Создание и функционирование музеев циркового искусства: Россия, США, страны Европы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат культурологии Шаина, Екатерина Юрьевна

  • Шаина, Екатерина Юрьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.03
  • Количество страниц 242
Шаина, Екатерина Юрьевна. Создание и функционирование музеев циркового искусства: Россия, США, страны Европы: дис. кандидат культурологии: 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. Санкт-Петербург. 2008. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Шаина, Екатерина Юрьевна

Введение.

Глава I.

Музей циркового искусства как социокультурное явление XX века.

§ 1. «Стремление удивить» как один из аспектов массовой культуры и характерная черта цирковых коллекций.

§2. Коллекционирование предметов циркового искусства и его роль в создании цирковых музеев.

§3. Возникновение музеев циркового искусства.

§4. Тенденции современного развития музеев циркового искусства.

Глава II.

Многообразие музеев циркового искусства и их классификация.

§ 1. Музеи всемирного, национального и регионального циркового искусства.

§2. Мемориальные музеи циркового искусства.

§3. Специализированные музеи циркового искусства.

§4. Музеи при цирках.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Создание и функционирование музеев циркового искусства: Россия, США, страны Европы»

Проблема музеев циркового искусства и цирковых коллекций, как основных составляющих при создании и комплектовании музейных фондов представляет интерес как для музееведения (специфика процессов формирования цирковых коллекций, их преобразование в музей или, напротив, растворение в других социокультурных институтах, особенности показа музейных предметов, разнообразие культурно-образовательных программ и т.п.), так и для изучения циркового искусства. Цирк и музей как феномены культуры «встречаются» не только в культурном пространстве циркового музея. Цирк сам по себе является своеобразным «грандиозным музеем уходящей народной культуры»1, «музеем ярмарочно-площадных л аттракционов» (Н.А.Хренов). Современный музей, в свою очередь, тяготеет к зрелищности, заложенной в природе цирка. Рост интереса к зрелищам, в частности к цирку, характерен в целом для современной культуры, о чем можно судить по многочисленным телевизионным передачам (каналы: ОРТ, 5-й канал, НТВ, РенТВ, Культура, СТО).

Исследование цирковых музеев актуально также в связи с "музейным бумом" рубежа XX и XXI веков и интересом к нетрадиционным музеям, сосредоточившимся на одном явлении, проблеме, теме или объекте. Особую значимость тема музея циркового искусства приобретает также в результате преобладания визуально-зрелищного пласта в современной культуре, обращения к цирку в контексте культурологии, изучения его феноменологии (Н.А.Хренов, В.А.Баринов), и, что самое важное, в связи со стремительным ростом цирковых музеев по всему миру. Актуальность исследования обусловлена углублением и расширением проблемного поля современного музееведения, изменением места и роли музея в социокультурной ситуации.

В современных условиях нестабильности особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством. Именно поэтому музеи, как хранители вещей, истории судеб людей, а также истории разных видов искусств, обретают такую высокую значимость. Актуализация рекреационной и реабилитационной функций музея позволяет более широко взглянуть на потенциал цирковых музеев.

В мире уже существует около 70 музеев циркового искусства, и их число интенсивно увеличивается, что обусловлено растущим интересом к ним и их востребованностью. За период с 1928 по 1990 возникло около 25 цирковых музеев, ас 1991 по 2006 появилось уже около 40 новых. Уникальность этих музеев состоит в том, что они сочетают в себе элементы мемориальных, краеведческих, исторических, художественных музеев, кунсткамер и т.п. при неизменном стремлении максимально воссоздать атмосферу цирка. В связи с этим возникает необходимость в обобщении знаний о музеях циркового искусства, в выделении их в особую группу, в разработке классификации музеев циркового искусства в зависимости от принципа комплектования фондов, с целью выявления приоритетных направлений их деятельности и дальнейших перспектив развития.

