Свадебный обряд в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Байдаева, Билхис Докуевна

  • Байдаева, Билхис Докуевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Грозный
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 162
Байдаева, Билхис Докуевна. Свадебный обряд в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Грозный. 2009. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Байдаева, Билхис Докуевна

Введение.

Глава 1. Этническая культура народов Северного Кавказа: взаимосвязь общего и особенного.

1.1. Понятие и структура этнической культуры.

1.2. Особенности традиционной культуры северокавказских народов.

1.3. Межкультурные коммуникации народов Северного Кавказа.

Глава 2. Культурная динамика традиционного свадебного обряда народов Северного Кавказа.

2.1. Свадебный обряд народов Дагестана: взаимосвязь традиций и новаций.

2.2. Консервативность свадебного обряда чеченцев и ингушей.

2.3. Трансформация свадебного обряда осетин.

2.4. Эстетическое своеобразие свадебного обряда адыгских народов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свадебный обряд в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа»

Актуальность темы исследования. Северный Кавказ представляет собой многообразие народов, их языков и культур, тесно переплетенных, взаимодействующих и развивающихся на данной территории тысячелетиями. Здесь сформировалась своеобразная самобытная региональная северокавказская культура, вобравшая сотни различных этнических культурных традиций. Этнокультурные взаимоотношения составляют важную часть социокультурной реальности современных государств и народов. Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов.

Межкультурные взаимодействия, коммуникации этносов, в том числе народов Северного Кавказа, способствуют обогащению, развитию региональных этнических культур. Вместе с тем следует отметить, что в традиционных этнических культурах народов данного региона присутствуют устойчивые компоненты, например, традиции, обычаи, обряды. Свадебный обряд аборигенных народов Северного Кавказа демонстрирует их культурную близость, общность.

Изучение общего и особенного аспектов культуры свадебного обряда в контексте культур народов Северного Кавказа имеет важное научное значение. Свадьба с древнейших времен, начиная с утверждения единобрачия (моногамии), рассматривалась как сакральный праздник, игра, отражавшая этнокультурное своеобразие того или иного народа. В ходе своего исторического развития этнос вырабатывал свадебный обряд, уникальный комплекс ритуалов, празднеств, отражающих его этническую самобытность. При этом создавалась и этническая картина мира, осуществлялась практическая деятельность, нацеленная на производство соответствующих артефактов, предназначенных для успешного осуществления свадебного обряда.

Современный процесс глобальной стандартизации и нивелировки и повышает интенсивность межэтнических связей, развивает процесс развертывания интернациональной культуры, сохраняя её этнонациональные формы, подвергающиеся в определенной мере трансформации. Помимо прямого усвоения многих культурных явлений и форм, постоянно создаются типологически близкие культурные формы. Этнические признаки, находящие свое выражение в свадебном обряде народа, не могут быть изначально, навеки ему присущи. Все они возникают на определенном этапе исторической жизни этноса, развиваются вместе с ним, а могут быть и утрачены.

Среди всего многообразия этнических культур ученые выделяют тип традиционной (архаической) культуры, распространенной в обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения. В этом типе культуры господствуют обычаи и передаваемые из поколения в поколение традиции. Но как ни велика сила традиций, они не могут сохраняться вечно. Медленно и постепенно в культуру проникают новации. Эта ситуация характерна для свадебного этикета многих северокавказских этносов, который под воздействием социально-экономических, культурных процессов подвергается заметной динамике при сохранении архаичных, консервативных сторон.

Выявление общих и особенных, устойчивых и изменяющихся сторон свадебных ритуалов в этнической культуре народов Северного Кавказа, подвергающейся влиянию социально-экономической модернизации - актуальная исследовательская задача, требующая комплексного подхода со стороны философов, культурологов, этнологов, социологов.

