Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гребенюк, Елена Валерьевна

  • Гребенюк, Елена Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 185
Гребенюк, Елена Валерьевна. Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2005. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гребенюк, Елена Валерьевна

Введение.

Глава I. Теоретические основы становления профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин.

1.1. Современные требования к специалистам музыкального образования в общеобразовательной школе.

1.2. Возможности педагогических дисциплин в профессиональном становлении будущего учителя музыки.

1.3. Условия реализации возможностей педагогических дисциплин в профессиональном становлении будущего учителя музыки.

Выводы по I главе

Глава И. Опыт становления профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин.

2.1. Особенности образовательной среды факультета музыки

2.2. Пути содействия в становлении умения решать профессиональные задачи будущим учителем музыки.

2.3. Включение студентов в процесс решения профессиональных задач и его результаты.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Модернизация отечественного образования и его вхождение в общеевропейское образовательное пространство выдвигают новые требования ко всем специалистам, в том числе и музыкального образования. Это, в свою очередь, требует существенного обновления всей системы подготовки музыкально-педагогических работников. Определенные шаги на пути обновления этой системы в последние годы были предприняты. Появились новые образовательные учреждения музыкально-педагогического профиля, совершенствуется содержание подготовки, осуществляется поиск новых технологий обучения. Однако, до сих пор в массовой практике нередко учителя музыки в школе не являются в полной мере организаторами эстетического воспитания, создателями духовной среды детей и взрослых. У общества существует потребность в человеке не только думающем, но и чувствующем, в становлении личности, ориентированной на прекрасное. Эмпирические данные показывают, что частично данная задача решается силами семьи. Однако, действительность такова, что далеко не каждая семья может этим заниматься в силу разных причин: материального положения, занятости, отсутствия интереса и т.д. Особая роль в этом процессе принадлежит школе. Традиционно в каждой школе были и есть уроки музыки. Но как показывает опыт, музыка никогда не была главным предметом (недостаточное количество часов, текучка кадров, ориентация на урочно-предметную деятельность, отношение к предмету и др.). Сегодня появились школы, где музыке уделяется больше внимания. Но в массовой практике роль урока не изменилась. Оптимизировать ситуацию может среда школы, капиталовложения, переосмысление значимости урока музыки. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю музыки, на которого в школе возложена важная миссия - эстетическое воспитание детей. В связи с этим значимость профессиональной деятельности учителей музыки, предмета, обращенного непосредственно к творчеству, духовному и нравственному становлению личности трудно переоценить. В руках педагога-музыканта находится удивительный инструмент, который способен пробуждать творческие начала человека.

За последние годы в системе высшего педагогического образования появилась новая многоуровневая модель подготовки учителя музыки. Однако реализуется эта модель далеко не во всех вузах. Одной из причин этого является то, что качество подготовки учителя музыки в разных моделях не соотносилось из-за отсутствия четких требований к тому, чем должен владеть выпускник, будущий учитель музыки.

Противоречие между сложившимися в массовой практике подходами к подготовке учителя музыки и современными требованиями к их профессиональной деятельности в школе актуализирует проблему выделения интегрированных показателей становления в многоуровневом вузе будущего специалиста музыкального образования и определения путей содействия этому процессу. В качестве одного из таких путей может быть рассмотрено изучение студентами педагогических дисциплин.

Для решения поставленной проблемы имеются определенные теоретические предпосылки. Вопросы музыкально-педагогического образования и становления будущего учителя музыки рассматриваются в работах Л.Г. Арчажниковой, Л.Г. Дмитриевой, Е.Р. Ильиной, Е.Ф. Карповой, J1.H. Мещановой, Т.А. Палагиной, О. Радыновой, Г.П. Сергеевой, H.A. Терентьевой, Г.В. Яковлевой, Н.М. Черноиваненко и др. Однако становление профессиональной компетентности учителя музыки как интегрированного показателя результативности их подготовки в этих работах не исследовалось.

В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам профессионального становления будущего учителя (O.A. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, Г.А. Бордовский, А.П. Валицкая, A.A., Вербицкий, В.И. Горовая, В.А. Козырев, Н.М. Огарков, A.A. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.). Однако в этих работах чаще всего исследуются общепрофессиональные аспекты подготовки и не затрагиваются специальные.

Существует немало исследований, обращенных к проблеме профессиональной компетентности учителя (В. Адольф, Е.С. Заир-Бек, В.А. Козырев, И.А. Колесникова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, АЛО. Уваров, С.М. Юсфин и др.). Однако профессиональная компетентность будущего учителя музыки не попадала в поле зрения названных исследователей.

Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы определили тему диссертационного исследования — «Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - профессиональная подготовка будущего учителя музыки в педагогическом вузе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, при которых педагогические дисциплины будут содействовать становлению профессиональной компетентности будущего учителя музыки.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование строилось на предположении, что условия, при которых педагогические дисциплины содействуют становлению профессиональной компетентности будущего учителя музыки будут выявлены, если будут:

• выделены основные тенденции, характеризующие подготовку специалиста музыкального образования в современных условиях;

• определен подход к раскрытию сущности профессиональной компетентности будущего учителя музыки;

• на основе выбранного подхода систематизированы современные требования к профессиональной деятельности учителя музыки и представлен процесс становления профессиональной компетентности в вузе;

• обозначены возможности педагогических дисциплин и осуществлена их реализация в опытно-экспериментальной работе.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Охарактеризовать современное состояние подготовки специалистов музыкального образования в России.

2. Конкретизировать сущность профессиональной компетентности учителя музыки.

3. Раскрыть содержание требований к профессиональной деятельности учителя музыки и систематизировать их на основе компетентностного подхода.

4. Выявить возможности педагогических дисциплин в поэтапном становлении профессиональной компетентности будущего учителя музыки в вузе.

5. Обосновать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по становлению профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогической дисциплины «Технологии и методики обучения музыке».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. На первом этапе (2001-2002 г.г.) шло накопление эмпирического материала, разрабатывалась программа исследования, в соответствии с которой проводился теоретический анализ научной литературы. Были сформулированы тема и рабочая гипотеза, определены объект, предмет, цель и основные задачи. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению возможностей образовательной среды факультета музыки.

На втором этапе (2002-2004 г.г.) уточнялись теоретические позиции исследования, проводился анализ условий, влияющих на становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки, изучались программы педагогических дисциплин. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводился анализ результатов эксперимента.

На третьем этапе исследования (2004-2005 г.г.) осуществлялась качественная и количественная обработка полученных результатов, их обобщение и систематизация, формулировались выводы, происходило оформление диссертационной работы.

