Становление и развитие духовной культуры вайнахов в контексте исторических изменений: X - XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Акиева, Петимат Хасолтовна

  • Акиева, Петимат Хасолтовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 136
Акиева, Петимат Хасолтовна. Становление и развитие духовной культуры вайнахов в контексте исторических изменений: X - XIX вв.: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2003. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Акиева, Петимат Хасолтовна

Введение.

Глава 1. Культурно-исторические корни духовной культуры вайнахов.

1.1. Религиозно-синкретические представления вайнахов.

1.2. Духовно-нравственные представления вайнахов.

1.3. Вайнахское народное творчество.

1.4. Зрелищное искусство вайнахов.

Глава 2. Духовная культура вайнахов в условиях включения в новую государственность.

2.1. Вайнахи и ислам.722.2. Развитие народного творчества вайнахов.

2.3. Российско-вайнахские культурные взаимосвязи.

2.4. Пути просвещения горцев.

2.5. Становление вайнахской интеллигенции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие духовной культуры вайнахов в контексте исторических изменений: X - XIX вв.»

Актуальность темы исследования.

Культура включает в себя духовную жизнь общества - ту сферу, в которой создаются, сохраняются и накапливаются духовные ценности, знания, нормы и исторический опыт. Культура - арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и понимания. Как писал М.М. Бахтин, культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур.1 Культура, помогая народам лучше и полнее узнать друг друга, знакомя с образом жизни, опытом, обычаями и традициями других народов, в наши дни остается, может быть, той единственной интегрирующей силой, которая еще способна объединить людей в общих чувствах добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства.2

Культура никогда не могла и сегодня не может существовать вне национальной формы самовыражения, а национальное рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, из того, что наработали и передали современникам предки.

Актуальность изучения становления и развития духовной культуры вайнахов (чеченцев и ингушей) в контексте исторических изменений вызывается рядом обстоятельств как социокультурного, так и политико-идеологического характера. Принципиально важным для будущего вайнахской культуры автор диссертационного исследования считает прикосновение к ее истокам, включение духовного наследия вайнахов в контекст современной культуры человечества. Прояснение специфики духовной, в том числе культурной, традиции вайнахского этноса позволит подойти к анализу особенностей, идеалов, мотиваций и поведенческих стратегий, присущих непосредственно чеченцам и ингушам. Без этого

1 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979. С. 334-335.

1 Лукин Ю.А Культура и культурная политика. Москва. 1995. С.З. невозможно понять причины, вызвавшие современные негативные явления в жизни вайнахов.

Исследование становления и развития вайнахской культуры позволит вайнахам осознать себя носителями одной из древнейших культур, а представителям других национальностей раскроет этнопсихологические, этнокультурные особенности чеченцев и ингушей, создаст предпосылки для взаимодействия и взаимопроникновения культур различных народов на основе выявленных гуманистических идей, выраженных в новом этнополитическом мышлении.

В сегодняшней общественной ситуации, когда этнические группы региона стремятся пересмотреть природу своих взаимосвязей с Россией, когда наблюдается процесс осознания народом себя в качестве субъекта исторического и культурного развития, названная тема приобретает особую значимость для чеченцев и ингушей. В обобщающем труде «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до XVIII века» подчеркнуто: «Взаимоотношения народов Северного Кавказа с руссами, Русским государством - интересная и недостаточно разработанная л историческая проблема». Идет поиск новых форм взаимодействия российских национальных культур, в том числе вайнахской, в которых историческое прошлое вайнахов дает ключи конструктивного свойства для раскрытия существующих проблем.

В законодательной базе последних десятилетий4 заложены условия для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, укрепления в стране межнационального согласия и общероссийской духовно-нравственной общности. В целом, способствуя развитию национально-культурной политики России в русле демократических преобразований и на основе позитивных тенденций, намечаемых в ней, эти законы, однако, не смогли помочь выработать механизмы для противостояния таким негативным явлениям в жизни

3 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до XVIII века. М. 1989. С. 146

4 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. - Федеральная культурная политика в России. Сборник документов и материалов. 1991-1996. М.1996. С.114-115; Федеральный закон «О национально-культурной автономии» //Российская газета. 1996.25 июня. общества, как сепаратизм, национальный эгоизм; для ослабления межэтнических трений; решения в целом национальных проблем, являющихся «вопросами первостепенной важности» в современной России.5

В многонациональной России контакты между культурами этносов являются объективной реальностью социального развития каждого народа. Это обусловлено множеством различных факторов и стимулов, заложенных как в самих национально-культурных процессах, так и в социально-политических потребностях многонационального общества.

Мировой опыт этнокультурного развития также свидетельствует о том, что многогранный диалог между национальными культурами является исторической необходимостью6. Все народы проходят свой неповторимый путь к общечеловеческим ценностям, исходя из своеобразия исторических условий своего бытия, специфических особенностей социально-культурного опыта. В каждой культуре существуют общечеловеческие ценности, которые образуют социокультурные «интегранты». Но без межнационального взаимодействия культурных ценностей не может быть развития локальных культур; в конечном счете, без контактов национальных культур нет мировой культуры.

Исторический путь, пройденный вайнахами на протяжении всего XX века, подвергался рассмотрению под диктатом разнообразных обстоятельств.

5 Министр доложил о межэтнических отношениях //Российская газета. 2003. 21 апреля.

6 См.: Межуев В.М. Культура и история. M. 1980; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.1981; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. 1989; Бромлей Ю.В. Национальные проблемы в свете принципа равноправия /Национальные процессы в СССР. М. 1991; Геллнер Э. Нации и национализм. Пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной. М.1991; Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М. 1999; Тишков В.А. О природе межэтнического конфликта //Свободная мысль. 1993. №4; Дробижева Л.М. Этнический фактор в жизни российского общества к середине 90-х годов. //Конфликтная этничность и этнические конфликты. М. 1994; К. Янг. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность. - Этничность и власть в полготничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. М.1994; Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурах влияний. М 1999; Дробижева Л, Аклаев А, Коротеева В, Солдатова Г. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М. 1996; Каппелер А Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М. 1997; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. 1999; Бурмистрова Т.Ю. Культура народов России. М. 2001; Оганов А., Хангельдиева И. Теория культуры. М. 2001; Bentley G. Ethnicity and practice //Comparative Studies in Society and History. 1987; Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. London. 2000; Enloe C. Police, military and ethnicity. Foundation of State power. - New Brwiswick; London: Transaction Book; 1980; Gans H. Symbolic ethnicity and symbolic religiosity: towards a comparison of ethnic and religions acculturation //Ethnic and Racial Studies. 1994; Gordon M. The role of Race Religion and National Origins. N.Y.: Oxford University Press. 1964; The nationalities question in the Soviet Union. London. 1990; Nagel J. Constructing ethnicity: creating and recreating ethnic identity and culture //Social problems. 1994; Snyder N. Nationalism and the Crisis of the Post-Soviet State //Ethnic Conflict and International Security. Princeton. 2001; Young C. The dialectics of Cultural pluralism: concept and reality //Young C. (ed.) The Rising Tide of Cultural Pluralism: The Nation-State at Bay Madison. 1993. Young C., Crawford T. The Politics of Cultural Pluralism. Madison. 2002.

