Сущность этнополитических конфликтов и социальные механизмы их регулирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мусаева, Эльмира Шекералиевна

  • Мусаева, Эльмира Шекералиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 169
Мусаева, Эльмира Шекералиевна. Сущность этнополитических конфликтов и социальные механизмы их регулирования: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Махачкала. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мусаева, Эльмира Шекералиевна

Введение

Гпава 1. Теоретико-философские аспекты этиополитических конфликтов!

§1. Понятие и природа политического конфликта, особенности его проявления

§2. Характерные черты и особенности этиополитических конфликтов.

§3. Типология этиополитических конфликтов

§4. Причины и динамика этиополитических конфликтов

Глава II. Политика России па Северном Кавказе в условиях обострения этиополитических конфликтов

§1. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: причины и типология

§2. Возможности регулирования этиополитических конфликтов

Глава 3. Технологии воздействия государства и общества па этнополитические конфликты.

§1. Управление этнополитическим конфликтом как теоретическая проблема.

§2. Социально-политические механизмы воздействия на этнополитические конфликты (на примере Республики Дагестан).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сущность этнополитических конфликтов и социальные механизмы их регулирования»

Актуальность темы исследования. События конца XX века, связанные с распадом советского Союза и центробежными тенденциями в Российской Федерации, привлекли пристальное внимание общественности и научных кругов к этнополитической проблематике как к фактору социально-политического развития. В перестроечные годы национальный вопрос, выведенный из под идеологического контроля, стал приоритетным предметом исследований для широкого круга общественных наук. Изначально исследовательский интерес к этнополитической проблематике был обусловлен острой потребностью в выработке рецептов по оптимизации советского национально-государственного устройства и, в равной степени, реакцией научных кругов на бурные изменения, происходившие в сфере межнациональных отношений. Основным объектом изучения при этом являлись межнациональные противоречия и конфликты, воспринимавшиеся как закономерное следствие былых просчетов в национальной политике.

В первые постсоветские годы характер и направленность этнополитических исследований претерпели некоторые изменения. Происходило переосмысление этнополитических процессов в реалиях постсоветского времени и в категориях российских государственных интересов. Но, несмотря на то, что анализ данных процессов осуществлялся на всем постсоветском пространстве, в силу очевидных причин, именно российская проблематика приобрела острую актуальность. Изменение исследовательских приоритетов на данном этапе можно рассматривать как постепенный переход от абстрактного национального вопроса к более конкретной и в то же время более широкой этнополитической проблематике. Это во многом связано со становлением отечественной этнополитологии. В то же время события рубежа 80-х—90-х гг. дали столь богатый и "горячий" материал для исследователей, что его концептуальное освоение вызвало определенные трудности. В условиях, когда внутриполитические контуры новых независимых государств еще не вполне оформились, а основные тенденции их развития не проявились с достаточной четкостью, ситуация, складывавшаяся в этнонациональной сфере также сохраняла множество элементов неопределенности. Соответственно выводы и оценки исследователей носили предварительный характер и зачастую опровергались последующим развитием событий. За прошедший постперестроечный период появились важные наработки по этнополитической проблематике, но лишь в последние годы исследовательский опыт, концентрация научной мысли, теоретическая база достигли уровня, позволяющего сформировать целостный и научно обоснованный комплекс представлений о процессах, происходящих в различных регионах бывшего Союза.

Особым динамизмом этнополитических процессов отличается северокавказский регион, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых можно выделить: важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный этноконфессиональный состав его населения, "этапные" особенности современного этнорегионального развития, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, комплекс центре-периферийных взаимодействий. Немаловажным фактором является также включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных этнополитических отношений. Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает многоаспектное воздействие не только на региональную, но и на общероссийскую политическую ситуацию. По этой причине она приобретает повышенную актуальность и требует специального всестороннего исследования.

Степень разработанности проблемы. Философско-антропологическое осмысление конфликта берет своё начало ещё в Древней Греции (Сократ,

Платон, Аристотель). Над проблемой конфликта в философии работали: А. Гелен, Гегель, Ж - П. Сартр, А. Камю, М. Шелер, А. А. Миллс, О. А. Митрошенков, О. Б. Шелупова, Н. А. Бердяев, JL Шелестов, С.С. Батенина, В. И. Григорьева, П. С. Гуревич, Д. Ж. Жовтун. В области психологии к данной теме обращались: 3. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Лефевр, А. Гурен, J1.A. Петровская, В. А. Сосин, В. С. Агеев и др.

Первые социологические теории конфликта возникли в прошлом столетии. В двадцатом столетии исследования социальных конфликтов получили бурное развитие, прежде всего в западной социологии и философии, и во множестве случаев, являлись реакцией на недостатки функциональной теории Т. Парсонса, критикой его гипотезы общественного равновесия. Макс Вебер называл социальный конфликт - борьбой. Г. Зиммель считал конфликт спором, психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. В конфликтах, по его мнению, отражаются интеграционные процессы социального развития. Г. Спенсер, Ф. Гиддингс, Г. Ратценхофер, Л. Гумплович, У. Самнер, Ф. Теннис, Л. Уорд, Т. Веблен, Э. Росс, Ч. Кули, Т. Боттомор, К. Левин, У. Мур рассматривали социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считали его неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. К. Боулдинг, опираясь на социалдарвинистскую методологию, считает, что конфликты знаменуют собой осознанные или созревающие интересы и столкновения этих интересов.

Развитие конфликтологии как специального направления в социологии в двадцатом веке осуществлялось благодаря интенсивным исследованиям социальных конфликтов, прежде всего в Западной Европе и США. Это было обусловлено спецификой развития общественных отношений в экономически развитых странах. Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление. Его работа «Функции социального конфликта» (1956) считается отправным пунктом современной социологии конфликта. В ней развивается теория конфликтного функционализма, где социальный конфликт рассматривается как важнейший элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению или укреплению социальных связей. Над проблемой конфликта в западной науке работали: Р. Макк, Р. Спайдер, К. Зингер, Д. Бернард, Р. Дарендорф, Д. Галтунг, К. Финк, У. Юри, Н. Келман, Д. Бертон, Ф. Дьюкес, К. Митчел, О. Надлер, М. Дойч, Р. Фишер, Д. Вике, Р. Коулзон, К. Крессель, Д. Белл.