Степень научной разработанности темы. Изучению содержания и сущности этнической культуры, региональных форм её проявления, 4 значительное внимание уделяется в исследованиях отечественных ученых: Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, С.А. Арутюнова, В.Х. Акаева, И.Ю. Алироева, Б.Х. Бгажнокова, М.М. Бетильмерзаевой, Ю.В. Бромлея, М.Н. Губогло, Г.В. Драча, М.С. Иордана, С.А. Ляушевой, В.В. Мавродина, А.П. Садохина, В.А. Тишкова, Х.М. Думанова, Х.В. Туркаева, Р.А. Хунаху, В.В. Черноуса, Б.Г. Чернобровкина, А.Ю. Шадже и других.

В работах М.С. Кагана, А.С. Кармина, С.И. Королева, Е.С. Новиковой, Т.Н. Персиковой, Ю.Н. Солонина, B.C. Стёпина, П.А. Цыганкова и др. с теоретико-методологических позиций анализируются межэтнические коммуникации, выявляются общие и особенные аспекты.

Значительное внимание изучению культурного феномена свадебного обряда как составной части этнической культуры народов Северного Кавказа, особенностей его проявления у дагестанских народов, чеченцев и ингушей, осетин, кабардинцев, балкар и карачаевцев, адыгейцев уделено в работах отечественных этнологов и культурологов: М.И. Гаджиевой, Н.Ф. Грабовского, З.А. Исрапилова, Б.А. Калоева, М.Д. Кудаевой, Ф.И. Кудусовой, М.Ч. Кучмезовой, С.Х. Мафедзева, А.О. Омарова, Я.С. Смирновой, А.Е. Тер-Саркисянц и др.

Отмечая небольшое количество работ, посвященных выявлению различных аспектов свадебного обряда народов Северного Кавказа, важно отметить, что ещё меньше число исследований, посвященных философскому, культурологическому анализу свадебного обряда как этнокультурного феномена.

Объектом исследования является обряд как составная часть культуры, выражающий культурно-эстетическое отношение этноса к миру и своему бытию.

Предметом исследования выступает свадебный обряд народов Северного Кавказа, рассматриваемый в контексте их этнических культур.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в культурологическом анализе свадебного обряда народов Северного Кавказа в контексте этнической культуры, заметно реагирующего на модернизационные изменения, происходящие в российском обществе.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения более частных исследовательских задач:

1. Выявление сущности понятия «этническая культура» и его структурных элементов.

2. Рассмотрение особенностей традиционной культуры северокавказских народов.

3. Изучение межэтнических коммуникаций народов Северного Кавказа.

4. Рассмотрение традиционных и новационных аспекты свадебного обряда дагестанцев.

5. Прояснение консервативного характера свадебного обряда чеченцев и ингушей.

6. Обоснование динамического характера свадебного обряда осетин.

7. Анализ эстетического своеобразия свадебного обряда адыгских народов.

Теоретические и методологические основания исследования. Теоретическую основу диссертационной работы составили фундаментальные исследования отечественных исследователей, касающиеся содержания, сущности культуры, в том числе этнической культуры, её роли в формировании этнической идентичности и этнокультурного многообразия в России. В этом отношении на авторское видение значительное влияние оказали исследования представителей ростовской школы культурологии: В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, Ю.А.

Жданова, О.М. Штомпеля, Е.Я. Режабека, Е.В. Золотухиной-Аболиной, М.В. Заковоротной, Б.Г. Чернобровкина и др.

При рассмотрении культуры автор диссертации придерживается концепции, согласно которой она интерпретируется как выработанный обществом способ человеческой деятельности, нацеленный на преобразование природы, общества и бытия самого человека. Это концептуальное положение берется за основу при анализе этнической культуры и его структурных компонентов, в том числе традиций, обрядов.

При анализе свадебного обряда народов Северного Кавказа в диссертации использованы теоретические положения исследований известных отечественных этнологов и культурологов Москвы, республик Северного Кавказа, специально изучавших проблематику места свадебного обряда в контексте этнических культур народов региона.