Изучение еще не до конца сформировавшегося явления обусловливает необходимость рассматривать его в развитии с точки зрения истории и теории музейного дела.

Хронологические рамки диссертации - XX - начало XXI вв.- определены темой исследования, так как о понятии «цирк» можно говорить только со второй половины ХУШ века, а первый цирковой музей появился в начале XX века.

Анализируя степень научной разработанности проблемы и источниковую базу исследования, следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе тема цирковых музеев отражена крайне недостаточно. Процесс исторического развития музеев, посвященных цирковой тематике, не стал еще к настоящему времени предметом научного исследования. Причинами этого являются сравнительно позднее появление цирковых музеев (начало XX века), проблемностъ статуса цирка как искусства, отсутствие высших учебных заведений, готовящих специалистов в области циркового искусства

При профильной классификации музеи циркового искусства могут быть распределены по различным группам музеев. В российских справочниках музеи циркового искусства (при этом только два - в Санкт-Петербурге и Воронеже) можно найти только по названию. В музейных справочниках Европы их относят к музеям исполнительских искусств (performing arts museums) или специальным, в США они часто попадают в группу мемориальных, краеведческих, исторических музеев и только несколько самых крупных выделены в отдельную группу. Это объясняется многообразием видов цирковых музеев, и еще раз подчеркивает необходимость их совокупного изучения в междисциплинарном контексте.

Обобщающих работ по теме не существует, поэтому при исследовании основную трудность составил поиск литературы. Большую помощь в написании работы оказали сотрудники Музея циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке, предоставив для изучения не только обширную библиотеку, но и архивные документы.

Наиболее важные источники при изучении данной проблемы: библиографический указатель Р.Тула-Стотта (Toole-Stott R. Circus and allied arts. A world bibliography : in 5 vols.), где можно найти сведения о некоторых частных коллекциях, в том числе находящихся в музеях, а также путеводитель под редакцией А.Вайнстайна (Bibliotheque et musee des arts du spectacle dans le monde / ed. par A.Veinstein). Были использованы также русские и зарубежные указатели, путеводители, буклеты и рекламные издания по музеям циркового искусства, архивные материалы, хранящиеся в фондах Музея циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке. Отдельно можно выделить личные и делопроизводственные неопубликованные источники, касающиеся В.Я.Андреева (основателя музея в Санкт-Петербурге).

Теоретическому осмыслению феномена циркового коллекционирования способствовали публикации по общим проблемам коллекционирования (А.Н.Дьячков, Л.С.Кпейн, Л.А.Петрушенко, Д.Фарро Фональерас, А.И.Фролов, Ж.Шово) и материалы по истории цирка (Е.М.Кузнецов; Д.Жандо), по его современному состоянию (М.И.Немчинский, КХА.Дмитриев); его научному осмыслению (В.А.Баринов, 2004 - 2006; Н.А.Хренов, 1988 - 2006).

Сведения о русских коллекционерах циркового искусства публиковались преимущественно в периодической печати 1950-х - 1980-х годов; более доступна информация (из англо- германо- и франкоязычных источников) о зарубежных коллекциях, в основном американских, поскольку индустрия развлечений, и особенно цирка, в США играет огромную роль. Охватить абсолютно все коллекции и музеи циркового искусства всех стран в рамках данного исследования не представлялось возможным из-за непрерывного процесса образования, реорганизации одних и исчезновения других музеев и из-за частичной недоступности источниковой базы.

Биографии, автобиографии и мемуары дали возможность понять мотивации коллекционного интереса и музейного сознания ряда цирковых деятелей.

В качестве основной теоретической базы были использованы следующие издания по музейному делу: «Музеи. Маркетинг. Менеджмент» (М., 2001), «Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция: сб. науч. трудов» (М., 1997), «Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.З» (М., 2001), «Музейное дело России / под ред. М.Е.Каулен, И.М.Коссовой, А.А.Сундиевой» (М., 2003), «Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. ЭА.Шулепова» (М., 2005), Грицкевич В.ГГ, «История музейного дела до конца XVIII века» (СПб., 2001), Шляхтина JI.M. «Основы музейного дела. Теория и практика: учеб. пособие» (М., 2005).

