Становление гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Максимова, Зинаида Семеновна

  • Максимова, Зинаида Семеновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Якутск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Максимова, Зинаида Семеновна. Становление гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Якутск. 2002. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Максимова, Зинаида Семеновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Процесс формирования и эволюции гуманистического отношения к человеку с особенностями развития

1.1. Историко-философское осмысление отношения общества к человеку с ограниченными возможностями развития.

1.2. Диалектика отношения к людям с ограниченными возможностями развития в российском обществе.

1.3. Соотношение понятий «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями развития».

ГЛАВА II. Основа становления гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития в современных условиях

2.1. Новый гуманизм - основа современного отношения общества к человеку с ограниченными возможностями развития.1.

2.2. Становление гуманистических принципов толерантности и эмпатии.

2.3. Противоречия в социализации человека с ограниченными возможностями развития и факторы ее гуманизации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития»

В конце XX века с преобразованием социально-политического строя в российском обществе произошел радикальный перелом в ценностных ориентациях общества: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Проблема взаимоотношений общества и лиц с особенностями развития (глухими, слепыми и с другими нарушениями), адаптации их в нормальной среде или, наоборот, отторжения от этой среды, существовала всегда. Проблема эта в определенной степени носит социально-философский характер, на что до недавнего времени не обращалось должного внимания. Между тем в процессе гуманизации общества, социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальную среду социально-философский аспект проблемы приобретает особую актуальность. Отношение общества к лицам с особенностями развития менялось на протяжении развития самого социума. Оно по преимуществу складывалось по принципу: «Мы-они», т.е. всегда существовала проблема отчуждения людей неадекватных.

Многовековое негативное восприятие, так называемым нормальным, здоровым, ординарным большинством, своих телесно и душевно нездоровых, неординарных соплеменников, сограждан, зафиксировалось в фольклоре, в феноменах светской жизни. Иными словами, общество, считая отдельных своих членов неполноценными, урезает их гражданские права, ограничивает или затрудняет их повседневную жизнь, исключает из полноценной культурной жизни, деструктивно влияет на их развитие и не только не помогает этим людям реабилитироваться, а напротив, затрудняет их вхождение в социум.

Преодоление этого социального барьера отчуждения, изменение привычного менталитета по отношению к людям с особенностями развития, проблема их интеграции в общество имеют особо актуальное значение в 4 современных условиях. Существующая проблема усугубляется тем, что значительное количество людей имеет признаки ограничения жизнедеятельности, а также неуклонным ростом общего числа инвалидов за последние годы. К началу XXI века в России в органах социальной защиты на учете состояло 10 миллионов инвалидов. Несмотря на существующую систему социальной защиты, инвалиды по-прежнему остаются одной из самых неблагополучных категорий населения, как в экономическом, так и в социальном смысле.

Когда же мы говорим о человеческом обществе в целом, - пишет А.Г. Спиркин, - то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя всех людей. Без этого общество было бы лишь известным количеством отдельных, разрозненных лиц, порознь живущих на данной территории, а не связанных нитями общности интересов, целей, деяний, трудовой активности, традиций экономики, культуры и т.п. Люди созданы, чтобы жить в обществе»1. В последнее время российское общество движется по пути строительства правового государства, поэтому необходимо уточнить и расширить положение о правах и обязанностях граждан, среди которых несколько десятков миллионов людей-инвалидов. Правильнее говорить не об «инвалидах», а о людях с особенностями развития или с ограниченными возможностями и проблемами. Ограничения являются следствием болезни или увечья: человек без ног в любом случае инвалид, но степень его ограничений зависит от конкретной ситуации, от объема помощи, которую он получает. Пока он смотрит телевизор, читает, общается с окружающими его инвалидность никак не проявляется. Ограничения возникают только при необходимости передвижения. Однако, например, при наличии инвалидного кресла с электронным управлением или специальных дверей передвижение в пределах одноэтажного дома тоже не вызовет ограничений. Здоровые люди могут мысленно поставить себя в ситуацию инвалидности, представив себя в чужой

1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - С.565 5 стране, среди людей, говорящих на другом языке. Человек при этом остается самим собой, но у него возникает дефицит общения. А как почувствует себя человек с сохранным слухом, оказавшись среди глухих, пользующихся языком жестов? Кого из них в данном случае считать «дефектным»? Таким обрром, люди с нетипичным состоянием здоровья не всегда ущербны - это определяется конкретной ситуацией, поведением окружающих и отношением к ним.

На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть индифферентным к тем, кто имел те или иные нарушения физических или психических качеств. Таких людей нельзя было не заметить, так как они требовали к себе особого внимания. Если этого внимания им не оказывалось или оказывалось не в той форме и не в том объеме, какого они требовали, эти лица становились тяжелым бременем для общества и источником таких социальных зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество.

В связи с этим у общества возникала необходимость определить свое отношение к данным лицам. На протяжении длительного исторического времени, по мере развития и прогресса характер отношения общества к подобным категориям людей менялся. До недавнего времени эта проблема у г нас в стране считалась решенной. Люди данной категории, как правило, находились в специальных интернатных учреждениях в изоляции от остального общества. В условиях советского времени, когда человек рассматривался лишь как «винтик» общественного развития, проблеме инвалидов не уделялось должного внимания. Советская реальность была направлена на изоляцию таких людей. Эта группа людей относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично.