Марксистская теория рассматривает социальный конфликт как коренной антагонизм в макроструктуре общества, где конфликт вырастает из противоречия интересов, борьбы за статус, власть, влияние, ресурсы и т.д.

Отечественная наука советского периода проявляла весьма слабый интерес к социальным конфликтам вообще и особенно к этнополитическим, что было обусловлено идеей «бесконфликтности» развития социалистического общества. Тем не менее, в семидесятые-восьмидесятые годы проводили отдельные исследования, посвященные осмыслению данной проблематики Л. А.Семенова, J1. А. Нечипоренко, В. В. Танчер. На современном постсоветском этапе развития науки этой проблеме посвятили свои работы: А. Г. Здравомыслов, А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, С. В. Кудрявцев, З.М. Зотова, А. И. Чумиков, С. А. Эфиров. Политические конфликты в СНГ исследовались в работах Барановского В., Здравомыслова А.Г., Кудрявцева В.Н., Сорокина К.

Так как перманентно обостряющиеся конфликты на Северном Кавказе носят этнополитический характер, представляют интерес работы, где рассматриваются именно такие формы противостояния и, прежде всего, это труды М.А. Абдуллаева, А.В.Авксентьева, А.К. Алиева, З.С. Арухова, Ю.Д. Анчабадзе, С.А. Арутюнова, В.В. Бартольда, В.О. Бобровникова, М. В. Вагабова, И. Добаева, Н В Жданова, А.Г. Здравомыслова Э.Ф. Кисриева, М.Р. Курбанова, Г.М.Курбанова, Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Г.М Милославского,

С.И. Муртузалиева, И. Ротаря, Т.С. Саидбаева, М.Т. Степанянца, Г. Юсуповой и др.

Анализ этнополитических процессов в модернизирующихся обществах и на Северном Кавказе дается в трудах отечественных ученых: Абдулатипова Р.Г., Жирикова А.А., Иордана М.В., Котанджяна Г.С., Паина, Э.А., Попова А.А., Реджеповой А.С., Тишкова В. А.

В последние годы увеличился научно-исследовательский интерес к данной проблеме, следствием чего явился ряд диссертаций, исследующих те или иные аспекты этнополитических конфликтов на Северном Кавказе - это работы А.В.Васильева, К.Г.Гусаевой, Динь Ты Хоа, Э.В.Пейкерта, С.П.Свенцицкова, А.Н.Смирнова, А.В. Сороко, Н.В. Стаськова и др.

Несмотря на множество монографий, статей и других исследований, посвященных этнополитическим конфликтам, данная проблема пока еще не получила всестороннего и комплексного социально-философского осмысления. Трудность исследования этнополитических конфликтов заключается в чрезвычайно сложном и многогранном объекте изучения, тем не менее, теория социальных конфликтов является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного знания и практической деятельности, которая объединяет интересы и усилия представителей различных научных дисциплин.

Цели и задачи исследования Основной целью данного исследования является определение этнополитического конфликта, его места в системе общественных отношений, изучение основных закономерностей, механизмов управления результатами его воздействия на процессы общественного развития.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- уточнить понятия «социальный конфликт» и «этнополитический конфликт», их соотношение;

- дать новую типологию этнических и политических конфликтов с учетом изменившихся реалий и проанализировать их динамику;

- опираясь на исторические источники, факты и документы, системный анализ и комплексное использование теоретико-методологических принципов и методов исследования прошлого и настоящего, выявить динамику этиополитических конфликтов на Северном Кавказе, роль и этнополитические притязания конфликтующих сторон, а также значение миротворческих неправительственных организаций в их урегулировании;

- рассмотреть основные закономерности и механизмы воздействия этнополитического конфликта на общество;

- выявить результаты этого воздействия и их проявления в различных сферах общественной жизни; концептуализировать закономерное значение межэтнических конфликтов в процессе развития современного общества.

- выработать рекомендации по предупреждению и предотвращению этиополитических конфликтов в Северо-Кавказском регионе.

Объектом исследования выступает этнополитический конфликт как закономерное явление общественной жизни.

Предмет исследования — роль и место этиополитических конфликтов в системе общественных отношений, формы и механизмы управления ими в условиях Северного Кавказа.

Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой диссертационного исследования послужили различные философские и социологические концепции, посвященные социальным конфликтам вообще и этнополитическим в частности, а также концепции, гипотезы и подходы, характеризующие всевозможные проявления воздействия этиополитических конфликтов на общество, представленные в зарубежной и отечественной научной литературе по различным отраслям гуманитарного знания.

Анализ этнополитических процессов был основан на применении институционального подхода. При изучении региональных этнополитических процессов использовались принципы всесторонности и конкретности, а также применялся историко-логический метод. Привлечение компаративного подхода дало возможность выявить особенности этнополитичееких процессов. В исследовании указанного предмета автор широко применял системный подход. При разработке некоторых глав использовался диалектический и структурно-функциональный методы.

Основные научные результаты и научная новизна исследования.

Диссертационное исследование вносит определённый вклад в исследование этнополитических процессов и, прежде всего, в контексте неоднозначного влияния на них глобализации как исторического этапа модернизации и других факторов трансформации общества. Обоснованные в диссертации идеи и выдвинутые гипотезы могут служить отправной точкой для новых конкретных исследований современной этнополитической ситуации в Северо-кавказском регионе и направлений ее трансформации в условиях модернизации.

