Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Климова, Наталия Викторовна

  • Климова, Наталия Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 228
Климова, Наталия Викторовна. Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Тамбов. 2012. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Климова, Наталия Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Первая

глава

ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ИЗОСИМОВА.

1.1. Творчество Александра Изосимова в контексте идей антропософии.

1.2. Феномен Света в творчестве А. Изосимова.

Вторая

глава

МЕТАМОРФОЗЫ СВЕТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ИЗОСИМОВА.

2.1. «Дышащий лад» как системообразующее начало.

2.2. Модификации «дышащего лада»: имагинации Света и Тьмы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова»

Актуальность темы. Творчество петербургского композитора Александр Изосимов (р. 1958) — явление уникальное. В современном музыкальном искусстве оно не имеет аналогов и как всё новое, необычное вызывает сдержанный интерес. Подобно «Авроре» Бёме, «Духовным проповедям» Эк-харда, мыслям о творящем Духе Скрябина, видениям Иакова Шёнберга или световым идеям Саариахо, музыка А. Изосимова обращена не к обыденному сознанию. Её светозвуковая неповторимость исходит из глубинных сверхчувственных связей человека с макрокосмосом, из таинства творения духовного внутри физического, из невидимых нитей, сплетающих алтарь искусства и рабочий стол музыканта. Такая музыка пробуждает забытые в наше время чувства красоты, восторга, трепетности и благоговения, перед открывающимися картинами Гармонии и Света, потрясает пронзительностью боли и влекущей силой Тьмы. Она сотворена добротой и любовью, а потому не является сухой абстракцией. В эпоху тотального постмодернизма подобная позиция художника — явление единичное. Мастер не декларирует традиций, хотя какой-то частью его музыка близка им, и не вполне вписывается в стандарты и форматы авангарда, но о котором можно сказать, что его творчество исходит из духовных подоснов.

Свет — один из главных источников творческой рефлексии композитора. Его происхождение связывается с глубоко этической духовно — христианской природой, с категориями Добра, Красоты, Любви.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда трансформации в искусстве поставили под вопрос само понятие искусства, всё более отчетливо обнаруживается утрата его глубинных духовных оснований. Присущие классическому искусству Гармония, Совершенство, Красота в большинстве произведений теряют своё значение. Искусство всё чаще перестает быть выражением и носителем Духа, а такое искусство, как утверждает Ю. Холопов, бесплодно.

Отмеченные процессы характерны и для современного музыкального искусства. Между тем, несмотря на их очевидность, в пространстве художе ственного всегда существовали яркие личности, в творчестве которых духовная составляющая занимала определяющее место. Кроме того, есть основания утверждать, что в отечественном музыкальном искусстве всё явственнее обнаруживается тенденция к усилению данной составляющей. На это обращает внимание Ю. Холопов. Ушедший XX век Новой музыки и Новейшее время XXI века он связывает с эпохой «гигантского перелома в эволюции музыки, самой её сущности, в развитии культуры, чуть ли не самой сущности человека»1. Эти знаменательные слова ученого, изложенные в одной из его последних работ, отмечены глубиной и прозорливостью: ученый высказывает предположение о «девальвации антропоцентризма и движении далее к утверждению космизма как закономерного результата отвержения "слишком человеческого"» . Продолжим цитату и отметим авторский комментарий понятия космизма как «слияния с эманацией первоединого (почти по Плотину) посредством вибрации-воли с их периодичностью», которое «актуализирует отодвинутое в миф 2500-летней исторической плитой рационализма ощущение Музыки сфер и Мировой гармонии (с большой буквы)»3. С этих позиций особое значение и актуальность приобретает исследование творчества композиторов, в произведениях которых указанная связь искусства с духовными основаниями Бытия обнаруживается отчетливо.

Одним из проявлений этой зарождающейся тенденции к Духу является творчество Александра Изосимова, которое избрано в качестве объекта диссертационного исследования. Духовное в творчестве композитора сопряжено с феноменом Света. В устных высказываниях музыканта, его статьях этот термин отчетливо не артикулирован. Однако отдельные мысли, приведённые в исследовании, пояснения, программа сочинений, данная автором, а также многолетние наблюдения над творчеством композитора и накопив

1 Холопов Ю. Итоги трехтысячелетнего развития [Текст]: учеб. для вузов /Ю.Холопов, Л. Кириллина, Т. Кюрегян, Г. Лыжов, Р. Поспелова, В. Ценова. М.: «Композитор», 2006 - С.620.

2 Там же

3 Там же шийся аналитический материал дают основание для изучения именно данной проблемы.

Предметом исследования выступает световое начало как составляющая творчества А. Изосимова.

Цель исследования — обосновать смыслообразующую роль Света в произведениях А. Изосимова.

Материалом исследования послужили инструментальные произведения (Квартеты № 1,2, Соната для виолончели и фортепиано, Соната для фортепиано, фортепианный цикл «Превращение»; композиции для разных инструментальных составов), балет «Цветок Белого Лотоса»; два вокальных цикла; «Сопереживание Душе» для хора а cappella; действо для хора, оркестра и органа «Иаония. Благодарность Жизнедателю».

Задачи исследования:

• проанализировать интеллектуально-духовные истоки творчества Изосимова;

• обосновать характеристику Света как метафизической составляющей творчества композитора;

• выявить формы выражения светового начала в музыке Изосимова;

• осуществить дескрипцию метода «дышащего лада», выступающего как одно из средств выражения Света;

• раскрыть имагинации Света и Тьмы в произведениях А. Изосимова

Основная гипотеза исследования: творчество А. Изосимова является воплощением идеи Света как выражения Духа.

В качестве методологической основы исследования в работе выступают культурно-исторический, онтологический, феноменологический подходы, а также методы специально-научного (музыковедческого) анализа произведений. В рамках культурно-исторического подхода осуществляется обращение к культурным пластам (интеллектуальным, художественным), выступающим в качестве истоков творчества А. Изосимова. С позиций философского подхода оказывается возможным выявление в творчестве композитора метафизической составляющей, выраженной в феномене Света. Феноменологический анализ выступает в работе в качестве инструмента постижения смысла музыкальных произведений. Методы музыковедческого анализа позволяют выявить художественные формы реализации замыслов композитора.

Ценными с методологической точки зрения оказались концепция метаморфоз И. Гёте, феноменология музыки А. Лосева, литературоведческий анализ О. Мандельштама. Определённую роль в философском осмыслении музыкального творчества сыграли работы З.В. Фоминой.

Теоретическое обоснование выдвинутых в работе положений обусловило обращение к музыкально-теоретическим системам XX века (И. Стравинский, О. Мессиан, Д. Лигети, К. Штокхаузен, С. Губайдулина, А. Шнитке).

В аналитических разделах диссертации особую методологическую значимость имеет обращение к фундаментальным музыкально-теоретическим трудам отечественных музыковедов Б. Асафьева, К. Зенкина, М. Катунян, В. Медушевского, Е. Назайкинского, А. Соколова, Ю. Холопова, В. Холоповой.

Важную роль для понимания Света в работе сыграли труды, в которых имеет место теоретическая экспликация Света: Свет как краска гармонического языка (Т. Левая), Свет как сакральный мифопоэтический код (Г. Дау-норавичене, М. Катунян, Е. Булычева, Н. Поспелова, В. Ценова, И. Скворцо-ва, Ю. Петровская), религиозная трактовка Света (Н. Бекетова, Н. Гуляниц-кая, А. Ковалев, Н. Кулыгина, В. Медушевский, Е. Науменко, Ю. Паисов, Н. Парфентьева, Н. Парфентьев, М. Рахманова, С. Тышко, В. Холопова, В. Шу-ранов), концепция светомузыкального синтеза (И. Ванечкина, Б. Галеев, О. Пахомова, Е. Тахо-Годи), Свет как онтологическая сущность (И. Гёте, Р. Штейнер, А. Белый, С.О. Прокофьев), Свет как метафора (Т. Федченко, Ю. Холопов, В. Холопова).

Погружению в исторический контекст художественно — стилевых тенденций развития музыкального искусства XX — начала XXI веков помогло изучение работ JI. Акопяна, Г. Григорьевой, А. Демченко, С. Савенко, А. Соколова, Ю. Холопова, В. Холоповой, В. Ценовой, Т. Цареградской и др.