Широко использовался сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общие и особенные аспекты свадебных обрядов народов Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии и Адыгеи. Функциональный метод, использованный в диссертации позволил рассмотреть культуру и её формы, как интегрированную систему, в которой каждый элемент выполняет свою специфическую функцию.

Научная новизна диссертации состоит в попытке осмыслить взаимосвязь консервативных и новационных аспектов свадебного обряда, проявляющейся в этнических культурах народов Северного Кавказа и подвергающейся трансформации в условиях модернизационных преобразований, что выразилось в следующем: установлена взаимосвязь традиционных и новационных, архаичных и современных культурных сторон свадебного обряда народов Дагестана;

- раскрыт консервативный характер свадебного обряда чеченцев и ингушей, позволяющий сохранить момент устойчивости этнической культуры;

- выявлена социокультурная динамика свадебного обряда осетин, определяемая модернизационными воздействиями;

- рассмотрены конкретные формы эстетического своеобразия свадебных обрядов адыгских народов.

Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Этническая культура отдельного народа формируется из элементов, которые при сопоставлении их с равно функциональными элементами культур других народов оказывается либо присущей многим народам на определенной ступени их развития, либо особыми этническими вариантами, которые свойственны только конкретной группе этносов.

2. Кавказское сообщество этносов отличается специфической коммуникативной культурой. И это проявляется в зрелищной, ритуализированной, церемониально-этикетной формах социокультурной коммуникации, а также в нормативной детализации всех культурных аспектов и в преобладании их в актах мобилизованной направленности на демонстрацию культурного своеобразия.

3. Традиционный свадебный обряд народов Северного Кавказа выступает в своем синкретическом единстве, то есть включает в себя пение, танец, музыку, пантомиму и слово, создавая вместе цельное культурное зрелище. В таких элементах свадебного обряда, как скачки, ввод невесты в дом жениха, знакомство с невестой, вывод невесты к реке, посещение будущем зятем родителей невесты и т.д., проявляются основные особенности народного театра, выражающиеся в массовости повседневного культурного творчества, своеобразии и многокрасочности этнокультурной формы с его этико-этикетным содержанием.

4. Сходные естественно-географические, исторические и социокультурные условия способствовали выработке как общенациональной культуры у различных этносов Дагестана, так и отличительные этнокультурные черты. Здесь существуют также различия в отношении к калыму. Одни народности Дагестана требуют уплаты женихом калыма, другие освобождают его от этой обязанности. Современная свадьба в Дагестане имеет свои культурные отличия. Городская свадьба во многом отличается от сельской свадьбы, в которой сохраняются традиционные ритуалы, схожие с другими северокавказскими этносами.

5. На современном этапе свадебный обряд чеченцев и ингушей во многом сохранил традиционный уклад, консервировал многие его черты, сохранил аскетичность, скромность в соблюдении свадебных ритуалов как в городе, так и в селе. В ингушской свадебной церемонии четко сохраняется традиционное начало, но при этом проникают и новации, связанные с изменившимися социальными условиями и возможностями. Например, на свадьбу могут прийти только приглашенные гости. Обычай избегания невестой и женихом друг друга в ходе свадьбы -консервативная черта этнической культуры чеченцев и ингушей, до сих пор сохраняющаяся. Важнейшей особенностью свадебного обряда чеченцев и ингушей является его религиозное освещение по мусульманскому обычаю.

6. Свадебный обряд осетин отмечен социокультурной динамикой. Ранее существовавший обычай избегания невестой и женихом друг друга, запрет находится вместе во время свадьбы, соблюдение обычая не произносить имена друг друга у осетин изменились. Эти обычаи стали менее строгими, если не сказать, что они не соблюдаются. Обычай калыма у осетин фактически преодолен и воспринимается как пережиток прошлых времен, хотя в некоторых мусульманских семьях в Северной Осетии-Алании он соблюдается.