Вопросы построения экспозиции и составления музейно-педагогических программ в музеях циркового искусства рассматривались с учетом диссертационных исследований последних лет по искусствоведению и культурологии. В них освещены направления досуговой деятельности музея (И.А.Бурганов, 2001), культурологические аспекты музейной экспозиции (Т.М.Пчелянская, 2005), статус современных музеев и тенденции их развития (Ю.В.Иванова, 2005), проблема самореализации личности (А.М.Климанова, 2005), цирковое искусство в Петербурге XIX в. (И.А.Селезнева-Редер, 2006).

В осмыслении общих тенденций развития музейного дела большое значение имели научные музееведческие конференции: международная конференция «Музейный менеджмент» (Вологда, сентябрь 2000г.); форум «Игровое пространство культуры» (Санкт-Петербург, апрель 2002г.); конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре - Шаг в XXI век»

Москва, 5-6 декабря 2006г.); «Музей. Экскурсия. Туризм.» (СПбГУКИ, 2006 - 2007гг.).

Значительная часть информации по музеям циркового искусства была получена из Интернета. На русском, английском, немецком и французском языках приведены более 60 Интернет ресурсов, посвященных изучаемой теме. В основном это официальные сайты музеев, туристические справочники, новости.

Объектом исследования являются музеи циркового искусства как социокультурное явление; предметом - создание и функционирование музеев циркового искусства в России, США и странах Европы.

Целью работы является исследование музеев циркового искусства как явления культуры XX века и определение их места в историко-музейном процессе.

Для достижения поставленной цели ставятся задачи:

- выявить специфику цирка как феномена массовой культуры конца XIX - XX веков;

- проследить историю создания и обозначить характерные черты цирковых коллекций;

- проанализировать процессы возникновения и становления музеев циркового искусства;

- классифицировать музеи циркового искусства;

- определить сходства и различия в истории развития отечественных и зарубежных музеев циркового искусства, раскрыв их характерные черты;

- наметить перспективы развития музеев циркового искусства.

Методологической основой исследования является системный подход к феномену циркового музея, рассмотрения его в контексте культуры. Исходной посылкой такого подхода является понимание культуры как сложной, исторически развивающейся системы. Системный подход предполагает комплексное, междисциплинарное исследование музея циркового искусства, реализованное в совокупности следующих методов: историко-генетического, историко-сравнительного, историко-типологического, историко-культурного.

Для выявления закономерности возникновения и развития музеев циркового искусства в различных странах была использована модель поэтапного развития музея как культурного феномена в историческом npoifecce (от приватной коллекции до социокультурного института со всеми ему присущими функциями), предложенная В.П.Грицкевичем. В связи с этим были изучены мотивации коллекционирования, предложенные А.С.Виттлин,

B.П.Грицкевичем, К.Хадсоном, их философское осмысление Л.А.Петрушенко, Э.Тоффлером, А.И.Фроловым. Для определения мотиваций циркового коллекционирования анализировалась массовая культура и ее влияние на пристрастия человека. Философско-кулыпурологическое рассмотрение массовой культуры исследователями А.В.Костиной, С.П.Мамонтовым, Н.Н. Суворовым помогло определить характерную черту современной культуры, как культуры потребления развлечений. Для отражения специфики циркового коллекционирования дали основания исследования А.И.Липкова и Н.А.Хренова, подчеркивающие гипертрофированное внимание к зрелищам и их социальный контекст, а также положения, предложенные В.А.Бариновым, рассматривающего феноменологию цирка. базируясь на историко-культурном методе, на изучении автобиографий, выявляющих, согласно концепции

