влияния на данный процесс. Скорее, они невольно являются механизмом для реализации определенной категорией верующих-протестантов неосознанных глубинных православных потребностей в общинности и соборности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Короткова, Алена Александровна, 2007 год

1. Абрамова, М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида в концепциях зарубежных психологов / М.А. Абрамова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 2001. - №3 - С. 74-80.

2. Алакшин, А.Э. Протестантские общины в культурном ландшафте Петербурга XVIII века / А.Э. Алакшин // Вестн. Челябин. ун-та. Сер. 1. История. -2003.-№2.-С. 146-148.

3. Алексеев, В. Религия антихриста / В. Алексеев, А. Григорьев. Новосибирск: Посох, 1993.-271 с.

4. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. журнал. 1984. - Т.5. - №5. -С. 63-70.

5. Амвросий, (Юрасов). Православие и протестантизм : сопоставит, богослов. анализ / Архимандрит Амвросий (Юрасов). Иваново: Свято-Введен. жен. монастырь, 1994. - 143 с.

6. Ан, С.А. Человек в религиях мира / С.А. Ан. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.-239 с.

7. Андреева, JI.A. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России XXI в / JI.A. Андреева, В.В. Ряховский // Общественные науки и современность. 2004. - №3. - С. 143-152.

8. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон; общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Изд. гр. «Прогресс», 1992. - 608 с.

9. Афанасьев, Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики / Э. Афанасьев // Вопр. экономики. 1993. - №8. -С. 54-59.

10. Ахиезер, A.C. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики /A.C. Ахиезер // Мир России. 1995. - Т.4(№ 1). - С. 3-57.

11. Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта: в 2 т. -Новосибирск: Сиб. хронограф, 1997. Т. 1: От прошлого к будущему. -2-е изд. перераб. и доп. - 804 с.

12. Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск: Сиб. Хронограф, 1998. - Т.2: Теория и методология. Словарь. - 598 с.

13. Базовые ценности россиян: социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы / отв. ред. A.B. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева. М.: Дом интеллект, книги, 2003. - 448 с.

14. Велик, A.A. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: учеб. пособие / A.A. Велик. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 378 с.

15. Биллингтон, Джеймс X. Лики России: страдание, надежда и созидание в русской культуре / Джеймс X. Биллингтон; пер. с англ. М.: Логос, 2001. -246 с.

16. Биллингтон, Джеймс X. Икона и топор: опыт истолкования истории русской культуры / Джеймс X. Биллингтон; пер. с англ. М.: Рудомино, 2001.-880 с.

17. Битуева, A.B. Особенности структурного строения ценностных ориентации / A.B. Битуева // Credo. №3. - С. 66-83.

18. Богатырев, А.Х. Некоторые особенности организации свидетелей Иеговы // Сб. науч. трудов молодых ученых Кабардино-Балкарского государственного университета. Нальчик, 1998. - С. 42-44.

19. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. М., 1994. - 285 с.

20. Бурдьё, П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидценс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. -С. 16-31.

21. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. / М. Вебер // Избранные произведения ; пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990. С. 61-273.

22. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии / М. Вебер // Избранное. Образ общества; пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - С. 43-78.

23. Вебер, М. Социология религии (Типы религиозных объединений) / М. Вебер // Избранное. Образ общества; пер. с нем. — М.: Юрист, 1994. -С. 78-309.

24. Гаврилова, Ю.А. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях / Ю.А. Гаврилова, E.H. Кофа-нова, М.П. Мчедлов, А.Г. Шевченко // Социологические исследования. -2005.-№6.-С. 46-56.

25. Гайденко, П.П. История и рациональность: социология М. Вебера и ве-беровский ренессанс / П.П. Гайденко П.П., Ю.Н. Давыдов. М.: Политиздат, 2006.-367 с.

26. Гараджа, В.И. Социология религии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.

27. Гибсон Дж. J1. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. JI. Гибсон, Дж. Иванцевич, Д.Х. Доннелли; пер. с англ. 8-е изд. - М.: ИНФРА,2000. - 660 с.

28. Гловели, Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения / Г. Гловели // Вопр. экономики. 1993. - № 8. - С. 113-125.

29. Глок, Ч. Социология религии / Ч. Глок // Социология сегодня: проблемы и перспективы. -М.: Прогресс, 1965. С. 184-193.

30. Григорьев, С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избр. ст. по неклас. социологии) / С.И. Григорьев. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2001. - 229 с.

31. Григорьев, С.И. Жизненные силы человека / С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов. Барнаул: Б.и., 1996. - 93 с.