В диссертации исследован ряд научных проблем, предложены варианты их решения:

- дана философская интерпретация теоретико - методологических основ этнополитического конфликта, а также типов конфликтов в мировой политической истории;

- предложена периодизация региональных конфликтов в России, их экономических и социально-культурных истоков и перспектив разрешения;

- дан социально-философский анализ динамики этнополитических конфликтов в поликультурном регионе на примере Северного Кавказа и в Дагестана;

- определена эвристическая значимость конструктивистского подхода, оказывающего влияние регулятивного фактора на динамику этнополитических процессов;

- доказано, что регулирование этнополитических процессов в современных конфликтогенных условиях связано с процессами этнополитической стабилизации и институционализации;

- предложен оригинальный вариант экспертизы, прогнозирования и технологий разрешения этнополитических конфликтов и кризисов в современном обществе на примере России;

- осуществлён анализ механизмов регулирования, разрешения и предотвращения этнополитических конфликтов.

Основные положения выносимые на защиту:

1. В современных этнополитических конфликтах, вместе с политическими факторами все более активно проявляются этнические параметры, играющие важную роль в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Автор не рассматривает современные конфликты в исследуемом регионе как некую историческую данность, всецело подчиняющую себе динамику этнополитических процессов, и, в то же время, подчиняясь диалектике общего, особенного и единичного, не сводит все многообразие конфликтов к неким универсальным причинам политического, экономического или иного характера.

2. Социально-философское осмысление специфики социально-культурного бытия полиэтничных регионов позволило в качестве основания для типологии этнополитических конфликтов выделить: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим традициям и нормам, конечный результат взаимодействия, влияние конфликта на дальнейшее развитие организации социума. В зависимости от характера влияния автором выделяются следующие типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие, деструктивные, а также конфликты деструктивно-ситуативные (его участники стремятся к личной выгоде) и деструктивно-тотальные (в которых участники добиваются престижа или власти).

3. Этнические факторы, которые обусловлены особенностями формирования и функционирования естественно-исторических общностей, играют определяющую роль в процессе северокавказской модернизации. Подобное влияние имеет исторический характер и выражается совпадением процессов формирования региона в составе российского государственного пространства с процессами геополитической консолидацией северокавказских народов.

Анализ развития этнополитической конфликтной ситуации на Северном Кавказе позволяет сделать вывод о двойственной природе всех этих конфликтов: в одних конфликтах возникшие межнациональные противоречия отходят на второй план, уступая место политическим требованиям, в других, наоборот, социально-экономические, политические и иные движения дают толчок разжиганию национальной розни и т.д.

4. Процессы глобализации имеют противоречивый и неоднозначный характер и предполагают, с одной стороны, наличие четко выраженной тенденции к конвергенции развитых стран, а с другой стороны, глобальная рационализация, связанная с экономическими и политическими императивами, актуализирует идею создания унитарной системы. Из этого, как мы полагаем, неустойчивость современных социальных процессов в стране обусловлена двумя наиболее значимыми тенденциями: «этнодемократической» и «державно-демократической», которые, с одной стороны, вступают в противоречие, с другой - дополняют друг друга. В последнее время в динамике этнополитических процессов на Северном Кавказе наблюдается переход от периода преобладающей и все возрастающей нестабильности к периоду относительной стабилизации, когда центральная государственная власть стала активно стремиться сделать этнополитические процессы на Юге России управляемыми и конструктивными. Важнейшим политико-правовым документом является Концепция национальной политики Российской Федерации как стратегическая программа деятельности государства в сфере национальных отношений.

Рассматривая философское понятие, социальную сущность и специфику проявления этнополитических конфликтов на Северном Кавказе автор конкретизирует следующие их причины: исторические; внешнеполитические; военно-стратегические; этнические; экономические; внутриполитические; поведенческие; информационные.

5. Регулирование этнополитических конфликтов обеспечивается, по мнению автора, специальными институтами парламентского типа, которые должны иметь следующую структурную характеристику и значимость в решении социальных проблем: а) обладать правомочиями на ведение переговоров и достижения согласия; б) обладать монополией на представительство интересов своей стороны; в) решения, принятые этими институтами, должны быть обязательными; г) они должны действовать демократически.

6. Особенности северокавказских этнополитических процессов определяются сложным сочетанием различных типов социальной идентичности: этническая ментальность прослеживает связь с релевантными понятиями, такими как национальная психика, национальный характер, этническая идентификация. Особенное в этнической ментальности свидетельствует о том, что благодаря ментальным особенностям этнос не сливается с пассивной формой социума.

Анализ этнополитических процессов с точки зрения их воздействия на социально-политические сферы жизнедеятельности северокавказского общества показывает, что этническая ментальность и гражданская идентичности находятся здесь в достаточно сложных отношениях друг с другом, отражая различные срезы социальной реальности. Устойчивая тенденция регионального развития состоит в укреплении этногосударственной субъектности северокавказских народов. При этом важнейшим условием стабильности региональной этнополитической структуры является ее включенность в российское политико-правовое пространство и систему федеративных взаимодействий.

Научная новизна исследования. Осуществленный в данной работе социально-философский анализ воздействия этнополитического конфликта на общественные процессы содержит, по мнению автора, следующие элементы научной новизны:

- выделены критерии, которые отделяют этнические, политические и другие социальные конфликты от социального противоречия;

- раскрыта динамика этнополитического конфликта;

- показан диалектический характер воздействия этнополитического конфликта на социальную систему, выражающийся одновременно в процессах интеграции и дифференциации, а также объективные и субъективные проявления данных процессов применительно к Северо-Кавказскому региону; обоснована зависимость формы и времени проявления этнополитических конфликтов от культурных особенностей их субъектов, а также зависимость оценки результатов конфликта от доминирующих общественных стереотипов;

- уточнены и конкретизированы основные научные представления о процессе возникновения и протекания этнополитических конфликтов на Северном Кавказе;

- выявлены основные, наиболее распространенные формы и направления этнополитических конфликтов;

- предложены конкретные методы использования соответствующих социальных технологий в системе государственного управления и общественного самоуправления, обеспечивающие предотвращение и локализацию этнополитических конфликтов и имеющие реальное практическое значение для их позитивного урегулирования и разрешения в условиях Северного Кавказа.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использованы не только для дальнейшего углубления анализа методологических, концептуальных и технологических проблем политической науки, но и для практических целей разрешения этнополитических конфликтов.