Представляя собой перешеек между Черным и Каспийскими морями, соединявший Европу с Азией, Северный Кавказ всегда был в центре геополитических интересов России, Турции и Ирана, что существенно влияло на внутреннюю политику Русского государства в регионе. Это, в свою очередь, способствовало тому, что проблемы Кавказа изучались, как правило, под «российским» углом зрения, нередко в духе политико

7 8 идеологических клише XIX , а затем XX веков.

К тому же в рамках российской истории вайнахская культура традиционно рассматривалась как потенциально угрожающая. Этому способствовало официальное восприятие вайнахской культуры как «варварски жестокой» и «чрезмерно мусульманской»9 и в силу этого связанной с патриархальными смыслами социального бытия. В советское время, в 50-60-е гг. XX века, принадлежность к репрессированным народам не позволяла вайнахам стать субъектом беспристрастного интереса, поэтому вплоть до последнего времени культуре вайнахов не отдавалось должного внимания.

Русская политика колонизации и советская политика депортации породили научные исследования, искажающие историю вайнахов10, стали причиной распространения мифов и идеологических клише. Воссоздание всесторонней картины русско-вайнахских культурных связей, определение роли этих контактов в развитии вайнахской национальной культуры может и должно способствовать преодолению тенденций к национальной

7 См.: Гаврилов А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа. /Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис. 1869. Вып. XI; Дубровин. И. История войны и владычества русских на Кавказе. М. 1870; Дроздов И. Последняя борьба с горцами на Западном Кавказе. /Кавказский сборник. 1877. Т. 2.; Берже В.П. Выселение горцев с Кавказа. 1858- 1865 гг. /Русская старина. 1882. Т. 33,36 и др.

8 См.: Башенев Н Пятидесятилетие покорения Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Тифлис. 1914; Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Тифлис. 1914; Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе. /Кавказский календарь. Тифлис. 1913; Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-30гг.) XIX в. М. 1955; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М. 1958; Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М. 1960; Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе. 1970; Котиков С.Б. К вопросу о присоединении Ингушетии к России. Грозный. 1972; Георгиев В.А. Внешняя политика России на Ближнем Востоке в ко!ще 30-х -начале 40-х годов XIX в. М. 1975; Проблемы истории и культуры народов Северного Кавказа. Орджоникидзе. 1985 и др.

9 Албакова Ф.Ю. Проблемы развития традиционной культуры вайнахов. М. 1999. С.З.

10 См.: Дубровин И. История войны и владычества русских на Кавказе. М. 1870; Дроздов И. Последняя борьба с горцами на Западном Кавказе. /Кавказский сборник. 1877. Т. 2.; Берже В.П. Выселение горцев с Кавказа. 1858- 1865 гг. /Русская старина. 1882. Т. 33,36; Башенев К Пятидесятилетие покорения Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. замкнутости, разрушению сложившихся в современном обществе стереотипов.

В XX - XXI веках подверглось испытанию само бытие ингушей и чеченцев - от сталинских репрессий до кровавых конфликтов и войн, подорвавших национальное самосознание. Данные этносы обращаются сегодня к истокам своей духовности, основам своих национальных культур и черпают в них силы для самосохранения, выживания и развития.

Научный анализ этого феномена, являющийся предметом данного исследования, позволит ответить на вопрос, как и при каких условиях может сохраниться и народ и его культура, на какие традиции ему следует ориентироваться, от чего зависит будущее развитие культуры вайнахов.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование культуры вайнахов до недавнего времени не носило постоянного характера. Это было связано с доминированием обобщенного названия «горцы», «горские народы» для многочисленных этносов Северного Кавказа. При таком как бы безликом подходе вайнахи как народ долгое время рассматривались, исходя из достаточно абстрактной модели.

Кроме того, во многих научных публикациях 60-70-х годов утвердился подход, изначально заданный в угоду социально-политической схеме, согласно которому вайнахи трактовались как молодой этнос, обретший письменность или только в результате включения в орбиту российского влияния, или в связи с принятием мусульманства (период с конца XVII до середины XIX вв.), в то время как глубинно-исторические контексты существования вайнахов практически не подвергались изучению.11

Исследования проводились в основном в контексте политических событий, происходивших в регионе, и, как правило, в рамках исторических, этнографических и языковедческих работ. Научных исследований, посвященных непосредственно культуре вайнахского народа, было мало, и их условно можно разделить по нескольким направлениям. Прежде всего, это

Тифлис. 1914; Абазатов M.A. О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. Грозный. 1963; Материалы научной сессии по вопросам истории Чечено-Ингушетии (1860-1940). Грозный. 1964 и др. " См.: Албакова Ф.Ю. Проблемы развития традиционной культуры вайнахов. М. 1999. С. 4-6. работы по языкознанию, в которых, опираясь на лингвистические особенности нахских языков, определялось, каким этносам родственны вайнахи, какие архетипические представления лежат в основе цивилизации этого народа.12

Ко второму направлению можно отнести исследования культурно-антропологического и этнографического характера.13

Далее можно наметить работы социологического характера, в которых внимание акцентировалось на специфике культурной регуляции, мусульманском характере и статусном распределении в традиционных вайнахских обществах и т.п.14

Наконец, некоторые стороны культуры вайнахов затрагивались в работах историко-политологического15 характера, политизированность которых ярко видна в идеологических схемах и упрощениях, насаждаемых в то или иное время.

В истории изучения вайнахского народа они начались с образа горца -«мошенника, злодея» и «коварного хищника». Далее возникал незыблемый постулат о добровольном вхождении Северного Кавказа в состав России, в угоду которому насаждались мифы второстепенного порядка: о чрезвычайном развитии религиозного фанатизма среди горцев, о том, что мусульманское духовенство является сословием, породившим антинародную политику и т.д.

12 См.: Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских нардов. Грозный. 1963; Мальеагов З.К. Грамматика ингушского языка. Грозный. 1963; Нахские языки и культуры. Грозный. 1978; Абдоков А.И. Введение в сравнительно-историческую морфологию абхазо-адыгских и нахско-дагестанских языков. Нальчик. 1981; Сборник трудов по сравнительному языкознанию в Северокавказском регионе: совещание по общим вопросам диалектологии и истории языка. М. 1985; Абдукеримов Н.Н. Историческая морфология нахского языка. М.1993; Климов Т.А. Современные проблемы кавказского языкознания. Киев. 1994; Арсамаков Б.И. Аз и мы. Назрань. 2001 и др.

См.: Ужахов М.Р. Годичные циклы сельскохозяйственных работ чеченцев и ингушей периода средневековья. Грозный. 1979; Хасиев С.А. К традиционному отсчету времени у вайнахов. - Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный. 1981; Дахкильгов И.А. Слово о родном крае (Записки краеведа). Грозный. 1989; Социально-политические процессы в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный. 1991; Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный. 1991; Новое в археологии и этнологии Ингушетии. Нальчик. 1998.