Глубинные процессы, происходящие в России, социально-экономические реформы свидетельствуют о том, что создается новая модель общественной системы. В поисках новых социально-экономических и общественно-политических структур, адекватно отражающих реалии быстро изменяющейся социальной действительности, главным ориентиром должна служить 6 человеческая проблематика. В последнее время в социальной философии намечается поворот к человеку - антропологический подход. Здесь человек рассматривается как критерий развития всей общественной жизни. Когда речь идет о приоритете общечеловеческих ценностей, проблема человека становится стержнем, основой политики и мировоззрения, экономики и культуры, и только при таком подходе наше общество сможет занять свое достойное место в структуре человеческой цивилизации. Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к незащищенным слоям населения, в том числе к людям с ограниченными возможностями. В 90-ые годы XX в. произошли серьезные изменения в отношении к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.

Все эти вопросы диктуют необходимость философского осмысления проблемы становления гуманистического отношения общества к людям с ограниченными возможностями развития.

Степень разработанности проблемы. Особый интерес автора к данной теме был вызван и отсутствием социально-философской литературы по этой проблеме. Она не выделена в качестве предмета отдельного исследования ни в специальной, ни в педагогической, ни в философской литературе.

В настоящей работе мы опирались на отдельные высказывания известных философов античности, эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, которые носят характер первоисточников, а также на произведения классиков педагогики и психологии. В работах философа Э.В.Ильенкова «Философия и культура», «Учитесь мыслить смолоду» исследовано обучение слепоглухих детей. Анализируя успешный эксперимент А.И.Мещерякова и И.А.Соколянского по обучению слепоглухих, Э.В.Ильенков делает вывод, что формирование психики человека происходит не спонтанно, а в процессе присвоения ребенком человеческой культуры. Что касается специальных исследований, то отдельного упоминания требует работа Н.Н. Малофеева, где в контексте возникновения и развития национальных систем специального 7 образования, показано отношение западноевропейского общества и государства к детям с отклонениями в развитии.

В трудах выдающегося ученого JI. С. Выготского «Основы дефектологии», «Принципы социального воспитания глухонемых детей» и др. обоснована идея необходимости изменения отношения общества к аномальным детям. Более того, Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем, компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями. Эту проблему он считал философской, общественно-педагогической задачей огромной важности: «Чтобы не строить на песке, чтобы избежать эклектического и поверхностного эмпиризма, дефектология должна опереться на философский диалектико-материалистический фундамент, на котором строится наша общая педагогика, и на фундамент социальный, на котором строится наше социальное воспитание. Это и есть проблема нашей дефектологии»1.

При анализе работ, касающихся проблемы взаимодействия отношений общества, государства и людей, отличающихся от большинства своей речью, поведением, физическим статусом вследствие отсутствия слуха, зрения, прослеживается своеобразная эволюция отношений от ненависти и агрессии (Аристотель, Сенека, Гиппократ, Августин) до терпимого и участливого отношения к ним (Дж. Бруно, Эразм Роттердамский), а затем и до идей равенства и интеграции.

В работах античных философов Аристотеля, Сенеки было дано философское обоснование неполноценности и ненужности обществу людей с грубыми физическими и умственными недостатками. По мнению Гиппократа,

1 Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. T.A. Власовой. - М.: Педагогика, 1983.-С.ЗЗ. 8 медицина считала природу глухоты сверхъестественной, а глухого -обреченным на немоту. Оценка Гиппократом и Аристотелем статуса и умственных способностей глухих являлась мощной преградой на пути попыток их обучения в течение двух тысяч лет. Медики и философы Средневековья следовали за Аристотелем в понимании божественного порождения речи и важности слуха как обязательного условия её возникновения. Суждения античных философов негативно повлияли на отношение общества к людям с ограниченными возможностями развития.

С возникновением христианства фиксируются единичные факты милосердного отношения к людям с отклонениями в развитии, но одновременно растет и число религиозных предубеждений и суеверных опасений в обществе, В эпоху раннего Средневековья в Европе начинает формироваться культурная традиция дискриминации лиц с физическими и психическими нарушениями в развитии. Философы-богословы теоретически обосновывают неполноценность людей с врожденными недостатками в развитии.

В эпоху Возрождения западноевропейские государства проходят путь от осознания необходимости призрения людей с отклонениями в развитии до осознания возможности обучения некоторых из них (глухонемых, слепых). Философские трактаты Эразма Роттердамского и Джордано Бруно, Рудольфа Агриколы, Джироламо Кардано, Жюльена О. де Ламетри, Этьена Кондильяка, Жана-Жака Руссо, идеи Яна Амоса Коменского характеризовали новые взгляды на отношения к людям с отклонениями в развитии. Основная идея их трудов -это идея принципиального равенства всех людей и одинаковости человеческой природы.

Большое значение в разработке данной проблемы имели работы философов-просветителей, которые оказали огромное влияние на развитие специального образования. Так, в частности, трактат Д. Дидро «Письмо о 9 слепых в назидание зрячим»1, послужил стимулом к ряду специальных научных исследований.

В дальнейшем разработкой проблемы занимались узкие специалисты, ученые-педагоги К. Асп, А.И. Басова, JI.C. Волкова, JI.A. Головчиц, П. Губерина, А.И. Дьячков, Т.С. Зыкова, В.К. Коркунов, Б.Х. Корсунская, В.В. Лебединский, Э.И. Леонгард, М. Монтессори, Е.Г. Речицкая, И.В. Цукерман, Н.Д. Шматко и др.