7. Свадебный обряд адыгов во многом сохранил свои традиционные красочные элементы, отличающиеся оригинальностью и эстетической наполненностью. В прошлом у некоторых адыгских народов прочно бытовал обычай избегания друг друга всю жизнь зятем и тестью с тещей. Современность внесла свои коррективы в этот архаичный этнический обычай. В городском пространстве, как у других народов Северного Кавказа, у адыгов сложились новации, вносящие свои культурные особенности. Подобная культурная ситуация характерна для всех северокавказских этносов.

Научно-практическая практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования расширяют знание места и роли свадебного обряда в жизни народов Северного Кавказа, позволяют конкретизировать теоретические представления об особенностях региональной культуры, раскрывают новые аспекты в области изучения этнической культуры, испытывающей воздействие экономических, социокультурных преобразований, происходящих в России, а в целом и мире.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании дисциплин по культурологии, философской антропологии, этнологии, а также для дальнейших теоретических и практических разработок по изучаемой проблеме.

Апробация результатов работы. Основные теоретические положения и выводы исследования нашли отражение в 4 публикациях автора общим объемом 2 п.л.

Различные аспекты диссертационного исследования обсуждались в выступлениях на межрегиональной и общероссийских научно-практических конференциях, проходивших в Грозном, Махачкале, Ростов-на-Дону, в ходе обсуждения диссертации на заседаниях кафедры

10 философии Чеченского государственного университета, в также при чтении лекций по курсу «Общее и особенное в этнической культуре народов Северного Кавказа» на историческом факультете Чеченского государственного университета.

Многие положения диссертации опубликованы в журналах, газетах, сборниках, изданных в Грозном, Ростове - на Дону.

Структура и объём диссертации. Структура диссертационного исследования обусловлена логикой раскрытия цели и задач исследования и состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и библиографии, состоящей из 145 источников. Общий объем диссертации составляет 162 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Байдаева, Билхис Докуевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В осуществленном исследовании установлены место и роль свадебного обряда в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа. Для этого выявлена сущность понятия «этническая культура», представляющей единство свойственных этнической общности этнодифференцирующих и этноинтегрирующих констант и ценностных ориентаций, обеспечивающих её социокультурное бытие.

Этническая культура, с одной стороны, обеспечивают единство каждого отдельного этноса, а с другой, передавая этнические особенности, от поколения к поколению обеспечивает это единство. Этническая культура проявляется во всех областях жизнедеятельности этноса: в языке, обычаях, традициях, обрядах, религии, психологическом складе, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве. Этнические особенности проявляются и в профессиональной культуре - искусстве, науке, литературе, философии, теологии и т.д., хотя данные культурные формы содержат в себе значительный пласт общечеловеческих ценностей.

Специфична традиционная культура северокавказских народов, что во многом определяется этническим, языковым, этноконфессиональным многообразием. Историческая обособленность и локальность этносов Северного Кавказа вырабатывали особые культурные механизмы, закрепленные в культурных традициях, обычаях, и обрядах. Редкость и непредсказуемость контактов с внешним миром заставляли выработать ритуализированные формы внешней коммуникации, правила которых общеобязательны для всех её участников.

В связи с этим рассмотрены межкультурные коммуникации народов Северного Кавказа, где в ходе длительного исторического развития и взаимодействия сформировалась своеобразная самобытная

149 этнокультурное сообщество, северокавказская культура, впитавшая в себя различные обычаи, традиции, обряды, которые в течение веков отшлифовывались, практиковались, транслировались из поколения в поколение. Таковы и свадебные обряды народов Северного Кавказа, символически выражающие жизненный опыт народов, их духовно-культурные, эстетические, религиозные нормы. Изучение свадебного обряда в Дагестане позволило установить разнообразие свадебных ритуалов народов, определить существование общих и особенных элементов, присущих всем им. Своеобразие традиций свадебного этикета у дагестанских народов подчеркивает их этническую психологию. Общая форма заключения брака у народов Дагестана, как составной части свадебного обряда, определена исламом, придающим сакральный характер.

