Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков: генезис и основные направления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Елинер, Лидия Валерьевна

  • Елинер, Лидия Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 231
Елинер, Лидия Валерьевна. Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков: генезис и основные направления: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2008. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Елинер, Лидия Валерьевна

Введение.

Глава 1. Историографические и теоретико-методологические основания исследования моды и ее исторической динамики.

1.1. Феномен моды в современной научной мысли.

1.2. Теоретико-методологические предпосылки изучения моды.

1.3. Мода в историческом пространстве европейской культуры.

Глава 2. Метаморфозы спортивной моды на рубеже XX-XXI веков.

2.1. Социокультурные факторы динамики моды в эпоху постмодернизма.

2.2. Особенности динамики моды в процессе развития современной культуры.

2.3. Феномен спортивной одежды в морфологии современного творчества.

Глава 3. Мода в современной спортивной одежде.

3.1. Спортивная одежда: виды, дизайн, механизмы рецепции.

3.2. Куртка как реперезентативный феномен современной спортивной моды.

3.3. Спортивная одежда и перспективы ее развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков: генезис и основные направления»

Изучение феномена моды в культуре эпохи постмодернизма крайне важно для понимания основных направлений и тенденций в развитии декоративно-прикладного искусства на рубеже XX-XXI веков.

Мода широко присутствует в пространстве культуры, охватывая многие ее сферы. Существует модный образ жизни, политическая мода, мода в искусстве, дизайне, модные речевые выражения, мода в прическах и косметике, спортивная мода, модные нравы и т.д. Наиболее мощно и рельефно мода проявляется в одежде, что обуславливает использование именно ее в качестве базового источника исследования.

В эпоху постмодернизма в социокультурном пространстве многих государств, в том числе и в нашей стране, мода обрела сложную социально-психологическую, производственно-технологическую, социально-информационную и эстетическую структуры. В настоящее время в моде мы видим огромную свободу творческого выражения, многообразие форм, ускоренные циклы бытования различных направлений, возможность проявления в разных сферах культуры: коммуникативной, знаково-регулятивной, экономической, социально-престижной, идентификационной, ценностно-ориентационной, а также отмечаем в целом усиление ее воздействия на массы людей.

Однако при всей ее социальной значимости и многоаспектности осмысления мода еще недостаточно изучена, как целостное и изменяющееся явление, как специфическая периодическая смена образцов или черт культуры и определенных форм массового поведения. Нуждаются также в глубоком исследовании закономерности динамики моды, ее современная онтологическая конфигурация, а также морфологическая, функциональная и институциональная структура, отдельные виды и разновидности.

В связи с этим особое внимание исследователей привлекает спортивная мода — динамичная, впитывающая в себя многообразные культурные и а/ социальные воздействия, являющаяся своеобразной площадкой для соревнования различных идей и концепций, лабораторией выработки выразительных приемов и творческих решений. Изучение спортивной моды требует многофакторного подхода, учета всех сфер социально-культурного пространства, связанных с модой, выявления противоречивой структуры механизмов эволюции моды, культурных и психологических потребностей человека. Лишь детально изучив взаимовлияния различных сфер моды и определив место среди них моды спортивной, мы можем яснее представить себе уникальное значение этого явления для динамично развивающегося дизайнерского искусства эпохи постмодернизма.

Спортивная мода стала своего рода символом современного образа жизни, особо значимым феноменом повседневности и праздничной культуры. Однако, специального исследования, посвященного спортивной моде, до сих пор не предпринималось. Представленная диссертация в определенной степени предполагает восполнить этот пробел в современной науке и искусстве дизайна.

Логика построения работы состоит в движении от общего к особенному и единичному: теоретическая модель моды, историко-культурный экскурс о моде, характеристики современной эпохи как контекста изменений в моде, определение места спорта и спортивной моды в современной жизни и конкретный анализ феноменов спортивной моды и ее ярких современных явлений.

Таким образом, объектом исследования явилась спортивная одежда в истории художественной культуры и в ее современном проявлении.

Предметом исследования стала спортивная мода как феномен современной художественной культуры.

Цель исследования — динамика и особенности развития спортивной моды в культуре эпохи постмодернизма.

В соответствии с этой целью сформулированы основные задачи исследования:

- определить теоретико-методологические основания исследования феномена спортивной моды в его общеисторическом движении и культуре эпохи постмодернизма;

- проанализировать особенности моды как сложной открытой и гибкой системы и закономерности ее развития в контексте исторического движения европейской культуры;

- выявить факторы развития спортивной моды и особенности ее динамики в контексте трансформаций эпохи постмодернизма;

- рассмотреть место спорта и феномен спортивной одежде в современной культуре;

- особое внимание уделить характеристике дизайна современной спортивной одежды и особенностям ее восприятия публикой;

- показать в отдельном феномене моды - спортивной куртке — основные характеристики дизайна современной моды и особое универсальное значение этого феномена в культуре повседневности;

- показать спортивную одежду как яркое репрезентативное явление современной моды;

- выявить тенденции изменений спортивной одежды и перспективы ее развития;

В основу методологии исследования положены общетеоретический и системно-исторический подходы. Вместе с тем используется историко-типологический, историко-феноменологический, сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы. При анализе спорта и спортивной одежды применяется морфологический метод. Искусствоведческий и стилистический методы используются в конкретном анализе образцов спортивной моды в современной одежде.