C.Н.Иконниковой, духовный мир личности, ее уникальность и неповторимость, был определен круг коллекционеров. На основе анализа классификаций музеев, предложенных Д.А.Равикович, Л.М.Шляхтиной, была избрана классификация музеев циркового искусства, способная воссоздать общую картину развития этих музеев. Для характеристики деятельности музеев циркового искусства как социокультурных институтов использовалась концепция Л.М.Шляхтиной и Е.Н.Мастеницы, в основе которой лежит коммуникационный подход. Экспозиция, как основная форма музейной коммуникации рассматривалась, согласно представлениям С.Т.Махлиной, в семиотическом аспекте; исходя из трактовки Т.Гаврюсевой, М.Т.Майстровской, ТЛ.Полякова и С.Е.Стрижневой, как особая форма, подчиненная законам сценографии; по концепции Л.М.Шляхтиной, разработкам И.М.Коссовой, Е.Б.Медведевой, М.Ю.Юхневич, как осуществляющая образовательно-воспитательную функцию. Перспективы развития музеев циркового искусства предложены, базируясь на положениях маркетинга и менеджмента в сфере культуры, на основе выводов Т.Абанкиной, М.Е.Каулен, Ч.Лэндри, С.Фокса, Т.Шолы.

Базой исследования выступил Музей циркового искусства при Федеральном государственном учреждении культуры «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- введение в научный оборот более 50 отечественных и иностранных (франко-, англо- и германоязычных) источников по проблемам циркового коллекционирования и музеев циркового искусства, в их числе музейные буклеты и проспекты, официальные сайты музеев, цирков и коллекционеров;

- работа кладет начало последовательной истории музеев циркового искусства и тем самым впервые включает ее в историю музейного дела, имеющую более сложившуюся научно-исследовательскую традицию;

- выявление особенностей циркового коллекционирования, главная из которых состоит в том, что коллекции, как правило, создаются людьми, профессионально связанными с цирком;

- выделение сходств и различий между музеями циркового искусства США, России и других стран Европы по следующим направлениям: состав и размещение фондов, организация экспозиции, работа с посетителями;

- определение специфики цирковых музеев и разработка их классификации, в основу которой положен принцип комплектования фондов.

Теоретическое и практическое значение исследования определяется введением в научный оборот фактов по созданию и функционированию музеев циркового искусства в России, США, странах Европы. На основе полученных данных была разработана классификация изучаемых музеев, позволяющая выявить сходства и различия их формирования и направления деятельности в разных странах. Были рассмотрены вопросы комплектования фондов с выявлением необходимости сохранения как материального, так и нематериального циркового культурного наследия, их научная обработка, интерпретация в экспозиции и музейно-педагогических программах.

Работа может быть использована историками и теоретиками музейного дела при написании обобщающих исследований, как в целом по истории музейного дела, так и по истории музеев зрелищных искусств, в частности; при составлении справочников и путеводителей. Материалы диссертации могут быть также использованы при создании музеев циркового искусства. Для сотрудников уже существующих цирковых музеев эта работа может быть полезна в профилизации музея, а также в его научно-фондовой работе, экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика цирка как феномена массовой культуры конца XIX -XX веков заключается в демонстрации того, что способно восприниматься как неожиданное, исключительное, вызывающее удивление.

2. До появления музеев циркового искусства у цирковых коллекций существовало три пути бытования после смерти их создателей: исчезновение, передача различным учреждениям, создание частного музея или коллекции с управляющим. После создания циркового музея в городе или стране проживания коллекционера появляется четвертый путь бытования, наиболее перспективный. Чем большие культурные ценности накапливаются в коллекциях частных владельцев, тем острее осознается необходимость решения проблемы сохранения их для общества, и тем естественнее становится трансформация крупных частных коллекций в музеи, доступные широкой публике.