Некоторые исследователи подчеркивают традиционность, косность и отсталость свадебных обрядов народов Северного Кавказа. Таковыми, в частности, считаются схожие ритуалы, регулирующие поведение невесты, ее молчаливость, нахождение в углу за занавеской, отсутствие жениха на свадьбе. Между тем их нельзя рассматривать как унижение или оскорбление невесты, поскольку изначально они имели сакральный, мистический характер, призванный защитить невесту от порчи, злых сил. Современные дагестанские свадебные обряды, будучи проявления этнокультурными проявлениями, являются синкретичными, несущими в себе глубокие традиции и элементы новации. Появление элементов новации в традиционной культуре народов, в том числе в свадебном обряде, сопряжено с процессом урбанизации, а ещё шире и глобализации.

В работе фиксируется схожие аспекты при рассмотрении свадебного обряда чеченцев и ингушей, позволяющих делать вывод о типологической общности двух культур, условно обьединенных в одно название «вайнахская культура». Ценности и нормы как регуляторы поведения у чеченцев и ингушей во многом идентичны у обоих этносов.

150

Все элементы свадебного обряда чеченцев и ингушей: скачки, ввод невесты в дом жениха, знакомство с невестой, вывод невесты к реке, посещение будущим зятем родителей невесты, имеющие театрализованную, игровую форму, часто идентичны.

С изменившейся социокультурной реальностью и расширением городского пространства, в обрядовую культуру вайнахов, несмотря на её укорененность, проникают новые, инновационные элементы. В современную чеченскую свадьбу, как в прошлом, приходят все желающие, тогда как на ингуши на свою свадьбу чаще стали официально приглашать, что схоже с осуществлением свадебного обряда с соседними осетинами. Важно отметить и такой факт, уникальный на Северном Кавказе - это присутствие с древнейших времен у чеченцев и ингушей экзогамии. Браки между родственными группами у чеченцев строго запрещены. Более того, эта традиция распространялась и на семьи, живущие по соседству длительное время и на семьи друзей.

Такой обычай свадебного обряда, как избегание невесты и женихом друг друга в ходе процедур свадебного обряда, имевшее в прошлом широкое распространение у многих народов Северного Кавказа, подвергается значительной трансформации, что обусловлено под влиянием объективных факторов (социально-культурных преобразований) и субъективных причин (рост образования молодёжи). Совместная учеба, работа изменили, упростили некоторые формы общения, хотя по-прежнему у народов Северного Кавказа во взаимоотношениях жениха и невесты ценятся скромность, сдержанность, почтительность, знание традиционных норм. В свадебных обрядах чеченцев и ингушей имеются и такие различия. Например, у ингушей, запрещено выход замуж девушки без согласия родителей, у чеченцев этот запрет менее жесток.

При рассмотрении этнической культуры, свадебного обряда осетин установлена, что под воздействием современности изменились условия жизни, культура труда, стала более интенсивной подвижность населения, миграционные процессы приводят к росту числа городского населения, уменьшению числа сельского населения и другим изменениям. Все это отразилось на традиционной культуре осетин, лишило свадебный обряд многих атрибутов, ранее считавшимися незыблемыми, они стали исчезать из жизненного обихода. Например, в наше время стало чистой формальностью посылать сватов в дом родителей невесты. Вопросы женитьбы или замужества теперь решаются самими молодыми, посылка же сватов приобрела чисто формальный характер, как формальное подтверждение их решения, как дань старине: соблюсти этикет.

При изучении особенностей свадебного обряда адыгов диссертант пришел к выводу, что в нем также присутствуют общие компоненты, присущие многим народам Северного Кавказа, что связано с различными этапами его реализации. Много общего у дагестанцев чеченцев, осетин и кабардинцев или адыгейцев в исполнении танцев на свадьбе у родителей или других родственников, при осуществлении других этапов свадебного обряда, выявляющих артистизм, фольклорное и эстетическую богатство этих народов Северного Кавказа.