Для достижения поставленных задач исследования был использован комплекс МЕТОДОВ: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов по теме исследоваш!я; проектирование условий обновления образовательной системы и взаимодействия преподавателей и студентов в ней; диагностические методы (включенное наблюдение, беседы, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов); методы статистической обработки.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились положения: о человеке как развивающейся личности, субъекте образования и профессионального становления; о педагогическом образовании как многоуровневой, открытой, развивающейся системе, как пространстве взаимодействия его субъектов; о системообразующей роли педагогических дисциплин в современном педагогическом образовании; о компетентностном подходе в педагогическом образовании как основе систематизации требований к современному учителю музыки и построения процесса подготовки учителя.

БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являлся факультет музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Опытноэкспериментальная работа осуществлялась в процессе изучения курса «Технологии и методики обучения музыке».

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ:

• о потребностях общества в разнообразных музыкально-педагогических работниках;

• об особенностях подготовки учителя музыки в многоуровневой системе;

• о современных профессиональных задачах, к решению которых должен быть готов будущий учитель музыки;

• о поэтапной реализации педагогических дисциплин в становллении профессиональной компетентности будущего учителя музыки;

• об условиях реализации возможностей педагогических дисциплин в процессе становления профессиональной компетентности будущего учителя музыки.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что в нем компетентностный подход рассмотрен как основа:

• систематизации требований к профессиональной деятельности современного учителя музыки;

• уточнения сущности профессиональной компетентности будущего учителя музыки и описания этапов ее становления в вузе;

• построения процесса изучения педагогических дисциплин, ориентированных на становление профессиональной компетентности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что теория и методика профессионального образования обогащается новыми знаниями:

• об основных тенденциях, характеризующих подготовку специалистов музыкального образования;

• о конкретизированных требованиях к профессиональной деятельности современного учителя музыки;

• о возможностях педагогических дисциплин в становлении профессиональной компетентности будущего учителя музыки и условиях их реализации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: результаты исследования, выводы и предложения могут стать основой для совершенствования содержания и организации процесса профессионального образования; быть использованы в различных сферах образования (вуз, школа, курсы повышения квалификации) разными категориями педагогов (преподавателями вузов, учителями, методистами); также материалы могут быть полезны при разработке программ педагогических дисциплин.

ДОСТВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ основных положений и выводов исследования обеспечивается обоснованностью теоретических позиций, формированию которой способствовал анализ педагогических идей различных исследователей, теоретиков, практиков; многоаспектностью и длительностью исследования, осуществляемого на теоретическом и практическом уровнях; апробацией полученных результатов.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась через публикации, участие в научных конференциях (Москва, 2003 г.; Санкт-Петербург, 2003 г.; Санкт-Петербург, 2004 г.); через работу со студентами факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена в качестве сотрудника кафедры музыкального воспитания и образования (курсы «Технологии и методики обучения музыке», «Музыкально-педагогический практикум», «Методика преподавания музыки», методическая работа со студентами в процессе педагогической практики, руководство СНО факультета).

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гребенюк, Елена Валерьевна

18. Выводы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гребенюк, Елена Валерьевна, 2005 год

1. Абдуллина O.A., Левина И.И. Основные направления и пути совершенствования подготовки специалистов к работе в школе в условиях демократизации образования //Демократизация образования и подготовка специалистов для школы. М., 1997.-C.3-13.

2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для педагогов специальных высших учебных заведений. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1990.-141с.

3. Авво Б.В. Возможности школы как образовательной системы в повышении профессиональной компетентности учителя: Дисс. канд. пед наук: № 13.00.01 /науч. рук.: д.п.н., проф. Бордовская Н.В. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 1999.-150с.

4. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография /В.А. Адольф; М-во общего и проф. обр. РФ, Краснояр.Гос. ун-т.-Красноярск: Краснояр. ГУ, 1998.-309с.

5. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Тезисы докладов Всероссийской научн. конференции 5-7апреля 1994г. (РГПУ им. А.И. Герцена. НИИ непрерывного пед. образования). СПб.: "Образование", 1994. - 168с.

6. Аникеева Н.П., Винникова Г.В.,Смирнов С.А. Режиссура педагогического взаимодействия. -Новосибирск: НГПИ, 1991.-90с.

7. Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Подготовка будущих учителей по предметам педагогического цикла //Педагогика.-2000.-№9.-С.54-60.

8. Арчажникова Л.Г. Творческая деятельность учителя музыки // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. институт.-Вып.4. Саратов, ПИСГУ, 1999. - С.3-8.

9. Арчажникова Л.Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. институт.- Вып.З. -Саратов: ПИСГУ, 1997. С.3-13.

10. Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. дисс. канд. пед. наук СПб., 1995.-18с.

11. Аттестация учителей: конвенция, методика, результаты эксперимента. Сборник науч. трудов /под ред. Т.Г. Браже. СПб.: ИОВ РАО, 1994.-108с.

12. Ахмедзянова Л. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя /Министерство образования Украины.-Одесса: Б.И., 1993.-С.219.

13. Балова И.Н.О. Взаимодействие преподавателя и студента как условие становления профессиональной картины мира выпускника педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук СПб., 1996,- 18с.

14. Балашов М.Е. Совершенствование профессиональной культуры учителей художественно-эстетического цикла в последипломном образовании: Автореф. дисс. .канд. пед. наук СПб., 2000. - 19с.

15. Башарина Л.А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук СПб., 1996.- 20с.

16. Башрова С.К. Методы и средства формирования методологической компетентности будущего преподавателя: Автореф. дисс.канд. пед. наук Майкоп, 2002.-20с.

17. Белозерцев Е.П Педагогическое образование: реалии и перспективы: Вопросы преобразования высшей школы. //Педагогика.-1992.-№ 1/2,-С.61-65.

18. Бережнова Е.В. Методологическая культура педагога: Проблемы профессиональной подготовки в пед. вузах. //Гуманизация образования.-1995.-№1.С.63-68.

19. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика-1996.-№ 4.-е. 14-18.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-191С.

21. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста //Вестник высшей школы М., 1998.- С.3-8.

22. Блинов В.И. Педагогическое образование и Государственный образовательный стандарт профессиональной подготовки будущего учителя в области педагогической науки /В.И. Блинов, А.И. Пискунов //Преподаватель.-1999.-№ 5.-С.22-27.

23. Бобрышов C.B. Организация профессиональной подготовки студентов и оценка её эффективности в педагогическом вузе //Вестник Ставропольского пед. института.-1995.-Вып. 3.-С.30-34.

24. Богуславский М.В. Педагогические цивилизации: общее и особенное // Российский исторический журнал.-1996.-№1.-С.17-22.

25. Бордовский Г.А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып. 1 СПб.: Образование, 1994. - С.3-8.

26. Бордовский Г.А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста //Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования. СПб.: Образование, 1996.-Вып.14. - С.З.

27. Бордовский В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах: Монография. СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 85с.

28. Бордовский Г.А., Радионова Н.Ф. Концепция педагогического образования в Российском Государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена //Учитель в эпоху перемен: Коллективная монография. СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. С.45-53.