3. Значительный рост цирковых музеев наметился во второй половине XX столетия. Появление ряда стационарных цирков по всему миру, развитие самого циркового искусства, поддержка циркового искусства со стороны государства и осознание циркового наследия как неотъемлемой части истории и культуры послужили стимулом к накоплению материалов по цирковой тематике и дальнейшему созданию музеев циркового искусства. Особенно это актуально в связи с кочевым образом жизни цирковых артистов и их стремлением передать о себе память потомкам.

4. В основу классификации музеев циркового искусства положен принцип комплектования фондов, который определяет приоритетные направления деятельности каждой из выделенных групп. Существуют музеи всемирного, национального и регионального циркового искусства; мемориальные музеи циркового искусства; специализированные музеи циркового искусства; музеи при цирках.

5. Цирковые музеи, изначально ориентированные на эмоциональное восприятие, красочность, праздничность в большинстве случаев в экспозиции воссоздают атмосферу цирка и все большее внимание уделяют мультимедиа технологиям. Для них характерно разнообразие музейно-педагогических программ, большая часть которых ориентирована на развитие творческого потенциала ребенка, на создание благоприятной психологической атмосферы для общения, снятия стресса, реабилитации, организации досуга и семейного отдыха. Цирковые музеи отличает то, что они, как правило, либо находятся при цирках, либо стремятся восполнить их отсутствие созданием примузейных цирковых представлений (наиболее это характерно для музеев клоунады и иллюзии).

6. Музеи циркового искусства находятся на начальной стадии развития. В перспективе они могут стать привлекательным досуговым центром с комплексом различных услуг и квалифицированным штатом сотрудников и одновременно серьезным научно-исследовательским учреждением, предлагающим поливозрастные культурно-образовательные программы.

Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены на 52й Студенческой конференции (2001), Всероссийской научно-практической конференции «Музей. Экскурсия. Туризм» (2006), Студенческой и аспирантской научно-практической конференции (2006) и Ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов «Музей. Экскурсия. Туризм» (2007), проходивших в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств; а также отражены в научных публикациях. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и рекомендована к защите.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на четыре параграфа, и заключения. Справочный аппарат включает подробные примечания, библиографию, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», Шаина, Екатерина Юрьевна

Заключение

Целью данного исследования было рассмотрение музеев циркового искусства как явления культуры XX века и определение их места в историко-музейном процессе, при этом ставились задачи, выявляющие не только специфику цирка с точки зрения массовой культуры, но и истоки циркового коллекционирования, как основополагающей составляющей будущего музея. В результате были выявлены характерные черты музеев циркового искусства и потребность в их дальнейшем более глубоком изучении. Как правило, они либо созданы изначально при цирке, либо организовывают цирковые представления уже при музее. Основной особенностью цирковых музеев, на взгляд автора, является то, что они сочетают в себе элементы мемориальных, краеведческих, исторических, художественных музеев, кунсткамер и т.п. при неизменном стремлении максимально воссоздать атмосферу цирка. В связи с этим возникла необходимость в обобщении знаний о музеях циркового искусства, в выделении их в массе искусствоведческих музеев, в разработке классификации музеев циркового искусства исходя из комплектования их фондов. Были выделены музеи всемирного, национального и регионального циркового искусства; мемориальные музеи; специализированные музеи (посвященные одному из аспектов или жанров циркового искусства или конкретной узкой тематике); музеи при цирках.

