Специальные способности артиста балета: Природа, структура, диагностика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Соснина, Ирина Григорьевна

  • Соснина, Ирина Григорьевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 1997, Пермь
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 158
Соснина, Ирина Григорьевна. Специальные способности артиста балета: Природа, структура, диагностика: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Пермь. 1997. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Соснина, Ирина Григорьевна

ВВЕДЕНИЕ.л

ГЛАВА I. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ АРТИСТА БАЛЕТА

1.1 Исследование специальных способностей в отечественной психологии . . s

1.2 Проблемы художественно- творческих способностей.

1.3 Специфические особенности и психологическая структура деятельности артистов балета.•

1.4 Взаимосвязь хореографических способностей и индивидуальных особенностей артиста балета.

1.5 Постановка проблемы и задачи исследования.

ГЛАВА П. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ -.

П.1 Методики исследования уровня развития специальных, (хореографических) способностей.

1.1 Методика экспертных оценок.

1.2 Методика исследования успешности деятельности.

П.2 Методики исследования компонентов специальных (хореографических) способностей.,.

2.1 Методики исследования морфологических свойств.

2.2 Методики исследования психомоторных качеств.

2.3 Методика исследования креативности мышления.

2.4 Методика исследования танцевальности

2.5 Методика исследования эмоциональной привлекательности движений.

2.6 Методика исследования мотивации получения профессии,

2.7 Методика исследования активности волевой регуляции.;

П.З Методики исследования индивидуальных свойств . ">;

3.1 Методика исследования силы нервной системы.

3.2 Методики исследования свойств темперамента <

3.3 Методика исследования свойств личности ,., 5 ?

ГЛАВА Ш. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . „. "

Ш.1 Результаты исследования структуры^ ^ хореографических способностей.

Ш.2 Результаты исследования уровня развития хореографических способностей.

Ш.З Результаты исследования структуры хореографичесигх способностей при различном уровне их развития.

Ш.4 Результаты исследования системообразующей роли уровня развития хореографических способностей в структуре интегральной индивидуальности артиста балета.

ВЫВОДЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специальные способности артиста балета: Природа, структура, диагностика»

Формирование личности артиста балета- сложный и многогранный процесс. Это не только приобретение и шлифование профессиональных навыков, но и развитие художественных дарований: способности к перевоплощению, чувства ритма, культуры движений, пластики, общей культуры и многих других качеств. Немаловажное значение приобретают психологические готовность и устойчивость личности, способность к обучению и т.д.

Творческая индивидуальность, ее наиболее полное раскрытие и самоутверждение- это проблемы, которые всегда остро волнуют теоретиков и практиков балетного искусства. Развитие хореографии постоянно выдвигает новые и все более сложные задачи отбора, воспитания и подготовки молодых артистов балета, что связано с изучением тех личностных и индивидуальных факторов, которые влияют на успешность овладения данной профессиональной деятельностью и ее совершенствования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация посвящена изучению хореографических способностей. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время не существует четкого определения хореографических способностей и недостаточно изучены их природа и структура.

По убеждению профессионалов процесс подготовки артиста балета должен быть направлен прежде всего на выявление индивидуальности танцовщика, того, что присуще только этому человеку, на воспитание его личности (А.Я.Ваганова, 1935; Г.С.Уланова, 1954; Ф.В.Лопухов, 1966; М.Э.Лиепа, 1967; В.Ю.Василев и

Н.Д.Касаткина, 1968; И.В.Тихомирова, 1971; К.М.Сергеев, 1973; А.М.Мессерер 1979; Н.И.Тарасов, 1981 и др.).

В теоретическом плане российская психология имеет серьезные накопления в области изучения способностей и в понимании индивидуальных различий творческой одаренности (Б.Г.Ананьев, 1962; Э.А.Голубева, 1982,1993,1997; Г.В.Быстрова, 1976; С.Л.Рубинштейн, 1946; Б.М.Теплов, 1946; В.Д.Шадриков, 1944; Н.С.Лейтес, 1996; В.Н.Дружинин, 1995; Т.И.Порошина, 1997 и др.). При этом, еще недостаточно изученными остаются актерские способности, особенно хореографические, хотя интерес к проблеме наметился довольно отчетливо.