Степень разработанности проблемы.

Наиболее подробно и комплексно проблемы определений понятия, характеристик этого явления и функций моды методологически осмыслены и представлены в трудах выдающегося российского философа и культуролога М.С. Кагана. В ряде своих трудов («Морфология искусства», «Философская теория ценностей», «Философия культуры» и других) он рассмотрел моду в контексте развития культуры.1 Говоря о функциях моды, М.С. Каган подчеркивает огромное значение, которое имеет общество с его социальными законами в организации поведения человека, и которые, в свою очередь, определяют культурную реальность. При этом он многократно подчеркивал мысль, что сама действительность, бытие жизни людей влияет на системы, связанные с модой, и на саму моду и что идеи, выдвигаемые обществом, определяют идеологическое содержание моды, пропагандируемое с помощью средств массовой информации.

Среди философско-культурологических трудов необходимо выделить работы Л.В.Петрова, проанализировавшего моду как общественное явление. В.М.Липская в своей весьма интересной, хотя отчасти и спорной статье «Эстетическая доминанта в творчестве дизайнера костюма» подчеркивает, что самоидентификация в костюме сегодня связана, прежде всего, с ориентацией в мире индивидуального, бессознательного, чем и является, собственно, психология личности.

В социально-психологическом аспекте мода изучалась также в трудах Б.Д. Парыгина. Он пришел к выводу о том, что мода представляет собой форму стандартизированного массового поведения. Она формируется преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений.

1 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. С. 177-182.

2 Парыгин Б.Д, Социальная психология, - СПб, 2003, С. 452-466.

Для изучения истории феномена моды используются разные методологические подходы. Психоаналитический метод наиболее подробно разработан в трудах Э. Берглера, а структуралистский - в работах Р. Барта. П. Лазарсфельд и Р. Кёниг обратили внимание на зависимость моды от социальной стратификации общества, что в значительной мере определяло каналы ее репродуцирования.

В XX веке обозначилось то, что можно назвать антропологическим методом в исследовании моды. Его представители Э. Фромм и Дж.К. Гэлбрейт подчеркивали большую зависимость изменений моды от настроений, психологии людей. Не обошли вниманием феномен моды и психоаналитики (З.Фрейд и его последователи), видя источник ее изменений в сфере подсознательного и считая ее компенсацией неполноценности людей, формой повышения престижа. Главным, по их мнению, является восприимчивость индивида к изменениям, что определяется присущей ему психической реакцией.

Наиболее системной и подробной работой последних лет, посвященной психологии моды, является фундаментальная работа М.И. Килошенко «Психология моды». Мода определяется ею «как социальная норма поведения, но менее императивная, обязательная и жесткая, чем нормы ряда социальных институтов или обычаев».3

Довольно широк разброс мнений о характеристиках и функциях моды и в социологической литературе. Согласно теории демонстративного потребления американского социолога и экономиста Т. Веблена, трансформация моды возникает, как следствие желания обладателей капитала продемонстрировать свое богатство окружающим.4 В связи с этим

Т. Веблен проанализировал такие источники изменения моды как престиж, демонстративность и "показное потребление". Выдвинув теорию праздного

3 Килошенко М.И. Психология моды, - М.:2006, С. 122.

4 Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 160. класса и показного потребления, он пришел к выводу о том, что в США моду задают не старые аристократы, а нувориши, подчеркивающие свой высокий, но лишь недавно приобретенный статус.

Важным этапом в развитии философской теории моды стали работы американского социолога и социального психолога Г. Блумера. Предлагая свое определение моды, он рассматривает ее как элемент коллективного поведения. Вместе с тем он подчеркивает, что мода зачастую не зависит от репродуцируемых в обществе этических и социальных императивов, а имеет собственный код развития.5

Осмыслению феномена моды посвящена одна из последних работ известного современного исследователя этого явления А.Б.Гофмана «Мода и люди или новая теория моды и модного поведения». А.Б. Гофман дает определение моды, рассматривая ее как одну из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения — индивидуального, группового и массового. Он считает, что модные образцы, в основном, имеют две функции, которые следует рассматривать в таких аспектах: 1. «им надо следовать»; 2. «им хотят следовать». Рассматривая эти функции, он выделяет среди них атрибутивные, или внутренние, и денотативные, или внешние. По его мнению, «в отличие от неизменных атрибутивных ценностей, денотативные ценности бесконечно многообразны и разнообразны».6

В историческом аспекте рассматривает моду и известный историк стиля А. Васильев. Он обращает внимание на значимость общего процесса глобализации, замечая, что благодаря современным средствам связи (телевидение, Интернет, радио и т.д.) скорость распространения информации многократно возросла, и, в связи с этим, о тенденциях моды одновременно узнают в самых различных уголках планеты.