В поисках путей дальнейшей гуманизации отношения общества к людям с особенностями развития изучены труды ученых-гуманистов Б.Х.Бгажнокова, Ю.Г.Волкова, Ж.Маритена, Е.М.Махарова, А.Печчеи, Б.Н.Попова, А.В.Разина, В.А. Канке, Э.Фромма, А.Щвейцера и др. В развитии идеи равного положения в обществе людей с особенностями развития, в обосновании толерантности и эмпатии, как гуманистических принципов, полезными были материалы Международной конференции «Через толерантность к взаимопониманию и миру», состоявшейся в г. Якутске в июле 1994 г., прежде всего статьи якутских ученых П.С. Максимова, Е.М. Махарова, В.Д. Михайлова, Т.М. Михайловой, А.Г. Новикова, Т.П. Родионова, А.С. Саввинова др.

Проблемы взаимоотношения между людьми разрабатывались также учеными-представителями гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу, Э. Фроммом. Пути и цели интеграции детей с нарушениями развития в общеобразовательные учебные заведения широко обсуждаются и осуществляются российскими учеными - педагогами Л.С. Волковой, Т.С. Зыковой, В.В. Коркуновым, В.В. Лебединским, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеевым, Е.Г. Речицкой, Н.Д. Шматко, И.В. Цукерман и др.

В современной философской литературе, как уже упоминалось, специальных исследований по данной теме нет. Лишь в работе советского философа Э.В. Ильенкова «Философия и культура» описывается эксперимент, проведенный педагогом-психологом А.И. Мещеряковым по обучению и воспитанию четырех детей с комплексными нарушениями зрения, слуха и речи.

1 Д. Дидро. Избранные философские произведения. - М.: Огиз. гос. изд-во полит, литературы, 1941. - С. 267.

10

Таким образом, степень разработанности темы в философском плане является явно недостаточной. В специальной же литературе были затронуты лишь некоторые аспекты интересующей нас проблемы. Становление гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития не стало еще предметом социально-философского исследования.

Объектом исследования является отношение общества к людям с ограниченными возможностями развития.

Предмет исследования - становление гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития.

Целью диссертационного исследования является выявление методом логико-исторического и социально-философского анализа сущности эволюции отношения общества к человеку с ограниченными возможностями развития как противоречивого, но непрерывного движения к принципам нового гуманизма.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Осуществление анализа становления гуманистического отношения к лицам с ограниченными возможностями в западноевропейском и российском обществах.

2. Переосмысление понятия «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями развития».

3. Раскрытие основ нового гуманизма в отношении общества к человеку с ограниченными возможностями в современных условиях.

4. Обоснование толерантности и эмпатии как основных гуманистических принципов интеграции людей с ограниченными возможностями в социум.

5. Раскрытие противоречивой социализации человека с ограниченными возможностями развития и факторов ее гуманизации.

Теоретико-методологической основой исследования служат социально-философский анализ с опорой на принципы логико-исторического и диалектико-материалистического подходов. В основу исследования взаимоотношения между людьми положен новый гуманизм. В анализе понятия «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями развития» мы

11 опирались на труды философов Ф. Бэкона, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля, Д. Юма, Л. Витгенштейна.

Применен также аксиологический метод в определении социального статуса и роли человека с ограниченными возможностями развития. Источниковедческой базой послужили исследования отечественных и зарубежных авторов, отражающие положение в обществе людей с особенностями развития, труды классиков и современных философов, педагогов и психологов.

Научная новизна результатов данного исследования заключается в том, что впервые специально осуществлен социально-философский анализ гуманистического отношения общества к человеку с ограниченными возможностями.

В частности, в исследовании:

- осмыслено и определено понятие «человек с ограниченными возможностями развития»;

- разработана модель личности человека с ограниченными возможностями развития;

- раскрыты концептуальные основы нового гуманизма как философии современного отношения к человеку с ограниченными возможностями развития;

- обосновано диалектическое единство взаимосвязи толерантности и эмпатии как принципов нового гуманизма в отношении к людям с ограниченными возможностями развития;

- выведены факторы гуманизации противоречивого процесса социализации человека с особенностями развития.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы как методологические ориентиры и исходные положения в дальнейшей разработке гуманистических подходов к проблемам отношения общества к человеку с ограниченными возможностями и принципов толерантности и эмпатии в его обучении и социализации. Положения и выводы

12 исследования могут быть использованы в практической работе по гуманизации отношения к людям с ограниченными возможностями в обществе; в разработке методических пособий по различным аспектам гуманизации процесса социализации людей с особенностями развития.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Якутского госуниверситета. Концептуальные положения работы апробировались на заседаниях Нерюнгринского отделения Российского философского общества и на научных конференциях в гг. Нерюнгри, Якутске, Владивостоке, Новосибирске, Киеве. По теме исследования диссертант имеет 5 научных публикаций.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Максимова, Зинаида Семеновна

Результаты исследования могут быть использованы как методологические ориентиры для дальнейшего исследования проблемы гуманизации отношения общества к людям с особенностями развития и их социализации, интеграции в социум. Дальнейшей разработки требуют способы реализации нового гуманизма, принципов толерантности и эмпатии в обществе вообще и в отношении к людям с ограниченными возможностями в особенности.