14 См.: Умаров С.У. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии (XVITI-XIX вв.) Нальчик. 2001; Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. Грозный. 1987; Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный. 1992; Акаев B.X. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный. 1994; Ислам на территории бывшей Российской империи. М.1998; Ахмадов ILL Имам Мансур. Нальчик 2000; Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х гг. XIX века. Махачкала. 2002.

15 См.: Культура и быт народов Северного Кавказа. М. 1968; Ахмадов Я.З. Взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII веке. Автореферат, к. и. н. Махачкала. 1977; Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI-начале XX вв. Грозный. 1881; История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.) М. 1988; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVHI в. М. 1988; Музаев Т., Тодуа 3. Новая Чечено-Ингушетия. М. 1992. и др.

В условиях господства единой коммунистической идеологии «национальные и региональные истории фальсифицировались», невежество породило «искаженные научные исследования» и недостаток сведений о регионе и людях, стало причиной распространения мифов, использования вымысла и искажения фактов в политических дискуссиях.16 В 70-е - 80-е г.г. история российско-кавказских взаимоотношений стала рассматриваться через призму только «многовековой дружбы» и, начиная с 90-х годов XX века, «новый русский термин - «лицо кавказской национальности»,17 через который русское общество сегодня воспринимает вайнахов.

Несмотря на то что российскими учеными накоплен значительный фактический материал и сделаны интересные наблюдения по многим вопросам, связанным с изучением российско-кавказских отношений, существует необходимость объективного исследования и научного обобщения материала, прежде всего дореволюционного.

Изменились методологические установки, диктовавшие свои подходы, и новое время требует более детального, всестороннего и объективного изучения прошлого. При этом надо иметь в виду, что в историческом и социокультурном бытии вайнахов много неизученного, требующего специального анализа.

Крайне отрывочны, а по существу отсутствуют сведения о древнейших этапах становления вайнахского этноса. За последние десятилетия практически не проводилось систематических археологических работ и полевых экспедиций. Отсутствуют исследования о межкультурных слагающих вайнахской цивилизации.

Все это, вместе взятое, не способствовало развитию исследований вайнахской культуры.

К первым попыткам объективного исследования истории и культуры вайнахов следует отнести работы этнографов и краеведов из числа становящейся вайнахской интеллигенции, которые пытались собрать,

16 См.: Хелен Краг, Ларе Функ Хансен. Северный Кавказ: народы на распутье. Санкт-Петербург. 1996. C.17.

17 Gussejnov G. Materialen zu einem Russischen gesellschafls-politischen Worterbuch. Forschungsstelle Osteuropa an der Universitat Bremea Bremea 1994. S. 136. систематизировать и описать фольклор вайнахов18, а также работы ученых-энтузиастов, действительно увлеченных этим, как они писали, диким краем19. Для данных работ было характерно освещение какой-либо одной стороны вайнахской истории, когда, например, вайнахская культура рассматривалась в контексте истории или этнографии, либо исследования носили научно-публицистический характер.

Лишь начиная с 90-х годов XX века появляются работы Габисова Б.Г., Албаковой Ф.Ю., Д.Д. Межидова, И.Ю. Алироева, А.Х. Танкиева, в которых вайнахская культура становится предметом пристального внимания. 20 Так, например, Албакова Ф.Ю. анализирует динамику знаково-символических контекстов традиционной культуры вайнахов, Д.Д. Межидов рассматривает национальные традиции, обычаи и нравы вайнахов в плане их социально-философского изучения. Проблема взаимосвязи языка, истории и этнографии чеченцев, ингушей и бацбийцев и отражение происхождения вайнахского народа в их языке раскрыта в работах И.Ю. Алироева и Б.Г. Габисова.

21

Монография А.Х. Танкиева на материалах фольклора в значительной степени раскрывает развитие понятий и представлений вайнахов о героическом, возвышенном и комическом. Она вызвала большой интерес не только у фольклористов, но и историков, искусствоведов, культурологов.

Значительный вклад в разработку исследований фольклорного материала внес И.А. Дахкильгов. В монографии автор предлагает читателю собранный и систематизированный им в течение многих лет мифолого-легендарный пласт устного народного творчества, раскрывая религиозно

18 См.: Ахриев Ч. Ингуши (их предания, верования и поверья). /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VUI. Тифлис. 1875; Этнографический очерк ингушского народа с приложением его сказок и преданий. //Терские ведомости. № 27-32, 43, 45, 46. 1872; О характере ингушей. //Терские ведомости. № 30. 1871 и др.; Базоркин А. Горское паломничество. /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VIII. 1875. С. 1-13; Лаудаев У. Чеченское племя. /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Тифлис. 1872.

19 См.: Яковлев Н.В. Вопросы изучения ингушей и чечет (ев. Грозный. 1927; Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1927 гг. - Известия Ингушского научно-исследовательского, института краеведения. Т.1. Владикавказ. 1928; Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М. 1971; Генхо А.Н. Из культурного прошлого ингушей. - Ингуши. Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Саратов. 1996; Яковлев Н. Ингуши. Книга I. Главы I, П, //Дош. Назрань. 1991; Умаров С.У. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии (XVIII-XIX вв.) Нальчик. 2001.

20 Чечня и чеченцы. Грозный. 1990; Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный. 1990; Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (проблема происхождения). Грозный. 1991; Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный. 1992; И.Ю. Алироев История и культура чеченцев и ингушей. Грозный. 1994; Албакова Ф.Ю. Проблемы развития традиционной культуры вайнахов. М.1999.

21 Танкиев A.X. Свет народного сознания. Грозный. 1990.

22 Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный. 1991. мировоззренческие представления вайнахов. Единичные текстовые записи фольклора, которые велись с середины XIX века учеными Ч. Ахриевым, У. Лаудаевым, Б. Далгат, Н. Семеновым, В. Миллером, Т. Эльдархановым, представляют для автора также большой интерес в плане раскрытия темы.

В русской художественной литературе впервые декабристы обратились к теме горца, его культуре и быту и дали русскому обществу верное представление о патриархальном мире народов, которых еще не коснулась волна поздней цивилизации. В середине XIX века немногие образованные представители горцев впервые знакомятся с идеями русского просвещения, зарождается их новая художественно-эстетическая мысль. Исследователь Х.В. Туркаев в своих литературоведческих работах23 рассматривает становление реализма в чеченской и ингушской литературе, анализирует творчество молодых писателей-вайнахов, поиск ими своих художественных средств, который шел под влиянием передовой русской литературы.

Однако эти работы не посвящены специально нашей проблеме. Духовная культура вайнахов, процесс ее становления и развития в контексте исторических изменений и культурных взаимосвязей - одна из мало исследованных как в общетеоретическом, так и в методологическом отношении проблем.

Методологические и теоретические основы исследования.

Диссертация выполнена в рамках исторической культурологии. В работе использован сравнительно-исторический анализ. В качестве методологической основы исследования выступают принципы познания общественных явлений: историзм как составляющая современной теории социального познания, системность, комплексность, принцип целостности и единство исторического и логического в теоретическом мышлении.