Молодые люди, оказавшиеся на свадьбе, осваивают культуру кавказского танца: умение начинать его, пригласить на танец девушку, синхронно в ритм музыки двигаться по кругу, давать ей возможность проявить себя, подчинить своей воли и завершать танец. Многие молодые люди на Северном Кавказе считают для себя обязательным посещение свадебного обряда, и для этих целях специально осваивают искусства танца у лучших мастеров, заимствуют многие его элементы в ходе посещения свадьбы.

Свадебный обряд народов Северного Кавказа можно разбить на шесть циклов: сватовство, отправка за невестой свадебного картежа, часто состоящего из десятков машин, ввод невесты в дом, религиозное освещение брака, торжества (танцы, застолье), выход невесты из обета

152 молчания. На всех этапах свадьбы очень важно умение строго придерживаться традиционного этикета, норм обычного права, призывающего к сдержанности, умеренности, достоинству. Этому учат в традиционных семьях, старшее поколение, участвующие на свадьбе, публично одобряющие и осуждающие поведение молодых.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней факты, интерпретации, выводы, позволяют взглянуть шире на этнические культуры народов Северного Кавказа, выявить общие этнокультурные аспекты, цементирующие мультикультурную ситуацию в регионе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Байдаева, Билхис Докуевна, 2009 год

1. Абдулатипов Р.Х. Российская нация. Этносоциальная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. — М.: Научная книга, 2005.-472 с.

2. Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры этноса как результат процесса аккультурации // Научная мысль Кавказа. Дополнительный выпуск 2. 2006.

3. Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного. — Автореферат дисс.на соиск.уч.ст.канд.филос.наук. -Майкоп, 2007. 22 с.

4. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь. 1984.

5. Азизова Н.Р. Традиционные нормы поведения и формы общения юртовских татар в послесвадебный период: культурологический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2009. - № 8. - С. 44-49.

6. Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. М.: Изд-во «Мир дому твоему», 1996. - 352 с.

7. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры // Автореферат диссертации д-ра философских наук. Ростов-на-Дону, 2004.

8. Акимов В.Н. Свадебные обычаи и обряды чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый Дашковским этнографическим музеем. Вып. 3. М., 1888.

9. Албакова Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов. — М., 1998.

10. Ю.Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов). Вып. 2. Черкесск, 1954.

11. П.Алексеев В.А. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.

12. Армянская география VII века. СПб., 1877.

13. Артамонов М.И. История хазар. Д., 1969.154

14. Артановский С.Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.

15. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989.

16. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. — М., 1968.

17. Байдаева Б.Д. Сущность и социальное значение калыма-урду у чеченцев и ингушей // Гуманитарные и социально-экономические науки.-2009.-№2.-С. 119-123.

18. Байдаева Б.Д. Калым-урду у вайнахов: социокультурный анализ // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2009. — ЗА. С. 9-12.

19. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Т. II. Ч. I. М., 1963.

20. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. — Нальчик, 1983.

21. Бгажноков Б.Х. Мир культуры // Эльбрус. Нальчик, 1990.

22. Бгажноков Б.Х. Семья и традиционный семейный быт адыгов // Исторический вестник / Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНД РАН. IV выпуск. Нальчик, 2006. - С. 31-110.

23. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

24. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный: ГУП «Книжное изд-во», 2008.- 155 с.

25. Вебер А. Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

26. Введение в этническую психологию. СПб., 1995.

27. Гаджиева C.III. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. -М., 1961.

28. Гаджиева C.III. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX века. -М., 1985.

29. Гаджиева М.И., Омаров А.О. Семья народов Дагестана в историческом развитии. 4 1.- Махачкала, 2000.

