Справедливость в современном российском правосознании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Нестерук, Евгений Сергеевич

  • Нестерук, Евгений Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 143
Нестерук, Евгений Сергеевич. Справедливость в современном российском правосознании: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Нижний Новгород. 2008. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Нестерук, Евгений Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

§ 1. Историко-философский экскурс в проблематизацию справедливости.

§ 2. Место и роль справедливости в современном российском правосознании.

§ 3. Особенности современного российского правосознания в контексте справедливости.

ГЛАВА II. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВОСОЗНАНИЕ В

ЧАСТНОПРАВОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

§ 1. Индивидуально-личностный и общественно-публичный аспекты справедливости в правосознании.

§ 2. Частноправовой аспект справедливости в правосознании.

§ 3. Справедливость как принцип функционирования правосознания и частного права.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Справедливость в современном российском правосознании»

Актуальность исследования. XX век - время революций, мировых войн, борьбы двух сверхдержав за мировое господство, в конечном итоге приведшей к сложной ситуации как в духовной, так и в социально-политической сферах жизни, а также породившей великое желание человечества идти по пути равенства, свободы и справедливости. Современная Россия, вновь набирающая силу и поднимающаяся с колен, Россия, где постепенно улучшается наше нынешнее бытие, стремится еще раз осмыслить моральное и правовое состояние, в котором оказались ее граждане. Отсюда огромный научный интерес и благоприятные условия для глубокого изучения вопросов морали и нравственности, справедливости и права, личности, ее воли и духовной свободы.

Неиссякаемый интерес к исследуемой нами проблеме до сих пор не привел к осознанию необходимости придерживаться какой-либо конкретной концепции справедливости и достижению единства по отношению к содержанию этого понятия, а также механизму воздействия справедливости на общественные отношения. Такое положение вещей свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования и не прекращающейся полемики в этой проблемной области.

Справедливость - социальный феномен, еще в древние времена получивший особый статус регулятора общественных отношений. Его широкое распространение в общественной жизни современного российского общества, а также систематически происходящие трансформации общественного сознания предполагают наличие к нему как теоретического, так и практического интереса.

Особое внимание к проблематике существования и эволюции феномена справедливости обусловлено тем, что в основе современного регулирования общественных отношений в развитых странах мира лежит идеология справедливого распределения благ и ответственности среди членов общества. Однако формирование такой идеологии, а также ее внедрение в различные сферы жизни общества заняли у этих государств не одно столетие.

Весомое значение справедливости в этих странах обусловлено, прежде всего, мощным социально ориентированным регулятивным действием t справедливости.

В современном российском обществе отсутствуют предпосылки для игнорирования исследований различных явлений социальной жизни, отражающихся в общественном сознании и преломляющихся в его нравственной составляющей, а также представлениях о справедливых началах человеческого бытия. Более того, учитывая неполноту проведенных ранее исследований, считаем актуальным рассмотрение понятия «справедливость» именно с данной точки зрения. Справедливость, имея в качестве объекта воздействия общественные отношения, одновременно является нравственной ячейкой их построения. Эволюция различных сфер общественной жизни современного российского государства предполагает четкую реализацию требований справедливости, а также их адекватное восприятие и исполнение.

Современной России, перенимающей у наиболее развитых стран мира неоценимый опыт в построении демократического государства, коренным образом необходимо переосмыслить имеющиеся и исторически сложившиеся подходы к месту и роли справедливости в жизни современного общества. Между тем, бессмысленно отрицать, что в осознании и восприятии идеи справедливости современным российским обществом имеются исторически сложившиеся особенности, обусловленные, в том числе, и его ментальностью.

Так исторически сложилось, что феномен справедливости для российского государства всегда становился актуальным в переходные и судьбоносные моменты истории. Эти моменты сопровождались кризисом понимания многих социально значимых явлений, а также переоценкой большинства сложившихся установок общественной жизни.

Считаем актуальным изучение справедливости как категории общественного сознания, концептуально определяющей его уровень и качественное состояние. Унифицированная дифференциация явлений общественной жизни человеческим сознанием происходит посредством их оценочного соотнесения со справедливостью. Созидательная функция справедливости реализуется при формировании осознанного отношения к явлениям общественной жизни.

Необходимость изучения справедливости как социально значимого и неотъемлемого элемента жизни современного российского общества заключается в осознании и выявлении особенностей восприятия и отражения справедливости в сознании российского общества; в степени реализации идеи справедливости в различных сферах общественной жизни; в способах привнесения справедливых начал в регулирование общественных отношений.

В настоящее время очень важно не только закрепить достигнутое в изучении феномена справедливости, но и обеспечить глубокое проникновение в суть проблемы, поэтому актуальность нашего исследования не ограничивается рамками формального уяснения механизма реализации справедливости в общественной среде. На сегодняшний день наиболее существенным является установление базовых природных начал восприятия справедливости и последующего отражения ее требований в правосознании с точки зрения их воздействия на поведение членов современного российского общества.

Итак, актуальность нашего исследования определяется следующими моментами:

• вопросами, возникающими вследствие малой изученности справедливости в контексте особенностей ее отражения в современном российском правосознании;

• необходимостью формирования в сознании современного российского общества осмысленных критериев адекватной оценки справедливости;

• недостаточностью исследований особенностей реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере;

• особенностями дистрибутивного механизма распределения благ и ответственности с точки зрения частных и публичных интересов субъектов общественных отношений.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает справедливость в контексте современного российского правосознания.

Предмет исследования определяется проблематикой социальной философии, в рамках которой осуществляется анализ понятий «справедливость» и «правосознание», выявляются особенности отражения справедливости в современном российском правосознании, рассматривается реализация требований и функций справедливости в частноправовой сфере.

Степень разработанности проблемы. В морально-правовом аспекте проблема справедливости широко представлена классической зарубежной и отечественной философией. Понимание справедливости во все периоды времени было различным, но всегда понятие «справедливость» оказывало огромное влияние на человечество.

Исторически оформились два основных направления определения понятия «справедливость». Первое исследовалось такими античными мыслителями, как Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон. Наиболее выдающиеся римские юристы II-III вв. Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестиан определяли философско-правовой смысл юриспруденции через требования справедливости. Последователем идей Аристотеля и Ульпиана был и Фома Аквинский — авторитет средневекового католического богословия. Идеи античных мыслителей красной нитью проходят через творчество К. Маркса. С позиций марксизма понятие «справедливость» включает равенство людей по отношению к средствам производства.

Если античные мыслители рассматривали справедливость с позиции общего блага, то в период перехода от Средних веков к Новому времени формируется либеральная концепция справедливости - второе направление, которое связывает понятие справедливости с правом. Г. Гроций, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель - выдающиеся мыслители этого периода.