Отдельную область составили комментарии и размышления о творчестве и технике композиции выдающихся музыкантов означенного времени — Б. Бартока, А. Берга, П. Булеза, И. Вышнеградского, Н. Вустина, С. Губайду-линой, К. Дебюсси, Д. Лигети, Г. Малера, В. Мартынова, С. Прокофьева, И. Стравинского, Г. Уствольской, А. Шёнберга, К. Штокхаузена и др., что помогло выявить индивидуальные черты метода композитора и его мышления. Всестороннее исследование композиторского метода потребовало концентрации на проблемах тематизма (Е. Назайкинский, М. Арановский), интонационно-ладового и гармонического анализа текста (Д. Гойови, Н. Гуляниц-кая, Е. Бершадская, Л. Дьячкова, Л. Саввина, И. Степанова, Ю. Холопов, Ю. Кон, Е. Трембовельский), жанра и стиля (Е. Назайкинский, М. Лобанова, Г. Григорьева), полифонического письма XX века (Т. Франтова, И. Кузнецов, Ю. Холопов).

В ходе исследования была также использована информация из смежных искусств по вопросам феномена Света, содержащаяся в работах И. Гёте, В. Кандинского, А. Белого, Д. Андреева, И. Иттена, Аре. Тарковского, К. Свасьяна, Ч. Айтматова.

Особо следует оговорить обращение к идеям антропософии Р. Штейне-ра (Р. Штайнера). Антропософия не является теоретическим основанием диссертационного исследования. Она выступает в работе как объект научного анализа в связи с ее особой ролью в структуре интеллектуально-духовных источников творчества А. Изосимова.

Терминологический аппарат. Одним из ключевых понятий диссертационной работы является метаморфоза (от греч. meta — между, после, вслед за и morphe — форма) — превращение форм, изменение. Оно рассматривается, прежде всего, как идея органического роста, развития, способная воспроизвести бесконечный процесс умирания-рождения, смерти-жизни, на котором основаны законы природы. Подобное толкование термина восходит к естественнонаучным трудам И.В. Гёте, немецких романтиков, мыслям о музыкальном искусстве А. Веберна. В музыковедении понятие метаморфозы иногда связывается с методом монотематизма (О. Ярош). В данной работе процесс метаморфозы рассматривается в соответствии со стадиями духовного светового перевоплощения в произведениях Изосимова: рождением Света из Тьмы, превращением Тьмы в Свет — с состояниями, исключающими вторичное появление, а, следовательно, необратимыми.

Стадиальность световых фаз постигается через состояние созерцания, медитативности и выхода за пределы чувственного представления, что связывается с имагинативным восприятием. В отличие от традиционного чувственного, имагинативное есть ощущение образов, имеющих духовно-душевные причины. Это не реально-конкретное представление в системе сложившихся в музыковедении кодов, а созерцание «за-кодовых» сверхчувственных ощущений. Восприятие музыки А. Изосимова происходит в результате погружения в состояние, вызванное наблюдением превращений данных «образов».

Одним из основополагающих принципов творческого мышления композитора является полярность (от греч. polos — небесный свод над полюсами), понимаемая как взаимно обусловленная и дополняющая друг друга сущность двух противоположностей. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире, представленная в работах Гёте, Шеллинга, в антропософии Р. Штейнера, в музыке Изосимова приобретает характер универсальной категории, определяющей взаимодействие содержания и формы, образование ладогармонических, ладоинтонационных, темброритмических параметров целого.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществлен искусствоведческий анализ творчества композитора А. Изосимова в контексте философско-культурологических парадигмальных оснований. Основные элементы новизны представлены в следующих пунктах:

- раскрыты интеллектуально-духовные истоки феномена Света в творчестве Изосимова, важнейшее место среди которых занимают идеи антропософии Р. Штейнера и архетипы исторической и культурной памяти;

- обоснована характеристика света как метафизической составляющей творчества композитора;

- определены формы выражения светового начала в музыке Изосимова;

- осуществлена дескрипция метода «дышащего лада» в произведениях композитора;

- раскрыты и проанализированы модификации Света в произведениях Изосимова.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что оно способствует приращению знаний о развитии современного отечественного искусства, углубляет представления о композиторской практике рубежа XXI века. Полученные в работе результаты могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов Современной музыки, Теории современной композиции.

Основные результаты и положения, выносимые на защиту:

1. Основополагающие, глубинные установки творчества композитора А. Изосимова сформировались в значительной степени под влиянием идей антропософии Р. Штейнера и прежде всего идеи Света как .носителя Духа. Путь к Свету через познание тайны Зла — одна из основополагающих идей антропософии воплощена в произведениях композитора.

2. Свет является отражением внутреннего «Я» композитора, имплицитно несущего архетипы исторической и культурной памяти: новое авторское «слово» одухотворено живой памятью культуры. Минуя приемы интертекстуальности — аллюзий, цитат, стилизаций, его музыка пробуждает забытые ощущения гармоничного, совершенного, исходящего из великого временного потока музыкальной истории.

3. Феномен Света является генерирующим началом творчества Изоси-мова. Свет представляется духовной универсалией жизни и творчества композитора, необходимым компонентом его музыкального мышления. Свет — сверхидея, программа произведения и одновременно «доструктурная» единица замысла. Свет присутствует в сочинениях Изосимова в качестве духовной подосновы и доступен не физическому зрению, а интуитивному, нечувственному восприятию. Свет существует в сочинениях композитора как «энергийное» начало и обретает физическую форму в звуковой материи.

4. В творчестве Изосимова Свет присутствует в каждом произведении, но формы проявления его разные. Свет имеет имплицитные и эксплицитные свойства. Он познается на интуитивном уровне как внутренняя, глубинная основа произведения. Но в отдельных сочинениях композитор делает его присутствие более явным, связывая с обликом Христа.

5. Свет в сочинениях композитора моделируется целым спектром имманентных качеств, но генератором целого является метод «дышащего лада». Представляющий совокупность модально-сонорных свойств, «дышащий лад» — гибкая универсальная конструкция, способная дать жизнь произведению, воссоздать музыкальную материю из себя самой. Уникальность его состоит не в изобретении конструкции, а в обретении её как способа отражения духовного мира человека. Свет является свойством «дышащего лада», которое заложено в самой природе искусственного модуса. Состоящий из нескольких звукорядов (от 2 до 9), «дышащий лад» есть результат синтеза пентахордов с ротацией малых и больших секунд. Этот метод отличается тем, что ладом является не отдельный звукоряд, а совокупность звукорядов в движении от сжатого состояния (темного) к расширенному (светлому) в пределах уменьшенной и чистой квинт при неподвижном осевом тоне. Природа «дышащего лада» полигенна. Тоновый состав имеет смешанно-интервальную структуру, элементы которой восходят к трем интервальным системам — пентатонике, диатонике, миксодиатонике. Метаболичность гена реализуется в срастании родов, образующих нерасторжимую целостность модуса. Модификации Света выражаются различными способами организации звукового пространства: звуковысотной, метроритмической, тембро-фактурной, средствами динамики, агогики. В процессе воплощения музыкального замысла в каждом отдельном произведении определяющими становятся различные компоненты «дышащего лада»: ряд, интервал, тон.

6. Свет как концептуальная основа творчества А. Изосимова характеризуется полярностью: он отождествляется, как с Божественной сущностью, так и со Злом. Христианизированное понимание Света выражается посредством мелодии и эвритмической пластики гласных, символизирующих божественный Свет Христа. Для выражения Тьмы-Зла (ариманического) используются нетрадиционные средства: сжатие пентахордов до масштабов тона (четверти тона, три четверти тона), переход от звуковысотной гармонии к соно-ристике и экмелике. Для выражения Света-Зла (люциферического) используется расширение пентахордовой структуры до целотоновой последовательности — образования сверхсветлых рядов. Метаморфозы Света (свето-тени) приобретают в произведениях А. Изосимова игровые формы, органично связанные с природой фольклорных ритуалов-представлений.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки Тамбовского государственной музыкально-педагогического института им. C.B. Рахманинова и кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова. Основные выводы и положения работы были представлены автором в виде следующих докладов на Международных и Всероссийских научных конференциях: III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании» (Санкт-Петербург, 2006), Интернет-конференция «Шостакович и музыка XX века» (к 100-летию со дня рождения Д.Д Шостаковича) (Тамбов, 2006), II Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2006), Международная научная конференция «Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства» (Астрахань,2007), Международная научно-практическая конференция «VI Серебряковские научные чтения» Актуальные проблемы истории и теории музыкального искусства. История и теория музыкального исполнительства (Волгоград, 2008), Международная научная конференция, посвященная 40-летию Астраханской государственной консерватории (г. Астрахань, 2009 г.), Всероссийские научные чтения, посвященные Б.Л. Яворскому, «Проблемы художественного творчества» (Саратов, 2010), Интернет-конференция «Дни Германии в Тамбове», «Культура и искусство Германии», (Тамбов, 2010), Интернет-конференция «Дни Германии в Тамбове», «Культура и искусство Германии» (Тамбов, 2011), Сайт ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, раздел «конференции». Электронный ресурс: URL: http://www.rachmaninov.ru/deut2011, Научно-практическая конференция «Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры» (Саратов, 2012), IX Международная научно-практическая конференция: «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2013), на семинаре Центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ» факультета СПбГУ свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (2013).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, включающих 4 параграфа, Заключения и Библиографии, а также четырех Приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Климова, Наталия Викторовна

Заключение

Творчество композитора Александра Изосимова, ставшее объектом исследования, дает основания говорить о рождении в искусстве нового слова — слова, несущего Свет, понимаемого композитором как Свет Христа. Изоси-мов — один из немногих в настоящее время авторов, который приходит к осознанию музыкального искусства как жречества, духовного акта творения. Инициация духовного в произведениях композитора происходит через восприятие им идей антропософии в совокупности с индивидуальными, интеллектуальными основаниями. Ориентированность на познание — одно из важнейших положений антропософского учения — позволила композитору выйти на такие глубинные уровни понимания музыкального искусства, на которых новые структурные образования сомкнулись с древними архаическими.