Рассмотрев историю создания ряда музеев циркового искусства, можно сделать вывод, что в их основе лежит одна или несколько частных коллекций (при этом в своем большинстве они были созданы людьми, так или иначе связанными с цирковым искусством). Для того чтобы изучить особенности превращения коллекции в музей была поставлена задача проследить историю создания и особенности цирковых коллекций. Анализ феномена циркового коллекционирования показал, что многие коллекционеры прошли путь от случайных приобретений до создания уникальных коллекций национального и мирового масштаба. Эмоциональные переживания, неизгладимые впечатления после представления, увиденного номера или трюка, а также доступность 1 материалов по цирку (вследствие его тиражируемое™ и относительно невысокой стоимости, по сравнению с произведениями искусства), могут привести к появлению большого количества цирковых коллекций. Это определяет специфику циркового коллекционирования, отражающего мимолетность восприятия коллекционера, его личное впечатление, когда за каждым документом у него стоит не только история его приобретения, но и действо, которое он описывает. Коллекция становится микрокосмом, а ее составляющие в совокупности образуют картину конкретного общества в определенный исторический период со своей системой ценностей. Для циркового коллекционирования характерна также такая мотивация, как стремление идентифицировать себя с определенной личностью или группой (например, с известной династией). У артистов цирка коллекционирование -потребность в сохранении связи с предками, осуществление мотиваций самореализации и самоутверждения через одобрение другими — выполняет функцию самопсихотерапии. Таким образом, в коллекции человека, интересующегося или изучающего цирковое искусство, преобладает познавательная составляющая, раскрывающая этот феномен во всем его многообразии, и как следствие появление цирковых музеев различной направленности. В коллекциях артистов, напротив, чаще преобладает материал, отражающий их путь в искусстве, и в этом случае музей, основанный на такой коллекции, будет носить скорее мемориальный характер.

Действительно, для многих коллекционеров организация частного музея является крайне актуальной. Создавая коллекцию, ее творец реализует свой внутренний потенциал, раскрывает душу, и он не хочет, чтобы его "произведение" исчезло, растворившись в музее. Взаимоотношения музея и коллекционера могут складываться по-разному, но следует иметь в виду, что при взаимовыгодном сотрудничестве, будут сохранены документы, рано или поздно востребованные обществом. Музею выгодно заинтересовать коллекционера, доказать, что именно в нем его "творение" сможет продолжить свое существование. Для этого следует тщательно изучать психологическую основу собирательства, налаживать взаимоотношения с коллекционерами, поскольку коллекционер вряд ли захочет отдать свою коллекцию в руки несимпатичных ему людей. Хотя обычно коллекционеры погружены в себя, не должно пренебрегать их видением музея, основанном на знаниях интересующей их области. С ними возможна также такая взаимовыгодная форма сотрудничества как обмен дублетным материалом, совместная организация выставок, каталогов. Многие коллекционеры готовы делиться накопленной информацией, и не только с музеями. Например, Маркшис-ван Трикс предоставлял свои материалы для прессы, также на его коллекции основывались две выставки в Берлине, в 1957 и 1959-1960 годах: «Цирковое искусство» и «Искусство жонглеров с древнейших времен до наших дней» соответственно530.

Особенности циркового коллекционирования продиктованы особенностями самого циркового искусства. Можно утверждать, что до появления кино, а затем и телевидения, цирк - наиболее универсальная, синтетическая форма культуры, порождающая и развивающая новые ориентации в культуре. По своему культурному назначению цирк XIX века можно сопоставлять с кино и телевидением - ведь в его формах в своей эстетической значимости впервые предстали многие, до тех пор остававшиеся не открытыми и не освоенными пласты бытия. Цирк - не просто еще один вид зрелища, но такой его вид, который придавал эстетические признаки многим второстепенным зрелищным и незрелищным формам, благодаря цирку превращавшимся в художественно значимые явления.531

В исследовании была проведена параллель между цирком, кунсткамерой и Интернетом. Наиболее показателен в этой связи интерес человечества к разного рода "диковинкам" - от человеческих аномалий до иллюзионных аппаратов - который был продемонстрирован на примере цирковых коллекций и музеев разных стран.