5 Blumer.G Mode. N.Y. 1968. Р.299.

6 Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения. М., 2000. С. 1317

Организационно-институциональный аспект в изучении явлений моды и ее связи с системой дизайна разработан в трудах известного культуролога Г.С. Кнабе «Вещь как феномен культуры». Поскольку в отечественной научной традиции спортивная мода не стала объектом специального монографического или диссертационного исследования, постольку в научный оборот была введена и переведена соответствующая литература (М.Хидалго «Young Fashion Designers», С.Вогель «Street wear», С.Перейра «Trainers», «Brands A-Z Adidas»).

Источниковедческой базой исследования явился комплекс материалов и документов по истории и теории моды, включающий и иллюстративные источники. Существенное значение имели материалы, полученные во время работы автора в области моделирования в ТМ «STAYER», производящей спортивную одежду, а также изучение музейных выставочных коллекций в России и посещение выставок за рубежом. (Германия «ISPO», Испания , «Bread&Butter», Франция «Premier Vision»).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- спортивная мода как явление дизайнерского творчества рассмотрена в историко-культурном плане и междисциплинарном аспекте;

- мода рассмотрена как специфическая культурная форма, проявляющаяся во множестве артефактов, в том числе - в мире спорта, способная выполнять многообразные утилитарные и духовно-регулятивные функции;

- проанализированы факторы, определяющие характер развития моды в культуре постмодернизма и выделяющие на видное место спорт и спортивную одежду;

- показана значимость спорта и его различных видов в современной культуре как динамичного явления, порождающего множество конкретных моделей и образов спортивной одежды и смену ее модных образцов;

- в качестве репрезентативного феномена спортивной моды изучена спортивная куртка как символ современного образа жизни в основных проявлениях и как показатель уровня эстетических и технологических достижений дизайнерского творчества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исторического и теоретического характера могут служить основой для разных исследовательских ракурсов в изучении сложного феномена моды; характеристика культуры постмодернизма, ее факторов и приоритетов, влияющих на моду, поможет понять важные потребности людей, что существенно для проектирования дизайнерского творчества; выявление особенностей современной спортивной одежды в целом и ее репрезентативного феномена — куртки позволяет расширить поле представлений о мире современной моды и ее приоритетах. Практическая значимость исследования.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке вопросов о совершенствовании форм репрезентации спортивной моды, способах повышения ее конкурентоспособности, о прогнозировании основных тенденций ее развития. Выводы диссертации могут быть учтены при подготовке учебных пособий и курсов по истории моды, истории спорта и спортивной одежды, современной моде, а также для дизайнеров одежды.

Положения, выносимые на защиту.

- в свете историографического анализа темы исследования выявлено: мода является объектом изучения многих социальных, гуманитарных, культурологических и философских наук; многоаспектное изучение моды обеспечило накопление огромного количества специальных знаний как солидной базы для междисциплинарного обобщения; современный искусствоведческий анализ феномена спортивной моды и ее дизайна должен осуществляться в контексте существующих междисциплинарных и общих историко-культурных обобщений; отсутствие фундаментальных исследований спортивной моды обусловило необходимость систематизации отдельных частных работ на русском и иностранном языке, применения существующих методов системно-исторического и типологического описания моды, а также специального искусствоведческого анализа феноменов модной спортивной одежды.

- мода является специфической культурной формой, проявляющейся во множестве артефактов различных социальных сфер; она меняется в определенном порядке — через смену культурных систем, стилей и образцов в динамике истории; природа моды лежит в нормативной и регулятивной сфере культуры как прообраз, который воплощается в продуктах материальной, духовной и художественной культуры. Создание модных форм культуры является высоко функциональным, так как связано с потребностью адаптации в меняющейся природной, социальной и культурной среде. Мода в одежде глубоко связана со стилем культуры и стилем искусства и выполняет многообразные функции в системах человеческой деятельности и поведения.

- особенности культуры постмодернизма определяются как особенности, связанные с переходом социальных систем от. индустриальных к постиндустриальным; они выражаются в изменении места человека как субъекта культуры, пересмотре духовных оснований современной культуры, свободе творчества, культурном многообразии, плюрализме стилей и моды, глобализации коммуникативных процессов и ряде других черт.

- мода, как сложное, системное, открытое и гибкое явление в своем развитии детерминируется целым рядом социокультурных факторов: социально-политических, экономических, религиозных, коммуникативных, эстетических, технологических, а также социально-групповых, личностно-творческих; в полной мере эти факторы определяют развитие спортивной моды;

- спорт является одним из важных механизмов развития физических и духовных качеств человека как существа культурного; он включает в себя различные виды (профессиональный, массовый, любительский, туристический и т.д.); особое место спорт занял в морфологии культуры эпохи постмодернизма; в зависимости от многообразия видов и разновидностей спорта формируются конкретные модели спортивной одежды; конкретные художественные решения модных образцов зависят от понимания культурных потребностей и ситуаций, ценностно-эстетических предпочтений общества, профессионализма дизайнеров и их творческой фантазии;

- в мире современной одежды спортивная одежда занимает большой сектор, имеет прочное место, отличается видовым многообразием образцов, а также особой конструктивностью, прагматизмом, технологией и стилистикой дизайнерского решения.