Материалом для произрастания духовных, идеальных, смысловых оснований произведений становится музыкальная матрица памяти культуры. Она — результат взаимодействия инобытийного (духовного) и интеллектуального начал, интуиции музыканта и его творческого прозрения. Коррелятом духовного здесь является Свет, духовная субстанция, связывающая художника с Универсумом. Свет присутствует в сочинениях Изосимова в качестве духовной подосновы и доступен не физическому зрению, а интуитивному, нечувственному восприятию. Он является отражением внутреннего «Я» субъекта, имплицитно несущего архетипы исторической и культурной памяти.

Художественный мир А. Изосимова — это мир жизни в Духе, существующий в исторически разновременном диапазоне музыкальных эпох. Соприкосновение с ним (Духом) инициировало поиски новых форм музыкального слова. Духовное как источник памяти культуры и как тайная память человеческого подсознания составляет основу для творческого прозрения, в котором «чужое» полностью поглощается «своим». Интерпретируя приметы музыкального прошлого, композитор преобразует их, заново «формует» (Ю. Холопов), создавая собственный индивидуальный стиль, и творит новую художественную реальность. Сила её воздействия заключается не в игре с «моделями» прошлого, а в выявлении духовных откровений, оживающих в музыкальной ткани современного произведения.

Свет в этом аспекте представляется духовной универсалией жизни и творчества композитора. Он существует в сочинениях композитора как сверхидея, программа произведения и, одновременно, «доструктурная» единица замысла, содержащая «энергийное» начало. Свет является проявлением не поддающейся определению составляющей бытия, субстанцией духовной жизни, выступающей здесь как результат эманации Абсолюта. В таком понимании Свет онтологичен. Это — бесконечный поток времени, в котором рождается и живет человек, в котором формируются основания его духовного бытия.

Свет обретает физическую форму в звуковой материи. Она (материя) фиксирует пространственные границы Света и «переводит» скрытую глубинную суть предмета в осязаемые формы музыкального бытия. Логическую последовательность музыкальных событий, их эстетический ракурс восприятия обусловливает внутренняя интенциональность мышления композитора. Музыкальный язык композитора преодолевает слышимые границы музыкального целого и предполагает выход сознания вовне, сопряженность собственного «Я» с Миром, обретение в нём себя.

Подобный звуковой мир, направленный на подсознательное в человеке, изначально рассчитан на некое тайное, предназначенное исключительно для «посвященных» знание. Прочтение их требует творческой инициативы слушателя. Эта, по существу эзотерическая традиция восприятия имеет давние корни и продолжается в музыкальных открытиях авангарда: в гепталогии «Свет» К. Штокхаузена и других произведениях немецкого композитора; в сочинениях В. Римма, X. Лахенмана, К. Саариахо или Ж. Гризе — с поправкой на духовный опыт христианства и его индивидуальное осмысление.

Свет как проявление духовного в русской национальной традиции присутствовал всегда и о причастности к деятельности духа как «самом коренном свойстве русской музыки» (М. Арановский) писали многие критики. Известно, что для русских музыкантов XIX, начала XX века категория духовного осмысливалась в философски-познавательном плане. Многие из них не были церковными людьми, но воспринимали религию и церковь в качестве «некоей данности, обладавшей непосредственным эмоциональным воздействием и огромной поэтической значимостью» (А. Кандинский). В первой половине XX века, в таком аспекте следует рассматривать путь к духовному (Свету) С.С. Прокофьева, во второй — С. Губайдулиной, которая создавая музыку «пребывает в духе» (Ю. Холопов), Г.И. Уствольской, для которой духовное означает все то, что выходит за пределами церковного обряда119. В таком понимании духовное — включает понятие религиозности как одно из своих проявлений, однако не исчерпывается им120. В этом же аспекте следует воспринимать творчество Александра Изосимова. Заметим, что в его мышлении, православная ветвь христианства не отрицается. Она наиболее близка композитору, и это ощущается в понимании им категорий Света, Любви, Доброты. Из данных качеств, осознанных как божественный дар человеческой душе, складывается музыкальный мир Изосимова, его авторское credo. В нем слово и звук, свет и цвет образуют единое целое.

Способом воплощения нематериального духовного в физической материи является метаморфоза — полное, совершенное превращение. В произведениях Изосимова метаморфозы Света сопрягаются со стадиями изменения человеческой души, которые могут воплощаться с помощью жанровых, стилевых моделей прошлого, выполняющих семантическую функцию. Связи с традициями в некоторых произведениях сменяют условный намек или отда

119 Фильм «Царская ложа», к 85-летию композитора. Канал «Культура», 2005 год.

20Фомина З.В.: Человеческая духовность: бытие и ценности - Саратов: Изд. СГУ., 1997.-С.43 ленная коннотация. Степень полноты взаимодействия с художественными элементами исторических эпох обусловливается контекстом произведения, художественным замыслом целого. Однако процесс преобразования исходной модели возникает в результате универсальных возможностей «дышащего лада».

Метод «дышащего лада», созданный композитором, является искусственным модусом, отражающим духовную сущность Света-Логоса. Его основу составляют не один звукоряд, а несколько (от 2 до 9). Как схема «дышащий лад» представлен в фортепианной пьесе «Хамелеон» и второй части Сонаты для фортепиано, однако и здесь установленный порядок не является системой, а скорее представляется принципом организации музыкального целого. В остальных сочинениях метод взаимодействует с дополнительными компонентами, возникающими в каждом новом произведении. Сущность метода заключается в идее полярности — «универсальной антиномии, лежащей в основании всех вещей» (К. Свасьян). Она проявляется в организации дыхания ладовых структур — светового возрастания или убывания, которое проявляется на всех звуковых параметрах: звуковысотном («сжатая» и «расширенная» формы рядов); гармоническом (комбинаторные варианты цепочек кластеров, вращения тонов, тоновой аддиции или тоновой субтракция); динамическом (градации убывания и возрастания силы звука); агогическом, артикуляционном, тембровом. Степень интенсивности световой энергии находит выражение в числовых торможениях и ускорениях ритма, темповых полярностях; в континуальности и дискретности фактурных образований, в пу-антилистическом рассеивании рядов-кластеров «дышащего лада» или возрастании аккордовой плотности звучания, приводящих в совокупности к образованию пространственных эффектов как важнейшего качества звуковой материи. Линейный, вертикальный, диагональный параметры музыкального пространства образуют поле действия «дышащего лада».

Процесс дыхания лада прослеживается на уровне «жизни» одного тона, и проявляется в сжатии его до масштабов четвертитона или расширении до образования фактурно-утолщенной макролинии, а также отражении полярностей ритма, динамики, тембра, агогики. Тон в произведениях Изосимова может выполнять разные функции: центрального элемента (как интервал или созвучие); источника рождения рядов; оси симметричных построений. Указанные свойства и функции тоновых структур, а так же интервалов и рядов «дышащего лада» используются композитором для выражения, как Света, так и Тьмы.