32. Григорьев, С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека / С.И. Григорьев // Социс. 1997. - №12. - С. 6-12.

33. Григорьева, Ю.Е. Протестантская этика и традиции православия: есть ли противоречия? / Ю.Е. Григорьева // Уроки Макса Вебера. М., 1995. -С. 47-51.

34. Громов, И.А. Западная социология: учеб. пособие / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А.Семенов. СПб.: Ольга, 1997. - 372 с.

35. Давыдов, A.A. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем /A.A. Давыдов. М.: Ком. книга, 2005.-328 с.

36. Давыдова, К.Д. О некоторых проблемах религиоведческой науки сегодня: Электронный ресурс. hhtp: //gf.nsu.ru/rizhsky/davydova/index.shtml

37. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. - 513 с.

38. Данилова, E.H. Идентификационные стратегии: российский выбор / E.H. Данилова//Социологические исследования. 1995. -№6. -С. 120-130.

39. Девятко, И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И.Ф. Девятко. М.: ИС РАН, 1996. - 172 с.

40. Девятко, И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности / И.Ф. Девятко. М.: Аванти Плюс, 2003. - 336 с.

41. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н.И. Лапин, Л.А.Беляев, Н.Ф.Наумова ; отв. ред. Н.И. Лапин. М.: Эдиториал УРСС, 1996.-224 с.

42. Добрускин, М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) / М.Е. Добрускин // Социологические исследования. 2002. - №4. - С. 76-85.

43. Дюркгейм, Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / Э. Дюркгейм. М.: Аспект Пресс, 1996.-С. 111-136.

44. Ерасов, Б.С. Социальная культурология : учеб. пособие / Б.С. Ерасов. -2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1996. - 590 с.

45. Жижко, E.B. Российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы / Е.В. Жижко // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету / отв. ред. И.А. Бутенко. М.: МОНФ, 2000.-С. 202-217.

46. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. М.: Магистр-Пресс, 2003. - 380 с.

47. Жукоцкий, В.Д. Русская реформация 20 в.: логика исторической трансформации атеистического протестантизма большевиков / В.Д. Жукоцкий // Общественные науки и современность. 2004. - №3. - С. 89-101.

48. Залесский, Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. / Г.Е. Залесский. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 119 с.

49. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 141с.

50. Зарубина, H.H. Православный предприниматель в зеркале русской культуры / H.H. Зарубина // Общественные науки и современность. 2001. -№5.-С. 100-112.

51. Знаков, В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В.В. Знаков // Вопр. психологии. 1998. - №3. -С. 104-114.

52. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие / Л.Г. Ионин. 2-е изд. -М.: Логос, 1998.-278 с.

53. Йингер, Дж. М. Функциональный подход к религии / Дж. М. Йингер // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996.-С. 166-168.

54. Ильин, И.А. Аксиома религиозного опыта: исследования. Т. 1-2. М.: Рарогъ, 1993.-448 с.

55. Казьмина, O.E. Конфессиональный состав населения России Электронный ресурс. // Народы и религии мира и религии мира. ИЭА РАН. http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml

56. Карасик, В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. М.: Гнозис, 2002.-334 с.

57. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ ; под ред. О.И. Шкаратана. М.: Б.и., 2000. -607 с.

58. Кастельс, М. Россия и сетевое общество: аналитическое исследование/ М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. 2000. - Т.9(№ 1). - С. 23-51.

59. Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. - 367 с.

60. Китахара, А. Реальность и идеальный образ общины (Япония и Таиланд) / А. Китахара // Философские науки. 1996. -№1. - С. 30^18.

61. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю.А. Клейберг; -2-е изд., доп. -М.: Вита-Пресс, 1997. 143 с.

62. Клибанов, А.Ю. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в) / А.Ю. Клибанов. М.: Наука, 1965. - 348 с.

63. Ключевский, В.О. Православие в России / В.О. Ключевский. М.: Мысль, 2000.-623 с.

64. Кобина, Ю.Е. Духовные ценности в контексте дегуманизации современной культуры / Ю.Е. Кобина // Модернизация и сферы социальной жизни: сб. науч. ст. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - С. 20-22.

65. Ковалев, А.Д. Обновленная версия теории действия и социальной системы /А.Д. Ковалев // История теоретической социологии: в 4. т. Т. 3 / науч. ред. И.Ф. Девятко. М., 2002. - С. 200-250.

66. Коваль, Т.Е. Православная этика труда / Т.Е. Коваль // Мир России. -1994. Т.З (№2). - С. 54-96.

67. Коваль, Т.Е. «Тяжкое благо»: христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм / Т.Е. Коваль. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1994.-278 с.