Научная значимость исследования этнополитических конфликтов в процессе демократизации общества является актуальной и значимой, в особенности для стран с развивающейся демократией. Динамика этнополитических процессов происходящих как внутри отдельно взятого государства, так и в общемировом, глобальном масштабе, постоянно требует пристального внимания и детального изучения, обеспечивающих возможность гибко реагировать на быстро изменяющиеся политические и иные ситуации и вырабатывать конструктивные предложения по предотвращению и урегулированию возникающих этнополитических конфликтов.

Понимание сущности и динамики этнополитических конфликтов нашего времени помогает принести реальную практическую пользу в решении основных проблем позитивного преобразования российского общества, а также всех других обществ, вставших на путь демократической трансформации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мусаева, Эльмира Шекералиевна

Заключение

Результаты осуществляемого диссертационного исследования позволяют автору прийти к заключению, что имеются веские основания рассматривать этнополитический конфликт как одну из разновидностей политического конфликта. Соответственно: все основные закономерности формирования, развития политического конфликта, возможности и механизмы его разрешения распространяются и на этнополитические конфликты. Наблюдаемые "расстыковки" между трактовками содержания политического и этнополитического конфликта имеют под собой двоякую почву: с одной стороны, как позволяют заключить результаты диссертационного анализа, в теоретических построениях недостаточно четко учтены и осмыслены ряд моментов, касающихся понимания природы и закономерностей развития политического конфликта, а с другой -действительно имеется целый ряд существенных специфических отличий этнополитических конфликтов, что заставляет специалистов делать этот вид конфликтов предметом специального анализа.

Анализируя проблему в первом плане, диссертант приходит к заключению, что для понимания природы политического конфликта недостаточно указать на его связь с социальными противоречиями, и само по себе наличие противоречий не всегда приводит к формированию политического конфликта. Равно как и нет оснований рассматривать политический конфликт исключительно как негативное явление, присущее к тому же лишь определенным типам обществ.

Конфликтогенность является естественным свойством любого общества. Искусственное замораживание конфликтов чревато тем, что вместо управляемых, более или менее локальных конфликтов, общество получит взрывоопасный конфликт большого масштаба, ставящего под вопрос сохранение целостности всего общества. Исходя из этого, диссертант считает, что при анализе политических конфликтов особое внимание необходимо уделить проблеме "полезности" и "вреда" конкретных конфликтных противостояний, раскрытию факторов, обеспечивающих позитивною направленность конфликта, с тем, чтобы в реальном политическом процессе принять такие меры, осуществить такие акции, которые способствовали бы развитию позитивных моментов конфликта и, по возможности, нейтрализовали, локализовали отрицательные моменты. При этом диссертант является решительный противником того, чтобы рассматривать политический конфликт исключительно как конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета - точка зрения, которая имеет распространение в научной отечественной литературе. Следует исходить из этого факта, что борьба по поводу власти, доминирования, влияния имеет в своей основе, как правило, неудовлетворенность экономическим и социальным положениям у определенных слоев и групп общества. Причиной политического конфликта может стать и форсированное изменение условия жизни в обществе, разрыв ранее существующих в нем социальных связей и отношений, - что особенно актуально для нынешних условий России и всего пространства СНГ. Множественность и разнообразие причин, лежащих в основе политического конфликта, приводит, на взгляд диссертанта, к тому, что ни одна из существующих научных школ и парадигм объяснения природы политического конфликта не может быть оценена как универсальная, полностью адекватная, лишь компаративный анализ, синтезирующий достижения различных школ позволяет найти ключ к объяснению реальных политических конфликтов и управлению ими. Управление политическими конфликтами требует овладения специальными технологиями и следованию определенным принципам.

Процесс управления начинается с точной и полной идентификации и лигитимизации политического конфликта, всестороннего анализа состояния политических институтов и идентификации групп "участвующих" в конфликте.

В плане второй проблемы осуществляемый диссертантом анализ проблемы позволяет придти к совокупности следующих заключений. Во-первых, в "чистом" виде этнических конфликтов» как правило, не бывает. Они тесно связаны с решением социально-экономических и политических проблем. В многонациональном государстве решение, по существу, любого вопроса может приобрести этническую окраску и породить этнонациональный конфликт. Многосторонность и многогранность этнонациональных конфликтов делает их объектов внимания различных наук. В качестве самостоятельной составляющей можно в них выделить политическую сторону, поскольку этнонациональные конфликты практически всегда затрагивают проблемы власти и национальной государственности, при данном ракурсе анализа более корректно употребление понятия не этнонациональный; а этнополитический конфликт. «Перелив» этнического фактора в политический происходит там и тогда, где и когда этичность из психологического, культурного, социального фактора развития превращается в собственно политическую силу, преследующую цель изменения или закрепления сложившейся системы институтов и отношений определенного общества, государственно-правовых в первую очередь. Для выявления сущностных особенностей, как и всей проблематики этнополитических конфликтов в целом, более продуктивен как убедился диссертант, не классовый, а цивилизованный подход, ин является ключом к пониманию ситуации, когда люди разного социального происхождения и имущественного положения в условиях межнациональной напряженности и конфликтов обнаруживают огромный потенциал солидарности в мобилизационной активности.

Сущностные особенности этнополитических конфликтов вытекают, прежде всего из того, что их природа, связана как правило, стратификационной системой межэтнических отношений, когда различные этнические группы занимают не равное положение относительно друг друга на шкале престижа и богатства. При этом еще более важно, что центр политической власти, государственный аппарат контролируются господствующей или составляющей большинство этической общностью, а периферийная общность (или общности) занимают в той или иной степени политически маргинальное положение.

Политическая маргинальность в ряде случаев совпадает с социально-классовой, а в ряде нет. В силу указанных различий положения этнических групп, цели и задачи участников этнополитического конфликта очень часто становятся несовместимыми, взаимоисключающими друг друга, что, в свою очередь, и дает этнонациональный конфликт гораздо более трудно разрешенным чем другие виды политических конфликтов.