Теоретической базой исследования в области общих вопросов культуры послужили научные труды ученых, занимающихся соответствующими проблемами культуры, особенно культур малых этносов и их взаимодействия, вопросами национальной и культурной идентификации

23 Туркаев Х.В. Путь к художественной правде. Грозный. 1987; Он же. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный. 1978. этносов.24 Много интересных и полезных сведений о культуре, истории, традициях, обрядах и обычаях, фольклоре, народном искусстве вайнахов диссертант почерпнул из научных работ и публикаций чеченских и ингушских ученых. 25

В исследовании диссертант обращается к работам археологов и этнографов,26 обширный материал которых позволил в определенной мере прийти к анализу истоков формирования духовной культуры вайнахов.

Значительно расширило источниковедческую базу исследования привлечение опубликованных материалов Актов Кавказской Археологической Комиссии (АКАК).

Цель и задачи исследования.

Исходя из научной и общественно-политической актуальности избранной проблемы, в диссертации была поставлена цель: осветить процесс культурной адаптации вайнахов к изменяющимся условиям жизни, прояснить сопряжение различных конкретно-исторических событий и явлений в контексте духовной культурной традиции вайнахских народов, раскрыть значимость русско-вайнахских культурных связей как для развития национальной культуры чеченцев и ингушей, так и для русской литературы.

Задачи диссертационного исследования:

24 Межуев B.M. Культура и история. М. 1980; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1980; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.1981; Этнические процессы в современном мире. М. 1987; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. 1989; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М. 1987; Он же. Национальные проблемы в свете принципа равноправия /Национальные процессы в СССР. М. 1991; Дробижева ЛМ. Этнический фактор в жизни российского общества к середине 90-х годов. //Конфликтная этничностъ и этнические конфликты. М. 1994; Дробижева Л, Аклаев А, Коротеева В, Солдатова Г. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М. 1996; Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний. М. 1999; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. 1999; Бурмисгрова Т.Ю. Культура народов России. М. 2001; Оганов А., Хангельдиева И. Теория культуры. М. 2001.

25 Шамилев А.ИТ Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам. - Известия, статьи и материалы по истории народов Чечено-Ингушетии. Грозный. 1963; Вагапов Я.С. Образ одинокого героя в чечено-ингушских героико-эпических песнях. - Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языкознания и литературы. T.5. Вып. Ш. Литературоведение. Грозный. 1968; Туркаев X.B. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный. 1978; Он же. Путь к художественной правде. Грозный. 1987; Танкиев A.X. Свет народного сознания вайнахов. Грозный. 1990; Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный. 1991; Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный. 1994; Ингушетия и ингуши. Назрань-Москва. 1999.

26 См.: Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1927 гг. - Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Т.1. Владикавказ. 1928; Мартиросиан Г.К. Нагорная Ингушетия. (Социально-экономические очерки). - Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Владикавказ. 1928; Марковин В.И. Чеченские средневековые памятники в верховьях р. Чашы-Аргуна. М. 1963; Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. М. 1971; Багаев M.X. Некоторые черты материальной культуры вайнахских племен в раннем средневековье. - Материалы по археологии и древней истории Осетии. Т .3. Орджоникидзе. 1975; Мужухоев М.Б. Средневековая материальная культура горной Ингушетии. Грозный. 1977; Голованова С .А. Русско-северокавказские связи. IX- первая половина XVI вв. Грозный. 1993.

- выявить национально-региональные традиции духовной культуры и особенности взаимодействия исламской и христианско-православной культур в регионе;

- охарактеризовать исторические предпосылки и характер становления и развития русско-вайнахских культурных взаимоотношений в конкретные исторические периоды;

- проанализировать перемены, происшедшие в духовной культуре вайнахов после присоединения края к России;

- раскрыть характер становления светской вайнахской интеллигенции, формы влияния русской культуры на духовную культуру вайнахов и показать место и значение вайнахской культуры в творчестве русских писателей.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является национальная культура вайнахов. Предмет исследования - становление и развитие вайнахской культуры в контексте исторических изменений.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в актуальности для нашего времени разностороннего исследования данной темы, теоретических выводов по ней, противостоящих существующим точкам зрения в отношении якобы духовной «отсталости» народов Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей. Обращение к истокам духовной культуры вайнахов поможет лучше понять и, возможно, способствовать устранению современных проблем, существующих в России.

Исследование может также послужить методологическим ключом к выявлению существа ошибок в анализе культурных национальных ценностей, возникших на основе абсолютизации в гуманитарных науках классового подхода.

Отдельные выводы и положения, содержащиеся в исследовании, могут представлять интерес для преподавателей истории и культуры, специалистов, занимающихся проблемами духовной культуры народов Кавказа. Материалы

27 Акты Кавказской Археологической Комиссии. Сборник документов. Составитель Парова Л.М. Назрань. 1995. диссертации могут быть использованы в специальных курсах учебных заведений культуры, на факультативах по проблемам национального возрождения, а также в работе государственных и общественных организаций.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертации определяется тем, что з настоящее время отсутствуют работы, содержащие объективно-полную характеристику развития духовной культуры вайнахов и освещение происходивших в ней изменений в условиях включения в новую государственность.

В диссертации проведен суммарный анализ развития духовной культуры вайнахов, охарактеризована кавказская пресса и русское просвещение и их роль в жизни Чечни и Ингушетии, выявлено значение и показано место горской тематики в творчестве представителей русской литературы.

Вопросы становления духовной культуры вайнахов и изменений в ней, связанных с историческими событиями, происходившими на Северном Кавказе, до сих пор не являлись предметом специального изучения-и освещались различными авторами лишь постольку, поскольку это было необходимо для решения основной задачи того или иного исследования. Более полно, чем это делалось ранее, в диссертации отражена культурная жизнь края: охарактеризованы древнейшие этапы становления духовной культуры вайнахов, выявлены и описаны изменения, происходившие в духовной культуре вайнахов под воздействием норм и ценностей ислама и в условиях включения в новую государственность; проанализировано становление первой светской вайнахской интеллигенции в контексте влияния на нее просвещенческой деятельности русских ученых и писателей.

Изучение данной темы позволило под новым углом зрения показать современные ценности, идеалы и мотивации данного региона, что в свою очередь способствует активизации диалога культур, консолидации общества через социальную функцию культуры нахождения согласия между этносами.

Хронологически данная работа заканчивается рамками XIX века. Правомерность такого ограничения в исследовании вайнахской культуры вполне оправдана тем, что именно в это время завершается сложный процесс включения в состав России Северо-Западного Кавказа. Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования были изложены в следующих работах разных лет:

-Ислам: причина устойчивости и доктрина власти в соавторстве. /Право: история, теория, практика. Сборник статей и материалов. Выпуск 2. Брянск. 1998. (авт. 0,4 п.л.)

-Исламский мир и Запад в соавторстве. /Мусульманский Восток. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. Брянск. 2000. (авт. 0,4 п.л.)

-Становление религиозных верований вайнахов (с древнейших времен до конца XIX века) /Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве. Сборник статей аспирантов АПРИКТ. Выпуск 4. Москва.2002. (0,6 п. л.)

- Русско-вайнахские культурные взаимодействия (историческая ретроспектива) /Доклад на конференции «Науки о культуре - шаг в XXI век», декабрь 23-24, 2002 г. (0,3 п. л.)