29. Буга П. Реформа содержания высшего образования и его информационно-методическое обеспечение //Magister.-1996.-№ 3.-С.60-67.

30. Букач М. Организация пед. практики на музыкально-педагогическом факультете: Одесский пед. институт им. К.Д. Ушинского. // Музыка в школе. 1990. - № 3. - С.25-27.

31. Валицкая А.П. Базовое гуманитарное образование в педагогическом университете //Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Тезисы докл./Отв. ред. Н.Ф. Радионова. СПб.: Образование, 1994.-С. 18-22.

32. Васильева З.И. Ориентация студентов на педагогическое образование и профессию учителя в высшей школе: По материалам исследований./З.И. Васильева //Образование и культура северо-запада России.-СПб., 1998.-Вып. 3.-С61-69.

33. Васильева Е.Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогического общения в системе повышения квалификации: Автореф. дисс.канд. пел наук .-Петрозаводск, 1995.-21с.

34. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. -207с.

35. Вергелес Г.И., Раев А.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб.: Образование, 1994. С. 16-31.

36. Вислогузова М.А. Основные критерии подготовленности будущих учителей и творчества педагогической деятельности // Демократизация образования и подготовка специалистов для школы. М., 1997. С.36-46.

37. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: сб. науч. тр./Моск. пед. Гос. ун-т. М.: МПГУ, 2000.- Вып.4.-2000.-138с.

38. Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя: Концепция высшего педагогического образования. //Педагогика.-1992.-№ 1/2.-С.66-70.

39. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов и учителей. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-192с.

40. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: монография.- Псков: изд. ПОИПКРО, 1997.- 421с.

41. Гажим И. Ориентир методика: О курсе "Методика музыкального воспитания" на музыкально-педагогических факультетах пед. института. //Музыка в школе.-1986.-№ З.-С. 17-20.

42. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / РАО Ин-т теории образования и педагогики. М.: изд. «Совершенство», 1998.-607с.

43. Гинецинский В.И. Основы теоретичекой педагогики: учебное пособие.-СПб.: изд. СПбГУ, 1992.-154с.

44. Гинецинский В.И. Типологизация образовательных систем //Материалы к лекции. СПб., 1995,-Збс.

45. Гребенюк Е.В. Теория и практика в подготовке будущего учителя музыки // Современное музыкальное образование — 2003: Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003). -СПб.: Издательство РГПУ им А.И.Герцена,2003. С. 0,25 п.л.

46. Горовая В.И. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе //Непрерывное педагогическое образование. Ставрополь: СГ11И, 1994.-Вып.6.-с.З-11.

47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М: Государственный Комитет РФ по высшему образованию, 1995. -С.2-18.

48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Направление 540700 Художественное образование). М.: Министерство Образования РФ, 2000. - С.360-411.

49. Данилова И.С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя (на неязыковых факультетах): Автореф. дисс.канд. пед. наук Тула, 2002.-22с.

50. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-200с.

51. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.-432с.

52. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для уч-ся пед. уч-щ. М: Просвещение, 1989. -207с.

53. Дмитрюкова Л.В. Формы коллективной работы в индивидуальной деятельности студентов //Основы профессиональной подготовки учителя музыки: межвуз сб. науч. тр. Вып.З. Саратов: изд. Сарат. Пед. ин-та, 1997. -С.61-66.

54. Егошин Н. Расширяя круг общения:опыт работы кафедры фортепиано Пермского института культуры.// Советская музыка.-1987.-№ 4.-С.81-82.

55. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие.- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.-246с.

56. Елканов С.Б., Теуважукова Р.Т. К вопросу о закономерностях профессионального становления будущего учителя //Вестник Кабардино-Балкарского ун-та.-1994.-Вып.1, кн.2.- С.74-76.

57. Ермолаева Н.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже: Автореф. дисс.,.канд. пед. наук СПб., 1998.-18с.

58. Жаркова О.С. Полифункциональное обучение учителя музыки в структуре общепедагогической подготовки в педагогических ВУЗах // Образование. Профессия. Производство: Сб.статей. Самарский Гос. пед.ун-т, 1998. -С.74-78.

59. Жуйкова Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Дисс.канд. пед. наук: № 13.00.01 /науч. рук.: д.п.н., проф.Радионова Н.Ф.- РГПУ им. А.И. Герцена.-СПб., 1998.-160с.

60. Загвязинский В.И., Поташник М.И. Оптимизация или творчество? О формировании научно-педагогического мышления учителя: диалог докторов педагогических наук В.И. Загвязинского и М.И. Поташника.// Народное образование.-!990.- №3. С.54-59.

61. Закон Российской Федерации об образовании. М: изд. АО «ГИППОКРАТ», 1996.-64с.

62. Захаров В.Г. Основные направления развития вузов культуры и искусств //Вестник высшей школы ,-1987.-№8. С.3-14.

63. Зильберберг Н.И. Взаимосвязь подготовки студентов с ориентацией членов НОУ на профессию // Народное образование.-1993.-№3.-С.81-83.

64. Зильберман Б. Технология плюс психология: вот что нужно выпускникам институтов культуры для адаптации к работе: Из опыта подготовки кадров в Казанском ин-те культуры.// Библиотекарь.-1991 ,-№4.-С.31 -32.

65. Зубарева С.А. Реализация личностной ориентации будущего учителя в процессе вузовского образования// Образование детей и молодежи: современные подходы.- М., 1996.-С. 130-137.

66. Зязюн И.А., Лебедик Н.П. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя О подготовке кадров в Полтавском педагогическом ин-те.//Советская педагогика.-1991.-№6.-С.74-78.

67. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989.-301 с.

68. Ильина С. П. Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Дисс. канд. пед. наук: № 13.00.08 /науч. рук.: д.п.н., проф. Радионова Н.Ф.- РГТ1У им. А.И. Герцена. СПб.,2003.-150с.

69. Илькевич Б. Формирование профессиональной мотивации/ Илькевич Б.//А1ша ша1ег.-2001.-№8.-С.11-14.

70. Инноватика в обучении и переподготовке педагогов: Сб. тезисов, докладов и выступлений на научно-практической конференции: «Инновационные процессы в образовании»/ Новокузнецкий Гор. ИУУ -Новокузнецк, 1994.-54с.

71. Инновационные процессы в образовании: Сборник статей. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997.-285с.

72. Ищенко В.А. Формирование лекционно-исполнительских умений и навыков в классе специнструмента //Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т.- Вып.2. Саратов: ПИСГУ, 1995-С.26-32.

73. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века).-СПб.: "Петербург XXI век", совм. с ЗАО "Пресс. Атташе", 1997.-160с.

74. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование /предисл. А.И. Субетто (СПбГУПМ); Московский исследовательский центр проблем качества, подготовки специалистов; Костромской Государственный педагогический университет, 1996.-248с.