Неравномерность распределения ракурсов власти и влияния, материального положения и социального статуса между периферийными группами и государственными - доминирующими группами особенно обостряется в периоды модернизации многонациональных государств, причем, модернизации такого рода государств фактически возрождает всю совокупность исторически существовавших противоречий, различий в национальном складе ума, психологии, традициях, идеологических стереотипах и т.д., и т.п. Социально-психологические и исторические факторы приобретают самостоятельное значение, что дает основание диссертанту выделить эти факторы в качестве тех, которые требуют самостоятельного анализа. Но при этом диссертантом не ставится под сомнение то положение, что глубинные причины этнонациональных конфликтов кроятся не столько в пробуждении скрытой, дремлющей до поры до времени энергии, сколько они являются следствием новой формы организации общественных отношений, опираются, в частности, на централизованно воспроизводящиеся культуры, защищенные государством.

Именно на этой основе, в первую очередь, и возникает этническая солидарность «политизация этнической солидарности» широкая и интенсивная поддержка этнической группой соперничества с поддерживающими господствующий собственный порядок этнической группой (группами) формирует потенциал этнополитического конфликта. Этот конфликт затрагивает не только проблемы отношения конфликтующего этноса с властью центра, как политико-правовой структурой, но ставит под сомнение территориальную целостность и необходимость существования самого полиэтнического государства реальных условиях на постсоветском пространстве описанные тенденции проявились следующим образом: разрушив средства эффективного контроля Центра над этнонационалыюй периферией и не получив фактически ни чего взамен, не создав механизма, позволяющего высвобождающуюся энергию этносов направить в созидательные русло, правящая элита создала предпосылки трансформации латентного потенциала этнонациональной напряженности в открытые этнополитические конфликты -как горизонтальные межэтнические так и вертикальные (центр-периферия).

Важнейшей особенностью природы и сущности политизации межэтнических противоречий, как показал анализ, является их динамика. Этнополитические конфликты имеют некоторые общие контуры своего развития, характеризуемые, в частности, порядком выдвижения требований. Начинается, как правило, с дискуссий по проблемам сохранения укрепления национального языка традиций национальных особенностей образа жизни и т.п. Затем эти требования переходят в политическую плоскость и перерастают в статусные притязания. И, наконец, в притязании по поводу ресурсов и территорий. Соответственно выглядят этапы и механизмы развертывания конфликта типично: от идеологий напряженности - к образу врага - к вооруженному противоборству.

Закономерности развития этиополитических конфликтов, их острота и формы проявления существенно разняться в зависимости от типа этнополитического конфликта. Специалисты выделяют несколько оснований для типологизации этиополитических конфликтов: со стороны целей количества участников, накала конфликта, его характера (национально-государственные, конфликты модернизации, интерсоциетальные конфликты). На пересечении названных оснований образуется достаточно много типов этиополитических конфликтов, однако, на что обращает внимание диссертант, сконструированных специалистами «идеальных типов» в реальной природе не существует. И во - вторых, начавшийся развиваться как определенный тип, этнонациональный конфликт может легко перерасти в другой тип конфликта. Это ставит перед теоретиками и практиками сложную и пока не до конца разрешимую проблему: с одной стороны, типологизация этиополитических конфликтов существенным образом способствует выработка моделей их управления, с другой стороны -подвижность типов этиополитических конфликтов, переход их друг в друга создает серьезные трудности на этом пути, хотя термин "управление конфликтом" специалистами России пока встречается не однозначно, тем не менее диссертант приходит к выводу, чти он наиболее адекватен, ибо управление этнополитическим конфликтом предполагает воздействие на него как минимум в некоторых фазах его развития.

Для теоретических построений, касающихся управленческого воздействия на этнополитический конфликт важно также уточнить понятия "сторона конфликта". Диссертант приходит к убеждению, что более адекватном здесь являются понятия "участник конфликта", "субъект конфликта", "посредник". Среди наиболее активно обсуждаемых проблем управления этнополитическими конфликтами выделяется роль посредника. В диссертации показано, что если в роли посредника в этно-политической конфликте выступают вооруженные силы не задействованной непосредственно стороны, как это часто имеет место в современной действительности, возникает целый ряд новых проблем, и это может привести не к разрешению конфликта, а всего лишь его "замораживанию".

Одной из наиболее продуктивной технологией разрешения конфликта является организация переговоров. При этом важно, что подход к переговорам носил не жесткий характер, когда цель переговоров сводится к достижению победы на предложенных стороной условиях, а принципиальный характер, предполагающий концентрацию внимания на интересах сторон, а не на позициях, совместный поиск путей решения проблемы, разработку многоплановых вариантов, открытость полемики.

К сожалению, констатирует диссертант, российская политическая практика, мировоззрение правящих элит мало способствует ведению переговоров в принципиальном, конструктивном ключе. На взгляд диссертанта, не только перед российской, но мировой политической мыслью, конфликтологией сегодня стала проблема обретения новых горизонтов для выработки стратегии управления этнополитическими конфликтами. При этом следует постоянно иметь ввиду, что не существует универсальных путей разрешения этих конфликтов и лучший способом разрешения этнополитических конфликтов является их предотвращение, что в основе стратегии управления конфликтом должен лежать принцип "не навреди", и что чрезвычайно полезно может быть привлечение в процессе урегулирования этнополитических конфликтов негосударственных структур и организаций -религиозных, женских и творческих союзов, объединений предпринимателей, молодежных организаций и т.д.

В нынешних условиях России, связанных с кардинальной ломкой по существу всей системы естественных отношений, к проблеме управления этнополитическими конфликтами на ее территории также нужно искать новые, нетрадиционные подходы, анализ теоретических работ и реального опыта урегулирования этнополитических конфликтов на территории России и всем постсоветском пространстве, приводит диссертанта к выводу, что наиболее эффективные технологии управления связаны с методами структурных изменений. Без структурных изменений, что в нынешних условиях означает, прежде всего, развитие реальных федеративных отношений, на взгляд диссертанта, ни одна из технологий не может быть применена с успехом.