На сегодня очевидно, что в способностях к сценическому искусству тесно переплетаются внутренние и внешние факторы, образующие и формирующие личность актера, его индивидуальность. Отсюда, актуальность работы определяется важностью изучения природы и структуры хореографических способностей: во- первых, для психолого- педагогического обеспечения их развития; во- вторых, для обоснования индивидуализации работы с одаренными учащимися; в-третьих, для выбора путей достижения профессионального мастерства; в-четвертых, для обеспечения научного подхода к диагностике способностей к танцу и, наконец, в- пятых, для совершенствования методики профессионального отбора наиболее способных и одаренных.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ- учащиеся выпускных классов Пермского государственного ордена "Знак Почета" хореографического училища (девушки и юноши) в возрасте 17-19 лет, всего 82 человека.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ- хореографические способности различного уровня развития, их структура и связь с интегральной индивидуальностью будущих артистов балета.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью работы является изучение психологической структуры хореографических способностей различной степени выраженности и их роли в развитии интегральной индивидуальности артистов балета.

ГИПОТЕЗА. Психологическая структура компонентов хореографических способностей определяется профессиональными требованиями деятельности артиста балета. Хореографические способности представляют собой целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, включающее в себя: задатки, общие способности, специальные способности. Своеобразие структуры хореографических способностей определяется уровнем их развития. Уровень развития хореографических способностей определяет как степень выраженности отдельных компонентов так и характер связи между ними и играет системообразующую роль в структуре интегральной индивидуальности артиста.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить симптомокомплекс компонентов хореографических способностей на основе учета предъявляемых к артисту балета требований профессиональной деятельности.

2. Экспериментально показать, что хореографические способности являются целостным многоуровневым и многокомпонентным образованием, детерминированным разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.

3. Исследовать структуру компонентов хореографических способностей при различном уровне их развития у будущих артистов балета.

4. Экспериментально проверить системообразующую роль уровня развития хореографических способностей в структуре интегральной индивидуальности артиста балета.

5. На основе результатов исследования разработать комплексную методику диагностики специальных способностей артистов балета.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В работе впервые хореографические способности рассматриваются как целостное многоуровневое и многокомпонентное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Впервые экспериментально выявлены различные сим птомокомплексы компонентов хореографических способностей при среднем и высоком уровне их развития, доказана системообразующая роль уровня развития хореографических способностей в структуре интегральной индивидуальности артистов балета.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Полученные результаты вносят определенный вклад в научное понимание художественно-творческих способностей и их роли в развитии интегральной индивидуальности. Они дополняют существующие представления о природе хореографических способностей, их структуре при различном уровне развития и обогащают учение об интегральной индивидуальности человека в плане выявления новых психологических условий, гармонизирующих индивидуальность человека.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ заключается в том, что ее результаты способствуют научному обоснованию психолого-педагогического обеспечения диагностики, отбора, развития хореографических способностей, а также определению путей индивидуализации учебного процесса в хореографическом училище в зависимости от уровня развития специальных способностей учащихся с целью подготовки к профессиональной деятельности и достижения высоких результатов в ней.

Основные положения работы отражены в экспериментальном курсе "Психология балета", читаемом в Пермском хореографическом училище.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно- практической конференции "Психологическая служба в системе непрерывного образования (Пермь, 1994), на расширенных научных конференциях психологических кафедр ПГПУ- "Мерлинские чтения" (Пермь, 1994, 1995, 1996), на международном симпозиуме "INTERNATIONAL SYMPOSIUM ON DANCE AND MEDICINE" (Хельсинки, 1995), на конференции "Психолого-педагогическое обеспечение развития индивидуальности в системе непрерывного образования" (Пермь, 1996). По материалам диссертации в печати опубликованы 3 работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Своеобразие симпто мокомплекса "хореографические способности" определяется специфическими требованиями профессиональной деятельности артиста балета.

2. С позиций системного подхода и теории интегральной индивидуальности хореографические способности представляют собой сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.

3. Структура компонентов хореографических способностей зависит от уровня их развития и играет системообразующую роль в развитии интегральной индивидуальности артиста балета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Соснина, Ирина Григорьевна

ВЫВОДЫ

1. Специальные способности артиста балета определяются специфическими и очень жесткими требованиями профессиональной деятельности, предъявляемых к организму, психике и личности артиста.