По итогам исследования предлагаются следующие практические рекомендации по дальнейшей гуманизации в России отношения к людям с особенностями развития и их социализации, интеграции в социум:

127

1. Создание в России гуманистических социальных программ обеспечения жизнедеятельности людей, имеющих нарушения, программ, которые позволяли бы каждому из них самореализовываться и не чувствовать себя лишними в обществе и программ помощи семьям, имеющим нетипичных детей;

2. Разработка новых гуманных законодательных актов для реализации конституционного права каждого на образование и для включения всех детей в систему образования.

3. Изменение стереотипов в общественном сознании, согласно которым формируется образ человека с особенностями развития, как неспособного участвовать в производстве материальных и духовных благ и, нуждающемся в постоянной опеке, и даже изоляции. Необходимо участие средств массовой информации в формировании общественного мнения относительно равноправия людей с особенностями развития со всеми другими.

4. Создание всех условий, необходимых для интеграции лиц с особенностями развития в общество: профессиональную подготовку, дающую возможность конкурентноспособности на рынке труда людей с особенностями развития, создание рабочих мест в соответствии с особенностями возможностей этой категории людей.

5. В результате гуманизации науки и техники совершенствование, разработка и выпуск новых вспомогательных средств, облегчающих жизнь людей с особенностями развития, в том числе и специализированных архитектурных дополнений.

128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В социальной философии впервые систематически исследовано противоречивое становление и развитие гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития. В ходе исследования были систематизированы взгляды философов, ученых на проблему отношения общества к людям с особенностями развития, раскрыта эволюция этого отношения в сторону преобладания в нем гуманистических идей, принципов, доказано, что на смену классическому гуманизму формируется новый гуманизм как основа современного подхода к человеку с ограниченными возможностями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Максимова, Зинаида Семеновна, 2002 год

1. Актуальные проблемы современности: Государство и общественные организации инвалидов.http://com.promedia.minsk.by /bul/N2V2/problems.html

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 1998. - 576 с.

3. Андреев Э.М., Маршак А.Л. Манифест гуманизма (идеология и гуманистическое будущее России) // Соц.-гуманит. знания. 2000.- № 6.-С.315-320.

4. Антология античной философии / Сост. С.В. Перевезенцев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 415 с.

5. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. - 776 с.

6. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. - 760 с.

7. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х. Т 1. М.: 1994. Высш. шк., 1994. - 462 с.

8. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1976. - С.65-367.

9. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1976. - С. 369-450.

10. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. - С.53-293.

11. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. - С.375-644.

12. Базоев В.З. Профессиональное образование глухих // Дефектология. 1996.-№ 6.

13. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребёнка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. 1996.- № 3.

14. Басова А.Г. История обучения глухонемых / Под ред. Pay Ф.А.-М.: Учпедгиз, 1940.129

15. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984.

16. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии // Этнограф, обозрение. 2000. - № 6. - С.23-29.

17. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М.: Просвещение., 1985. - 302 с.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia - Центр, Медиум, 1995. - 335 с.

19. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. М., изд-во ЭКСМОПРЕСС, 2001. - 687 с.

20. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. 2 изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1997. - 489 с.

21. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение. 1987.-75 с.

22. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. -96с.

23. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 367 с.

24. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей // Дефектология. 1999. - № 3. - С. 15 - 23.

25. Бруно Дж. О героическом энтузиазме: Пер. с итал. М.: Госполитиздат, 1953.-С. 212.

26. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1972. - С. 347-486.

27. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978.-С. 7-202.

28. Быть инвалидом в России означает. Правда Севера http://pravdasevera.ru. :8101/2001/12/08/3-ргп /shtml

29. Васильев В.А. Древнеримские мыслители о добродетели // Соц.-гуманит. знания. 2000 № 4. - С. 168-182.

30. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2 ч. Ч. 1. М., 1994. - 280 с.130

31. Волков Ю.Г. Идеологии в жизни современного российского общества // Соц. -гуманит. знания. -1999. № 6. - С. 5-19.

32. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России // Соц.-гуманит. знания.-2000.-№ 1. С.3-17.

33. Волков Ю.Г. Основополагающие идеи и принципы гуманистической идеологии // Соц. гуманит. знания. - 2001. - № 3. - С. 49-62.

34. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма // Соц.-гуманиз. знания. 2000. - № 1. -С. 19-35.

35. Волков Ю.Г. Идеология для России // Соц.-гуманит. знания. 2001. - № 2. -С. 58-70.

36. Верботональная система. Диагностика. Слухопротезирование. Реабилитация слуха и речи: Материалы международного симпозиума. Киев. 2629 сент. 2001. Киев, 2001. - 64 с.

37. Всеобщая Декларация прав человека // Лит. газета. 1989. 25 января (№ 4).

38. Всероссийское общество глухих. История. Развитие. Перспективы. Л.: 1985.

39. Выготский JLC. Основы дефектологии // Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т.5. М., 1983.

40. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасна. М.: Прогресс, 1991. 270 с.

41. Гегель Г.В. Наука логики // Сочинения. В 3 т. Т.З.-М.: Мысль, 1972. 371 с.

42. Гельвеций. Сочинения. В 2-х т. Т.2/Ред. Х.Н. Момджян. М.: Мысль, 1974. -С.575.

43. Гипевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе / Дефектология. 1995. № 2.

44. Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т.1.-М.:Мысль, 1963. 367 с. 42.Гос. Дума. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Законот 20 июля 1995 г. М., 1995. // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 48.

45. Гуревич П.С. Введение в философию: Учебник М.: Олимп, 1997.

46. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд.-М.: Искусство, 1984.131

47. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Уч. пособие. М. -СПб.: Университет, книга, 2000. - С.94.

48. Грачев JI.K. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М.: НИИ семьи, 1992. - 128 с.

49. Движение за права инвалидов: краткая история, выдержки из материала «Доступ и возможности: справочник по проблемам инвалидов».http ://usinfo. state. gof/j ournalr /itsv/0199/ij sr/history .htm

50. Декларация прав ребенка. Принята ООН. http://www.yse-vmeste.ru/family/benefists.htm

51. Дефектологический словарь / Гл. ред.: Дьячков А.И. и др. М.: Педагогика, 1970.-255 с.

52. Дидро Д. Избранные философские произведения. М.: ОГИЗ., 1941. - С. 267.

53. Димов В.М., Паутов В.Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Соц.-гуманит. знания. 2000. - № 1. - С. 166-180.

54. Димов В.М. Здоровье как глобальная проблема выживания биосоциального вида // Соц.-гуманит. знания. 2000. - № 2. - С. 174-180.

55. Димов В.М. Новая концепция здоровья // Соц.-гуманит. знания. 1999. - № 4.-С. 185-191.

56. Димов В.М. Здоровье как социальная проблема // Соц.-гуманит. знания. -1999.-№6.-с. 170-185.

57. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: Пособие для воспитателей детских садов. М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 128 с.

58. Достоевский Ф.М. Идиот. Роман. Ижевск.: Удмуртия, 1984. - 639с.

59. Доступность жилища, социальной инфраструктуры и среды обитания инвалидов в России.http://paraHfe.narod.ru/library /sportproblems/sportproblems2 .htm132

60. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.Н. Гаврилушкина и др. М.: Просвещение, 1993. - 193 с.

61. Дубровский Д.И. Еще раз о проблеме идеального // Философия и общество. 2002. № 2. С.89-120.

62. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: историко-педагогическое исследование. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957. - 175 с.

63. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., изд-во АПН РСФСР, 1961.- 103 с.

64. Ертанова О.Н. Мы и особенные дети // Внешкольник. -1999. № 9.- С. 14-25.

65. Ертанова О.Н. Мы и особенные дети // Внешкольник.-1999.-№ 10.-С.23-27.

66. Если Ваш ребенок не такой, как другие. М., 1997.-177 с. (НИИ семьи. Федер. программа «Дети-инвалиды»).

67. Журевич А.Д. Программы СПТ для молодых безработных: Сб. социально-психологических тренингов./Под ред. О.А. Абрамовой: Новосибирск, 2002. -С.38.

68. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь.: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. педин-тов. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.

69. Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // Дефектология. -1995. № 2 С.3-8.

70. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Российская Федерация. От 20 июля 1995 г. // Рос. Газ. 1995. - № 234.

71. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. 2-е изд. М.: Просвещение, 1980.-97 с.

72. Иванов С.А. Византийское юродство. -М.: Международ, отношения, 1994.

73. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории теории. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

74. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. - 96 с.

75. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. -М.:Политиздат, 1977. 164 с.

76. Ильенков Э.В. Философия и культура М.: Политиздат, 1991. - 270 с.133

77. Инвалид активный член общества. Избранные статьи. Медицинский вестник.-2001. № 29.http://medi.ru //doc /731291 .htm

78. Инвалиды. Дважды отверженные. http://bdg.press.net.bu /1997/97 12 11.427/ invalid.htm

79. Интеграция в общество. Сборник для инвалидов, организаций инвалидов и специалистов. Науч.-популяр. изд. РООИ «Перспектива», 2000.

80. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Метод, рекомендации / Ред. Шипицына JI.H., Назарова Л.П. СПб., 1999. - 93 с.

81. Исенина Е.И. Родителям о психологическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: Прогресс, 1999. - 80 с.

82. Использование и совершенствование новых методов и технологий в реабилитации детей-инвалидов: Материалы респуб. научно практ. конференции 5-8 дек. 2000 г., г. Нерюнгри. - Якутск, 2001.- 163 с.

83. История Всероссийского общества слепых (1925-1940 гг.) http://srv.vos.org.ru/TEXT VER/ vorhist/histros.htm

84. История Всероссийского общества слепых (1941-1945 гг.) http://srv.vos.org.m/TEXT VER7 vorhist/histros.htm

85. История Всероссийского общества слепых (1946-1958гг.) http://srv.vos.org.ru/TEXT VER/ vorhistros.htm

86. История Всероссийского общества слепых (1959-1985 г.г.) http://srv.vos.org.ru/TEXT VER/ vorhistros.htm

87. История Всероссийского общества слепых (1986-1991 г.г.) http://srv.vos.org.ru/TEXT VER/ vorhistros. htm

88. История Всероссийского общества слепых (1992-2000г.г.) http://srv.vos.org.ru/TEXT VER/ vorhistros. htm

89. История социологии в Западной Европе и США:Учебник для вузов / Ответ, ред. Г.В. Осипов.-М.: изд-во «Норма», 2001. 576 с.

90. Каверин В.И., Демидов И.В. Философия. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2000. - 87 с.134

91. Канке В.А. Философия: Учебное пособие. М.: Логос, 2001. - 344 с.

92. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. -2-е изд. -М.: Логос, 1999.-351 с.

93. Кант И. О педагогике. Трактаты и письма. М.: Мысль, 1980. - 547 с.