Под структурными изменениями диссертант понимает не только изменения характера отношений между центром и этнорегионами, но и представления этнорегионам возможности всестороннего учета в процессе модернизации своих специфических особенностей. Так, диссертант приходит к выводам, что массовая приватизация земли на Северном Кавказе, традиционно страдающим от малоземелья и перенаселенности, может послужить детонатором всеобщего конфликта. Кроме того, как убежден диссертант, использование в целях управления этнополитическими конфликтами технологий структурных изменений может принести эффект только в том случае, если в полной мере учитываются исторические корни этнополитического конфликта, традиции и обычаи, особенности современных условий жизни и быта конфликтующего этноса, и если, наконец, меры, направленные на стабилизацию этнических отношений согласуются с мерами экономического и социального характера.

Кажущаяся легкость и цивилизованность методов управления этполитическими конфликтами в рамках подхода структурных изменений не должна, по мнению диссертанта, вводить в заблуждение. На месте одного решенного таким образом конфликта (например, путем предоставления конфликтующему этносу особых полномочий) может возникнуть другой, еще более разрушительный.

Это заставляет и специалистов, и практиков подходить с особой осмотрительностью к поиску методов решения того или иного этнополитического конфликта, наиболее отвечающих его сущности.

Подытоживая все вышеизложенное, можно отметить, что особенности северокавказских этнополитических процессов определяются сложным сочетанием различных типов социальной идентичности, формирующим самосозннание этнических сообществ, а также состоянием выбора между различными моделями государственио-политического развития. Анализ этнополитических процессов с точки зрения их воздействия на ситуацию в северокавказском регионе показывает, что этническая и гражданская идентичности находятся здесь в достаточно сложных отношениях друг с другом, отражая различные срезы социальной реальности. Устойчивая тенденция регионального развития состоит в укреплении этно-государственной субъектности северокавказских народов. При этом важнейшим условием стабильности региональной этнополитической структуры является ее включенность в российское политико-правовое пространство и систему федеративных взаимодействий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мусаева, Эльмира Шекералиевна, 2007 год

1. Boulding, Kenneth E. The Role of Conflict in the Dynamics of Society, 1. Current Research on Peace and Violence 1986, Vol 9, № 3

2. Dahl R.A. Modern political analysis. NY. - L., 1963.

3. Dahrendorf R. Life chances : Approaches to social and political theory. -Chicago: Univ. of Chicago press, 1979.

4. Enterline A.J. Regime changes, neighborhoods, and interstate conflict, 1816-1992 // J. of conflict resolution. Beverly Hills ; London, 1998. - Vol. 42, № 6.

5. Eyestone R. From social issues to public policy. N.Y. etc.: Wiley, 1978. - IX

6. Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict.- Berkley, 1985

7. Linz J.J., Stepan A. Political Identities and Electoral Sequences: Spain, the Soviet Union and Yugoslavia// Daedalus.- 1992.-vol.l21.-№ 2.

8. Pruitt D., Rubin J. Social Conflict: Escalation, Stalemate, and Settlement. -N.Y., 1984

9. Schmitz M. Theorie und Praxis des politischen Skandals. Frankfurt a.M.; New York: Campus, 1981.

10. Schumann J. Politischer Konflikt und sprachliche Kommunikation : Semantische u. pragmatische Probleme am Beispiel des Konfliktbereichs "Rustung". Frankfurt a.M.: Haag+Herchen, 1979.

11. Wiatr J. Konflikty polityczne a zaspokojenie potrzeb spoleczentwa // Czlowiek i swiatopoglad. W-wa, 1981. № 1-2 (186-187).

12. Абдулатипов Р.Этнополитические конфликты в СНГ: национальные механизмы разрешения // Социал. конфликт. Калуга, 2000. № 1.

13. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала: Юпитер, 1993.

14. Авакян А.Г. Генезис кавказского фактора / Арсен Авакян; Между нар. акад. информатизации. М.: Изд-во МАИ, 1998.

15. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания: Учеб. пособие. М.: Диалог-МГУ, 1999.

16. Алиев М.Г. Согласие. Социально-философский анализ.- М.: Республика, 2001.

17. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-полит. исследования. 1991. №6.

18. Амиров И.Ш. Политические факторы в системных глобальных разработках: Кризис, и конфликт, моменты // Вопр. философии. М., 1984.№ 4.

19. Арон Р. Демократия и тоталитаризм.-М., 1993

20. Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M., Сусоколов А.А. Этносоциология.- М., 1998.

21. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре общества. Махачкала. 2002.

22. Аршиба О.И. Современные концепции "управления" этнополитическим конфликтом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. М., 2000. №1.

23. Бабейко Я.Ф. К вопросу о политическом конфликте и рефлексивной политике // Вестн. Приднестров. ун-та. Тирасполь, 1996. № 2

24. Беджанов М. Б.Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения /М. Б. Беджанов. Майкоп : Адыгея, 1997.

25. Бекшенев В.Р. Политические конфликты, их социально-экономические и культурные детерминанты: (Регион, аспект): дис. . кандидата наук; Философские науки : 22.00.05 Тюмень, 1999.

26. Боков Х.Х.Национальные и региональные отношения / X. X. Боков; Межведомств, науч.-учеб. центр комплекс, проблем нац. политики (Центр "Нации"), Высш. ин-т упр. М.: Изд-во ВИУ, 2000.

27. Булатов Г.Г. Проблемы выявления и устранения условий и обстоятельств, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и опасных конфликтов // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. М., 1998

28. Бурлацкий Ф.М. Некоторые вопросы теории международных отношений // Вопр. философии. М., 1983. № 9.

29. Буробина С.Д. Политическая организация и политический конфликт / АН СССР. Ин-т востоковедения. М., 1983.

30. ЗГВалиулина Г.Р. Проблемы моделирования и экспертизы региональных конфликтов. М., 2002.

31. Василенко И.А. О возможностях политической герменевтики// Вопросы философии. 1999. №9.

32. Васильев А.В. Политические конфликты в современной России: опыт регионального исследования: Дисс. к.п.н.- Уфа, 2001.