- спортивная куртка является наиболее репрезентативным артефактом современной спортивной моды и моды вообще; это символ образа жизни современного человека в ситуации профессионализации его деятельности, прагматизма повседневной культуры, универсализации культурных форм, быстрой изменчивости жизни, ее массовизации, а также показатель уровня эстетических и технологических достижений дизайнерского творчества.

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях. Они были обсуждены на заседаниях кафедры Теории и истории изобразительного искусства и архитектуры СПБГХПА, на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском Государственном Университете культуры и искусств (СП6ГУКИ)(2006, 2008 гг.), отдельные результаты исследования были использованы для создания спецкурса «Компьютерное проектирование в дизайне одежды», предназначенного для обучения студентов Санкт-Петербургского Государственного Университета сервиса и экономики.

Источниковедческой базой исследования являются документы по истории и теории моды, иллюстративные источники, коллекции таких художественных музеев, как Государственный Эрмитаж и Русский музей, а также коллекции Государственного исторического музея, Музея антропологии этнографии им. Петра Великого, собрание Политехнического музея и ряда краеведческих музеев страны, а также каталоги крупнейших мировых выставок, комплекс материалов и документов по истории и теории моды, включающий и иллюстративные источники. Существенное значение имели материалы, полученные во время работы автора в области моделирования в ТМ «STAYER», производящей спортивную одежду, а также изучение музейных выставочных коллекций в России и посещение выставок за рубежом. (Германия «ISPO», Испания, «Bread&Butter», Франция «Premier Vision»).

Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы должны отметить, что в настоящее время нет комплексной монографической работы, где были бы изучены различные аспекты спортивной моды эпохи постмодерна. Данная диссертация представляет собой попытку восполнить этот пробел.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Елинер, Лидия Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мода является одним из важных элементов культурных форм. Ее можно представить как совокупность характерных признаков определенного объекта (явления), выражающих ряд его функций, в том числе утилитарных и символических. Именно они позволяют осуществить идентификацию культурных объектов.

Спортивная мода выступает в культуре как регулятивно-идентифицирующий инструмент развития культуры, значение которого состоит в том, что он делает возможным применение новых подходов и упорядочивает этот постоянный процесс изменения проявлений различных культурных артефактов и норм социального поведения. Являясь элементами культурной формы, стиль и мода изоморфны и поэтому результаты исследования механизмов стилеобразования могут быть учтены при системно-синергетическом анализе изменений спортивной моды в историческом измерении.

Становясь доступной известной в силу действия разнообразных форм социальных коммуникаций, спортивная мода становится стандартом поведения для различных общественных страт. Мода является одним из элементов художественного творчества, в котором одинаково важны и духовные и материальные аспекты. Духовное в знаковой системе моды, определяется как содержание, а материальное, как форма. Рассматривая культурогенез с точки зрения согистики, можно прийти к заключению сделать вывод, что он в значительной мере обусловлен преобладанием в массовой психологии людей таких идеологем, как всеобщая справедливость и общечеловеческое счастье.

В культурном пространстве первой половины XX века значение моды выявляется и в таких сферах, как политика, экономика, право, общественно-экономическое устройство. Многообразие взглядов и привычек является общепризнанным, оправданным и законным в эпоху постмодернизма. Каждый человек перестает чувствовать себя новичком, встречаясь с различными проявлениями моды. Он готов принять многообразие разных направлений в моде, что позволяет создателю модных коллекций выбирать наиболее оптимальные варианты бизнес-стратегии при формировании тех или иных коллекций.

Различные факторы (от политических до технологических), определявшие механизмы развития моды в значительной мере проявлялись автономно и в разное время. При оценке их значения нельзя не учитывать консервативный и традиционалистский поведенческие типы значительных слоев населения, особенно в развивающихся странах. Как это не парадоксально, но именно поэтому спортивная мода, которая, казалось, не определялась политическими и этническими предпочтениями во многом оказалась зависимой от социальной иерархизации тех или иных обществ обуславливается особенностями их общественной стратификации и их политического режима.

Спорт, являясь одной из основных форм культуры эпохи постмодернизма имеет очень разветвленную структуру со сложным взаимопереплетением различных связей. Этим определяется то обстоятельство, что в соответствии разными видами спортивных соревнований в спортивной моде используются нередко необычные сочетания, линий, тканей, силуэтов. Спортивная одежда должна была соответствовать тем показателям, которые являются доминирующими в определенном конкретном виде спорта. При этом необходимо учитывать сроки соревнований, их частоту, периодичность, и ряд других факторов. Однако здесь многое определяется и кодами художественного мышления создателя одежды, присущим ему чувствам изящного его профессиональным мастерством, и возможностями той фирмы, где он работает.

Мы можем выявить общность процессов рецепции образцов спортивной моды в моде общей, обусловленной близостью их внутренних механизмов.