75. Карпова Е.Ф., Яковлева г.В. Оптимальные условия формирования педагогического мастерства учителя музыки: Сб.н. трудов/Юсновы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т.-Вып.2.- Саратов: ПИСГУ, 1995.- С.3-8.

76. Каспаржак А.Г. Учительское мастерство или непрерывное педагогическое образование студентов.//Народное образование.-1993.-№6.-С.89-95.

77. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для Высших учебных заведений, ин-тов УУ, ПКРО.-М.: «Арена», 1994.-222С.

78. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.- 344с.

79. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.

80. Козырев В.А. Многоуровневое педагогическое образование как целостный процесс подготовки специалиста //Непрерывное педагогическое образование. Вып.4. р.24. РГПУ; УМО ОППО; СГПУ. Ставрополь: СГТТУ, 1994, С. 11-19.

81. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Педагогическая направленность базового образования специалиста //Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования. СПб.: Образование, 1996.-Вып.14.-С. 119-125.

82. Королева И.А. Возможности реализации принципов гуманной педагогики в программах специальных курсов музыкально-педагогического факультета// Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т.- Вып.4.- Саратов, ПИСГУ, 1999 С.20-23.

83. Короткой Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста//Высшее образование России,- 1995.- №2.-С.72-78.

84. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001 - 36с.

85. Критский Б. Проблемы музыкального образования в педагогическом вузе и педагог О. Апраксина.//Искусство в школе.-1996.-№2.-С.23-27.

86. Критский Б. Прислушаемся к первокурсникам: О подготовке учителя музыки в Московском Государственном педагогическом университете им. В.И. Ленина. //Искусство в школе.-1991.-№6.-С.40-44.

87. Круглов Ю.Г. Когда в школу приходит неучитель.:беседа с ректором Московского открытого педагогического университета Ю.Г. Кругловым /записал В. Лазарев. // Аргументы и факты.- 1995. №16 (апрель). - С. 12.

88. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224с.

89. Кузьмина Н.В. Аксеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Российская Академия управления, 1993. -73с.

90. Кудрявцев С. Многоточие как принцип (Опыт профессионального восприятия музыки): Размышления преподавателя музыки Клинцов. пед. уч-ща. //Искусство в школе.-1996.-№ 2,- С.27-43.

91. Куршова Т.Н. Педагогическая подготовка учителя в России: историографический анализ//Советская педагогика,-1991 .-№ 11.-С.81-86.

92. Лазарева Л. В. Роль профессиональной компетентности учителя в формировании гражданственности старшеклассников (на примере гимназии): Автореф. дисс.канд. пед. наук Рязань, 2002.-22с.

93. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- н.ХХ в.): Учебное пособие для вузов. М: изд. дом «Форум», 1998.-584с.

94. Левина М.М Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности /ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. М., 1996.- 232 с.

95. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие. М.: изд. центр «Академия», 2000. -272с.

96. Левитан K.M. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: изд. Сарат. Ун-та, 1991.-163с.

97. Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования: тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции (Петербург, май 1993). 4.1. Вопросы методологии/ МО РФ РИПКРО.-М., 1993.-125с.

98. Лобанова H.H. Подходы и оценка уровня профессиональной компетентности педагога //Педагогическая компетентность, мобильность и творчество педагогов. Материалы конференции. СПб.: ИОВ РАО, 1994.-С.92-95.

99. Ложникова Т.В. Формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации социокультурной функции обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Карачаевск, 2000. - 22с.

100. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе / Ташк. гос. пед ун-т иностр. яз. им. Ф. Энгельса. -Ташкент: Фан, 1993.- 96с.

101. Лысова Е. Тенденции развития педагогического образования в капиталистических странах // Народное образование.-1988.-№6.-С.91-93.

102. Майер И.А. Формирование профессионально-нравственной культуры студента педвуза в процессе учебной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук Красноярск, 2001. - 25с.

103. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя /А.К. Маркова, Г.А. Матис, А.Б. Орлов.- М.: Просвещение, 1990.-1911.с.

104. Матушанский Т.У. и др. Непрерывное обр-е преподавателей высшей школы (История, проблемы, перспективы) /Казань: Каз. Гос. Технолог. Ун-т, 1999.-104с.

105. Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Автореф. дисс.канд. пед. наук Брянск, 1994.-15с.

106. Меньшиков В. Трагедия профессиональной неподготовленности //Народное образование.-1991.-№2.-С.23-27.

107. Мещанова JI.H., Курченко И.В. Формирование речевых умений и навыков студентов музыкально-педагогического факультета. Саратовский пед. ин-т. Вып. 4. - Саратов: ПИСГУ, 1999. - С.29-36.

108. Мижериков В.А.,Ермолаенко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. уч. зав./ под ред. Пидкасистого П.И. ; Моск. пед. ун-т.- М.: Педагогическое общество России, 1999.-286с.

109. Михалевская Г.И. Результаты исследования содержания и структуры деятельности учителя музыки //Вестник Ленинградского ун-та. Сер.6, Философия, политология, социология, психология, право.-1991.-Вып.З,-С.131-134.

110. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: Межвузовский сб. науч. трудов /Под ред. Кобозевой И.С. Вып.2. - Саранск, МИНИ им. Н.Е. Евсеева, 1998.-136с.

111. Мустафина Ф.З. Диагностика профессиональной компетентности как условие оптимизации деятельности классного воспитателя: Автореф. дисс.канд. пед. наук Казань, 2002.-24с.

112. Муцмахер В.О. Развитие профессионально значимых качеств личности учителя-музыканта из опыта кафедры музыкальных инструментов Московского педагогического института им. В.И. Ленина.//Музыка в школе.-1989.-№4.-С.24-27.

113. Нагаева Н.Х. Основы педагогического мастерства /Н.Х. Нагаева, к.п.н.; М-во общ. и проф. обр-я РФ, Пенз. Гос. пед. ин-т им. В.Г. Белинского.-Пенза.:ПГПУ, 1998.-17с.

114. Нагиев Х.Н. Профессионально-педагогическая направленность личности студента и средства и средства ее формирования: Автореф. дисс. канд. пед. наук Челябинск, 1997.-25с.

115. Наука ~ вуз школа: Сб. н. трудов молодых исследователей /Челяб. гос. пед ун-т, Магнигогор. гос. пед. ун-т;под ред. В.51. Рушанина, З.М. Уметбаева.- Челябинск: Факел; Магнитогорск: изд. Магнит. Гос. пед. унта, 1995. [Вып. 1].-210с.

116. Низовцева Л.М. Активизация профессионально-педагогической подготовки студентов//Специалист.-2000.-№1 .-С. 13-14.

117. Никитин Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров: Учебное пособие. М.: РИПКРО, 1995.-84с.

118. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001.-240с.

119. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / Под ред. Ш.Рамон и Р. Сарри: пер. с англ. Под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996.-157с.

120. Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе: тезисы докладов третьих рязанских пед. чтений, 10-11 января Рязань, 1996.-183с.

121. Овсеева Е.А. Развитие социально-перцептивной компетентности педагогов в системе повышения квалификации: Автореф. дисс.канд. пед. наук Омск, 2002.-22с.

122. Огарков Н.М., Савельев А.Д. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация, инновации, управление /Московская академия экономики и права.-М.: МАЭП, 1999.-120с.

123. Палагина Т.А. Индивидуализация учебной деятельности как дидактическая проблема //Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т. Вып.З. - Саратов: ПИСГУ, 1997. - С. 1316.

124. Пасов Е. Как научить учиться: К вопросу профессиональной подготовки учителя в вузе. // Народное образование. -1991 №8.- С.22-29.

125. Педагогика в вузе как учебный предмет: Сб. науч тр. — СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.- 192с.

126. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640с.

127. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч-к для вузов /И.Б. Котова, E.H. Шиянов, С.А. Смирнов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 509с.

128. Педагогическая практика студентов РГПУ им. А.И. Герцена в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Методические рекомендации / сост. JI.B. Андриянова; РГПУ им. А.И. Герцена СПб.: Образование, 1996.-94с.

129. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец. /М.В. Буланова-Топоркова, A.B. Духавнева, B.C. Кукушкин, Г.В. Сучков; Под общ. ред. B.C. Кукушкина. Ростов-на -Дону: изд. центр «МарТ», 2002.-320с.

130. Педагогический практикум /О.В. Акулова, И.С. Батракова и др.; РГПУ им А.И. Герцена,-СПб.: изд. РГПУ, 1998.-841.с.

131. Педагогическое образование в современном обществе: Материалы межвузовской научно-методической конференции Казань: изд. Казан. Гос. пед. ун-та, 2001.- 128с.

132. Петелин A.C. Личностные аспекты формирования методологической культуры учителя музыки Муз-пед. фак-т Владимир. Гос. пед. ун-та. /A.C. Петелин //Музыкальное образование: философия, педагогика, методика-Владимир, 1999.-С.26-31.

133. Петровская И.Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801-1917: Энциклопедия /М-во к-ры РФ и др. -СПб.: Петровский фонд, 1999.-367с.

134. Пидкасистый П.И., Фридман JI.ML, Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999.-354с.

135. Подготовка магистров в педагогическом вузе: Материалы к разработке программ /Т.К. Ахаян, Р.У. Богданова, Н.В. Бочкина и др.; отв. ред. Н.Ф. Радионова; РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1995. -114с.

136. Подзюбанова Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: Автореф. дисс.канд. пед. наук СПб., 2002.-19с.

137. Попова В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности будущего учителя: научно-методическое пособие /В.И. Попова; М-во общ.и проф. обр-я РФ, Оренбург. Гос. пед. ун-т.- Оренбург: изд. ОГПУ, 1998.-42с.

138. Постников П.Г. Профессиональное становление учителя в пед. вузе: попытка мониторинга /П.Г. Постников //Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№ 3.-С.55-58.

139. Проблемы музыкального образования и педагогики :Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. H.A. Терентьеваой. СПб.: Образование, 1994.-135с.

140. Проблемы художественного образования: Межвуз сб. науч. тр.: Матер, научно-методич. конф./ Редкол. Медведев Л.Г., д.п.н. (отв. ред.) и др.-Омск: изд. ОмГПУ, 1997. 87с.

141. Проблемы подготовки будущих специалистов в вузе: Межвуз. сб. статей. / М-во общ. и проф. обр-я РФ, Иркутский гос. пед. ун-т.- Иркутск: изд. ИГПИ, 1996.-210с.

142. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: научно-методическая межвуз. Конференция, 17-19 февраля 1998г.: тезисы докл./сост. Василенко Т.П., под общ. ред. Санкина П.А..-СПб.: СПбГУП, 1998.-415с.

143. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. -Методическое пособие для учителей музыки /Авторы-составители: С.М. Едунов, Г.А. Праслова. СПб: Изд. СПбГУПМ, 2001.-140с.

144. Проект программы развития педагогического образования России на 2001 2010 г.г. //Преподаватель, - 2000. - № 3. - С.10-22.

145. Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности: В процессе подготовки учителя ср. шк. в пед. вузе./Е.В. Прозорова //Мир психологии.-2000.-№ 2.- С.191-202.

146. Прокопенко C.B. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования//Социология исследований.-1995.-№9.-С.141-142.

147. Прокофьева И.В. Формирование готовности студентов ВУЗов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Тюмень, 2002. - 24с.

148. Профессиональные объединения педагогов /под ред. М.М Поташника. -М.:ЦСЭИ, 1997.-118с.

149. Радионова Н.Ф. Педагогика в системе высшего многоуровневого образования //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып. I СПб.: Образование, 1994. - С.45-49.

150. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып. I.- СПб.: Образование, 1994. С. 8-16.

151. Радынова О. Подготовка музыкальных руководителей в педагогическом университете//Дошкольное воспитание.-1993.-№3.-С.96-97.

152. Рахимбаева И.Э. Инновационный подход к построению курса «История отечественного искусства» на музыкально-педагогическом факультете //Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т. Вып.З. - Саратов: ПИСГУ, 1997. - С. 129-134.

153. Рахимбаева И.Э. Музыкально-образовательная подготовка учителя музыки в классе специального инструмента: Сб. н. трудов //Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т.-Вып.2. Саратов: ПИСГУ, 1995- С.20-26.

154. Рахимбаева JI.A., Королева И.А. Гуманизация образования и ее актуальность в современных условиях //Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т.- Вып.2. Саратов: ПИСГУ, 1995- С.8-13.

155. Резниченко A.B. Профессионально-нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Ростов-на-Дону, 1999. — 20с.

156. Реформа высшего педагогического образования и её научное и методическое обеспечение//Педагогика.-1998.-38.-С.54-59.

157. Романова JI.B. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки.Автореф. дисс.канд. пед. наук Екатеринбург, 1995.-25с.

158. Рыбакова H.A. Путеводитель профессионального саморазвития или Путь к источникам силы личности: Учебно-методическое пособие для студентов. /H.A. Рыбакова, М-во общего и проф. обр-я РФ, Псковский гос. пед. ин-т. Псков: ПГПИ, 1998. - 175с.

159. Рыжова Г.А. Формирование эстетических понятий в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в ВУЗе и училище.//Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991.-С.99-104.

160. Селевко.Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.-256с.

161. Сергеев Н.К., Арнаутов В.В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект).- Волгоград: «Перемена», 1997.-322с.

162. Сергеева Г.П. Время учить и учиться: О проблеме совершенствования системы повышения квалификации учителей музыки //Искусство в школе.-1995.-№1.-С.ЗЗ-35.