И. Кант был первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. Наиболее известные труды, в которых сформулированы политико-юридические взгляды И. Канта: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

В трудах «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории» и других Г.В.Ф. Гегель рассматривал проблемы государства, справедливости и права с философской и политико-правовой позиций.

Философия справедливости в России XIX-XX вв. связана с именами известных мыслителей: П.Г. Редкина, А.Д. Градковского, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, В.Д. Каткова, Б.А. Кистяковского,

B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева. В конце XIX - начале XX вв. концепцию социологии права развивали ученые Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский,

C.А. Муромцев. Психологическая теория права и справедливости была разработана Л.И. Петражицким.

Современные концепции справедливости представлены в трудах таких ученых, как Р. Нозик, Дж. Роулз, Р. Дворкин, В.Г. Федотова, В.М. Межуев, A.M. Руткевич.

Исследование проблемы справедливости и современного российского правосознания в центре внимания работ следующих современных авторов: С.С. Алексеева, И.А. Ильина, А.А. Гусейнова, B.C. Нерсесянца, ТА. Алексеевой, Р.С. Байниязова, В.А. Четвернина, А.Т. Боннер, В.М. Баранова, О.В. Мартышина, Б.И. Коваль, Е.А. Суханова, J1.A. Зеленова, А.Н. Иванова, П.П. Баранова, Н.Н. Вопленко, И.А. Покровского, В.М. Корельского, С.А. Ивановой.

Следует отметить, что взаимообусловленность понятий «правосознание» и «справедливость» предполагает пересечение различных философских и правовых концепций.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации - анализ особенностей отражения справедливости в современном российском правосознании и выявление проблемы реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

1. Дать историко-философский анализ справедливости в контексте морали и права.

2. Рассмотреть оценочную функцию справедливости.

3. Выявить понятие справедливости в правовом аспекте.

4. Провести анализ соотношения понятий правосознание и справедливость.

5. Определить статус правосознания в современной российской правовой культуре.

6. Установить факторы формирования современного российского правосознания.

7. Вскрыть роль и значение социальных норм, основанных на справедливости, в развитии современного российского правосознания.

8. Определить особенности реализации справедливости в частноправовой сфере; установить особенности функций и требований справедливости в рамках частноправовых отношений.

Методология исследования. Теоретическую и методологическую основы исследования составляют аргументация и выводы различных современных зарубежных ученых. При изучении понятия «справедливость» и современного российского правосознания используется диалектический метод исследования.

В работе широко применяется комплексный подход к изучению проблемы справедливости и современного российского правосознания, который включает философский, правовой и социологический аспекты. Для комплексного изучения указанной проблематики в контексте исторической эволюции концепции справедливости нами применяется междисциплинарный подход. В ходе работы используются методы сравнительного анализа и оценок. С их помощью, к примеру, сравниваются степень и характер реализации функций и требований справедливости в законодательстве стран с аналогичной современному российскому государству правовой системой, основы формирования и уровень существующего правосознания в современной России и за рубежом. Сравнительный метод используется совместно с историческим методом исследования, посредством которого появилась возможность исследовать проблематику справедливости и правосознания в динамике исторического развития современного российского общества и государства.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется вкладом автора в постановку и решение проблемы справедливости в формировании современного российского правосознания. Вкратце, по мнению автора, научная новизна диссертации заключается в следующем:

• проанализировано соотношение понятий «справедливость» и «правосознание» в современном российском обществе. Из-за политических, экономических и иных реформ произошедшая деформация российского правосознания стала причиной изменения оценок права российским обществом. Качественное состояние современного российского правосознания напрямую зависит от бытующих в обществе представлений о справедливости, а также реализации функций и требований справедливости в праве;

• рассмотрен механизм реализации функций и требований справедливости через правосознание. В работе отражены оценочные функции справедливости как одного из основных источников формирования правосознания, его движущей силы и причин его нравственной ориентации. Проведенный анализ механизма реализации требований справедливости в правосознании показал, что санкционируемые позитивным правом требования справедливости, отражаясь в правосознании, подвергаются внутреннему осмыслению, после чего могут реализовываться в поведении людей;

• установлены особенности отражения справедливости в современном российском правосознании, а также определены роль и значение справедливости в регулировании общественных отношений. Представления человека о справедливости базируются на его нравственно-этических воззрениях об окружающем мире. Вместе с тем, естественные начала правосознания, генетически заложенные природой, предполагают участие идеи справедливости в восприятии явлений правовой действительности. Тем самым обусловливается главная особенность отражения справедливости в правосознании как неотъемлемого базисного элемента его существования и развития. В работе исследован статус справедливости как социально значимого нравственного и правового регулятора общественных отношений;

• предпринята попытка установить особенности современного российского правосознания в зависимости от индивидуальных факторов, а также развития и жизнедеятельности российского общества и государства. Современные тенденции развития российского правосознания в должной степени соответствуют исторически сложившимся особенностям развития российского общества и государства;

• обоснована значимость исторических предпосылок для формирования современного российского правосознания, в основе которого лежит нравственно-этическая ориентация, обусловленная идеей справедливости;

• показано фундаментальное место справедливости в процессе формирования правосознания; проведен анализ справедливости как целостного источника формирования правосознания. Фундаментальное значение справедливости при формировании правосознания обосновывается ее социальной природой, а также оценочной функцией, посредством которой строится отношение к явлениям действительности;

• проанализирован правовой статус понятия «справедливость» и определен характер справедливости как социальной нормы, закрепленной в общеобязательных правилах поведения. В работе приводятся исследования понятия «справедливость» в контексте формальной закрепленности требований справедливости в общеобязательных правилах поведения. Регулятивная функция, посредством которой происходит воздействие на поведение субъекта, детерминирует правовой аспект справедливости;

• выявлены факторы формирования современного российского правосознания, а также тенденции и динамика его развития. В работе проведены исследования, направленные на установление причин кризиса современного российского правосознания и противоречивости явлений правовой действительности, происходящих в современном российском обществе; установлены причины упадка российской правовой культуры;

• определены значение социальных норм при формировании современного российского правосознания и их влияние на регулирование общественных отношений. Формирование полноценного осознанного отношения к праву и явлениям правовой действительности определяется характером действующих в обществе и государстве социальных норм;

• выявлены проблемы реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере и правосознании; установлены частные начала справедливости; определены особенности справедливости как принципа регулирования частноправовых отношений и как основного принципа функционирования правосознания.

Приведенные в работе аргументы показали, что реализация одной из основных функций справедливости — дистрибутивной, имеет особенности, связанные с концептами «эквивалентность» и «соразмерность».