В каждом из рассмотренных произведений «дышащий лад» — гибкая конструкция, которая свободно взаимодействует с другими звуковысотными системами: с тональной, серийной, сонорной. Его выразительные возможности раскрываются не в схеме движения рядов, а в способе организации дыхания музыкальной материи. Поэтому центральная идея полярностей действует не только на уровне звукоряда, но и шире, охватывая остальные параметры звука (темп, ритм, динамику, тембр, топику пространств). В результате образуется «ладовая материя», которая свободно вовлекает в свою «орбиту» новые компоненты: аккорд-ostinato, бинарные фигуры ритмо-гармонических пар, тон, созвучие. Её звуковысотный диапазон может стать бесконечным, учитывая энгармоническую смену знаков и двадцать позиций (вверх и вниз) рядов «дышащего лада». Но может быть предельно ограничен, и составлять одну последовательность из пяти тонов. В каждом произведении метод предстает новой гранью, раскрывая возможности одного ряда «дышащего лада» («Infernale», «Иаония»), тона, созвучия или интервала. И Свет, как и Тьма в этой связи имеет разные формы воплощения: от звуковысотных структур «дышащего лада» и возникающих на их основе тематических образований, до эвритмической пластики тонов и пуантилистических красок светового поля. От христианских мелодий Квартетов, «Сопереживания Душе» для хора а cappella, балета «Цветок Белого Лотоса», хоралов «Иаонии» до сгустка сжатой до экмелистического предела тона или плотной вязкой фактуры в «Химерах», скрывающей мелодическое зерно в недрах мрачных созвучий.

Обогащенный множественными логическими связями метод «дышащего» лада представляется структурой вариабельной, в которой организация выступает как «высшая логика, скрытая от умственного взора» (А. Порфирь-ева). Смысловое единство метода заключается в идее мобильных полярностей (дыхании) Света. Такая техника композиции, основанная на конвергентных свойствах структур, имеет сонорные корни. Результатом развития, преобразования в произведении становится звуковое пространство, созданное как традиционными средствами, так и элементами «дышащего лада». Подобную технику следует назвать техникой «световых пространств», в которой пространство становится художественным топосом сочинения.

Метод «дышащего лада», созданный композитором уникален и нов. В современной композиторской практике происходят параллельные поиски новых ладовых образований, «новой тональности» (Ю. Холопов). Мысль современных композиторов работает по-разному. Так, А. Караманов формулирует собственный метод, называя его «расширенная диатоника»; В. Ульянич создает «ладовую интегральную музыкально-теоретическую систему». Известны секундовые «лады Ликёльды» Э. Патлаенко; свободная серийность И. Кефалиди, Н. Вустина. Однако метод «дышащего лада» Александра Изоси-мова ориентирован на сохранении и возрождении имманентных свойств музыкальной материи. В этой связи, следует подчеркнуть, что «дышащий лад» не столько метод, сколько эквивалент существа музыкальной искусства и создан из материи самой музыки. Поэтому так важны для композитора поиски в области звука (тона инструментального и вокального). С одной стороны они восходят к традициям романтиков, которые предвидели понимание звука как «носителя глубины (сопоставимой с душевным движением)», звука, который «сам будет вслушиваться в себя, приняв на себя смысл, стремясь выразить его» (А. Михайлов); с другой — к открытиям феномена звука в XX веке как источника звукового материала Э. Вареза, К. Дебюсси, И. Вышне-градского, Дж.Кейджа. В творчестве А. Изосимова категория звука всегда сопрягается с тоном, с музыкальной характеристикой звука и связывается с особым ощущением его как чувственной формы выражения духовного, с ие-рофанным созерцанием и переживанием его композитором. Онтологический ракурс Света находит воплощение в акустических свойствах звука и музыкант стремится к созданию своего звука — живого, возникающего из Света и Цвета, имеющего обратимую природу и потому обладающего особой магией воздействия, суггестией восприятия.

Творчество композитора полностью вписывается в контекст современного времени, но оно расположено в зоне притяжения границ прошлого и будущего. Рассмотреть его только в русле авангарда или и соотнести с постмодернистским академизмом невозможно. Сочинения петербургского автора способны поражать забытыми, «немодными», но важными для восприятия музыкального искусства понятиями гармонии, мелодии, исчезнувшими из лексикона деконструктивизма музыкального постмодерна, и в тоже время артикулировать слух новыми красками языка, оживляющими привычные структуры и отражающими иную логику выражения прекрасного. Вот как отзывается о музыке А. Изосимова Михаил Щербаков, художественный руководитель, главный дирижер академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии, народный артист: «Я .познакомился с музыкой Александра Изосимова, и это явилось для меня очень значительным открытием. Я увидел действительно крупное композиторское дарование. Это истинно русский музыкальный философ и, на мой взгляд, то, что он делает очень важно, очень нужно и хочется ему пожелать дальнейшего движения, дальнейшей реализации своих замыслов в крупных симфонических полотнах, потому что, такое дарование соответствует значительным формам». «Музыку Изосимова я впервые услышала по петербургскому радио на канале "Радио Классика". Позже, в 2007году, на концерте в петербургском Доме композиторов, вслушиваясь в сочинение "Когда душа моя была облаком", с удивлением заметила, что первое впечатление еще более усилилось. Я почувствовала, что музыкальная стихия "души — облака" не подвластна рассудочным умозаключениям, она развивается по своим таинственным законам. Яркая экспрессия музыкального языка произведений Александра Изосимова сродни выразительной живописной пластике Пауля Клее» — поэт, искусст

1 0 1 вовед Ирина Важинская (Санкт-Петербург) .

Проделанная работа лишь намечает линии исследования творчества Александра Изосимова. Одна из них, связанная с воплощением Света и его метаморфоз, обозначила начало пути. В процессе анализа произведения возникло много вопросов, которые всё ещё не получили ответа — это станет предметом дальнейших исследований. Предстоит более основательная разработка феноменологического подхода к исследованию Света. Объектом анализа должны стать крупные жанры — Симфония, опера «Потерянный рай», в которых Свет предстает в иных формах, а метод «дышащего лада» раскрывает новые возможности для его воплощения. Одна из главных задач, стоящая перед исследователем, заключается в обосновании духовной направленности творчества композитора, как новой тенденции Новейшего времени музыкального искусства. В произведениях композитора духовное понимается неизмеримо глубже и выражается в центральной теме творчества, теме апокалипсиса Духа. Эта тема особенно актуальна для человечества сегодня. Она раскрывает позиции автора, в которых слышится отклик на происходящие события в современном мире культуры и общества, звучит неприкрытая боль утраты познания человеком собственного Я. Музыка А. Изосимова обозначила иные пути человека к миру духовного, она направлена к сердцу и душе человека и позволяет уверовать не в абстрактный Дух, а в Дух созидающий и творящий.

Обозначенный ракурс идей творчества композитора, возможно дополнить изучением музыкального языка, в котором следует выделить проблему художественного пространства как проявления «сакрального», сопряженного с понятиями симметрии и числа, а также жизнью тона в световых имагина-циях, его высотной и акустической характеристик. Актуальным ракурсом,

121 Сайт композитора: http://izosimovs.ru. доказывающим художественную целостность позиций автора, является проблема памяти культуры и сопряженная с ней — творческого стиля. Стиль произведения как и форма, композиция, языковые средства формируется и произрастает из единого, и не является примером натурфилософского уклона. Выбор структурных компонентов, их взаимосвязь и организация музыкального целого восходят к «Праэлементу», к звуковой атомарности как онтологической формы жизни Духа. И в этом аспекте каждое из сочинений автора индивидуально и неповторимо, в каждом содержится откровение нового, способное преобразить и увлечь глубиной эмоционального выражения.

В одном из своих интервью С. Губайдулина выделила в современной ситуации художников двух типов: «одни плывут в существующем русле искусства, другие продлевают это русло». Однако есть и иные художники, которые прокладывают в музыкальном искусстве новое русло. Среди них — петербургский композитор Александр Изосимов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Климова, Наталия Викторовна, 2012 год

1. Азарова, В.В. Античность во французской опере 1890-1900-х годов Текст.: монография /В.В. Азарова. - СПб.: «Шатон», 2006. - 448 с.

2. Айтматов, Ч. Тавро Кассандры М.: Издательство «Астрель», 2008. -С.5-273.

3. Акопян, JI.O. Дмитрий Шостаковича: опыт феноменологии творчества Текст.: монография /Л.О. Акопян. СПб.: гос. институт искусствознания, «Дмитрий Буланин», ISB5-86007-340-2 2004.- 473 с.

4. Акопян И.О. Музыка как отражение человеческой целостности Текст. / Акопян Л // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. М.: Ком-Книга, 2007. -С.71-81.

5. Амрахова А. Современная музыкальная культура. Поиски смысла. Избранные интервью и эссе о музыке и музыкантах. М.: «Композитор», 2009. -357с.

6. Андреев Д. Роза мира. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006.- 699с.

7. Апокрифы древних христиан.-М.: «Сфера», 2008. 299с.