163. Сергеева Н. Верность традиции: К истории создания Ленинградского инта культуры.: К 120-летию со дня рождения Н.К. Крупской //Библиотекарь.-1989.-№1 .-С.2-4.

164. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. Сред. учеб. заведений. — М.: издательский центр «Академия», 1998.- 136с.

165. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя (в ВУЗе)//Советская педагогика,-1991.-№10.-С.79-84.

166. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1997. - 224с.

167. Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий: пед. обр-е. /В.А. Сластенин //Наука и школа.-2000.-№ 4.-С.50-56.

168. Сластенин В.А. Инновационность один из принципов педагогики: В контексте развития высшего пед. образования./В.А. Сластенин //Педагогическое образование и наука.-2000.-№ 1.-С.38-44.

169. Сластенин В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования /В.А. Сластенин //Преподаватель.-1999.-№ 5.-С.З-9.

170. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя: В процессе подготовки будущего учителя: по материалам исследований. /В.А. Сластенин //Изд. Российской Академии образования.-2000.-№ 3.-С.80-88.

171. Сластенин В.А. Современные подходы в подготовке учителя в вузе. /В.А. Сластенин //Педагогическое образование и наука.-2000.-№ 1.-С.44-51.

172. Соболева А.А.,Модогоева P.A. Профессиональная учеба преподавателей: успехи и перспективы:Опыт факультета повышения квалификации при Московском ин-те культуры.//Советское библиотековедение./Гос. биб-ка СССР им. В.И. Ленина.-1991 .-№2.-С.12-16.

173. Совершенствование подготовки учительских кадров в педагогических вузах//Вопросы психологии.-1991 .-№5.-С. 183-184.

174. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно-методическое пособие /Отв. ред. JI.H. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин. СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 158с.

175. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования /под ред. Пинского Л. А. М: ООО «Мир книги», 2001.- 95с.

176. Суртаева H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. доктора пед. наук-М., 1995.-40с.

177. Тарасевич H.H. Обретение педагогического мастерства: Из опыта подготовки кадров в Полтавском педагогическом ин-те. //Советская педагогика.-1990.-№11.-С.73-77.

178. Творческие мастерские как форма обучения будущих педагогов// Управление школой: Прил. к газ. «Первое сентября».-2000.-№15.-С.13.

179. Терентьева H.A. Музыкальное образование: концептуальное обоснование РГПУ им. А.И. Герцена //Непрерывное педагогическое образование. Вып. ХП-СП6.-1996 С.28-52.

180. Терентьева H.A. Уместный подход к музыкальному образованию и воспитанию: Вопросы высшего музыкально-педагогического образования.//Педагогика.-1992.-№ 1/2.-С.55-60.

181. Терентьева H.A. Высшее многоуровневое музыкально-педагогическое образование: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1994.-58с.

182. Терентьева H.A. Факультет в поиске: О подготовке учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена. //Музыка в школе.-1991.-№1.-С.36-39.

183. Терентьева H.A. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Монография. СПб.: Образование, 1996.-78с.

184. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей /Е.Б. Тесля //Педагогика.-2000.-№ 7.-С.58-63.

185. Тимошина Е.И. Педагогические условия развития социально-перцептивной компетентности будущих педагогов в процессе высшего профессионального образования: : Автореф. дисс. доктора пед. наук -Череповец, 2002.-23с.

186. Тихоненко A.B. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы: Автореф. дисс. .доктора пед. наук Тамбов, 2002.-48с.

187. Тряпицына А.П. Теоретико-методологические проблемы непрерывного педагогического образования //Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып.1.- СПб.: Образование, 1999. -С.8-13.

188. Узденова A.A. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационно-компьютерной культуры младших школьников: Автореф. дисс.доктора пед. наук -Карачаевск, 2002.-23с.

189. Утенков В.М., Овсянников В.И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза анализ данных социологических исследований, провед.в Москве //Педагогика.-1998.-№5.- С.70-72.

190. Учитель в эпоху перемен: Коллективная монография. СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.-209 с.

191. Фадеев В.А. О некоторых аспектах подготовки будущего учителя //Вестник Рязанского педагогического ин-та.-1995.-№1.-С.17-24.

192. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем послевузовском профессиональном образовании». М.: изд. Дом ИНФРА-М, 2001. - 43с.

193. Фокина Т.А. Формирование готовности студентов педвуза к педагогической импровизации как виду творческой деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Н. Новгород, 2001. - 21с.

194. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза: Автореф. дисс.канд. пед. наук Казань, 2002.-19с.

195. Хрисанова Е.Г. Теоретические основы подготовки студентов педвуза к самоконтролю профессиональной деятельности: Автореф. дисс.доктора пед. наук Чебоксары. 2000. - 41с.

196. Царегородцева Т.А. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы в процессе постдипломного образования: Автореф. дисс.канд. пед. наук Йошкар-Ола, 2002.-21с.

197. Черноглазкин С.Ю. О совершенствовании подготовки преподавателей //Специалист.-2000.-№3.-С.30-32.

198. Черноглазкин С.Ю. Системное совершенствование подготовки преподавателей проблемы содержания образования. /С.Ю. Черноглазкин //Школа.-2000.-№ 3.-С.11-15.

199. Шадрикова И. А. Педагогическая оценка и мастерство учителя //Советская педагогика. 1991. №10.- С.45-48.

200. Шамова Г.И. и др. Управление образовательными системами: Учебное пособие для вузов /Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой. -М.: Гум. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-319с.

201. Юдин В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: Автореф. дисс.канд. пед. наук-СПб., 1996.-17с.

202. Якупов А. Кадры нового поколения //Народное образование.-1996.-№8.-С.105-106.

203. Ярушева С.А. Педагогические условия развития профессионального интереса у студентов вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: Автореф. дисс.канд. пед. наук Челябинск, 2002.- 18с.ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ.

204. Анализ тенденций развития системы высшего педагогического образования конца XX- начала XXI века.

205. Содержание высшего педагогического образования: теория и практика.

206. Образовательное пространство Санкт-Петербурга конца XX- начала XXI века.

207. История образовательного стандарта Российской школы последнего десятилетия.

208. Образовательный стандарт Российской школы: идеи, задачи, возможности.

209. Перспективные школьные технологии.

210. Самообразование как средство повышения эффективности учебной, научной и профессиональной деятельности будущих специалистов.

211. Самообразование и профессиональная самореализация.

212. Программы по музыке и тенденции развития отечественного музыкального образования.

213. Развитие педагогической науки в СССР.

214. Взаимосвязь музыкального образования с общим педагогическим процессом в России первой трети XX века.

215. Свободное воспитание: эволюция и особенности направления.

216. Педагогическая деятельность С. Шацкого и В. Шацкой.