2. Специальные способности артиста балета представляют собой целостную многоуровневую и многокомпонентную систему, которая имеет сложную структуру и включает в себя:задатки, общие способности и специальные хореографические способности, определяющие успешность профессиональной деятельности.

3. Специальные способности артиста балета детерминированы симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности начиная от особенностей организма (строение тела и его частей) и кончая особенностями личности (мотивация, интерес и т.д.).

4. Структура специальных способностей артиста балета во многом определяются уровнем их развития. Своеобразием структуры специальных способностей артистов балета при высоком уровне их развития является то, что показатели задатков, общих способностей и специальных хореографических способностей взаимосвязаны, а при среднем уровне развития взаимосвязь практически отсутствует.

5. Высокий уровень развития способностей к танцу обусловлен компонентами специальных хореографических способностей. Средний уровень развития способностей к танцу обусловлен компонентами общих способностей.

6. Уровень развития хореографических способностей играет системообразующую роль в интегральной индивидуальности артиста балета. Характер взаимоотношений между уровнями интегральной индивидуальности выступает как показатель специальных хореографических способностей.

95

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полученные в диссертационном исследовании результаты позволяют сделать ряд практических рекомендаций:

1. Дополнить существующую методику профессионального отбора при поступлении в хореографическое училище: на третьем туре, при определении физических данных, необходимых для профессии артиста балета (подъем, выворотность, шаг, прыжок, гибкость), выяснять индекс нагруженности и латеральную ориентацию стопы, так как опорно-двигательная система артиста балета несет целенаправленную нагрузку и претерпевает существенные изменения, по методике приведенной в приложении 3. При прочих одинаковых показателях (подъем, выворотность, шаг, прыжок, гибкость) принимать в училище детей с высоким индексом нагруженности и латеральной ориентацией стопы.

2. Дополнить существующую методику профессионального отбора для поступления в хореографическое училище методикой экспресс-диагностики психологических свойств являющихся показателями способностей приведенной в приложении 2. Учитывать психологические способности при зачислении в хореографическое училище, если необходимо сделать выбор при одинаковых баллах полученных за внешние данные.

3. Поскольку возраст поступающих в училище детей 9-10 лет, решение о выборе профессии артиста балета принадлежит, как правило, родителям. Поэтому во время приемных испытаний необходимо проводить для родителей консультации по профессиональной ориентации по результатам экспресс- диагностики психологических свойств.

4. Выявленный в диссертационном исследовании симптомокомплекс специальных способностей необходимо диагностировать у учащихся первого класса для создания группы "интенсивного обучения" из наиболее способных детей. Отслеживать динамику развития специальных способностей у этой группы.

5. Рекомендовать педагогам специальных дисциплин индивидуальный подход в обучении детей, у которых отдельные показатели специальных способностей недостаточно развиты, по специально разработанной программе.

6. Ввести новый термин "профессионально важные качества личности" и целенаправленно формировать личность артиста балета.

7. В связи с тем, что выявление профессиональной пригодности зачастую затягивается на долгие годы, некоторые учащиеся слишком поздно понимают, что ошиблись в выборе жизненного пути. Диагностирование уровня развития специальных способностей на самой ранней стадии обучения детей в хореографическом училище поможет избежать серьезных психологических травм при отчислении по профессиональной непригодности в старших классах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Соснина, Ирина Григорьевна, 1997 год

1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития//

2. Психологический анализ учебной деятельности. М.:ИП РАН.-1991.-С. 7-17.

3. Аминов Н.А. Психофизиология многоуровневого анализа./В сб. Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Под ред.

4. Вяткина Б.А. -Пермь. 1988. С.22-23.

5. Ананьев Б.Г. Опыт психологической трактовки системы К.С. Станиславского. //Записки театрального института .Ленинград.1. Искусство.-1941. С.31-40.

6. Ананьев В. Г. О соотношении способностей и одаренности// Проблемы способностей /Под ред.В.Н.Мясищева.-М.,1962.1. С. 15-32.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер.с англ. М.: Прометей, 1994.-С. 78-92, 235-250.

8. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика,1982.

9. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект// Психологический журнал. 1984. -Т.5 -N З.-С. 46-55.

10. Асафьев Б.В. Слух Глинки//Избранные труды. Т.1., М .-1952. -С.289-331.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. -Л., 1963.