Положения, выносимые на защиту. Основные положения, выносимые на защиту и содержащие новизну диссертации, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Оценочная функция справедливости представляет собой эффективный и действенный инструмент формирования личностного и общественного отношения к явлениям правовой действительности, сопровождаемого морально-нравственной ориентацией. Возможности оценки (по отношению к применению оценочной функции справедливости) обусловлены естественными началами самого феномена справедливости. Общедоступность такого критерия, как справедливость предоставляет широкие возможности для оценки различного рода явлений, происходящих в обществе и государстве, с позиций их нравственного восприятия.

2. Формальная сторона справедливости выражается в том, что ее требования обладают легитимным статусом. Справедливость в правовой сфере может выступать и как критерий оценки явлений правовой действительности, и как принцип права. Требования справедливости закреплены в общеобязательных правилах поведения и являются гарантом правомерного поведения всех членов общества. Неукоснительное соблюдение требований справедливости есть общеобязательный принцип законотворческой и правоприменительной деятельностей.

3. Справедливость обладает статусом фундаментального источника формирования современного российского правосознания. Происходящие в общественной жизни современного российского общества явления отражаются в правосознании. Как правило, справедливость является основным ценностным ориентиром, посредством которого сопоставляются произошедшие явления с представлениями о нравственном идеале. Справедливость, обладая статусом социальной нормы, закрепленной в общеобязательных правилах поведения, определяет уровень и качественное состояние правосознания.

4. Правосознание - основной элемент правовой культуры современного российского общества, непосредственно влияющий на ее уровень, т.к. совокупность представлений и оценок обществом явлений правовой действительности в значительной степени определяет степень восприятия и соблюдения членами общества санкционируемых государством общеобязательных правил поведения. Правосознание в правовой культуре выступает в качестве элемента-проводника, посредством которого происходит конструктивное взаимодействие иных элементов правовой культуры.

5. Факторы формирования современного российского правосознания заключаются в особенностях исторического развития российского государства, а также особенностях восприятия права российским обществом на общественном и личностном (индивидуальном) уровнях.

6. Роль справедливости в развитии и формировании правосознания является определяющей. Это обусловлено системным воздействием следующих, законодательно не закрепленных социальных норм, -моральных, эстетических, религиозных и т.д., - на образ и формы жизнедеятельности общества. Морально-нравственные ориентиры являются базисом для формирования правосознания, поскольку именно с нравственных позиций первично оцениваются происходящие явления в жизни общества и государства.

7. Частные интересы - особая сфера современного российского общества. Такого рода интересы субъектов общественных отношений должны реализовываться в полном соответствии с требованиями справедливости, механизм любой распределительной ситуации в частноправовой сфере должен подчиняться ее требованиям. Для оценки такой дистрибутивной конструкции, с позиций справедливости, необходим дифференцированный подход к выбору критериев (характеристик) справедливости в частноправовой сфере.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные положения исследования могут быть использованы в разработке методологии изучения функций и особенностей справедливости и правосознания в различных областях юриспруденции.

Выводы и положения работы могут быть использованы при разработке учебных разделов социальной философии, политологии и права. Также они применимы' для целей усовершенствования механизмов правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов Российской Федерации и проведения различных правовых реформ, в том числе в судебной системе.

Апробация исследования. Основные результаты и положения, выносимые на защиту, были изложены в следующих статьях, опубликованных в различных научных изданиях, в том числе в научных журналах, рекомендованных ВАК:

Сборник трудов аспирантов и магистрантов «История. Философия. Культурология. Педагогика» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2005; Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия исторические науки «Волжский рубеж». Кострома, 2006. № 6; сборник трудов аспирантов и магистрантов «Социально-гуманитарные науки» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2007; материалы IX Международной ярмарки идей, 34 академического симпозиума «Законы экономической сферы общества» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2006; материалы X Международной ярмарки идей, 35 академического симпозиума «Законы научной сферы общества» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2007; статьи по теме диссертации, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК: «Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова». Кострома: КГУ. 2007. № 3; «Вестник Чувашского университета». 2008 № 1; «Вестник Чувашского университета». 2008. № 3.

Структура диссертации. Диссертация, объемом 143 страницы, состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка, содержащего 209 наименования литературы на русском и иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Нестерук, Евгений Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключительной части исследования автор считает необходимым изложить основные положения диссертации в форме теоретических выводов:

1. В результате проведения анализа историко-философского аспекта справедливости необходимо заключить, что проблема справедливости с древних времен являлась предметом исследования различных ученых философов. На каждом этапе развития общества она имела свои очертания и особенности. Справедливость в первобытнообщинном строе воспринималась как явление сугубо условного характера, поскольку преобладающие в первобытнообщинном строе принципы построения межличностных отношений не предполагали осмысленное восприятие справедливости как действенного инструмента, регулирующего общественные отношения. Одним из важнейших регуляторов первобытнообщинных отношений являлись жесткие нормы-обычаи, которым в должной мере должны были следовать все члены общества; справедливость же рассматривалась как наказание,тех, jcto нарушал сложившийся жизненный-уклад-такого общества.

Однако по мере развития общества и формирования государств представления людей о справедливости менялись. Более глубокое и осознанное понимание справедливости в период существования древнегреческой и древнеримской цивилизаций было продиктовано существенными изменениями, произошедшими в политической и экономической организации общества. В отличие от понимания справедливости в рамках первобытнообщинного строя, где равное распределение благ было основой его существования, в дальнейшем справедливость рассматривалась как некий способ градации членов общества на классы, в основу чего ложились имущественные и иные цензы. Справедливость выражалась в неравномерном распределении благ в зависимости от статуса члена общества, а также иных критериев. Общим принципом выражения справедливости являлось воздаяние каждому члену общества по его заслугам.

В Средние века и Новое время ученые стремились к более широкому и всестороннему рассмотрению и осознания феномена справедливости. Идеи справедливости рассматривались как основные начала развития общества и государства, действенные регуляторы общественных отношений, закрепление которых на законодательном уровне отводилось особое внимание.

Однако форменное сочетание идей справедливости, закона, требований общества и государства претворилось в неотъемлемый атрибут общественной жизни различных государств лишь в современное время. Именно в этот период справедливость стала рассматриваться как естественное начало регулирования отношений в обществе, его гармоничного развития и перспективного роста.

2. Одна из основных функций справедливости - оценочная. С точки зрения справедливости возможно оценить различные явления, происходящие в жизни общества и государства. Для формирования правосознания оценочная функция справедливости является основной, дающей возможность субъекту рассмотреть то или иное явление и оценить его. Оценка с позиций справедливости, как правило, не требует от субъекта каких-либо специальных навыков или знаний для формирования к нему соответствующего отношения. Однако не всегда такая оценка носит осознанный и продуманный характер. Широкая доступность этого критерия оценки предполагает его интуитивное использование, что, в свою очередь, не всегда приводит субъекта оценки к объективным выводам. Морально-нравственная составляющая справедливости дает возможность оценить явление посредством его отождествления с принятым в обществе понятием о справедливости и морали.