30. ЗО.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 31 .Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. — М., 1981.

31. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. -Нальчик, 1997.

32. Гелагаева A.M. Типологическая общность традиционных культур Северного Кавказа в условиях модернизирующейся российской цивилизации. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук.- Ростов-на-Дону, 2007. 23 с.

33. Грэм Г. Философия искусства. М., 2004.

34. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследования и материалы 1892-1894 гг. . М.: ИМЛИ РАН, 2008. -382 с.

35. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

36. Даниленко О.И. Культура общения. JL, 1989.

37. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений. Этносоциальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 248 с.

38. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2003. - 320 с.

39. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2008. 688 с.

40. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. —"Л., 1991.42.3асецкая И.П. Золотые украшения гуннской эпохи. Л., 1975. 43.3иссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе. - М.: Мысль, 2001. — 238 с.

41. Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. Ростов-на-Дону, 1995.- 544 с.

42. Иконникова С.Н. Диалог культур. Л., 1987.

43. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. Тифлис, 1868. - 52 с.

44. История Дагестана. Т. 2. М., 1968.

45. История и культура чеченского народа. М.: Изд-во-«Реал-Груп», 2002.- 152 с.

46. Исрапилова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андала. -Махачкала, 2002.

47. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

48. Казанов Х.К. Культура адыгов. Нальчик, 1993.

49. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов. -М., 1979.

50. Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // Кавказский этнографический сборник. IX. Вопросы исторической этнографии Кавказа. М.: Наука, 1989. - С. 137-158.

51. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005. -464 с.

52. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. -М., 1993.

53. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

54. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.

55. Кондаков Н.В. Культура России. М., 2000.

56. Кондратов А.П. Справочник необходимых знаний. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 768 с.

57. Королев С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии. М., 1975.

58. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. - 380 с.

59. Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный, 1991.

60. Культура: теории и проблемы. М., 1994.

61. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научн. ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 8-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 576 с.

62. Кучмезова М.Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2003. - 214 с.

63. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.4. -Тифлис, 1872.

64. Левек Пьер. Эллинистический мир. М.: Наука, 1989. - 252 с.

65. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-512 с.

66. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1. — Нальчик, 2002.

67. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М.: Мысль, 1982. - 624 с.

68. Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология: Уч. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. 240 с.

69. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. — Махачкала: ИД «Эпоха», 2007. 208 с.

70. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Часть 1.: Учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. — 296 с.

71. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

72. Малкандуев Азрет Магометович. Системность традиций этнической культуры. Автореф. дисс. . док-pa филос. наук. Ростов-на-Дону, 2005.-42 с.

73. Мамбетов Г.Х., Думанов Х.М. Некоторые вопросы современной кабардинской свадьбы // Этнография народов Кабардино-Балкарии. Вып. 1. Нальчик, 1977. - С. 62-82.

74. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете // Эльбрус, Нальчик, 1993.

75. Мамфорд Л. Техника и природа человека. Нью-Йорк, 1972.

76. Массовая культура России конца XX века. СПб., 2001.

77. Мафедзев С. X. Возвращение жениха в свадебном обряде кабардинцев Этнография народов Кабардино-Балкарии. Вып. 1. — Нальчик, 1977.

78. Мафедзев С. X. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979.

79. Мафедзев С. X. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ) // Эль фа, Нальчик, 2000.

80. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов. — Майкоп, 1987.

81. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

82. Милородова И.Н. Музыкальная культура в духовной жизни современной молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2009. -№ 8. - С. 28-32.

83. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

84. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.-360 с.

85. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

86. Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 864 с.

87. Нанаева Б.Б. Традиционные семейно-брачные отношения чеченцев и их трансформация в современных условиях // Социально-гуманитарные знания. 2009. - № 8. - С. 50-59.

88. Нанаева Б.Б. Коллективистская природа нравственных традиций чеченцев // Социально-гуманитарные знания. 2009. — № 8. - С. 543551.