12. Багимов Ю.С. Возрастные и индивидуально типологические характеристики обучаемости упражнениям с удержанием равновесий тела

13. Дис.исследование.Москва 1981.

14. Баднин И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета. М.:Медицина 1987.

15. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону.-1983.

16. Бежар М. Мгновения в жизни другого. -М.: СТД, 1989

17. Бочкарев JI.JI. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей//Вопросы психологии. -1975. Nl.-C.6879.

18. Букреев И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера.:Автореф. канд.дис. М. 1983.-20 с.

19. Буравцева JI.B., Гурьянов A.M. К вопросу об особенностях психической адаптации гимнасток и гимнастов.//Проявлениеиндивидуальных особенностей личности в спорте: Сб.науч.тр. Смоленск, 1979.

20. Быстрова Г.В. Зависимость способностей восприятия и понимания художественных текстов от общего и специального типов высшей нервной деятельности //Проблемы экспериментальной психологии личности. -Вып.5.-Пермь, 1968.- С.168-180.

21. Ванслов В.В. Статьи о балете. Музыкально эстетические проблемы балета.- JL: Музыка, 1980.-С. 17-20,37-41.

22. Василенко Л.Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный подвижностью нервной системы.//Психологическиеисследования по психологии личности.-Пермь.Д967. N 4. -С.70-• 7420. Веберн А. Лекдии о музыке./Письма. -М., 1975.-С. 128130.

23. Вершинин В.В. Эмоциональная природа драматического искусства и сценический темперамент актера.-М.1970.-120 с.

24. Воробьева Т.А. Опыт создания методики профессионального отбора// Советская педагогика.- 1971.,N 8.-С. 69-74.

25. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство 1986.

26. Выготский JI.C. Педагогическая психология М.: Педагогика. 1991.

27. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.:Педагогика. 1991.

28. Высотская Н.Е., Сухарева A.M. Психофизиологические особенности учащихся хореографического училища//Психофизиология спортивных и трудовых особенностей человека.-JI., 1974.

29. Высотская Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета: Автореф. канд. дис.- Л., 1976.-16 с.

30. Вяткин Б.А., Чемиров М.М. Типологические различия во влиянии соревновательного стресса на волевую регуляцию деятельности у борцови индивидуализация их волевой подготовки// Темперамент и спорт. -Пермь,1976. -Вып.З.-С. 151-172.

31. Вяткин Б.А. Типологически обусловленные различия в эффективности игрового метода тренировки спортивных достижений. -В кн.:Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда.-Пермь, 1964. -С. 151-172.

32. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности.//Ингегральное исследование индивидуальности:стиль деятельности и общения. -Пермь, 1992.-С. 36-55.

33. Вяткин Б. А. Влияние ситуации напряжения на некоторые двигательные качества школьников в зависимости от типологических различий по силе возбуждения//Вопросы психологии.-1964.-М4.

34. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М.,1978. -С. 75-79.

35. Гаврилова Т. П. С) воспитании нравственных чувств.-М., 1984. -80 с.

36. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. //С-П6.-1875.

37. Гипиус С.В. Гимнастика чувств.-М.Л.-ВТО, 1967.

38. Голицин Г.А., Данилова О.Н.,Петров В.М. Показатели асимметриитворческого процесса / шкалирование оценок творчества композиторов. // Психологический журнал. Т.9 N 2. -1988. -С. 128-137.

39. Голтсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: 1993.-С. 6880.

40. Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей// Вопросы психологии. -1980. N 4.-С. 23-37.

41. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей/ к 90 -летию со дня рождения Б. М. Теплова //Вопросы психологии.-1986. N 5. -С. 18-30.

42. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. -1993.-С. 164-266.

43. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям // Психологический журнал. -1989. -N 4. С.75-86.

44. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека.1. М.,1980. 151 с.

45. Голубева Э.А. , Изюмова С.А., Трубникова Р.С., Печенков В.В.

46. Связь ритмов электроэнцефалограммы с основными свойствами нервной системы //Проблемы дифференциальной психофизиологии. -Т. 8 -М., 1974. С. 160-170.

47. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Психология способностей.- М., 1962. -С. 240250.

48. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб: OMS, -1994.- 192 с.

49. Гройсман A.JI. Психогигиена творческого труда актера // Руководство по психотерапии. Ташкент., 1985,-С. 125-129.