3. Формальная сторона справедливости состоит в том, что ее требования получают свое выражение в праве. Основой правового регулирования общественных отношений должно являться строгое следование требованиям справедливости. Справедливость, выступая в качестве принципа права, формирует первичные начала правового регулирования. Справедливость как особое качество, присущее праву, выражена в виде определенного критерия, содержанием которого является баланс требований, воздаяния, ответственности и наказания. На стадии законотворчества справедливость выступает в качестве источника создания общеобязательных правил, которые регулируют общественные отношения с позиций наличия у человека естественных прав и свобод. Жесткое следование требованиям справедливости при создании правовых норм обеспечивает эффективное регулирование общественных отношений, должное восприятие, уважение и следование членов общества изданным правовым нормам. Степень реализации справедливости в праве зависит от многих факторов, в том числе от уровня правосознания, который присущ обществу.

На стадии правоприменения справедливость является руководством к принятию законных и обоснованных решений субъектами правоприменения.

4. Соотношение понятий «справедливость» и «правосознание» заключается в том, что справедливость активно участвует в его формировании. Отношение к явлениям правовой действительности, совокупность эмоций и чувств в отношении права формируется посредством их сопоставления с требованиями и идеями справедливости. Справедливость является проводником между явлением и сформированным к нему отношением. Базовая составляющая справедливости в процессе формирования правосознания, как правило, представляет собой его чувственно-эмоциональную основу.

5. Основные элементы правовой культуры взаимодействуют между собой посредством правосознания. Право и правовое поведение, элементы правовой культуры, которые взаимодействуют между собой через правосознание, поскольку позитивно сформированное отношение к праву, влечет правомерное поведение субъекта. В противном случае, отрицательное отношение к праву влечет противоправное поведение субъекта. Такие элементы правовой культуры, как право и правоотношения также взаимодействуют между собой посредством правосознания, поскольку объем прав и обязанностей, являющихся содержанием правоотношений, напрямую зависит от отношения субъекта к праву. Правосознание в данном случае влияет на осознанное в определенной степени поведение субъекта по выбору и реализации своих субъективных прав и обязанностей. Кроме того, побуждение членов общества к активному правомерному социально-значимому поведению является одной из приоритетных задач современного демократичного государства.

Правосознание как элемент правовой культуры дает возможность прогнозирования дальнейших действий субъекта правоотношений. Позитивные оценки права субъектом в значительной степени влияют на соблюдение правовых предписаний.

6. Исторические предпосылки развития российского государства и общества являются одним из важнейших элементов формирования современного российского правосознания.

Формальное восприятие права как общеобязательного регулятора не имеет должного значения в современном российском обществе, поскольку ему противопоставляется личностное восприятие права, которое является базовой составляющей формирования отношения к нему. Изданное право в современном российском обществе не воспринимается в качестве источника справедливых начал регулирования общественных отношений.

Одной из основных особенностей формирования современного российского правосознания является его неоднозначность в вопросах отношения общества к осуществлению политической власти в стране. Российский правовой менталитет всегда строился на принципах диктатуры, однако при этом идея и принципы справедливости также ложились в его основу. Такое противоречивое формирование российского правового менталитета предопределило и соответствующее отношение к праву.

В отличие от ряда современных европейских стран в России крайне запоздало был создан механизм, обеспечивающий права и свободы граждан. Кроме того, этот механизм имеет низкую эффективность, по сравнению с данными странами.

7. Социальные нормы играют существенную роль в формировании и развитии правосознания. Современное растущее значение права как основного социального регулятора предопределило особую значимость правосознания. Роль права в системе общественных отношений, особенности правового регулирования в государстве, результаты действия правовых норм все это ложится в основу формирования правосознания. Изменение указанных процессов приводит к изменению правосознания.

Несмотря на самостоятельность права как социального регулятора, в отличие от иных социальных норм, имеющих государственную обеспеченность, право не может существовать обособленно - оно всегда находится во взаимосвязи с другими социальными нормами. Одними из таких социальных норм, которые в значительной степени влияют на формирование и развитие правосознания являются нормы морали. Мораль имеет несколько смысловых выражений: совокупность нравов, доминирующих в обществе, а также как жесткое требование к поведению его членов. И в том и в другом случае мораль в значительной степени влияет на формирование правосознания, поскольку имеет под собой естественную нравственную основу.

8. Справедливость в частноправовых и публичных правоотношениях выступает в качестве межотраслевого принципа их регулирования. Справедливость, в частноправовом аспекте, является инструментом, обеспечивающим защиту частных интересов граждан, юридических лиц, предпринимателей. При отсутствии прямых правовых предписаний частноправовые отношения возможно регулировать посредством применения к ним требований справедливости.

Таким образом, значительная роль справедливости в современном российском правосознании определена функцией проводника между правосознанием и явлениями общественной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нестерук, Евгений Сергеевич, 2008 год

1. Алексеев, С. С. Общая теория права. Т. 1 / С. С. Алексеев. М. : Правовед, 2003. - 565 с.

2. Алексеев, С. С. Право: азбука теория - философия : опыт комплекс, исслед. / С. С. Алексеев. - М. : Статут, 1999. - 711 с.

3. Алексеев, С. С. Проблемы теории права : курс лекций. В 2 т. Т. 1 / С. С. Алексеев. — Свердловск, 1972. Т. 1.

4. Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. 2-е изд., стер. - М. ; Харьков : БЕК, 1994. - 224 с.

5. Алексеев, С. С. Философия права : История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы / С. С. Алексеев. М. : НОРМА, 1999.-329 с.

6. Алексеев, С. С. Самое святое, что есть у бога на земле / С. С. Алексеев // Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. -М., 1998.-410 с.

7. Алексеева, Т. А. Справедливость как политическая концепция / Т. А. Алексеева. М. : МОНФ, 2001. - 242 с.

8. Алексеева, Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса / Т. А. Алексеева. М. : Наука, 1992. - 112 с.

9. Андреева, О. Право и правосознание в единстве и развитии / О. Андреева, А. Андреев // Философия права. 2005. - № 3. - С. 54-59.

10. Апресян, Р. Г. Заповедь любви / Р. Г. Апресян // Человек. 1994. - № 1-3.

11. Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян ; Рос. акад. наук. Ин-т философии. М. : ИФРАН, 1995.-353 с.

12. Апресян, Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 2006. - № 5. - С. 3-17.

13. Арендаренко, А. Социальная справедливость как регулятор общественных отношений / А. Арендаренко // Закон и право. 2007. -№ 10.-С. 29-30.

14. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 1 / Аристотель ; пер. Н. В. Брагинской // Аристотель. Сочинения : в 4 т. М., 1984. Т. 4. - С. 53294.

15. Архангельский, JL М. Категории марксисткой этики / Jl. М. Архангельский М.: Изд-во социал.-экон. лит., 1963. - 271 с.