Отличие политических режимов и систем традиционных ценностей не очень ощутимо препятствует этому. Спортивная мода, правда чаще оценивается как мода функциональная, задачи которой — обеспечить получение высоких результатов в спорте. Для общей же моды, прежде всего свойственны эстетические оценки. Нельзя говорить о простом заимствовании в мире общей моды, артефактов спортивной моды, но вместе с тем те, порой парадоксальные смелые решения, которые допускаются дизайнерами спортивной одежды могут оказывать немалое влияние и на другие сферы моды.

На выбор потребителем образцов спортивной моды влияет не только их консерватизм или традиционалистские установки. Здесь имеет огромное значение социальное положение потребителя, его желание соответствовать значимому социальному статусу. Отсюда во многом и проистекает разделение моды на массовую и элитарную, причем это разделение скорее маскирует, чем выявляет материальный достаток человека, сделавшего выбор в пользу той или иной модели спортивной одежды.

Спорт активно входит в жизнь людей XX-XI веков, и эпоха постмодернизма - яркий пример этому. Изменилась структура мышления и поведения людей, их отношение к одежде, в том числе и спортивной. На первом плане оказались функциональные свойства костюма, как повседневного, так и спортивного. Удобство и простота спортивного стиля одежды и спортивного костюма в частности завоевали популярность широких слоев населения в разных странах мира. Элементы спортивной модной одежды активно используются в обиходе нашей жизни. Важные спортивные события накладывают отпечаток на стиль повседневных и спортивных костюмов, показательным примером чего может служить популярность спортивной командной одежды с олимпийской символикой, используемые Российской Олимпийской сборной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Елинер, Лидия Валерьевна, 2008 год

1. Аброзе, Е.А.Индустрия моды в условиях глобализации культуры./Е. А.Абр озе//Автореферат на соиск. учен. степ. канд. культурологии.- СПб, 2006.-18с.

2. Аверьянова, О.Н. Основные тенденции развития фотографии журналов мод (США, Западная Европа) в XX веке/ О.Н.Аверьянова//Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения.- М, 2006,- 20с.

3. Автономова, Н.С. Проблема человека у позднего Фуко./Н.С.Автономова// Обзор.Современный человек: Цели, ценности, идеалы,- вып.1.- Реф. сб. сер. «Теория и история культуры».-М., 1988.

4. Айльхауер, Х.-Д., Альтенбург, У. Мода между спросом и предложением/ Х.-Д.Айльхауер.-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.-138с.

5. Анашкина, Г.П. Спорт в повседневной жизни российских горожан ХХв./Г.П.Анашкина//Физкультура и спорт в истории российского государства.Материалы 44-й Всероссийской заочной научной конференции, СПб.: «Нестор», 2006.

6. Андреева, И.А. Мода и культура одежды/И.А.Андреева.-М.: Знание, 1987.-214с.

7. Армавская, Т., Щербакова, Н.В. Мода, вкус, красота/В.Т.Армавская, Н.Т. Щербакова// М.: Искусство, 1992.-229с.

8. Балдано, И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия/И.Ц.Балдано.-М.: OJIMA-ПРЕСС, 2002. -400с.

9. Барт, Р. Мифологии/Р.Барт.-М.:им.Сабашниковых, 1996.-312с.

10. Ю.Барт, Р.Избранные работы/Р.Барт//М.:Прогресс, 1989.-616с.

11. Барт, Р Система Моды. Статьи по семиотике культуры/Р.Барт// Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.-512 с.

12. Бахтин, М.М. Человек в мире слова/М.М.Бахтин.-М.: Роу, 1995.-140с.

13. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/М.М.Бахтин//, М.: Искусств о 1979.-424с.

14. Беляева-Экземплярская, С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия/С.Н. Беляева-Экземплярская. -М.: Академия моды, 1996.-117с.

15. Бердник, Т.О., Неклюдова, Т.П. Дизайн и костюм/Т.О.Бердник, Т.П.Некл юдова//, Ростов на Дону: Феникс, 2000.-446с.

16. Бердяев, Н.А. Духовный кризис интеллигенции/Н.А.Бердяев.-М.:Канон, 1998.-400с.

17. Блэр, К. Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций/Клод Блэр. -М.:Центрполиграф, 2006.-256с.

18. Блумер, Г. Коллективное поведение /Г.Блумер// Американская социологич еская мысль. М., 1994.

19. Богоявленская, Д. Вчера и сегодня психологии творчества/Д.Богоявленска я.- М.: Наука-Смысл, 2000.-549с.

20. Бодийяр,Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/Ж.Бодийяр//( Мыслители 20 века)- М.: Культурная революция, Республика, 2006.- 269 с.

21. Бодийяр,Ж. Символический обмен и смерть/Ж.Бодийяр М.:Добросвет, 200 0.-387С.

22. Бореев, Ю.Б., Эстетика, тт. 1, 2/Ю.Б. Борев.- Смоленск: Русич, 1997.-511с.

23. Бранский, В.П.Искусство и философия/В.П.Бранский.- Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704с.

24. Бреммер Я. Культурная история жеста/ Сб.ст.под ред. Я.Бреммера и Г.Руденбурга//История ментальностей. Историческая антропология.М.,19 96.