8. Аркадьев М. Лирическая вселенная Свиридова Текст. /Аркадьев M // Русская музыка и XX век. М.: 1997. - С.251-264.

9. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: «Композитор», 1998. -341с.

10. Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича Текст. /Арановский М. // Русская музыка и XX век. М.: Гос. Институт Искусствознания, 1997.-С.213-249.

11. Арановский М. Мелодические кульминации века Текст. / Арановский M // Русская музыка и XX век. М.: Гос. Институт Искусствознания, 1997. -С.526-552

12. Асафьев Б. Симфонические этюды Л.: «Музыка», 1970. - 262с.

13. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Ленинградское отделение: «Музыка», 1980.-212с.

14. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Д.: Музыка, 1977. - 276 с.

15. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс Л.: 1971.- 378 с.

16. Бальзак О. «Серафита». М.: «Энигма», 1996. - 281с.

17. Барсова И. Симфонии Густава Малера Текст.: монография /И. Барсова. -М.: «Советский композитор», 1975. 493 с

18. Барсова И. Музыка. Слово. Безмолвие Текст. / И. Барсова // Слово и музыка: Памяти А.В.Михайлова: Материалы науч. конф. /Ред.-сост.: Чигарёва Е., Царёва Е., Петров Д. М., 2002,- С.93-98

19. Бекетова Н.В. Концепция преображения в русской музыке Текст. / Н.В. Бекетова //Музыкальная культура христианского мира, материалы междун. научной конференции. Ростов-Дон.: издательство РГК, 2001. С. 105-131.

20. Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон +. 1999. - 560 с.

21. Белый А. Символизм как миропонимание. М., «Республика», 1994.-529 с

22. Белый А. Световая теория Гёте и Рудольф Штейнер //А. Белый. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. -М., 2000.-718с.

23. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия Текст. / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии. 1995. №7 С.79-97.

24. Бонфельд М. Интерпретация как творчество в музыке XX века Текст. / М. Бонфельд // Искусство XX века как искусство интерпретации. Нижний Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2006. С.45-57.

25. Бершадская Е. Недоразумение, становящееся традицией Текст. / Е. Бер-шадская // Музыкальная Академия. 2008. №1. С. 175-177.

26. Бершадская Е. Лекции по гармонии Текст.: учебное пособие./ Е. Бер-шацкая. СПб.: «Композитор», 2005 - 256с.

27. Беседы с Альфредом Шнитке. Составитель Ивашкин А.В.-М.: РИК «Культура», 1994.-302с.

28. Бычков В.В. Эстетика Текст.: учеб. для вузов России / В.В. Бычков.-М.: «Гардарики», 2008.-572с.

29. Ванечкина И.Л. Галлеев Б.М. Поэма огня (концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина). Издательство казанского университета, 1981 -167с.

30. Веберн А. Лекции о музыке. Перевод с немецкого В. Г. Шнитке. М.: «Музыка», 1975. 82с.

31. Векслер Ю. «Против своей и вашей воли он здесь, чтобы вести вас. «Лестница Иакова» Арнольда Шенберга Текст. / Ю. Векслер // Гнозис Gnosis 12. New York - Москва.: Изд. Дом «Композитор», 2006. - С.28-41

32. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис Пресс, 2008.-573с.

33. Волошин М. Главы из книги «Суриков» с. 183-256 // Максимилиан Волошин. Дом поэта Л.: «Детская литература» Ленинград, отделение, 1991- 269 с.

34. Волошина М. (М.В.Сабашникова) Зелёная змея. История одной жизни-М.: Энигма, 1993.-411с.

35. Воробьев И., Синайская А. Композиторы русского авангарда СПб.: Изд. «Композитор. Санкт-Петербург», 2007. -156 с.

36. Гамсун К. Мистерии // Гамсун К. Избранные произведения. М.: «Панорама», 1992.-С. 151-432.

37. Гервер Л, Лебедева А. ARS COMBINATORY A XYII-XYIII веков прообраз музыкальной техники XX века (заметки к теме) Текст. / Л, Гервер А.

38. Лебедева //Искусство XX века: диалог эпох и поколений. II т. Н. Новгород, 1999. - С.31-50.

39. Галеев Б. Природа и функции синестезии в музыке. «Музыковедение».-2006,-№1.24-29.

40. Галеев Б. Свет и звук Текст. / Б. Галеев //Энциклопедия по культурологи. -URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/hudoiSlovr.htm. Заглавие с экрана (дата обращения:.07.2012).

41. Гёте И.В. К учению о цвете // Сергей Вавилов. Глаз и солнце СПб.: Амфора, 2006. - С.231-332

42. Гёте КВ. Сказка т.6 М.: «Художественная литература», 1978 - С Л 93— 220.

43. Гёте И.В. «Фауст» М.: «Эксмо», 2004. - 605с.

44. Гнатенко А. Искусство как ритуал. Размышления о феномене Галины Ус-твольской // Музыкальная Академия. 1995. №4-5, С.24- 32

45. Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов Текст. /Д.Гойови. М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. -173с.

46. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века (50-80-е годы) Текст.: монография /Г.В. Григорьева. -М.: «Советский композитор», 1989. 206с.

47. Григорьева Г.В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений» Текст.: Учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений. / Г.В. Григорьева М.: «Владос», 2004.-174 с.

48. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию Текст.: учеб. пособ. для вузов./Н. Гуляницкая-М.: «Музыка» 1984-256с.

49. Гуляницкая Н. Новейшая религиозная музыка в России // История отечественной музыки второй половины XX века Текст.: учеб. пособ. для вузов / Н. Гуляницкая. СПб.: «Композитор», 2005. - С.447- 479.

50. Гуляницкая Н. Методы науки о музыке. М.: Музыка, 2009. -254с.

51. Гуляницкая Н. Interaction: взаимодействие науки и музыки в творчестве В. Ульянича // Музыкальная академия. 2000. №1. С.51-58

52. Гурвич Е.Б. Владимир Соловьев и Рудольф Штейнер- М.: «Мартис». -1993.- 96с.

53. Дауноравичене Г. Сакральность современной музыки миф или реальность? Текст. / Г. Дауноравичене // Миф. Музыка. Обряд. - М., Издательский дом «Композитор», 2007. - С. 159-178

54. Дегтярева Н.И. Модерн и музыка: феномены стиля (на примере австро-немецкой оперы начала XX века) //Музыковедение. 2009. №4. С.25-30.

55. Демченко А.И. Мировая художественная культура как системное целое. Текст.: учеб. пособ. для студентов вузов /А.И. Демченко. М.: Высшая школа, 2010.-525с.+СД-ЯОМ.

56. Дмитриева М. Художник мироздания Текст. / М. Дмитриева // «Наше наследие». 1990. III (15). С. 120-133.

57. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада Текст. / А. Должанский // Проблемы лада. М.: «Музыка» -1972. - С.8-34

58. Друскин М. Игорь Стравинский. Л.: «Советский композитор», 1982. -208 с.

59. Дубов М.Э. Структурная сонорика Яниса Ксенакиса // Музыковедение. 2008. №1- С.2-10.

60. Дубов М.Э. Логические основы музыкальной формы Э. Денисова Текст. / М.Э. Дубов //Пространство и время Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения. Материалы научной конференции. Научные труды Московской гос. консерватории. С6.23.-М., 1999. С.51-58.

61. Дьячкова JJ. Гармония в музыке XX века. -М.: «Музыка», 1994. 143с.

62. Дъячкова Jl. О главном принципе тонально-гармонической системы Стравинского (система полюсов) Текст. / JI. Дьячкова // И.Ф.Стравинский, статьи и материалы М.: «Советский композитор», 1973. - С.301-321

63. Дьячкова Л. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых планов, скрытых смыслов музыкального произведения М.: «Композитор», 2001 - С.83-96.

64. Задерацкий В. Сонористическое претворение принципа остинатности в творчестве Оливье Мессиана Текст. / В. Задерацкий // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6.-М.: Сов. композитор, 1985. С.283-317

65. Замятин Е. О синтетизме // Юрий Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий 2. -М.: «Художественная литература», 1991. С.11-20.

66. Зенкин К. Миф, мистерия и границы искусства в авангарде второй половины XX века (Дж. Кейдж, К. Штокхаузен) Текст. / К. Зенкин // Миф. Музыка. Обряд. По материалам международной научной конференции. М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. - С.42-52.

67. Зенкин К. Слово в музыкальном мире Мессиана как знак «Божественного присутствия» // Израиль XXI век Музыкальный журнал. Электрон, текстовые дан URL: http://www.21israel-music.com/index.htm - Заглавие с экрана: (дата обращения: 08.07.2012).