16. Асланян, Н. П. Основные начала российского частного права / Н. П. Асланян. Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. - 270 с.

17. Байниязов, Р. С. Философия правосознания : постановка проблемы / Р. С. Байниязов // Правоведение. 2001. - № 5. - С. 12-23.

18. Байтин, М. И. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 768 с.

19. Баргош, Ю. Фома Аквинский / Ю. Баргош. М. : б. и., 1997.

20. Бербешкина, 3. А. Справедливость как социально-философская категория / 3. А. Бербешкина. М. : Мысль, 1983. - 203 с.

21. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Н. А. Бердяев // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. - С. 322.

22. Бердяев, Н. А. Оправдание неравенства / Н. А. Бердяев. М. : б. и., 1990.

23. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев ; сост., предисл. и примеч. JL В. Полякова. М. : ИМА-ПРЕСС, 1990. - 285 с.

24. Бибихин, В. В. Введение в философию права / В. В. Бибихин ; отв. ред. А. П. Огурцов. М. : ИФ РАН, 2005. - 345 с.

25. Боннер, А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности / А. Т. Боннер. М. : Рос. право, 1992. - 320 с.

26. Брагинский, М. И. О месте гражданского права в системе «право публичное частное» / М. И. Брагинский // Проблемы современного гражданского права : сб. ст. - М., 2000.

27. Бублик, В. А. Эквивалентность прав и обязанностей как требование социальной справедливости / В. А. Бублик // Вопросы теории юридических обязанностей : тез. II межвуз. науч. конф. молодых ученых-юристов. Воронеж, 1988. - С. 3.

28. Бэкон, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Бэкон. М. : Мысль, 1977. - Т. 1. -568 с. ; 1978.-Т. 2.-576 с.

29. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Ф. Бэкон. М. : Мысль, 1971. -590 с.

30. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. М. : Новый юрист, 1998. - 624 с.

31. Востриков, П. П. Философия права и проблема ее научно-отраслевой принадлежности / П. П. Востриков // Современные проблемы государства и права : сб. науч. тр. / Моск. гуманитар.-экон. ин-т. Нижегор. фил. Н. Новгород, 2003. - Вып. 1. - С. 11-24.

32. Вязов, A. JL Принцип справедливости в современном российском праве и правовприменении (теоретико-правовое исследование) : автореф. дис. . канд. юрид. наук/ A. JI. Вязов. М., 2001. - 24 с.

33. Галузин, А. Ф. Правонарушения в публичном и частном праве : общая характеристика : дис. . канд. юрид. наук / А. Ф. Галузин. -Самара, 1996. 200 с.

34. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии : пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель. СПб. : Наука, 1994. - 477 с.

35. Гегель, Г. В. Ф. Философия права : пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель ; ред. и сост. : Д. А. Керимов, В. С. Нерсесянц. М. : Мысль, 1990. - 524 с.

36. Гоббс, Т. Избранные произведения : пер.с лат. и англ. В 2 т. Т. 2 / Т. Гоббс ; предисл. и вступ. ст. В. В. Соколова. М. : Мысль, 1964. -748 с.

37. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс ; предисл. и ред. А. Ческис. -М. : Соцэкгиз, 1936. 503 с.

38. Гоббс, Т. Философские основания учения о гражданине : пер. с лат. / Т. Гоббс ; пер. В. Погосский. М. : Г. А. Леман и Б. Д. Плетнев, 1914. - 293 с.

39. Головистикова, А. Н. Конституционное право Российской Федерации : учеб. пособие / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. -М. : Эксмо, 2004.-190 с.

40. Головкин, Р. Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России : монография / Р. Б. Головкин ; под общ. ред. В. М. Баранова. Владимир : ВЮИ Минюста России, 2004. - 380 с.

41. Головкин, Р. Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны и защита : монография / Р. Б. Головкин ; под общ. ред. В. М. Баранова. Владимир : ВГПУ, 2005. - 407 с.

42. Гражданское право : в 4 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2006. - Т. 1-4.

43. Гречин, А. С. Социология правового сознания / А. С. Гречин. — М. : Юнити, 2001.-256 с.

44. Гудинг, Д. Мировоззрение : человек в поисках истины и реальности : пер. с англ. Т. 2, кн. 2. / Д. Гудинг, Дж. Леннокс. Ярославль : Норд, 2004. - 480 с.

45. Гусейнов, А. Проблемы развития правовой культуры / А. Гусейнов // Вопросы культурологии. 2006. - № 8. - С. 27-33.

46. Гусейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. М. : Республика, 1995. - 350 с.

47. Гусейнов, А. А. Демократия и гражданство / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 1996. - № 7. - С. 6-8.

48. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов // Гусейнов, А. А. Язык и совесть. М., 1997.

49. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М. : Гардарика, 1998. - 470 с.

50. Гусейнов, А. И. Проблема ценностей в праве / А. И. Гусейнов // Право и политика. 2007. - № 7. - С. 14-22.

51. Дворкин, Р. Справедливость и право / Р. Дворкин // Отечественные записки. 2003. - № 2. - С. 128-137.

52. Дедов, Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства / Д. И. Дедов. М. : Юрист, 2002. - 187 с.

53. Дигесты Юстиниана : пер. с лат. Т. 1, кн. I-IV / МГУ им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. Л. Л. Кофанов М. : Статут, 2002. - 584 с. -(Золотая коллекция КонсультантПлюс).

54. Дорохин, С. В. Деление права на публичное и частное. Поиск критериев / С. В. Дорохин // Юрист. 2002. - № 9. - С. 2-13.

55. Дробницкий, О. Б. Моральная философия : избр. тр. / О. Б. Дробницкий М. : Гардарики, 2002. - 523 с.

56. Дюрягин, И. Я. Об истинности содержания правоприметительного акта / И. Я. Дюрягин // Советское государство и право. — 1975. № 2. -С. 11-19.

57. Здравомыслова, О. М. Представления о справедливости и равенстве и правовой опыт населения (по материалам российско-французских исследований) / О. М. Здравомыслова // Мир России. 2004. - Т. XIII, №3.-С. 71-87.

58. Зеленов, JI. А. История и философия науки / JI. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. — Н. Новгород : Изд-во ВГАВТ, 2005. -472 с.

59. Зеленов, JI. А. Системный анализ философии права. Актуальные проблемы философии права / JI. А. Зеленов. Н. Новгород : Нижегор. правовая акад., 2006. - 142 с.

60. Иваннртков, И. А. Концепция правовой культуры / И. А. Иванников // Правоведение. 1998.- №3.- С.26.

61. Иванников, И. А. Общая теория государственной власти / И. А. Иванников. — Волгодонск : б. и., 1997.