94. Кант И. Критика чистого разума. /Сочинения. В 6-ти т. Т. 1. М.: Мысль, 1964.-367 с.

95. Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы организации социальной работы в семьях детей-инвалидов // Социальн. работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992. - С.24-31.

96. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. -2-е изд. М.: Просвещение, 1994.- 186 с.

97. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.

98. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН // Права человека. Сб. международных договоров. С.388-408.

99. Кондильяк Э. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Пер. с франц. / Общ. ред. и примеч. В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1982. - 541 с.

100. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учеб. для пединститутов. -М.: Просвещ., 1974. 447 с.

101. Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии. СПб., 1997,- 49 с. (Мин-во труда и соц. разв. РФ. Федер. целевая программа «Дети-инвалиды)

102. Коррекционная педагогика. Учебное пособие/Под ред.Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр. «Академия», 1991. - С. 108.

103. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М.: Педагогика., 1970. С. 192.

104. Комплексная реабилитация детей с нарушением слуха. Метод рекомендации М.-СПб.:., 2001. 344 с. (Мин-во труда и соц. развития РФ. Центр мед-соц. реабилитации детей-инвалидов г. Сочи.).135

105. Комплексная реабилитация детей с нарушением зрения. Метод. рекомендации.-М.-СПб.: 2001. 581 с. (Мин-во труда и соц. развития РФ. Администрация г. Санкт-Петербурга. Комитет по труду и соц. защите населения).

106. Краткий философский словарь / Под ред. Алексеева А.П. М.: Проспект, 1997.-447 с.

107. Кулебякин Е.В. К проблеме соотношения объективного и субъективного в процессе социальной адаптации в современных условиях, (макросоциологические аспекты) // Проблемы социальной адаптации. -Владивосток, изд-во ДВГУ, 2000. С. 28-35.

108. Ламетри Ж.О. Сочинения / Общ. ред., предисл. и примеч. В.М. Богославского М., Мысль, 1976 - 551 с.

109. Логос. Культура. Цивилизация: Материалы 5 межвуз. научно-теор. конференции г. Якутск. 23 мая 2001. Якутск: изд-во ЯГУ. - 225 с.

110. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Соч. в 3 т., T.l М.: Мысль, 1985. -371 с.

111. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 1. -С.48-52.

112. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать! Из опыта работы. М.: Просвещение., 1990.- 110 с.

113. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М., Просвещение., 1991. - 237 с.

114. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография / Под ред. Хомской Е. 2-е изд. М.: изд-во МГУ, 2001.- 186 с.

115. Максимов П.С. Толерантность в контексте истории народа саха // Терпимость: идеи и традиции. Материалы научн. конференции. -Якутск, 1995. -С. 129-133.136

116. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч. 1 Западная Европа. -М.: УПК «Федоровец», 1996. 180 с.

117. Маритен Ж. Философ в мире/Пер. с фр; послесл., коммент. Б.Л.Губмана. -М.: Высшая шк., 1994. 198 с.

118. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб.: изд-во «Лань», 1997. 384 с.

119. Махаров Е.М. Политика, толерантность, человек // Терпимость: идея и традиции. Материалы научн. конф. Якутск, 1995. - С. 16-23.

120. Махаров Е.М. Философия человека: Учеб. пособие. Якутск, 1994. -74 с.

121. Махаров Е.М. Философия человеческого общества. Социальная онтология. Социальная гносеология. Социальная динамика. М.: Мысль, 1999. - 335 с.

122. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 189 с.

123. Мизинцев В.П. Критерии адаптации личности с учетом деятельности стандартов/УПроблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Материалы научной конференции. Владивосток: 2000.-С.12.

124. Мир философии: Кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура.- М.: Политиздат, 1991. 624 с.

125. Михайлов В.Д. Толерантность как духовно-нравственная основа гражданского согласия // Терпимость: идея и традиции. Материалы научн. конф. Якутск, 1995. - С. 32-35.

126. Михайлов В.Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий, 1995.-220 с.

127. Михайлова Т.М. Толерантность: социентальный анализ // Терпимость: идеи и традиции. Материалы научн. конф. Якутск 1995. - С. 51-53.

128. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 1997. - 448 с.

129. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова. М.: изд. дом «Карапуз», 2000. - 272 с.137

130. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе//Дефектология. 2002. - № 3. - С.З.

131. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах: т. 1. Пер. с нем. - Вступ. статья, составление и примечания. К.А. Свасьяна. - М.: «РИПОЛКЛАССИК», 1998 -832 с.

132. Ницше Ф. Антихристианин. http://liber.vov.ru/Hbrary-1/0006/0001/0001 .shtml

133. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 1,2,3,4. М.: Мысль, 20002001. - 724 е., - 638 е., - 696 с. - 608 с.

134. Новиков А. О менталитете народа саха. Якутск: изд-во Аналит. Центра при Президенте PC (Я), 1995. - 141 с.

135. Оздоровление детей и реабилитация детей-инвалидов: Материалы респуб. научн.-практ. конф. «Современные подходы в организации реабилитации и оздоровления детей, детей-инвалидов в условиях Севера». 5-7 апр. 1999. г. Якутск. Якутск, 1999. - 158 с.

136. Оконешникова А.П. Народная мудрость основа воспитания. - Якутск, 1996.- 175 с.

137. О положении инвалидов и инвалидности в Республике Саха (Якутия). Инф. доклад.- Якутск, 1998. 19 с.