25. Вайнштейн, О. Денди. Мода//Литература//Стиль жизни/О.Вайнштейн.-М.:Новое Литературное Обозрение, 2007.-640с.

26. Васильев, А.А. Красота в изгнании/А.А.Васильев.- М.: Слово, 1998.

27. Васильев, А.А. Этюды о моде и стиле/ А.А.Васильев.- М.: Глагол, 2008.-560с.

28. Васильев А.А., Я сегодня в моде/ А.А.Васильев.- М.: Этерна, 2008. 358с.

29. Веблен,Т. Теория праздного класса/Т.Веблен. -М.:Прогресс, 1984.-367с.

30. Вельфлин, Г. Основные понятия теории искусств/Г.Вельфлин.-М.:Мифрил, 1994.-235с.31 .Винничук, JI. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/Л.Винничук. -М., 1988.-420с.

31. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь/В.Г.Власов.-СПб.: Икар, 1993.-184с.

32. Власов, В.Г. Стили в искусстве. Словарь, тт. 1, 2/В.Г.Власов.- СПб.: Кольна, 1995- 1996.-672с./-543с.

33. Гадамер, Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики/Г.-Х.Гадамер.- М.:Прогресс, 1988.-704с.

34. Голыбина, А.Г. Вкус и мода/А.Г.Голыбина. -М.:3нание, 1974.-158с.

35. Горбачева Л.М. Костюм XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М.: ГИТИС, 1996.-119с.

36. Горбунова, Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры(Опыт культурологического анализа)/Т.В.Горбунова.- СПб.:Лениздат, 1997.-201с.

37. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения/А.Б.Гофман.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.-232с.

38. Гройс, Б. Утопия и обман/Б.Гройс.- М.:3нак, 1993.-375с.

39. Гропиус, В. Границы архитектуры/В.Гропиус.- М.: Искусство, 1971.-285с.

40. Гуревич, А.Я. Культурология/А.Я.Гуревич.- М.:Гардарики, 2003.- 280с.

41. Гумбрехт,Х.У. Три загадки моды/Х.У.Гумбрехт//Теория моды. -вып. 1.-М.:Новости, 2006.-351с.

42. Гэлбрейт, Дж.К. Новое индустриальное общество/Дж.К.Гэлбрейт.-М.:АСТ, Астрель,2004.- 602с.

43. Демиденко,Ю. История костюма как историческая дисциплина/Ю.Демиде нко//Теория моды. Одежда. Тело. Культура. Зима 2006-2007. Выпуск 2. -М.:2006. -55с.

44. Дженкс, Ч.Язык архитектуры постмодернизма/Ч.Дженкс. -М.:Стройиздат, 1985.-137с.

45. Дианова, В.М. Культурология: основные концепции/В .М.Дианова.-СПб.:СПб Университет,2005.-280с.

46. Дмитриева, Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды/Донецк: Сталкер, 1998.-458с.

47. Дорфман, Л.Творчество в искусстве искусство творчества/под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д Леонтьева, Дж. Купчика//.- М.: Наука; Смысл, 2000. -549с.

48. Елинер, Г.И. Искусство невозможного/Г.И.Елинер, И.Г.Елинер, Н.Г.Елине р. -СПб.: Искусство России, 2002.-778с.

49. Елинер И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения. Дисс. на соиск. ст. канд. искусствоведения, СПбГХПА, С-Пб., 2001.

50. Ермилова ,В.В., Ермилова, Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды/В.В.Ермилова,Д.Ю.Ермилова.- М.: Academia, 2001.-184с.

51. Ермилова, Д.Ю. История домов моды./Д.Ю.Ермилова.- M.:Academia, 2003.- 283с.53.3айцев, В.М. Такая изменчивая мода/В.Зайцев.- М.: Советская Россия, 1983.-206с.

52. Изард , К. Эмоции человека/К. Изард. -М.: Московский университет, 1980.-439с.

53. Иттен, И. Искусство цвета/И.Иттен.- М.: Аронов, 2000.-96с.

54. Каган, М.С. Философия культуры/М.С.Каган,- СПб.: Петрополис, 1996. -414с.

55. Каган, М.С. Философская теория ценности/ М.С.Каган.- СПб.: Петрополис, 1997. -205с.

56. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры.Книга 1/ М.С.Каган,-СПб, 2000.-367с.

57. Каган, М.С. Се человек/ М.С.Каган.- СПб.: Logos, 2003. -320с.

58. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. Статьи/М.С.Каган.- Л.: Изд. ЛГУ, 1991.-384с.

59. Казначеев, В.П., Спирин, Е.А. Космопланетарный феномен человека/ В.П.Казначеев, Е.А.Спирин. Новосибирск.: Наука, 1991.-304с.

60. Капица, С.П., Курдюмов, С.П., Малиницкий ,Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего/С.П.Капица,С.П.Курдюмов,Г.Г.Малиницкий.- М.: Эдиториал УРСС, 2001.-288с.