62. Иванов, А. Н. Гармония и справедливость / А. Н. Иванов // Законы художественной сферы общества : материалы XI Междунар. ярмарки идей, 36 Акад. симп. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2008. - С. 30-31.

63. Иванов, А. Н. Право как данность : философские проблемы правопонимания / А. Н. Иванов. Н. Новгород : Нижегор. правовая акад., 2006. - 142 с.

64. Иванов, А. Н. Философия правопонимания. В поисках гармонии меры предмета и меры человека : монография / А. Н. Иванов. — Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 2007. 120 с.

65. Иванова, С. А. Значение принципа социальной справедливости для гражданского права как отрасли частного права / С. А. Иванова // Современное право. Новое в рос. законодательстве : обзоры, комментарии, практика. М., 2005. - № 5. - С. 42-47.

66. Иванова, С. А. Некоторые проблемы реализации принципа социальной справедливости, разумности и добросовестности в обязательном праве / С. А. Иванова // Законодательство и экономика. -2005.-№4.

67. Иванова, С. А. Принцип социальной справедливости в правоприменительной деятельности (теоретические аспекты реализации) / С. А. Иванова // Государство и право. 2006. - № 1. -С. 19-26.

68. Иеринг, Р. Цель в праве : пер. с нем. В 3 т. Т. 1. / Р. Иеринг ; под ред В. Р. Лицкой ; пер. Н. Ф. Дерюжинский, Н. В. Муравьев. СПб. : Bibliard, 1881. - (Репринтная копия).

69. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин ; сост. и вступ. ст. И. Н. Смирнов. М. : Рарогъ, 1993. - 235 с.

70. История политических и правовых учений : учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М. : ИНФРА-М - НОРМА, 1995. - 736 с.

71. Исупов, К. Русская философия собственности. XVIII -XX вв. : сборник / К. Исупов, И. Савкин. СПб. : Ганза, 1993. - 510 с.

72. Кавелин, К. Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам (в применении к русскому законодательству) / К. Д. Кавелин. СПб. : тип. М. М. Стасюлевича, 1879. - 410 с.

73. Кавелин, К. Д. Что есть гражданское право и где его пределы? / К. Д. Кавелин // Кавелин, К. Д. Избранные произведения по гражданскому праву. -М., 2003.-С. 65-156.

74. Камю, А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство : пер. с фр. / А. Камю. М. : Политиздат, 1990. - 415 с.

75. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант // Кант, И. Сочинения : в 6 т. М., 1965. - Т. 4, ч. 1.

76. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 4, ч. 1, ч. 2 / И. Кант. М. : Мысль, 1965.-544 с.

77. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант ; вступ. ст. А. В. Гулыги. М. : Наука, 1980.-709 с.

78. Кашников, Б. Н. Исторический дискурс российской справедливости / Б. Н. Кашников // Вопросы философии. 2004. - № 2. - С. 29-42.

79. Кашников, Б. Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России / Б. Н. Кашников. Великий Новгород : НовГУ, 2004. - 256 с.

80. Коваль, Б. И. Справедливость высшая цель и добродетель закона / Б. И. Коваль // Личность и мир : филос.-публицист. альм. — М., 2002. -Вып. 11 : Справедливость и закон. - С. 6-13.

81. Коваль, Т. Б. «Справедливый государь»: между законом и властью / Б. И. Коваль // Личность и мир : филос.-публицист. альм. М., 2002. -Вып. 11.: Справедливость и закон. - С. 22-38.

82. Ковязин, В. В. О критериях деления права на частное и публичное / В. В. Ковязин // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета / СевКазГТУ. -Ставрополь, 2004. Вып. 3. - С. 66-79.

83. Ковязин, В. В. Философские аспекты деления права на частное и публичное / В. В. Ковязин // Труды юридического факультета'Северо-Кавказского государственного технического университета / СевКазГТУ. Ставрополь, 2005. - Вып. 7. - С. 79-93.

84. Кожев, А. Источник права : антропогенное желание признания как исток идеи справедливости / А. Кожев // Вопросы философии. 2002. - № 12.-С. 154-156.

85. Козлова, О. А. Справедливость как принцип юридической ответственности : дис. . канд. юрид. наук / О. А. Козлова ; Моск. ун-т МВД России. -М., 2005.- 161 с.

86. Кокошкин, Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф. Ф. Кокошкин. 2-е изд. - М. : Тип. бр. Башмаковых, 1912. - 304 с.

87. Кондратюк, Д. Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России (на примере справедливости гуманности, разумности и добросовестности) : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Д. Л. Кондратюк. М., 2006. - 27 с.

88. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, М. Л. Энтина. 2-е изд., перераб., доп. - М. : Инфра-М, 2008. - 1056 с.

89. Корнев, Г. П. Идеонормативная концепция истины. Философия и правоприменение : монография / Г. П. Корнев. М. : Акад. проект, 2006.-352 с.

90. Корнев, Г. П. Социальная природа, смысл и назначение истины / Г. П. Корнев. -Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 1996. 256 с.

91. Коробова, А. П. Приоритеты правовой политики / А. П. Коробова // Российская правовая политика. М., 2003. - С. 109.

92. Краткая философская энциклопедия / ред.-сост. : Е. Ф. Губский и др.. М.: Прогресс-Энцикл., 1994. - 574 с.

93. Кропоткин, П. А. Этика / П. А. Кропоткин. М. : Политиздат, 1991. 496 с.

94. Ксенофонт, Афинский. Сократические сочинения / Ксенофонт Афинский. М. : Academia, 1935. - 420 с. - (Античная литература).

95. Кудрявцев, В. Н. Механизмы социальной деформации / В. Н. Кудрявцев // Вопросы философии. 1989. - № 11. - С. 8.

96. Кудрявцев, В. Н. Общечеловеческие ценности права / В. Н. Кудрявцев // Проблемы партийного и государственного строительства М., 1989. - Вып. 9. - С. 114 - 121.

97. Кудрявцев, В. Н. Право и поведение / В. Н. Кудрявцев. М.: Юрид. лит., 1978. - 191 с.

98. Кузьмина, А. В. Идея справедливости в либеральной традиции / А. В. Кузьмина. М.: Внешторгиздат, 1998. - 127 с.

99. Кучуради, И. Справедливость социальная и глобальная / И. Кучуради // Вопросы философии. - 2003. - № 9. - С. 17-29.

100. Ленин, В. И. Государство и революция : Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. 5-е изд. - М., 1974. - Т. 33.

101. Ликас, А. Л. Культура правосудия / А. Л. Ликас. М. : Юрид. лит., 1990.- 176 с.

102. Лопатин, JI. М. Статьи по этике / JI. М. Лопатин. М. : Наука, 2004. -360 с.

103. Лукашева, Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. М.: Юрид. лит, 1973. - 343 с.

104. Малахов, В. П. Правосознание : природа, содержание, логика : монография / В. П. Малахов. М. : б. и., 2001. - 385 с.