Пути просвещения горцев. Становление вайнахской интеллигенции (Х1Хв.) /Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве. Сборник статей аспирантов АПРИКТ. Выпуск 6. Москва. 2003. (1 пл.)

Народное творчество и зрелищное искусство чеченцев и ингушей. (XVI-XIX вв.) /Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве. Сборник статей аспирантов АПРИКТ. Выпуск 7. Москва. 2003. (1 п. л.) Структура и основное содержание диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Акиева, Петимат Хасолтовна

Заключение.

Проведенное диссертационное исследование подводит к следующим выводам:

1. В рамках этнической культуры выработан самый значительный (и по объему, и по глубине отражения опыта) фонд материальных и духовных ценностей, апробированных временем и проявляющихся в «особенностях природных ресурсов, генетическом и антропологическом своеобразии популяций, характерных чертах психологического склада и ментальности».374 Обладая историческим характером, такая модель связи человека с культурой работает, пока в качестве господствующей формы жизнедеятельности сохраняется этническая культура, пока преобладает традиционный образ жизни.

Процесс эволюционирования духовной культуры вайнахов прежде всего был обусловлен общественно-исторической практикой и природными условиями жизни горских народов. Длительное сосуществование языческих, исламских, христианских религиозных представлений придало этнической культуре вайнахов определенный эклектизм. Данное явление позволяет вайнахам эффективно приспосабливаться к различным культурам, социальным и историческим условиям бытия, вырабатывая соответственные культурные стратегии.

Попытка замены традиционного патриархального общества вайнахов обществом нового типа в конце XIX века привела также к сосуществованию одновременно трех систем нравственно-правового регулирования общественной жизни: адата (обычное право, самая архаичная система нравственно-моральной регуляции), шариата (исламское «общинное» право) и законов Российской империи.

Народная культура вайнахов, базируясь на этнической, включалась в процесс широкого обмена материальными и духовными ценностями с другими народами и сама становилась субъект-объектом внутренней перестройки.

374 Исакова H.B. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. Новосибирск. 1989. С. 19-20

2. Культура этноса как совокупность материальных и духовных ценностей имеет весьма размытые границы, совпадающие на некоторых участках с границами культуры всего общества. Ядро этнической культуры -плод коллективных усилий многих поколений, средоточие этнически окрашенных компонентов (самостоятельно произведенных или творчески заимствованных), апробированных временем. Этот фонд ее общезначимых достижений обладает непреходящим, вневременным значением. Как раз здесь заложены эвристические смыслы, которые имею! принципиальное значение для понимания особенностей вайнахской культуры.

Эта сердцевина традиционной этнической культуры, как показывает автор, прослеживается в устном народном творчестве вайнахов, то есть в образной, а потому запоминающейся форме прямых образцов или примеров для подражания.

Иными словами, этническая культура функционировала в роли методологического духовно-нравственного идеала - критерия, с которым постоянно соизмерялись реальные поступки и действия и соответствовать которому стремился каждый вайнах. Ранний фольклор, героический эпос и традиции вайнахов являли собой художественную форму выражения всего спектра нравственных ценностей и представлений народа. В широком народном сознании, мировоззрении, религии они выступали в роли позитивно-оценочного критерия.

В ситуации усложнения общественной жизни и образования в культуре вайнахов элементов иноэтнических (или внеэтнических) ценностей произошло затухание старых и возникновение новых фольклорных жанров, трансформация и нивелирование традиционно-этнических форм поведения, этикета, связанных со статусными ценностями. С развитием капиталистических отношений, утверждением многообразия ценностей "и образцов, их амбивалентностью и относительностью происходило доминирование социальных (некультурных) мотиваций деятельности человека.

3. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т.д., а с другой - сопровождается усилением национального самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики. Отношение к внешней иной культуре может варьироваться в зависимости от различных внутренних или внешних факторов (целей).

Характер русско-вайнахских культурных взаимовлияний, как правило, зависел от политических целей России в регионе. Первичный русско-вайнахский диалог культур приводил к состоянию, которое можно определить как культурное знакомство, основанное на экономических и военных связях, переросшее в конце XVIII - начале XIX веков в фактическое подчинение. Применительно к этому времени можно говорить о реальных насильственно-интегративных контактах между этносами, сопровождающихся аккультурацией.

Для вайнахских традиционных обществ это была внешняя сила, дезорганизующая глубинные основы сложившегося духовного мира, уклад жизни и деятельности горцев, которая породила встречный поток самосохранения, или сохранения архаических и традиционалистских ценностей.

4. Проникновение в горскую среду просветительских идей берет свое начало в первой половине XIX века, а превращение этих идей в идеологию с ярко выраженными особенностями историко-культурной среды происходило во второй половине XIX века, когда для взаимообщения двух культур -русской и горской - открылись объективные возможности вопреки субъективным устремлениям царизма к ассимиляции и подавлению.

Российская колонизация открыла дорогу в интеллектуальную российскую среду вайнахским представителям из числа бывших аманатов. Получив образование в русских учебных заведениях и будучи привлекаемы к службе в русской армии, колониально-административных учреждениях, представители местной феодальной знати стали первой светской национальной интеллигенцией европейско-русского образца. Под влиянием идей русского просветительства проходило формирование их художественно-эстетических взглядов, воплощавшихся в фольклорных публикациях и этнографических исследованиях, а далее - к формированию национальной художественной культуры.

Эти работы, публиковавшиеся на страницах кавказской печати, наряду с работами русских ученых, заставляли русское общество по-новому взглянуть на характер вайнахского народа и помогали понять его психологию. Через отображение в произведениях русских, а затем и горских просветителей образа жизни вайнахов, их характеров, обычаев, идеалов вайнахская культура становилась достоянием мировой культуры.

В свою очередь Кавказ стал поэтической колыбелью многих русских поэтов и писателей. Как творческие люди они почувствовали гармоничное сочетание в вайнахах суровой чистоты их жизни с природой, выраженное в образе мышления, обычаях, фольклоре и традициях. Эта экзотика и романтика нового мировоззрения горцев, вайнахская иерархия ценностей с атрибутом духовно-нравственного начала, свойственная традиционно-патриархальному укладу жизни, давала вдохновение, новые идеи и темы, нравственно очищала.

В то же время включение вайнахского общества в сферу интересов российского экономического и политического развития в процессе колонизации не могло не привести к потере того рационального, выработанного веками, что лежало в основе стабильности и упорядоченности горской жизни. Но здесь сказывается объективная закономерность движения патриархальных устоев к капитализму с его неизбежными плюсами, но и минусами тоже.

Каждая историческая эпоха уникальна. В ней отпечаток времени с его болевыми точками, радостями и надеждами. Сегодня можно отметить, что неразрешенность старых проблем, имеющих ключевое значение для функционирования чеченской и ингушской общности, вернет все к изначальной ситуации и поставит задачу восстановления доверия, налаживания добрососедских отношений и культурного общения между народами.

Дальнейшая судьба культуры вайнахов, как нам представляется, в значительной степени лежит на пути сохранения самобытности своей культуры, возрождения ее исторически складывающихся традиций и преемственного развития духовных ценностей.