217. Концепции массового музыкального воспитания Б. Асафьева и Б. Яворского.

218. Сравнительный анализ педагогических систем 3. Кодаи и К. Орфа.

219. Музыкальное образование Японии: традиции и новации.

220. Зарубежная школа и педагогика первой половины XX века (основные педагогические течения).

221. Итоги школьных реформ за рубежом к середине XX века.

222. Музыка в структуре современного образования США.

223. Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского.

224. Основные направления музыкально-эстетического образования школьников.

225. Урок искусства H.A. Терентьевой.

226. Актуальные проблемы развития Петербургской школы.

227. Урок как основная форма образовательно-педагогического процесса в школе.

228. Образовательный процесс как диалог, сотрудничество, сотворчество его участников.

229. Методы и формы контроля на уроке музыки.

230. Формы организации урока музыки в общеобразовательной школе.

231. Формы организации воспитательного и образовательного процесса в школе.

232. Слагаемые профессиональной компетентности будущего учителя музыки.

233. Специфика деятельности учителя музыки на пути формирования вокально-хоровых навыков учащихся.

234. Значение педагогической практики в становлении профессиональной компетентности будущего учителя музыки.

235. Музыкальное восприятие как ведущий вид творческой деятельности на уроке в отечественной музыкальной педагогике.

236. Личностное и профессиональное самоопределение педагога-музыканта.

237. Профессиональная рефлексивность мышления как основа становления специалиста.

238. Деятельность и общение как педагогические средства развития личности.

239. Роль активности человека в овладении образованием и профессией.

240. Болонский процесс и Российское образование.

241. История возникновения музыкальных факультетов в педагогических вузах России.ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЭКЗАМЕНА.Разработка проектов, нацеленных на решение профессиональных задач:

242. План самоанализа педагога.

243. План собственного роста, профессионального самосовершенствования.

244. Развитие образовательной мотивации учащихся.

245. Включение группы пассивных учащихся в активную творческую деятельность на уроке.

246. Выявление музыкально одаренных детей определенного класса (на выбор).

247. Включение не поющих детей в вокально-хоровую работу.

248. Включение застенчивых детей в различные формы импровизации (вокальной, пластической, инструментальной).

249. Формы и виды оценивания достижений учащихся.

250. Урок-концерт, демонстрирующий достижения класса за определенный период обучения (полугодие, учебный год).

251. Организация хорового кружка начальной школы.

252. Организация школьного праздника.

253. Взаимодействие с учителями литературы, истории, изобразительного искусства с целью преобразования урока музыки в урок искусства.

254. Взаимодействие с родителями.

255. Урок-эксперимент (например «музыка и здоровье», «музыка и физика»).15. Урок- конференция.16. Урок-экскурсия.

256. Урок-игра (викторина, соревнование, олимпиада, конкурс и др.).

257. Импровизация (вокальная, пластическая, инструментальная) как средство обогащения эмоциональной сферы школьников.

258. Развитие образовательной среды школы.у,ТЕСТЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТАЩОННОЙ РЕФЛЕКСИИ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ СТИЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, (из учебного пособия Захаровой Л.Н.) (69,С.88-95).

259. Меняете ли Вы задания к упражнениям, предлагаемым авторами учебников, предлагая их в своих формулировках?

260. Вы считаете необходимым прогнозировать процесс общения на уроке, планировать его организацию?

261. Владеете ли Вы приемами поддержания своего эмоционального равновесия?

262. Готовясь к уроку по теме, которая уже неоднократно вами объяснялась, Вы находите в ней что-то новое?• 5. Бесспорно ли для Вас, что недоброжелательный и необъективный человекпрофессионально не пригоден к педагогической деятельности?

263. Считаете ли Вы дружеские отношения с учащимися основой успешности Вашей педагогической деятельности?

264. Владеете ли Вы индивидуальным стилем общения?

265. Разнообразите ли Вы форму обращения к учащимся?

266. Вспоминаете ли вы иногда, глядя на учащихся, свои переживания, которые были у Вас в их возрасте?

267. Меняете ли Вы стиль общения в зависимости от осуществления разных направлений педагогической деятельности?

268. Обдумывая объяснение нового материала, Вы ищите такую речевую форму, которая позволила бы не только услышать Вас. Но и увидеть то, о чем Вы говорите?

269. Владеете ли Вы системой риторических приемов и пользуетесь ими при организации общения?

270. Стараетесь ли Вы преодолевать дистанцию в отношениях с учащимися, т.к. считаете, что Ваша задача вести их за собой?

271. Убеждены ли Вы, что профессионализм учителя состоит не только в безупречном владении предметом?

272. Известны ли Вам вербальные способы поддержания и стимулирования внимания учащихся на уроке?П. Варианты ответа: «да» 0 баллов, «нет» - 2 балла, «иногда» - 1балл.

273. Вы оказались не правы, обвинив ребенка. Ваша несправедливость всемочевидна. Сможете ли Вы извиниться перед учеником?

274. Считаете ли Вы возможным употребление в острых ситуацияхвзаимодействия с учеником оскорбительных для его достоинства слов и выражений?

275. Достаточно ли Вы владеете техникой общения, чтобы не планироватьобщение на уроке?

276. Ученик говорит Вам неприятные, но справедливые слова. Вы прервете его,поставите на место»?

277. Разговаривающий на уроке, «вертящийся» ученик имеет физические недостатки. Позволите ли вы себе напомнить ему о них, чтобы урезонить его?

278. Ученик, который давно не готовит уроков, не отвечает на вопросы на уроке,хорошо выполнил контрольное задание. Будете ли Вы спешить с похвалой или подождете следующей работы?

279. Считаете ли Вы необходимыми методы принуждения по отношению к любому ученику?

280. Вы видите, что ребенок не здоров, что он «не на уроке». Вы пригласите егок доске?

281. Ситуация на уроке вышла из-под контроля. Вы «включаете» голос,переходите на крик?

282. В классе шум, т.к. выполняемая работа требует обсуждения в группах. Стремитесь ли Вы восстановить порядок и тишину?

283. Считаете ли Вы, что убеждать и доказывать не главная задача учителя?

284. Считаете ли Вы, что «волновать» и «трогать», как в театре, не входит в обязанности учителя?

285. Необходим ли ваш рассказ об учебных успехах и неудачах учеников, сопоставление одного с другим для стимулирования их познавательной активности?

286. Считаете ли Вы, что при большом педагогическом стаже можно позволить себе идти на урок без подготовки?

287. Вам известно, что родители сурово наказывают ребенка за любые провинности. Вы сообщите им о его серьезном проступке в школе?

288. I. Оценка уровня коммуникативных умений по пятибалльной шкале.

289. Социально-психологические коммуникативные умения 1. Распознавать и оценивать эмоциональное состояние собеседника,проявляющееся в: а) произношенииб) построении фразв) затруднениях в выборе словг) невербальных средствах общения

290. Владеть способами выражения эмоций через:а) тембр голосаб) темп речив) выбор адекватного ситуации тонаг) интонированиед) паузирование

291. Владеть приемами активного слушания.