105. Ю.Малинова, И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике) / И. П. Малинова. Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 1996. - 128 с.

106. Ш.Малько, А. В. Правовая политика в современной России : цели и средства / А. В. Малько, К. В. Шундиков // Государство и право. -2001.- №7. -С. 18.

107. Мальцев, В. В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение / В. В. Мальцев // Государство и право. 1997. - № 2. - С. 101.

108. Мальцев, Г. В. Социальная справедливость и право / Г. В. Мальцев. -М. : Мысль, 1977. 255 с.

109. Мамедов, А. А. Справедливость назначения наказания / А. А. Мамедов. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003. - 119 с.

110. Маркс, К. Критика Готской программы / К. Маркс // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М., 1984. - Т. 19.

111. Мартышин, О. В. Справедливость и право / О. В. Мартышин // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории : материалы Всерос. конф. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2001.

112. Мартышин, О. В. Справедливость и право. Философия и теория юриспруденции / О. В. Мартышин // Право и политика. 2000. -№ 12.

113. Марченя, П. П. Держава и право в русском сознании / П. П. Марченя // Философия хозяйства. 2006. - № 1.

114. Марченя, П. П. Массовое правосознание и мировоззренческие императивы самобытного пути России / П. П. Марченя // Философия хозяйства. 2004. - № 3.

115. Монтескье, Ш. JI. Персидские письма : пер. с фр. / Щ. JI. Монтескье ; вст. ст. А. Д. Артамонова. М. : Прогресс, 1982. - 399 с.

116. Мур, Дж. Э. Природа моральной философии / Дж. Э. Мур. М : Республика, 1999. - 352 с.

117. Нерсесянц, В. С. Философия права : учебник для вузов / В. С. Нерсесянц ; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. — М. : ИНФРА-М Норма, 1997. - 648 с.

118. Нестерук, Е. С. Правосознание и справедливость: проблема соотношения понятий / Е. С. Нестерук // Вестник Чувашского университета. 2008. - № 1. - С. 109-112.

119. Нестерук, Е. С. Справедливость в правотворчестве и правоприменении / Е. С. Нестерук // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. - № 3. -С. 260-262.

120. Нестерук, Е. С. Цивилистический аспект понятия «справедливость» / Е. С. Нестерук // Вестник Чувашского университета. — 2008. № 3. — С. 97-100.

121. Нестерук, Е. С. Истинность в юридическом процессе / Е. С. Нестерук // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2005. - С. 29-32.

122. Нестерук, Е. С. Справедливость как оценочное понятие в правосознании / Е. С. Нестерук // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Исторические науки. Волжский рубеж». 2006. — Т. 12, № 6 (21). — С. 77-79.

123. Нестерук, Е. С. Статус правосознания в правовой культуре / Е. С. Нестерук // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2007. - С. 49-51.

124. Нестерук, Е. С. Особенности современного российского правосознания / Е. С. Нестерук // Законы научной сферы общества : материалы X Междунар. ярмарки идей, 35 Акад. симп. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Н. Новгород, 2007. — С. 291-292.

125. Никитинский, В. И. Принципы советского трудового права / В. И. Никитинский, Р. 3. Лившиц // Советское государство и право. 1974. -№8.-С. 31.

126. Новгородцев, П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П. И. Новгородцев ; С.-петерб. ун-т МВД. СПб. : Лань, 2000. - 352 с. - (Мир культуры, истории и философии).

127. Общая теория государства и права : акад. курс. В 2 т. Т. 2 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. М. Н. Марченко. М. : ЗЕРЦАЛО, 1998. - 621 с.

128. Общая теория права : курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород : Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. - 544 с.

129. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С. А. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 1990. - 750 с.

130. Основные проблемы гражданского права / под ред. И. А. Покровского. — М. : Статут, 1998. 353 с.

131. Пасек, Е. В. Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве / Е. В. Пасек. — М. : Статут, 2003. 399 с. •

132. Пастухов, В. Б. Парадоксы права (эпоха посткоммунизма) / В. Б. Пастухов // Личность и мир : филос.-публицист. альм. — М., 2002. -Вып. 11.: Справедливость и закон. С. 14-21.

133. Платон. Государство / Платон // Собр. соч. В 4 т. / Платон. М., 1994. -Т.З.-С.91.

134. Платон. Сочинения / Платон. М. : Мысль, 1971. - Т. 3, ч. 1. - 687 с.

135. Покровский, И. А. Основные проблемы гражданского права / И. А. Покровский ; МГУ им. М. В. Ломоносова. М. : Статут, 1998. - 353 с. — (Классика российской цивилистики).

136. Поленина, С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России / С. В. Поленина // Государство и право. — 1999. № 9. - С. 9.

137. Проблемы современного гражданского права : сб. ст. / отв. ред. В. Н. Литовкин, В. А. Рахмилович. М. : Городец, 2000. - 384 с.

138. Рабцевич, О. И. Право на справедливое судебное разбирательство : междунар. и внутригос. правовое регулирование / О. И. Рабцевич. -М. : Лекс-Книга, 2005. 318 с.

139. Рагузина, О. В. Гуманизм и справедливость юридической ответственности в публичном и частном праве : автореф. дис. . канд. юрид. наук / О. В. Рагузина ; Волгоград, акад. МВД России. -Волгоград, 2001. 22 с.

140. Рассел, Б. История западной философии : сокр. пер. с англ. / Б. Рассел ; под общ. ред В. Ф. Асмуса. М. : Изд-во иностр. лит., 1959. - 936 с.

141. Розин, В. М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти / В. М. Розин. М. : Моск. псих.-социал. ин-т, 2005. - 350 с.

142. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 535 с.

143. Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права : Трактаты : пер. с фр. / Ж. Ж. Руссо. М. : Канон-пресс-Ц : Терра, 2000. - 542 с.

144. Семенов, В. М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства / В. М. Семенов. М. : Юрид. лит., 1982. - 152 с.

145. Синюков, В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В. Н. Синюков, В. К. Бабаев, Л. А. Морозова. Саратов : Полиграфист, 1994. - 496 с.

146. Смазнова, О. Ф. Аксиомы правосознания И. А. Ильина и темпоральный анализ развития правосознания / О. Ф. Смазнова // Вестник Новгородского государственного университета, 2003. № 24. -С. 46-50.

147. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев // Соловьев, В. С. Собр. соч. : в 2 т. М., 1988. - Т. 1.

148. Соловьев, В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьев // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. - С. 101.

149. Соловьев, Э. Ю. И. Кант : взаимодополнительность морали и права / Э. Ю. Соловьев. М.: Наука, 1992. - 210 с.

150. Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас. (Очерки по истории философии и культуры) / Э. Ю. Соловьев. М. : Политиздат, 1991. -432 с.