50. Гройсман A.JI. Сценическое творчество и психогигиена //Искусствознание и психология художественного творчества.- М., 1988, С.338-351.

51. Гройсман A.JL, Росляков А.Ф. Мотивационные и эмоциональные аспекты творческого труда актера //Искусство и эмоции.-Пермь.-1991.С.228-296.

52. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск.- 1923.

53. Гуревич Л.Я. Творчество актера.-М., 1927.

54. Гусева Е.П., Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения//Вопросыметодики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. -Клайпеда. 1985.- С. 68-70.

55. Гусева Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей./ В кн.Способности и склонности: комплексные исследования.-М.: Педагогика.-1989.-С. 33-56.

56. Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В.

57. Комплексный подход к изучению музыкальных способностей //Системное исследование индивидуальности. Пермь. 1991.-С. 134136.

58. Дельская Т.А.,Назарова М.Д. Психологический анализ восприятия спектакля //Искусство и эмоции.- Пермь.- 1991. С. 232-241.

59. Дементьева М.Ю. Балетмейстер мечтает и танцует.//Московская правда.-5. 02. 1987.

60. Дорфман Л.Я.,Иванов В.Г. Роль визуализации эмоциональных представлений при построении хореографических образов //Искусствои эмоции: Материалы международного научного симпозиума. -Пермь, 1991. С. 325-330.

61. Дорфман Л.Я. Способы существования эмоций в человеке и в искусстве //Искусство и эмоции: Материалы международного научного симпозиума. -Пермь, 1991. С. 71-87.

62. Дранков В.Л. О природе художественного таланта.: Автореф. докт.дис. -Л.,1973.-25с.

63. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Москва, 1995, 148 с.

64. Евин И.А. Эмоции в искусстве с точки зрения синергетики //Искусство и эмоции.-Пермь.- 1991. С. 191-198.

65. Ершов П.М. Сочинения.-Т. 1. Технология актерского искусства/Отв. ред. Бутаков В.М.-М.,ТОО "Горбунок".- 1992. 288с.

66. Ершова А.П. Развитие творческой потребности в процессе обучения подростков началам художественной деятельности.:Автореф. канд. дис. -М.,1969.-20 с.

67. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей //Развитие и диагностика способностей. М. Наука. -1991.

68. Захаров Р.В. Сочинение танца /Страницы педагогического опыта.-Москва, 1989 .С.7-35.

69. Захаров Р.В. Слово о танце. М. Молодая гвардия. 1977. С.-150.

70. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М., Искусство, 1954, -С. 15-18.

71. Зон Б.В. К вопросу о способностях к сценической деятельности.//Материалы конференции по проблеме способностей. М.: АПН РСФСР. -1962. -С.20.

72. Зон В.В. К вопросу о способностях к сценической деятельности //Проблемы актерских способностей.-М., 1962.- С. 165-176.

73. Зюкова Р.Н. Изменение музыкально-ритмического чувства под влиянием эмоционального стресса в связи с различием по темпераменту/

74. Научно-практическая конференция. Профессиональное обучение хореографии. Пермь.-1975.-С. 29-31.

75. Иванов В. Г. Построение эмоционально-художественного образа как творческий и педагогический процесс/На Материале хореографической лексики //Человек и современный клуб: :перестройка взаимоотношений/ Отв. ред.Дорфман Л.Я. -Пермь 1989.-С. 171177.

76. Изюмова С.А. Аминов Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека //Вопросы психологии. -1978.-N 5.- С. 81-95.

77. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта.-Л.:Нзд-во ЛГПИ им.Герцена.-1980.- 250 с.

78. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитаниядеятельность и состояния/. М.: Просвещение.-1980.

79. Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф. канд. дис. М.,1983.21с.

80. Калинина И.Ф. Реакции сердечно- сосудистой системы подростков хореографического училища в различные периоды учебногогода//Научно-практическая конференция /Профессиональное обучение и психофизиологические особенности подростка.- Пермь. 1975.- С. 17-20.

81. Киреенко В.И. Психология способности к изобразительной деятельности. -М.,1959.

82. Кирнарская Д. К. Современное представление о музыкальных способностях//Вопросы психологии.-1988.- N 2.- С.46-96.

83. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности //Вопросы психологии.-1989. -N2.

84. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности.-Казань.КГУ.-1969.