138. Опыт и перспективы организации реабилитационно образовательного процесса в Институте социальной реабилитации НГТУ. Вып. 1 / Под. ред. Г.С. Птушкина. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 1999. - 67 с.

139. Опыт и перспективы организации реабилитационно образовательного процесса в Институте социальной реабилитации НГТУ. Вып. 2/Под. ред. Г.С. Птушкина. - Новосибирск: изд. НГТУ 2000. - 65 с.

140. Опыт сотрудничества и взаимодействия в системе школа вуз: Сб. материалов метод, семинара преподавателей Института социальной реабилитации и учителей специальных школ / Под. ред. Г.С. Птушкина. -Новосибирск: изд-во НГТУ, 2001. - 116 с.138

141. Организация Объединенных Наций. Международная деятельность в прошлом.http://www.havat.am /Russian/standardrulesru.htm

142. Организация Объединенных Наций. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.http://www.havat.am /Russian/standardrulesru.htm

143. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

144. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западно-европейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М.: Учеб. лит., 1997.

145. Перспективы социальной психологии. -2-е изд./Ред. Н. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон М.: изд-во «ЭКСМОПРЕСС», 2001. - 687 с.

146. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -2-е изд.- М.: Флинта, 2000.-103 с. (Б-ка дефектолога).

147. Печчеи А. Человеческие качества // Мир философии: Кн. Для чтения. 4.2. Человек. Общество.Культура. М.: Политиздат, 1991. - С. 562-567.

148. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т., Т. 1. М., Правда, 1987. -590 с.

149. Понятийно терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: изд. центр «Владос», 1997. - 400 с.

150. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986.-92 с.

151. Попов Б.Н. Этика. Курс лекций. М.: Academia, 1999. - 187 с.

152. Права человека и инвалидность. Доклад комиссии по правам человека ООН: С.43-44

153. Проблемы спорта. Актуальность проблемы. http://paralife.narod.ru./library /sportprodlems/sportproblemsl.htm139

154. Проблемы физической культуры, здоровья и духовно-нравственного воспитания детей, молодёжи: Материалы региональной научно- практической конференции. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. - 275 с.

155. Понятовская О. Делать как для себя // Соц. защита. -1998. -С.70-75.

156. Психология здоровья в художественной литературе: психология жизни и смерти. Человек в чрезвычайных ситуациях. Образ жизни и здоровья. Хрестоматия. -М.: Флинта, 1999.

157. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 изд., испр., доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

158. Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. М.: Просвещение., 1992.-128 с.

159. Публикации: Лабиринт: Все о слухе и его нарушениях. И всё же мы нужны друг другу.http://doktor.ru/au /publication/deafscience/index.htm

160. Радищев А.Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб.: Питер, 2001. -С.133.

161. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. -2 изд., перераб. и доп. М.: Центр, 2000. - 573 с.

162. Разин А.В. Идея гуманизма в западной философии // Философия и общество. 1998. - № 5.- С. 155-176.

163. Рассел Б. История западной философии: В 3-х кн. / Пер.с.англ; СПб.: Азбука, 2001.-960 с.

164. Рассел Б. Словарь разума, материи, морали. Киев.: Изд-во Port-Royal, 1996.-318 с.

165. Pay Ф.А., Pay Ф.Ф. Воспитание глухого ребенка в семье. М., Педагогика, 1970. - 86 с.

166. Pay Ф.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 140 с.

167. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М., Педагогика, 1973. - 75 с.140

168. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997. - 167 с. (Ассоциация работников социальных служб. Институт социальной работы)

169. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4 т. Т. 3. Новое время. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - 714 с.

170. Ремизов А.А. Особенности социально-педагогического подхода к проблеме взаимоотношений государства и детей с ограниченными возможностями // Проблемы социальной адаптации. Владивосток, изд-во ДВГУ, 2000.-С. 301-304.

171. Республика Саха (Якутия). Ил Тумэн. О правах ребенка. Закон от 1 июня 1994г. // Якутские ведомости. 1994. - № 11.

172. Республика Саха (Якутия). Ил Тумэн. Об образовании. Закон от 23 мая 1995г. // Якутские ведомости. 1995. - № 9.

173. Родионов Т.П. О философских аспектах идеи толерантности // Терпимость: идея и традиции: Материалы научн. конф. Якутск, 1995. - С.41-43.

174. Россия на пороге XXI века. Философия, культурология, политология. -Благовещенск, 1999.

175. Роттердамский Э. Философские произведения / Отв. ред. В.В. Соколов. -М.: Наука, 1986.-485 с.

176. Саввинов А. С. Проявление фундаментальных свойств человеческой психики в фольклоре этноса саха//Терпимость: идея и традиции: Материалы научн. конф. Якутск, 1995. - С.35-40.

177. Сборник социально-психологических тренингов / Ред. Абрамова О.П. -Новосибирск, 2002. 133 с.

178. Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с латин., предисл. и послесл. М.И. Гаспарова-М.: Правда, 1991.

179. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., Наука, 1972. - 315 с.141

180. Славина А.Б., Куксин В.К. Так какая у нас биография? Диалоги об истории всероссийского общества глухих // В едином строю. 1996. - № 1-3.

181. Словарь античности. Пер с нем. М.: Си. «Внешсигма», 1992. - 704 с.

182. Словарь по этике/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

183. Словесная речь основа формирования личности глухого школьника. -М., 1996.

184. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 1997. - № 2. - С. 51-57.