61. Калашникова, Н.М. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: Сб.ст./под ред. Калашниковой Н.М.- СПб.: СПГУТД, 2004. -150с.

62. Каминская, Н.М. История костюма/Н.М.Каминская. -М.: Легкая индустрия, 1977.-128с.

63. Килошенко, М.И. Психология моды/М.И.Килошенко.- М.: ОНИКС, 2006.-320с.

64. Киреева, Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века/Е.В.Киреева.- М.: Просвещение, 1976.-176с.

65. Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры. Музеи мира/Г.С.Кнабе.- М., 1991.-190с.

66. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем/Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов.- М.: Наука, 1994.-236с.

67. Конева, А.В. Культурология моды/А.В.Конева//Мода в контексте культуры.- СПб, 2006.- С.42.

68. Козлова, Т.В.Стиль в костюме ХХвека /Т.В.Козлова, Е.В.Ильичева.-М.:МГТУ им.Косыгина,2003. -160с.

69. Коллингвуд, Р. Дж. Принципы искусства/Р.Дж.Коллингвуд.- М.:Языки русской культуры, 1999. -328с.

70. Комиссаржевский, Ф. История костюма/Ф.Комиссаржевский.-Минск: Литература, 1998. -495с.

71. Кривцун, О.А. Эстетика/О.А.Кривцун.-М., 2001.

72. Кулаков, A.M. «Символический капитал» спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации/А.М.Кулаков//Автореферат на соиск. учен. степ. канд. культ урологии.- СПб, 2007.- 23с.

73. Куличенко, А.В.Краткий терминологический словарь по текстильному и швейному материаловедению/А.В.Куличенко. -СПб.:СПГУТД, 1998.-122с.

74. Лаврентьев, А.Н. История дизайна/А.Н.Лаврентьев.- М.: Гардарики, 2007. -303с.

75. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада/Ж. Ле Гофф. -М.:Прогресс, 1992.-376с.

76. Леонтьев Д.А. Психология смысла/Д.А.Леонтьев.- М.: Смысл, 1999. -487с.

77. Ли отар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Ж.-Ф.Лиотар.- СПб.:Алатейя, 1998.-160с.

78. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: Что такое постмодерн? /Ж.-Ф.Лиотар.- Ad Marginem'93, 1994.-340с.

79. Липская, В.М. Эстетическая доминанта в творчестве дизайнера костюма/В.М.Липская//Матер. научной конфер. Время дизайна.- СПб.: 2005, С.106-108.

80. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества/Д.С.Лихачев.- СПб., 1996.-159с.

81. Лосев, А.Ф. Теория художественного стиля/А.Ф.Лосев. Киев, 1994.-159с.

82. Майерс, Д. Социальная психология/Д.Майерс,- СПб.: Питер, 2002.-752с.

83. Маньковская, Н.Б.Париж со змеями. Ведение в эстетику постмодернизма/Н.Б.Маньковская.- М.:ИФРАН, 1994.-220с.

84. Мерцалова, М.Н. История костюма/М.Н.Мерцалова.- М.: Искусство, 1972.-200С.

85. Мосолова, JI.M. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций/Л.М.Мосолова, Л.С.Вагинова. СПб.:Астерион, 2006.-150с.91.0ртега-и-Гассет,Х. Восстание масс/Х. Ортега-и-Гассет.-М.:Ермак,2005.-269с.

86. Пармон, Ф.М. Европейский костюм: стили и мода/Ф.М.Пармон.- М.: Легпромбытиздат, 1982.-114с.

87. Пармон, Ф.М. Костюм XX века: одежда, обувь, аксессуары/Ф.М.Пармон.-М.: МГАЛП, 1995.- 5пл.

88. Парыгин, Б.Д. Социальная психология/Б.Д.Парыгин.- СПб.:СПбГУП, 2003. 592с.

89. Петров, В.М. Череда эпох и эволюция искусства: опыт количественного исследования//Творчество в искусстве — искусство творчества.В.М. Петров: Наука, 2000. -204с.

90. Петров, В.М. Мода как общественное явление/В.М.Петров. Л.:3нание,197 4.-32с.

91. Попова,Л. Социологические и экономические аспекты моды. Материалы авторского семинара/Л.Попова.-СПб., 2004.- 38с.

92. Ривош, Я.Н. Время и вегци/Я.Н.Ривош.- М.: Искусство, 1990. -304с.

93. Салариа, Д., Морли, Ж. Одежда для работы и отдыха./Д.Солариа,Ж.Морли М.: Росмэн, 1994,- 54с.

94. Сестры Сорины. Язык одежды или как понять человека по его одежде/ Сестры Сорины М.:Тандем, Гном-пресс, 1998. -224с.

95. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи/Э.Сепир.-М.-.Прогресс,2001. -629с.

96. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта/В.В.Столбов, Л.А.Финогенова, Н.Ю. Мельникова.- М.: Физкультура и спорт, 2001.-423с.

97. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта/В.И.Столяров.- М.:Физическая культура, 2005.- 400с.

98. Стриженова, Т.К. Из истории советского костюма/Т.К.Стриженова.-М.: Советский художник, 1972.- 112с.