33. Владиславлева Н.Н. Методы анализа международных конфликтов.- М., 2002.

34. Галкин В.А. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев как результат социально-политических и межнациональных конфликтов// Эволюция и революция: опыт и уроки мировой и российской истории: Материалы междунар. науч. конф. Хабаровск, 1997.

35. Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века).-Махачкала. :Юпитер, 1999

36. Глухова А.В.Типология политических конфликтов. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1997.

37. Гречко П.К. Поликультурное общество: конфликт, терпимость, толерантность Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. М.: Изд-во "Уникум-центр", 2003.

38. Гулиев М.А. Политическая толерантность в урегулировании этнических конфликтов. Автореф. дисс. .к.п.н.-Ростов-на-Дону, 2003.

39. Гусаева К.Г. Межнациональные конфликты в полиэтнической среде: их характер и разрешение. Дисс. .канд. филос. наук.- Махачкала, 2000

40. Гусаева К.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности- Махачкала: Наука плюс, 2006.

41. Дагестан в период социальных реформ / Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Махачкала, 2002.

42. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Эссе о политике и свободе.- М.,1991

43. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов.- Ростов-на-Дону, 1996

44. Джабраилов Х.А. Проблемы политического урегулирования локальных конфликтов в современном мире. Дисс. .канд.полит.наук.- М., 2003.

45. Динь Ты Хоа Политические конфликты в процессе демократизации общества. Дисс. .канд.социол.наук.- М., 2000

46. Динь Ты Хоа Политический конфликт и проблема его преодоления в демократически развивающихся обществах// Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 16.- М., 2000.

47. Дмитриев А.В.Этнический конфликт: теория и практика / А. В. Дмитриев; Межвед. науч.-учеб. центр комплекс, пробл. нац. политики (Центр "Нации"). -М., 1998.

48. Иголкин М.В. История и компромиссы // Вопр. философии. М.,1983.№ 8.

49. Канн Сам Гу Этно-национальные конфликты в Закавказье и Центральной Азии в контексте их геополитического положения.- М.: ИМЭМО РАН, 2002.

50. Кисриев Э.Ф.Ислам и власть в Дагестане. М, 2004. 224 с.

51. Кленов И.Н. Этнополитический конфликт : генезис , сущность, пути урегулирования: дис. . канд. полит, наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1996.

52. Козер JI.A. Функции социального конфликта. М., 1991

53. Коллинз Р. Этнический конфликт в современном мире. Филадельфия, 1977.

54. Конфликты современной России. Проблемы анализа и регулирования.-М.,2000.

55. Корельский И.В. Ненасилие, как политическая технология решения конфликтов: зарубежный опыт и традиции.- М., 2002.

56. Корнеева Т.Р. Исламский фактор в современных межнациональных конфликтах. Дисс. канд.полит.наук.- М., 2000.

57. Кошева С.В. Ислам в поликультурном Северо-Кавказском регионе: социологический аспект. Автореф. дисс. .канд.социол.наук.- Майкоп, 2005.

58. Краснов Б.И. Политология. М., Союз, 1995.

59. Куконков П.И. Проблема актуализации российской конфликтологической традиции // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. -Н.Новгород, 1998.

60. Ларченко С.Г. Социально-этнические процессы в системной организации и развитии общества. Автореф. дисс. . докт.филос.наук.- Новосибирск, 2001.

61. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития. Монография.-Новосибирск, 1999.

62. Лебедева М.М. От конфликтного восприятия к согласию// Полис. 1996. №5.

63. Лейпхарт А. Со-обществення демократия// Полис.1992. №3.

64. Лобазова М.В. Особенности применения кластерного анализа при исследовании этнополитического конфликта в республике Дагестан и на Северном Кавказе // Молодежь в информационном пространстве. -М., 2001. -Ч. 2.

65. Лукашева Е.А. Межнациональные конфликты и права человека // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994.

66. Магомедов А.А. Евразийский Дагестан к итогам XX века.-Махачкала.: Юпитер. -2000.

67. Малашенко А. Религию превращают в орудие этнополитических конфликтов // Россия и мусульман, мир. М., 1995. № 6.

68. Малышева Д.Б. Россия и мусульманский Север в водоворотах нового миропорядка.- М.: ИМЭМО РАН, 2003. 72 с.

69. Малышева Е.М. Северный Кавказ проблемы развития общества и власти. // Защита прав человека на Кавказе: позиция ученых и правозащитников/ Под ред. А.Ю.Сунгурова.- СПб.: Норма. 2002.

70. Маремшаова И.И.Менталитет в семейных и общественных традициях: Кабарда, Балкария, Карачай / И. И. Маремшаова. Нальчик : Книга, 1999.

71. Марков Н.Н. Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе (политологический анализ). Дисс. .канд.полит.наук.- М., 2001.

72. Матвеев В.А. Российское мусульманство на Северном Кавказе: исторические аспекты проблемы/ Под ред. и послеслов. В.Б.Виноградова.-Армавир-Ростов-на-Дону, 2004. 64 с.

73. Межведилов A.M. Социальные конфликты в трансформирующемся обществе: теоретические подходы и Российская действительность. Дисс. .канд.социол.наук. Казань, 2003.

74. Межуев В.М. Диалог между цивилизациями как философская проблема// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2004. №1.

75. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума.-М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

76. Муртузалиев С.И. Этнонациональные и конфессиональные проблемы в Республике Дагестан//Через диалог религий к прочному миру и межнациональному согласию на Северном Кавказе. Материалы НПК. Пятигорск, 2003.

77. Муслимов С.Ш. Этноконфессиональные отношения в призме общественного мнения// Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа. Материалы Республиканской НПК-Махачкала,2002

78. Муслимов С.Ш. О проблеме единой мировой религии //Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. -Махачкала, 2002.

79. Муслимов С.Ш. Взаимоотношения культур и межэтническая толерантность// Толерантность как социокультурный феномен. Сборник научных статей.-Махачкала,2002.

80. Муслимов С.Ш. Философские размышления.- Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2005. 265с.