68. Зенкин К. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СМЫСЛ КАК ЭНЕРГИЯ (ENERGEIA) //Израиль XXI век. Музыкальный журнал. Электрон, текстовые дан. -URL: http://www.21israel-music.com/index.htm - Заглавие с экрана: (дата обраще-ния:06.09.2011)

69. Золозова Т. Фазовые структуры в Первой симфонии А. Жоливе Текст. / Т. Золозова//Проблемы музыкальной науки. Вып.5. -М., 1983. С.138-153.

70. Изотова Е. Математическая теория рядов и ее музыкальная история Текст. / Е. Изотова // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики. Материалы научной конференции: Науч. труды Московской гос. Консерватории им. П.И.Чайковского. М., 2005. - С.29-34.

71. Изосимов А. «И чудо свершилось!», автобиографический этюд, рукопись,- 2009.

72. Изосимов А. «Теодецима», рукопись. 2008.

73. Изосимов А. Петербургская музыкальная весна. 40-й международный фе-сиваль. Текст./ Изосимов А СПб.: «Композитор», 11-20 мая 2004 - 79с.

74. Ионин Б. Тематизм и оркестровый стиль «Моря» Дебюсси Текст. / Б. Ионин // Вопросы музыкознания: сб.науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1973. - 1. Вып.2 - С.135-180.

75. Иттен Иоханес. Искусство цвета. М.: Издательство: Д. Аронов, 2001 -222с.

76. Казанцева ЛП. Автор в музыкальном содержании М.: ISBN 5-864 19043-8, 1998.-247с.

77. Калошина Г. Черты мистерии во французской музыке XX века // Музыкальная Академия. 2008. №3 С. 165-170.

78. Кандинский А. История русской музыки. Т. II. Вторая половина XIX века. Книга вторая H.A. Римский-Корсаков. Текст.: учеб для вузов /А. Кандинский. -М.: «Музыка», 1979.-278с.

79. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: «Архимед», 1993. - 107с.

80. Катунян М. К изучению новых тональных систем в современной музыке Текст. / М. Катунян //Проблемы музыкальной науки. Вып.5. М.: «Советский композитор», 1983. - С. 4-44.

81. Кейдж Дж. Избранные статьи // Дубинец Е. MadeinUSA: музыка это всё, что звучит вокруг. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. -С.335-374.

82. Кириллина JJ.B. Классический стиль в музыке XYIII начала XIX века. Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции - М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. - С. 137-151.

83. Киселева Т. Эвритмическая работа с Рудольфом Штейнером. Киев.: «Наири», 2010,-303с.

84. Климова Н.В. Александр Изосимов. Лики времени Текст./ Н.В. Климова //Музыкальные страницы Тамбовского края. Тамбов: Тамбовская обл. универсальная науч. библиотека им. A.C. Пушкина, 2006. С. 14-20.

85. Климова Н.В. «Живая память минувшего» Текст. / Н.В. Климова //Исследования о русской и зарубежной музыке Тамбов: Тамбовский гос. музыкально-педагогический институт им. C.B. Рахманинова, 2007. - С.82-101.

86. Климова Н. В. «Тетр. Песни, которые мне спела во сне Земля», аннотация к юбилейному концерту композитора. Буклет. СПб.: «Печатный Дом», 2008.

87. Ковалёв А.Б. Литургическая идея «Запечатленного Ангела» Родиона Щедрина Текст. / А.Б. Ковалёв // Жизнь религии в музыке. СПб.: «Сударыня», 2007.-С. 127-137.

88. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века М.: «Музыка». -1976.-366с.

89. Кокжаев М. Топология музыкального пространства. М.: «Композитор», 2004. - 87с.

90. Кокорева Л. Клод Дебюсси М.: Музыка, 2010 - 495с.

91. Кокорева Л. Язык символизма поэтический и музыкальный. От «Воцце-ка» к «Пеллеасу». Музыкальная Академия. 2002. №4- С. 143-151.

92. Кон Ю. Об искусственных ладах Текст. / Ю. Кон // Проблемы лада. М.: «Музыка», 1972 - С.99-112.

93. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования-Л.: «Советский композитор» Ленинградское отделение, 1982. -148с.

94. Кривицкая Е. Лики Святого Себастьяна // Музыкальная Академия. 2009. №3-С. 115-128.

95. Крицкая A.A. Гештальты звукового порядка К. Штокхаузена //Музыка и время. 2009. №8. С.27-31.

96. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. М.:НТЦ «Консерватория», 1994. - 282с.

97. Кулыгина H.A. Звук-цвет и «ослепляющее восхищение»: символика цвета и света в опере О. Мессиана «Св. Франциск Ассизкий» // Musicus. 2009. № 1 (14), С.19-25.

98. Кулыгина H.A. Поль Клодель и Оливье Мессиан: диалог философа и композитора Текст. / H.A. Кулыгина // Жизнь религии в музыке. СПб.: «Сударыня», 2007. - С.239-256.

99. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. -М.: «Сфера», 1996. 128с.

100. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XYII-XX веков Текст.: учеб. для средних и высших учеб заведений /Т.С. Кюрегян. М.: Издательский Дом «Композитор», 2003.-302с.

101. Левая Т. Скрябин и художественные искания XX века СПб.: «Композитор», 2007.-183с.

102. Левая Т. Космос Скрябина Текст. / Т. Левая. // Русская музыка и XX век. М.: Госуд. Институт Искусствознания, 1997. - С. 123-150

103. Лигети Д. Состояния, события, превращения (пер. Е.Окуневой) //Композиторы о современной композиции. Хрестоматия- М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.-С. 188-194.

104. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность.-М.: Советский композитор, 1990.-221с.

105. Лорка Г. Теория и игра беса {Текст. // Лорка Г. Об искусстве. М.: «Искусство», 1971. - С.75-90.

106. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения Текст. //Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: «Мысль»,1995. -С.297-320.

107. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики Текст. //Лосев. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение М.: «Мысль», 1995. - С.405-602.

108. Лосев А.Ф. Очерк о музыке Текст. //Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение,-М.: «Мысль», 1995. -С.638-667.

109. Магницкая Е. Творчество В.Черноволенко как процесс синергии человека и мирозданием Текст. // Процессы музыкального творчества. Вып. 9. Сбор, трудов Российской Академии музыки №169 М. 2007. -С. 175-188.

110. Маклыгин А., Ценова В. Сонорика. Гл.Х1. Текст.: учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений/ Маклыгин А., Ценова В.-М.: Музыка, 2005-С.382-411.

111. Мандельштам О. Разговор о Данте Текст. // Мандельштам О. Слово и культура-М.: «Советский писатель», 1987. С.108-153.

112. Мартынов В. Музыка, космос и космическое пространство Текст. /В. Мартынов. // Миф. Музыка. Обряд. По материалам междунар. науч. конференции. М.: «Композитор», 2007. С.26-30.

113. Мартынов В. Конец времени композитора. М.: Русский путь, 2002. -293с.121 .Марутаев В. Приблизительная симметрия в музыке Текст. /В. Марутаев. // Проблемы музыкальной науки. Вып.4 М.: «Советский композитор», 1975. - С.306-343.

114. Матросова Е.В. Звучащая религия «Парсифаля» Текст. /Е.В. Матросо-ва. //Жизнь религии в музыке. Спб.: «Сударыня», 2007. - С.230-238.

115. Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки Текст. / В. Медушевский. // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. -С. 178-194.

116. Медушевский В. Мысли о православной психологии музыки Текст. / В. Медушевский.// Homomusicus: Альманах музыкальной психологии / Московская гос. Консерватория им. П.И Чайковского. Ред.-сост. Старчеус М.С. М, 1994. - С.48-75.

117. Медушевский В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа Текст. /В. Медушевский. //Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа Киев: «Музична Украина», 1988 - С.5-18.

118. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. Перевод и комментарии М. Чебуркиной-М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина,1994. -124с.

119. Милка А. Относительно функциональности в полифонии Текст. /А. Милка. //Полифония.- М.: Музыка, 1975. С.63-102.

120. Михайлов А. Романтизм: Музыкальные эпохи, направления, стили //Музыкальная жизнь. 1991. № 6. С.22-25.

121. Набоков В.В. Собрание сочинений в 4-х томах. Другие берега. Т.4.Текст. / В.В Набоков,- М.: «Правда», 1990,- С.133-304.

122. Назайкинский Е.В. О предметности музыкальной мысли Текст. / Е.В. Назайкинский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности М.: КомКнига,2007. - С.45-69.

123. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки М.: «Музыка», 1988. - 354 с.

124. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-318с.

125. Назайкинский Е.В. История в музыке. М.: «Московская консерватория», 2009.-391с.

126. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке М.: Владос, 2003. - 248с.

127. Назайкинский Е., Соколов А. Пространственная музыка. Гл.Х1У. Текст.: учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений/ Е. Назайкинский, А. Соколов М.:2005.-С.450-464.

128. Науменко Т.И. Музыковедческий текст в аспекте научного творчества: замысел, «имя», жанр Текст. /Т.Н. Науменко./ЛПроцессы музыкального творчества. Вып.8.Сборник трудов №166 /Рам. им. Гнесиных. М., 2005-С.21-43.

129. Наттери А. Зодиак, ритм, тональность, пространство. Одесса.: Новое время, 2006. - 175с.

130. Некрасова И.М. Звук как отражение «незвукового» феномена в отечественной музыке 70-90-х гг. XX века Текст. /И.М. Некрасова. // Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия. Междунар науч. конференция. Астрахань, 2008. - С.267-270.

131. Немировская И. Ещё раз о теме Зла и проблеме контр действия в симфониях Шостаковича Текст. /И. Немировская.//Шостаковичу посвящается. К 100-летию со дня рождения композитора М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. - С.369-391.

132. Нефф С. Шёнберг и Гёте: органицизм и анализ Текст. /С. Нефф. // Арнольд Шенберг: вчера, сегодня, завтра. Науч. труды Московской гос. консерватории имени П.И.Чайковского. Сб.38. М. 2002. С.114-141.

133. Новалис. Гимны к ночи. Перевод с немецкого Владимира Микушевича-М.: Евразия, 1996. С.46-69.

134. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: «Эксмо», 2007 - С. 51-304.

135. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. - 236с.

136. Ницше Ф. Казус Вагнера СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007.-С.5-60.

137. Оку нее Г. Принцип позиционности в «Микрокосмосе» Б. Бартока Текст. / Г. Окунев // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып.2. М.: «Музыка», 1978. - С.103-125.

138. От Иоанна Святое Благовестив, глава 1,С.100.

139. Паисов Ю.И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России Текст. / Ю.И. Паисов // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.1- М.: «Композитор», 1999. С. 150-189.

140. Пантелеева Ю. Структурный анализ одного сочинения В. Мартынова Текст. /Ю. Пантелеева. //Процессы музыкального творчества Вып.9. Сб. трудов российской Академии музыки №169. М.: 2007 - С.203-224.

141. Пантелеева О. Театр теней. Мировая премьера новой русской оперы // Мариинский театр. 2006. №5-6, - С.4-5.

142. Парфентъева Н. и Парфентьев Н. Русская духовная музыка // История современной отечественной музыки. Вып.З. (1960-1990), Текст.: учеб. пособие для вузов / Парфентьевы Н.и Н. М.: «Музыка», 2001. - С.398-452.

143. Пахомова О.В. «Дисперсия света» в сонористических композициях В. Лютославского и К. Пендерецкого //Музыковедение. №1. 2008. С. 11-14

144. Переверзева М. Музыкальные формы Джона Кейджа Текст. /М. Пере-верзева. // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики. М.: Науч.труды Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского. Сб.54., 2005 -С.35-54.

145. Петрусева H.A. От «осязания» к «постижению» музыки X. Лахенмана // Музыковедение. 2010. №2. - С.2-7.

146. Петрусева H.A. Относительность звукового пространства, времени и формы («Derivel» Пьера Булеза) Текст. /H.A. Петрусева. // Sator Tenet Opera Rotas. Ю.Н.Холопов и его научная школа (К 70-летию со дня рождения) М. 2003.-С 254-267.

147. Платон. Символ пещеры //Платон. Избранное. Книга 7 М.: Мысль, 2004 - С.258-261.

148. Поспелова Н. Идеи космизма и музыкальное творчество XX века Текст. /Н. Поспелова. //Искусство XX века: диалог эпох и поколений. I т. Н. Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М.И.Глинки,1999. - С.221-231.

149. Прокофьев С. Встреча со злом и его преодоление в духовной науке. Камень основы добра. MMIII. Evidentis, 2003. - 213 с.

150. Прокофьев С. Восток в свете Запада. 4.1 СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 1998.- 153 с.

151. Прокофьев С. Двенадцать Священных Ночей и духовные иерархии. -Ереван.: «Ной», 1993. 174 с.

152. Прокофьев С. Пророческая былина «Как святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей» «Ной», ISBN 5-80790268, Вступительная статья и комментарии С.О.Прокофьева, 1992.-73 с.

153. Прокофьев С. Северные и Южные мистерии // Духовные импульсы Юга и Севера Европы. Причерноморье. Облик мистерии. Прошлое. Настоящее и будущее. Журнал антропософского общества в России. Одесса: Издательство ООО ПКФ «Хоббит Плюс», 2008. - С. 5-16.

154. Рахманова М. Русская духовная музыка в XX веке Текст. /М. Рахманова. //Русская музыка и XX век.- М.: Государственный Институт Искусствознания, 1997. С.371^406.

155. Рети Р. Тональность в современной музыке. Л.: «Музыка», 1968.-128 с

156. Сабанеев А.Н. Скрябин-Государственное издательство Москва, 1923. -200 с.

157. Саввина JI.B. Гармония XX века Текст.: учеб. пособ. для историко-теоретико-композиторских фак. музыкальных вузов / JI.B. Саввина- Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. 259с.

158. Савенко С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова Текст. / С. Савенко //Музыка из бывшего СССР. Вып. 1- М.: «Композитор», 1994. -С.72-90.

159. Савенко С.И. Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом Текст. / С.И. Савенко. // Искусство XX века как искусство интерпретации. Нижний Новгород.: гос. консерватория им. М. И.Глинки, 2006. - С.318-332.

160. Савенко С.И. Авангард как традиция музыки XX века Текст. / С.И. Савенко // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. II т. Нижний Новгород.: гос. консерватория им. М.И.Глинки, 1999 - С.71-76.

161. Саркисян С. Эвристические рассуждения П. Флоренского о пространстве звука // Музыкальная Академия. 2010. №1. С.29-31.

162. Сафронова О. Музыкальная симметрия: таинство конструкции Текст. / О. Сафронова //Искусство XX века: диалог эпох и поколений, т. 1. Н. Новгород: гос. консерватория им. М.И.Глинки, 1997. С.40-57.

163. Свасъян К. Науки о духе: без науки и духа //Свасьян К. Растождествле-ния.-ISBN 5-94610-040-8. Evidentis, 2006. С. 119-145.

164. Свасьян К. Философское мировоззрение Гёте.-ISBN 5-94610-006-8. Evidentis, 2001. -219с.

165. Свасьян К. Антропософия // «Антропософия в современном мире». 2002. № 2. Электрон, текстовые дан. URL:http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=:=Pages&in=view&id=87 (дата обращения: 05.06.2011).

166. Свиридов Г. О Мусоргском Текст. / Г. Свиридов // Наследие М.П. Мусоргского. М.: «Музыка», 1989. - С. 5-10.

167. Северина ¿/.Творчество Александра Вустина: высшая упорядоченность или первичный хаос? //Музыкальная Академия. 2003. №4 С.112-119.

168. Соловьев В. Три разговора. М.: «Хранитель», 2007 - 343с.

169. Степанова И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского. Кафедра истории русской музыки М.: «Книга и бизнес», 2002. - 286с.

170. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчестваМ.: «Музыка», 1992.-227с.

171. Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию XX века Текст.: учеб. пособ. по курсу «Анализ музыкальных произведений». М.: «Владос», 2004.-231с.

172. Сохор А. Свиридов и русская культура Текст. / А. Сохор // Георгий Свиридов М.: «Музыка», 1979. - С.7-33

173. Тараканов М. Музыкальный театр А.Берга. М.: «Советский композитор», 1976. - 558с.

174. Тарковский А. Судьба моя сгорела между строк М.: Эксмо, 2009. -398с.

175. Тургенева Ася. Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума М.: « Новалис», 2002. - 136с.

176. Трембовелъский Е. Стиль Мусоргского. Лад. Гармония. Склад. М.: «Композитор», 1999-390с.

177. Теория современной композиции. Ответственный редактор В. Ценова-М.: «Музыка», 2005. 610с.

178. Тышко С Образ Фаворского света и процессы стилеобразования в операх М. Мусоргского Текст. /С. Тышко. //Музыкальная культура христианского мира Р/Д. Рос. гос. консер. Им. C.B. Рахманинова. Ин-т «Открытое Общество» (Фонд Сороса). 2001,- С. 22-435.