В современном мире зритель ждет все более ярких образных и звуковых впечатлений, часто не желая вслушиваться в содержание текста или вдумываться в авторскую концепцию. Для нашего времени характерно гипертрофированное внимание к зрелищам и часто искусство становится частью индустрии развлечений. На первый план выступает культура свободного времени, потребность в рекреации. Цирк с его возможностью в демонстрации всего того, что способно восприниматься как неожиданное, исключительное, вызывающее удивление и восторг, притягивающее к себе своей новизной и необычностью и еще подчас не до конца ясное, нечто загадочное может стать (при условии грамотной рекламы) крайне востребованным. Например, для современной популярной культуры характерно привлечение артистов цирка для участия в эстрадных концертах и развлекательных передачах (например, шоу «Цирк со звездами» по воскресеньям на ОРТ в марте - апреле 2007 года). Рекреационная функция массовой культуры является в современных условиях одной из наиболее актуальных. Она способствует социальной адаптации человека, его творческой самореализации. В цирке она может в частности осуществляться через смех. Смех как разрядка напряжения является неотъемлемой составляющей циркового искусства. В социальном контексте он выступает как объединяющая и раскрепощающая сила, которая может быть также использована в музейно-педагогических программах.

В результате анализа условий возникновения и становления музеев циркового искусства, было выявлено, что цирковые музеи стали заявлять о себе лишь со второй половины XX века, и коллекции, созданные ранее, были вынуждены растворяться либо в других собраниях, либо в не цирковых музеях (наиболее часто в театральных) и учреждениях.

Наиболее сложной в выполнении оказалась задача, раскрыв характерные черты музеев циркового искусства, выявить сходства и различия в истории развития отечественных и зарубежных музеев циркового искусства, а также наметить перспективы их развития. Фрагментарность данных по этой проблеме крайне затруднила анализ, и, возможно, привела к неточным выводам. Было отмечено следующее:

- значительный рост цирковых музеев наметился во второй половине XX столетия; большинство цирковых музеев либо находятся при цирках, либо стремятся восполнить их отсутствие созданием примузейных цирковых представлений (наиболее это характерно для музеев клоунады и иллюзии);

- наиболее частым в России является сочетание цирка и музея. Это имеет определенные преимущества, так как нет отрыва от производства (например, больше возможностей в документировании современного творческого процесса), к тому же музей хоть и представляет собой отдельный организм, но в нем присутствует атмосфера самого цирка (наиболее ощутимыми составляющими которой становятся запах и звук);

- в Западной Европе музеи при цирках чаще всего отражают историю их владельцев;

- в США большинство музеев можно рассматривать в контексте национальной политики с краеведческим и мемориальным уклоном;

- среди специализированных музеев наиболее распространены музеи иллюзии и клоунады, в которых выражена вечная тяга человека к чуду, воспоминаниям детства и ощущению праздника;

- практически все цирковые музеи обладают характерным набором предметов: цирковыми плакатами, афишами, другими видами рекламы, программками, предметами декоративно-прикладного искусства, обширной библиотекой (где особо выделены периодические издания, газетные и журнальные вырезки), макетами, костюмами, реквизитом, фотоматериалами, фоно- и видеозаписями, архивами отдельных артистов;

- основные источники пополнения фондов российских цирковых музеев -дары артистов и обмен с коллекционерами;

- посетителей российских музеев циркового искусства можно разделить на 3 категории: экскурсанты, исследователи и артисты, для последних музей может выступать как реабилитационный, рекреационный и информационный центр;

- в зарубежных странах цирковые музеи в большей степени ориентированы на предложение разнообразных программ для широкого круга посетителей (большая часть музейно-педагогических программ направлена на развитие творческого потенциала): занятия для школьников (всех возрастов) и студентов, семейные абонементы с грамотной ценовой политикой, организация детских праздников в музее и т.д. - что связано с развитием досугового туризма (особенно в США);

- при организации экспозиции цирковые музеи всех стран стараются передать «ощущение» цирка, так или иначе, вводя характерную атрибутику (круг-манеж, потолок-купол, яркое и пестрое цветовое решение, модели шапито);