Проведенное исследование становления и развития духовной культуры вайнахов, таким образом, было подчинено одной идее - возвратиться - к прошлому для уроков на будущее, чтобы понять, какими путями шло и должно идти развитие культуры ' чеченцев и ингушей в условиях взаимодействия с народами, в том числе с русским.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Акиева, Петимат Хасолтовна, 2003 год

1. Абазатов М.А. О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. Грозный. 1963.

2. Абрамов Я.В. Кавказские горцы. Краснодар. 1927.

3. Абдоков А.И. Введение в сравнительно-историческую морфологию абхазо-адыгских и нахско-дагестанских языков. Нальчик. 1981.

4. Абдукеримов Н.Н. Историческая морфология нахского языка. М.1993.

5. Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М. 1999.

6. Айдаев Ю.А. Чечено-Ингушская советская драматургия. (19201940). Грозный. 1975.

7. Акиева Х.М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов. Автореферат к. фил. н. М. 1996.

8. Албакова Ф.Ю. Проблемы развития традиционной культуры . вайнахов. М.1999.

9. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный. 1994.

10. Алробов Б.А. Ингушское «Гальерды» и осетинское «Аларды». -Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Вып. 1. Владикавказ. 1928.

11. Антология Чечено-Ингушской поэзии. Грозный. 1981.

12. Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии Культура, человек и картина мира. М. 1987

13. Арсамаков Б.И. Аз и мы. Назрань. 2001.

14. Артамонов М.И. История хазар. J1. 1962.

15. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. 1989.

16. Арциховский А.В. Курган вятичей. М. 1930.

17. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный. 1994.18.1т Ахмадов Я.З. Взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII веке. Автореферат к. и. н. Махачкала. 1977.

18. Ахриев Ч. О характере ингушей. /Терские ведомости. № 30. 1871.

19. Ахриев Ч. Ингуши (их предания, верования и поверья). /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VIII. Тифлис. 1875.

20. Ахриев Ч. Канава Тимура Хромого. /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VIII. Тифлис. 1875.

21. Ахриев. Ч.Э. Избранное. Составитель Мапьсагов А. Назрань. 2000.

22. Багаев М.Х. Некоторые черты материальной культуры вайнахских племен в раннем средневековье. Материалы по археологии и -древней истории Осетии. Орджоникидзе. 1975.

23. Багаев М.Х. Население плоскостей Чечено-Ингушетии. -Археолого-этнографический сборник. Грозный. 1968.

24. Базоркин А. Горское паломничество. /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VIII. Тифлис. 1875.

25. Барабанов А. Введение к «Хронике Мухаммеда Тахира Ал-Карахи». М.-Л. 1941.

26. Башенев Н. Пятидесятилетие покорения Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Тифлис. 1914.

27. Белевич К. Несколько картин из Кавказской войны и нравов горцев. СПб. 1910.

28. Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т.2, 6. М. 1981.

29. Белокуров С.А. Сношение России с Кавказом. М. 1888. Вып.1. (1578-1161).

30. Берже В.П. Выселение горцев с Кавказа. 1858- 1865 гг. /Русская старина. 1882. Т. 33,36.

31. Берже А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Тифлис. 1858.

32. Берже А. П. Чечня и чеченцы. Тифлис. 1859.

33. Бестужев-Марлинский А.А. Аммалат-Бек. Махачкала. 1968.

34. Бестужев-Марлинский А.А. Часы и зеркало. Испытание. Повести и рассказы. М. 1991.

35. Бестужев П. Замечания на статью «Путешествие в Грузию». /Сын отечества. 1838. Т. 1.

36. Боцвадзе Т.Д. Народы Северного Кавказа во взаимоотношениях России с Грузией (XVI-XVII века). Тбилиси. 1974.

37. Бромлей Ю.В. Национальные проблемы в свете принципа равноправия Национальные процессы в СССР. М. 1991.

38. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823.

39. Бузуртанов М.О. Виноградов В.Б. Умаров С.Ц. Навеки вместе. Грозный. 1980.

40. Бурмистрова Т.Ю. Культура народов России. М. 2001.

41. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 гг. в 3 частях. СПб. 1869.

42. Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-30гг. XIX в.) М. 1955.

43. Вагапов Я.С. Образ одинокого героя в чечено-ингушских героико-эпических песнях. Известия ЧИНИИИЯЛ. Т.5. Вып. III. Литературоведение. Грозный. 1968.

44. Васильева О., Музаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М.1994.

45. Вердеревский Е.А. Плен у Шамиля. Дагестан в русской литературе. Махачкала. 1960.

46. Вертепов Г.А. Ингуши. /Терский сборник. Вып. 2 . Владикавказ. 1892.

47. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI- начале XX вв. Грозный. 1881.

48. Виноградов В.Б. Мамаев Х.М. Некоторые вопросы раннесредневековой истории и культуры населения Чечено-Ингушетии (поматериалам новых могильников). Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный. 1979.

49. Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе. 1970 г.

50. Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (проблема происхождения). Грозный. 1991.

51. Гаврилов А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. XI. Тифлис. 1869.

52. Гаджиев В.Г. Исторические связи Дагестана с Россией. Ученые записки института истории, языкознания и литературы Дагфилиала АНСССР. т. 13. Серия историческая. Махачкала. 1964.

53. Гамрекели В.Н. Об изучении прошлого. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII веке. Тбилиси. 1968.

54. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (VII-X вв.) СПб. 1870.

55. Геллнер Э. Нации и национализм. Пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной. МЛ991

56. Георгиев В.А. Внешняя политика России на Ближнем Востоке в конце 30-х начале 40-х годов XIX в. М.1975.

57. Голованова С.А. Русско-северокавказские связи. IX- первая половина XVI вв. Грозный. 1993.

58. Готье Ю.В. Ясы-аланы в ранней русской истории. Известия таврического общества истории, археологии и этнографии. Симферополь. 1927.

59. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи) /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IX. Тифлис. 1786.

60. Гриценко Н.П. Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом. Грозный. 1965.

61. Гриценко Н.П. Истоки дружбы. Грозный. 1975.

62. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JI. 1967.

63. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М. 1988.

64. ДавлетовК.С. Фольклор как вид искусства. М. 1966.

65. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев. /Терский сборник. Вып.З. Кн.2. Владикавказ. 1894.

66. Далгат У.Б. JI.H. Толстой и Дагестан. Махачкала. 1960.

67. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей. Известия Ингушского научно-исследовательского института. Владикавказ. 1930.

68. Далгат У.Б. К проблеме историзма героико-исторических песен народов Северного Кавказа и Дагестана. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный. 1988.

69. Даутова Р.А. О генезисе и этнокультурной интерпретации некоторых типов серег и височных подвесок XIII-XVIII вв. горной Ингушетии. Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный. 1979.

70. Дахкильгов И.А. Слово о родном крае (Записки краеведа). Грозный. 1989.

71. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный. 1991.

72. Дахкильгов И.А. Ингушская литература. Грозный. 1975.

73. Дахкильгов И.А. Легенды и предания ингушей и чеченцев о смене язычества мусульманством. Ингушетия и ингуши. Назрань-Москва. 1999.