99. Такер, Э. История моды/Э.Такер, Т.М.Кингсвелл.-М.: Астрель, 2003.-144с.

100. Тангейт, М. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara/М.Тангейт.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -291с.

101. Тард, Д. Законы подражания/ Тард Г.- СПб., 1892.

102. Тарабукин, Н.М. Очерки по истории костюма/Н.М.Тарабукин.- М.: ГИТИС, 1995. -155с.

103. Топалов, М.И. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация/ М.И.Топалов,- М.:Слово, 1991.-46с.

104. Устюгова, Е.Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля/Е.Н.Устюгова,- СПб.:Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2003.-260 с.

105. Фишман, Р.Б. Мода как социальное явление/Р.Б.Фишман//Автореф.кан д.дисс.- Свердловск, 1990.-19с.

106. Флиер, А .Я. Культурология для культурологов/А.Я.Флиер. М.:Академи ческий проект, 2000.- 385с.

107. Фрейд, 3. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанал иза/З.О.Фрейд. СПб.:Алатейя, 1998. -662с.

108. Фромм, Э. Бегство от свободы/Э.Фромм М.: Прогресс, 1989. - 272 с.

109. Хабермас, Ю. Модерн -незавершенный проектЯО.Хабермас// Вопросы философии -1992.- № 4.

110. Шейпак, А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. 4.1 /А.А.Шейпак.- М.:МГИУ, 2007.- 276с.

111. Шейпак, А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Ч.2/А.А.Шейпак.- М.:МГИУ, 2007.- 347с.

112. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории, т.2, Всемирно-исторические перспективы/О.Шпенглер.- М.: Мысль, 1998. -606с.

113. Якимович, B.C. Культура в мире спорта./В.С.Якимович.- М.: Советский спорт, 2006.- 164с.

114. Ятина, Л.И.Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования/Л.И.Ятина//Журнал социологии и социальной антропологии.-1998.-Т. 1.- N2.

115. Ятина, Л.И. Полистилизм. Новый этап в развитии моды./Avww.socnet.na rod.ru/Rubez/16-17/Yatina.htm/C. 1122. Blumer,G Mode.-NY,1968.

116. Bogardus E.S. Fundamentals of Social Psychology/ E.S. Bogardus.-N.Y.,1942.P.301.

117. Brands A-Z ADIDAS, UK.: Southbank Publishing, 2007.-240p.

118. Dawber Martin. Big book of fashion illustration/Martin Dawber.- London.:1. Batsford, 2007.- 383p.

119. Frings, Gini Stephens. Fashion: from concept to consumer/ Gini Stephens

120. Frings.- New Jersey: Pearson Education Ltd- 39lp.

121. Gumbrecht H.U. Schwindende Stabiltat der Wirklichkeit. Eine Geschichte des Stilbegriffs// Stil: Geschichte und Funktionen eines Kulturwissenschaftlichen Diskusselments. Fr.a.M.: Hrgs. von H. Gumbrecht und K.L. Pfeiffer, 1987, 750p.

122. Hidalgo, Marta R. Young Fashion Designers/ Marta R. Hidalgo.-K.: TASCHEN, 2007.- 191p.

123. Landmann M. Das Zeitalter als Schicksaal. Basel, 1956, -180p.

124. Pereira, S. Trainers/Sandrine Pereira.- Singapore.:Fitway, 2004.-253p.

125. Vogel,S. Street wear/ S.Vogel.- London: Thames&Hudson, 2008.-350p.

126. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne/ W.Welsch.- Berlin: 1993.-320p.

127. Ziehe Т. Vom Lebensstandart zum Lebensstiel.//Aktualitat des Asthetischen. Munchen: hrgs. von W. Welsch, 1993.-456p.

128. Журналы «Теория моды. Одежда. Тело. Культура» Выпуски 1, (2006), Выпуск 2 (зима 2006-2007), Выпуск 3 (весна 2007), Москва: Новое литературное обозрение.

129. Материалы журналов Vogue, Officiel за 2006-2008 гг.

130. Рис.5-6 Пляжная мода 1920г.

131. Рис.7 Пляжная мода 1920-1925г.

132. Рис.8 Пляжная мода 1920- 1925г.1. Рис.9 1920 г.

133. Рис.10 Костюм для игры в большой теннис. 1920 г.

134. Рис.11-12 Женская одежда для занятий спортом1920-1925г.

135. Рис.13-14Женский и мужской костюм для игры в большой теннис 1920-1925г.1.X,1.ENQLEW. M"® MflLLORV

136. Рис.15 Костюм для игры в теннис. 1920-1925 г

137. Рис.16 Костюм для игры в теннис. 1920-1925 г.

138. Рис.! 7 Костюм для стрельбы из лука. 1920 г.

139. Рис. 18 Костюм для катания на лыжах. 1920 г.

140. Рис.19 Костюм для игры в гольф. 1920 г.

141. Рис,20 Костюм для игры в гольф.1920 г.

142. Рис.21 Комплект спортивной экипировки для беговых лыж.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.