151. Спенсер, Г. Справедливость / Г. Спенсер, М. М. Филиппов. СПб. : Тип. А. А. Пороховщикова, 1898. - 242 с.

152. Спиноза, Б. Избранные произведения : пер. с гол. и лат. В 2 т. Т. 2 / Б. Спиноза. М. : Полит, лит., 1957. - 629 с.

153. Степанов, Д. И. Вопросы методологии цивилистической доктрины / Д. И. Степанов // Актуальные проблемы гражданского права : сб. ст. / под ред. О. Ю. Шилохвоста. М., 2003. - Вып. 6. - С. 1-32.

154. Степанянц, М. Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. — 1996. № 3.

155. Строев, Е. С. Проблемы российского самосознания / Е. С. Строев // Вопросы философии. 2007. - № 4. - С. 3-8.

156. Суханов, Е. А. Современное развитие частного права в России / Е. А. Суханов // Юрист. 2001. - № 3. - С. 2-7.

157. Табаков, В. И. Смысл истины в трилоге научно-религиозного подхода к миру / В. И. Табаков // Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. Н. Новгород, 2003. - С. 47-49.

158. Табаков, В. И. Человечность и ее осуществление в истории : монография / В. И. Табаков ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1995. - 180 с.

159. Тарановский, Ф. В. Учебник энциклопедии права / Ф. В. Тарановский. — Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1917.-641 с.

160. Теория государства и права : курс лекций / под. ред. М. Н. Марченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Зерцало, 1997.-476 с.

161. Теория государства и права : учебник для вузов / под. ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. 2-е изд. измен, и доп. - М. : НОРМА, 2002.-616 с.

162. Тихомиров, Ю. А. Публичное право : учебник для юрид. фак. и вузов / Ю. А. Тихомиров. М. : БЕК, 1995. - 485 с.

163. Тихомиров, Ю. А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. М. : Наука, 1982.-256 с.

164. Тихомиров, Ю. В. Основы философии права : учеб. пособие / Ю. В. Тихомиров. М. : Вестник, 1997. - 608 с.

165. Трубецкой, Е. Н. Лекции по энциклопедии права / Е. Н. Трубецкой. -М. : Тип. А. И. Мамонтова, 1917. 227 с.

166. Туманов, В. А. Современный антимарксизм и теория права / В. А. Туманов // Советское государство и право. 1969. - № 4. - С. 62.

167. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др.. М. : Сов. энцикл., 1983. - 840 с.

168. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики, 2006. - 1072 с.

169. Философия Канта и современность / Акад. наук СССР. Ин-т философии ; под общ. ред. Т. И. Ойзермана. М. : Мысль, 1974. -470 с.

170. Черданцев, А. Ф. Социалистическое право и справедливость / А. Ф. Черданцев // Справедливость и право : межвуз. сб. науч. тр. -Свердловск, 1989. С. 13.

171. Черепахин, Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве / Б. Б. Черепахин ; вступ. ст. С. С. Алексеева ; Исслед. центр част, права. -М. : ДЕ-ЮРЕ, 1994. 40 с. - (Библиотека «ДЕ-ЮРЕ»).

172. Черненко, А. К. Право как справедливость : ступени познания / А. К. Черненко // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. - № 1. - С. 95.

173. Четвернин, В. А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию / В. А. Четвернин. М. : Изд-во ИГиП РАН, 1993. - 141 с.

174. Четвернин, В. А. Современные концепции естественного права / В. А. Четвернин. М. : Наука, 1988. - 144 с.

175. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин ; предисл. И. Д. Осипова. СПб. : Наука, 1998. - 656 с. - (Русская государственная мысль).

176. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. М. : Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1900. - 337 с.

177. Чураков, А. Н. Принципы юридической ответственности : автореф. дис. . канд. юрид. наук / А. Н. Чураков. Волгоград, 2000. - 19 с.

178. Шереги, Ф. Социология права : приклад, исслед. / Ф. Шереги. -СПб. : Алетейа, 2002. 447 с.

179. Шершеневич, Г. Ф. Наука гражданского права в России / Г. Ф. Шершеневич ; науч. ред. В. С. Ем. М. : Статут, 2003. - 250 с.

180. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. СПб. : Изд-во бр. Башмаковых, 1910. - 865 с.

181. Широкалова, Г. С. Права человека : социол. аспект / Г. С. Широкалова. -Н. Новгород : Нижегор. правовая акад., 2006. — 142 с.

182. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность : пер. с нем. / А.

183. Шопенгауэр. М : Республика, 1992. - 448 с. - (Библиотека этическоймысли).

184. Шохов, И. П. Правда о справедливости / И. П. Шохов. М. : Самиздат, 1995. - 131 с.

185. Щенникова, JI. В. Справедливость и добросовестность в гражданском праве России (несколько вопросов теории и практики) / JI. В. Щенникова // Государство и право. 1997. - № 6. - С. 120.

186. Экимов, А. И. Коркунов / А. И. Экимов. М. : Юрид. лит., 1983. -96 с.

187. Экимов, А. И. Справедливость и социалистическое право / А. И. Экимов. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 120 с.

188. Этика : учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М. : Гардарики, 2007. - 496 с.

189. Этика Аристотеля / пер. с греч. Э. Радлова. СПб. : Тип. Товарищества «Обществ, польза», 1908. - 207 с.

190. Этическая мысль : науч.-публицист, чтения / редкол. А. А. Гусейнов и др.. М. : Политиздат, 1990. - 480 с.

191. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм // Юм, Д. Сочинения : в 2 т. М., 1996. - Т. 1.

192. Яковлев, В. Ф. Россия : экономика, гражданское право (вопросы теории и практики) / В. Ф. Яковлев. М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2000. -224 с.

193. Benndit, Th. М. Law as rule and principle / Th. Benndit. Stanford (Cal.), 1978.

194. Bowy, N. E. The «war» between natural law philosophy and legal positivism / N. E. Bowy // Idealistic studies. The Hague. 1974. - N 2. -P. 145-155.

195. Smith, M. Why expressivists about value should love minimalism about truth / M. Smith // Analysis. Oxford, 1994. Vol. 54, № 1. - P. 1-12.

196. Meier, Ch. Zur Diskussion uber das Rechtsgefuhl / Ch. Meier // D., 1986. -S. 99, 113, 114.

197. Messner, J. Das Naturrecht. Handbuch der Gesellschaftsethik, Staatsethik und Wirtschaftsethik / J. Messner. Innsbruck : Tyrolia-Verlag, 1955.

198. Rawls, J. Theory of justice / J. Rawls. Cambridge ; Massachusetts : The belknap press of Harvard University Press, 1971. - 607 p.

199. Zacher, E. Der Begriff der Natur und das Naturrecht / E. Zacher. Berlin, 1973.-325 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.