74. Джанашвили Г. Известия грузинских летописей и источников о Северном Кавказе и России. Тифлис. 1897.

75. Джаукян Г.В. Взаимоотношения индоевропейских хурритско-урартских и кавказских языков. Ереван. 1967.

76. Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Ростов н/Д. 1925.

77. Дебец. Г.Ф. Антропологические типы. Народы Кавказа. T.l. М. 1960.

78. Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских нардов. Грозный. 1963.

79. Дешериев Ю.Д. Бацбийский язык (фонетика, морфология, синтаксис, лексика). М. 1953.

80. Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний. М. 1999.

81. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М. 1981.

82. Дробижева Л.М. Этнический фактор в жизни российского общества к середине 90-х годов. //Конфликтная этничность и этнические конфликты. М. 1994.

83. Дробижева Л., Аклаев А., Коротеева В., Солдатова Г. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М. 1996.

84. Дроздов И. Последняя борьба с горцами на Западном Кавказе. -Кавказский сборник. 1877. Т. 2.

85. Дубровин. И. История войны и владычества русских на Кавказе. М.1870.

86. Дудаев А. Философия чеченского суверенитета. Грозный. 1992.

87. Загурский Л.П. Этнологическая классификация кавказских языков. /Кавказский календарь. Тифлис. 1888. Приложение.

88. Заседателева Л.Б. Терские казаки. (cep.XVI- нач. XX вв.) Историко-этнографический очерк. М.1974.

89. Захаров А.А. Ингушская богиня Тушоли. Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Орджоникидзе-Грозный. 1935.

90. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. 1999.

91. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб. 1879.

92. Ерасов Б.С. Социология культуры. Изд-е 3-е. М. 2000.

93. Ермаков И.А. Ислам в культуре России. М. 2001.

94. Иванов П.М. Национальный вопрос в России на пути к новой парадигме //Материалы Всероссийской конференции по проблемам межнациональных отношений. Владикавказ. 1995. Июнь.

95. Ингуши. Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Саратов. 1996.

96. Исакова Н.В. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. Новосибирск. 1989.

97. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до XVIII века. М. 1989.

98. История народов Северного Кавказа (конец XVII в- 1917 г.) М. 1988.

99. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М. 1988.

100. Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе. /Кавказский календарь. Тифлис. 1913.

101. Иоганн Бларамберг Кавказская рукопись. Ставрополь. 1992. .

102. Ичалов Г.Х. Борьба народов Дагестана против Тимура. -Вопросы истории Дагестана. Т.2. Махачкала. 1975

103. Кавказская война: уроки истории и современность. Краснодар. 1995.

104. Каппелер А Россия многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М. 1997.

105. Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX-X вв. о Кавказе. /Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. 38. Тифлис. 1908.

106. Керашев А.Т. Социальная сущность адыгского наездничества. -Культура и быт адыгов. Этнографические исследования. Вып.8. Майкоп. 1991.

107. Климов Т.А. Современные проблемы кавказского языкознания. Киев. 1994.

108. Краг Хелен, Хансен Ларе Функ. Северный Кавказ: народы на распутье. Санкт-Петербург. 1996.

109. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1-2. М. 1890.

110. Козлов С А. Русское казачество на Северном Кавказе (втор. пол. XVI-XVIIbb.) М. 1989.

111. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Федеральная культурная политика в России. Сборник документов и материалов. 1991-1996. М.1996.

112. Котиков С.Б. К вопросу о присоединении Ингушетии к России. Грозный. 1972.

113. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М.1971.

114. Крупнов Е.И. О чем говорят памятники материальной культуры Чечено-Ингушской АССР. Грозный. 1961.

115. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.1966.

116. Кулиев К., Джусойты Н. Песни народов гор и степей Кавказа. -Песни народов Северного Кавказа. JI. 1976.

117. Культура Чечни. История и современные проблемы. М. 2002.

118. Кузнецов В.А. Алания в X-XII вв. Орджоникидзе. 1971.

119. Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе. 1977.

120. Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. М.1974.

121. Культура и быт народов Северного Кавказа. М. 1968.

122. Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. М.1974.

123. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией, (вт. пол. XVI 30 r.XVII в). М.1963.

124. Лаудаев У. Чеченское племя. /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Тифлис. 1872.

125. Летопись дружбы грузинского и русского народа с древнейших времен до наших дней. Тбилиси. 1961.

126. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. 4.1-2. Одесса. 1882-1883.

127. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. М. 1995.

128. Лукин Ю.А. Культурология: вчера, сегодня, завтра. (Очерки теории и методологии. Библиография. Маргиналии). М. 2001.

129. Магомадова Т.С. Следы русско-вайнахских контактов XVI-XVIII вв. в археологических памятниках Чечено-Ингушетии. Грозный. 1974.

130. Магомедов P.M., Криштопа А.Е. Борьба против татаро-монгольских захватчиков на Северном Кавказе и ослабление власти Золотой Орды. Грозный. 1978.

131. Мадаева З.А. Народные календарные праздники вайнахов. Грозный. 1990.

132. Мальсагов Д.Д. О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве». Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории языкознания и литературы. Языкознание. Т.1. Вып. 2. Грозный. 1959.

133. Мальсагов З.К. Грамматика ингушского языка. Издание 2-е. Грозный. 1963.

134. Мальсагов З.К. Чеченский народный стих. Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Т.4. Вып.2. Орджоникидзе-Грозный. 1935.

135. Мамаев Х.М. О городе Дедякове и Алхан-калинском городище. -Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный. 1979.

136. Марр Н.Я. Язык клинописных надписей на основе яфетического языкознания. Л. 1935.

137. Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа. Петроград. 1918.

138. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.1980.

139. Марков Е. Кавказ в прошлом и настоящем. Живописная Россия. Т.9. Спб. 1883.

140. Марковин В.И. Чеченские средневековые памятники в верховьях р. Чанты-Аргуна. М. 1963.

141. Марковин В.И. В ущельях Аргуна и Фортанги. М. 1965.

142. Мартиросиан Г.К. Нагорная Ингушетия. (Социально-экономические очерки). Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Владикавказ. 1928.

143. Матвеев О.В. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе и ее этнополитические и социокультурные последствия. Диссерт. к. и. н. Краснодар. 1996.

144. Межидов Д.Д., И.Ю. Алироев. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный. 1992.

145. Межуев В.М. Культура и история. М. 1980.

146. Меликишвили Г.А. Урартские клинописные надписи М. 1960. -144. Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959.

147. Миллер. Осетинские этюды. М. 1888.

148. Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар. Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 5. Ставрополь. 1953.

149. Мравели Леонти. Жизнь картлийских царей. М. 1979.

150. Мужухоев М.Б. Средневековая материальная культура горной Ингушетии. Грозный. 1977.

151. Музаев Н. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма. Диссерт. к. фил. н. Грозный. 1984.

152. Мунаев И.Б. Ахмадов Я.З. Опыт комплексного изучения героико-исторических илли. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный. 1988.

153. Муталиев Т.Х. Участие чеченцев и ингушей в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Диссерт. к. и. н. Махачкала. 1979.152. Народы Кавказа. М. 1960.

154. Нахские языки и культуры. Грозный. 1978.