68. Коваль, Т.Е. «Духовные христиане»: религиозное своеобразие и этика труда / Т.Е. Коваль // Мир России. 1993.- Т.11(№1). - С. 20-62.

69. Колесин, И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов / И.Д. Колесин // Социологические исследования. 1999. -№1- С. 130-136.

70. Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. пособие / И.В. Кондаков. М.: Аспект-Пресс, 1997. - 687 с.

71. Котельников, Г.А. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур / Г.А. Котельников, С.Д. Лебедев // Социологические исследования. 2004. - №5. - С. 121-129.

72. Крапивенский, С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса / С.Э. Крапивенский // Общественные науки и современность. -1997.-№4.-С. 134-142.

73. Курило, О.В. Прошлое и настоящее евангелическо-лютеранской общины немецкой традиции в Москве: этносоциолог. характеристика / О.В. Курило//Этногр. обозрение. 1995. - №6. - С. 119-130 .

74. Курпакова, Л.П. Протестантизм и некоторые социально-этические проблемы современности / Л.П. Курпакова // Социально-политическая проблематика в современном христианстве. М., 1990. - С. 56-60.

75. Лапин, Н.И Социокультурный подход и социетально функциональные структуры / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2000. - №7. -С. 3-12.

76. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей Россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. 1996. - №5. - С. 3-19.

77. Левада, Ю.А. Социальная природа религии / Ю.А. Левада. М.: Наука, 1965.-263 с.

78. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев.-М, 1992.

79. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. №1. - 1997. - С. 20-27.

80. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопр. философии. 1996. -№4.-С. 15-26.

81. Лопаткин, Р. Конфессиональный портрет России: К характеристике современной религиозной ситуации Электронный ресурс. // www.religare.ru. 2003.

82. Лопаткин, P.A. Протестантизм в России: истоки и место в отечественной истории и культуре / P.A. Лопаткин // Религия и право. 1998. - №4/5. -С. 12-14.

83. Любащенко, В.И. Роль Реформации и ранних протестантских церквей в культурном процессе Белоруссии и на Украине середины XVI- начала XVII вв.: просвещение, обществ, мысль, наука // Наш радавод. Гродна, 1992. - Кн. 4, ч. 2. - С. 435-441.

84. Майсюк, A.B. Социальная деятельность протестантских общин в условиях рыночных преобразований /A.B. Майсюк // Лютеране в Сибири : сб. науч. ст. Омск, 2000. - С. 204-207.

85. Маркс, К. Религиозное отчуждение / К. Маркс // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс,1996. - С. 80-86.

86. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности / И.О. Мартынюк. Киев: Наук, думка, 1990. - 121 с.

87. Митрохин, Л.Н. История религий в России / Л.Н. Митрохин. М., 2002.

88. Митрохин, H.A. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Н. Митрохин. М.: Новое лит. обозрение, 2004.- 646 с.

89. Михайлова, Л.И. Социология культуры: учеб. пособие /Л.И. Михайлова.- М.: Фаир-Пресс, 1999. 232 с.

90. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль; пер. с фр. 2-е изд. - М.: URSS, 2005.-416 с.

91. Мостовая, И.В. Архетипы и ориентиры российской ментальности / И.В. Мостовая, А.П. Скорик // Полис. 1995. - №4. - С. 69-76.

92. Мчедлов, М.П. О социальном портрете современного верующего / М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилова, А.Г. Шевченко // Социологические исследования. 2002. - №7. - С. 68-77.

93. Мясникова, JI. Российский менталитет и управление / JI. Мясникова // Вопр. экономики. 2000. - №8. - С. 38-44.

94. Наумова, Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества / Н.Ф. Наумова; под ред. В.Н. Садовского, В.А. Ядо-ва. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 174 с.

95. Немировский, В.Г. Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи (от 1987 к 2000 году) : монография / В.Г. Немировский, П.А. Стариков. Красноярск: Поликом, 2002. - 175 с.

96. Норт, Д. История церкви: От дня Пятидесятницы до нашего времени / Д. Норт; пер. с англ. A.A. Ермолаева. М.: Протестант, 1993. - 415 с.

97. О свободе вероисповедания : Закон РСФСР от 25.10.1990. №267-1 (ред. от 27.01.1995 №10 -ФЗ)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. -№12. -Ст. 240.

98. О свободе совести и религиозных объединения: федерал, закон от 26.09.1997 №125 -ФЗ // Собр. законодат. РФ. №39. - Ст. 4465.

99. Парсонс, Т. Введение. Общий обзор / Т. Парсонс // Американская социология: перспективы, проблемы, методы : пер. с англ. М., 1972. - С. 2536; 360-378.

100. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс М.: Акад. проект, 2002. - 832 с.

101. Парсонс, Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии / Т. Парсонс // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. -М.: Аспект Пресс, 1996.-С. 170-190.

102. Пикуляк, Я.Н. Протестантизм и национальные отношения / Я.Н. Пику-ляк // Лютеране в Сибири : сб. науч. ст. Омск, 2000. - С. 194-197.

103. Подберезский, И.В. Быть протестантом в России / И.В. Подберезский. -М.: Ин-т религии и права, 1996. 382 с.

104. Пронников, В.А. Японцы: этногр. очерки / В.А. Пронников, И.Д. Лада-нов. М.: Наука, 1983. - 270 с.

105. Платонов, O.A. Русская цивилизация: учеб. пособие / O.A. Платонов. -М.: Роман-газета, 1995.-222 с.

106. Религии мира. Протестантизм. М.: Мир книги, 2006. - 192 с.

107. Религиоведение: хрестоматия / ред. А.Н. Красников. М., 2000. - 800 с.

108. Религиозные объединения в современной России. / ЦКСИиМ, Сер.: Социология. Вып. 4'96 (18). М., 1996.

109. Религиозный фактор в социально-политической жизни России: по результатам социол. исслед / М.П. Мчедлов, A.A. Нуралиев, Е.С. Элбакян // Обновление России: трудный поиск решений. М.,1994. - С. 148-163.

110. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт; пер. с нем.; общ. ред. А.Ф. Зотова.-М.: Республика ,1998.-413 с.

111. Садмен, С. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента / С. Садмен, Н. Брэдбери. М.: Ин-т фонда «Обществ. мнение», 2002. - 382 с.

112. Сакаия, Т. Что такое Япония? / Т. Сакаия; пер. яп.; коммент. B.C. Грив-нина. М.: ИТАР-ТАСС: Партнер Ко Лтд, 1992. - 334 с.

113. Социология религии: классические подходы: хрестоматия / науч. ред. М.П. Тапочки, Ю.А. Кимелева. М.: ИНИОН, 1994. - 271 с.

114. Современное религиозное сектантство: динамика, процессы, тенденции: метод, рекомендации / подгот. В.Е. Еленский; Респ. центр духов, культуры. Киев: Знание УССР, 1990. - 50 с.

115. Сидоренко, A.B. Христианские ценности и социализация в современной России / A.B. Сидоренко // Вопр. психологии. 2000. - №5- С. 48-56.

116. Синелина, Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю.Ю. Синелина // Социологические исследования. №7. - 2001.- С. 89-96.

117. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х : сб. / под ред. Ю.А. Левада. М.: Мировой океан, 1993. - 299 с.

118. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003. Т. II. - 448 с.

119. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции : становление виталистской социологической парадигмы / под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. М.: Изд. Дом Магистр-Пресс, 2000.-242 с.

120. Сорокин, П. Религиозные группы и религиозные перегруппировки / П. Сорокин // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. -М.: Аспект Пресс, 1996. С. 259-266.

121. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. -543 с.

122. Состав и количество религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций, содержащихся в реестре Минюста России на 1.01.2004 года // Religare.ru, 06 апреля 2004 года.

123. Сперанская, Е. Методы работы протестантских миссионеров в России / Е. Сперанская // Миссия церкви и современное православное миссионерство. -М., 1997.-С. 160-168.

124. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. Киммо Каариайнена, Д.М. Фурмана. СПб.: Летний сад, 2000.-247 с.

125. Смелзер, Н. Социология: учеб. пособие / Н. Смелзер; пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов. М.: Феникс, 1994. - 687 с.

126. Толстова, Ю.Н. Изменения в социологии: курс лекций / Ю.Н. Толстова. М.: ИНФРА-М, 1998. - 222 с.

127. Трельч, Э. Церковь и секта / Э. Трельч // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 226-238.

128. Трельч, Э. Религия, хозяйство и общество / Э. Трельч // Социология религии: классические подходы / пер. C.B. Медведевой. М., 1994. -С. 162-176.

129. Трофимчук, H.A. Вступительное слово / H.A. Трофимчук // Десять лет по пути свободы совести. М., 2002. - 7 с.

130. Трофимчук, H.A. Миссионерская деятельность в системе политических отношений / H.A. Трофимчук // Лютеране в Сибири : сб. науч. ст. Омск, 2000.-С. 278-285.

131. Цветаев, Дм. Вероисповедное положение протестантских купцов в России в 16-17 вв/Дм. Цветаев.-М., 1885.-С. 10.