85. Козлова М.Н. Индивидуализация предсоревновательной подготовки лыжника-гонщика в зависимости от особенностей психических реакцийна тренировочные нагрузки/ Автореф.канд. дис. -М.Д982.-18 с.

86. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников: Автореф. канд. дис.- М.,- 1993. -33 с.

87. Кочнев В.И. К вопросу о структуре актерских способностей //Психологический журнал.- 1989.-Т. 10.,N 2.-С. 133-142.

88. Кочнев В.И. О роли эмоционального фактора в актерском искусстве //Искусство и эмоции.- Пермь.- 1991. С.112-122.г—

89. Кочнев В.И. К проблеме изучения актерских способностей //Вопросыпсихологии. -1983. N 1. -С. 108-112.

90. Кочнев В.И. Исследование особенностей динамики эмоциональной реактивности в процессе обучения основам актерской профессии//

91. Вопросы психологии.-1988.- N 3.- С. 138-144.

92. Кочнев В.И. Исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности в связи с проблемой актерских способностей //Вопросы психологии.- 1986. -N 5.- С.153-160.

93. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. JI. Искусство. -1971.-С7-17.

94. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. -М., Искусство., 1968. -30 с.

95. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии.- М., -1971. -60 с.

96. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.1968, с.380-390, 397-400.

97. Кузин B.C. Быстрое восприятие у школьников в процессе рисования с натуры //Вопросы психологии.- 1971. N 2.

98. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль педагога-хореографа и его формирование: Автореф. канд. дис.-Нижний Новгород, 1992 -15 с.

99. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.:3нание, 1985.

100. Кульчицкая Е.И., Моляко В.А. Психологические вопросы выявления одаренности.-Киев.,1992.

101. Левочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков// Вопросы психологии.-1988. N4.-C. 149154.

102. Левочкина И.А. Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы. /В кн. Новыеисследования в психологии. М.: Педагогика.-1986.-С.9-13.

103. Левочкина И.А. Проявление музыкальных способностей./В кн. Способности и склонности: комплексные исследования.

104. М. .-Педагогика .-1989.-С. 137-150.

105. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.Д971. -279с.

106. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. -М.,-1961. -32 с.

107. Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства //Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума /под ред.

108. Л.Я.Дорфмана, Д.А. Леонтьева, В.М. Петрова, В.А. Созинова. -Пермь, 1991, с.57-70.

109. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. С.-Петербург, 1992. -С. 15-17, 21-23.

110. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.,1984.-444с.

111. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. -М. 1990.

112. Мастера искусств об искусстве//М.- Л., 1937.

113. Матюшкин А.М. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении//Проблемы способностей в советской психологии /Под ред. А.А.Бодалева. -М., 1984.- с. 1824.

114. Мейерхольд В.Э. О мастерстве актера //Записи по биомеханике -технике сценических движений. -ЦГАЛИ.-1921.

115. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика. -1986.

116. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь, 1990.-110 с.

117. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. -М.,1986.

118. Мерлинкин В.П. Изучение взаимосвязей свойств различных иерархических уровней интегральной индивидуальности у спортсменов

119. Системное исследование индивидуальности: тезисы докладов всесоюзной конференции. -Пермь. 1991.-С.187-189.

120. Мессерер A.M. Танец, мысль, время. М.Д990.-С.-214-220.

121. Методики изучения психологических особенностей школьников. -Л.,1982.-68 с.

122. ИЗ. Мильман В. Э.-Рабочая мотивация и удовлетворенность труда //Психологический журнал.-1985.,N 5.- С.62-72.

123. Мильман В.Э. Производительная и потребительская мотивация //Психологический журнал.,1988, N 1., С. 17-39.

124. Миргарипов М.М. Значение возрастных анатомо-физиологических особенностей при обучении хореографическому искусству//Научнопрактическая конференция /Высокое качество приема -залог успешного обучения. -Пермь., 1972.-С. 31-37.

125. Михайлов М. К. Стиль в музыке.-Л, 1981.

126. Могендович М.Р. Кинезофилия как биологическая основа танца ♦ //

127. Научно-практическая конференция/Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. Пермь 1975. -50 с.

128. Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющие таланта.// Психологический журнал. 1993. N 1.

129. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека//Эмоциональная ф биохимия и физиология.-М. 1987.N 6.