89. Народы Дагестана. М.: Наука, 2002. - 588 с.

90. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 554 с.

91. Никитина И.П. Философия искусства: учебное пособие. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. 560 с.9506 Ингушетии и ингушах. Выпуск второй. Сборник материалов. -Магас-Санкт-Петербург, 2003.

92. Об Ингушетии и ингушах. Выпуск третий. Сборник материалов. Магас-Санкт-Петербург, 2005.97.0сипов Г.В., Москвичев JI.H. Социология. М.: Норма, 2003. - 912 с.98.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М., 1991.

93. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.

94. Петров JI.B. Коммуникации в культуре: процессы и явления. — СПб., 2005.

95. Петраш Ю.Г. Ислам. Происхождение. Вероучение. Современность. М.: Республика, 2005. - 350 с.

96. Платон. Государство. -М.: Наука, 2005.- 569 с.

97. Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. -М.-Л., 1941.

98. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. Тифлис, 1870.

99. Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988.

100. Свадебные обряды народов России и Ближнего зарубежья. — М., 1993.

101. Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев селения Купа. Махачкала, 1999.

102. Сергеева Г.А. Свадьба у народов Дагестана в XX в.: общее и особенное // Свадебные обряды народов России и Ближнего зарубежья. М., 1993.

103. Символ в системе культуры. — Тарту, 1987.

104. Смирнова Я.С. Современная свадьба у народов Карачаево-Черкесии // Тезисы докл. на пленумах секциях Всесоюз. конф., поев, этнограф, изучению современности. -М.; Нальчик, 1975.

105. Смирнова Я.С., Тер-Петросян А.Е. Семья и семейный быт. М., 1995.-270 с.

106. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. М., 2009.

107. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

108. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.

109. Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов, 1997.160

110. Танкиев А.Х. Отголоски брачных отношений между предками вайнахов и легендарными амазонками в ингушской свадебной поэзии. -Грозный, 1991.

111. Теория культуры: Учебное пособие. СПб: Питер, 2008. - 592 с.

112. Тер-Саркасянц А.Е. Брак и свадебный цикл у армян (вторая половина XIX-начала XX в.) // Кавказский этнографический сборник. IX. Вопросы исторической этнографии Кавказа. М.: Наука, 1989. - С. 246-284.

113. Тейлор Э.В. Первобытная культура. М., 1989.

114. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М.: Наука, 2001. - 552 с.

115. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.

116. Толочко М.Н. Как найти свой талисман. Минск, 1998.

117. Тэн. И. Философия искусства. — М., 1996.

118. Уайт JI. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

119. Унежов К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

120. Фарфаровский С. Брак в Осетии // Естествознание и география. — 1910.-№7.

121. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М, 2006. - 576 с.

122. Фромм Эрих. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

123. Фуко М. Слова и вещи. М., 1997.

124. Хёйзинга Й. Нота ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.

125. Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993.

126. Хрестоматия по культурологии. Т. 1-2. СПб., 1999.

127. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, Изд-во «Ир», 1993.

128. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Ленинград, 1986.161

129. Чурсин Г.Ф. Осетины. Этнографический очерк. Тифлис, 1925.

130. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. -М, 1998.

131. Шанаев Д. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск IV. Тифлис, 1870.

132. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. — М., 1993.

133. Шеллинг Е. Ингуши и чеченцы // Религиозные верования народов СССР. Сборник Этнографических материалов. Том II. Москва-Ленинград, 1931. С. 9-40.

134. Ширшов И.Е. Динамика культуры. М., 1990.

135. Шортаева И.Х. Проблемы изучения семьи и семейного быта кабардинцев на современном этапе // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. 9 выпуск. Нальчик, 2002. - С. 98-118.

136. Штомпель О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов н/Д, 1999.

137. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации. Изд. 2-е. - М.: Академический проект, 2009.

138. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.