185. Совершенство человека. Орёл.http://www/com2com.ru/iskus /ourworks/swirmahm/eagle002.htm

186. Современная наука в социально-ценностном измерении. М., 1998.

187. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. 2 изд., стер. -М.: Рус.яз., 1999.-742 с.

188. Соловьев Н. Особым детям равные права на жизнь и развитие // Первое сентября. - 2001. - № 49.

189. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинение в двух томах. Том 1. -М., Мысль, 1988. С.47-548.

190. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода. Из опыта эксперимент, работы. М.: Академия , 2000. - 78 с.

191. Социальная философия и социология: Учебн. пособие. М.: ЛОГОС, 2002.-160 с.

192. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. для вузов. -М.: Гардарика, 2000. -815 с.

193. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 на 48 сессии.

194. Сурдопедагогика: Учебн. пособие для пединститутов / Под ред. Никитиной М.И. М.: Просвещение, 1989. - 475 с.142

195. США: Общество и ценности. Электронный журнал ЮСИА, т. 4., № 1., январь 1999.http ://usinfo. state. go v/j ournalr /itsv/ 0199/ij sr/history .htm

196. Терпимость: идея и традиции: Материалы международн. научн. конф. -Якутск.: ЯНЦ СО РАН, 1995. 240 с.

197. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 1997. - № 3. - С. 11-19.

198. Толерантность: Материалы регион, науч.-практ. конференции. Якутск.: ЯНЦ СО РАН, 1994.-188 с.

199. Философский словарь / Под. ред. И.Т. Фролова.- 6 изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат, 1991.- 560 с.

200. Философский энциклопедический словарь/Гл.редакция:Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов: М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840с.

201. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997.-576 с.

202. Философия социальной работы. М., Academia, 1998. - 117 с.

203. Философия. Социальные результаты / Под ред. В.И. Митрюхина. М.: изд-во МГСУ «Союз», 1998.- 208 с.

204. Философия: Учебник / Под ред. Л.А. Никитич. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.-575 с.

205. Фихте Е. О назначении ученого. М.: Прогресс, 1935. 130 с.

206. Формируем отношение к инвалидам в обществе. О стереотипах. htp ://www. webcenter.ru/-droza/ school-proj -broshura.htm

207. Фромм Э. Кризис психоанализа. Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб.: гуманит. агентство «Академический проект», 2000. - 214 с.

208. Фромм Э. Революция надежды. СПб.: Ювента, 1999. - 245 с.

209. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии/ Под общ.ред. Ю.Н.Попова.- М.; Прогресс, 1988. 552 с.

210. Хьелл Л.Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. - 608 с.143

211. Человек, общество, культура / Отв. ред. и сост. П.С. Максимов. -Нерюнгри: Изд. ЯГУ, 1998. 124 с.

212. Человек: образ и сущность. Гуманитарный аспект. Толерантность и архитектоника эмоций. М., 1996.

213. Чернякова Н.С. Ценностно-смысловой ресурс социальной адаптации // Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях: Материалы регион, научн. конф. Владивосток, изд-во ДВГУ., 2000. -С. 5-14.

214. Чуешов В.И. Введение в современную философию. Минск.: ТетраСистемс, 1977. - 127 с.

215. Швейцер А. Письма из Ламберене.-JI.: Наука. Ленингр. отд. 1978. 153 с.

216. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс. 1973. - 252 с.

217. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии/Под общ. ред. Ю.Н. Попова. М.; Прогресс, 1988. - 552 с.

218. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 1995. - 125 с.

219. Эм. В. «Республика ШКИД»: современный вариант // Соц. защита. -1997.-№3. -С. 209-211.

220. Энциклопедический психологический словарь/Ребер Артур. В 2-х т. Т.1. М.: Вече, Аст, 2000. 560 с.

221. Юм Д. Соч. в 2 т. Т.1. М.: Мысль. 1966.-417 с.

222. Asp W., Guberina P. Verbotonal method for rehabilitating people with communication problems. Centar SUVAG. Zagreb, 1991.

223. Asp W., Petar Guberina insights. Verbotanal ideas in contrast to current issues in rehabilitation, SUVAG, Vol 2, br. 1-2; 135-146, Zagreb, 1989.

224. Asp C.W., Archer L., Kline W.: Integration of hearing impaired children from the University of Tennessee Verbo-tonal program, Presented at the International Verbotonal conference, Zagreb, Croatia, 1979.

225. Martin Frederick N. Pediatric Audiology. The university of Texas. New Jersey., 1978.- 503 p.

226. Guberina P. Jedna nova metoda edukacije i reedukacije sluha, specijalna skola, br. 2, Beograd, 1961.

227. Guberina P. Problemi slusne rehabilitacije gluhih, kongres defektologa. Jugoslavije, Beograd, 1965.

228. Guberina P, Asp C. W. Verbotonalna metoda za rehabilitaciju osoda za smtthjama u komunikaciji. Sentar SUVAG- Zagreb,1988.

229. Guberina P. Preduvjeti govorne komunikaciji, senjski zbornik, God 18:63-67, Senj, 1991.

230. Guberina P. Audiovizuelna-globalno-strukralna metoda. Filozofski fakultet Sveucilistata u Zagrebu, Zagreb, 1965.

231. Lovric M. Piktografska ritmika u rehabitaciji slusanja i govora djece s udrusenim smethjana prema principima verbotonalne metode. Centar SUVAG. -Zagreb, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.