130. Морозов В.П. Занимательная биоакустика. -М., 1987.

131. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи //Проблемы способностей /Под ред. В.Н. Мясищева.-М. Д962.-С.-5-14.

132. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения . Тбилиси. "Мецниерба". 1973.

133. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психологии// Вопросы психологии,-1971 .-N 6.- С. 100-110.

134. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. М., Искусство.-1952.- Т. 1. С. 200-204.

135. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследство/Статьи, речи, беседы, письма.М.:Искусство.-1952, т.1 .-С.200-203.0 127. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. / МГУ. 1972.

136. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце. Д., Музыка.-1973,-с.7-10.

137. Огородникова Н.В. Некоторые психологические особенности восприятия ритма /Автореф.канд.дис. -Одесса. 1966.-14 с.

138. Перцов В.О. Материалы к вопросу о профессиональном подборе в искусстве. -М.,1921.

139. Петрайтите A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией //Вопросы психологии. -1981. -N 6.

140. Петров В.М.Эмоциональное воздействие искусства: социальный аспект.-Пермь, 1991.

141. Пономарев Я.А. Психология творчества.М.:Наука.-1976.

142. Попов А.Д. Проблема образа в сценическом творчестве //М.,-1959. ВТО N 1. -С.25-50.

143. Попова Г.В. Учет психо-физиологических особенностей подростков при обучении хореографии// Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. -Пермь, 1975.-С.21-23.

144. Приставкина М.В. Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности/Автореф. канд. дис.1. М.,1984.- 19 с.щ

145. Ратнер-Кирнос Д.И. Проблема творческой индивидуальности / Вдохновение и откровение. М.: "Интор", 1995. С. 7-30.

146. Ратов С.К. Искусство актера /Библиотека "Театра и искусства" 1913. Т. 5.- С. 300-305.

147. Рикитина О.С. Уверенность в своих силах как фактор достижения успеха в деятельности Автореф. канд. дис. -JI.,1980.-20c.

148. Робинович Л.А. Дифференциально- психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Автореф.канд. дис.1. М.1974.-20 с.

149. Рождественская Н.В. К вопросу об определении актерских способностей.-М.: Сценическая педагогика .-1974.-N 1.

150. Рождественская Н.В. Психологический анализ некоторых компонентов способности к сценическому перевоплощению./Канд. дис. -Ленинград.-1975. С.7-120.

151. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойства личности //Психология процессов художественного творчества.- JL, 1980.-С. 57-67.

152. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М.,1973. -423 с.

153. Савицкайте A.M. Некоторые особенности сценических способностей/Автореф. канд.дис.-Л.,1973.-20 с.

154. Силина Е.А. Способности человека и выбор профессии.- Пермь, 1984. 20-24 с.

155. Симонов П.В. Система Станиславского и физиология эмоций.М. Наука.,1962.-С.73-77.

156. Сиротин О.А. Дифференциально-психофизиологические кореляты специальных способностей дзюдоистов//Системное исследованиеиндивидуальности/ тезисы докладов всесоюзной конференции. -Пермь. 1991.

157. Способности и склонности: комплексные исследования /Под ред. Э.А.Голубевой.-М., 1989. -200 с.

158. Станиславский К.С. Работа актера над собой. -М., 1991.

159. Станиславский К.С. Начало сезона./Собр.соч. т.5. -1908. -С.300-304.

160. Стреляу Ян. Время двигательной реакции как показатель силы нервной системы./В кн.: Типологические исследования по психологииличности.-Вып. N 4.-С. 60-63.

161. Суслова Т.С. Некоторые особенности креативных личностей //Системное исследование индивидуальности :тезисы докладоввсесоюзной конференция.-Пермь. 1991.-С. 149-150.

162. Тальян Л.Ш. Некоторые особенности психологии актера в творческом процессе. -Ереван. 1970.-С. 20-23, 114-116.

163. Тарасов Л.М. Музыка в семье муз : Очерки. -Л.:Дет.лит., 1985. -С. 89-104.

164. Тарасов Н.И. Классический танец. -М. Искусство.-1981.

165. Тарасова К.В. Онтогенез узыкальных способностей.: М. Педагогика, 1988.

166. Теплов Б.М. Психология./Учпедгиз.- 1951.- С. 127-128.

167. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.М.: Изд.-во АПН1. РСФСР.-1961.

168. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.

169. Товстоногов Г.А. Круг мыслей.-Л., Искусство.-1972. С. 119-125.

170. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. Москва, 1995.

171. Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портрету артиста балета.//Психологический журнал. Т. 12. N З.М.-1991.

172. Фокин М.М.Против течения.-Л.Искусство.-1981.-С.-215-217.

173. Халик А.В. Влияние различных источников стресса на кинетическую чувствительность в зависимости от силы нервной системы //Темперамент и спорт. -Пермь,1972. -Вып.1.-С.75-86.

174. Хоровиц Ф. Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований//Общественные науки зарубежом.Р.Ж.Сер. Науковедение.-1988.- N 1.

175. Хрусталева Т.М. Личностные особенности педагогически эффективных учителей // Психологическая служба в системе непрерывного образования.- Пермь.- 1994. С. 106-108.

176. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности.: Дис. исследование.- П., 1993 г. 200 с.

177. Чоговадзе А.В. Предупреждение и лечение плоскостопия. М.:Медицина.-1965. -49 с.

178. Чудновский В.В. Актуальные проблемы психологии способностей //Вопросы психологии. -1986.-N 3 .-78-89с.

179. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант//Развитие и диагностика способностей.М.:Наука.-1991.

180. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности и одаренности" //Психологический журнал.-1983. Т.4 .N 5.С. 3-10.

181. Шакурова З.А. Соотношение нейродинамических и психомоторных свойств у спортсменок-школьниц /Автореф.канд. дис.1. Ленинград.1984. -20 с.

182. Эйзенштейн С.М. Психология искусства.//Психология процессов художественного творчества. -Л.Наука.-1980. С. 173-202.

183. Юрьев С.А. Несколько мыслей о сценическом искусстве.М.,1988. С.- 96-100.

184. Юсим Е.Д. Индивидуальные различия в моторной памяти и свойства нервной системы. -М., Наука.-1975. 90 с.

185. Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературе //Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964.

186. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера/Этюд по психологии творчества. -М., ГИХЛ.-1936.

187. Якобсон П.М. Психология чувств //Изд.2. -М. 1958. С. 158-160.

188. Якубова З.Ю. Индивидуальные различия в моторной памяти и свойства нервной системы.: Автореф. канд. дис. -М., 1975. 19 с.

189. Buss, А. Н., Plomin, R. A. Temperament Theory of Personality

190. Development.-New York: Wiley, 1975.

191. Hansen, E. Emotional Processes Engendered by Poetry and Prose Reading.- Stockholm: University of Stockholm, 1986.

192. Kalliopuska M. Dancers' psyche. //Paper presented at International Symposium on dance and medicine.1. Helsinki.- 1995.

193. Konecni V. J. Psychology of theater//Paper presented at 12th1.ternational Congress of International Association for Empirical Aesthetics , Berlin., 1992.

194. Lancaster, S., Foddy, M. Self-extensions: A conceptualization //Journal for the Theory of Social Behaviour. -1988.- 18,-1.-P. 77-94.

195. Lane J. Psychology of actor. London., 1960.

196. Marks, D. F. Toward a new structural theory of image formation // Theores of Image Formation.- New York, 1986.-P. 243-263.

197. Mehrabian A., Epstein N. Measure of Emotional Empathy.

198. Jaurnal of Personality.-1972.-v40.,N 4 .P . 525-544.

199. Nuttin J. Motivation, planning and action. Arelational theory of behavior dynamics Leuven, Hillsdaie, Yersey.- 1984.- 251 p.

200. Slade P. Experience of Spontaneity //Psychological Monograph.-1964.

201. Strelau J. Temperament; tyr ukladu nerwowego. Wydannie 11.1. Warszawa. 1974.

202. Thulin Karin. I am seen bat i do not exist. Emotional problems in dancers dancepsychotherapy as a treatment. //Paper presented at International Symposium on dance and medicine.- Helsinki. 1995.

203. Torrance E. P. Guiding creative talent -Englewood Cliffs. NY: Prenice-Hall, 1962.

204. Torrance E. P. Scientific views of creativty and factorsaffecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning. -1965. P.663-679.

205. Wykman A. Nilsson C. Postural stability in classical balletdancers//Medical, psychological and nutritional aspects of dayce.-Helsinki. 1995. p. 19-20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.