155. Новое в археологии и этнологии Ингушетии. Нальчик. 1998.

156. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. 4.1-2. М. 1825.

157. Нохчийн иллеш эшарш. Грозный. 1959.

158. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис. 1910.

159. Оганов А., Хангельдиева И. Теория культуры. М. 2001.

160. Осмиев С. Г1алг1ай фольклор. Гулдаър Хъ. Грозный. 1959.

161. Острогорский М. Завоевание Кавказа Россией 1801-1864 гг. СПб. 1896.

162. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный. 1967.

163. Очерки истории чечено-ингушской литературы. Грозный. 1963.

164. Очерки этнографии чеченцев и ингушей. Грозный. 1990.

165. Панаскири З.В. У истоков грузино-русских политических взаимоотношений. Тбилиси. 1982.

166. Печенев В.А. Существует ли в РФ национальная иррегиональная политика? Какой ей быть? Майкоп. 1995 г.

167. Плано Карпини. История монголов. М. 1957.

168. Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. В пяти томах. СПб-Тифлис. 1885-1891.

169. Поэзия Чечено-Ингушетии. М. 1959.

170. Проблемы истории и культуры народов Северного Кавказа. Орджоникидзе. 1985. ^

171. Путешествие в Восточные страны Плано Карпинии Гильома Рубрука. М.1957.

172. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971.

173. Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. Грозный. 1987.

174. Рыбаков. Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII XIII вв. М.1989.

175. Ртвеладзе Э.В. Из истории городской культуры на Северном Кавказе в XIII-XIV вв. и ее связей со Средней Азией. Автореферат. JI. 1975.

176. Саламов А.А. Из истории взаимоотношений чеченцев и ингушей с Россией и великим русским народом (XVI- начало XX века). Известия, статьи и материалы по истории народов Чечено-Ингушетии. Грозный. 1963.

177. Сборник трудов по сравнительному языкознанию в Северокавказском регионе: Совещание по общим вопросам диалектологии и истории языка. М. 1985.

178. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Грозный. 1963.

179. Семенов Л.П. Эволюция ингушских святилищ. Труды секции археологии института археологии и искусствознания РАНИОН. М.1929.

180. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Чеченцы. СПб. 1895.

181. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М.1958.

182. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М. 1963.

183. Социально-политические процессы в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный. 1991.

184. Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетия. Грозный. 1976.

185. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный. 1990.

186. Тогошвили Г.Д. Из истории грузино-вайнахских политических взаимоотношений во второй половине XVIII века. Известия ЧИНИИИЯЛ. Грозный. 1964. Т.5. Вып. 1.

187. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.6. М. 1937.

188. Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников. М. 1955.

189. Туркаев Х.В. Путь к художественной правде. Грозный. 1987.

190. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный. 1978.

191. Ужахов М.Р. Годичные циклы сельскохозяйственных работ чеченцев и ингушей периода средневековья. Грозный. 1979.

192. Умаров С.У. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии (XVIII-XIX вв.) Нальчик. 2001.

193. Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный. 1992.

194. Услар П.К. Этнография Кавказа. Вып. 2. Чеченский язык. Тифлис. 1888.

195. Услар П.К. Абхазский язык. Тифлис. 1887.

196. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. X. Тифлис. 1881;

197. Услар П.К. Этнография Кавказа. Чеченский язык. Тифлис. 1888.

198. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М. 1961.

199. Филипсон Г.И. Воспоминания. М . 1885.

200. Фонвилль А. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-1864гг. Краснодар. 1926.

201. Хагба Б.А. Этнополитическая стратегия России на Кавказе (историко-политологический анализ). Автореферат к. полит, н. М.1996.

202. Хасиев С.А. К традиционному отсчету времени у вайнахов. -Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный. 1981.1. ГО

203. Хазурин Н. По горам Северного Кавказа. Вестник Европы. 1888.1. Октябрь.

204. Хизриев Х.А. Борьба народов Северного Кавказа с экспансией Тимура. Диссерт. к. и. н. Грозный. 1980.

205. Черепнин J1.B. Отражение международной жизни XIV- нач. XV вв. в Московском летописании. Международные связи до XVII в. М. 1961.

206. Чеченский фольклор. Грозный. 1964.

207. Чикобава А.С. Проблемы родства иберийско-кавказских языков. Тезисы докладов национальной конференции. Историко-лингвистические связи народов Кавказа. Махачкала. 1965.

208. Шамилев А.И. Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам. Известия, статьи и материалы по истории народов Чечено-Ингушетии. Грозный. 1963.

209. Шавхелашвили А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народом. Грозный. 1963.

210. Шиллинг Е.М. Культ Тушоли у ингушей. Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Т. IV. Вып. 2. Грозный." 1935.

211. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Тифлис. 1914.

212. Этнические процессы в современном мире. М. 1987.

213. Яковлев Н.В. Вопросы изучения ингушей и чеченцев. Грозный. 1927.

214. Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность. Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. М.1994.

215. Bentley G.C. Ethnicity and practice. Comparative Studies in Society and History. 1987.

216. Brass P. R. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. London. 2000.

217. Conflict Resolution Training in the North Caucasus and Georgia. Report of the Piatigorsk Seminar. June 6-19, 1993 //International Alert. 1993.

218. Enloe C. Police, military and ethnicity. Foundation of State power. -New Brwiswick; London: Transaction Book. 1980.

219. Gans H. Symbolic ethnicity and symbolic religiosity: towards a comparison of ethnic and religions acculturation Ethnic and Racial Studies. 1994.

220. Gordon M. The role of Race Religion and National Origins. N.Y.: Oxford University Press. 1964.

221. Nagel J. Constructing ethnicity: creating and recreating ethnic identity and culture //Social problems. 1994.

222. The nationalities question in the Soviet Union. London. 1990.

223. Snyder N. Nationalism and the Crisis of the Post-Soviet State //Ethnic Conflict and International Security. Princeton. 2001.

224. Young C. The dialectics of Cultural pluralism: concept and reality //Young C. (ed.) The Rising Tide of Cultural Pluralism: The Nation State at Bay Madison. The University of Wisconsin Press. 1993.

225. Young C., Crawford T. The Politics of Cultural Pluralism. Madison. 2002.1. Периодические издания.

226. Акаев В. Нравственно-религиозное учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева. //Вайнах. Грозный. 1998. №1.

227. Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки, сущность. //Вопросы истории. 1970. № 7.

228. Лавров Л.И. Нашествие монголов на Северный Кавказ. //История СССР. 1965. №5.

229. Марковин В.И. Склепы эпохи бронзы у села Эгикал. //Советская Археология. 1970. №4.

230. О внутренней и социальной базе мюридистского движения на Кавказе в XIX в. //Вопросы истории. 1955.№ 6.

231. Тишков В.А. О природе межэтнического конфликта //Свободная мысль. 1993. №4.

232. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» //Российская газета. 1996. 25 июня.

233. Швецова Л. Культура на тропе мира. Кавказ как объект и субъект искусства. 9 ноября 2001. http: //www.russ.ru/200011109shve.html

234. Яковлев Н. Ингуши. Книга I. Главы I, II, // Дош. 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.