81. Мушакодзи К. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление// Полис. 1991 .№3

82. Народы Дагестана / Отв.ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. М.: Наука, 2002. - 588 с.

83. Национально-государственное и федеративное строительство на Северном Кавказе: опыт, проблемы, специфика / М-во общ. и проф. образования РФ. Сев.-Осет. гос. ун-т; Науч. ред.: Малиев Н. Д., Дзидзоев В. Д. Владикавказ : Алания, 1998.

84. Пейкерт Э.В.Межэтнический конфликт в современном обществе. Автореф. дисс. канд. филос.наук.- Волгоград, 2000

85. Перепилица Г. Этнополитические факторы межнациональных конфликтов// Социал.конфликт. Калуга, 2000. № 1

86. Поздняков С.В. Политический протест. Автореф. дисс. к.полит.н.- Ростов-на-Дону, 2002.

87. Попова Е.Д. Психология политического конфликта: сущность, структура, противоречия / Моск. открытый соц. ун-т. Каф. полит, психологии. М., 2002.

88. Рамазанов А.Х. Проблемы эволюции государства и права в Дагестане// Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства в Дагестане.-Махачкала, 2000.

89. Родин J1., Фролов А. Роль посредничества в урегулировании межнациональных конфликтов// Международная жизнь. 1992. № 8-9.

90. Романенко JI.M. Конфликты гражданского общества: экзистенциальная дилемма современной России / РАН, Центр конфликтологии. М.: Изд. группа "Феникс", 1996.

91. Романенко, JI. Политические конфликты как важнейший индикатор социального самочувствия общества// Социал. конфликт. Калуга, 2000. №1.

92. Савин А. Б. Социальные конфликты и предпринимательская деятельность / А. Б. Савин; М-во транспорта РФ. Служба реч. транспорта. Волж. гос. акад. вод. транспорта. Н. Новгород, 1998.

93. Свенцицкий С.П. Механизмы регулирования межэтнических конфликтов (по результатам социологических исследований в Северо-Кавказском регионе). Дисс. .канд.социол.наук.- М., 2001

94. Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепления единства РФ. Материалы парламентских слушаний.-М., 1995.

95. Семенов В., Степанян Ц.А. От конфликта к согласию: пути перехода// Социс. 1994. №4.

96. Семенов В.А. Этногеополитические аспекты безопасности России.-М., 1998.-С.17

97. Смирнов А.Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции. Дисс. .канд. полит, наук. М., 2000

98. Сороко А.В. Некоторые аспекты урегулирования региональных конфликтов в 90-е годы XX века. Дисс. . канд.полит.наук.М., 1999

99. Социально-политические конфликты в российском обществе: Проблемы урегулирования / Публ. подгот. Эффендиев М.К. // СоцИс : Соц. исслед. -М., 1999. № 3.

100. Стаськов Н.В. Миротворчество как фактор урегулирования этнополитических конфликтов. Дисс. .канд.полит, наук. М., 2000

101. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы.-М., 1996.

102. Степанов Е.И. Проблема участия отечественной конфликтологии в обеспечении устойчивого развития российских регионов//Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы. Ростов н/Д, 2003.

103. Суворов B.J1. Политическое регулирование межнациональных конфликтов: современный опыт, проблемы, тенденции : Автореф. дис. . канд. полит, наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. -М., 1997.

104. Тавадов Г.Т. Этнонациональные конфликты /Вопросы межнациональных и федеративных отношений / М., РАГС. 1995.

105. Тарасов В.И. О социально-политической сущности "социологии конфликта" // Актуальные проблемы научного коммунизма. М., 1981.117. техн. ун-т, АН Респ. Башкортостан. Уфа, 2000.

106. Технологии управления этнополитическими процессами в СевероКавказском регионе / В. Г. Игнатов, О. Ф. Люлька, А. Б. Понеделков и др.; Сев.-Кавк. акад. гос. службы. Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 1999.

107. Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология.-М., 1996.

108. Тишков В.А. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию// Этнополис.1995. №2.

109. Тишков В.А. Стратегия национальной политики в РФ// Вестник РАН.-1993. Т.63. №8.

110. Тишков В.А. Этничность и власть в полиэтничных государствах.-М.,1994

111. Ургалкин Ю.А. Этнополитический конфликт: сущность, формы проявления, воздействие на сферы общественной жизни // Вестн. Самар. гос. экон. акад. Самара,2000. № 2/3.

112. Федорищева О.П. Некоторые методы разрешения социально-политических конфликтов,- Орел., 1995

113. Фельдман Д.М. Лидер в ситуации политического конфликта // Вопр. философии. М., 1998. №7.

114. Филиппов Н.А. Социальный конфликт в условиях трансформации Российского общества. Дисс. .канд.филос.наук.- Уфа, 2001.

115. Фролов С.С. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1997.

116. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?// Политические исследования. 1994.№ 1

117. Хасанов Р. Динамика этиополитических конфликтов в постсоветском пространстве; Автореф. дис. . канд. филос. наук; / Казан, гос. ун-т. -Казань, 1998.

118. Хесли В.Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий// Политические иследования.-1996.-№6.

119. Черникова С.М. Социальный компромисс в системе стабилизации общества. Автореф. дисс. .канд. филос.наук. 09.00.11.- Волгоград, 2003.

120. Чумиков A.M. Управление конфликтами. М.:Интерлигал, 1995.

121. Шаран П.Сравнительная политология. Часть 2. М., 1992.

122. Эмирова Д.С. Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане. Дисс. .канд.филос.наук. Махачкала, 2003. С.49.

123. Юри У. Этнические конфликты: что можно сделать? // Национальная политика в Российской Федерации. Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Липки, сентябрь 1992 г.). М., 1993

124. Юрченко В. М.Политика как фактор региональной конфликтности / В. М. Юрченко; М-во общ. и проф. образования РФ. Кубан. гос. ун-т. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1997.

125. Яковлев А.И. Космические и социальные причины общественных конфликтов // Космос и мировая история : Материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 105-летию со дня рождения основоположника косм, экологии и социологии А.Л. Чижевского. М., 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.