292. Демонстрировать миролюбие и такт.

293. Демонстрировать интерес и уважение.

294. Использовать этикетно значимые для ситуации средства взаимодействия:а) вербальныеб) невербальные

295. Ориентироваться на позитивные формы предъявления требований.

296. Владеть целесообразно мотивированными формами выражения поощрения.

297. Контролировать свое эмоциональное состояние, управлять им, корректируя:а) вербальные средстваб) невербальные средства

298. Владеть способами саморегуляции для восстановления работоспособности и создания хорошего настроения путем:а) снятия мышечного напряженияб) регулирования речевого дыханияв) установки сознания на положительные эмоцииг) использования образного мышления

299. Нейтрализовать предубеждения, избегать стереотипов в отношениях с собеседниками.12. Владеть приемами:а) самовыраженияб) самоанализа

300. Логико-информационные коммуникативные умения1. Умение выделять:а) информационный центр текстаб) предмет обсужденияв) ведущий тезисг) мотив сообщенияд) целевую установку

301. Вычленять в тексте опорные, информативно значимые слова.

302. Выделять в тексте основные элементы информационно-знаниевой базы (факты, понятия, термины).

303. Владеть правилами аргументации.

304. Формулировать тезис выступления, выражающий его замысел с учетом адресата.

305. Оперировать вопросами разных типов для установления и демонстрации причинно-следственных связей между явлениями и фактами.7. Формулировать проблему.

306. Располагать высказывания в соответствии с законами логики и композиционными правилами.

307. Анализировать информативность текстов:а) информационную избыточностьб) информационную недостаточность

308. Владеть приемами преобразования текстов:а) сжатиеб) развертываниев) трансформированиег) компилирование из разных источниковИ. Строить публичные выступления разных видов в соответствии с целью и жанром.

309. Оптимально членить отрезки речи в соответствии с подготовленностью слушателей.З.З.Речевые коммуникативные умения

310. Соблюдать правила литературного произношения.

311. Владеть акцентологическими нормами.

312. Владеть правилами интонирования речи.

313. Владеть основами выразительного чтения.

314. Организовывать речь в соответствии с требованиями ее благозвучия, звуковой выразительности, точности, чистоты.

315. Уметь приспосабливать качества речевого голоса к коммуникативным условиям.

316. Слышать, воспринимать, вычленять качества звучащей речи.

317. Уметь выявлять и исправлять грамматические неправильности.

318. Употреблять слова в соответствии с их:а) значениемб) стилистической окраскойв) преимущественной сферой употребленияЮ.ТТрогнозировать воздействие словом в условиях конкретных коммуникативных ситуаций

319. Пользоваться терминологически правильной и точной научной речью.Критерии анализа урока музыки (предложены кафедрой пения и методики музыкального воспитания КГУим. Н.А. Некрасова)

320. Уровень музыкально-педагогической подготовки учителя музыки

321. Уровень сформированности музыкальной культуры учащихся.

322. Четкость, определенность формулирования цели урока, его образовательной, воспитывающей, развивающей функций.

323. Целесообразность структуры, композиции, последовательности отдельных частей урока.

324. Соответствие содержания урока его цели (избыток, недостаточность содержания, адекватность его уровню подготовленности класса).

325. Использование способов организации деятельности учащихся, их эффективность, удачность сочетания при переходе от одной формы работы к другой.

326. Стиль взаимодействия учителя с учащимися, учащихся между собой (его уместность, соответствие характеру и особенностям урока).

327. Атмосфера на уроке (спокойная, деловая, эмоциональная). Соответствие ее целям и материалу урока. Конфликты. Недоразумения на уроке. Их причины.

328. Интерес, активность, эмоциональные и другие позитивные проявления учащихся на уроке. Поддержал ли их учитель?

329. Соответствие результатов, достижений урока его целям. Общая оценка урока. Его неудачи и удачи, сильные и слабые стороны, их причины.Комплексный анализ урока музыкиТ. Дидактические требования.

330. Определение образовательных задач и их реализация в процессе урока.

331. Определение вида и места урока в системе других (введение, обобщение, углубление и др.).

332. Определение темы урока и ее реализация в соответствии с программой и целями обучения, с уровнем подготовленности учащихся.

333. Выбор методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающих познавательную творческую активность детей и сочетание коллективной работы с индивидуальной, самостоятельной деятельностью учащихся.

334. Рациональное использование ТСО, наглядных дидактических средств обучения.1.. Воспитательные требования.

335. Обеспечение связи уроков музыки с жизнью: с социальной практикой.

336. Развитие у учащихся познавательных интересов к музыке, музыкально-творческих способностей. ценностно-художественных ориентации, специальной ориентации.

337. Развитие у учащихся умения самостоятельно овладевать художественными знаниями.

338. Учет уровня музыкального развития школьгников, их возрастных и психологических особенностей.1.I. Структура урока.

339. Оптимальная последовательность составных элементов урока (пение, слушание, анализ, творческие задания, ознакомление с основными музыкальными понятиями).

340. Рациональное распределение отдельных элементов работы в классе по времени.

341. Особенности драматургии (занятие должно быть цельной, законченной совместной деятельностью (учитель-ученик), имеющей завязку, ход решения, кульминацию и развязку, то есть итог урока, в котором осмысливаются результаты).

342. Степень насыщения урока музыкальным, литературо-художественным "материалом".1.. Организационные требования.

343. Наличие плана и конспекта.

344. Организационная четкость в проведении урока (начало, темп, завершенность).Анализ профессиональных умений учителя в ходе урока.

345. Уровень общей культуры учителя, психолого-педагогическая грамотность. Умение учитывать в практической деятельности достижения смежных наук психологии, физиологии, дидактики, музыкальной эстетики и др.

346. Владение голосом, дирижерским жестом, инструментом (умение аккомпанировать, читать с листа, транспонировать, импровизировать, квалифицированно исполнять фортепианные произведения).

347. Уровень гибкости преподавания в зависимости от особенностей восприятия данным классом учебного материала.

348. Быстрота и точность реакции. Способность правильно оценивать ситуацию, поведение учащихся и оперативно находить решения.

349. Эмоциональный тон, артистизм, культура речи, образность мышления, богатство художественных ассоциаций.

350. Использование межпредметных связей в проведении урока.

351. Выработка у учащихся самостоятельных суждений и оценок, побуждение к самостоятельной поисковой деятельности.

352. Система контроля за формированием знаний.Ф.И.О. ЗАДАЧИ 1 2 3 4 5выражено-не выражено выражено-не выражено выражено-не выражено выражено-не выражено выражено-не выражено

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.