132. Удоденко, A.A. Логика программы социологического исследования : учеб. пособие / A.A. Удоденко. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. - 207с.

133. Узнадзе, Д.Н. Психология установки /Д.Н.Узнадзе. СПб.: Питер, 2001. -416с.

134. Уледов, А.К. Духовная жизнь общества / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1980.-271 с.

135. Филатов, С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С.Б. Филатов, Р.Н. Лункин // Социологические исследования. 2005. - №6. - С. 35-45.

136. Форсова, В.В. О религиозных корнях толерантности / В.В. Форсова // Социологические исследования. 2004. -№1- С. 54-61.

137. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопр. философии. 1990. -№ 3. - С. 134-148.

138. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; пер. с англ. -М.: ACT, 2003.-603 с.

139. Шкаратан, О.И. Российский порядок: вектор перемен / О.И. Шкаратан. -М.: Вита-Пресс, 2004. 208 с.

140. Шматков, Р.Н. Протестантская этика и будущее России / Р.Н. Шматков // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Новосибирск, 1996.-Ч. 1.-С. 61-62.

141. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка ; пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 415 с.

142. Штрикер, Г. Протестантские принципы свободы религии в России? Штрикер // Лютеране в Сибири: сб. науч. ст. Омск, 2000. - С. 290-297.

143. Эйнгорн, И.Д. Протестанизм в Сибири 1920-1930-х гг / И.Д. Эйнгорн // Лютеране в Сибири : сб. науч. ст. Омск, 2000. - С. 146-148.

144. Элбакян, Е.С. Протестантство и бизнес / Е.С. Элбакян // Уроки Макса Вебера. М., 1995. - С. 43-46.

145. Эпштейн, М. Новое сектантство: типы религ.-филос. умонастроений в России (70-80 гг. XX в.) / М. Эпштейн. Самара: Бахрах-М, 2005. - 255 с.

146. Яблоков, И.Н. Социология религии / И.Н. Яблоков. М.: Мысль,1979. -182 с.

147. Ядов, В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных / В.А. Ядов // Социология 4М: методология, методы, математические модели.- 1991.- №1. С. 14-31.

148. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.-365 с.

149. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России.- 1995.-Т.4(№3-4)-С. 158-181.

150. Якубович, В.Б. Качественные методы или качество результатов / В.Б. Якубович // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1995. -№5-6. - С. 16-27.

151. Ярыгин, Н.Н. Евангельские христиане Вятского края: к вопросу о географии их распространения. 1915-1935 г. / Н.Н. Ярыгин // Вятская земля в прошлом и настоящем. Киров, 1995. - Т. 1. - С. 141-143.

152. Antonova, М. Born-again non-Christians: post-Soviet sects attract minds and rubles / M. Antonova // The Moscow news. 2005. - №17-18 (11-24 May). -P. 16.

153. Bridge, R. Never discuss religion / R. Bridge // The Moscow news Text. : international weekly. 2005. - №15 (20-26 Apr.). - P. 16.

154. Gledhill, Ruth. Societies worse off' when they have God on their side' / R. Gledhill // The Times Text. 2005. - № 68503 (Sept. 27). - P. 17.

155. Horgan, John. Clash in Cambridge: science and religion seem as antagonist as ever / J. Horgan. // Scientific American. 2005. - Vol. 293. - №3 (Sept.). -P. 12-13.

156. Hudson, Ayesha. Can love be culture-blind? Text. : judaism, Islam and Atheism are hard to reconcile / A. Hudson // The Times. 2004. - №68121 (Jul. 7). -P. 8-9 (T. 2).

157. Loprea Lopreato, J. Human Nature and Biocultural Evolution. Boston, 1998.

158. Powers, G.F. Religion, conflict and prospects for reconciliation in Bosnia and Yugoslavia//J. ofintern. affairs. N.Y, 1996.-Vol. 50.-№l.-P. 221-252.

159. Soldatov, A. Church and Politics: New Trends Text. / A. Soldatov // Moscow News : International weekly. 2004. - №10(Mar). - P. 17-23.

160. The season of the lambs Text. : Christians and Jews // The Economist.2004. Vol. 371. -№8370(Apr. 10-16).-P. 18-20.

161. Nelson B. Webers protestant ethik: Its origins, wanderings and forseeable futures // Beyond the classics: Eassy in the scientifik stady of religion / B. Nelson. N. Y., 1973-P. 71-130.

162. Van Biema, David. Hail, Mary Text. : [Protestants are increasingly turning their devotion to the Virgin] / Van Biema D. // Time. London : Time Inc.,2005. -Vol. 165. -№12 (Mar. 21). P. 42-49.150

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.