179. Филонов П. Дневники. СПб.: «Азбука», 2000. - 642с.

180. Фомина З.В. Онтология музыки. Саратов.: Саратовская гос. консер. им. Л.В. Собинова, 2005.- 86с.

181. Фомина З.В Человеческая духовность: бытие и ценности Саратов: Изд. СГУ, 1997,-С.43.

182. Философский энциклопедический словарь М.: Инфра-М, 2005 - 576 с.

183. Федченко Т. Свет духовности: музыка Бориса Чайковского Текст. / Т. Федченко // Музыка из бывшего СССР Вып.2 М.: «Композитор», 1996. -С.93- 111.

184. Франтова Т.В. Неисчерпаем и тысячелик (многоголосный канон у Альфреда Шнитке) Текст. /Т.В. Франтова. // Шнитке посвящается, вып.5. -М.: «Композитор», 2006. С. 11-132.

185. Франтова Т.В Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ АПСН, 2004. - 404 с.

186. Хшько Н. Под знаком Рыб // Музыкальная Академия 2011. №2. С.38-42

187. Холмс Пол. Дебюсси.-«Урал LTD», 1999.-С.171.

188. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии,— М.: «Музыка», 1974. — 286с.

189. Холопов Ю. Новая гармония: Стравинский, Прокофьев, Шостакович Текст. /Ю. Холопов. // Русская музыка и XX век М.: Гос. Институт Искусствознания, 1997. - С.433-460.

190. Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Часть 1- М.: Издательский Дом «Композитор», 2005 465с.; Часть 2. 2005. -613 с.

191. Холопов Ю, Кириллина Д Кюрегян Т, Лыжов Г, Поспелова Р, Ценова В. Музыкально-теоретические системы Текст.: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: «Композитор», 2006. - 631 с.

192. Холопов Ю.Н. Проблемы новой тональности в русском и советском теоретическом музыкознании Текст. /Ю. Холопов. // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. -М.: Музиздат, 2008. С. 199-219.

193. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления Текст. / Ю. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке- М.: Всесоюзное издательство советский композитор, 1982.-С.52-103.

194. Холопов Ю. Старое слово новая мысль Текст. /Ю. Холопов. // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. -М.: Музиздат, 2008.-С.158-163.

195. Холопов Ю.Н. О сущности музыки Текст. /Ю. Холопов.// SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70летию со дня рождения). Московская гос. консер. им. П.И.Чайковского. М.: 2003.-С.6-17.

196. Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008 - 431с.

197. Холопов Ю.Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития Текст. / Ю.Н. Холопов //Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: «Музыка», 1978. - С.127-157.

198. Холопов Ю.Н Холопова В.Н Антон Веберн. М.: Всесоюзное издательство советский композитор, 1984. - С.318.

199. Холопов Ю. Аутсайдер советской музыки: Александр Караманов Текст. / Ю. Холопов // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М.: «Композитор», 1994. - С.120-138.

200. Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. Текст.: монография. М.: «Композитор» 2000. - 319 с.

201. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Текст.: учеб. пособ./ В.Н. Холопова СПб.: «Лань», 1999. - 489 с.

202. Холопова В.Н. Ритмические новации Текст. /В.Н. Холопова. // Русская музыка и XX век М.: Гос институт искусствознания, 1997 - С.554-588.218Холопова В.Н. София Губайдулина Текст.: монография. М: «Композитор», 2008.- 399 с.

203. Цареградская Т.В. Время и ритм в творчестве О. Мессиана М.: «Музыка», 2002,- 374с.

204. Цареградская Т.В. О свойствах временного континуума в музыке Янни-са Ксенакиса Текст./ Т.В Цареградская //Искусство XX века: уходящая эпоха? Том 2 Нижний Новгород: гос. консерватория, 1999 - С.119-126.

205. Цветкова Е. Общность стилевых тенденций в культуре: Скрябин и искусство эвритмии Текст. / Е. Цветкова //А.Н. Скрябин в пространствах культуры XX века М.: Изд. «Композитор», 2009 - С.65-75.

206. Ценова В. Фархадов Р. Акустика и электроника И. Кефалиди // Музыкальная Академия 2008. №4. С.46-54

207. Ценова В. Музыкальное время. Ритм. Глава 5. Теория современной композиции. Текст.: учеб. пособ. для вузов/ В. Ценова. М: «Музыка», 2005-С.71-121.

208. Ценова B.C. Новая религиозность русской музыки и духовные сочинения Эдисона Денисова Текст. /B.C. Ценова. // Музыка XX века. Московский форум. Материалы междун. науч. конференций. М.: Московская гос. консер. им. П.И. Чайковского, 1999. С.128-141.

209. Чехов М. Путь актера. Жизнь и встречи. М.: Издательство Хранитель, 2007.- 554с.

210. Чигарева Е.И. Два полюса в творчестве Альфреда Шнитке Текст. /Е.И. Чигарёва. // Музыка XX века. Московский форум. Материалы междун. науч. конференций- М.: Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского, 1999.-С. 142-147.

211. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М.: «Музыка», 1972.- 175с.

212. Шахназарова И. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита- М.: «Советский композитор», 1975.-237с.

213. Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. - 528с

214. Шёнберг А. Письма. Составление и публикация Эрвина Штайна. СПб.: «Композитор», 2008 461с

215. Шириева Н.В. Принципы структурной организации хоровых сочинений Софии Губайдулиной Текст.: дис.канд. искусствоведения / Н.В. Шириева-Саратов: Саратовская гос. консерватория (академия) им. J1.B. Собинова, 2011.-26с.

216. Шнитке А. Статьи о музыке М.: «Композитор», 2004. - 405с.

217. Штайнер Р. Апокалипсис. Ереван: « Лонгин», 2009. - 446с.

218. Штайнер Р. Сущность музыкального. Ереван: «Лонгин», 2010 - 204с.

219. Штайнер Р. Рихард Вагнер и новые поиски Грааля. Ереван: «Лонгин», 2009,- 181с.

220. Штейнер Р. Происхождение зла и его облик в свете антропософии-СПб.: «Дамаск», 2000.- 348с.

221. Штейнер Р. Пятое евангелие. Из исследований хроники Акаши. М.: «Новалис», 2009. -398с.

222. Штайнер Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы. М.: ACT, СПб.: Terra Fantastica, 2000. -628с.

223. Штейнер Р. Истина и наука. GA 003. Пролог к "Философии свободы". Перевод с нем. Б.П. Григорова-М.: «Новалис», 1992 12с.

224. Штейнер Р. Мистерия и миссия Христиана Розенкрейца- СПб.: «Дамаск», 1992.- 149 с.

225. Штейнер Р. Евангелие от Иоанна в связи с евангелием от Луки и другими евангелиями М.: «Антропософия», 2001. - 300с.

226. Штейнер Р. Смерть как перемена жизни. 182 том GA. Dornach / Schweiz, 2010.-215с.

227. Штайнер Р. Человек как единое звучание творящих Мировых Слов -Ереван: «Лонгин», 2007-221с.

228. Штайнер Р. Антропософия и Мистерии Нового времени- Ереван: «Лонгин», 2008.- 206с.

229. Штейнер Р. Мистерии Востока и христианства М.: «Новалис», 2006-95с.

230. Штайнер Р. Мой жизненный путь М.: Evidentis, 2002 - 365с.

231. Штейнер Р. Антропософские руководящие положения как данные Гётеанумом побуждения. Электронный ресурс.- URL: http://www.bdn-steiner.m/modules.php?name=Steiner&go=page&pid=26#l (дата обращения: 07.08.2012).

232. Штейнер Р. Миссия Архангела Михаила М.: Антропософия, 2000512 с.

233. Штерн A.M. Симметрия и её образы Текст. / A.M. Штерн // А.Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения М.: «Наука», 1991. - С.75-78.

234. Штокхаузен К. Структура и время переживания //HOMO MUSICUS 95 Альманах музыкальной психологии. М.: гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1995. - С. 76-94

235. Шуранов В.А. Духовные координаты музыкального текста Текст. /В.А. Шуранова. //Проблемы музыкальной науки. -Уфа. 2010. 1 (6). С. 12-16.

236. Шюре Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма М.: «Энигма», 2007. -317с.

237. Юнг КГ. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск: «Харвест», 2004-398 с.

238. Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: «Харвест», 2003.-381 с.

239. Gazquez Angelina. Mysteriendramen hautnah //Allgemein Antroposophische Gesellschaft. «DasGoetheanum», Postfach, CH-4143 Dornach. 2011.4 C.4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.