- появилось стремление превратить цирковой музей в привлекательный досуговый центр с комплексом различных услуг и одновременно в серьезное научно-исследовательское учреждение, использующее современные технологии; поэтому для того чтобы выжить, музеям сейчас необходимо сочетать научную деятельность и антрепренерский подход, добиваясь баланса между консервацией, просветительской деятельностью и развлечением;

- в перспективе цирковые музеи способны стать учебной базой для различных специальностей, рассматривая цирк не только как производство, но и освещая такие темы как «цирк в литературе», «цирковые мотивы в изобразительном искусстве», «музыка в цирке», «этнографические мотивы в цирковых номерах разных стран», «цирковые темы в кинематографе», «ветеринария в цирке» и т.п.;

- при условии финансовой и государственной поддержки, а также при наличии квалифицированных специалистов в данной области, цирковые музеи могут стать настолько самодостаточным явлением с развернутой инфраструктурой (кафе, магазины с сувенирами и профессиональной продукцией, клуб, гостиница, школа (или другое профессиональное учебное заведение вплоть до высшего), реставрационные мастерские, реабилитационный центр), что уже при них будут организовываться цирки, где смогут быть реализованы разного рода музейные программы.

Рамки данного исследования не позволили изучить наличие и специфику цирковых музеев стран Востока и Азии. Вероятно, из-за недоступности информационных ресурсов некоторые цирковые музеи России, США и стран Европы были упущены.

Эта работа далеко не исчерпывает проблему цирковых музеев и их классификацию, а только стремится описать и проанализировать историю их создания и функционирования, подчеркнуть их важность как творческих и научных "лабораторий", их особое место в современном обществе и массовой культуре, их роль (совместно с цирком) в организации досуга. Изучение музеев циркового искусства может вызвать интерес к исследованию более глобального феномена музеев зрелищных искусств в контексте социокультурных явлений XX и XXI веков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Шаина, Екатерина Юрьевна, 2008 год

1. Абалкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» / Т.Абанкина // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. -С.32-46.

2. Акатова В.В. Музеи цирковые / В.В.Акатова // Цирковое искусство России: Энциклопедия / редкол. : М.Е.Швыдкой, Г.В.Белякова, Н.Д.Гаджинская. М.: Большая Рос. Энц., 2000. - С.274-275

3. Александрова А.Ю. Международный туризм : учеб. пособие для вузов /

4. A.Ю.Александрова. М. : Аспект-пресс, 2001. - 464 с.

5. Анатолий Леонидович Дуров. 1914. - 86с. (Музей циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке)

6. Андреев В.Я. Об открытии Музея Цирка и Эстрады 8 августа 1928 года и о первых днях его функционирования / В.Я.Андреев. Архив

7. B.Я.Андреева. 38 с. (Музей циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке)

8. Андреев В.Я. Автобиография (письмо в НКВД с просьбой о возврате из ссылки) / В.Я.Андреев. Архив В.Я.Андреева. - 1936. - 21 янв. (Музей циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке)

9. Андреев В.Я. Музей Государственных Академических театров в Петербурге / В.Я.Андреев // Бирюч Петроградских Государственных Академических театров. 1919. -№ 17-18. - С.302-304

10. Андреев В.Я. Письмо / В.Я.Андреев. Архив В.Я.Андреева. - б/д (Музей циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке)

11. Ассовская Т.Г. Цирки Европы на пороге XXI века / Т.Г.Ассовская // Российская государственная цирковая компания: Информационный бюллетень № 1 / приложение к журналу «Мир цирка». М., 1999. - С.26-33

12. Баринов В.А. Основы циркового творчества: учеб. пособие / В.А.Баринов. М. : МГУКИ, 2004. - 179 с.

13. Баринов В.А. Трюк в цирке. Семиотика трюка: трюк знак, трюк - код, трюк - символ / В.А.Баринов. - М. : Редегир, 2006. - 265 с.12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.